Роман Е.С. Гинзбург "Крутой маршрут" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Ван Линь

  • Ван Линь
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 0
Ван Линь. Роман Е.С. Гинзбург "Крутой маршрут": дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Санкт-Петербург. 2017. 0 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ван Линь

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.1. Тюремно-лагерная литература: понятие, история изучения

1.2. «Хроника времен культа личности»: казенно-официальные идеологемы 1950-1960-х гг. в смысловой структуре произведения. «Крутой маршрут» как «роман испытания»

1.3. История преодоления коммунистических иллюзий: «Крутой

маршрут» как «роман воспитания»

Выводы

ГЛАВА 2. НАРРАТОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА КНИГИ ВОСПОМИНАНИЙ Е.С. ГИНЗБУРГ «КРУТОЙ МАРШРУТ»

2.1. Два повествователя в структуре текста «Крутого маршрута»

2.2. Реализация двух типов повествователя в первой части произведения61

2.3. Два повествователя во второй части книги

2.4. Особенности повествователя в третьей части книги Е.С. Гинзбург

«Крутой маршрут»

Выводы

ГЛАВА 3. СМЫСЛОВЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ В ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ КНИГИ ВОСПОМИНАНИЙ Е.С. ГИНЗБУРГ «КРУТОЙ МАРШРУТ»

3.1. Осцилляция исключающих друг друга смысловых позиций в структуре повествования

3.2. Фикциональное начало мемуарного текста Е.С. Гинзбург

Выводы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

СПИСОК ТЕКСТОВ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роман Е.С. Гинзбург "Крутой маршрут"»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальный для современной науки антропоцентрический подход к различным явлениям, в том числе и к литературе, требует усиления внимания исследователей к реализации человеческого фактора в литературе, представлению в художественном тексте личности. Повышение интереса к исследованию мемуарной и автобиографической прозы обычно связано с процессами демократизации в обществе, возможностью для исследователей открытия новых данных, к которым часто относится, в силу своей достоверности, и автобиографическая литература. В этой связи в литературоведении сформировалась потребность в изучении мемуарной и автобиографической прозы, ярким образцом которой является книга воспоминаний «Крутой маршрут» Евгении Семёновны (Соломоновны) Гинзбург (1904-1977).

«Крутой маршрут» необходимо рассматривать в контексте тюремно-лагерной литературы, авторы которой рассказывают о собственном опыте пребывания в сталинских застенках. В ряду подобного рода текстов прежде всего можно выделить «антикультовые» произведениям советской литературы 1960-х годов, в которых была развернута критика культа личности И.В. Сталина, которая соответствовала официальным идеологическим рамкам, очерченным выступлениями Н.С. Хрущева на ХХ и ХХП съездах КПСС. К ним относятся «Пережитое» Б.А. Дьякова, «Самородок» Г.И. Шелеста, «Барельеф на скале» А.И. Алдан-Семенова и др. Основными героями этих произведений являются «настоящие» коммунисты, ставшие невинными жертвами сталинского беззакония. Они с честью выдерживают суровую проверку на прочность, которой подвергаются в лагерях их идеология, их несгибаемая вера в коммунистические идеалы. Несмотря ни на что, они остаются кристально честными коммунистами, готовыми после развенчания культа личности И.В. Сталина с удвоенной энергией приступить к дальнейшему строительству коммунизма. Перед нами типичный «роман испытания», во всех

разновидностях которого организующую роль играл «мотив испытания героев на неизменность и самотождественность» [Бахтин 1975: 256].

Иначе дело обстоит в таких произведениях, как «Архипелаг ГУЛАГ» А.И. Солженицына, «Колымские рассказы» В.Т. Шаламова, «Факультет ненужных вещей» Ю.О. Домбровского, которые принадлежат к так называемой диссидентской литературе. Их герои в тюрьмах и лагерях окончательно и бесповоротно порывают с коммунистической идеологией, обретая совсем иные взгляды. Так, например, автобиографический персонаж «Архипелага ГУЛАГа» попадает в сталинские застенки, будучи апологетом коммунистической догмы, а выходит на свободу носителем христианского миросозерцания. Здесь уже перед нами конструкция «романа воспитания».

Специфика автобиографического произведения Е.С. Гинзбург «Крутой маршрут» состоит в том, что в нём парадоксальным образом совмещаются и свойства, характерные для казенно-официальной «антикультовой» прозы, и черты, присущие диссидентской литературе. Перед нами, с одной стороны, история о настоящей коммунистке, которая, преодолев все испытания, не изменила вере в революционно-коммунистические идеалы («роман испытания»), а с другой стороны, рассказ о том, как ортодоксальная партийная «хунвэйбинка» постепенно освобождается от груза прежних идеологических предрассудков, трансформируясь в полноценную, мыслящую и одухотворенную личность («роман воспитания»).

Как же можно объяснить природу этой парадоксальной противоречивости? Прежде всего напрашивается предположение о том, что причиной является цензурный фактор. Возможно, Е.С. Гинзбург стремилась опубликовать свое исповедально-автобиографическое произведение в СССР, вследствие чего, естественно, сделала все возможное для того, чтобы адаптировать текст к требованиям советской идеологической цензуры - отсюда и педалирование приверженности главной героини коммунистическим идеалам. Что ж, подобная версия представляется вполне резонной. Некоторые авторские комментарии и в самом деле носят почти демонстративно комплиментарный по

отношению к партийному официозу хрущевских времен характер:.........

......-....................................................? Однако

внимательный анализ текста убеждает, что подобных конъюнктурных реверансов в сторону цензуры в тексте «Крутого маршрута» сравнительно немного. Есть все основания полагать, что многие содержащиеся в произведении восторженные оды в честь революции и признания в любви к коммунистической партии носили искренний характер.

Специфика исповедального текста Е.С. Гинзбург состоит в его противоречивости, эклектичности, он совмещает в себе разнородные начала: казенно-официальная критика «культа личности» Сталина, апология большевиков-ленинцев и коммунистической революции сочетаются с трезвым и глубоким анализом ущербности ортодоксально-коммунистической ментальности. Представляется, что применительно к смысловой структуре «Крутого маршрута» следует говорить о многогранности, многослойности, природа которых обусловлена взаимодействием целого ряда разнонаправленных факторов - их анализу и будет посвящена диссертация.

Актуальность исследования определяется недостаточной изученностью в современном литературоведении способов представления автора в автобиографическом тексте и сложности, многослойности нарратологической структуры автобиографии. Требуют осмысления присутствие в тексте двух авторов-рассказчиков, осцилляция - колебания между различными авторскими позициями, соотношение документального и фикционального начал в автобиографии. Актуальность исследования определяется также малоизученностью автобиографического произведения Е.С. Гинзбург «Крутой маршрут», отсутствием исследований, в которых этот интереснейший исторический и художественный источник был бы подвергнут многоаспектному анализу, направленному на выявление его противоречий и осмысление причин этих противоречий.

Степень разработанности темы диссертации. Проблеме анализа автобиографической литературы посвящены исследования Л.М. Бондаревой,

Т.И. Голубевой, О.С. Гребенюк, Е.Л. Кирилловой, Т.А. Костюковой, А.А. Кудряшовой, М.А. Орловой, И.А. Подавыловой, З.Р. Сутаевой и др. Существенный вклад в изучение проблем сложности и многослойности автобиографического текста внесли труды А.О. Большева. Вопросы о роли автора и различных планах повествования в автобиографической книге рассматривали П.Ф. Иванов, Д.С. Игнатьева, И.В. Кабанова, Т.В. Киреева, О.В. Мамуркина, И.В. Некрасова, Л.М. Нюбина и др. Фикциональное начало в автобиографической прозе анализировали Т.Г. Кучина, Е.В. Лозинская, Н.А. Петрова, Т.Л. Селитрина, И.С. Янская и др. Определённое влияние на решение проблемы языковой специфики автобиографического текста оказали труды таких ученых, как Кемпер Дирк, Е.А. Кованова, А.Н. Ларионова, Е.В. Погодина, Л.М. Тимофеев. Женскому мемуарно-биографическому дискурсу уделили внимание Д.В. Минец, Н.Л. Пушкарева, Н.К. Радина, Е.М. Шахова. Однако проблема многослойности повествования применительно к книге воспоминаний «Крутой маршрут» Е.С. Гинзбург ещё не рассматривалась.

Объектом данного исследования является книга воспоминаний Е.С. Гинзбург «Крутой маршрут» как произведение тюремно-лагерной прозы, посвящённое описанию сталинских репрессий глазами очевидца.

Предмет исследования - многогранность, многослойность идейной, смысловой и повествовательной структуры «Крутого маршрута» и природа этой многогранности.

Цель работы заключается в рассмотрении реализации в структуре «Крутого маршрута» Е.С. Гинзбург двух жанровых разновидностей - «романа испытания» и «романа воспитания» - и обусловленных их парадоксальным сочетанием способов представления в книге образа автора.

Из цели работы вытекают её задачи:

1. Проанализировать специфику сочетания жанровых форм «романа испытания» и «романа воспитания» в жанровой структуре «Крутого маршрута».

Обратить внимание на особое положение книги в контексте тюремно-лагерной прозы, обусловленное данной жанровой спецификой.

2. Провести анализ взаимодействия в нарратологической системе «Крутого маршрута» двух повествователей - молодой Евгении Гинзбург, выражающей свою верность коммунистической идеологии, и пожилой Евгении Семёновны, сумевшей преодолеть идеологические рамки и стать свободной, духовной личностью.

3. Рассмотреть представленную в смысловой структуре произведения осцилляцию - колебания между двумя исключающими друг друга авторскими позициями.

4. Выявить соотношение документального (фактуального) и художественного (фикционального) начал в тексте «Крутого маршрута».

Материалом исследования стало произведение Е.С. Гинзбург «Крутой маршрут» в его последней редакции, без сокращений и исправлений.

Методологическую базу исследования составили труды в области тюремно-лагерной литературы (А.В. Аношина, А.А. Антипов, О.В. Богданова, С.С. Бойко, О.В. Васильева, Е.В. Волкова, Н.В. Ганущак, О.В. Гаркавенко, М.Н. Дмитриева, З.Ю. Кошмитерева, Ю.В. Малова, А.Ю. Минералов, Н.А. Минина, А.В. Сафронов, Л.С. Старикова и др.); исследования в области теории художественной литературы (М.М. Бахтин, Л.Я. Гинзбург, В. Шмид и др.); работы, касающиеся нарратологических и жанровых особенностей художественного текста (Е.Ю. Белаш, И.С. Беляева, С.А. Бозрикова, Л.Е. Бушканец, Э.А. Демченкова, О.В. Евдокимова, Е.М. Загарина, Ю.С. Камардина, Е.А. Краснощекова, Н.В. Осипова, Ю.А. Плужникова, Т.П. Понятина и др.); публикации, посвящённые проблеме соотношения художественного вымысла и реальности в художественном тексте (Р.И. Павленко, Н.А. Петрова и др.); критические и литературоведческие исследования жизни и творчества Е.С. Гинзбург (Ю.Г. Бит-Юнан, Б.Н. Лесняк, А.С. Митюшова, Р.Д. Орлова, М.И. Райзман, С.И. Сивоконь, В.Н. Турбин) и т. д.

В диссертации использовались такие методы анализа, как биографический, историко-литературный, сравнительно-исторический, структурно-семантический, психологический, социологический,

представляющие в целостном виде комплексный подход к изучению литературных произведений.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нём впервые предпринимается попытка анализа нарратологической структуры книги воспоминаний Е.С. Гинзбург «Крутой маршрут»; осмысливаются противоречия в идейном и нарратологическом плане произведения; обнаруживается многослойность повествования, которая проявляется посредством взаимодействия двух жанровых разновидностей - «романа испытания» и «романа воспитания», посредством сочетания в нарратологической структуре книги двух повествователей, посредством осцилляции исключающих друг друга смысловых позиций, посредством взаимодействия документального и фикционального начал.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что она заполняет пробелы в исследовании автобиографического текста, принадлежащего к тюремно-лагерной прозе и рассказывающего о периоде культа личности И.В. Сталина. В диссертации поднимается вопрос о многогранности и сложности автобиографического текста, сочетании в нём различных начал на уровне идеологии, смысла, нарратологии, психологии, формирования образа автора. Результаты, полученные в итоге комплексного многоаспектного анализа автобиографического текста Е.С. Гинзбург, могут быть применены с целью дальнейшего разноаспектного изучения тюремно-лагерной прозы как особого вида дискурса.

Практическая ценность диссертации связана с возможностью использования её материалов в процессе дальнейшего исследования автобиографической (мемуарной) литературы, с одной стороны, и тюремно-лагерной прозы, с другой. Результаты осуществленного исследования могут найти применение в вузовских курсах истории русской литературы, стилистики

текста, курсах и спецкурсах по лингвокультурологии и авторской стилистике, в организации научно-исследовательской работы студентов по анализу языка и текста.

Положения, выносимые на защиту:

1. Книга воспоминаний Е.С. Гинзбург «Крутой маршрут» представляет собой сложное, многоплановое и многослойное произведений, двойственная и противоречивая природа которого проявляется на разных уровнях - идейном, содержательном, повествовательном, жанровом.

2. В жанровой структуре автобиографического произведения Е.С. Гинзбург парадоксально сочетаются черты «романа испытания» (рассказ о коммунистке, стойко прошедшей через все испытания и оставшейся верной делу строительства коммунизма и большевистской идеологии) и «романа воспитания» (рассказ о произошедших в душе и личности героини значительных изменениях, отказе её от коммунистической идеологии, обретении ею истинной гуманности и мудрости).

3. Сложная нарратологическая структура текста «Крутого маршрута» включает два повествователя: в произведении звучат голос молодой коммунистки и голос зрелой, мудрой женщины, избавившейся от прежних идеологических и кастовых предрассудков. В первой части книги громче звучит голос пожилой повествовательницы в виде комментариев происходящих событий, поучений, оправдания и критики. Во второй части пожилая рассказчица приближается к молодой, одобряет её снобизм и кастовость, и голоса сливаются. В третьей части исчезает расщепление личности, голоса органично соединяются; произошедшие в личности автора перемены позволяют голосу пожилой рассказчицы вытеснить голос молодой. Голос молодой повествовательницы звучит в жанровых рамках «романа испытания», голос пожилой - отражает особенности «романа воспитания».

4. В синхронном плане в «Крутом маршруте» проявляется взаимодействие двух различных точек зрения героини-рассказчицы на происходящее. Это «противосмысл» (В. Шмид) - сомнения автора в

собственной правоте, в верности своей идеологической позиции, которую писательница стремится внедрить в сознание читателей. Осцилляция (В. Шмид) обнаруживается в тексте как колебание между двумя взаимоисключающими, противоречащими друг другу смысловыми позициями - прославлением коммунистической идеологии и пониманием её ущербности.

5. Автобиографическое произведение Е.С. Гинзбург сочетает элементы правды (документальности, реальности, объективности) и вымысла (фикциональности, субъективности). Для текста, относящегося к мемуарной литературе, характерна установка на подлинность (в точном изображении времени, пространства, деталей и персонажей), однако в него проникают фикциональные черты, и он обретает свойства романа. Фикциональное начало проявляется при описании автором собственных чувств (непонимания происходящего в стране в период, предшествующий аресту); в нарочитом, неестественном оптимизме; в описании многочисленных случаев чудесного избавления от опасностей и смерти. Романным приёмом становится художественное преувеличение - гиперболизация собственных страданий, преувеличение при описании образов уголовниц и т. п.

6. Многообразные противоречия в идейной, нарратологической, смысловой структуре текста делают «Крутой маршрут» Е.С. Гинзбург психологически привлекательным для читателя произведением, углубляют художественную составляющую текста, повышают его художественный уровень, делают его более богатым и интересным, увеличивают интерес читателя к личности автора.

Апробация работы проводилась в ходе докладов на научных и научно-практических конференциях: (Названия, место и время конференций). Результаты диссертационного исследования докладывались на заседаниях кафедры «...» в .... годах. Материалы диссертации отражены в ... публикациях общим объемом .п. л., включая ... статей (... п. л.), в том числе три статьи в научных изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав (одной теоретической и двух практических), заключения, библиографического списка, включающего 144 источника, а также списка из 11 текстов, ставших материалом для анализа.

ГЛАВА 1. «КРУТОЙ МАРШРУТ» В КУЛЬТУРНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКОМ

КОНТЕКСТЕ «ОТТЕПЕЛИ»

1.1. Тюремно-лагерная литература: понятие, история изучения

Книгу воспоминаний Евгении Семёновны (Соломоновны) Гинзбург (1904-1977) «Крутой маршрут» необходимо рассматривать в контексте так называемой тюремно-лагерной литературы (лагерной прозы), авторы которой с разной степенью достоверности отобразили в своих книгах собственный трагический опыт пребывания в сталинских застенках.

«Крутой маршрут» - это автобиографический роман, в котором автор рассказывает о годах, проведённых ею в сталинских тюрьмах и лагерях. Е.С. Гинзбург была репрессирована в самый разгар сталинских «чисток» партийных рядов, в 1937 году. В это время Е.С. Гинзбург была полностью сформировавшейся личностью и вполне состоявшимся членом общества -членом ВКП(б) с пятилетним стажем, убеждённой коммунисткой, кандидатом исторических наук, преподавателем вуза, специализировавшимся на истории и теории марксистско-ленинского учения. После непродолжительного следствия Е.С. Гинзбург была приговорена к десяти годам тюремного заключения, через два года наказание «смягчили» и она оказалась в сталинских лагерях, а после окончания срока заключения провела ещё восемь лет в ссылке.

Книга «Крутой маршрут» задумывалась автором ещё в период заключения, когда мысль о том, что она напишет по окончании своих мучений, помогала Евгении Семёновне пережить страдания. Первая часть «Крутого маршрута» была издана в 1967 году в Милане, а затем публиковалась в других европейских и американских издательствах. В СССР книга долго ходила в «самиздате» (неофициальных перепечатках), а официально опубликована была лишь в период перестройки, в 1988 году, то есть уже после смерти автора.

Лагерная проза сформировалась в российской литературе после окончания периода культа личности Сталина, когда многие творческие люди,

пережившие аресты, тюремное и лагерное заключение, преследование, ограничения в правах, решили рассказать окружающим о пережитых ими испытаниях, о том, какой жизнью жила страна во время сталинских репрессий. Сами репрессии очерчиваются исследователями временным периодом «с момента убийства Кирова (1 декабря 1934) до смерти И.В. Сталина (5 марта 1953)» [Арстанбеков 2015: 206]. Литературные произведения, созданные пережившими их людьми, получили название «тюремно-лагерная литература», или «лагерная проза». По определению Л.С. Стариковой, «лагерная проза -тематическое направление в русском литературном процессе конца 50-х - 90-х гг. XX века, создающее художественный образ лагеря в творческой рефлексии писателей» [Старикова 2015: 169]. Как отмечает З.Ю. Кошмитерева, лагерная проза «порождена напряженным духовным стремлением осмыслить итоги катастрофических для страны событий, свершившихся в ХХ столетии» [Кошмитерева 2016: 39], то есть в ней не может быть просто рассказа об исторических событиях без попытки их осмыслить (иногда переосмыслить), без желания разобраться в причинах, приведших страну к положению, описываемому авторами.

Для лагерной прозы характерно несколько специфических черт, которые позволяют выделять её в особое тематическое направление в литературе. Во-первых, она включает автобиографические произведения, авторы которых пишут именно о себе. В книгах действуют реальные герои, нет вымышленных персонажей и событий. При этом «произведение одновременно должно быть художественным, чтобы опознаваться как часть действительности, но тем не менее не может читаться как таковое» [Михайлик 2009: 356]. В результате получается сложное соединение автобиографичности, документальности и художественности. То есть от авторов лагерной прозы читатель не ждёт полной автобиографичности и читает их произведения как роман. Как отмечает М.И. Райзман, «писатель ставит перед собой задачу не буквально следовать за реальными фактами, а передать дух, атмосферу лагерной жизни» [Райзман 2009: 14]. Во-вторых, произведения лагерной прозы имеют общую идейную

установку, так как «первостепенная для бывших узников задача - поведать миру горькую правду» [Бойко 2015: 67]. Для писателей важно подробно и правдиво описать пережитое ими в застенках и лагерях, чтобы донести это знание до своих современников и следующих поколений. Именно в этом случае, как им кажется, будут оправданы пережитые ими страдания, потери, муки.

У лагерной прозы в СССР непростая судьба. Сразу после доклада Н.С. Хрущёва «О культе личности и его последствиях», прозвучавшего 25 февраля 1956 года на закрытом заседании ХХ съезда КПСС [Хрущёв 1989], она получила право на существование, стало можно говорить о репрессиях невинных людей и испытаниях, которым они подверглись. Открытого разрешения публиковать работы мемуарного характера не было, поэтому «многие вышедшие на свободу узники ГУЛАГа параллельно, независимо, тайно начали работу над своими воспоминаниями» [Сафронов 2012: 55]. Появились мемуары - «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына, «Погружение во тьму» О.В. Волкова, «Чёрные камни» А.В. Жигулина, «Непридуманное» Л.Э. Разгона, «Колымские рассказы» В.Т. Шаламова, «История моего заключения» Н.А. Заболоцкого, некоторые другие книги, жадно читавшиеся публикой, которой на какое-то время разрешили узнать правду, пусть и только частичную. В это время был создан и «Крутой маршрут» Е.С. Гинзбург. Однако шанса стать достоянием по-настоящему широкой аудитории произведения лагерной прозы не получили, так как после недолгой «оттепели» последовал период застоя и нового замалчивания, в результате чего «четверть века ни книг, ни глухих намёков - ничего, даже из энциклопедий исчезли определённые даты и факты» [Сухих 1989: 193].

Подлинный интерес к данной теме и поток публикаций книг лагерной прозы можно было наблюдать в России уже после перестройки, в конце 1980-х - 1990-х годах ХХ века, когда тема снова была поднята и начала осмысливаться на новом уровне. Целый ряд интереснейших автобиографических произведений, созданных в большинстве своём ещё в период «оттепели», были опубликованы только в 1988 году: в журнале «Новый

мир» - «Колымские рассказы» В.Т. Шаламова и произведение «Себя не потерять» Е.А. Гнедина; в журнале «Звезда» - «Чёрные камни» А.В. Жигулина; в журнале «Юность» - «Непридуманное» Л.Э. Разгона и «Страницы пережитого» И.Т. Твардовского (брата А.Т. Твардовского) и многие другие произведения. В.Т. Шаламов предложил для этого нового направления в литературе название «новая проза», но позже закрепилось наименование «лагерная проза». Кто является его автором, сказать сложно. Как отмечает Ю.В. Малова, «после публикаций свидетельств узников сталинских лагерей на страницах периодических журналов словосочетание "лагерная проза" начало использоваться в современном литературоведении» [Малова 2003: 7]. Книги лагерной прозы являются мемуарами, и в то же время их сложно отнести к мемуаристике, так как авторы, при всём своём желании точно следовать реальным событиям, не могут не комментировать, пытаются осмыслить происходившее с ними, уходят от линейности повествования.

Лагерной прозе посвящён ряд исследований, начавших выходить сразу после появления произведений данного тематического направления и выходящих до сих пор. Из публикаций 1980-90-х гг. можно отметить статью И.Н. Сухих, который анализирует особенности «новой прозы» и рассматривает ряд произведений - «Непридуманное» Л.Э. Разгона, «Чёрный камни» А.В. Жигулина и др. [Сухих 1989]; статью Л. Тимофеева, посвящённую поэтике лагерной прозы [Тимофеев 1991]; работу Ю.И. Сохрякова, в которой внимание уделено нравственным урокам литературы данного нового для того времени тематического направления [Сохряков 1993]; исследование О.В. Васильевой, анализирующей эволюцию лагерной темы и её влияние на русскую литературу 50-80-х годов [Васильева 1996]; монографию Е.В. Волковой «Трагический парадокс Варлама Шаламова», автор которой задаётся целью выявить эстетику воплощения писателем трагического на страницах его книг [Волкова 1998] и другие исследования.

Позже появляется кандидатская диссертация Ю.В. Маловой (2003), автор которой отмечает уникальность лагерной прозы в мировой литературе,

рассматривает её становление, начиная от «Мёртвого дома» Ф.М. Достоевского. Писателей, творчество которых разворачивалось в рамках лагерной прозы, Ю.В. Малова называет писателями-«лагерниками» [Малова 2003: 6]. Надо отметить, что из кандидатских исследований, посвящённых произведениям лагерной прозы, большая часть ориентирована на книги В.Т. Шаламова. И.В. Некрасова (1995) проводит комплексный анализ проблематики и поэтики произведений В.Т. Шаламова в диссертации «Варлам Шаламов - прозаик». Н.Р. Халитова (2000) рассматривает лексико-семантическое поле «Жители страны ГУЛАГ» в «Колымских рассказах». Н.В. Ганущак (2003) обращается к анализу художественной системы писателя с целью «выявления природы идейно-художественных элементов творчества В. Шаламова, определяющих его единство и целостность и отражающих самобытность творческой индивидуальности писателя» [Ганущак 2003: 7]. А.А. Антипов (2006) анализирует особенности новеллистической природы «Колымских рассказов» В.Т. Шаламова и задаётся целью «определить психологические, мировоззренческие и эстетико-теоретические критерии новеллистического мышления В. Шаламова-художника» [Антипов 2006: 4]. А.В. Аношина (2006) анализирует своеобразие художественного мира В.Т. Шаламова. Е.Е. Зинченко (2011) рассматривает мифообразы судьбы в прозе писателя.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ван Линь, 2017 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алташина, В.Д. От воображаемой конфигурации мемуаров к вымыслу романа (к проблеме генезиса романа-мемуаров во Франции XVIII века) / В.Д. Алташина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2006. - Т. 7. - № 21-2. - С. 35-41.

2. Аношина, А.В. Художественный мир Варлама Шаламова: Автореферат дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. - Северодвинск, 2006. -25 с.

3. Антипов, А.А. Новеллистическая природа «Колымских рассказов»

B.Т. Шаламова: Автореферат дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. - Магадан, 2006. - 21 с.

4. Ардамацкая, Д.А. Варлам Шаламов и поэтика после ГУЛАГА / Д.А. Ардамацкая // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2013. - Т. 2. - № 2. - С. 137-143.

5. Арстанбеков, М.С. О массовых жертвах сталинских репрессий / М.С. Арстанбеков, И.К. Юсупалиев // Известия ВУЗов Кыргызстана. - 2015. -№ 5. - С. 206-208.

6. Бабич, С.С. Противоречия как детерминанты трансформационных изменений внутри смысловой сферы / С.С. Бабич // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2012. - № 2. - С. 46-50.

7. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / М.М. Бахтин. - М.: Худ. лит., 1975. - 504 с.

8. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин; Сост.

C.Г. Бочаров, примеч. С.С. Аверинцев и С.Г. Бочаров. - М.: Искусство, 1986. -445 с.

9. Белаш, Е.Ю. Черты биографического романа и романа испытания в «Бритом человеке» А.Б. Мариенгофа / Е.Ю. Белаш // Литература в диалоге культур: Межвуз. научн. сб. - Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2015. - С. 57-65.

10. Беляева, И.С. Фикциональный комментарий в литературе постмодернизма (на материале произведений Владимира Набокова): Автореферат дис. ... канд. филол. наук: 10.01.08. -М., 2009. - 18 с.

11.Бит-Юнан, Ю.Г. Между «Новым миром» и «Посевом»: к судьбе запрещенных произведений Е.С. Гинзбург и В.С. Гроссмана / Ю.Г. Бит-Юнан, А.С. Митюшова // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. - 2015. - № 5. - С. 61-72.

12. Богданова, О.В. Лагерная проза 1950-1990-х годов: учебное пособие / О.В. Богданова. - СПб.: Филологич. ф-т СПбГУ, 2004. - 32 с.

13. Бозрикова, С.А. Фактуальный vs. Фикциональный нарратив / С.А. Бозрикова // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. - 2015. - № 3. - С. 51-52.

14. Бойко, С.С. «Лагерная проза» как этап формирования литературы нового типа / С.С. Бойко // Новый филологический вестник. - 2015. -№3(34).-С. 65-81.

15. Большев, А.О. Исповедально-автобиографическое начало в русской прозе второй половины XX века: Автореферат дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.01.-СПб., 2003.-35 с.

16. Большев, А.О. Наука ненависти. Очерки о конфронтационно-невротической ментальности / А.О. Большев. - СПб.: Союз писателей Санкт-Петербурга, 2012. - 192 с.

17. Большев, А.О. Роман Захара Прилепина «Обитель» в контексте тюремно-лагерной русской прозы ХХ века / А.О. Большев // Филология и культура. - 2016. - № 4 (46). - С. 129-138.

18. Большев, А.О. Сергей Довлатов в зоне эклектики / А.О. Большев // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. - 2014. -№ 4. - С. 30-37.

19. Большев, А.О. Шедевры русской прозы в свете психобиографического подхода: монография / А.О. Большев. - СПб.: Филол. ф-т СПБГУ, 2011. - 347 с.

20. Бондарева, Л.М. Структура и функции субъекта речевой деятельности в текстах мемуарного типа (на материале современного ненецкого языка): Автореферат дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04. - СПб., 1994. -20 с.

21. Бушканец, Л.Е. А.П. Чехов и традиции европейского романа воспитания / Л.Е. Бушканец // Филология и культура. - 2013. - № 4. - С. 162168.

22. Васильева, О.В. Эволюция лагерной темы и её влияние на русскую литературу 50-80-х годов / О.В. Васильева // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 1996. - Сер. 2. - Вып. 4 (№ 23). - С. 54-63.

23. Вахидов, Р.Р. Некоторые «результаты» деятельности диссидентов в СССР / Р.Р. Вахидов, Н.В. Мику // Современные научные исследования и инновации. -2015. -№ 6-2 (50). - С. 188-192.

24. Волкова, Е.В. Трагический парадокс Варлама Шаламова / Е.В. Волкова. - М.: Республика, 1998. - 176 с.

25. Воронина, Э.А. «Подросток» Ф.М. Достоевского как роман воспитания: своеобразие жанровой модели / Э.А. Воронина // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Лингвистика. - 2015. - Т. 12. -№2. -С. 15-21.

26. Ганущак, Н.В. Творчество Варлама Шаламова как художественная система: Автореферат дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. - Тюмень, 2003. -22 с.

27. Гаркавенко, О.В. Христианские мотивы в творчестве А.И. Солженицына: Автореферат дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. - Саратов, 2007. - 22 с.

28. Гинзбург, Л.Я. О психологической прозе / Л.Я. Гинзбург. - Л.: Худ. лит-ра, 1977.-450 с.

29. Головачева, И.В. Фикциональность эго-текста: казус автоинтерпретации в мемуарах Кристофера Ишервуда 1945-1951 годов / И.В. Головачева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. - 2012. -№ 3. - С. 13-23.

30. Голубева, Т.И. Повествование от первого лица как одна из основных лингвистических характеристик текстов автобиографий / Т.И. Голубева, С.В. Фирсова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2015. -№ 6-2 (48). - С. 65-68.

31. Гофф, И. На белом фоне. Рассказы. Воспоминания / И. Гофф. - М.: Современный писатель, 1993. - 384 с.

32. Гребенюк, О.С. Автобиография: философско-культурологический анализ: Автореферат дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01. - Ростов-на-Дону, 2005.-21 с.

33. Демченкова, Э.А. «Подросток» Ф.М. Достоевского как роман воспитания (жанр и поэтика): Автореферат дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. - Екатеринбург, 2001. - 19 с.

34. Дмитриева, М.Н. Абсурдное и парадоксальное в лагерной прозе С. Довлатова / М.Н. Дмитриева // Русское слово на Северном Кавказе: история и современность: Междунар. науч.-практ. конф. - Пятигорск: Пятигорск. гос. ун-т, 2016.-С. 229-231.

35. Евдокимова, О.В. От романа-культуры («Дворянское гнездо») - к роману-цивилизации («Дым»): эволюция романа-испытания в творчестве И.С. Тургенева / О.В. Евдокимова // Роман И.С. Тургенева «Дым» в истории изучения: научно-практ. издание; научн. ред., автор проекта О.В. Евдокимова. -СПб.: Своё издательство, 2014. - С. 169-176.

36. Евдокимова, О.В. Эволюция романа-испытания в творчестве И.С. Тургенева («Дворянское гнездо» - «Дым») /О.В. Евдокимова // Спасский вестник. - 2013. - № 21. - С. 42-47.

37. Елизаветина, Г.Г. Становление жанров автобиографий и мемуаров / Г.Г. Елизаветина // Русский и западноевропейский классицизм. - М.: Наука,1982. - С. 235-263.

38. Ефимова, А.Н. История возрастания личности в воспоминаниях Д.С. Лихачева о Соловках. К 110-летию академика Д.С. Лихачева / А.Н.

Ефимова // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - 2016а. - Т. 17. -№4. -С. 280-285.

39. Ефимова, А.Н. Типология личностей в лагерной прозе Б.Н. Ширяева, О.В. Волкова, Д.С. Лихачева / А.Н. Ефимова // Культура и цивилизация. -20166. -№2. -С. 155-163.

40. Загарина, Е.М. Традиции романа воспитания в прозе Дж. Ирвинга конца 1960-х - 1980-х гг.: Автореферат дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03. -Саранск, 2011. - 23 с.

41. Звонарева, Ю.В. Лингвистические средства идентификации личности в литературной автобиографии: Автореферат дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. - Челябинск, 2013.-23 с.

42. Зинченко, Е.Е. Мифообразы судьбы в прозе Варлама Тихоновича Шаламова: Автореферат дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. - Волгоград, 2011.-22 с.

43. Золотухина-Аболина, Е.В. Проблема вымысла: между фантазией и реальностью / Е.В. Золотухина-Аболина // Эпистемология и философия науки. - 2010. - Т. 23. - № 1. - С. 148-159.

44. Иванов, П.Ф. Система субъектных планов повествования в автобиографической прозе Гюнтера Грасса / П.Ф. Иванов // Sochi Journal of Economy. - 2012. - № 2. - С. 206-211.

45. Ивков, Н.Н. Условия, формы и механизмы динамики смысловой сферы личности / Н.Н. Ивков // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2016. - Т. 9. - № 3. - С. 54-73.

46. Игнатьева, Д.С. Природа синтеза автобиографии, науки и вымысла в романе Ричарда Пауэрса «Галатея 2.2» / Д.С. Игнатьева // Филология и культура. - 2016. - № 4 (46). - С. 193-198.

47. Игнатьева, К.А. Трансформация образа диссидента в советской культуре: от «оттепели» к «перестройке» / К.А. Игнатьева, Н.Н. Наумова // Новое слово в науке: перспективы развития. - 2016. - № 1-1 (7). - С. 88-91.

48. Кабанова, И.В. Документальное и вымышленное в автобиографии: Джордж Оруэлл и Сирил Коннолли / И.В. Кабанова // Филологический класс. -2012.-№2.- С. 107-112.

49. Камардина, Ю.С. Роман Ч. Диккенса «Жизнь и приключения Николаса Никльби» как роман воспитания (проблемы жанровой поэтики): Автореферат дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03. - Балашов, 2011. -21 с.

50. Кан Бён Юн. Роман воспитания в литературе ХХ века: «Мы» Е. Замятина и новый тип экспликации процесса формирования личности / Кан Бён Юн // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. - 2010. -№3.-С. 160-165.

51. Кемпер Дирк. Поэтика автобиографического повествования: автобиография И.В. Гёте в типологическом освещении: Автореферат дис. . канд. филол. наук: 10.01.08. -М., 2010.-24 с.

52. Киреева, Т.В. Документально-художественный синтез как дискурсивная стратегия литературной личности (А.И. Солженицын, «Архипелаг ГУЛАГ»): Автореферат дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. - Сочи, 2012.-23 с.

53. Кириллова, Е.Л. Мемуаристика как метажанр и ее жанровые модификации (На материале мемуарной прозы русского зарубежья первой волны): Автореферат дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. - Владивосток, 2004. - 26 с.

54. Клабукова, У.А. Книга Ольги Громовой «Сахарный ребенок» как «роман воспитания» / У.А. Клабукова // Мировая словесность для детей и о детях: 20-ая Всерос. конф. - Ярославль: Литера, 2016. - С. 116-119.

55. Клейменова, В.Ю. Фикциональность и вымысел в тексте / В.Ю. Клейменова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2011. -№ 143. - С. 94-102.

56. Ковалев, О.А. Заметки о фикциональности в рассказах В.М. Шукшина / О.А. Ковалев // Филология и человек. - 2009. - № 2. - С. 14-27.

57. Кованова, Е.А. Риторика автобиографического дискурса (на материале автобиографий американских деятелей политики и искусства): Автореферат дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04. - СПб., 2005. - 19 с.

58. Костюкова, Т.А. Документальная проза: специфика жанра Т.А. Костюкова, С. Сайни // Научные исследования: от теории к практике. -2015.-№3(4).-С. 242-244.

59. Кошмитерева, З.Ю. «Стальная гармошка века»: лагерная проза в творчестве А.И. Солженицына / З.Ю. Кошмитерева // Научные итоги года: достижения, проекты, гипотезы. - 2016. - № 6. - С. 39-44.

60. Краснощекова, Е.А. Роман воспитания. Bildungsroman на русской почве: Карамзин, Пушкин, Гончаров, Толстой, Достоевский: монография / Е.А. Краснощекова. - СПб.: Изд-во Пушкинского фонда, 2008. - 478 с.

61. Крылов, В.Н. «Усталость» от вымысла, или о синтезе художественного и документального в литературе серебряного века / В.Н. Крылов // Филология и культура. - 2012. - № 4 (30). - С. 22-25.

62. Кудряшова, А.А. Теоретические основы жанра в русской автобиографической прозе: Автореферат дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.08. -М., 2013. -36 с.

63. Кулакова, И.И. Мемуарно-автобиографическая проза А.В. Никитенко: Автореферат дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. - Орел, 2000. - 20 с.

64. Кучер, З.И. Автофикция в раннем творчестве швейцарского писателя П. Низона / З.И. Кучер // Молодий вчений. - 2016. - № 2 (29). - С. 387-391.

65. Кучина, Т.Г. Документальное письмо как фикциональный нарратив: о прозе Р. Гальего / Т.Г. Кучина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2008. - № 10. - С. 205-209.

66. Ларионова, А.Н. Формы репрезентации авторского я в воспоминаниях А.А. Григорьева «Мои литературные и нравственные скитальчества» / А.Н. Ларионова // Вестник Череповецкого государственного университета. -2015.-№8(69).-С. 67-70.

67. Левченко, С.О. Критика классической эстетики в «Колымских рассказах» В. Шаламова (на примере рассказа «Боль») / С.О. Левченко // Вестник молодых ученых и специалистов Самарского государственного университета. - 2013. - № 3. - С. 67-71.

68. Лесняк, Б. Евгения Семеновна Гинзбург (Из книги «Неоконченные споры») / Б. Лесняк // Северная правда. - 1994. - № 2 (7379). - 14 января. - С. 5.

69. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. и составитель А.Н. Николюкин.- М.: Интелвак, 2001.- 1600 с.

70. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. Редкол.: Л.Г. Андреев, Н.И. Балашов, А.Г. Бочаров и др. - М.: Сов. энциклопедия, 1987. - 752 с.

71. Лозинская, Е.В. 2016.01.003. Десять тезисов о фикциональности и против нее: дискуссия в журнале «Нарратив» (сводный реферат) / Е.В. Лозинская // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 7: Литературоведение. Реферативный журнал. - 2016. -№ 1. - С. 26-33.

72. Максимова, О.В. «Тюремная автобиография» Николая Александровича Максимова (публикация, предисловие и комментарии О.В. Максимовой) / О.В. Максимова // Историко-биологические исследования. -2016.-Т. 8.-№4.-С. 69-89.

73. Малова, Ю.В. Становление и развитие «лагерной прозы» в русской литературе Х1Х-ХХ вв.: Автореферат ... дис. канд. филол. наук: 10.01.01. -Саранск, 2003. - 22 с.

74. Мамуркина, О.В. Формы проявления авторского начала как источник художественного нарратива в путевой литературе второй половины ХУШ века / О.В. Мамуркина // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. -2011. - Т. 1. -№4-1. - С. 8-16.

75. Маркова, М.Т. Культура постмодернизма и русские диссиденты / М.Т. Маркова // Метаморфозы истории. - 1997. - № 1. - С. 256-260.

76. Маслова, Т.Е. Роман воспитания в творчестве Теккерея 1850-х годов: Автореферат дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03. - СПб., 2002. - 20 с.

77. Мацкайлова, О.А. Позиция как характеристика субъекта / О.А. Мацкайлова // Вестник Оренбургского государственного университета. -2005.-№ 10-1.-С. 83-88.

78. Минералов, А.Ю. «Каторжно-лагерная» сюжетно-образная традиция в русской прозе XX в. / А.Ю. Минералов // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - № 18. - С. 106112.

79. Минец, Д.В. Гендерная концептосфера женского мемуарно-автобиографического дискурса: Автореферат дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. - Череповец, 2012.-22 с.

80. Минина, Н.А. Проблема выбора в лагерной прозе (по роману И. Головкиной «Побеждённые»): монография / Н.А. Минина, Н.Л. Федченко; Научн. ред. Л.В. Чернова. - Армавир: Армавир. гос. пед. академия, 2016. - 112 с.

81. Митюшова, А.С. Конфликт интересов: мемуары С.И. Аллилуевой и хроника Е.С. Гинзбург в оценке англоязычной критики 1967 г. / А.С. Митюшова // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. - 2016. - № 8 (17). - С. 22-35.

82. Михайлик, Е. Не отражается и не отбрасывает тени: «закрытое» общество и лагерная литература / Е. Михайлик // Новое литературное обозрение. - 2009. -№ 100. - С. 356-375.

83. Мухамед Наср эль-Дин Мухамед Эль-Гибали. «Архипелаг ГУЛАГ» А.И. Солженицына. Проблема автобиографизма: Автореферат дис. . канд. филол. наук: 10.01.01. - СПб., 2001. -21 с.

84. Некрасова, И.В. Варлам Шаламов - прозаик (проблематика и поэтика): Автореферат дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. - Самара, 1995. - 17 с.

85. Некрасова, И.В. Расширение границ документального в произведениях новейшей русской литературы / И.В. Некрасова // Филология и культура. - 2016. - № 3 (45). - С. 129-134.

86. Нуркова, В.В. Свершенное продолжается. Психология автобиографической памяти личности / В.В. Нуркова. - М.: Изд-во УРАО,

2000. - 320 с.

87. Нюбина, Л.М. Фрагментарность автобиографического нарратива в дискурсе вспоминающей личности / Л.М. Нюбина // Известия Смоленского государственного университета. - 2011. - № 4. - С. 181-193.

88. Одинцова, М.П. Образ человека униженного в русской лингвокультуре (на материале «Колымских рассказов» Варлама Шаламова) / М.П. Одинцова // Вестник Омского университета. - 2009. - № 3. - С. 157-159.

89. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. -М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

90. Орлова, М.А. Автобиографии как площадки самопрезентации индивидуальной и коллективной памяти поколения 68-го года / М.А. Орлова // Молодий вчений. - 2016. - № 2 (29). - С. 404-408.

91. Орлова, Р. Мы жили в Москве: 1956-1980 / Р. Орлова, Л. Копелев. -М.: Книга, 1990.-448 с.

92. Осипова, Н.В. «Давид Копперфилд» Ч. Диккенса и «Пенденнис» У. Теккерея - два варианта романа воспитания (опыт типологического сопоставления): Автореферат дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03. - Балашов,

2001.- 19 с.

93. Осьмухина, О.Ю. Традиции романа воспитания в романах В. Пелевина / О.Ю. Осьмухина // Традиции в русской литературе: Междунар. сб. научн. тр. - Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2014. - С. 235-242.

94. Павленко, Р.И. Соотношение художественного вымысла и реальности в осмыслении литературных критиков новых журналов второй половины 1990-

х годов / Р.И. Павленко // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. - 2015. - Т. 15. - № 4. - С. 118-121.

95. Пашигорев, В.Н. Роман воспитания в немецкой литературе ХУШ-ХХ веков. Генезис и эволюция: Автореферат дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.03. -Ростов-на-Дону, 2005. - 34 с.

96. Петрова, Н.А. Документальное и вымышленное в рассказах Д. Драгунского / Н.А. Петрова // Филология и культура. - 2012. - № 4 (30). - С. 206-208.

97. Петрова, Н.А. Концлагерная проза: от документа к роману / Н.А. Петрова, И.А. Подавылова // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. - 2014. - № 3 (27). - С. 146-153.

98. Плужникова, Ю.А. Роман И.А. Гончарова «Обыкновенная история» и «роман воспитания» в русской и немецкой литературе ХУШ-Х1Х веков: Автореферат дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. - Ульяновск, 2012. -23 с.

99. Погодина, Е.В. Специфика речевого функционирования категорий «пространство» и «время» в автобиографической прозе: Автореферат дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. - СПб., 2002.-21 с.

100. Подавылова, И.А. Модификация классического «романа воспитания» в мемуарной «лагерной» прозе / И.А. Подавылова // Филология и культура. -2012.-№4(30).-С. 148-151.

101. Понятина, Т.П. Самопрезентация автора-повествователя как составляющий элемент коммуникативной структуры художественного текста / Т.П. Понятина // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2011. - № 6-2. - С. 527-530.

102. Пушкарева, Н.Л. Мемуары и автобиографии женщин как исследовательский «полигон» для изучения «женского письма» / Н.Л. Пушкарева // Е.Р. Дашкова и XVIII век: Традиции и новые подходы. - М.: МГИ им. Е.Р. Дашковой, 2012. - С. 224-241.

103. Радина, Н.К. Культурно-специфическое и индивидуальное в историях жизни мужчин и женщин (на материале автобиографий) / Н.К. Радина // Психологический журнал. - 2015. - Т. 36. - № 1. - С. 71-80.

104. Райзман, М.И. Задержанная литература: учебное пособие / М.И. Райзман. - Магадан: Охотник, 2009. - 108 с.

105. Райзман, М.И. Жанровое своеобразие повести В. Леонтьева «Мальчишка из Увэлена» / М.И. Райзман // Вестник Северо-Восточного государственного университета. - 2014. - № 21. - С. 34-38.

106. Романов, В.А. Специфика трансформации традиций романа воспитания в отечественном фэнтези 2000-х гг. (на материале творчества Ника Перумова) / В.А. Романов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2014. - № 2-3. - С. 297-300.

107. Савоева, Н.В. Я выбрала Колыму: Архивы памяти. Вып. 1 / Н.В. Савоева. - Магадан: МАОБТИ, 1996.-48 с.

108. Садриева, А.Н. Трансформация западноевропейского романа воспитания в культурном контексте современности: Автореферат дис. ... канд. культурологии: 24.00.01. - Екатеринбург, 2007. -22 с.

109. Салтымакова, О.А. Композиционно-речевые типы повествователя в повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или утопленница» / О.А. Салтымакова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2013. - № 6-1 (24). - С. 186-191.

110. Сапченко, Л.А. Образ Андрея Ивановича Тентетникова и традиции европейского романа воспитания / Л.А. Сапченко // Творчество Гоголя и европейская культура. Пятнадцатые Гоголевские чтения: Сб. научн. ст. по мат. Междунар. научн. конф. - Новосибирск: Новосиб. изд. дом, 2016. - С. 105-113.

111. Сатилина, Ю.А. ГУЛАГ: Портреты женщин (по материалам произведений «Реквием» А.А. Ахматовой и «Крутой маршрут» Е.С. Гинзбург / Ю.А. Сатилина, Н.В. Казанова // Социокультурное пространство Юга России: межнациональное и межконфессиональное взаимодействие: Мат. Всерос. науч.-

практ. конф. и круглого стола. - Волгоград: Волгогр. научн. изд-во, 2015. - С. 45-50.

112. Сафронов, А.В. Жанровое своеобразие русской художественной документалистики (очерк, мемуары, «лагерная» проза): учебно-методическое пособие / А.В. Сафронов. - Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2015. - 148 с.

113. Сафронов, А.В. После «Архипелага» (поэтика лагерной прозы конца XX века) / А.В. Сафронов // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. - 2013. - № 3 (40). - С. 139-154.

114. Селеменева, М.В. Жанровые признаки романа воспитания в «Московской книге» Ю. Нагибина и «Записках коренного москвича» А. Дидурова / М.В. Селеменева // Пушкинские чтения-2011. «Живые» традиции в русской литературе: жанр, автор, герой, текст: Мат. XVI Междунар. научн. конф.; под общ. ред. В.Н. Скворцова. - СПб.: Ленингр. гос. ун-т им. А.С. Пушкина, 2011. - С. 91-97.

115. Селитрина, Т.Л. Литературность «Автобиографии» Марка Твена / Т.Л. Селитрина // Филология и культура. - 2016. - № 4 (46). - С. 255-261.

116. Серебрякова, Е.Г. Литературно-публицистическое наследие диссидентов как объект культурологического исследования / Е.Г. Серебрякова // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - 2015. - № 3 (19). - С. 17-25.

117. Серебрякова, Е.Г. Солженицын как текст в литературно-публицистической практике диссидентов / Е.Г. Серебрякова // Вопросы культурологии. - 2014. - № 1. - С. 84-88.

118. Сивоконь, С. Скромная знаменитость / С. Сивоконь // Семья и школа. - 1991. -№ 4. - С. 52-53.

119. Синбаригова, Э.А. Художественное осмысление «лагерной темы» и преломление традиций «лагерной прозы» в романе Канты Ибрагимова «Прошедшие войны» / Э.А. Синбаригова // Известия Чеченского государственного педагогического института. - 2015. - Т. 5. - № 4 (12). - С. 1721.

120. Сохряков, Ю. Нравственные уроки «лагерной» прозы / Ю. Сохряков //Москва. - 1993. -№ 1. - С. 175-183.

121. Старикова, Л.С. «Лагерная проза» в контексте русской литературы ХХ века: понятие, границы, специфика / Л.С. Старикова // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. - № 2-4 (62). - С. 169174.

122. Султанова, А.М. Нравственно-философская проблематика романа А.И. Солженицына «В круге первом»: Автореферат дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. - Махачкала, 2008.-25 с.

123. Сутаева, З.Р. Жанровые особенности автобиографической и мемуарной прозы (на материале творчества А.С. Пушкина, П.А. Вяземского, Н.Г. Чернышевского): Автореферат дис. ... канд. филол. наук: 10.01.08. - М., 1998.-22 с.

124. Сухих, И. Эта тема пришла. / И. Сухих // Звезда. - 1989. - № 3. - С. 193-200.

125. Тимофеев, Л. Поэтика «лагерной прозы»: первое чтение «Колымских рассказов» В. Шаламова / Л. Тимофеев // Октябрь. -1991. - № 3. - С. 182-195.

126. Токарева, Т.Н. Традиции романа воспитания в советской литературе / Т.Н. Токарева // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. -2011. -№ 1. - С. 93-97.

127. Турбин, В. Долюшка женская / В. Турбин // Знамя. - 1990. - № 4 - С. 226-228.

128. Тырина, Е.Р. Автобиографический герой и повествователь в книге Б. Филиппова «Всплывшее в памяти» / Е.Р. Тырина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-2. - С. 234.

129. Урманов, А.В. Поэтика прозы А.И. Солженицына: Автореферат дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.01.-М., 2001.-38 с.

130. Халитова, Н.Р. Лексико-семантическое поле «Жители страны ГУЛАГ» в «Колымских рассказах» В.Т. Шаламова: Автореферат дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. - Магнитогорск, 2000. -22 с.

131. Церковский, А.Л. Современные взгляды на проблему отношения человека к самому себе / А.Л. Церковский // Вестник Витебского государственного медицинского университета. - 2008. - Т. 7. - № 4. - С. 102108.

132. Черкасов, Р.В. Фикциональный дискурс в литературе: проблема репрезентации: Автореферат дис. ... канд. филол. наук: 10.01.08. - Самара, 2007. - 19 с.

133. Чуйкина, С. Как рассказать о ГУЛАГЕ языком исторической выставки: «Право переписки» в московском «Мемориале» / С. Чуйкина // Laboratorium. Журнал социальных исследований. - 2015. - Т. 7. - № 1. - С. 158183.

134. Чупракова, Е.И. Роман Э.Т.А. Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра» в контексте немецкого романа воспитания XVIII века: Автореферат дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03. - Калининград, 2003. -20 с.

135. Чупринин, С. Жизнь по понятиям: Русская литература сегодня / С. Чупринин. - М.: Время, 2007. - 768 с.

136. Шанский, Н.М. Современный русский язык: учебное пособие: в 3-х ч. Ч. 2. Словообразование. Морфология / Н.М. Шанский, А.Н. Тихонов. - М.: Просвещение, 1981. -270 с.

137. Шараков, С.Л. «Преступление и наказание» как роман-воспитание / С.Л. Шараков // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - 2015. - № 5 (88). - С. 98-101.

138. Шарифова, С.Ш.К. Типы документально-художественного романа / С.Ш.К. Шарифова // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2011. - № 23. - С. 271-277.

139. Шахова, Е.М. Отражение гендерной идентичности в автобиографиях мужчин и женщин / Е.М. Шахова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. -2015.-№109.-С. 801-812.

140. Шмид, В. «Братья Карамазовы» - надрыв автора, или Роман о двух концах // В. Шмид. Проза как поэзия. Пушкин, Достоевский, Чехов, авангард. -СПб.: Инапресс, 1998. - С. 176-218.

141. Шмид, В. Нарратология / В. Шмид. - М.: Языки славянской культуры, 2003. - 312 с.

142. Юмдылыкова, Б.Н. Концепция смерти в «лагерной» прозе / Б.Н. Юмдылыкова // Вестник Забайкальского государственного университета. -2007. -№ 4. - С. 75-81.

143. Юрина, Н.Г. Поэтика литературного воспоминания В.С. Соловьева «Н.Г. Чернышевский» / Н.Г. Юрина // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2015. - № 1. - С. 127-137.

144. Янская, И. Пределы достоверности (очерки документальной литературы) / И. Янская, В. Кардин. - М.: Советский писатель, 1981. - 316 с.

СПИСОК ТЕКСТОВ

1. Алдан-Семенов, А.И. После выстрела «Авроры». Барельеф на скале»: повести/А.И. Алдан-Семенов. -М.: Сов. писатель, 1990. -424 с.

2. Гинзбург, Е. Крутой маршрут. Хроника времён культа личности / Е. Гинзбург. -М.: АСТ, 2008. - 715 с.

3. Домбровский, Ю.О. Факультет ненужных вещей / Ю.О. Домбровский. - М.: Новая газета, 2011. - 720 с.

4. Дьяков, Б.А. Повесть о пережитом / Б.А. Дьяков. - М.: Сов. Россия, 1966.-264 с.

5. Евтушенко, Е.А. Стихотворения. Братская ГЭС / Е.А. Евтушенко. - М.: Сов. писатель, 1967. -240 с.

6. Серебрякова, Г.И. Смерч / Г.И. Серебрякова // «Дело №...». Летопись горького времени: повести, рассказы, статьи, очерки и стихи. - Алма-Ата: Жазушы, 1989. - С. 6-64.

7. Симонов, К.М. Живые и мёртвые / К.М. Симонов. - М.: АСТ, 2010. -

508 с.

8. Солженицын, А.И. Архипелаг ГУЛАГ // А.И. Солженицын. Малое собрание сочинений: В 7 т. Т. 5. -М.: Инком-НВ, 1991. -432 с.

9. Хрущёв, Н.С. О культе личности и его последствиях. Доклад XX съезду КПСС / Н.С. Хрущёв // Известия ЦК КПСС. - 1989. - № 3. - С. 128-170.

10. Шаламов, В.Т. Колымские рассказы / В.Т. Шаламов. - М.: Азбука, 2015.-384 с.

11. Шелест, Г.И. Самородок / Г.И. Шелест // Известия. - 1962. - 5 ноября.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.