Роль восприятия в онтологизации идей и образов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат наук Воробьева, Александра Дмитриевна

  • Воробьева, Александра Дмитриевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Волгоград
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 168
Воробьева, Александра Дмитриевна. Роль восприятия в онтологизации идей и образов: дис. кандидат наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Волгоград. 2017. 168 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Воробьева, Александра Дмитриевна

Оглавление

Введение

Глава 1. Концепт «онтологизация»: историко-философский экскурс

1.1. Фундаменталистское понимание онтологизации в классической философии

1.2. Предпосылки и сущность конструктивистской трактовки онтологизации

1.3. Концепт «онтологизация» в современном философском дискурсе

Глава 2. Основные характеристики онтологизации и восприятия

2.1. Виды онтологизации как процесса конструирования картин мира

2.2. Восприятие как система субъективных образов и первичная

онтологизация

Глава 3. Взаимосвязь онтологизации и восприятия

3.1. Восприятие как условие и источник индивидуальной онтологизации идей и образов

3.2. Изменения системы восприятия как фактор трансформации процессов

онтологизации идей и образов

Заключение

Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль восприятия в онтологизации идей и образов»

Введение

Актуальность исследования. Парадигмальные изменения в философии и науке, начавшиеся в конце XIX в. и обусловленные переходом от классики к неклассике, сопровождались трансформацией картин мира и переосмыслением их философских оснований. На смену убеждению в существовании единого и неизменного бытия пришел онтологический плюрализм, утверждающий полифундаментальность реальности, а затем и само существование реальности было поставлено под сомнение. Соответственно, изменились представления о соотношении бытия и познания: репрезентативизм, в рамках которого познание рассматривалось как отражение свойств реальности, был вытеснен конструктивистскими подходами, сводящими реальность к системам представлений, рождающихся в социальных и когнитивных практиках. Утверждая множественность и изменчивость онтологических моделей, конструктивизм проблематизирует процессы формирования онтологий, различные варианты которых обобщаются понятием «онтологизация».

Необходимость исследования онтологизации обусловлена фрагментарностью и неполнотой теоретических объяснений сущности этого процесса. Как правило, онтологизацию трактуют очень узко, понимая под ней либо процесс продуцирования онтологических схем в философском или научном познании и последующее включение их в системы представлений о реальности1, либо особую методологию мыслительно-организационной деятельности2, либо выстраивание локальных онтологий отдельных предметных сфер или конкретных феноменов . Между тем представления о бытийности объектов возникают уже при выполнении перцептивных задач.

1 Невважай И. Д. Проблема региональных онтологий в современном естествознании //Философия науки и техники. 2009. Том 14. Номер 1. С. 131-143.

2. Щедровицкий Г. П. Философия. Наука. Методология. М., 1997. 656 с.

3 Эрекаев В.Д. Онтология квантовой космологии // Современная космология: философские горизонты. М.: 2011 С. 216-263; Карпов А. О. Онтологизация, "онтологизация" и образование // Вопросы философии. 2013. № 9. С. 31-42.

Поэтому онтологизацию можно рассматривать не только как методологическую процедуру, но и как реальную практику формирования первичных представлений о реальности, происходящую при решающем участии восприятия. Таким образом, теоретическое осмысление данного процесса требует исследования его взаимосвязи с чувственным опытом человека.

Переосмысление значения чувственного образа в качестве важнейшего инструмента познания - одна из ключевых задач современной онтологии и гносеологии. Образы восприятия играют особую роль в освоении мира, так как они участвуют не только в конструировании картин мира, но и в создании повседневной реальности, жизненного мира человека, включающего представления о бытии и бытийности. Такое исследование позволяет осмыслить восприятие не только как материал познания, но как один из ведущих когнитивных процессов. Именно восприятие обеспечивает целостность реальности, конструируемой человеком в ходе онтологизации, захватывающей все уровни человеческого бытия, включая самые абстрактные. Участие образов восприятия в конструировании абстрактных моделей не всегда очевидно, но именно потому оно требует особого внимания.

Выявление механизма влияния восприятия на различные виды онтологизации позволило бы сделать более осознанным целенаправленное конструирование новых моделей реальности, создавать условия для формирования и внедрения определённых онтологических моделей. С другой стороны, понимание того, что онтологические представления не могут развиваться без чувственного взаимодействия с миром, определяет практико-ориентированные стратегии философских и научных исследований. Знание механизмов функционирования онтологизации позволит человеку достигнуть лучшего контроля над собственным сознанием и, в конечном счете, повысить эффективность своей познавательной и практической деятельности.

Степень научной разработанности проблемы. В классической философии сформировалось фундаменталисткое представление о познании и освоении мира человеком, в рамках которого онтологизация как самостоятельный процесс не выделялась. Высказанная Парменидом идея о необходимости поиска правильного пути познания4 задала тенденцию к изучению лишь тех способов конструирования представлений о бытийности, которые позволяли создавать рациональную картину мира. Таким образом, для античной философии магистральной линией стала ориентация на достижение единственно правильной истины о бытии с помощью мышления. Платон дополнил ее мистико-интуитивным постижением «бытия бытия»5, осуществлявшемся в отрыве от восприятия, а Аристотель хотя и замкнул вновь представления о бытии на доктринальном мышлении6, однако в его иерархической системе познания бытия восприятие осталось первой и самой низшей ступенью7. Тем самым была определена роль восприятия как «толчка» к постижению бытийности и бытия.

В Средние века для богословия и философии были одинаково важны рациональные и иррациональные виды онтологизации. В исследованиях феномена веры, бытия Бога и проявлений Божественной сущности мистические интуиции дополнялись рациональными схемами. В философии Высокого Средневековья нормальным (истинным) способом конструирования представлений о бытии признавалось строго регламентированное размышление, опирающееся на догматы; с другой стороны, Фома Аквинский утверждал несводимость бытия вещи к её интеллигибельной конструкции8, что стало важным шагом на пути к осознанию онтологизации как самостоятельного процесса, связанного с

4 Парменид. О природе // Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. М., 1989. С. 286-298.; Платон. Сочинения в 3-х томах. Т.1. М., 1968. 624с.

5 Платон. Сочинения в 3-х томах. Т. 2. М.,1970. 612 с.

6 Аристотель. Метафизика. М., 2006. 232 с.

7 Аристотель. О душе // Сочинения в 4-х томах. Т.1. М., 1976 С. 371-448.

8Аквинский Фома о сущем и сущности. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://lib.ru/HRISTIAN/AKWINSKIJ/ens.txt (дата обращения: 15.08.2017).

особого рода представлениями, отличными от представлений о свойствах, функциях или целях.

В Новое время окончательно сформировалась и утвердилась идея о том, что только путь познания по «прямой, постоянной, верной дороге»,

9

определенной разумом , может привести к истинному представлению о бытии. Это подталкивало исследователей к изучению разума как инструмента, помогающего отразить объективно данную реальность При этом восприятие либо занимало место первой ступени и источника истинного знания (Ф. Бэкон, Дж. Локк)10, либо объявлялось источником иллюзий и заблуждений (Р. Декарт, Б. Спиноза)11, что породило сомнения существовании реальности и достижимости объективной и неизменной

1 9

истины (Д. Беркли, Д. Юм) .

Немецкая классическая философия открыла дорогу осмыслению идей и

13

образов как конструктов (И. Кант) . Восприятие также перестало рассматриваться только как материал познания; его роль в процессе конструирования знаний прояснялась по мере обнаружения таких свойств как цикличность (И. Кант), системность (Г. В. Гегель)14, текучесть и длительность (А. Бергсон)15, которые продолжают исследоваться и современными учеными (У. Найссер)16.

Большое значение имел переход к исследованию динамики сознания. Одним из первых эволюционную связь мышления и восприятия, где последнее являлось фундаментом и одновременно первоисточником, продемонстрировал А. Бергсон. М. Мерло-Понти указал на то, что представления о бытии формируются последовательно, и уже на уровне

9 Бэкон Ф. Новый Органон. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/BEKON/nauka2.txt (дата обращения: 15.08.2017).

10 Бэкон Ф. Сочинения : в 2-х т. Т. 1. М., 1971. 590 с.; Локк Д. Сочинения : в 3 т. Т. 1, М., 1985. 623 с.

11 Декарт Р. Сочинения в 2 т.: Т.1. М., 1989. 654 с.; Спиноза Б. Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье; Трактат об усовершенствовании разума; Этика. М., 2010. 280 с.

12 Беркли Д. Сочинения. М.,2000; Юм Д. Сочинения в 2-х томах. Том 1. М., 1996. 560 с.

13 Кант И. Критика чистого разума. М., 2007. 736 с.

14 Гегель Г. Феноменология духа. Философия истории. М., 2007. 880 с.

15 Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Минск, 1999. 336 с.

16 Найссер У. Познание и реальность. М., 1981. 232 с.

17

восприятия появляется «перцептивное бытие» . Е. В. Субботский выделил в

качестве предмета рассмотрения индивидуальный уровень онтологизации -

18

«бытиизацию» - и проанализировал влияние на него восприятия18.

Последствия изменений характера восприятия в современной культуре, отразившиеся на мыслительных процессах и повлиявшие на онтологизацию, были изучены в работах А. Бергера, П. Верильо, Р. Л. Грегори, Ф. Джемисона, М. Маклюэна19. В русскоязычной литературе эту проблему изучали Е. В. Батаева, В. В. Клодий, Н. А. Клодий, Н. А. Симбирцева,

A. И. Филина20.

Особое методологическое значение для изучения темы имеют изложение и анализ конструктивистской идеи онтологизации как процесса формирования научной реальности (С. Вулгар, Б. Латур, А. Пикеринг,

B. А. Лекторский, Л. А. Микешина, А. А. Новиков, В. С. Стёпин, М. Ю. Опенков, В. С. Швырёв), понимание Г. П. Щедровицким и П. Г. Щедровицким онтологизации в качестве методологического подхода, включающего онтологическую практику - жизнь, организованную в соответствии с выработанными представлениями21, а также феноменологический метод Э. Гуссерля22.

17 Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб., 1999. 606 с.

18 Субботкий Е. В. Строящееся сознание. М., 2007. 422 с.

19 Бергер А. Видеть - значит верить. Введение в зрительную коммуникацию. М., СПб., К., 2005. 288 с.; Верильо П. Машина зрения. СПб., 2004. 306 с.; Грегори Р. Л. Разумный глаз. М., 2003. 240 с.; Jemeson F. The cultural turn. Selected writings of postmodern.Verso. Londan. New York, 1998. 206 p.; Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Сотворение человека печатной культуры. К., 2003. 496 с.

20 Батаева Е. В. Видимое общество. Теория и практика социальной визуалистики. Харьков, 2003. 349 с.; Клодий Н. А., Клодий, В. В. Визуальный поворот и его влияние на социальное познание // Известия ТГУ. 2010. №6. Том 316. С.146-152; Симбирцева Н. А. Визуальное в современной культуре: к вопросу о визуальной грамотности // Политическая лингвистика. 2013. №4. С. 230-233; Филина А. И. Трансформация культуры чувств в век скоростей // Актуальш проблеми духовносп Збiрка наукових праць. 2007. Випуск 8. С.16-28.

21Латур Б. Нового Времени не было. Эссе по симметричной антропологии. СПб., 2006. 240 с.; Pickering A. Constructing Quarks: a sociological history of particle physics. Edinburgh, 1984. 468 p.; Конструктивизм в теории познания. М., 2008. 171 с.; Степин, В. С. Теоретическое знание. М, 2000. 744 с.; Микешина Л. А., Опенков М. Ю. Новые образы познания реальности. М., 1997. 240 с.; Щедровицкий Г. П. Философия. Наука. Методология. М., 1997. 656 с.; Щедровицкий П. Г. Заключительный доклад. Семейная игра 2010. Онтология: время. [Электронный ресурс].Режим доступа: http://www.fondgp.ru/projects/jointly/school/2010/6 (дата обращения: 15.08.2017).

22 Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т.1. М., 2009. 489 с.

Важно отметить также исследования восприятия как системного процесса, позволившие обнаружить его связь с онтологизацией. В гештальтпсихологии была подтверждена идея целостности и активности

23

восприятия (М. Вертгеймера, К. Коффки и других), которая затем получила развитие в экологической концепции Дж. Гибсона24. В отечественной психологии системность восприятия изучали Б. М. Величковский,

B. П. Зинченко, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия,

25

C. Л. Рубенштейн . В своих работах они стремились показать взаимосвязь восприятия с деятельностью, практикой человека, раскрыть его как активный процесс. В современной науке такие исследования продолжаются А. Л. Алюшиным и Е. Н. Князевой, В. А. Барабанщиковым, Е. В. Субботским, С. Д. Смирновым26 и другими.

Значение восприятия для первичных процессов онтологизации, представляющих собой зарождение веры в существование воспринимаемых объектов, было исследовано У. Джемсом, Э. Жильсоном, Н. О. Лосским,

27

С. М. Мочаловым, Т. Ридом27. Влияние восприятия на готовность верить в

существование того или иного объекта было показано такими

28

исследователями как Ф. Знанецкий, Р. Руммель, У. Томас, Д. Н. Узнадзе .

23 Вертгеймер, М. О гештальттеори // История психологии (10-е - 30 гг. Период открытого кризиса). М, 1992. С. 144-263.; Коффка К. Восприятие: введение в гештальттеорию // Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания. М., 2011. С. 97-98.

24 Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1998. 464 с.

25 Запорожец А. В. Развитие восприятия и деятельность // Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания. М., 2011 С. 43-45; Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 304 с.; Величковский Б. М., Зинченко В. П., Лурия, А. Р. Потерянный и возвращённый мир (История одного ранения). М., 1971. - 124 с.; Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М., 1957. 508 с.

26 Алюшин А. Л., Князева Е. Н. Темпомиры: скорость восприятия и шкалы времени. М., 2008. 240 с.; Барабанщиков В. А. Системогенез чувственного восприятия. М., 2000. 460 с.; Субботский Е. В. Строящееся сознание. М., 2007. 422 с.; Смирнов С. Д. Мир образов и образ мира // Вестник Московского унта. Серия 14: Психология. 1981. №2. С. 15-29.

27 Джеймс У. Воля к вере. М., 1997. 431 с.; Жильсон Э. Бытие и сущность. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.tinlib.ru/filosofija/bytie_i_sushnost/index.php (дата обращения: 15.08.2017); Лосский Н. О. Избранное. М., 1991. 622 с.; Мочалов С. М. О чувстве реальности воспринимаемой действительности в условиях нормы и о его нарушении при некоторых видах психической патологии // Медицинский вестник Башкортостана. 2007. Вып. 2. Том 2. С. 65-67.; Рид Т. Исследование человеческого ума на принципах здравого смысла СПб., 2000. 352 с.

28 Rummel R. J. Understanding conflict and war. Vol. 2: The conflict helix. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.hawaii.edu/powerkills/TCH.CHAP6.HTM; Thomas W., Znaniecki F. The Polish Peasant in Europe and America. Vols. I-II. New York .1958. 171 p.; Узнадзе Д. Н. Общая психология. М., СПб., 2004. 413 с.

Несмотря на основательное изучение отдельных аспектов темы в философской и конкретно-научной литературе, приходится констатировать отсутствие целостных теоретических представлений о взаимосвязи онтологизации и восприятия. В связи с этим поиск объяснительной схемы, отражающей взаимосвязь восприятия и онтологизации, является актуальной в теоретическом и практическом отношении задачей.

Объект исследования - представления о бытийности материальных и идеальных объектов в надындивидуальном и индивидуальном сознании.

Предметом исследования является влияние восприятия на формирование и развитие процессов онтологизации идей и образов в надындивидуальном и индивидуальном сознании.

Цель исследования - определение роли восприятия в процессах онтологизации идей и образов. Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

1. Проанализировать эволюцию представлений об онтологизации и восприятии в истории философии, раскрыть содержание концепта «онтологизация».

2. Выявить виды и режимы функционирования онтологизации.

3. Определить значение первичной онтологизации для восприятия.

4. Описать механизм воздействия восприятия на различные виды онтологизации идей и образов.

5. Проанализировать изменения роли восприятия в процессах онтологизации идей и образов в современной философии и науке.

В качестве теоретико-методологической основы исследования использована методология умеренного конструктивизма, позволяющая трактовать соотношение объективной, субъективной и виртуальной реальностей как взаимодействие конструктов сознания разного уровня.

Для изучения взаимосвязи онтологизации и восприятия использованы

системный подход и метод теоретического моделирования. При

исследовании концепта «онтологизация» использовались методы

контекстуального анализа, сравнения, интерпретации. Для выявления сущности первичной онтологизации, связанной с образами восприятия, использовался феноменологический подход. При анализе динамики воздействия восприятия на онтологизацию был задействован герменевтический метод толкования медиа-образов.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- описан переход от доктринальной онтологизации к конструктивистской как результат смены парадигм в философии и науке, дано авторское определение понятия «онтологизация»;

- предложена классификация процессов онтологизации, выделены два режима функционирования онтологизации: интенсивный и рутинный (нормальный);

- доказано, что восприятие сопровождается первичной онтологизацией, которая опирается на веру в существование объектов и обеспечивает целостность и устойчивость образов восприятия;

- установлено, что виртуализация и децентрация восприятия способствуют росту вариативности процессов онтологизации идей и образов в философии и науке; показана амбивалентность роли «клипового» восприятия, которое уменьшает результативность обыденной онтологизации, но создает новые возможности для конструирования локальных онтологий в философии и науке.

Положения, выносимые на защиту:

1. Генезис представлений о бытии в истории философии связан с

переходом от традиционной (ритуальной) онтологизации к доктринальной,

утверждающей предзаданность объективной реальности и указывающей

единый путь познания бытия. В философии Нового времени и классической

науке доктринальная онтологизация утвердилась в форме

репрезентативисткого подхода. Внутренние противоречия

репрезентативизма, проявившиеся в связи с обнаружением иерархичности и

полифундаментальности реальности, привели к появлению

10

конструктивисткой трактовки онтологизации как теоретической работы по созданию множества локальных онтологических моделей, отражающих альтернативные формы освоения мира. В рамках конструктивистского подхода онтологизацию можно определить как многоуровневый процесс формирования и рутинизации представлений о бытийности объектов различной природы, связанный не только с мышлением, но и с восприятием.

2. На уровне индивидуального сознания процессы онтологизации сопряжены с чувственными переживаниями, а их направленность определяется гносеологическими установками. На уровне надындивидуального сознания онтологизация выступает частью коллективного опыта, реализующегося с помощью знаково-символических структур, и выполняет функцию поддержания целостности культуры, препятствует ее фрагментаризации под влиянием нового опыта или чуждой культуры. Существует два режима функционирования онтологизации: интенсивный, требующий особых ментальных, волевых и творческих усилий для формирования представлений о бытийности объектов, выходящих за рамки привычного опыта; рутинный, поддерживающий не выходящие за рамки привычного опыта стереотипные представления посредством повторения шаблонных схем онтологизации.

3. Восприятие является иерархически упорядоченной открытой системой образов, функционально связанной с первичной онтологизацией: благодаря первичной онтологизации образы восприятия наделяются бытийным статусом, что является необходимым условием поддержания их целостности.

4. Условием первичной онтологизации выступает вера в существование воспринимаемых объектов, данных через образы. В акте восприятия образ наделяется атрибутом бытийности, так как он репрезентирует себя как объект, выделяющийся из потока переживаний. Повторяющееся восприятие уже известных образов создает установку на веру в существование

предметов, стоящими за этими образами.

11

5. Появление новых форм онтологизация обусловлено усложнением знаково-символических систем и развитием познавательных процессов (мышления, воображения и т.д.). При этом продукты уже осуществившейся онтологизации становятся частью новых процессов. В сложных формах познавательной и практической деятельности восприятие стимулирует онтологизацию не только объектов и образов, но и идей, нагружая образы восприятия идеальным содержанием в качестве культурных конструктов. Благодаря этому они получают возможность оказывать влияние на онтологические модели: в предметах и переживаемых ситуациях субъект видит подтверждение или опровержение тех или иных абстрактных идей.

6. В современной философии и науке теоретическая онтологизация идей и образов становятся все более вариативной и многоплановой, во-первых, под воздействием виртуализации восприятия, стирающей границы между реальностью и репрезентацией реальности, во-вторых, благодаря усиливающейся в условиях наполненности медиа-пространства синтетическими образами гибкости (флексибельности) восприятия. Появляется возможность конструирования реальности, в которой противоречащие друг другу идеи и образы одинаково наделяются онтологическим статусом. Стремление современного человека освоить максимальный объем информации привело к появлению «клипового» восприятия, характеризующегося амбивалентнностью: создавая препятствия для рутинизации представлений о бытийности объектов, оно уменьшает результативность обыденной онтологизации, однако оно открывает новые возможности для конструирования локальных онтологий в теоретических областях знания.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Предложенная в работе схема онтологизации может стать основой для

построения её концептуальной модели. Осмысление связи между

онтологическими моделями и восприятием мира имеет большое значение для

понимания истории развития человеческой мысли. Исследование

12

взаимосвязи онтологизации и восприятия способствует созданию целостного видения познавательной деятельности человека. Анализ влияния изменений восприятия на онтологизацию помогает увидеть отрицательные и положительные моменты в тенденциях развития современного человека, а также осмыслить сложившуюся социокультурную ситуацию.

Исследование конструктивного значения восприятия способствует осознанию особенностей современной картины мира, что создает условия формирования мировоззренческих ориентиров. Кроме того, результаты исследования могут быть использованы при составлении учебных курсов по дисциплинам «Онтология и теория познания», «История и философия науки» и «История философии».

Апробация работы. Наиболее значимые выводы работы обсуждались на VII Всероссийском философском конгрессе «Философия. Толерантность. Глобализация: восток и запад - диалог мировоззрений» (Уфа, 2015), международной конференции «Искусство и общество. Наследие и современность» (Волгоград, 2014), на научно-практических конференциях «Поиск истины в пространстве современной культуры» (Санкт-Петербург,

2014), «Диалог и сообщество» (Санкт-Петербург, 2014), а также в рамках Научной сессии ВолГУ (Волгоград, 2015, 2016) и Региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области (Волгоград, 2013, 2014,

2015).

Структура работы. Диссертация состоит из 3 глав, 7 параграфов, введения и заключения. Общий объем исследования составляет 167 страниц. Список литературы включает в себя 203 источника.

Глава 1. Концепт «онтологизация»: историко-философский экскурс

В современной философии «онтологизация» имеет множество трактовок, ни одна из которых не может быть названа доминирующей. Это связанно с тем, что концепт «онтологизация» не имеет общепринятого понятийного выражения.

Долгое время онтологизация не отделялась от своих продуктов, таких как онтологические модели и теорий, которые рассматривались как завершённые статические схемы. Дело в том, что, с точки зрения классической философии, истинное знание о бытии не нуждается в онтологизации, ведь оно не зависит от человеческого сознания. Онтологизация здесь могла быть проинтерпретирована только как процедура прояснения истины, поэтому «согласованность познания и социального конструирования с сущностью вещей есть принцип, лежащий в основе

29

классического понимания онтологизации» .

Классическая трактовка имеет ряд недостатков, основным из которых является идея существования неизменной универсальной истины, которую невозможно обосновать. Данная проблема становится ещё более острой в свете современной ситуации в науке и философии, в которых происходит переосмысление сущности реальности. Как пишет И. Ч. Черникова, «картина реальности в неклассических теориях становится как бы двухуровневой. С одной стороны, в неё входят характеристики объекта, познание которых по-прежнему остаётся целью физики. С другой стороны, определённость этих характеристик детерминирована условиями наблюдения, которые как бы

30

«вплавляются» в характеристики самого объекта» . Произошедшие в науке и философии изменения подталкивают к пониманию онтологизации как

процессов возникновения и рутинизации представлений о бытийности объектов различной природы. При этом сами представления

29 Карпова А. О. Онтологизация, "онтологизация" и образование // Вопросы философии. 2013. № 9. С. 33.

30 Черникова И. В. Трансформация представлений о реальности в науке и философии // Гуманитарный вектор. Серия: Философия, культурология. 2014. № 2 (38). С. 81.

14

рассматриваются уже не в классическом смысле, это - «не иллюзия, не имитация (ментальная или лингвистическая) фактов и вещей. Представление - продукт эволюции социальной в направлении когнитивной. Представления как блоки, из которых конструируется социальная реальность, в формировании представлений участвуют когнитивные механизмы и

31

социальная коммуникация»31. Исходя из этого, представления определяются как идеальные продукты человеческой деятельности, имеющие форму образа, идеи, символа или комплекса, сочетающего в себе несколько форм. Следует добавить, что формирование представлений обуславливается также аффективными факторами, такими как впечатления, переживания, «бессознательные умозаключения» (Г. Гельмгольц).

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Воробьева, Александра Дмитриевна, 2017 год

Список использованной литературы

1. Абеляр, П. Тео-логические трактаты / П. Абеляр - М.: Прогресс, Гнозис. - 1995. - 413 с.

2. Августин. О граде божьем / Августин - Мн.: Харвест, М.: АСТ. - 2000. - 1296 с.

3. Аквинский Фома. О сущем и сущности / Ф. Аквинский. -[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/405547/ (дата обращения: 15.08. 2017).

4. Аквинский, Ф. Сумма против язычников / Фома Аквинский -Долгопрудный: Вестком, 2000. - 463 с.

5. Алишев, Б. С. Предпочтение как функция психики / Б. С. Алишев -Учёные записки казанского университета. Гуманитарные науки. - 2011. -Том. 153. - Книга 5. - С. 7-16.

6. Алюшин, А. Л., Князева, Е.Н. Темпомиры: скорость восприятия и шкалы времени / А. Л. Алюшин, Е. Н. Князева. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 240 с.

7. Английские материалисты ХУШ в.: собрание произведений : в 3-х т. Т. 2. / под ред. Б. В. Мееровского. - М. : Мысль, 1967. - 445с.

8. Анохин, П. К. Теория отражения и современная наука о мозге / П. К. Анохин. - М.: Знание, 1970. - 44 с.

9. Антонова, Ю. А., Дёмина, С. А. Аватар как элемент самопрезентации в социальной сети / Ю. А. Антонова, С. А. Дёмина // Лингвокультурология.-2010. - №4. - С. 15-20.

10. Аристотель. О душе / Аристотель // Сочинения: в 4-х томах. Т.1. - М.: Мысль, 1976. - С. 371-448

11. Аристотель. Метафизика / Аристотель // М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы. - 2006. - 232 с.

12. Артюхова, Е. С. Влияние музыкального восприятия на умственное развитие младших школьников в условиях введения ФГОС / Е. С. Артюхова // Эксперимент и инновации в школе. - №2. - 2012. - С. 32-34.

13. Ахутин, А. В. Античные начала философии / А. В. Ахутин - СПб.: "Наука". - 2007. - 778 с.

14. Барабанщиков, В. А. Системогенез чувственного восприятия / В. А. Барабанщиков. - М.; Воронеж : Изд-во МПСИ : МОДЭК, 2000. - 460 с.

15. Барабанщиков В. А. Онтологическая парадигма исследований восприятия / В. А. Барабанщиков // Психологический журнал. - 2009. - Том 30. - № 5. - С. 81-85.

16. Батаева, Е. В.Видимое общество. Теория и практика социальной визуалистики: монография / Е. В. Батаева. - Харьков: ФЛП Лысенко И. Б. 2003. - 349 с.

17. Батай, Ж. Внутренний опыт / Ж. Батай. - СПб.: Аксиома, Мифрил, 1997. — 336 с.

18. Бауман, З. Текучая современность / З. Бауман. - СПб.: Питер, 2008. -240 с.

19. Бахтин, М. К. Философия поступка. [Электронный ресурс] / М. К. Бахтин. - Режим доступа : http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Article/Baht_FilPost.php (дата обращения: 15.08. 2017)

20. Бергер, А. Видеть - значит верить. Введение в зрительную коммуникацию / А. Бергер. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. - 288 с.

21. Бергсон, А. Собрание сочинений в четырех томах. Т.1. / А. Бергсон. -М.: «Московский клуб», 1992. - 336 с.

22. Бергсон, А. Творческая эволюция. Материя и память / А. Бергсон. -Минск : Харвест, 1999. - 1407 с.

23. Бердяев, Н. Самопознание / Н. Бердяев. - Спб.: Издательский дом «Азбука-классика», 2007.- 414 с.

24. Беркли, Д. Сочинения / Д. Беркли. - М.: Мысль, 2000. - 560 с.

25. Блауберг, И. И. Анри Бергсон / И. И. Блауберг. - М.: Прогресс-традиция, 2003. - 672 с.

26. Богатов, М. А. Избыточная речь: бытие у Платона и Парменида / М. А. Богатов // Известия Саратовского университета. Том 7. Серия философия психология педагогика. - 2007. - Вып. 1. - С. 10-18.

27. Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляция [Электронный ресурс] / Ж. Бодрийяр. - Режим доступа: http://litfile.net/pages/238889/289000-290000 (дата обращения: 15.08. 2017).

28. Боэций. Утешение философией и другие трактаты / Боэций. - М.: Из-во «Наука», 1990. - 414 с.

29. Булгаков, С. Первообраз и образ: сочинения в 2-х томах. Т.1. Свет невечерний. / Булгаков С. - СПб.: ООО «ИНАПРЕСС», М.: «Искусство», 1999. - 416 с.

30. Буланенко, М. Е. Понятие истины в современной науке и концепция коммуникативной рациональности / М. Е. Буланенко // Известия дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. -2010. - №55. - Том 3. - С.90-99.

31. Бурлуцкий, А. Н. К проблеме методологии познания "эйдосов-идей" в идеалистической философии Платона / А. Н. Бурлуцкий // Академический вестник ростовского филиала российской таможенной академии. - 2016. - № 2(23). - С.109-113.

32. Буряк, В. В. Динамика культуры в эпоху глобализации: ноосферный контекст / В. В. Буряк. - Симферополь: ДИАЙПИ, 2011. - 462 с.

33. Бэйчунь, Чжан. Проблема существования в философии и науке: автореф. дис...к. филос. н. 09.00.08. / Чжан Бэйчунь. - СПб. ,1993. -20 с.

34. Бэкон, Ф. Сочинения : в 2-х т. Т. 1. / Ф. Бэкон - М., 1971. - 590 с.

35. Величковский, Б. М., Зинченко, В. П., Лурия, А. Р. Психология восприятия / Б. М. Величковский, В. П. Зинченко, А. Р. Лурия. - М.: Издательство московского ун-та, 1973. - 247 с.

36. Верильо, П. Машина зрения / П. Верильо.- СПб.: «Наука», 2004. -306 с.

37. Вертгеймер, М. О гештальттеори / М. Вертмейер // История психологии (10-е - 30 гг. Период открытого кризиса): Тексты. - М.: Издательство Московского университета, 1992. - С. 144-263.

38. Вольф, М. Н. Трактат «О не-сущем, или о природе» Горгия в ёе шеИББО хепорИапе во^а У-У1: условно-формальная структура и перевод / М. Н. Вольф // Scholae. Философское антиковедение и классическая традиция - 2014. - Вып. 2. - Том. 8. - С. 211-215.

39. Выгодский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выгодский. -М.: Изд-во Смысл, Из-во Эксмо, 2005. - 1136 с.

40. Гартман, Н. К основоположению онтологии / Н. Гартман. - СПб.: Наука, 2003. - 639 с.

41. Гачев, Г. Д. Осень с Кантом. Образность в Критике чистого разума / Г. Д. Гачев - М.: ИФ РАН, 2004. - 329 с.

153

42. Гегель, Г. Феноменология духа. Философия истории / Г. Гегель. - М.: ЭКСМО, 2007. - 880 с.

43. Гениятова, Е. В., Тихонова Г. Ю. Онтологизация визуальности: ретроспективный аспект [Электронный ресурс] / Е. В. Гениятова, Г. Ю. Тихонова // Современные проблемы науки и образования. - 2012. -№ 4. -Режим доступа : http://science-education.ru/ru/article/view?id=6608 (дата обращения: 15.08. 2017).

44. Гибсон, Дж. Экологический подход к зрительному восприятию / Дж. Гибсон. - Москва: Прогресс, 1998. - 464 с.

45. Гоголюк, Ю. Е. Концепт «вера» в античной философии и библейском дискурсе / Ю. Е. Гоголюк // Научные ведомости Белогородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. -2010. - Выпуск №14. - Том 20. - С.115-122.

46. Голбан, Н. В. Проблема бытия в древнегреческой философии (Парменид-Софисты-Сократ-Платон). автореф. дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.03 / Н. В. Голбан. - СПб, 2008. - 175 с.

47. Грановская, Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1988. -560 с.

48. Грегори, Р. Л. Разумный глаз / Р. Л. Грегори. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 240с.

49. Гроф, С. Области человеческого бессознательного / С. Гроф. - М.: Издательство Института трансперсональной психологии, 1994. - 60 с.

50. Губанова, Е.О. Неявное знание: сущность и виды / Е. О. Губанова // Научный потенциал: работы молодых учёных. - 2010. - №4. - С. 253-256.

51. Гудмен, Н. Способы создания миров / Н. Гудмен. - М.: «Идея-пресс», «Праксис», 2001. - 376 с.

52. Гулыга, А. В. Немецкая классическая философия / А. В. Гулыга. - М.: Рольф, 2011. - 416 с.

53. Гуссерль, Эд. Собрание сочинений. Том I. Феноменология внутреннего сознания времени / Эдмунд Гуссерль; пер.с нем., составл. В.И. Молчанова. -М.: Издательство «Гнозис», 1994. - 102 с.

54. Гуссерль, Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука / Э. Гуссерль. - Минск; М. : Харвест : АСТ, 2000. - 750 с.

55. Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т.1. / Э. Гуссерль. - М.: Академический проект, 2009. -489 с.

56.Дебор, Г. Общество спектакля / Г. Дебор. - М.: Издательство «Логос», 1999. - 224 с.

57. Дебрэ, Р. Введение в медиологию / Р. Дебрэ; пер. с фр. Б.М. Скуратова. - М.: Праксис, 2010. - 368 с.

58. Джеймс, У. Воля к вере / У. Джеймс. - М.: Республика, 1997. - 431 с.

59. Джеймс, У. Глава XXI. Восприятие реальности. Вера / У. Джеймс // Социология власти. - 2013. - № 1-2. - С. 214-256.

60. Джемисон, Ф. Репрезентация глобализации [Электронный ресурс] / Ф. Джемисон. - Режим доступа: кН:р://роН1ги/аг1:1с1е/2010/04/05/]аше8Оп/ (дата обращения: 15.08. 2017).

61. Декарт, Р. Сочинения в 2 т.: Т.1 / Р. Декарт. - М.: Мысль, 1989. - 654 с.

62.Делез, Ж. Гваттари, Ф. Что такое философия / Ж. Делез, Ф. Гваттари. - М.: Институт экспериментальной психологии, СПб.: Алетейя, 1998. - 288 с.

63 Делёз, Ж. Различие и повторение / Ж. Делёз.- СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1998. - 384с.

64. Деррида, Ж. О грамматологии / Ж. Деррида. - М.: Издательство "Ad Ма^тет", 2000. - 511 с.

65. Димитрова, С. В. Трансцендентальная свобода: от феноменологии действия к онтологии поступка: автореф. дис...д. филос. наук: 09.00.01 / С. В. Димитрова. - Волгоград, 2006. - 40 с.

66. Доброхотов, А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии / А. Л. Доброхотов. - М.: Изд-во Московского университета, 1986. - 248 с.

67. Дойч, Д. Структура реальности / Д. Дойч. - М., Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2001. - 178 с.

68. Докука, С. В. Клиповое мышление как феномен информационного общества / С. В. Докука // Общественные науки и современность. - 2012. -№2. - С.169-176.

69. Душин, О. Э. Истина и бытие в высокой схоластике (Фома Аквинский и Дунс Скот) / О. Э. Душин // автореф. дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.03. СПб. 1992. - 17 с.

70. Душин, О. Э. Статус воображения в учении о познании Фомы Аквинского / О. Э. Душин // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - 2007. - Вып. 1. - Том. 8. - С. 43-47.

71. Дюркгейм, Э. Дуализм человеческой природы и его социальные условия / Э. Дюргейм // Социологическое обозрение. - 2013. - Т. 12. - №2. -С. 133-144.

72. Емельянов, А. В. Визуальная культура и пространство удовольствия [Электронный ресурс] / А. В. Емильянов. - Режим доступа: http://lib.vkarp.com/2013/12/06/%00%В5%В0%ВС%В0%В5%В0%ВВ%В 1 %8 C%D1%8F%D0%BD%D0%BE%D0%B2-%D0%B0-%D0%B2-%В0%В2%В0%В8%В0%В7%Б 1 %83,Ш0%В0,Ш0%ВВ,Ж 1 %8C%D0%BD ,Ш0%В0,Ж10/с^-

,Ш0%ВА,Ж 1 %83%D0%BB%D 1 «^СШ1 %82%D 1 «^«Ж1 %80%D0%B0-%D0%B8-%D0%BF%D 1 %80 (дата обращения: 15.08. 2017).

73. Жильсон, Э. Дух средневековой философии / Э. Жильсон. - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2011.- 560 с.

74. Жильсон, Э. Бытие и сущность [Электронный ресурс] / Э. Жильсон Режим доступа: http://www.tinlib.ru/filosofija/bytie_i_sushnost/index.php (дата обращения: 15.08. 2017).

75. Жиренко, С. И. К проблеме онтологизации теоретических объектов в развитии личности. / С. И. Жиренко // Известия ЮФУ. Технические науки. -2011. - Т. 123. - №10. - С.190-194.

76. Исаева, А. Н., Малахова, С. А. «Клиповое мышление»: психологические дефициты и альтернативы / А. Н. Исаева, С. А. Малахова // Мир психологии. - 2015. - №4. - С. 177-191.

77. Кара-Мурза, С. Г. Манипуляция сознанием / С. Г. Кара-Мурза — М.: Изд-во: Эксмо, 2005. — 832 с.

78. Карасик, И. В. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / И. В. Карасик. - Волгоград: Перемена, 2002. - 447 с.

79. Карпов, А. О. Онтологизация, "онтологизация" и образование /

A. О. Карпов // Вопросы философии. - 2013. - № 9. - С. 31-42.

80. Касавин, И. Т. Дэвид Юм и современная эпистемология / И. Т. Касавин // Эпистемология и философия науки. - 2011. - Т. 27. - № 1. - С. 5-17.

81. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. - М.: Эксмо, 2007. - 736 с.

82. Киссель, М. Философская эволюцию Ж.-П. Сартра / М. Киссель. -СПб.: Лениниздат, 1976.- 238 с.

83. Климент Александрийский. Строматы. Том 1. Книги 1-3 / Климент Александрийский // СПб.: "Издательство Олега Абышко", 2003. - 544 с.

84. Клодий, Н. А., Клодий, В. В. Визуальный поворот и его влияние на социальное познание / Н. А. Клодий, В. В. Клодий // Известия ТГУ. - 2010. -№6. - Том 316. - С.146-152.

85. Ковревская, В. Е. Проблема бытия в философии Фомы Аквинского

B. Е. Ковпевская // автореф. дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.03. М., 2009. -26 с.

86. Конструктивизм в теории познания / отв. ред. В. А. Лекторский. - М.: ИФРАН, 2008. - 171 с.

87. Круткин, В. Л. «Значимость визуальных репрезентаций...» / В. Л. Круткин // Антропологический форум. - 2007. - №7. - с.52-61.

88. Куайн, В. Онтологическая относительность. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ihst.ru/~apech/pdf/kuain_ont_relyat.pdf (дата обращения: 15.08. 2017).

89. Кун, Т. Логика и методология науки. Структура научных революций / Т. Кун. - М.: Прогресс, 1977. — 300 с.

90. Латур, Б. Нового Времени не было. Эссе по симметричной антропологии / Б. Латур - СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2006. - 240 с.

91. Латур, Б. Когда вещи дают сдачи. Возможный вклад «исследований науки» в общественные науки / Б. Латур // Вестник МГУ. Серия «Философия» - 2003. - № 3 - С. 20-39.

92. Латур, Б. Наука в действии: следуя за учеными и инженерами внутри общества / Б. Латур // СПБ.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. - 414 с.

93. Лекторский, В. А. Субъект. Объект. Познание / В. А. Лекторский - М.: «Наука», 1980. -357 с.

94. Лекторский, В. А. Эпистемология классическая и неклассическая / В. А. Лекторский - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 256 с.

95. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность /А. Н. Леонтьев -М.: Политиздат, 1975. 304 с

96 Лихачев, Д. Концептосфера русского языка / Д. Лихачёв // Русская словесность: от теории словесности к структуре текста: антология. - М.: Academia, 1997. - С.147-165.

97. Локк, Д. Сочинения : в 3 т. Т. 1 / Д. Локк. - М.: Мысль, 1985. - 623 с.

98. Лосев, А. Ф. Вступительная статья / А. Ф. Лосев // Платон. Сочинения в 3-х томах. Т. 1. - М.: Мысль, 1968. - 624 с.

99. Лосев, А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. / Лосев А. Ф. - М.: Мысль, 1993. - 960 с.

100. Лосев, А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика / А. Ф. Лосев. - Харьков: Фолио, М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. - 880 с.

101. Лосев, А. Ф. Диалектика мифа / А. Ф. Лосев. - М.: Мысль, 2001. -560 с.

102. Лосский, Н. О. Избранное / Н. О. Лосский. - М.: Правда, 1991. - 622 с.

103. Лурия, А. Р. Потерянный и возвращённый мир (История одного ранения) / А. Р. Лурия. - М.: Изд-во Московского университета, 1971. -124 с.

104. Майоров, Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика / Г. Г. Майоров. - М.: Мысль, 1979. - 433 с.

105. Маклюэн, Г. М. Понимание медиа: внешнее расширение человека / Г. М. Маклюэн. - М., Жуковский: «КАНОН-Пресс-Ц», «Кучково поле». -2003. -464 с.

106. Маклюэн, М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего / М. Маклюэн. - М.: Академ. проект. Фонд «Мир», 2005. -496 с.

107. Маклюэн, М. С появлением спутника планета стала глобальным театром, в котором нет зрителей, а есть только актеры [Электронный ресурс] / М. Маклюэн. - Режим доступа: http://www.mcluhan.ru/quotations/s-poyavleniem-sputnika-planeta-stala-globalnym-teatrom-v-kotorom-net-zritelej-a-est-tolko-aktery/ (дата обращения: 15.08. 2017).

108. Маланов, С. В. Психолого-педагогические условия развития рефлективных форм теоретического мышления в учебно-познавательной деятельности: в контексте деятельного и культурно-исторического подходов к анализу и объяснению психических явлений: автореф. дисс. ... д.п.н. 19.00.07 / С. В. Маланов. - М., 2010. - 43 с.

109. Мамардашвили, М. Как я понимаю философию / М. Мамардашвили. -М.: «Прогресс», «Культура», 1992. - 408 с.

110. Мамардашвили, М. К. Кантианские вариации / М. К. Мамардашвили. -М.: Аграф, 2000. - 320 с.

111. Мамардашвили, М. К. Эстетика мышления / М. К. Мамардашвили - М. : Московская школа политических исследований, 2000. - 416 с.

112. Мамардашвили, М. Классические и неклассические идеалы рациональности / М. Мамардашвили. - М.: Логос, 2004. - 240 с.

113. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия / Морис Мерло-Понти. -СПб: Наука : Ювента, 1999. - 606 с.

114. Микешина, Л. А., Опенков, М. Ю. Новые образы познания реальности / Л. А. Микешина, М. Ю. Опенков. - М.: Российская политическая энциклопедия, 1997. - 240 с.

115. Мочалов, С. М. О чувстве реальности воспринимаемой действительности в условиях нормы и о его нарушении при некоторых видах психической патологии / С. М. Мочалов // Медицинский вестник Башкортостана. - 2007. - Выпуск 2. - Том 2. - С.65-67.

116. Мочалова, И. Н. К вопросу о становлении философской терминологии: идея и эйдос в философии Платона / И. Н. Мочалова // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - 2008. - №2. - Том 8. - С.73-80.

117. Найссер У. Познание и реальность. / У. Найссер // М.: Прогресс, 1981. -232 с.

118. Невважай, И. Д. Проблема региональных онтологий в современном естествознании //И. Д. Невважай // Философия науки и техники - 2009 - Том 14 - Номер 1 - С.131-143.

119. Неретина, С. С. Слово и текст в средневековой культуре. История: миф, время, загадка / С. С. Неретина - М.: Гнозис, 1994. - 208 с.

120. Ницше, Ф. Весёлая наука. Злая мудрость / Ф. Ницше. - М.: «Эксмо», 2007. - 528 с.

121. Ницше, Ф. Утренняя заря / Ф. Ницше. - СПб.: Азбука, 2015. - 379 с.

122. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / С. И. Ожегов. - М.: Русский язык, 1989. - 924 с.

123. Парменид. О природе / Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. - М.: Наука, 1989. С. 286-298.

124. Пейперт, С. Переворот в сознании дети, компьютеры и плодотворные идеи / Сеймур Пейперт. - Москва: Педагогика, 1989. - 220 с.

125. Пивоваров, Д. В., Любутин, К. Н. Синтетическая теория идеального / Д. В. Пивоваров, К. Н. Любутин. - Екатеринбург: Издательство ПОИКРО; Псков: Издательство уральского университета, 2000. - 206 с.

126. Пивоваров, Д. В. Проблема онтологизации субъективного познавательного образа в философии материализма / Д. В. Пивоваров // Эпистемы.- 2013.- Вып. 8. - С. 51-62.

127. Платон. Сочинения в 3-х томах. Т.1. / Платон. - М.: Мысль, 1968. -624с.

128. Платон. Сочинения в 3-х томах. Т. 2. / Платон. - М.: Мысль, 1970.612 с.

129. Полани, М. Личностное знание. На пути к посткритической философии / М. Полани. - М.: Прогресс, 1985. - 343 с.

130. Рахматуллин, Р. Ю. Сафронова Л. Ю., Рахматуллин Т. Р. Образ как гносеологическая категория: трудности определения / Вестник ВЭГУ. 2008. №3. С. 6-14.

131. Рахматуллин, Р. Ю, Семенова Э. Р., Хамзина Д. З. Понятие образа / Р. Ю. Рахматуллин, Э. Р. Семенова, Д. З. Хамзина // Вопросы теории и практики. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. - 2012. - № 12 (26): в 3-х ч. - Ч. II.- С. 167-170.

132. Рахматуллин, Р. Ю. Онтологизация как компонент научного познания / Р. Ю. Рахматуллин // Вопросы теории и практики. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. - 2014. - № 12 (50): в 3-х ч. - Ч. I. - С. 160-162.

133. Рид, Т. Исследование человеческого ума на принципах здравого смысла / Т. Рид. - СПб.: Алетейя, 2000. — 352 с.

134. Рокмор, Т. Кант о репрезентационизме и конструктивизме / Т. Рокмор // Эпистемология & Философия науки - 2005. - № 1. - С. 35-46.

135. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С. Л. Рубенштейн

- СПб.: Питер, 2003. - 508 с.

136. Рунова, Е. А. Искусство рисунка и феномен контемпорари арт / Е. А. Рунова // Труды Санкт-Петербугского Государственного универсистета культуры и искусств. - 2012. - Том 192. - С.159-164

137. Сакс, О. Человек, который принял жену за шляпу и другие истории из врачебной практики / О. Сакс. - СПб.: Science Press, 2006. -301 с.

138. Сартр, Ж.-П. Трансцендентальность эго / Ж-П. Сартр // Логос. - 2003.

- №2 (37). - С.86-121.

139. Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. / Ж. П. Сартр.- М.:АСТ:АСТ МОСКВА, 2009. - 925, [3]с.

140. Севальников, А. Ю. Современное физическое познание: в поисках новой онтологии / А. Ю. Севальников - М.: ИФРАН, 2003. - 144 с.

141. Серикова, Т. Ю. Взаимосвязи художественного и визуального в произведениях искусства [Электронный ресурс] / Т. Ю. Серикова // Архитектон: известия вузов. - Сентябрь. - 2010. - № 31. - Режим доступа: http://archvuz.ru/2010_3/8 (дата обращения: 15.08.2017).

142 .Симбирцева, Н. А. Визуальное в современной культуре: к вопросу о визуальной грамотности / Н. А. Симбирцева // Политическая лингвистика. -2013. - №4. - С. 230-233.

143. Скорлупина, О. А. Проявление онтологизации психологического познания в динамике категориального аппарата смысловой теории мышления / О. А. Скорлупина // Вестник Алтайской Государственной Педагогической Академии. - 2005. - № 5-2. - 38-46.

144. Скорлупина, О. А. Онтологизация психологического познания и ее

проявление в этапах становления научной теории : На предмете смысловой

162

теории мышления О.К. Тихомирова : Автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.01. - Барнаул, 2006. - 18 с.

146. Скот, И. Д. Избранное / Блаженный Иоанн Дунс Скот . - М.: Издательство Францисканцев, 2001. - 583 с.

147. Слюсар, В. Фабрика в каждый дом / В. Слюсар / Вокруг света. -Январь. - 2008. - С. 138-144.

148. Смирнов, С. Д. Мир образов и образ мира / С. Д. Смирнов // Вестник московского ун-та. Серия 14: Психология. - 1981. - №2. - С. 15-29.

149. Сокол, В. Б. Феноменология познания Э. Гуссерля : проблема окончательного преодоления естественной установки / В. Б. Сокол // Вестник Челябинского государственного университета. - 2012. - № 4. - С.111 -121.

150. Социология вещей. Сборник статей / под ред. В. В. Вахштайна. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. -392 с.

151. Спиноза, Б. Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье; Трактат об усовершенствовании разума; Этика / Б. Спиноза. - М.: Мир книги, Литература, 2010. - 280 с.

152. Степанов, Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования / Ю. С. Степанов. - М.: Языки русской культуры, 1997. - 824 с.

153. Степанов. Ю. С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации / Ю. С. Степанов. - М.: Языки славянских культур, 2007. - 248 с.

154. Степин, В. С. Философия науки и техники: учебное пособие для вузов / В. С. Стёпин. - М.: Контакт-Альфа, 1995. - 384 с.

155. Степин, В. С. Теоретическое знание / В. С. Степин. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 744 с.

156. Субботкий, Е. В. Строящееся сознание / Е. В. Субботский - М.: Смысл, 2007. - 422 с.

157. Тарковский, А. А. Запечатленное время [Электронный ресурс] / А. А. Тарковский. - Режим доступа :. кйр:/^п-steiner.ru/modules.php?name=Books&go=page&pid=15101 (дата обращения: 15.08.2017).

158. Токарева, С. Коллективная и личная ответственность в обществе / С. Б. Токарева // Власть. - 2012. -№3. - С. 44-48.

159. Узнадзе, Д. Н. Общая психология / Д. Н. Узнадзе. - М.: Смысл, СПб.: Питер, 2004. - 413 с.

160. Уорхал, Э. Философия Энди Уорхала (от А к Б и наоборот) / Э. Уорхал.

- М.: Изд. Д. Аронов, 2002. - 223 с.

161. Усольцев, А. П., Шамало, Т. Н. Наглядность и её функции в обучении / А. П. Усольцев, Т. Н. Шамло // Педагогическое образование в России. - 2016.

- №6. - С. 102-109.

162. Федчук, Д. Схоластическое различие в сущем и онтологическая дифференциация / Д. Федчук // Horizon. Феноменологические исследования.

- 2013. - Том 2. - № 2. - С. 75-78.

163. Фейерабенд, П. Против методологического принуждения. Очерк анархисткой теории познания / П. Фейерабенд. - Благовещенск: Изд-во БГК,

1998. - 352 с.

164. Филина, А. И. Трансформация культуры чувств в век скоростей / А. И. Филина // Актуальш проблеми духовност Збiрка наукових праць. -2007. - Випуск 8. - С. 16-28.

165. Философия. Методология. Наука. / отв. ред. В. А. Лекторский. - М.: Наука, 1972. - 236 с.

166. Философия: Энциклопедический словарь / под. ред. А. А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004. - 1072 с.

167. Флюсер, В. За философию фотографии / В. Флюсер. - СПб.: издательство Санкт-Петербургского университета, 2008. - 146 с.

168. Фрейд, З. Основные психоаналитические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа: сборник / З. Фрейд. - СПб.: «Алетейя», 1999. - 252 с.

169. Фрумкин, К. Г., Глобальные изменения в мышлении и судьба текстовой культуры / К. Г. Фрумкин // Ineternum. - 2010. - Том 1. - С. 26-36.

170. Хаксли, О. Двери восприятия / О. Хаксли - Санкт-Петербург: Амфора,

1999. -410 с.

171. Хамзина, Д. З. Мировоззренческий образ как компонент научной картины мира / Д. З. Хамзина // Профессиональное образование в современном мире. - 2013. - №1. - С. 92-98.

172. Хинтикка, Я. Информация, причинность и логика восприятия / Я. Хинтикка// Вопросы философии - 1975 - № 6 - С. 38-50.

173. Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания; ответственный ред. В.В.Петухов: учебное пособие для студентов спецотделений факультетов психологии высших учебных заведений. - М.: Издательство Учебно-методический коллектор "Психология", 2001. -514 с.

173. Худик, В. А. Курт Левин: учитель и ученики, их вклад в мировую психологическую науку / В. А. Худик // Коррекционно-педагогическое образование. - 2015. - Номер 3. - С. 52-69.

174. Цоколов, С. Дискурс радикального конструктивизма. Традиции скептицизма в современной философии и теории познания / С. Цоколов -Мюнхен : РШЕК, 2000. - 333 с.

175. Черниговская, Т. В. Когнитивная наука как синтез естественного и гуманитарного знания / Т. В. Черниговская // Материалы первой российской интернет-конференции по когнитивной науке. - 2004. - 200 с.

176. Черникова, И. В. Трансформация представлений о реальности в науке и философии / И. В. Черникова // Гуманитарный вектор. Серия: Философия, культурология - 2014 - № 2 (38) - С. 79-88.

177. Черняков, А. Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля, Хайдеггера / А. Г. Черняков // СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001. - 460 с.

178. Шабанова, М., Социология свободы: трансформирующееся общество. Монография. / М. Шабанова. - М.: Московский общественный научный фонд, 2000. - 315с.

179. Шафоростов, А. И. Вера как отражение реальности / А. И. Шафоростов // Исторические, философские, политические и юридические науки,

культурология и искусствоведение. - 2012. - №5 (19). В 2-х ч.: ч. I. - С. 214 -216.

180. Шеллинг, Ф. Философия искусства / Ф. Шеллинг. - М.: Из-во «Мысль», 1999. - 608 с.

181. Швырёв, В. С. Рациональность как ценность культуры. Традиция и современность / В. С. Швырёв. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 176 с.

182. Шиффман, Х. Р. Ощущение и восприятие / Х. Р. Шиффман. - СПб.: Питер, 2003. - 928 с.

183 .Щедровицкий, Г. П. Проблемы методологии системного исследования / Г. П. Щедровицкий. - М.: Знание, 1964. - 48с.

184. Щедровицкий, Г. П. Философия. Наука. Методология / Г. П. Щедровицкий. - М.: Издательство культурной политики, 1997. - 656 с.

185. Щедровицкий, Г. П. Онтологии и картины мира [Электронный ресурс] / Г. П. Щедровицкий // Библиотека научной и учебной литературы. Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/hsedrovickiy_ontologii/ (дата обращения: 15.08.2017).

186. Щедровицкий, П. Г. Заключительный доклад. Семейная игра 2010. Онтология: время. [Электронный ресурс] / П. Г. Щедровицкий // Школа культурной политики. - Режим доступа: http://www.fondgp.rU/projects/jointly/school/2010/6 (дата обращения: 15.08.2017).

187. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / У. Эко // СПб.: Symposium, 1998. - 540 с.

188. Эко, У. Эволюция средневековой эстетики / У. Эко // СПб.: «Азбука-классика», 2004. - 111 с.

189. Элиаде, М. Аспекты мифа / М. Элиаде. - М.: Инвест-ППП, 1995. -240 с.

190. Эрекаев В. Д. Онтология квантовой космологии / В. Д. Эрекаев // Современная космология: философские горизонты. - М.: Издательство «Канон+» - 2011 - С. 216-263.

191. Юм, Д. Исследование о человеческом разумении / Д. Юм. -. М.: Прогресс, 1995. - 240 с.

192. Юм, Д. Трактат о человеческой природе.[ Электронный ресурс] / Д. Юм. - Режим доступа: http://detectivebooks.ru/book/26575708/?page=52 (дата обращения: 15.08.2017).

193. Adorno, T. W. Negative Dialektik / T.W Adorno. - Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, 1966. - 413 s.

194. David, J. Saab, Uwe, V. Riss Information as ontologization. / Saab David J., Riss Uwe V // Journal of the American Society for Information Science and Technology. - November 2011. - Volume 62. - Issue 11. - pp. 2236-2246.

195. Jemeson, F. The cultural turn. Selected writings of postmodern. / F. Jemeson. - Londan. New York: Verso., 1998. - 206 p.

196. Merikle, P. M., Smilek D., Eastwood J. D. Perception without awareness: perspectives from cognitive psychology [Электронный ресурс] / P. M. Merikle, D Smilek, J. D. Eastwood Режим доступа: http://arts.uwaterloo.ca/~pmerikle/papers/Merikle.Cognition.2001.pdf. (дата обращения: 15.08.2017).

197.Maturana, H. Cognition [Электронный ресурс] / Н. Maturana. - Режим доступа: http://www.enolagaia.com/M78bCog.html. (дата обращения: 15.08.2017).

198.Pickering, A. Constructing Quarks: a sociological history of particle physics / А. Pickering - Edinburgh : Edinburgh University Press, 1984. - 468 p.

199.Rock, I.,Harris C. S. Vision and touch / I. Rock, C. S. Harris // Scientific American. -- 1967. - № 216. - pp. 96-104.

200.Roncarati, Alessandra; Perez, Juan A; Ravenna, Marcella; Navarro-Pertusa, Esperanza. Mixing against culture vs mixing against nature: Ontologization of prohibited interethnic relationships /. Alessandra Roncarati; Juan A. Pérez;Marcella Ravenna; Esperanza Navarro-Pertusa.// International Journal of Psychology.- 2009. - Vol. 44. - Issue 1.- pp.12-19.

201.Rummel, R. J. Understanding conflict and war. Vol. 2: The conflict helix / R. J. Rummel. - [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.hawaii.edu/powerkills/TCH.CHAP6.HTM (дата обращения: 15.08.2017).

202. Thomas, W., Znaniecki, F. The Polish Peasant in Europe and America. Vols. I-II / W. Thomas , F. Znaniecki . - New York: Dover Publications, 1958. - 2250 p. 201. Verilio, P. Speed and politics / P. Verilio. - Los Angeles: Semiotext, 2007. -171 p.

203.Whalen, D. H., Libennan, A. M. Speech perception takes precedence over nonspeechperception. / D. H. Whalen, A. M. Libennan // Science. - 1987. - №237. - р^^^!.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.