Роль политической системы Алжира в формировании национальной идентичности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.01, кандидат политических наук Мохов, Николай Валерьевич
- Специальность ВАК РФ23.00.01
- Количество страниц 319
Оглавление диссертации кандидат политических наук Мохов, Николай Валерьевич
Введение
ГЛАВА I. Алжирская нация: от идеи к реальности 1920-1962 гг.
1.1. Теоретические основы национализма
1.2. Развитие алжирского национализма в 1920-1954 гг.
1.3. Национально-освободительная война 1954-1962 гг.
ГЛАВА II. Государство-нация в период правления А.Бен Беллы 1962-1965 гг.
2.1. Политическая система Алжира
2.2. Создание национальной культуры и объединение национального сообщества
ГЛАВА III. Национальное строительство в период правления
Х.Бумедьена 1965-1978 гг.
3.1. Политический режим и его легитимация
3.2. Модернизация и ее роль в распространении национальной идентичности
3.3. Параметры и особенности алжирской идентичности
3.4. Культурная политика государства 219 Заключение 297 Библиография
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК
Эволюция института верховной власти в странах Магриба: конец XIX - начало XXI вв.2009 год, доктор исторических наук Сапронова, Марина Анатольевна
Алжирский вопрос в политической идеологии и практике голлизма: 1954-1962 гг.2007 год, кандидат исторических наук Кашкина, Елена Викторовна
Исламистское движение и социально-политическое развитие алжирского общества в 70-е - 90-е гг. ХХ в.2003 год, кандидат исторических наук Долгов, Борис Васильевич
Де Голль и голлистское движение во Франции в борьбе за признание и власть, 1940 - 1962 гг.2000 год, доктор исторических наук Арзаканян, Марина Цолаковна
Эволюция внутриполитической ситуации в Алжире в 90-е годы XX столетия2003 год, кандидат исторических наук Шульга, Галина Алексеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль политической системы Алжира в формировании национальной идентичности»
Актуальность темы. Формирование, развитие и взаимодействие государств-наций представляют собой одни из основных процессов, определявших существование человечества в Х1Х-ХХ вв. Образование в этот период крупных, внутренне гомогенных национальных сообществ оказало решающее влияние на целый комплекс аспектов общественной жизни, среди которых необходимо выделить условия экономической и социальной деятельности, формирование и развитие современных политических систем, структурирование и эволюцию современной системы международных отношений. Нация, зародившись в Европе в XIX в., постепенно распространилась по миру, став нормой для организации современных социальных сообществ.
Актуальность исследования алжирского национализма (формирование сообщества с национальной алжирской идентичностью) обусловлена наличием типичных и отличительных черт в сравнении с аналогичными процессами образования самостоятельных наций в Африке и Азии вследствие деколонизации. Типичность алжирского национализма состоит в появлении во французском Алжире и параллельном развитии национальных движений, одни из которых формулировали требования, связанные с самобытной культурой (культурный национализм Ассоциации алжирских уле-мов), а другие выражали требования политического характера (прежде всего, Северо-африканская Звезда и последующие движения во главе с Месса-ли Хаджем). К отличительным чертам алжирского национализма можно отнести его постепенную трансформацию в единое радикальное боевое движение — Фронт национального освобождения и достижение независимости в результате долгой вооруженной борьбы.
Основные шаги по формированию алжирской нации были предприняты после достижения независимости Алжира элитами молодого государства. И в их действиях нередко были заметны те качества, которые алжирское национальное движение приобрело в годы колониального правления и освободительной войны — стремление к единству политического управления, жесткий территориальный унитаризм, распространение в рамках всего национального пространства арабо-мусульманской культуры. Политика Алжира в рассматриваемый период была направлена на комплексную модернизацию страны (создание современных государственных институтов и законодательства, индустриализация, всеобщее образование и т.д.) и одновременное развитие национальной культуры на основе арабо-мусульманской идентичности. Выполняя амбициозные программы по развитию страны на основе европейского опыта, Алжир стремился «вступить» в современность, сохранив свое «лицо».
Актуальность темы диссертации заключается в исследовании политики правящей элиты, направленной на создание современного государства, модернизацию страны и развитие национальной культуры. Реализация этой политики постепенно вела к появлению на карте мира новой нации со своей особой идентичностью.
Предмет и объект исследования. Объектом диссертационного исследования являются комплексные процессы, результатом которых стало образование алжирской нации. Предмет изучения — политика алжирских правящих элит, направленная на модернизацию общественной жизни, создание и распространение национальной культуры, что привело со временем к формированию нации.
Цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть ключевую роль политической системы и проводимой государством политики в период с 1962 г. по 1978 г. в создании алжирского национального сообщества. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать алжирские национальные движения в колониальный период, предлагавшие различные подходы к пониманию идентичности алжирской нации, в интересах которой они вели борьбу с французским колониализмом (как они определяли «алжирскую нацию», во имя которой боролись), обратив внимание на различную социальную поддержку предложенных идей;
2) рассмотреть вооруженную борьбу Фронта национального освобождения, которая привела к созданию суверенного алжирского государства, обратив внимание на особенности и изменение интерпретации этим движением идентичности алжирской нации;
3) изучить последствия создания алжирского государства и первых шагов правительства А.Бен Беллы для образования новой нации;
4) исследовать политику режима Х.Бумедьена, направленную на комплексную модернизацию страны, развитие и распространение «национальной арабо-мусульманской» культуры, — политику, ставшую главным фактором формирования национального сообщества.
Хронологические рамки работы охватывают период с 1962 г. по 1978 г. Выбор нижней границы обусловлен образованием в 1962 г. суверенного алжирского государства. Верхняя граница исследования определяется завершением правления Хуари Бумедьена, сыгравшего важную роль в развитии Алжира по пути современных государств-наций. Вместе с тем, для адекватного понимания политических и социальных фактов, рассматриваемых в период 1962-1978 гг., в работе исследуются отдельные вопросы, относящиеся к предшествующему периоду (зарождение и эволюция алжирских национальных движений в 1920-54 гг., а также ряд аспектов национально-освободительной войны 1954-62 гг.).
Научная новизна. Новизна проведенного исследования состоит в рассмотрении развития Алжира с точки зрения процесса формирования новой нации со своей идентичностью, исходя из оценки роли в этом процессе правящих элит и политической системы. Подобная постановка задачи позволила изучить политико-социальное развитие Алжира, уделив особое внимание актуальной для политической элиты проблеме национальной интеграции, которая осложнялась целым рядом обстоятельств - обширной территорией, культурно-этнической гетерогенностью населения, отсутствием продолжительной и непрерывной истории алжирской государственности. Новизна работы также состоит в рассмотрении субъективных и объективных факторов формирования и развития алжирской национальной культуры на основе исламо-арабизма.
В работе использованы источники, не введенные в научный оборот в отечественном востоковедении, а также работы французских и алжирских авторов, остававшиеся вне поля зрения отечественных ученых.
Методология. При проведении исследования был использован принцип историзма, позволяющий проследить эволюцию общественно-политических явлений в их причинно-следственной взаимозависимости. В основу работы был положен принцип объективности, который дал возможность взвешенно и разносторонне рассмотреть эволюцию алжирской политической элиты и системы, факторы формирования национальной культуры и другие вопросы, связанные с темой работы (в частности, исламистская доктрина и причины расширения ее социальной поддержки). Использование при проведении исследования таких общенаучных методов, как анализ, синтез и обобщение, позволило упорядочить и проанализировать обширный фактический материал.
Исследование формирования алжирской нации, проведенное в диссертации, основывается на общей теории национализма, разработанной Эрнестом Геллнером1. Рассмотрение теоретических основ национализма, необходимых для последующего анализа алжирского национализма, также
О 1 опирается на работы Эрика Хобсбаума" и Мирослава Хроха . Учитывая по
1 Gellner Ernest. Nations et nationalisme. Editions Payot & Rivages, Paris, 1999. Gellner Ernest. Nationalism. Phoenix, London, 1998. Геллнер Эрнест. Условия свободы. Гражданское общество и его исторические соперники. Московская школа политических исследований, Москва, 2004.
2 Hobsbawm Eric. Nations et nationalisme depuis 1780. Editions Gallimard, Paris, 1992.
3 Хрох Мирослав. От национальных движений к полностью сформировавшейся нации: процесс строительства наций в Европе. В кн. Нации и национализм. Праксис, Москва, 2002. Хрох Мирослав. Ориентация в типологии. «ЛЬ Imperio», Казань, № 2, 2000. явление первых наций в Европе и последующее распространение этой формы организации социального сообщества в других регионах мира, при проведении исследования неоценимую помощь оказали работы Бернарда Льюиса4, Жан-Поля Шарнэя5 и Жака Берка6, чьи идеи позволили глубже понять особенности образования наций и национальных идентичностей в арабском мире. Для рассмотрения теории легитимации правящей группы и теории индустриального общества использовались работы известного п французского политолога и философа Раймона Арона .
Характеристика источников. Источники, использованные в диссертации, можно разделить на следующие группы: 1) документы (политико-идеологические документы ФНО, юридические документы АНДР и иные документы); 2) выступления, интервью, заявления политических деятелей; 3) работы, содержащие описание событий их участниками; 4) документальные фильмы и репортажи.
В рамках исследования подробно анализируются политико-идеологические документы ФНО, составленные как в годы национально-освободительной войны, так и после 1962 г.: Призыв к алжирскому народу (1954 г.), Суммамская платформа (1956 г.), Триполийская программа (1962 г.), Алжирская хартия (1964 г.), Национальная хартия (1976 г.).
При написании диссертации были использованы политико-правовые и юридические документы АНДР: Общая декларация двух делегаций по итогам подписания Эвианских соглашений (1962 г.), конституции 1963 г. и 1976 г., а также широкий ряд законов, указов, постановлений и решений
4 Льюис Бернард. Что не так? Путь Запада и Ближнего Востока: прогресс и традиционализм. Олимп бизнес, Москва, 2003. Lewis Bernard. The Multiple Identifies of the Middle East. Schocken Books, New York, 1998. Lewis Bernard. L'Islam en crise. Gallimard, Paris, 2003. Lewis Bernard. Le retour de l'Islam. Gallimard, Paris, 2001. Lewis Bernard. Les arabes dans l'histoire. Flammarion, Paris, 1993.
5 Charnay Jean-Paul. Traumatismes musulmans. Tome I. Editions AFKAR, Paris, 1993. Chamay Jean-Paul. Frustrations arabes. Tome II. Al-Bouraq, Beyrouth, 1993. Charnay Jean-Paul. Une trajectoire arabe: Du rejaillissement culturel à l'affirmation économique. В кн. Renaissance du monde arabe. Sous la direction de A.Abdel-Malek, A.Belal, H.Hanafi. Duculot- S.N.E.D, Alger, 1972.
6 Berque Jacques. Les Arabes. Actes Sud, Paris, 1997. Berque Jacques. Le Maghreb entre deux guerres. Volume 1. Cérès Editions, Tunis, 2001. Berque Jacques. L'Islam au temps du monde. Actes Sud, Paris, 1984.
7 Aron Raymond. Démocratie et totalitarisme. Gallimard, Paris, 2003. Aron Raymond. Dix-huit leçons sur la société industrielle. Gallimard, Paris, 1998. различных органов исполнительной власти. Политика правящих элит, являющаяся предметом изучения в работе, реализуется посредством нормативных актов. В этой связи алжирское законодательство представляет собой в контексте настоящей диссертации актуальный корпус документальных источников8. В числе рассмотренных нормативных актов следует отдельно упомянуть закон № 63-96 от 27.03.1963 об алжирском гражданстве, определивший порядок получения гражданства различными социальными группами после обретения страной независимости.
Большую помощь при проведении исследования оказало рассмотрение выступлений и заявлений алжирских политических лидеров. В первую очередь речь идет о многочисленных выступлениях Хуари Бумедьена, позволивших глубже понять смысл проводившейся под его руководством государственной политики9.
Интересную информацию по особенностям внутренней организации и методов борьбы Фронта национального освобождения в годы национально-освободительной войны удалось почерпнуть из воспоминаний Мухаммеда Харби10, занимавшего различные должности в политическом аппарате ФНО. Ценность этой информации для исследования состоит в том, что немалая часть этих особенностей сохранилась в политической системе независимого Алжира.
Благодаря произведению «Зеркало» (впервые опубликовано в 1833 г.)11, удалось отразить ряд аспектов социальной жизни в алжирском регентстве накануне французской колонизации. Эта работа, написанная Хамданом Ходжой - преподавателем права и советником последнего алжирского дея Хусейна, позволила провести сравнение доколониальных со
8 Алжирские нормативные документы использовалась с сайта Аппарата Правительства АНДР, содержащего полную базу национального законодательства (см. http://www.ioradp.dz').
9 В исследовании использовались выступления, интервью, заявления Х.Бумедьена, собранные главным образом в двух работах: Mameri Khalfa. Citations du Président Boumediène. S.N.E.D., Alger, 1975. Balta Paul, Rulleau Claudine. La stratégie de Boumediène. Sindbad, Paris, 1978.
10 Harbi Mohammed. Une vie debout. Mémoires politiques, Tome 1: 1945-1962. Casbah Editions, Alger, 2001,
11 Khodja Hamdan. Le Miroir. Sindbad, Paris, 1985. циальных реалий с их представлением в дискурсе правящей элиты АНДР. Еще одним источником информации о народностях, населявших алжирскую территорию в период ранней колонизации, их социальных структурах и законах, языках и обычаях, а также особенностях географических условий проживания, стала работа под названием «Второе письмо об Алжире»,
12 написанная Алексисом де Токвилем в 1837 г.
Из источников, использованных в исследовании, необходимо отметить работу «Вопросы культурной политики Алжира», написанную для ЮНЕСКО (опубликована в 1977 г.) начальником управления изящных искусств, памятников и исторических мест министерства информации и культуры АНДР С.-А.Багли. Значение этой работы для диссертации обусловлено ее обзорным характером культурной политики 1965-77 гг., а также тем фактом, что она написана руководящим сотрудником министерства, принимавшим непосредственное участие в проведении этой политики.
Очерк алжирского исламиста М.Брахами «Шейх Ахмед Сахнун, или независимость в ее самом благородном значении», посвященный его наставнику, одному из первых алжирских исламистов А.Сахнуну, позволил «увидеть» исламистскую доктрину глазами ее сторонников, что способствовало формированию более точного и взвешенного представления о ней.
Следующий комплекс источников составляют документальные фильмы и репортажи, работа с которыми позволила глубже понять общественно-политические процессы, происходившие в Алжире в 1950-70-е гг. Ценность использования этой группы источников связана с возможностью просмотреть многочисленные интервью с алжирскими и французскими политиками, чиновниками и офицерами, иностранными журналистами, работавшими в Алжире, а также с простыми алжирцами, представлявшими самые разнообразные социальные слои, возрастные и профессиональные группы. Обширный материал этих интервью позволил составить объектив
12 de Tocqueville Alexis. Seconde lettre sur l'Algérie. Editions Zirem, Béjaïa, 2006. ное представление о восприятии социальной средой различных идей, формулируемых правящей элитой (прежде всего, восприятие концепций национальной идентичности). Проведенный анализ показал, что социальное самосознание не является категорией, которая свободно моделируется субъектами политической системы. Политические элиты и предлагаемые ими доктрины в значительной мере подвержены влиянию фактора общественного мнения и восприятия (даже в авторитарной политической системе).
Ценность документальных фильмов и репортажей также состоит в получении наглядного представления о развитии социальной ситуации (нередко «неуловимой» по документам и научной литературе), о социальных условиях и последствиях принятия политических решений. В этой категории источников отдельно следует упомянуть два документальных фильма с одинаковым названием «Алжирская война» (авторами одного из них были 1
Ив Курьер и Филипп Моннье, а второго - Питер Батти ), а также многочисленные репортажи и интервью, снятые французским телевидением в Алжире в 1960-70-е гг.14
Научная литература. При написании диссертации автором были использованы работы отечественных востоковедов, среди которых в первую очередь необходимо отметить труды создателя отечественной школы алжирских исследований и ведущего российского автора по проблемам развития современного Алжира Р.Г.Ланды. Многие работы Р.Г.Ланды и, прежде всего, его вышедшая в 1999 г. «История Алжира. XX век» оказали неоценимую помощь автору в его работе над диссертацией.
Несмотря на то, что работы российских исследователей М.А.Сапроновой и Б.В.Долгова посвящены более позднему периоду разви
13 Документальный фильм: «La Guerre d'Algérie». Courrière Yves, Monnier Philippe. 1972. Документальный фильм: «La Guerre d'Algérie». Batty Peter. 1984.
14 Репортажи и интервью использовались из видеоархивов французского телевидения, доступных на сайте «Institut national de l'Audiovisuel» (см. http://www.ina.fr"). тия Алжира, они также способствовали формированию представления о социально-политических и экономических проблемах и противоречиях этой страны15. Наряду с указанными работами, помощь в написании диссертации оказали исследования В.И.Максименко, Е.И.Мироновой, С.Э.Бабкина, А.Г.Вирабова16, а также работы Г.Г.Косача по арабскому национализму и модернизации стран Востока.
Обширный и разносторонний материал по политическому, социально-экономическому и культурному развитию Алжира содержится в зарубежной научной литературе. В связи с продолжительным периодом колониальной зависимости Алжира от Франции и сохранением существенного французского влияния в Алжире после получения независимости, во французском востоковедении алжирской проблематике уделяется более пристальное внимание. В этой связи в ходе исследования автор опирался на французские работы, посвященные современной истории Алжира, среди которых, прежде всего, необходимо отметить книги историков Андре Ну
17 ши, Бенжамина Сторы и Иммануэля Сивана .
Значительную помощь в изучении политических аспектов развития Алжира оказали работы французских исследователей Ж.Лека, Ж.-К.Ватэна,
1 Я
П.Бальты, К.Рюлло и Н.Гримо . При рассмотрении социальных и экономических аспектов развития Алжира, актуальных с точки зрения темы дис
15 Сапронова М.А. Политика и конституционный процесс в Алжире (1989-1999). Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, Москва, 1999. Долгов Б.В. Исламистский вызов и алжирское общество. Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, Москва, 2004.
16 Максименко В.И. Политические партии в переходном обществе. Издательство «Наука», Москва, 1985. Миронова Е.И. Алжир: смена приоритетов развития. Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, Москва, 2004. Бабкин С.Э. Религиозный экстремизм в Алжире. Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, Москва, 2001. Вирабов А.Г. Алжир: кризис власти. Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, Москва, 2001.
17Nouschi André. L'Algérie amère 1914-1994. Editions de la Maison des sciences de l'homme, Paris, 1995. Sto-ra Benjamin. Algérie. Histoire contemporaine 1830-1988. Casbah Editions, Alger, 2004. Stora Benjamin, Akram Ellyas. Les 100 portes du Maghreb. Editions Dahlab, Alger, 1999. Sivan Emmanuel. Communisme et nationalisme en Algérie 1920-1962. Presses de la Fondation nationale des sciences politiques, Paris, 1976.
18 Leca Jean. Le système politique algérien (1965-1981). В кн. Le grand Maghreb. Etudes réunies par Alain Claisse et Gérard Conac. Economica, Paris, 1988. Vatin Jean-Claude. Chronique politique, Algérie. В кн. Annuaire de l'Afrique du Nord. Editions du CNRS, Paris, 1977. Balta Paul avec la collaboration de Claudine Rul-leau. Le Grand Maghreb, des indépendances à l'an 2000. Laphomic, Alger, 1990. Grimaud Nicole. La politique extérieure de l'Algérie (1962-1978). Rahma, Alger, 1994. сертации, автор использовал работы и результаты научных исследований М.Кота, Р.Эскалье, М.Нанси, Д.Мезона, А.Лота и П.Бурдье.
Центральное место в диссертации занимает проблематика алжирской национальной культуры. Для изучения вопросов формирования и эволюции национальной культуры и идентичности Алжира представляли интерес работы Б.Этьена и Ж.Лека, И.Тюрана, А.Адама и Ж.Грангийома19. В рамках рассмотрения алжирской идентичности и социо-культурных аспектов необходимо отдельно отметить работы социолога Анри Сансона, прожив
20 шего в Алжире в общей сложности около 70 лет . Франко-алжирский исследователь, являвшийся одновременно католическим священником, в своей научной деятельности уделял более пристальное внимание вопросам, связанным с религиозным самосознанием мусульман, которое во многом определило специфику алжирского общества. Эта специфика подразумевала, прежде всего, его несветский характер, проявлявшийся как в официальной интерпретации алжирской культуры, так и в восприятии национальной культуры и общественно-политических реалий большинством алжирцев.
Диссертационное исследование в значительной мере опиралось на работы алжирских и магрибинских политологов, социологов и экономистов, из которых необходимо отметить работы М.Т.Бен Саада, А.Ефсаха, i
Р.Бабаджи, Н.Гозали, А.Махиу" , а также чрезвычайно обширные и проработанные исследования А.Сид-Ахмеда
19 Etienne Bruno et Leca Jean. La politique culturelle de l'Algérie. Turin Yvonne. La culture dans «l'authenticité et l'ouverture» au Ministère de l'enseignement originel et des affaires réligieuses. Обе публикации в кн. Annuaire de l'Afrique du Nord. Editions du CNRS, Paris, 1973. Adam André. Chronique sociale et culturelle, Algérie. В кн. Annuaire de l'Afrique du Nord. Editions du CNRS, Paris, 1977. Grandguillaume Gilbert. Country case study on language of instruction and the quality of basic education: policy of arabization in primary and secondary education in Algeria. Paper commissioned for the EFA Global Monitoring Report 2005, The Quality Imperative.
0 Sanson Henri. Expérience de «L'Autre et l'image de soi» en Algérie entre 1923 et 2002. Cahiers de la Méditerranée, vol 66 L'autre et l'image de soi, 2003. Sanson Henri. Laïcité islamique en Algérie. CNRS, Paris, 1983. Sanson Henri. Islam et technologie. В кн. Annuaire de l'Afrique du Nord. Editions du CNRS, Paris, 1977.
21 Ben Saada Mohamed Tahar. Le régime politique algérien. Entreprise Nationale du Livre, Alger, 1992. Yefsah Abdelkader. L'armée et le pouvoir en Algérie de 1962 à 1992. В кн. L'Algérie incertaine. Sous la direction de Pierre Robert Baduel. Editions Edisud, Aix-en-Provence, 1993. Babadji Ramdane. De la religion comme instrument à l'identité comme sanctuaire: quelques remarques sur la constitution algérienne du 28 novembre 1996. Ghozali Nasser-Eddine. L'Algérie dans tous ses états. De la crise à la démocratie orpheline. Mahiou Ahmed. Les
При рассмотрении алжирского исламизма в диссертации, помимо уже отмеченных работ, использовались исследования А.Бумезбара,
23
А.Джамили и Л.Букры . contraintes et incertitudes du système politique. Все три публикации в кн. Où va l'Agérie? Sous la direction de Ahmed Mahiou et Jean-Robert Henry. Editions Karthala (Paris) et IREMAM (Aix-en-Provence), 2001.
22 Sid-Ahmed Abdelkader. Développement sans croissance. L'expérience des économies pétrolières du Tiersmonde. Publisud, Paris, 1983. Sid-Ahmed Abdelkader. Un projet pour l'Algérie: Eléments pour un réel partenariat Euro-Méditerranéen. Publisud, Paris, 1995.
23 Boumezbar Abdelhamid et Djamila Azine. L'Islamisme algérien, de la genèse au terrorisme. Chihab Editions, Alger, 2002. Boukra Liess. Algérie, la terreur sacrée. Editions Favre, Lausanne, 2002.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК
Французское влияние в культурной и общественно-политической жизни Туниса1998 год, кандидат исторических наук Зуева, Елена Геннадьевна
Внешние и внутренние факторы формирования политической культуры правящих элит стран Магриба2005 год, кандидат политических наук Миронова, Валерия Александровна
Этноконфессиональные меньшинства в социокультурной жизни Магриба: 1880-1939 гг.2003 год, кандидат исторических наук Рясова, Татьяна Геннадьевна
Монархия и ислам в Алауитском Марокко: исторические пути взаимодействия: XVII - начало XXI в.2013 год, доктор исторических наук Орлов, Владимир Викторович
Политический ислам в Северной Африке, 1970 - 1999 гг.2001 год, доктор политических наук Бабкин, Сергей Эдуардович
Заключение диссертации по теме «Теория политики, история и методология политической науки», Мохов, Николай Валерьевич
Заключение
Появление идеи алжирской нации со своей особой идентичностью связано с деятельностью четырех общественно-политических течений, образовавшихся во французском Алжире в 1920-1930-е гг. Движение Месса-ли Хаджа, алжирские улемы, коммунистическая партия и движение алжирской интеллектуальной элиты стали теми общественными силами, которые сформулировали различные идеологические программы, содержавшие те или иные подходы к пониманию алжирской нации и идентичности. Если Мессали Хадж делал акцент на политической независимости Алжира, а мусульманский «образованный класс» - на равноправной интеграции мусульман в «большую французскую семью», то наиболее актуальную линию с точки зрения последующего развития национализма проводили улемы.
Их действие было комплексным - они реформировали ислам и его практику, «очищая» религию от «божественного» посредничества марабутов и массы деталей, связанных с локальными интерпретациями универсальной религии. Занимаясь просветительской и пропагандистской деятельностью, они способствовали повышению социального значения арабо-мусульманской культуры. В отличие от тех же марабутов улемы верили в изменение и развитие мусульманского общества на основе «позитивного компромисса», сочетающего аутентичность с современностью. В отличие от марабутов и официальных служителей культа улемы не были лояльны и «послушны» колониальным властям, что сближало их с надеждами недовольных мусульман (число которых увеличивалось) и обуславливало их растущую популярность.
Не отрицая прогресс и «унифицируя» ислам, делая из него единую доктрину, сближающую верующих вне зависимости от конкретного региона происхождения или диалекта, движение улемов (безусловно, не отдавая себе отчет) готовило почву для последующего распространения единой национальной культуры на обширной территории Алжира. Не требуя от
Франции немедленного предоставления независимости, улемы постепенно «готовили» общество к выдвижению такого требования, ибо в основе современного государства-нации лежит самобытная и единая культура, которая появлялась и распространялась именно в результате действия Ассоциации алжирских улемов.
В 1939 г. генеральный секретарь Французской коммунистической партии Морис Торез предложил альтернативную концепцию идентичности алжирской нации, согласно которой эта нация исторически не существовала и находилась в процессе формирования из множества этносов, населявших территорию Алжира в прошлом и проживавших на ней в те годы. Плюралистичная идентичность формирующейся нации предусматривала возможность интеграции в ее состав европейцев и евреев. Несмотря на то, что торезовская концепция «плавильного тигля» соответствовала истории формирования подавляющего большинства современных наций (в том числе и французской), не имевших «исторически вечных» однородных социумов, она не встретила поддержку среди алжирцев-мусульман. В этом сообществе находили все больший отклик лозунги улемов, заявлявших об арабо-мусульманской основе алжирской нации.
Повышение популярности этих лозунгов неминуемо вело к более активному использованию темы «арабо-мусульманской идентичности алжирского народа» в доктринах национальных политических движений, и в первую очередь в программе наиболее радикального из них - ППА/МТЛД Мессали Хаджа. На фоне постепенного разделения европейского и мусульманского сообществ в 1940-1950-е гг. отказ от включения в программы этой популярной темы был связан с риском сокращения социальной базы любого из алжирских национальных движений.
Алжирская коммунистическая партия продолжительное время опиралась на идею «формирующейся нации», заявляя о ее «незрелости» для независимости и необходимости постепенного синтеза «латинского» и арабского» элементов. Исходя из подобной интерпретации алжирской истории, коммунисты критиковали исламо-арабизм иных национальных движений за «шовинизм», мешавший, по их мнению, национальному синтезу и разжигавший конфессиональные и этнические противоречия между европейцами и мусульманами Алжира. Невысокая популярность идей Алжирской компартии в мусульманском сообществе (в сравнении с идеологией ППА/МТЛД и ФНО), ее попытки адаптировать доктрину к требованиям и ожиданиям этого сообщества свидетельствовали о том, что в неевропейской среде Алжира рассчитывать на популярность могла лишь тематика, так или иначе связанная с исламом. Социальная жизнь Алжира 19451962 гг. развивалась диаметрально противоположно концепции «формирующейся нации» - вместо постепенной ассимиляции и появления «средиземноморского народа» мусульманское и европейское сообщества все больше удалялись друг от друга.
Сильным катализатором поляризации сообществ, безусловно, стала проводившаяся под руководством Фронта национального освобождения национально-освободительная война 1954-1962 гг., обострившая до предела межэтнические противоречия и усилившая взаимное недоверие. Несмотря на отдельные попытки светского понимания будущего алжирского государства лидерами Фронта (Суммамская платформа 1956 г.), на практике ислам был одной из основ идеологии ФНО, являясь важным фактором мобилизации и сплочения алжирцев-мусульман ради антифранцузской борьбы. Об этом свидетельствовали, в частности, сакрализация этой борьбы и активное использование исламской терминологии.
Социальным итогом вооруженного противостояния и обоюдного насилия, которое характеризовало действия участников конфликта (французские вооруженные силы, ФНО/АНО, МНА, ОАС), стало окончательное обособление европейского и мусульманского сообществ и практически полный разрыв связей между ними. Массовый исход европейцев из страны в 1962 г. (в последние месяцы до признания независимости и в течение нескольких месяцев после) стал наглядным свидетельством фактического разделения двух «наций» колониального Алжира по этно-конфессиональному признаку.
В результате ожесточенной внутриалжирской борьбы в первые месяцы после завершения национально-освободительной войны власть в новом государстве досталась политико-боевой группе во главе с одним из исторических лидеров восстания Ахмедом Бен Беллой и полковником Хуари Бу-медьеном. Политическая система независимого Алжира, включавшая в себя в первую очередь конституцию, парламент и комплекс органов исполнительной власти, формировалась под непосредственным контролем этой группы. Главные управленческие должности в государственной администрации были распределены между представителями группы и людьми, выразившими ей лояльность.
Крайне тяжелые социально-экономические условия послевоенного времени, связанные с многочисленными разрушениями, вынужденным перемещением населения, отъездом подавляющего большинства европейцев, работавших в алжирских органах управления и являвшихся квалифицированным ядром колониального общества, стали одним из важных факторов, определивших особенности политической системы АНДР. Среди этих особенностей, прежде всего, необходимо отметить однопартийность и авторитарный характер этой системы. Первоочередные задачи правящей элиты состояли в организации работоспособной администрации, наведении элементарного порядка в хозяйственной деятельности, создании условий для социально-экономического развития, нежели в формировании основ многопартийной либеральной политической системы по аналогии с французской.
В качестве главных механизмов легитимации однопартийной системы и концентрации власти в руках правящей группы использовались историческая легитимность ФНО (партии, добившейся независимости Алжира) и постановка задачи форсированной модернизации страны (что называлось в терминологии алжирской элиты «революцией»).
Планы развития Алжира, предложенные элитами нового государства, предусматривали два основных направления - модернизацию алжирского общества и развитие национальной культуры. Суть модернизации состояла в развитии страны в направлении современности, ориентирами которой служили политические, экономические, социальные институты и стандарты, созданные и действовавшие в Европе. В большей мере таким ориентиром выступали модели стран Восточной Европы, о чем свидетельствовала значительная роль государства в общественной жизни и экономике, а также высокая централизация алжирской политической системы, выражавшаяся в однопартийном режиме, единстве идеологии, жестком контроле исполнительной власти над законодательной и судебной властями и т. д.
Выбор модернизации в качестве основополагающей цели алжирского режима был обусловлен широким рядом факторов и обстоятельств, среди которых необходимо в первую очередь отметить объективные социально-экономические сложности страны — разрушение традиционной производственной деятельности и разрыв традиционных социальных связей в колониальный и военный периоды, высокий уровень безработицы и бедность населения. К тому же, наглядный опыт динамичного развития «благополучной Европы» и в недавнем прошлом колониального европейского сообщества не мог не быть привлекательным для элиты молодой страны.
Второе направление развития Алжира формулировалось как «возрождение» национальной культуры, под которой понималась арабо-мусульманская культура (хотя в действительности речь шла о создании национальной культуры). Использование термина «возрождение» было связано с обвинением французского колониализма в пренебрежении к культуре коренного населения Алжира. В колониальном обществе ислам и местные языки и диалекты, далеко не все из которых были связаны с арабским языком, имели низкий социальный статус, а мусульмане занимали маргинальное положение, несмотря на их многократное численное превосходство. Ввиду необходимости модернизации страны правящая элита трактовала исламо-арабизм не как возврат к прошлому, а под современным углом зрения - как национальную идентичность и культуру современного и развивающегося общества.
Арабо-мусульманская идентичность, став основой создававшейся алжирской национальной культуры, способствовала «исключению» из молодой нации многочисленных европейцев и евреев, родившихся в Алжире и считавших его своей родиной. Те из них, кто хотел остаться в качестве алжирских граждан и участвовать в строительстве нового Алжира, столкнулись с комплексом правовых и социальных сложностей.
Несмотря на то, что в политической риторике говорилось о «возрождении» национальной культуры, правящая элита нового государства создавала новую культуру, используя два элемента донациональной культуры — ислам и арабизм. «Удобство» использования ислама и арабского языка в качестве «строительного материала» для создания национальной культуры было связано с их очевидным присутствием и весом в алжирской социальной среде. Национальная арабо-мусульманская идентичность стала основой для социальной интеграции гетерогенного неевропейского населения Алжира, его «включения» в новую нацию.
По аналогии с подобными процессами формирования современных наций, «конструирование» алжирской правящей элитой единой национальной арабо-мусульманской идентичности и культуры (для укрепления своей власти и объединения социального сообщества на обширной территории страны) выступало важным фактором постепенного формирования алжирской нации (фактор, действовавший «сверху»). Как и в других современных нациях, общенациональная система образования играла роль главного механизма распространения национальной культуры и идентичности. Для решения этой задачи алжирские власти в срочном порядке проводили комплексную реформу сферы образования, которая подразумевала расширение образовательной системы (расширение охвата школьным обучением детей и ликвидация безграмотности взрослых), изменение учебных программ и арабизацию.
Однако «конструирование» идентичности элитой и ее распространение по каналам культурной политики не являлось в алжирском случае единственной движущей силой, определившей арабо-мусульманские параметры национальной идентичности и сформировавшей алжирскую нацию.
Конструирование» алжирской идентичности и проведение культурной политики в годы правления Бен Беллы происходили в конкретных социальных условиях послевоенного времени, которые характеризовались, прежде всего, четким разделением европейского и мусульманского сообществ. Этот процесс разделения европейцев и мусульман, начавшийся в 1945 г., задолго до формулирования правящей элитой АНДР национальной идентичности, происходил под влиянием многих причин и не был связан непосредственно с волей руководителей нового государства. Жесткое разделение алжирского общества на мусульман и европейцев уже произошло до того, как Бен Белла со своими сподвижниками оформили его в политико-правовых и программных документах режима.
Таким образом, если алжирская национальная идентичность могла не быть однозначно арабской (в связи с существованием берберских народностей, сохранивших свою самобытность, алжирская идентичность могла бы быть арабо-берберской), то едва ли она могла «включить» европейцев. И эта идентичность, безусловно, «должна» была стать мусульманской. Социальные реалии послевоенного Алжира и особенности самосознания алжирцев-мусульман являлись важными, если не решающими факторами, определившими «снизу» арабо-мусульманский характер алжирской нации.
В результате государственного переворота 19 июня 1965 г. власть в стране перешла в руки нового органа - Революционного Совета во главе с полковником Хуари Бумедьеном. Несмотря на сохранение основных идеологических ориентиров режима (модернизация, социализм и др.), принципиальным отличием подхода Бумедьена от предшественника стала целенаправленная работа по созданию сильного и эффективного государства для его использования в качестве главного инструмента технологического и социально-экономического развития Алжира.
В первую очередь исходя из установки на создание подобного государственного аппарата, Бумедьен организовывал политическую систему страны. Несмотря на заметное присутствие ФНО в качестве единственной партии, Фронт не был той структурой, которая принимала активное участие в выработке решений и через которую действительно проводилась государственная политика. Партия нужна была для обеспечения режиму «народной» легитимности и революционной преемственности (с учетом ее исторической роли в получении Алжиром независимости). В бумедьеновской политической системе реальной властью обладали только государственный аппарат, на вершине которого находились Революционный Совет и правительство, и Национальная народная армия, выполнявшая роль главной опоры алжирского режима. ННА смогла неоднократно продемонстрировать свою безусловную необходимость для режима как в борьбе с внешними угрозами (исходившими в первую очередь от Марокко), так и в качестве решающего ресурса во внутриполитической борьбе.
Под руководством Х.Бумедьена исполнительная власть непосредственно выполняла законодательную функцию и полностью контролировала судебную власть. Государство также сохраняло полный контроль над выборными органами, создававшимися по мере развития и усложнения политической системы (Народные собрания коммун с 1967 г., Народные собрания вилай с 1969 г., Национальное народное собрание с 1977 г.). Реформы
1976-1977 гг., «оснастившие» страну современными политическими институтами и конституцией, обеспечили электоральную легитимность правящему режиму (при всей условности применения этого термина в алжирских условиях), придав юридическое закрепление существовавшей авторитарной системе.
Однако у подобной организации политической системы имелось немало «оправданий». Если одно из них предполагало исполнение эффективного административного управления, то другое «оправдание» состояло в острой необходимости объединить обширную алжирскую территорию в единое государство. Чрезвычайно централизованная бумедьеновская система власти с концентрацией полномочий на вершине политической иерархии сама по себе выступала существенным фактором интеграции страново-го пространства.
Своей главной задачей Бумедьен считал модернизацию социально-экономической жизни страны на основе опыта, накопленного европейскими странами. В этой связи государственная интерпретация национальной культуры, как и прежде, основывалась на «позитивном компромиссе» между современностью и аутентичностью. Особенность «позитивного компромисса», корни которого уходили в реформу улемов 1930-х гг., состояла в том, что два главных элемента алжирской идентичности — арабизм и ислам, понимались не в статичной форме славного наследия прошлого, а как маркеры динамично развивающегося общества.
Бумедьен понимал и осуществлял модернизацию как комплексный процесс, охвативший самые разнообразные сферы и нацеленный на построение в Алжире современного индустриального общества. Появившиеся в результате модернизации структуры и институты общенационального масштаба, среди которых, прежде всего, многоуровневая система образования, органы государственного управления (общенациональные и местные) и законодательство, общенациональные производственный и распределительный комплексы, транспортная инфраструктура, - все это значительно трансформировало общество, создав абсолютно новые жизненные реалии для молодых поколений алжирцев. Эта трансформация, проводившаяся государством в масштабе всей страны, была мощным распространителем общеалжирской национальной идентичности и, безусловно, должна рассматриваться в качестве фактора формирования алжирской нации.
Широкий ряд институтов и механизмов, сформированных алжирским режимом в процессе модернизации и характеризующих любое современное общество, создал принципиально новые условия для проведения эффективной культурной политики, в основе которой лежала интеграционная установка. Только в этих новых условиях появилась возможность для проведения современной культурной политики по целому комплексу направлений. В силу ее интеграционной направленности эту политику необходимо рассматривать как еще один фактор формирования алжирской нации.
Основными направлениями культурной политики стали изменение учебных программ (в частности, создание «национальной» историографии), арабизация (школы, высшего образования, городского и сельского пространства и т.д.), исламское направление (развитие сети исламских учебных заведений, создание новых мечетей, изучение ислама и мусульманской цивилизации). Среди этих направлений важную роль также играло создание национальных средств массовой информации и их использование для проведения культурной политики (печатные СМИ, радио и телевидение), развитие национального кинематографа и книгоиздательской деятельности.
Постепенное распространение однородной алжирской культуры и укоренение национального самосознания (вместо локальных идентично-стей) не может рассматриваться только лишь как результат интеграционной политики по «конструированию» нации правящей элитой. Безусловно, с одной стороны, правящая группа проводила унифицирующую культурную политику с целью укрепления своей власти на всем национальном пространстве, ибо развитие субкультуры (например, кабильской), отличающейся от национальной арабо-мусульманской культуры, могло стать основой для политических требований контрэлиты.
Однако с другой стороны, индустриальное общество, в направлении которого правящая элита развивала Алжир, в силу своих внутренних особенностей (нацеленность на экономический рост, высокая специализация и социальная мобильность, потребность в продолжительном образовании и использовании единого языка и др.) нуждалось в однородной культуре. Это было связано с тем, что однородная национальная культура является неотъемлемой чертой современного индустриального общества, которую оно обретает по мере модернизации.
Алжирскую модернизацию, безусловно, нельзя считать однозначно успешной. Ее положительные результаты сочетались с очевидными и серьезными неудачами, среди которых в качестве примеров можно выделить неравномерный охват детей школьной системой, крайне малую долю школьников, успешно оканчивавших школу, многочисленные проблемы арабизации, сохранение предвзятого отношения к женщине, проблемы рентабельности и управления новыми производственными комплексами и т.д. Тем не менее, несмотря на эти объективные и в ряде случаев принципиальные проблемы, появление в Алжире в результате модернизации элементов индустриального общества неминуемо способствовало сглаживанию культурных различий и укоренению единого алжирского самосознания.
Появление алжирской нации со своей идентичностью должно рассматриваться как сложный и комплексный процесс. Едва ли можно систематизировать все факторы, обусловившие формирование этой нации. Но в создании и действии рассмотренных факторов очевидна и безусловна роль алжирской политической элиты, стремившейся сначала под руководством
Бен Беллы, а затем Бумедьена, к формированию современного национального сообщества, ориентируясь на реалии и стандарты мирового развития.
Формирование алжирской нации с арабо-мусульманской идентичностью на протяжении 1960-1970-х гг. привело к обострению, по меньшей мере, трех серьезных противоречий. Первое противоречие состояло в том, что алжирская нация была и остается мусульманской нацией. Тексты основополагающих нормативных и идеологических документов, а также масса аспектов культурной политики свидетельствовали о том, что общество не прошло через секуляризацию, предполагающую отделение религии от государства и от сферы социальных отношений, ее ограничение личным пространством индивида. Видимость светскости (особенно заметная среди офицерского состава и вестернизированных или левых слоев «образованного класса»), против которой выступали исламисты, следовала из заимствования целых пластов европейской жизни, а не являлась результатом последовательной эволюции алжирского общества.
В качестве второго существенного противоречия необходимо отметить обострение в результате проведения арабизации берберского самосознания, что привело к массовым акциям народного протеста в Кабилии в 1980 г. Болезненно реагируя на арабизацию, кабилы выступали в защиту берберского языка и культурно-исторического достояния.
Третье противоречие было связано с пониманием ислама. Если режимы Бен Беллы и Бумедьена давали современную трактовку религии, которая должна была соответствовать курсу на модернизацию страны, то исламистское течение считало искажением «истинного ислама» массу нововведений, появлявшихся в процессе реформ в результате заимствования европейского опыта. Несмотря на то, что и официальная идеология, и исламистская доктрина апеллировали к религии, эти два подхода принципиально различались, основываясь на взаимно противоречащих видениях. За неимением собственной научно-технической и производственной базы, системы образования (аутентичной и в то же время способной готовить специалистов, востребованных в современных условиях), режимы Бен Беллы и Бумедьена были фактически «обречены» на заимствования для решения массы насущных социально-экономических проблем, которые стояли перед Алжиром после обретения независимости. Активное использование европейского опыта (стран социалистического и капиталистического блоков) в самых разнообразных сферах неизбежно нарушало «чистоту» аутентичной культуры, что и лежало в основе критики исламистов.
Парадоксальной особенностью алжирского общества стало то, что, несмотря на усилия властей по модернизации, число сторонников исламизма постепенно росло на протяжении 1970-х гг. В качестве причин роста социальной базы исламизма в эти годы необходимо выделить три фактора. Это отторжение «импортных» преобразований (многое из того, что прогрессист считал модернизацией/революцией, было для консерватора продолжением колонизации в новых условиях), привлекательность исламистского мировоззрения, а также увеличение вследствие арабизации числа алжирцев, говорящих только на арабском языке. Освоение в процессе обучения только арабского языка обуславливало восприимчивость этих алжирцев к любым формам арабо-мусульманской культуры и их заинтересованность в более глубоком ее внедрении в жизнь страны.
В 1980-2000-е гг. Алжиру предстояло в острой форме пережить эти три противоречия, каждое из которых имело свои последствия и издержки для общественного развития. При всей актуальности берберского вопроса и проблем, обусловленных исламским характером национальной идентичности, наиболее драматичные последствия были связаны с исламизмом. Идеологические и мировоззренческие споры в студенческой среде 1970-х гг., доходившие до столкновений, стали предвестником ожесточенного социально-политического и вооруженного конфликта, разделившего алжирское общество в начале 1990-х гг.
Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Мохов, Николай Валерьевич, 2008 год
1. Общая декларация двух делегаций по итогам подписания Эвианских соглашений (1962 г.).
2. Призыв к алжирскому народу.6. Суммамская платформа.7. Триполийская программа.
3. Arrêté du 17 mars 1970 portant dissolution de l'association dénommée «El Quyam».
4. Charte nationale du peuple algérien. Algérie, naissance d'une société nouvelle. Introduction de Lambotte Robert. Editions sociales, Paris, 1976.
5. Décret No 71-285 du 3 décembre 1971 fixant la composition de la commission nationale de la révolution agraire.
6. Décret No 72-26 du 21 janvier 1972 relatif à la désignation des membres de la commission nationale de la révolution agraire.
7. Décret No 75-37 du 27 février 1975 portant interdiction de l'élevage du porc.
8. Décret No 75-59 du 29 avril 1975 relatif à la réglementation administrative des débits de boissons.
9. Décret No 76-73 du 16 avril 1976 relatif à l'application de l'article 10 de l'ordonnance No 76-35 du 16 avril 1976 portant organisation de l'éducation et de la formation.
10. Décret No 66-140 du 2 juin 1966 relatif aux emplois supérieurs.
11. Loi No 62-157 du 31.12.1962 tendant à la reconduction, jusqu'à nouvel ordre, de la législation en vigueur au 31 décembre 1962.
12. Loi No 63-96 du 27.03.1963 portant code de la nationalité algérienne.
13. Ordonnance No 73-29 du 5.07.1973 portant abrogation de la loi No 62-157 du 31.12.1962 tendant à la reconduction, jusqu'à nouvel ordre, de la législation en vigueur au 31 décembre 1962.
14. Ordonnance No 71-79 du 3 décembre 1971 relative à l'association.
15. Ordonnance No 76-35 du 16 avril 1976 portant organisation de l'éducation et de la formation.
16. Ordonnance No 76-77 du 11 août 1976 fixant le jour de repos hebdomadaire.
17. Ordonnance No 65-182 du 10 juillet 1965 portant constitution du gouver23
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.