Французское влияние в культурной и общественно-политической жизни Туниса тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат исторических наук Зуева, Елена Геннадьевна

  • Зуева, Елена Геннадьевна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 1998, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 198
Зуева, Елена Геннадьевна. Французское влияние в культурной и общественно-политической жизни Туниса: дис. кандидат исторических наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Москва. 1998. 198 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Зуева, Елена Геннадьевна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Контакты Туниса и Франции с древних времен до независимости

§ 1. Культурно-исторические связи между Тунисом и Францией до установления французского протектората

§ 2. Цели и методы французской политики в период протектората

Глава II. Основные факторы и направления культурного доминирования Франции в Тунисе

§ 1. Взаимодействие Франции и Туниса во внешнеполитической деятельности

§ 2. Формирование системы образования в Тунисе и влияние

Франции

§ 3. Языковая ситуация в Тунисе: политика билингвизма

§ 4. Франкоязычная литература

§ 5. Роль средств массовой информации и коммуникации в

распространении французского влияния в Тунисе

Глава III. Тунисская интеллигенция и распространение французской культуры

§ 1. Особенности формирования национальной интеллигенции

Глава IV. Роль ислама в общественно-политической и

культурной жизни Туниса

§ 1. Исламизация Туниса. Роль ислама в период французского

протектората

§ 2. Политика государства в области религии после достижения независимости в 1950-60-е гг

§ 3. Исламское оппозиционное течение в Тунисе как реакция на европеизацию

§ 4. Проблема эмансипации мусульманской женщины

Заключение

»

Список источников и литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Французское влияние в культурной и общественно-политической жизни Туниса»

ВВЕДЕНИЕ.

В современной западной историографии, а в последнее время в отечественной исторической науке, большое внимание уделяется вопросам культурного развития, влияния культурных процессов на развитие общества.

Культура является объектом изучения разных специалистов: философов, историков, культурологов, социологов, аксиологов. Интерес к феномену культуры объясняется различными причинами. В сегодняшнем быстро меняющемся мире культура рассматривается как творческий потенциал, который способен успешно преобразовывать окружающий человека мир. Для этого необходимо определить ее потенциал и резервы, а также способы, которыми их можно активизировать. Если рассматривать культуру как средство человеческой самореализации, можно выявить те причины, которые смогут влиять на исторический процесс и на самого человека. Наблюдается усиливающийся интерес к культуре как фактору социального развития. Если стоять на позициях того, что именно духовные черты накладывают свой отпечаток на социально-экономическое развитие, то необходимо понять каким образом взаимодействуют культура и общество, культура и история.

Культуры давно перестали быть герметически закрытыми. В связи с этим возникает множество вопросов, которые требуют ответов. Являются ли эти процессы необратимыми, или можно и стоит им противостоять (как поступают, например, фундаменталисты). Сохранится ли множественность культур или они образуют некую универсальную культуру.

Идея множественности культур предполагает вопрос о том, могут ли культуры оказывать влияние друг на друга или же они замкнуты и самодостаточны.

Актуальным является вопрос о взаимоотношениях Востока и Запада, об ориентирах восточных обществ в их культурной политике, о допустимо оптимальном соотношении в обществе традиций и новаций, старого и нового, уникальных самобытных и универсальных черт.

Для Туниса все эти вопросы являлись и еще являются не праздными и теоретическими, а политическими и социокультурными проблемами, требующими своего эффективного разрешения. Тунис одна среди стран Магриба успешно и эффективно развивает свои , отношения с Францией, поддерживает концепцию франкофонии, руководство страны является сторонником синтеза культур Востока и Запада. В результате проводимых в Тунисе после независимости реформ, он превратился в одну из самых европеизированных и секуляризированных стран в арабском мире, при этом оставаясь одной из самых стабильных в политическом отношении арабских государств. Но и здесь имели место политические кризисы, во время которых особенно активизировались оппозиционные исламские течения, выступающие против культурного проникновения Запада. В стране существуют и сторонники арабо-мусульманской самобытности, и сторонники ориентации на западные культурно-политические ценности. Однако в Тунисе удается довольно успешно сочетать эти тенденции в развитии общества и не доводить до крайних проявлений недовольство отдельных радикально настроенных элементов. В связи с этим пример Туниса показателен и его опыт может быть использован странами, для которых эти же проблемы являются актуальными.

Существуют различные точки зрения по вопросу о влиянии культур друг на друга. Одни исследователи являются сторонниками того, что влияние возможно и оно есть, особенно в современном мире, где идут интеграционные процессы. Другие авторы считают, что никакого влияния, а

тем более взаимодействия и проникновения, культур нет и быть не может, так как каждой культуре соответствует свой способ мышления, свой менталитет, повлиять на который или изменить практически невозможно.

Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы определить как происходило и происходит влияние христианско-французской культуры на арабо-берберо-исламскую культуру Туниса; в чем это влияние выражается, каковы его особенности в Тунисе, насколько оно глубоко и эффективно. Для этого необходимо проследить процесс проникновения, формирования и распространения элементов французской культуры в тунисском обществе.

В связи с этой целью поставлено несколько задач.

Определить цели и задачи, стратегию и тактику, приоритеты в культурной политике Туниса и в культурной политике Франции в отношении Туниса на разных этапах их исторического развития.

Выявить основные черты, особенности и формы культурного влияния Франции на тунисское общество.

Дать анализ культурных и социально-политических результатов и последствий французского влияния в Тунисе, их глубины и значимости.

Попытаться определить в чем состоит особенность культурного развития Туниса, в чем выражается его культурная самобытность.

При исследовании автор исходит из принципа единства исторического процесса, заключающегося во взаимодействии Востока и Запада на протяжении всей истории человечества.

При изучении проблемы диалога цивилизаций автором используется сравнительно-исторический метод анализа, внимание акцентируется на трансформациях, которым подвергает свои заимствования тунисская культура, и на формах прямого влияния одной цивилизации на другую, которое может выражаться в синтезе, поглощении или отторжении.

Проникновение элементов французской культуры в Тунисе наиболее интенсивно происходило со второй половины XIX в., в эпоху протектората (1881-1956) и затем в период независимости (1956 г.- до настоящего времени), чем обусловлено особое внимание в диссертации именно к этим периодам истории Туниса и развития франко-тунисских историко-культурных связей. Поэтому указанный исторический отрезок и исследуется подробно и детально: рассматриваются отдельные проблемы, важные для понимания механизмов складывания элементов французской культуры в Тунисе. Это влияние колониализма на структуры и психологию тунисского общества; проблемы формирования и деятельности тунисской интеллигенции. Цели, задачи и методы проведения культурной политики со стороны Франции и со стороны Туниса, в чем их интересы сходятся, а в чем нет. Особенности языковой ситуации и политики в Тунисе; значение образования. Роль ислама в историческом развитии Туниса и на современном этапе, причины возникновения исламских оппозиционных течений.

Поскольку многие процессы и проблемы берут свое начало в более ранних исторических периодах, автор хронологически обращается и к ним. С конца XI в. между Тунисом и Францией устанавливаются постоянные активные контакты, особенно в торговле. В результате крестовых походов христианские и мусульманские народы оказались в непосредственном контакте друг с другом. С этого времени наблюдается постепенное расширение экономических, торговых, культурных связей между двумя странами, процесса проникновения французской культуры в тунисское общество; этот процесс идет до сегодняшнего дня и еще будет длиться до достижения поставленных и Тунисом и Францией задач. Весь этот обширный исторический отрезок времени автор разделил на четыре периода, в соответствии с реальными целями культурной политики обоих государств,

средствами их достижения, а главное результатами этих процессов на каждом этапе: конец XI в. - вторая половина XV в.; вторая половина XV в. - 1881 г.; 1881 - 1956 гг.; 1956 г. - до настоящего времени.

Диссертация представляет собой исследование проблем культурного влияния арабо-исламской и христианско-французской культур на примере Туниса. В работе на базе широкого круга источников, периодики и научной литературы, предпринята попытка комплексного подхода к данной проблеме, заключающегося в изучении процессов культурного влияния в связи с факторами социального, политического, экономического, исторического развития, с происходящим саморазвитием культуры. В отечественной историографии, но больше во французской и тунисской, отражены отдельные аспекты и конкретные области данной проблематики, некоторые узкие вопросы изучены более детально.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования, основные положения и теоретические выводы диссертации могут быть использованы в научно-исследовательской работе по новой и новейшей истории стран Африки, истории Франции, культурологии.

Автором при написании диссертации был проработан и использован широкий круг источников и литературы.

В качестве источников были использованы официальные документы. К ним относятся: публикации выступлений, статей и др. государственных и партийных лидеров Туниса, материалы съездов, публикации МИД Франции, издания международных организаций, официальные статистические издания, справочники, мемуарная литература, периодические издания.

Важной группой источников являются выступления и публикации тунисских лидеров. Среди них одними из самых главных и содержательных

источников являются выступления, статьи, мемуары бывшего президента Туниса Хабиба Бургибы. В 1930-1950-е гг. он стоял во главе национально-освободительного движения. После достижения независимости Бургиба почти полвека был главным теоретиком государственной политики Туниса, поэтому эти источники затрагивают весь спектр политических, культурных, социальных, и экономических проблем тунисского общества; в них отражаются самые острые проблемы и дискуссии, происходившие в стране: вопросы социально-экономического развития, структурные реформы во всех областях жизни, роль интеллигенции на современном историческом этапе, реформы в системе образования, отношения государства и партии, проблемы молодежи, возрождение арабской культуры и арабское единство, роль религии в жизни тунисцев, эмансипация женщины. По этим источникам можно проследить эволюцию взглядов Х.Бургибы (так называемый «бургибизм», доктрина «дустуровского социализма», надклассовые идеи национального единства), как складывалась его философская концепция, как складывалась практика национального развития страны.1

Также к этой группе источников относятся выступления тунисских лидеров, в разное время занимавших важные государственные посты в

1 См., напр. статьи Х.Бургибы: Bourguiba H. L'expérience tunisien. - Tunis, 1968.; L'unité: premier impératif national. - Tunis, 1968.; La démocratie est une voie difficile. - Tunis, 1971.; Premier devoir des intellectuels: méditer notre histoire. - Tunis, 1968.; L'émancipation de la femme conditionne le progrès social. - Tunis,

1972.; Pour un développement harmonieux de la famille. - Tunis, 1973.; L'enseignement: une affaire nationale. - Tunis, 1971.; Rôle détenninant des sciences et de la technologie dans le progrès des nations. - Tunis, 1973.; Fonner des citoyens valables. - Tunis, 1968.; Nouvelles perspectives pour la culture arabe. - Tunis,

1973.; De la réalités des patries à l'idéal de l'unité arabe.- Tunis, 1972.

правительстве, - это Х.Нуира, М.Мзали, С.Шаабан, теперешний президент Тунисской Республики Зин аль-Абидин Бен Али.1

Другой важной группой источников являются материалы съездов, партийные документы Социалистической дустуровской партии (СДП, с 1988г. Демократического конституционного объединения - ДКО). Поскольку Х.Бургибой была поставлена цель сращения партии и государства, то в этих источниках можно проследить эволюцию отношения партии (и государства) к различным актуальным проблемам экономического и политического характера. В этих документах сформулированы цели, задачи, приоритеты национальной политики на разных этапах развития Туниса.2

Следующей группой источников, очень информативной являются периодические издания, в которых находятся сведения нигде более не содержащиеся. Особенно следует выделить газеты «Ле Ренуво» (ранее «Аксьон») как официальный орган ДКО, следовательно отражающую официальную политику партии и государства; «Монд дипломатию), публикующую материалы по французской внешней политике, а также по проблемам международной политики в целом; ежегодник «Аннюэр де л'Африк дю Нор», содержащий статистику, хронологию важных событий, произошедших за год, и аналитические статьи по проблемам развития Северной Африки.3

1 См., Hanp.:Nouira H. Notre parti doit puiser sa force et son rayonnement dans le dialogue.- Tunis, 1976.; Mzali M. La parole de l'action. - P., 1984.; Ben Ali Z. Déclaration du Premier-Ministre Zine El Abidine Ben Ali à propos de la destitution du Président Habib Bourguiba // Le Temps. - Tunis, 1987, 9 novembre.; Шаабан С. Тунис: путь к политическому плюрализму. Курс президента Зина аль-Абидина Бен Али. - М., 1996.

2 См., напр.: IV plan de développement économique et social 1973-1976,- Tunis, 1973.; Tunisie: V plan 1977-1981: options et grandes lignes. - Tunis, 1978.

1 Le Renouveau. - Tunis.; Le Monde diplomatique. - P.; Annuaire de l'Afrique du Nord. - P.; - Aix-en-Provence.

Содержательными источниками информации являются публикации МИД Франции по внешней политике Франции, в том числе и в области культуры;.1 отчеты государственных органов, печатаемые в «Журналь оффисьель де ла Републик Франсэз», публикации в серии «Ла докюмантасьон франсэз».2 Важными источниками в вопросах франкофонии и распространения французской культуры являются материалы и отчеты органов и организаций франкофонного сообщества, например, Высшего совета франкофонии.3

Также, как источники по истории Туниса средних веков использовались документы, опубликованные французским исследователем Пьером Грандшампом 4

Полезная информация была почерпнута из справочной литературы.5 При написании диссертации автором использовался широкий круг научной отечественной, французской и тунисской литературы по вопросам исторического, культурно-политического, социально-экономического развития Туниса и Франции и отношений между ними.

1 См., напр.: Ministère des relations extérieures: Information et Presse (Textes et documents): Bulletin d'Information. - P., 1981-1986.; Le projet culturel extérieur de la France. - P., 1984.

См., напр.: La diffusion de la culture par le livre et les revues: Rapport du Conseil Economique et Social // Journal officiel de la Republique Française (Avis et Rapports). - P., 1983. N13, 31 Mai.; La politique étrangère de la France: Textes et documents 1981-1986. - P.: La documentation française, 1981-1986.

3 См., напр.: Etat de la francophonie dans le monde. Rapport 1990 de Haut Conseil de la francophonie. - P., 1991.; L'année francophone internationale. - P., 1996.; Rapport du Haut Conseil de la francophonie. Agence pour l'enseignement français a l'étranger (AEFE). - P., 1994.

4 Grandchamp P. La France en Tunisie au XVIIe siècle (1692-1700). - Tunis, 1932. э См., напр.: Тунисская Республика. Справочник. - M., 1993.; Ислам. Краткий

справочник. - М., 1983.

Теоретической и методологической основой диссертации послужили работы Ф.Броделя, А.Тойнби активно разрабатывавших в западной науке ХХв. теорию цивилизации. 1

Происходящие в обществе трансформационные процессы порождают множество острых и неожиданных проблем, связанных со сменой социально-политических ориентаций, выбором новых исторических путей, переоценкой многих прошлых ценностей и идеалов. Неотъемлемой частью этих проблем является комплекс вопросов о сущности взаимодействия, сотрудничества, диалога различных этносов, культур, цивилизаций в процессе исторического развития.

Долгое время в отечественной науке господствовал метод советской интерпретации марксизма - довольно схематичный и европоцентристский подход. В результате общественно-политических изменений в нашем обществе, ученые познакомились с достижениями исторической, философской, социологической мысли западных школ, стал возможным выбор методологии исследования. Но опять не обошлось без перекосов. Многие историки, полностью отвергая формационный подход, стали использовать цивилизационный метод, невзирая на проблемы своего исследования, опираясь на труды таких философов как А.Тойнби, О.Шпенглер и др. Возможно, что вопросы культурного развития, культурной политики и надо рассматривать с более гибких позиций. Но цивилизационный разрез опять же не дает полной картины исторического исследования, ведь общество существует не только в культурном, но и в экономическом пространстве.

Следовательно, для наиболее адекватного и объективного изучения поставленных проблем необходимо сочетать и цивилизационный и

Braudel F. Ecrits sur l'Histoire.- P., 1969.; Тойнби A. Постижение истории,-

формационный методы исследования, необходим переход от одноплоскостного к многомерному комплексному анализу изучаемых проблем. В этом случае цивилизационный подход, акцентирующий основное внимание на локальных характеристиках культурно-исторического процесса, и стадиально-формационный подход не противоречат, а дополняют друг друга.

Отметим также, что А.Тойнби, Н.Я.Данилевский, рассматривают историю как развитие локальных цивилизаций, которые по разным причинам не могут взаимодействовать и передавать свои культурные и материальные достижения другим. Автор же диссертации, как уже отмечалось выше, стоит на позиции единства исторического процесса. Существует множество культур и каждая способна придать всемирной истории неповторимый облик. Культуры могут взаимодействовать, вследствие чего обогащать друг друга достижениями материальной и культурной жизни.

Поэтому автору ближе концепция цивилизации французского ученого, одного из основателей школы Анналов - Фернана Броделя.

Бродель считает, что основами, определяющими цивилизацию как-социокультурную общность, являются духовные, культурологические характеристики. К цивилизации он относит «язык, письменность, науки, искусство, право, политические институты, нравы, технику, суеверия, веру, религию, обычаи повседневной жизни, вкусы и кулинарные рецепты». 1

Бродель делает различие между цивилизацией, объединяющей все человечество, и отдельными цивилизациями, разбросанными в пространстве и времени. По его мнению, цивилизации не имеют конца, не исчезают бесследно. Они приспосабливаются к изменениям и одновременно сохраняют почти все свои особенности, что и отличает их друг от друга. Многие

Braudel F. Ecrits sur l'Histoire. - P., 1969. - P.292.

элементы, составляющие отдельную цивилизацию, могут передаваться другим цивилизациям. Для познания и понимания цивилизаций, необходимо тщательное изучение в отдельности и в комплексе всех признаков цивилизации и связей между ними.

Как считает Ф.Бродель, мировая тенденция заключается в распространении единой цивилизации, что происходит болезненно. Чтобы смягчить этот процесс, необходим анализ взаимодействия мировой цивилизации и цивилизаций. Их диалог возможен в том случае, если цивилизация в своей основе явится благом для всех цивилизаций и будет

А

гуманизировать все человечество и каждую цивилизацию в отдельности.

Ф.Бродель отказывается от линейности в понимании развития цивилизаций и отрицает их циклическое развитие. Он рассматривает цивилизации как открытые, а не замкнутые системы. В отличие от А.Тойнби, О.Шпенглера, он не дает ограниченного перечня цивилизаций, так как считает, что в процессе изучения необходимо охватить все цивилизации.

Таким образом, теория, разработанная Ф.Броделем, признает непрерывность и прогрессивность исторического прогресса, возможность взаимовлияния и преемственности культур, признание, вклада каждой цивилизации в единую мировую цивилизацию. Опираясь на цивилизационную концепцию Ф.Броделя, можно познавать и закономерности и особенности исторического развития.

Для проведения как можно более объективного исследования, необходимо преодолеть влияние европоцентризма, христианоцентризма, афроцентризма, политических ориентаций ученых, что накладывает ограничения на возможности диалога цивилизаций.

Braudel F. Ecrits sur l'Histoire. - P., 1969. - P.292-312.

Также теоретической и методологической основой диссертации послужили работы российских, исследователей, касающиеся вопросов взаимодействия культур, сочетания культурного наследия и современности, традиций и новаций в восточных обществах. Монографии по общей теоретической постановке вопроса, в которых отмечаются тенденции, критерии, посылки культурных преобразований в развивающихся странах, на африканском континенте, на Востоке, в арабском мире; подводятся итоги и рассматриваются перспективы культурного развития; даются оценки основных идейных течений и форм идеологии, рассматриваются вопросы деколонизации культуры, взаимодействия традиционных и современных факторов в развитии культуры (коллективные монографии, Симония H.A., Л.Р.Полонская, Ерасов Б.С., З.И.Левин, Л.С.Васильев и др.).1 Работы отечественных и зарубежных историков по проблемам развития стран Магриба, их культурно-исторических связей, культурным проблемам Средиземноморского региона (Р.Г.Ланда, Ж.Берк, Ш.-А.Жюльен и др.).2

Ценную информацию содержат материалы международных конференций и совещаний. В них отмечаются общие тенденции культурной политики в мире и по регионам, разрабатываются общие теоретические подходы к изучению культурных процессов и их претворению в жизнь. В самом Тунисе неоднократно проводились международные конференции по

См., напр.: Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного. - М., 1984.; Африка: взаимодействие культур. - М., 1989.; Африка: культура и общество. Традиции и современность. - М., 1994.; Васильев Л.С. История Востока. - М., 1993. Т.1,2.; Полонская Л.Р., Вафа А.Х. Восток: идеи и идеологи. - М., 1982.; Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. - М., 1990.; Левин З.И. Развитие арабской общественной мысли. - М., 1984.

2 Ланда Р.Г. Средиземноморье глазами востоковеда. - М., 1979.; Вещие Ь'т1е'пеиг с!и 1У^11геЬ (ХУ-Х1Х). - Р., 1978.; Жюльен Ш.-А. История Северной Африки. Тунис, Алжир, Марокко. - М., 1961. Т.1,2.

проблемам демократии, социального и политического плюрализма, по вопросам взаимодействия культур Запада и Востока.1

По проблемам исторических контактов Франции и Туниса существует обширная французская и тунисская историография, освещающая вопросы доколониального развития тунисского общества, процессы формирования средиземноморского рынка, торговых, культурных, политических связей Франции и Туниса; складывания условий установления французского протектората (М.Делафонтен, Е.Фитусси, А.Беназет, М.Ф.Видясова, А.Пеллегран, И.Деббаш, Н.Паша и др.) , французской колониальной политики и разработки колониальных планов и эволюции идей (Р.Жирардэ, А.Жиро, Ш.-Р.Ажерон, П.П.Черкасов).3 Классическими являются работы П.Себа, Н.А.Иванова по истории Туниса в период протектората и национально-освободительного движения; по проблемам развития независимого Туниса писали М.Камо, А.Бухдиба.4

См., напр.: Pluralisme social, pluralisme politique et démocratie. Actes de colloque. - Tunis, 1991.; Tunisie terre de dialogue: Valeurs politiques et socioculturelles comme lieu de rencontre Orient-Occident. - Tunis, 1985.

2 См., напр.: Delafontaine M. L'Etablissement de la France en Tunisie. - Lille, 1989.; Fitoussi E., Benazet A. L'Etat tunisienne et le protectorat français. Histoire et organisation (1525 a 1881). - P., 1931. - Vol. 1,2.; Pellegrin A. Les droits de la France et des Français en Tunisie. Etude historique et juridique.- Tunis, 1951; Видясова М.Ф. Социальные структуры доколониального Магриба. Генезис и

типология. - М., 1987.; Debbasch Y. La nation française en Tunisie 1577-1835. -P., 1957.; Les origines du Protectorat français en Tunisie (1861-1881). - P., 1968.; Pacha N. Le commerce au Maghreb du XI au XIV siècles. - Tunis, 1976. 1 См., напр.: Girardet R. L'idée coloniale de la France. - P., 1962.; Girault A. Principes de la colonisation et de la législation colonials. La Tunisie et le Maroc.-P., 1938. - Vol. 1,2.; Ageron Ch.-R. Politique coloniale au Maghreb. - P., 1973.; Черкасов П.П. Судьба империи. Очерк колониальной экспансии Франции в XVI-XX вв. -М„ 1983.

4 См., напр.: Иванов Н.А. Кризис французского протектората в Тунисе (1918-1939).-М., 1971.; Себа П. Тунис. Опыт монографии. - М., 1953.; Camau M. La Tunisie. - P., 1989.

Вопросы внешней политики Франции, особенно в районе Средиземноморья, разрабатывают и французские и российские исследователи. Французские авторы особое внимание уделяют культурному и лингвистическому направлению во внешней политике, чему Франция придает чрезвычайное значение для укрепления своих позиций на мировой арене. Российские ученые акцент ставят на экономических проблемах взаимоотношений и французскому идеологическому давлению (Р.Лево, А.Салон, Г.Н.Новиков, Т.Г.Пархалина и др.). 1

Разработкой проблем языковой политики и языковой ситуации в Тунисе, сложившегося билингвизма в тунисском обществе, проводимых политики арабизации и франкофонии, занимаются в основном французские и тунисские авторы (Г.Грандгийом, К.Денио, К.Фитури и др.).2

Необходимо выделить работы, рассматривающие основные направления, тенденции, успехи и трудности в развитии образования в Тунисе. Среди них особо следует отметить работы российских исследователей Н.И.Ворончаниной и А.И.Куприна ,3

1 См., напр.: La France et le développement du bassin méditerranéen.- P., 1991.; Leveau R. Les aspects internationaux de la politique culturelle française.- P., 1986.; Salon A. L'action culturelle de la France dans le monde. - P., 1983. Histoire et perspectives méditerranéennes. - P., 1996.; El Mellouki Riffi В., Gonidec Pf. La politique française de coopération avec les Etats du Maghreb (1955-1986). - Tunis, 1987.; Новиков Г.Н. Голлизм после де Голля. Идеологическая и социально-политическая эволюция (1969-1981). - М., 1984.; Пархалина Т.Г. Франция и Средиземноморье. -М., 1987.

2 См., напр.: Grandguillaume G. Arabisation et politique linguistique au Maghreb. -P., 1983.; Deniau X. M. La francophonie. - P., 1983.; Fitouri C. Biculturalisme, bilinguisme et éducation en Tunisie. - P., 1983.; La Francoscopie. - P., 1997.

J См., напр.; Sraieb N. Colonisation, décolonisation et enseignement. L'exemple tunisien. - Tunis, 1974.; L'enseignement et la réforme continue. - Tunis, 1996.; La lettre de la Mission Universitaire et Educative de Timisie. // Dialogue. -Tunis, 1996, 12 décembre.; Ворончанина Н.И. Культурные преобразования в современном

В связи с целями и задачами культурной политики, проводимой Францией в странах Магриба, следует выделить работы, изучающие значение ее активной информационной политики, роль средств массовой информации в распространении французской культуры в Тунисе(Ф.Хуиди, Р.Нахар и др.) 1 Исследованиями франкоязычной литературы Туниса занимаются многие французские, тунисские и российские авторы, тем самым подчеркивая значение и роль французского языка в тунисском обществе и культуре (С.В.Прожогина, И.Шатэлен и др.)2

Обширная историография существует по вопросам ислама, его роли в истории тунисского народа, его места в современном обществе; по проблеме религиозной политики государства, возникновения оппозиционного исламского течения в Тунисе (Ф.Бурга, Ж.Берк, Н.И.Ворончанина и др.).3

Проблемам формирования тунисской интеллигенции посвящен ряд интересных работ (Т.Башруш, Б.Тлили, В.И.Максименко и др.). 4

Тунисе. - М., 1978.; Куприн А.И. Франция и страны Магриба (образование и подготовка кадров). - М., 1980.

1 См., напр.: Houidi F., Najar R. Presse, radio et télévision en Tunisie. - Tunis, 1983.; La presse et les audio-visuels en Tunisie. - P., 1997.

2 См., напр.: Littérature de Tunisie. - P., 1987.; Ализаде Э.А., Асадуллин Ф.А., Прожогина C.B., Юнусов К.О. Литература Туниса. - М., 1993.; Прожогина C.B. Рубеж эпох - рубеж культур. - М., 1984.; Chatelain Y. La vie littéraire et intellectuelle en Tunisie de 1990 a 1937. - P., 1937.

3 См., напр.: Burgat F. L'islamisme au Maghreb: la voix du Sud. - P., 1988.; Berque J., Sur. J. Les Arabes. L'Islam et nous. - P., 1996.; Islam en Tunisie.- Tunis, 1980.; Ворончанина Н.И. Ислам в общественно-политической жизни Туниса. - М., 1986.; Debbasch С. Bourguiba et l'islam // Regard sur islam. - Aix-en-Provence, 1964.

4 См., напр.: Bachrouch T. Les élites tunisiennes du pouvoir et de la dévotion: Contribution à l'étude des groupes sociaux dominants (1782-1881). - Tunis, 1989.; Les classes moyennes au Maghreb. - Marseille. 1980.; Максименко В.PL Интеллигенция в странах Магриба: (Идеи и тенденции). - М., 1980.; Tlili В. Crises et mutations dans le monde islamo-méditerraneen contemporain (1907-1918). -Tunis, 1978. Vol. 1,2.

Разрабатываются вопросы социально-экономического развития Туниса, роли Франции в его экономике, взаимозависимость их некоторых хозяйственных структур (Ю.В.Потемкин, К. Эль-Мануби, А.Бедуи, М.Ген).1

Ряд работ посвящен проблемам развития арабо-мусульманских стран, где особое внимание уделяется культурному влиянию, вопросам зависимости или независимости восточных обществ сегодня в их развитии (А.Малек, М.Моала).2

Большой интерес историки проявляют к личности Хабиба Бургибы, чем объясняется множество работ, посвященных ему и его деятельности (Б.Коэн, А.Эль-Гарани, А.Кришен и др.).3

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка источников и литературы. Во введении обосновывается актуальность темы, ставятся цели и задачи диссертации, дается характеристика источников и историографический обзор. В первой главе рассматривается процесс формирования и распространения элементов французской культуры в тунисском обществе с конца XI в. до середины XX в., т.е. до достижения

1 См., напр.: El Manoubi Kh., Bedoui A. Economie tunisienne. Etat et capital mondial. - Tunis, 1987.; Guen M. Les defits de la Tunisie: Une analyse économique. - P., 1988; Потемкин Ю.В. Экономическая политика Франции в странах Магриба (1945-1955 гг.). - М., i960.; Poncet J. La colonisation et l'agriculture européennes en Tunisie depuis 1881. Etude de geographie historique et économique. - P., 1962.; Видясова М.Ф. Экономика стран Магриба. - M., 1982.

2 См., анпр.: Malek A. Spécificité et endogénete" // Clées pour une stratégie nouvelle du développement. - P., 1984.; Mansour Moalla. L'Etat tunisienne et l'indépendance. - Tunis, 1992.; Nouveau enjeux culturels au Maghreb. - P., 1986.

3 См., напр.: Bégué С. Le message de Bourguiba. Une politique de l'homme. - P., 1972.; Pautard A. Bourguiba. - P., 1977.; Cohen B. Bourguiba: Le pouvoir d'un seul. - P., 1986.; El-Garani A. Bourguiba: Le combattant suprême. - P., 1985.; Krichen A. Le syndrome Bourguiba. - Tunis, 1992.; Максименко В.И. Молодой Бургиба: становление лидера (1929-1934). // Государственная власть и общественно-политические структуры в арабских странах. - М., 1984.

Тунисом независимости. Во второй главе исследуются проблемы культурной политики Франции и культурной политики Туниса; вопросы языкового билингвизма в Тунисе и роль образования и средств массовой информации в распространении французского культурного влияния в стране. В третьей главе рассматривается роль тунисской интеллигенции в распространении французской культуры; процесс формирования тунисской интеллигенции на рубеже Х1Х-ХХ вв. как результата сосуществования, столкновения и взаимодействия в Тунисе местных и привнесенных французским протекторатом условий, а также место интеллигенции в современном тунисском обществе. В четвертой главе исследуется роль ислама в тунисском обществе; эволюция религиозной политики руководства страны от жестко секуляризационной к более гибкой и реалистичной; возникновение мусульманского оппозиционного течения как реакции на социально-экономические реформы в стране после независимости, на европеизацию и секуляризацию общественно-политической и экономической жизни.

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Всеобщая история (соответствующего периода)», Зуева, Елена Геннадьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В результате проведенного автором исследования, были сделаны следующие выводы.

Проникновение и формирование элементов французской культуры в тунисском обществе происходило и происходит постепенно, в несколько этапов в течение девяти веков: с конца XI в. до настоящего времени, и еще не завершено. Весь этот обширный исторический отрезок времени автор разделил на четыре периода, в соответствии с реальными целями культурной политики обеих государств, средствами их достижения, а главное глубиной результатов этих процессов на каждом этапе. На протяжении всех четырех этапов происходит расширение социальной базы французской культуры и политики.

Тунис и Францию объединяет общая принадлежность к району Западного Средиземноморья. Франция всегда имела постоянные интересы в Тунисе и в Магрибе в целом. Также необходимо учитывать и ее политические приоритеты в конкретных исторических условиях. Складывание элементов французской культуры в Тунисе происходило постепенно, в результате стихийных процессов, но в большей степени целенаправленно и планомерно, через внешнюю политику Франции, особенно в области культуры и образования.

С древнейших времен территория Туниса подвергалась разнообразным внешним влияниям. Культура Туниса сложилась из многих местных и «инородных» элементов, ставших ее органичной частью; она впитала в себя различные культурные, этнические и религиозные компоненты. Влияние их было неодинаково: одни воздействовали сильнее, другие слабее; одни воспринимались под насильственным давлением, другие мирно ассимилировались.

Тунис испытал на себе в разное время влияния и завоевания Финикии, Рима, греко-эгейского мира, вандалов, арабов, генуэзцев, норманнов, андалусцев, Испании, Османской империи, Франции. Здесь были и финикийские и берберские верования, и христианство разных ветвей, и ислам в разных его мазхабах и течениях. Чаще всего Тунис подвергался влиянию народов, стоящих на более высоком уровне развития. В том числе и благодаря заимствованию их достижений, Тунис выделялся среди стран Магриба более высоким развитием.

Особое влияние на Тунис оказало завоевание его арабами во второй половине VII - начале VIII вв. Здесь успешно проходили процессы арабизации и исламизации. Благодаря этому, Тунис приобщился к общеарабскому культурному наследию, ведь культура Халифата впитала в себя греческое, римско-христианское и персидское влияние. Тунис в средние века использовал достижения народов Востока, стал частью его духовной и материальной цивилизации, высокоразвитой городской культуры.

В Тунисе удивительным образом сильна способность ассимиляции. Он преобразует все, что получает; сглаживает контрасты и конфликты. Он не механически использует привнесенное, а тщательно отбирает и осмысливает, с учетом местной специфики. Недаром в историографии часто используется сравнение страны с своеобразным «горнилом», в котором переплавляются все элементы и привнесенные, и местные, и из них рождается новое жизнеспособное качество, и устойчивое и динамичное. Такая переработка произошла и с французской культурой, попавшей на почву Туниса. Даже в условиях протектората шел этот процесс, усугубленный неравноправным положением арабо-исламской культуры, насаждением французской культуры колониальными методами. Этот процесс продолжается, но уже более осмысленно, целенаправленно и эффективно и в период независимого развития страны.

Первый этап исторических и культурных контактов Туниса и Франции (конец XI - вторая половина XV вв.) был временем установления тесных и постоянных связей, особенно в торговле; религиозных противоречий и конфликтов; а также накопления знаний друг о друге. В основном в этом процессе участвовали торговцы, велика была роль христианской церкви и миссионеров, а также крестоносцев. Но в этот период нельзя говорить о влиянии Франции, западных государств на духовную сферу, тем более мораль или религию Туниса и мусульманских государств в целом. Скорее наоборот, в результате крестовых походов западный мир испытал на себе влияние высокоразвитой культуры Востока. Однако в XIII - XV вв. в их отношениях начинает играть роль фактор экономического отставания арабо-мусульманских стран, внутриполитической нестабильности в этих государствах. Это способствовало тому, что Тунис выступает неравноправным партнером в торговле и международных отношениях. В целом, на первом этапе контакты двух стран все же были разрозненны и стихийны.

Во второй период (вторая половина XV в. -1881 г.) страны выступают в новой политической ситуации в мире. Франция со второй половины XV в., с правления Людовика XI начинает проводить государственную внешнюю политику. Постепенно вырабатывается и политика в области культурных связей. В 1577 г. в Тунисе создается французское консульство, которое и проводит здесь официальную политику французского государства. При кардинале Ришелье проводится колониальная экспансия Франции политического, а не только торгового характера. В ней важную роль играет и культурная политика. Французский язык как язык международного общения стал действенным средством ее проведения. Миссионерская деятельность церкви идет также в русле государственной политики, направленной на возвышение роли государства и короля. Все же, несмотря на довольно разработанную политику, влияние французской культуры было поверхностным.

На протяжении всего XIX в. Тунис все больше и больше становился зависимым в финансовом и экономическом отношении от западных государств, что порождало мысли об отсталости страны. Тунисцы видели успешное экономическое, промышленное развитие европейских стран, их более мощный интеллектуальный потенциал, более гибкие административные и организационные структуры, идейно-правовое регулирование в обществе, политическую терпимость. Поэтому в правящих кругах Туниса рождается идея модернизации страны, для чего необходимо использовать достижения, опыт и знания европейских государств.

Осуществляется эта политика реформ во второй половине XIX в. До этого момента традиционное общество сохраняло свою силу, поэтому элементы французской цивилизации и не проникали глубоко. Но сами тунисцы начинают проводить реформы по западному образцу, которые начинают расшатывать и подрывать устои традиционного общества. Проводя политику реформ, власти все же старались ограничивать влияние французской культуры, европейских веяний, особенно в духовной сфере. Доступ к европейскому образованию был очень лимитирован, знание французского языка было ничтожным.

Все же во второй половине XIX в. арабская интеллектуальная элита не просто приобщается к французской цивилизации, но очарованная ее достижениями, начинает участвовать в ее распространении. Это происходит во многом благодаря расширению системы европейского образования и обучения французскому языку, финансировавшимися французским правительством.

Выпускники франко-арабских учебных заведений, в первую очередь коллежа ас-Садыки, получившие двуязычное образование, стали во второй половине XIX в. выразителями идей возрождения арабской культуры и цивилизации, возвращения к своим культурным корням, былому величию.

Это движение подрывало позиции Франции и создавало опасность того, что Тунис может выйти из сферы ее влияния. Франция стремится к укреплению своих позиций и действует, используя различные методы и рычаги давления, усиливая зависимость Туниса. В 1881-1883 гг. в Тунисе устанавливается режим французского протектората, просуществовавший в стране до 1956 г. Этот третий период культурно-исторических контактов и проникновения был самым тесным, происходил непосредственно на территории Туниса, в неравных условиях, с помощью колониальных методов. С колониальным приходом Франции в Тунис изменились политические, экономические, социальные условия его развития.

В период протектората происходило вынужденное взаимодействие двух культур. Франция утверждает свое превосходство экономикой, наукой и техникой, методами управления и политическими институтами, культурой и уровнем современных научных знаний. Словом, она демонстрировала выгоды своего типа общества, неравенство систем и структур: отставание Востока - традиционного общества, превосходство Запада - современного модернизированного общества. Все это, в результате, не могло не повлиять на психологию тунисцев, необходимость приспособления их мыслительного и психологического аппарата к новым условиям. Они испытывают принижение своей культуры, унижение своих традиций, превосходство чужой культуры и в то же время ее неприятие. Колониализм потряс и материальные и духовные основы жизни тунисского общества, происходила болезненная ломка традиционных устоев.

Но именно на этом этапе происходит дальнейшее расширение социальной базы французской культуры, чему способствовало распространение системы европейского образования, обучение французскому языку. Целью французских властей протектората являлось создание двуязычной прослойки для системы местного управления. Поэтому доступ к образованию был ограничен. Школьное образование должно было создать внутреннюю социальную стабильность французскому режиму и культуре.

В результате этой целенаправленной деятельности французских властей, в условиях столкновения, сосуществования и взаимодействия местных и привнесенных западных влияний, наряду с образованными носителями традиционного мусульманского сознания, на рубеже Х1Х-ХХ вв. в Тунисе сформировалась интеллигенция как самовоспроизводящаяся социальная группа, профранцузская, франкофонная элита. Она стала не только источником знания и распространения французской культуры, она стала сама участвовать в ее выработке. Эта профранцузская интеллигенция выступала как носитель европейской культуры, светского сознания,, новых жизненных и бытовых норм, общественных идеалов, устойчивых моральных, интеллектуальных и политических ценностей. Она впитала в себя все противоречия современного ей общества, что сделало ее в итоге выразителем интересов самых широких слоев населения.

Таким образом в период французского протектората, особенно с начала XX в., элементы французской цивилизации активно начинают проникать в тунисское общество. Сначала они отвергались местным населением, но Франция проводит здесь более гибкую политику. Она хочет приобщить к французской культуре не все население, а средние слои, тем самым создать себе массовую социальную опору в обществе. Главным методом этой политики рассматривалось распространение французского языка, развитие европейской системы образования, распространение газет, журналов, книг, радио и кино на французском языке. Такое массовое наступление французской культуры повлекло за собой ее принятие сначала вынужденное, без ее осмысления.

Происходит все большее увеличение профранцузской и франкоговорящей интеллигенции, но это дало неожиданные для Франции результаты. В 1930-50 гг. эта элита становится во главе традиционных слоев в движении за национальную независимость. Она является выразителем, разработчиком националистических идей, используя при этом западный опыт, методы и терминологию. Эта интеллигенция становится не опорой социальной стабильности французского протектората, а выразителем антиколониальных настроений не приобщившихся к французской культуре традиционных слоев тунисского общества, она встает во главе национально-освободительной борьбы и приводит страну к независимости.

После второй мировой войны Франция, заинтересованная в укреплении своего влияния в мире, в сохранении своих позиций в Тунисе, вырабатывает новые методы своей внешней политики. В результате длительных исторических, культурных, экономических, политических контактов Францию и Тунис многое объединяет. Между ними существует определенная взаимодополняемость и взаимозависимость хозяйственных структур, нарушение которых не выгодно ни одной стороне; общность интересов в средиземноморском регионе, укрепление стабильности в нем. Франция разрабатывает глобальную внешнюю политику, важной составной частью которой является политика в области культуры. Особая роль в ней отводится влиянию Франции на систему образования, на средства накопления и передачи информации (печать, телевидение, радио и др.), на область научных исследований и технических разработок, материально-техническую базу науки и системы их управления и финансирования. Участвуя в этих сферах духовного производства, можно воздействовать на психологию, систему представлений и культуру народа. На базе доктрины голлизма сформировалась политика франкофонии. Во Франции создан целый механизм по поддержке и распространению французского языка и культуры, управляемый и финансируемый государством, который включает в себя государственные структуры, общественные и частные организации.

Но после достижения Тунисом независимости, т.е. политического ухода Франции из Туниса, оказалось, что политика протектората не выполнила поставленных перед ней задач. Социальная база французской культуры в Тунисе очень узкая. В стране существует большая доля неграмотного населения, французским языком владеет малое количество тунисцев. В период протектората ограничивался доступ местного населения к образованию, особенно европейскому, а также к политическому и экономическому управлению страной.

Выяснилось, что для эффективного проведения новой культурной политики, Франция должна создать свой новый образ, чтобы с ней не связывались еще недавние негативные воспоминания о колониальной зависимости Туниса. Она должна всячески содействовать повышению культурного уровня тунисцев, проводить активную информационную политику, содействовать развитию и распространению средств массовой информации и коммуникации, причем как на французском, так и на арабском языке. СМИ должны, с одной стороны, вовлечь как можно более широкие слои населения в сферу французской политики, культуры, а с другой стороны, нейтрализовать влияние на них традиционных форм общественного сознания и религии. Франция должна помогать в подготовке квалифицированных кадров, содействовать развитию образования, поощрять изучение французского языка и приобщение к достижениям французской культуры. Если руководство Туниса выступает приверженцем профранцузской ориентации, то традиционные слои, опирающиеся на арабо-исламские ценности, напротив, высказываются против французского влияния, следовательно в стране остается угроза французским позициям.

Именно в период независимого развития Туниса культурная политика Франции принимает особенно широкие масштабы. Этому способствуют и тунисские власти. После достижения независимости Тунис проводит модернизацию в экономической, социально-политической, культурной сферах жизни общества. Эта перестройка всех структур связывалась не только с материальными достижениями научно-технического прогресса, но и с коренным изменением социальной психологии населения. Одним из главных условий обновления всего уклада жизни тунисское руководство считает «возвышение человека», т.е. решение целого комплекса моральных, социальных и психологических проблем, которые должны обеспечить формирование новой личности. Реформы проводились даже- в области семейных отношений, ранее регулируемой только нормами шариата; и в области религии. Результаты этой политики преобразований привели к тому7, что к 1980-м гг. страна стала одной из самых европеизированных и секуляризированных в арабском мире.

Сначала реформы велись ускоренными темпами, что объяснялось определенной эйфорией от полученной независимости. Но скоро во многих областях стали ощущаться диспропорции, дисбаланс и несогласованность в развитии. С 1970-х гг. к реформам наблюдается более взвешенный и планомерный подход.

Несмотря на подобную широкомасштабную политику реформ, изменений во всех сферах тунисского общества, Тунис является одной из самых стабильных стран арабского мира. Здесь не берут верх крайние тенденции, побеждает умеренность, рационализм, взвешенный подход тунисцев.

Тунис является сторонником проведения политики билингвизма и «бикультурализма». В Тунисе проводится арабизация, также руководство страны поддерживает концепцию франкофонии. В стране на сегодняшний день сложилась ситуация билингвизма: и арабский, и французский язык сосуществуют, но ни один из них не обеспечивает всех сфер общения.

Проведение политики арабизации рассматривается как выражение независимости и суверенитета страны, как возврат к своим корням, самобытности. Но проводится непоследовательно и явно не является приоритетной задачей в культурной и языковой политике государства.

Французский язык стал элементом национальной тунисской культуры. Позиции французского языка в Тунисе прочны. Это язык частично повседневного общения, науки и техники, сферы делопроизводства, банков и туризма, обучения в средней и высшей школах при преподавании ряда дисциплин. Франкофония в Тунисе поддерживается и распространяется средствами массовой информации, а питает ее система образования. Двуязычие вводится в тунисских школах с первого года обучения. Из стран Магриба только Тунис активно поддерживает франкофонию, т.е. объединение по принципу принадлежности к французскому языку и культуре, и передаче ценностей французской цивилизации через язык и элементы этой культуры.

Союз Туниса и Франции в этом вопросе объясняется тем, что руководства обеих стран в своей политике важное значение придают культуре. Франция рассматривает ее как средство повышения своего влияния и престижа на мировой арене. Тунис рассматривает французскую культуру как один из способов интегрировать страну в мировую экономическую систему.

Проведение реформ в стране после достижения независимости требовало напряжения усилий всего общества. Тем самым было необходимо интегрировать все его слои в дело национального строительства. А так как тунисское руководство выступает сторонником синтеза культур Востока и Запада, то приобщение к французской культуре не рассматривалось (как в период протекторат) в качестве элитарного. Наоборот, теперь необходимо привлечение как можно больших социальных слоев. В соответствии с этими задачами, французская культура в Тунисе должна сформировать своеобразный комплекс механизмов - посредников между производственными и общественными структурами. Необходимо создать массовую социальную базу и тем самым стабильность французской культуре в Тунисе.

У власти в Тунисе стоит прозападно настроенная интеллигенция. Именно она участвует в синтезе и симбиозе местных и привнесенных влияний и элементов в культуре и обществе, она их воспринимает, перерабатывает и проводит в жизнь, она обладает современными знаниями и информацией. В независимом Тунисе интеллигенция совместно с другими социальными силами разрабатывает ориентации дальнейшего развития и участвует в их реализации.

Однако часть интеллигенции оказывается в оппозиции к власти. В 1970-1980-е гг. наблюдается процесс политизации и идеологизации религии.

Религия, в частности ислам, энергичнее, чем прежде, проникает в политику, идеологию, правительственные сферы. «Обновленные» религии и соответствующие им социальные и политические институты выдаются за альтернативу развития.

Трудности экономического и социально-политического развития Туниса, все большее проникновение элементов европейской жизни, расшатывание устоев традиционного общества, усиление процесса урбанизации, вызвали появление в стране оппозиционного религиозного движение за возрождение фундаментальных принципов ислама. Исламские фундаменталисты выступают за восстановление институтов и норм раннего ислама, призывают к восстановлению идеальных объединений правоверных на основе справедливости и равенства, очищению ислама от позднейших наслоений. Они выступают против социально-культурного проникновения Запада, за исламский путь развития страны, основанный на теократии, осуждают падение морали, коррупцию, добиваются восстановления исламского облика общества. Путь к исламу для них становится более актуальной темой, чем путь к прогрессу. Социальной базой исламских оппозиционных течений стали крестьяне, многочисленные средние слои, включая ремесленников и мелких торговцев, городские низы, часть студенчества, учащихся и интеллигенции.

Рост влияния исламских течений среди населения и их политическая оппозиция, заставили правящие круги пересмотреть свою религиозную политику. Для того, чтобы снять социальную напряженность, поднять престиж власти, были объявлены меры по укреплению ислама в стране. Тунисские власти пытаются монопольно использовать ислам для разъяснения своей политики в массах, найти в исламе идеологическое подкрепление развивающимся в стране капиталистическим отношениям, доказать, что проводимая модернизация не противоречит принципам ислама. В остальном власти стремятся вытеснить ислам из общественно-политической жизни, ограничить его лишь областью религиозных верований.

Возможность политического подъема ислама в Тунисе пока не исчезает. Это показывает неспособность определенной части населения включиться в политику, проводимую властями и является реакцией на слишком поспешные темпы модернизации и европеизацию страны. Пока в Тунисе не будут решены социальные проблемы, порождающие религиозные течения, какая-то часть населения, и особенно молодежи, будет обращаться к исламу как к орудию политической борьбы.

Сегодня, в условиях проведения властями политики контактов с западным миром, идущих оттуда влияний, многих в обществе волнуют вопросы, связанные с тем, насколько совершенны сегодняшнее исламское общество и человек, какими духовно-нравственными ценностями должно руководствоваться общество, на какие идеалы равняться и от чего отказываться. Какова роль и место «мира ислама», его культурного наследия в мировом сообществе и современной цивилизации.

Как кажется автору, будущее за сторонниками связи «возрождения ислама» с духовно-нравственным совершенствованием человека, с стремлением к знаниям, с открытостью мусульманской цивилизации и культуры для всего человечества, с утверждением веротерпимости. Здесь есть точки соприкосновения с позициями тех, кто рассматривает проблемы гуманизации и демократизации современного мира и общества, руководствуются ли они исламом, или опираются на светские установки. Этим закладываются предпосылки сотрудничества всех сторонников общественного прогресса.

Совместимость Востока и Запада - проблема для Туниса не праздная и теоретическая, а политическая и социокультурная. С середины XIX в. общество разделено на два лагеря. Сторонники одного выступали за развитие на основе своих арабо-мусульманских традиций, другие выступали за использование опыта и достижений европейской цивилизации. Во время перехода от колониализма к независимости происходили процессы смены политических структур, ломки традиций, социальных укладов, традиционных институтов и форм мышления. Процессы эти были болезненны и противоречивы. В обществе сосуществовали разные уклады, формы социального и духовного развития, смешение старого и нового в сознании людей. Процессы эти сложны, длительны и постепенны, так как связаны с осознанием человеком новой исторической эпохи, роли личности в ней, участия своей культуры, народа, в его исторической судьбе.

В тунисской истории происходило столкновение разных культур и цивилизационных основ; здесь разворачивался конфликт и одновременно диалог Востока и Запада; здесь происходил и происходит синтез культурных традиций и внешних влияний. Желание разных слоев в разные исторические периоды отмежеваться от всего западного сталкивалось с невозможностью отказа от его наследства. Явления других культур здесь перестали быть инородными. В Тунисе происходило постепенное осмысление, усваивание западной французской культуры, французского языка. Они стали неотъемлемой частью тунисской национальной культуры. Ведь жизненность общества заключается в эволюции; не в консервации традиций, а в умении воспринять нужные инновации, а затем самому их репродуцировать.

В арабском мире Тунис часто обвиняют в ориентации на Запад, на Францию, на забвение своих корней. Но вспомним, что говорилось выше. Тунис всегда испытывал на себе внешние влияния, но умело их перерабатывал и они становились уже элементом его национальной культуры. Возможно, синтез арабо-берберского исламского и французского элементов, довольно положительный, как попытался показать автор в данной работе, и является этим самобытным индивидуальным лицом Туниса. Он соединил в себе все средиземноморские влияния, тем не менее стал и в культурном и в этническом плане довольно однородным обществом. Возможно здесь выработались механизмы приспособления, адаптации, отбора, отсева элементов «чужих» культур, своеобразный «иммунитет». Ассимилировались инородные культурные элементы и влияния: ненужное отсеивалось, нужное перерабатывалось и усваивалось. В этой связи не случайно, и даже символично, провозглашение в 1997 г. Туниса культурной столицей Средиземноморья.

История и культура Туниса представляет взаимопроникновение, взаимовлияние восточного и западного элементов культурной, общественно-политической, социально-экономической сфер. Продолжающееся двустороннее взаимодействие должно рассматриваться не как отрицательное последствие колониализма, а как возможность диалога с мировой культурой и наукой, и возможность выражения в ней своей культуры. Необходимо выступать с гуманистических позиций, а не с позиций противопоставления миров, цивилизаций и народов, Запада и Востока, за понимание единства общечеловеческой цивилизации и поисков решений общих проблем. Тунисское руководство рассматривает свое обращение к Франции как осуществление принципа единства средиземноморского культурного пространства и содействие евро-арабскому диалогу.

На примере Туниса, можно констатировать, что в условиях равноправных, взаимовыгодных контактов между странами и народами в самых разных областях, в рамках разработанной государственной политики или межличностных отношений, культуры заимствуют достижения разных цивилизаций и в материальной и в духовной сфере, они пополняются и обогащаются элементами других культур и это дает импульс к их внутреннему развитию.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Зуева, Елена Геннадьевна, 1998 год

И. ЛИТЕРАТУРА

68.Abdel Malek A. Spécificité'et endogeneteV/ Cleés pour une stratégie nouvelle du développement. - P., 1984.

69.Abdel Moula Mahmoud. L'Université' saytounienne et la société' tunisienne.-Tunis, 1971.

70.Abdessalam A. Sadiki et les sadikiens. - Tunis, 1975.

71.Actes du 1-er Congrès d'histoire et de la civilisation du Maghreb. - Tunis, 1979.

72.Adam A. Chronique sociale et culturelle. Tunisie // Annuaire de l'Afrique du Nord. 1968. - P., 1969. Vol.7.

73.Ageron Ch.-R. Politique coloniale au Maghreb. - P., 1973.

74.Aspects de la politique culturelle française. Par le Service des etudes et recherches du Ministère des affaires culturelles. - P., 1970.

75.Bacha N. L'éducation en Tunisie depuis la réforme de 1958 // Revue tunisienne des sciences sociales. - Tunis, 1972. N30/31.

76.Bachrouch T. Les élites tunisiennes du pouvoir et de la dévotion: Contribution à l'étude des groupes sociaux dominants (1782-1881). - Tunis, 1989.

77.Balous S. L'action culturelle de la France dans le monde. - P., 1970.

78.Balta P., Roulleau Cl. La politique arabe de la France de De Gaulle a Pompidou.- P., 1973.

79.Barre R. Au tournant du siècle: Principes et objectives de politique étrangère. -P., 1988.

80.Bayart J.P. La politique africaine de Francois Mitterand. - P., 1984.

81.BéguéC. Le message de Bourguiba. Une politique de l'homme. - P., 1972.

82.Belhassen S. L'islam contestataire en Tunisie // Jeune Afrique.-P., 1979. N949-951.

83.Bendahman H. Venir au monde au Maghreb traditionnel: pour une théorie du pluculturalisme // Dialogue - Association française des centres de consultation conjugale. - P., 1992. - P. 33-44.

84.Ben Romdhane Y. Publics et radio-télévision en Tunisie. - P., 1978.

85.Ben Salem L. Développement et problème de cadres. Le cas de la Tunisie.-Tunis, 1975.

86.Berque J. Le Maghreb entre deux guerres. - P., 1979.

87.Berque J. L'intérieur du Maghreb (XV-XIX). - P., 1978.

88.Berque J., Sur J. Les Arabes. L'Islam et nous. - P., 1996.

89.Bleuchot H. Chronique sociale et culturelle. Tunisie // Annuaire de l'Afrique du Nord. 1965. - P., 1966. - Vol.4.; Annuaire de l'Afrique du Nord. 1966. - P., 1967. - Vol.5.; Annuaire de l'Afrique du Nord. 1970. - P., 1971. - Vol.9.

90.Bouhdiba A. A la recherche des normes perdues. - Tunis, 1973.

91.Braudel F. Ecrits sur l'Histoire. - P., 1969.

92.Braudel F. La Méditerranée et le Monde méditerranéen a l'époque de Philippe II. - P., 1949.

93.Burgat F. L'islamisme au Maghreb: la voix du Sud. - P., 1988.

94.Camau Michel. La Tunisie. - P., 1989.

95.Canal A. La littérature et la presse tunisienne de l'occupation a nos jours. - P., 1900.

96.Charpentier G. M. Les peuples francophones dans le monde contemporain ; introduction a la francologie. - Québec, 1985.

97.Chatelain Y. La vie littéraire et intellectuelle en Tunisie de 1900 à 1937. - P., 1937.

98.Chater K. Dépendance et mutations précoloniales. La régence de Tunis de 1815 a 1957. - Tunis, 1984.

99.Cohen B. Bourguiba: Le pouvoir d'un seul. - P., 1986.

100.Conférence mondiale sur les politiques culturelles: problèmes et perspectives. -P.: UNESCO, 1982.

101.Congrès international d'étude des cultures de la Méditerranée occidentale. Actes. - Malte, 1978.

102.Debbasch Y. La nation française en Tunisie 1577-1835. - P., 1957.

103.Debbasch C. Bourguiba et l'Islam // Regard sur l'islam. - Aix-en-Provence, 1964.

104.Delafontaine M. L'Etablissement de la France en Tunisie. - Lille, 1989.

105.Demeersement A. Soixante ans de pensée tunisienne a travers les revues.-Tunis, 1955.

106.Deniau Xavier M. La francophonie. - P., 1983.

107.Développement politique au Maghreb. - P., 1979.

108.Dimassi A. H.Bourguiba: L'Apôtre de la liberté" tunisienne. - Tunis, 1979.

109.E1-Garani A. Bourguiba: Le combattant supreme. - P., 1985.

110.Elites, pouvoir et légitimité au Maghreb. - P., 1973.

111.El Manoubi Kh., Bedoui A. Economie tunisienne. Etat et capital mondial.-Tunis, 1987.

112.EI Meliouki Riffi B., Gonidec Pf. La politique française de coopération avec les Etats du Maghreb (1955-1986). - P., 1987.

113.En Vinght ans. - Tunis, 1977.

114.Etat et développement dans le monde arabe: crises et mutations au Maghreb. -P. 1990.

115.Feminisme et politique au Maghreb. Discussion: Quelques analyses du monde contemporain // Rencontres avec des personnes remarquables géopolitiques. Comptes-rendus de séminaires et de conférances. - P., 1996. - P. 67-78.

1 lô.Ferchiou S. Statut légal et rôle réel de la femme tunisienne // Deusième Congrès international d'étude des cultures de la Méditerranée occidentale. - Alger, 1978. -P.469-479.

117.Ferry J. Discours et opinions. - P., 1897. - Vol.4.

118.Fitouri C. Biculturalisme, bilinguisme et éducation en Tunisie. - P., 1983.

119.Fitoussi E., Benazet A. L'Etat tunisienne et le protectorat français. Histoire et organisation (1525 à 1881). - P., 1931. Vol. 1-2.

120.Fregosi F. Une sécularisation problématique. La discussion contemporaine sur le rapport Etat-religion (Algerie - Tunisie). / Annuaire de l'Afrique du Nord. - P., 1994. Vol. 33.-P. 413-434.

121.Ganiage J. Les origines du Protectorat française en Tunisie (1861-1881). - P., 1968.

122.Garas Felix. Bourguiba et la naissance d'une nation. - P., 1956.

123.Girardet R. L'idée coloniale en France. - P., 1962.

124.Girault A. Principes de colonisation et de la législation colonials. La Tunisie et le Maroc. - P., 1938. - Vol. 1,2.

125.Grandchamp P. Etudes d'histoire tunisienne XVII-e - XX-e siecles. - Tunis, 1966.

126.Grandchamp P. La France en Tunisie au XVIIe siècle (1692-1700). - Tunis, 1932.

127.Grandguillaume G. Arabisation et politique linguistique au Maghreb. - P., 1983.

128.Guillou M. Une politique africaine pour la France. - P., 1985.

129.Guen M. Les défits de la Tunisie: Une analyse économique. - P., 1988.

130.Islam en Tunisie. - Tunis, 1980.

131.Islam et politique au Maghreb. - P., 1981.

132.Hennassi E. La société tunisienne au miroir islamiste // Maghreb-Machrek. - P., 1984.-N103.-P.39-56.

133.Histoire de la Tunisie: les temps modernes. - Tunis, 1983.

134.Histoire et perspectives méditerranéennes. - P., 1996.

135.Hopkins N. Facteurs sociaux dans l'Islam d'aujourd'hui. Cas de l'Egipte et de la Tunisie: l'Islam pluriel // Annuaire de l'Afrique du Nord. - P., 1994. - Vol. 33.-P. 293-312.

136.Houidi F., Najar R. Presse, radio et télévision en Tunisie. - Tunis, 1983.

137.Hunke S. Le soleil d'Allah brille sur l'Occident. Notre héritage arabe. - P., 1991.

138.Kepel G. Le revenche de Dieu: Chrétiens, juifs et musulmans a la reconquête du monde. - P., 1991.

139.Krichen A. Le syndrome Bourguiba. - Tunis, 1992.

140.La Francoscopie. - P., 1997.

141.L'avenir de la langue française. - P., 1986.

142.La formation des élites politique maghrébines. - P., 1973.

143.La France et le développement du bassin méditerranéen. - P., 1991.

144.La lettre de la Mission Universitaire et Educative de Tunisie //Dialogue. -Tunis, 199?, 12 novembre.

145.La littérature maghrébine: une question de langue // Annuaire de l'Afrique du Nord.-P., 1987. Vol. 24.

146.La presse et les audio-visuels en Tunisie. - P., 1996.

147.Laroui. A. L'Histoire du Maghreb. Un essai de synthèse. - P., 1970. Vol. 1,2.

148.La Tunisie au travail. - Tunis, 1960.

149.La Tunisie en marche. - Tunis, 1975.

150.L'enseignement et la réforme continue. - Tunis, 1996.

151.L'enseignement en Tunisie // Notes et études documentaires. - P., 1965. №3235.

152.Les classes moyennes au Maghreb. - Marseille, 1980.

153.Les immigrés en France. - P., 1997.

154.Leveau R. Les aspects internationaux de la politique culturelle française. - P., 1986.

155.Littérature de Tunisie. - P., 1987.

156.Mansour Moalla. L'Etat tunisien et l'indépandance. - Tunis, 1992.

157.Memmi A. Portrait du colonise précédé du portrait du colonisateur. - P., 1957.

158.Mermet G. Francoscopie... 1993. Qui sont les Français? Faits, chiffres, comparaison, analyses, tendances. - P., 1993.

159.Montety M. Femmes de Tunisie. - P.-La Haye, 1958.

160.Nouveau enjeux culturels au Maghreb. - P., 1986.

161.Pacha N. Le commerce au Maghreb du XI au XIV siècles. - Tunis, 1976.

162.Pautard A. Bourguiba. - P., 1977.

163.Péju M. Habib Bourguiba ou l'ascension d'un homme seul // Jeune Afrique. -P., 1988. 13 juillet. -№1436. -P.52-54.

164.Pellegrin A. Histoire de la Tunisie depuis les origines jusqu'à nos jours. - Tunis, 1944.

165.Pellegrin A. Les droits de la France et des Français en Tunisie. Etude historique et juridique. - Tunis, 1951.

166.Perrin G. La langue française en Tunisie. - P., 1982.

167.Peyrouton M. Histoire générale du Maghreb. Algérie, Maroc, Tunisie des origines à nos jours. - P., 1960.

168.Pluralisme social, pluralisme politique et démocratie. Actes de colloque. -Tunis, 1991.

169.Poncet J. La colonisation et l'agriculture européennes en Tunisie depuis 1881. Etude de géographie historique et économique. - P., 1962.

170.Poncet J. La Tunisie a la recherche de son avenir. Indépendance ou néocolonialisme? - P., 1974.

171.Pour une nouvelle politique étrangère. - P., 1986.

172.Rambert G. Histoire du commerce de Marseille. - P., 1949-1951. - Vol. 1,2.

173.Ridha Kefî. La maison Tunisie. Essai de géo-politique. - Tunis, 1994.

174.Rossi P. La Tunisie de Bourguiba. - Tunis, 1967.

175.Rous J. Habib Bourguiba l'homme d'action de l'Afrique. - P., 1969.

176.Said R. La politique culturelle en Tunisie. - P.: UNESCO, 1970.

177.Salha H. Cohésion et éclatement de la pérsonnalite'maghrébine. - Tunis, 1990.

178.Salon A. L'action culturelle de la France dans le monde. - P., 1983.

179.Sauvageot C. Etude statistique sur les perspectives de la langue française au

Maghreb de 1980 à 2000. P., 1984.

180.Sayous A. Le Commerce des Européens a Tunis depuis le XII siècle jusqu'à la fin du XVI siècle. P., 1929.

181. Soudan F. Ben Ali: la démocratie, c'est lui // Jeune Afrique. - P., 1988. 16 novembre. - №1454. - P. 56-66.

182.Spillman G. L'Afrique du Nord et la France. - P., 1947.

183.Sraieb N. Colonisation, décolonisation et enseignement. L'exemple tunisien.-Tunis, 1974.

184.Stephane R. La Tunisie de Bourguiba. - P., 1958.

185.Stratégie et tactique. - Tunis, 1989.

186.Structuration de la société par le choix de langue en Tunisie // Les classes moyennes au Maghreb. - Marseille, 1980. - P.249-311.

187.Tareq Ramadan. Islam le face-a-face des civilisations: quel projet pour la modernité. - Lyon, 1995.

188.Tibi C. Développement économique et aspects financiers de la politique d'éducation en Tunisie. - P.: UNESCO, 1974.

189.Tlili B. Crises et mutations dans le monde islamo-méditerraneen contemporain (1907-1918). - Tunis, 1978. Vol. 1,2.

190.Т1Ш В. Etudes d'histoire sociale tunisienne du XIX eme siècle. - Tunis, 1974.

191.Т1Ш B. Les rapports culturels et idéologiques entre l'Orient et l'Occident en Tunisie au XlX-éme siècle (1830-1880). - Tunis, 1974.

192.Т1Ш B. Nationalisme, socialisme et syndicalisme dans le Maghreb des années 1919-1934. - Tunis, 1984. Vol. 1,2.

193.Tunisie: (72 années de collaboration franco-tunisienne). - P., 1952.

194.Tunisie au présant: Une modérnite'au-dessus de tout soupçon? - P., 1987.

195.Tunisie en bref. - Tunis, 1975.

196.Tunisie terre de dialogue: Valeurs politiques et socio-culturelles comme lieu de rencontre Orient-Occident (séminaire tuniso-allemand 20-22 février 1984).-Tunis, 1985.

197.Tunisie: Trente ans d'indépendance. Un bilan globalement positif // Jeune Afrique. - P., 1986, 11 juin - suppl. - P.3-54.

198.Zakariya F. Laicisme ou islamisme. - P., 1991.

199.Zmerli S. Figures tunisiennes: Les contemporaines et les autres. - Tunis, 1972.

200.Авторитаризм и демократия в развивающихся странах. - М., 1996.

201.Актуальные проблемы современного ислама. - Баку, 1990.

202.Ализаде Э.А., Асадуллин Ф.А., Прожогина C.B., Юнусов К.О. Литература Туниса. - М., 1993.

203.Арабский Восток и Магриб. - М., 1977.

204.Аргентов В.А. Старина и новь Магриба - М., 1985.

205.Африка в современном мире. - М., 1989.

206.Африка. Культурное наследие и современность. - М., 1985.

207.Африка: взаимодействие культур. - М., 1989.

208.Африка: культура и общественное развитие. - М., 1984.

209.Африка: культура и общество (исторический аспект). - М., 1995.

2Ю.Африка: культура и общество. Традиции и современность. - М., 1994.

21 ¡.Васильев JT.С. История Востока. - М., 1993. Т.1-2.

212.Видясова М.Ф. Социальные структуры доколониального Магриба. Генезис и типология. - М., 1987.

213.Видясова М.Ф. Экономика стран Магриба. - М., 1982.

214.Власов Г.Н. Международный бизнес французских монополий. - М., 1986.

215.Воронцова С.Б. США и Франция. Соперничество и партнерство. - М., 1983.

216.Ворончанина Н.И. Борьба за женскую эмансипацию в Тунисе в начале XX в. (20-30-е гг.) // Арабские страны. История. Экономика. - М., 1973,-С.3-14.

217.Ворончанина Н.И. Ислам в общественно-политической жизни Туниса. -М., 1986.

218.Ворончанина Н.И. Культурные преобразования в современном Тунисе.-М., 1978.

219.Всемирная конференция по политике в области культуры. Мехико 26 июля - 6 августа 1982 г. Заключительный доклад. - Париж, 1982.

220.Деев A.C. Современная Франция, механизм формирования внешней политики. -М., 1985.

221.Десять лет и одна ночь: Современная тунисская проза. - М., 1989.

222.Дмитриева И.В. Образование в Африке: достижения и проблемы. - М., 1991.

223.Добродеев Д.Б. Образование в стратегии развития стран Северной Африки. - М„ 1988.

224.Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. - М., 1990.

225.Жюльен Ш.-А. История Северной Африки. Тунис, Алжир, Марокко. - М., 1961. Т. 1,2.

226.Заборов М.А. Папство и крестовые походы. - М., 1960.

227.Зарубежный Восток: религиозные традиции и современность. - М., 1983.

228.Зудина Л.П. Течения исламского фундаментализма и политика властей в Тунисе // Институт Востоковедения. Специальный бюллетень. №4 (261).-М., 1989. - С. 134-147.

229.Зудина Л.П. Тунис: основные черты политического и экономического развития после 1987 г. // Институт востоковедения. Специальный бюллетень. №2 (273). - М., 1991. - С. 129-142.

230.Иванов H.A. Кризис французского протектората в Тунисе (1918-1939).-М., 1971.

231.Иванов H.A. Османское завоевание арабских стран 1516-1574. - М., 1984.

232.Иванов H.A. Современный Тунис. - М., 1959.

233. Ионова А.И., Султангалиева А.К., Юсупов П.С. Современный ислам, человек и общество. - М., 1991.

234.Ислам и проблемы межцивилизационных взаимодействий. - М., 1994.

235.История средних веков. П/р З.В.Удальцовой и С.П.Карпова. - М., 1991. Т.1,2.

236.История Франции п/р Манфреда А.З. - М., 1972-1973. Т.1-3.

237.Капитонов К. Президент Бен Али - человек обновления // Азия и Африка сегодня. -М„ 1997. №11. - С.8-15.

238.Касси А., Кукушкин П.В. Актуальные вопросы отношений Франции и Испании с ведущими странами Магриба в конце 80-х - начале 90-х гг. - М.5 1995.

239.Кобищанов Ю.М. История распространения ислама в Африке. - М., 1987.

240.Ковтунов А. Магриб. Франко-американское соперничество // Азия и Африка сегодня. - М., 1997. - №11. - С.54-56.

241.Комар В.И. Интеллигенция и исламское движение в Тунисе // Пути эволюции и общественная роль современной африканской интеллигенции: поиски, тенденции, перспективы. - М., 1988. - С.217-222.

242.Комар В.И. Об особенностях оппозиционных движений в некоторых странах Африки (Тунис, Сенегал) // Африка в современном мире. - М., 1989. -С.51-64.

243.Комар В.И. Северная Африка: национальные модели политической культуры. -М., 1997.

244.Кукушкин В., Фоменко Н. Первая НИС Африки? (Тунис) / Азия и Африка сегодня. - М., 1994. №1. - С.13-17.

245.Культурные процессы в развивающихся странах Азии и Африки. Тезисы международной конференции в Институте Востоковедения АН СССР. Ноябрь 1986 г.-М., 1986. Т.1.

246 .Куприн А.И. Франция и страны Магриба (образование и подготовка кадров). - М., 1980.

247.Ланда Р.Г. Арабы и французы: конфликт или взаимодействие // Азия и Африка сегодня. - М. 1997. - С.60-64. N1.

248.Ланда Р.Г. Исламский фундаментализм // Вопросы истории. - М., 1993. №1. х

249.Ланда Р.Г. Перекресток Средиземноморья // Азия и Африка сегодня. - М., 1997. №11. - С.16-21.

250.Ланда Р.Г. Средиземноморье глазами востоковеда. - М., 1979.

251.Ланда Р.Г. Управленческие кадры и социальная революция стран Азии и Африки. - М., 1985.

252.Левин З.И. Развитие арабской общественной мысли. - М., 1984.

253.Максименко В.И. Дустуровский социализм, бургибизм и идеологическая борьба в Тунисе 60-х гг. // XXV съезд КПСС и проблемы идеологической борьбы в странах Азии и Африки. - М., 1979.

254.Максименко В.И. Интеллигенция в странах Магриба: (Идеи и тенденции). - М., 1980.

255.Максименко В.И. Молодой Бургиба: становление лидера (1929-1934) /У Государственная власть и общественно-политические структуры в арабских странах. - М., 1984. - С. 197-214.

256.Максименко В.И. Социальные характеристики Дустуровской партии и тунисское общество // Буржуазные партии и политическая борьба в странах Востока. - М., 1987. - С. 50-68.

257.Малышева Д.Б. Религия и общественно-политическое развитие арабских и африканских стран в 70-80-е гг. - М., 1986.

258.Николаева O.JI. Африка: опыт культурных преобразований. - М., 1991.

259.Новиков Г.Н. Голлизм после де Голля. Идеологическая и социально-политическая эволюция (1969-1981). - М., 1984.

260.Пархалина Т.Г. Франция и Средиземноморье. - М., 1987.

261.Полонская JI.P., Вафа А.Х. Восток: идеи и идеологи. - М., 1982.

262.Пономаренко Л.В. Африка и Франция: взаимодействие и взаимовлияние цивилизаций. - М., 1997.

263.Потемкин Ю.В. Экономическая политика Франции в странах Магриба (1945-1955 гг.).-М., 1960.

264.Пресняков В.Ю. Экспортная политика Франции. - М., 1985.

265.Прожогина C.B. Рубеж эпох - рубеж культур. - М., 1984.

266.Пути эволюции и общественная роль современной африканской интеллигенции: поиски, тенденции, перспективы. - М., 1988.

267.Себа Поль. Тунис. Опыт монографии. - М., 1953.

268.Сергеев А.Г. Правители государств и отцы церкви Европы за 2000 лет. -Владимир, 1997.

269.Современная социал-демократия и Африка. - М., 1990.

270.Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991.

271.Черкасов П.П. Распад колониальной империи Франции. Кризис французской колониальной политики в 1939-1985 гг. - М., 1985.

272.Черкасов П.П. Судьба империи. Очерк колониальной экспансии Франции bXVI-XX вв. - M., 1983.

273.Шагаль В.Э. Языковая политика в Тунисе // Народы Азии и Африки. - М., 1982. №3.

274.Шарипова P.M. Изучение ислама в светских школах (на примере Туниса) // Ислам: традиции и новации. - М., 1991. - С. 66-79.

275.Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного. М., 1984.

III. Периодические издания.

276.Annuaire de l'Afrique du Nord. - Aix-en-Provence; - P.

277.Annuaire international de l'éducation et de l'enseignement. - P.

278.Dialogue. - Tunis.

279.Jeune Afrique. - P.

280.Maghreb-Maclirek. - P.

281.Monde.-P.

282.Monde diplomatique. - P.

283.Notes et études documentaires. - P.: La documentation française, 1981-1986.

284.Renouveau (L'Action). - Tunis.

285.Revue tunisienne des sciences sociales. - Tunis.

286.Statistical Yearbook. - P.: UNESCO.

287.Temps. - Tunis.

288.Азия и Африка сегодня. - М. 289 .Вопросы истории. - М.

290.Институт Востоковедения. Специальный бюллетень. - М. 29¡.Народы Азии и Африки. - М.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.