Роль интуиции в поведении лидера малых студенческих групп тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Серебряков, Сергей Васильевич

  • Серебряков, Сергей Васильевич
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2001, Тамбов
  • Специальность ВАК РФ22.00.06
  • Количество страниц 169
Серебряков, Сергей Васильевич. Роль интуиции в поведении лидера малых студенческих групп: дис. кандидат социологических наук: 22.00.06 - Социология культуры, духовной жизни. Тамбов. 2001. 169 с.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль интуиции в поведении лидера малых студенческих групп»

Проблема сущности интуиции и ее роли в поведении людей в истории гуманитарного знания всегда была одной из наиболее любопытных, привлекавших особое внимание представителей самых разных дисциплин: философии, психологии, этики, теологии, социальной психологии, социологии.

В этом смысле актуальность проблем интуиции, которая очень тесно связана с наиболее фундаментальными вопросами о природе человека, в истории гуманитарных наук не нуждается, видимо, в особенно подробной аргументации.

Отметим лишь некоторые из причин роста актуальности проблем интуиции в последнее время. Первая группа таких причин связана с резким усложнением общественной жизни в силу смешения в ней самых разных экономических укладов, парадигм духовной жизни, разрывов поколенческих ценностей. В результате сформировалась мощная система пограничных жизненных ситуаций, где огромная роль интуиции в принятии поведенческих решений несомненна.

Кроме того, существует и логика научных исследований такой, быстро усложняющейся и по-новому структурирующейся жизни общества, где роль интуиции закономерно растет. Впрочем, такой вывод действителен и для естественных наук, где проникновение к новым знаниям о мироздании дается ценой потери наглядности, а порой и прямой беспомощности так называемого «здравого смысла», все более уступающего место научной интуиции.

Подчеркнем также, что изучение природы интуиции стимулируется и бурным распространением компьютеризации. Невзирая на все попытки, даже в компьютерах последнего поколения, смоделировать акты интуиции в структуре искусственного интеллекта не удается, что, по закону обратной связи, резко увеличивает интерес к самой проблеме интуиции.

Есть, наконец, и целый ряд более частных процессов, косвенно влияющих на рост актуальности проблем интуиции: обвальное распространение парапсихологии, неудачи ранее казавшихся незыблемыми теорий общения, простое накопление банков эмпирических данных, выход на проблемы интуитивных политических решений в современной политологии, имиджелогии, социальной психологии, социологии.

Приведенные факторы, видимо, достаточно убедительно показывают особый статус проблем интуиции в истории гуманитарного знания, где они чаще всего воспринимались как своеобразный вызов рациональности научного знания вообще.

Этот статус прослеживается даже при беглом анализе степени разработанности проблемы.

Одной из главных проблем диссертации было ограничение поля исследования в истории разработки проблемы, поскольку за две с половиной тысячи лет исследований в этой области накопился колоссальный банк теорий и идей. Конкретные принимавшиеся ограничения приводятся в тексте работы. Пока же отметим лишь основные исторические этапы исследований интуиции.

В античности первое мощное противоречие в толковании интуиции оформилось в концепциях Сократа и Платона. Для первого она представляет собой особый этап духовного развития, когда «внутренний голос» («даймоний»), предостерегая, позволяет сохранять хрупкую гармонию мудрости и любви как единственного и маловероятного пути личного самосовершенствования.

Для Платона1 же интуиция есть способ «вспоминания» опыта предыдущих рождений, иррациональное чувствование мудрости, не спровоцированной ни обстоятельствами, ни личным опытом.

Противоречие рациональной (в основном) и иррациональных сократических и платонических трактовок сохранилось надолго.

Отметим также, что в античности оформились и менее известные подходы. Например, пифагорейцы2 считали интуицию умением следовать мистике чисел (идея, принятая в современной нумерологии). Для классической «средней Стой» она есть умение следовать долгу любых обстоятельств, для Аристотеля4 - это умение строения правильного силлогизма при недостаточных основаниях.

В Средневековье трактовка проблем интуиции была лишь одним из аспектов спора об универсалиях.

В средневековом реализме (Бл. Августин, Ф. Аквинский, А. Кентерберийский5) интуиция была, в сущности, атрибутом так называемой теофании, опыта непосредственного общения человека с Богом. В номинализме (П. Абеляр, У. Оккам6) интуиция есть просто средство генерирования полезных абстракций, преодоления разрыва между единично-конкретным и абстрактно-всеобщим уровнем познания.

В Новое время оформляется мощная рациональная трактовка природы интуитивного акта, который, таким образом, всегда есть особый этап познания. Эта традиция характерна для работ Ф. Бэко

Платон. Диалоги. -М., 1998.

2 См.: Асмус В.Ф. Античная философия,- М., 1974.

3 Философия стоицизма. М., 2000.

4 Аристотель. Соч: в 4 тт.- М., 1976.

5 Бл. Августин. Исповедь; Абеляр П. История моих бедствий. М.,1992; Кузанский Н. Соч. М, 1979

6 См.: История философии/ Под ред. В.А. Александрова. - М. 1972. на, Р. Декарта, В. Лейбница, Д. Юма, Т. Локка1 и др. Отметим, что такая традиция совершенно по особому трактовалась в классической немецкой философии. При всех разногласиях, ее представители (Г. л

Гегель, И. Кант, Л. Фейербах, И. Фихте ) постоянно указывали, что интуиция не может быть каким-то "банком готовых, но скрытых истин" в человеческой психике. Напротив, она выражает, скорее всего, принципиальную непознаваемость явлений и человеческий протест против этого (например, через категории умопостигаемой причины о и вещи-в-себе И. Канта ).

В русской философии и теологии понятие интуиции трактовалось достаточно оригинально, хотя и в русле упоминавшейся идеи теофании. Н. Бердяев4 сформулировал общую средневековую идею исихазма, гармонического покоя страстей как единства двух путей личного развития: Богочеловека, формирования чувствования божественного начала в разрозненных фактах обыденной жизни, и Чело-векобога, преодоления рациональности логических рассуждений интеллектуалами.

Чрезвычайно пестра и разнородна мозаика идей и теорий по проблемам интуиции в XX веке. Можно даже выделить несколько своеобразных школ. Одна из них - неофрейдизм. Невзирая на всю разницу классической модели 3. Фрейда и постфрейдистских моделей Э. Фромма, М. Адлера, К. Юнга, К. Хорни5, общая фрейдистская

Бэкон Ф. Жизнь. Мировоззрение. Мысли. Максимы, Афоризмы. Минск, 1998; Локк Д. Соч: в 3 тт. -М., 1985;Декарт Р. Соч. М., 1973; Юм Д. Соч. М, 1982; Лейбниц В. Соч: 1982.

2 Немецкая классическая философия. Москва-Харьков, 2000.

J Там же. Т. 3.

4 Бердяев Н. Самопознание. Москва — Харьков, 2000.

5 Фрейд 3. Избр. соч. M., 1999; Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1984; Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1996; Юнг К. Психологические типы. М., 1996. традиция рассмотрения интуиции как особого взаимодействия сознания и подсознания осталась сравнительно неизменной.

Интуиция трактуется здесь как умение сознания учитывать бессознательные символы, что, в общем, в русле платоновских идей.

Ближе к традиции Аристотеля позитивистские теории интуиции. Например, в школе логико-семантического анализа Л. Витгенштейна1 интуиция сводится к умению оперирования неопределенностями речи.

Очень сложны и любопытны основные положения теории интуиции в экзистенциальной школе (включая в нее, помимо классических работ Г. Гуссерля, Ж.-П. Сартра , А. Камю, М. Мерло-Понти, и бергсонианскую традицию). Подробнее эти положения приводятся в тексте первой главы работы. Отметим лишь главное: интуиция трактуется здесь как особый вид интенции, устремленности сознания на объект, как размывание в ней субъект-объектной дихотомии.

Подчеркнем также, что в собственно социологическом знании о

- например, в творчестве Э. Дюркгейма, М. Вебера , Г. Спенсера и др., многие идеи таких школ действовали одновременно. Возможно, это было связано с тем, что проблемы интуиции не были в центре внимания в становящейся системе социологического знания.

Напротив, начиная с идеи «социальной физики» О. Конта, интуиция воспринималась как некая полумистическая гипотеза, не вписывающаяся в модель романтики эмпирических исследований.

1 Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. Пер. с нем. и сверено с авториз. англ. переводом И. Добронравовым и Д. Лахути/ Под ред. д-р. философ, наук проф. В.Ф.Асмуса. М., 1958.-133 с.

2 Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. М., 2000; Сартр Ж.-П. Стена. М., 1992.

3 Вебер М. Избр. соч. M., 1990. История социологии/ Под ред. Е. Н. Елсукова. - Минск,

1997.

Лишь изредка ( например, в творчестве Г. Спенсера) она использовалась как объяснение механизма восприятия людьми «искусственного отбора».

Кроме того, гипотеза интуиции используется при объяснении многих фактов и феноменов коллективизма (например, при описании аттитюдов Т. Парсонсом, «фонового ожидания» Г. Горфинке-лем, самообновление элит Г. Моски и В. Парето1).

Чрезвычайно широк фронт исследования интуиции в русской гуманитарной мысли XX века. Количественно наибольшее число исследований интуиции в психологии. Классическими, в этом смысле, стали известные работы П. Симонова, Л. Выготского, Б. Теплова, Б. Гальперина, Д. Узнадзе и др.; в социальной психологии - работы В. Бехтерева, Г. Андреевой, Б. Парыгина, и др.2

Отметим, что многие из таких работ находятся на стыке социологии и философии. Примером, в этом смысле, может быть работа И. Ириной «Интуиция и рост научного знания»3.

В социологии работы, точно по избранной проблематике, автору неизвестны. Некоторые социологические аспекты интуиции ис

1 См.: Американская социологическая мысль / Под ред. В.И. Добренькова М.,1994; Пар-сонс Т. Система современных обществ. М., 1997; Буржуазная социология на исходе века. Критика новейших тенденций. М., 1986; Берн Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп. Екатеринбург, 2000.

2 Андреева Г.М. Социальная психология.М.,1997; Парыгин Е.Д. Основы социально -психологической теории. М., 1971; Андреева Г.М. Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. М., 1978, Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 1976; Теплов Б.М. Соч. в 2 тт. М., 1968.

3 Ирина В.Р., Новиков А.А.В мире научной интуиции. Интуиция и разум.- M., 1978. следовались в ряде диссертационных работ.1

В связи с тем, что в диссертации автора интересовал и чисто прикладной аспект роли интуиции в поведении лидеров малых групп, в работе широко использовались и работы по истории, где проблемы интуиции в поведении политических лидеров всегда были в фокусе исследования, начиная с античной историографии (Свето-ний, Тацит, Плутарх ).

В целом, на позицию автора в наибольшей степени повлияла концепция Марио Бунге.3

Идеи, выраженные в приведенной выше литературе, позволяют выделить и общие логические подходы в понимании природы интуиции:

• «интеллектуально ориентированный», где базовым является тезис об интеллектуальной основе интуиции (Сократ, Аристотель, номиналисты, Ф. Бэкон, Д. Локк, интеракционисты4);

• «субстанциональный», настаивающий на том, что интуиция есть чувствование какого-то глобального безличного начала вне или внутри человеческой психики (Конфуций, 3. Фрейд, К. Юнг,

См.: Губин В.Д. Проблема интеллектуальной интуиции в философии Э.Гусерля. Авто-реф. Дисс. уч. ст. М.,1969., Атапов А.А. Интуиция и ее место в творчестве,- Иркутск; Госуниверситет,- 1996., Кузнецов А.Е. Интуиция как философская проблема: Гносеологический ана-лиз.-Улан-Уде, 1997.

2 Светоний Г. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1992; Плутарх. Избранные жизнеописания. М., 1987; Плутарх. Застольные беседы. Л., 1990.

3 Бунге М. Интуиция и наука. М., 1967.

4 Платон. Диалоги. М., 1992; Аристотель. Соч: в 4 тт. М.,1976; Бэкон Ф. Соч. М., 1972; Лосев А. Ф. Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. М., 1993; Бэкон Ф. Жизнь. Мировоззрение. Мысли, максимы, афоризмы. M., 1998; Тард Г. Соч. Спб, 1908.

Э. Фромм1);

• «когнитивный», в рамках которого интуиция есть исключительный феномен познания (И. Кант, Г. Гегель, JI. Витгенштейн, л

А. Пуанкаре, Л. Берталанфи) ;

• «социальный». Интуиция здесь трактуется как выражение опыта общежития людей и социальных групп, включая и политические элиты (марксизм, П. Сорокин, Т. Парсонс, Д. Леви-Стросс3);

• «экзистенциально-психический», где интуиция понимается как глобальное начало жизни психики, принципиально важное для понимания природы человеческой души (экзистенциализм, А. Бергсон, Л. Выготский, П. Симонов, П. Гальперин и др.4);

• «этический», где интуиция понимается как бытие нравственного закона (Сенека, Эпиктет, Эпикур, М. Аврелий, А. Швейцер, И. Кант5);

• «теологический», сводящий интуицию к чувствованию Бога (средневековый реализм, П. Чаадаев, Н. Гоголь, Н. Бердяев, В. Соловьев, П. Флоренский, современные «антропные теории»6);

1 Древнекитайская философия. М., 1978; Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1992; Фромм Э. Анатомия любви. М., 1984; Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1996; Юнг К. Психологические типы. М., 1995.

2 Немецкая классическая философия. М. - Харьков, 2000; Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. М., 1986; Витгенштейн Л. Избр. соч. М., 1998; Пуанкаре А. Мысли о научной интуиции. М., 1978.

3 Ойзерман Т. И. Формирование философии раннего марксизма. М., 1982; Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994; Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997; Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

4 Гальперин. Введение в психологию. М., 1976; Выготский Л.С. Избр. соч. М., 1970.

5 Философия стоицизма. М., 1992; Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1974.

6 Флоренский П. Соч. M., 1992; Гоголь Н.В. Избранные места из переписки с друзьями. М., 1996; Соловьев В. Соч. М., 1993; Бердяев Н. Самопознание. М., 2000.

Автор убежден в невозможности широкой компиляции таких подходов. В силу этого одной из основных задач работы является выбор по отношению к описываемым в первом разделе фундаментальным теориям интуиции.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Принимаемым объектом исследования было социальное поведение лидеров малых групп.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Предметом же исследования были качественные особенности и закономерности интуитивных актов в таком поведении лидеров малых групп.

ЦЕЛЬЮ диссертационного исследования было формирование общетеоретической модели закономерностей интуитивных актов лидеров малых групп и апробация такой модели на эмпирическом материале.

Достижение такой цели подразумевало решение ряда конкретных задач:

• изучение имеющихся теоретических и эмпирических материалов с целью формирования базовой методологической модели интуиции и лидерства в малых группах;

• выделение конечного и обоснованного перечня эмпирических и теоретических характеристик интуитивного акта;

• обоснование реальных функций интуиции и их специфики для поведения лидеров студенческих групп;

• подготовка инструментария, определение генеральной совокупности, выборки и проведение эмпирических социологических исследований;

• обобщение данных эмпирического исследования и апробация теоретической модели.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ

Научные взгляды и пристрастия автора складывались под влиянием идей социально-ролевой и интеракционистской школ гуманитарного знания (О. Конт, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Г. Спенсер, Т. Парсонс, К. Маркс, П. Сорокин, М. Мид и др.)1.

Для разработки базовой концепции, кроме того, широко использовались идеи экзистенциальной и неофрейдистской школ философии и психологии.

Конкретные параметры и трактовка природы лидерства в диссертации взяты по базовой концепции И.А. Федорова ; общая трактовка природы интуиции - в соответствии с упоминавшимся «сократическим подходом».

Наиболее фундаментальными ориентирами научного мировоззрения автора являются: отрицание мистических моделей интуиции и сводимость ее видов к общему качеству, признание законов материалистической диалектики и принципа монизма истины, социальная детерминация разума, группового характера лидерства, общих принципов структурно-функционального анализа.

Основная гипотеза исследования может быть пояснена с помощью следующих положений:

• интуиция есть реальный и, в принципе, поддающийся рациональному объяснению механизм принятия поведенческих решений;

1 См.: Окатов В.Н. Введение в историю социологии. Тамбов, 1992; История социологии/ Под ред. Е. Н. Елсукова. М., 1997.

2 Федоров И.А. Имидж как программирование поведения людей. Рязань, 1997.

• такой механизм срабатывает лишь в сложных и важных для субъекта ситуациях (или тех, которые человек, пусть неправильно, считает субъективно важными и сложными);

• этот механизм основан на мгновенном учете опыта похожих ситуаций уже в момент принятия решений, причем у лидеров малых групп такой опыт более социализирован;

• надежность интуиции в среднем ненамного выше надежности чисто рациональных методов;

• существует конечный набор методов и рекомендаций, позволяющих оптимизировать использование интуитивных актов, в том числе у лидеров малых групп.

Положения, выносимые на защиту:

1. Интуиция, видимо, возникла как атрибут разума, выражающий необходимость мгновенного учета наиболее вероятных последствий возможного поведенческого решения в сложных ситуациях. В первобытном обществе ее развитие провоцировалось приоритетом важности быстрого решения над размышлением.

2. Интуиция показывает единство онто - и филогенеза.

3. Сложность бытия малой группы выдвигает объективно высокие требования к интуиции лидера, который решает сложные поведенческие задачи чаще других.

4. Интуитивный акт имеет ряд атрибутов и частных характеристик: быстротечность, приоритет так называемого «вспомогательного образа», фрагментарную рационализацию начальных стадий, эстетичность, образность (эйдетичность) и так далее.

5. Существует ряд социологически устанавливаемых признаков использования и стихийного самообучения интуитивным актам лидерами малых студенческих групп.

6. В поведении лидеров малых групп возможно выделить несводимые друг к другу виды интуитивных актов: интуиция как воображение, интуиция как прогностика, фронезис (житейская мудрость) и так далее.

7. Склонность к использованию актов интуиции зависит от ряда факторов: демографические характеристики, профессия, социальная роль, привычка, частота повтора сложных управленческих ситуаций.

Эмпирическая база исследования включала:

- данные авторского социологического исследования;

- результаты 8 социологических и социально-психологических исследований, осуществленных с участием автора информационно-аналитическим отделом мэрии города Тамбова в 2000 - 2001 году;

- банки данных иных исследований.

Авторское социологическое исследование «Роль интуиции в поведении лидеров студенческих групп» проводилось в 2000 году. Выборка квотная, 1000 человек, с использованием контрольных и экспертных групп. Базовые методы - анкетирование, стандартизированное и нестандартизированное интервью, анализ документов, фокус-группы. Генеральная совокупность - студенты ТГУ им. Г.Р. Державина.

Исследования с участием автора, в которых уточнялись отдельные аспекты избранной тематики:

1. «Социально-психологическая напряженность горожан». 2001 год. Выборка простая интервальная - 1300 человек. Базовые методы - анкетирование, интервью, фокус-группы. Генеральная совокупность - жители города Тамбова.

2. «Телефонный мониторинг политических ожиданий электората». 2001 год. Объем еженедельной простой механической выборки - 1200 человек. Генеральная совокупность -жители города Тамбова. Длительность мониторинга - 4 недели, совокупный объем выборки - 4800 человек.

3. «Групповые оценки горожанами деятельности СМИ». 2001 год. Выборка простая механическая - 1200 человек. Базовые методы - анкетирование, экспертные и контрольные фокус-группы. Генеральная совокупность - жители города Тамбова.

4. «Электоральные ожидания четвертого избирательного округа города Тамбова». 2001 год. Выборка простая механическая - 1000 человек. Базовые методы - анкетирование, интервью и др.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ.

Материалы работы апробированы в деятельности информационно-аналитического отдела мэрии города Тамбова, в авторских публикациях.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Серебряков, Сергей Васильевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История и теория интуитивных актов изначально, со времен предфилософии, привлекала внимание исследователей самых разных убеждений и научных школ. Автор не берется судить об успехе своей попытки описать всю глубину и сложность этой проблематики, учитывая, тем более, специфику цели диссертации. Она подразумевала решение частных задач, касающихся роли интуиции в поведении лидеров малых студенческих групп; поэтому изучение всех масштабных и сложных проблем природы и атрибутов интуиции было лишь дополнительным ориентиром в первой главе диссертации.

В целом же, не повторяя содержания работы, представления автора об этих проблемах можно выразить с помощью следующего описания.

Интуиция возникла из необходимости быстрых решений сложных и субъективно важных проблем. Иными словами, для первобытного человека было важнее быстро принять хотя бы неверное решение, чем долго и с помощью какой-то рациональной логики размышлять о степени его обоснованности, учитывая постоянную коррекцию индивидуальных решений групповыми нормами рода. В результате в индивидуальной и групповой психике оформились два механизма принятия решения: интуитивный и рассудочный. По представлениям автора, они глубоко взаимосвязаны. Интуиция во многом представляет собой «сокращенные» рассуждения, данные в символьно-образной форме и с принципиальным опусканием промежуточных звеньев, так что интуитивный акт менее всего похож на силлогизм по форме, но вовсе не противоречит самому стремлению психики к правильному умозаключению («энтимемичность» интуиции).

В этом смысле интуитивность и рассудочность едины в попытках понимания человеком чего-то, представляющимся для него важным. Интуиция, однако, срабатывает лишь в сложных ситуациях и востребует все мощности памяти и личностного опыта. Полезность таких действий закрепляется в оценках такого опыта актов интуиции. Они оцениваются чаще всего как эстетичные, приятные, надолго запоминающиеся, альтернативные обычным и довольно мучительным попыткам рационального понимания. В результате они романтизируются, часто интерпретируются, как вмешательство неких высших сил, хотя достоверность и надежность их результатов чаще всего не выше, чем актов рационального понимания и прогностики.

О том, что интуиция есть особый этап или форма развитого понимания свидетельствует и целый ряд ее атрибутов: первенство так называемого «вспомогательного образа» (форма, рациональная или образная, результата интуитивного акта всегда копирует форму самих операций интуиции), быстротечность, эвристичность, образность (эйдетичность) и т. д.

Сама древность аппарата интуиции показывает, что способности к ней, видимо, врождены, хотя частота, мощность и эффективность актов интуиции полностью зависят от психического типа личности, меры сложности жизненных ситуаций и ряда других факторов. Соответствующие описания и дефиниции природы и атрибутов интуиции даны в первой главе работы.

Одним из них является социальная роль лидера малой группы. При этом феномен лидерства трактуется автором объективистски как неизбежная централизация и персонификация власти в группе и социальных фрагментах. Лидер группы заметно чаще прибегает к интуитивным актам, причем, в среднем, склонен скрывать это и объяснять положительные результаты своей опытностью и мудростью, он всегда пробует использовать навык интуитивных актов для строительства собственного имиджа (в идеале - харизмы), формирования и акцентуации желаемых групповых норм. Примечательно, что, по данным автора, сами лидеры не склонны к чисто рациональным трактовкам интуиции, причем половозрастные особенности не принципиальны.

Такое положение дел характеризует лишь общую роль интуиции в поведении лидеров малых групп. Оно во многом модифицируется для отдельных видов интуиции (интуиция как воображение, нравственная интуиция, интуиция как житейская мудрость, интуиция как прогнозирование, и т. д.).

Однако вряд ли верно было бы рассматривать интуицию исключительно как особое свойство психики. Она играет важнейшую социальную роль. Благодаря интуиции воспроизводится само социальное поведение, самая возможность общежития, поскольку интуиция является не только способом познания или получения особого эвристического удовольствия, но и способом хранения совокупного опыта жизни в группе. Одна из важнейших ее функций - сверки возможных и данных чаще на образном уровне вариантов поведения со стереотипами группового общения, причем девиантные образцы поведения менее вероятны.

Известный со времен Э. Дюркгейма и М. Вебера механизм группового стигмирования фиксирует такую «неравноправность» актов интуиции, большую вероятность запоминания, хранения и использования тех из них, которые помогают организации группового, а не девиантного поведения. Это закрепляется и в групповых ритуалах, нормах, системе воспитания, и, в конечном счете, в идеологии. В ходе социогенеза эта практика выходит на макроуровень, закрепляясь в институтах официальных и оппозиционных верований, в системе духовной жизни в целом, которая, таким образом, представляет собой как бы энциклопедию социально успешных интуитивных актов.

Разумеется, такая картина лишь часть причудливой мозаики современного социального бытия. Отметим и признаваемые автором неопределенности такой картины бытия интуиции в жизни общества и человека: в ней заведомо ограничивается фокус исследования и интуиции, и лидерства в малой группе, она акцентирует логические аспекты проблемы в ущерб историческим, во многом игнорирует диалектику макроуровня социума, и т.д.

Видимо, наиболее перспективными направлениями дальнейших исследований интуиции будут:

- создание методик, позволяющих установить половозрастные особенности использования интуиции;

- формирование моделей профессиональной деятельности, где учитывалась бы роль необходимых навыков интуитивных актов, включая составление соответствующих про-фессиограмм и технологий обучения кадров;

- неизбежные, как кажется автору, попытки создания теории, вычленяющей и формализующей именно интуитивные акты из суммы формально похожих явлений духовной жизни; о том же, растет или утрачивается способность интуиции по мере ее познания, пока можно только гадать. Во всяком случае, как кажется автору, исследователи, идущие по этому нелегкому пути, никогда не будут избалованы ни

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Серебряков, Сергей Васильевич, 2001 год

1. Абашкина Е.Б. Психологические механизмы восприятия политического лидера: Автореф. дис., канд. полит, наук. -М., 1993. 24с.

2. Абашкина Е.Б., Егорова-Гантман Е. и др. Политиками не рождаются: Как стать и остаться эффективным политическим лидером. Часть I.-М., 1993.-424 с.

3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991. - 299 с.

4. Она же. Типология активности личности // Психологический журнал.- 1985. -Т.4. -№5.-С.З-9.

5. Аверин Ю.П. Люди управляют людьми: Модель социол. анализа. -М.: Изд-во МГУ, 1996. 144 с.

6. Агеев B.C., Тешков А.А. Содержание, структура и динамика межгрупповых представлений Я// Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. -1986. № 1.- С.10-20.

7. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. -М.: Изд-во МГУ, 1990. 271 с.

8. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекопонимания. М. -В., 1996. -380 с.

9. Ананьева С.Р. Формирование имиджа руководителей в ГС: Автореф. дис. канд. соц. наук. М., 1996. - 24с.

10. Ю.Андреева Г. М. Социальная психология. М., Наука, 1998. - 376 с. П.Андреев Е.Л. Социальный статус и активность личности. - М., 1984. -237 с.

11. Анисимов Е.А. Время петровских реформ, XVIII век, 1-я четверть. -Л.-.Наука, 1989. -495 С.

12. Анурин В.Ф. Интеллект и социум: Введение в социологию интеллекта. Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 1997. - 436 с.

13. Антология русской классической социологии: Тексты/Сост. и комент.

14. Д.С. Клементьева, JI.H. Панковой. М.:Изд-во Моск. Ун-та, 1995.-239 с.

15. Аронсон Э. Теория диссонанса: прогресс и проблемы // Современная зарубежная социальная психология. Тексты М., 1984. - С.111 -127.

16. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во МГУ, 1979.-144с.

17. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике: Очерк истории: XVIII начало XX вв.- М., 1965.

18. Ахтямова Г.Р. Социальная дифференциация общества и интересов // Социс. -1997. № 8. - С.60-69.

19. Ахиезер А.С. Социокультурная динамика России: К методологии исследования // ПОЛИС.-1991-№3.-С. 74-81.

20. Ашин Г.К. Элитология: Становление: Основные направления. -М., 1995. -108с.

21. Бабушкина Т.А., Шубкин В.Н. Престиж профессий в статистике и динамике // Рабочий класс и современный мир. 1980. - № 5. - С. 5463.

22. Баранов А.В. Человек в городе // Духовное становление человека.- JL, 1972. С.90-93.

23. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. -М.: Аспект-Пресс, 1995.-286 с.

24. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память.-М., 1992.

25. Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. -М.:Книга, 1991.- 220 с.

26. Бердяев Н.А. Душа России. Л.:Петрополь, 1990. - 30 с.

27. Березовский В.В., Чистяков В. Современная политическая элита России // Свободная мысль. 1993.- № 1-2.

28. Берзин Б.Ю. Массовое сознание и самосознание группы. М., 1991.230 с.

29. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб., 1908.

30. Блумер Г. Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная социальная психология: Тексты. М., 1984. - С. 173-180.

31. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.:Изд-воМГУ, 1982.-199с.

32. Бойков В.Э Профессиональная культура государственной службы // Социс. -1999. № 2. - С. 34-40.

33. Бройль J1. де. По тропам науки.- М., 1962.

34. Бунге М. Интуиция и наука. -М., Прогресс, 1967.-346с.

35. Бурдье П. Социология политики. M.:Socio-Logos, 1993. - 260 с.

36. Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. Опыт исследования. -М.: Юристь, 1996.- 591с.

37. Бутенко И.А. Интеллигенция, интеллектуалы, народ // СОЦИС.-1998.-№> 12.-С. 131-133.

38. Вардомацкий А. Ценности социальной группы и личности: Автореф. дис. канд. соц. наук. Минск, 1992.-24с.

39. Варяник В. Т. Политическое лидерство и политические элиты. -Запорожье, 1994.

40. Василев Ст. Место интеллектуальной интуиции в научном познании // Ленинская теория отражения в свете развития науки и практики.- София., 1981-Т. 1.- С.56-59.

41. Василеску Г.Я. Эстетический портрет молодежи: Социально-эстет. черты рабочей молодежи. Кишинев:Штинца, 1988. - 168 с.

42. Вебер М. Избранные произведения. М.:Прогресс, 1990. - 702 с.

43. Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юристь, 1994.- 704с.

44. Великовский М. Б. Иерархия и свобода. М., 1993.

45. Вендов А. Социально-психологическое исследование лидерства в малых группах. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973.- 179с.

46. Виндельбанд В. Избранное. Дух истории. М.: Юристъ, 1995.- 687с.

47. Власов В. И. Общественно политическое лидерство. Ростов-на-Дону: Феникс, 1992.-276с.

48. Власов Ю. П. Русь без вождя. Воронеж: Обл. Организация Союза Журналистов России, 1995.

49. Властные факторы в политической системе общества/Рос. акад. упр. -М.: Луч, 1993.- 241с.

50. Власть: Очерки соврем, полит, философии Запада. -М.: Наука, 1989.-325с.

51. Волков И. П. О личном авторитете руководителя: Социальная психология личности. Л., 1974.

52. Вопросы социологии. Вып. 6. Рациональность и власть./Прф. социол. Ассоциация. М.: Socio-Logos, 1996.-190 с.

53. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя практика. - М.: Дело, 1991.- 245 с.

54. Газицкий Б. Политическая власть как социальный феномен. -М., 1992.

55. Гончаров В. Лидерство как фактор групповой деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1971.- 156 с.5 6. Трауре И. П. Личность как субъект политической власти Социально-философские аспекты. М., 1990.

56. Гринберг Т. Э. Политическая реклама: Портрет лидера. М.: ИНИОН РАН, 1995.- 140 с.

57. Гринин Л. Е. Философия и социология истории: Некоторые закономерности истории человечества: Опыт философско-социол.анализа всемирно-ист. процесса: В 3 ч. -Волгоград: Учитель, 1995.

58. Диалектика познания.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.- 298 с.

59. Добрынина Н.Е., Кухтевич Т.Н., Туманов С.В. Молодежь России: Три жизненные ситуации.- М.: ИНИОН РАН, 1998.- 115 е.- (Социол. ис-след. в России).

60. Дубинин Н. П., Карпец И. И., Кудрявцев В. Н. Генетика, поведение, ответственность: О природе антиобществ, поступков и путях их предупреждения. М.: Политиздат, 1982.- 304 с.

61. Дудник С. И. Карл Маркс о власти как общественном отношении. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.- 172 с.

62. Емельянов Ю. Н. Руководство коллективом как проблема социальной психологии. Л.: Судостроение, 1971.- 240 с.

63. Жмыриков А. Н., Шляхтин Г. Н. Психологические проблемы политического лидерства. Н. Новгород: ННТУ, 1991.- 118 с.

64. Жмыриков А. Н. Психология политического лидерства в современной России. Н. Новгород: Нижегород. гуманитар. Центр, 1996. - 147 с.

65. Иванцевич Дж. М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления: Основы управления персоналом. М.: Наука, 1995. - 40 с.

66. Ивенский Л. М. Социально-философский анализ культуры управления. Уфа, 1985.

67. Имидж лидера: Социально-психол. пособие для политиков./ Под ред.

68. Е. В. Егоровой-Гантман. М.: О-во Знание, 1994.- 214 с.

69. Интуиция, логика, творчество / Отв. Ред. М.И.Панов.-М.-.Наука, 1987.175 с.

70. Интуиция и научное творчество: Аналит. сб. /ИНИОН. М., 1981.118 е.-319 с.

71. Ирина В.Р., Новиков А.А. В мире научной интуиции. М.: Наука, 1978.- 319 с.

72. Капитонов Э.А. Социология XX века: История и технологии. Ростов -на-Дону: Феникс, 1996.- 512 с.

73. Кармин А.С. Интуиция и ее механизмы // Проблемы методологии науки и научного творчества. JL, 1977. - С. 89-106.

74. Кармин А.С., Хайкин Е.П. Творческая интуиция в науке. М.:Наука, 1971.- 228 с.

75. Кармин А.С. Научное мышление и интуиция: Эйнштейновская постановка проблемы // Научная картина мира: Логико-гносеол. аспект.- Киев:Наукова думка, 1983.- С. 121-149.

76. Карпенко Ж. И. Философский анализ социально-психологических факторов детерминации поведения личности: Дис. кан. филос. Наук. -М., 1976,- 192 с.

77. Кайзеров Н. М. Власть и авторитет: Критика буржуазных теорий. -М.: Юридит. лит., 1973.- 302 с.

78. Киселев Ю. В. Роль авторитета в общественной жизни. Л., 1966.

79. Кожевникова Л. В. Роль средств массовой информации в развитии политической активности личности. М., 1991.

80. Казаков М. А. Политическое лидерство: современная проблематика эволюции. М., 1993.

81. Козырев А. Б. Руководство как деятельность. Л., 1989.

82. Колмакова Э. Ф. Управленческая деятельность и всестороннееразвитие личности. Свердловск, 1980.

83. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Общие и возрастные особенности. Минск: Тетра Системе, 2000. -432 с.

84. Коломиец В. П. Становление индивидуальности: Социальный аспект. М.: Изд-во МГУ, 1993.- 336 с.

85. Короткевич Р. В. Политическое лидерство. М.: ИНИОН РАН, 1991.173 с.

86. Котляревский Г. М. Тип личности и предпочитаемый стиль руководства. М., 1993.

87. Кравченко А.И. Социология.- М.:Логос, 2000.- 382 с.

88. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме: Эффекты и парадоксы. М.: Цифра-М, 1997. - 368 с.

89. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М.: Изд-во МГУ, 1991.- 138 с.

90. Кудряшов Е. В. Лидер и лидерство: Исследования лидерства в современной западной общественно-политической мысли. Архангельск,: Изд-во Помор, междунар. пед. ун-та, 1996,- 254 с.

91. Кудряшов Е. В. Лидерство как предмет социально-философского анализа: Дис. д-ра филос. Наук,- М., 1996.- 238 с.

92. Ладенко И.С. Прблемы интуиции//Ладенко И.С. Интеллектуальные системы и логика. Новосибирск, 1973.- С.46-102.

93. Лики культуры. Альманах. М.: Юристь, 1995.- 527 с.

94. Липсет С. М. Политическая социология: Американская социология: перспективы, проблемы, методы. М.: Прогресс, 1972 .

95. Лихошерстных Г.У. Интуиция в науке, ее природа и ее возможности. // Вопросы философии.- 1984.- № 6.-С.47-54.

96. Личность и группа: опыт исследования. /Под ред. Б. Д. Парыгина. -Л.:1. Изд-во ЛГУ, 1971.-477 с.

97. Лебедев С.А. Интуиция как метод научного познания. М., 1980.

98. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция / Сост. А.Поляков. М.: ТЕРРА - Книжный клуб; Республика, 1999.- 408 с. - (Библиотека философской мысли).

99. Лоутон А., Роуз Э. Организация и управление в государственных учреждениях. М., 1993.

100. Макарцев А. Г. Формирование стиля современного руководителя: социальный аспект. М., 1992.

101. Манхейм К. Диалог с веком. Диагноз нашего времени. М.: Юристъ, 1994.-700 с.

102. Манякина Е. И. Политический лидер: Процесс формирования имиджа. М.: РАУ, 1994.- 271 с.

103. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты. -М., 1982.-с. 108-117.

104. Медведев М. И. Политическое лидерство как объект социально -психологического исследования. М.: РАУ, 1992.- 182 с.

105. Менгетти А. Психология лидера. М.: Бизнес-центр Агрокон-салт, 1996.- 305 с.

106. Минделл А. Лидер как мастер единоборства. М.: Ин-т психологии РАН, 1993.- 240 с.

107. Мир политики: Суждения и оценки западных политологов. -М.:Наука, 1992.-410 с.

108. Молодежь России: Социальное развитие.- М.: Наука, 1992. 205 с.

109. Молодежь России: Тенденции, перспективы / Под. ред. И.М. Ильинского.- М.: Мол. гвардия, 1993.- 215 с.

110. Москаленко А. Т., Сержантов В. Ф. Смысл жизни и личность.-Новосибирск, : Наука, 1989.- 202 с.

111. Московичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс. М.: Ин-т психологии РАН, 1996.- 506 с.

112. Налчаджян А.А. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания: Интуиция в процессе научного творчества. -М.:Наука, 1972.- 318 с.

113. Нарта М. Теория элит и политика: Критика буржуазных идей и концепций/ Под ред. Ашина Г. К. М.: Прогресс, 1978.- 238 с.

114. Немов Р. С. Психология. В 2 Т. М.: Прсвещение, Владос, 1994.

115. Ницше Ф. Воля к власти: Опыт переоценки всех ценностей. -М.: Мысль, 1994,- 229 с.

116. Новиков А.В. От позитивизма к интуитивизму.- М.: Наука, 1976,- 198с.

117. Ожиганов Э. Н. Политическая теория М. Вебера: Критич. анализ. Рига: Зинатне, 1986.- 156 с.

118. Окатов В. Н. Социология менеджмента: Историко- критич. очерк. Тамбов: НТК «Информатик», 1991.

119. Окатов В. Н. Политическая социология. Тамбов: Международный Информационный Нобелевский Центр, 1993.

120. Омаров А. М. Руководитель: Размышления о стиле управления. -М.: Политиздат, 1987.- 365 с.

121. Опыт тысячелетия: Средние века и эпоха Возрождения: быт, нравы, идеалы. М.: Юристъ, 1996.- 576 с.

122. Патраболов Ю. В. Диалектика нравственного авторитета: Диалектический метод и этика. Тюмень, 1973.

123. Павловский В.В. Социология молодежи и ювенология // СО-ЦИС,- 1999.-№5,- с. 46-52.

124. Павловский В.В. Ювенология: становление науки о молодежи.-Красноярск, 1997. 185 с.

125. Пищулин Н.П., Федорова М.Ю. Социология лидерства/МГПУ. -М., 1997.- 156 с.

126. Пешков В. П. Социально-психологический анализ управленческой деятельности лидера в политических организациях. М.: РАУ, 1994.- 178 с.

127. Платон. Диалоги,- М.: Мысль, 1998,- 448 с.

128. Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. М.: Логос, 1998. - 279 с.

129. Померанц Г. Выход из транса. Философские опыты. Корни будущего. М.: Юристъ, 1995.- 575 с.

130. Попов Н. П. Индустрия образов. М.: Политиздат, 1986.- 142 с.

131. Протасенко И. Н. Авторитет и его превращенные формы. М.: ИНИОНРАН, 1996.- 138 с.

132. Психоанализ и культура: Избр. тр. К. Хорни и Э. Фромма. М.: Юристъ, 1995.- 624 с.

133. Психология менеджмента/Под. ред. Г.С.Никифорова. СПб. Изд-во Санкт-Петербург, ун-та, 2000.- 572.

134. Психология и психоанализ власти: Хрестоматия: В 2 т./Сост. Д.Я.Райгородский Самара: Издательский дом БАХРАХ, 1999.

135. Пугачев В. П. Субъекты политики: Личность, элиты, лидерство. -М.: О-во Знание, 1991.- 293 с.

136. Пузиков В. Г. Коммуникативные качества руководителей. -СПб, 1994.

137. Ребкало В. А. Политическая культура личности: Теоретико-методологические основания исследования и формирования. М, 1991.

138. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы.- М.: Прогресс, 1988.-255 с.

139. Российская элита: Опыт социол. анализа. Ч. 1. Концепция и методы исслед. / Под ред. К.И. Микульского. М.: Наука, 1995. - 40 с.

140. Российская элита: Опыт социол. анализа. Ч. 2. Лидеры бизнеса о себе и об обществе / Под ред. К.И. Микульского. М.: Наука, 1996. -68 с.

141. Российская элита: Опыт социол. анализа. Ч. 3. Особенности сознания элиты / Под ред. К.И. Микульского; Ин-т социологии РАН, Ин-т проблем занятости. М.: Наука, 1997. - 103 с.

142. Руководство и лидерство/ Под ред. Б. Д. Парыгина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973.-263 с.

143. Сауткина В. А. Рабочий лидер. М.: Профиздат, 1991. - 157 с.

144. Синкевич З.В. Наукональное самосознание русских: Социол. очерк. М.: Механик, 1996. - 208 с.

145. СмелзерН. Социология: Пер. с англ.-М.:Феникс,1998.-688с.

146. Современная западная социология: Словарь.-М.:Политиздат, 1990.- 432с.

147. Согомонов Ю.В. Моральное отчуждение: Грани малоизученной проблемы //Освобождение духа.- М.,1991.- С.226-254.

148. Соколов Э.В. Культура и личность.- Л.:Наука, 1972.-228с.

149. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М. Политиздат, 1992.- 543с.

150. Социальная теория и современность. Вып.4. Интеллигенция и власть /Рос. акад. упр., Гуманитар, центр.- М.,1992.- 144с.

151. Социология в России / Под ред. В.А.Ядова.-М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1998.-695с.

152. Социология культуры. Культурная активность молодёжи: Сб. науч. тр./АН СССР; НИИ культуры. М.,1989.- 143с.

153. Социология молодёжи / Под ред. В. Т. Лисовского, -СПб.: Изд-во Санкт-Петербург, ин-та, 1996.- 460с.

154. Социология молодежной культуры. Духовность провинции./ Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина.-Тамбов, 1995. 108 с.

155. Социология на пороге XXI века: Новые направления исследований / Под ред. С.И.Григорьева, Ж.Коэнен-Хуттера.- М. Интеллект, 1998. 272с.

156. Социология: Основы общей теории.- М.:Аспект-Пресс, 1996.-461с.

157. Социо-Логос. Вып.1 / Сост. и общ. ред. В.В.Винокурова, А.Ф.Филиппова.- М.:Прогресс,1991.- 477с.

158. Свенцицкий А. Л. Руководитель: Слово и дело: Социально-психол. аспекты. М.: Политиздат, 1983. - 159 с.

159. Сердюков Г. Н. Политический выбор в общественных отношениях и управлении: Социально-философский анализ. М., 1992.

160. Сиверцев М. А. Харизматическая культура: Лидер в посттоталитарном обществе: Символическое пространство и путь духовной самоидентификации харизматического лидера./ Моск. Обществ. Науч. Фонд, Ин-т США и Канады РАН. М., 1997. - 302 с.

161. Соловьев А. И. Культура власти. М.: Николь, 1992.- 197 с.

162. Социокультурные проблемы политической власти в России.: Альманах. Екатеринбург, 1993.- 350 с.

163. Степкин Ю. П. Исследования авторитета личности как социально психологического явления. - Л.Изд-во ЛГУ, 1976. - 187 с.

164. Теория и история административно политических элит России. - Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 1996. - 152 с.

165. Теплов Э. П. Политическая власть. СПб: Образование, 1993.

166. Тернер Дж. Структура социологической теории. М.:Прогресс, 1985.-471 с.

167. Тихенький В. Г. Факторы эффективности политического лидера.-М.:Изд-во МГУ, 1997. 118 с.

168. Ткачев Э. Проблема авторитета в социологии и социальной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1971.-261 с.

169. Тощенко Ж., Харченко С. Социальное настроение. М.: Academia, 1996. - 196 с.

170. Тулеев А.Г., Сыровецкий Ю. С. Власть в руках человека и человек в руках власти. Новосибирск, 1993.

171. Федоров И. А. Имидж как программирование поведения людей. Рязань: Новое время, 1997.- с.

172. Федоров И. А. Основы социального поведения. Тамбов, 1993.

173. Феномен политической власти: Сб. ст. Тверь, 1993. - 220 с.

174. Философия власти: Сб. ст. М.: Изд-во МГУ, 1993.-271 с.

175. Франц А. Б. Власть и символические структуры ценностных норм сознания. Екатеринбург, 1993.

176. Фролов В. А. Лидерство в системе отношений «депутат -избиратель». М.: РАУ, 1992. - 168 с.

177. Фролов С.С. Основы социологии: Учеб. пособие. М.: Юристъ, 1997.-344 с.

178. Фромм Э. Человек для себя. Минск: Коллегиум, 1992. - 430 с.

179. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. - 192 с.

180. Хатунцев Б. О природе власти: Опыт исследования социально-психологических основ властвования. Саратов, 1995.

181. Чалдини Р. Психология влияния.-СПб. Литер, 2000. 270 с.

182. Череушина О. В. Политическая культура как потребность личности. Ростов -на-Дону:Феникс, 1992. - 227 с.

183. Чернявская Г.К. Личность: Проблемы самореализации // Соц. -полит, журн. -1996. № 4. - С. 134-143.

184. Черняева Т. И. Социокультурная мотивация подготовки руководителей. Саратов, 1994.

185. Чирикова А.Е. Лидеры российского предпринимательства: Менталитет, смыслы, ценности/ Ин-т социологии РАН. М., 1997. -200 с.

186. Шабанов Р. Д-оглы. Политическое лидерство и социальное управление: Проблемы взаимодействия. М., 1992.

187. Шулындин Б.П. Российский менталитет в сценариях перемен // СОЦИС. 1999. - № 12. -С. 50-58.

188. Шпалинский В.В. Психология менеджмента. М.: Изд-во УРАО, 2000.- 184 с.

189. Штукина Т. А. Политическое лидерство как проявление власти: Теорико-методологический аспект. - М.: Изд-во МГУ, 1995. -247 с.

190. Элдерсфельд С. Дж. Политические элиты в современных обществах. М.: ИНИОН РАН, 1992. - 138 с.

191. Элита России о настоящем и будущем страны: Интервью с представителями элитарных групп/ Ин-т социологии РАН, Ин-т проблем занятости РАИ и Минтруда РФ; Под ред. К. И. Микульского. -М., 1996.-594 с

192. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии.

193. М.: Наука, 1975.-С. 89-106.

194. Яковлев В.А.Диалектика творческого процесса в науке. М.: Изд-во МГУ, 1989.- 127 с.

195. Ясюкова JI. А. Социально-психологическое прогнозирование профессионального развития руководителя. Д.: Изд-во ЛГУ, 1988. -183 с.

196. Фурманова О. В. О соотношении логического и интуитивного в творческом процессе. // Вопросы философии. -1984.- № 7. С. 31-47.

197. Bass В. М. Leadership, psychology and organizational behavior. N. Y.: Harper Row, 1960.

198. Berne E. M. D. The structure and dynamics of organizations and groups. N. Y.: Grove press, 1966.

199. Beth E. W. Semantic Construction of Intuitionist Logic "Mededelingen der Koninklike Nederlandse Akademie van Wetten-schapen", Afd. Letterkunde, N. S, XIX, N 11, 1956, S. 357.

200. Brouwer L. E. Intuitionism and Formalism, "Bulletin of the American Mathemathical Sosiety", XX, 1913, p. 81.

201. Bunge M. Intuition end science. N. Y.: .: Harper Row, 1962.

202. Burns J. McG. Leadership. N. Y.: Harper Row, 1978.

203. Campbell C, Halligan J. Political leadership in an age of constraint. -Pittsburgh: University of Pittsburgh press, 1992.

204. Edelman M. Symbolic uses of politics. Chicago; Massachusetts: University of Illinois press, 1985.

205. Heyting A. Intuitionism : An Introduction, 1956, p. 89.

206. Heyting A. Intuitionism in Mathematics, b: Vol. I of "Philosophy in Mid-Century", Ed. by Klibansky, Firenze: LaNuova Italia, 1958.

207. Hodgkinson Ch. The philosophy of leadership. Oxford: Blackwell, 1983.