Природа шоу как массовой псевдокоммуникации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Стаметов, Виктор Владимирович
- Специальность ВАК РФ22.00.06
- Количество страниц 178
Оглавление диссертации кандидат социологических наук Стаметов, Виктор Владимирович
ВВЕДЕНИЕ.
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ШОУ КАК
МАССОВОЙ ПСЕВДОКОММУНИКАЦИИ.
§ 1. Природа и атрибуты шоу.
§2. Структура шоу.
Глава П. ФЕНОМЕН ШОУ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.
ИСТОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.
§1. Истоки шоу-технологий.
§2. Шоу в эпохи Просвещения и Нового Времени.
§3. Современный период развития шоу-технологий.
Глава III. ОСОБЕННОСТИ ЭМПИРИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ ШОУ.
§ 1. Специфика количественного исследования шоу.
§2. Специфика качественного исследования шоу.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК
Телевидение как средство нейролингвистического программирования2004 год, кандидат социологических наук Пилипенко, Андрей Владимирович
Проблемы социологического изучения феномена "языковой личности" в речевых коммуникациях2003 год, кандидат социологических наук Бабаян, Татьяна Геннадьевна
Массовая культура как феномен постиндустриального общества2003 год, доктор философских наук Костина, Анна Владимировна
Кластеризация как выражение групповой духовной сопричастности: на примере тамбовских предпринимателей2007 год, кандидат социологических наук Краснова, Людмила Владимировна
Проблема личности в современной социотехносфере: Социологический аспект2002 год, кандидат социологических наук Рязанцева, Татьяна Леоновна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Природа шоу как массовой псевдокоммуникации»
Актуальность темы диссертационного исследования. Шоу, выражающие качественно особые, омассовленные аспекты духовной жизни общества, вовсе не сводимо к социально-психологическим современным тенденциям духовной жизни, имеет, по представлениям автора, древнюю историю и достаточно мощные причины своего воспроизводства. Назовем лишь наиболее яркие из таких причин:
- во-первых, это общая необходимость своеобразного «тренинга социальной покорности», самой готовности некритичного выполнения социальных ролей. В истории такая необходимость выражалась во множестве причудливых форм, но всегда воспроизводилась, причем начиная с архаичных обществ;
- во-вторых, даже стартовые технологии шоу всегда были ориеитированы на воспроизводство самой возможности харизматического лидерства (например, в форме теофанийного «явления чуда»). Подчеркнем, что такой тезис обобщает как бы две встречные волны процессов: стремления межгрупповых лидеров расширить свои полномочия за счет собственной харизмы и знания законов нейролингвистического программирования, - желания огромных масс людей иметь готовые поведенческие решения и идеал; актуальность изучения таких процессов очевидна;
- в-третьих, шоу провоцируется самой логикой углубления отношений частной собственности, современном их оформлении на символьном уровне, - например, в сфере рекламы, где шоу все чаще применяется как форма скрытой рекламы даже не товара, но его симулякра; в-четвертых, шоу приобретает современные, весьма разнообразные, формы еще и как некая результирующая одновременного развития попыток нейролингвистического программирования духовного мира слушателя или зрителя и все большего приспособления такого совокупного слушателя или зрителя к этим попыткам. Видимо, феномен «эмоционального пресыщения» традиционными формами телевизионной или радиосуггестии приходится на конец XX века, что и было одной из причин бурного совершенствования шоу в последнее время.
Отметим, наконец, что шоу оказался очень удобным полигоном для испытания и проверки множества идей и методик в самых разных областях гуманитарной науки.
Степень научной разработанности проблемы.
Проблематика, прямо или косвенно связанная с феноменом шоу, разрабатывается в гуманитарной науке не так давно, но по самым разным направлениям. Основная трудность и парадокс в изучении истории вопроса в том и состоят, что известная с древности практика шоу вплоть до XX века крайне редко выражалась в каких либо теоретических работах', в этом смысле теория и технология шоу были весьма эзотеричны. Поэтому историческая часть работы подразумевала два исследовательских фокуса: воспроизводство и обобщение весьма немногочисленных исторических описаний шоу-технологий и анализ несколько более многочисленных собственно современных идей и концепций шоу. Разумеется, это подразумевало и захват общих проблем природы и особенностей массовой суггестологии, включая постмодернистские и собственно нейролингвистические доктрины.
По понятным причинам, в работе лишь упоминаются проблемы биологических предпосылок и стартовых форм шоу. Первые сводимы, в основном, к так называемому «социальному имприптингу», врожденной предрасположенности к копированию транслируемых лидером поведенческих образцов. Стартовой же формой собственно шоу были попытки харизматического религиозного поведения лидеров первобытных групп (жрецов и вождей), в рамках общих норм тотемизма1.
С появлением частной собственности основным фактором воспроизводства шоу становится политика, само желание политических лидеров разного уровня выиграть или упрочить победу в политической борьбе наиболее простым способом - через харизматическое оформление своего лидерства. Думается, что здесь даже можно провести своеобразную классификацию: «легитимные шоу» — основанные на приоритетном праве на шоу у чиновников различного ранга (что было типично для древнего Рима), и «оппозиционного шоу», - например, оппозиционные «пророки», триумфы оппозиционных Сенату полководцев в республиканское время.
Множество примеров таких шоу можно найти в работах римских и греческих историографов: Тацита, Плутарха, Светония, Т. Флавия". Впрочем, здесь речь идет только об описании такого шоу, а не о теоретизировании о роли шоу в общественной жизни.
Разумеется, в средневековье господствуют теофанийные формы шоу: крестные ходы, коронование, выборы священнослужителей, шоу эпохи Реформации и т.д. Одной из особенностей таких шоу были масштабные предварительные работы по формированию своеобразного «шоу-бренда» - подготовка и распространение легенд (например, последовательно разворачивающихся легенд о святости, а позже и греховности Ж. д'Лрк). Описание таких шоу можно найти в ряде работ, посвященных описанию эпохи средневековья.3
1 См.: Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М., 1974; Токарев С.Л. Ранние формы религии. М., 1990; Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры. М., 1953.
2 См.: Г. Светоний Т. Жизнеописание двенадцати Цезарей. М., 2007; Публий Корнелий Тацит. Анналы. История. М., 2005; Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах, М., 1994; Тит Ливий. Война с Ганибалом. / С латинского пересказал Симон Маркиш. М., 1993.
3 См.: Барбер М. Процесс тамплиеров. М., 1998; Басовская II.И. Столетняя война 1347-1453 гг. М., 1985; Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в средние века. М., 1991; Волкова
Рационализм Нового времени несколько сузил базу шоу-технологий, - например, в них все меньшее участие принимает интеллигенция, особенно творческая. В самих описаниях сути религий «как встречи простака и обманщика» (Вольтер), буколистического идеала дух развития (Ж.-Ж. Руссо), необходимости научного взгляда на мир (Ф. Бекон, Б. Спиноза) содержатся некоторые мысли о природе шоу как механизма психического господства, основанного на невежественности масс4.
В этом смысле, вся идеология Просвещения, в том числе русского (П. Фонвизин, Г. Державин, М. Ломоносов, А. Татищев, А. Кантемир) имеет ярко выраженную «антишоуменальную» направленность5.
Подчеркнем, что именно благодаря первому в истории, хотя и несколько наивному анализу ощущения и восприятия (Дж. Локк, Т. Гоббс, П. Гассенди), был поставлен вопрос о конкретных механизмах столь высокой эффективности массовых зрелищ, о степени несводимости массовой психологии к индивидуальной^.
В немецкой классической философии такая действенность объяснялась не только механизмами подражания или логики политической власти, но и через гипотезу «умопостигаемой причины» И. Канта, связывающей массовидное поведение с чувством «вещи-в-себе», с одновременным чувством интеллигибельной беспомощности перед сложностью мира (В. Шеллинг, И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель и др.), что
З.Н. Эпос Франции. История и язык французских эпических сказаний. М., 1984; Григулеиич И.Р. Инквизиция. М., 1985.
4 См.: Бэкон Ф. Новый органон. Сочинения в двух томах. Т. 2. М., 1978; Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Т.2. Средневековье и Возрождение. М., 1994; Спиноза Б. Сочинения: В 2 т. М., 2004.
5 См.:Кантемир А.Д. Сочинения. Т.2. СПб., 1868; Философская энциклопедия. М., 1970. Т. 5. С. 184.
6 См.: Локк Д. Избранные философские произведения в двух томах. Т.1. Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. М., 1989-1991; Краткий очерк истории философии. М., 1981. диктует и соответствующую этику, либо «сочувствие неудачнику» (А. Шопенгауэр) или элитарную корпоративную этику (Ф. Ницше)7.
Отметим еще несколько имеющих прямое отношение к фокусной проблематике идей и концепций Нового времени: русские мыслители считали любое программирование унизительным методом воздействия на человека, причем эта интонация выдерживается и при разработке основ так называемой русской о физиогномики» .
- идея изначального «панславянского коллективизма» в русском славянофильстве (П. Аксаков, А. Хомяков, Н. Самарин). Последнее, видимо, может быть интерпретирована как какая-то ментальная основа склонности к шоу-технологиям9; идеи русской гуманистической литературы «маленького человека» периода серебряного века (A.C. Пушкин, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой), где скрыто содержится тезис о пределе любого омассовления человека (образ Евгения Онегина и Медного всадника у А. С. Пушкина);
- идеи обоснованного и прямого разведения актов индивидуальной веры и элементов шоу в богослужении в русской мистической и толстовской традиции (космизм А. Чижевского, Н. Клюева, Н.Федорова, К. Циолковского, патриарха Тихона)10;
- идеи экзистенциальной концепции С. Кьеркегора, в рамках которой склонность к массовым зрелищам объяснялось бегством от экзистенциала, стремлением блокировать тревожность в толпе.11
Лишь с начала XX века формируется современное, огромное по интеллектуальному масштабу, исследовательское поле шоу.
7 См.: Кант И. Сочинения в 6 т. М., 1964.; Гегель. Сочинения. М., Л., 1932; Шопенгауэр Л. Мир как воля и представление. М., 1998; Ницше Ф. Сочинения. М., 1990.
8 См.: Кантемир А.Д. Сочинения. Т.2. СПб., 1868; Философская энциклопедия. М., 1970. Т. 5.
5 См.: Хомяков A.C. О старом и новом. М., 1998.
10 См.: Лосский Н.О. Исюрия русской философии. М. 1991; Философия. Учебник для вузов/ под ред. проф. В. Н. Лавриненко, проф. В. П. Ратникова. — 2-е изд., перераб. и доп. М., 2001; Циолковский К.Э. Грезы о Земле и небе. Тула, 1986.
11 См.: Кьеркегор С. Cipax и трепет. М. 1993.
Подчеркнем, что в приводимом ниже перечне речь пойдет не о научных школах, а именно о направлениях в исследовании шоу, поскольку, в ряде случаев, последний не столько исследуется, сколько описывается: концепция «коллективного бессознательного» в рамках классического и неофрейдизма (3. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм, К. Салливан), в рамках которой предпринимается попытка интерпретировать массовое зрелище как «совокупное существо», с соответствующими элементам массовыми Ид, массовыми Эго и Супер Эго.12
- концепция «субъективного фактора» в большевизме (В. Ленин, Л. Троцкий, И. Сталин, Н. Бухарин, В. Деборин), согласно которой партийно-пропагандистские шоу, в рамках агитации и пропаганды государственного дела, являются необходимым и обязательным элементом духовного воспитания масс. Такое понимание шоу было типичным на протяжении всего советского периода и отражено в ряде
13 работ советского периода (Р. Медведева, Р. Криволапова) ;
- концепции в рамках экзистенциальной традиции (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс, Ж. Босс, М. Бахтин, А. Бисвапгер, Ж. Деррида, С. Жижек, М. де Унамуно), согласно которым тяга к участию в омассовленом поведении объясняется, прежде всего, стремлением избежать экзистенциального выбора, стремлением блокирования глубинных тонатических основ личности, желанием «экономии объяснений»14. теоретическая модель «психологии масс и народов», классического интеракционизма (Г. Тард, Г. Лебон. Дж. Г. Мид), теории
12 Фрейд 3. Я и Оно. М. 2005; Фромм Э. Бегство от свободы: пер. с англ. М., 2007; Фромм Э. Душа человека: пер. с англ. М., 1992; Юнг, К. Г. Сознание и бессознательное. М., 2007; Хорни К. Новые пути в психоанализе: пер. с англ. М., 2007; Деррида Ж. Голос и феномен. СПб., 1999.
3См.: Медведев Р. А. О Сталине и сталинизме. М., 1990.
14 Хайдеггер М. Бытие и время: пер. с нем. М., 1997; Ясперс К. Призрак толпы. М., 2007; Сартр Ж.-П. Бытие и иичто: опыт феноменологической онтологии: пер. с фр. М., 2000; Сартр Ж.-П. Трансцендентное Эго/ пер. с фр. СПб 2001. Деррида Ж. Голос и феномен. СПб., 1999; Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности. СПб., 2000. пассионарности Л. Гумилева, согласно которым тяга к массовым зрелищам восходит к ментальности народов и этносов, либо к чему-то отдаленно похожему на врожденные социальные рефлексы у У. Мак-Дугалла и проявляющихся в механизмах массового заражения и внушения. Близка к этому и позиция М. Бехтерева в известной статье «О роли внушения в общественной жизни» (1908 г.)15;
- геополитические и социал-дарвинистские доктрины (Г. Спенсер, Г. Горбигер, Х.С. Чемберлен, Ж.А. Гобино, Ж.В. Ляпуж), в которых отстаивается тезис о расовой детерминации мотивов к социальному объединению (например, положение о полноценных и неполноценных расах в известной теории «Вечного льда»)16;
- завоевывающая все большую популярность теория шизанализа (Ж. Делез, Ф. Гваттари, С. Жижек), где шоу объявляется основной чертой жизни постиндустриального общества (как атрибут «машины желаний»); впрочем, такое видение мира отражено и в ряде художественных произведений («451 градус по Фаренгейту» Р.
17
Бредбери, романы Оруэлла, фильм «Убить дракона» реж. М.Захарова);
- классические теории нейролингвистического программирования
Л. Деркс, Д. О'Коннор Д. Сеймор, Р. Бэндлер, Д. Гриндер, М. Эриксон,
Бетти Эриксон, Н. Хомский,) в которых шоу трактуется как естественный и неизбежный результат накоплений знаний о человеке и
18 законах группового поведения ;
15 См.: Тард Г. Социальная логика. СПб., 1996; Тард Г. Толпа и публика //Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. 1994, № 5. С. 54-66. № 6. С.56-70; Мид Дж. О г жеста к символу// Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994; Бехтерев В.М. Роль внушения в общественной жизни. СПб., 1898; Михайловский Н.К. Герои и толпа. Полное собрание сочинений. СПб., 1906-1914.
16 См.: Спенсер Г.Воспитание нравственное и физическое, пер. с англ. М. 2003; Дмитрий Жуков. Оккультизм в Третьем Рейхе. М., 2006.
17 См.: Делсз Ж., Гватари Ф. Капитализм и шизофрения. Анти-Эдип: пер. с фр. М., 1990; Жижек С.Возвышенный объект идеологии. М., 1999.
18 См.: О'Коннор Д., Сеймор Д. Введение в нейролингвистическое программирование. Челябинск., 1997; Бэндлер Р., Гриндер Д. Из лягушек в принцы. М. 1999; Бэндлер Р., Гриндер Д. Рефрейминг: ориентация личности с помощью речевых стратегий: Пер. с англ. Воронеж., 1995; Бэндлер Р., Гриндер Д. Семейная терапия и НЛП. М., 1999; Бэндлер Р., Гриндер Д. Структура магии. СПб., 1996; Бэндлер Р., Гриндер Д. Формирование
- ряд современных доктрин, трактующих шоу как результат неосознанного стремления к психическому господству, как псевдокоммуникацию, как контекст сложной символьной социально-языковой игры, как иллюзорное единство «я - системы» и др. (Ф. Жерар, Ж. Лакан, Ю. Лотман, П. Клоссовски, Ф. Джеймисон и др.)19.
Отметим, наконец, существование огромного количества направлений дескриптивного толка, в рамках которого шоу рассматривается как комментарий и форма деятельности масс-медиа. Таковы, например, работы по истории работы телевидения и радио, по различным аспектам деятельности PR-служб, методикам проведения массовых мероприятий, вплоть до инструкций по проведению определенных видов шоу20. По представлениям автора, такого рода работы основываются на идеях Н. Винера и Якобсона, которые интерпретируют массовые мероприятия как простой обмен сообщениями (мессиджами). Таким образом, представление о шоу как об особой массовой псевдокоммуникации, которая является главным методологическим ориентиром работы, является далеко не единственным, хотя и одним из наименее разработанных.
Приведенный обзор позволяет считать проблематику темы достаточно актуальной в структуре современной гуманитарной науки.
Целью работы является уточнение модели «коммуникационного психоворота»21, выяснение социального статуса, структурных и динамических закономерностей шоу. транса М., 1994; Дилтс Р. Изменение убеждений с помощью НЛП. М., 1999; Дилтс Р. Моделирование с помощью НЛП. СПб., 2000.
19 См.: Лотман Ю. Культура и взрыв М.,1992; Клоссовски, П. Бафомст / Сост. и пер. с фр. В. Лапицкого. СПб., 2002.
20 См.: Богомолова H.H. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991; Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. М., 1990; Фирсов Б.М. Пути развития средств массовой информации. Л., 1977; Язык и стиль средств массовой информации и пропаганда (Сост. Г.Я. Солчаник и др.) - М., 1980.
21 См.: Федоров И.А. Пролегомены социологии духовных коммуникаций. СПб., 2007
Объектом исследования является бытие, особенно структура и динамические составляющие, современной шоу-индустрии.
Предметом исследования выступают тенденции формирования и транслирования феноменов современного шоу, показывающих их качество как псевдодуховных коммуникаций между людьми.
Основная гипотеза состоит в предположении, что шоу-индустрия есть существенное выражение массовидного поведения, основы которого все более захватывают самые интимные стороны индивидуальной и групповой психики.
Методологические основы работы. На интеллектуальной позиции автора наибольшее влияние оказали: марксистская концепция отчуждения, концепция символического интеракционизма Дж. Г. Мида, Г. Тар да, Г. Лебона, концепция внушения В.Бехтерева, сократическая концепция соотношения морали и нравственности, идеи современной теории НЛП и имиджелогии.
В целом, автор разделяет основные положения социально-ролевой концепции экзистенциализма, положения теории ролевых выборов и концепцию естественноисторического развития общества.
Эмпирическая база исследования
Основной эмпирической базой исследования являются данные двух авторских социологических исследований «Мнения студентов о природе шоу-технологий» (2006 г.), в котором приняло участие 302 человека, и «Шоу-феномен. Мнения студентов ТГУ им. Г.Р. Державина» (2008 год, участвовало 333 чеолвека). Основной целыо было выяснение отношения к шоу молодых людей, также ставилась цель определить фокусную аудиторию шоу, время, проведенное за просмотром шоу, причины популярности, уровень развитости шоу-технологий в Тамбовской области.
Исследования проводилось в один этап, генеральная совокупность — студенты кафедры теоретической и прикладной социологии, института психологии и академии управления и сервиса, (специальность — реклама) ТГУ имени Г.Р. Державина. В исследовании были использованы случайная и квотная выборочные совокупности, основной метод исследования - сплошное анкетирование. Выбор генеральных совокупностей исследований был связан с несколько большей компетентностью студентов избранных специальностей, а также с возможностью проверки данных первого исследования по материалам второго, с попыткой ввести в эмпирику элементы трендового исследования.
Так же, в качестве дополнительных, проверочных методов были проведены два эмпирических исследования с использованием метода фокус-группы (две фокус-группы по 12 и 13 человек соответственно, всего 25) по единой классической социологической методике. Такой метод использовался как дополнительный, проверочный, верифицирующий описанные выше эмпирические данные, поэтому главным признаком отбора респондентов было отсутствие принадлежности к социальной страте студенчества.
Научная новизна исследования выражена: в уточнении базовой концепции «коммуникационного психоворота» на материале современных телешоу;
- в выявлении и анализе групповых мнений студентов о природе телешоу;
- в описании роли и характеристик телешоу как духовной псевдокоммуникации;
- в уточнении возможных классификаций современных шоу.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоят:
- в приведении сравнительно-исторического анализа проблематики духовных псевдокоммуникаций и межличностной суггестии в истории гуманитарного знания; в выделении социальных индикаторов телешоу как псевдокоммуникации;
- в выявлении базовых функций и динамических аспектов телешоу как все более мощного проявления современного социально-психологического отчуждения между людьми.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы могут быть использованы при подготовке обучающих курсов по общей социологии, социологии коммуникаций, теории НЛП, имиджелогии, управленческой социологии и психологии, практическом менеджменте, СМИ.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Появление идей группового внушения с целыо провоцирования необходимых эффектов поведения относится, видимо, к началу антропогенеза и не связано с появлением государства.
2. С зарождением государственности приобретаются «социальные заказы» на оформление шоу-технологий в экономической, политической и идеологической сферах общества.
3. С появлением СМИ эти технологии выступают на качественно новый этап использования методов НЛП как апелляции ко все более глубоким сторонам человеческой психики.
4. Прямое выражение этих тенденций выражается в современной динамике шоу-индустрии.
5. Шоу сохраняет все признаки духовной псевдокоммуникации: несимметричность общения, ориентацию на эгоистические цели, использование мнемотехнологий, и др.
6. Групповое мнение студентов о природе шоу-технологий неоднородно. Большинство респондентов считает, что влияние телешоу на мировоззрение зрителя растет. Однако подавляющее число опрошенных не осознают прямого или скрытого воздействия на собственное сознание, и не считают себя постоянными зрителями телешоу.
Апробация работы.
Материалы работы апробированы на научной студенческой конференции «Актуальные проблемы современности» в 2007 году в ТГУ им. Г.Р. Державина, а так же в ходе выступлений в городском дискуссионном клубе «Диалогос» (2005 - 2008гг.) и в клубе аспирантов и дипломников «Инсайт» каф. теоретической и прикладной социологии Академии гуманитарного и социального образования ТГУ им. Г.Р. Державина.
Структура и содержание работы.
Работа состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения, списка литературы.
В первой главе «Теоретико-методологические аспекты социологического изучения шоу как массовой псевдокоммуникации» представлены два параграфа. В первом параграфе «Природа и атрибуты шоу» выделяются общие теоретико-методологические подходы к исследованию шоу, сходства и различие духовной коммуникации и её подделки, приводится категориальный аппарат фокусной проблематики. Во втором параграфе «Структура шоу» наиболее подробно описывается законы развертывания этапов шоу, выделяются универсальные структурные элементы шоу. Во второй главе «Феномен шоу в общественной жизни: историко-методологический анализ» разделенной на три параграфа, приведены способы воспроизводства исторических прототипов шоу, подтвержденные историческими примерами. Первый
параграф этой главы посвящен истокам шоу-технологий (от эпохи античности до раннего средневековья), во втором параграфе «Шоу эпохи Просвещения и Нового времени» приводятся исторические прототипы современных шоу в указанное время. В третьем параграфе описывается современный период развития шоу.
В третьей главе диссертации «Особенности эмпирического исследования шоу», в первом параграфе приведены данные базовых авторских исследований, второй параграф посвящен описанию авторских исследований с применением проверочных методов.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК
Общественное настроение как объект изучения социологии духовной жизни2004 год, кандидат социологических наук Яковлев, Сергей Павлович
Формирование имиджа кандидата в выборные органы власти2008 год, кандидат политических наук Невская, Татьяна Александровна
Социально-психологические факторы и причинность в суггестивных явлениях2004 год, кандидат философских наук Демидова, Ольга Владиславовна
Телевидение и Интернет как средства политической манипуляции2009 год, кандидат политических наук Пирущий, Олег Николаевич
Манипулятивные практики в социальном конструировании реальностей2004 год, доктор социологических наук Свечников, Владимир Серафимович
Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Стаметов, Виктор Владимирович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Феномен технологий массовых зрелищ, ориентированных на прагматические цели их организаторов был известен уже на заре цивилизаций, в отличие от начавшихся лишь в XX столетии масштабных гуманитарных исследований их природы и атрибутов; в сущности матрицей именно современных интеллектуальных моделей шоу была лишь известная работа В. Бехтерева «О роли внушения в общественной жизни» (1908 г.).
Со второй половины XX столетия возникли целые направления в этой области - от чисто технологических, сводящих сущность шоу-феномена к совокупности суггестивных приемов, до экзистенциальных, выделяющих базовым атрибутом такой природы известный со времен Ж.-П. Сартра и Э. Фромма психический механизм «бегства от себя».
Не повторяя данные в тексте оценки и описание достоинства и недостатки таких подходов, отметим лишь главный для логики именно нашего исследования вывод: стабильные и признаваемые во всех таких подходах характеристики шоу феномена позволяют, на взгляд автора, отождествить его с особой формой псевдокоммуникации, то есть с таким видом общения, где очевидно присутствует мнимодушевность, постоянная апелляция к глубинным, интимным основам человеческой психики (аффектам, страстям, фундаментальным ожиданиям и опасениям, глубинным фобиям и маниям), - но при скрываемой прагматической ориентации, всегда присутствующем механизме «якорения», «насильственного запоминания» нужных для суггесторов символов поведенческих эталонов и действий.
Такая «мнимодушевность», прагматическая ориентация хотя бы одной их сторон общения, выраженное хотя и скрываемое лидерство, «якорение», открытое использование собственно манипулятивных технологий, - все это показывает, что шоу-феномен лишь имитирует человеческую духовность, паразитирует на способности человека к духовным коммуникациям.
Такая псевдокоммуникативность, однако, не случайно распространяется сейчас столь бурными темпами. Это обусловливается не только развитием соответствующих технологий и упрочнением социального заказа на различные формы шоу (реклама, политические выборы, совершенствование РЯ-служб) но и растущей склонностью заметной части населения к омассовленному поведению.
Нравственно-психический дискомфорт от одиночества, постоянные неврозы, стандартизация образа и стилей жизни все большего числа этносов, привычка к бытию в телевизионной и компьютерной виртуальной реальности, все это прямо детерминирует все большее число людей к принятию простейшего способа блокирования неприятных и трагических самоощущений через участие в шоу. Последние действительно, помогает «уйти от себя», почувствовать мнимое умножение своих сил в толпе, - и не вина этих людей, что они, тем самым, прямо стимулируют развитие манипулятивных технологий.
Так возникает своеобразный «социальный парниковый эффект» двойного стимулирования интереса к шоу и у производителей и у потребителей виртуальных шоу продуктов.
Мощь, интернационализация и слабость процессов противостоящих росту интереса к шоу, возможно вскоре заставят говорить исследователей о первых ростках «шоу-цивилизации», что практически не предусматривалось в известных футурологических доктринах постиндустриального общества 3. Бжезинского и теории «футурошока» О. Тоффлера.
Во всяком случае энергетика противостоящих формированию такой цивилизации процессов значительно ниже. Ориентация на чистое творчество и духовность, нравственность и самостоятельное мышление вообще, само устремление осознано блокировать, не включаться в готовые ниши омассовленного поведения становятся все более редкими. Основы таких ценностей и форм поведения более уходят корнями в прошлое, чем в настоящее; современная цивилизация делает их просто непонятными, для все большего числа людей, особенно молодых, она уничтожает сам смысл понятия «мещанства» и делая такое мещанство всеобщим.
В силу этого понимания углубления псевдокоммуникативных основ в современной общественной жизни наиболее перспективными направлениями дальнейшего гуманитарного изучения шоу-феномена автору представляется:
- описания возможных приемов антисуггестивной защиты для индивида и группы; иными словами изучение возможности технологии «антишоу»;
- уточнение природы и этапов триггер-калибровки, ап-тайма и якорения;
- хотя бы обозначение возможности распространения шоу-технологий вширь, на объекты где раннее это считалось не возможным, например новостные и спортивные телепередачи, клипы авторские духовные телепередачи, работа религиозных РЯ-служб, организация семейных праздников.
- исследование тендерных и ментальных особенностей участия в шоу;
- рассмотрение юридических основ использования и допуска к шоу детей, животных, материалов снятых скрытой камерой, окончательное решение ныне лишь поставленного вопроса о реестре законодательно запрещенных технологий. В нашем законодательстве пока есть лишь декларативный закон о черном пиаре, запрет методики
25» кадра, некоторые ограничения по рекламе. Думается, что давно назрела необходимость и юридического запрета и нарушение стабильно нравственных норм в системе шоу; описание, хотя бы в простейшем виде, постоянно пополняющихся приемов шоу в политической борьбе и особенно в ведении предвыборных компаний;
- обоснование и описание возможных методик блокирования шоу-технологий с возможно малого возраста;
- создание обучающего банка соответствующих компьютерных программ.
Впрочем, начало нынешнего тысячелетия уже показало столько новых, не вписывающихся в современную прогностику явлений и процессов, что возможно оценки автора по части экспоненциального роста популярности шоу окажутся слишком пессимистическими; в конце концов, именно надежда, по мысли М. Аврелия, является последним прибежищем реалиста.
Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Стаметов, Виктор Владимирович, 2008 год
1. Абеляр, П. Диалог между философом, иудеем и христианином / П. Абеляр. - М.: Аттик, 1994. - 174 с.
2. Абеляр, П. История моих бедствий / П. Абеляр. — М.: Аттик, 1994.- 314 с.
3. Августин Аврелий. О граде божьем / Аврелий Августин. -М.: ACT, 2003.-305 с.
4. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии: пер. с анг. / А. Адлер. М.: Академический Проект, 2007. - 453 с.
5. Айзенк, Г. Ю. Структура личности : пер. с англ. / Г. Ю. Айзенк. — СПб.: Ювепта, 1999. —464 с.
6. Ансельм Кентерберийский. Сочинения / Ансельм Кентерберийский. М.: Канон, 1995. — 349 с.
7. Аристотель. О душе / Аристотель. Сочинения: в 4-х т. / Аристотель -М.: Мысль, 1976. С. 371-448
8. Аристотель. Политика / Аристотель. М.: Мысль, 1995.187 с.
9. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.,1980
10. Барбер М. Процесс тамплиеров. / Барбер М. М.: «Энгигма», 1998.-496 с.
11. Бартлет Ф. Психика человека в труде и игре. М., 1959
12. Басовская Н.И. Столетняя война 1347-1453 гг./ Н.И. Басовская. М.: ACT, 1985.-477 с.
13. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса /М.М. Бахтин М.: Худож. лит., 1990. 332 с.
14. Бахтин, М. М. Тетралогия: сборник / М. М. Бахтин. М.: Лабиринт, 1998.-380 с.
15. Белл, Д. Эпоха разобщенности: размышления о мире XXI века / Д. Белл, В. Иноземцев. — М.: Свободная мысль: Центр исслед. постиндустриального о-ва, 2007. — 256 с.
16. Бердяев, Н. А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии / Н. А. Бердяев. — М.: Республика, 1995. -375 с.
17. Бердяев, Н. А. Смысл творчества / Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. М., 1989. — 310 с.
18. Бердяев, Н. А. Философия свободного духа / Н. А. Бердяев. — М.: ACT, 2006.-350 с.
19. Бессмертный IO.J1. Жизнь и смерть в средние века. / Ю.Л. Бессмертный. М.: Наука, 1991. - 240 с.
20. Бехтерев В.М. Роль внушения в общественной жизни. / В.М. Бехтерев. СПб.: Питер, 2001. - 256с.
21. Бланшо, М. Неописуемое сообщество: пер. с фр. / М. Блаишо. М.: Моск. филос. фонд (МФФ), 1998. - 365 с.
22. Бланшо М. От Кафки к Кафке: пер. с фр. / М. Бланшо. М.: ACT, 1998.-378 с.
23. Блумер, Г. Общество как символическая интеракция //Современная зарубеленая социальная психология. Тексты / Г. Блумер. -М.: Изд-во Московского ун-та, 1988. 173-180 е.
24. Богомолова H.H. Социальная психология печати, радио и телевидения./ H.H. Богомолова. М.: МГУ, 1991. - 270 с.
25. Бонавентура. Ночные бдения / изд. подгот. А. В. Гулыга и др. М.: Наука, 1990.- 140 с.
26. Бориснев C.B. Социология коммуникации. / C.B. Бориснев. М.: Юнити, 2003. - 270 с.
27. Борев В.Ю., Коваленко A.B. Культура и массовая коммуникация. / В.Ю. Борев, A.B. Коваленко М.: Наука, 1986. - 303 с.
28. Боэций. Утешение философией / Боэций. — М.: Наука, 1990.290 с.
29. Брайант Д. Томпсон С. Основы воздействия СМИ. / Д. Брайант С. Томпсон. Пер. с англ. — М., 2004 480 с.
30. Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. / Якоб Буркхардт. —М.: Юристъ, 1996. 591 с
31. Бэкон Ф. Новый органон. Сочинения в двух томах. Т. 2. / Ф. Бэкон. -М.: Мысль, 1978. 575 с.
32. Бэндлер. Р, Гриндер Д. Рефрейминг: ориентация личности с помощью речевых стратегий: Перев. с англ./ Ричард Бсндлер, Джон Гриндер Воронеж.: НПО «МОДЭК», 1995. - 256 с.
33. Бэндлер Р., Гриндер Д. Из лягушек в принцы./ Ричард Бендлер, Джон Гриндер. М.: Флинта, 2000. - 187 с.
34. Бэндлер Р., Гриндер Д. Структура магии. СПб.: Белый кролик, 1996. 130 с.
35. Бэндлер Р., Гриндер Д. Формирование транса/ Ричард Бендлер, Джон Гриндер — СПб.: Белый кролик 1994. 272 с.
36. Василик М.А. Основы теории коммуникаций. Учебник. / М.А. Василик. М.: Гардарики, 2005. - 255 с.
37. Васильев, С. В. Доисторический человек. Биологические и социальные аспекты: школа антропологических знаний В. В. Бунака / С. В. Васильев. М.: 0ргсервис-2000, 2006. - 387 с.
38. Винер, Н. Кибернетика и общество: пер. с англ. / Н. Винер. -М.: Издательство иностранной литературы. 1958. 367 с.
39. Винер, Н. Наука и общество: пер. с англ. // Вопросы философии. 1961, № 7. С. 117-122
40. Вирильо, П. Машина зрения: пер. с фр. / П. Вирильо. СПб.: Наука, 2004. - 144 с.
41. Волкова З.Н. Эпос Франции. История и язык французских эпических сказаний. / З.Н. Волкова. — М.: Наука, 1984 235 с.
42. Выготский Л.С. Мышление и речь. / Л.С. Выгодский. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1986. 545 с.
43. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.,1960
44. Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей / Гай Светоний Транквилл. М.: Наука, 2005. - 230 с.
45. Гегель, Г. В. Ф. Феноменология духа: пер. с нем. / Гегель Г. В. Ф. Система наук. 4.1 / Г. В. Ф. Гегель. М.: Соцэкгиз, 1959. - 834 с.
46. Гегель. Сочинения. Философия истории. Перевод с немецкого. Т. 8 / Гегель; Под ред.: Горохов Ф.А. М., Л.: Соцэкгиз, 1935.-470 с.
47. Гоббс, Т. Избранные произведения: в 2 т. / Т. Гоббс. М.: Наука, 1965.-464 с.
48. Гомер. Одиссея /Гомер. — М.: Молодая гвардия, 1982. 316 с.
49. Грачев Г.В., Мельник И.К. Приемы и техника манипулятивного воздействия в массовых информационных процессах / Проблемы информационно-психологической безопасности (сборник статей и материалов конференций). М.: Ин-т психологии РАН, 1996.
50. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью. / Г.В. Грачев, И.К.Мельник. М.: Эксмо, 2003. - 364 с.
51. Григулевич И.Р. Инквизиция. / И.Р. Григулевич. М.: Политиздат, 1985. - 448 с.
52. Грицанов, А. А. Человек и отчуждение / А. А. Грицанов, В. И. Овчаренко Минск: Вышэйш. шк., 1991. - 345 с.
53. Грушин В.А. Мнение о мире и мир мнений: Проблемы методологии изучения общественного мнения. / В.А. Грушин. М.: Политиздат, 1967. — 246 с.
54. Гулыга A.B. Немецкая классическая философия. / A.B. Гулыга. М.: Мысль, 1986. - 334 с.
55. Гумилев, JL Н. Этногенез и биосфера Земли / JI. Н. Гумилев. М.: Айрис-Пресс, 2007. - 560 с.
56. Гуревич А .Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. / А .Я. Гуревич. — М.: Искусство, 1990. -396 с.
57. Гуссерль, Э. Логические исследования: пер. с фр. / Э. Гуссерль. М.: Гнозис, 2000. - 580 с.
58. Делез, Ж., Гватари, Ф. Капитализм и шизофрения. Анти-Эдип: пер. с фр. / Ж. Делез, Ф. Гватари. — М.: Академия наук СССР, 1990.-230 с.
59. Деррида Ж. Голос и феномен. / Жак Деррида; под. ред. В. Лапицкого. СПб.: Академ, проект, 1999. - 450 с.
60. Деркс Л. Сущность НЛП./Л. Деркс. -М.: КСП+, 2000,- 130 с.
61. Дилтс Р. Изменение убеждений с помощью НЛПУ Р. Дилтс. Пер. с англ.В.П. Чурсина. М.: «Класс», 1997. - 192 с.
62. Дилтс Р. Моделирование с помощью НЛП. / Р. Дилтс. Спб.: Питер, 2000. - 160 с.
63. Дилтс Р. НЛП: Навыки эффективного лидерства. / Р. Дилтс. -Спб.: Питер, 2001.-130 с.
64. Длугач, Т. Б. Дени Дидро / Т. Б. Длугач. М.: Прогресс, 1989.-324 с.
65. Добреньков, В. И. Социальная антропология: учебник / В. И. Добреньков. М.: ИНФРА-М, 2008. - 315 с.
66. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. / Е.Л. Доценко. — М.: ЧеРо, 1997.-344 с.
67. Дьяков, А. В. Феликс Гваттари: шизоанализ и производство субъективности / А. В. Дьяков. Курск: изд-во Курс. гос. ун-та, 2006. -140 с.
68. Ермаков Ю.А. Манипуляция личностью: Смысл, приемы, последствия. / Ю.А. Ермаков. Екатеринбург: из-во Уральского университета, 1995. -208 с.
69. Жижек, С. Добро пожаловать в пустыню реального / С. Жижек. М.: Фонд «Прагматика культуры», 2002. — 160 с.
70. Жирар, Р. Насилие и сакральное: пер. с фр. / Р. Жирар. — М.: Лабиринт, 2006. 356 с.
71. Жуков Д. Оккультизм в Третьем Рейхе. / Д. Жуков. М.: Яуза, 2006. - 320 с.
72. Залевский, Г. В. Личность и фиксированные формы поведения монография. / Г. В. Залевский. — М.: Ин-т психологии РАН, 2007.-278 с.
73. Заборов М.А. История крестовых походов в документах и материалах. / М.А. Заборов. М., 1977. - 380с.
74. Зиммель, Г. Философия денег / Зиммель Г. Избранные работы: пер. с нем. / Г. Зиммель.— М.: Ника-Центр, 2006. — 487 с.
75. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. / П.И. Зинченко. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-562 с.
76. История социология в Западной Европе и США: учебник для вузов / Отв. ред. Г. В. Осипов. М.: НОРМА-ИНФА, 2001. - 576 с.
77. Камю, А. Миф о Сизифе: пер. с фр. / А. Камю. СПб.: Азбука-классика, 2005. — 402 с.
78. Кант И. Сочинения в 6 т. / И. Кант. М.: Мысль, 1963-1966. -601 с.
79. Кантемир А.Д. Сочинения. Т.2. // А.Д. Кантемир. Сочинения, письма и избранные переводы. Т.2. - Спб.: И.И. Глазунов, 1868. - 456 с.
80. Кара-Мурза, С. Манипуляция сознанием / С. Кара-Мурза. -М., 2001
81. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. — М.: Прогресс. 1999. 567 с.
82. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. — Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. 175 с.
83. Келли, А. Дж. Теория личности: пер.с англ. / А. Дж. Келли.
84. СПб.: Речь, 2000. — 249 с.
85. Кессиди, Ф. X. Сократ: пер. с англ. 2-е изд. / Ф. X. Кесседи.- М.: Прогресс, 1988. 260 с.
86. Клоссовски, П. Бафомет / Сост. и пер. с фр. В. Лапицкого. — СПб.: Академический проект, 2002. — 304 с.
87. Конецкая В.П. Социология коммуникации: Учебник. — М.: Междунар. ун-т бизнеса и управления, 1997. 304с.
88. Корнелий Тацит. История: в 2 т. / Корнелий Тацит. М.: «Ладомир», 1993. - 90 с.
89. Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры. / М.О. Косвен. М.: Академия наук СССР, 1953. - 216 с.
90. Кропоткин, П. А. Анархия: Сборник / Сост. и предисловие Р. К. Баландина. М.: Айрис-пресс, 2002. - 576 с.
91. Кумейкина, О. В. Развитие когнитивных структур личности в условиях различного образа жизни: автореферат дис. . кандидата психологических наук: 19.00.13 / Сев.-Кавказ, гос. техн. ун-т. -Ставрополь, 2007. 21 с.
92. Кьеркегор, С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. М., 1993. — 460с.
93. Лао-Цзы. Дао дэ цзин: пер. с кит. / Лао-цзы. М.: Медков, 2007.-347 с.
94. Лебон, Г. Психология воспитания: пер. с фр. / Г. Лебон. -СПб.: Тип. АО "Слово", 1910. 276 с.
95. Левинас, Э. Избранное: Тотальность и бесконечное: пер. с фр. / Э. Левинас. СПб.: Университет, кн., 2000. — 387 с.
96. Левченко, Я., Гиппиус, Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения / Я. Левченко, Д. Гиппиус. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. —864 с.
97. Леонтьев А.А. Психология общения. 2-е изд. / А.А. Леонтьев. -М.: Смысл, 1997.-351 с.
98. Ливий Тит. Война с Ганибалом. /Тит Ливий.— М.: ТСОО «Ниппур», 1993. —408 с.
99. Линдсей, Г., Холл, К.С. Теории личностиб пер. с англ. / Г. Линдсей, К. С. Холл. К.: PSYLIB, 2005. - 562 с.
100. Локк Д. Избранные философские произведения. В 2 т. / Д. Локк. — М.: Из-во социально-экономической литературы, 1960. 532 с.
101. ТЛ.Лосский Н.О. История русской философии. / И.О. Лосский М.: Мысль, 1991. - 370 с.
102. Лотман, Ю. М. Семиосфера / Ю. М. Лотман. СПб.: Искусство-СПб, 2002. - 378 с.
103. Ляудис В.Я., Тихомиров O.K. Психология мышления. Учеб. пособие. / В.Я. Ляудис, O.K. Тихомиров — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.— 272 с.
104. Мак-Дугалл, У. Различение эмоции и чувства. // Психология эмоций: тексты. / Под ред. Вилюнаса В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. М.: Изд-во МГУ, 1984.-450 с.
105. Макиавелли Н. Государь. /Н. Макиавелли; пер. с итал. К.А. Тананушко. Минск: ООО «Харвест», 2004. - 703 с.
106. Марк Аврелий. Наедине с собой / Аврелий Марк. — К.: Collegium Artium Ing, Ltd., 1993.-367 с.
107. Маркс, К. Экономическо-философские рукописи 1844 года / К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Т.42. / К. Маркс, Ф. Энгельс. М.: Политиздат. 1985. — 242 с.
108. Марсель, Г. Быть или иметь: пер. с фр. / Г. Марсель. М.: Мысль, 1995.-245 с.
109. Маслоу, А. Мотивация и личность: пер. с англ. / А. Маслоу
110. СПб.: Евразия, 2001. — 478 с.
111. Медведев Р. А. О Сталине и сталинизме. / P.A. Медведев. — М.: «Прогресс», 1990. —488 с.
112. Мелентьева Н.В. Джордж Герберт Мид // Н.В. Мелентьева Современная американская социология. М: Мысль, 1994. - 650 с.
113. Мид Дж. От жеста к символу// Дж. Мид Американская социологическая мысль: Тексты. — М.: МГУ,. 1994. —216 с.
114. Ницше, Ф. Сочинения. / Ф. Ницше. — М.: ООО «Попурри», 1990. 704 с.
115. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра: книга для всех и ни для кого / Ф. Ницше. М.: ACT, 2007. - 487 с.
116. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. Мн.: Книжный Дом. 2003. - 1280 с.
117. Новикова, JI. И., Сиземская, И.Н. Русская философия истории: Курс лекций / JI. И. Новикова, И. Н. Сиземская. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. — 158 с.
118. Норман Д. Память и научение. / Д. Норманн. М.: Мир, 1985.- 159 с.
119. О'Коннор Д., Сеймор Д. Введение в нейролингвистическое программирование. Челябинск: Версия, 1997. — 356 с.
120. Парсонс, Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс.- М.: Изд-во «Академический проект», 2000. 879 с.
121. Перну Р. Крестоносцы. / Р. Перну. Пер с франц.: Карачинский А. Ю. и Малинин Ю. П. СПб: Питер, 2001. - 560 с.
122. Почепцов, Г.Г. Информационные войны / Г.Г. Почепцов. — М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2000
123. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. / Г.Г. Почепцов. М.: Рефл-Бук. 2001.- 584 с.
124. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. / Пугачев В.П., Соловьев А.И. М.: Аспект-Пресс, 1995. - 320 с.
125. Платон. Государство. Законы. Политик / Платон. М., 1998.- 160 с.
126. Платон. Диалоги / Платон. М.: Мысль, 2000. - 297 с.
127. Плотин. Трактаты / Плотин. М.: Греко-латинский каб. (ГЖ) Ю. А. Шичалина, 2007. - 276 с.
128. Плеханов Г. В. Избранные философские произведения. В 5 томах. Т. 1. М., 1956.
129. Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах, М.: Издательство «Наука», 1994. 267 с.
130. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. / Франсуа Рабле. Пер. с фр. Н.М. Любимова. - М.: «АСТ», 2003 - 730 с.
131. Руссо, Ж.-Ж. Об Общественном договоре, или Принципы политического Права / Ж.-Ж. Руссо. М.: КАНОН-пресс, 1998 - 416 с.
132. Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии: пер. с фр. / Ж.-П. Сартр. М.: Республика, 2000. - 630 с.
133. Сартр, Ж.-П. Две грани экзистенциализма: пер. с фр. / Ж.-П. Сартр. М.: ОЛМА-Пресс, 2001. - 463 с.
134. Сартр, Ж.-П. Трансцендентное Эго: пер. с фр. / Ж.-П. Сартр.- СПб.: Наука, 2001. 348 с.
135. Сенека Луций Анней. О блаженной жизни. / Историко-философский ежегодник '96. — М.: Наука, 1997, С. 40-64
136. Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи./ Ю.И. Семенов. М.Мысль 1974. -421с.
137. Середа Г. К., Бочарова С. П., Репкина Г. В., Смирнов Б. Л. Инженерная психология. / Г. К. Середа, С. П. Бочарова, Г. В. Репкина, Б. А. Смирнов. Киев.: Вища школа, 1976. - 301 с.
138. Смирнов, П. И. Социология личности: Учеб. Пособие / П. И. Смирнов. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. — 380 с.
139. Смирнов A.A. Проблема психологии памяти. / A.A. Смирнов. М.: Педагогика, 1961.-422с.
140. Соколов A.JI. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. / А. Д. Соколов СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. -461 с.
141. Соловьев, В. С. Чтения о богочеловечестве / В. С. Смирнов. -СПб.: «Художественная литература», 1994. — 528 с.
142. Спенсер, Г. Неисповедимые тайны жизни: факты и комментарии: пер. с англ. / Г. Спенсер. M.: URSS, 2007. - 278 с.
143. Спиноза Б. Сочинения. В 2 т. / Б. Спиноза. М.: Мысль, 2004. - 847 с.
144. Тарасова Е.Ф., Безменова H.A., Лузина Л.Г. Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. / Е.Ф. Тарасова, H.A. Безменова, Л.Г. Лузина и др. М.: Наука, 1990. —135 с.
145. Тард Г. Толпа и публика //Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. 1994, № 5. С. 54-66. № 6. С.56-70
146. Тард Г. Социальная логика. / Г.Тард. СПб.: Питер, 1996.548 с.
147. Тацит, Публий Корнелий. История / Публий Корнелий Тацит; Вступ. ст. И.М. Тронского; Пер. с лат. и коммент. Г.С. Кнабе. -М.: ACT : Фолио, 2001. 393 с.
148. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека: пер. с фр. / П. Тейяр де Шарден. М., 1987. - 328 с.
149. Теория межличностных отношений и когнитивные теории личности: пер. с англ. / Г. Салливан, Дж. Роттер и У. Мишел. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 453 с.
150. Тойнби, А. Постижение истории: пер. с англ. / А. Тойнби. -М.: Айрис-пресс, 2006. 598 с.
151. Торндайк, Э. Бихевиоризм: пер. с англ. / Э. Торндайк. М.: ACT, 1998.-345 с.
152. Тоффлер, Э. Шок будущего: пер. с англ. / Э. Тоффлер. М.: ACT, 2003.-387 с.
153. Токарев С.А. Ранние формы религии. / С.А. Токарев. М.: Политиздат, 1990. -631 с.
154. Толстой JI.H. Избранные философские произведения. / JI. Н. Толстой Сост., авт. вступ. ст. Н. П. Семыкин. — М.: Просвещение, 1992. -525 с.
155. Трапезников, С.И. Отчуждение труда при социализме: причины, следствия, перспективы преодоления / С. И. Трапезников. -M.: АОН, 1990.-354 с.
156. Турен, А. Возвращение человека действующего: очерк социологии: пер. с фр. / А. Турен. М.: Лабиринт, 1998. — 235 с.с/
157. Учебное пособие по нейропсихологической реабилитации. / Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных (речь и интеллектуальная деятельность). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. 328 с.
158. Фирсов Б.М. Пути развития средств массовой информации. / Б.М Фирсов. Л.: Наука, 1977. - 188 с.
159. Федоров, И.А. Пролегомены социологии духовных коммуникаций / И. А. Федоров. СПб.: Наука, 2007. — 312 с.
160. Фернхем, А., Хейвен, П. Личность и социальное поведение / А. Фернхем, П. Хейвен. — СПб.: Питер, 2001. — 368 с.
161. Фома Аквинский. О сущности и сущем / Фома Аквинский. -М., 1998.-365 с.
162. Фрейд, 3. Введение в психоанализ: лекции / 3. Фрейд. СПб.: Азбука-классика, 2007. - 278 с.
163. Фрейд, 3. Я и Оно / 3. Фрейд. М.: ACT. 2005. - 156 е.,
164. Фромм, Э. Бегство от свободы: пер. с англ. / Э. Фромм. М.: Академический Проект, 2007. - 382 с.
165. Фромм, Э. Душа человека: пер. с англ. / Э. Фромм. М.: Республика, 1992. - 414 с.
166. Фромм, Э. Здоровое общество: пер. с англ. / Э. Фромм. М.: ACT. 2006.-539 с.
167. Хайдеггер, М. Бытие и время: пер. с нем. / М. Хайдеггер. -М.: Ad Marginem, 1997. 580 с.
168. Хоманс, Дж. Социальное поведение как обмен / Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под ред. Г.М.Андреевой, Н.Н.Богомоловой, Л.А.Петровской. М.: Изд-во МГУ, 1984. - 225 с.
169. Хомяков A.C. О старом и новом. / A.C. Хомяков. М.: Республика, 1998.-327 с.
170. Хорни, К. Новые пути в психоанализе: пер. с англ. / К. Хорни. М.: Академический Проект, 2007. - 332 с.
171. Циолковский К.Э. Грезы о Земле и небе. / К.Э. Циолковский Тула, Приок, кн. изд-во, 1986. 448 с.
172. Шарков Ф.И. А. А Родионов. Социология массовой коммуникации. / Шарков Ф.И. А.А Родионов. М.: Академ. Проект: Трикста, 2005. - 304 с.
173. Шибутани Т. Социальная психология. / Т. Шибутани. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1968, 535 с.
174. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием / Г. Шиллер. Пер. с англ. М.: Мысль, 1980. - 263 с.
175. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. / Шерковин Ю.А. М.: Искусство, 1973. -213 с.
176. Шмакова, Р. П. Макс Вебер о проблеме ценностей в социальном знании / Проблемы теоретической социологии. Вып. 2.: Сб. статей / Под ред. А.О.Бороноева. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996. - 316 с.
177. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление: пер.с нем. / А. Шопенгауэр. Минск: Литература, 1998. - 342 с.
178. Шопенгауэр, А. Мысли: пер. с нем. / А. Шопенгауэр. СПб.: Азбука-классика, 2006. - 367 с.
179. Шохин, В. К. Школы индийской философии: период формирования IV в. до н.э.-П в. н.э. / В. К. Шохин. М.: Вост. лит., 2004. -367 с.
180. Шюц, А. Структура повседневного мышления. // Социс. 1988. №2. С. 129-137
181. Экхарт, М. О свершении времен / М. Экхарт. СПб.: Университет, кн., 2001. — 123 с.
182. Эльконин, Б. Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С.Выготского) / Б. Д. Эльконин. М.: Тривола, 1994. - 167 с.
183. Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. Осипова Г.В. М.: ИСПИ РАН, 1995.-939 с.
184. Энциклопедия. Т 21. Общество. 4.1. Экономика и политика. М.: Аванта+, 2002. - 464 с.
185. Юнг, К. Г. Сознание и бессознательное / К. Г. Юнг. М.: Академический Проект, 2007. - 354 с.
186. Юнг К. Г. Структура психики и архетипы / К. Г. Юнг. М.: Академический Проект, 2007. - 453 с.
187. Якобсон Р. Язык в отношении к другим системам коммуникации // Якобсон Р. Избр. работы. М.: Прогресс, 1985. - 372 с.
188. Ясперс К.Общая психопатология / К. Ясперс.пер. с нем. JI. О. Акопяна.- М.: Практика, 1997. 282 с.
189. Ясперс К. Смысл и назначение истории. / К. Ясперс. М.: Республика, 1994. - 349 с.
190. Ясперс К. Стриндберг и Ван Гог. Опыт сравнительного патографического анализа с привлечением случаев Сведенборга и Гельдерлина. / К. Ясперс.- СПб.: Питер, 1999. 253 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.