Роль факторов общественно-музыкальной коммуникации в развитии музыкальной культуры Азербайджана тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Багдасаров, Михаил Георгиевич
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 183
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Багдасаров, Михаил Георгиевич
ВВЕДЕНИЕ. ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-МУЗЫКАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ. (Постановка проблемы. Обзор литёр&туры)
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ КОМПОЗИТОРСКОГО ТВОР-" ЧЕСШ НА ВОСПРИЯТИЕ И ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО. ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ НА МАССОВУЮ АУДИТОРИЮ. (Прямые связи) а) Творчество - вр;сйриятяе б) Творчество - исполнительство в) Исполнительство - восприятие
ГЛАВА П. ОТРАЖЕНИЕ ЗАПРОСОВ, ПОТРЕБНОСТЕЙ ШИРОКОЙ ПУБЛИКИ В КОМПОЗИТОРСКОЙ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЗНАЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА ДЛЯ КОМПОЗИТОРОВ. (Обратные связи) а) Восприятие - творчество б) Исполнительство - творчество ИЗ в) Восприятие - исполнительство
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
История становления и развития композиторского искусства в Таджикистане2005 год, кандидат исторических наук Кабилова, Бахринисо Туйчиевна
Эстетические аспекты вокально-исполнительского творчества: генезис и современные тенденции2006 год, кандидат философских наук Сетдикова, Юлия Борисовна
Формирование и развитие русской народной инструментальной культуры письменной традиции1988 год, доктор искусствоведения Имханицкий, Михаил Иосифович
Духовая инструментальная культура Беларуси: XIX-XX столетия2005 год, доктор искусствоведения Ничков, Борис Владимирович
Развитие музыкальной культуры советского Самарканда (1917-1984)1984 год, кандидат искусствоведения Валиходжаев, Н.
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль факторов общественно-музыкальной коммуникации в развитии музыкальной культуры Азербайджана»
Изучение музыкальной культуры общества составляет одну из важнейших задач советского музыкознания. Ее анализ со второй половины шестидесятых годов стал вестись и под таким углом зрения, который можно назвать музыкально-социологическим. Предмет исследования социологии музыки - жизнь музыки в обществе.
Актуальность и необходимость такого подхода вытекают из подчеркиваемого Коммунистической партией Советского Союза огромного влияния литературы и искусства на жизнь советских людей: "В том, что духовная жизнь советского общества становится все более многообразной и богатой - бесспорная заслуга наших деятелей культуры, нашей литературы и искусства" (2.1, с.61). Вместе с тем КПСС обращает внимание и на наличие обратной связи между деятелями культуры и народом: "Огромна тяга советских людей к искусству. Но это уважение, эта любовь к искусству предполагает и великую ответственность художника перед своим народом" (2.1, с.63).
Эти мысли получили развитие в речи первого секретаря Союза композиторов СССР Т.Н.Хренникова на ХХУ1 съезде КПСС. Т.Н.Хренников отметил: "Известно, что художественная культура, в том числе и музыка, оказывает огромное эстетическое и воспитательное воздействие на чувства и мировоззрение лкщей. Чем теснее связь художника со всей многогранной жизнью советского народа, тем вернее путь к творческим достижениям и удачам" (4,58,с.2).
Аналогичные задачи ставятся перед деятелями советского искусства и в материалах июньского 1983 г. Пленума ЦК КПСС (2.2, с.19-20, 47-49, 76).
Жизнь музыки в обществе как предмет исследования имеет мно -жество аспектов. Один из них - вопросы общественно-музыкальной коммуникации.
Как известно, музыкальное произведение с начала своей "жизни" проходит ряд стадий. Оформившись как объективная реальность в результате творческой деятельности композитора, оно передается на второй стадии исполнителю, роль которого принципиально детерминирована зафиксированным в нотах сочинением композитора. Общественно-музыкальная же функция исполнителя - донести музы -кальное сочинение до слушателя.
Итак, на пути музыки в обществе - три стадии, соответствую -щие триаде "композитор - исполнитель - слушатель" или "творче -ство - исполнительство - восприятие". Бее эти три неразрывно связанные звена музыкальной культуры общества образуют общественно-музыкальную коммуникацию.
Связи, которые возникают между этими основными блоками музыкальной культуры общества, подразделяются на прямые, идущие от творчества через исполнительство к восприятию, и обратные, действующие в направлении от восприятия к творчеству. Действие обратных связей не менее значительно, чем действие прямых. Таким образом, возникает своеобразная "замкнутая коммуникационная цепь" (3.47,с.176), или "социо-культурный цикл"(3.39,с.ПО).
Обнаружение и исследование действия прямых и обратных связей во многом помогает понять закономерности развития общественного музыкального организма.
Если в изучении вопросов общественно-музыкальной коммуника -ции в общетеоретическом плане исследователями уже накоплен определенный опыт, то о сколько-нибудь эффективном, значительном применении его к конкретной национальной музыкальной культуре или музыкальной культуре определенного исторического этапа говорить пока не приходится.
С этой точки зрения большой интерес представляет изучение музыкальной культуры Азербайджана.
Азербайджанский народ обладает богатой и древней музыкальной культурой. Творчество ханенде и ашугов, народные песни и танцы поражают наших современников красотой и совершенством. И хотя музыка Азербайджана до начала двадцатого века лежит вне поля данного исследования, так как ее развитие протекало преимущественно в условиях устной традиции, мы не можем не подчеркнуть огромного влияния музыки этой традиции на последующее развитие д/узыкаль -ной культуры.
Искусству устной традиции свойственно соединение в одном лице композитора и исполнителя. В то же время общественно-^зыкальная коммуникация в ее классическом варианте возникает лишь с обособлением композитора от исполнителя, с разъединением их функций . С возникновением собственно исполнителя и возникает триада "композитор - исполнитель - слушатель".
Говоря о дифференциации функций в триаде, нужно отметить, что для музыкального фольклора характерно единство творчества, не -полнительства и восприятия. В црофессиональной музыке устной традиции слушатель обособляется. В профессиональной же музыке письт менной традиции отделяется также исполнитель . Именно эта третья форма коммуникации в музыкальной культуре Азербайджана и служит объектом нашего рассмотрения.
Музыкальная культура Азербайджана представляет существенный интерес в свете данной тематики потому, что на ее примере мы имеем драгоценную возможность проследить весь путь развития профессиональной музыки письменной традиции непосредственно с мо -мента ее возникновения, что трудно сделать (особенно с такой степенью точности) по отношению ко многим другим, в том числе западноевропейским культурам.
Временные рамки нашего исследования, лежащего в сфере исторической музыкальной социологии, охватывают период от 1908 по 1967 год.
1908 год знаменателен для нас появлением в Азербайджане оперы "Лейли и Меджнун" Уз.Гаджибекова как конкретной точки отсчета, с которой берет свое начало профессиональная музыка пись -менной традиции, образуются самостоятельные блоки творчества и исполнительства.
Конечная граница (1967 г.) связана с установленной периодизацией в изучении музыкальных культур народов СССР, связанной с важнейшими вехами в жизни страны и, в частности, с пятидесятилетием Великой Октябрьской социалистической революции.
I Отметим, что и в профессиональной музыке письменной традиции не исключены явления совмещения функций, в частности композитора и исполнителя - в случае публичного исполнения композито ром собственных произведений, исполнительства и восприятия массовых песен, например - на певческих праздниках.
Эти шестьдесят лет функционирования музыкальной культуры Азербайджана в ее профессионально-письменной форме дают богатый материал для изучения музыкально-социологической проблематики и, конкретно, вопросов общественно-музыкальной коммуникации.
Предмет исследования, а именно связи трех основных блоков музыкальной культуры Азербайджана - творчества, исполнительства и аудитории, - определяет и структуру работы. Диссертация состоит из введения, содержащего постановку проблемы и обзор литературы, двух глав и заключения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Русский академический оркестр ГТРК "Новосибирск": вопросы истории формирования и развития2007 год, кандидат искусствоведения Звягина, Светлана Александровна
Становление профессионального хорового искусства в Адыгее2008 год, кандидат искусствоведения Гогина, Елена Леонидовна
Влияние джаза на профессиональное композиторское творчество Западной Европы первых десятилетий XX века2003 год, кандидат искусствоведения Матюхина, Мария Владиславовна
Национальное и интернациональное в инструментальной музыке таджикских композиторов1983 год, кандидат искусствоведения Гейзер, Эрна Робертовна
Фортепианное творчество Фикрета Амирова1985 год, Заманова, Аля Абас кызы
Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Багдасаров, Михаил Георгиевич
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы охарактеризовали главные тенденции функционирования общественно-музыкальной коммуникации в музыкальной культуре Азербайджана с 1908 по конец 60-х годов.
Рассматриваемый период включает в себя время до окончательного установления Советской власти (1908-1920 гг) и после ее победы (1920-1967 гг). Дореволюционный период, хотя и гораздо менее протяженный по сравнению с советским, отличается большой интенсивностью развития. Значение его в истории музыкального искусства Азербайджана вообще и в свете музыкальной социологии в частности - очень велико. Принципиальные изменения в музыкальной культуре, суть которых состояла в демократизации всего музыкального дела, произошли с установлением Советской власти.
Важнейшие особенности отдельных этапов в развитии музыкальной культуры с точки зрения общественно-музыкальной коммуникации заключаются в следующем.
1908^1920. Развитие творчества поступенно - от "Лейли и Меджнун1* чер'ез "Асли и Керем" к "Аршин мал алану" - вело за собой слушателей и исполнителей, явившись причиной образования феномена "переходного" исполнительства. В то же время направление этого пути, сама творческая судьба композиторов зависели и корректировались как вкусами аудитории, так и многими исполнительскими "параметрами"; удачей или неудачей реализации композиторского замысла, степенью развития исполнительских сил в данный исторический момент, личным влиянием выдающихся артистов. Сила воздействия творчества на аудиторию определялась и эффективной автономной ролью исполнителей, испытывавших, в свою очередь, влияние слушателей. Последнее ярко выявляется как непо -средственно во время спектаклей, так и через преимущественно му-гамную установку восприятия. Появление музыкальной комедии "Аршин мал алан" сфокусировало в себе неуклонное развитие, положительное действие всех связей общественно-музыкальной коммуникации, всех ее взаимосвязанных сторон - творческой, исполнительской, слушательской.
1920-1940. Благотворные изменения в музыкальной культуре Азербайджана, основной причиной которых было установление Совете -кой власти, связаны и с тесным взаимодействием всех ее блоков. Ведущая роль творчества обнаруживается в постепенном, эволюционном развитии слушателей республики. Написание "Наргиз" и "Кероглы", с одной стороны, подняло уровень их восприятия на новую высоту, с другой - явилось в определенной степени ответом на их возросшие запросы. Организация ряда новых исполнительских коллективов, деятельность выдающихся исполнителей, особенно Бюль-Бюля, Ш.Мамедовой, имели большое значение как для развития творчества азербайджанских композиторов в соответствующих жанрах, так и для формирования навыков по восприятию европейского интонационного диапазона у азербайджанской аудитории. Становление новой исполнительской культуры проходило под влиянием развития творчества - особенно важно в этом смысле написание "Наргиз" и "Девичьей башни" - и бурного роста культуры азербайджанских слушателей. Создание оперы "Кероглы" Узеиром Гаджибековым, ее блестящее исполнение, безоговорочный,'полный успех у публики - есть итог развития музыкальной культуры Азербайджана в этот период.
1941-1945. Условия военного времени наложили отпечаток на деятельность всех отрядов музыкальной культуры республики. Слуша тельская масса испытывала необходимость в сочинениях, связанных с Великой Отечественной войной: социальное влияние аудитории на композиторов особенно значительно в это время. Здесь же -корни огромного размаха музыкально-шефской работы исполнителей. Последние, оказывая сильное воздействие на слушателей, решали важные задачи по воплощению образов современников (оперы-плакаты, "Вэтэн"). В то же время взаимосвязи композитора с исполнителем явственно обнаруживаются в жанре симфонической музыки, особенно с 1944 года, когда возобновляется работа симфонического оркестра . Наконец, важнейшей особенностью этого периода явилось расслоение в блоке творчества, повлекшее за собой и последующую дифференциацию слушательского влияния на композиторов и исполнителей. Плодотворное развитие композиторской мысли, исполнительства и "верхних" слоев: слушателей именно в этот период было причиной значительных творческих свершений первых послевоенных лет, с которых начался следующий этап развития музыкальной культуры Азербайджана.
1946-1956. Функционирование музыкальной культуры Азербайджана в этот и последующий периоды имеет ряд отличительных особенностей, связанных прежде всего с новым характером взаимовлияний творчества и восприятия, исполнительства и восприятия. Первопричина здесь кроется в выделении нескольких групп сочинений композиторов с различной степенью доступности широкому слушателю, что в дальнейшем ведет к активизации действия обратной связи аудитории с творчеством именно в этом плане. Такая форма взаимовлияния композитора и слушателя накладывает отпечаток и на взаимо -действие "подчиненного" ему соотношения исполнительства и публики: различные исполнительские коллективы обращаются к разным по численности слушательским группам, сами испытывая их влияние. Расслоение блоков творчества и восприятия происходило по каналам жанра. Плодотворными взаимосвязями отмечено соотноше -ние "композитор - исполнитель" в трех разобранных областях: опере, балете, симфонической музыке. Для развития исполнительства особо важным являлось создание "Севиль", "Семи красавиц", симфонических произведений К.Караева, Ф.Амирова, Дж.Гаджиева, С.Гад-жибекова. На развитие композиторского творчества значительное воздействие оказывали коллективы театра оперы и балета, симфонического оркестра, деятельность Бюль-Бюля, Ниязи, Г.Алмасзаде, Бейбутова. В этом смысле необходимо отметить и значение возобновления работы театра музыкальной комедии (особенно ощутимые последствия этого события имели место в 1956-1967 гг.) организации струнного квартета.
1956-1967. Этот период развития музыкальной культуры Азербайджана характеризуется как положительными, так и негативными тенденциями. Значительные недостатки в деятельности исполнительского блока, сказываясь на уровне восприятия аудитории, вызывают прогрессирующую поляризацию слушательских групп, причем с подавляющим преобладанием слушателей, не интересующихся серьезной классической музыкой. Весьма противоречиво и прямое влияние композиторов на исполнителей: лишь в балете оно наиболее плодотворно. В то же время нужно отметить положительное обратное воздействие исполнительства на композиторское творчество. Это объясняется тем, что азербайджанские музыканты всегда придавали особенно важное значение исполнению новинок азербайджанской музыки, что служило большим стимулом к творчеству композиторов. Огромную роль сыграла организация новых музыкальных коллективов: камерного оркестра и хоровой капеллы. Создание К.Караевым Третьей симфонии, являющейся новым качественным сдвигом в композиторском творчестве, ответило на запросы наиболее подготовленных слушателей, но обусловило вместе с тем; вследствие новизны содержания и формообразующих средств, еще большее увеличение дистанции между композиторами-новаторами и значительной частью аудитории.^
Результаты рассмотрения музыкальной культуры Азербайджана говорят о том, насколько тесно связаны между собой ее звенья -творчество, исполнительство, восприятие, которые своим взаимодействием и взаимообусловленностью способствуют развитию музыкальной культуры общества.
Таким образом, главный вывод, который мы можем сделать, состоит в следующем: при изучении музыкальной культуры общества, ее необходимо рассматривать как систему , все элементы которой находятся в неразрывной связи и определяют взаимное развитие.
Этот вывод, полученный не путем переноса общих положений теории систем на рассматриваемый материал, а путем детального анализа исторических фактов, не только подтверждает общезначи -мость закона системности, но и позволяет увидеть специфику его преломления в конкретных национальных условиях.
Предпринятая попытка изучения музыкальной культуры Азербайджана как системы позволила глубже, полнее осознать весомость как самих общественно-коммуникативных связей между композиторским творчеством, исполнительством и слушателями, так и национально-неповторимых особенностей их исторического формирования в Азербайджане .
Разумеется, в эту систему входят и другие компоненты музыкальной жизни и культуры, образующие слой сопутствующих условий, в частности музыкальная критика, особенности инструментария, учебные заведения, техническая база, звенья руководства музыкальной культуры. Хотя в работе они специально не рассматриваются, все же анализ основных блоков, образующих исследуемую триаду, позволяют сделать наряду с основными выводами, также и общее заключение относительно важности сопутствующих условий и необходимости специального их исследования.
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Багдасаров, Михаил Георгиевич, 1984 год
1. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА.
2. Маркс К. и Энгельс Ф. Введение (Из экономических рукописей 1857-1858 годов). Сочинения, т.12.- М.: Госполитиздат, 1958.- с. 709-738.
3. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература. Полное собрание сочинений, т.12.- М.: Госполитиздат, i960.с. 99-105.
4. Ленин В.И. О литературе и искусстве.- М.: Художественная литература, 1976.- 827 с.
5. ОФИЦИАЛЬНО-ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
6. Материалы ХХУ1 съезда КПСС.-М.:Политиздат, I98I.-223 с.
7. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 г.- М.: Политиздат, 1983.- 80 с.3. КНИГИ.
8. Абасова Э.Г. Рашид Бейбутов.-Баку: Азернешр,1965,-68 с.
9. Абасова Э.Г. Узеир Гаджибеков.-Баку:Азернешр,1975.-142с.
10. Абасова Э.Г., Касимов К.А. Очерки музыкального искусства Советского Азербайджана.-Баку:Элм, 1970.- 178 с.
11. Агаева Х.Х.Узеир Гаджибеков.-Баку:Азернешр, 1955.-152 с.
12. Адорно Т. Введение в социологию музыки.вып.I.-M.¡Институт философии Академии Наук СССР. Сектор научной информации и реферирования зарубежной философской литературы, 1973.- 144 с.
13. Адорно Т. Введение в социологию музыки, вып.2.-М.Институт философии Академии Наук СССР. Сектор научной информации и реферирования зарубежной философской литературы. 1973. 155 с.
14. Азербайджанская государственная филармония имени М.Ма-гомаева.- Баку¡Издательство Министерства культуры Азербайджанской ССР, 1959.- 96 с.
15. Альшванг A.A. П.И.Чайковский.-М.: Музыка, 1967.-927 с.
16. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.- М.-Л.: Музыка, 1965.- 151 с.
17. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Книги первая и вторая.-JI.: Музгиз, 1963. 378 с.
18. Асафьев Б.В. О музыке Чайковского.- Л.: Музыка, 1972.- 376 с.
19. Бадалбейли А.Б., Касимов К.А. Азербайджанский государственный ордена Ленина театр оперы и балета им. М.Ф.Ахундова.-М., 1959.- 71 с.
20. Вахеметса А.Л., Плотников С.Н. Человек и искусство (Проблемы конкретно-социологических исследований искусства).- М.: Мысль, 1968.- 196 с.
21. Виноградов B.C. Узеир Гаджибеков.- М.-Л.: Музгиз,1947.- 48 с.
22. Гаджибеков Уз.А. О музыкальном искусстве Азербайджана.- Баку: Азернещр, 1966.- 150 с.
23. Гаджибеков Уз.А. Основы азербайджанской народной музыки,- Баку: Издательство Академии Наук Азербайджанской ССР, 1945.114 с.
24. Грубер Р.И. История музыкальной культуры, т.1, ч.1.-М.-Л.: Музгиз, 1941. 595 с.
25. Грубер Р.И. История музыкальной культуры.т.1,ч.2.-М.-Л.: Музгиз, 1941.- 514 с.
26. Грубер Р.И. История музыкальной культуры, ч.П,ч.1.-М.: Музгиз, 1953.- 414 с.
27. Грубер Р.И. История музыкальной культуры, т.П,ч.2.-М.: Музгиз, 1959.- 492 с.
28. Давыдов Ю.Н. Искусство как социологический феномен. К характеристике эстетико-политических взглядов Платона и Аристотеля.- М.: Наука, 1968.- 285 с.
29. Исмайлова Г.А. Муслим Магомаев.- Баку:Азернешр, 1975.- 123 с.
30. Касимов К.А. 1^усейн Кули Сарабский: Жизнь и творчество.- Баку: Элм, 1980.- 93 с.
31. Касимов К.А. Цуслим Магомаев.- Баку: Издательство Академии Наук Азербайджанской ССР,1948.- 72 с.
32. Касимов К.А. Узеир Гаджибеков.- Баку: Издательство Академии Наук Азербайджанской ССР, 1945^- 94 с.
33. Касимова С.Дж. Оперное творчество композиторов Советского Азербайджана.- Баку: Азернешр, 1973.- 102 с.
34. Керимов К. Струнный квартет Азербайджанской государственной филармонии им. М.Магомаева.- Баку¡Издательство Министерства культуры Азербайджанской ССР, 1959.- 24 с.
35. Керимов С.Ф. Художник удивительного таланта.- Баку: Азернешр, 1972.- 133 с.
36. Коган Л.Н. Художественный вкус. Опыт конкретно-социологического исследования.- М.:Мысль, 1966. 213 с.
37. Кулиев Т.А. Азербайджанская камерно-инструментальная иконцертная музыка для смычковых инструментов.-Баку:Азернешр, 1971.- 126 с.
38. Летопись музыкальной жизни Советского Азербайджана (1920—1925)Баку: Издательство Академии Наук Азербайджанской ССР, 1965. 155 с.
39. Луначарский A.B. В мире музыки. Статьи и речи.- М.: Советский композитор, 1971.- 540 с.
40. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки.- М.: Советский композитор, 1978.- 352 с.
41. Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм.-М.: Музыка; 1967.- 752 с.
42. Мамедбеков Д.И. Симфонические мугамы Ф.Амирова, Пояснение.- М.: Советский композитор, 1961. 64 с.
43. Мамедова А.Р. Бюль-Бюль.- Баку: Азернешр, 1964.-123 с.
44. Меликов Х.Г. "Аршин мал алан" Узеира Гаджибекова.-Баку: Азмузгиз, 1955. 56 с.
45. Молчанова A.C. На вкус, на цвет. Теоретический очерк об эстетическом вкусе.- М.: Искусство, 1966.- 199 с.
46. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. - 406 с.
47. Назайкинский Е.В. 0 психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. - 383 с.
48. Сарабский А.Г. Возникновение и развитие азербайджанского музыкального театра (до 1917 г.). Баку: Издательство Академии Наук Азербайджанской ССР, 1968. - 273 с.
49. Сафарова З.Ю. Музыкально-эстетические взгляды Узеира Гаджибекова.- М.: Советский композитор, 1973.- 172 с.
50. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки, вып.1. Л.: Советский композитор, 1980. - 295 с.
51. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки,вып.2. Л.: Советский композитор, 1981. - 295 с.
52. Сохор А.Н. Музыка и общество.- М.: Знание, 1972.- 48 с.
53. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства.- М.: Музыка, 1970.- 192 с.
54. Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура.- М.: Советский композитор, 1975. 202 с.
55. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности.- М.: Наука, 1979. 191 с.
56. Фархадова Р.Дж. Азербайджанский государственный камерный оркестр. Баку: Азернешр, 1973. - 34 с.
57. Цукерман B.C. Музыка и слушатель. Опыт социологического исследования.- М.: Музыка, 1972.- 204 с.
58. Шахназарова Н.Г. Интонационный "словарь" и проблема народности.- М.: Музыка, 1966. 74 с.
59. Эльяш Н.И. Балет народов СССР. М.: Знание, 1977. -166 с.4. СТАТЬИ.
60. Абасова Э.Г. Исполнители Азербайджана. В журн.: Советская музыка, i960, Ш 4; - с. I4I-I46.
61. Абасова Э.Г. Творческий путь Узеира Гаджибекова.-В кн.: Узеир Гаджибеков. Библиография.- Баку: Элм, 1978;' с.32-43.
62. Абасова Э.Г. Шевкет Ханум Мамедова.- В журн.: Советская музыка, 1959, № II; с.121-124.44., Аббасов А.Дж. Глашатай народности и реализма.- В журн.: Ученые записки Азербайджанской государственной консерватории, 1976, В I; с. 16-23.
63. Азербайджанская ССР.- В кн.: История музыки народов СССР, т.У, ч.2.- М.: Советский композитор, 1974; с.76-115.
64. Алексеев Э., Андрукович П., Головинский Г. Некоторые вопросы теории и практики изучения массовых музыкальных вкусов.- В сб.: Вопросы социологии искусства.- М.: Наука, 1979;-с. 127 193.
65. Алексеев Э., Волков В., Головинский Г., Зараковский Г. На путях исследования музыкальных вкусов.- В журн.: Советская музыка, 1973, № I; с. 59 - 69.
66. Аликберов З.М. Работники искусства и литературы Кавказа в годы Великой Отечественной войны.- В журн.: Ученые записки Азербайджанской государственной консерватории, 1968, .№ I;- с. 74 86.
67. Альшванг A.A. Оперные жанры "Кармен". В кн.: Избранные сочинения, т.2.- М.: Музыка, 1965; - с. II2-I33.
68. Алыпванг A.A. Проблемы жанрового реализма.- В кн.: Избранные сочинения, T.I.-M.: Музыка, 1964; с.93-103.
69. Амиров Ф.Дж. Разговор перед съездом.- В журн.: Советская музыка, 1955 , № 12; с. 28-32.
70. Асафьев Б.В. (Игорь Глебов). О ближайших задачах социологии музыки. Предисловие к кн.Г.Мозера: История средневекового города.- Л.: Тритон, 1927; с.7-20.
71. Ахундова Р., Мамедов М. В общении с большим художником.- В кн.: Кара Караев.- М.: Советский композитор, 1978; с.161 -168.
72. Вартанов Ан. О средствах массового распространения произведений искусства.- В сб.: Искусство и народ.- М.:Наука, 1966;- с. I29-I5I.
73. Гаджибеков Уз.А. Предисловие к сб.: Музыка Советского Азербайджана в дни Отечественной войны.- Баку, 1945; с.5-12.
74. Гинзбург Л.М. Соприкосновение с глубоко человечным и светлым искусством.- В кн.: Кара Караев.- М.: Советский композитор, 1978; с. 115—117.
75. Давыдов Ю.Н. Вульгарно-потребительский гедонизм и кризис художественного восприятия.- В сб.: Кризис буржуазной культуры и музыка, вып.2.- М.: Музыка, 1973; с.5-64.
76. Давыдов Ю.Н. Идея рациональности в социологии музыки Теодора Адорно.- В сб.: Кризис буржуазной культуры и музыка, вып. 3. М.: Музыка, 1976; - с. 49-105.
77. Джафаров Дж.Г. Гимн человеку.- В журн.: Советская музыка, 1961, № 6; с.136-138.
78. Днепров В. О музыкальных эмоциях. Эстетические размышления." В сб.: Кризис буржуазной культуры и музыка.-М.: Музыка, 1972; с.99-174.
79. Здобнов Р. Исполнительство род художественного творчества.- В сб.: Эстетические очерки, вып.2.- М.: Музыка, 1967;-с.98-148.
80. Идаят-заде И.Г. Выступление на Всесоюзном совещании по вопросам оперы и балета (19-21 декабря 1946 г.).- В журн.:
81. Советская музыка , 1947, * I; с.37-39.
82. Исмайлова Г.А. Муслим Магомаев и азербайджанский музыкальный театр. В журн.: Ученые записки Азербайджанской государственной консерватории, 1976: £ I; - с. 35-49.
83. Кабалевский Дм.Б. Техника и музыкальная культура современности. В журн.: Советская музыка , 1968, № II; - с.10-15.
84. Капустин Ю. Массовые средства распространения музыки и некоторые проблемы современного исполнительства.- В сб.: Воцро -сы теории и эстетики музыки, вып.9,- Л.: Музыка, 1969; с.3-17.
85. Карагичева Л.В. Мастера азербайджанского музыкального театра.- В сб.: Азербайджанская музыка.- М.: Музгиз, 1961; -с.295-373.
86. Карагичева Л .В. Новые балеты Караевых.- В журн.: Советская музыка, 1970, № I; с.33-38.
87. Караев К.А. Только в работе человек выражает активное отношение к жизни.- В журн.: Советская музыка, 1978, № 2;с.33-41.
88. Касимов К.А. Зарождение и развитие азербайджанского музыкального театра. В сб.: Искусство Азербайджана, т.З.- Баку: Издательство Академии Наук Азербайджанской ССР, 1950; - с.158-193.
89. Керимов С.Ф. К истории становления и развития в Азербайджане симфонической культуры. В сб.: Искусство Азербайджана,т.12. - Баку: Издательство Академии Наук Азербайджанской ССР, 1968; -с.Ш-134.
90. Кирсанов Я. Неотложные задачи музыкального искусства Советского Азербайджана. В сб.: Музыка Советского Азербайджана в дни Отечественной войны.- Баку: 1945? - с. 109-113.
91. Коган Г.М. Свет и тени грамзаписи.- В журн.: Советская музыка, 1969, № 5 ; с. 60-68.
92. Копленд А. Музыка и воображение. В сб.: Музыка и время. Мысли о современной музыке.- М.: Советский композитор, 1970; - с.40-84.
93. Корыхалова Н.П. Звукозапись и проблемы музыкального исполнительства.- В сб.: Музыкальное исполнительство, вып.8. М.: Музыка, 1973; - с.102-137.
94. Корыхалова Н.П. Скорее свет, чем тени. В журн.: Советская музыка, 1969, № 6; - с. 49-53.
95. Мехмандарова Л. Камерный оркестр республики. В журн.: Советская музыка, 1977, № 9; - с. 63-65.
96. Музыкальные культуры народов. Традиции и современность. (Доклады УП Конгресса ММС). М.: Советский композитор, 1973.376 с.- 179
97. Назайкинский В.В. Проблемы комплексного изучения музыкального произведения.- В сб.: Музыкальное искусство и наука, вып.З.- М.: Музыка, 1978; с.3-12.
98. Нестьев И.В., Фере В.Г. Прекрасный расцвет азербайджанской музыки.- В журн.: Советская музыка, 1949, Не 12; с.73-80.
99. Оганесян Ф. Камерный оркестр Азербайджанского радио и телевидения.-В журн.¡Советская музыка,1969,№3;- с.133-135.
100. Орджоникидзе Г.Ш. Место исполнителя в музыкальной культур е.- В журн.:Советская музыка, 1978, № 8; с.63-75.
101. Орджоникидзе Г.Ш. Место исполнителя в музыкальной культуре. -В журн.: Советская музыка, 1978, № 9; с.55-64.
102. Орлова Е.М. Музыкальная жизнь и процесс интонирования.-В журн.: Советская музыка, 1981, № 6; с.11-17.
103. Панкевич Г.И. Восприятие музыкального произведения и его структура.- В сб.: Эстетические очерки, вып.2.-М.: Музыка, 1967; с.191-211.
104. Панкевич Г.И. Социально-типологические особенности восприятия музыки.- В сб.: Эстетические очерки, вып.З.- М.: Музыка, 1973; с.95-122. ~
105. Попов Ин. Композитор-исполнитель-слушатель. Новые взаимоотношения, новые прямые и обратные связи.- В журн.: Музыкальная жизнь, 1981, №. 18; с.1.
106. Попов Ин. Композитор-исполнитель-слушатель. Новые взаимоотношения, новые прямые и обратные связи.-В журн.: Музыкальная жизнь, 1981, Л 20; 0.1.
107. Продолжаем разговор о музыкальном воспитании (обзор писем читателей).- В журн.: Советская музыка, 1957, № 1;-с.112-115.
108. Рустамов С.А. Новые формы боевой музыки.- В сб.: Музыка Советского Азербайджана в дни Отечественной войны.- Баку, 1945;-с.42-43.
109. Солодухо Я. Рапортуют разные поколения.- В журн.: Советская музыка, 1969, А 3; с.16-18.
110. Сохор А.Н. Музыка-культура-музыкальная культура.- В журн.: Советская музыка, 1978, № 3; с. 83-86.
111. Сохор А.Н. Развивать социологическую науку,- В журн.: Советская музыка, 1967, Л 10; с.54-61.
112. Сурин В. Закавказская декада и задачи музыкального искусства Азербайджана.- В сб.: Музыка Советского Азербайджана в дни Отечественной войны.- Баку, 1945; с.81-84.
113. Фомин В.П. Социологические формы осознания музыкальной жизни и культуры в музыкознании 20-х годов.- В сб.: Музыкальное искусство и наука, вып. З.-М.: Музыка, 1978; с. 191-214.
114. Фомин В.П. Способ существования музыкального произведения и методология сравнительного анализа. Введение в проблему.-В сб.: Музыкальное искусство и наука, вып.2.- М.:Музыка, 1973;-с.99-134.
115. Хренников Т.Н. Создавать музыку большого общественного звучания.-В журн.: Советская музыка, 1981,№ 4;- с.1-3.
116. Художественное восприятие, сб.статей,вып.I.-Л.: Наука, 1971. 387 с.
117. Шарифова В. О национальном и интернациональном в советской музыке.- В журн.: Ученые записки Азербайджанской государственной консерватории, 1973, № I; с. 87-99.
118. Шахназарова Н.Г. Заметки об азербайджанской декаде.-В журн.: Советская музыка, 1959, № 8; с. 99-106.
119. Шахназарова Н.Г. Музыка и народ.- В сб.: Искусство и народ.- М.: Наука, 1966; с. 152-175.
120. Шостакович Дм. Дм. Съезд композиторов Азербайджана. -В журн.: Советская музыка, 1956, № 6; с. 61-65.
121. Эфендиева И.М. Наша капелла.- В журн.: Советская музыка,1967, *5;-с. 148-149.
122. Юзефович Ю. Давид Ойстрах и современность.- В журн.:-Советская музыка, 1979, № I; о. 78-91.5. ГАЗЕТЫ
123. Абасова Э.Г. Балет-новелла.- В газ.: Бакинский рабочий,1968, 4 февраля.
124. Агаев М. Образец культурной национальной оперы.- В газ.: Бакинский рабочий, 1934, 15 мая.
125. Алиев Т. Соло для дирижера с оркестром.- В газ.: Баку, 1979, 13 января.
126. Амиров Ф.Дж. Повысим профессиональное мастерство.- В газ.: Бакинский рабочий, 1958, 26 июня.
127. Бадалбейли А.Б. Выше уровень исполнительской культуры.-В газ.: Бакинский рабочий, 1958, 26 июня.
128. Варунцян И. Симфоническую музыку широкому слушателю.-В газ.: Бакинский рабочий, 1954, 22 октября.
129. Верно служить народу (выступление на У съезде Союза композиторов СССР Кара Караева, секретаря правления Союза композиторов СССР, председателя правления союза композиторов Азербайджанской ССР).- В газ.: Бакинский рабочий, 1974, 7 апреля.
130. Гаджиев Дж.И. Больше смелости и дерзаний! В газ.:Бакинский рабочий, 1958, 26 июня.
131. Глиэр P.M. Поданный Восток.- В газ.: Бакинский рабочий, 1934, I мая.
132. Гражданином быть обязан (беседа корреспондентов газеты "Советская культура" с депутатом Верховного Совета СССР, композитором Кара Караевым).- В газ.: Советская культура, 1974, 4 октября .
133. Гусейнов Т. Как оперный театр провел "выездной спектакль" на острове Артема.- В газ.: Бакинский рабочий, 1952, 27 июня.
134. Ибрагимбеков Р. Жизнь продолжается.- В газ.: Бакинский рабочий, 1983, 6 марта.
135. Ибрагимбеков Р. Не в свои сани садись! - В газ.Литературная газета, 1981, I января.
136. Мамедова Ш.Х. Из мрака прошлого к светлому будущему.-В газ.: Бакинский рабочий, 1934, 15 мая.
137. Неведомый С. Итоги симфонического сезона.- В газ.: Бакинский рабочий, 1934, 21 сентября.
138. Ниязи. Театр оперы и балета им. М.Ф.Ахундова в новом сезоне.- В газ.: Бакинский рабочий, 1951, 14 сентября.
139. Рустамов С.А. "Гюльшен".- В газ.: Бакинский рабочий, 1951, 7 января.
140. Рустамов С.А. Усилить воспитательную работу среди молодежи.- В газ.: Бакинский рабочий, 1958, 26 июня.
141. Создавать произведения, достойные героической современности. (Отчетный доклад председателя правления Союза композиторов Азербайджана, композитора Кара Караева на Ш съезде композиторов Азербайджана).- В газ.:Бакинский рабочий, 1968, I ноября.
142. Творить для народа! Открылся ВТ съезд композиторов Азербайджана.- В газ.: Бакинский рабочий, 1973, 28 ноября.
143. Удучшить работу Азербайджанской филармонии.- В газ.: Бакинский рабочий, 1949, 5 февраля.
144. Фархадова Р. "Легенда о любви".- В газ.: Бакинский рабочий, 1962, 30 ноября.
145. Шагинян М.С. Опера "Нэргиз".- В газ.: Бакинский рабочий, 1935, 24 декабря.
146. Шароев Г.Г. Поднять уровень музыкально-сценической культуры оперного театра.- В газ.: Бакинский рабочий, 1949, 30 октября.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.