Рецепция Г.В.Ф. Гегеля в неогегельянской философии раннего Ф.Г. Брэдли тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Бабушкина, Дина Александровна

  • Бабушкина, Дина Александровна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 182
Бабушкина, Дина Александровна. Рецепция Г.В.Ф. Гегеля в неогегельянской философии раннего Ф.Г. Брэдли: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Санкт-Петербург. 2007. 182 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Бабушкина, Дина Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. КОНКРЕТНО-УНИВЕРСАЛЬНОЕ ЦЕЛОЕ КАК ЦЕНТРАЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ НЕОГЕГЕЛЬЯНСКОЙ ФИЛОСОФИИ Ф.Г. БРЭДЛИ.

§ 1.1. Общая характеристика философии Ф.Г. Брэдли в контексте британского неогегельянства.

§ 1.2. Идея универсально-конкретного целого в философии раннего Ф.Г. Брэдли и ее разработка в учении о самореализации.

ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ ЛОГИКИ Г.В.Ф. ГЕГЕЛЯ, ОКАЗАВШИЕ ВЛИЯНИЕ НА УЧЕНИЕ Ф.Г. БРЭДЛИ О САМОРЕАЛИЗАЦИИ.

§ II. 1. Основные определения целого.

§ II.2. Принципы конституции целого, следующие из его основных определений.

ГЛАВА III. ФИЛОСОФИЯ ДУХА Г.В.Ф. ГЕГЕЛЯ В ПРЕЛОМЛЕНИИ НЕОГЕГЕЛЬЯНСКОЙ ФИЛОСОФИИ Ф.Г. БРЭДЛИ.

§ III. 1. Целое как существенное определение морального организма и воли.

§ III.2. Влияние Г.В.Ф. Гегеля на критику Ф.Г. Брэдли учения И. Канта о категорическом императиве.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Рецепция Г.В.Ф. Гегеля в неогегельянской философии раннего Ф.Г. Брэдли»

Актуальность темы исследования и степень ее разработанности.

Вопрос связи и взаимной обусловленности различных традиций мысли занимает одно из ведущих мест в современной философии. Изучение влияний способствует более глубокому пониманию национальной специфики тех или иных теорий, постижению особенностей формулировки философских проблем, видению течений и тенденций, целостному представлению о творчестве конкретных авторов. Оно помогает обогатить философскую культуру, становится источником новых продуктивных идей, и служит развитию социальных и социально-политических отношений.

В лоне британской философии было развито много плодотворных теорий, хотя как отдельное течение мысли долгое время не привлекала достаточно пристального внимания исследователей. Учитывая ее специфический характер, особенно важным представляется изучение того, как в ней отражались идеи иных философских традиций, наиболее влиятельной из которых оказалась немецкая. Рецепция идей Г.В.Ф. Гегеля, И. Канта, И.Г. Фихте, Ф.В.И. Шеллинга такими авторами, как Ф.Г. Брэдли, Т. Грин, Б. Бозанкет, Дж.Э. Мак-Таггарт, Р.Дж. Коллингвуд дала толчок к развитию новых тенденций в истории философии, породив своеобразное направление в неогегельянстве и неокантианстве, а также послужила тому, что идеи классической немецкой философии получили развитие и продолжение на иной национальной почве. Значение этого явления для истории философии выско, поскольку оно оказалось продуктивным как для метафизики и теории познания, так и для этики, политологии, философии истории, логики. Несомненно, одно из наиболее сильных влияний принадлежит Г.В.Ф. Гегелю. Особенное внимание привлекали его этические идеи, а именно концепция нравственной субстанции и ее развитие в учение о государстве. Наиболее значимое переосмысление этих положений философии Г.В.Ф. Гегеля имело место у Ф.Г. Брэдли, которого заслужено считают лидером движения британского неогегельянства.

Важным для исследования представляется вопрос о том, какие именно аспекты философии Г.В.Ф.Гегеля оказались наиболее востребованными для его последователей. Несмотря на то, что интерес к неогегельянству достаточно высок, вопрос о влиянии Г.В.Ф. Гегеля на Ф.Г. Брэдли как в русскоязычной, так и в зарубежной литературе до сих пор изучен недостаточно. К изучению британской философии, ветви неогегельянства и течения абсолютного идеализма обращалось немало отечественных исследователей, среди которых: М.А. Киссель, Ф.А. Грязнов, Н.А. Антипин, С.В. Никоненко, М.И. Микешин, И.В. Косич,

A.С. Богомолов, И.С. Нарский, О.Г. Дробницкий, А.А. Грицанов,

B.JI. Абушенко, Б.Э. Быховский, Ю.Н. Давыдов, О.В Трахтенберг, A.M. Каримский, Ю.В. Асочаков, Г.И. Ризз, С.Н. Трубецкой, Н.Г. Дебольский, А.Ф. Грязнов, Б.А. Марладзе, - однако специализированных исследований, посвященных непосредственно Ф.Г. Брэдли и проблеме влияния на него Г.В.Ф. Гегеля, практически не проводилось. В зарубежной научной литературе исследования философии Ф.Г. Брэдли представлены широким кругом имен, среди которых: В. Мэндер (W. Mander), Р. Воллхейм (R. Wollheim), Г. Шток (G. Stock), Дж. Мьюрхед (J. Muirhead), Т. Айраксинен (Т. Airaksinen). Специально изучению метафизики Ф.Г. Брэдли свои работы посвятили Дж. Томас (J. Thomas), Д. Хатто (D. Hutto), Дж. Коннели (J. Connelly), Д. Фармер (D. Farmer), А. Ридли (A. Ridley), К.А. Кэмпел (С.А. Campbell), К.А. Кин (С.А. Keene), JI. Гэрретт (L. Garrett), Т.С. Элиот (T.S. Eliot), Дж. Мэллинсон (J. Mallinson). Среди прочих к психологическим аспектам учения Ф.Г. Брэдли обращались Э. Фортье (Е. Fortier), Ф. Вилсон (F. Wilson), Дж. Варт (J. Ward). Существуют также исследования исторической концепции Ф.Г. Брэдли: Дж. Коннели (J. Connelly), Д. Томас (G. Thomas), Д. Холдкрофт (D. Holdcroft); его логических разработок: Фр. Саури (F. Sauri), Р.А. Юнг (R.A. Young),

C. Кэндлиш (S. Candlish), А. Мэнзер (A. Manser). В этой связи плодотворно разрабатывается тема связи Ф.Г. Брэдли с представителями аналитической философии в трудах таких исследователей, как: Пассмор Дж. (Passmore J.), П. Нилтон (P. Hylton), Н. Гриффин (N. Griffin). Если говорить об этическом учении Ф.Г. Брэдли, то специальных исследований по этой теме не много. В той или иной мере реконструкцию этических взглядов Ф.Г. Брэдли можно найти у Б. Дали Кахал (В. Daly Cahal), Дон МакНайвен (Don MacNiven), П. МакИвен (P. MacEwen), X. Сиджвик (Н. Sidgwick), Ст. Запашник (St. Zapasnik). Некоторые аспекты этического учения рассматривают: Д. Кроссли (D. Crossley), JI. Армуа (L. Armour), А. Винсент (A. Vincent), С. Панагаку (S. Panagakou), М. Димова (М. Dimova), А. Остен (A. Austen), Т. Спридж (Т. Sprigge), Т.Т. Седжерстед (Т.Т. Segerstedt), Ф. Шёман (F. Schoeman). Однако, как правило, этическое учение оказывается в центре внимания в связи с учением о государстве. В контексте обсуждения политологических проблем к этике Ф.Г. Брэдли обращаются Т.Д. Велдон (T.D. Weldon), П. Николсон (P. Nicholson), Дж. Аллард (J. W. Allard).

В целом некоторых аспектов влияния Г.В.Ф. Гегеля на Ф.Г. Брэдли касались: Р.В. Черч, JI. Армуа, исследовавшие диалектический метод Ф.Г. Брэдли; В.Дж. Мэндер, Г. Шток, Дж. Мьюрхед Т. Айраксинен, Ст. Запашник, рассматривавшие влияние Г.В. Гегеля на учение Ф.Г. Брэдли о государстве. Можно также упомянуть X. Сиджвика, рецензировавшего «Этические исследования» Ф.Г. Брэдли. Работы, посвященные детальному изучению влияния Г.В.Ф. Гегеля, равно как и немецкой традиции в целом, как на метафизику Ф.Г. Брэдли, так и на его этическое учение автору данного исследования не известны.

В настоящее время этому направлению уделяется большое внимание. Центром изучения британского неогелельянства стоит признать Оксфорд, где существует «Общество Брэдли», возглавляемое профессором В. Мэндером. В рамках деятельности этого общества проводятся исследования, переиздания работ Брэдли, а также организуются конференции, последняя из которых (2004 г.) была посвящена актуальным проблемам абсолютного идеализма.

Таким образом, актуальность исследования диктуется рядом моментов. И, прежде всего тем, что в настоящее время заметно возрос интерес ученых к темам и проблемам, которые развились из положений философии Ф.Г. Брэдли или в полемике с ним (к таковым, например можно причислить аналитическую философию). В этом аспекте исследование Ф.Г. Брэдли может служить прояснению ряда положений современной философии. Кроме того, в последние годы явно наметилась тенденция к компаративному анализу: исследованию взаимодействия культур, в том числе философских. Настоящее исследование в определенной мере вносит вклад в это направление, поскольку акцентируется на выявлении характера взаимодействия немецкой и британской философских культур. Кроме того, исследование восполняет лакуну в истории философии, представляя анализ и изложение философии Ф.Г. Брэдли. Тем самым история философии дает материал для других философских наук: этике, метафизике, политологии,культурологии.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые в отечественной истории философии проводится детальный анализ рецепции Г.В.Ф. Гегеля на философию Ф.Г. Брэдли.

Цель данного исследования - определить меру и характер рецепции философских идей Г.В.Ф. Гегеля в философии Ф.Г. Брэдли и показать, какую трансформацию получили идеи Г.В.Ф. Гегеля в учении Ф.Г. Брэдли. Работа направлена на выявление того, какие идеи Г.В.Ф. Гегеля оказываются наиболее значимыми с точки зрения Ф.Г. Брэдли, как они были восприняты и какое изменение претерпели в его работах. Именно поэтому философия Ф.Г. Брэдли, по возможности, излагается только в тех аспектах, которые необходимы для освещения рецепции Г.В.Ф. Гегеля.

Задачи данного исследования определяются целью и состоят в том, чтобы:

1) дать общую характеристику философии Ф.Г. Брэдли в контексте британского неогегельянства как направления в истории философии;

2) определить круг основных идей Ф.Г. Брэдли, в разработке которых отразилось влияние на него философии Г.В.Ф. Гегеля;

3) рассмотреть положения гегелевской философии сквозь призму учения Ф.Г. Брэдли и реконструировать идеи и связь понятий философии Г.В.Ф. Гегеля, существенных для Ф.Г. Брэдли;

4) определить, что в тех или иных положениях философии Г.В.Ф. Гегеля оказалось наиболее существенным для Ф.Г. Брэдли; указать, какое изменение эти положения претерпевают у Ф.Г. Брэдли.

Основные методы и методологические принципы исследования.

В работе применяются традиционные методы исследовательской историко-этической работы: текстологический анализ источников, понятийный анализ, компаративистский подход (позволяющий сопоставить термины и понятия исследуемых авторов, выявить логику их трансформации), анализ современной исследовательской литературы. Содержательным методологическим принципом, справедливость которого обосновывается в тексте диссертации, выступает выделение периодов развития философии Ф.Г. Брэдли, а также различение, с одной стороны, британского неогегельянства и, с другой стороны, английского абсолютного идеализма

Среди основных источников первое место принадлежит, прежде всего, трудам Ф.Г. Брэдли («Этические исследования», «Явление и реальность», «Принципы логики»), Г.В.Ф. Гегеля («Энциклопедия философских наук» Т 1, 3; «Философия права», «Лекции по истории философии», «Философия истории» (Введение)), и И. Канта («Основы метафизики нравственности»), анализ которых дает почву для исследования. Среди привлеченной научно-исследовательской литературы особо следует отметить работы В. Мэндера, Р. Воллхейма, В. Валланса, Д. Мьюрхеда, и К.А. Кин, которые дают достаточно полное, хотя и схематичное, представление философии Ф.Г. Брэдли в целом; труды Н.В. Мотрошиловой, М.С. Гулиана, К.С. Бакрадзе, М.А. Кисселя, а также совместные статьи К.А. Сергеева и Ю.В. Перова, посвященные изложению таких аспектов философии Г.В.Ф. Гегеля, как логика и истории философии; книги М.А. Кисселя и М.В. Эмдина, B.C. Нерсесянца, В.В. Перервы, в которых нашла отражение этическая часть философии Г.В.Ф. Гегеля; исследования Ст. Запашника, Р. Воллхейма, А.С. Богомолова и Г.И. Ризза, в которых представлены версии возможного влияния Г.В.Ф. Гегеля на философию Ф.Г. Брэдли.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту, представлялись и обсуждались на кафедре истории философии факультета философии и политологии Санкт-Петербургского государственного университета, в ряде публикации и выступлений на научных конференциях. Ряд положений диссертационного исследования использовался при написании главы «Ф.Г. Брэдли» в учебном пособии для студентов ВУЗов: Философия XIX века. Уч. пособие под ред. Соколова Б.Г. СПб., 2007. В рамках рассмотрения проблемного поля диссертационного исследования была проделана работа по переводу двух глав из работы Ф.Г. Брэдли «Этические исследования». Промежуточные и окончательные результаты исследования изложены в 4 научных публикациях общим объемом 2,7 п.л. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории философии факультета философии и политологии Санкт-Петербургского государственного университета 21 июня 2007 года.

Работа состоит из введения, трех глав (6 параграфов), заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Бабушкина, Дина Александровна

Заключение

В данной работе было проведено исследование меры и характера влияния философии Г.В.Ф. Гегеля на одного из ведущих представителей британского неогегельянства Ф.Г. Брэдли и показано, какое изменение идеи Г.В.Ф. Гегеля получили в работах последователя. В соответствии с поставленными целью и задачами, в первой главе «Конкретно-универсальное целое как центральное понятие неогегельянской философии Ф.Г. Брэдли» рассматривался вопрос об общем характере влияния Г.В.Ф. Гегеля на философию Ф.Г. Брэдли. Здесь был дан историко-философский контекст рецепции Г.В.Ф. Гегеля в Англии в к. XIX - н. XX вв., разъяснено различие терминов «британское неогегельянство» и «абсолютный идеализм», отмечено, что центральной идеей британского неогегельянства была идея универсально-конкретного целого. Так же определено место Ф.Г. Брэдли в истории неогегельянства в Англии, показана творческая эволюция мыслителя, показано, что неогегельянским можно считать только ранние период и что основной идеей этого периода является идея универсального-конкретного целого, раскрываемая через концепцию самореализации. Формулируя эти два понятия, первая глава подготовила анализ взаимосвязи конкретных положений философии Ф.Г. Брэдли и Г.В.Ф. Гегеля. Последующее рассмотрение строилось на исследовании основных определений универсально-конкретного целого, которые реконструированы здесь на основании работ Ф.Г. Брэдли.

На основании этих определений во второй главе «Основные положения, понятия и принципы логики Г.В.Ф. Гегеля, оказавшие влияние на учение Ф.Г. Брэдли о самореализации» была предпринята попытка реконструировать гегелевскую идею целого, как ее интерпретировал Ф.Г. Брэдли, а также, с опорой на «Науку логики» Г.В.Ф. Гегеля, - выделить основные принципы конституции целого, которые Ф.Г. Брэдли явно не представил при изложении концепции самореализации. Всего можно выделить пять таких принципов: конкретное тождество, единство формы и содержания, единство внутреннего и внешнего, свобода как необходимость и произвол, единство реального и идеального, действительного и разумного. Установленные в первой главе определенности целого, а также исследованные во второй, принципы организации целого, следующие из этих определенных, дали возможность рассмотреть, как проявляются в этическом учении Г.В.Ф. Гегеля определенные, значимые для Ф.Г. Брэдли, положения логики Г.В.Ф. Гегеля, и показать, какие идеи этики Г.В.Ф. Гегеля нашли отражение в учении Ф.Г. Брэдли о самореализации, - что и было сделано в третьей главе «Философия духа Г.В.Ф. Гегеля в преломлении этических исследований Ф.Г. Брэдли». В первом параграфе третьей главы осуществлен сопоставительный анализ понятий моральности у Ф.Г. Брэдли и понятий моральности и нравственности Г.В.Ф. Гегеля, а также показано, в какой мере идею целого Ф.Г. Брэдли можно рассматривать как аналог нравственной субстанции Г.В.Ф. Гегеля. Второй параграф «Влияние Г.В.Ф. Гегеля на критику Ф.Г. Брэдли учения И. Канта о категорическом императиве» посвящен критическому аспекту учения Ф.Г. Брэдли о самореализации Ф.Г. Брэдли в той его моменте, который испытал влияние Г.В.Ф. Гегеля, а именно: критике категорического императива И. Канта.

В результате проделанной исследовательской работы сформулированы следующие основные выводы:

1) С историко-философской точки зрения необходимо различать собственно британское неогегельянство и британский абсолютный идеализм. Для неогегельянства характерно признание авторитета Г.В.Ф. Гегеля, направленность на истолкование тех или иных его идей или приложение его диалектического метода к новым областям. Абсолютный идеализм особо выделяет идею конкретной универсалии, которую обосновывает в логике, этике и метафизике.

2) Различение британского неогегельянства и британского абсолютного идеализма осмысленно в отношении характеристики Ф.Г. Брэдли. В работах раннего периода (1870е гг., основная работа - «Ethical Studies») прослеживаются характерные гегельянские тенденции; в более поздних (основная - «Appearance and Reality») Ф.Г. Брэдли строит собственное учение об абсолютной реальности, которое трудно охарактеризовать как прямо гегельянское. Центральной темой раннего Ф.Г. Брэдли как неогегельянца является концепция универсально-конкретного целого как учение о тождестве индивидуального и всеобщего в универсально-конкретном целом, которая объясняется Ф.Г. Брэдли в гегелевском ключе с применением метода и понятий немецкого философа.

3) Идея универсально-конкретного целого в философии раннего Ф.Г. Брэдли связана с концепцией самореализации, которая позволяет философу обосновать возможность тождества конкретного и универсального.

4) В учении Ф.Г. Брэдли о самореализации нашли отражение такие работы Г.В.Ф. Гегеля, как «Философия духа» (Энциклопедия философских наук. Часть третья) и «Философия права». Можно констатировать влияние таких идей Г.В.Ф. Гегеля, как: определение поступка как осуществления внутреннего во внешнее; представление об объекте воления как о мысли; понимание воли как «конкретно-всеобщего»; представление о противоречивости воли; понятие цели воления, истинной свободы воли и произвола.

5) Влияние идей «Философии духа» и «Философии права» Г.В.Ф. Гегеля на учение Ф.Г. Брэдли о самореализации носит фрагментарный характер. Нельзя говорить о последовательном заимствовании Ф.Г. Брэдли положений философии Г.В.Ф. Гегеля. Более корректно говорить о том, что Ф.Г. Брэдли принимает определенные положения системы Г.В.Ф. Гегеля, и на их основании выстраивает свою концепцию. При этом в своих работах Ф.Г. Брэдли не следует принципам самой системы.

6) С содержательной точки зрения, можно констатировать также влияние на идеи, существенные для раннего Ф.Г. Брэдли, положений «Науки логики» Г.В.Ф. Гегеля: понятий конечности и бесконечности, идеи истинной и дурной бесконечности, истинного тождества, понятий конкретного и абстрактного, идея тождества внутреннего и внешнего; идея единства формы и содержания.

7) Влияние логического учения Г.В.Ф. Гегеля на Ф.Г. Брэдли можно определить как преимущественно методологическое. Можно констатировать влияние на концепцию целого у Ф.Г. Брэдли таких идей и понятий Г.В.Ф. Гегеля, как: идея отношения, понятия предела и конечности; понятия истинной и дурной бесконечности; понятия абстрактного и конкретного тождества; определения единичности и истинной всеобщности; идея единства формы и содержания, внутреннего и внешнего (в том числе мыслимое в понятии действительности), реальности и идеальности; различие свободы как необходимости и как произвола (формальная свобода); понятие реализации цели; идея противоречивости воления; идея становления и снятия. Ф.Г. Брэдли использует характерные для Г.В.Ф. Гегеля принципы утверждения отрицания отрицания и единства противоположностей; принцип нераздельности при различенности моментов целого; а также принципы критики дуализма конечного и бесконечного, дурной бесконечности взаимного перехода цели и средства, «голого» формализма и формального тождества как закона рассудочного мышления. Важно отметить, что Ф.Г. Брэдли принимает категории «Наука логики», не рассматривая их в развитии, пренебрегая, таким образом, той определенностью этих категорий, которую они приобретают как моменты самоопределения идеи.

8) С содержательной стороны можно констатировать влияние учения об универсально-конкретном понятии, развитом Г.В.Ф. Гегелем в логике, на идею универсально-конкретного целого у Ф.Г. Брэдли. При этом у Г.В.Ф. Гегеля универсально-конкретное понятие раскрывается на более высокой ступени развития как понятие нравственной субстанции. У Ф.Г. Брэдли же идея универсально-конкретного целого служит логическим объяснением идеи морального организма. Таким образом можно говорить о сопоставимости понятий нравственной субстанции у Г.В.Ф. Гегеля и морального организма у Ф.Г. Брэдли.

9) Специфика проблемы, которую Ф.Г. Брэдли рассматривает в ранний период (проблема совершения поступка индивидом), дает повод к тому, чтобы трактовать его теоретические построения как попытку пересмотреть саму гегелевскую идею целого с точки зрения партикулярного. Для Ф.Г. Брэдли оказывается столь важно акцентировать внимание на отношении внутри целого, и выделить то, чем является момент целого, чем для него выступает универсальное, как он обретает свою определенность, и как сохраняет свою индивидуальность, даже будучи отождествленным с целым. Этим, на наш взгляд, задается существенная разница между позициями Г.В.Ф. Гегеля и Ф.Г. Брэдли, поскольку для первого особенное значение имеет вопрос о том, как существует и проявляется всеобщее, а для Ф.Г. Брэдли - как существует и действует партикулярное.

10) Подход Ф.Г. Брэдли к философии Г.В.Ф. Гегеля можно представить как попытку поставить внутри системы проблему индивида, попытку пересмотреть отношение всеобщего (целого) к себе в своих моментах с точки зрения момента целого, имеющего самостоятельное существование. В приложении к жизни общества это положение можно сформулировать так: если для Г.В.Ф. Гегеля существенным оказывается определение всеобщего (семья, гражданское общество, государство), то Ф.Г. Брэдли обращается преимущественно к человеку, существенным определение которого является бытие в сообществе, отношение к обществу как целому и отношение к другим. Моральное целое Ф.Г. Брэдли - целое целых, единство воль, каждая из которых есть также целое.

Проблематика, исследуемая автором в данной диссертации, может быть развита в исследование конкретно-универсального целого у Ф.Г. Брэдли, его метафизических, этических и политологических оснований. Отдельного рассмотрения заслуживает поздний период творчества Ф.Г. Брэдли, в котором мыслителем было развито учение об абсолютной реальности. Изучение этой части философии Ф.Г. Брэдли не вошло в данную работу, поскольку связь ее с философией Г.В.Ф. Гегеля трудно доказуема. Главный труд этого периода -«Явление и реальность» дает богатый материал для истории философии, онтологии, теории познания.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Бабушкина, Дина Александровна, 2007 год

1. Антипин Н.А. Абсолютный идеализм Ф.Ф.Г. Брэдли и демаркацион-ный критерий К.Поппера // Современная философия Запада и Востока на пороге XXI в. Материалы межвузовской научной конференции. СПб., 1994.

2. Антипин Н.А. Британское неогегельянство и американская философия1. пол. XIX н. XX в. // Современная зарубежная философия: проблема трансформации на рубеже XX-XXI вв. СПб., 1996.

3. Антипин Н.А. Британское неогегельянство и немецкая философия IIпол. XIX н. XX в. // Методология исследования диалога философских культур. Материалы межвузовской конференции. СПб., 1995.

4. Антипин Н.А. Британское неогегельянство и русская философия второй половины XIX н. XX в. // Современная философия в зеркале компаративистики: диалог философских культур в зеркале компаративистики. Материалы межвузовской конференции. СПб., 1994.

5. Антипин Н.А. Диалектика Гегеля в интерпретации Мак-Таггарта. Отв.ред. д.ф.н., проф. А.С.Колесников. СПб., 1998.

6. Антипин Н.А. Очерк британского неогегельянства в работе

7. П.П. Блонского и современные исследования // Русская философия. Преемственность и роль в современном мире. Тезисы докладов и выступлений. СПб., 1992. 4.2.

8. Антипин Н.А. Практическое отношение к диалектике Гегеля в работах

9. Ф. Ф.Г. Брэдли и П. Флоренского // Взаимодействие науки и теологии в изучении проблем природы и общества. Тезисы докладов V Международного семинара, посвященного 110-летию со дна рождения П.Флоренского. СПб., 1992.

10. Антипин Н.А. Проблема обоснования реальности Абсолюта и нереальности пространственно-временного мира в философии Ф.Ф.Г. Брэдли // Космическое пространство в науке, философии и богословии. Материалы VII Междунар. семинара. СПб., 1994.

11. Антипин Н.А. Этика Т.Х. Грина и А. Швейцера о благоговении перед жизнью // Взаимодействие науки, философии и богословия в формировании современного экологического мышления. Материалы VII Межвузовского конгресса. СПб., 1995.

12. Артемьева О.В. Генри Сиджвик о высшем благе // Этическая мысль. Выпуск № 4 М., 2003.

13. Артемьева Т.В., Бажанов В.А., Микешин М.И. Рецепция британской социально-философской мысли в России XVIII—XIX вв. / Учебное пособие. СПб., 2006.

14. Асмус В.Ф. Диалектика необходимости и свободы в философии истории Гегеля. Вопросы философии. 1995, №1. С. 52-69.

15. Асмус В.Ф. Учение Гегеля о правах и пределах формального мышления // Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. М., 1984.

16. Асочаков Ю.В. Социально-политическая философия британского абсолютного идеализма. Автореферат. JL, 1989.

17. Бакрадзе К.С. Избранные философские труды. Том II: Система и метод философии Гегеля. Тбилиси, 1973.

18. Богомолов А.С. Английская буржуазная философия 20 в. М., 1973.

19. Богомолов А.С. Англо-американская философия эпохи империализма. М., 1964.

20. Богомолов А.С. Идея развития в буржуазной философии XIX и XX веков. М., 1962.20

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.