Рецепция философии Фридриха Ницше в теориях анархизма XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Семиглазов Георгий Сергеевич

  • Семиглазов Георгий Сергеевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2023, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 281
Семиглазов Георгий Сергеевич. Рецепция философии Фридриха Ницше в теориях анархизма XX века: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2023. 281 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Семиглазов Георгий Сергеевич

Введение

Глава 1. Политическая мысль Ф. Ницше

§ 1) Ницшевское видение целей и задач государства

§ 2) Анархические истоки ницшевского творчества

а) Философия Ницше и учение М. Штирнера

б) Ницшевское понимание задач философии и представление о революции М. Бакунина

в) Интерпретация христианства у Ницше и Л. Толстого

г) «Подпольный человек» как философский образ Ницше и Достоевского

Глава 2. Становление анархизма и популяризация философии Ницше

§ 1) Анархическое движение в Германии конца XIX - середины XX столетия

§ 2) Ницше и отечественный анархизм начала XX столетия

§ 3) Идеи Ницше во Франции

§ 4) Ницше и итальянский анархизм

§ 5) Анархизм в США

Глава 3. Философия Ф. Ницше и концептуальный аппарат анархизма XX столетия

§ 1) Концепция вечного возвращения. Ее интерпретация в анархическом учении

§ 2) Интерпретация концепции воли к власти в анархической теории

§ 3) Ницшеанская модель субъекта в анархической перспективе

§ 4) Ницшевская критика рессентимента как этическая максима анархизма

Глава 4. Ницше и современный постанархизм как итог эволюции анархической теории

§ 1) Ницше и генеалогия постанархизма

§ 2) Э. Кох и Т. Мэй. Ницше, онтология и эпистемология постанархизма

§ 3) «Анархия субъекта» Льюиса Колла

§ 4) Радикальная политика Сола Ньюмена. Анархизм как изнанка политического

Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Рецепция философии Фридриха Ницше в теориях анархизма XX века»

Введение

В этой диссертации речь пойдет об интерпретации идей Фридриха Ницше в различных версиях анархических учений, разрабатывавшихся на протяжении XX в. Этот сюжет обладает огромным потенциалом для изучения, поскольку, с одной стороны, работы немецкого мыслителя всегда привлекали к себе внимание читателей, желавших открыть новые глубины творчества этого философа, а с другой стороны, дискуссии вокруг анархизма завораживают умы огромного количества людей, пытающихся представить себе способы организации социальной жизни, отличные от уже имеющихся. Таким образом, соединение этих двух линий внутри одной темы открывает малоизученное исследовательское поле, которым и оказывается прочтение работ базельского профессора в анархических учениях прошлого столетия.

Стоит отметить, что хронологические рамки диссертации не ограничиваются только XX в., когда анархизм обрел место в качестве одной из знаковых идеологий эпохи, наряду с коммунизмом, фашизмом или же либерализмом. Анархическое движение сохраняет свое влияние вплоть до сегодняшнего дня, являясь конкурентоспособной альтернативой представительной демократии, пребывающей сегодня в глубоком кризисе, выход из которого и пытаются найти анархисты наших дней. Исходя из этого, диссертация в том числе затрагивает современные версии анархической теории, фокусируясь на таком ее философском направлении, как постанархизм, вырастающий на основе концептуальных наработок постструктурализма, психоанализа и, конечно же, Ф. Ницше.

Как правило, когда речь заходит об анархизме, то с этим учением ассоциируются имена таких крупных теоретиков прошлого, как М. Штирнер, П.-Ж. Прудон, М. Бакунин или П. Кропоткин. Все они получили статус классиков, поскольку в их работах был заложен фундамент данного социально-политического движения. В связи с этим складывается впечатление, что

говорить об анархизме возможно только сквозь призму текстов перечисленных авторов. Однако здесь уместно предположить, что подобная ситуация не вполне точна и не охватывает всю палитру философского языка анархизма. Одним из ведущих мыслителей XIX столетия, идеи которого впоследствии стали напрямую ассоциироваться с анархическим мировоззрением, оказался и Ницше. Тем не менее, если обратиться к исследованиям, посвященным как истории анархизма, так и непосредственно учению базельского профессора, то можно обнаружить, что творчество этого немецкого философа практически не изучается в контексте анархической рецепции. Вероятно, причинной послужило то, что имя автора «Веселой науки» в первую очередь связывается с традицией консервативной революции, а порой и с фашизмом; или же в Ницше вообще видят аполитичного мыслителя, не интересовавшегося политикой, а поэтому анархическая рецепция его учения остается вне академического пространства.

Кроме того, интерпретация ницшевских работ с перспектив анархической идеологии вызывает множество вопросов в отношении самой возможности подобного теоретического синтеза. Вероятно, главной причиной вынесения идей автора «Заратустры» за скобки при разговоре об анархизме является их претензия на аристократический статус - «аристократический радикализм», как это метко заметил в свое время Г. Брандес1, - а кроме того, очевидная симпатия самого Ницше к иерархическому устройству общества, выстроенного на принципе неравенства людей, о чем мыслитель писал, скажем, в «Антихристе» (1888). Перечисленные аспекты, несомненно, чужды любым анархическим теоретикам, верящим в избавление людей от всякого неравенства, власти и господства, будь то непосредственная власть человека над человеком или же тирания искусственных институтов, таких как государство.

Тем не менее, «аристократический радикализм» нисколько не помешал многим последователям анархистского движения опираться на рассуждения базельского профессора. И при интерпретации ницшевского творчества среди

1 Брандес Г. (1900) Фридрих Ницше. Аристократический радикализм. М.: Русская мысль.

анархистов наблюдается некоторое противоречие: сам автор «Заратустры» открыто заявлял о своей нелюбви к этой социально-политической программе, но история XX в. показала, что анархическая трактовка ницшеанства оказалась весьма последовательным и глубоким прочтением трудов немецкого философа. Исходя из такого положения дел, центральный вопрос диссертационного исследования должен быть сформулирован следующим образом: как возможна анархическая рецепция ницшевских произведений несмотря на то, что собственное отношение немецкого мыслителя к анархической идеологии было критическим?

Для того, чтобы разобраться в этой странной ситуации, необходимо подробно поговорить о тех теоретиках, которые выстраивали свои версии анархизма с опорой на ницшевские работы. Я надеюсь, что на основе анализа ряда текстов получится разобраться в том, почему базельский профессор, несмотря на духовную дистанцию, существующую между его и анархическими учениями, в XX столетии стал автором, пользующимся большой популярностью среди представителей анархистского движения, и также сохраняющим эту популярность сегодня.

Актуальность исследования. Отметим, что вынесенная в заглавие диссертации тема объединяет в себе два крупных блока. Первый из них связан с общей историей рецепции ницшевских работ, повлиявших на мировоззрение многих авторов. К мыслителям, формировавшимся под впечатлением от ницшеанских идей, относятся как известные русские философы Д. С. Мережковский, Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, В. В. Розанов, Л. И. Шестов, так выдающиеся европейские теоретики: М. Вебер, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж. Делез, Ж.-П. Сартр, Т. Адорно, М. Фуко и ряд других ключевых для современной академической дискуссии имен.

Таким образом, одной из причин, обуславливающей актуальность заявленной темы, является ключевая роль произведений Фридриха Ницше в XX

и начале XXI вв. Вне контекста творчества базельского профессора сложно представить себе историю философии прошлого и настоящего. Работы Ницше, вне зависимости от того, как к ним относиться - критически или, наоборот, с уважением, - невозможно обойти стороной, если мы хотим понять духовно-историческую ситуацию эпохи, для которой обозначенные идеи стали одним из символов времени.

Кроме того, актуальность обращения к наследию автора «Заратустры» обусловлена и современной дискуссией. Сегодня можно говорить о формировании отдельного направления исследований под названием ницшеведение, популярного в мировом философском сообществе2. В данном случае, примечательна ситуация в российском интеллектуальном пространстве. Исследования Ю. В. Синеокой демонстрируют3, что учение немецкого мыслителя с конца 90-ых гг. XX в. обрело второе рождение в России, что позволяет констатировать ницшевский ренессанс в нашей стране. Этот образ, предложенный Ю. В. Синеокой, наилучшим образом описывает положение дел, сложившееся вокруг базельского профессора.

Существующий интерес к учению Ницше подтверждает публикация «Полного собрания сочинений», работа над которым завершилось в 2014 г. издательством «Культурная революция». Реактуализация философии немецкого мыслителя демонстрирует, что последняя не утратила своей значимости, предоставляя важные концепты для анализа современности.

Тем не менее, к ницшевскому творчеству принято обращаться в контексте философии культуры и религии, тогда как политической мысли базельского профессора, и в частности, взаимодействию его учения с теориями анархизма, едва ли отводится должное внимание. Исходя их этого, диссертация может

2 Например, об этом свидетельствует международное периодическое издание Journal of Nietzsche studies,

выходящее с 1991 г. на английском языке. Здесь публикуются ведущие современные ницшеведы, такие как Т. Стронг, Л. Хэтэб, Д. Оуэн и др.

3 См. Синеокая Ю. В. (1999) Восприятие идей Ницше в России: основные этапы, тенденции, значение //

Фридрих Ницше и философия в России. Сборник статей. СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института. С. 7 - 38; Синеокая Ю. В. (2015) Философия Фридриха Ницше как зеркало конструирования постсоветской национальной идентичности России // Вопросы философии, № 12 и др.

быть интересна как отечественным, так и зарубежным ницшеведам, поскольку заявленная тема исследования не столь хорошо известна и разработана, а поэтому вопрос о том, как возможно пересечение идей Ницше с анархическими программами все еще остается открытым. Данная диссертация как раз и пытается ответить на него.

Вторая часть исследования непосредственно связана с теорией анархизма в XX и XXI вв. Практически для каждой страны возможно написать свою собственную историю анархического движения. Поэтому в текущей диссертации анализируется не история анархизма в целом, но только те анархические теоретики, творчество которых напрямую пересекалось с ницшевской философией.

Анархизм в качестве социально-политического движения стал знаковым феноменом общественной жизни многих государств, например, России, Германии, Франции, Испании и США. В связи с этим, обращение к анархическим программам позволяет сформировать цельный социально -политический образ XX и частично XXI вв., без чего невозможно вести речь о политической философии, для которой анархизм всегда был и остается своеобразным слепым пятном, рискующим как подорвать саму традицию политической мысли, так и одновременно ее обогатить.

Кроме того, в современном мире анархизм является одним из флагманов социальных движений в ряде стран4. О популярности этой теории в том числе свидетельствуют и Интернет-платформы, напрямую посвященные анарховедению (см. созданный в 2019 г. ресурс Akrateia.info или же «Библиотека анархизма», доступный на различных языках). В связи с обозначенным ростом известности анархической идеологии, от философов

4 См. Хохлова Д. (2017) Исландская модель демократии как символ нового популизма // Власть, No. 6. С. 160 -164; Хохлова Д (2017) Постанархия как альтернативный политический режим // Ars Administrandi (Искусство управления), Том 9, № 3. C. 312 - 32, и др. Также можно указать на попытки современных исследователей проанализировать различные социальные волнения с позиций ницшеанской философии. Например, см. Iliopoulos Ch. (2019) Nietzsche & Anarchism: An Elective Affinity and a Nietzschean reading of the December'08 revolt in Athens. Vemon Press.

требуется осмысление целей и задач этого социального проекта в реалиях XXI в. Включение анархистских идей в широкую академическую дискуссию может непосредственно способствовать ее оживлению и теоретическому разнообразию, чего порой остро не хватает.

Наконец, обращение к двум названным блокам исследований вместе взятым обусловлено одной глобальной проблемой. Повторимся: сам Ницше -вне зависимости от того, считаем ли мы его политическим мыслителем или нет, - относился к анархизму негативно. Тем не менее, большое количество анархистов, о которых пойдет речь ниже, выросли из ницшеанского творчества, пытаясь изобразить автора «Заратустры» как прото-анархичесского теоретика. Отсюда возникает задача понять, какие идеи базельского профессора оказали ключевое влияние на анархизм и продолжают оказывать до сих пор, а также почему анархисты не смогли обойти стороной немецкого философа.

По этим вопросам еще не написано достаточного количества историко-философских исследований, комплексно анализирующих связь ницшеанства и анархизма, что говорит в пользу актуальности диссертации, должной заполнить эту лакуну.

Научная разработанность темы. Говоря о степени разработанности поставленной темы, удобно разделить имеющуюся литературу на две группы: первую составляют исследования, посвященные исключительно философии Фридриха Ницше; вторую - те работы, которые в первую очередь фокусируются на истории анархических движений и теориях анархизма.

Обращаясь к первому блоку, связанному с интеллектуальной биографией автора «Заратустры», можно назвать как классические тексты, так и современные исследования, посвященные этой теме. К классическим монографиям относится тот список книг о Ницше, которые были написаны выдающимися мыслителями прошлого века. Особенность подобного рода исследований заключена в том, что в них факты из биографии базельского

профессора непосредственно определены их философской интерпретацией тем или иным автором, обладающим своим уникальным и неповторимым стилем мышления.

К подобным работам следует отнести монументальные труды К. Ясперса5, К. Левита6, Л. Клагеса7, М. Хайдеггера8, Ф. Г. Юнгера9, А. Данто10, Ж. Делеза11, М. Фуко12 и другие исследования. Несомненно, этот список можно продолжить и дальше. В некотором смысле, он составляет важный теоретический фундамент для всякого ученого, занимающегося ницшеведением. Тем не менее, у этих текстов есть ряд сложностей. А именно, перед каждым интерпретатором и комментатором Ницше встаёт проблема: исследователь всегда должен быть начеку, поскольку необходимо уметь отличать непосредственные факты из жизни Ницше и его оригинальные идеи от той интерпретации, которую давали им крупные мыслители XX столетия, порой чрезмерно привнося свою личную позицию в речь о философии базельского профессора (двухтомник Хайдеггера в этом плане наиболее показателен).

Если же обратиться к современному академическому формату монографий, то актуальными для текущей диссертации являются публикации

5 Ясперс К. (2004) Ницше. Введение в понимание его философствования. СПб.: Владимир Даль.

6 Левит К. (2016) Ницшевская философия вечного возвращения того же. М.: Культурная революция; Левит К.

(2001) От Гегеля к Ницше. Революционный переворот в мышлении XIX века. СПб.: Владимир Даль.

7 Клагес Л. Психологические достижения Ницше. М.: Культурная революция, 2016.

8ХайдеггерМ. Ницше. Т.1. СПб.: Владимир Даль, 2006; ХайдеггерМ. Ницше. Т.2. СПб.: Владимир Даль, 2007; Хайдеггер М. Кто такой Заратустра у Ницше? URL: http://www.nietzsche.ru/look/xxa/whv-is-zaratustra/#:~:text=Кто%20суть%20Заратvстра%20у%20Ницше,вечном%20возвращении%20того%20же%20са мого (дата обращения 11. 12. 2020); Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв». URL: http://www.nietzsche.ru/look/xxa/heider/#:~:text=Слова%20«Бог%20мёртв»%20означают%3A,западная%20фил ософия%2C%20понятая%20как%20платонизм.&text=Поэтому%20для%20метафизики%20и%20через,%2C% 20собственно%2С%20совершается%20как%20метафизика (дата обращения 11. 12. 2020).

9 Юнгер Ф. (2001) Ницше. М: Праксис.

10 Данто А. (2001) Ницше как философ. М: Дом интеллектуальной книги.

11 Делез Ж. (2003) Ницше и философия. М.: Ад Маргинем.

12 Фуко М. Ницше, генеалогия, история. URL: http://filosof.historic.ru/books/item/fD0/s00/z0000552/ (дата обращения 11. 12. 2020).

отечественных исследователей и переводчиков ницшевского наследия: К. Свасьяна13, В. Подороги14, Ю. Синеокой и Н. Мотрошиловой15, Б. Маркова16, А. Перцева17, А. Жаворонкова18 и др.

Например, работы Ю. В. Синеокой и Н. В. Мотрошиловой предоставляют подробную историю рецепции ницшевской философии в России, включающую в себя три этапа: 1900-ые гг. прошлого века; затем период с 20-ых по 80-ые гг., и, наконец, с 90-ых до настоящего времени. Эта тема подробнее раскрывается в таких монографиях, как «Ницше и философия в России» (1999) или же «Ницше: pro et contra» (2001)», показывающих, что традиция ницшеведения в нашей стране уходит корнями еще в конец XIX столетия, насчитывая большое количество публикаций (654 позиций с 1882 по 2000 гг.). Современному же статусу ницшевской философии в России и мире посвящен коллективный сборник статей «Фридрих Ницше. Наследие и проект» (2017), где исследователи пытаются ответить на вопрос, каким образом Ницше сегодня актуален для философской дискуссии.

Однако следует отметить, что среди отечественного ницшеведения так или иначе прослеживается тенденция рассматривать наследие базельского профессора с перспектив философии культуры, этики, религии или же языка (в чем слышится отзвук самых первых попыток интерпретации Ницше российскими мыслителями начала XX в.). Несомненно, подобные сюжеты обладают важным статусом внутри ницшевского творчества, требуя к себе пристального внимания и строго научного анализа.

13 Свасьян К. (1990) Ницше. Мученик познания // Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 1. Литературные памятники. М.: Мысль. С. 5-46.

14 Подорога В. (1995) Выражение и смысл. Ландшафтные миры философии. М.: Ad Margeneim.

15 Синеокая Ю. (ред), Мотрошилова Н. (ред.). (1999) Фридрих Ницше и философия в России: Сборник статей. СПб.: Русский Христианский гуманитарный институт; Синеокая Ю. (ред.), Полякова Е. (ред.) (2017) Фридрих Ницше. Наследие и проект. М.: Издательский дом ЯСК.

16 Марков Б. (2005) Человек государство и Бог в философии Ницше. СПб.: Владимир Даль/

17 Перцев А. (2009) Фридрих Ницше у себя дома. Опыт реконструкции жизненного мира. СПб.: Владимир Даль; Перцев А. (2014) Незнакомый Ницше. Психолог, остроумец и знаток женщин. СПб.: Владимир Даль.

18 Жаворонков А. (2016) Границы человека и границы общества: Антропология Ф. Ницше и ее влияние на

философию Гельмута Плеснера // Историко-философский ежегодник. С. 182 - 205; Жаворонков А. (2019) Идея человека у Ницше с (анти)антропологической точки зрения // Философский журнал, Т. 12, № 1. С. 48 -62.

Непосредственно сюжету текущей диссертации - вопросу Ницше и политика, частным аспектом которого является тема Ницше и анархизм, -отечественные ученые склонны уделять чуть меньше внимания19. В связи с этим, необходимо обратиться к публикациям западных коллег, анализирующих творчество базельского профессора сквозь этот ракурс куда чаще. В частности, можно указать на следующие фундаментальные работы Т. Стронг20; Л. Хэтэба21, Х. Дрошена22; Ф. Аппеля23; М. Булла24 и некоторые сборники статей25. Например, Х. Дрошен полагает, что Ницше актуален сегодня для политической философии, позволяя переосмыслить ряд ее ключевых понятий, таких как государство, демократия, международная политика. Ницше может напомнить, что политика невозможна без духовного воспитания, и поэтому, как считает Дрошен, если сегодня все еще сохраняется вера в демократию, то с необходимостью должны предприниматься и те процедуры, которые бы воспитывали людей в демократических идеалах - культура и большая политика по мнению Ницше всегда шли нога в ногу друг с другом.

В свою очередь, Л. Хэтэб также отмечает, что базельский профессор актуален сегодня в первую очередь для теории демократии. Однако, вместо господствующей представительной демократии Хэтэб предлагает модель агональной демократии, где люди равным образом участвуют в политической жизни, пытаясь тем самым двигаться к лучшему и справедливому сообществу через открытую конкуренцию. Подобный проект, как полагает Хэтэб, на имплицитном уровне содержался в философии Ницше, защищавшего

19 Хотя нельзя сказать, что эта дискуссия совершенно обходится стороной. См. например. Каплун В. (ред.) (2003) Ницше и современная западная мысль. СПб., М.: Европейский университет в Санкт-Петербурге, Летний сад.

20 Strong T. (1988) Friedrich Nietzsche and the Politics of Transfiguration, Berkley, Los Angeles, London: University of California Press; Strong T. (2008) Nietzsche and the Political: Tyranny, Tragedy, Cultural Revolution, and Democracy // The Journal of Nietzsche Studies, Issue 35/36, Spring/Autumn, pp. 48-66.

21 Hatab L. (2014) Nietzsche's Will to Power and Politics // Nietzsche as Political Philosopher, eds. Manuel Knoll and Barry Stocker. Berlin: Walter De Gruyter; Hatab L. (2008) Breaking the Contract Theory: The Individual and the Law in Nietzsche's Genealogy // Nietzsche, Power and Politics: Rethinking Nietzsche's Legacy for Political Thought, ed. by H. Siemens and V Roodt. Berlin, New York: Walter de Gruyter. Pp. 169 - 191.

22 Drochen H. (2016) Nietzsche's Great politics. Princeton University Press.

23 Аппель Ф. (2016) Ницше против демократии. СПб.: Наука.

24 БуллМ. (2016) Анти-Ницше. М.: Издательский дом Дело.

25 Golomb J. (ed.), Wistrich R. (ed.) (2009) Nietzsche, Godfather of Fascism? Princeton University Press.

агональность как ключевую силу развития человечества. Схожей позиции придерживаются и другие авторы, упомянутые выше.

Конечно, это лишь часть публикаций, однако даже на примере перечисленных работ прослеживается примечательна тенденция. В контексте вопроса «Ницше и политика» обсуждаются сюжеты демократической трактовки ницшеанских концептов, критика национал-социалистической фальсификации наследия базельского профессора, а также реконструкция собственных взглядов немецкого философа на цели и задачи политики. Вопросу же «Ницше и анархизм» отводится куда меньше внимания, что, очевидно, демонстрирует необходимость отдельного исследования по этой теме, которым и должна стать заявленная диссертация.

Если обратиться к текстам, посвященным истории анархизма, то здесь ситуация не так однозначна. По моему мнению, идеи анархизма в российской философии рассматриваются куда реже, чем ницшевское творчество. Хотя, конечно, нельзя сказать, что не рассматриваются совершенно, поскольку за два десятилетия XXI в. количество публикаций, посвященных анархической теории, внутри отечественного академического сообщества увеличивается год от года.

Говоря о ключевых российских исследователях анархизма, следует упомянуть П. В. Рябова, в особенности его серию работ об А. А. Боровом, анархисте-ницшеанце начала XX столетия26. Тексты П. В. Рябова предоставляют подробный анализ учения этого русского теоретика анархизма, в некотором смысле являясь переоткрытием творчества Борового в современной научной дискуссии. Однако из-за очевидной симпатии автора к анархизму, публикации П. В. Рябова не всегда затрагивают противоречивые

26 Рябов П. В. (2010) «Былое и думы» Алексея Борового // Человек, № 3; Рябов П. В. (2011) Романтический анархизм Алексея Борового (из истории русской философской жизни) // Историко-философский ежегодник, М.: Наука; Рябов П. В. (2010) Анархическая философия Алексея Борового (из истории русского бергсонианства) // Вестник балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки; Рябов П. В. (2010) Алексей Боровой и философия Фридриха Ницше (из истории русского ницшеанства в начале XX века) // Преподаватель XXI век, N0. 2 и др.

сюжеты анархической теории. Текущая диссертация стремится заполнить данный пробел, взглянув на фигуру А. Борового более отстранено, подвергнув ряд положений его персоналистического анархизма критическому анализу с целью выявления в них затруднений.

Также среди отечественных специалистов по анархизму важно упомянуть И. В. Аладышкина. Его исследования главным образом посвящены российскому анархо-индивидуализму начала XX столетия27. Предоставляя блестящие фактологические сведения, на которые опирается в том числе и автор этой диссертации, тексты И. В. Аладышкина, тем не менее, не всегда дают философское осмысление творчества отечественных анархистов. Поэтому диссертация пытается восполнить нехватку теоретического анализа работ таких российских анархистов-ницшеанцев, как Л. Черный и А. Боровой, рассмотрев те элементы их учения, которые были сформированы непосредственно под влиянием идей базельского профессора.

Наконец, необходимо указать на публикации В. В. Дамье, связанные с историей анархо-синдикализма в XX в28. Здесь ситуация схожа с работами И. В. Аладышкина. Тексты В. В. Дамье анализируют эволюцию синдикалистских идей с момента их возникновения в XIX в. и вплоть до постепенного упадка в середине прошлого столетия. Тем не менее, фокусируясь исключительно на истории социальных движений, работам В. В. Дамье время от времени не достает теоретического разбора творчества ключевых синдикалистских теоретиков, таких как Р. Роккер или же Ж. Сорель. Данная диссертация предпринимает подобный критический анализ.

Отдельным пунктом в контексте исследований о российском анархизме следует назвать энциклопедические статьи и архивные документы, способные

27 См. Аладышкин И. (2009) На «окраине» общественно-политической жизни Российской империи (к истории становления анархо-индивидуализма в первое десятилетие XX века) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2, № 1. С. 116 - 122; Аладышкин И. (2008) Загадки издательства «Индивид». Из истории российского анархо-индивидуализма // Клио, 2 (41). С. 70 - 75.

28 Дамье В. (2010) История анархо-синикализма. Краткий очерк. М.: Книжный дом «Либроком».

внести ясность в историю отечественного анархистского движения29. Эти материалы позволяют выявить особенности взаимодействия друг с другом различных анархических групп, действовавших на территории Российской империи и СССР в начале XX столетия. Кроме того, архивные сведения в том числе проясняют и некоторые причины взлета и падения российского анархизма, частично затрагивая интересующий сюжет связи анархической теории и ницшеанской философии.

Таким образом, хотя сегодня анарховедение в России оторее не входит в передовые направления научных исследований, допустимо констатировать наличие интереса к этой сфере, а также запроса на расширение возможных дискуссионных тем внутри этой области.

Если говорить про зарубежные anarchist studies, то можно признать, что здесь история и теория анархизма реконструирована куда более подробно. Например, обращение к англоязычной литературе особенно актуально при разговоре о постанархизме, феномен которого практически не затрагивается в русскоязычных периодических изданиях, за исключением публикаций Д. Б. Полякова30.

Среди наиболее значимых текстов зарубежных авторов следует упомянуть работы Г. Вудкока31. А. Скирда32, А. Антлифа33, Р. Грэхэма34, анализирующих историю анархизма сразу в нескольких странах, в том числе в Германии, Франции и Америке, и поэтому являющихся тем отправным пунктом, благодаря которому возможно обратиться к анархической рецепции

29Завелев А. (ред.)(1999) Политические партии России: история и современность. М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН); Кривенький В. Анархисты. Документы и материалы. 1883 - 1935 гг. В 2 тт.. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН) и др.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Семиглазов Георгий Сергеевич, 2023 год

Библиография

1) Аладышкин И. (2006) Анархо-индивидуализм в среде отечественной интеллигенции второй половины XIX - первой декады XX века: на материалах гг. Москва и Санкт-Петербург // Диссертация канд. истор. наук, Иваново.

2) Аладышкин И. (2009) На «окраине» общественно-политической жизни Российской империи (к истории становления анархо-индивидуализма в первое десятилетие XX века) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2, № 1. С. 116 - 12.

3) Аладышкин И. (2008) Загадки издательства «Индивид». Из истории российского анархо-индивидуализма // Клио, 2 (41). С. 70 - 75.

4) Архипова А. (1975) Дворянская революционность в восприятии Ф. М. Достоевского // Базанов В. (ред.), Вацуро В. (ред.) Литературное наследие декабристов. СПб.: Наука,. С. 219 - 247.

5) Бакшт Д. (2016) Лев Черный (П.Д. Турчанинов) в сибирской ссылке (1907-1910 гг.): Документы органов департамента полиции в реконструкции биографии деятеля российского анархизма // Вестник архивиста, № 3. С. 300 -311

6) Бакунин М. (1917) Бог и государство.- М.: Типография издательской комиссии Московского Совета Солд. Деп., 1917.

7) Бакунин М. (1919) Государственность и анархия. Избранные сочинения. Т. 1. СПб.: Голос труда.

8) Бердяев Н. (1907) Анархизм // Бердяев Н. Новое религиозное сознание и общественность. Спб.: Издание М.В. Пирожкова.

9) Бонецкая Н. (2013) Русский Ницше // Вопросы философии.

10) Боровой А. Моя жизнь. URL: http://mosjour.ru/201706885/

11) Боровой А. (2019) Революционное миросозерцание. Общественные идеалы современного человечества: Либерализм. Социализм. Анархизм. - М.: URSS.

12) Боровой А. Революционное творчество и парламент. URL: https ://dlib.rsl.ru/viewer/01004216063#?page=1

13) Боровой А. (2016) Анархизм. URSS.

14) Бочарова И., Волвкова Е., Фролова Е. (2018) Монархизм и народность Ф.М. Достоевского в «Дневнике писателя» // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, № 2 (46).

15) Брандес Г. (1900) Фридрих Ницше. Аристократический радикализм. М.: Русская мысль.

16) Булл М. (2016) Анти-Ницше. М.: Издательский дом «Дело».

17) Быстров А. (2019) Критика парламентаризма в учении А. А. Борового // Вестник ВГУ Серия: Право, No. 2. С. 108 - 121.

18) Быковский С. «Анархисты подполья». URL: https :// socialist.memo. ru/ firstpub/ y05/ap. htm.

19) Вард К. (2009) Анархизм. Очень краткое введение. М.: Оксфорд.

20) Вагнер Р. (1978) Избранные работы. М.: «Искусство» С. 107 - 142

21) Велидов А. (1989) Красная книга ВЧК. Т.1. М.: Политиздат.

22) Волин В. Неизвестная революция. URL: https://ru.theanarchistlibrary.org/library/vsevolod-volin-neizvestnaya-revolyuciya-kniga-vtoraya

23) Ворожихина К. (2015) Ницше во Франции: Конфликт первых интерпретаций // Философский журнал. Т. 8. № 1. С. 88 - 94.

24) Гарявин А. (2004) Социально-экономический строй будущего в теории ассоциационного анархизма Льва Чёрного // Петербургская историческая школа: Альманах / Приложение к журналу для учёных «Клио». Третий год выпуска: Памяти Е. Р. Ольховского. СПб.: Клио. С. 143- 156.

25) Гарявин А. (2015) Классовая теория Льва Черного // Анархзим: pro et

contra. Сост., вступ. статья, коммент. П.И. Талерова. СПб: РХГА, 2015. С. 687 -693.

26) Гачева А. (2007) Достоевскй и евразийство // Литературоведческий журнал. С. 36 - 57.

27) Горелов А. (2007) Ф. М. Достоевский: русская идея и русский социализм // Знание, понимание, умение. С. 50 - 66.

28) Горелик А. Анархисты в российской революции. Дата обращения: 15. 07. 2019 URL: <http://socialist.memo.ru/books/html/gorelik.html>.

29) Грот Н. (2001) Нравственные идеалы нашего времени. Фридрих Ницше и Лев Толстой // Синеокая Ю. (ред.) Ницше: pro et contra. Спб.: РХГА.

30) Гроссман Л. (2015) Достоевский - реакционер. M.: ^mmon place.

31) Давыдов Ю. (ред.) (2002) История теоретической социологии. Т. 2. М.: «Канон+».

32) Дамье В. (2010) История анархо-синикализма. Краткий очерк. М.: Книжный дом «Либроком».

33) Дамье В. Революция 1918 - 1919 годов в Баварии и немецкие анархисты. URL: https://aitrus.info/node/5325

34) Дамье В. (2006) Забытый интернационал, Т.1. М.: Новое литературное обозрение.

35) Дамье В. Красная Эмма (https://aitrus.info/node/1945)

36) Данто А. (2001) Ницше как философ. М: Дом интеллектуальной книги.

37) ДелезЖ. (2003) Ницше и философия. М.: Ад Маргинем, 2003.

38) Доброхотов А. Идейные контексты «Рождении трагедии». URL: http://www.nietzsche.ru/around/preview/nlo/dobrochotov/ (дата обращения 14.08.2019)

39) Дубовицкая Н. (2013) Роль почвенничества в формировании мировоззрения Достоевского // Вестник Университета, № 21. С. 256 - 259.

40) Ерохин А. Судьбы анархизма в немецкой литературе рубежа XIX - XX веков. URL: http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/articles-

germaniya/erohin-sudby-anarhizma.htm (дата обращения: 13. 11. 2019).

41) Жаворонков А. (2016) Границы человека и границы общества: Антропология Ф. Ницше и ее влияние на философию Гельмута Плеснера // Историко-философский ежегодник. С. 182 - 205;

42) Жаворонков А. (2019) Идея человека у Ницше с (анти)антропологической точки зрения // Философский журнал, Т. 12, № 1. С. 48 - 62.

43) Жукоцкая З. (2003) Философия музыки в мистическом анархизме Георгия Чулкова: социальнопсихологический аспект // Философия и общество, 2003, No. 1.

44) Завелев А. (ред.) Политические партии России: история и современность. М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН).

45) Зиммель Г. (1996) Понятие и трагедия культуры // Зиммель Г. Избранное. Т. 1. Философия культуры. М.: Юрист.

46) Зиммель Г. (1996) О сущности культуры // Зиммель Г. Избранное. Т. 1. Философия культуры. М.: Юрист.

47) Каплун В. (2003) «Большая политика» Ф. Ницше и миф о Европе // Каплун В. (ред). Ницше и современная западная мысль. Сборник статей. Спб., М. С. 96 - 154.

48) Кабешев Р. (2004) Ж. Сорель и Ш. Моррас — первые попытки соединения идей синдикализма и национализма // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Международные отношения, политология, регионоведение, No. 1. С. 281 - 282.

49) Клагес Л. (2016) Психологические достижения Ницше. М.: Культурная революция.

50) Клюс Э. Ницше в России. Революция морального сознания. URL: http://www.nietzsche.ru/around/russia/klust/

51) Кошарный В. (2008) «Мистический анархизм» в России начала XX в. // Гуманитарные науки. Философия. № 2.

52) Кривенький В. (ред.). (1998) Анархисты. Документы и материалы. 1883-1935 гг. В 2 тт. / Т. 1. 1883-1916 гг. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН).

53) Кривенький В. (1999) Анархисты. Документы и материалы. 1883 - 1935 гг. В 2 тт. / Т. 2. 1917-1935 гг. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН).

54) Куреных К. (2016) Эгоизм как жизненная позиция в трудах М. Штирнера и Ф. Ницше // Человек. Т. № 1. С. 79-88

55) Лаврова А. (1999) Философия языка Ф. Ницше: вызов традиции? // Фридрих Ницше и философия в России. Сборник статей. СПб.: Русский христианский гуманитарный институт. С. 208 - 221

56) Левит К. (2016) Ницшевская философия вечного возвращения того же / Пер. с нем. В. Бакусева. М.: Культурная революция.

57) Левит К. (2001) От Гегеля к Ницше. Революционный переворот в мышлении XIX века. СПб.: Владимир Даль.

58) Марков Б. (2005) Человек, государство и Бог в философии Ницше. СПб.: Владимир Даль.

59) МаккейДж. (1906) Анархисты. СПб.: Издание С. Е. Коренева.

60) Маккей Дж. (2010) Макс Штирнер, его жизнь и творчество. М.: Книжный дом «Либроком».

61) Максимов Г. За что и как большевики изгнали анархистов из России? К освещению положения анархистов в России. Дата обращения: 15. 07. 2019. URL: <http://socialist.memo.ru//books/perli/maksimov.htm>

62) Монин М. (2017) Анархизм Достоевского // Вопросы философии. № 2. С. 128 - 139.

63) Муфф Ш. (2004) К агонистической модели демократии // Логос, № 2. С.180 - 197.

64) Налимов В. (2015) Об истории мистического анархизма в России (По личному опыту и материалам Центрального архива) // Анархизм: pro et contra,

РХГА. С. 806 - 821.

65) Ницше Ф. (2012) О будущности наши образовательных учреждений // Полное собрание сочинений. В 13 томах. Т 1.1. М.: Культурная революция.

66) Ницше Ф. (2012) Греческое государство // Полное собрание сочинений. В 13 томах. Т 1.1. М.: Культурная революция.

67) Ницше Ф. (2012) Гомеровское состязание // // Полное собрание сочинений. В 13 томах. Т 1.1. М.: Культурная революция.

68) Ницше Ф. (2012) Рождение трагедии из духа музыки / Пер. с нем. Г. Рачипского // Полное собрание сочинений: В 13 томах. Т. 1/1. М.: Культурная революция/

69) Ницше Ф. (2014) Несвоевременные размышления I. Давид Штраус -исповедник и писатель // Полное собрание сочинений. Т. М.: Культурная революция.

70) Ницше Ф. (2011) Человеческое, слишком человеческое / Пер. с нем. В. Бакусева // Ницше Ф. Полное собрание сочинений в 13 томах: Т. 2. М.: Культурная революция.

71) Ницше Ф. (2014) Утренняя заря / Пер. с нем. В. Бакусева // Полное собрание сочинений: В 13 томах. Т. 3. М.: Культурная революция.

72) Ницше Ф. (2014) Веселая наука / Пер. с нем. К. Свасьяна // Полное собрание сочинений: В 13 томах. Т. 3. М.: Культурная революция.

73) Ницше Ф. (2007) Так говорил Заратустра / Пер. с нем. Ю. Антоновского // Полное собрание сочинений: в 13 томах. Т. 4. М.: Культурная Революция.

74) Ницше Ф. (2005) К генеалогии морали / Полное собрание сочинений: в 13 томах. Т. 5. М.: Культурная революция.

75) Ницше Ф. (2005) По ту сторону добра и зла / Полное собрание сочинений: в 13 томах. Т. 5. М.: Культурная революция.

76) Ницше Ф. (2009) Сумерки идолов / Пер. с нем. Н. Полилова // Ницше Ф. Полное собрание сочинений в 13 томах: Т.6. М.: Культурная революция.

77) Ницше Ф. (2009) Ницше contra Вагнер / Пер. с нем. И. Эбаноидзе и др. // Полное собрание сочинений в 13 томах: Т.6. М.: Культурная революция.

78) Ницше Ф. (2009) Ecce homo / Пер. с нем. Ю. Антоновского и И. Эбаноидзе // Полное собрание сочинений в 13 томах: Т.6. М.: Культурная революция.

79) Ницше Ф. (2009) Антихристианин / Пер. с нем. А. Михайлова // Полное собрание сочинений: В 13 томах. Т. 6. М.: Культурная революция.

80) Ницше Ф. (2013) Полное собрание сочинений. Т. 9. М.: Культурная революция.

81) Ницше Ф. (2007) Черновики и наброски. 1869 - 1873 // Полное собрание сочинений: в 13 т. Т. 7. М.: Культурная революция. С. 524.

82) Ницше Ф. (2012) Черновики и наброски 1884-1885 гг. / Пер. с нем. В. Седельника // Полное собрание сочинений: В 13 томах. Т. 11. М.: Культурная революция.

83) Ницше Ф. (2005) Полное собрание сочинений. Т. 12. М.: Культурная революция.

84) Ницше Ф. (2006) Черновики и наброски. 1887 - 1889 // Полное собрание сочинений: в 13 тома. Т. 13. М. Культурная революция.

85) Онфре М. Постанархизм, растолкованный моей бабушке. URL: (дата обращения 06. 01. 2018). URL: https://avtonom.org/pages/mishel-onfre-postanarhizm-rastolkovannyy-moey-babushke (дата обращения дата обращения 06. 01. 2018).

86) Перцев А. (2014) Незнакомый Ницше. Психолог, остроумец и знаток женщин. СПб.: Владимир Даль.

87) Перцев А. (2009) Фридрих Ницше у себя дома. СПб.: Владимир Даль.

88) Поляков Д. (2016) Ницшеанская «воля к власти» в контексте постанархизма // Интеллект, инновации, инвестиции, No. 1. С. 71 - 73.

89) Поляков Д. Начала постанархизма. URL: https://akrateia.info/nachala-postanarkhizma/ (07. 06. 2020)

90) Поляков Д. (2019) Постанархизм. Субъект в пространстве власти. Чита: ЗабИЖТ.

91) Поляков Д. (2015) Постанархизм. Сол Ньюмен и теория новой радикальной политики // Философские науки, No. 6. С. 50 - 56.

92) Рублев Д., Рябов П. Алексей Алексеевич Боровой. Человек, мыслитель, анархист. URL: http://www.karaultheca.ru/rus-an/ryabov.htm.

93) Рублев Д. (2019) Российский анархизм в XX веке. М.: Родина.

94) Рябов П. (2016) Алексей Алексеевич Боровой и его книга "Анархизм" // Боровой А. Анархизм. URRS.

95) Рябов П. (1996) Проблема личности в философии классического анархизма // Диссертация канд. филос. наук, Москва.

96) Рябов П. (2010) Алексей Боровой и философия Фридриха Ницше (из истории русского ницшеанства в начале XX века) // Преподаватель XXI век. No. 2.

97) Рябов П. (2010) Анархическая философия Алексея Борового (из истории русского бергсонианства) // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки.

98) Рябов П. (2010) Краткий очерк истории анархизма в XIX - XX веке. Анархические письма. - М.: Красанд.

99) Сергеев В. Философ Алексей Боровой и другие политические ссыльные в Вятке советских лет. URL: http://herzenlib.ru/almanac/number/detail.phpNUMBER=number6&ELEMENT=ger zenka6_4_5.

100) Сидорчук И. Социологические сюжеты в «Вестнике психологии, криминальной антропологии и гипнотизма» (1904 - 1919). Социологический журнал. Т. 22. № 4. С. 139 - 156.

101) Синеокая Ю. (1999) Восприятие идей Ницше в России: основные этапы, тенденции, значение // Фридрих Ницше и философия в России. Сборник статей. СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института.

С. 7 - 38.

102) Синеокая Ю. (2015) Философия Фридриха Ницше как зеркало конструирования постсоветской национальной идентичности России // Вопросы философии. № 12.

103) Сорель Ж. (2013) Размышления о насилии. М.: Фаланстер.

104) Стронг Т. (2003) Философия и политика культурной революции // Каплун В. (ред). (2003) Ницше и современная западная мысль. Сборник статей. Спб., М. C. 18 - 58.

105) Ударцев С. (1994) Политическая и правовая теория анархизма в России: история и современность. М.: Высшая школа права.

106) Федоров А. Рудольф Роккер: штрихи к портрету. URL: https://aitrus.info/node/1493

107) Федоров А. (2018) Эмиль Арман и его анархия // Материалы научной конференции «Анархистские теории в российском революционном движении (К 175-летию со дня рождения П. А. Кропоткина и к 100-летию Русской революции). ACTA ERUDITORUM, Вып. 26. СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии.

108) Франк С. (2001) Фридрих Ницше и этика любви к дальнему // (Синеокая Ю. (ред.) Ницше: pro et contra. Спб.: РХГА. С. 598 - 648

109) Филиппов А. (2002) Между социологией и социализмом: введение в концепцию Фердинанда Тенниса // Теннис Ф. Общность и общество. СПб.: Владимир Даль.

110) Фуко М. Ницше, генеалогия, история. URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000552/ (дата обращения 11. 12. 2020).

111) Хайдеггер М. (2006) Ницше. Том 1 / Пер. с нем. А. Шурбелева. СПб.: Владимир Даль.

112) Хайдеггер М. (2007) Ницше. Т.2. СПб.: Владимир Даль.

113) Хайдеггер М. Кто такой Заратустра у Ницше? URL:

http://www.nietzsche.ru/look/xxa/why-is-

zaratustra/#:~:text=Кто%20суть%20Заратустра%20у%20Ницше,вечном%20возвр ащении%20того%20же%20самого (дата обращения 11. 12. 2020).

114) Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв». URL: http://www.nietzsche.ru/look/xxa/heider/#:~:text=Слова%20«Бог%20мёртв»%20оз начают%3А,западная%20философия%2С%20понятая%20как%20платонизм^е xt=Поэтому%20для%20метафизики%20и%20через,%2C%20собственно%2C%2 0совершается%20как%20метафизика (дата обращения 11. 12. 2020).

115) Хохлова Д. (2017) Исландская модель демократии как символ нового популизма // Власть, No. 6. С. 160 - 164.

116) Хохлова Д. (2017) Постанархия как альтернативный политический режим // Ars Administrandi (Искусство управления). Том 9, № 3. С. 312-32.

117) Чёрный Л. (1923) Новое направление в анархизме: ассоциационный анархизм. Нью-Йорк, издание рабочего союза «Самообразование».

118) Чулков Г. (2016) О мистическом анархизме. -- М.: Мультимедийное издательство Стрельбицкого.

119) Чулков Г. (1907) Анархические идеи в драмах Ибсена. М.: Шиповник, 1907.

120) Шестов Л. (2001) Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше: философская проповедь // Синеокая Ю. (ред.) Ницше: pro et contra, СПб.: РХГИ. С.339 - 444.

121) Шестов Л. (2001) Достоевский и Ницше. Философия трагедии // Синеокая Ю. (ред.) Ницше: pro et contra, СПб.: РХГИ. С. 445 - 597.

122) Штайнер Р. (2010) Так называемое возвращение того же у Ницше // Штайнер Р. Фридрих Ницше. Борец против своего времени. М.: «Новалис».

123) Шмитт К (2000). Духовно-историческое состояние современного парламентаризма // Шмитт К. (2000) Политическая теология. М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково Поле. С. 155 - 259

124) Шмитт К. (2000) Политическая теология. Сборник, М.: «КАНОН-

пресс-Ц».

125) Штирнер М. (1994) Единственный и его собственность. Харьков: Основа.

126) Эврич П. (2006) Русские анархисты. - М.: Центрполиграф.

127) Юнгер Ф. (2001) Ницше. М.: Праксис.

128) Янц К. (2017) Жизнь Фридриха Ницше. Т. 1. М.: Культурная революция, 2017.

129) Ясперс К. (2004) Ницше. Введение в понимание его философствования. СПб.: Владимир Даль.

130) Avrich P., Avrich K. (2012) Sasha and Emma. The Anarchist Odyssey of Alexander Berkman and Emma Goldman. The Belknap Press of Harvard University Press.

131) Aschheim S. (1990) The Nietzsche legacy in Germany. 1890 - 1990. University of California Press.

132) Antlif A. (2007) Anarchy and Art. From Paris Commune to the Fall of Berlin wall. Vancouver: Arcenal Pulp Press.

133) Antliff A. (2004) Revolutionary Seer for a Post-Industrial Age: Ananda Coomaraswamy's Nietzsche // Moore J. (ed.). I Am Not A Man, I Am Dynamite! Friedrich Nietzsche and the Anarchist Tradition. pp. 40 - 49.

134) Antliff M. (2011) Bad Anarchism: Aestheticized Mythmaking and the Legacy of Georges Sorel // Anarchist Developments in Cultural Studies. Art & Anarchy, No. 2.

135) Alexander R. (1999) The anarchists in the Spanish Civil War. Vol. 1, 2. London: Janus Publishing Company.

136) Beau St. Georges Palante. URL: http://www.cosmovisions.com/Palante.htm

137) Berghaus G. (2009) Violence, War, Revolution: Marinetti's Concept of a Futurist Cleanser for the World // Annali d' italianistica, 27. Pp. 23-71.

138) Brandon E. (2017) Violence in Translation: Georges Sorel, Liberalism, and Totalitarianism from Weimar to Woodstock // History of political thought, Vol. 38 (4).

Pp. 733 - 763.

139) Brandom E. (2010) Georges Sorel, Emile Durkheim, and the Social Foundations of la morale // Journal of the Western Society for French History. Vol. 38.

140) Cafard M. (2004) Nietzschean Anarchy and the Post-Mortem Condition // I am not a man, I am Dynamite! Friedrich Nietzsche and the Anarchist tradition, ed. by Moore J. Autonomedia.

141) СагЫоп A. (1972) Anarchism in Germany, Vol.1: The Early Movement. The Scarecrow Press.

142) Carnaro Papers, 1920 // URL: http://www.dircost.unito.it/cs/docs/carnaro1920.htm (дата обращения: 01.02.2019)

143) Caroll J. (1974) Break-Out from the Crystal Palace. The anarcho-psychological critique: Stirner, Nietzsche, Dostoevsky. London, Boston: Routledge, Kegan Paul.

144) Call L. (2002) Postmodern Anarchism. Lexington Books.

145) Chomscky N. (1995) On Marxism, Anarchism and Hope for the Future.

146) Colson D. Erasing Anarchism: Sacco and Vanzetti and the Logic of Representation // American Quarterly, Vol. 66, no. 4. Pp. 943 - 969.

147) Curtis M. (2015) Three against Old Republic. Princenton University Press.

148) D'Annunzio G. (1980) The Beast who Wills // Nietzsche in Italy. Pp. 105 -113. Ronald Hayman, Nietzsche: A Critical Life. New York: Penguin Books. Pp. 265 - 279.

149) Day R. (2011) Hegemony, Affinity and the Newest Social movements: at the End of the 00s // Post-anarchism: a reader, ed. by Rousselle D, and Evren S. Pluto Press.

150) Day R. (2010) Landauer Today // Landauer G. Revolution and Other Writings: A Political Reader, ed. by Kuhn G. PM Press. Pp. 6 - 10.

151) Forth C. (1993) Nietzsche, Decadence, and Regeneration in France, 189195 // Journal of the History of Ideas. Vol. 54, No. 1. P. 97 - 117.

152) Gane M. (ed). (1992) The radical sociology of Dürkheim and Mauss. London, New York: Routledge.

153) Graur M. (1989) An "Anarchist Rabbi": the life and teachings of Rudolf Rocker. Rice University.

154) Graham R. (ed.) (2005) Anarchism. A documentary history of liberterian ideas. Vol. 1. Monreal, New York, London: Black books.

155) Graham R. (ed.) (2009) Anarchism. A documentary history of liberterian ideas. Vol. 2. Monreal, New York, London: Black books.

156) Graham R. (ed.) (2013) Anarchism. A documentary history of liberterian ideas. Vol 3. Monreal, New York, London: Black books.

157) Golomb J. (ed.), (2009) Wistrich R. (ed.) Nietzsche, Godfather of Fascism? Princenton University Press.

158) Glassgold P. (ed). (2012) Anarchy! An Anthology of Emma Goldman's Mother Earth. Berkley: Counterpoint.

159) Guilloux L. Memories of Georges Palante. URL: https://www.marxists.org/archive/palante/guilloux.htm

160) Härmänmaa M. (2009) Beyond Anarchism: Marinetti's Futurist (anti-)Utopia of Individualism and 'Artocracy' // European Legacy, 14:7. Pp. 857-871.

161) Hanke E. (1999) Max Weber, Leo Tolstoy and the Mountain of Truth // Max Weber and the culture of anarchy. Ed. by Sam Whimster. Macmillan press.

162) Himmelman B. (2017) Nietzsche's ethics of power and the ideas of right, justice, and dignity // Journal of Nietzsche studies, vol. 48, No. 2. Pp. 171 - 189.

163) Howell G. Of The New Idol: Nietzsche's Critique of Leviathan. URL: https://www.cpsa-acsp.ca/papers-2012/Howell.pdf

164) Iliopoulos Ch. (2019) Nietzsche & Anarchism: An Elective Affinity and a Nietzschean reading of the December'08 revolt in Athens. Vemon Press.

165) Jun N. "On Politics." (2012) Anarchism and Political Modernity. New York: Continuum.

166) Jun N. (2011) Reconsidering Post-Structuralism and Anarchism // Post-

Anarchism. A Reader / Ed. by D. Rousselle and S. Evren. London, New York: Pluto Press.

167) Koch A. (2011) Post-Structuralism and the Epistemological Basis of Anarchism // Post-Anarchism. A Reader / Ed. by D. Rousselle and S. Evren. London, New York: Pluto Press. P. 23 - 41.

168) Levy A. (1904). Stirner and Nietzsche, Paris. URL: https ://www.marxists. org/ subject/anarchism/levy/stirner-nietzsche .htm (дата обращения 27.04.2020).

169) Landauer G. (2010) Twenty-five years later: on the jubilee of Wilhelm II // Landauer G. Revolution and Other Writings: A Political Reader, ed. by Kuhn G. PM Press.

170) Landauer G. (2010) Anarchic thoughts on anarchism // Revolution and Other Writings: A Political Reader, ed. by Kuhn G. PM Press.

171) Landauer G. (2010) Through separation to community // Revolution and Other Writings: A Political Reader, ed. by Kuhn G. PM Press.

172) Landauer G. (2010) Weak Statesmen, Weaker People! // Revolution and Other Writings: A Political Reader, ed. by Kuhn G. PM Press.

173) Landauer G. (2010) Revolution // Revolution and Other Writings: A Political Reader, ed. by Kuhn G. PM Press.

174) Levy C. (2018) 'The Italians and the IWMA'. In: , ed. "Arise Ye Wretched of the Earth". The First International in Global Perspective. The Hague: Brill. Pp. 207-220.

175) Lucet A. (2019) Anarchist against Violence. Gustav Landauer's Subversion of the Rational Paradigm. The Philosophical Journal of Conflict and Violence,Vol. 3 (2): 105 - 122.

176) Lunn E. (1973) Prophet of community. The Romantic Socialism of Gustav Landauer. University of California Press.

177) May T. The Political Philosophy of Poststructuralist Anarchism. The Anarchists Library. URL: https://theanarchistlibrary.org/library/todd-may-the-

political-philosophy-of-poststructuralist-anarchism (дата обращения 23.07.2020).

178) McElroy W. Benjamin Tucker, Liberty, and Individualist Anarchism // The Independent Review, v.II, n. 3. Pp. 421 - 434.

179) Mendes-Flohr P., Mali A. (eds.) (2015) Gustav Landauer: Anarchist and Jew. Berlin, München, Boston: Walter de Gruyter.

180) Muhsam E. (2011) Liberating society from the state and other writings. A Political reader. PM Press.

181) Mirabile P. (2015) Friedrich Nietzsche and Georges Palante - A Failed Existential Identity? // Journal of Eurasian Studies, Vol. 7. Pp. 9 - 39

182) Miner R. (2020) Nietzsche as a critic and proponent of socialism: a reapprasial based on human, all too human // Journal of Nietzsche studies, Vol. 51, No, 1. Pp. 1 - 20

183) Newman S. (2007) Anarchism, Poststructuralism and the Future of Radical Politics // SubStance, Vol 113 (36). Pp. 3 - 19.

184) Newman S. Anarchism and the politics of ressentiment. URL: https://theanarchistlibrary.org/library/saul-newman-anarchism-and-the-politics-of-ressentiment (дата обращения 13.08. 2020)

185) Newman S. (2001) From Bakunin to Lacan: Anti-Authoritarianism and the Dislocation of Power. Oxford: Lexington Books.

186) Newman S. (2010) The politics of postanarchism. Edinburgh: Edinburgh University press.

187) Newman S. (2020) Gustav Landauer's Anarcho-Mysticism and the Critique of Political Theology // Political Theology, Vol. 21: 434 - 451.

188) Novatore R. (2012) Toward the Creative Nothing // Collected writings. Ardent Press.

189) Novatore R. (2012) The Revolt of the Unique // Collected writings. Ardent Press.

190) Novatore R. (2012) Anarchist Individualism in the Social Revolution // Collected writings. Ardent Press.

191) Novatore R. (2012) Intellectual Vagabonds // Collected writings. Ardent Press.

192) Oppenheimer F. (1922) The State. Its history and development viewed sociologically. New York: Vanguard Press.

193) Oliver K. (ed.), Pearsall M. (ed.). (1998) Feminist interpretation of Friedrich Nietzsche. University park, Pennsylvania.

194) Parvulescu C. (2018) The individualist anarchist discourse of early interwar Germany. Presa Universitara Clujeana.

195) Parker S. (2011) Enemies of Society. Ardent Press.

196) Parry R. (1987) The Bonnot Gang. The story of the French illegalists. Rebel press.

197) Papanikolas T. (2017) Anarchism and the Advent of Paris Dada: Art and Criticism, 1914 - 1924. Routledge.

198) Pearson J. (2018) Nietzsche on the sources of agonal moderation // Journal of Nietzsche studies, vol. 49, No. 1. Pp. 102 - 129

199) Pernicone N. (2014) Italian Anarchism, 1864 - 1892. Princeton Univercity Press.

200) Portis L. Georges Sorel. URL: https://libcom.org/library/georges-sorel-larry-portis

201) Ratner-Rosenhagen J. (2012) American Nietzsche: A History of an Icon and His Ideas. University of Chicago press.

202) Ree P. (2003) Basic Writings. Ed. by Small R. University of Illinois Press.

203) Rocker R. (2004) Anarcho-syndicalism. Theory and practice. Preface by Noam Chomsky. AK Press.

204) Rocker R. Nationalism and culture. The Anarchist Library. URL: https://theanarchistlibrary.org/library/rudolf-rocker-nationalism-and-culture (дата обращения 15. 12. 2019).

205) Rossdale C. (2015) Dancing Ourselves to Death: The Subject of Emma Goldman's Nietzschean Anarchism // Globalizations, 12 (1). Pp.116-133.

206) Schnapp J. (1980) Nietzsche's Italian Style: Gabriele D'Annunzio. // Nietzsche in Italy. Pp. 105 - 113. Ronald Hayman, Nietzsche: A Critical Life. New York: Penguin Books..

207) Sedwick P. (2016) Nietzsche, ethics, and sovereign power // Journal of Nietzsche studies, Vol. 47, No. 1. Pp. 141 - 166

208) Segri V. (2009) Anarchism, Italy // International Encyclopedia of Revolution and Protest, ed. Immanuel Ness, Blackwell Publishing.

209) Skirda A. (2002) Facing the Enemy. A history of Anarchist organization from Proudhon to May 1968. AK Press.

210) Stanley J. (1972) Translator's Introduction // Sorel G. The Illusions of Progress. Berkley, Los Angeles, London: University of California Press.

211) Starcross L. (2004) "Nietzsche was an anarchist": Reconstructing Emma Goldman's Nietzsche Lectures // Moore J. (ed.). I Am not a man, I Am Dynamite! Friedrich Nietzsche and the Anarchist Tradition. Autonomedeia. Pp. 29 - 40.

212) Stellino P. (2014) Crossing the Line: Dostoevsky and Nietzsche on Moral Permissibility // Jahrbuch der Deutschen Dostojewskij-Gesellschaft, 21. Pp. 99-125.

213) Taylor S. (1990) Left-wing Nietzscheans, The politics of German Expressionism 1910 - 1920. Walter de Gruyter, Berlin, New York.

214) Turcato D. (2007) Italian Anarchism as a Transnational Movement, 18851915 // Internationaal Instituut voor Sociale Geschiedenis.

215) Verrechia A. (1980) Nietzche's breakdown in Turin // Nietzsche in Italy. Pp. 105 - 113. Ronald Hayman, Nietzsche: A Critical Life. New York: Penguin Books.

216) Welsh J. (2010) Max Stirner's dialectical egoism. A new interpretation. Lahnam, New York: Lexington books.

217) Woodcock G. (1962) Anarchism: A History Of Libertarian Ideas And Movements, New York: Meridian Books.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.