Религиозные объединения республик Среднего Поволжья, первая половина 1990-х гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Козлов, Владимир Петрович
- Специальность ВАК РФ07.00.02
- Количество страниц 174
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Козлов, Владимир Петрович
Введение
Глава I. Государство и религиозные объединения на рубеже 19801990-х гг.
§1.1 .Кризис советской модели государственно-церковных отношений
§ 1.2.Изменение сферы деятельности религиозных объединений
Глава II. Религиозные объединения в условиях общественных перемен
§2.1 .Ислам в контексте процессов религиозного возрождения
§2.2.Православие: традиции и новации
§2.3.Язычество
§2.4.«Малые» конфессии
Глава III. Становление новых форм отношений государственных органов и религиозных объединений
§3.1 .Правовые основы государственно-церковных отношений
§3.2.Проблема обеспечения межконфессионального согласия
§3.3.Реституция культовой недвижимости и иного имущества религиозным объединениям
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Духовные ориентиры молодёжи Татарстана в условиях новой конфессиональной политики государства: 1990-2000-е гг.2011 год, кандидат исторических наук Фазлиев, Айваз Миннегосманович
Политика современного российского государства в сфере свободы совести: процесс формирования новой модели2004 год, кандидат политических наук Мухаметзянова, Регина Массаровна
Государственно-правовое регулирование церковных отношений в советской и современной России: Историко-правовой аспект2004 год, кандидат юридических наук Соколова, Нина Владимировна
Государство и церковь в российском обществе XX столетия: Историко-правовое исследование2001 год, кандидат юридических наук Ахмедов, Руслан Маратович
Государственно-конфессиональные отношения в Удмуртии в конце 1950-х - середине 1960-х гг.2008 год, кандидат исторических наук Микрюкова, Мария Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Религиозные объединения республик Среднего Поволжья, первая половина 1990-х гг.»
На рубеже веков и тысячелетий в постсоветском российском обществе происходят радикальные перемены в ценностных ориентациях по отношению к религии. Эти изменения нередко имеют характер четко выраженных крайностей: от почти тотальной табуации религии, связанной с грубым административным насаждением культа вульгарного атеизма, до полной социальной реабилитации и даже ее апологетики.
Крушение официальной идеологии, социалистической системы ценностей повлекли за собой заметные изменения в общественном сознании, мировоззренческих ориентациях различных групп населения, в том числе в их отношении к религии. Рост интереса к религии часто обозначается широким понятием религиозного возрождения. В России сформировалась новая религиозная ситуация, характеризующаяся нормализацией государственно-церковных отношений, ростом общественной роли и престижа религии, появлением новых религиозных общин, активизацией деятельности религиозных организаций в различных сферах общественной жизни, повышением уровня религиозности населения. Свобода вероисповеданий получила адекватное правовое закрепление. Религия становится все более заметным фактором процессов, происходящих в реформируемом российском обществе.
В настоящее время в общественном сознании имеют место самые различные суждения, предложения, поиски ответов, связанные с взаимоотношения государства и церкви, политики и религии. Игнорируя мировую и отечественную практику, некоторые люди предлагают отказаться от принципа светскости государства. Исходя из неких историко-моральных, демографических обстоятельств часть общественности выступает за придание отдельным религиям "особого статуса", что чревато непредсказуемыми и опасными последствиями.
Российская история, если внимательно и без предубеждения полистать ее страницы, преподносит нам немало горьких уроков. Приближение православной церкви к политической власти, привело к появлению господствующей, терпимых и гонимых религий. По существу сама же церковь отчасти инспирировала рост атеистических настроений в дореволюционной России.
Примат одной идеологии в обществе, возведенной в ранг государственной политики, обедняет его духовность. Особенно разрушительной оказалась огосударствленная коммунистически - атеистическая идеология. Государственный атеизм отвернулся от тех духовно-религиозных ценностей, которые сыграли большую роль в истории народов, в их государственном и духовно-нравственном становлении. Потенциал этих ценностей не растрачен, он способен сыграть благотворную роль в духовно-нравственном оздоровлении общества.
В последнее время была дана справедливая оценка сути атеистического характера государства, осуждающая репрессивные и социоцидные методы по отношению к целому социальному слою - духовенству. Однако теоретико-методологическая разработка проблемы церкви и государства затормозилась, в частности, в связи с острой критикой порядков, которые сложились в условиях тоталитарно-моноидеологического режима.
События 1997 года, связанные с принятием Государственной думой Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", наглядно продемонстрировали поляризацию сил в обществе по вопросу реализации принципа свободы совести. Получила подтверждение необходимость дальнейшего изучения рлигиозной ситуации в регионах и России в целом, анализа практики организации деятельности органов исполнительной власти в сфере взаимоотношений государства и религиозных объединений.
Примером серьезного внимания общественности региона к проблемам религии, её роли в социуме стало проведение 2-3 октября 1997 г. в Казани международной научно-практической конференции "Религия в современном обществе: история, проблемы, тенденции". Государственные структуры, общественные организации и представители конфессий стремились к всестороннему осмыслению складывающейся в духовной сфере новой ситуации, позволяющей заинтересованным сторонам действовать взвешенно, с учетом "интересов" друг друга, видеть определённые перспективы развития религии и их институтов. В работе конференции приняли участие видные учёные, политики, религиозные деятели.
Сравнительно короткий период действия закона о свободе вероисповеданий от октября 1990 года важен для выявления основных тенденций движения общества от атеистической унификации общественного сознания к смене социально-психологических, духовно-идеологических и иных ориентиров, широкому возрождению интереса к религии.
Социальная активность религиозных объединений, ее формы и основные направления деятельности требуют серьезного научного анализа. Особый интерес представляет исследование этой проблемы на примере поликонфессиональных и многонациональных регионов, к числу которых относятся республики республики Среднего Поволжья. Изучение проблемы имеет большое значение для стабилизации межнациональных отношений и предотвращения социальных конфликтов.
Степень научной разработки проблемы Историографический аспект проблемы с учетом потребностей сегодняшнего дня находится в начальной стадии разработки. Отсутствие фундаментальных исследований, сложившихся концепций, подходов к рассмотрению процессов религиозного возрождения в регионе с применением методов исторического мышления делает затруднительным проведение основательного обзора историографии.
Между тем постсоветский период характеризуется повышением устойчивого интереса ученых к проблеме религиозного возрождения, взаимоотношениям религиозных институтов и государства в истории отечества, о чем свидетельствует, в частности, диссертационные исследования 1990- х гг. . До последнего времени наиболее активно разрабатывалась тема государственно-церковных отношений, деятельности религиозных объединений, прежде всего РПЦ, в период 1920-1930-х гг.
Характерной чертой исследований стал пересмотр общепринятых в советский период точек зрения на атеистическую идеологию партии, методы ее реализации и "контрреволюционность" деятельности иерархии священнослужителей разных конфессий. Принципиально изменилось качество литературы. Прослеживается стремление исследователей к объективности и непредвзятости. Тем не менее, и в настоящее время специальных исторических исследований по проблеме в рамках выбранной хронологии и территориальных границ крайне недостаточно.
На федеральном уровне исследованием современных тенденций религиозности, структурного развития религиозных институтов, их взаимоотношений с государственными структурами весьма продуктивно занимается коллектив кафедры религиоведения Российской академии государственной службы. Ключевая тема исследований - государственно-церковные отношения. Регулярно публикуются информационно-аналитические материалы в бюллетене "Религия, церковь в России и за рубежом", издана коллективная монография "Государственно-церковные отношения в России"2 Авторы монографии известные специалисты-религиоведы : Овсиенко Ф.Г., Нуруллаев A.A., Одинцов М.И., Трофимчук H.A. и другие. В большом числе
1 См. например: Алексеев В.А. Государственно-церковные отношения: Содержание, характер, тенденции эволюции: на материалах Отечественной истории послеоктябрьского (1917 г.)периода XX века: в форме научного доклада на соиск. . докт. филос. наук,- М., 1994,- 33 с; Бабинов Ю.А. Государственно-церковные отношения в условиях России: историко-методологический анализ: Дисс. .докт. филос. наук.- М., 1993.-290с.; Волков Н.С. Государственно-церковные отношения в условиях демократизации общественной жизни : Автореф.дис. на соис.учен.степ. канд.филос.наук. - М., 1992. - 23 е.; Желнакова Н.Ю. Государственная политика по отношению к русской православной церкви в 1920-1930-е годы/Автореф. на соиск. учен. степ, канд. ист. наук. - Москва, 1995. - 22 с.
2 Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние) - М.: РАГС, 1996. - 253 с. работ, опубликованных, к сожалению, ограниченным тиражом, содержатся анализ, оценки и прогнозы различных аспектов современной религиозной ситуации1 Однако, в этих публикациях проблема, как правило, рассматривается в общероссийских масштабах, без учета конфессиональной специфики регионов.
Одна из первых обобщающих характеристик процессов религиозного возрождения в республиках Среднего Поволжья содержится в курсе лекций Щипкова А.В2. В учебном пособии известный журналист, редактор религиозных программ "Радио России", председатель секции христианской журналистики при Союзе журналистов России, излагает свое мнение о современной религиозной ситуации в России. В его работе представлены материалы по республикам Среднего Поволжья, что безусловно, представляет интерес для исследования. Автор рассматривает исламо-православные отношения в Татарстане, языческо-православные отношения в Марий Эл и Чувашии. Однако суждения автора не в полной мере отражают динамику последних лет, фактически воспроизводят оценки процессам, данные А.Щипковым в соавторстве с С.Филатовым в статье "Язычество. Рождение или возрождение?"3. В лекции "Ислам и православие. Татария" показаны не свойственные Совету по делам религий при КМ РТ стиль и методы работы с религиозными объединениями, имевшие место в деятельности уполномоченных Совета по делам религий (курсив наш -В.К.) советского периода4.
1 См.например: Государственно-церковные отношения в России / Материалы "круглого стола" - М.: Луч, 1993. -134 е.; Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России. - М.: Изд-во РАГС, 1996, -295 с.;Трофимчук H.A., Иваненко С.И. Новые религиозные объединения: поиски, противоречия, надежды. - М.: Знание, 1991. - 62 е.; Н.А.Трофимчук. Нетрадиционные культы в России: особенности вероучений, социальная база и проблемы взаимоотношений с государством // Религия, церковь в России и за рубежом. Инф. бюллетень № 5, -М. , РАГС, - 1995. - С. 11-21.; Михайлов Г.А. О религиозной ситуации и некоторых проблемах отношений государства и религиозных организаций в Российской Федерации // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Инф.-аналит. Бюллетень № 1(11). - М.:Изд-во РАГС, 1997, - С.8-26.; Воронцова Л.М., Филатов С.Б. Религиозность и политическое сознание в постсоветской России. II Религия , церковь в России и за рубежом. Информ. Бюллетень № 2 Изд-во РАГС, М.: - 1994, -С.3-15.
2 Щипков A.B. Во что верит Россия: Курс лекций. - СПб.: Из-во Русского христианского гумананитарного. института, 1998. -312 с.
3 Филатов С., Щипков А. Язычество. Рождение или возрождение //Дружба народов,- 1994. - № 11-12. - C.176-187.
4 Щипков A.B. Во что верит Россия.С.83-97.
Из конфессий, представленных в регионе, явным приоритетом у российских исследователей пользуется ислам. В последнее время были опубликованы специальные исследования по исламу, в которых анализируются и процессы, происходящие в мусульманской умме Татарстана.1
Наиболее активно научная разработка проблемы религиозного возрождения среди республик Среднего Поволжья ведется в настоящее время в Татарстане. Широкий круг актуальных проблем истории и роли религии в современном обществе представлен материалами международной научно-практической конференции "Религия в современном обществе: история , проблемы , тенденции"2. Значимую для научных исследований информацию о религиозных организациях, действующих на территории РТ, республиканских законодательных и нормативных актах по вопросам свободы совести содержат справочники "Религиозные объединения Республики Татарстан", "Религия и общество", подготовленные информационно-аналитическим методическим центром Совета по делам религий при КМ РТ.3 Анализ проблемы возрождения ислама, деятельности мусульманских общин стал одним из доминирующих в научных статьях ученых-обществоведов республики4. Однако изучение особенностей функционирования религиозных институтов других конфессий в хронологических рамках проблемы еще не велось.
Следует сказать, что и в соседних республиках появились работы, в которых проблема, рассматривается на примере ислама. Среди исследований, посвященных современной истории ислама в отдельных субъектах РФ, можно
1 Панда Р.Г. Ислам в истории России. - М.: "Восточная литература". - РАН., 1995. - 312 е.; Малашенко A.B. Исламское возрождение в современной России. - М., 1998. - 222 с.
2 Религия в современном обществе: история, проблемы, тенденции. Тез. и докл. межд. науч.-практ. конф. -Казань, 1998. -216 с.
3 Религиозные объединения Республики Татарстан: Справ. Вып. 1 / Отв. ред. Р.А.Набиев.- Казань, 1997.- 116 е.; религия и общество: Справ. Вып. 3 / Отв. ред. P.A. Набиев,- Казань, 1998,-146.
4 См.: Мусина Р.Н. Реисламизация татар как форма "религиозного национализма" Второй межд. конгресс этнографов и антропологов .Резюме докл. и сообщ,- Ч.П - Уфа, 1997. - С. 125-126.; Мусина Р.Н. Ислам и мусульманев современном Татарстане: Ислам в Татарском мире: история и современность,- Казань, 1997. - С. 217-225; Исхаков Д.М. Современный национализм татар // Татарская нация, прошлое, настоящее, будущее. Панорама-Форум, спец. Вып. - № 13,- Казань, 1997,- C.31-58.; Гараева Н.Г. Мусульманские организации в современной России: Исламо-христианское погрангичье: итоги и перспективы изучения,- Казань, 1994. - С. 196205.; Мухаметшин P.M. Официальные институты мусульман и общественно-политические оргнизации и движения в отметить работу А.Б.Юнусовой "Ислам в Башкирии. 1917-1994".1 В работе Л.Ю.Браславского "Ислам в Чувашии" рассматриваются этапы эволюции У ислама на территории Чувашии с X века до 1990-х гг. . Непосредственное отношение к проблеме имеют параграфы "Ислам в Чувашии в 1990-е годы", "Некоторые итоги изучения современного бытового ислама татарского населения Чувашии", "Противостояние духовных управлений мусульман Чувашии", "Ислам и религиозные движения Чувашии" Представленные материалы показывают усиление религиозности татарского населения республики, анализируется институциональное развитие мусульманских общин, современное состояние межконфессиональных отношений.
Л.Ю.Браславский внес весомый вклад и в изучение других конфессий, распространенных в республике. В его работе "Православные храмы Чувашии" имеются сведения о современном положении Чебоксарской и Чувашской епархии РПЦ, прослеживается изменение взаимоотношений государственнных органов республики с православными объединениями.3 Однако материалы о современном положении епархии носят информативный характер, представлены в сжатом виде и имеют дополняющий характер, что объясняется общей концепцией работы, посвященной культовым сооружениям. В определенной мере не устарела и научная значимость отдельных положений его кандидатской диссертации "История религиозных движений среди населения Чувашского края",1 в которой на примере религиозных организаций старообрядцев, баптистов, адвентистов седьмого дня и пятидесятников рассматривались процессы секуляризации и трансформации религиозного сознания.
Еще не появились крупные научные работы о современном положении религиозных объединений в Республике Марий Эл. В настоящее время
Татарстане в 1990- е годы : Ислам в Татарском мире: история и современность,- Казань, 1997. - С. 251-265.; Мухаметшин P.M. Региональные особенности ислама //Татарстан,- 1995. -№ 11-12,- С. 66-70.
1 Юнусова А.Б. Ислам в Башкирии. 1917-1994,-Уфа: ВЭГУ, 1994,- 150 с.
2 Браславский Л.Ю. Ислам в Чувашии.- Чебоксары, 1997 - 160 с.
3 Браславский Л.Ю. Православные храмы Чувашии, 1995,- 355 с. фактолологический материал и анализ проблемы имеется лишь в ряде опубликованных статей2.
Объектом исследования стали религиозные объединения региона, их взаимодействие с обществом, государственными органами.
По отношению к обществу в целом религия предстает как общественная подсистема. Религия не существует в обществе в каком-то изолированном, самодостаточном состоянии. Она тесно включена в общественную структуру, переплетаясь и взаимодействуя с другими сферами и формами жизнедеятельности общества. Это воздействие религии на общество и происходящие в нем процессы реализуется через ее институты (религиозные объединения), через систему организации религиозного культа, религиозное сознание3.
Особый акцент был сделан на изучение "видимых" признаков религиозного возрождения, таких как численный рост храмов, зарегистрированных религиозных общин, формирование сети религиозного образования, другой внекультовой деятельности религиозных институтов.
В исследовании не рассматривалось содержание вероучений, догматические основы религий и их канонические правила, вероисповедные и культовые различия между конфессиями (за исключением некоторых сведений
0 марийском язычестве), являющихся предметом исследования общего и сравнительного религиоведения.
Целью работы является исследование роли религиозных объединений в современном обществе, их деятельности в процессе демократических преобразований, взаимоотношений государства и религиозных объединений.
Для реализации этой цели поставлены следующие основные задачи.
1 Браславский Л.Ю. История религиозных движений среди населения Чувашского края: Кавтореф. Дис. канд. ист. наук.- Горький, 1983. - 21 с.
2 Попов Н.С. Национально-государственное строительство и вопросы регулирования межконфессиональных отношений // Национальные отношения и государственная политика в Республике Марий Эл. Материалы научн.-пракг. конф.-.Йошкар-Ола, 1997 - С.42-45.; Исаков В.А. Вопросы религиозного и национального в образовании и воспитании // Марий Эл учитель.- 1997. - № 4. - С.54-63.
3 См.: Радугин A.A. Введение в религиоведение М., 1996. С. 32.
Исследовать:
• особенности функционирования религиозных объединений в новых социальных условиях;
• развитие межконфессиональных отношений;
• специфику взаимоотношений государства и религиозных объединений в конце 1980-х - первой половине 1990-х гг.
Хронологические рамки работы охватывают период событий с 1990 по 1995 год. В связи с поставленными в диссертации целью и задачами частично затрагивается исследованиями период конца 1980-х годов, связанный с началом изменения государственно-церковных отношений, что особенно отчетливо проявилось в 1988 году. Нижняя хронологическая граница выбрана нами вследствие принятия в 1990 году законодательных актов РСФСР и СССР о свободе совести. Верхняя граница - 1995 год - является важным рубежом формирования качественно новых взаимоотношений между религиозными объединениями и государством, выражением чего стало создание Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ.
Территориальные рамки исследования включают в себя территории Республики Татарстан, Чувашской Республики и Республики Марий Эл. Между имеющими общие границы республиками Среднего Поволжья, часть территории которых ранее входила в состав Казанской губернии, сложились тесные религиозно-конфессиональные связи. Об этом свидетельствует, в частности, наличие (до 1993 г.) единого управленческого центра Московской митрополии - Казанско - Марийской епархии в Татарстане и Марий Эл. В новых социальных условиях продолжали развиваться внутриконфессиональные отношения между религиозными объединениями региона, что находило отражение и на институциональном уровне. Так, в 1995 г. была учреждена Казанско-Марийская епархия РПСЦ, в этот же период созданы филиалы казанского религиозного объединения "Церковь Христа" в Чувашии и Марий Эл.
Обращение к материалам, отражающим различные аспекты религиозного возрождения и государственно-конфессиональных взаимоотношений, требовалось, исходя из цели и задач диссертации. Специфика нашей темы определила необходимость обращения к различным исследованиям и источникам, поскольку изучаемая нами проблема в некоторой степени находится на стыке различных наук: истории, религиоведения, философии, социологии и других. Этим же обстоятельством вызвано использование в исследовании специальных религиоведческих понятий и терминов, таких как -религиозные объединения", "религиозные организации", "общины", "приходы", "деноминации", "секты" "конфессии", "традиционные конфессии", "нетрадиционные конфессии", "новые религиозные движения" и ряда других.
Названные понятия и термины получили определения, принятые в научной литературе1. Однако для оптимального уяснения содержания работы остановимся подробнее на характеристике некоторых из них.
Религиозными объединениями" в данной работе именуются добровольные объединения граждан, придерживающихся одного общего вероисповедания, объединившихся для совместного удовлетворения своих религиозных потребностей. К религиозным объединениям также отнесены региональные и централизованные объединения религиозных организаций с иерархической формой правления, а также союзы и ассоциации религиозных организаций. Отметим, что в Федеральном законе "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 г. названы следующие формы религиозных объединений: религиозные группы и религиозные организации. Первые действуют без государственной регистрации, вторые в установленном порядке регистрируются как юридические лица2. Таким образом в законе понятие "религиозное объединение" трактуется несколько шире чем "религиозная
1 См. например: Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь минимум по религиоведению. - М.: Гардарика, 1998. - 536с.
2 Российская газета. - 1997. -1 окт. организация". В данном исследовании понятия "религиозное объединение", "религиозная организация", "религиозная община" часто используются в синонимическом значении.
Церковью" именуется совокупность всех религиозных объединений, действующих в регионе и РФ.
Определением "конфессия" или "вероисповедание" обозначается не только принадлежность, к какой - либо религии, или определенному направлению в рамках той или иной религии, например христианства, но и религиозное объединение, имеющее свое разработанное вероучение, культ и устойчивую организационную структуру.1.
Как "традиционные конфессии" в исследовании понимаются вероисповедания, действующие на территории региона длительное время, глубоко укоренившиеся в культуре народов Среднего Поволжья. Нами к ним отнесены, ислам, православие и язычество.
Методологическая основа и методы исследования. Методологической основой является принцип историзма как универсальное основание для изучения тенденций общественного развития в целом и социальной активности религиозных объединений в частности. В соответствии с общим замыслом в исследовании были применены следующие методы исторического познания: метод периодизации, ретроспективный, сравнительно - сопоставительный, структурно - системный. Также применялись отдельные элементы методологии социологических исследований, такие как метод массового опроса, контент-анализа. Содержание и характер решаемых исследовательских задач обусловили удельный вес каждого из названных методов.
Диссертация написана на основе широкого круга опубликованных и неопубликованных источников.
Первую группу источников составили акты законодательных и исполнительных органов государства. Прежде всего, выделены Конституции:
СССР; Российской Федерации; Республики Татарстан; Чувашской Республики; Республики Марий Эл2. Большое внимание уделялось анализу таких законодательных актов, как Закон СССР "О свободе совести и религиозных организациях" 1990 г., Закон РСФСР "О свободе вероисповеданий" 1990 г., Закон ЧР "О свободе вероисповеданий в Чувашской Республике" 1994 г . В исследовании также рассматривались нормативные акты федеральных, республиканских, местных органов власти, затрагивающие вопросы свободы совести и деятельности религиозных объединений.
Вторую, обширную группу источников составила неопубликованная делопроизводственная документация уполномоченных Совета по делам религий при СМ СССР на местах, а также Совета по делам религий при КМ РТ. С целью их изучения велась работа в республиканских архивах: НА РТ; ЦГАИПД РТ; ЦГА ЧР; ЦГАОО ЧР; ГА РМЭ.
Имеющаяся в архивах делопроизводственная документация представлена, в основном, отчетами и организационно - распорядительными документами в форме переписки. Отметим, что отчеты представлялись не только в Совет по делам религий при СМ СССР, но и в курирующие уполномоченных отделы пропаганды и агитации обкомов КПСС.
Фонд уполномоченного Совета по делам религий при СМ СССР по ТАССР содержит отчетные сведения о религиозных объединениях в ТАССР, их доходах и расходах, религиозной обрядности, численности служителей культа. В фонде также представлена переписка Совета по делам религий с партийными и государственными органами по вопросам связанным с деятельностью религиозных организаций, местными структурами власти, гражданами. Данный фонд более весомо представлен разнообразными
1 См об этом. Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь минимум по религиоведению. - М.: Гардарика, 1998. - С. 347.
2 Конституция СССР. - М., 1977.; Конституция Российской Федерации. - М., 1993; Конституция Чувашской Республики. - Чебоксары, 1993.; Конституция Республики МарийЭл,- Йошкар-Ола, 1995.; Конституция Республики Татарстан,- Казань, 1992.
3 Закон СССР "О свободе совести и религиозных организациях" // Правда.- 1990,- 9 окт.; Закон РСФСР "О свободе вероисповеданий // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР,- 1990. - № 21.; Закон ЧР "О свободе вероисповеданий в Чувашской республике" // Советская Чувашия,- 1994,- 3 февр. документами, чем аналогичные фонды других республик Среднего Поволжья и в большей степени способствовал реализации поставленных в исследовании задач.
Документы фонда уполномоченного Совета по делам религий по Чувашской АССР Центрального государственного архива Чувашской Республики второй половины 1980-х годов содержат информационные отчеты комиссий содействия контролю за исполнением законодательства о религиозных культах при исполкомах городских и районных Советов народных депутатов. В отчетах имеются данные о религиозной обрядности, некоторые сведения о зарегистрированных и действующих без регистрации религиозных объединениях, сведения о численности служителей культа, их доходах. При оценке истинности приводимых в документах фактов и их использовании в исследовании приходилось учитывать, что они были подвержены идеологическим установкам КПСС. В документах фонда второй половины 1980-х гг. по существу не представлена деятельность аппарата уполномоченного Совета по делам религий при СМ СССР по ЧАССР, что обедняет значимость фонда для исследования.
Большое число документов уполномоченного Совета по делам религий при СМ СССР по МАССР представляющих несомненный интерес для исследования имеется в фонде Марийского обкома КПСС Государственного архива Республики Марий Эл (партийного). Среди них - справки о деятельности религиозных объединений, сведения о совершении религиозных обрядов по районам и городам МАССР, сведения о культовых зданиях, используемых не по назначению, информация о деятельности и социально-политической ориентации мусульманских религиозных объединений, фактически действовавших на территории Марийской АССР во 2-й половине 1980-х гг. Для названных документов характерно подробное и логичное изложение рассматриваемых проблем, взвешенность суждений, отсутствие тенденциозности, что свидетельствует о профессионализме автора уполномоченного Совета по делам религий при СМ СССР по МАССР).
Анализ содержания делопроизводственной документации выявил повышение достоверности данной категории источников с начала 1990-х гг. По мнению автора, это вызвано следующими обстоятельствами: 1) в процессе демократизации государственно-церковных отношений отпала необходимость в использовании идеологических штампов при характеристике религиозной ситуации, "засорявших" официальные документы или умышленного игнорирования фактов, соответственно "обеднявших" их; 2) реорганизация аппарата уполномоченного Совета по делам религий при СМ СССР по ТАССР в Совет по делам религий при КМ РТ с изменением контрольно -распорядительных функций на информационно-консультативные, способствовала усилению информационно-аналитической деятельности Совета. В частности, объем информационного отчета о деятельности религиозных организаций в Татарской ССР за 1990 г. составил 28 страниц машинописного текста. В 1980-х гг. аппарат уполномоченного не занимался подготовкой документов такого объема. Документы начала 1990-х гг. по нашему мнению являются более достоверным источником для исследования, чем материалы предшествующих лет.
Делопроизводственной документации уполномоченных Совета по делам религий при СМ СССР по республикам Среднего Поволжья во многом аналогичны отчетные документы местных партийных организаций. В фонде Татарского обкома КПСС Центрального государственного архива историко-партийной документации Республики Татарстан определенный интерес представляют справки, информации горкомов, райкомов КПСС о выполнении постановления обкома КПСС от 23.09.1986 г. "Об усилении борьбы с влиянием ислама".
В данных отчетах, подготавливаемых райкомами не реже одного раза в год, имеются фрагментарные сведения о зарегистрированных религиозных объединениях (данные о служителях культа, количестве верующих, религиозной обрядности, другие сведения). Анализ этих документов за период 1986-1990 гг. позволяет выявить процесс трансформации отношения местных партийных и советских органов ТАССР к религии и религиозным объединениям. В названных источниках встречаются также сведения о религиозных группах, действовавших в районах без регистрации. Однако надо отметить, что до 1989 года - когда в Татарстане начались реальные сдвиги в сторону демократизации государственно-церковных отношений, райкомы и горкомы не были заинтересованы в реальном показе религиозной ситуации на местах. В связи с этим можно подвергнуть сомнению, содержащиеся в справках некоторых райкомов, утверждения об отсутствии проявлений религиозности среди населения. Это было характерно для отчетов комитетов партии из тех районов, на территории которых не имелось официально зарегистрированных религиозных объединений.
Из документов фонда Чувашского обкома КПСС Центрального государственного архива общественных объединений Чувашской Республики можно выделить материалы отдела пропаганды и агитации, в которых содержатся справки о религиозной обстановке и состоянии атеистической работы в республике. Документы представляют интерес для уяснения позиции партийных организаций Чувашии в религиозном вопросе. Сведения о деятельности религиозных объединений, инициативных групп граждан по регистрации новых общин, подтверждают усиление влияния религиозного фактора на общественную жизнь республики.
В фонде Марийского обкома КПСС ГА РМЭ имеются документы уполномоченного Совета по делам религий при СМ СССР по МАССР. В тоже время вторая половина 1980-х гг. крайне скудно представлена документами обкома, в которых затрагивается интересующая нас проблематика.
Ко второй группе также отнесены учетные документы министерств юстиции ЧР и РМЭ. Это данные реестров зарегистрированных религиозных объединений за 1991-1995 гг. Отметим, что в рассматриваемый период в РТ единый реестр не велся, в связи с тем, что регистрацию религиозных объединений осуществляли местные органы власти.
В третью группу источников включены периодические издания. Обращение к материалам периодической печати, вызвано недостаточностью фактических данных о деятельности религиозных объединений. Общественно-политическая периодика играла важную роль, как наиболее систематически информирующий первоисточник в нашем исследовании, который полностью охватывает рассматриваемый период регулярным освещением интересующих нас вопросов. Периодическая печать первой откликнулась на "перестроечные" веяния в данной сфере. В периодике тема религии утверждалась как способ обсуждения широкого круга социально неотложных проблем: варварского отношения к памятникам прошлого, игнорирования религиозных аспектов духовного наследия народов Среднего Поволжья, нравственного распада ткани общества.
Как источниковая база, прежде всего, использовались республиканские газеты: "Советская Татария", "Известия Татарстана" "Комсомолец Татарии", "Вечерняя Казань", "Советская Чувашия", "Чебоксарские новости", "Чавашьен", "Марийская правда", "Молодежный курьер", "Республика".
1988 год стал важной вехой в изменении отношения к религии и церкви в политике государства и общественном мнении, что нашло отражение на страницах периодической печати. После десятилетий замалчивания проблем религиозной жизни, стали появляться статьи-интервью о вере и неверии, об отношениях верующих и атеистов, о судьбе религий, взаимоотношениях мусульман, христиан и представителей других конфессий. Пресса очень чутко реагировала на все изменения политической конъюнктуры в области религиозного вопроса. "Дорога к храму" становится одной из популярных тем в периодике. В статьях рассказывалось о передаче культовых зданий верующим, их реставрации, строительстве новых храмов. Много внимания стало уделяться обрядам и таинствам, религиозным праздникам.
Начиная с 1990 г. со страниц периодической печати почти полностью исчезают статьи атеистического содержания, наступили "сумерки атеизма"1. Авторы публикаций не скрывали своих симпатий к деятельности религиозных объединений, вне зависимости от их конфессиональной принадлежности. Однако, с 1992 года в периодической печати вновь реанимируется негативное освещение некоторых проблем религиозной жизни, связанное с активизацией деятельности новых религиозных объединений протестантских и других новых вероисповеданий. В публикациях получает распространение термин "тоталитарные секты", отсутствующий в законодательства РФ. Определенная часть общества начинает выступать за лимитирование, и даже полное запрещение деятельности объединений, именуемых "тоталитарными сектами".
И сегодня пресса широко представляет материалы о религиозном возрождении в России и регионе, о роли религиозного фактора в формировании российского национального самосознания, в развитии многонациональной культуры. Обсуждается вопрос о том, могут ли религиозные организации помочь социальному и духовному возрождению страны и какова вообще их роль в современной общественно-политической жизни, в том числе в межнациональных отношениях, межэтнических конфликтах. В последнее время оживленно дискутируются вопросы, касающиеся прозелитической деятельности различных зарубежных миссионеров, преподавания религии в школе, введения в армии института военных священников, - перечень вопросов, вызывающих дискуссии, можно было бы значительно продолжить.
В целом, для первой половины 1990-х гг. было характерно преобладание информационного жанра периодики при показе проблем религии, таких как заметка, отчет, репортаж, интервью, общей чертой которых является стремление относительно достоверно передать знание о событии, факте. В указанной прессе практически не присутствовали статьи аналитического
1 Попов Л. Сумерки атеизма? И Свободная мысль -1992.- № 6.- С. 95-96 жанра. При анализе публикаций, особенно затрагивающих межконфессиональные отношения, учитывалось , что они не всегда отражают реальное состояние общественного сознания, а фактически могут выражать интересы и намерения определенных общественных групп, порой весьма узких, стремящихся навязать общественному мнению свою точку зрения, с целью возвеличивания или наоборот дискредитации какой либо конфессии, религии в целом или, допустим, атеизма. .
В четвертую группу источников выделены результаты социологических исследований. В работе представлены данные социологических исследований об уровне религиозного сознания населения, их динамики, имеющие первостепенное значение для выяснения глубины процесса религиозного возрождения, определения реального состояния религиозности населения и выявление основных тенденций ее развития. Это социологическое исследование Центра "Религия в современном обществе" Российского независимого института социальных и национальных проблем проведенное весной-летом 1993 года в восьми регионах России, в том числе и Республике Татарстан1, материалы этносоциологического исследования "Национальное самосознание, национализм и регулирование конфликтов в Российской Федерации" (науч. рук. д.и.н Л.М. Дробижева, 1994/95 годы),2 проведенного в ряде республик РФ, в т. ч. в РТ с участием Р.Н. Мусиной и Р.Б. Тагирова, авторский проект Р.Н. Мусиной "Ислам и проблемы этнической и конфессиональной толерантности в РТ" (1986/97 годы).1 Заслуживают внимания и данные исследования, проведенного отделом социологии Марийского научно-исследовательскоёго института им. В.М.Васильева в январе-феврале 1994г. К сожалению, эти данные не опубликованы в полном объеме, в отдельных публикации раскрываются лишь некоторые аспекты
1 Религиознй фактор в социально-политичесЫФфякой жизни России / Обновление России: трудный поиск решений, вып. 2 - Москва, 1994,- С.148-162.
См.: Дробижева Л.М„ Аклаев А.Р., Коротеева В.В„ Солдатова Г.У: Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. - М.: Мысль, 1996. -119 с. исследования2. Данное обстоятельство вынуждает нас пользоваться также и оперативной информацией по результатам исследования текущего архива МарНИИ. В целях определения динамики религиозности использовались и данные социологических исследований проводившихся в республиках в 1970-х-1980-х гг.3.
При оценке результатов социологических исследований прошлых лет приходилось учитывать, что определенное негативное влияние на их методологию и методику оказывал тот факт, что с самого начала на социологию религии было возложено выполнение социально-идеологического заказа - научного обоснования необходимости и неизбежности преодоления религии в социалистическом обществе. Тем не менее, сравнительный анализ социологической информации по проблемам религии и атеизма позволяет утверждать, что квалифицированным исследовательским коллективам удавалось получать достаточно полные и достоверные данные о состоянии и тенденциях изменения религиозности.
Научная новизна работы заключается в том, что это одно из первых комплексных исследований различных аспектов деятельности религиозных объединений и государственно-церковных взаимоотношений в республиках Среднего Поволжья в период 1990-х годов. В исследовании на фоне общероссийских закономерностей выявлены конфессиональные особенности региона и составляющих его республик. Впервые в научный оборот вводятся неопубликованные источники по проблеме.
Практическая значимость диссертационного исследования связана с возможным использованием основных положений и выводов при создании обобщающих и специальных работ по истории России и республик Среднего
1 См. например: Мусина Р. Ислам и мусульмане в современном Татарстане / Религия и государство в современной России / Под ред. М.Б.Олкот и А.Малашенко. - М., 1997. - 117 с.(Науч. докл. / Моск. Центр Карнеги; Вып. 18).- С.84 - 95.
2 См. об этом: Исанбаев С. Во что мы верим // Волжские вести . - 1994.- 16 июня; Исанбаев С. Молодежь и религия // Марий Эл:вчера, сегодня, завтра. - 1994. - № 3. - С.33-36; Национальные проблемы татар, проживающих в Республике Марий Эл - Йошкар-Ола, 1996. - 63 е.; Межнациональные отношения в Республике Марий Эл - Йошкар-Ола, 1995. - 131 с.
3 См.: Соловьев В.С. Многонациональность - наше богатство. - Йошкар-Ола, 1991. - 128 с.
22
Поволжья, государственно - церковных отношений в Российской Федерации и ее субъектах. Результаты исследования могут быть использованы при написании учебников и учебных пособий по истории народов России, разработке лекционных курсов, учтены при совершенствовании учебных программ, а так же при чтении курсов по выбору.
Результаты исследования могут также использоваться в качестве рекомендаций для государственных структур, занимающихся вопросами взаимоотношений с религиозными объединениями в РМЭ,РТ, ЧР.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Архитектоника работы обусловлена поставленными целями и задачами. Исходя из конкретных задач исследования, деление материала произведено по проблемно-хронологическому принципу.
Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Государственно-конфессиональные отношения в Татарстане в 1940-1980-е гг.2004 год, кандидат исторических наук Ибрагимов, Руслан Рустамович
Эволюция государственно-церковных отношений на Южном Урале и Среднем Поволжье во второй половине XX в.2010 год, кандидат исторических наук Шакирова, Эльвира Зуфаровна
Формирование религиозных объединений Санкт-Петербурга и Ленинградской области и их функционирование во второй половине XX века2000 год, кандидат исторических наук Черемхин, Николай Николаевич
Политика Советского государства по отношению к религиозным объединениям в Татарстане, 60 - 80-е гг. ХХ в.: Историко-политический анализ2002 год, кандидат исторических наук Фасихова, Марина Ниязовна
Религиозные объединения Республики Башкортостан в 1985-2005 гг.2007 год, кандидат исторических наук Хасанова, Амина Гизетдиновна
Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Козлов, Владимир Петрович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вряд ли есть основание сомневаться в том, что в наступившей полосе истории нашего общества при поисках путей выхода из состояния духовного кризиса не последнее место будет занимать обращение миллионов к религии.
Социальные и политические перемены, происшедшие в стране после 1985 года, существенно изменили религиозную ситуацию в российском обществе. В процессе демократизации были устранены многие деформации недавнего прошлого в отношении религиозных объединений. Ушла в прошлое советская модель государственно-церковных отношений. С 1988-1989 гг. повсеместно начинается нормализация взаимоотношений государства и религиозных организаций.
С принятием Закона СССР "О свободе совести и религиозных организациях"и Закона РСФСР "О свободе вероисповеданий" демократические преобразования в данной сфере получили законодательное закрепление. Был ликвидирован Совет по делам религий при СМ СССР и его органы на местах, государство отказалось от вмешательства во внутренние дела религиозных организаций и тотального контроля за их деятельностью. Начался процесс возвращения церкви изъятых у нее ранее государством храмов, монастырей, церковной утвари.
В рассматриваемый период происходило укрепление юридической и материальной базы религиозных объединений. Существенно вырос общественный престиж религии и церкви. Изменился в их пользу настрой общественного мнения. Результаты социологических исследований фиксировали заметный рост уровня религиозности населения. В различных слоях общества наблюдалось обращение к религии людей, ранее бывших неверующими или даже атеистами. Резко возросли ожидания населения в то, что религия и церковь способны сыграть значительную роль в преодолении кризиса, поразившего российское общество. Поддержку и одобрение как государственных органов, так и общественности встретила деятельность религиозных организаций на ниве благотворительности и милосердия. Небывалый размах в средствах массовой информации получила публикация материалов о деятельности различных конфессий и собственно религиозная пропаганда. В конце 1980-х годов многие представители духовенства были избраны народными депутатами в представительные органы власти разных уровней.
Изменение религиозной ситуации в республиках Среднего Поволжья имело свою специфику. К особенностям региона следует отнести резкое усиление позиций ислама, особенно в Татарстане. По числу зарегистрированных и фактически действующих общин, построенных новых культовых зданий, мусульманская конфессия прочно заняла лидирующее положение в регионе.
Динамичное развитие ислама стало ответной реакцией на притеснения прежних лет. Степень религиозности татарского населения была выше, чем у других этносов региона. Демократические преобразования способствовали легализации "незарегистрированных мулл" и юридическому оформлению фактически действовавших мусульманских общин.
Устойчивый процесс возрождения в регионе приобрело православие. По таким проявлениям внешней религиозности, как число религиозных объединений и культовых зданий, РПЦ преобладает в Чувашии и Марий Эл, занимает вторую позицию в Татарстане. Для епархий РПЦ в республиках Среднего Поволжья характерна тенденция дальнейшей адаптации к этноконфессиональным особенностям региона. Наиболее действенно работа в этом направлении велась Чебоксарской и Чувашской епархией РПЦ.
Начало 1990-х гг. ознаменовалось возрождением древних пластов веры марийского народа. Институциональным выражением этого процесса стало создание религиозного объединения "Ошмарий-Чимарий". Развитие язычества во многом было связано с активной деятельностью организаций национального движения.
В первой половине 1990-х гг. широкое распространение в России и регионе стали получать нетрадиционные религии и формы верований, мистика, оккультизм, всякого рода суеверия. Резко усилилась активность экспансии зарубежных религиозных организаций, миссионеров и проповедников. Концентрация новых религиозных движений в городах региона, вела к изменению конфессионального состава верующих из числа горожан. Тенденции их распространения в республиках Среднего Поволжья были аналогичны другим регионам России
Подводя итоги периода действия Закона РСФСР "О свободе вероисповеданий" принятого в 1990 году и освободившего религиозные организации от опеки государства можно с уверенностью утверждать, что быстротекущие перемены в основных сферах жизни республик радикально изменили и оживили весь спектр государственно-церковных отношений. Вместе с тем, закон 1990 года, появившиийся в обстановке социально-экономической, политической и идеологической нестабильности, отсутствия готовности церкви и общества реализовать право на безграничную свободу совести, породил сложности в религиозной ситуации, проблемы в государственно-церковных отношениях.
Все большую актуальность обретала проблема обеспечения межконфессионального согласия. Как со стороны религиозных организаций, так и со стороны представителей органов власти и общественности выдвигались разной степени радикальные предложения о необходимости внесения изменений в действовавший Закон РСФСР "О свободе вероисповеданий" или о принятии нового закона с нормами, регулирующими религиозную деятельность иностранных граждан и миссий.
Процессы, происходившие в религиозной сфере требовали соответствующей реакции как со стороны государства, так и со стороны
157 общества не только на закрепление демократических преобразований в государственно-церковных отношениях, но и на нейтрализацию экстремистских проявлений в деятельности отдельных религиозных организаций, устранение их причин. Наглядным стало запаздывание корректировки курса политики в отношении к этой сфере. Возникла потребность разработки действенного механизма защиты конституционных прав граждан на свободу совести, позволяющего реально их обеспечивать и одновременно пресекать любые попытки использовать религию в политических целях, либо подталкивать к клерикализации государственных структур.
Последовательное демократическое решение проблем свободы совести в общих интересах всех членов российского общества - как верующих, так и неверующих, - должно способствовать сближению их гражданских и политических позиций, нравственных ценностей, конструктивному диалогу и сотрудничеству между ними в интересах консолидации общества, стабилизации общественно-политической ситуации в Российской Федерации.
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Козлов, Владимир Петрович, 1999 год
1. Источники Законодательные и нормативные акты
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) // Российская газета. 1994. - 8 дек.
3. Закон МССР «Об охране и рациональном использовании окружающей природной среды»,- Йошкар-Ола.- 1991. -49с.
4. Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного совета РСФСР. 1990. - № 21.
5. Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях» // Правда,-1990-9 окт.
6. Закон ЧР «О свободе вероисповеданий в Чувашской Республике» // Советская Чувашия. 1994. - 3 февр.
7. Конституция Республики Марий Эл.- Йошкар-Ола, 1995.
8. Конституция Республики Татарстан,- Казань, 1992.
9. Конституция Российской Федерации, Москва, 1993.
10. Конституция СССР,- Москва, 1977.
11. Распоряжение Президента РФ «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества» от 23 апр. 1993 г. № 281 -рп. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993,- № 17.
12. Указ Президента 4P «О государственной поддержке восстановления храмов, мечетей и иных культовых сооружений» № 119 от 22.09.1995. // Правительственный вестник. 1995. - № 39.
13. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» //Российская газета. 1995. - 17 авг.
14. Делопроизводственная документация
15. Государственный архив Республики Марий Эл (партийный) (ГА РМЭ) фонд 1 Марийский обком КПССопись 72, дела: 197; 213.опись 77, дела: 158; 159; 211; 298; 300; 610.
16. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ ) фонд Р 873 - Совет по делам религий при КМ РТопись 1, дела: 137; 141; 142; 146; 147; 148; 152; 153; 157; 161; 165.
17. Центральный государственный архив историко-партийной документации Республики Татарстан (ЦГАИПД РТ)фонд 15 -Татарский обком КПССопись 15, дела: 124; 125; 265; 771; 933; 934; 1416; 1626; 2027.
18. Центральный государственный архив общественных объединений Чувашской Республики (ЦГАОО 4P)фонд 1 Чувашский обком КПСС опись 69, дело: 638. опись 58, дело: 255.
19. Центральный государственный архив Чувашской Республики (ЦГА 4P) фонд 1857 Уполномоченный Совета по делам религий при СМ СССР по Чувашской АССРопись 2, дела: 100,101,102,103,104.
20. Текущий архив министерства юстиции Чувашской Республики переченьзарегистрированных религиозных объединений за 1991- 1995 г.
21. Текущий архив министерства юстиции Республики Марий Эл перечень зарегистрированных религиозных объединений за 1991 - 1995 г.
22. Текущий архив Совета по делам религий при КМ РТ информация о ходе передачи культовых и иных зданий религиозным организациям в 1993-1997 гг.1. Периодическая печать
23. Аксенов Ю. Белые церкви, святые кресты,- Чебоксарские новости,- 1993. -19 марта.
24. Алексеев Б. Свобода совести и права верующих // Советская Чувашия,-1990.-23 авг.
25. Алексеев В. Вот тебе бог а вот порог.// Советская Чувашия,- 1994. 20 мая.
26. Алексеев В. Распря, которой не было // Советская Чувашия. 1992. -16 дек.
27. Алексеев Г. Про святое и грешное // Сов. Чувашия. 1992. - 17 апр.
28. Алексин В. «Белые братья и власти грозят друг другу судом // Советская Чувашия.- 1993. 10 июля.
29. Алексин В. Сын ушел в секту // Советская Чувашия,- 1995. 4 апр.
30. Атеизму наступательность // Советская Чувашия. - 1986,- 11 сент.
31. Балтанова Г. Нация и ислам//Советская Татария. 1989. -23 февраля.
32. Балтанова Г. О религии и национальном самосознании//Советская Татария. 1988.- 13 сентября.
33. Банников Н. Отец Александр // Республика. 1992. - 27 окт.
34. Бареев Т. Вера народа дается судьбой//Вечерняя Казань. 1989. -3 февраля.
35. Бариев Р. Бог есть любовь/ЛСомсомолец Татарии. 1990. -14 октября.
36. Белгородский М. "По плодам их узнает их"//Советская Татария. -1989. 7 октября.
37. Белов В. Об учении Виссариона // Чаваш ен. -1995,- 25 март-1 апр.
38. Беляев Д. Остров веры в океане страстей // Молодежный курьер.-1993. 14июля.
39. Бикчентаев К. "Почему мусульманин должен идти работать в пятницу?7/Комсомолец Татарии. 1990. - 9 декабря. - с.9.
40. Браславский Л. «Территория» секты Свидетели Иеговы // Советская Чувашия. 1995. - 13 сент.
41. Браславский Л. «Территория» секты Свидетели Иеговы // Советская Чувашия. 1995. 13 сент.
42. Браславский Л. О религиозном сектанстве // Бизнес-среда,- 1996. 10-17 янв. - С. 13.
43. Варнава, архиепископ Чебоксарский и Чувашский. Белое братсво черных мыслей // Советская Чувашия. 1993,- 19 июня.
44. Ведерникова В. Увидим свет в конце тоннеля и пойдем по пути Спасения // Республика. 1992. - 22 янв.
45. Веди нас по дороге прямой.// Известия Татарстана.- 1992,- 3 дек.
46. Винокуров М. Марийская епархия утверждена // Республика- 1993. 27 июля
47. Власти молчат. Родители бьют тревогу // Известия Татарстана.- 1993,- 13 мая. Рэкетиры от религии // Вечерняя Казань.- 1993,- 25 июня.
48. Воспитывать убежденных атеистов // Правда. 1986. - 28 сент.
49. Вохмянин Д. Исчезнет ли религия ?//Комсомолец Татарии. 1988. -4 июня.
50. Вяткина И. Батюшка // Вечерняя Казань. 1989. - 27 декабря.
51. Гаделынина Н. Позвольте не согласиться // Советская Татария. 1989. -11 ноября.
52. Гайнутдинов Р. С благоговением и благодарностью//Литературная Россия. -1989.- 11 августа.
53. Галимов Т. Мунир абзый // Марийская правда.- 1993. 12 окт.
54. Гармай О. Вспоминая заветы Бессребреников//Комсомолец Татарии. -1990. -13 мая.
55. Градинар Л. Возрождение // Республика. 1992. - 22 янв.
56. Елагин В. В защиту веротерпимости // Советская Чувашия,- 1993,- 24 июня.
57. Еракаева С. Вера, распятая социализмом // Республика,-1991. 4 окт.
58. Ефимова Н. Мутная волна // Марийская правда. 1992,- 26 сент.
59. Зиновьев А. Праздник мусульман//Известия. 1989. - 17 августа.
60. Иванов В. Дорога к храму // Советская Чувашия,-1991. 5 янв.
61. Игнатов Н. Дать человеку надежду//Советская Татария. 1990. -12 мая.
62. Иеромонах Филарет. Впервые за столетие // Республика. 1993. - 13 мая.
63. Известия Татарстана,- 1993. 22 ноября.
64. Илемби Е. Мы православные // Чебоксарские новости .- 1993,- 10 апр.
65. Интервенция духа: проповедники новых религий атакуют Татарстан // Правда,- 1993. 11 ноября.
66. Иоанн. Под мирной звездой рождества /зап. Е. Макаров/ // Марийская правда.- 1994,- 7 янв.
67. Исаков В.А. Вопросы религиозного и национального в образовании и воспитании // Марий Эл учитель,- 1997. № 4. - С.54-63.
68. Исхаков Д. Молох войны еще не насытился кровью // Республика Татарстан. 1995. - 28 март.
69. Исхаков Д.М. Современный национализм татар // Татарская нация: прошлое, настоящее, будущее. Панорама -Форум, специальный выпуск, № 13. Казань, 1997.
70. К визиту в Марий Эл Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II // Республика-1993. 24 июля
71. Как встретились папа римский и муфтий российский // Молодежь Татарстана 1995. - 21-26 мая
72. Как построить общий дом ?//Слово агитатора. 1989. - М9. -С.35-38.
73. Калаганов А. В защиту атеизма//Советская Татария. 1989. -6 июня.
74. Калаганов А. Диалог или братание ?//Советская Татария. 1990. -16 декабря.
75. Калаганов А. Куда завели //Советская Татария. 1989. - 1 марта.
76. Калагаиов А. Позитивное и негативное в атеистической пропаганде// Коммунист Татарии. 1988. - №5. - С.53-60.
77. Карпов И. Воскресная школа//Республика. 1992. - 13 февр.
78. Ключевский С. Возвращение к духовности // Молодежный курьер,- 1995.27 апр.
79. Кокетничая с боженькой // Комсомольская правда. 1986. - 30 июля.
80. Константинов Н. Милосердие и доброту // Сов. Чувашия. 1989. - 4-5 март.
81. Королев В. Актуальна ли атеистическая пропаганда ?//Коммунист Татарии. -1988.-№4.-с.84-86.
82. Ксенофонтова И. Воскрешение церкви//Труд. 1989. - 13 июля.
83. Кузьмин Б. За личиной Иисуса Виссарионовича скрываются дьяволы // Советская Чувашия,- 1997.- 8 февр.
84. Лексин В. Поездка в Шахри-Болгар // Советская культура. 1989. -26 августа.
85. Макаров Е. Тихвинская святыня // Марийская правда. 1994. - 9 февр.
86. Мамаева Т. Возвращенная красота // Советская Татария. 1988. -14 августа.
87. Марийская правда.- 1993. 17 ноябр.
88. Масленникова 3. Отец Александр // Советская Татария. 1990. -18 ноября.
89. Моляков И. Отделена ли церковь от государства // Время,- 1997. 22 февр.
90. Моткин А. Время врачевать и время строить//Комсомолец Татарии. -1989. -26 февраля. с.8.
91. Муравьев А. Из крайности в крайность//Вечерняя Казань. 1990. -31 октября.
92. Муслимов А. Как рушили храмы//Советская Татария. 1989. -1 апреля.
93. Мухаметзянов Р. И поднялся минарет//Вечерняя 1Казань. 1990. -19 апреля.
94. Навстречу XXVII съезду КПСС // Наука и религия. -1985,- № 7,- С.2-3
95. Наумов Г., Хашев В. Крайняя мера//Вечерняя Казань. -1988.-12 сентября.
96. Нужно возродиться духовно // Республика. 1993,- 25 авг.
97. Обидели верующих // Литературная газета. -1987. -15 июля.
98. Обращение архиепископа Варнавы // Чебоксарские новости. 1992. 10 дек.99.0лина И. Вышитая Библия//Комсомолец Татарии. 1988. - 2 июля.
99. Осипов М. Смысл жизни высокая нравственность // Республика. - 1992. -11 ноября.
100. Осипов С. Если вам наступили на ногу извинитесь // Чавашън.- 1992.- 22 авг.
101. Отец Иоанн: власть слова /зап. С.Смирнов/ // Молодежный курьер. 1995. -1 июня.
102. Отец Сергий. Колокола над Елабугой // Советская Татария. 1990. - 24 апреля.
103. Панорама. Библиотека журнала «Казань». 1998.- № 3-4. .
104. Ю5.Пеннер Н., Ситницкая Е. Атеизм или закон божий ?//Вечерняя Казань.
105. Юб.Пичугин О. Освобождение // Молодежный курьер. 1993 . - 10 марта107 .Под сенью минарета // Вечерняя Казань. 1996. - 6 апр.
106. Ю8.Попов Л. Сумерки атеизма? // Свободная мысль -1992,- № 6.- С. 95-96
107. Почему мусульманин должен работать в пятницу // Комсомолец Татарии. -1990. -9 дек.
108. Против религиозного дурмана // Правда Востока. 1986. - 2 сент.111 .Пятилетка для верующих в Казани // Правда.- 1993. 17 март.
109. Разбежкина М. Во что нам верить ?//Вечерняя Казань. 1989. -15 мая.
110. Резюкова О. "Крещается раб божий" // Сов. Чувашия. 1990. - 18 окт.
111. Религиозные организации Российской Федерации: Справочник. Под общ. ред. М.М.Прусака; В.В.Борщева; Сост. Иваненко С.И. и др. Аналитический вестник №24. Специальный выпуск,- М.: Республика, 1996.
112. Рождественское послание Архиепископа Чебоксарского и Чувашского Варнавы // Советская Чувашия,- 1993. 6 янв.
113. Сабиров А. Все ли в прошлом у старой мечети ?//Советская Татария,- 1989. 26 февраля.
114. Сабиров А. Храмы передаются верующим//Известия. 1989. -18 августа.
115. Свобода совести и права верующих // Советская Чувашия. 1990,- 23 авг.
116. Святсков А. Запоют колокола // Советская Чувашия,- 1990- 4 февр.120.«Святое» безумие //Молодежь Татарстана.- 1993,- 3-10 декабря.
117. Сектантские пасторы бросают вызов властям // Известия Татарстана.-1994. 8 февр.
118. Сидоров А. Храм обретает жизнь //Республика. 1992. 17 сент.
119. Сидорова Т. Без права на самоуспокоенность//Советская Татария. -1987. 3 июня.
120. Сидорова Т. Должно последовать дело//Советская Татария. 1988. -6 июля. Сидорова Т. Пока земля еще вертится.//Советская Татария. - 1989,- 31 декабря.
121. Сироткин В. Свобода совести без православия и ислама ?//Независимая газета. 1993. - 20 августа.
122. Смирнов С. Конец Света // Молодежный курьер.- 1993. 16 июня.
123. Соловкин А. Во сколько обходится поддержка церкви государством // Чебоксарские новости. 1997. - 15 апр.
124. Сомова М. Защитим наше православие // Советская Чувашия. 1993. - 4 апр.
125. Сомова М. Защитим наше православие // Советская Чувашия,- 1993. 4 февр.
126. Сорокина К. Школа пастырей // Чебоксарские новости,- 1995,- 29 сент.
127. Сусметов В. Впервые в истории города//Чавашъен,- 1993,- 1 янв.
128. Таджуддин Т. "Жить в справедливом, безопасном мире'У/Советская Татария. 1989. - 9 сентября.
129. Таджуддин Т. "Искать дорогу к истине'У/Вечерняя Казань. 1989. -30 января.
130. Таджуддин Т. "Мусульманского экстремизиа нет, есть правокации нечестных политиков'7/Комсомолец Татарии. 1990. - 17 июня.
131. Тезисы платформы Татарского общественного Центра // Миллэт. 1991-январь.
132. Тюльканова Л. Монастырь //Молодежный курьер.-1995. 13 июля.
133. Улюков В.П. "Благая весть" в Чувашии // Сов. Чувашия. 1993. - 5 март.
134. Филатов С. Щипков А. Чувашские интеллектуалы выбирают язычество // Советская Чувашия,- 1995. 20 мая.
135. Филатов С. Щипков А. Язычество. Рождение или возрождение? // Дружба народов,- 1994. -№. 11-12. с. 176- 187.
136. Хабибуллин И. Двойной юбилей//Советская Татария. 1989. - 23 июля.
137. Хайруллин Р. "Обряд последнего прости"//Советская Татария. — 6 апреля.
138. Халитов Н. Голубая мечеть//Вечерняя Казань. 1989. - 27 декабря.
139. Халитов Н. Мечети Казани в прошлом и настоящем//Вечерняя Казань.-1989. 14,22 августа,3,30 сентября.
140. Халитов Н. Мечети Казани в прошлом//Вечерняя Казань. 1989. -18 апреля, 15 июня, 26 октября.
141. Хисматуллина С. Лютеране из Финляндии // Республика. 1993. - 3 ноября.
142. Цветков И. Воскресение и поэзия//Советская Татария. 1990. -28 апреля.
143. Цветков И. Коммунизм не идентичен атеизму//Советская Татария. -1989. -11ноября.
144. Что волнует отцов церкви? // Советская Татария. 1990г.- 21 августа.
145. Шаги к истине // Молодежный курьер. 1994,- 28 апр. - С.5.
146. Шарипов З.Ш. Дух и буква нового закона // Информационно-методический бюллетень,- 1996. -№. 8. -С. 66.
147. Шкилев А. Молчим.//Молодой коммунист. 1990. - 12 апр.
148. Шкилев А. Храм любви. Храм раздора. // Молодой коммунист. 1989. - 26 янв.
149. Шомина В. Храмы нашей республики // Марий Эл: вчера, сегодня, завтра.- 1993.- № 2-3. - С. 150.
150. Шульдяшев С В поисках высшей истины // Советская Чувашия. 1992. - 21 авт.155.1Пульдяшев С. Дает ли бог надежду? Миссия "Волга"-92 // Советская
151. Чувашия. 1992. - 10 сент. 156.Щеглов С. Забытый город // Молодежный курьер. - 1995. - 27 апр. 157.Эктель В. На семинаре по переводу библии // Советская Чувашия. - 1991. -19 дек.
152. Это требование времени и народа // Экономика и мы. 1992. - № 36 (72). 159.Якимов А. Огни священных рощ // Марийская правда. - 1994. - 18 окт. 160 .Яковлев Н. Принципы свои не меняю // Молодой коммунист. - 1989. - 13 июля.
153. Яналов В. 77 богов чимари. // Республика. -1992- 17 янв.
154. Ятманов Л. "Многие возродились духовно" // Молодежный курьер. 1995. - 21 сент.
155. Результаты социологических исследований
156. Дробижева Л.М„ Аклаев А.Р., Коротеева В.В„ Солдатова Г.У: Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М.: Мысль, 1996. -119 с.
157. Исанбаев С. Во что мы верим // Волжские вести . 1994,- 16 июня
158. Исанбаев С. Молодежь и религия // Марий Эл: вчера, сегодня, завтра. -1994. -№3. -С.33-36.
159. Межнациональные отношения в Республике Марий Эл Йошкар-Ола, 1995.- 131 с.
160. Мусина Р. Ислам и мусульмане в современном Татарстане / Религия и государство в современной России / Под ред. М.Б.Олкот и А.Малашенко. М., 1997. - 117 с.(Науч. докл. / Моск. Центр Карнеги; Вып. 18).- С.84 -95.
161. Мусина Р.Н. Ислам и межэтнические отношения в современном Татарстане // Иман нуры. 1996, № 4. С. 50-61.
162. Мусина Р.Н. Ислам и мусульмане в современном Татарстане: Ислам в Татарском мире: история и современность,- Казань, 1997. С. 217-225
163. Мусина Р.Н. Ислам среди городских татар: анализ современной ситуации // Исламо-христианское пограничье: итоги и перспективы изучения. .- Казань, 1994.-С.92-105
164. Мусина Р.Н. Реисламизация татар как форма «религиозного национализма» Второй межд. конгресс этнографов и антропологов .Резюме докл. и сообщ,- 4.II Уфа, 1997. - С. 125-126.
165. Соловьев B.C. Многонациональность наше богатство. - Йошкар-Ола, 1991.- 128 с.
166. Соловьев B.C. По пути духовного прогресса. Йошкар-Ола, 1987. - 161 с.
167. Оперативная информация по результатам уровня религиозного сознаниянаселения РМЭ (январь-февраль 1994г.)- Текущий архив отдела социологии Марийского научно-исследовательского института им. В.М. Ломоносова1. И.Литература
168. Алексеев В.А. "Штурм небес" отменяется. М.:Россия Молодая, 1992. - 299 с
169. Алексеев В.А. Государственно-церковные отношения: Содержание, характер, тенденции эволюции: на материалах Отечественной истории послеоктябрьского (1917 г.)периода XX века: в форме научного доклада на соиск. . докт. филос. наук.- М., 1994,- 33 с.
170. Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М.: Политиздат, 1991. - 398 с.
171. Алексеев В.А. Пост перестройка : несвободная совесть ? М.: Россия Молодая, 1992. - 62 с.
172. Арабаджян А. 3. Истоки духовности. Религия и атеизм. М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993 - 112 с.
173. Архимандрит Всеволод (Захаров) Придите и отворят Вам // Татарстанская модель: мифы и реальность Науч. ред. Э. Тагиров -Казань, 1997,- С. 201-207.
174. Ш.Бабинов Ю.А. Государственно-церковные отношения в условиях России: историко-методологический анализ: Дисс. .докт. филос. наук.- М., 1993.-290с.
175. Балагушкин Е.Г. Критика современных нетрадиционных религий: Истоки, сущность, влияние на молодежь Запада. М.:Изд-во МГУ, 1984. - 286 с.
176. Балтанова Г.Р. Демократия и веротерпимость // Информационно-методический бюллетень. 1996,- № 8 -С.63.
177. Балтанова Г.Р. Ислам в СССР : анализ зарубежных концепций. -Казань. Изд-во КГУ, 1991.- 146 с.
178. Бессонов М.Н. Православие в наши дни. М., 1990. - 303 с.
179. Браславский Л.Ю. Ислам в Чувашии,- Чебоксары, 1997 160 с.
180. Браславский Л.Ю. История религиозных движений среди населения Чувашского края: Автореф. дис. канд. ист. наук.- Горький, 1983. 21 с.
181. Браславский Л.Ю. Православные храмы Чувашии, 1995,- 355 с.
182. Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Ислам и вопросы атеистического воспита ния:Учеб. пособие для студ. и аспирантов вузов. М.:Высшк. шк., 1988.- 272 с.
183. Введение христианства на Руси. М.:Мысль, 1987. - 302 с.
184. Волков Н.С. Государственно-церковные отношения в условиях демократизации общественной жизни: Автореф. дис. на соис.учен.степ. канд.филос.наук. М., 1992. - 23 с.
185. Воронцова Л.М., Филатов С.Б. Религиозность и политическое сознание в постсоветской России. // Религия , церковь в России и за рубежом. Информ. Бюллетень № 2 Изд-во РАГС, М.: 1994, -С.3-15.
186. Гараева Н.Г. Мусульманские организации в современной России: Исламо-христианское пограничье: итоги и перспективы изучения,- Казань, 1994. -С.196-205.
187. Гибадуллин P.M. Татарское население Набережных Челнов в цифрах этносоциологии (1992г.) Набережные Челны: Магърифат, 1993. - 96 с.
188. Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира.- М.: Политиздат, 1987,- 271 с.
189. Гордиенко Н.С. Эволюция русского православия (20-80-е годы XX столетия). М.:3нание, 1984. - 64 с.
190. Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние) М.: РАГС, 1996. - 253 с.
191. Государственно-церковные отношения в России / Материалы «круглого стола» М.: Луч, 1993. - 134 с.
192. Жданов Н.В., Игнатенко А. Ислам на пороге XXI века. М.:Политиздат, 1989. - 349 с.
193. Желнакова Н.Ю. Государственная политика по отношению к русской православной церкви в 1920-1930-е годы/Автореф. на соиск. учен. степ, канд. ист. наук. Москва, 1995. - 22 с.
194. Иваненко С.И., Трофимчук H.A. Новые религиозные объединения : поиски, противоречия, надежды. М.:3нание, 1991. -62 с.
195. Иваненко С.И., Трофимчук H.A. Религиозные самодеятельные объединения в наши дни. М.:3нание, 1990. - 38 с.203 .Ислам Энциклопедический словарь. М.:Наука, 1991. -315 с.
196. Исламо-христианское пограничье : итоги и перспективы изучения/ АН Татарстана; ИЯЛИ им.Г.Ибрагимова. Казань, 1994. - 208 с.
197. Исламо-христианское пограничье: итоги и перспективы изучения / мат. науч. конф./- Казань, 1994 207с.
198. Исхаков Д.М. Возрождение ислама в постсоветском Татарстане: статистический и аналитический взгляд / Религия и общество. Справочник. -Казань, 1998.-С. 127-128.
199. Исхаков Д.М. Неформальные объединения в современном татарском обществе (история формирования, структура, программные положения) //
200. Современные национальные процессы в Республике Татарстан. Вып. 1. -Казань, 1992. - с.5-52.
201. Ишмухаметов З.А. Социальная роль и эволюция ислама в Татарии/ Ист. очерки. Казань: Тат. книж. изд-во, 1979. - 224 с.
202. Кириллов P.C. Монастыри в культурно-историческом процессе Чувашского края // Памятники истории, культуры и природы Европейской России: Тез. докл. VI Всеросс. науч. конф. Н. Новгород, 1995. - С. 219-220.
203. Козлов В.П. Передача культовых зданий в Казани / Религия в современном обществе,- Казань, 1998. -С.41-42.
204. Куроедов В.А. Религия и церковь в советском обществе. 2-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1984. - 256 с.
205. Ланда Р.Г. Ислам в истории России,- М.: «Восточная литература». -РАН., 1995 -312 с.
206. ЛенинВ.И. Полн.собр. соч. Т. 28.
207. Малашенко A.B. Исламское возрождение в современной России. М., 1998. - 222 с.
208. Малашенко A.B. Христианство и ислам в России: диалог только начинается // Мусульмане России накануне XXI века. Материалы межд. научн. конф. Москва, 6 сент. 1997 г. М., 1998. - С. 51-55.
209. Марийцы (статистический справочник) Йошкар-Ола, 1992. - 60 с.
210. Межэтнические и межконфессиональные отношения в Республике Татарстан. Материалы научн.-практ. конф.Часть1-2. Казань, 1993,- 256 с.
211. Митрохин Л.Н. Религии "Нового века". М.:Советская Россия, 1985. -157 с.
212. Михайлов Г.А. О религиозной ситуации и некоторых проблемах отношений государства и религиозных организаций в Российской Федерации // Государство, религия, церковь в Россх-и и за рубежом. Инф.-аналит. бюллетень № 1(11). М.:Изд-во РАГС, 1997, - С.8-26.
213. Мухаметшин P.M. Региональные особенности ислама // Татарстан,- 1995. -№ 11-12,- С. 66-70.
214. Мчедлов М.П. Политика и религия. М.:Советская Россия, 1987. -253 с.
215. На пути к свободе совести. М.Прогресс, 1989. - 493 с.
216. Набиев P.A. На путях научного мировоззрения : История, Проблемы, Уроки. Казань:Изд-во КГУ, 1991. - 251 с.
217. Набиев P.A. Теория и практика государственно-церковных отношений // Мусульмане России накануне XXI века. Материалы межд. научн. конф. Москва, 6 сент. 1997 г. М., 1998. - С. 27-37
218. Национальные проблемы татар, проживающих в Республике Марий Эл (Материалы научно-практической конференции) Йошкар-Ола - Параньга, 1996.-63 с.
219. Одинцов М.И. Государство и церковь в России XX век. М.: Луч, 1994.- 171 с.
220. Памятники истории, культуры и природы Республики Марий Эл. /Каталог/.- Изд-е 3-е, Йошкар-Ола, 1993.- 129 с.
221. Попов Н.С. Национально-государственное строительство и вопросы регулирования межконфессиональных отношений // Национальные отношения и государственная политика в Республике Марий Эл. Материалы научн.-практ. конф.-.Йошкар-Ола, 1997 С.42-45.
222. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. -М.Республика, 1995. 511 с.
223. Православие в России. М.:Институт наследия, 1995. - 143 с.
224. Религиозные объединения Республики Татарстан: Справ. Вып. 1 / Отв. ред. РАНабиев,- Казань, 1997,- 116 с.
225. Религиозные организации России:(справочник). М., 1994. - 114 с.
226. Религия в современном обществе: история, проблемы, тенденции. Тез. и докл. межд. науч.-практ. конф. Казань, 1998. - 216.
227. Религия и закон. Сборник правовых актов с комментариями. Составитель и автор комментариев Протопопов А.О. М.: «Паллада», 1996. 128 с.
228. Республика Татарстан: памятники истории и культуры. Каталог-справочник. Казань, 1993.- 322с.
229. Русское Православие. Вехи истории. М.Политиздат, 1989. - 720 с.
230. Савельев В.Н. Свобода совести: история и теория. М., 1991. -с.50.
231. Современные межнациональные процессы в ТССР. (Программа174исследования, инструментарий). Казань, 1991.
232. Тафаев Г.И. Опыт партийных организаций автономных республик Поволжья по атеистическому воспитанию трудящихся в семидесятые-восьмидесятые годы: Автореф. дис. канд. ист. наук. Горький, 1990.- 26 с.
233. Терентьева И.В. О состоянии и перспективах развития этнокультурной и религиозной ситуации в Республике Татарстан / Межэтнические и межконфессиональные отношения в Республике Татарстан. Материалы науч.- практ. конф. Казань, 1993 - С. 4- 17
234. Трофимчук H.A., Иваненко С.И. Новые религиозные объединения: поиски, противоречия, надежды. М.: Знание, 1991. - 62 с.
235. Устав об управлении Русской православной церковью. Принят поместным Собором 8 июня 1988 г. М., 1988. - 44 с.
236. Цыпин В. История Русской Православной Церкви : 1917-1990. М.: Хро ника, 1994. - 254 с.
237. Шестьдесят = LX / Мин.культуры Чуваш. Респ./ Чебоксары,- 1996. - 32 с.
238. Юнусова А.Б. Ислам в Башкирии. 1917-1994,- Уфа: ВЭГУ, 1994,- 150 с.
239. Яблоков И.Н. Основы теоретического религиоведения. М.:Космополис, 1994. - 223 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.