Религиозные аспекты социально-экономического развития арабских стран тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат наук Барковский, Анатолий Леонидович
- Специальность ВАК РФ09.00.14
- Количество страниц 164
Оглавление диссертации кандидат наук Барковский, Анатолий Леонидович
ОГЛАВЛЕНИЕ
Сс.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ИСЛАМ И ОПЫТ РАЗВИТИЯ АРАБСКИХ СТРАН
ПО ЕВРОПЕЙСКОЙ (ЗАПАДНОЙ) МОДЕЛИ
§1. Исламская проблематика на начальном этапе модернизации
§2. Ислам и реализация стратегии «догоняющего развития»
§3. Арабские страны и социально-экономические аспекты
межгосударственного сотрудничества на платформе «исламской солидарности»
ГЛАВА И. ПОДСТУПЫ К ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ ОБОСНОВАНИЮ
НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ АРАБСКОГО МИРА И «НАСЛЕДИЕ ИСЛАМА»
§ 1. Формирование нового философско-методологического подхода к
проблеме модернизации
§2. Глобализация и «смена поколений»
§3. Подступы к разработке новой модели социально-экономической модернизации арабских стран
ГЛАВА III. ИСЛАМСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛИЗМА
§ 1. Ислам в контексте межгосударственного сотрудничества на
региональном уровне
§2. Проблемы формирования новой экономической культуры и культуры предпринимательства в арабо-мусульманском
мире
§3. Современные исламские подходы к модернизации коммерческой
деятельности
§4. Этико-ценностные основы исламской финансовой культуры и их эволюция
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК
Особенности трансляции исламских ценностей средствами массовой коммуникации скандинавских стран (философско-культурологический анализ)2016 год, кандидат наук Дианина Светлана Юрьевна
Традиции культуры управления в исламе и их современное значение2009 год, доктор исторических наук Барковская, Елена Юрьевна
Политический образ ислама (на материале центральных российских печатных СМИ, 2010-2017)2019 год, кандидат наук Рагозина Софья Андреевна
История взаимодействия исламской и христианской культур средневековья в отечественной историографии второй половины XIX - начала XXI вв.2009 год, кандидат исторических наук Шадрина, Наталия Анатольевна
Социальная философия мусульманского средневековья1989 год, доктор философских наук Кирабаев, Нур Серикович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Религиозные аспекты социально-экономического развития арабских стран»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется тем, что судьбы арабских стран Ближнего Востока и Северной Африки все в большей степени попадают в прямую зависимость не только от демократизации их политической системы и ускоренного экономического роста, но также от выстраивания соответствующей социокультурной инфраструктуры.
Осуществление таких преобразований осложняется нерешенностью проблемы отставания этих стран от уровня и темпов развития европейских (западных) государств. Но ранее попытки ее решения увязывались с ориентацией на пример индустриально развитого Запада. В настоящее время в качестве лидера набирающей темпы глобализации утверждается наиболее продвинутая группа западноевропейских государств и США, где на основе инноваций в области науки, техники и образования сформировалось постиндустриальное общество. Соответственно увеличивается дистанция между этой группой государств и арабскими странами, где все еще значительная масса мусульманского населения сохраняет приверженность исламским стереотипам традиционно-средневекового мировосприятия, миропонимания и образа жизни.
Особую озабоченность в арабском мире вызывает то, что проблема отставания не решена даже небольшой группой стран, чье нынешнее благосостояние построено на солидных запасах углеводородного сырья и колоссальных валютных накоплений от его продажи.
Модернизация многочисленных «бедных» стран сдерживается не только нехваткой финансовых средств, продовольствия, природных богатств, сырьевых ресурсов, зачастую остротой демографической проблемы и т.д. Именно там бытует воспроизводство отсталых форм хозяйствования и поддерживается особая психологическая субкультура, характеризующаяся сложным сочетанием неприятия нововведений и
непредсказуемым взрывом протеста против безысходной нищеты и обездоленности. Именно там велика отзывчивость бедного и бедствующего люда на пропаганду воинствующих исламистов.
Сравнительно недавние события «арабской весны», связанные с падением ряда авторитарных правящих режимов, вспышками массовых протестных движений, со всей очевидностью высветили не только опасность воинствующего исламизма.
Бурную активность развили Саудовская Аравия, Катар и иные аравийские монархии, вознамерившиеся «развернуть процесс «переформатирования» арабских стран Ближнего Востока и Северной Африки по своему сценарию, в соответствии с которым на месте светских учреждаются религиозно-ориентированные режимы», чьи идеологические и политические установки были бы близки правящим аравийским режимам1.
Со всей очевидностью обнаружилось намерение правящих кругов США их союзников напрямую или же опосредованно использовать массовые мусульманские антиправительственные и иные протестные выступления в выгодном для себя направлении, сочетая прямое вмешательство в жизнь отдельных стран с разворачиванием мощных информационных кампаний под девизом защиты прав человека и т.п.
В свете «арабской весны» и последующих событий вполне закономерен интерес к усиливающемуся накалу идейно-политической борьбы в арабском мире, различные участники которой существенно расходятся в планах относительно обустройства политической системы и социально-экономической структуры, но не приемлют (хотя и с разных позиций) навязываемых извне моделей модернизации и глобализации. Выдвигая неоднозначные проекты модификации арабского общества и
1 Малышева Д. Монархии Персидского залива и «арабская весна» / Д. Малышева // Международная жизнь. - 2012. - № 8. - С. 41 -49.
экономики, они тем или иным образом связывают данный процесс с опорой на достояние духовной и материальной культуры, исторически сложившейся в мире исламской цивилизации.
За сложнейшими перипетиями такой борьбы стоит комплекс причинно-следственных связей, преломляющих собой действие общих закономерностей мирового развития, а также проявление региональной (локальной) специфики, в том числе и той, которая связана с исламом.
Позволяя приблизиться к пониманию характера и глубинных истоков таких взаимосвязей, философско-религиоведческий анализ исламских аспектов современного социально-экономического развития арабских стран включает в себя постижение специфики, обусловленной их многовековым пребыванием в мире традиционного распространения ислама.
Проблематика диссертационного исследования весьма актуальна для России. Поскольку в ряде российских регионов с мусульманским населением сохраняется необходимость учета «роли социально-экономического фактора в политизации ислама»2, имеет смысл принимать во внимание арабский опыт применения и силовых, и религиозно-политических методов борьбы с исламистскими группировками.
России как субъекту мирохозяйственных связей, чья деятельность связана с конъюнктурой глобальных рынков энергоресурсов и углеводородного сырья, важно иметь должную осведомленность в том, что касается действия рыночных сил в арабских нефтедобывающих странах, а также динамики перемен в духовно-религиозной, интеллектуальной и социально-политической жизни в арабском регионе. Тем более что Российская Федерация активно участвует в деятельности ряда
2 Семедов С.А. Ислам в политике. Идеология и практика / С.А. Семедов. - М.: Экон-Информ, 2009. - С. 5, 203.
международных организаций, в которых представлены арабские государства Ближнего Востока и Северной Африки.
Объект диссертационного исследования — духовно-культурная составляющая современного процесса модернизации общества и экономики в ареале традиционного бытования исламской цивилизации.
Предмет исследования - исламские аспекты современного социально-экономического развития арабских стран Ближнего Востока и Северной Африки.
Цель исследования — формирование системно-целостного представления о той роли, которая отводится исламу и духовно-культурному достоянию исламской цивилизации в политике арабских государств, направленной на модернизацию экономики и общественного устройства, а также в тех проектах социально-экономических реформ, которые разрабатываются современными арабскими теоретиками; наконец, в реализации практических рекомендаций, выдвинутых создателями данных проектов.
Достижению поставленной цели служит решение комплекса задач, касающихся:
- определения роли ислама и наследия исламской цивилизации на разных этапах официальной разработки стратегии модернизации общества и экономики арабских стран Ближнего Востока и Северной Африки;
- выявления основных философско-методологических расхождений в подходе западных и арабских теоретиков к проблеме ислама в контексте социально-экономического развития этих стран;
- раскрытия логико-смыслового содержания тех теорий и проектов перевода экономики арабских стран на рельсы рыночного хозяйствования и соответственного обустройства социокультурной инфраструктуры, которые отмечены печатью преемственности с духовной и материальной культурой исламской цивилизации;
- установления степени и характера воздействия на государственную (региональную) политику арабских теоретических разработок по социально-экономической модернизации государств арабского региона;
- анализа теории и практики модернизации исламской культуры экономической и предпринимательской деятельности в условиях глобализации.
Хронологические рамки диссертации охватывают собой вторую половину XX в. — первое десятилетие XXI века, т.е. период становления и последующего развития арабских стран в условиях современной государственности.
Освещение некоторых особенностей социально-экономической модернизации этих государств требовало экскурса к событиям далекого и сравнительно недавнего прошлого
Методологические и теоретические основания диссертационного исследования. В основу диссертации положены общенаучные методы системного, структурно-функционального и сравнительного анализа.
При изучении исламских аспектов современного социально-экономического развития арабских стран применялся также феноменологический метод, что дало возможность приблизиться к пониманию логико-смыслового содержания современных арабских проектов переустройства общества и системы хозяйствования, тем или иным образом связанных с исламом.
С помощью метода категориального анализа определялась природа и область использования исламских терминов и категорий, предельно обобщающих и классифицирующих результаты арабской познавательной деятельности в эпоху средневековья и в последующие времена.
Применение герменевтического метода имело место при работе с кораническими и иными исламскими текстами, при выявлении особенностей их интерпретации в прошлом и в настоящем.
Принимая во внимание, что «одной из важных проблем методологии религиоведения является проблема форм и типов рациональности и возможности их реализации в ходе религиоведческих исследований»3, диссертант обращался к научным публикациям, в которых нашла отражение разработка проблемы генезиса и эволюции новоевропейского типа рационализма и его роли в становлении европейской техногенной цивилизации. Среди авторов этих трудов К.Х. Делокаров, П.П. Гайденко, В.И. Гараджа, A.A. Микешина, A.B. Панин, М.В. Силантьева, B.C. Степин, В.К. Шохин, И.Н. Яблоков и др.
Особенности зарождения и последующего развития рационалистического течения в арабской средневековой философии получили освещение в работах Е.В. Ефремовой, Т.К. Ибрагима, A.A. Игнатенко, Н.С. Кирабаева, A.B. Сагадеева, A.B. Смирнова, Е.А. Фроловой.
Для раскрытия темы диссертационного исследования методологически важной являлась опора на отечественные исследования, где процесс общемирового развития осмысливался как явление целостное, но вместе с тем не однолинейное, различные направления которого отмечены цивилизационно-культурной спецификой.
Одним из первых к такому осмыслению подступился B.C. Соловьев еще на исходе XIX столетия, когда он трудился над построением философской системы, призванной сформировать «цельное знание» о мироздании и о месте в нем человека. Отстаивая принцип единства и целостности мира, российский мыслитель выражал несогласие с большинством современников из числа европейских философов и ориенталистов, которые полагали, что единственный и абсолютный путь мирового прогресса проторен исключительно Европой.
3 Яблоков И.Н. Философия религии. Актуальные проблемы / И.Н. Яблоков. - М.: изд-во РАГС, 2007. -С. 67-68.
Понимая, сколь велико значение источниковедческой базы для преодоления европоцентристских воззрений на мировую историю, в 1896 г. B.C. Соловьев опубликовал очерк о «сохраненном Кораном» учении Мухаммада. В этой публикации давалась высокая оценка провозвестнику ислама как религиозному деятелю, умевшему решать также исторически значимые политические и социальные задачи. В принципе не исключалась перспектива грядущего участия восточных народов в «историческом действии» и оговаривалась необходимость изучения ислама в контексте философии и истории религии4.
Из современников B.C. Соловьева его критическое отношение к европоцентристской концепции разделил А.Е. Крымский, автор многочисленных научных трудов по арабской истории и культуре. Не закрывая глаза на отставание мусульманского Востока от стран Запада, он выразил несогласие с теми западными учеными, которые твердили об окончательном и бесповоротном «упадке ислама», отказывая восточным народам в способности выйти на путь современного развития.
В годы, предшествующие первой мировой войне, общий ход политических событий в России и за ее пределами складывался не в пользу дальнейшего развития того подхода к изучению исламской проблематики, который был апробирован B.C. Соловьевым и поддержан А.Е. Крымским.
Однако в ходе изучения Корана, истории и культуры арабо-мусульманского мира, которое осуществлялось в 20-х - 30-х годах XX века отдельными западными, но главным образом отечественными востоковедами (академиками В.В. Бартольдом, И.Ю. Крачковским и их учениками) в науку вводился обширный фактический материал, который явно не согласовывался с европоцентристской концепцией.
4 Соловьев B.C. Магомет, его жизнь и религиозное учение. Талмуд / B.C. Соловьев. - Алма-Ата: «А.О «Каранан», 1991. С. 5
Тем не менее, для многих представителей европейской, а также американской ориенталистики отход от этой концепции оказался делом нелегким, долговременным и, в известной мере, не завершенным вплоть до настоящего времени.
Теоретическая постановка «проблемы нового типа целостного, многоаспектного изучения исторического движения человечества» состоялась в нашей стране в первой половине 80-х годов XX века5.
Этому событию предшествовал более чем десятилетний период заметной активизации отечественных исследований по истории философии в мировом и европейском масштабе, а также по истории и философии мусульманского Востока.
Одним из первых вопрос о «сопоставительном изучении понятий», которые бытовали в западных и восточных мировоззренческих традициях, поднял A.B. Сагадеев. «В основе любой мировоззренческой системы, -подчеркивал он еще в конце 70-х годов, - лежит определенный категориальный аппарат, знание которого служит ключом к пониманию данной философской или религиозной доктрины. Но обрести этот ключ, как правило, удается только тогда, когда изучаемая система понята и уяснена. Ибо от эпохи к эпохе, от одной системы взглядов к другой (и в пределах той же самой системы на различных ступенях ее развития) понятия наполняются различным содержанием, а семантическая эволюция обозначающих их терминов порой приводит даже к тому, что они на известном этапе приобретают смысл, прямо противоположный первоначальному».
Поэтому, полагал A.B. Сагадеев, большое значение имеет «контекстуальное исследование понятий, конкретизация их содержания и
5 См.: Шаймухамбетова Г.Б. Философия и религия в историко-культурном развитии Востока (к постановке вопроса) / Г.Б. Шаймухамбетова // Философия и религия на зарубежном Востоке. XX век; отв. ред. М.Т. Степанянц. - М.: Наука, 1985. - С. 30; Пантин И.К. Российские сюжеты в творчестве Маркса. История и современность / И.К. Пантин // Вопросы философии. - 1983. - № 5.
объема, выяснение тех изменений, которые они претерпевали в ходе своего развития»6.
К настоящему времени изучение характерных черт исламской цивилизации как интегральной части общемировой цивилизации вышло на уровень междисциплинарных исследований.
В ходе выявления характера основных расхождений в философско-методологической основе подходов западных и арабских теоретиков к проблеме преодоления отставания арабских государств от индустриально развитого Запада первоочередное значение имели труды арабистов -философов и исламоведов. Н.В. Ефремова, Т.К. Ибрагим, A.A. Игнатенко, Н.С. Кирабаев, A.B. Сагадеев, A.B. Смирнов, М.Т. Степанянц, Е.А. Фролова, Г.Б. Шаймухамбетова существенно расширили представление о сложившейся в исламе картине мира, о ее эпистемологическом, гносеологическом, аксиологическом и онтологическом основании.
Методологически значимыми являются доказательства того, что специфика исламской цивилизации способна проявлять себя в виде логико-смысловой и содержательной «инаковости» процессов и явлений, в принципе имеющих аналоги в европейской цивилизации7.
При изучении той роли, которая отводилась государством исламу в социальном развитии арабских стран, диссертант опирался на отечественные теоретико-методологические наработки, касавшиеся
6 Сагадеев A.B. «Знание» и познавательное отношение к действительности в средневековой мусульманской культуре. /A.B. Сагадеев //Предисловие к кн. Роузенталь Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе. М.: Наука, 1978. - С. 3.
7 См.: Ибрагим Т.К. Калам и вопрос об «ортодоксальной философии» ислама / Т.К. Ибрагим // Религия в изменяющемся мире. - М.: изд-во Росс, ун-та дружбы народов, 1994. - С. 40-60; Смирнов A.B. Великий шейх суфизма. Опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби / A.B. Смирнов. - М.: Наука, 1993; Смирнов A.B. Логика смысла. Теория и ее приложение к анализу классической арабской философии и культуры / А.В.Смирнов. - М.: Языки славянской культуры, 2001; Смирнов A.B. Логико-смысловые основания арабо-мусульманской культуры. Семиотика и изобразительное искусство / A.B. Смирнов. -М.: Наука, 2005.
философско-правового и историко-религиоведческого анализа государственно-конфессиональных отношений.
В первую очередь, речь идет об исследованиях, осуществленных 0.10. Васильевой, Ю.П. Зуевым, В.В. Кравчук, P.A. Лопаткиным, Е.М. Мирошниковой, Ф.Г. Овсиенко, В.К. Пинкевичем, Е.С. Сафроновой, С.А. Семедовым, В.М. Сторчаком, H.A. Трофимчуком, М.О. Шаховым, В.В. Шмидтом.
Источниковая база диссертации включает в себя три основные группы источников.
Первую группу составляют первоисточники ислама - Коран и Сунна. Вторая группа источников представлена официальными документами, а также текстами выступлений арабских государственных и мусульманских религиозных деятелей, в которых получили освещение исламские аспекты модернизации арабо-мусульманского мира.
Особую ценность представляли: Устав Организации Исламская конференция (ОИК); тексты Каирской декларации по правам человека и «Заявления относительно процесса развития и модернизации в арабском мире», принятого во время встречи министров иностранных дел арабских стран (Тунис, май 2004 г.); материалы конференции по теме «Истинный ислам и его роль в современном обществе» (Амман, июнь 2005 г.); публикация видного иорданского государственного деятеля Марвана Муашера под названием «Арабский центризм. Надежда на умеренность».
Третья группа источников включает в себя работы арабских мыслителей, непосредственно занимавшихся проблемами социально-экономической модернизации арабских стран.
При выборе главных объектов научного анализа диссертант учитывал не только вклад, внесенный тем или иным теоретиком в осмысление данной проблематики, но и степень воздействия его идей на современную арабскую интеллектуальную жизнь.
Исходя из такого учета, изучались труды Малека Беннаби, Мухаммада Абида аль-Джабири, Абдуллахи Ахмеда ан-Наима, Фуада Закарии, Мохамеда Шарфи, Али А. Алави, Мохамеда Умера Чапры, а также Х.Т. Аззама, Фейсала Махмуда аш-Шаваура, Абдель-Рахман Усри Ахмада, Амджида Али, Сами Бен Насер, Шираз Лабиди и др.
Степень научной разработанности темы диссертационного исследования характеризуется отсутствием отечественных и зарубежных научных публикаций, посвященных философско-религиоведческому анализу исламских аспектов современного социально-экономического развития арабских стран Ближнего Востока и Северной Африки с позиций определения той роли, которая отводилась исламу в данном процессе, с одной стороны, государством, с другой стороны - различными представителями арабской мысли как светской, так и религиозной ориентации.
о
В поле зрения некоторых отечественных , а также зарубежных исследователей попадали, в основном, социально-политические идеи отдельных арабских теоретиков модернизации, значительно реже их философские воззрения и мировоззренческие установки.
8 См., например, Барковекая ЕЛО. Современное государство и традиции культуры управления в исламе / ЕЛО. Барковекая. - M.; изд-во РАГС, 2008. - С. 131-153; Борисов А.Б. Исламский компонент общественной мысли в странах Магрнба /А.Б. Борисов // Ближний Восток и современность. Сборник статей / отв. ред. А.О. Филоник. - Вып. 29. - М., 2008. - С. 14-41; Кудрявцев А.В. Арабские ученые 70-х - 80-х годов XX века о проблеме совместимости ислама и секуляризма /А.В. Кудрявцев // Религия и секуляризм на Востоке; отв. ред. Л.Р. Полонская. - М.: Наука, 1993. - С. 108; Сапронова М.А. Политический процесс в арабских странах /М.А.Сапронова. - М.: изд-во «МГИМО-Университет», 2008. - С. 20-21; Фурман Д. Реформа ислама по Мохамеду Тахе и Ахмеду ан-Наиму. Послесловие к книге Абдуллахи Ахмед ан-Нанм. На пути к исламской реформации. (Гражданские свободы, права человека и международное право). - М.: Музей и общ. центр им. Андрея Сахарова, 1999. - С. 265-284.
9 Saeed Saeed. Islamic Thought. An Introduction / Saeed Saeed. - London; New York: Routledge, 2007. -P. 107-109; Hasan Hanafi. Reformist and moderated voices of Islam in the Arab East / Hanafi Hasan // Reformist voices of Islam. Mediatory Islam and Modernity / ed. by Shireen T. Hunter. - New York; London: Sharpe, 2008. - P. 99; Khursliid Ahmad. Foreword / Mohamed Umer Chapra. Muslim civilization. The causes of decline and the need for reform. - Wiltshire: Antony Rowe Ltd., 2008. - P. XV; Muhammad Khalid Masud. Islamic Modernism // Islam and Modernity. Key issues and debates / ed. by Khalid Masud, Armando Salvatore, Martin van Bruinessen. - Cairo: The American University in Cairo Press, 2009. - P. 253-254; Seyycd Hossein Nasr. Islam in the modem world. Challenged by the West, threatened by fundamentalism, keeping faith with tradition. - San Francisco: Harper, 2007. - P. 262.
На этом фоне особое значение имело обращение к многочисленным и обстоятельным трудам Е.А. Фроловой, что позволило составить представление об основных этапах и тенденциях развития арабской философии в прошлом и настоящем, а также о современном арабском дискурсе10.
Исследованию отклика исламской правовой мысли на современные проблемы социокультурной организации арабских стран помогло изучение ряда публикаций JI.P. Сюкияйнена11.
Представление о динамике культурной преемственности в арабо-мусульманском мире складывалось на основе обобщения ряда данных аналитического и фактического свойства, почерпнутых из трудов таких историков-арабистов, как Ф.М. Ацамба, А.Б. Борисов, А.И. Вавилов, М.Ф. Видясова, A.A. Грязневич, Б.В. Долгов, H.A. Иванов, С.А. Кириллина, Ю.М. Кобищанов, Г.Г. Косач, С.Х. Кямилев, Р.Г. Ланда, З.И. Левин, М.С. Мейер, Д.В. Микульский, В.В. Наумкин, В.В. Орлов, М.Б. Пиотровский, С.М. Прозоров, Е.А. Резван, ИМ. Смилянская, А.И. Яковлев и др.
При изучении государственной составляющей процесса модернизации арабских стран принимались во внимание суждения и выводы авторов коллективной монографии «Арабский мир. Три
10 См.. например: Фролова Е.А. Предисловие / Е.А. Фролова // Средневековая арабская философия. Проблемы и решение / Росс. акад. наук; Ин-т философии. - М.: изд-по Восточной литературы РАН, 1998; Фролова Е.А. Рационализм в арабо-мусульманской философии (вместо введения) / Е.А. Фролова // Рационалистическая традиция и современность. Ближний и Средний Восток. - Росс. акад. наук; Ин-т философии. - М.: Наука; Фролова Е.А. Арабская философия. Прошлое и настоящее / Е.А. Фролова. - М.: Языки славянских культур, 2010; Фролова Е.А. Дискурс современной арабской философии / Е.А. Фролова // Философская мысль исламского мира. Исследования. Т.4. - М.: Языки славянских культур, 2012. 64 с. - http://iph.ras.rU/uplfile/smirnov/mysl/issled/4/froldisl.pdf.; Фролова Е.А. «Арабское возрождение» как проект модернизации. / Е.А. Фролова // Вопросы философии. - 2013. - № 5.
11 См.: Сюкияйнен Л.Р. Исламская концепция прав человека / Л.Р. Сюкияйнен // Права человека. Итоги века, тенденции, перспективы. - М.: Норма, 2002. - С. 280-318.; Сюкийянен Л.Р. Исламская политико-правовая культура и демократизация в мусульманском мире: конфликт или совместимость? / Л.Р. Сюкияйнен // Религия и конфликт. - М.: РОССПЭН, 2007. - С. 85-106; Сюкийянен Л.Р. Мусульманский опыт миростроительства: базовые цели и ценности, формы познания и социокультурной организации. Исторический опыт и российская ситуация / Л.Р. Сюкияйнен // Ислам: ценности, познание, миростроительство. Материалы постоянно действующего научного семинара. Вып.5. - М.: Научный семинар, 2007. - С. 28-32.
десятилетия независимого развития» (1990 г.), где анализировались стратегия преодоления хозяйственной отсталости арабских стран (И.П.Иванова, А.О. Филоник), особенности капиталистического развития (С.Л. Стоклицкий), этапы социально-политической эволюции (Б.Г. Сейранян), процесс структурной перестройки арабского общества (Н.А. Иванов), где, наконец, подводились итоги перемен, происходивших в экономике и обществе арабских стран после обретения ими суверенной государственности (В.А. Исаев, В.В. Наумкин).
Поднимая вопрос о пересмотре общепринятого реестра основных показателей реального уровня модернизации арабских стран, H.A. Иванов соглашался с известным американским экономистом В. Леонтьевым в том, что данный уровень «можно измерить объемом дохода на душу населения и долей обрабатывающей промышленности в ВВП». Но одновременно отметил важность такого показателя для арабского мира, как степень массовой грамотности, а также значение «целого ряда субъективных факторов», особенно - «избранной модели развития с ее религиозными, социальными и политическими приоритетами»12.
Роль государства как одной из движущих сил модернизации развивающихся стран была проанализирована в одном из обобщающих трудов ИМЭМО АН СССР под названием «Крупные развивающиеся страны в социально-экономических структурах современного мира». Усилия авторского коллектива этой работы концентрировались на исследовании движения данных стран «от отсталости к прогрессу», на определении их места в мировом социально-экономическом развитии»13.
12 Иванов H.A. Модернизация и классовая структура / H.A. Иванов // Арабский мир. Три десятилетия развития: колл. монография; отв. ред. В.А. Исаев, В.В. Наумкин. /Акад. наук СССР, Ин-т востоковедения. -M.: Наука, 1990.-С.218.
13 Крупные развивающиеся страны в социально-экономических структурах современного мира: колл. монография / Акад. наук СССР, Ин-т мировой экономики и международных отношений; отв. ред. и рук. апт. колл. В.Л. Шейнис, А.Я. Эльянов. - M.: Наука; Гл. ред. вост. лит., 1990. - С. 5.
Перемены, происходившие в ходе либеральных рыночных преобразований в арабской экономике и в обществе, освещались в трудах Б.Н. Гашева, В.И. Гусарова, В.А. Мельянцева, JI.H. Руденко, A.B. Салийчук, З.А. Соловьевой, A.A. Ткаченко, А.О. Филоника, J1.A. Фридмана и др.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК
Политические проекты исламского экстремизма в современной России2009 год, кандидат политических наук Вояковский, Денис Сергеевич
Образ Арабского Востока в русском общественном сознании второй половины XIX - начала XX вв.: по материалам литературы путешествий2013 год, кандидат исторических наук Семенова, Мария Александровна
Политические аспекты современного исламского экстремизма: На примере Египта2002 год, кандидат политических наук Баглиев, Мурад Алиевич
Исламский фактор во внешней политике Королевства Марокко и Иорданского Хашимитского Королевства (1980-е гг. – 2019 г.)2020 год, кандидат наук Морозова Надежда Николаевна
Человек и общество в философии Ибн Баджжи2012 год, кандидат философских наук ОCМАНОВ, АНВАР МАГОМЕДОВИЧ
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Барковский, Анатолий Леонидович, 2013 год
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ и ЛИТЕРАТУРЫ
Источники:
Коран и Сунна:
1. Коран / пер. с араб. И.Ю. Крачковского. - М.: Дом Бируни, 1990. - 512 с.
2. Коран/пер. с араб. М.-Н.О. Османова; коммент. М.-Н.О. Османова и В.Д. Ушакова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Ладомир, 1999. - 928 с.
Официальные публикации и труды государственных деятелей арабских стран:
3. Каирская декларация по правам человека в исламе (Прилож.) // Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. - М.: Международные отношения, 2003. - С. 520-525.
4. Muasher, Marwan. The Arab Center: the Promise of Moderation / Marwan Muasher. - New Haven; London: Yale University Press, 2008. - 312 p.
5. True Islam and the Islamic Consensus on the Amman Message. - 3-rd edition. - Amman, 2008. - 201 p.
Работы представителей арабской научной и исламской мысли:
6. Аль-Джирари, Аббас. Ответственность в исламе / Аббас аль-Джирари // Хасанийские чтения в священный месяц рамадан; пер. с араб. -М.: Ин-т исламской цивилизации, 1996. - С. 151-168.
7. Закариа, Фуад. Могут ли исламисты остановить историю / Фуад Закариа // Азия и Африка сегодня. - 1992. - № 7. - С. 30-33.
8. Ан-Наим, Абдуллахи Ахмед. На пути к исламской реформации. Гражданские свободы, права человека и международное право; пер. с англ. / Абдуллахи Ахмед ан-Наим. - М.: Музей и общественный центр им. Андрея Сахарова, 1999. - 283 с.
9.Alawi, АН A. The Crisis of Islamic Civilization / Ali A. Alawi. - New Haven; London: Yale University Press, 2009. - 304 p.
10. Bassam Tibi. Islam between Culture and Politics / Tibi Bassam. - New York: Palgrave, 2002. - 271 p.
11. Bennabi Malek. Islam in History and Society / Malek Bennabi. -Kuala Lumpur: Berita, 1987. - 213 p.
12. Chapra, Mohamed Umer. Is it Necessary to Have Islamic Economics? / Mohamed Umer Chapra // Islam and Globalization / ed. by Akbarzadeh. -London; New York: Routledge, 2008. - Vol. IV. - P. 71-91.
13. Chapra, Mohamed Umer. Muslim Civilization. The Causes of Decline and the Need for Reform / Mohamed Umer Chapra / Islamic Foundation. -Wiltshire: AntonyRowe Ltd., 2008. - 225 p.
14. Charfi, Mohamed. Islam and Liberty. The Historical Misunderstanding / Mohamed Charfi. - Second edition. - London; New York: Zed books, 2005. - 185 p.
15. Al-Jabri, Mohamed Abed. La Pensée de Ibn Khaldoun: la Assabiya et l'État. Grandes lignes d'une théorie Khaldounienne de l'histoire musulmane / Al-Jabri Mohamed Abed. - Paris: Edima, 1971.
16. Al-Jabri, Mohamed Abed. Arab-Islamic Philosophy: A Contemporary Critique / Al-Jabri Mohamed Abed // Middle East monograph series 12. -Austin: University of Texas press, 1999. - 152 p.
17. Tibi, Bassam. The Interplay between Cultural and Socio-economical Change: the Case of Germany and of Arab Region Cultural Innovation in the Development Process / Bassam Tibi // Islamic Cultural Identity and Scientific-Technological Development; ed. by K. Gottstein. - Baden-Baden: Nomos, 1986. -P. 93-102.
18. Zakariya, Fouad. Laicite ou islamisme. Les arabes a l'heure du choix / Fouad Zakariya. - Paris; Caire: La découverte; Al-Fikr, 1991. - 165 p.
Справочные издания:
19. Ислам: Энциклопедический словарь / ред. Г.В. Милославский, Ю.А. Петросян, М.Б. Пиотровский, С.М. Прозоров. - М.: Наука, 1991. - 315 с.
20. A Concise Encyclopedia of Islam / ed. by Gordon D. Newby. -Oxford: Oneworld, 2004. - 244 p.
21. Islamic Philosophy, Theology and Mysticism: A Short Introduction / ed. by Majid Fakhry. - Oxford: Oneworld, 2005. - 159 p.
22. Islamic Thought. An Introduction / ed. by Abdullah Saeed. - London; New York: Routledge, 2007. - 204 p.
23. Shorter Encyclopedia of Islam. - Leiden: Brill, 1970. - 671 p.
Литература:
Советские и российские авторы:
24. Акимов А.В. Устойчивость исламских банков в условиях современного мирового финансового кризиса и перспективы их развития в России / А.В. Акимов // Исламский фактор в истории и современности. -М.: Вост. лит. РАН, 2011. - С. 77-83.
25. Алаев А.Б., Смилянская И.М. Социально-политические реформы в странах Востока / А.Б. Алаев, И.М. Смилянская // История Востока: в 6 т. Т. IV. Кн. 1. Восток в новое время (конец XVIII-XX вв.); отв. ред.: Л.Б. Алаев и др. - М.: Вост. лит. РАН, 2004. - С. 328-354.
26. Ацамба Ф.М., Смилянская И.М. Строительство египетского государства Мухаммедом Али / Ф.М. Ацамба, И.М. Смилянская // История Востока: в 6 т. Т. IV. Кн. 1 Восток в новое время (конец XVIII - начало XX вв.) / Ин-т востоковедения РАН; отв. ред.: Л.Б. Алаев и др. - М.: Вост. лит. РАН, 2004. - С. 82-90.
27. Беккин Р.И. Исламская экономика. Краткий курс / Р.И. Беккин; Рос. акад. наук, Ин-т Африки. - М.: АКТ; Восток-Запад, 2008. - 288 с.
28. Беккин Р.И. Исламская экономическая модель и современность / Р.И. Беккин / Рос. акад. наук, Ин-т Африки. - М.: изд-во Марджани, 2010. -352 с.
29. Белокреницкий В.Я. Послевоенная модернизация в странах Западной Азии. Общие тенденции и расходящиеся траектории развития //
Особенности модернизации на мусульманском Востоке. Опыт Турции, Ирана, Афганистана, Пакистана / В.Я. Белокреницкий, И.Л. Фадеева. - М.: Наука; Гл. ред. вост. лит., 1997. - С. 20-44.
30. Борисов А.Б. Исламский компонент общественной мысли в странах Магриба / А.Б. Борисов // Ближний Восток и современность: сборник статей; отв. ред. А.О. Филоник / Ин-т изучения Ближнего Востока. - Вып. 29. - М, 2009. - С. 14-41.
31. Видясова М. Ф. Джихад без войны. Тунисский опыт модернизации и политическое наследие Хабиба Бургибы (1903-2000): в 2-х т. - Т. 1. Кн. 1. / М.Ф. Видясова. - М.: изд-во ИСАА при МГУ, 2005. - 475 с.
32. Воротрвский A.B. Современные теории рынка капитала / A.B. Воронцовский. - М.: Экономика, 2010. - 719 с.
33. ГабдрахмановаГ.Ф. Ислам и экономика: формирование научных подходов анализа / Г.Ф. Габдрахманова // Сибирь на перекрестке мировых религий: материалы четвертой межрегиональной научно-теоретической конференции. - Новосибирск: Новосиб. госуд. ун-т, 2009. - С. 443-448.
34. Гараджа В.И. Социология религии / В.И. Гараджа. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 348 с.
35.Делокаров К.Х. Современность B.C. Соловьёва / К.Х. Делокаров // Владимир Соловьёв: взгляд сквозь столетия: материалы философских чтений. - М.: изд-во РАГС, 2002. - С. 86-99.
36. Делокаров К.Х. Предисловие / К.Х. Делакоров // Ценности глобализирующегося мира. - М.: Scientific Press Ltd, 2002. - С. 1-4.
37. Делокаров К.Х. Философия и цивилизационные трансформации / К.Х. Делакоров // Ценности глобализирующегося мира. - М.: Scientific Press Ltd, 2002.-С. 4-41.
38. Ефремова Н.В., Ибрагим Т.К. Жизнь Мухаммада: в 2-х т. Т. 1 / Н.В. Ефремова, Т.К. Ибрагим. -М.; Ладомир, 2009. - 1062 с.
39. Жданов H.B. Исламская концепция миропорядка / Н.В. Жданов. -М.: Международные отношения, 2003. - 568 с.
40. Жданов C.B. Арабские страны в мировой экономике / C.B. Жданов. -М.: изд. дом «Панорама», 2006. - 255 с.
41 .Зинурова Р.И. Общечеловеческие ценности Корана / Р.И. Зинурова. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2003. - 311 с.
42. Ибрагим Т.К. Калам и вопрос об «ортодоксальной философии» ислама / Т.К. Ибрагим // Религия в изменяющемся мире / отв. ред. Н.С. Кирабаев. - М.: изд-во Росс. Ун-та дружбы народов, 1994. - С. 40-60.
43. Ибрагим Т.К. Классическая арабо-мусульманская культура в контексте диалога цивилизаций / Т.К. Ибрагим // Росс, труды по востоковедению. - Т.5. Ценности мусульманской культуры и опыт истории. = The Values of Moslem Culture and the Experience of History / глав, ред. Н.С. Кирабаев. - Lewiston etc.: Edwin Mellen Press, 1999. - С. 141-176.
44. Ибрагим Т.К. Коран о духовном плюрализме / Т.К. Ибрагим // Сравнительная философия: Моральная философия в контексте многообразия культур / Ин-т философии РАН; отв. ред. М.Т. Степанянц. -М.: Наука; Гл. ред. вост. лит., 2004. - С. 217-220.
45. Ибрагим Т.К. Между разумом и верой: реалистическая интенция классической исламской эпистемологии / Т.К. Ибрагим // На пути к коранической толерантности. - Н. Новгород: изд. дом «Медина», 2007. -С. 172-190.
46. Ибрагим Т.К. Основные ценности и институты ислама / Т.К. Ибрагим // На пути к коранической толерантности. - Н. Новгород: изд. дом «Медина», 2007. - С. 248-255.
47. Ибрагим Т.К. Между разумом и верой: реалистическая интенция классической исламской эпистемологии / Т.К. Ибрагим // На пути к коранической толерантности. - Н. Новгород: изд. дом «Медина», 2007. -С. 172-190.
48. Иванов H.A. О некоторых социально-экономических аспектах традиционного ислама (на примере арабо-османского общества / H.A. Иванов // Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока: сборник статей / Акад. наук СССР, Ин-т востоковедения; отв. ред. Ю.В. Ганковский. - М.: Наука, 1982. -С. 40-58.
49. Иванов H.A. Модернизация и классовая структура / H.A. Иванов // Арабский мир. Три десятилетия развития / Акад. наук СССР, Ин-т востоковедения; отв. ред. В.А.Исаев, В.В.Наумкин. - М.: Наука, 1990. -С. 215-255.
50. Иванов С.М. Османская империя в мировой экономической системе: вторая половина XIX - начало XX в. / С.М. Иванов. - СПб: изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2005. - 356 с.
51. Игнатенко A.A. В поисках счастья. Общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья / A.A. Игнатенко. -М.: Мысль, 1989.-255 с.
52. Игнатенко A.A. Самоопределение исламского мира / A.A. Игнатенко // Ислам и политика (взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии) / Ин-т востоковедения РАН, Ин-т изучения Израиля и Ближнего Востока; отв. ред.: В.Я. Белокреницкий и А.З. Егорин. -М.: ИВ РАН: Крафг+-, 2001. - С. 7-20.
53. Игнатенко A.A. Ислам и политика / A.A. Игнатенко. - М.: Институт религии и политики, 2004. - 256 с.
54. Исаев В.А., Наумкин В.В. Введение / В.А. Исаев, В.В. Наумкин // Арабский мир. Три десятилетия развития: колл. монография / Акад. наук СССР, Ин-т востоковедения; отв. ред. В.А.Исаев, В.В. Наумкин. - М.: Наука; Гл. ред. вост. лит., 1990. - С. 3-10.
55. Исламская цивилизация в глобализирующемся мире: по материалам конференции / Учреждение Росс. акад. наук; Ин-т мировой
экономики и международных отношений РАН; отв. ред. В.Г. Хорос и Д.Б. Малышева. - М.: ИМЭМО РАН, 2011. - 336 с.
56. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность / Г.М. Керимов. -М.: Наука, 1978.-223 с.
57. Керимов Г.М. Шариат: закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности / Г.М. Керимов. - СПб.: ДИЛЯ, 2007. - 512 с.
58. КирабаевН.С. Социальная философия мусульманского Востока (эпоха средневековья) / Н.С. Кирабаев. - М.: изд-во Ун-та дружбы народов, 1997.-176 с.
59. Кирабаев Н.С. Ислам в контексте мировой цивилизации / Н.С. Кирабаев // Росс, труды по востоковедению. - Т.5. Ценности мусульманской культуры и опыт истории. = The Values of Moslem Culture and the Experience of History / глав. ред. Н.С. Кирабаев. - Lewiston etc.: Edwin Mellen Press, 1999. - С. 279-299.
60. Кириллина C.A. Ислам в общественной жизни Египта (вторая половина XIX - начало XX в.) / С.А. Кириллина; отв. ред. Ф.М. Ацамба; Моск. госуд. ун-т им. М.В. Ломоносова, Ин-т стран Азии и Африки. - М.: Наука, 1989.-203 с.
61. Ковлер А.И. Антропология права / А.И. Ковлер; Ин-т государства и права РАН, Акад. правовой ун-т. - М.: НОРМА; ИНФРА-М, 2002. -467 с.
62. Косач Г.Г. Становление современных форм политической жизни на Востоке / Г.Г. Косач // История Востока: в 6 т. Т. IV: Восток в новое время (конец XVIII - начало XX вв.): Кн. 2 / Ин-т востоковедения РАН; отв. ред.: Л.Б. Алаев и др. - М.: Наука; Гл. ред. вост. лит., 2005. - С. 307321.
63. Крупные развивающиеся страны в социально-экономических структурах современного мира: колл. монография / Акад. наук СССР, Ин-т мировой экономики и международных отношений; отв. ред. и рук. авт.
колл. В.Л. Шейнис, А .Я. Эльянов. - М.: Наука; Гл. ред. вост. лит., 1990. -439 с.
64. Кудрявцев A.B. Арабские ученые 70-х - 80-х годов XX века о проблеме совместимости ислама и секуляризма / A.B. Кудрявцев // Религия и секуляризм на Востоке: сб. статей / отв. ред. Л.Р. Полонская. - М.: Наука, 1993.-С. 105-122.
65. Кузьмичева Е.В. Экономика арабских стран. Традиции и современность / Е.В. Кузьмичева. - М.: МАКС Пресс, 2008. - 160 с.
66. Кямилев С.Х. К интерпретации коранических терминов кыст и адль / С.Х. Кямилев // Социально-политические представления в исламе. История и современность / Акад. наук СССР, Ин-т востоковедения; отв. ред. И.М. Смилянская. -М.: Наука, 1987. - С. 98-107.
67. ЛандаР.Г. Социология современного Востока / Р.Г. Ланда. - М.: Восточный университет, 2006. - 416 с.
68. Левин З.И. Реформа в исламе. Быть или не быть? Опыт системного и социокультурного исследования / З.И. Левин / Ин-т востоковедения РАН, Ин-т изучения Ближнего Востока. - М.: ИВ РАН: Крафт+, 2005.-240 с.
69. Малашенко A.B. В поисках альтернативы. Арабские концепции путей развития / A.B. Малашенко; Росс. акад. наук; Ин-т востоковедения. -М.: Наука, 1991.-208 с.
70. Малашенко A.B. Исламская альтернатива и исламистский проект / A.B. Малашенко; Московский центр Карнеги. - М.: Весь мир, 2006. -220 с.
71. Малышева Д. Монархии Персидского залива и «арабская весна» / Д. Малышева // Международная жизнь. - 2012. -№ 8. - С. 41-54.
72. Мамедова Н.М. Иранская модель модернизации / Н.М. Мамедова // Россия и мусульманский мир. - № 3. - М., 2009. - С. 134-142.
73. Мелкумян Е.С. Реформы в арабском мире: внутренний и внешний аспекты / Е.С. Мелкумян // Ближний Восток и современность. - Вып.ЗО. -М.: Ин-т Ближнего Востока, Ин-т востоковедения РАН, 2007. - С. 140-163.
74. Мельянцев В.А. Восток и Запад во втором тысячелетии: экономика, история и современность / В.А. Мельянцев; МГУ им. М.В. Ломоносова, Ин-т стран Азии и Африки. - М.: изд-во Моск. госуд. ун-та, 1996.-304 с.
15. Мельянцев В. Арабо-исламский мир: характеристики в глобальном контексте / В. Мельянцев // Мировая экономика и международные отношения. - 2004. - № 8. - С. 3-14.
76. Микешина A.A. Философия науки / A.A. Микешина. - М.: ПРОГРЕСС-Традиция; МПСИ; Флинта, 2005. - 464 с.
77. Микешин Л. Диалог когнитивных практик. Из истории эпистемологии и философии науки / Л. Микешин. - М.: РОССПЭН, 2010. -574 с.
78. Микульский Д.В. Актуальные проблемы современной мусульманской общественной мысли (арабские страны) / Д.В. Микульский / Акад. духовного наследия Востока, Центр, дом знаний о религии и атеизме. - М.: Знание, 1990. - 102 с.
79. Милославская Т.П., Милославский Г.В. Некоторые вопросы теории и практики финансово-экономической деятельности ОИК / Т.П. Милославская, Г.В. Милославский // Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики: сборник статей / отв. ред. А.И. Ионова. - М.: Наука, 1985.-С. 59-67.
80. Милославский Г.В. Секуляризация в мусульманском мире / Г.В. Милославский // Религия и секуляризм на Востоке: сб. статей / отв. ред. Л.Р. Полонская. - М.: Наука, 1993. - С. 179-209.
81. Мирошникова Е.М. Кооперационная модель государственно-церковных отношений: опыт и проблемы / Е.М. Мирошникова. - М.: Ин-т
Европы РАН; Тула; изд-во Тульского гос. пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 2007.-С. 147.
82 .МирскийГ.И. Социокультурный контекст модернизации / Г.И. Мирский // Авторитаризм и демократия в развивающихся странах / отв. ред. В.Г. Хорос. -М.: Наука, 1996. - С. 254-267.
83. Мирский Г. Исламская цивилизация в глобализирующемся мире / Г. Мирский // Исламская цивилизация в глобализирующемся мире / отв. ред. В.Г. Хорос и Д.Б. Малышева. -М.: ИМЭМО РАН, 2011. - С. 111-125.
84. Наккаш A.B. Доктрина «исламской экономики» в изложении теологов Высшего совета по делам ислама / A.B. Наккаш // Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики: сборник статей / отв. ред. А.И. Ионова. - М.: Наука; Гл. ред. восточной литературы, 1985. -С. 248-252.
85.Наумкин В.В. К вопросу о хасса и 'амма (традиционная концепция «элиты» и «массы» в мусульманстве) / В.В. Наумкин // Ислам в истории народов Востока: сб. статей / отв. ред. И.М. Смилянская, С.Х. Кямилев. -М.: Наука, 1961. - С. 40-51.
86. Наумкин В.В. Исламская концепция устойчивого развития / В.В. Наумкин // Ислам и мусульмане: культура и политика: статьи, очерки и доклады разных лет. - Москва; Н. Новгород: «Медина», 2008. - С. 685697.
87. Наумкин В.В. Концепция мусульманской уммы: от религии к национализму и глобализации / В.В. Наумкин // Ислам и мусульмане: культура и политика: статьи, очерки и доклады разных лет. - М.; Н. Новгород: «Медина», 2008. - С. 643-684.
88. Нуруллина Г. Исламская этика бизнеса / Г. Нуруллина. - М.: Умма, 2004. - 56 с.
89. Остова O.A. Определение понятия «традиция» в англоязычной обществоведческой литературе / O.A. Осипова // Зарубежный Восток.
Религиозные традиции и современность: сборник статей / Акад. наук СССР, Ин-т востоковедения; отв. ред. JI.P. Полонская. -М.: Наука; Гл. ред. восточной литературы, 1983. - С. 43-55.
90. Павлов В.В. Исламские банки в современном мире 80-90 гг. /
B.В. Павлов. -М.: Изд. дом XXI век - Согласие, 2000. - 101 с.
91 .ПантинВ.И. Волны и циклы социального развития. Цивилизационная динамика и процессы модернизации / В.И. Пантин. - М.: Новый век, 2003. - 274 с.
92. Резван Е.А. Адам и бану адам в Коране (К истории понятий «первочеловек» и «человечество») / Е.А. Резван // Ислам, религия, общество, государство: сб. статей / отв. ред. П.А. Грязневич,
C.М. Прозоров. - М.: Наука, 1984. - С. 59-67.
93. Резникова О.Б. Бизнес-среда и человеческий фактор: влияние на экономический рост / О.Б. Резникова // Современное состояние бизнес-среды развивающихся стран (базовые параметры): сб. ст. / ИМЭМО РАН; отв. ред. A.A. Рогожин. - М.: ИМЭМО РАН, 2006. - С. 39-57.
94. Рейснер Л. И. Два пути капиталистической трансформации общества: национально-суверенный и колониально-зависимый / Л.И. Рейснер // Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного / Акад. наук СССР, Ин-т востоковедения; отв. ред. Л.И. Рейснер и H.A. Симония. -М.: Наука, 1986. - С. 107-149.
95. Сагадеев A.B. «Знание» и познавательное отношение к действительности в средневековой мусульманской культуре / A.B. Сагадеев // Роузенталь Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе. - М.: Наука, 1978. - С. 3-18.
96. Салийчук A.B. Экономическая либерализация и макроэкономическая результативность Египта, Иордании, Туниса / A.B. Салийчук / Федер. госуд. бюджетн. учрежд. науки Ин-т востоковедения РАН; Ин-т Ближнего Востока. - М.: 2012. - 239 с.
97. Сапронова МЛ. Высшие органы государственной власти арабских республик / М.А. Сапронова. - М.: АКТ: Восток-Запад, 2007. - 480 с.
98. Сапронова М.А. Политический процесс в арабских странах / М.А. Сапронова. -М.: изд-во МГИМО-Университет, 2008. - 319 с.
99. Семедов С.А. Ислам в политике: идеология и практика. /С.А.Семедов /М.:Экон-Информ, 2009. - 271 с.
100. СилантьеваМ.В. Философия культуры Н.А.Бердяева и актуальные проблемы современности / М.В. Силантьева / Министерство образования Российской Федерации, Государственная академия славянской культуры. - М.: Государственная академия славянской культуры, 2005. -220 с.
101. Силантьева М.В. Философско-методологические аспекты изучения межкультурного взаимодействия / М.В. Силантьева // Мировая политика: взгляд из будущего: мат-лы V конвента Российской ассоциации международных исследований. Т. 3: Постсекулярные общества: перспективы и реальность / МГИМО (Университет) МИД России, Росс, ассоциация межд. исследований. - М.: МГИМО-Университет, 2009. - С. 33-41.
102. Симония H.A. Синтез традиционного и современного в условиях независимого развития / H.A. Симония // Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного / Акад. наук СССР, Ин-т востоковедения; отв. ред. Л.И. Рейснер и H.A. Симония. - М.: Наука, 1986. -С. 194-295.
103. Смилянская И.М. Предисловие / И.М. Смилянская // Ислам в истории народов Востока: сб. статей / отв. ред. С.Х. Кямилев, И.М. Смилянская. -М.: Наука, 1981. - С. 3-8.
104. Смирнов A.B. Великий шейх суфизма. Опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби / A.B. Смирнов / Росс. акад. наук; Ин-т философии. -М.: Наука, 1993. -328 с.
105. Смирнов A.B. Справедливость (Опыт контрастного понимания) /
A.B. Смирнов // Средневековая арабская философия. Проблемы и решение / Росс. акад. наук; Ин-т философии. - М.: изд-во Восточной литературы РАН, 1998.-С. 250-295.
106. Смирнов A.B. Логика смысла. Теория и ее приложение к анализу классической арабской философии и культуры / A.B. Смирнов. - М.: Языки славянской культуры, 2001. - 504 с.
107. Смирнов A.B. Культура и рациональность // Вопросы философии. - 2007. - № 1. - С. 16-25.
108. Соловьев В. С. Магомет, его жизнь и религиозное учение /
B.C. Соловьев. - Алма-Ата: «А.О «Караван», 1991. - 109 с.
109. Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы / B.C. Степин. - М.: Гардарики, 2006. - 382 с.
110. СтепанянцМ.Т. Ислам в философской и общественной мысли зарубежного Востока (XIX-XX вв.) / М.Т. Степанянц; Ин-т философии АН СССР; отв. ред. С.Н. Григорян. -М.: Наука, 1974. - 169 с.
111. Стоклицкий C.JI. Капиталистическая трансформация в арабском мире / С.Л. Стоклицкий // Арабский мир. Три десятилетия развития / отв. ред. В.А. Исаев, В.В. Наумкин. -М.: Наука, 1990. - С. 95-132.
112. Стоклицкий C.JI., Фридман Л.А., Андрукович П.Ф. Экономические структуры арабских стран. Экономико-статистический анализ /
C.Л. Стоклицкий, Л.А.Фридман, П.Ф. Андрукович. - М.: Наука, 1985. -338 с.
113. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики / Л.Р. Сюкияйнен; Ин-т государства и права АН СССР. -М.: Наука, 1986.-255 с.
114. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура Л.Р. Сюкияйнен. - М.: Ин-т государства и права РАН, 1997. - 46 с.
115. Сюкияйнен Л.Р. Исламская концепция прав человека / JI.P. Сюкияйнен // Права человека. Итоги века, тенденции, перспективы. -М.: Норма, 2002. - С. 280-318.
11 в. Сюкийянен JI.P. Исламская политико-правовая культура и демократизация в мусульманском мире: конфликт или совместимость? / Л.Р. Сюкияйнен // Религия и конфликт. - М.: РОССПЭН, 2007. - С. 85-106.
117. Сюкийянен Л.Р. Мусульманский опыт миростоительства: базовые цели и ценности, формы познания и социокультурной организации. Исторический опыт и российская ситуация / Л.Р. Сюкияйнен // Ислам: ценности, познание, миростроительство: мат-лы постоянно действующего научного семинара. Вып. 5. - М.: Научный семинар, 2007. -С. 28-32.
118. Сюкияйнен Л. Исламские и западные правовые ценности: столкновение или взаимодействие / Л. Сюкияйнен // Dialog avrasya. -Istanbul, 2007. -№ 17.-P. 14-17.
119. ТорнауН.Е. Изложение начал мусульманского законоведения / Н.Е. Торнау. - СПб: Типография II Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1850. - С. 475.
120. УзланерДА. В каком смысле современный мир может быть назван постсекулярным? / Д.А. Узланер // Мировая политика: взгляд из будущего: мат-лы V конвента Российской ассоциации международных исследований. Т. 3. Постсекулярные общества: перспективы и реальность / МГИМО (Университет) МИД России, Росс, ассоциация межд. исследований. -М.: МГИМО-Университет, 2009. - С. 41-46.
121. Улъченко Н.Ю. Ислам в деловом мире Турции / Н.Ю. Ульченко // Ислам на современном Востоке: регион Ближнего и Среднего Востока, Южной и Центральной Азии / отв. ред. В.Я. Белокреницкий и А.З. Егорин; Ин-т востоковедения РАН, Ин-т изучения Израиля и Ближнего Востока. -М.: ИВ РАН; Крафт+, 2004. - С. 394-405.
122. Улъченко Н.Ю., МамедоваН.М. Экономическое развитие и «исламская экономика» (опыт Турции и Ирана) / НЛО. Ульченко, Н.М. Мамедова // Ислам и общественное развитие в начале XXI века / отв. ред. В.Я. Белокреницкий, А.З. Егорин, Н.Ю. Ульченко. - М.: ИВ РАН; Крафт +, 2005.-С. 25-41.
123. Филиппова М.И. Проблемы «исламского возрождения» в американской буржуазной историографии рубежа 70-х - 80-х годов XX в. / М.И. Филиппова // Зарубежный Восток. Религиозные традиции и современность: сборник статей / Акад. наук СССР, Ин-т востоковедения; отв. ред. JI.P. Полонская. -М.: Наука, Гл. ред. вост. лит., 1983. - С. 56-62.
124. Филоник А.О. Роль внешних факторов в преодолении экономической зависимости / А.О. Филоник // Арабский мир. Три десятилетия развития / отв. ред. В.А. Исаев, В.В. Наумкин. - М.: Наука, 1990.-С. 11-46.
125 .Филоник А.О. Исламские банки / А.О. Филоник, В.А.Исаев, A.B. Федорченко // Финансовые структуры Ближнего Востока. - М.; Наука, 1996.-С. 3-38.
126. Филоник А.О. Исламские банки и возможность становления исламской экономики / А.О. Филоник // Ближний Восток и современность: сб. статей / под ред. М.И. Штемпель / Ин-т изучения Израиля и Ближнего Востока. - Вып. 4. - М., 1997. - С. 76-91.
127. Филоник А.О., Вавилов А.И. Саудовская Аравия. Поиски внутренней гармонии / А.О. Филоник, А.И. Вавилов; Ин-т востоковедения РАН; Ин-т изучения Израиля и Ближнего Востока. - М.: Радуга, 2004. - 256 с.
128. Фролова Е.А. История средневековой арабо-исламской философии / Е.А. Фролова. -М.: ИФ РАН, 1995.- 175 с.
129. Фролова Е.А. Предисловие / Е.А.Фролова // Средневековая арабская философия. Проблемы и решение / Росс. акад. наук; Ин-т философии. -М.: изд-во Восточной литературы РАН, 1998. - С. 3-9.
130. Фролова Е.А. Арабская философия. Прошлое и настоящее / Е.А. Фролова. - М.: Языки славянских культур, 2010. - 464 с.
131. Харисова JI.A. Духовно-нравственные ценности ислама / Л.А. Харисова // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 72-78.
132. Четкое М. Развитие: философская идея и конкретные исследования / М. Чешков // Мировая экономика и международные отношения. - 2004. - №8. - С. 70-81.
133. Чешков М.А. На границах экономического знания (вокруг концепции миросистемности) / М.А. Чешков // Восток как предмет экономических исследований: очерки, статьи, разработки / отв. ред. и сост. A.M. Петров. -М.: Ключ, 2008. - С. 478-484.
134. Шагалъ В.Э. Арабский мир: пути познания / В.Э. Шагаль / Росс, акад. наук; Ин-т востоковедения. -М.: ИВ РАН, 2001. - 288 с.
135. Шагаль В.Э., Санави A.A., Тарасенко О.В. Ценности культуры повседневности в арабо-мусульманском мире / В.Э. Шагаль, A.A. Санави, О.В. Тарасенко. -М.: Отражение, 2008. - 395 с.
136. Шаймухамбетова Г.Б. Философия и религия в историко-культурном развитии Востока (к постановке вопроса) / Г.Б. Шаймухамбетова // Философия и религия на зарубежном Востоке. XX век / отв. ред. М.Т. Степанянц. - М.: Наука, 1986. - С. 5-42.
137. Шаймухамбетова Г.Б. Гегель и Восток. Принципы подхода / Г.Б. Шаймухамбетова. -М.: Гл. ред. вост. лит. РАН, 1995. -288 с.
138. Шарыпова P.M. Панисламизм сегодня: Идеология и практика Лиги исламского мира / P.M. Шарипова; АН СССР, Ин-т востоковедения. -М.: Наука, Гл. ред. вост. лит., 1986. -141 с.
139. Шарипова P.M. Экономические концепции идеологов Лиги исламского мира / P.M. Шарипова // Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики: сб. статей / отв. ред. А.И. Ионова. - М.: Наука, Гл. ред. вост. лит., 1985. - С. 68-79.
140. Шевченко A.B. Информационная устойчивость политической системы / A.B. Шевченко. - M.: изд-во РАГС, 2004. - 247 с.
141. ЭлъяиовА.Я. Лидеры и аутсайдеры техногенной цивилизации / А.Я. Эльянов // Восточный мир: опыты общественной трансформации / МГУ им. М.В. Ломоносова; отв. ред. и сост. М.С. Мейер, A.M. Петров. -М.: Муравей, 2001. - С. 38-58.
142. Эльянов А.Я. К вопросу о догоняющем развитии / А.Я. Эльянов // Восток как предмет экономических исследований: очерки, статьи, разработки / отв. ред. и сост. A.M. Петров. - М.: Ключ, 2008. - С. 104-138.
143.ЯблоковИ.Н. Философия религии: актуальные проблемы / И.Н. Яблоков. -М.: изд-во РАГС, 2007. - 245 с.
144. Яковлев А.И. Саудовская Аравия: пути эволюции / А.И. Яковлев. - М.: ИВ РАН, Ин-т Израиля и Ближнего Востока, 1999. - 185 с.
145. Яковлев А.И. Саудовская Аравия: поиски устойчивости в неустойчивом мире / А.И. Яковлев // Азия и Африка сегодня. - 2009. - № 5. -С. 10-13.
Публикации западных авторов:
146. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. / пер. с фр.; вступ. ст. и ред. Ю.Н. Афанасьева: в 2-х т. / Ф. Бродель. - 2-е изд. - Т. 2: Игры обмена. - М.: «Весь Мир», 2006. - 655 с.
147. Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека / пер. с нем. / В. Зомбарт. - М.: Наука, 1994.-443 с.
148. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура / пер. с англ., под науч. ред. О.И. Шкаратана; Гос. ун-т ВШЭ / М. Кастельс. - М.: БЛЕКВЕЛЛ, 2000. - 606 с.
149. Роузенталь Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе / пер. с англ.; предисл. и примеч. A.B. Сагадеева / Ф. Роузенталь. - М.: Наука, 1978. - 372 с.
150. Binder L. Islamic Liberalism: A Critique of Development Ideologies / L. Binder. - Chicago; London: The University of Chicago Press, 1988. - 399 p.
151. Jobst A. The International Role of Islamic Finance / A. Jobst // Islamic Finance. Instruments and Markets. -L.: Bloosbury, 2010. - P. 67.
152. Ketteil B. Islamic Capital Market / B. Kettell. - Petersfield: Harryman House, 2009.
153. Kettell B. Islamic Finance in a Nutshell. A Guide for Non-Specialists / B. Kettel. - Cornwall: Willey, 2010. - 340 p.
154. Mayer A.N. Islam and Human Rights. Traditions and Politics / A.N. Mayer. - 4 edition. - Boulder; Oxford: Westview press. - 290 p.
155. Di Meglio R.R. Arab Trade with Indonesia and the Malay Peninsula from the 8th to the 16th Century / R.R. Di Meglio // Islam and the Trade of Asia / ed. by D.S. Richards. - L.; Colchester: University of Pennsylvania Press, 1970. -P. 105-136.
156. Melvink-Roeflofsz M.A.P. Trade and Islam in the Malay-Indonesian Archipelago Prior to the Arrival Europeans / M.A.P. Melvink-Roeflofsz // Islam and the Trade of Asia / ed. by D.S. Richards. - L.; Colchester: University of Pennsylvania Press, 1970. - P. 37-62.
157. Pappe I. The Modern Middle East /1. Pappe. - Second Edition. - L.; N.Y.: Routledge, 2009. - 366 p.
158. Rodinson M. Le marchand musulman / M. Rodinson // Islam and the Trade of Asia / ed. by D.S. Richards. - L.; Colchester: University of Pennsylvania Press, 1970. - P. 21-37.
159. Shatzmiller M. Labor in the Medieval Islamic World / M. Shatzmiller. - Leiden; N.Y.; Köln: E.J. Brill, 1994. - 450 p.
160. Schoon N. Islamic Banking and Finance / N. Schoon. - L.: Spiramus Press, 2009.
161. Shulze B. A Modern History of the Islamic World / B. Shulze. - L.; N.Y.: IB Tauris publishers, 2000. - 384 p.
162. Smith B.C. Understanding Third World Politics: Theories of Political Change and Development / B.C. Smith. - L.: Macmillan, 1996. - 398 p.
163. Tripp, Ch. Islam and the Moral Economy the Challenge of Capitalism / Ch. Tripp. - Cambridge: Cambridge University Press, 2006. - 229 p.
164. Udovitch A.L. Commercial Techniques in Early Medieval Islamic Trade / A.L. Udovitch // Islam and the Trade of Asia / ed. by D.S. Richards. -L.; Colchester: University of Pennsylvania Press, 1970. - P. 37-62.
Публикации восточных авторов:
165. Саббах, Лейла. Аспекты интеллектуальной жизни в арабских провинциях в османскую эпоху / Лейла Саббах // История Османского государства, общества и цивилизации: в 2-х т. Т. II: История Османской цивилизации / под ред. Э. Ихсаноглу; пер. с тур. В.Б. Феофановой под ред. М.С. Мейера. -М.: Восточная литература, 2006. - С. 172-262.
166. Abdel-Rahman, Yousri Ahmad. Methodological Approach to Islamic Economics. Its Philosophy, Theoretical Construction and Applicability / Yousri Ahmad Abdel-Rahman // Theoretical Foundations of Islamic Economic / ed. by Ahmed Habib. - Islamabad: International Institute of Islamic Thought, 2002. -P. 19-58.
167. Abdel-Rahman, Yousri Ahmad. Islamic Modes of Finance and Role of Sukuk / Yousri Ahmad Abdel-Rahman // Islamic Finance. Instruments and Markets. -L.: Bloosbury, 2010. - P. 7-10.
168.Amjid, AIL Viewpoint: Shariah Law - Bringing a New Ethical Dimension to Banking / Ali Amjid // Islamic Finance. Instruments and Markets. -L.: Bloosbury, 2010.-P. 3-5.
169. Azzam, H.T. The Arab World Facing the Challenge of the New Millennium / H.T. Azzam. -L.; N.Y.: I В Tauris Publishers, 2002. - 210 p.
nO.Bariim, Fawzia. Social Change as seen by Malik Bennabi / Fawzia Bariun // The American Journal of Islamic Social Sciences. - Vol. 81. - 1991. -P. 189-194.
171. Hamdi, Mohamed Elhalmi. Islam and the Limits of the Western Model / Mohamed Elhalmi Hamdi // Islam and Globalization / ed. by Akbarzadeh. - L.; N.Y.: Routledge, 2008. - Vol. II. - P. 134-138.
172. Hanafi, Hasan. Reformist and Moderated Voices of Islam in the Arab East / Hasan Hanafi // Reformist Voices of Islam. Mediatory Islam and Modernity / ed. by Shireen T. Hunter. -N.Y.; L.: Sharpe, 2008. - P. 98-131.
173. Iliya, Haric. Democratic Thought in the Arab World: an Alternative to the Patron State / Haric Iliya // Between the State and Islam. - Cambridge: Cambridge University Press, 2001. -P. 134-157.
174. Kamal, Abdelkarim Hassan; Hassan, Ahmed Jusuf. Investment Risk in Islamic Finance / Abdelkarim Hassan Kamal, Ahmed Jusuf Hassan // Islamic Finance. Instruments and Markets. - L.: Bloosbury, 2010. - P. 73-77.
175. Khan, A. Muhammad. Islamic Economics and Finances: a Glossary / A. Muhammad Khan. - L.: Routledge, 2003. - 208 p.
176. Khurshid, Ahmad. Foreword / Chapra, Mohamed Umer. Muslim Civilization. The Causes of Decline and the Need for Reform. - Wiltshire: Antony Rowe Ltd., 2008. - P. VII-XVIII.
Ml. Ben Naceur, Sami; Labidi, Chiraz. Middle East and North Africa Region: Financial Sector and Integration / Sami Ben Naceur, Chiraz Labidi // Islamic Finance. Instruments and Markets. -L.: Bloosbury, 2010. - P. 79-83.
178. Masud, Muhammad Khalid. Islamic modernism / Muhammad Khalid Masud // Islam and modernity. Key issues and debates / ed. by Khalid Masud, Armando Salvatore, Martin van Bruinessen. - Cairo: The American University in Cairo Press, 2009. - P. 237-260.
179. Nasr, Seyyed Hossein. Islam in the Modern World. Challenged by the West, Threatened by Fundamentalism, Keeping Faith with Tradition / Seyyed Hossein Nasr. - San Francisco: Harper, 2007. - 472 p.
180. Saeed, Abdullah. Islamic Thought. An Introduction / Abdullah Saeed. - L.; N.Y.: Routledge, 2007. - 204 p.
181 .Аль-Джунди, Мухаммад Хашим. Му'амалат аль-бурса фи аш-шариа аль-исламийя (Биржевые операции в исламском шариате) / Мухаммад Хашим аль-Джунди. - Каир: Дар ан-нахда аль-арабийя, 1988. - 254 с.
182. Алъ-Карадави, Юсуф. Бай' аль-мурабаха лиль-амир биш-шира' (Купля-продажа на бирже) / Юсуф аль-Карадави. - 2-е изд. - Каир: Мактабат Вахба, 1987. - 156 с.
183. Аш-Шаваура, Ф.М. Аль-истисмар фи бурсат аль-аурак аль-малийя - аль-усус ан-назарийя валь-амалийя (Инвестирование на фондовой бирже - теоретические основы и практика) / Фейсал Махмуд аш-Шаваура. - Амман: Ваиль, 2007. - 467 с.
Интернет-ресурсы:
184. Фролова Е.А. Дискурс современной арабской философии / Е.А. Фролова // Философская мысль исламского мира. Исследования. Т.4. - М.: Языки славянских культур, 2012. - http://iph.ras.ru/uplfile/smirnov /mvsl /issled/4/froldisl.pdf.
185. Bennabi Malek. The Question of Ideas in the Muslim World / Malek Bennabi. - Algiers, 1970. - http://www.grandestrategy.com/2011/04/conclusion.html.
Периодические издания:
186. Аль-Гад. Амман.
187. Ас-Сабиль. Амман.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.