Религиозность и девиантное поведение молодежи: Социолого-управленческий аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.08, кандидат социологических наук Заплатников, Николай Владимирович

  • Заплатников, Николай Владимирович
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ22.00.08
  • Количество страниц 155
Заплатников, Николай Владимирович. Религиозность и девиантное поведение молодежи: Социолого-управленческий аспект: дис. кандидат социологических наук: 22.00.08 - Социология управления. Москва. 1999. 155 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Заплатников, Николай Владимирович

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОСТИ И ДЕВИАНТНЫХ

ФОРМ ПОВЕДЕНИЯП

РАЗДЕЛ II. «РЕЛИГИОЗНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ И ЕЕ СВЯЗЬ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ»

РАЗДЕЛ III. , СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКОЙ В ОТНОШЕНИИ ДУХОВНО-РЕЛИГИОЗНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология управления», 22.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Религиозность и девиантное поведение молодежи: Социолого-управленческий аспект»

Проблемы молодежи привлекают все большее внимание общественности и ученых, поскольку обществу небезразлично с каким человеческим потенциалом оно войдет в новый век, в новое тысячелетие. Такое понимание стимулирует разнообразные проблемные социальные исследования, которые переживают сегодня своеобразный бум. Среди них наиболее актуальны вопросы выбора жизненных стратегий, ценностных ориентаций и социальных установок, социальной активности, / политических предпочтений молодежи и т.д. Особо следует выделить направление, изучающее духовно-религиозные потребности молодежи, их религиозное сознание и отношение к религии.

Как свидетельствует многовековая история в переломные и кризисные периоды наблюдается рост мистических, иррациональных настроений, усиливается интерес к религиозной проблематике в обществе. Нечто подобное сегодня и наблюдается в России. Ломка привычной системы ценностей и, как следствие, общественная и личностная аномия стимулируют обращение людей к поиску нетрадиционных принципов организации социальной и личной жизни.

Молодежь как специфическая демографическая и социальная общность с несформировавшейся, зачастую, системой ценностей и известной невостребованностью в нашем обществе наиболее подвержена влиянию различных религиозных течений.

Возрождение религиозных институтов имеет не только положительное, но и негативное влияние на общество и на конкретную личность, на что обращали внимание Э. Дюркгейм, М. Вебер, В. Лесевич, В. Кожевников и др. К сожалению, эта сторона пока недостаточно изучена учеными как в фундаментальном, так и в прикладном аспектах, а остается предметом неоднозначных «исследований» публицистов.

В частности, возросший интерес молодежи к религии часто становится предметом политических и различных политико-социальных спекуляций и заблуждений. Здесь и отождествление религиозной и националистической идеологии, и упование на религию как на чуть ли не единственную панацею выхода страны из кризиса, и идентификация религиозного возрождения с нравственным и т.п. Это особенно актуально для России, которая является поликонфессиональным социумом.

Отсутствие взвешенной, научно обоснованной государственной политики управления религиозными процессами привело к «наплыву» псевдорелигиозных, откровенно деструктивных сект, чье негативное влияние на российскую молодежь оценивается только по факту, ставшему достоянием общественности. Государственное управление этой сферой в РФ сводится лишь к внешней атрибутике и обрядовой стороне, тогда как оно должно включать в себя развитую экспертную систему, совершенствование правовой базы, продуманную политику в системе массовой коммуникации. Речь идет не о разработке и реализации системы государственного надзора над свободой совести, а именно о государственном контроле над деятельностью религиозных организаций, нарушающих неотъемлемые конституционные права российских граждан.

Степень разработанности проблемы. Анализ влияния религиозности на девиантное поведение молодежи представляет собой мультидисциплинарное исследовательское направление и имеет «свои» сегменты в предметных полях различных дисциплин как социологического, так и несоциологического профиля: философии, психологии, педагогики и т.д. Что касается собственно социологического освещения данной проблемы, то оно требует обращения сразу к нескольким самостоятельным областям социологического знания, а именно: социология молодежи, социология религии, социология девиантного поведения. Изучение управленческого воздействия на религиозные процессы в молодежной среде синтезирует эти знания.

Среди ученых, разработавших методологию исследования влияния различных детерминант на социальное поведение и деятельность людей и управления этими процессами, а также специалистов по проблемам молодежи, религии и девиантного поведения следует выделить: Андрееву

Г.А., Андреева Э.М.,Беллу Р., Бергера П., Бестужева-Ладу И.В., Вдовиченко Л.Н., Волкова Ю.Г., Галкина Ю.Ю., М. Вебера, Гараджу В.И., Гилинского Я.В., Горшкова М.К., Демьянова А.И., Ди О., Добренькова В.И., Достоевского Ф.М., Э. Дюркгейма, Здравомыслова А.Г., Знанецкого Ф., Зуева Ю.П., Иконникову С.Н., Иванова A.C., Иванова В.Н., Ильенкова Э.В., Калашникова М., Клибанова А.И., Кобецкого В.Д., Когана Л.Н., Кожевникова В.А., Козера Л., Колесникова А.Н., Кона И.С., С. Кьеркегора, Лапина Н.И., Леваду Ю.А., Лисовского В.Г., Мертона Р., Митрохина Л.Н., Мордковича В.Г., Мчедлова М., Ницше Ф., Парсонса Т., Пригожина А.И., Саара Э., Сорокина П.А., Титма М., Томаса У., Тощенко Ж.Т., Филлипова Ф.Р., Шестова Л.ДПубкина В.Н., Халипова В.Ф., Ядова В.А. и др.

Объект исследования - российская молодежь как специфическая социально-демографическая группа.

Предмет исследования - взаимосвязь негативного девиантного поведения молодежи с восприятием этой социальной группой различных религий, религиозным сознанием в целом.

Целью исследования является формирование методологической основы социальных исследований по проблемам взаимосвязи религиозности и девиантного поведения молодежи.

Цель определила необходимость решения следующих задач: - выделение критериев религиозного и псевдорелигиозного сознания:

- выявление связи роста интереса к религии у молодежи с ростом негативной социальной девиации;

- типология соответствующих молодежных поведенческих актов; исследование влияния факторов религиозности или псевдорелигиозности на девиантное поведение;

- определение степени социальной опасности изученных факторов.

Теоретико-методологической основой исследования явились работы отечественных и зарубежных социологов, философов, психологов и педагогов по проблемам молодежи, организационно-правовым и социокультурным проблемам религии, девиантного поведения.

Эмпирическую базу исследования составили законодательные и нормативные документы РФ, материалы официальной федеральной и региональной статистики, вторичный анализ социологических данных ряда исследований по молодежной проблематике, а также данные социологического исследования «Духовно-религиозные потребности студенческой молодежи Москвы», проведенного в 1998-1999 гг. при непосредственном участии автора. Исследование проводилось в вузах г. Москвы. На первом этапе опрошено 450 респондентов (пилотаж), на втором - 1200 респондентов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяется тем, что возрождение религиозности в России традиционно связывается с позитивным ее влиянием на социальный потенциал современной молодежи. Между тем, стремительность и неуправляемость этого процесса вызывает негативные социальные последствия, что выражается в апатии, индифферентности или активном неприятии действительности. Отсюда необходимость не только тщательного социологического анализа воздействия религиозности на поведение молодежи, но и поиск форм и методов управления этим поведением, а также выработка приоритетов государства в области религиозной политики как составной части социальной политики в отношении "Молодежи.

В диссертации по-новому:

- даны дефиниции религии, религиозной веры, религиозности, псевдорелигиозности, суеверия;

- проанализированы концепции религиозного воздействия на социальное, в том числе девиантное поведение; разграничены понятия «религиозность» и псевдорелигиозность»;

- разработаны теоретико-методологические подходы к анализу религиозных процессов в молодежной среде, что выражается: в различении позитивных и негативных влияний религиозности на деятельность и поведение молодежи; детерминированности этого поведения рядом факторов, таких как рост национального самосознания, протест против социальной действительности, дань моде и т.д.; необходимости управления религиозными процессами в молодежной среде;

- раскрыты особенности возрождения религиозности в нашей стране, что выражается в многонациональности и поликонфессиональности российского общества, преобладании политического фактора в религиозных процессах;

- выявлена взаимосвязь негативного девиантного поведения российской молодежи с ростом псевдорелигиозного влияния;

- определены приоритетные направления государственной религиозной политики в молодежной среде.

Положения, выносимые на защиту:

- утверждение о связи негативного двиантного поведения с ростом религиозных настроений в молодежной среде;

- определение процесса религиозного возрождения России как секуляризационного;

- обоснование необходимости регулирования процессов, связанных с духовно-религиозными потребностями молодежи.

Научно- практическая значимость работы состоит в том, что выводы и рекомендации исследования могут быть использованы при подготовке и реализации государственной религиозной политики в молодежной среде.

Теоретико-методологические положения диссертации могут составить научную базу для выработки практических рекомендаций при разработке конкретных управленческих решений в реализации молодежной политики.

Материалы работы могут быть использованы при проведении лекций, семинарских занятий и спецкурсов по религии и девиантному поведению.

Апробация работы. Основные положения, выводы и рекомендации диссертационного исследования нашли отражение в научных публикациях автора, а также обсуждены на постоянно действующем теоретическом семинаре кафедры социологии и политологии Московской государственной академии приборостроения и информатики.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология управления», 22.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социология управления», Заплатников, Николай Владимирович

Выводы В. Лесевича и В. Кожевникова о разрушительном характере воздействия религиозных учений необуддийского толка на сознание русских людей, воспитанных в православной христианской традиции, остаются актуальными и в наше время, несмотря на явную предвзятость этих авторов в оценке восточных мистических учений,

1 Лесевич В.В. Этюды и очерки. С-Пб. 1886., с.390 - 394.

2 Кожевников В.А. Буддизм в сравнении с христианством. Пт., 1916., т. 1, с. 23. заставляющую их иногда видеть негатив там, где для этого нет достаточных оснований, о чем более подробно говорится в нашей статье, посвященной данному вопросу.1

Специфика религиозности молодежи состоит в том, что она проявляется в стремлении молодых людей идентифицировать себя с той или иной верой без малейшего на то основания. Так, например, многие юноши и девушки считают себя именно православными христианами, а сами не знают толком, чем отличаются православные от католиков или протестантов, не знают как вести себя в церкви, как молиться, не соблюдают постов и т.д. и т.п. Боле того, многие из них свои представления о христианстве черпают, в основном, из американских фильмов. Многие молодые люди, считающие себя мусульманами, вовсю потребляют алкоголь и свинину, не посещают мечеть, не совершают намаз и многое другое, о чем даже представления не имеют. Такая религиозность выливается, как правило, в национальную кичливость, в основании которой лежит вера в божественное предназначение того или иного народа или группы народов. Когда какой-то народ начинает всерьез считать себя богоизбранным, это вызывает недоумение (при определенных условиях, перерастающее в негодование) у тех народов, которые к таковым не причисляются. Именно поверхностное знание объекта почитания делает человека фанатиком, глубокое всестороннее знание делает его терпимым и

1 Заплатников Н.В. В.А. Кожевников об отношении раннего буддизма к женщине // Человек в системе социокультурных отношений . М; 1997 мудрым. У Л.Н. Толстого есть выражение: «образован, но дурак!». Оно очень хорошо подходит к предмету нашего рассуждения. Обилие информации делает человека осведомленным, но не знающим, т.к. эта информация имеет случайный, фрагментарный характер. По этому поводу английский поэт Т. Эллиот писал: «Где наша мудрость, которую мы утратили в погоне за знаниями? Где наши знания, которые мы потеряли, гоняясь за информацией?» Растерянность старшего поколения перед лицом быстрых перемен и, как следствие ее, заискивающее отношение к молодежи, более вольготно чувствующей себя в этой ситуации, привели к некритическому восприятию всего того, что связано с молодежной проблематикой.

С одной стороны, вполне понятно, почему авторитет молодых специалистов на производстве и в быту с каждым годом становится все больше, а уважение к представителям старшего поколения - все меньше. Молодые быстро перестраиваются вслед за перестройкой всех социальных структур и лучше ориентируются в нестабильном, динамичном мире, что позволяет им более оперативно пользоваться тем багажом знаний, который они имеют в своем распоряжении. Представители старшего поколения менее мобильны, а посему, обладая даже большим багажом знаний, они не могут оперативно им воспользоваться, что делает их знания бесполезными, хотя и не безынтересными. Способность молодых более оперативно пользоваться тем, что у них имеется обусловлена их приобщением к клип-культуре», позволяющей поглощать огромное количество информации с наименьшей затратой умственных сил. Фрагментарно-блоковое освоение окружающего мира, позволяющее на основании поверхностных впечатлений объединять в единые блоки информации принципиально разные явления, дает возможность находить решения в таких ситуациях, которые считались бы безнадежными при старом, традиционном подходе к подбору и отбору информации и к усвоению знаний. Поэтому молодые способны найти такие решения, на которые не способны хранители традиционного знания.

С другой стороны, вызывает недоумение то умиление, с которым некоторые ученые и политики говорят о росте религиозных настроений среди молодежи в ходе «религиозного возрождения» России. О самом «религиозном возрождении» мы уже достаточно подробно говорили в первом разделе. Выводы, которые мы сделали там, вполне применимы и к проблеме роста религиозных настроений в молодежной среде. Религиозность молодежи ничего общего с возвращением к утраченным истокам не имеет. Это явление качественно новое, берущее начало в «клип-культуре». Поверхностные впечатления от разных событий рождают, зачастую, парадоксальные ассоциации, на основании которых возникают блоки информации, включающие принципиально несовместимые явления. Если слово «религия» и сопряженные с ним понятия употребляются часто на радио, телевидении и в печати в совершено разных контекстах, то с течением времени при упоминании одного из этих понятий в голове человека, помимо его воли, возникает ассоциативный ряд, который со временем становится атрибутом этих понятий, определяя их новый объем и содержание, не соответствующие исходным. Так возникает своеобразное «лубочное» представление о боге. Видимо, предвидя такого рода опасность, библейские пророки призывали людей не поминать имени Господа всуе. Последствия такой религиозности непредсказуемы, чреваты девиациями и во многом зависят от того, кем и в "какое русло она будет направлена. В связи с вышеизложенным встает вопрос о государственном управлении религиозными процессами в условиях демократизации общества. Контролировать и направлять сам процесс нельзя, так как это является прямым нарушением права человека на свободу совести, а также разделением религий на плохие и хорошие, что в принципе не допустимо в демократическом обществе. Но в условиях плюрализма религиозных систем идет процесс разволшебствления, секуляризации, предполагающий возможность рассматривать любую конфессию как юридическое лицо, отвечающее перед законом за любые нарушения конституционных прав человека. Поэтому представляется возможным введение в законодательство соответствующих статей, например, наказание за зомбирование, вмешательство в психику, разжигание религиозной розни и вражды.

Базисные потребности и стремления людей должны удовлетворяться таким путем, который позволяет сохранять равновесие в обществе и не влечет за собой социальный хаос. Определенные инстинктами человеческие потребности должны удовлетворяться под контролем общества, которое устанавливает нормы дозволенного и создает институты, регулирующие отношения, налагая запрет на образ действий, вызывающих социальные конфликты и хаос.

Осуществляя государственное управление религиозными процессами и проводя молодежную политику, необходимо помнить, что, если политическая система не учитывает тенденции развития современного общества и основывает свою легитимность, опираясь на религию, то она может рассчитывать лишь на кратковременные результаты, но не стратегические, так как это идет вразрез с объективным ходом социального развития.

Еще на один важный момент, о котором необходимо помнить при выработке государственной религиозной политики, указал в свое время Э. Тоффлер: «Чем более разнообразна цивилизация, чем дифференцированней ее технология. тем больше информации должно проходить между составляющими ее частями, чтобы иметь возможность соединить их воедино, особенно перед лицом глобальных перемен. Какая-либо организация, например, должна уметь предвидеть (более или менее точно), как на эти перемены отреагируют другие организации, если она хочет соответствовать этим переменам. То же касается и индивидов. Чем более мы унифицированы, тем меньше нам нужно знать друг о друге, чтобы предвидеть поведение каждого. Но по мере того, как люди вокруг нас становятся все более индивидуализированными и демассифицированными, мы все больше нуждаемся в информации -сигналах и ключах, - чтобы предвидеть, хотя бы в общих чертах, как они собираются поступать по отношению к нам. Если мы не сможем делать эти прогнозы, мы не сумеем работать или даже жить вместе».1

Вот на выявление и осмысление этих «сигналов и ключей» и направлено наше исследование.

Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999. с. 280.

Раздел III.

Социологическое обеспечение управления политикой в отношении духовно-религиозных потребностей молодежи.

Прежде чем перейти к описанию предлагаемой методики и результатов ее апробации необходимо сделать несколько предварительных замечаний.

В социологических исследованиях обычно декларируется необходимость познания какого-либо социального противоречия, о наличии которого известно, но о путях его разрешения и тенденциях развития, а также о конкретных управленческих методах воздействия на него - нет. Четкость формулирования исследовательской проблемы зависит от объема предварительных знаний о противоречиях, составляющих суть этой проблемы. Поэтому, если этот объем невелик, четкость формулировки, как правило, оставляет желать лучшего, и эта задача переносится в своем решении к тому этапу исследования, когда знаний будет достаточно.

В данном случае мы располагаем весьма ограниченными знаниями о проблемах и лежащих в их основе противоречиях, так как специальных исследований, подобных нашему, практически не проводилось, и мы располагаем лишь основополагающими теоретическими соображениями и работами авторов, исследующих смежные проблемы. Поэтому формулировки исследовательских проблем - предварительны, возможно (и наверняка) перечень их можно продолжить в русле рассматриваемой проблематики.

В качестве исходных нами были выдвинуты следующие группы проблем.

Первая группа связана с определением противоречий в исследуемом явлении.

Среди них первая проблема сводится к тому, что объективные потребности общественного развития требуют все большего участия граждан в социальном процессе, но они не удовлетворяются, что порождает противоречия между объективными функциями общества и поведением его членов, особенно молодежи. О наличии таких противоречий свидетельствуют многочисленные эмпирические исследования по молодежи.

Вторая проблема отражает противоречие, связанное с функционированием религиозных институтов и их факторным воздействием на поведение и девиацию молодых людей. Само понятие негативной девиации и негативного девиантного поведения сегодня в российском обществе весьма размыто. Что неприемлемо для одних групп населения, является нормой для других. Поэтому мы определяли степень негативной девиации исходя из объективных законов функционирования и развития общества и традиционной ментальности в нашей стране.

Третья проблема связана с некоторой щепетильностью рассматриваемого вопроса, которая заключается в определении зависимости девиантного поведения от различных видов религии. Тем не менее, эта зависимость прослеживается достаточно четко, особенно когда речь идет о крайних формах религиозных организаций, например, печально и даже скандально известных сатанистов, Аум Сенрике, Свидетелей Иеговы, Белого Братства и др., что обуславливает необходимость управленческого воздействия на этот процесс.

Четвертая проблема, в определенной мере включающая все предыдущие, связана с противоречиями между социально необходимым и наличным уровнем управления процессами, органически связанными с социальной политикой в отношении молодежи и общей религиозной политикой.

Вторая группа проблем связана со спецификой современной молодежи как демографической, социально-статусной группы. Несмотря на многочисленные исследования самой разной направленности в общем русле молодежной тематики (например: социокультурных ориентация, различных форм активности, электоральных предпочтений, социального самочувствия, религиозности и проч.), в познании молодежных процессов, тем не менее, остается много «белых пятен». В этом ряду стоят объяснения многих фактов молодежной девиации и ее механизмов. Оптимальное решение проблем второй группы лежит в плоскости системного анализа трансформации ценностных систем молодежи в постсоветский период.

Третья группа проблем связана с мультидисциплинарным характером исследования. В частности, проблемы сопряженности методов и систем понятий самостоятельных отраслевых социологических дисциплин: социологии религии, социологии молодежи, социологии девиантного поведения, социологии управления.

Все указанные группы проблем аккумулируются и синтезируются в четвертой группе, включающей проблемы фиксации и измерения социальных фактов исследуемого процесса и отражающейся в особенностях инструментария.

Важнейшим методологическим принципом в исследовании религиозности вообще и молодежной в частности, по нашему мнению, следует считать изучение духовно-религиозных потребностей в сопряжении с факторами и факторными группами, детерминирующими формирование систем этих потребностей. Но проблема духовно-религиозных потребностей является частью общей проблемы ценностей, так как ценности суть не что иное, как трансформированные и опосредованные интересом все те же потребности. Поэтому религиозные потребности молодежи нельзя рассматривать вне контекста общей аксиологической ситуации.

Понимая важность и методологическую значимость этого положения, мы провели анализ трансформации ценностных систем российской молодежи в постсоветский период.

Анализ строился на базе материалов конкретных исследований последнего пятилетия по аксиологической проблематике и по вопросам, сопряженным с нашей темой (девиантного поведения, социального самочувствия студенчества и тому подобного), включая исследование «Духовно-религиозные потребности студенчества Москвы», о котором уже говорилось выше (как и об участии автора в нем)1.

Сравнительный анализ данных, полученных в результате указанных исследований и данных исследований десяти - пятнадцатилетней давности убедительно свидетельствует о значительном сдвиге в ценностной ориентации российской молодежи. Прежде всего, это касается ценностей гражданских (патриотизм, уважение к закону, участие в общественной жизни и др.), гуманитарных (любовь к ближнему, готовность помочь человеку и т.д.) и утилитарных (материальное благополучие, карьера, умение приспосабливаться к жизни).

1 Динамика ценностей населения реформируемой России / Под ред. Лапина Н.И. М., 1996; Эффективность юридического образования // Высшая школа в зеркале социологии. Информационный бюллетень №1. М., 1995; Социальное самочувствие учащихся высшей школы // Высшая школа в зеркале социологии. Информационный бюллетень №3. М., 1995; Сазонов А., Иванова Ж., Медведев В. Девиантное поведение молодежи Москвы // Пульс. М., 1998; Мчедлов М. Религиозность молодежи: преодоление стереотипов и превалирование светских ценностей // Независимая газета, 1998, 23 января и др.

Если первые две группы ценностей занимают невысокие места в иерархии ценностей современной молодежи, то последняя - наоборот. Высокие и очень высокие рейтинги имеют ценности семьи (особенно у девушек) и любви, а также коммуникационные ценности (межличностное общение, дружба и т.п.).

Наше исследование подтвердило эти выводы, при этом оно позволило уточнить некоторые их них по отношению: а) к молодежи в целом; Ь) религиозной (псевдорелигиозной) молодежи; с) студенческой молодежи; (1) московской молодежи.

В инструментарий исследования «Духовно-религиозные потребности студенчества Москвы» был включен ценностный блок (представленный таблицей №1). Этот блок использовался в целом ряде исследований по молодежной проблематике. Респондентам предлагалось определить, лично для себя, значимость предложенных к оценке ценностей (всего 24 позиции), исходя из четырех возможных вариантов ответа (альтернатив):

1 - незначимо совсем

2 - значимо при определенных условиях

3 - весьма значимо

4 - высшая ценность

Очень условно в ряду предложенных ценностей можно выделить несколько групп.

1. Гражданственные (№№ позиции 1,7, 14)

2. Гуманистические (№№ 5, 8)

3. Духовно-религиозные (№ 6)

4. Индивидуалистские (№№ 2, 3)

5. Социально-коммуникативные (№№ 9, 10, 13)

6. Интимно-семейные (№№ 11, 12, 23)

7. Самореализации (№№ 16-19)

8. Здорового образа жизни (№ 15)

9. Утилитарные (№№20, 21,22)

Выделяя группы ценностей, мы в ходе анализа данных прибегали иногда к другим основаниям типологической группировки. Например, к группе ценностей жизненных стратегий относили следующие ценности: семья, образование, профессия, карьера, любимая работа, здоровый образ жизни, материальное благополучие.

Анализ данных опроса московских студентов (см. Приложение рис. №5) показал, что наиболее популярные в студенческой среде ценности — индивидуалистические, социально-коммуникативные, интимно-семейные и утилитарные. К сожалению, довольно низок рейтинг гражданских и гуманистических ценностей, а также таких ценностей как творчество и здоровый образ жизни.

Сравнение наших результатов с результатами других исследований позволяет утверждать о наличии тенденции формирования ценностного сознания студенчества, да и молодежи в целом, на основе указанных доминирующих групп ценностей.

Заключение

Проведенное диссертационное исследование позволяет сформулировать следующие выводы:

1. Глубокий кризис российского общества, все отчетливее приобретающий системный характер, стимулирует рост мистических иррациональных настроений, особенно у молодежи.

2. Сегодня религия часто воспринимается как естественная для людей культурная среда, национальный образ жизни. Она стала неким культурным и духовным «фоном» жизнедеятельности даже для тех, кто л колеблется между верой и неверием или не признает себя верующим. Это приводит к тому, что люди, отрицая свою религиозность, относят себя к сторонникам традиционных религий.

3. Молодежь,как специфическая демографическая и социальная общность людей с не сформировавшейся до конца системой ценностей и в полной мере невостребованных в нашем обществе, наиболее подвержена влиянию различных религиозных течений.

4. Особенностью современного этапа религиозного развития нашего общества является увлечение молодежи различными формами нетрадиционных проявлений религиозности, в том числе вневероисповедальной мистикой - магией, знахарством, гаданием, колдовством, астрологией и пр.

5. Спецификой религиозности российской молодежи является ее виртуальный характер, из чего вытекают определенные трудности в управлении религиозными процессами в России.

6. Исследование выявило «размытость» религиозного сознания молодежи, аморфность его структуры.

7. Проявление религиозности связаны со стремлением молодежи к самоидентификации.

8. Возрождение традиционных религиозных институтов имеет не только • положительное, но и негативное влияние на общество и на конкретную личность.

9. Процесс религиозного возрождения в России является по своей сути политическим и имеет все признаки секуляризации:

1) религиозный плюрализм;

2) приватизация религии, находящая выражение в специфических чертах религиозности российской молодежи;

3) превращение религиозных институтов в торговые агентства, а религиозных традиций в потребительский товар;

4) утрата религией интегративной функции, проявляющаяся в дроблении тех или иных религиозных институтов.

10. Из вышеизложенного с необходимостью вытекают:

1) необходимость государственного управления религиозным процессом, которое сейчас в принципе осуществляется, но не в интересах большинства населения;

2) отказ государственной власти от легитимизации своих полномочий с опорой на религию.

11. Управление религиозными процессами - это не система тотального надзора над свободой совести, религиозного выбора, а научно обоснованное воздействие, опирающееся на объективные потребности

- развития общества и государственный контроль за деятельностью религиозных организаций, нарушающих конституционные права граждан.

12. Многочисленные исследования последних лет по проблемам религиозного сознания, деятельности и поведения строятся на изначально неверных методологических принципах и посылках. Среди них наиболее существенными являются:

• различное толкование содержания понятий «религиозная вера», «религиозное сознание», «религиозность», «псевдорелигиозность»;

• различные подходы к определению критерия религиозности;

• игнорирование специфики молодежной психологии и др.

13.Исследование зафиксировало связь роста отрицательной социальной девиации в молодежной среде с развитием процесса «религиозного возрождения».

14. Девиантное поведение, связанное с религиозностью молодежи, определяется как виртуальным характером последней, так и скуляризационным по своей сути религиозным плюрализмом.

15. Исследование подтвердило зависимость девиантного поведения от различных видов религий, которая прослеживается достаточно четко, особенно когда речь идет о крайних формах религиозных организаций, например, печально и даже скандально известных сатанистов, Аум Сенрике, Свидетелей Иеговы, Белого Братства и др., что лишний раз

• подтверждает необходимость управленческого воздействия на этот процесс.

16. Особенностью религиозного сознания молодежи и соответствующего ему поведения, является весьма широкий спектр факторов, прямо и косвенно влияющих на него, который сводится в несколько основных факторных групп.

17. Так как различные факторы и факторные группы часто взаимозависимы, взаимообусловлены и а различных комбинациях являют собой различные (по силе) уровни воздействия, усиливая, ослабляя или нейтрализуя друг друга в той или иной структурной конфигурации, управление процессом должно заключаться в воздействии на структуру факторов, рассматриваемую в качестве динамичной системы.

18. Апробированная модель исследования доказала свою эффективность и надежность.

19. Методологические принципы, новые дефиниции ряда понятий и разработанная методика прикладного исследования представляют собой базовую основу для разработки прикладных социальных технологий управленческого воздействия на поведение молодежи в условиях религиозного возрождения России.

20. Методика исследования может широко применятся в социологических

- исследованиях.

21. Материалы диссертационного исследования могут широко использоваться специалистами в дальнейших исследованиях, а также во всех формах учебно-педагогической деятельности в вузах при изучении курсов «Социология религии», «Социология девиантного поведения», «Социология молодежи», «Социология управления».

22. Учитывая актуальность и вместе с тем малую разработанность проблемы, а также ее мультидисциплинарный характер, необходимо продолжить дальнейшие исследования с привлечением научных работников разной специализации.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Заплатников, Николай Владимирович, 1999 год

1. Абрамкин В.Ф., Чижов Ю.В. Как выжить в советской тюрьме: В помощь узнику. Красноярск: Восток, 1992.

2. Аврутин Ю.Е., Гилинский Я.И. Криминологический анализ преступности в регионе: Методология, методика, техника. Л.; Ленинград. Высшие курсы МВДРСФСР, 1991.

3. Актуальные проблемы социологии девиантного поведения и социального контроля / Отв. ред. Я. Гилинский. М.: ИС РАН, 1992.

4. Алексеев Н.П. Социалистический труд в советской деревне и преодоление религиозных пережитков (опыт конкретно-социологического исследования). Орел, 1965.

5. Алиев И.А. Актуальные проблемы суицидологии. Баку: Элм, 1987.

6. Амбрумова А.Г., Ратинов А.Р. Мульти дисциплин арное исследование агрессивного и аутоагрессивного типа личности. Комплексные исследования в суицидологии / Отв. ред. В Ковалев. М.: НИМ психиатрии, 1986.

7. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1998.

8. Андреева И.Н., Новикова Л.Г. Субкультурные доминанты нетрадиционных форм поведения молодежи // Неформальные объединения молодежи вчера, сегодня, а завтра? / Отв. ред. В.В. Семенова. М.: ВКШ ЦК ВЛКСМ, 1998.

9. Андрианов Н.П., Лопаткин P.A., Павлкж В.В. особенности современного религиозного сознания. М.: Мысль, 1996.

10. Афанасьев B.C., Маточкин И.В. К вопросу о понятии антисоциального поведения // Вестник ЛГУ, 1979, № 17. Вып. 3.

11. Бакунин М.А. Федерализм, социализм и антитеологи зм. // Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. М.: Правда, 1989.

12. Балтанов Р. Г. Социологические проблемы в системе научно-атеистического воспитания. Казань, 1973,

13. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М,: Наука, 1990.

14. Бернштейн М.С. Как поставить учет времени нашей молодежи. М. Л., 1925.

15. Бернштейн М.С. Наша современность и дети (Материалы обследования 1921 1923 гг.). Л, 1928.

16. Блинов И.М. Социологические исследования труда и воспитания советской молодежи 20-х годов // Социологические исследования. 1975, № 1.

17. Блувштейн Ю.Д., Яковлев A.M. введение в курс криминологии. Минск: ВШ МВД СССР, 1983.

18. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество (Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции) // Вехи. Из глубины. М.: Правда, 1991.

19. Булгаков С.H. Народное хозяйство и религиозная личность // Булгаков С.Н. Сочинения в 2-х т. T. 2.М.: Наука, 1993.

20. Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994.

21. Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994.

22. Веселовский К.С. Опыты нравственной статистики в России. СПб.: МВД, 1847.

23. Вопросы борьбы с преступностью. М.: Юридическая литература, 1975.- Вып. 23.

24. Воронцова JT.M. Филатов С.Б., Фурман Д.Е. Религия и политика в современной массовом сознании // Религия и политика в посткоммунистической России / Отв. ред. Л.Н. Митрохин. М., 1994.

25. Ворошилов С., Гилинский Я. Военная девиантология: Материалы научно-социологического исследования проблем девиантного поведения военнослужащих. Кишинев: АН Респ. Молдова^ 1994,

26. Габиани A.A. Горькие плоды сладкой жизни // Социологические исследования. 1987, № 1.

27. Габиани A.A. Кто такие наркоманы? // Социологические исследования. 1992, №2.

28. Габиани A.A. Наркотизм (конкретно-социологическое исследование по материалам Грузинской ССР). Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1977.

29. Габиани A.A. Наркотизм: вчера и сегодня. Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1988.

30. Габиани A.A., Гачечиладзе Р.Г. Некоторые вопросы географии преступности: по материалам Грузинской ССР. Тбилиси: ТГУ, 1982.

31. Габиани A.A., Мануильский М.А. Цена «любви» (обследование проституток в Грузии) // Социологические исследования. 1987, № 6.

32. Гайденко П.П. Социология господства и религии // Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. Социология Макса Вебера и- веберовский ренессанс. М.: Политиздат, 1991.

33. Гараджа В.И. Социология религии. М.: Наука, 1995.

34. Гараджа В.И., Руткевич Е.Д. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии для вузов. Ч. 1-2. М.: Наука, 1994.

35. Гернет М.Н. В тюрьме: очерки тюремной психологии. М.: Право и жизнь, 1925.

36. Гернет М.Н. Избранные произведения. М.: Юридическая литература, 1974.

37. Гернет М.Н. К статистике проституции // Статистическое обозрение. 1927, №7.

38. Герцензон A.A. Введение в советскую криминологию. М.: Юридическая литература, 1965.

39. Герцензон A.A. Преступность и алкоголизм в РСФСР / Под. ред. Г.М. Сегала и Ц.М. Фейнберг. М.: Красный печатник, 1930.

40. Гилинский Я., Раска Э. О системном подходе к отклоняющемуся поведению // Известия АН Эст. ССР. Т. 30. Общественные науки. 1981, №2.

41. Гилинский Я.И. Некоторые вопросы методологии криминологических исследований // Теоретические проблемы изучения территориальных различий в преступности; Ученые записки Тартуского государственного университета. Тарту, 1988.

42. Гилинский Я.И. Некоторые проблемы «отклоняющегося поведения» //• Преступность и ее предупреждение / Отв. ред. М. Шаргородский. Л.:1. ЛГУ, 1971.

43. Гилинский Я.И. Отклоняющееся поведение как социальное явление // Человек и общество. Л.: ЛГУ, 1971. Вып. VIII.

44. Гилинский Я.И, Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социологические исследования. 1991 №4.

45. Гилинский Я.И. Творчество: норма или отклонение? // Социологические исследования, 1990, № 2.

46. Гилинский Я.И., Афанасьев B.C. Социология девинатного (отклоняющегося) поведения: Учебное пособие. СПб. филиал ИС РАН, 1993.

47. Гилинский Я.И., Смолинский Л.Г. Социодинамика самоубийств // Социологические исследования. 1988, № 5.

48. Голосенко И.А. «Русское пьянство»: мифы и реальность // Социологические исследования. 1986. № 3.

49. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. СПб.: Общественная польза, 1869.

50. Демьянов А.И. Религиозность: тенденции и особенности проявления (социально-психологический анализ). Воронеж, 1994.

51. Дети и Октябрьская революция. Идеология советского школьника. М.: Искра революции, 1928.

52. Добреньков В.И., Радугин A.A. Методологические вопросы исследования религии: Спецкурс. М.: Изд-во МГУ, 1989.

53. Достоевский Ф.М. Собр. соч. в 15 т. М., 1989, т. 6.

54. Дулуман Е., Любовик Б., Танчер В. Современный верующий. Социально-психологический очерк. М,: Политиздат, 1970.

55. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1991.

56. Жижиленко A.A. Преступность и ее факторы. Пг., 1922.

57. Жизненные пути одного поколения / Под. ред. Л.А. Коклягиной, В.В. Семеновой, М. Титма. М.: Наука, 1992.

58. Жизненный путь поколения: его выбор и утверждение / Под, ред. М. Титма. Талин: Ээсти раамат, 1985.

59. Журавлев В. История жизни «бомжа» // Судьбы людей: Россия. XX век. \ Под. ред. Е.В. Фотеевой, В.В. Семеновой. М.: ИС РАН, 1996.60.3а здоровый образ жизни (борьбы с социальными болезнями), в 2-х кн. / Отв. ред. В. Левин. М.: ИС РАН СССР, 1991.

60. За здоровый образ жизни (борьба с социальными проблемами) / Отв. ред. Б.М. Левин. М.: ИС РАН, 1993.

61. Заиграев Г.Г. Общество и алкоголь. М: НИИ МВД РФ, 1992.

62. Зайцев В.А. Труд и быт рабочих подростков. М.: Вопросы труда, 1926.

63. Зарубежные исследования социальных функций религии. М., 1988.

64. Здравомыслов А.Г. Методологические проблемы изучения девиантного поведения // Материалы социологического симпозиума. Ереван, 197 \.

65. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М,, 1988.

66. Иванов A.C., Пивоваров В,Г. Социологическое исследование религиозной общины (методика и результаты). М., 1971.

67. Ивахненко Г. Динамика научных коммуникаций // Социологический журнал. 1994, №2.

68. Илле М.Е., Сакмаров O.A. Рок-музыка: таланты и поклонники // Социологические исследования. 1989, № 5.

69. История теоретической социологии. Т. 1 3. М.: Канон, 1997-98.

70. К обществу, свободному от религии (Процесс секуляризации в условиях социалистического общества) / Отв. ред. Курочкин ILK. М.: Мысль, 1970.

71. К характеристике современного студенчества (по данным переписи 1909-1910 гг. в С-Пб. технологич. инст.). 2-е изд. СПб, 1991.

72. Каариайнен К., Фурман Д.Е. Верующие, атеисты и прочие (эволюция российской религиозности) // Вопросы философии.1997., № 6.

73. Кавелин К.Д. Мысли и заметки о русской истории // Кавелин К.Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. М.: Правда, 1989.

74. Калачев Б.Ф. Наркотики в армии // Социологические исследования. 1989, №4.

75. Калашников М. Молодое поколение и религия. Пермь, 1977.

76. Карпец И.И. Проблема преступности. М.: Юридическая литература, 1969.

77. Каталог-справочник неформальных самодеятельных организаций и независимой прессы СССР / Под. ред. В.Ф. Левичевой. М., 1990.

78. Кац Я.Д. Труд и быт рабочих подростков Сибири. Новосибирск: Просвещение, 1927.

79. Качество населения Санкт-Петербурга. СПб.: Спб филиал ИС РАН, 1993.

80. Клибанов А.И. Религиозное сектанство и современность (Социологические и исторические очерки). М.: Наука, 1969.

81. Кобецкий В.Д. Социологическое изучение религиозности и атеизма. Л.: ЛГУ, 1978.

82. Ковалевский М.М. Родовой быт в настоящем, недавнем и отдаленном прошлом. Вып. 1,2. СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1905.

83. Коган Б.Б., Лебединский М.С. Быт рабочей молодежи. М., 1929.

84. Кожевников В.А. Буддизм в сравнении с христианством. Т. 1-2. Пт., 1916.

85. Колотинский П.Н. Опыт длительного изучения мировоззрения учащихся выпускных классов. Краснодар, 1929.

86. Кон И.С. Введение в сексологию. М.; Медицина, 1989.

87. Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978.

88. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980.

89. Кон И.С. ребенок и общество. М.: Наука, 1988.

90. Кон И.С. Эпоху не выбирают // Социологический журнал. 1994, №2.

91. Конкретные исследования современных религиозных верований (методика, организация, результаты) / Отв. ред. А.И. Клибанов. М.: Мысль, 1967.

92. Кофырин Н.В. Проблема изучения неформальных групп молодежи // Социологические исследования. 1991, № 1.

93. Криминология. Исправительно-трудовое право. История юридической науки / Отв. ред. В,Н. Кудрявцев. М.: Наука, 1977.

94. Кудрявцев В.Н. Исследовательская проблема социальные отклонения // Социологические исследования. 1983, № 2.

95. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М.: Наука, ¡982.

96. Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии. М.: Юридическая литература, 1968.

97. Кудрявцев В.Н. Социологические проблемы исследования антиобщественного поведения// Социологические исследования. 1974, № 1.

98. Кудряшов А.И. Динамика полисинкретической религиозности.- Чебоксары, 1974.

99. Кузнецов В.Е. Истоки междисциплинарного подхода в отечественной суицидологии // Комплексные исследования в суицидологш. М.: НИИ психиатрии, 1986.

100. Кузнецов В.Е. Исторические аспекты исследования самоубийств в России // Актуальные проблемы суицидологии. М.: ПИИ психиатрии, 1981.

101. Кузнецова Н.Ф. Преступление и преступность. М.: МГСУ, 1969.

102. Кузнецова Т.Н. Мунизм: вероучение, религиозная практика и образ жизни последователей Сан Мен Муна. 2-е изд., М., 1999.

103. Куркин П.И. Московская рабочая молодежь. М.: Вопросы труда, 1924.

104. Курс советской криминологии: Предмет. Методология. Преступность и ее причины. Преступник. М.: Юридическая литература, 1985.

105. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993.

106. Левада Ю.А. Социальная природа религии. М.: Наука, 1965.

107. Левин Б.М., Левин М.Б. Мнимые потребности. М.: Изд-во полит, лит., 1986.

108. Лем С. Модель культуры // Вопросы философии. 1969, № 8.i 10. Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии // Полн. собр. соч. Т. 17.

109. Лепс А., Павельсон М., Раска Э., Ыунапыуу Э. Социально-территориальные различия и преступность в условиях крупного города: на материалах г. Таллина. Таллин, 1981.

110. Лесевич В.В. Этюды и очерки. С-Пб., 1886.

111. Лисовский A.B., Лисовский В.Т. В поисках идеала: Диалог поколений. Мурманск, 1994.

112. Лисовский В.Т. Эскиз к портрету: жизненные планы, интересы и стремления советской молодежи. М.: Молодая Гвардия, 1969.

113. Лицо ленинградского комсомола в цифрах. Л.: Молодая Гвардия, 1930.

114. Луначарский A.B. Искусство и молодежь. М.: Искра революции, 1929.

115. Лютер М. Избранные произведения. С-Пб.: Андреев и Согласие, 1994.

116. Лялина Г.С., Попова М.С. Мировоззрение населения и экология городской среды // Религия, церковь в России и за рубежом. М., 1995, Информ. бюлл.

117. Магун B.C., Литвинцева А.З. Жизненные притязания ранней юности и стратегии их реализации: 90-е и 80-е гг. М., 1993.

118. Малиновский Б. Магия, наука, религия. М.: Рефа-бук, 1998.1*21. Матуленис A.A. Включение молодежи в социальную структуру. Вильнюс: Минтис, 1983.

119. Меликсетян A.C. Проституция в 20-е годы И Социологические исследования. 1989, №3.

120. Методологические вопросы изучения социальных условий преступности / Отв. ред. В.К. Звирбуев. М.: Всесоюзный институт по изучению причин и разработки мер предупреждения преступности, 1979.

121. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры в 3-х т. Т. 2. Ч. !. М.: Прогресс, 1994.

122. Митрохин Л.Н. Баптизм. М.: Политиздат, 1996, 2-е изд.

123. Молодежь в условиях социально-экономических реформ / Материалы Международной научно-практической конференции / Ред. кол. Вербицкая Л.А. и др. Вып. 1-2. СпбГУ, 1995.

124. Молодежь СССР. Статистический сборник. ЦУНХУ Госплана СССР / Под. ред. Косарева. М., 1936.

125. Мстиславский С.Д. Свое и чужое. О пьянстве. // Заветы. 1914, № 4.

126. Национальное и религиозное / Ред. кол. Горшков М.К. и др. М., 1996.

127. Новый курс России: предпосылки и ориентиры: Социальная и социально-политическая ситуация. Год 1995. М.: Academia, 1996.

128. Обознеико П.Е. Поднадзорная проституция Санкт-Петербурга по данным врачебно-полицейского комитета. Дисс. СПб., 1896.i 32. Опыт и методика конкретных социологических исследований / Под. ред. Г.Е. Глезермана, В.Г. Афанасьева. М.: Мысль, 1965.

129. Острогорский А.Н. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985.

130. Отклоняющееся поведение молодежи / Отв. ред. Э. Раска. Таллин: Институт истории АН ЭССР, 1979.

131. Очерки методологии познания социальных явлений. М.: Мысль, 1970.

132. Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона. М., 1989.

133. Петербург начало 90-х: безумный, холодный, жестокий. СПб., 1994.

134. Пивоваров В.Г. На этапах социологического исследования (теория и практика социологических исследований проблем атеизма и религии). Грозный, 1974.

135. Пивоваров В.Г. Социологические исследования религиозной общины. М., 1971.

136. Писманик М.Г. Личность и религия. М.: Наука, 1976.

137. Плеханов Г.В. О так называемых религиозных исканиях в России. Статьи 1909 г. / Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. Т.З. М.: Политиздат, 1957.

138. Проблемы борьбы с девиантным поведением / Отв. ред. Б. Левин. М.:ИС АН СССР, 1989.1.43. Проституция и преступность / Отв. ред. Шмаров. М.: Юридическая литература, 1991.

139. Пути и перепутья «потерянного поколения»: Молодежь Запада у развалин общества всеобщего благоденствия / Отв. ред. A.A. Галкин, Т.Т. Тимофеев. М.: Международные отношения, 1985.

140. Путинцев Ф.М. Методы изучения и критики сектантства // Коммунистическое просвещение, 1926, № 5.

141. Раковская O.A. Благосостояние молодежи: достаток и достоинство // Социологические исследования, 1989, № 1.

142. Религия и политика в посткоммунистической России / Отв. ред. Л,Н. Митрохин. М., 1994.

143. Рубина Л.Я. Советское студенчество. Социологический очерк. М.: Мысль, 1981.

144. Рубинштейн М.М. Кризис семьи как органа воспитания // Вестник воспитания., 1915, № 3.

145. Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. Общественная потребность, система образования, молодежь. М.: Политиздат, 1988.

146. Саркитов Н.Д. От «хард-рока» к «хеви-металлу»: эффект оглупления // Социологические исследования, 1987, № 4.

147. Сборник материалов по статистике преступлений и наказаний в капиталистических странах / Под. ред. A.A. Герцензона. М., 1937.1*53. Сикевич З.В. молодежная культура «за» и «против». Л. 1980.

148. Соловьев B.C. По пути духовного прогресса. Некоторые итоги повторных социологических исследований проблем быта, культуры, национальных традиций, атеизма и верований населения Марийской АССР. Йошкар-Ола, 1987.

149. Сорокин П. Кризис современной семьи П Ежемесячный журнал литературы науки и общественной жизни. 1916, № 1.

150. Сорокин II. Система социологии. Т. 1-2. М.: Наука, 1993.

151. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М.: Прогресс, 1993.

152. Социальные отклонения. М.: Юридическая литература, 1989.

153. Социальные условия и преступность: Программа комплексного криминологического исследования. М.: Всесоюзный институт по изучению причин и разработки мер предупреждения преступности, 1979.

154. Социологический энциклопедический словарь. М., 1998.

155. Социология молодежи. Учебник / Отв. ред. В.Т. Лисовский. СПб.: Изд-во СПб. университета. 1996.

156. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. Минск: Современный литератор, 1998.

157. Спиранский А. Кризис русской школы // Звезда. 1912, № 9.

158. Сумерки богов. М. Изд. полит, лит. 1989.

159. Сундиев И.Ю. Самодеятельное объединение молодежи //

160. Социологические исследования. 1989, № 2.

161. Теоретические вопросы изучения причинного комплекса преступности / Гл. ред. И.Б. Михайловского. М.: Академия МВД СССР, 1981.

162. Тейяр де Шарден П. Божественная сфера, М.: Ренессанс, 1992.

163. Титма М., Саар Э. Моделирование формирования пополнения основных социальных слоев. Таллин. Ээсти раамат. 1984,

164. Тоффлер Э. Третья волна. М.: Аст, 1999.

165. Трудящаяся молодежь: образование, профессия, мобильность. // Под. ред. В.Н. Шубкина. М.: Наука, 1984.

166. Угринович Д.М. Принципы анализа религиозности и атеистичности в социалистическом обществе // Советская социология. Т. 1. Социологическая теория и социальная практика / Отв. ред. Рябушкин Т.В., Осипов Г.В. М.: Наука, 1982.

167. Урланис Б.Ц. История одного поколения. (Социально-демографический очерк). М.: Мысль, 1968.

168. Федоровский А.Н. Современная проституция: Опыт социально-гегиенического исследования / Профилактическая медицина. 1928. № 910.

169. Филиппов Ф.Р. От поколения к поколению. М.: Мысль. 1989.

170. Философский энциклопедический словарь. М., 1997.

171. Хохряков Г.Ф. Парадоксы тюрьмы. М.: Юридическая литература,- 1991.

172. Хохряков Г.Ф. Формирование правосознания у осужденных. М.: ВНИИ МВД СССР, 1985.

173. Человек, общество, религия / Под. ред. A.C. Иванова и др. М.: Мысль, 1968.

174. Чупров В.И., Быкова С.Н. молодежь России: на пороге рынка между бедностью и нищетой // Социологические исследования, 1991, № 9.

175. Шварц Г. Зайцев В. Молодежь СССР в цифрах. М.: Вопросы труда, 1924.

176. Шереги Ф.Э. Причины и социальные последствия пьянства / Социологические исследования, 1986, № 2.

177. Шестов Л. Сочинения в 2-х тт. М.: Наука, 1993.

178. Шубкин В.Н. Социологические опыты. М.: Мысль, 1970.

179. Щекочихин Ю.П. По ком звонит колокольчик? // Социологические исследования 1977, № 1.

180. Эволюция религии и секуляризация. М., 1976.

181. Эффективность действия правовых норм/ Отв. ред. А. Пашков. J1.: ЛГУ, 1977.

182. Яковлев A.M. Социология экономической преступности. М.: Наука, 1988.

183. Brake М. The Sociology of Youth Culture and Youth Subcultures.

184. London: Routledge and Kenal Paul,1989.

185. Crime in changing society. Tartu, 1991.

186. Gilinskiy Ya. Deviant Behavior as a Reflection of Contested Boundaries and Shifting Solidarities // Sociological Abstracts XHI-th World Congress of Sociology. San Diego, 1994.

187. Hurrelmann K. Youth A Productive Phase in Human Life // Education. Vol. 39. Tubingen, 1985.

188. Koklyagina L.A. From School to Work in a Transitional Society: Changing Patterns of Growing up in Russia // Growing Up in Europe. Berlin, N.- Y.: de Gruyter, 1995.

189. Koklyagina L.A. Generation with a Real Choice? Youth Employers in a Changing Russia// Social Action. 1993, Vol. 1, 13.

190. What is Scientology? The Comprehensive Reference on the World's Fastest Growing Religion. Los Angeles: Bridge Publications Inc. 1992.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.