Реализм Джалила Мамедкулизаде и русский критический реализм XiX - начала XX века (опыт сравнительно-типологического изучения) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Ахундова, Эльмира Гусейн гызы

  • Ахундова, Эльмира Гусейн гызы
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1984, Баку
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 158
Ахундова, Эльмира Гусейн гызы. Реализм Джалила Мамедкулизаде и русский критический реализм XiX - начала XX века (опыт сравнительно-типологического изучения): дис. кандидат филологических наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Баку. 1984. 158 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Ахундова, Эльмира Гусейн гызы

Введение .3

Глава I Общность социально-исторической основы реализма «Ядалила Мамедкулизаде и русских писателей XIX века.16

Глава П Поэтика реализма Докалила Мамедкулизаде и опыт русской классической литературы . 76

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Реализм Джалила Мамедкулизаде и русский критический реализм XiX - начала XX века (опыт сравнительно-типологического изучения)»

Развитие национальных литератур в современную эпоху происходит в условиях необычайной интенсификации международных связей. Творческий обмен, контакты между деятелями культуры, процессы взаимовлияния и взаимообогащения являются сегодня одним из важных источников обновления литератур, расцвета национальных форм и жанров. Особенно заметен и примечателен этот процесс в нашей стране. В программе КПСС говорится: "У советских людей разных националь -ностей сложились общие черты духовного облика, порожденные новым типом общественных отношений и воплотившие в себе лучшие традиции народов СССР".1

Процессы взаимосближения национальных культур происходили и до Октября. Общеизвестно, к примеру, какое благотворное воздей -ствие оказали традиции русской классической литературы на литературы других народов дореволюционной России, в частности, на азербайджанскую литературу. Однако колониальная политика царизма, препятствовавшая развитию национальных культур, в значительной сто -пени мешала их взаимному сближению и обогащению. Коренным обра -зом отличается взаимодействие художественных культур в социалис -тическом обществе. Наша многонациональная советская литература, опираясь на демократические национальные традиции, сохраняя и углубляя черты национального своеобразия, шесте с тем; развивается как единое целое. Расцвет национальных литератур советских народов тесно связан с их неуклонным сближением и взаимообогащением.

В важнейших партийных постановлениях последних лет, таких,

I. Программа КПСС. - М.: Политиздат, 1976, с. 113. как постановление ЦК КПСС "О литературно-художественной критике" (1972), постановление ЦК Компартии Азербайджана "О мерах по дальнейшему развитию интернациональных связей трудящихся Азербайджана с трудящимися братских советских республик" (1981), в материалах июньского (1983) Пленума ЦК КПСС, а также июльского (1983) Плену -ма ЦК КП Азербайджана, на которых обсуждались актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии, отмечена ог -ромная роль советской литературы и искусства в укреплении и рас -ширении братских интернациональных связей народов нашей страны. Понятно поэтому, какое большое значение приобретает работа по изучению процессов взаимосвязей и взаимообогащения литератур социалистических наций. О необходимости активизировать работу по исследо -ванию закономерностей интернационального развития единой и много -национальной советской литературы, конкретного воплощения этих закономерностей в жизни национальных литератур говорилось на Всесоюзной творческой конференции писателей "Дружба народов - дружба литератур" , состоявшейся в 1980 году в Баку, в постановлении ЦК Ком -партии Азербайджана "О 50-летии Института литературы имени Низами" (1982).

Актуально также исследование истории литературных связей, что позволяет выявить истоки зарождения и формирования тех черт общности в национальных литературах, которые активно способ -ствовали развитию и расцвету советской литературы - литературы социалистического реализма.

Актуальность темы. Проблемы русско-азербайджанских литера -турных связей дооктябрьского периода обстоятельно изучены в трудах многих азербайджанских ученых, в частности, в монографиях, диссер -тациях и статьях М.Арифа, М.Рафили, М.Джафара, А.Мирахмедова, Ш.К. Курбанова, К.Талыбзаде, А.Агаева, М.Садыхова, Ш.Д.Курбанова, Г.Ба т/ баева, А.Алмамедова, А.Алиевой, А.Багирова и др.

Однако не все проблемы азербайджанско-русских литературных взаимосвязей освещены нашим литературоведением одинаково. Более всего изучены контактные связи двух литератур: личные и творческие контакты русских и азербайджанских писателей, постановка произведений русских писателей на азербайджанской сцене, переводы произведений азербайджанской литературы на русский язык и наоборот.

В то же время актуальной задачей остается выяснение типологической общности многих явлений в двух национальных литературах, определение роли литературных свя -зей в развитии творческой индивидуальности того или иного крупно -го национального художника, а порой и целого литературного направления, то есть художественные результаты взаимодействия литератур. "Рост азербайджанской культуры, формировавшейся на основе многовекового исторического бытия азербайджанского народа и ее славных традиций, о прошлого века тесно связан с развитием культуры великого русского народа. Естественно, что этот момент должен был привлечь к себе пристальное внима -ние историков и литературоведов Азербайджана. Тем более понятно и логично, когда в этой связи изучается творчество М.Ф.Ахундова, Га-санбека Зардаби, Наджафбека Везирова, «Пдалила Мамедкулизаде, Абду-раглма Ахвердова и других азербайджанских писателей, испытавших на себе благотворное влияние русской культуры и литературы".

Исследование творческого метода основоположника азербайджанского критического реализма Дкалила Мамедкулизаде в сопоставлении с опытом русского критического реализма XIX - начала XX века представляется в этой связи чрезвычайно актуальным, х/ См. библиографию нашей диссертации.

I. Мирахмедов А. Поэт, призванный революцией.- Баку: Азернешр, 1964, с.66-67.

Жизни и творчеству Дкалила Мамедкулизаде, возглавившего на заре XX века революционно-демократическое направление в азербай -даанской литературе и воспитавшего целую плеяду писателей, поэтов, публицистов, в азербайджанском советском литературоведении посвящено немало исследовательских работ - от газетных и }щ>нальных статей до солидных монографий и докторских диссертаций.'^Среди тех, кто внес большой вклад в изучение творческого наследия писателя, следует в первую очередь назвать имена А.Шарифа, М.Джалала, М.Ибрагимова, А.Мирахмедова, М.Арифа, М.Д&сафара, И.Эфендиева, Ф.Гусейнова, Я.Караева, Х.Алимирзоева, А.1усейнова, А.Мамедова и других.

В трудах этих и многих других ученых. исследуется жизненный и творческий путь писателя, общие проблемы его прозы, драматургии и публицистики. Изучены литературно-1фитические, философско-эсте -тические, этические воззрения Дк. Мамедкулизаде, уточнены многие неясные факты биографии и творческой деятельности писателя, выявлены истоки и корни реализма ,Пж.Мамедкулизаде, исследована его деятельность как главного редактора и идейного вдохновителя знаменитого сатирического журнала "Молла Насредцин".

Вместе с тем, малоизученным остается вопрос о многообразных творческих связях Дкалила Мамедкулизаде с русской реалистической литературой. Эта тема еще не стала предметом специального монографического исследования, хотя те или иные ее стороны затрагивались в ряде работ. Так, исторически освещен определенный ф а к т и -ч е с к и й материал о связях писателя с русской литературой. Этой теме уделяется внимание в диссертациях Х.Алимирзоева и Ф.Гусейно -ва. Ф.1*усейнов, к примеру, говорит о своей работе об отношении х/ См.библиографию нашей диссертации.

I. Алимирзоев X. Литературно-критические взгляды Дд.Мамедкулизаде. Автореф.дис. канд.филол.наук.- Баку, 1964; Гусейнов Ф. Основные проблемы прозы Дк.Мамедкулизаде. Автореф.дис. докт.филол. наук.- Баку, 1973. великого азербайджанского писателя к русской культуре,в частности, к наследию Л.Н.Толстого и Н.В.Гоголя, затрагивает проблему идейно-художественного влияния Гоголя на творчество Мамедкулизаде .Тема "Л.Н.Толстой и .фс.Мамедкулизаде" освещена в книге А.Багирова.^ Роль передовой общественной мысли России в формировании литературно-эстетических, фшюсошско-этических взглядов Мамедкулизаде, в становлении мировоззрения писателя обстоятельно изучена в диссертации р

Ф.Рамазанова, а также в книге Я.Алиева. В монографии А.Мирахмедо-ва "Азербайджанский Молла Насреддин" (1980) говорится о связях журнала, редактором которого был Дк.Мамедкулизаде, с русскими сатирическими органами печати, в частности, с такими,как "Жало","Пчела", "Адская почта", "Кукареку" и др. В диссертации Д.А.Мирахмедовой "Дгалил Мамедкулизаде в русских переводах" (1983) исследована проблема перевода произведений «Е&тлила Мамедкулизаде на русский язык. В книге Ш.Курбанова, в диссертациях Г.Исрафилова и Т.Рагимовой заэ тронута тема "Грибоедов и Мамедкулизаде".

По мнению многих исследователей, творческий метод Дкалила Мамедкулизаде имеет множество "точек соприкосновения" с творческим методом представителей русского критического реализма и. прежде всего с гоголевскочцедринским направлением, с сатирической,обличительной линией в русской литературе. Рассматривая в этой связи научную

1. Багиров А. Толстой и Азербайджан. -.Баку:Элм,1974 (на азерб.яз.).

2. Рамазанов Ф. Этические воззрения Ш*Мамедкулизаде. Автореф.дис. канд. филол.наук. - Баку, 1962; Алиев Я. Великий писатель. - Баку: Гянджлик, 1979 (на азерб.яз.).

3. Курбанов Ш. Этапы развития азербайджанско-русских литературных связей в XIX в. - М.: Гл.редакция восточной литературы, 1976; Исрафилов Г. Пьеса "Мертвецы" Лд.Мамедкулизаде: Автореф.дис. канд.филол.наук. - Баку, 1964; Рагимова Т. Драматургия Да.Ма -медкулизаде. Автореф.дис. канд.филол.наук. - Баку, 1966. литературу, мы видим, что тема "Гоголь и Мамедкулизаде,,неодно -кратно привлекала внимание ученых. Так, в работах А.Шарифа, А.Алма-медова, М.Мамедова, А.Мамедова (Сараджлы), в ряде других работ, монографий и сборников затронута тема "Гоголь и Джалил Мамедкулиза де". I В 1952 году, когда отмечалось 100-летие со дня смерти Н.В.Го2 голя, на эту тему появилось немало статей в газетах и журналах. Ученые проводят сопоставительный анализ произведений Гоголя "Ревизор", "Коляска", "Мертвые души" с пьесой Мамедкулизаде "Мертвецы" и рассказом "Курбанали-бек", отмечая сходство творческих принципов двух великих писателей-реалистов.

Если тема "Гоголь и Мамедкулизаде" в некоторой степени разработана, то вопрос о связях реализма Дж.Мамедкулизаде с реализмом М.Е.Салтыкова-Щедрина - "белое пятно" в азербайджанском литературоведении. Здесь мы располагаем лишь отдельными замечаниями в ряде журнально-газетных статей.^ Нет также специальных исследований, посвященных теме "Мамедкулизаде и Чехов", хотя на творческие связи прозы Джалила Мамедкулизаде и новеллистики А.Чехова указывали многие азербайджанские критики и литературоведы, такие ,как М.Дж.Пашаев,

1. Шариф А. Рождение Молла Насредцина. - Баку: Гянджлик, 1968; Алмамедов А. Азербайджанско-русские литературные связи (19001920). - Баку: Язычы, 1982 (на азерб.яз.); Мамедов М. Художественная проза Дк.Мамедкулизаде. - Баку: Изд-во АН Азерб.ССР, 1963 (на азерб.яз.); Мамедов А. Азербайджанская художественная проза (конец XIX - начало XX в.). - Баку: Элм, 1983 (на азерб.яз.); Гоголь и азербайджанская литература. - Баку: Изд-во АН Азерб.ССР, 1952.

2. Талыбзаде К. Гоголь и азербайджанская литература. - Вышка, 1952, 4 марта; Рафили М. Великий учитель азербайджанских писателей. -Бакинский рабочий, 1952, 4 марта; Алиева А. Великая школа pea -лизма. - Дружба народов, 1952, № 2; Мусаев Г. Гений русской литературы. - Вышка, 1952, 4 марта и др.

3. Мамедов А. Плодотворное влияние. - Молодежь Азербайджана, I960, 20 января; Садахов М. Салтыков-Щедрин и Азербайджан. - Баку, 1976, 27 января и др.

Г.Бабаев,Дк.Мамедов,А.Дадашзаде и др.1 Так, Мир Джалал Пашаев пишет: "Если М.А.Сабир в начале нашего века явился создателем революционного стихотворения, Ахвердов - основоположником новой,реалистической драмы, то Дкалил Мамедкулизаде по праву считается отцом реалистического рассказа."Он наш Чехов", - говорим мы о нем,и это - сущая правда".^ Русская критика также высоко оценивала новеллы Мамедкулизаде, ставя их в ряд с лучшими достижениями мировой прозы .П. Скосырев, в частности,писал в "Литературной газете",что культуре маленького рассказа "мы по-прежнему учимся у Мопассана,Чехова, Генри,Бунина, а Мамедкулизаде О'Доллу Насреддина) не включаем в этот круг учителей, хотя его новеллы в мировой литературе стоят рядом и с мопассановскими и с чеховскими". ^

ПРЕДАЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Русский критический реализм,представленный именами А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя,И.С.Тургенева,Н.А. Некрасова, А.Н.Островского, И.А.Гончарова, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, М.Е.Салтыкова-Щедрина, А.П.Чехова, А.И.Куприна, И.А.Бунина и других замечательных художников слова, прошел богатый путь развития. Он отличается внутренним художественно-эстетическим раз- ' нообразием, богатством стилевых течений и направлений, 0 неоднородности и многозначности русского критического реализма говорится во многих исследованиях последнего времени, в частности, в таких фундаментальных работах, так четырехтомная "История русской литературы','

1. Джалал М. Русская литература и развитие реализма в азербайджанской литературе. - Литературный Азербайджан,1964; 3; Бабаев Г. А.П.Чехов в Азербайджане. - Дружба народов, 1954, ]£ 5; Мамедов №. Чехов и азербайджанская проза. - Литературный Азербайджан, 1954, 15 7; Дадашзаде А. Мастер короткого рассказа. - Бакинский рабочий, 1967, 30 мая.

2. Литературный Азербайджан, 1964, й 3, с.142

3. Литературная газета, 1940, 26 мая. трехтомный коллективный труд "Развитие реализма в русской литературе", монография В.Й.Кулешова "История русской литературы XIX века.70-90-е годы", в которых отмечаются просветительские,народнические, революционно-демократические,романтические тенденции в русском критическом реализме, выделяются психологическое и социологическое течения, внутри которых также имеется дифференциация.Именно потому, соотнося реализм Дх.Мамедкулизаде с опытом русского критического реализма, мы считаем, что художественная практика азербайджанского писателя-сатирика теснее всего связана с творчеством тех русских писателей, которые составили так называемое "социологическое" течение в русском критическом реализме. Это в первую очередь корифеи русской литературы XIX века - Н.В.Гоголь и М.Е.Салтыков-Щедрин, в произведениях которых особенно сильно сатирическое,обличительное начало. Знаменательны также произведения А.П.Чехова первого периода его творческого пути, когда писателем были созданы сатирические шедевры "малого жанра" в русской прозе.

Материалом исследования служит художественная проза Дяалила Мамедкулизаде дооктябрьского периода в сопоставлении с художественной прозой русских писателей. (По мере необходимости привлекается и публицистика, а также драматургия писателя) .х Это прежде всего рассказы Jfe. Мамедкулизаде конца XIX - начала XX. века, а также повести "Пропажа осла", "Школа селения Данабаш";это такие произведения, как "Мертвые души" и "Коляска" Гоголя, "Губернские очерки", "Помпадуры и помпадурши", "История одного города", "Мелочи жизни", "Современная идиллия" Щедрина, рассказы и повести Чехова "Злоумышленник", "Торжество победителя", "Хамелеон","Бабы", "В овраге" и х Мамедкулизаде Дк. Сочинения в 3-х т. (т.1,2,3) - Баку: Изд-во АН Азерб.ССР,1967 (на азерб.яз.); Мамедкулизаде Jfe. Избранные произведения в 2-х т. (т.1,2) - Баку: Азернешр, 1966. некоторые другие. К работе привлечены исследовательские труды и критические статьи как на азербайджанском, так и на русском языке. НАУЧНАЯ НОВИЗНА. ДЗднная работа нова самим объектом и методом исследования, поставленными в ней проблемами и принципом сравнительно-типологического их осмысления и обобщения. Мы придерживаемся методологии исследования проф. А.А.Гаджиева, который первым применил метод сравнительно-типологического изучения проблем исторической типологии реализма в национальных литературах Советского Востока."^ "Проблемы реализма, - замечает А.Гадаиев, - чаще всего освещаются в рамках отдельных национальных литератур. Что же касается сравнительно-типологического изучения, то здесь наше литературоведение находится пока на уровне общих положений и частных наблюдений .Между тем ясно, что коль скоро предметом советского литературоведения является советская многонациональная литература, то наиболее плодотворным научным принципал изучения не только ее современного процесса, но и традиций ее может явиться именно сравнительно-типологический принцип".^

Настоящая диссертация - первое монографическое исследование, посвященное сравнительно-типологическому изучению творческого метода великого азербайджанского писателя-реалиста Дкалила Мамедкули-заде в соотнесении с творческим методом писателей русской классической литературы XIX века.

В связи с тем, что тема "Мамедкулизаде и Гоголь",как мы уже отмечали выше, более привлекала внимание наших ученых и достаточно разработана, мы уделяем ей в работе меньшее место, а к уже извест

1. Гадаиев А.А. Реализм в литературах советского Востока. - Баку: Язычы,1978; его же: 0 теоретическом изучении азербайджанско-русских литературных связей.- В сб.:Азербайджанско-русские литературные связи 60-х годов. - Баку: Элм, I960, с.3-16.

2. Гадаиев А.А. Реализм в литературах советского Востока, с.7. вам аналогиям обращаемся только тогда, когда нужно выразить свою точку зрения на тот или иной вопрос. Креме того, особенности реалистического метода Да.Мамедкулизаде, характер социально-исторической эпохи, в которую жил и творил великий азербайджанский художник,проблемы и конфликты, которые он разрешал в своих произведениях,теснее всего связывавт его с позднейшими представителями русского крити -ческого реализма - Салтыковым-Щедриным и Чеховым. Последние,являясь старшими современниками Дкалила Мамедкулизаде, сталкивались в своем творчестве с теми же вопросами, которыми "болел" азербайджанский писатель, и зачастую решали их в сходном идейно-художественном ключе ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Цель и задачи настоящего исследования определяются принципами, которые выдвигаются современным советским литературоведением в изучении проблем взаимосвязей и взаимодействия национальных литератур. В дискуссии о взаимосвязях и взаимодействии литератур, проведенной Институтом мировой литературы имени Горького АН СССР в январе I960 года, справедливо отмечалось, что в центре внимания должны стоять вопросы изучения творческого взаимодей -ствия литератур - не только в историческом, но и в теоретическом аспекте - различных типов, форм взаимодействия и, в особенности, их художественных результатов. В докладе И.Г.Неупокоевой, в частности, подчеркивалось, что "многие наши исследования, посвященные взаимодействию разных национальных литератур, ограничивались лишь привлечением материала взаимосвязей, не проникая вглубь самого процесса творческого взаимодействия.Между тем, целевая задача изучения взаимодействия литератур состоит именно в выяснении творческого результата взаимодействия". *

Изучение проблем взаимосвязей и взаимодействия не снимает вопроса об оригинальности творческого наследия того или иного худож -ника. Все великие художники слова учились друг у друга, без этого

I. Взаимосвязи и взаимодействие национальных литератур. Материалы дискуссии. - М.: Изд-во АН СССР, 1961, с.29. процесса, без следования лучшим традициям предшествующих поколений мастеров слова вообще невозможно представить мировую литературу. А.Мирахмедов в статье "Мирза Дкалил и мировая культура" справедливо замечает: "В развитии культуры есть такие важные закономерности, которым не может не подчиняться каждый истинный мастер.Одним из таких законов является творческое изучение художникам предшествующей и современной культуры. Без этого даже люди исключительного дарования не в силах стать великими творцами, быть на высоте запросов и требований эпохи".Все дело в том, чтобы правильно понять этот процесс, исследуя не формальные аналогии, а качественные изменения, художественные новообразования в творчестве того или иного художника или целой национальной литературы в результате творческого взаимодействия с передовыми традициями мировой литературы.Конечно, не забывая решающей роли исторических условий, социально-эконшичес -кого фактора для историко-литературного процесса той или иной страны.

Этой методологической позицией и объясняется основная цель данной работы - изучение своеобразия, новаторского характера реализма Дк.Мамедкулизаде, исследование особенностей его творческого метода в сопоставлении с творческим опытом русских критических реалистов XIX века. Причем, речь пойдет не о влиянии одного писателя на другого, а прежде всего об общности их методов, б л и з о ст и идейных и художественных исканий. Шесте с тем, в диссертации выявляются индивидуальные особенности творчества Мамедкулизаде и русских писателей, что обусловлено различием идейно-эстетических и мировоззренческих позиций в рамках единого метода реализма. "В каждой литературе, - пишет С.М.Петров, - реализм, возникая и формируясь на своей национально-исторической почве, приобретает и своеобразный

I. Мирахмедов A.M. Писатели, судьбы, произведения. - Баку:Азернешр, 1978, с. 279 (на азерб.яз.,перевод наш). национальный облик. Общие принципы и черты реализма проявляются в своих особенных национально-исторических формах как на основе взаимодействия и взаимовлияния литератур разных народов, так и, т прежде всего, на основе национальных художественных традиций. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА. Методологической основой исследования явились основополагающие принципы марксистско-ленинской философии и эстетики. В своей работе мы руководствовались постановлениями и указаниями партии по вопросам литературы и искусства, опирались на опыт и достижения советского литературоведения в области литературных взаимосвязей, а также на богатый материал, накопленный азербайджанскими советскими учеными. Важной основой явились также произ -ведения и отдельные высказывания выдающихся русских революционных демократов, теоретиков критического реализма в России - В.Г. Белинского, Н.А.Добролюбова, Н.Г.Чернышевского.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Данное исследование и его результаты могут сыграть определенную роль в дальней -шем изучении проблем межлитературных связей, благотворной роли русского критического реализма в развитии реалистической литературы в Азербайджане. Эта работа восполнит имеющийся пробел в изучении творческого наследия Дкалила Мамедкулизаде, осветив многообразные творческие связи писателя с русским реализмом.

Материал диссертации может быть использован при историко-ти-пологическом изучении вопросов общей теории реализма, при чтении курсов по истории азербайджанской литературы, литератур народов СССР на филологических факультетах вузов.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Ахундова, Эльмира Гусейн гызы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование особенностей творческого метода Джалила Мамедкулизаде в соотнесении с опытом русского критического реализма XIX - начала XX века - это убедительное свидетельство того, что реализм великого азербайджанского писателя-демократа явился не просто продолжением и развитием традиций, заложенных М.Ф.Ахундо -вым; реализм Дж.Мамедкулизаде - качественно новое явление в раз -витии азербайджанской литературы, включающее его имя в орбиту высочайших достижений мировой литературы.

Реализм Джалила Мамедкулизаде отличался особой силой кри -тицизма, целеустремленностью и последовательностью. У азербайджанского писателя-демократа не было периода срывов, колебаний, как например, у Гоголя. Своему творческому кредо - беспощадному обличению уродливого мира собственности и эксплуатации - художник оставался верен всю свою жизнь.

Следует, однако, отметить, что революционный демократизм Мамедкулизаде, сближаясь временами с пролетарской идеологией, все же страдал некоторой ограниченностью. Будучи писателем-сатириком, Джалил Мамедкулизаде главное внимание уделял изображению отрица -тельных социальных явлений. Между тем, в начале XX века окреп азербайджанский пролетариат, зарождалась подлинно народная, демократическая интеллигенция, из среды которой выходили стойкие борцы за идеи социалистического переустройства общества, росло влияние большевистских, марксиотско-ленинских идей в среде трудящихся масс. Всех этих процессов Дж.Мамедкулизаде не отобразил в своем творчестве. Однако это не снимает вопроса о большом значении исторического вклада писателя в развитие национальной литературы. № исходим из знаменитого замечания В.И.Ленина, который говорил: "Исторические заслуги судятся не по тому, чего не дали исторические деятели сравнительно с современными требованиями, а но талу, что они дали нового сравнительно с своими предшественниками".*

В своей работе мы попытались проанализировать те особен -ности творческого метода Докалила Мамедкулизаде, которые определили глубоко-новаторский характер его реализма в азербайджанской литературе начала XX века. А исследование этих особенностей в соотнесении с творческим опытом корифеев русской классической литературы - лишь еще одно подтверждение его выдающейся роли в истории национальной литературы. Подобный, сравнительно-типологический метод исследования, вписывает творчество Дж.Мамедкулизаде в широкий контекст, рассматривая его творческие поиски на фоне высочайших достижений литературно-художественной мысли.

В процессе исследования мы пытались избежать традиционной фактографичности и описательности, а также слишком общих сравнений, лишенных убедительной конкретности, которыми еще нередко страдают многие исследования по проблемам межлитературных связей. Выводы о взаимодействии национальных литератур ни в коем случае нельзя делать как на основе только лишь частных наблюдений - текстуальных совпадений, сличения отдельных слов, оборотов, сюжетных коллизий, так и на основе общих сопоставлений. Для выявления истоков интернационального единства многонациональной советской литературы уже недостаточно ограничиваться простой констатацией и собиранием фактов: необходимо проследить глубинные закономерности процесса межлитературных связей, определить те общие типологические черты реалисти -ческого метода в литературах советских народов, которые привали к формированию единого метода социалистического реализма. "Взаимодействие литератур, - отмечает Г.Ломидзе, - во многих случаях рассматривается как обмен идеями, а эстетические результаты взаимодействия

I. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.2, с.178. изучаются слабо, поверхностно, с такой прямолинейностью, которая не может не вызвать протеста и неудовлетворенности"Л

В своей работе мы стремились показать, каким образом близость общественно-политических и экономических условий жизни народов России XIX - начала XX века порождала типологическую 'общность азербайджанского и русского критического реализма. "Перекличку в общественной мысли народов, а также в литературе в определенные периоды истории . подготавливает сама историческая обстановка, - справедливо замечает М.Дкафар, - и только после этого начинается собственно литературное влияние, которое укрепляет, углубляет эту перекличку".2 В результате комплексного сопоставительного анализа идейно-художественной структуры произведений ^.Мамедкулизаде и русских писателей, особенностей реалистической поэтики, средств художественной типизации, принципов художественного отбора и обобщения жизненного материала мы выявили некоторые общие типологические черты, которые сближают художественный метод Дк.Мамедкулизаде с методом великих русских критических реалистов, с традициями гоголевско-щедринского направления в русской литературе. В то же время мы отметили и глубокое своеобразие творческой индивидуальности азербайджанского писателя, никогда не шедшего дорогой ученичества и подража -ния.

Следует подчеркнуть, что талант ^.Мамедкулизаде в первую очередь питали многовековые корни азербайджанской национальной культуры и его творчество зиждется именно на этом прочном фундаменте. Существенным является также и то, что основа его замечательных, немеркнущих . творений - жизненная, а не литературная. Типологическая

1.Ломидзе Г.И. Проблемы взаимодействия литератур народов СССР.

В сб.: Взаимосвязи и взаимодействие национальных литератур,с. 150

2.Дкафар М. Из истории азербайджанско-русских литературных связей.-Баку: Азернешр, 1964, с.24 (на азерб.яз., перевод наш). общность реализма Дкалила Мамедкулизаде с русским критическим реализмом обнаруживает себя в способе художественно-эстетической обработки жизненного материала, в характере его отбора, обобщения и осмысления, в подходе к изображению важнейших, узловых проблем своего времени; в принципах художественной типизации и психологического анализа, в близости реалистической поэтики.

Творчество Дк.Мамедкулизаде, как и творения русских критических реалистов, носит глубоко новаторский характер. Он принес в азербайджанскую литературу новые темы, по-новому осмыслил актуальные конфликты и проблемы современности. Подобно выдающимся представителям русского критического реализма, его произведения отличает глубина психологического анализа, острота и обнаженность социальных конфликтов, выдвижение на передний план социальной психологии и поведения героев. Типы и характеры, созданные пером Мамедкулизаде, как и герои русской классической литературы, отличаются всесторонностью изображения, тем сочетанием индивидуального, национально-особенного и общечеловеческого, которое характеризует своеобразие реалистического изображения человека. Поэтика реализма Мамедкулизаде и русских критических реалистов теснейшим образом связана с идейно-тематическим содержанием произведений, жанрово-речевая, композиционная структура рассказов и повестей, как мы убедились, также служит более глубокому раскрытию основной идеи, заложенной в произведении.

В результате проведенного исследования мы приходим к ясному пониманию того, что процессы межлитературных связей, обусловленные общностью исторических судеб и интересов народов нашей страны, еще в дооктябрьскую пору создали те реальные предпосылки, явились тем активным фактором, который привел к рождению единой советской литературы как совершенно нового в мировой художественной практике историко-литературного явления.

Сравнительно-типологический метод позволяет выявить многообразные связи и пересечения творческих индивидуальностей писателей разных национальных литератур, а порой и разных исторических эпох, которые общими усилиями создавали и действенно развивали принципы реалистического отображения действительности. Благодаря подобному сравнительно-типологическому изучению художественный метод критического реализма предстает перед нами не как сумма, набор готовых застывших формул, которые сформировались раз и навсегда и которые каждый последующий писатель-реалист должен применять в неизменном виде как догмы, а как вечно живое, динамично развивающееся явление.

Конечно, в одной работе невозможно исчерпать все многообразие темы. Она еще, несомненно, не раз привлечет внимание исследователей. Так, во многих высказываниях советских писателей и литературоведов звучит мысль о преемственности, продолжении славных традиций Моллы Насреддина, о том, что его произведения оказывали и продолжают оказывать влияние на современный литературный процесс, являются образцами творческого освоения и использования не только для азербайджанских, но и для многих писателей нашей многонациональной сот ветской литературы. Несомненно, было бы интересно и полезно проследить закономерности этого знаменательного процесса. Перед нашей критикой и литературоведением стоит еще задача изучения творческого наследия Дкалила Мамедкулизаде и лучших представителей азербайджанского критического реализма в мировом контексте. Сравнительно-типологический метод исследования открывает для этого широкие, далеко не исчерпанные возможности.

I. См.: Айтматов Ч. Великий мастер. - Бакинский рабочий, 1967,

4 июня; Алиев Г.Н. Джалил Мамедкулизаде в Ташкенте. - Литературный Азербайджан, 1972, № 3, с.124-125; Арзуманов В. На многих языках мира. - Молодежь Азербайджана, 1967, 23 апреля и др.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Ахундова, Эльмира Гусейн гызы, 1984 год

1. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. Соч. 2-е изд., т.4, с.419-459.

2. Энгельс Ф. Письмо к Минне Каутской от 26 ноября 1885 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.36, с.331-334.

3. Энгельс Ф. Письмо к Маргарите Гаркнесс, начало апреля 1888 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.37, с.35-37.

4. Ленин В.И. К характеристике экономического романтизма, гл.IX. -Полн.собр.соч., т.2, с.178-179.

5. Ленин В.И. Лев Толстой как зеркало русской революции. Полн. собр.соч., т.17, с.206-213.

6. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. Полн. собр.соч., т.24, с.116-130.

7. Ленин В.И. 0 национальной гордости великороссов. Полн.собр. соч., т.26, с.106-110.

8. Ленин В.И. 0 литературе и искусстве. М.: Художественная литература, 1976. - 827 с.

9. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1976. - 144 с.

10. Пленум ЦК КПСС 14-15 июня 1983 г.: Стенографический отчет. -М.: Политиздат, 1983. 222 с.

11. Материалы Пленума ЦК КП Азербайджана 8 июля 1983 г. Баку: Азернешр, 1983. - 63 с.

12. Постановление ЦК Компартии Азербайджана "О мерах по дальнейшему развитию интернациональных связей трудящихся Азербайджана с трудящимися братских советских республик". 4 ноября 1981 г.Баку: Азернешр, 1982. 21 с.

13. Алиев Г.А. Дружба народов дружба литератур: Доклад на Все -союзной творческой конференции писателей 27 октября 1980 г. -Литературный Азербайджан, 1980, J& II, с.4-19.14

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.