Сатирический журнал "Молла Насреддин" и проблемы идейно-художественного развития азербайджанской литературы начала XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, доктор филологических наук Агаев, Ислам Мамед оглы
- Специальность ВАК РФ10.01.03
- Количество страниц 306
Оглавление диссертации доктор филологических наук Агаев, Ислам Мамед оглы
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.3
ГЛАВА I. ИЗ ИСТОРИИ ИССЛЕДОВАНИЯ "МОЛЛА
НАСРЕДДИНА".10
ГЛАВА П. ОСНОВЫ ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ БОРЬБЫ
МОЛЛА НАСРЕДДИНА" . .25
ГЛАВА Ш. ПУБЛИЦИСТИКА "МОЛЛА НАСРЕДДИНА"
1. Создание и формирование публицистической школы ""Молла Насреддина" . . 51
2. Жанровые особенности публицистики "Молла Насреддина" а) Информационные жанры.95-Ш б) Жанры аналитической публицистики 112в) Жанры художественной публицистики 125г) Жанровые особенности эпической прозы.154
ГЛАВА 1У. ПОЭТИЧЕСКАЯ ШКОЛА "МОЛЛА НАСРЕДДИНА"
1. Зарождение поэзии "Молла Насред дина".164
2. Особенности поэзии "Молла Насред -дина" а) Вопросы жанра .220б) Вопросы формы:
Использование форм классичес кой поэзии .239
Использование форм народной поэзии .253
3. Влияние молланасреддинцев на просветите льско-романтическую поэзию. . 261
4. Влияние молланасреддинцев на любовно-эпигонскую поэзию .276
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Реализм Джалила Мамедкулизаде и русский критический реализм XiX - начала XX века (опыт сравнительно-типологического изучения)1984 год, кандидат филологических наук Ахундова, Эльмира Гусейн гызы
Развитие жанровой системы в башкирской поэзии второй половины XIX - начала XX веков1998 год, доктор филологических наук Кунафин, Гиниятулла Сафиуллович
Творчество М.А. Мамакаева и проблемы социалистического реализма в чеченской советской литературе1985 год, кандидат филологических наук Мусаев, Хусейн Муцалханович
Зарождение и становление реализма в чеченской и ингушской литературах (60-е годы XIX - 40-е годы XX в.)1984 год, доктор филологических наук Туркаев, Хасан Вахитович
Проблемы развития азербайджанской художественной прозы конца XIX - начала XX вв.1983 год, доктор филологических наук Мамедов, Афлатун Юнус оглы
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Сатирический журнал "Молла Насреддин" и проблемы идейно-художественного развития азербайджанской литературы начала XX века»
Актуальность исследования. Изучение и постижение исторического опыта литературного наследия и использование его достиже -ний в развитии современной литературно-эстетической мысли сос -тавляют основу марксистско-ленинского отношения к классическому наследию.
Насыщенный общечеловеческими идеями, обладающий высокими художественными достоинствами, азербайджанский сатирический жур -нал "Молла Насреддин" (1906-1931) постоянно находится в центре внимания советского литературоведения, а также зарубежных востоковедов. Эта неизменная актуальность темы "Молла Насреддина" вытекает из его монументальности и эпохальности как литературно-общественного явления.
По словам Лжалила Мамедкулизаде, идейного руководителя журнала, "само время породило "Молла Насреддина". Задачи, вставшие перед литературно-художественной мыслью после первой русской революции, требовали совершенно новых и оригинальных средств для их решения на должном уровне. По историческим задачам, стоящим перед журналом, по особенностям их решения "Молла Насреддин" нельзя сравнить ни с одним литературно-художественным явлением своего времени. Историко-литературное значение "Молла Насредди -на" обуславливается, прежде всего, его ролью как создателя и пропагандиста азербайджанской революционно-демократической мыс -ли, а также как журнала, отразившего поэтическую систему крити -ческого реализма в азербайджанской литературно-художественной мысли.
Значение журнала "Молла Насреддин" в идейной борьбе своего времени следующим образом охарактеризовано в "Очерке истории
Коммунистической партии Азербайджана": ". журнал "Молла Насред-дин" сплотил вокруг себя лучших представителей демократической интеллигенции Азербайджана. Дж.Мамедкулизаде и журнал "Молла Насреддин" разоблачали колониальную политику царизма, пропагандировали идеи дружбы народов, вели борьбу против религиозного фанатизма и мракобесия, освещали ход освободительного движения масс, ведущую роль в нем русского пролетариата" .
В условиях феодального Востока "Молла Насреддин", вдохнов -ленный марксистско-ленинскими идеями классовой борьбы и построения общества на новых основах, сыграл исключительную роль в под -готовке социалистической революции в Азербайджане.
Историческое значение "Молла Насреддина" обуславливается не только его участием в общественной борьбе. Он явился новым эта -пом в развитии художественной мысли в Азербайджане. На страни -цах этого журнала разработана система эстетических средств азербайджанского критического реализма. Здесь сформировались азер -байджанская сатирическая поэзия, сатирическая публицистика и проза, наконец, реалистическая графика. В "Молла Насреддине" выросли такие крупные представители азербайджанского критического реализма, как Дж.Мамедкулизаде, М.А.Саоир, М.С.Ордубади, А.Ах -вердов, А.Назми, А.Гамкюсар и др.
В начале XX века журнал был центром, вокруг которого спло -тились писатели, придерживавшиеся принципов реализма и народности в азербайджанской литературе, тесно связанные единой идеоло гией, мировоззрением, что выражалось в идейно-художественных особенностях их произведений, тематике, в построении сюжета и выборе героев, в средствах художественного выражения, языковых
1 Очерки истории Коммунистической партии Азербайджана. -Баку: Азгосиздат, 1963, с.114. особенностях и т.п; Стремление исследовать, анализировать социальные корни общественных противоречий, борьба с ними посредством сатиры превратили "Молла Насредцин" в колыбель критического реализма в Азербайджанец
Учитывая роль, занимаемую "Молла Насреддином" в азербайджанском реалистическом движении начала XX века, литературоведы всегда воспринимали его не только как сатирический журнал, но и как целую литературную школу , "трибуну азербайджанской революцион2 ной демократии" • '
Цель, задачи и новизна исследования. Большое литературно-общественное значение "Молла Насреддина", отдельные особенности его идейно-литературного направления, а также творчество некоторых сотрудников журнала уже давно привлекали к нему внимание азербайджанских и зарубежных ученых. Однако далеко не все важ -нейшие проблемы, связанные с журналом, стали объектом специаль -яых глубоких научных изысканий;
На всем протяжении истории молланасреддиноведения внимание литературоведов было сосредоточено, в основном, на общественно. литературных проблемах, художественные же особенности журнала < исследовались сравнительно мало.
В диссертации впервые в азербайджанском литературоведении в историко-литературном и теоретическом аспектах исследуется и анализируется, как литературная школа, сатирический журнал "Молла Насредцин" - трибуна азербайджанской революционной демокра -тии, орган, отражающий в себе поэтическую систему критического
См.: Мир Джалал Пашаев. Литературные школы в Азербайджане. Автореф.дисс. . докт.йилол.наук. - Баку: Изд.АГУ им.С.М.Кирова, 1949: хандан Дж. Азербайджанская литература XX века. - Баку: Изд.АПГ им.С.М.Кирова, 1951, с.35 и др. (на азерб.яз.). Мирахмедов А. Сила сатирического смеха. - Баку: Коммунист, 1981, с.З. реализма азербайджанской литературно-художественной мысли. К ис -следованию автором привлечено огромное количество номеров журнала "Молла Насреддин" за 1906-1917 годы и литературоведческий мате -риал, имеющий важное историко-филологическое значение.
В работе впервые в азербайджанском литературоведении исследуются генеалогические корни создания и формирования "Молла Насреддина" как конкретного литературно-общественного явления, оп -ределяются главные факторы, обусловившие формирование в начале XX века в Азербайджане этого журнала именно как литературной школы. Здесь выявляется идейно-художественное своеобразие путей создания и формирования сатирической школы публицистики "Молла Насреддина", обосновываются причины обращения в начале XX века самых видных азербайджанских писателей-реалистов к этому виду творчества, прослеживаются их творческие связи в области идеи, формы, благотворное воздействие этих писателей-публицистов друг на друга и т.д.
В диссертации исследуются также богатые жанрово-стилевые особенности публицистики "Молла Насреддина", показывается, как азербайджанская сатирическая публицистика обрела здесь новые качества, расширила свои идейно-художественные возможности, раздвинув границы охватываемых событий, глубину обобщения, художест -венную выразительность, образный язык, идейно-эмоциональное воздействие и т.п. Здесь подчеркивается, что публицистика "Молла Насреддина", выдвигавшая самые важные общественные проблемы и находившая новые художественные средства их выражения, предвос -хитила всю азербайджанскую художественную мысль начала XX века.
В диссертации впервые в азербайджанском литературоведении прослеживаются особенности формирования поэзии "Молла Насредди --на", ее темы, идеи, жанрове-стилевые особенности, дается класси-* фикация жанров новой поэзии, выявляется, в чем заключается ее новизна по сравнению с предшествующей поэзией. Особое внимание уделено формам молланасреддинской поэзии, путям создания тесной связи поэзии "Молла Насреддина" с классической поэзией и устным народным творчеством, выявлению вопроса, какие новые идейно*-эс -тетические качества приобрели классические и фольклорные поэти -ческие формы под пером молланасреддинцев.
Для выявления роли "Молла Насреддина" в развитии азербай -джанской литературы начала XX века диссертант впервые специально останавливается на проблеме влияния молланасреддинцев на просве-тительско-романтическую поэзию, а также на эпигонско-любовную лирику, широко распространенную в азербайджанской литературе начала XX века и препятствовавшую процессу развития реалистичес -кой литературы;
В диссертации обобщена роль "Молла Насреддина" в развитии азербайджанского критического реализма начала XX века в воздей -ствии его на общественную жизнь«
Объект исследования» Сатирический журнал "Молла Насреддин" издавался с интервалами с 1906 по 1931 гг. Но самый продолжи -тельный и самый активный период его деятельности приходится на 1906-1917 годы, когда было издано около четырехсот номеров жур -нала,
В диссертации к исследованию привлечены почти все изданные за этот период номера. Кроме самого "Молла Насреддина" глубоко и всесторонне исследован также литературный процесс этого периода, изучены и проанализированы основные историко-литературные источники той эпохи, научно-теоретические труды, посвященные вопросам развития реализма, просветительства и революционной - демократии в Азербайджане, а также теории сатиры, лирики, художественной формы, публицистики и т.п.
Кроме того, к работе привлечено большое количество трудов видных советских ученых, посвященных как самому "Молла Насред -дину" и молланасреддинцам, так и другим представителям азербай -джанской литературы начала XX века.
Основной объект исследования, богатый литературно-художест -венный материал дали диссертанту возможность рассмотреть в тес -ной взаимосвязи такие вопросы, как просветительство, просвети -(тельский реализм, революционный демократизм, критический реализм, классическое наследие и новаторство, литературные жанры и т.д.
Методологической основой исследования явились положения марксистско-ленинской эстетики. Следуя современным методам и принципам анализа художественных произведений и явлений, глубо -ко и всесторонне изучив предмет, диссертант стремился строго придерживаться ленинского указания: "Логика диалектическая тре -бует того, чтобы мы шли дальше. Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и опосредствования" .
Апробация исследования. Труд разработан на основе научно-исследовательского плана Института литературы им.Низами АН Азер -байджанской ССР, утвержден на координационном совете по пробле -ме "Закономерности развития мировой литературы".
Основные положения исследования были опубликованы в виде книг и статей, помещенных на страницах научных изданий АН Азер -байджанской ССР, Азербайджанского государственного Университета им.С.М.Кирова, республиканской печати.
Отдельные положения исследования включены в многотомную "Историю азербайджанской литературы", подготавливаемую к печати В.И.ленин. Полн.собр.соч.7 т.42, с.290.
Институтом литературы им.Низами АН Азерб.ССР.
В виде книги исследование включено в издательский план АН Азербайджанской ССР.
В 1982 году диссертация была обсуждена в отделе азербай -донской литературы начала XX века с участием соответствующих специалистов отделов теории, литературы и текстологии Института литературы им.Низами и рекомендована к защите.
Практическое значение исследования. Изучение сатирического журнала "Молла Насреддин" - это, по сути дела, изучение Есей азербайджанской литературы начала XX века. Исследование в столь широком плане идейно-художественных особенностей "Молла Насред-дина" будет способствовать более глубокому постижению ряда ак -туальных проблем азербайджанского литературоведения. Данный труд полезен всем специалистам, занимающимся исследованиями в области азербайджанской литературы указанного периода, а также путей развития реализма в азербайджанской литературе.
Исследование может быть использовано педагогами и студен -тами высших и средних учебных заведений Азербайджана гуманитарного профиля, где изучается журнал "Молла Насреддин" и твор -чество ряда его представителей, в качестве вспомогательного учебного пособия.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Эволюция жанровой системы якутской поэзии: Типологический аспект1999 год, доктор филологических наук Сивцева, Прасковья Васильевна
Жанровое движение: Эволюция жанровых форм и внутренние закономерности развития калмыцкой поэзии ХХ века1999 год, доктор филологических наук Пюрвеев, Валерий Дорджиевич
Дастаны и ашугская поэзия дагестанских азербайджанцев2000 год, кандидат филологических наук Хурдамиева, Самиля Халидовна
Роль журналов "Ёж" (1928-1935 гг") и "Чиж" (1930-1941 гг.) в становлении художественной публицистики для детей1984 год, кандидат филологических наук Беленькая, Лариса Николаевна
Физули и азербайджанский романтизм XX века1985 год, кандидат филологических наук Бабаев, Намиг Гасан оглы
Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Агаев, Ислам Мамед оглы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литературная школа "Молла Насреддина", исходившая в своей общественно-политической борьбе из идеологии революционной де -мократии, основывающаяся на художественном методе критического реализма, воплотившая в себе, с одной стороны, исторические традиции общественно-политической и литературно-художественной мысли Азербайджана, а с другой - передовые достижения русской и мировой культуры, явила собой новый этап в развитии общественно-политической мысли Азербайджана XX века.
Исключительная роль в создании новой идейно-эстетической школы принадлежала Джалилу Мамедкулизаде, который определил линию общественной борьбы "Молла Насреддина", подготовил, в соответствии с требованиями эпохи, новые художественные образцы. Несмотря на то, что на страницах сатирического журнала "Молла Насреддин" выступали сотни писателей и публицистов, идейно-эстетический облик издания определяли Дж.Мамедкулизаде, а также его ближайшие соратники - Омар Фаик Неманзаде, М.А.Сабир, М.С.Ордубади, А.Ахвердов, А.Гамкюсар, А.Рази, С.Мумтаз.
Хотя журнал выходил с краткими перерывами примерно в течение 20 лет, его функционирование как литературно-художественной школы ограничивается рамками 1906-1917 гг.
Свое отношение к противоречиям современного им общества молланасреддинцы выражали прежде всего посредством сатиры и юмора. Смех в их руках был самым действенным средством идейно-художественной борьбы нового со старым.
Стремясь идти в ногу с требованиями эпохи, молланасреддин-цы использовали самые активные и эффективные литературно-худо -жественные средства. Активное отношение к жанрам и художествен ным формам - одна из характерных особенностей творчества авто -ров, принадлежащих к этой литературной школе.
Среди самых острых средств борьбы литературной школы "Мол-ла Насреддина" была сатирическая публицистика. Широкое обра -щение к публицистике было связано с жанровой природой этого творческого вида. Именно сатирическая публицистика способна бы -ла охватить панораму острых общественных противоречий эпохи. После первой русской революции публицистика "Молла Насреддина" активизировала всю литературно-художественную мысль Азербайджана, ооогатила художественную прозу, драматургию, лирику и графику духом политической борьбы.
Исключительную роль в литературно-общественной борьбе молла нас реддинце в сыграла лирика, явившаяся продолжением идейно-эстетической борьбы журнала. Отражение в лирике литературно-об -щественных проблем, поднятых другими творческими видами, прежде всего обусловлено было единым общественным идеалом молланасред-динцев, тождественностью их идейно-эстетических взглядов.
Создание школы реалистической поэзии "Молла Насреддина" связано с именем великого азербайджанского сатирика М.А.Сабира. Раньше и глубже, чем кто-либо из его современников, постиг он требования, предъявляемые эпохой азербайджанской реалистической поэзии XX века, и ярче всех с высоким пафосом, талантливо отоб -разил их в своем творчестве.
Лирика "Молла Насреддина" была порождением его публицис -тики. Вовсе не случаен тот факт, что многие молланасреддинцы, будучи одаренными поэтами, начинали свое творчество публицистикой и лишь позднее испытали себя на поприще поэзии.
Поэзия "Молла Насреддина" с точки зрения формы тесно свя -зана с традициями устной и письменной азербайджанской литерату ры.
Внеся во имя содержания ряд серьезных изменений в нормативные правила формы этой поэзии, молланасреддинцы тем самым спо -собствовали активизации и обогащению художественного творчества.
Органическая связь с жанрами и формами устной лирики -один из характерных признаков народности реализма "Молла Насред-дина".
Поэтическую структуру этой поэзии образуют элементы, с од -ной стороны - письменной, с другой - устной народной литературы.
Вопрос идейно-эстетических особенностей поэзии "Молла Нас-реддина" - обширная проблема, требующая особого исследования. Здесь необходимо сделать следующие замечания:
Во-первых, молланасреддинцы создали синтетический стиль, в котором утвердилось органическое единство особенностей класси -ческой и народной (в основном фольклорной) поэзии.
Во-вторых, молланасреддинцы обращались к многим жанрам классической поэзии, использовали метрику аруза, одновременно придав ему новый идейно-эстетический смысл.
В-третьих, они удачно, с большим эстетическим вкусом пародировали классиков, преследуя при этом две цели: а) Посредством близких читателю художественных закономер -ностей передать новые идеи; б) Разоблачить консервативные тен -денции в действительности и в искусстве.
В-четвертых, представителями школы "Молла Насреддина" было взято "на вооружение" самое значительное, непреходящее в искусстве классиков, - дух отрицания антигуманных отношений и утверждения справедливой, прекрасной жизни.
В-пятых, конкретизировались, приобрели реалистический характер идеалы добра, красоты, воспетые классиками.
Все это, вместе взятое, и определило возникновение качественно нового, значительного этапа в развитии многовековой азер -байджанской поэзии*
В идеологическом отношении лирика "Молла Насреддина" смогла превратиться в революционно-демократическое движение эпохи, с точки же зрения художественной формы, она стала самым острым оружием литературной борьбы.
Молла Насреддин" вытеснил с жизненной арены старую эпигонскую поэзию и привлек внимание азербайджанских поэтов-романти -ков к передовым революционным идеалам эпохи.
Общественные проблемы, поднимаемые молланасреддинцами в произведениях публицистики и лирики, в конечном счете дополня -ют друг друга, создавая живую панораму революционно-демократи -ческой мысли Азербайджана XX века.
Молла Насреддин" был литературно-историческим явлением, отобразившим в себе идейно-эстетические принципы азербавджан -ского критического реализма XX века, рожденного под воздейст -вием первой русской революции.
Список литературы диссертационного исследования доктор филологических наук Агаев, Ислам Мамед оглы, 1983 год
1. Маркс К., Энгельс Ф. О печати. М»: Изд.ВПШ и АОН, 1963. -338 с.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. В 2 т. М.: Искусство, 1975, т.1. - 576 с,т.2. - 719 с.
3. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. М.: Политиздат, 1973. - 483 с.
4. Ленин В.И. Шаг вперед, два шага назад. Полн.собр.соч., т.8, е.185-414.
5. Ленин В.И. Общий план работ и решений Ш съезда. Полн.собр. соч., т.9, с.311-324.
6. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература. -Полн.собр.соч., т.12, с.99-105.
7. Ленин В.И. Еще раз о профсоюзах. Полн.собр.соч., т.42, с.264-304.
8. История Коммунистической партии Советского Союза, т.2 (1904-февраль 1917) М.: Изд.Политической литературы, 1966. -775 с.
9. ХХУ съезд КПСС. т.1, М.: Изд.Политической литературы, 1981, - 382 с.
10. ОчердаИстории Коммунистической партии Азербайджана. Баку: Азгосиздат, 1963. - 771 с.
11. Постановление ЦК КПСС "О литературно-художественной критике". 21 января 1972 г. В кн.: Справочник партийного работника.- М.: Политиздат, 1972, с.191-194.
12. Проблемы реализма. Материалы дискуссии о реализме в мировой литературе (12-18 апреля 1957 г.). М.: Госполитиздат, 1959. - 635 с.
13. Тезисы докладов (16-19 октября 1972 г.). Баку: Элм, 1972. - .82 с.
14. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. М. : Просве -щение, 1975. - 352 с.
15. Агаев Н. Заметки о печати. Архив Института им.Низами АН Азерб.ССР. Инв.№ 655 (на азерб.яз.).
16. Адилов М. Некоторые замечания об особенностях стиля и образного языка М.А.Сабира. Азербайджан, 1962, № 5, с.145-152 (на азерб.яз.).
17. Адышев С. Джалил Мамедкулизаде и фольклор. Автореф.дисс. . канд^илол.наук. Баку, 1977, - 26 с.
18. Азербайджанская книга (библиография). В 3 т. Баку: Изд. Азерб.книж.палаты, 1963, т.2 (1880-1920). - 220 с. (на азерб.яз.).
19. Алекперли М.К. О плачущем весельчаке (0 М.А.Сабире). Коммунист, 1936, 20 декабря (на азерб.яз.).
20. Алиев А. Один из близких друзей "Молла Насреддина" (0 1Усей-не Минасазове). Азербайджан, 1967, № 7, с.188 (на азерб. •яз. ).
21. Алимирзоев Х.А. Литературно-критические взгляды Джалила Мамедкулизаде. Автореф.дисс. . канд.филол.наук. Баку, 1963. - 30 с.
22. Акперов А. Лирика Мамед Сайда Ордубади. Автореф.дисс. . канд.филол.наук. Баку, 1967. - 27 с.
23. Амиров С. Фельетоны Джалила Мамедкулизаде (Молла Насредди -на). Автореф.дисс. . канд.филол.наук. Баку, 1967. - 32с.
24. Ариф М. Избранные труды. В 3 т., т.2. Баку: Изд.АН Азерб. ССР, 1968. - 620 с. (на азерб.яз.).
25. Ариф М. Сабир и национально-освободительное движение народов
26. Востока. Азербайджан, 1962, № 5, с.8-17 (на азерб.яз.).
27. Ахундов М.Ф. Сочинения. В 3 т., т.2. Баку: Азернешр, 1962,- 311 с, (на азерб.яз.).
28. Ахвердов А. Сочинения. В 2 т. Баку: Азернешр, 1970, т.1. -370 е.; т.2. - 335 с, (на азерб.яз.).
29. Ахундов А. Некоторые вопросы стиля азербайджанского языка.- Азербайджан, 1966, № II, с,149-157 (на азерб.яз,)•
30. Ахундов Н,Ф, Азербайджанские сатирические журналы. Баку: Изд.АН Азерб.ССР, 1968. - 356 с, (на азерб.яз,).
31. Ахундов Н.Ф. Об истории издания журнала "Молла Насреддин". -Баку: Азернешр, 1959. 250 с. (на азерб.яз.).а
32. Бабев И,,Эфендиев П. Азербайджанское устное народное творчество. Баку: Маариф, 1970. - 266 с. (на азерб.яз,),
33. Басаев Амиров С, Фельетон жанр боевитый. - Вопросы журналистики, т.1. - Баку: Изд.А17 им,С.М.Кирова, 1966, с.254-265 (на азерб.яз,).
34. Бакиханов А. Собрание сочинений. Баку: Азернешр, 1964.- 389 с. (на азерб.яз.).
35. Барабаш Ю.Я. 0 народности. М.: Советский писатель, 1970.- 368 с.
36. Богданов А.Н; Литературно-публицистический род. В кн,: Теория литературы в связи с проблемами эстетики. - М.: Высш. школа, 1979, с.335-339.
37. Борев Ю.Б. Введение в эстетику. М.: Сов.художник, 1956.- 327 с.
38. Борев Ю.Б. О комическом. М.: Искусство, 1957. - 241 с.
39. Бочаров С. Психологический анализ в сатире. Автореф.дисс. . канд.филол.наук. М., 1956. - 56 с.ции 1905-1906 гг. Л.: ЛГИЗ, 1925. - 221 с.
40. Брюсов В.Я. Краткий курс науки о стиле. М., 1919. - 131 с.
41. Брюсов В.Я. Основы стихотворения. М.: ГИЗ, 1924. - 139 с.42. курсов Б. Вопросы реализма в эстетике революционных демократов. М.: ГХИЛ, 1953. - 385 с.
42. Душмин A.C. Методологические вопросы литературоведческих исследований. Л.: Наука, 1969. - 256 с.
43. Вагиф М.П. Избранные сочинения. Баку: Азернешр, 1952. -232 с. (на азерб.яз.).
44. Вакуров В.Н. Речевые средства юмора и сатиры в советском фельетоне. М.: Изд.МГУ, 1961. - 176 с.
45. Вартанов Г.И. Могучее оружие идеологической борьбы. В кн.: Искусство публицистики. - Алма-Ата: Казахстан, 1968. - 272с.
46. Везирова Ф. М.С.Ордубади. Баку: Гянджлик, 1972. - 122 с. (на азерб.яз.).
47. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л.: ГИЗЛ, 1940. -646 с.
48. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. -М.: Искусство, 1978. 263 с.
49. Вопросы журналистики. Баку: Изд.АГУ им.С.М.Кирова, 1966, т.1. - 196 с. (на азерб.яз.).
50. Гаджиев А. "Молла Насреддин" и его связи с тифлисской литературной средой. Азербайджан, 1965, № 10, с.112-117 (на азерб.яз.).
51. Гаджиев A.A. Романтизм и реализм. Баку: Элм, 1972. - 346с.
52. Гаджиев Т. Язык сатиры. Баку: Изд.АГУ им.С.М.Кирова, 1975, - 178 с. (на азерб.яз.).
53. Гаджиева X. Влияние Сабира на современную иранскую литера -ТУРУ* Азербайджан, 1912, с.202-205 (На азерб.яз.).55,56
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.