Реакционная сущность протестантизма на Кубе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.06, кандидат философских наук Кордова, Мартинес Карлос

  • Кордова, Мартинес Карлос
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1984, Ленинград
  • Специальность ВАК РФ09.00.06
  • Количество страниц 169
Кордова, Мартинес Карлос. Реакционная сущность протестантизма на Кубе: дис. кандидат философских наук: 09.00.06 - Философия религии. Ленинград. 1984. 169 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Кордова, Мартинес Карлос

Введение.

Глава первая. ИСТОРИЯ ПРОТЕСТАНТИЗМА НА КУБЕ

Религиозные верования на Кубе

Распространение протестантизма

Глава втор ая.ПРОТЕСТАНТИЗМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Протестантские организации

Протестантизм и Кубинская революция

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Реакционная сущность протестантизма на Кубе»

Актуальность темы исследования. В современных условиях противоборства двух общественно-экономических систем, двух политических курсов - социализма и империализма - большое политическое и научное значение приобретает исследование роли религии как сложного социального явления, которое нередко используется врагами коммунизма против социалистических стран.

В январе 1984 года американский президент Рейган,лицемерно поздравляя через передатчики радиостанции "Голос Америки" кубинский народ с Новым годом, фарисейски заявил, что,мол, Кубинская революция, победившая 25 лет назад, лишила кубинцев возможности "верить в бога". Американский президент клевещет на кубинский-народ, достигший больших успехов в строительстве социализма, выдумывает всякие небылицы о гонениях на религию на острове Свободы, в то время как, согласно статье 54 Конституции 1977 года, кубинское государство гарантирует полную свободу совести всем своим гражданам. В Основных документах Коммунистической партии Кубы, принятых 1 и П съездами,в ее программной платформе и в выступления Фиделя Кастро отстаивается полная свобода совести, право каждого гражданина ис1 поводовать любую религию.

В резолюции 1-го съезда Компартии Кубы говорится, что политика партии по отношению к религии,церкви и верующим "ис

1 См.: статьи члена-корреспондента Академии наук СССР И.Р. ГригулевичаДерарадо Корбе, Хуана Монтер о Хименес в журнале "Наука и религия",1973,№ 7;1979,№ 1; 1983, № б; 1980, № 1; 1984, № 1. ходит из марксистско-ленинской концепции данного социального явления; она принимает во внимание конкретные исторические условия нашей страны в прошлом и настоящем, наш собственный опыт и опыт других стран, строящих социализм и коммунизм, а также особое значение нашей революции для Латинской Америки.»1

Исследования религии на Кубе обычно посвящены распространению там католицизма, но в них не учитывается тот факт, что по мере проникновения США на Кубу на ней появился протестантизм. В первой половине XX века на остров было "экспортировано" из США свыше ста некатолических церквей и сект.После победы Революции на Кубе (1 января 1959 года) протестантские секты пытались вести контрреволюционную деятельность,но многие патриотически настроенные верующие помогали разоблачать агентов американского империализма, выступавших под флагом религии.

Победа Социалистической революции на Кубе обеспечила благоприятные условия для массового распространения и утверждения там научного мировоззрения: "Что касается. религии как идеологии или системы догм, представляющих концепцию мира и общества (концепцию антинаучную и потому ошибочную), -говорится в резолюции Первого съезда Компартии Кубы,- то политика партии основывается на ленинском принципе, согласно которому борьба за научное сознание, свободное от пережитков и суеверий, подчинена борьбе за построение нового общества и за укрепление соответствующих социалистических отношений, причем в этой борьбе участвовали, участвуют и непременно

1 Первый съезд Коммунистической партии Кубы.М.,1976,с.544. должны участвовать как верующие, так и неверующие,люди религиозные и атеисты".^

Второй съезд Компартии Кубы отметил, что партия "должна систематически проводить работу по широкому распространению среди масс научно-материалистических представлений о природе, обществе и мышлении, развивать новые традиции, направленные на укрепление социалистических общественных отношений и веры человека в собственные силы,в будущее Родины".

Иоходя из этих задач, мы стремились в свете марксизма-ленинизма изучить такое сложное социальное явление, как проникновение протестантизма на Кубу, который в конечном счете явился формой капиталистической экспансии в религиозной оболочке в сферу общественного сознания кубинского населения.

В диссертации анализируется настоящее и прошлое протестантских организаций на Кубе. Данный анализ ставит своей целью: выявить генезис протестантизма в этой стране; различные этапы его развития; классовую сущность деятельности протестантских организаций. Необходимость этого научного анализа вызвана объективной потребностью воспитания населения Кубы в духе марксистско-ленинского мировоззрения.

Строительство социализма на Кубе успешно развивается, несмотря на угрозы американского империализма и организованную им блокаду республики. Страна уже очень далека от той неоколониальной республики, какой была до 1 января 1959 года. Верховный Главнокомандующий кубинской армии

1 Первый съезд Коммунистической партии Кубы,с.545.

2 Второй съезд Коммунистической партии Кубы.М.,1982,с.

339.

- б

Фидель Кастро сказал: "В нашей стране построены сотни новых заводов, и .сегодня строятся нами такие предприятия,как атомная электростанция, нефтеперерабатывающий завод в Сьен-Фуэ-госе и Восточная ГЭС в Гаване,никелевые заводы в Мао и Пунта Горда,которые по сложности строительства,важности и технологическому уровню являются предметом гордости нашей страны, где до революции такие заводы строились только под руководст1 вом иностранных фирм".

На Кубе развивается не только промышленность,но и сельское хозяйство. Самые трудные работы по разведению сахарного тростняка сейчас почти все механизированы.В стране почти во всех поселках имеется электричество. Традиционные кубинские жилища заменяются современными удобными домами. На Кубе растет уровень благосостояния народа. За пятилетие с 1976 по 1980 гг.было распределено 770 ООО телевизоров, 420 ООО холодильников, 1350000 радиоприемников, 465 ООО стиральных машин и более 400 ООО вентиляторов. В то же время улучшилось обеспечение населения продовольственными продуктами. Больших успехов кубинский народ достиг в области медицины и народного образования. Подготовлено более 200 тысяч учителей. Система образования, уровень обучения и учебные программы - лучшие из тех,что есть в развивающихся странах.

Достижения Кубы - это результат усилий ее народа,руководимого Компарией республики,его самоотверженного труда,а также сотрудничества со странами социалистического лагеря и вступления нашей страны в СЭВ. Подчеркивая огромное значение помощи кубинскому народу СССР,Фидель Кастро говорил:

Castro, R,F. Discurso pronunciado en Santiago de Cuba en el XXX Aniversario del Moneada. - Per iOtlico "Granraa", 28-VII-- 19:83. тогда кубинская революция нуждалась в помощи международного рабочего класса и международного революционного движения. В этом направлении основную помощь оказал Советский Союз."1

Некоторое время после революции всегда существует влияние старого мировоззрения на зарождающееся новое. По этому поводу В.И.Ленин писал: "Но мы не утописты и знаем истинную цену буржуазных "аргументов", знаем также, что следы старого в нравах известное время после переворота неизбежно будут преобладать над ростками нового. Когда новое только что родилось, старое всегда остается в течение некоторого времени сильнее его,это всегда бывает так и в природе, и в общественной жизни."2

Формирование нового человека, соответствующего социалис-ническому обществу, Ленин соединяет с борьбой против капитализма: "Наша задача - побороть все сопротивление капиталистов, не только военное и политическое, но и идейное, самое глубокое и самое мощное. Задача наших работников просвещения - осуществить эту переделку массы. Ее заинтересованность, ее тяга к просвещению и знанию коммунизма, которые мы наблюдаем, служат порукой тому, что мы окажемся и здесь победителями,хотя, может быть,и не так скоро,как на фронте,быть может, с большими трудностями, а подчас и поражениями,но в конечном о . итоге победителями будем мы".

1 Castro, R.F. Discurso en Conmemoracitfn de la muerte tie Niceto-pdrez, en el XV Aniversario de la pricier a ley de Reforma

Afiraria у del XIII de la ANAP. La Ilabana: Discursos de Fidel Castro, t.II, 1976, j). 186.

2 Ленин В.И.Великий почин.-Полн.собр.соч.,т.39,с.20.

3 Ленин В.И. Доклад ВЦИК и Совнаркома 5 декабря. ЭТ1 Всерос

В Советском Союзе заветы В.И.Ленина были осуществлены.Советский народ не только сумел построить социализм,но и достойно защитить его, сумел восстановить народное хозяйство, разрушенное гитлеровским фашизмом в годы Великой Отечественной войны. И сейчас, в годы развитого социализма, первое в мире государство рабочих и крестьян - Советский Союз - продолжает оказывать интернациональную и бескорыстную помощь другим народам.

Кубинская республика перенимает положительный опыт СССР и других социалистических стран, в том числе и в области формирования нового человека, не забывая об особенностях строительства социализма в своей стране. "Необходимо понимать своеобразие тех условий, в которых Куба вот уже более 20 лет ведет борьбу против империализма на идеологическом фронте. Существование в нескольких десятках миль от наших берегов самой богатой и агрессивной капиталистической страны в мире,которая является сосредоточием индивидуализма,азартных игр наркомании,проституции и других пороков,разобщающих людей,обязывает нас мужественно принимать постоянно бросаемый нам открытый вызов", - говорил на Втором съезде Компартии Кубы Фидель Кастро.

Когда-то Фидель Кастро в условиях,когда было запрещено даже произносить слово "коммунист", в своих речах и лекциях используюя цитаты из Евангелия,доказывал необходимость создания справедливого общества. После победы Социалистической революции можно было открыто излагать идеи марксизма-ленинизма, который стал официальной идеологией нового общества,строящесийский съезд Советов.-Полн.собр.соч.,т.41,с.406.

1 Второй съезд Коммунистической партии Кубы,с.110. гося в стране. На Кубе систематически ведется идеологическая работа, для чего используются системы народного образования и средств массовой информации, которые находятся под руководством и контролем партии. В документах Первого съезда Компартии Кубы говорится: "Мы должны принципиально поддерживать твердую и непримиримую защиту чистоты марксизма-ленинизма и решительно,без каких-либо идеологических уступок бороться с буржуазными и империалистическими концепциями, а также проявлениями как правого,так и левого ревизионизма".1

На Кубе в жестокой идеологической борьбе формируется новый человек, человек социалистического общества, с его нравственными, эстетическими, политическими чертами, которые характерны для наших рабочих, крестьян, интеллигенции и нашей молодежи. Свидетельство этого - производственные успехи, само отверженность и интернационализм кубинского народа.

В формировании нового человека важную роль играет атеистическое воспитание, формирование у людей научно-материалистического понимания природы и общества.

На кубе с успехом осуществляется атеистическое воспитание, хотя большинство населения еще не имеет научно-материалистического мировоззрения. Для более эффективного атеистического воспитания масс необходимо более конкретно знать особенности религиозности народа, глубоко изучить удельный вес и взаимоотношения всех компонентов,которые формируют, религиозные верования большинства населения. Важным является изучение деятельности религиозных организаций. Необходимо исследовать воззрения каждой церкви и секты,их основные догмы, формы организа

1 Tcsis у Resolucionos del priwor Con^reso del parti&o Coiau-nistade Cuba» - La Ilabano: 1978 > p. 231. ции, международные связи,специфику их работы с новообращенными.

На Кубе имеются четыре большие религиозные конфессии: католическая церковь протестантские организации,синкретические культы африканского происхождения и некоторые виды спиритизма,особенно кардекизм (верование французского спирита XIX в. .Аллана Кардека).

Специальными корнями распространения религии на Кубе прежде всего было слабое экономическое развитие страны,гнет колониализма с сопутствующими ему явлениями: жестокой эксплуатацией,безработицей,нищетой,неграмотностью.

Диссертант избрал для изучения тему о протестантизме на Кубе,так как она является малоизученной. Между тем, о католической церкви,религиозной организации,наиболее распространенной в нашей стране, существует обширная литература.Нема-ло есть книг по различным синкретическим культам. Но в обобщенном виде о протестантизме существует лишь несколько работ Революционного центра информации при ЦК КП Кубы.

Изучение протестантизма на Кубе необходимо еще и потому, что в стране имеется 4-6 протестантских организаций, ведущих активную религиозную деятельность, которая, несомненно,требует особо внимательного изучения из-за североамериканского "происхождения" большинства протестантских сект, из-за связи кубинской протестантской церкви с североамериканской церковью и другими международными религиозными организациями, из-за реакционного и антисоциалистического характера отдельных протестантских сект и использования их империализмом для борьбы с кубинской революцией.

Необходимо исследовать глубокие изменения,происшедшие

- 11 в последние годы в некоторых кубинских протестантских церквях и их переход от оппозиции социалистическому режиму на позиции нейтралитета и даже верности и поддержки Революции.

Куба подвергается не только экономическим и политическим агрессиям со стороны североамериканского империализма,ей навязана особенно сильная идеологическая борьба,возглавляемая ЦРУ,которое использует любую возможность,чтобы внести в сознание кубинского народа чуждые ему воззрения. Наши враги часто используют религиозные организации для этих целей.На Кубе существуют секты, проводящие контрреволюционную политику. В решениях Первого съезда КП Кубы указывается: "Среди таких церквей и сект (их более 40 в нашей стране) на одном конце наблюдается самый мрачный и иррациональный фанатизм, основанный на апокалиптических понятиях,яростная контрреволюционность во внутренней и внешней политике, а на другом 1

- самые конструктивные позиции борцов за революцию".

Протестантские религиозные организации на Кубе часто связаны с Соединенными Штатами Америки.Оттуда в нашу страну проникают философские идеалистические идеи,которые противостоят марксизму-ленинизму пропагандируемому через национальную систему образования. Религиозные радиопрограммы передаваемые иностранными станциями,также оказывают реакционное влияние. Поэтому научная критика протестантизма - актуальнейшая задача в борьбе против современной буржуазной философии и религии.

Проводя научное исследование, диссертант исходил из требований Коммунистической партии Кубы,в которых указывается,

1 Tesis у Resoluciones del Primer Con&reso del partido Coiuu-nista de Cuba. - Ob. cit. p, 315-314. что необходима "защита чистоты марксистско-ленинских идей: борьбы с теориями и концепциями буржуазии, империализма и их прислужников, причем следует особо подчеркнуть переживаемый в настоящее время этими теориями и концепциями кризис; отпор любым идеологическим диверсиям и борьба с ними,для чего необходимо изучать научную идеологию рабочего класса и пони1 мать законы общественного развития".

О религии в этом документе говорится следующее:". . окончательное искоренение религиозных взглядов и идей возможно лишь в ходе преобразования искажаемого ими мира, ликвидации социальных причин, порождающих религию, и расшиления воспитательной деятельности на основе научного понимар ния природы,общества и процесса мышления". Следует учитывать огромный опыт Коммунистической партии Советского Союза по воспитанию народных масс в духе научно-материалистического мировоззрения. Генеральный секретарь ЦК КПСС К.У.Черненко в докладе "Актуальные вопросы идеологической,массово--политической работы партии" на Пленуме ЦК КПСС в июне 1983 года говорил: "Нельзя ослаблять работу и с такой специфичесQ кой группой населения, как верующие".

Источники диссертации. В своей работе диссертант исходил из марксистско-ленинской методологии, и потому использовал труды классиков марксизма-ленинизма, документы Коммунис

1 Первый съезд Коммунистической партии Кубы,с.349.

2 Там же,с.352.

3 Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической,массово-политической работы партии.- Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС,14-15 июня 1983 г.-М.,1983,с.60.

- 13 тических партий Советского Союза и Кубы, в особенности речи Фиделя Кастро,в которых содержится глубокий анализ социально-экономических условий развития страны и дается освещение религиозной проблемы на Кубе.

Основой диссертации являются документы Коммунистической партии Кубы: программная платформа, тезисы и резолюции Первого и Второго съездов КП Кубы, Отчетные доклады Первого секретаря ЦК КП Кубы Фиделя Кастро Рус на съездах партии.В речах и выступлениях Верховного главнокомандующего Фиделя Кастро разоблачается реакционная политическая деятельность религиозных организаций» В докладе 1 мая I960 г., в речи на конференции 18 июня 1960 г., в выступлении перед руководителями сахарных кооперативов 10 августа 1960 г. он рассказывал,как реакция использует религию. В это время католическая церковь выступала против кубинской революции. В речи 13 марта 1963 г. Фидель Кастро показал, что враги используют протестантизм, особенно некоторые секты. Во всех своих речах он говорил об уважении,с которым революция относится к религии и верующим. В других выступлениях, например, с представителями ямайской церкви в октябре 1977 г., на митинге 26 июля 1980 г. Фидель Кастро говорил о свободе религии на Кубе и возможности создания общего фронта христиан и коммунистов для борьбы с империализмом.

В диссертации используются также работы других партийных руководителей Компартии Кубы: Карлоса Рафаэля Родриге-са,Флавио Браво,Фелипе Карнеадо.

Состояние исследования проблемы. Специальной литературы о протестантизме на Кубе очень мало. В настоящее время издательством "Народная культура" в 1977 году выпущена толь

- н ко одна книга "Правда о секте свидетелей Иеговы".Отдел революционной ориентации ЦК Компартии Кубы печатает брошюры для членов партии. Опубликованы материалы к лекции "Некоторые аспекты религии на Кубе" (1978 г.). В брошюре "Религиозные секты", носящей пропагандистский характер, а также небольшой брошюре "Вопросы и ответы" такого же направления, даны общие характеристики церквей,сект и религиозных верований, существующих в нашей стране. В этих работах протестантские секты рассматриваются по группам: баптисты, пятидесятники и т.д.

В ежемесячнике "Коммунист" есть раздел, посвященный марксистско-ленинской атеистической пропаганде. Особое внимание вызывает"Приложение", опубликованное в 1980 году под названием "Протестантские секты". Очень ценным для нашей работы является бюллетень "Наука и религия", опубликованный ЦК Компартии Кубы. Это не периодическое издание, предназначено только для руководящих работников партии на уровне муниципалитета. В нем печатаются марксистско-ленинские статьи,речи партийных руководителей, религиозных деятелей и общая информация об отношении партии к религии.

Кубинские авторы,которые писали о религии, принадлежат к трем групп ait: марксисты, буржуазные свободомыслящие авторы и верующие. Авторы - марксисты писали свои работы после революции .Некоторые из них занимаются непосредственно темой нашего исследования,другие только касаются ее. Из них можно выделить следующих: Серхио Агирре, Морено Фрагиналя и Фелипе Корнеадо. Серхио Агирре - автор книги "Зхсдороги",в которой отмечается свободомыслие мамбистских руководителей и реакционный характер католической церкви на Кубе. Морено Фрагиналь - автор труда "Сахарный завод - общественно-экономический комплекс сахарной промышленности на Кубе". В этом трехтомнике сообщается о деятельности католической церкви среди негров-рабов, о религиозности негров и о складывании их традиций в стране. Фблипе Карнеадо - автор книги "Руководство к изучению религии,церкви и верующих". Известен также сборник статей этого партийного деятеля, члена ЦК КП Кубы и специалиста по религиозным вопросам и научному атеизму.

Многие буржуазные кубинские авторы, писавшие до 1959 года, - вольнодумцы. Они не говорят прямо о протестантизме, однако сообщают очень важные данные для оценки религиозности в нашей стране до победы революции. Среди них можно выделить следующие имена: Херардо Костельяно,Фернандо Ортис и Рейд де Левгденринг. Херардо Кастельяно автор книги "Мотивы Кайо Уэ-со",в ней он анализирует положение кубинских эмигрантов на американском острове Кайо Уэсо,который находится к югу от Флориды,протестантское влияние указываемое на них и организацию первых протестантских церквей среди кубинских эмигрантов в последние десятилетия испанского владычества на Кубе. Фернандо Ортис - автор труда "Кубинская борьба против дьяволов". В его книге выясняются причины слабой религиозности кубинцев,а также формирование религиозного синкретического сознания.Ройд де Левгденринг - автор книги "Тринадцатилетняя война за независимость кубинского народа 1868-1©8 гг.". Автор указывает на контрреволюционный характер католической церкви в период войны за независимость, показывает свободомыслие мамбистских руководителей.

Мы обращались также к тем религиозным кубинским авторам, чьи произведения содержат апологию религии. Нами различаются две группы таких авторов: тех, что писали до победы социализма на Кубе, и тех, кто писал уже в послереволюционный период. Из первой группы следует выделить Виктора Лобайне Гелла, автора книги "Русселизм и святые писания." В этой книге автор-баптистский пастор- критикует свидетелей Иеговы, выясняет отличия баптистов от свидетелей Иеговы,освещает деятельность иеговистов в конце 40-х годов XX века.

Переира Альвес - автор книги "Баптистская церковь в Кума-найагуа". В этом сочинении излагается история баптистской церкви в небольшой деревушке в центре страны,рассказанная ее пастором, и охватывающая период начала 20-х - начала 40-х годов. Описываются трудности работы по новообращению, например,методы, которыми пользовался сам пастор,чтобы увеличить свой прихода как велась эта работа в последние 20 лет.

Интересная брошюра Гильерто Кабрера Лейва "Краткий обзор протестантизма на Кубе" дает анализ первых шагов протестантизма в стране в конце XIX века.

Ко второй группе сочинений относятся статьи и выступления современных религиозных авторов из журнала "Менсахе" ("Послание"),который является органом экумического совета Кубы, и из бюллетеня "Наука и религия", издаваемого Отделом революционной ориентации ЦК Компартии Кубы.

Мы использовали также и более обширные работы,такие например книги,как "Теология как вызов" Серхио Арсе Мартинеса, в которой собраны лекции, прочитанные в семинарии города Ма-тансас. Это кубинская протестантская версия новой латиноамериканской теологии, где утверждается необходимость и возможность союза христиан и марксистов в борьбе за создание лучшего мир а,говорится о том,что конечные цели марксизма и христианства совпадают.

Мы также считаем необходимым отметить статью баптистского руководителя Ноэля Фернандеса Кольста,в которой автор выступает против управления Главных Баптистских конвенций за то, что они не включаются в революционный процесс и препятствуют участию баптистских прихожан в строительстве социализма.

Важное значение для нашей работы имеет анализ документа: "Вероисповедание 1977 г.пресвитерианской церкви Кубы", который показывает положение этой церкви до социалистической революции.

Заявления и сообщения протестантского руководствам основном, направлены на поддержку социалистической революции, осуждают американский империализм и появляются как в религиозных изданиях,так и в газете "Гранма" и в журнале "Боэмия". Мы рассмотрели также другие периодические издания различных религиозных организаций.

В зарубежной литературе, написанной в основном на испанском языке,есть также переводы с английского,французского, итальянского и других языков. Это буржуазная литература. Среди ее авторов много религиозных деятелей.

Наибольший интерес для нас представляет книга Давида Мерле "Кубинская церковь в сахарной промышленности", написанная в начале 40-х годов, когда традиционные протестантские церкви уже обладали большим влиянием в нашей стране. Автор,верующий американец, дает анализ экономического и социального положения Кубы, симпатизирует кубинскому народу.Он доказывает, что зависимость протестантских церквей на Кубе от американских не благоприятствует развитию первых. Он считает,что будущее протестантизма на Кубе связано с ростом участия церкви в решении социально-экономических проблем страны.

Пруденсио Дамборьгия, автор книги "Протестантизм в Летин-ской Америке", анализирует положение основных церквей и протестантских сект в начале 60-х годов. В большой статье американской писательницы Маргарет Эллен Крахам "Религиозные проникновения и национализм на Кубе. Деятельность американских методистов 1898-1958 гг." изучена политическая деятельность протестантизма во время тирании Батисты и в первые годы революции.Шведский профессор Кристиан Лаливе Д,Спинай,автор книги "Евангелическая церковь и латиноамериканская революция" по поручению Международного Совета церквей изучал протестантизм и социальные изменения в Латинской Америке. В своей работе он смело разоблачает отрицательную роль протестантизма в Латинской Америке. Мы использовали еще одну книгу этого автора "Рефухио де лас Масас" ("Спасение народа"). Книга Камило Кривельи "Проте-станская директория в Латинской Америке" написана в 1930 г. Автор изучает кубинский протестантизм в Латинской Америке с указаний основных американских миссий, действующих в стране в это время.

Советская литература по теме диссертации немногочисленна,если не считать трудов члена-корреспондента Академии наук И.Г.Григулевича.Он является основным для нашей работы.

В своем трудя мы старались всячески учесть мнения руко

1 См.: Григулевич И.Р. Мятежная церковь в Латинской Америке. М.,Наука,1972; Он же. Боги в тропиках. Религиозные культы Антильских островов. М.,Наука,1967; Он же. Церковь и олигархия в Латинской Америке 1880-1959 гг. М.,Наука,1981. водителей Компартии Кубы,которые занимаются проблемами религии на Кубе: Аны Луисы Родригес, Элоисы Миранда, Аилер Перегрин.

Денными источниками для диссертанта оказались беседы с такими руководителями протестантских церквей, как Хулета Перес, вицепрезидент экумического совета Кубы, Эреднос Сантос, президент церкви "Друзья квакеры" на Кубе, Санда Родригес, одна из руководителей "свидетелей Иеговы", Роберто Гонсалес - баптистский пастор, а также беседы с верующими различных церквей - Фиденсио Кахсесом, Марией-дель-Кампо, Сальвадором Пересом, Аной Суарес,Роберто-дель-Кампо, Роландо Мартине-сом, Бенильдой Перес, Неутерио Леоном, Игнасио Родригесом, Пенерандой Родригес, Аидой Санчес и другими.

Диссертант использовал и такой источник информации,как беседы с людьми, которые ранее были верующими: Эльсой Родригес, Эуденио Гонсалесом, Хосуэ Имбертом, Мигелем Толедо,Матильдой Престон,Мависом Смаил, Джонсе Матиас и другими.

Основное содержание работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия религии», Кордова, Мартинес Карлос

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В диссертационном исследовании нами использовалась зарубежная буржуазная литература на испанском языке, а также советская и кубинская литература о протестантизме. Нами были использованы также материалы бесед и интервью с верующими и религиозными деятелями,членами Экуменического Совета Кубы. Мы пользовались документами реестра регистрации церквей и своими наблюдениями за жизнью верующих. В результате мы пришли к следующим выводам:

Как следствие распространения религиозного синкретизма на Кубе в течение нескольких веков там возникли верования, которые стали основой религиозного сознания кубинцев. Оно состояло из воззрений католицизма и средневековых испанских суеверий, африканских культов и спиритизма.

Первые протестантские миссионеры прибыли на Кубу из Соединенных Штатов Америки. С началом их экономического влияния на нашу страну в последние десятилетия XIX века, когда Куба еще оставалась испанской колонией.

Золотой век" развития протестантизма на Кубе начинается вместе с оккупацией Кубы американскими войсками в 1898 году и продолжается в течение всего периода неоколониальной Республики. Протестантизм на Кубе был следствием американского проникновения в эту страну. Первые протестантские миссионеры на Кубе были представителями традиционного протестантизма. Это были баптисты, методисты, члены епископальной церкви,пресвитерианцы и квакеры. Американские миссии и церкви, организованные на Кубе,открыли школы начального и среднего образования.У них также были клиники,печать,дома для престарелых и общежития для студентов.

В начале 40-х годов протестантская церковь на Кубе была одной из самых значительных в Латинской Америке. Индифе-рентное отношение протестантизма к другим социальным проблемам страны и то, что он был чужестранным явлением, сильно тормозили его развитие на Кубе. Особенно это касается традиционного протестантизма.

Начиная с 40-х годов развиваются такие секты, как "Свидетели Иеговы" и пятидесятнические секты. Наиболее значительной в традиционном протестантизме является баптистская группка, состоящая из 3 конвенций и обладающая в настоящее время 332 храмами и 187 руководящими членами. Евангелическая пятидесятническая церковь - самая большая из пятидесят-нических церквей. Она имеет 93 храма и 88 пасторов.

Церковь "Новые сосны" - самая древняя из протестантских церквей, созданных и возглавляемых кубинцами, название которой возникло под влиянием известной фразы Хосе Марти. Эта церковь вела свою работу в основном среди крестьян.

Больше всего занимается экономическими вопросами и теологической пропагандой просвитерианекая Реформистская церковь на Кубе. Из анализа классового состава различных протестантских церквей и сект видно, что до революции в состав верующих церквей традиционного протестантизма входила мелкая буржуазия, рабочая аристократия и зажиточные крестьяне. Во главе апокалиптической группы находились мелкая буржуазия и зажиточные крестьяне, а среди прихожан бнли беднейшие слои населения, так же как и у пятидесятников.

Освобождение Кубы от влияния империализма, ликвидация

- 137 неоколониализма и агрессивная политика империализма против Кубы нанесли сильный удар по протестантизму. Почти все американские миссионеры, число которых в 1957 г. (согласно Джону Хордону) составляли 245 человек, а также 9 английских миссионеров покинули страну. В это время была сильно ограничена и почти сведена на нет экономическая помощь из США протестантской церкви.

Из более чем 100 протестантских церквей и сект, действовавших в I960 году, осталось только 46 и число это постоянно уменьшается. В настоящее время имеют влияние только 15, а остальные, обладающие несколькими храмами и пасторами и очень небольшим количеством верующих, его утратили.

Из 300 ООО протестантов, живущих на Кубе к моменту победы революции осталось сейчас только 45 ООО, хотя, вероятно, эта цифра занижена.

Упадок протестантизма определяется двумя факторами: уходом из церкви тысяч верующих, недовольных реакционной политикой своих религиозных организаций и отъездом из страны множества руководителей и рядовых протестантских рерующих. Большое значение имеет влияние на верующих марксистско-ленинской политики, которую проводит Коммунистическая партия по отношению к религии.

Протестантизм на колониальной Кубе был консервативной системой, хотя руководители его и заявляли о своем нейтралитете во внутренней политике. Даже в годы борьбы против Батисвш некоторые секты, например, иеговисты и, в меньшей степени, адвентисты и пятидесятники, не скрывали своих симпатий к режиму тирании.

После победы революции, когда страна встала на путь социализма, одна часть протестантских руководителей покинула страну, другая активно боролась против революции. Сейчас протестанты разделились на три группы в своем отношении к социалистической революции: первую группу составляют те, кто включается в революционный процесс и показывает образец преданности социалистической Родине (члены экуменического совета Кубы); во вторую группу входят колеблющиеся, они не поддерживают социалистических преобразований, но уважают законы страны. Третья групп/а включает в себя тех, кто враждебно относится к революции (прежде всего это "Свидетели Иеговы"). В настоящее время "Свидетели Иеговы" объявлены вне закона за постоянные враждебные действия против социалистической революции.

Внутри религиозных группировок, чьи руководители не поддерживают революцию, существуют прогрессивные революционные группы, которые поддерживают внешнюю и внутреннюю политику правительства Кубы, как например, Баптистский союз рабочих и студентов.

Кризис протестантизма на Кубе продолжает углубляться. Количество новообращенцев ничтожно и меньше числа выбывших членов. В основном среди новых членов - дети протестантских семей: это не означает, что не существует маленького ядра, которое сейчас стремится возродить организацию, пересматривая идеологию и стараясь адаптироваться к условиям социалистического общества. На Кубе действует б религиозных протестантских семинарий, в которых формируются кадры для протестантских организаций.

Среди адвентистов, пятидесятников, "Новых сосен" и большинства маленьких сект руководящий персонал соответствует количеству верующих. Иначе обстоит дело в традиционном протес

- 139 тантизме, более требовательном к руководящим лицам, получающим высокую зарплату: они должны иметь среднее образование для I поступления в семинарию с пятилетним сроком обучения. "Святые отцы" первыми противятся тому, чтобы их дети променяли университетское образование на парторскую службу.

Из б существующих семинарий выделяется по своему уровню Теологическая семинария в городе Матансас, где готовят кадры для пресвитерианских методистских, епископальных и квакерских церквей» Ее можно сравнить только с семинариями других латиноамериканских стран и США.

Сейчас на Кубе большинство верующих только от случая к случаю посещают церковь, только небольшая группка систематически слушает службу»

Несмотря на большую пропагандистскую работу Коммунистической партии, еще не вполне изучены некоторые аспекты религиозной проблемы вообще и в частности, что касается протестантизма. Многие из тех, кто должен проводить идеологическую работу с верующими, вести среди них научную пропаганду, не знают особенности социально-политических доктрин различных церквей и сект протестантизма.

Надо всеми средствами боротьбя за то, чтобы протестантские массы активно участвовали в экономической и социальной жизни страны. Нельзя изолировать верующих от неверующих, наоборот следует привлекать верующих к коллективной работе. Вся наша работа должна быть направлена на вовлечение верующих в революционный процесс.

Революция ликвидировала отчужденность сельских общин, привлекая их к общественной жизни, повысила их жизненный уровень.

Продолжение этой работы по ликвидации отчужденности является наилучшим способом противостоять протестантскому,в частности, пятидесятническому влиянию, свидетелей Иеговы и адвентистов. Та же работа ведется и в некоторых городских зонах,которые до сих пор являются отсталыми. Борьба с отсталостью - это одновременно и борьба с самыми реакционными сектами.

Очень важна государственная политика, направленная на ускорение процесса отделения кубинских протестантских сект и церквей от американского подчинения.

Часть руководителей протестантизма приспособилась к условиям социализма, стремится создать теологию, которая бы отражала глубокие изменения, происходящие на Кубе. Эта теология прогрессивной части кубинского протестантизма известна как новые религиозные воззрения движения латиноамериканской "теологии освобождения"

Необходимо знать и вести научную критику этого течения, особенно теологии кубинского протестантского теолога Сергио Арес. Учителя, преподаватели, активисты, работающие с протестантскими верующими, должны научиться критиковать заблуждения "теологов освобождения". В высших и средних учебных заведениях, на фабриках и заводах, где собираются протестантские верующие, должны читаться лекции,в которых критиковались бы теории"теологии освобождения". В каждой провинции, в каждом районе нужно растить активистов, специализирующихся на работе с верующими,принадлежащими к различным протестантским сектам.

Нужно,чтобы школьные учителя и преподаватели высшей школы обучались на курсах по основам научного атеизма. Это

- 141 будет способствовать проведению в жизнь эффективной работы в области атеистической пропаганды.Опыт СССР и других социалистических стран оказывает Коммунистической партии Кубы большую помощь в решении религиозной проблемы в стране.Этим опытом пользуются наши атеисты, проводя работу с верующими.

Внутри всех, даже самых реакционных протестантских организаций,есть верующие,которые сочувствуют Революции,и именно на них надо опираться в борьбе за вовлечение верующих в дело построения на Кубе социалистического общества.

Распространению научного атеизма в нашей стране будет способствовать осуществление Программы Коммунистической партии Кубы в области развития общественных наук."Основные задачи нашей политики в области общественных наук,- говорится в материалах Первого съезда Компартии Кубы,-требуют работы,направленной на последовательное повышение научно-технического уровня управления обществом. Это будет достигнуто посредством соответствующей ориентации социальных, экономических и других исследований на основе общих законов строительства социализма и коммунизма, использования опыта,накопленного социалистическими странами в выполнении этих задач, с учетом конкретных условий развития на-1 шей страны".

Наше исследование - скромный вклад в решение важной задачи - изучения религиозной проблемы на Кубе.Анализируя протестантизм,выявляя его особенности и современное состояние,можно способствовать улучшению работы с верующими протест антами, которую ведут партийные и общественные организации Кубы.

1 Первый съезд Коммунистической партии Кубы.М. ,1976,с.34-6.

- 142

Изменение- характера собственности на средства производства в результате победы Революции на Кубе, формирование социалистической экономики , начиная с октября 1968 г.,приводит к исчезновению мелкой городской буржуазии - прежней социальной базы протестантизма. Современный протестантизм на Кубе сейчас пытается создать для себя новую социальную базу из отсталых рабочих и мелких крестьян.

Изменилась социальная база и протестантских сект, что приводит верующих на позиции антиимпериалистического движения и поддержки революции. По мере развития социализма на Кубе будет происходить дальнейший процесс отмирания и исчезновения религии. Этому может способствовать реализация таких мероприятий:

-нужно сделать все возможное,чтобы дети - члены секты "свидетелей Иеговы" учились до 9-го класса,

-необходимо преподавание научного атеизма в системе высшего образования,

-на философских факультетах кубинских университетов и на факультетах марксизма-ленинизма пединститутов должны читаться специальные курсы по научному атеизму,

-необходимо издание марксистско-ленинского философского журнала,что внесло бы большой вклад в распространение в стране идей научного атеизма,

- должна быть усилена индивидуальная работа с верующими, которую ведут члены партии и члены Союза Коммунистической молодежи,

-полезно было бы проводить научные ввдиалкиг социологические исследования процесса отмирания и преодоления религии.

- 143

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Кордова, Мартинес Карлос, 1984 год

1. Бамолов А.С.,Гараджа В.И.,Каримовский А.С.,Кузнецов В.Н. Современная буржуазная философия и религия.М. Политиздат,1972,376 с.

2. Белов А.В. Адвентизм.- М.Политиздат, 1973 , 229 с.

3. Великович А.Н. Религия и церковь в США. М.,Изд.Наука, 1978, № с.

4. Великович Л.Н. Религия и современная идеологическая борьба.М.,Московский рабочий,1961, 128 с.

5. Гараджа В.И. Протестантизм.-М.Политиздат,1971,199 с.

6. Гараджа В.И. Кризис современного протестантизма и поиски "новой теологии".- W.,Знание,1973, 115 с.

7. Гордиенко Н.С. Атеизм и религия в современной борьбе идей.Л.,Лениздат,1982,175 с.

8. Григулевич И.Р. Тень Ватикана над Латинской Америкой.

9. М.,Изд.АН СССР,1961,206 с.- 156

10. Григулевич И.Р. Боги в тропиках: религиозные культы Антильских островов.М.,Наука,1967, 160 с.

11. Григулевич И.Р. От Аляски до Огненной Земли.- М.,Наука, 19 67, 372 с.

12. Григулевич И.Р. Мятежная церковь в Латинской Америке.-М.,Наука,1972,285 с.

13. Григулевич И.Р. Крест и меч. Католическая церковь в Испанской Америке ХУ1-ХУШ вв. М.,Наука,19 77,295 с.

14. Григулевич И.Р. От факела, зажженного на острове Свободы. Наука и религия,1973, № 7, с.84-87.

15. Григулевич И.Р. Мятежная церковь в Латинской Америке. М.,Наука,1972,285 с.

16. Григулевич И.Р. Куба далекая близкая. - Наука и религия, 1979 ,№1,с.56-58.

17. Григулевич И.Р. Колониализм и свободомыслие в Латинской Америке в XI1-XX вв.М. ,19 80,29 6 с.

18. Григулевич И.Р. Церковь и олигархия в Латинской Америке. 1810-1954 гг. М.,1981,Наука,327 с.

19. Григулевич И.Р. Революция и церковь.- Наука и религия, 19 83, № 6, с.56-58.

20. Григулевич И.Р. Папство.Век XX. М.,Политиздат,1981, 532 с.

21. Добренъков В.И. Современный протестантский теологический модернизм в США: его замыслы и результаты.М.,МГУ,1980, 247 с.

22. Коник В.В. Иллюзии "Свидетелей Иеговы".М.,Советская Россия,1981, 176 с.

23. Корзо X. Преодолевая наследие колониализма.- Наука ирелигия,1980,№ 1,с.54-57.

24. Кислова А. А. Идеология и политика американской баптист ской церкви (1900-1917).М.,Наука,19©,200 с.

25. Лялина Г.С.Баптизм, иллюзии и религиозность.М»Политическая литератур а, 19 77, 173 с.

26. Митрохин Н.Л. Павтизм.М. Политиздат,1974,263 с.

27. Религии мира: история и современность. М.,1974,Наука, 255 с.

28. Монтеро С.С. К обществу свободному от религии.- Наука и религия,1984,№1,с.56-58.

29. Свидетели Иеговы".Факты и документы. М., Атеистические чтения,вып.8.М.Политиздат,1976,с.70-75.

30. Сказкин С.Д.(Общая редакция).Настольная книга атеиста. М. Политиздат,1981,382 с.

31. Современные идеологические течения в Латинской Америке. М. ,Наука, 19 83 ,352 с.

32. Чагышев А.Н. Протестантизм.М.,19 ® ,204 с.

33. Философия эпохи ранних буржуазных революций.М.Наука, 1983,583 с.

34. Фуман Д.Е. Религия и социальные конфликты в США.М., Наука,1981,256 с.

35. Хачатуров К.А.йдеологическая экспансия США в Летин-ской Америке.М.,Международные отношения,1978,263 с.

36. Шахнович М.И. Ленин и проблемы атеизма. М.,изд.АН СССР,1961,671 с.

37. Шахнович М.И. Коммунизм и религия.Изд."Знание",Л., 19 60,40 с.

38. Шахнович М.И.Новые вопросы атеизма.Л.,1973.- 1585. Литература на испанском языке

39. Acerca de Algunas Actitudes Asumidas рог la no reconocida secta Testigos de Jehovd у su asociacitfn Torre de Vigfa. Bo-letfn inforiaativo "Cieneia у Religion", 1979, No. 29, p. II -14.

40. Aceroa de la nueva medida tomada por el Gobierno en rela-ci<5n con la secta Testigos de Jeliovd. Boletln inforiaativo "Ciencia у Religion", 1979, No. 31, p. 28-32.

41. Adventlstas del Septimo Dia (Los)» La Habana: iapreso en los Talleres del Comitd Central de Partido Comunista de Cuba, 1981, 40 p.

42. Ag.ui.rre, S. Ecos de Caralno. ~ La Habana: Instituto Cu-bano del Libro, 1974, 352 p.

43. Algermissen K. Iglesia Catrflica у Confesiones Cristia-nas. Madrid: Edieiones Rialp S.A., 1964, 1, 431 p.

44. Algunos aspectos sobre la situaci<5n religiosa en Cuba. -La Habana: Impreso en los talleres del Comitd Central del Partido Comunista de Cuba, 1980, 42 p.

45. Atmann, W. RenovaeiOn del Comproiaiso. Revlsta "Salva-cidn", 1982, No. 8, p. 1-14.

46. America Latina, la iglesia у el proceso revolucionario. La Habana: Material de eetudio Octubre-Noviembre, impreso en los talleres del Comitd Central del Partido Comunista de Cuba, 1981, p. 3-39.

47. Aiuunastegui, M., Barros, A. La iglesia frente a la eman-cipacitfn americana. La Habana: Instituto Cubano del Libro, 1967, 238 p.

48. Apocalipsis hoy (El). Revista "Careta% 1978, No. 522,1. P.50.

49. Arce R. Intervencidn en el encuentro de jdvenes creyentes. Boletln inf ormativo "Ciencia у Religion", 1978, No. 28,ip. 10-14.

50. Arce, S. La formacidn teoldgica en una sociedad sociali-sta. Revista "iiensaja", 1975, No. 7, p. 9-22.

51. Arce, S. La teoldgfa como dosaffo. La Habana: Editado en la Eajjresa Poligrdfica "Alfredo Ldpes", 1980, 80 p.

52. Batisblancos (los) . Boletfn informativo "Ciencia Religion», 1976, No. 11, p. 20-24.

53. Berenguer, C.J. La emigracidn francesa en la jurisdicci-dn de Cuba. Santiago de Cuba; Editorial Oriente, 1980, 185 p.

54. Bosch, J. De Cristobal Coldn a Fidel Castro. La Habana: Ediciones Casa de las Amdricas, 1971, 240 p.

55. Bravo, F. Intervencidn en el IV Perlodo de Sesiones de la Asamblea Nacional del Poder popular. Revista "Bohemia", 1983, No. 29, p. 45.

56. Bryan, R. Isl protestantismo en dos barrios marginales de Ciudad Guatemala. Ciudad Guatemala; Impreso por los Semina-rios de Integracidn Social Guatemalteca, 1967, 22 p.

57. Cabrera, I.G. Breve Resena del protestantismo en Cuba.- Washington, D.C., 1953, 14- p.

58. Cardoso, II. Una historla larga e mteresante que contar.- Santiago de Cuba; Despertad, Editorial Polltica del Partido Comunista de Cuba en Oriente, 1966, p. 20-26.

59. Carneado, F. Orientaciones para el estudio de las tdsis sobre la religidn, la iglesia у los creyentes. La Habana;1.preso en los talleres del Comitd Central del Partido Comunis-ta de Cuba, 1968, 15 p.

60. Carta del Papa a la Reina de Espana. Boletfn JEclesi^sti-co del Obispado de La Habana, 7-VI-I896.

61. Casa, (de las), B. Breve relacidn de la destruccidn de las Indias. ~ Buenos Aires: Editore Liar Ocdano, 1953» 158 p.

62. Castellanos, G. Motivos de Cayo Hueso. La Habana: Editors Uscar Garcia у Cia., 1935» 248 p.

63. Clase Metodoldgica Nilmero Nueve "La propaganda cientffi-co-atefsta". La Habana: Impreso en los talleres del Comitd Central del Partido Comunista de Cuba, 1980, 50 p.

64. Comunicado acerca de los resultados definitivos del censo de poblacidn у viviendas de I98I. periddico "Gramaa", 19-IX--1983.

65. Comunismo Liundial (El), como Bios lo considera^ Revista "La Atalaya", 19^7» No. 3» P. 67.

66. Conferencia sobre el Espiritismo. La Habana: Impreso en los talleres del Comitd central del partido Comunista de Cuba, 1983, 48 p.

67. Consejo JJundial Ecunenico de Iglesias (El). Boletln m-formativo "Ciencia у Religidn", 1977» No. 18, p. 21-25.

68. Consejo Mundial Scumdnico de Iglesias (El). Boletln In-formativo "Ciencia у Religidn", 1981, No. 43, p. 3~9.

69. Convencidn Bautista de Cuba Occidental, Novena Sesidn en la ciudad de Pinar del Rio. Matanzas: imprenta Radium, 1913» 21 p.

70. Coordinacidn Obrera-Estudiantil Bautista de Cuba. Declara-cidn en el X Campamento Nacional sobre la responsabilidad socialdel cristiano. Boletln Informativo "Ciencia у Religion", 1981, No. 43, p. 18.

71. Corbo, G. E&periencia del trabajo del atefsmo cientlfico en la URSS. Boletln Informativo "Ciencia у Religirfn", 1979, No. 34, p. 1-6.

72. Cotto, A. Un di^logo intereante entre Cuba у el resto del Continent©. Revista "Mensaje", 1978, No. 18, p. 17-27.

73. Graham, M.E. Religius penetration ana Nationalism in Cuba U.S. Methodist activities. Review "Interarnericana", 1978, Vol. VIII, No. 2.

74. Crivelli, C. Directorio protestante en la America Latina. Roma: Sociedad Tipogr^fiea Marcioli pisani, 1930, 714 p.

75. Crivelli, C. El mundo protestante.- Madrid; Grdficas Ha-lar, 1953, 352 p.

76. Damboriena, P. EI Protestantismo en America Latina. Madrid; Impreso por sucesores de Rivadanegra, 1962, Т. I у Т. II.

77. Declaracirfn de la Coordinacidn Obrera-Estudiantil Bautista de Cuba. perirfdico "Granma", 30-V-1983.

78. Declaracirfn de la C.O.E.B.A.C. inrita a circulos reaccio-narios yanquis. Boletln Informativo "Ciencia у Religidn", 1981, No. 43, p. 24-28.

79. Declaracirfn de la X2QL Asamblea Nacional del Consejo Ecumd-nico de Cuba reconociendo los logros de la revoluci<5n nicaragu- 162 ense. Revista "Mensaje", 1981, No. 2, p. 31.

80. Declsracidn del Slnodo de la Iglesia Episcopal de Cuba. -Hevista "Mensaje", 1975» No. 5» p. 6.

81. Declaracidn sobre la situacidnde la iglesia en Cuba. Bo-letln Informativo "Ciencia у Religion", 1982, Wo. 45, p. 10-12»

82. Delemeau, J. La Reforma, Barcelona: Editorial Labor, 1967, 278 p.

83. De paralso perdido a parafso recobrado. New York; lmpren-ta de la secta testigos de jehdvd, i960, 263 p.

84. Departamento de Orientacidn Revolucionaria del Comit^ provincial del Partido Comunista de Cuba en Holguin. Cumpliraiento de la polltica en relacidn con la religidn, la iglesia у los cre-yentes. Holguin: Material Mimeogrdfiado, 1982, 7 p.

85. Encuentro cristiano de iglesias у moviraientos ecumdnicos contra la intervencidn norteamericana en Cuba, centroam^rica у el Caribe. Boletln Informative "Ciencia у Religidn", 1979, p. 6-10.

86. Fernandez, u .R. intervencidn en elencuentro de jdvenes cre-yentes celebrado t?n el manco del XI Festival de la Juventud у los Estudiantes. Boletfn Informativo "Ciencia у Religidn", N0» 28, p. 24-26»

87. FernSndez, C.R. palabras del prevlstero Rarfl Ferndndez Ce-ballos en el acto iiomenaje ofrecido a su persona. Revista "Мзп-saje", 1981, No. 2, p. 1б-2о.

88. Ferndndez, C»N« Estructura bautista у dominacidn. Revista "Mensaje", 1975, No. 1, p. 5-11.

89. Ferndndez, E, La doctrina de la secta Testigos de Jehovd. -La Habana: Recopilacidn de conferencias impresas en los talleres del Comittf Central del partido Comunista de Cuba, 1978, p.31-46.

90. Ferndndez, 12. A que intereses responde la secta Testigos de Jeliovd. La Habana: Recopilacidn de conlerencias impress en los talleres del Comit€ Central del Partido Comunista de Cuba, 1978, p. 63-70.

91. Festival Nacional de la Cancidn Religiosa de Compromiso.- Boletfn Xnformativo "Ciencia у Religion", 1976, Ко. 11, p.25-28.

92. Forner, P&. La Guerra Ispano-cubano-norteamericana у el surgimiento del iiaperialismo yanqui. La Habana: Editorial Ci-encias Sociales, 1979, Т. I, 271 p.

93. Fundamento cinatlfico de la labor ateista. La Habana: Impreso en los talleres del Comit^ Central del Partido Comunista de Cuba, 1977, 97 p.

94. Grfmez, Т.Н. Intervencidn en el encuentro de jtfvenes crey-entes. BoletjCn Informativo "Ciencia у Religidn", 1978, No. 28, p. 15-18.

95. Graduacidn en el Seminario de la Iglesia del Nazareno. -Revista "Mensaje", 1975, No. 6, p. 1.

96. Graduacidn on til Seminario de Los Pinos Nuevos. Revista "Mensaje", 1975, No. 6, p. 14.

97. Grigulevich, I.R. No hay que discutir sobre el parafso.- Revista "Novedades de Uoscrf", 1980, No. 34 (394), p. 18.

98. Guerra, R. Manual de His tor ia do Cuba. La Habana; Instituto cubano del Libro, 1965, 450 p.

99. Gufa para los conferencistas cjie imparten el tema Los Ad-ventistas del Septimo Dfa. La Habana; Impreso en los talleres del Comittf Central del Partido Comunista de Cuba, 1978, 24 p.

100. Насla el atefsmo masivo. La Habana; Impreso en los talleres del Comittf Central del Partido Comunista de Cuba, 1979,51 p.

101. Ham, H.A. En Cuba si Iiay libertad de culto Mister Reagan. Revista "Bohemia", 1983, No. 22, p. 53.

102. Hardon, J. La Iglesia Protestante en America. Mtfjico, D.P.: Buena Prensa A.C., 1959, 420 p.

103. Jones, R. La Fe у la experiencia de los cudqieros. Mexico: Imprenta Grafos, 1946, 145 p.

104. Junta Nacional del Censo* Censo del ano 1943* La Habana; Impreso por Fernando у Cia., 1945, 577 p.

105. Kolesnikov, A.S. La Juventud у la Religidn. La ilabana: Material mimiografiado de la Universidad de La Habana, 1983, 14 p,

106. Kardec, A. El Evangelio segdn el Espiritismo. Buenos Aires: Editorial Kier, 1951, 270 p.

107. Eclitora Paz Eterna S.A., 1978, 553 P.1.onard, G.E. Historia General del Protestantismo. Madrid: Edicxones Peninsula, 1967, T. I-IV.1.balna, G.V. El Russellismo у las Bantas Escrituras. Mexico, D.F.: Imprenta Grafos, 1949, 248 p.

108. Marianov, B. Cdrno se hace la ijropaganda atefsta en la UKSS 7. ~ Boletfn Informativo "Ciencia у Religidn", 1980, No. 37, p.23-25.

109. Marianov, B. Actitud de Lenin para con los creyentes. Revista "Socialismo Tdoria у Prdctica" (STP), 1981, No. 12, p.18-22.

110. Marti, P.J, La Excomunidn del padre Mac Grinan. Obras Completas, T. 12, p. 181.

111. Marrero, F. La vocacidn pastoral en crisis. Revista J.U.P.R.E.C.U., 1981, p.3.

112. Martinez, J.J. Una vez mds la secta Testigos de Jeliovd sir-ve al imperialismo. Boletln Informativo "Ciencia у Religion", 1981, No. 44, p. 18-21.

113. Martinez, J.J. La Justicia de una polltica la prdctica la corrobora. BoletjCn Informativo "Ciencia у Religidn", 1982, No. 45, p. 10-14.

114. Martinez, J.M. Crltica a la ideologia у a la tdctica de la secta Adventista'del Bdptimo Dfa. La Habana: Impreso en los ta-lleres del Coraite central del Partido Comunista de Cuba, 1981,54 p.

115. Martinez, T.J. Par qud у cudndo debemos trabajar con los ninOs hijos de creyentes? BoletjCn Informativo /Ciencia у Religion", 1981, No. 45, p. 18-22.

116. Material de Estudio Octubre-Noviembre de 1981. La Habana; impreso en los talleres del Comity Central del Partido Comunistade Cuba, 1381, 28 p.

117. Material de Estudio de los aftos 1983-1984. La Habana; Impreso en los talleres del Comitd Central del Partido Comunista de Cuba, 1983, I63 P.

118. Medios у mdtodos de la propaganda atelsta. La Habana: Se-leccidn de artlculos sobre atelsmo cientlfico impreso en los talleres del Comitd Central del Partido Comunista de Cuba, 1977» p. 47-54.

119. Mejor manera de doclr (La). Boletln Informativo "Ciencia у Religidn", 1981, No. 43, p. 10-15.

120. Mendez, A.S. Intervencidn en el encuentro de jdvenes cre-yentes. Boletln Informativo "Ciencia у Religidn", 1978, No. 28, p. 19-22.

121. Mendez, A.S., Cardenal, E., Carmln, A. Reflexidn cristiatna en Cuba. Rcvista "Mensaje", 1978, No. 3, p. 3I-36.

122. Mensaje al Reverendo Joseph Bernandln del Consejo Ecumdni-co de Cuba. perildico "Granma" (Resumen Semanal), 7-V-1983.

123. Mensaje del Consejo Ecumdnico de Cuba. periddico "Gran-ma" , 30-V-1983.

124. Merle, D. La Iglesia Cubana en una economla azucarera. -La Habana; Imprenta Cuba lntelectual, 1941, 137 p.

125. Moreno, F. El Ingenio, Complejo Econdmico Sodial Cubano del Azilcar. La Habana; JSditora Polltica, 1978, T. I-III.

126. Movimiento Estudiantil Cristiano de Cuba. Declaracidn en relacidn con el asesinato de los maestros internacionalistas cu-banos у los campesinos nicaraguenses. Boletln Informativo "Ciencia у Religidn", 1981, No. 44, p. 11-12.

127. Neal, C.L. Los bautistas a traves de los siglos. Norvrod

128. Mass. U.S.A., Printed by the plempton jjress, 1917, 515 p.

129. Nifts de Dios (Los). Revista "Alternativa", 1977, No. 5,p. 7.

130. Oves, F. Intervencidn en el encuentro de jdvenes creyentes. Boletln Informativo "Ciencia у Religion", 197S, No. 28, p.6-9.

131. Ortiz, F. Una Pelea cubana contra los Demonios. La Haba-na: Editorial Ciencias Socialos, 1975, 456 p.

132. Ortiz, F. Las fases de la evolucidn religiosa. La Haba-na; Tipografla Moderna, 1919, 15 p.

133. Padres, Educan a sus hijos? Revista "La Atalaya", 1961, No. 11, p. 492-498.

134. Padres salvaguarden la vida de sus hijos con conocimiento acertado. Revista "La Atalaya", 1961, No. 11, p. 499-506.

135. Paz (de la), J.R. creer es comprometerse.- Revista "Hen-sa je", 1975, No. 7, p. 24-32*poreira, A.A. La Iglesia Bautista de cumanayagua. Buo-nos Aires: Iraprenta Metodista, 1944, 170 p.

136. Pichardo, 0. Documentos para la Ilistoria de Cuba. La Ha-bana: Editora del Consejo Naclonal de Universiclades, 1977, Т. I у II.

137. Preguntas у Respuestas. La Habana; Editado en los talle-res del Comity Central del Partido Comunista de Cuba, 1983, 64 p.

138. Primer Encuentro Internacional de Teologla celebrado en Matanzas. Boletln Informativo "Ciencia у Religion", 1976, p. 25-28.protestantismo (El), Primera Parte. Revista "El Militan-te Comunista", 1976, No. 6, p. 6-15.

139. Protestantismo (El), Segunda Parte. Revista "El Hilitante Comunista", 1976, No. 7, p. 5~13.protestantismo (El), Tercera Parte. Revista "121 Militante Comunista", 1976, No. 8, p. 6-16.

140. Ramas, C. Fasado у presente de la religion en Amdrica Lati-na, Primera Parte. — "Cuadernos Americanos", 1967» No. 4, p»25-43.

141. Ramas, C. Pasado у presente de la religion en America Lati-na, Segunda Parte. "Cuadernos Americanos", 1967, No. 5, p.28-36.

142. Resolucirfn de la Camara de Obispos de la Iglesia Episcopal de los Estados Unidos de America* Revista "Mensaje", 1975» No»5j p. 16.

143. Resolucidn de la Iglesia Episcopal de Cuba. Revista Mensaje", 1976, No. 8, p. 32.

144. Rivera, P. Protestantismo mejicano. Mexico, D.F., Editorial Jus, 1961, 117 p.

145. Rodriguez, C.R. Cuba en el trdnsito hacia el socialismo 1959-1963. La Habana: Editora Polltica, 1979, 166 p.

146. Rodriguez, С.A. Reunion Nacional de Atelsmo Cientifico. -Boletfn Informativo "Ciencia у Religidn", 1979, No. 33, p.26-31.

147. Rodriguez, R.R. La brigada Pinos Nuevos, una nueva experi-encia. Revista "Mensaje", 1981, No. 2, p. 27-28.

148. Roig de L., E. La Guerra de Liberaci6n Cubana de los treinta anos 1868-1998,- La Habana: "Ciencias Sociales", 1952, 230 p.

149. Secta Seudo-i*eligloset de los Testigos de Jeiiovd. La Habana: Impreso en los talleres del Comitc? Central del partido Comunista de Cuba, 19S2, 33 p.

150. SuiJrez, N., Herndndez, C., Rodriguez, M., Riondo, I. Las ig-lesias pentecostales. La Habana: Material mimeografiado presentado al simposio de la propaganda cientffico-materialista у su importancia on la formacidn integral del individuo, 1982, 25 p.

151. Torrado, F.R. La libertad de conciencia en Cuba. BoletJtn Informativo "Ciencia у Religidn", 1981, No. 43, p. 3~9.

152. Verdad sobre la secta Testigos de Jehovd (La). La Habana; Editora Cultura Popular, 1977, 253 p.

153. Vergara, 1» El Protestantismo en Chile. Santiago de Chile; Editorial del pacffico S.A., 1962, 256 p.

154. Villaverde, C. Cecilia Valdtfs о la Loma del Angel. La Habana: Ediciones Huracdn, 1980, Т. I у II,

155. Wallace, O.C. Lo qua creen los bautistas. Mexico, D.F.; Editorial Grafos, 1964, 215 Р»

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.