Развитие творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Бурдина, Елена Викторовна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 217
Оглавление диссертации кандидат наук Бурдина, Елена Викторовна
Содержание
Введение
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития творческой одаренности
младших школьников
1.1. Методологические основы и понятие
«творческая одаренность»
1.2. Психологические проблемы развития творческой одаренности младших
школьников в классе фортепиано
1.3. Современное состояние и модель развития творческой одаренности младших
школьников в классе фортепиано
Глава 2. Педагогические условия развития творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано
2.1. Принципы, структура и содержание развития творческой одаренности младших школьников
в классе фортепиано
2.2. Педагогическая технология развития творческой одаренности младших
школьников в классе фортепиано
2.3.Эффективность экспериментальной работы
развития творческой одаренности младших
школьников в классе фортепиано
Заключение
Литература
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Формирование творческого воображения у младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано2012 год, кандидат наук Шумная, Людмила Васильевна
Взаимосвязь различных видов художественной деятельности в процессе обучения игре на фортепиано: На материале учебных занятий в детской школе искусств2001 год, кандидат педагогических наук Сударчикова, Лилия Геннадиевна
Формирование интеллектуальных умений младших школьников в процессе занятий фортепиано2019 год, кандидат наук Акопян Лусинэ Хачатуровна
Формирование мотивации обучения младших школьников в классе фортепиано2005 год, кандидат педагогических наук Волювач, Екатерина Викторовна
Личностная ориентация учебной деятельности как фактор развития творчески одаренных младших школьников2000 год, кандидат педагогических наук Бахольская, Наталья Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В XXI в. в России произошли значительные изменения в общественной идеологии, межличностных отношениях и системе ценностей. Противоречивые тенденции постмодернизма, поиски новых основ, эксперименты, вызванные глобализационными процессами, усложняющими картину мира, ведут к необходимости выявления новых основ для наиболее полного развития творческой одаренности детей на начальном этапе их становления, которым предстоит жить и работать в новых условиях, в новой социокультурной парадигме. Они получают много информации благодаря кино, телевидению, компьютерам. Всеобщая информатизация, которая, безусловно, для развития личности имеет первостепенное значение, определяет и негативные последствия, такие как потеря усидчивости, отсутствие новизны восприятия. Современный ребенок много слушает, смотрит, знает. Вместе с тем, встает вопрос - участвуют ли знания в развитии его одаренности, в преобразовании его духовного мира, творческого потенциала?
Современный социум нуждается в людях, предрасположенных к нестандартному, инновационному, творческому мышлению, способных генерировать креативные идеи.
В настоящее время важнейшей исследовательской задачей является выработка средств развития творческой одаренности детей, внедрения в педагогический процесс новейших и наиболее эффективных технологий, с помощью которых ребенок способен познать мир в таких формах деятельности, которые ему близки, доступны, в наибольшей мере способствуют его развитию. Решающую роль должна играть творческая деятельность, в которой ребенок может наиболее полно раскрыть свои творческие возможности, свой креативный потенциал.
Музыка, будучи важнейшей частью духовной культуры человечества, одновременно является испытанным средством выявления и развития
3
творческой одаренности личности. В качестве таковой она признавалась еще античными философами Сократом, Платоном, Аристотелем, входила, наряду с арифметикой, грамматикой и астрономией в квадририум обязательных учебных дисциплин.
Музыка не только развивает музыкальные способности, но и помогает развитию творческого потенциала личности в целом. Занятия в классе фортепиано развивают ребенка не только музыкально, но и помогают решать многие психолого-педагогические задачи, касающиеся прежде всего развития его творческой одаренности. Практическое и теоретическое значение множества музыкальных произведений отечественных и зарубежных композиторов в значительной мере способствует расширению кругозора учащихся и позволяет углубить общетеоретический и культурологический аспекты образования. Вместе с тем, существующие социально-педагогические требования к развитию творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано не в полной мере удовлетворяется сложившейся системой образовательных учреждений музыкальной направленности.
Еще большую остроту приобретает актуальность проблемы, если учесть сложность и недостаточную изученность феномена творческой одаренности как психолого-педагогического явления, и своеобразие ее развития. Реализация педагогической технологии развития творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано в значительной мере затрудняется отжившими на сегодняшний день традициями музыкального образования - инертностью мышления, стереотипами в сознании педагогов, ориентацией на формальные признаки в музыкальном обучении. Немногие педагоги владеют результативными технологиями организации развития творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано.
Проблематика исследования определяется следующими противоречиями:
- между растущей социальной потребностью в креативных личностях, готовых к самостоятельному решению задач, к творческому применению на практике, с одной стороны, и существующей системой музыкального образования, не вполне реализующей потенциал развития творческой одаренности детей в учреждениях дополнительного образования, - с другой;
- между значимостью развития творческой одаренности школьников и ограничением творческой самостоятельности детей, обусловленных учебным процессом с его общепринятыми технологиями обучения музыке.
На этапе создания и внедрения новых педагогических условий развития творческой одаренности детей, имеющиеся методики уже не в состоянии играть решающую роль. На смену им должны прийти новые более совершенные технологии обучения и развития.
Степень научной разработанности проблемы. В основу работы положен научный анализ исследований о человеке, нашедший отражение в трудах по философии, истории, эстетике, психологии, педагогике, культурологии, музыкознанию. Были изучены философско-эстетическое труды Б.М. Неменского, М.А. Кагана, Б.С. Гершунского, П.В. Симонова,
A. Швейцера, П.М. Якобсона, А.Н. Сохора. Значительный вклад в разработку проблемы творчества и творческих способностей, психологии развития личности внесли русские и зарубежные ученые: Б. Г. Ананьев, Д. Б. Богоявленская, М. П. Блинова, С. Н. Беляева - Экземплярская, JL С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. Н. Дружинин, А. Н. Леонтьев, О. И. Никифорова, А. В. Запорожец, А. С. Лейтес, Ж. Пиаже, Я. А. Пономарев, Б. М. Теплов, К. Тейлор, Р. Стернберг, Г. К. Уэллс, 3. Фрейд, А. Валлон, В. Вундт, Д. Б. Эльконин, В. П. Эфроимсон.
Проблема возрастной психологии, в частности теория одаренности детей, изучалась Л. С. Выготским, Ж. Пиаже, А. В. Брушлинским,
B. Н. Дружининым, А. Н. Леонтьевым, О. И. Никифоровой, А. М. Матюшкиным, Я. А. Пономаревым и другими. Психология возрастного
развития обосновывает те качественные и количественные изменения, которые происходят в психике и поведении ребенка при переходе от одной возрастной группы в другую. Так называемые «эволюционные» изменения являются постепенными факторами биологического созревания. Второй фактор «революционного» изменения происходит в момент кризисного периода из одного возраста в другой. Третий фактор - «ситуационный» -связан с социальными условиями жизни ребенка, его развития под влиянием обучения и воспитания.
В исследованиях отечественных психологов - С. Л. Рубинштейна, П. Я. Гальперина, О. И. Никифоровой рассматривались особенности взаимодействия понятийно-образного обобщения в процессе художественного творчества.
В своих основных положениях, исследование опирается на труды выдающихся педагогов Я- А. Коменского, К. Д. Ушинского,
A. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, которые сформулировали основные позиции теории образовательного процесса гуманистической педагогики. Ученые говорили о том, что в основу формирования творческих качеств подрастающего поколения должны быть положены общечеловеческие ценности. Большой вклад в проблемы исследования теоретических и практических особенностей творческого процесса у детей внесли
B. И. Загвязинский, О. В. Кузьмина, М. Н. Скаткин, Г. М. Цыпин и другие.
Особое значение для нашего исследования имеют труды по музыкальной педагогике и психологии Б. В. Асафьева, О. А. Апраксиной, Ю. Б. Алиева, Э. Д. Абдуллина, М. П. Блиновой, С. Н. Беляевой -Экземплярской, Л. А. Баренбойма, Н. А. Ветлугиной, В. Ф. Жданова, П. И. Зинченко, Д. Б. Кабалевского, И. А. Липского, Л. Маккинон, Н. А. Менчинской, Е. В. Назайкинского, А. Л. Островского,
В. Ф. Одоевского, Б. М. Теплова, Г. М. Цыпина и других авторов, которые освещали проблемы творческого развития и творческой одаренности,
изучали проблемы формирования и развития музыкальных способностей (восприятия, музыкальной памяти и музыкального слуха и др.). В исследованиях указанных авторов определены положения о необходимости комплексного подхода к изучению музыкального творчества, важность дифференцированного подхода - учета возрастных и индивидуальных способностей детей, выработки эстетических установок.
Насущной потребностью сегодняшнего дня в музыкальной педагогике является активное внедрение развивающего обучения на всех уровнях музыкального образования, в том числе начального. В музыкальной педагогике концепция развивающего обучения, согласно которой задачи развития учащегося-музыканта выдвигаются как специальная цель фортепианной подготовки, была разработана в трудах Г. М. Цыпина. Представляется, что этот постулат необычайно актуален для развития творческой одаренности детей в системе начального музыкального воспитания и образования.
Исходя их возрастных особенностей младших школьников важными для нашего исследования являются научные разработки в области игровой деятельности детей зарубежных и отечественных ученых: О. С. Анисимова, Э. Бэрна, Л. А. Венгер, Л. С. Выготского, С. Ф. Занько, Ю. С.Тюнникова, С. М. Тюнниковой, Ю. Л. Котляревского, A.C. Шанцер, В. Г. Марц, П. И. Пидкасистого, Ж. С.Хайдарова, А. С. Шмакова, Д. Б. Эльконина, А. А. Яковлева и др.
Несмотря на существующие достижения отечественной музыкальной педагогики и музыкознания, исследования по развитию творческой одаренности детей на начальном этапе обучения в классе фортепиано, представлены фрагментарно.
Анализ научно-исследовательской и методической литературы, изучение опыта учебных заведений, выявленные противоречия помогли определить проблему исследования: определить педагогические условия,
структуру и компоненты педагогической технологии развития творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано.
Объект исследования: учебно - воспитательный процесс обучения детей младшего школьного возраста в условиях учреждений дополнительного образования.
Предмет исследования: педагогические условия развития творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано.
Гипотеза исследования: реализация педагогических условий развития творческой одаренности детей на начальном этапе обучения в классе фортепиано возможна при выполнении следующих условий:
- если будет разработана и внедрена структурная модель развития творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано;
- если будут разработаны и реализованы основные принципы развития творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано;
- если созданы педагогические условия, включающие школьников в творческую деятельность;
- если учебный процесс будет строиться на основе педагогической технологии, включающей комплекс методов и средств развития творческой одаренности;
- если осуществляется целенаправленное педагогическое воздействие на систему мотивационно-ценностных ориентаций детей с целью развития их творческой одаренности;
- если будут использованы диагностические методики для объективного мониторинга развития творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано.
Центральное место среди условий развития творческой одаренности детей на начальном этапе обучения в классе фортепиано в учебной и внеучебной работе занимает создание возможностей для проявления каждым школьником его творческой одаренности на максимально определенном уровне и последовательное изменение содержания, организации деятельности с целью дальнейшего развития творческой одаренности личности.
Для достижения этой цели в диссертации решаются следующие задачи:
1. Изучить, проанализировать и обобщить существующую практику развития творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано в учреждениях дополнительного образования детей.
2. Выявить и обосновать педагогические условия, способствующие развитию творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано, являющиеся основой для педагогической технологии.
3. Обосновать:
- педагогическую технологию развития творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано (основные принципы, структуру, компоненты, формы, методы развития творческой одаренности детей, формы контроля, стимулирования, мониторинга);
- диагностику и комплексный анализ развития творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано;
- критерии проявления творческой одаренности.
4. Экспериментально апробировать эффективность предлагаемых педагогических условий развития творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано.
В качестве методологического инструмента диссертации была использована разработанная модель педагогических условий развития творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано как
логически выстроенная структура теоретических представлений и последовательной системы действий. С помощью данной модели выделены основные качества творческой одаренности личности, включающие взаимодействие мотивационного, интеллектуально-деятельностного, креативного (творческие способности) и эмоционально-волевого аспектов.
Теоретико-методологическая основа исследования - философские положения, определяющие сущность процесса творчества, его взаимосвязь с развитием личности Н. А. Бердяева, И. А. Ильина, Н. М. Карамзина, Д. С. Лихачева, В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, В. А. Разумного, В. В. Розанова, утверждающих идеи гуманизации образования, ценностного подхода к формированию личности, роли культуры в развитии общества, духовности и свободы личности в ее становлении и творческой реализации, ориентации на общечеловеческие ценности, роль личности в процессе ее творческого развития.
Общенаучная методология ориентирована на целостное рассмотрение проблемы личности человека, начиная с детского возраста, что нашло подтверждение в трудах Я. - А. Коменского, К. Д. Ушинского, В. А. Сухомлинского, А. С. Макаренко, Б. С. Гершунского, В. А. Кан -Калика и др. Ориентиром послужили представления ученых и педагогов-практиков о том, что каждая личность неповторима и что ребенок, воспитанный творчески, перенесет свои творческие способности на другие сферы деятельности в своей будущей практической работе. Ведущие положения методологии обусловили опору на уточнение и разработку направлений исследования, научное описание изучаемых педагогических процессов и явлений.
Исследование опирается на научные положения психологии творчества (Я. А. Пономарев, В. Н. Дружинин, Г. С. Батищев, Д. Б. Эльконен), возрастной психологии (Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, А. Н. Леонтьев), психологии музыкальных способностей личности (Б. В. Асафьев,
Б. М. Теплов, С. Н. Беляева - Экземплярская, М. П. Блинова,
Е. В. Назайкинский, Г. М. Цыпин и др.). Системный метод позволил анализировать развитие творческой одаренности детей на начальном этапе обучения в классе фортепиано достаточно подробно как процесс. В данном исследовании употребляется термин «младшие школьники»: к этой категории традиционно относят людей в возрасте от 7 до 10 лет.
Для реализации поставленной цели, решения задач, проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретические (изучение философской, психолого-педагогической, научно-методической, учебной литературы, теоретическое моделирование); эмпирические (обобщение, сравнение, систематизация, педагогическое наблюдение, метод анализа документов, опросно-диагностические методы, анкетирование, тестирование, анализ творческих работ, педагогический эксперимент).
Исследование проводилось в период с 2006 по 2011 гг. в три этапа:
I этап (2006-2008 гг.) - поисково-ориентировочный, констатирующий этап эксперимента: определение проблемы, постановка цели и задач исследования, конкретизация гипотезы. Была изучена и систематизирована литература по методологии исследования. Обоснованы исходные теоретические положения и концептуальные основы исследования. Проведена диагностика творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано.
II этап (2008 - 2010 гг.) - организация и проведение формирующего этапа эксперимента: разработана структура педагогической технологии развития творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано; определена система показателей, признаков и критериев измерения проявлений творческой одаренности школьников; уточнены условия эффективности развития творческой одаренности детей; проведены промежуточные срезы, экспертные оценки, тестирование.
III этап (2010-2011 гг.) - контрольный: апробация педагогической технологии развития творческой одаренности детей на начальном этапе обучения в классе фортепиано; анализ результатов эксперимента и проверка гипотезы; анализ результативности предложенной педагогической технологии и педагогических условий; подведены итоги экспериментальной работы; сформулированы выводы и рекомендации для учителей учреждений дополнительного образования детей; оформлена рукопись исследовательской работы в виде кандидатской диссертации.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- в контексте исследования обосновано понятие «творческая одаренность», представляющая особую форму проявления творческой природы психики, ее системное качество, для раскрытия и развития которого необходимо наличие не только природных задатков, но и соответствующих педагогических условий. Творческая одаренность, как созидательная деятельность человека связана с наличием у него определенных качеств: интеллектуального и аналитического уровня, нестандартности мышления, творческого воображения, творческой активности, развитой интуиции, потребности в раскрытии и расширении своих возможностей;
- дано научное обоснование понятия «развитие творческой одаренности» младших школьников в классе фортепиано, которое мы представляем как сложный процесс, интегрирующий в себе: возможности образовательного пространства школы, города, региона; особенности самой личности, развитие ее потенциала в реализации потребности в самоактуализации и самореализации. Отмечено, что развитие творческой одаренности школьников представляет творчески оптимально организованную педагогическую деятельность, направленную на раскрытие творческих способностей и качеств личности;
- определены принципы развития творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано (интеграции музыкальной деятельности с
учетом специфика развития творческой одаренности детей; творческой направленности обучения - от творческой деятельности к познанию; дифференцированного и индивидуального подхода к развитию творческой одаренности детей);
- разработана модель развития творческой одаренности школьников в классе фортепиано, включающая уровневую и содержательную характеристики, критерии и показатели развития исследуемых качеств, отражает этапы развития творческой одаренности и определяет возможность использования представленной модели в работе с детьми в учреждениях дополнительного образования школьников;
- выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие творческой одаренности, среди которых: творческое взаимодействие педагогов и учащихся; творческое развивающее пространство, с направленностью на опережающее развитие; учет возрастных и индивидуальных особенностей, темперамента, способностей; признание ценности и неповторимости творческой деятельности ребенка как личностной самореализации и саморазвития; межпредметная интеграция музыкального блока дисциплин; создание устойчивой сильной мотивации учащихся на творческую деятельность; педагогическая технология, направленная на усиление проблемно-диалогического характера обучения; педагогический мониторинг;
- разработана педагогическая технология развития творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано, включающая: структурную модель творчески одаренной личности, объединяющую качества и способности личности, психолого-педагогические условия и средства развития творчества;
- обоснована методика развития творческой одаренности в контексте педагогической технологии (творческого «погружения», метод подражания, эвристический метод, метод игровых технологий), сутью которой является
создание особого рода психологической атмосферы для школьников, благоприятным образом сказывающейся на их эмоциональном состоянии, чувствах и мыслях, развитии творческого потенциала;
- разработаны компоненты развития творческой одаренности школьников (мотивационный, интеллектуально-деятельностный, креативный (творческие способности), эмоционально-волевой), определены уровни развития творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано: креативный (высокий) - сформирована потребность в творчестве; репродуктивно-поверхностный (средний) - потребность в творчестве носит неустойчивый характер; репродуктивно-ограниченный (низкий) - отсутствует или почти не выражена потребность в творчестве;
- в результате эксперимента доказано, что решающее значение имеют такие подходы в учебно-творческой деятельности, которые соединяют в себе педагогическую технологию развития творческой одаренности младших школьников, мотивацию постоянной творческой деятельности, интеллектуально-деятельностную направленность обучения и творческой деятельности, ее креативность, развитие общих и музыкальных способностей, формирование эмоционально-волевых качеств личности.
Теоретическая значимость исследования. На научно-педагогическом уровне исследована проблема развития творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано, что позволило разработать и практически реализовать педагогическую технологию развития творческой одаренности детей. Теоретически обоснованы понятия: «творческая одаренность» и «развитие творческой одаренности детей». Определены сущность и содержание педагогической технологии развития творческой одаренности младших школьников классе фортепиано, представляющей: организацию педагогического процесса, интегрирующего ресурсы творческого пространства учреждения дополнительного образования детей в развитии творческого потенциала школьников; систему обучения с использованием
новых средств, методов, диагностики и мониторинга развития творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано. Разработано теоретическое обоснование применения педагогической технологии развития творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано, объединяющей диагностическую, содержательную, процессуальную, результативную и проектировочную стороны педагогической деятельности.
Практическая значимость исследования в том, что обоснованы и раскрыты особенности проявления творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано, разработана педагогическая технология ее развития. Практическую ценность для организации учебного процесса в учреждении дополнительного образования имеют следующие разработанные и экспериментально проверенные материалы: научно-методические рекомендации по развитию творческой одаренности детей в процессе обучения и творческой деятельности в классе фортепиано. В рамках исследуемой проблемы разработано содержание учебного процесса с учетом реализации педагогической технологии развития творческой одаренности детей на начальном этапе обучения в классе фортепиано по трем направлениям: социальное - соответствие современным условиям отечественного музыкального образования и развития; педагогическое -разрабатывается для конкретного учебного заведения (в данном случае - для учреждений дополнительного образования детей) и отображает основные направления образовательной и художественно-творческой деятельности; личностное - собственно процесс развития творческой одаренности личности и характеризует представление учителя класса фортепиано и самого школьника о творческой самореализации на ближайшую и отдаленную перспективу.
Разработанная автором исследования программа «Творческая одаренность», внедренная в учреждении дополнительного образования детей
«Личность», позволяет учителям и родителям во взаимодействии с детьми создавать творческое образовательное пространство, обеспечивающее целенаправленное формирование потребности в творчестве. Разработан инструментарий контроля и мониторинга динамики развития творческой одаренности детей.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Изменившееся представление об обществе и культуре, противоречивые тенденции, искания и эксперименты, во многом обусловленные усложнением самого мира, привели к необходимости формирования и развития нового творчески одаренного человека. В контексте процесса музыкального образования младших школьников творческая одаренность предстает как интегрированное качество личности, выражающееся в устойчивой потребности школьника в самоактуализации и самореализации, предполагающих превращение своих задатков и возможностей, своего потенциала в творческую деятельность, направленную на создания качественно новых, как для человека, так и для общества, ценностей.
2. Процесс развития творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано - это социально обусловленная совместная деятельность учителей и школьников по выработке свойств личности детей, проявляющихся в способности творчески мыслить, переживать и креативно действительность в разнообразных видах творческой деятельности. При этом развитие творческой одаренности младших школьников понимается как сложный процесс, интегрирующий в себе: возможности образовательного пространства школы, особенности самой личности, развитие ее творческого мышления, воображении и активности в реализации потребности в самоактуализации и самореализации.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Развитие эмоциональной отзывчивости у младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано2005 год, кандидат педагогических наук Славская, Анна Васильевна
Развитие творческой одаренности младших школьников на занятиях по предметам гуманитарного цикла2002 год, кандидат педагогических наук Гладилина, Ирина Петровна
Педагогические условия развития музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста2009 год, кандидат педагогических наук Сухачева, Эмилия Александровна
Развитие творческих способностей младших школьников (6 - 8 лет) на основе взаимосвязи преподавания "Сольфеджио" и "Фортепиано"2000 год, кандидат педагогических наук Арчажникова, Светлана Николаевна
Активизация познавательных процессов младших школьников в фортепианном классе: педагогический аспект2011 год, кандидат педагогических наук Ерусёва, Ольга Викторовна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Бурдина, Елена Викторовна, 2012 год
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова, Г.С. Общая психология. - [Текст] -М.: Академ.проект. 2003.-495 с.
2. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни. - [Текст] - М: Мысль, 1991.- 299 с.
3. Аванесян, И.Д. Творчество и воспитание. - [Текст] - М.: Каро, 2004. -155 с.
4. Актуальные проблемы музыкальной педагогики: Межвуз. сб. тр. [Текст] - М., 1997 - Вып. XXXII. - 157 с.
5. Алексеева, Т. Ю. Музыкальное искусство как педагогическое средство коррекции эмоциональной дезадаптации у младших школьников [Текст]: дисс... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1998. - 148с.
6. Алексеев, Н.Г., Юдин, Э.Г. О психологической методологии изучения творчества. - [Текст] - М.: Высшая школа 1971. - 59 с.
7. Алиев, Ю.Б. Формирование и развитие гармонического слуха школьников-подростков в процессе восприятия музыки// Белобородова В.К., Ригина Г.С., Алиев Ю.Б. Музыкальное воспитание школьников. -[Текст] - М.: Педагогика, 1975. - С. 124-159.
8. Алиев, Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков: Дис. на соиск. учён. степ, д-ра пед.наук - [Текст] - М., 1987.-417 с.
9. Амонашвили, Ш. А. Педагогическая симфония. - [Текст] -Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1993. - Ч. 1. - 224 с.
10. Амонашвили, Ш. А. Педагогическая симфония. - [Текст] -Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1992. - Ч. 2. - 176 с.
П.Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания. - [Текст] -М.: Наука, 1977.-380 с.
12. Андреев, В. И. Педагогика творческого развития: Инновационный курс. - [Текст] - Казань, 1996. - Кн. 1. — 576 с.
13.Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. - [Текст] - Казань, 1988. - 238 с.
14. Анисимов, О.С. Игровой тренинг мыслительной деятельности / О.С. Анисимов, Т.П. Данько. - [Текст] - М.:, 1992. - 85с.
15.Анохин, П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. -[Текст]-М.: 1979.-563 с.
16.Анохин, П.К. Философский аспекты теории функциональной системы: Избранные труда. - [Текст] - М.: Наука, 1989. - 400с.
П.Апраксина, O.A. Методика музыкального воспитания в школе. -[Текст] - М.: Просвещение, 1983. - 222 с.
18.Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд. 2-е. - [Текст] - JL: Музыка, 1973. - 143 с.
19.Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс [Текст]: Книги первая и вторая / Б. В. Асафьев. - 2-е изд. - Л.: Музыка, 1971. - 376 с.
20.Асмолов, А. Г. Психология личности. - [Текст] - М.: Изд-во МГУ, 1990. -367с.
21.Асташкина, Е.Е. Игровые технологии как средство адаптации старшеклассников к социальной среде / Е.Е. Асташкина: [Текст] -Автореф. дис. ... к.п.н. - Самара,2002. - 22 с.
22.Бабанский, Ю.К. Интенсификация процесса обучения. - [Текст] - М.: Знание, 1987, №6. - 248 с.
23.Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -[Текст] - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
24.Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - [Текст] - М.: Педагогика, 1977. - 254 с.
25. Баренбойм, JI. Путь к музицированию. Школа игры на фортепиано. -[Текст] - Л.: Советский композитор, 1981. - 184с.
26.Баренбойм, Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. - [Текст]
- Л.: Музыка, 1974. - 336 с.
27.Баринова, М.Н. О развитии творческих способностей ученика. -[Текст] - Л.: Музгиз, 1961. - 60 с.
28.Белобородова, В.К. О некоторых особенностях музыкального восприятия младших школьников// Белобородова, В.К., Ригина, Г.С., Алиев, Ю.Б. Музыкальное воспитание школьников. - [Текст] - М.: Педагогика, 1975. - С. 36-38.
29.Белозерцев, Е. П. О национально - государственном образовании в России // [Текст] - Педагогика. - 1998. - № 3. - С. 30 - 35.
30.Бергер, H.A. Современная концепция и методика обучения музыке. - [Текст]
- СПб: Каро, 2004. - 359 с.
31.Бердяев, Н. Философия творчества, культуры и искусства (в двух томах). Т.1. - [Текст] - М.: Искусство, 1994. - 544 с.
32.Берлянчик, М. М. Преемственность в формировании основ исполнительской культуры музыканта (проблемы методологии) //Высший музыкальный колледж: Новое в профессиональном художественном образовании: Сб. ст. / Сост. и отв. ред. М. М.Берлянчик, А. Н. Якупов. - [Текст] - Магнитогорск; Новосибирск, 1992. - С. 56 - 68.
33.Бершадский, М. Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии [Текст] / М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев. М. : Центр «Пед. поиск», 2003. - 256 с.
34.Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. - [Текст] - М.: Педагогика, 1989. -190 с.
35.Библер, B.C. Мышление как творчество. Введение в логику мыслительного диалога. - [Текст] - М.: Политиздат, 1975. - 399с.
36.Блинов, М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. - [Текст] - Л.: Музыка, 1974. - 142 с.
37.Блинова, М. Н. На пути к физиологическому изучению интонационной выразительности [Текст] / М. Н. Блинова // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып.5. - Л, 1967. - С. 170-190.
38.Блок, В. М. Заметки композитора о музыкальном восприятии детей //Педагогика. - [Текст] - 1992. - № 9 - 10. - С. 46 - 50.
39. Блонский, П.П. Педология / П.П. Блонский. - [Текст] - М., 1999. - 206 с.
40. Богоявленская, Д. Б., Богоявленская, М. Е. Творческая работа - просто устойчивое словосочетание // Педагогика. - [Текст] - 1998. - № 3. - С. 36 - 43.
41. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей. - [Текст] -М.: Акаёепиа, 2002. - 318 с.
42.Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству. - [Текст] - М.: Знание, 1961. -95 с.
43.Бодина, Е. А. Воздействие музыки на воспитание личности [Текст] -//Педагогика. - 1992. - № 5 - 6. - С. 32 - 37.
44.Божович, ЛИ. Личность и ее формирование в детском возрасте. - [Текст] -М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
45.Божович, Л.И. Психология развития школьника и его воспитание. -[Текст] - М.: знание, 1979. - 96с.
46.Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. - [Текст] -М.: Просвещение, 1985. - 143с.
47.Бочкарев, Л. Л. Психология музыкальной деятельности - [Текст] - / Л. Л. Бочкарев.- М., 1997. - 352с.
48.Брунер, Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. - [Текст] -М.: Прогресс, 1977. - 412 с.
49.Бунин, В. Педагогика С.Е. Фейнберга. - [Текст] - М.: Музыка, 2000. -80с., нот.
50. Бэрн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Бэрн. - [Текст] - Л.: Лениздат, 1992.- 348с.
51. Варламов, Е.П. Степанов, С.Ю. Психология творческой уникальности человека. - [Текст] - М.: Институт психологии РАН, 2002. - 256 с.
52.Венгер, Л.А. Воспитание и обучение. (Дошкольный возраст). - [Текст] - М.: Просвещение, 1969. - 365 с.)
53. Венгер, Л.А. Игра как вид деятельности: [Текст] - /Л.А.Венгер// Вопросы психологии, 1999, №3,- С. 163-165.
54.Вендрова, Т.Е. Вопросы музыкознания в системе массового музыкального образования. Т.Е. Вендрова // обучение и воспитание школьников средствами музыкального искусства: сб. научн. трудов. -[Текст]-М.: 1978.-106с.
55.Вербицкий, A.A. и др. Концептуальные основы непрерывного образования//Непрерывное образование как педагогическая система: Сборник научных трудов. - [Текст] - М.: НИИ ВШ, 1989. - С.36-48.
56.Вербицкий, A.A. Педагогическая технология контекстного обучения в системе непрерывного образования //Непрерывное образование как педагогическая система: Сборник научных трудов. - [Текст] - М.: НИИ ВШ, 1989. - С.108-121.
57.Ветлугина, H.A. Возраст и музыкальная восприимчивость//Восприятие музыки / Ред.-сост. В.Н. Максимов. - [Текст] - М.: музыка, 1980. -С.229-243.
58.Ветлугина, H.A. Музыкальное воспитание и развитие ребёнка. Дис. на соиск. учён. степ, д-ра пед. наук. - [Текст] - М.,1967. - 352 с.
59.Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка /Н. А. Ветлугина. -М., 1967. -415с.
60. Винокурова, Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. - [Текст] -М.: Образовательный центр «Педагогический поиск» 1999. - 144 с.
61. Вишнякова, Н. Ф. К проблеме развития личности школьников в детском музыкальном творчестве [Текст]// Вопр. психологии. - 1987. - №6. - С. 77-84.
62.Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А. В. Петровского. -[Текст] - М.: Просвещение, 1979.-288 с.
63.Воротникова, Е. Н. О совершенствовании учебного процесса в музыкальных школах [Текст]// Педагогика. - 2001. - № 4. - С. 44 - 47.
64.Выготский, Л. С. Собрание сочинений. В 6 т./ Под ред. В. В. Давыдова.
- [Текст] - М.: Педагогика, 1982. - Т. 2. - 504 с.
65.Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -[Текст] - СПб: Союз, 1997. - 91 с.
66.Выготский, Л.С. Мышление и речь: Психологическое исследование. [Текст]
- М.: Соцэкгиз, 1969. - 34 с.
67.Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст]/Л.С. Выготский. - СПб., 1997. - 220с.
68.Выготский, Л. С. Психология искусства [Текст]/Л. С. Выготский. - М., 1997.-416с.
69. Выготский, Л.С. Игра и ее значение в психическом развитии ребенка [Текст]/ Л.С.Выготский // Вопросы психики, 1996, № 6. - С. 26 -38.
70.Газман, О.С. Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы. - [Текст] - М.: Новая школа. 1989. - 114 с.
71.Гальперин, П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии. -[Текст] -М.: Высшая школа, 1978. - 118 с.
72. Гальперин, ПЛ. К исследованию интеллектуального развития ребенка. [Текст] //Вопросы психологии. -1969. - №1. - С.79-91.
73.Гальперин, П.Я. Психологическая наука в СССР, в 2-х т. - [Текст] - М.: «Akademia», 1960.
74.Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий [Текст]//Исследования мышления в советской психологии. - М.: Наука, 1966. - 138с.
75.Генисаретский, О. Культура и творчество: Проблема эстетического воспитания [Текст] //Дет. лит. - 1983. - №11- С. 36-41.
76.Гершунский, Б. С., Шейерман, Р. Общечеловеческие ценности в образовании [Текст] //Педагогика. - 1992. - № 5 - 6. - С. 3-13.
77.Гильгенберг, И. В. Педагогические условия приобщения младших школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания: Дис. ... на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - [Текст] -Челябинск, 2002. - 169 с.
78. Голованов, В.П. Становление и развитие региональной системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях. - [Текст] - М.: Центр «Школьная книга», 2001. - 224 с.
79.Гольдентрихт, С.С. О природе эстетического творчества. - [Текст] -М.: МГУ, 1966.-241 с.
80. Гончаров, И. Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. - [Текст] - М.: Педагогика, 1986. - 127 с.
81.Горский, В.А. Журкин,а Л.Я. Система дополнительного образования детей. Концепция лаборатории проблем дополнительного образования детей ИОСО РАО [Текст]/Дополнительное образование. - 1999. - №34. - С.6-14.
82.Готсдинер, A.A. Музыкальная психология. - [Текст] - М.: Международная академия педагогических наук, 1993. - 190с.
83.Готсдинер, А.Л. Генезис и динамика формирования способности к восприятию музыки: Дис. на соиск. учён. степ. д-ра. психол. наук. -[Текст] -М., 1989.-444 с.
84.Готсдинер, A. Л. О стадиях формирования музыкального восприятия [Текст] / A. JI. Готсдинер // Проблемы музыкального мышления. М., 1974. - С.230-251.
85.Граповская, P.M., Крижановская, Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. - [Текст] - СПб.: Наука, 1994. - 179 с.
86.Грачева, Л.В. Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала. - [Текст] - М.: Речь 2003. - 155 с.
87.Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретической и экспериментальной психологии. - [Текст] - М.: Педагогика, 1986. -240 с.
88.Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения [Текст]/ В.В. Давыдов. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 288 с.
89.Деятельность: теории, методология, проблемы [Текст]/Сост. И. Т. Касавин. - М.: Политиздат, 1990. - 366 с.
90.Дидыч Г. Художественно-педагогический анализ музыкальных произведений как средство эстетического воспитания подростков. [Текст] - Дисс... канд.пед.наук.: 13.00.02. - Л., 1970. - 198 с.
91.Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения [Текст]/Сост. В.А. Ротенберг. -М., 1956. - 374 с.
92.Додонов, Б.И. Эмоция как ценность. [Текст] - М.: Политиздат, 1987. -272с.
93.Доналдсон, М. Мыслительная деятельность детей: пер. с англ. [Текст]/Под ред. В.И. Лубовского. -М.: педагогика, 1985. - 192с.
94.Доровский, А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. - [Текст] - М.: Педагогика, 1998. - 209 с.
95.Дьяченко, В.К. Организация структуры учебного процесса и его развитие. - [Текст] -М.: Педагогика, 1989. - 159 с.
96.Евтушенко, C.B., Педагогические основы воспитания творческой направленности личности школьника как средство их социализации. -
[Текст] - Монография, М.: Академия менеджмента в образовании и культуре, 2000. - 245 с.
97.Ефремова, Л. И., Соловьев, А. А. Эстетическая среда как фактор развития личности [Текст]// Нач. шк. - 1999. - № 11. - С. 52 - 56.
98.3агвязинский, В. И. Методология и методика дидактического исследования. - [Текст] - М.: Педагогика, 1982. -160 с.
99.3агвязинский, В.И. Педагогическое предвидение. - [Текст] -М. ¡Знание, 1987.-80 с.
100. Загрекова, Л.В., Николина, В.В. Теория и технология обучения. [Текст] - М.: Высшая школа, 2004. - 157 с.
101. Занков, Л.В. Дидактика и жизнь. - [Текст] - М.: Просвещение, 1968.- 176 с.
102. Занков, Л.В. К проблеме обучения и развития [Текст]//Вопросы психологии. - 1974,- №3. - С.21-30.
103. Занько, С.Ф. Игра и учение: теория, практика и перспективы игрового обучения. Часть 1. [Текст]/С.Ф.Занько, Ю.С.Тюнников, С.М. Тюнникова. - М.: ЦНТИ Поиск, 1992. - 259с.
104. Зеньковский, В.В. Психология детства [Текст]/В.В. Зеньковский. - М.: Академия, 1996. - 352 с.
105. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды [Текст]/Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. - [Текст] - М.: Педагогика, 1986. - Т. 2. - 296 с.
106. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды [Текст]/Под ред.В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. - М.: Педагогика, 1986.- Т.1.-320 с.
107. Зеньковский, В.В. Психология детства [Текст]/В.В. Зеньковский. - М.: Академия, 1996. - 352 с.
108. Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики. - [Текст] - М. Гардарики, 2002. - 431 с.
109. Иванченко, Г. В. Восприятие музыки и музыкальные предпочтения [Текст]//Психологический журн. - 2001. - Т. 22. - № 1. - С. 72-82.
110. Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? -[Текст] -М.: Сов. композитор, 1977.-254 с.
111. Кабалевский, Д.Б. Избранные статьи о музыке. - [Текст] - М.: Сов. композитор, 1963. - 363 с.
112. Кабалевский, Д.Б. Прекрасное побуждает доброе: Эстетическое воспитание. Статьи, доклады, выступления. - [Текст] -М.: Педагогика, 1973.-344 с.
113. Кабалевский, Д.Б. Воспитание ума им сердца: книга для учителя. Изд.2-е, исправленное и дополненное - [Текст] - М.,1984. - 206 с.
114. Кабанова-Миллер, E.H. Формирование приёмов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. - [Текст] - М.: Просвещение, 1968. - 288 с.
115. Каган, М. С. О духовном: Опыт категориального анализа [Текст]// Вопросы философии. - 1985,-№9.-С. 91-105.
116. Каган, М. С. Философия культуры. -[Текст] - СПб.: Петрополис, 1996.-416 с.
117. Калошина, И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. - [Текст] -М.: МГУ, 1983. - 168 с.
118. Кант, И. Критика чистого разума. - [Текст] - М.: Наука, 1994. -592 с
119. Катречко, Л.С. Воображение как познавательная возможность: как возможно творческое воображение? - [Текст] - М.: Центр гуманитарных исследований, 2001. - 320 с.
120. Кирнарская, Д. К. Музыкальное восприятие. Проблема адекватности [Текст]: дисс... д-ра исс-я. -М., 1997. - 226с.
121. Китов,А.И. Педагогика и психология управления. - [Текст] - М.: Наука, 1972.-521 с.
122. Кларин, M.B. Педагогическая технология в учебном процессе. -[Текст] - М.: Знание, 1989. - 75 с.
123. Кларин, М.В. Развитие критического и творческого мышления [Текст]//Школьные технологии. - 2004. -№2. - С. 3-10.
124. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике; Обучение на основе исследования, игр, дискуссии: Анализ зарубежного опыта. -[Текст] - Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1995. -223 с.
125. Князева, Т. С., Пашина, А. X. Связь тревожности и эмоционального фона личности с особенностями восприятия музыки [Текст]/Психологич е с кий журн.-2001.-№ 1.-Т.22.-С. 123-127.
126. Ковалёв, А. Г. Психология личности. - Изд. 3, перераб. и доп. -[Текст] - М.: Просвещение, 1969. - 391 с.
127. Ковалев, В. И. Мотивы поведения и деятельности. - [Текст] -М.: Наука, 1988.-192с.
128. Козленко, В.И. Проблемы креативности личности [Текст]//Психология творчества. - М.: Институт психологии РАН. - 2000. -С. 131-148.
129. Козлитин, Г. Философские основы и сокровенный смысл творчества [Текст]// Музыка и время. - 2000. - № 4 - С. 31-32.
130. Козлова, Н. А. Развитие творческих способностей подростков в условиях деятельности детского общественного объединения: Дис. ... на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - [Текст] - Челябинск, 1999. - 153 с
131. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий. Материалы для специалистов образовательных учреждений. - [Текст] -СПб.: КАРО, 2002.-368.
132. Колошина, И.П. Психология творческой деятельности. - [Текст] - М.: Юнити, 2001. - 431 с.
133. Колтунова, И. А. Формирование духовности средствами музыки /[Текст]/ Нач. шк. - 2002.- № 2. - С. 60-62.
134. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения [Текст]/Под ред. А. И. Пискунова, И. Кирашка, Б. Куяла, Д. О. Лордкипанидзе, А. Чумы. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 1. - 656 е.; Т. 2. -574 с.
135. Коротаева, Е.В. Хочу, могу, умею!: Обучение, погруженное в общение. - [Текст] -М.: Знание, 1977. - 68 с.
136. Коршунова, Л.С., Пружинин, Б.И. Воображение и рациональность: Опыт методического анализа познавательной функции воображения. -[Текст] - М.: Педагогика, 1989. - 180 с.
137. Костюк, А. Г. О теории музыкального восприятия // Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования [Текст]/ Сост. А.Г. Костюк. - Киев: Музична Украша, 1986. - С.7-17.
138. Котляревский, Ю.Л. Искусство моделирования и природа игры [Текст]/ Ю.Л.Котляревский, A.C. Шанцер. - М.: Прогресс, 1992. - 103 с.
139. Кравцов, Г.Г., Кравцова, Е.Е. Шестилетний ребёнок. Психологическая готовность к школе. - [Текст] -М., 1987. - С. 16
140. Краевский, В.В. Проблемы научного обоснования обучения: (Методологический анализ). - [Текст] -М.: Педагогика, 1977. - 264 с.
141. Крамаренко, И.С. Прогнозирование уровня учебных достижений средствами мониторинга [Текст]//Стандарты и Мониторинг в образовании. - 2001. - № 1.
142. Красильников, И. М. Цифровые технологии в музыке: Педагогические и творческие перспективы [Текст]// Педагогика. -2001. -№ 10.-С. 26-30.
143. Красильников, И.М. Музыкально-творческое развитие младших школьников в процессе обучения игре на клавишных синтезаторах (кибордах): Дис. на соиск. учён. степ. канд. пед.наук. - [Текст] -М.,1997.- 173 с.
144. Кременштейн, Б. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. - [Текст] - М.: Классика-ХХ1, 2003. -128с.
145. Крутецкий, В.А. Проблемы способностей в психологии. - [Текст] -М.: Знание, 1971.-62 с.
146. Крылова, Н.И. Педагогика и психология. - [Текст] - М.: Педагогика, 1987. -370 с.
147. Кудрявцев, Т.В. О различных психологических условиях управления творческой деятельностью //Теоретические проблемы в управления познавательной деятельностью человека. [Текст]Доклады Всесоюзной конференции. М.: 1975. - С. 215-271.
148. Куприянова, Л. Л. Формирование исполнительско-творческой деятельности детей, осваивающих песенный фольклор //Музыкальное воспитание в школе [Текст]/ Сост. О. Апраксина. - М.: Музыка, 1986. -Вып. 17.- С. 25-32.
149. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст. - [Текст] - М: Педагогика, 1971.-280 с.
150. Лейтес, Н.С. Способности и одаренность в детские годы. -[Текст] - М.: Знание, 1984. - 79 с.
151. Леонтьев, А. О формировании способностей [Текст]//Вопросы психологии. -М., 1960, №1. - С.7-17.
152. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст]/А. Н. Леонтьев. - М. : Политиздат, 1977. - 304 с.
153. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения. - [Текст] -М.: Педагогика, 1981. - 186 с.
154. Лилов, А. Природа художественного творчества. - [Текст] - М.: Искусство, 1981. - 548 с.
155. Лосева, A.A. Психологическая диагностика одаренности. -[Текст] - М.: Академ. Проект, 2004. - 176 с.
156. Лук, А.Н. Мышление и творчество. - [Текст] - М.: Политиздат, 1976.- 144 с.
157. Люблинская, A.A. Учителю о психологии младшего школьника: Учеб. пособие. - [Текст] -М.: «Просвещение», 1977. - 224с.
158. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. -[Текст] - М.: Просвещение, 1983. -96с.
159. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения. - [Текст] - М.: Педагогика, 1990. - 191 с.
160. Марц, В.Г. Беседы по методике и теории игры [Текст]/ В.Г. Марц. -М., 1925.-215 с.
161. Маслоу, А.Г. Дальние пределы человеческой психики. [Текст] -СПб.: Евразия, 1997. - 430 с.
162. Маслоу, А.Г. Новые рубежи человеческой природы. - [Текст] -М.: Смысл, 1999. - 423 с.
163. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность. [Текст]//Вестник Московского университета. Сер.7. Философия. 2001, № 3. - с. 17-28.
164. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников. -[Текст] -М.: Педагогика, 1984. - 144с.
165. Матюшкин, A.M. Актуальные проблемы психологии в высшей школе. - [Текст] - М.: Знание, 1977. - 44 с.
166. Матюшкин, A.M. Концепция творческой одаренности [Текст]//Вопросы психологии. - 1989. - №6. - С.29-33.
167. Матюшкин, A.M. Одаренность и возраст: Развитие творческого потенциала одаренных детей. - [Текст] - Воронеж: НПО Модэк, 2004. -190 с.
168. Матюшкин, A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - [Текст] - М.: Педагогика, 1972. - 208 с.
169. Матюшкин, A.M., Сиск, Д.А. Одаренные и талантливые дети [Текст]//Вопросы психологии. - 1988. - №4. - С.88-97.
170. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе. - [Текст]
- М.: Просвещение, 1977. - 240 с.
171. Махмутов, М.И. Проблемное обучение. - [Текст] - М.: Педагогика, 1975. -367 с.
172. Мейлах, Б.С. Эстетика и процессы творческой деятельности. -[Текст] - М,: Педагогика, 1973. - 274 с.
173. Митина, JI.M. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности и педагога. -[Текст] - М.: Педагогика, 1999.-135 с.
174. Михайленко, Н.Я., Игра с правилами. - [Текст] - Ярославль: Академия развития, 1999. - 175 с.
175. Морозов, A.B., Чернилевский, Д.В. Креативная педагогика и психология. - [Текст] - М.: Академ.проект, 2004. - 560 с.
176. Морозова, З.П. Процесс формирования музыкальной потребности младших школьников. Автореф... . на соиск.учён. степ.канд.пед.наук. - [Текст] - М.,1979. - С.26.
177. Москвитина, JI. Энциклопедия психологических тестов. -[Текст]
- Саратов: Науч. кн., 1996. - 336 с.
178. Назайкинский, Е. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания [Текст]//Восприятие музыки/Ред.-сост. В.Н. Максимов. -М. .-Музыка, 1980. - С.91-111.
179. Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия [Текст] / Е. В. Назайкинский. - М. : Музыка, 1972. - 383 с.
180. Науменко, С. И. Формирование музыкальности у младших школьников в процессе индивидуального обучения [Текст]//Вопр. психологии, 1987.- №4.- С. 71-76.
181. Натадзе, Р.Г. Воображение как фактор поведения: Экспериментальное исследование. - [Текст] - Тбилиси: Мецпиерба, 2002. - 184 с.
182. Недоумова, M. А. Воспитание искусством [Текст]// Нач. шк. - 2000.
- № 1.- С. 76-77.
183. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. - Изд. 4-е. - М., 1982. - 300с.
184. Неменский, Б. Искусство как опыт человеческих отношений [Текст]//Искусство в школе. - 1991. - № 3. - С. 10-17.
185. Никандров, Н. Д. Ценности как основа целей воспитания [Текст]// Педагогика.- 1998. - №3.- С. 3-11.
186. Никандров, Н. Ф. Духовные ценности и воспитание человека [Текст]// Педагогика. - 1998. - № 4. - С. 3-8.
187. Никандров, Н.Ф., Кан-Калик, В.А. Педагогическое творчество.
- [Текст] -М.: Просвещение, 1990. - 140 с.
188. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества и развивающие игры. -[Текст] -М.: Просвещение, 1990. - 15 с.
189. Никитин, Б.П., Никитина, J1. Резервы здоровья наших детей. -[Текст] -М.: Просвещение, 1990. - 22 с.
190. Никифорова, О.И. Исследование по психологии художественного творчества. - [Текст] -М.: МГУ, 1972. - 155 с.
191. Образцов, П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. - [Текст] - СПб: Питер, 2004. - 276 с.
192. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. - [Текст] - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 444 с.
193. Обухова, Л.Ф. Этапы развития детского мышления. - [Текст] -М.: 1972.-312 с.
194. Овчинникова, В.Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческого развития человека: Монография. - [Текст] -М.: Высшая школа, 1984. - 87 с.
195. Ольденбург, С.Ф. Вопросы организации научной работы. -[Текст] - М.: Прогресс, 1987. - 69 с.
196. Остроменский, В. Д. Формирование музыкального познания [Текст] / В. Д. Остроменский. - Кишинев, 1988. - С. 12-25.
197. Педагогика: Учеб, пособие для студ. пединститутов[Текст]/Под ред.Ю. К. Бабанского. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1988. - 478 с.
198. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей [Текст]/Под ред. П. И. Пидкасистош. - М.: Пед. о-во России, 1998. - 640 с.
199. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб, заведений [Текст]/ В.А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - 3-е изд. - М. :Школа-Пресс, 2000. - 512 с.
200. Педагогический словарь. - [Текст] - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1965. Т.2.-766 с.
201. Педагогическая энциклопедия. - М.: Сов. энцикл., 1968. - 912 с.
202. Петровский, A.B. Популярные беседы о психологии. - [Текст] -М.: Педагогика, 1983. - 224 с.
203. Пиаже, Ж. Избранные психологические труда. - [Текст] - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 680 с.
204. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка [Текст] / Ж. Пиаже / Под ред. В. А. Лукова. М., 1994. - 528с.
205. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. Дидактический анализ процесса и структура воспроизведения и творчества. - [Текст] -М.: Педагогика, 1972. - 184 с.
206. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении и развитии/П.И. Пидкасистый, Ж.С.Хайдаров.-[Текст] -М: МПУ РИА, 1996. - 268 с.
207. Платон. Диалоги. - [Текст] - М.: Мысль, 2000. - 697 с.
208. Платонов, К.К. Проблемы способностей. - [Текст] - М.: Наука, 1972.-312с.
209. Погорелова, Н.В. Полифункциональное досуговое объединение как фактор развития творческой активности старших
подростков. [Текст] - Дисс. ...канд.пед. наук. - Оренбург, 2000. -180 с.
210. Полуянов, Ю.Л. Воображение и способности. [Текст] - М.: Знание, 1982.-96 с.
211. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика. - [Текст]
- М.: Педагогика, 1976. - 279 с.
212. Пономарёв, Я.А. Психология творчества. - [Текст] - М.: Наука, 1976.-303 с.
213. Пономарев Я.А. Фазы творчества и структурные уровни его организации [Текст]//Вопросы психологии. - М., 1982, №2. - С.5-13.
214. Пономарев, Я. А. Методологическое введение в психологию [Текст] / Я. А. Пономарев. - М. : Наука, 1983. - 205 с.
215. Праздников, Г.А. Процесс художественного творчества. - [Текст]
- Л.:3нание, 1977.-37 с.
216. Прохорова, Л.Н. Педагогика нового времени. - [Текст] - М.: Педагогика, 2000. - 193 с.
217. Пручкина, Н.М. Педагогические условия формирования творческого мышления учащихся. - [Текст] -М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. -412 с.
218. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика [Текст]/ Под ред. Г. М. Цыпина. - М., 2003. - 368 с.
219. Радынова, О. П. Музыкальное развитие детей [Текст] / О. П. Радынова. 4.1. -М., 1997. - С.3-38.
220. Ражников, В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике. -[Текст] -М: Музыка, 1986.-141 с.
221. Ражников, В.Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении [Текст]// Вопросы психологии. - 1988. - № 1. - С. 33-41.
222. Развитие и диагностика способностей. - [Текст] - М.: Наука, 1991.- 184 с.
223. Ригина, Г.С. Формирование тембрового слуха младших школьников и его роль в восприятии инструментальной музыки [Текст]/ /Белобородова В.К., Ригина Г.С., Алиев Ю.Б. Музыкальное воспитание школьников. - М.: Педагогика, 1975. - С.89-123.
224. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. -[Текст] - М.: Прогресс, Универс, 1994. - 480 с.
225. Розенталь, И.Р., Юдин, П.Ф. Философский словарь. - [Текст] -М.: Прогресс, 1963.-583 с.
226. Рубинштейн, C.JI. Проблемы способностей и вопросы психологической теории [Текст] - // Вопр. психологии. - 1960. - № 3. - С. 14- 22.
227. Рубинштейн, С. JI. Основы общей психологии [Текст]/С.Л. Рубинштейн. - М., 1946. - 703 с.
228. Рудницкая, О.П. Педагогические проблемы восприятия музыки // Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования [Текст]/ Сост. А.Г. Костюк. - Киев: Музична Украша, 1986. - С.70-84.
229. Савенков, А. И. Основные подходы к разработке концепции одарённости [Текст] //Педагогика. - 1998. -№3. - С. 24-29.
230. Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. - [Текст] - М.: Академия, 2000. - 232 с.
231. Сальцева, C.B., Теория и практика профессионального самоопределения школьников в учреждениях дополнительного образования. [Текст] - Дисс. .. .докт. пед. наук. - М., 1996. - 340 с.
232. Свиридов, H.A. Социальная адаптация личности в коллективе/Н.А. Свиридов [Текст]//Социологические исследования. -1989.-№3.-С. 13-18.
233. Система детского музыкального воспитания К.Орфа. - [Текст] -Л.: Музыка, 1970. - 160 с.
234. Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований: В помощь начинающему исследователю. - [Текст] - М.: Педагогика, 1986. -152 с.
235. Скаткин, М.Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения. - [Текст] - М.: Педагогика, 1971.-206 с.
236. Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Мищенко, А.И., Шиянов, E.H. Педагогика. - [Текст] - М.: Школа-Пресс, 2004. - 512 с.
237. Старчеус, М.С. К проблеме типологии музыкального восприятия // Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования [Текст]/Сост. А.Г. Костюк. - Киев: Музична Украша, 1986. - С.29-44.
238. Суслова, Н. В. Музыкальное мышление младших школьников и методика его развития[Текст]: Дисс... канд. пед. наук: М., 1997. - 200с.
239. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям. Изд. 2. - [Текст] -Киев: Радян.шк., 1971.- 244 с.
240. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. [Текст] -М.: Просвещение, 1988. - 173с.
241. Таранов, П.С. Мудрость трех тысячелетий «Звезды мировой философии».- [Текст] - М.: ACT, 1999- 593 с.
242. Тарасов, Г. С. Психология музыкального восприятия школьников [Текст]//Вопр. психологии. - 1991. - № 2. - С. 107-112.
243. Тарасов, Г.С. Музыкальная потребность, музыкальные способности, музыкальное восприятие [Текст]//Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования/Сост. А.Г. Костюк. - Киев: Музична Украша, 1986. - С.56-69.
244. Тарасов, Г. С. Педагогика в системе музыкального образования: Учебное пособие [Текст] / Г. С. Тарасов. - М., 1986. - 46с.
245. Тарасова, К. В. Онтогенез музыкальных способностей [Текст] / К. В. Тарасова. - М., 1988. - 176с.
246. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - [Текст] -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-536 с.
247. Теплов, Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. - [Текст] -М.: Педагогика, 1946. - 138 с.
248. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. - М.: Педагогика, 1977. - 184 с.
249. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б. М. Теплов. - М.-Л. : АПН РСФСР, 1947. - 335 с.
250. Термен, Л.М. Система диагностики коэффициента интеллекта.
- [Текст] - СПб.: Лань, 1976. - 316 с.
251. Тихомиров, O.K. Психология мышления: Учебное пособие. -[Текст] - М.: МГУ, 1984. - 272 с.
252. Тряпицина, А.П. Музыкальная педагогика. [Текст] - СПб: Союз, 1989.- 159 с.
253. Туравец, Н.Р. Региональный компонент музыкального и музыкально-педагогического образования: методология, теория, практика: [Текст] - Монография. - Краснодар, 1998. - 179 с.
254. Усова, А.П. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. - [Текст] - М.: Просвещение, 2000. - 111 с.
255. Ушачев, В.П. Формирование творческой активности школьников в процессе обучения физике. [Текст] - Дис. ...докт. Пед.наук. - М., 1998.-464 с.
256. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения/Под ред. А. И. Пискунова, Г. С. Костюка, Д. О. Лордкипанидзе, М. Ф. Шабаевой.
- [Текст] - М.: Педагогика, 1974. - Т. 1 . - 584 е.; Т. 2. - 438 с.
257. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические произведения. -[Текст] - М.: Просвещение, 1968.-557 с.
258. Фестингер, Л. Психология мышления. - [Текст] - М.: Знание, 1965.-210 с.
259. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность. -[Текст] - М.: Педагогика, 1986. - Т. 1 - 408 е.; Т. 2 - 392 с.
260. Хелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности: Основные положения, исследования и применение. - [Текст] - СПб.: Питер-Пресс, 1997. - 672 с.
261. Хелл, Л., Зиглер Д. Теория личности. СП б: Питер, 2001. - 428 с.
262. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. -[Текст] - М., 1981.-304 с.
263. Целковников, Б. Подготовка будущих учителей к творческому отбору музыкального материала для школьного урока. [Текст] -Автореф. ... канд.пед.наук:-М.,1988-21 с.
264. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития. - [Текст] - М.: Интерпракс, 1995. - 287 с.
265. Цыпин, Г.М. Проблемы развивающего обучения в преподавании музыки: [Текст] - Дис. на соиск. учён. степ, д-ра пед.наук. - М.,1977. -382 с.
266. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: Пособие для учащихся музыкальных отделений педвузов и консерваторий. - [Текст] - М.:Интерпракс, 1994. - 373 с.
267. Чередов, И.М. Формы работы в средней школе. - [Текст] - М.: Просвещение, 1988. - 157 с.
268. Чудновский, В.Э. Одаренность: дар или испытание. - [Текст] -М.: Знание, 1990.-77с.
269. Шадриков, В. Д. Деятельность и способности. -[Текст] - М.: Логос, 1994.-320 с.
270. Шайдурова, И.В. Управление эстетическим воспитанием детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности. -[Текст] - Барнаул: Изд-во БГПИ, 2002. - 105 с.
271. Шацкая, В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. - [Текст] - М.: Педагогика, 1975. - 200 с.
272. Шеллинг, Фридрих Вильгельм Йозеф. Сочинения: В 2-х т. -[Текст] - М.: 1987-1989.
273. Школяр, JI.B. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие. -[Текст] - М.: ИЦ «Академия», 2001. - 232с.
274. Шмаков, С.А. Игры учащихся - феномен культуры[Текст]/С.А. Шмаков. - М.: Новая школа, 1994. - 240 с.
275. Штерн, В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. - [Текст] - СПб: «Лань» - «Союз», 1997. - 612 с.
276. Штоф, В. А. Моделирование и философия [Текст] / В. А. Штоф. -М.-Л, 1966.-С.19
277. Шубинский, B.C. Педагогика творчества учащихся. - [Текст] -М.: Знание, 1998.-23 с.
278. Шумакова, Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. [Текст] -М.: Изд-во Моск. Психологич. Института; Воронеж: НПО «Модэк», 2004. - 335 с.
279. Щапов, А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. - [Текст] - М.: Классика-ХХ1, 2001. - 176с.
280. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. [Текст] - М.: Педагогика, 1988. -203с.
281. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст]/Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979. - 161 с.
282. Эльконин, Д.Б. Вопросы возможного усвоения знаний. - [Текст] - М.: педагогика, 1967.-271 с.
283. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст]/Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. -М.: Педагогика, 1989. - 555 с.
284. Эльконин, Д.Б. Психология игры /Д.Б. Эльконин. - [Текст] - М.:
Владос, 1998.-358 с.
285. Энгельмейер, П.К. Теория творчества. - [Текст] - СПб.: УниверситетЪ, 1912.-391 с.
286. Юдин, Э. Г. Системный подход как принцип деятельности. -[Текст]-М.:1978. -391 с.
287. Юдовина-Гальперина, С. За роялем без слез, или я - детский педагог. - [Текст] - Санкт-Петеобург: «Союз художников», 2002. -236с.
288. Якиманская, И.С. Развивающее обучение. - [Текст] - М.: Педагогика, 1979. - 214 с.
289. Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентируемого образования. - [Текст] - М.: Педагогика, 2000. - 195 с.
290. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - [Текст] - М.: Просвещение, 1969. - 137с.
291. Яковлев, A.A. Рефлексия и игра. Проблемы методологии [Текст]/А.А. Яковлев. -М.: Педагогика, 1984. - 179 с.
292. Яковлева, E.JI. Психология деятельности и способности человека. - [Текст] - М.: МГУ, 1989. - 493 с.
293. Яконюк, В. JI. Методологические проблемы музыкальной науки // Вопросы теории и практики музыкальной педагогики [Текст]/Ред. -сост. В. М. Зеленин и В. J1. Яконюк. - Минск, 1989. - С. 5 -14.
294. Якунин, В. А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты. - [Текст] - Л.: ЛГУ, 1988. - 312 с.
295. Ярошевский, М.Г. Проблемы научного творчества в современной психологии. - [Текст] - М.: Педагогика, 1971. - 214 с.
296. Ясвин, В.А., Психолого-педагогическое проектирование образовательной среды [Текст]//Дополнительное образование. - 2000. -№2.-С. 16-22.
7. Anderson, H.H. Creativity and its Cultivation. - [Текст] - N.Y.-1959,- p.156.
8. Guilford, J.P., Intellectual Factor in Productive Thinking -//Expatriations in Creativity.- [Текст] - N.Y.- 1988. - p.428.
Sloboda, John. The Musical mind. Oxford, [Текст] - 1985. - 389p. 3. Torrens, Peter. Exploitation of creative talent: [Текст] - London. 2003.-p.162.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.