Развитие педагогической культуры татар Финляндии в контексте общности субэтносов татар Поволжья тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Махмутова, Мадина Мухаметовна

  • Махмутова, Мадина Мухаметовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Казань
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 210
Махмутова, Мадина Мухаметовна. Развитие педагогической культуры татар Финляндии в контексте общности субэтносов татар Поволжья: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Казань. 2005. 210 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Махмутова, Мадина Мухаметовна

Введение.

Глава 1. Историко-диахронический анализ становления педагогической культуры татар Финляндии в контексте общности субэтносов татар Поволжья.

1.1. Историко-теоретические основы исследования развития педагогической культуры субэтносов татар

Поволжья.

1.2. Особенности становления педагогической культуры в условиях формирования татарской диаспоры в

Финляндии.

1.3. Факторы сохранения и развития педагогической культуры татар Финляндии.

Глава 2. Синхроническо-сравнительный анализ педагогической культуры татар Финляндии в контексте общности субэтносов татар Поволжья

2.1. Современная этнокультурная среда развития педагогической культуры татар Финляндии.

2.2.Деятельность Исламского общества татар Финляндии по сохранению и развитию педагогической культуры.

2.3.Энкультурация формирования национальной самоидентичности в семье татар Финляндии.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие педагогической культуры татар Финляндии в контексте общности субэтносов татар Поволжья»

Современная система образования является ключевой сферой формирования в человеке педагогической культуры, утверждения в сознании и поступках общечеловеческих нравственных принципов.

В свете актуальности задачи воспроизведения историко-педагогического опыта и возрождения на этой основе прогрессивных традиций воспитания большое значение приобретает обращение к историческому опыту, который является одним из важнейших источников осознания и преобразования действительности. Ф.М.Достоевский писал, что каждая нация за свою историю вырабатывает высшую идею, без которой нации как единого целого быть не может. Общность исторических судеб, тесные контакты в процессе формирования и развития этнических общностей обусловили сходные черты педагогической культуры татар. Ценности народного воспитания органически входят в общечеловеческую педагогическую культуру.

Анализ и объективная оценка опыта становления и развития педагогической культуры татар необходимы для более адекватного воспроизведения исторического пути развития педагогической мысли, и для подготовки нового поколения педагогов к профессиональной деятельности в современных условиях. Между тем, история воспитания и педагогической мысли представителей татарского народа, проживающих за пределами своих национальных образований до настоящего времени мало изучена. Это предопределяет поиск научных представлений о возможностях изучения и обобщения национально-культурной жизни татарской диаспоры за границей, которая стала бы своеобразным и естественным дополнением общетатарской истории и культуры.

Поскольку в педагогике до сих пор еще нет работ о национально-культурной жизни татарских диаспор за границей, воспроизведение историко-педагогического опыта и возрождение на этой основе прогрессивных традиций воспитания рассматривается во взаимосвязи педагогической культуры татар в Финляндии и целостного педагогического наследия татар Поволжья.

Исторический путь развития педагогической культуры татар Поволжья характеризуется естественностью, ранним началом, перманентностью, участием в процессе воспитания подрастающего поколения всего народа.

Полнота исторического обоснования общности педагогической культуры ц татар Поволжья и татар Финляндии достигается за счет объединения таких аспектов, как генетический, сравнительно-исторический, культурно-исторический и библиографический.

Генетический аспект исследования позволяет определить основные периоды и этапы в становлении педагогической культуры татар Финляндии, раскрыть особенности процесса энкультурации формирования национальной самоидентичности.

Сравнительно-исторический аспект исследования помогает выделить ^ общие и особенные характеристики педагогической культуры татар

Финляндии на разных этапах ее развития. Применение стравнительно-исторического подхода объясняет различия в содержании, формах и методах формирования педагогической культуры в прошлом, настоящем и будущем, показывает особенности становления и развития педагогической культуры в период формирования диаспоры, раскрывает реализацию отдельных концепций деятельности Исламского общества татар Финляндии.

Культурно-исторический аспект исследуемой нами проблемы Ф предполагает социокультурный анализ становления и развития педагогической культуры семьи татар Финляндии. Важнейшими составляющими культурно-исторического анализа выступает изучение: педагогических ценностей, технологий, форм и результатов педагогического процесса образования и воспитания как синтеза субъективного и объективного, педагогической культуры как специфической формы проявления общей культуры.

В исследовании полной картины педагогической культуры татар Финляндии необходим биографический аспект. Такой подход позволяет исследовать особенности педагогической культуры личности в динамике, в ее индивидуальных характеристиках. В связи с этим справедливо утверждение Б.Г.Ананьева о том, что «изучение личности неизбежно становится историческим исследованием не только процесса ее воспитания и становления в определенных социальных условиях, но и эпохи, страны, общественного строя, современников, соратников, сотрудников или, напротив, противников -в общем, соучастников дел, времени и событий, в которые была вовлечена личность»(12, с.ЗЗ)

В поиске и определении стратегии национального развития и его приоритетов важнейшей задачей является изучение истории и культурного наследия народа. Опыт деятельности Исламского общества татар Финляндии; документы, регламентирующие учебно-воспитательный процесс и раскрывающие права и обязанности членов татарской диаспоры; уровень развития педагогической науки; вклад ее лучших представителей -просвещенцев в развитие теории и практики образования и воспитания в диаспоре раскрывают истоки формирования педагогической культуры татар Финляндии в процессе необходимости поиска эффективных способов передачи опыта от одного поколения к другому.

В изучении истории становления и развития педагогической культуры татар Финляндии использованы два основных подхода. Первый из них — историко-диахронический анализ становления педагогической культуры татар Финляндии в периоды формирования татарской диаспоры в широком хронологическом плане; второй - синхроническо-сравнительный анализ развития педагогической культуры татар Финляндии в контексте общности субэтносов татар Поволжья. Эти подходы в настоящем исследовании обеспечивают достаточно высокую продуктивность в анализе явлений воспитания и педагогической культуры татар в Финляндии.

Теоретическое и методологическое осмысление аспектов педагогической культуры татар, как в России, так и за ее пределами, позволяет исследовать развитие педагогической культуры татар Финляндии и объективно изложить ее результаты.

Значение воспитательно-образовательных традиций всех этносов, составляющих гармоничное единство мирового педагогического процесса, отмечали ученые-педагоги Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский,

В.А.Сухомлинский и др. Обоснованность ориентиров на углубленное изучение и использование в современном учебном процессе самобытных педагогических традиций народов России подтверждают работы Г.Н.Волкова,

B.М.Горохова, В.Г.Закировой, Р.Ш.Маликова, С.М.Михайловой, Г.В.Мухаметзяновой, З.Г.Нигматова, Я.И.Ханбикова, Ф.Ф.Харисова, Л.А.Харисовой, А.Н.Хузиахметова и др.

Развитию теоретико-методологических вопросов изучения этнокультуры посвящены работы А.И.Арнольдова, Е.М. Бабосова, Л.М.Гумилева, Э.В. Соколова и др. Изучению этнических отношений и межэтнического взаимодействия посвящены работы Ю.В.Бромлея, Л.Н.Гумилева, Г.В.Старовойтовой и др. Структура, условия формирования и функционирования этнического самосознания рассмотрены в работах

C.А.Арутюнова, И.Л.Измайлова, Р.Н.Мусиной, Р.М.Мухаметшина и др.

С началом активной разработки культурологического направления в философии, социологии, педагогике и психологии в 90-е годы XX - начала XXI в.в. проведены исследования, посвященные как общетеоретическим основам педагогической культуры (А.В.Барабанщиков, В.Л.Бенин, Е.В.Бондаревская, Д.Г.Даутова, Н.Д.Никандров, Г.Ф.Хасанова, Г.И.Чижакова и др.), так и ее отдельным аспектам: методологическому (В.А.Сластенин, В.В.Краевский, А.Н.Ходусов); гуманитарному (Г.И.Гайсина, Е.Н.Шиянов); этнопедагогическому (В.А.Комелина, В.Д.Симоненко); историко-педагогическому (А.К.Колесова, З.И.Равкин); нравственно-эстетическому

Е.Н.Богданов, Н.Б.Крылова); коммуникативному (В.С.Грехнев, Ш.А.Магомедов, А.В.Мудрик); технологическому (М.М.Левина, Н.Г.Руденко); духовному (Е.И.Артамонова, Н.Е.Щуркова, Е.Г.Силяева); физическому (М.Я.Виленский). В их работах педагогическая культура понимается как важная часть общей культуры, в которой находит отражение накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся опыт воспитания.

Познание явлений и процессов педагогической культуры предполагает рассмотрение их возникновения, становления и развития с точки зрения изучения исторических, литературных, этнографических и архивных источников (Ибн Фадлан, Ибн Сина, аль Фараби, Утыз-Имэни эл Болгари, Кул Гали, Мухаммедъяр, К.Ф.Фукс, Ш.Марджани, К.Насыри и др.), труды Н.И.Воробьева, Д.М.Исхакова, Р.К.Уразмановой, Р.Г.Фахрутдинова, А.Х.Халикова, М.Г.Худякова (история, этнография), Ф.Х.Валеева, Ф.И.Урманчеева, Г.Валеева-Сулеймановой, М.Н.Нигмедзянова художественное творчество), Я.Г.Абдуллина, Р.М.Амирханова, Г.Э.Грюнебаума фон, Г.М.Давлетшина, Е.П.Казакова, А.Г.Каримуллина (духовная культура, общественная мысль).

Этнографические и исторические источники, содержащие различные точки зрения о происхождении татар, позволяют разобраться в структуре татарской этнической общности. Теорию происхождения татар изучали историки, и этнографы Бичурин (Иокинф), Н.Эрдман, В.Радлов, В.Бартольд, Ш.Марджани, Г.Ахмаров, Г.Губайдуллин, А.П.Смирнов и другие.

После открытия в XVIII в. Академии наук, в ходе экспедиций в Поволжье русским ученым И.Лепехиным дана подробная характеристика техники ведения сельского хозяйства и сельскохозяйственных орудий у местных народов, охарактеризованы различные обряды, обычаи, верования, описаны многие стороны семейной жизни (129).

С открытием в 1804 г. Казанского университета, ученые И.Ф.Эрдман, Н.А.Фирсов, А.Артемьев, В.А.Сбоев и другие широко развернули работы по изучению народов Среднего Поволжья. Первым исследователем культуры и быта казанских татар был профессор университета К.Ф.Фукс.

После образования в 1918 году в Казани Северо-восточного археологического и этнографического института и общества Татароведения в исследовательскую научную работу включаются крупные ученые: этнограф Г.С.Губайдуллин, искусствоведы В.В.Егерев и П.М.Дульский, этнографы-историки Н.И.Воробьев, Р.Г.Мухаметшина, А.Х.Халиков.

Изучению монгольского нашествия на Булгарию посвящены работы видных ученых XIX в. И.Н.Березина, А.Ф.Лихачева, Ш.Марджани, С.М.Шпилевского, XX в. А.П.Смирнова, Х.Г.Гимади, Л.В.Черепнина, а также зарубежных авторов Б.Шпулера, Р.Груссе.

Во второй половине XIX века исследованиями ученых В.В.Вельяминова-Зернова, Е.А.Малова, В.А.Казаринова, А.Ф. Можаринова, В.К.Магницкого констатируется факт существования мишарей, отличавшихся от казанских татар по языку, некоторым элементам культуры, а также, в определенной степени и по самосознанию. В начале XX века ясность по данному вопросу внесли ученые Г.Н.Ахмаров, З.Зналонский, Е.А.Малов, Н.А.Спасский, А.Сперанский. Первую развернутую этнографическую классификацию татар Волго-Уральского региона дал Н.И.Воробьев. В основу этнокультурной дифференциации волго-уральских татар им положены языковые и культурно-бытовые различия, существовавшие внутри татарского населения региона.

Татары, получившие самоназвание к XIV веку, кроме этноса крымских татар и этнической группы литовских татар, остались проживать в местах их первоначального исторического расселения - в Волго-Уральском регионе и Западной Сибири, и стали крупной этнической общностью, занимающей большую территорию, имеющую единую этнокультурную структуру (211).

Исследования ученых показывают, что татарская нация является сложным по структуре этническим образованием, которая сформировалась в результате консолидации многочисленных этноподгрупп татар вокруг наиболее развитой в социально-экономическом и культурном отношениях общности Волго-Уральских татар. Объединение произошло в силу ряда исторических причин: близости этнических территорий, этнического смешения, языкового и культурно-бытового сближения и формирования общего национального самосознания. Значительную роль в трансформации сложившихся субэтносов в единую этническую общность Волго-Уральских татар сыграли демографические, миграционные, социально-политические и этнокультурные факторы.

В этнокультурном значении их историко-этнографическая общность в содержательном плане состоит из разных элементов, в том числе педагогической культуры, которая является общей для Волго-Уральских татар. Одним из факторов существования этнической и этнокультурной общностей Волго-Уральских татар является татарский язык. Несомненно, бытование единого языка, использовавшегося в деловой и разговорной речи, способствовало функционированию к XVII веку общего культурного поля Волго-Уральских татар (75, 76). Другим важным фактором стала принадлежность к мусульманской религии, что способствовало сближению татар в единую нацию. В результате влияния этих факторов развивалось самосознание народа, эволюция которого шла в направлении постепенной выработки национальной идентичности.

В результате миграционных процессов со второй половины XVI века татары оказались расселенными дисперсно практически во всех регионах России, а также в других странах. В дальнем зарубежье относительно большие группы татар живут в Турции (около 20 тысяч), Болгарии (5 тысяч), в Китае (4,2 тысяч), в Финляндии (около 1 тысячи), Польше (5,5 тысяч), Германии, Японии и других странах - всего около 40 тысяч (91, 97).

Изучение этнических процессов, особенностей расселения и динамики численности Волго-Уральских татар и их основных этнографических групп за период становления татар в народность позволяет глубже понять процесс формирования и развития педагогической культуры татарского народа, лежащей в основе системы воспитания детей татар Финляндии.

Обзор состояния изученности темы, не смотря на довольно устойчивый интерес к ней широкого круга ученых, публицистов и журналистов, до сих пор нет монографического исследования становления и развития педагогической культуры татар Финляндии. Таким образом, выявлено противоречие между потребностью обращения к истокам традиционной педагогической культуры дисперсно проживающих татар во всем мире и острым дефицитом научных знаний в этой области.

Выявленное противоречие указывает на необходимость решения актуальной научной проблемы изучения и теоретического обобщения процесса становления и развития педагогической культуры татар Финляндии в контексте общности народных педагогических культур субэтносов татар Поволжья.

В рамках данной проблемы была определена тема исследования «Развитие педагогической культуры татар Финляндии в контексте общности субэтносов татар Поволжья».

Цель исследования: историко-теоретический концептуальный анализ процесса становления и развития педагогической культуры татар Финляндии как компонента общей культуры, включающей накопленный предыдущими поколениями диаспоры педагогический потенциал и обогащенный позитивными изменениями в процессе обучения и воспитания детей в современных условиях.

Объект исследования: историко-педагогический процесс развития педагогической культуры татар Поволжья.

Предмет исследования: процесс становления и развития педагогической культуры татар Финляндии как феномена общности народных педагогических культур субэтносов татар Поволжья.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования решались следующие задачи:

1. Раскрыть теоретические основы исторической общности педагогических культур татар Поволжья и татар Финляндии.

2. Выявить и обосновать этапы становления и развития педагогической культуры татар Финляндии и дать их периодизацию.

3. Научно обосновать специфику факторов развития и сохранения педагогической культуры татар Финляндии.

4. Раскрыть основные направления деятельности Исламского общества татар Финляндии в организации педагогического процесса в межэтнической среде.

5. Рассмотреть основные тенденции социализации молодежи в условиях исторического становления диаспоры татар в Финляндии. Методологической основой исследования являются: синтез философских, исторических педагогических концепций о возникновении, становлении и развитии исторических субъектов разного масштаба (личности, этносов, народности, наций); о единстве и взаимосвязи национального и общечеловеческого, о многоаспектной природе формирования педагогической культуры; закономерности общественно- исторического, социокультурного процессов, динамическое осмысление ценности национальных культур и гуманитарного, культурологического мышления; систематизированные закономерности развития личности и ее жизнедеятельности в социуме, а также системы образования как региональной модели трансляции и реализации культуры.

Методы исследования: комплексное сочетание сравнительно-исторического, ретроспективного, сравнительно-сопоставительного, историографического методов; теоретический анализ и синтез, наблюдение, изучение документации, обобщение и систематизация полученных результатов. В основу исследования были положены системный, культурологический, аксиологический и деятельностно-личностный подходы.

Источниками исследования явились материалы по истории, этнографии, этнологии, этнопедагогике, этнопсихологии, педагогике, психологии, ф истории, фольклористике, лингвистике, истории религий, документальные, психолого-педагогические труды по исследуемой проблеме, учебные программы и учебники, методическая литература; архивные материалы; исторические, публицистические и художественные произведения татарских, русских, финских зарубежных историков, политических и религиозных деятелей, писателей, просветителей, внесших вклад в развитие этнической культуры.

Исследование проводилось поэтапно с 1998 по 2004 г.г.

Первый этап (1998 - 2000 гг.) связан с выбором темы исследования, определением методологической основы и теоретической базы, уточнением целей, задач, основных направлений исследования, выявлением состояния и оценки исследуемой проблемы в теории и практике социализации личности в педагогической науке.

Второй этап (2000 — 2003 гг.) характеризуется тем, что на основе изучения ежегодных отчетов Исламского общества татар Финляндии, архивных документов, материалов поездок в Финляндию, деятельности ф комиссии по образованию и печати Исламского общества татар, программ, учебников и учебно-методической литературы выявлены особенности становления педагогики татар Финляндии в условиях формирования татарской диаспоры, факторы сохранения и развития образовательной системы, роль деятельности Исламского татарского общества и семейного воспитания в энкультурации формирования национальной самоидентичности.

Третий этап (2003 - 2004 гг.) включает теоретическое осмысление, обработку и обобщение материалов диссертационного исследования развития педагогической культуры татар Финляндии в контексте общности субэтносов татар Поволжья; научное и техническое оформление диссертационной работы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:

1. На основе сравнения педагогических характеристик общности субэтносов татар Поволжья выявлены особенности становления педагогической культуры татар Финляндии, получившей развитие в межэтнической среде

2. Установлены и охарактеризованы факторы сохранения и развития педагогической культуры татар Финляндии на основе общности языка, религии, самосознания: кровное содружество, жизнедеятельность членов диаспоры на коллективных началах, совместное проживание трех-четырех поколений, трудовой образ жизни, добровольное следование народным традициям и религиозным обычаям, насыщение всех сфер жизнедеятельности семьи национальной культурой.

3. Охарактеризованы сложившиеся в педагогической культуре татар Финляндии цели воспитания совершенного человека и его задачи: раскрытие физического потенциала человека, обеспечение его здоровья; воспитание детей в труде и для труда; формирование национального самосознания, развитие нравственных чувств, навыков и привычек поведения, соответствующих общей человеческой и исламской морали; овладение жизненно необходимыми знаниями, умственное развитие, эстетическое воспитание.

4. Выявлена специфика средств и методов педагогического воздействия в процессе ухода за ребенком, игр, труда, учения, общения и социализации молодежи (домашние праздники, гостеприимство, семейные обычаи и традиции, фамильные сборы, воздействие общественных объединений: семьи, семейных династий, татарской общины и др.). 5. Раскрыта периодизация развития педагогической культуры татар Финляндии, и выявлены следующие этапы: XVI в. —1925 г. - период становления педагогической культуры татар Финляндии.

1925-1969 г.г. - период организации обучения и воспитания детей в диаспоре, направленной на сохранение самоидентичности.

1969г. — XXI в. — период развития педагогической культуры татар Финляндии в условиях двойной идентификации.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические и практические положения и выводы вносят вклад в развитие истории педагогики татар, в теорию и практику социализации личности на современном этапе.

Разработанные в нем теоретические положения и выводы создают предпосылки для выполнения научных исследований в области этнической педагогики.

Содержание и выводы исследования могут быть использованы в лекционных курсах по сравнительной педагогике, при разработке программ национальных школ.

Результаты исследования раскрывают, углубляют, расширяют современные представления о педагогической культуре татар в межэтнической среде. Материалы окажутся полезными специалистам по организации отношений с зарубежными диаспорами татар. Документальные источники, послужат хорошим подспорьем для историков, филологов, фольклористов и этнологов, занимающихся проблемами диаспор.

На защиту выносятся: периодизация и особенности становления и развития педагогической культуры в условиях формирования татарской диаспоры в Финляндии; факторы сохранения и развития педагогической культуры татар Финляндии; ценностные основания социализации детей в процессе энкультурации в семейной педагогике татар Финляндии: преемственность поколений, сохранение родного языка, религии, национальных традиций, формирование идентичности.

Апробация работы. Основные идеи и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики КГПУ, ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава КГПУ и научных конференциях молодых ученых и специалистов КГПУ (1998-2004); на международной научно-практической конференции «Преемственность народных традиций» (г. Набережные Челны, 1998 г.), на республиканской научно-практической конференции «Современная семья: тенденции и перспективы» (г. Казань, 1999 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Человек в культуре России» (г. Ульяновск, 1999 г.), на международной научно-практической конференции «Педагогический процесс как культурная деятельность» (г. Самара, 2002 г.), на международной научно-практической конференции «Общество как образовательная система» (г. Уфа, 2003 г.).

Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих 6 параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Махмутова, Мадина Мухаметовна

Выводы по второй главе.

Проведенное исследование на основе синхроническо-сравнительного анализа педагогических культур татар Финляндии и субэтносов татар Поволжья (в частности Нижегородской губернии) доказывает их историческую общность.

Результаты изучения историко-теоретических источников и традиции воспитания субэтносов татар Поволжья позволили установить, что татарская педагогическая культура, сочетая в себе такие начала, как системоцентрализм и персоноцентризм, коллективизм и индивидуализм, экономический рационализм и духовность, оформилась и развивалась как особый тип цивилизационной субкультуры. А татарский народ - ее носитель - выработал развитые морально-этические, хозяйственно-технологические, культурно-просветитель-ские традиции. В этом прошлом накопленном опыте и традициях содержится историческая, нравственно-правовая, этнокультурная основа педагогической культуры нации.

Объединяющими и общенациональными стержневыми факторами становления педагогической культуры татар выделены общность языка, национального самосознания, подкрепленных идеями мусульманской религии о воспитании.

С этих позиций рассмотрен аспект преемственности (энкультурации) педагогических культур татар Поволжья и Финляндии. Изучение процессов энкультурации доказывает, что преемственность воспитательных традиций стала надежным средством разностороннего гражданского воспитания детей и сохранения национальной идентичности народа независимо от различий в культуре, религии, языка этносов стран проживания в настоящем времени.

В определении национальных черт педагогической культуры объектов исследования принимались во внимание общность территории, языка, историко-географических условий, накладывающих сильный отпечаток на жизнедеятельность и воспитательные традиции народа. Этим объясняется устойчивость педагогических традиций, ставших достоянием народа.

Современные средства массовой информации облегчают обмен культурными достижениями и традициями между самыми отдаленными диаспорами во всех странах и континентах мира. Взаимовлияние их увеличивается в последние несколько десятилетий благодаря взаимодействию народов и возрождению связей в сфере торговли, культурных областях и расширению познания о жизни и деятельности татар за рубежом.

Выявление общих исторических корней, характерных черт развития субэтносов, общих тенденций развития культуры, единой духовной основы позволило показать пути формирования национального самосознания в процессе воспитания. Результаты изучения этих вопросов дали объективные основания считать, что эффективность сохранения, возрождения традиций татарского народа, в том числе традиций воспитания детей, зависит от учета их региональной специфики, в возможностях восстановления и дальнейшего развития.

Выявлена также общность и взаимосвязь в педагогической культуре субэтносов татар, во взглядах на воспитание, обучение. Главным остается то, что педагогическая культура в финской диаспоре татар имеет те же корни, принципы, формы, методы народной педагогики, что и у татар Поволжья. Сближают их передающиеся из поколения в поколение традиции воспитания. В свете актуальности проблемы, исследование истории формирования татарской диаспоры в Финляндии, выявление общих исторических корней, характерных черт развития субэтносов, общих тенденций развития культуры, единой духовной основы позволяет показать пути формирования национального самосознания в процессе воспитания.

Сохранению национального идентитета в значительной степени способствует деятельность Исламского общества татар Финляндии, ставшего центром организации обучения и воспитания молодого поколения.

Религиозные традиции являются основой духовной жизни татар Поволжья, поэтому в становлении и развитиии педагогической культуры татар Финляндии являются решающим фактором в сохранении национальной идентичности. Родной язык для диаспоры связующий фактор. Исламская община татар Финляндии вкладывает в проблему изучения родного языка серьезный смысл в сохранении самоидентичности и развитии чувства сопричастности к татарам на исторической Родине. т

В условиях подъема национальной системы образования и поиска повышения роли семьи в сохранении родного языка, нравственных основ религии и формирования национального самосознания повышается значимость изучения семейной педагогики татар. Педагогическая культура семьи задает модель успешности, проверенную временем. Устоявшиеся педагогические технологии позволяют передавать из поколения в поколение, от старших к младшим, сохранившуюся в средствах родного языка духовную культуру. Общность многих современных проблем народов о воспитании в семье предопределяет поиск научно-практических путей их решения на примере энкультурации формирования национальной самоидентичности.

Изучение педагогической культуры татар Финляндии имеет неоспоримое значение для выявления ее вклада в воспитание членов общества с опорой на культурное наследие и традиции прошлого своего народа. Эти идеи не потеряли свою значимость и ныне в плане достижения духовного развития народа через приобщение его к этнокультуре, языку, религии и культуре всего человечества.

Заключение

Проведенное исследование позволило сделать ряд общих выводов по становлению и развитию педагогической культуры татар Финляндии в контексте общности педагогических культур татар Поволжья.

Постановка и исследование развития педагогической культуры татар Финляндии обусловлено актуализацией воспроизведения историко-педагогического опыта и возрождения на этой основе прогрессивных традиций воспитания и разработки нового содержания образования.

При всей значимости имеющихся исследований по рассматриваемой проблеме, анализ и объективная оценка опыта становления и развития педагогической культуры татар необходим для более адекватного воспроизведения исторического пути развития педагогической мысли и для более широкой ориентировки нового поколения педагогов к деятельности в современных условиях организации воспитания. Это предопределило направления научных исследований по изучению возможностей воспитания и обучения детей татарской диаспоры за границей.

Поскольку в педагогике не было работ по изучению историко-педагогического опыта татар Финляндии, проблемы возрождения прогрессивных традиций воспитания рассмотрены во взаимосвязи культуры татар Финляндии и целостного педагогического наследия татар Поволжья.

Для изучения истории педагогической культуры использованы два основных подхода к анализу и обобщению педагогических явлений: первый из них - историко-диахронический анализ педагогической культуры татар Финляндии в периоды ее формирования; второй — синхроническо-сравнительный анализ развития педагогической культуры татар Финляндии в контексте общности субэтносов татар Поволжья. Эти подходы дали возможность получить достаточно высокие результаты в настоящем исследовании.

Историко-диахронический подход дал возможность проследить исторические ступени развития татарского народа, процесс объединения различных компонентов субэтносов татар Поволжья и формирование единого национального самосознания: возникновение первой формы регионального волжско-булгарского национализма на основе Ислама, ставшего одним из главных факторов духовного развития булгарской народности; установление духовных связей с арабо-мусульманской культурой; появление в сознании татар новых структурных элементов: социально-политическое свободомыслие, религиозное реформаторство как форма модернизации религиозного сознания; процесс перехода от понятия «умма» (религиозная общность) к понятию «миллят» (нация); уменьшение роли религиозного и общетюркского факторов и упрочение этнонационального сознания татар на естественной этнической основе. Изучение и анализ трудов отечественных этнографов, историков

Н.И.Воробьева, Д.И.Исхакова, Р.К.Уразмановой, Р.А.Фахрутдинова, А.Х. Халикова, М.Г.Худякова и др.) позволили разобраться в структуре татарской этнической общности, особенностей расселения и динамики численности татар и их основных субэтносов, глубже понять процесс формирования и развития педагогической культуры татарского народа, лежащей в основе системы воспитания татар Финляндии.

Проведенное исследование на основе синхроническо-сравнительного анализа педагогических культур татар Финляндии и субэтносов татар Поволжья (в частности Нижегородской губернии) доказывает их историческую общность. Установлено, что татарская педагогическая культура, сочетая в себе такие начала, как системоцентрализм и персоноцентризм, коллективизм и индивидуализм, экономический рационализм и духовность, оформилась и развивалась как особый тип цивилизационной субкультуры. Татарский народ выработал развитые морально-этические, хозяйственно-технологические, культурно-просветительские традиции. В этом прошлом накопленном опыте и традициях содержится историческая, нравственно-правовая, этнокультурная основа педагогической культуры нации.

В работе в соответствии с современным историческим видением и осмыслением причин эмиграции татар Волго-Уральского региона за пределы Родины, обобщен опыт создания механизмов самоидентификации в диаспоре в период ее становления (XVI-XIX вв.). В связи с этим, раскрыта периодизация развития педагогической культуры татар Финляндии, и выявлены следующие этапы:

XVI в. -1925 г. - период становления педагогической культуры татар Финляндии от времени постепенной эмиграции татар Поволжья до начала создания Исламского общества татар Финляндии. В этот период задачи обучения и воспитания удовлетворялись главным образом в семье и приглашенными учителями из числа наиболее образованных членов общины. В результате главным условием самосохранения стало сплочение переселенцев.

1925-1969 г.г. - период организованного обучения детей членов общины, характеризующейся обслуживанием конфессиональных, национальных потребностей, развития образовательного потенциала диаспоры. Главной особенностью этого этапа стало сохранение самоидентичности. В дальнейшем развитие системы образования стало общей идейной платформой, под которой понималась не теоретическая программа, а реальное осуществление общемусульманских ценностей в условиях европейского образа жизни.

1969 г. - XXI в. - период развития педагогической культуры татар как части образовательной системы Финляндии, выражающейся в интеграции в финскую культуру при сохранении собственной национальной культуры. В этот период определилась главная тенденция в образовательной политике общины: ориентация на высшее образование как непременное условие двойной идентификации.

В определении национальных черт педагогической культуры объектов исследования принимались во внимание общность территории, языка, историко-географических условий, накладывающих сильный отпечаток на жизнедеятельность и воспитательные традиции народа. Постоянное общение, взаимное обогащение и обмен духовными ценностями способствует переплетению исторических судеб диаспор, их традиций и культур. Этим объясняется устойчивость педагогических традиций, ставших достоянием народа.

В диссертации выявлена также общность и взаимосвязь в педагогической культуре субэтносов татар Поволжья, во взглядах на воспитание, обучение. Главным остается то, что педагогическая культура в диаспоре татар Финляндии имеет те же принципы, формы, методы народной педагогики, что и у татар Поволжья. Сближают их передающиеся из поколения в поколение традиции воспитания.

Интерпретация культур булгарского, золотоордынского периодов, и периода Казанского ханства периодов привела к обоснованию исторических, экономических, политико-правовых, культурологических, естественно-географических, педагогических факторов сохранения и развития педагогической культуры татар, живущих в Финляндии. Специальным предметом исследования явились также внутренние факторы как: общность языка, национального самосознания, подкрепленных идеями мусульманской религии о воспитании.

В исследовании показаны пути формирования национального самосознания в процессе воспитания на основе общности исторических корней, характерных черт развития субэтносов татар Поволжья, общих тенденций развития культуры, единой духовной основы.

В процессе изучения воспитательно-педагогической деятельности Исламского общества татар Финляндии определено, что родной язык является связующим фактором общения дисперсно расселенных во всем мире диаспор. Поэтому община татар вкладывает в проблему изучения родного языка серьезный смысл.

Твердая приверженность татар мусульманской религии один из важных факторов сохранения и развития педагогической культуры народа. Установлено, что религия явилась объединяющим фактором в организации деятельности Исламского общества татар Финляндии и сохранения самоидентификации себя как члена татарской диаспоры.

Установлены основные направления воспитания личности в традициях Ислама как основы развития педагогической культуры в современных условиях: воспитание в формировании нравственно совершенной личности чувства «таква», ответственности за выполнение своих обязанностей в общественной иерархии (пример родителей и их положительные поступки); внимание к физическому состоянию человека как условию сильного нравственного духа (обучение детей плаванию, стрельбе из лука, езде верхом, бегу, национальной борьбе и другим видам спорта); воспитание и развитие ума человека (необходимость подумать и поразмыслить); коллективистская направленность развития общественных способностей человека (единство убеждений, цели, действий сплачивает людей для решения общих задач развития общества); воспитание благочестивого гражданина, человека активно участвующего в жизни общества, постоянно повышающего свое гражданское самосознание; формирование нравственной позиции к материальным благам (материальные ценности должны быть направлены на благородные цели: содержание самого человека и его семьи, помощь бедным, сиротам и т.д).

В свете актуальности проблемы, исследование истории формирования татарской диаспоры в Финляндии, выявление общих исторических корней, характерных черт развития субэтносов татар Поволжья, общих тенденций развития культуры, единой духовной основы позволяет показать современную этнокультурную среду развития педагогической культуры татар Финляндии и компоненты, влияющие на целостность педагогического процесса в диаспоре.

Важно то, что объединяющим педагогический процесс в единое целое, является внешний организационный фактор - деятельность Исламского общества татар Финляндии, его органов по регулированию и управлению системой педагогического процесса, воспитательной деятельностью родителей, педагогов-организаторов зимних и летних курсов, старейшин диаспоры, членов правления общества.

Структура деятельности благотворительных мусульманских общин Нижегородской губернии в значительной степени составило основу организации в 1925 году Исламской общины татар Финляндии (Suomen Islam-Seurakunta)^HH.). С конца XIX - начала XX веков татарская диаспора в Финляндии предпринимает попытки создания организации форм выражения национального самосознания. Имея программу, квалифицированные кадры и высокую степень сплоченности, наиболее прогрессивные и активные члены диаспоры смогли создать стабильные национальные организационные формы деятельности. Правление Общества выбирается на три года и является исполнительным органом, осуществляющим контроль над выполнением всех решений, принятых на годовом собрании, имеющую постановляющую силу, и состоит из председателя, пять действительных членов, трех заместителей, имама. В случаях необходимости принятия срочных важных решений предусматривается проведение внеплановых собраний прихожан. Среди членов Правления обязанности распределены с учетом профессионального грамотного исполнения решений. Правлению дано право привлечения к делам общины членов диаспоры, в зависимости от их опыта и знаний. Отделения Исламского общества татар на всей территории Финляндии имеют своих местных руководителей. В настоящее время такие отделения находятся в Ярвенпяя, Турку, Тампере, Раума, Котка, Сало. Деятельность Исламского общества татар Финляндии оказывает решающее влияние на определение содержания педагогического процесса, обеспечивает материально-технические и финансовые условия для реализации воспитательных целей в диаспоре через управленческую, законодательно-правовую и учебную деятельность, влияет на семью, общественность, направляет их воспитательную работу на реализацию общей цели воспитания: формирование национального самосознания.

Деятельность Исламского общества татар, опираясь на базовый процесс воспитания в семье, в реализации целей образования и воспитания молодого поколения организует деятельность по принципу создания так называемого «игрового поля», в котором ребенок нарабатывает опыт социальных отношений и морального выбора. Рациональное зерно данного опыта в том, что «игровое поле» должно моделировать реальные отношения. Вне их оно лишается своего воспитательного смысла. «Игровое поле» должно быть создано и применительно к сохранению родного языка. Существуют авторские подходы к определению и применению форм лингвистической среды. Эти формы (ансамбль, спортклуб, летний оздоровительный лагерь) независимо от спектра занятости детей по содержанию деятельности, организационному статусу, создают условия для свободного общения на родном языке. Технология включает эффективный педагогический инструментарий. Содержание, формы, методы, средства обучения ориентированы на общение в семье, в диаспоре на родном языке с самого раннего возраста. Первичной базой освоения родного языка, конечно, определена семья.

Следует выделить такой компонент воспитания на основе народной педагогики, как дело (действие, деятельность). В татарских семьях дети очень рано приучаются к труду. Трудолюбие считается важной нравственной чертой. Именно по качеству и результату деятельности оценивали весь облик человека. Благодаря трудолюбию и упорству, а также за счет взаимной поддержки первых двух поколений мигрантов татар в Финляндию была создана прочная материальная основа воспитания детей в общине. Единство слова и дела является важным принципом семейной педагогики. Реально существующие отношения между людьми в татарской диаспоре в Финляндии (сдержанность со старшими, благожелательность с младшими, человеколюбие, достоинство, сотрудничество, верность традициям) являются отражением сложившихся в течение веков традиций воспитания в семье татар Поволжья. Взрослея, ребенок руководствуется методами наблюдения и подражания, находясь в обществе людей своей национальности. Члены диаспоры татар Финляндии, связанные родственными, экономическими, религиозными и другими узами, представляют собой один социальный организм, в который по мере своего взросления включается наряду с членами своей семьи любой ребенок.

Изучение истории становления образовательного центра, а также учебно-воспитательного процесса позволило сделать существенный вывод о том, что предопределяющим условием становления и развития педагогической культуры татар Финляндии является просветительская деятельность и меценатство первых образованных представителей диаспоры из числа купечества, предпринимателей и сохранившаяся традиция покровительства учености. В этой связи определено историческое значение деятельности просвещенцев первых поколений переселенцев - татар, пропагандировавших прогрессивные идеи философии образования второй половины XVIII - начала XIX в.в. Педагогическая культура татар Финляндии уникальна выдающимися личностями, являющимися, с одной стороны, идейными вдохновителями, духовными вождями диаспоры, ее лучшими воспитателями, с другой -воспитанниками, свидетельствующими о неисчерпаемых возможностях национальной системы воспитания, ее исторической оправданности, современной эффективности и стратегической перспективности в будущем.

Следующим из серьезных условий становления и дальнейшего развития педагогической культуры татар является организация системы образования по подобию традиционных конфессиональных учебных заведений мусульман Поволжья (мектеб, медресе). Большой научный интерес представляет изучение педагогической деятельности прогрессивных учителей - татар Финляндии, ставших известными педагогами того периода. Будучи представителями различных областей жизни и деятельности, они оставили большое литературное наследие по философско-мировоззренческим, социально-экономическим, нравственно-этническим, литературно- художественным и другим вопросам. Это богатое наследие еще предстоит изучить и превратить в общенациональное достояние.

Следующим из серьезных условий сохранения и дальнейшего развития педагогической культуры татар является национальное государственное устройство Финляндии, определяющее сохранение культуры национальных меньшинств.

Выявлена роль взаимовлияния педагогических культур благодаря возрождению связей в сфере торговли, культурных областях и расширению познания о жизнедеятельности татар за рубежом в последние несколько десятилетий.

Значимость изучения педагогической культуры татар Финляндии в том, что в условиях организации национальной системы образования повышается роль семьи в сохранении родного языка, нравственных основ религии и формирования национального самосознания, которая является одним из главных составляющих современной этнокультурной среды развития педагогической культуры. Устоявшиеся педагогические технологии позволяют передавать из поколения в поколение, от старших к младшим, сохранившуюся в средствах родного языка духовную культуру. Общность многих современных проблем народов о воспитании в семье предопределяет поиск научно-практических путей их решения на примере энкультурации формирования национальной самоидентичности татар Финляндии.

Исследование показало, что система «общинного воспитания» является ведущей в педагогической культуре татар Финляндии, которая определяет два основных подхода в воспитании: во-первых, организация Исламским обществом татар Финляндии педагогических условий энкультурации, созданных; во-вторых, реализация принципов педагогического сотрудничества старших и младших членов диаспоры под координирующим влиянием общественных комиссий. Сотрудничество один из эффективных методов имеет большую популярность во всех воспитательных институтах диаспоры. По подобию благотворительных обществ татар Поволжья конца XIX - начала XX века прогрессивным является то, что молодежь воспитывается в процессе участия в деятельности правления общины. Выполнение различных позиций в деятельности общины позволяет молодым членам диаспоры развивать организаторские способности. Активное общение в процессе оживленной организаторской, финансовой, педагогической деятельности повышает самосознание молодежи, и помогает осознать идентитет. Являясь частью финской культуры, ее обычаев и традиций, татарская педагогическая система социализации, благодаря сложной структуре воспитывающего обучения, поощрения самодеятельности учащихся, сотрудничества с окружающей средой стала положительным примером двойного идентитета.

Наше исследование позволяет утверждать, что педагогическая культура татар Финляндии характеризуется такими многофакторными результатами педагогического процесса, как: длительность (осуществляется на протяжении всей жизни индивида; перспективность (формирование личности осуществляется с учетом требований к человеку в достаточно отдаленном будущем, когда человек вступит в пору активной социальной деятельности); концентризм или комплексность процесса (качества личности формируются не поочередно, а одновременно); преобладание организатоских форм деятельности (деятельность в семье, в Исламском обществе татар).

Ступенчатость педагогического процесса проявляется в последовательности воспитания вообще: сначала усваиваются знания о правилах и нормах поведения, затем вырабатываются умения вести себя в обществе, воспитываются чувства сплоченности, взаимопомощи, и, наконец, путем организации систематических мероприятий общения между членами диаспоры вырабатываются привычки правильного поведения. Изучение сущности, содержания, форм и методов воспитания в историческом развитии показал, что система воспитания обладает глубоко гуманистическими идеями и ценностями, что подтверждает высокий уровень воспитанности членов общины татар.

Педагогические факты и явления в контексте общности субэтносов татар Поволжья анализировались с учетом социальных и культурных процессов в прошлом, настоящем и будущем. Историко-диахронический, синхроническо-сравнительный подходы к исследованию проблем педагогического образования и воспитания татар Финляндии - это совокупность теоретико-методологических положений и организационно-педагогических мер, направленных на создание условий по освоению и трансляции педагогических ценностей и технологий, обеспечивающих сохранение родного языка, нравственных ценностей религии, формирование национального самосознания. Поэтому в основу разработки содержания, технологий, организационных форм педагогического образования и воспитания комиссией по образованию и печати Исламского общества татар Финляндии положена концепция формирования педагогической культуры. Такой подход обусловлен тем, что в современных условиях двойного идентитета конкурентоспособным ресурсом деятельности членов диаспоры является не только специальные знания, освоенные технологии обучения и воспитания, но и педагогическая культура, обеспечивающая способность создавать и передавать ценности национальной культуры своего народа. В решении проблем формирования педагогической культуры важно овладение педагогическим наследием народа, включение каждого члена общества как субъекта культуры в процесс инновационной педагогической деятельности в диаспоре.

Представленная в диссертации обобщенная характеристика становления и развития педагогической культуры татар Финляндии представляет особую актуальность и значимость. На основе полученных данных стало возможным выявить общность педагогических культур субэтносов татар Поволжья и татар Финляндии, которая проявилась в сохранении родного языка, основ религии и формировании национального самосознания и получила дальнейшее развитие в современных условиях. Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы: педагогическая культура представляет собой специфическое проектирование общей культуры субэтносов татар Поволжья в сферу педагогической деятельности учителей, родителей, и руководителей органов образования и общественности в диаспоре татар Финляндии; педагогическая культура - это системное образование, избирательно взаимодействующее с окружающей средой и включающее в себя ряд структурно-функциональных (компонентов) законов формирования диаспоры за границей; единицей анализа педагогической культуры выступает творческая педагогическая деятельность Исламского общества татар Финляндии; особенности формирования и реализации педагогической культуры обусловливаются факторами сохранения родного языка, религиозных традиций, формирования национального самосознания.

Изучение педагогической культуры татар Финляндии имеет неоспоримое значение для выявления ее вклада в воспитание членов общества с опорой на культурное наследие и традиции прошлого своего народа. Эти идеи не потеряли свою значимость и ныне в плане достижения духовного развития народа через приобщение его к этнокультуре, языку, религии и культуре всего человечества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Махмутова, Мадина Мухаметовна, 2005 год

1. Абдуллин Я.Г. Татарская просветительская мысль. Казань: Таткнигоиздат, 1976. 210 с.

2. Абу Аля Ал-Маудуди. Образ жизни в исламе. М.: Сантлада, 1993. - 95с.

3. Аверьянов А.Н. Системные познания мира: Методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985. - 236 с.

4. Акимова М.С. Материалы к антропологии ранних болгар //Ранние болгары на Волге. М., 1964. С.177-194.

5. Акчура Ю. Три вида политики //Татарстан. Казань. 1994. - №3. - С. 130135; - № 4. - С.129-135.

6. Александров Н.А. Татары. Чтение для народа. М., 1899. - 61с.

7. Алексеев В.П. Происхождение народов Восточной Европы. М., 1969.

8. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1968. - 290 с.

9. Алишев С.Х. Древний тюркский мир /С.Х.Алишев. Казань, 2000. - 72 с.

10. Амирханов P.M. Татарская социально-филосовская мысль средневековья (XIII середина XVI вв.) /АН Татарстана, ин-т яз., лит. и истории им. Ибрагимова. - Казань: ИЯЛИ, 1993. - Кн.1. - 124 с.

11. Амирханов Р.У. Татарская демократическая печать (1905-1907) /отв. ред. Х.Х.Хасанов; АН СССР, Казан, фил., ин-т яз., лит. и истории им. Ибрагимова. М.: Наука, 1986.- 188 с.

12. Ананьев Б.Г. Избранные труды: В 2 ч. М., 1980. - 4.2. - с.125.

13. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства 18 19 вв. - М.: Педагогика, 1985. - 336 с.

14. Аристов Н.А. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности. СПб., 1897.- 96 с.

15. Артемьев А.И. Казанские гимназии в XVIII столетии. СПб.: тип. В.С.Балашева. - 1874. - 80 с.16

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.