Особенности развития национальной культуры у сибирских татар в 1970 - 1990-е гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Леонова, Анна Владимировна
- Специальность ВАК РФ07.00.02
- Количество страниц 212
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Леонова, Анна Владимировна
Введение.
Глава 1.
Состояние культуры сибирских татар в 1970 - 1990-е гг.
1.1. Своеобразие системы образования сибирских татар.
1.2. Развитие национальной самодеятельной культуры сибирских татар.
1.3. Проблемы политического возрождения сибирских татар.
Глава 2.
Проблемы взаимодействия национальной культуры и религии у сибирских татар (1970 - 1990-е гг.)
2.1. Религиозная жизнь мусульман Западной Сибири в советское и постсоветское время: специфика, способы адаптации.
2.2. Взаимосвязь религии и национальной культуры в условиях советской идеологии.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
История национально-культурного строительства у сибирских татар: 1917-1920-е годы2000 год, кандидат исторических наук Малицкая, Луиза Ринатовна
Сибирские татары в составе Российского государства2005 год, доктор исторических наук Файзрахманов, Гаптельбар Лутфиевич
Народные медицинские знания тоболо-иртышской группы сибирских татар2010 год, кандидат исторических наук Зиннатуллина, Гулюза Ильфатовна
Развитие просвещения и культуры татар Прииртышья: Вторая половина XIX - первая треть XX в.2006 год, кандидат исторических наук Сафаралеева, Юлия Уразмухаметовна
Служилые татары и их роль в формировании этнической общности сибирских татар: XVII - XIX вв.2007 год, кандидат исторических наук Тычинских, Зайтуна Аптрашитовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности развития национальной культуры у сибирских татар в 1970 - 1990-е гг.»
Актуальность проблемы исследования.
Долгое время считалось, что национальный вопрос в Советском Союзе решен и никаких проблем для общества не представляет. Однако последнее десятилетие XX века продемонстрировало ошибочность этого утверждения. Упущения Советской власти явились причиной складывания ряда кризисных ситуаций и сложных проблем как в отношениях между разными народами, так и в вопросах их национально-культурного возрождения. Многочисленные межнациональные конфликты последнего десятилетия XX века, требования народов самостоятельности и автономий, признания родного языка, культуры показали, что успехи и достижения в области национальных отношений преувеличивались, противоречия недооценивались и, зачастую, замалчивались.
Сегодня в Российской Федерации, странах СНГ межнациональные проблемы являются одними из наиболее значимых и болезненных, угрожающих стабильности общества и требующих незамедлительного решения. Продолжительное отсутствие национальной государственной политики в начале 1990-х гг. затрудняло процесс становления Российского федеративного государства, осуществления реформ и достижения межнационального согласия. В 1996 году были приняты «Концепция государственной национальной политики РФ» и федеральный закон «О культурно-национальной автономии»1. Их существование помогает сохранению исторического наследия и
Собрание законодательства РФ, 17.06.96. № 25, ст. 2965. Российская газета. 1996. 25 июня. развитию национальной самобытности всех народов, населяющих Россию, поддержке общеобразовательной национальной школы, культурного развития и языка каждого народа. Эти законодательные акты понуждают к пристальному изучению национальных проблем, в том числе и национально-культурных. В связи с этим возрастает роль конкретно - исторических исследований. В данном случае в регионе Западной Сибири, применительно к его местному народу - сибирским татарам.
Актуальность и значимость изучаемого вопроса определяется и тем, что жизнь и деятельность татарского населения в сибирском регионе проходят в условиях без автономного формирования. Историко-культурный путь развития этого народа в годы советской власти и постсоветского общества не имеет аналога в практике общественного развития. Характерные особенности развития национальной культуры этой этнической общности в 1970 - 1990-е годы, пути восполнения национально-культурных запросов сибирских татар и их особенности, на которые делается акцент в диссертации, представляют как теоретическую, так и практическую ценность.
Историография проблемы.
Дореволюционные исследования истории сибирских татар сопряжены с изучением истории Сибирского ханства, присоединении его к России, дальнейшим землеустройством в Сибири. В основном работы этого периода носят описательный характер.1 Н.Ф. Катановым изучался вопрос взаимоотношений сибирских татар со
1 Миллер Г.Ф. Описание Сибирского царства. СПб., 1787. Кн.1. Фишер И. Сибирская история. СПб., 1774. Прогулка по историческим окрестностям г. Тобольска: 1.Город Махмет-Кула, 2. Искер // Тобол, губ. ведомости. 1881. .№ 17, 37, 39,45, 47. Тоболяк. Об Искере // Сиб. вестник. 1887. № 99. 84. № 22. С. 8-11. Юшков И. Сибирские татары // Тобол, губ. ведомости. 1861. № 37. С.ЗОО - 303. среднеазиатскими народами. Культурные процессы в истории сибирских татар он рассматривал в непосредственной связи с мусульманской верой1. Отдельные издания хранят документы о внешней политике хана Кучума, взятии в плен его семьи и их содержании под стражей.2 Эти сведения и другие архивные документы были представлены в работе М.П. Пуцилло3. Личность последнего сибирского хана интересовала многих дореволюционных историков. Изучение его политической деятельности неминуемо влекло за собой и обращение к истории подданного хану народа - сибирским татарам, их культуре.4 В связи с активным заселением сибирских земель русскими в конце XIX в. историками изучался вопрос экономического, политического положения инородцев в Сибири, делались некоторые зарисовки состояния культуры. В этом отношении примечательна работа Н.М. Ддринцева «Сибирь как колония», где подробно описывается численность, быт тобольских и тюменских татар5. Указанная проблема также освещалась в работе П.Н. Буцинского «Инородцы в Сибири».6 Многочисленные сведения о решении вопросов землеустройства у инородцев Сибири в ХУП - XIX вв., их
1 Катанов Н.Ф. О религиозных войнах шейха Багауддина против инородцев Западной Сибири: (По рукописям Тобол, губ. музея) // Ежегодник Тобол, губ. музея. 1904. Вып. 14. С. 1 -28. Он же. Предания тобольских татар о прибытии мухаммеданских проповедников в г. Искер в 1547 г. // Ежегодник Тобол, губ. музея. 1897. Вып. 7. С. 51-61.
2 Документ о сношениях Сибирского хана Кучума с Бухарским ханом Абдуллой // Восточное обозрение. 1887. № 47. С.8-9. Царская грамота об охране Кучумова семейства // Акты исторические. 1841. Т.2. С.13-16, 18,20-23. Отписка царю об отправлении в Москву взятых в плен Кучумова семейства и других пленников // Акты исторические. Т.2. С. 5-6.
3 Пуцилло П.М. Указатель делам и рукописям, относящимся до Сибири. М., 1879.
4 Словцов И. Кто был Кучум? // Вост. обозрение. 1882. №39,40. Голубев Ф. Могила Кучума // Сиб. весник. 1889. № 79. Костров Н. Народные предания татар о Кучуме и Ермаке // Сиб. газета. 1881. №2. Мамин (Сибиряк) Д. Сказаниео Сибирском хане, старом Кучуме //Наблюдатель. 1891. №11. С.З -39. Несколько слов о заболотных и ачирских инородцах Тобольского круга // Тобол, губ. ведомости. 1869. № 48. С. 345-348.
5 Ядринцев Н.М. Сибирь как колония. СПб., 1882.
6 Буцинский П.Н. Инородцы в Сибири // Заселение Сибири и быт первых ее насельников. Харьков, 1889. Гл.10. С.296 -335. быте приводятся в Ежегоднике Тобольского губернского музея.1 Однако проблемы культуры затрагивались в указанных работах как бы «походя», культура освещалась схематично, отрывисто.
Советская историография по вопросу культуры сибирских татар делится на две составляющие: исторические труды о прошлом сибирских татар и материалы по вопросам партийного, культурного строительства, среди татар Западной Сибири.
Советские историки занимались вопросом управления аборигенами Сибири царской властью. Интерес представляют работы C.B. Бахрушина, Б.О. Долгих, изучавших категории служилых татар, особенности их быта, культуры.3
Ширившаяся политико-воспитательная работа советской власти среди национальных меньшинств вызвала интерес ученых к исследованию отдельных проблем развития культуры. В частности, подготовку кадров культурных работников в 1920-е гг. рассматривает П.Г. Иванов4. В это же время публиковались документы об участии Обращение генерал-губернатора Западной Сибири П.М. Капцевича к татарам Тобольской губернии по поводу перечисления их в разряд оседлых инородцев // Ежегодник Тобол, губ. музея. Вып. 20. 1910. С. 1-11. Материалы по землевладению и экономическому быту оседлых инородцев Тобол, губернии. Тобольск, 1911.
2 Рабцевич В.В. К вопросу об управлении аборигенным населением Западной Сибири в 80-х годах 18 - первых десятилетиях 19 столетия // Вопросы истории Сибири досоветского периода: (Бахрушинские чтения, 1969). Новосибирск, 1973. С. 234-244.
3 Бахрушин C.B. Сибирские туземцы под русской властью до революции 1917 г.: Ист. очерк// Сов. Север: Сб. ст. М., 1929. С.66-97. Он же. Сибирские служилые татары в XYII в. // Исторические записки. М., 1937. Кн.1. С.55-80. Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XYII в. М.,1960.
4 Иванов П.Г. К истории татарской школы в Сибири в связи с подготовкой культурных работников среди сибирского турецкого населения // Тр. Первого сиб. краев, н.- и. съезда. Томск, 1928. Т.5. татар - коммунистов в культурно-просветительной работе.1 Используя богатый архивный материал, строит своё исследование по указанной проблеме И.Б. Гарифулли. Объект его исследования - татары Тюменской области.
Характерной чертой историографии сибирских татар середины XX в. является некоторое затишье в изучении истории этого народа. Причиной тому послужило исключение этноса из списка титульных народов и последовавший за этим «уход» с политической и культурной арены государственной жизни. В связи с этим акцент в изучении сибирских татар в 1960-е гг. был смещен в сферу этнографии. Сохраняется он и сегодня. Большой вклад в дело изучения этнической культуры, современных этнических процессов сибирских татар внесла омская школа этнографов под руководством ее создателя H.A. Томилова. Исследования H.A. Томилова за последние 25 - 30 лет дают богатое и глубокое представление об этнической истории и этнокультурном развитии тюркоязычного населения ЗападноСибирской равнины . Проблемам этнокультурного развития сибирских
1 Работа среди татаро-башкир // Отчет Тюм.окр.ком. РКП (б) с 28 ноября 1924 года по 10 ноября 1925 года. Тюмень, 1925. С. 29-30.
2 Гарифуллин И.Б. Из практики организационно-партийной и культурно-просветительной работы уральского обкома партии и его местных органов среди национальных меньшинств в конце восстановительного периода // Из истории партийных организаций Урала и Западной Сибири. Тюмень, 1971. С.56-68. Он же. Из истории деятельности татаро-башкирских секций, бюро при Тюменском губернском, Тобольском, Тюменском окружных комитетах партии (1919 - 1925) // Ленин - в наших свершениях. Тюмень, 1971. С. 41-54. Томилов H.A. Этническая история тюркоязычного населения Западно-Сибирской равнины в конце ХУ1 -начале XX вв. Автореф. дис.доктора ист. наук. Омск, 1983. Он же. Очерки этнографии тюркского населения Томского Приобья // Этническая история, быт и духовная культура. Томск, 1983. Сибирские татары: происхождение и этническая история // Прииртышье мое: Краеведчес. сб. Омск, 1990. С. 80 - 98,Он же. Этническая история тюркоязычного населения Западно-Сибирской равнины конца ХУ1 - XX вв. Новосибирск. 1992. и др. татар были посвящены труды Ф.-Т.А. Валеева1. В них сибирские татары рассматриваются как самостоятельный этнос, с присущими ему устойчивыми признаками и свойствами, такими как язык и территория, экономическая общность, этническое самосознание, конфессиональная общность, эндогамия, а на этапе существования Сибирского ханства и как социально-политическая общность. Известный ученый-сибиревед 3. П. Соколова также отмечала, что сибирским татарам как народу присущи свой собственный язык, самосознание, культура, обычаи, искусство. Развитие же этой этнической общности движется по направлению ко всё большей консолидации. О сибирских татарах как этнической общности, отличительной от поволжских татар, писали Е.П. Батьянова, A.B. Головнев, М.З. Закиев, Д. Исхаков, В.В. Храмова.3 Они опирались на собранный ими богатый этнографический материал, а также на малоизвестные широкому кругу читателей архивные материалы. По их мнению об отсутствии полной консолидации с татарами Поволжья свидетельствует отсутствие «общетатарского
1 Валеев. Ф.-Т. А. Сибирские татары (проблемы этнокультурного развития во второй половине XIX - начале XX вв.) Автореф. дис. доктора ист. наук. М., 1987. Сибирские татары: культура и быт. Казань, 1992 и 1993. Он же. К вопросу о развитии языка и культуры татар, проживающих за пределами ТаССР в современных условиях // Актуальные проблемы развития межнациональных отношений, интернационального и патриотического воспитания. Казань, 1989. С. 138-143.
2 Соколова З.П. На юг Западной Сибири, к сибирским татарам // Она же. Путешествие в Югру. М., 1982.С. 139-165. Она же. Из выступления "Круглый стол: сибирские татары между прошлым и будущим» // Тюменская правда. 1989. 22 июля.
3 Закиев. М.З. Из истории татарского народа. //Янарыш. 1990. 3 ноября. Храмова
В.В. Западносибирские татары //Народы Сибири. М., 1959. С.473 -491.
Батьянова Е.П. Самостоятельный народ //Янарыш. 1990. 1 декабря. Головнев А. В.
Об этнической истории сибирских татар // Сибирские татары: история и современность. Материалы научно-практической конференции. Тобольск,
1990.С. 19-23. Исхаков Д. Татар милэте оешуы Ьем милли ан усеше (Формирование татарской нации и развитие национального самосознания). Мирас, 1992. № 1. С.96. самосознания» у сибирских и поволжских татар. Однако сибирские татары включены в культурную азиатскую общность народов и мировую культурную цивилизацию. О взаимодействии, взаимовлиянии сибирских татар с другими народами писали Н.В. Бикбулатов, Ф.Т. Валеев, Ф.Ф. Илимбетов, H.A. Томилов и др.1
Благодаря трудам этих ученых, в 1991 г. сибирские татары получили статус самостоятельного коренного народа Сибири.
Но споры вокруг языковой самостоятельности аборигенов Сибири продолжаются и сегодня. В научном мире лингвистики существует два научных направления. Первое во главе с Д.Г. Тумашевой считают язык сибирских татар диалектом казанского языка. Второе отстаивает его самостоятельность.4
Огромное влияние на культуру сибирских татар оказал и
1 Валеев Ф.Т. Алтайские этнические элементы у западно-сибирских татар // Этнография народов Алтая и Западной Сибири. Новосибирск, 1978. С.104 - 122. Он же. Об этнокультурных связях западных татар с другими народами во второй половине 19 - начал 20 вв. : (По данным одежды тарских, тобольских и тюменских татар) // Этнокультурные явления в Западной Сибири. Томск, 1978. С.150 - 158. Он же. Этногенетические и этнокультурные контакты западносибирских татар с казахами в 19 - начале 20 вв. // Всесоюз. тюркологическая конференция. Омск, 1983. С. 62-65. Он же. Об этногенетических и историко-культурных связях татар-аборигенов Сибири с татарами Поволжья (18 - начало 20 вв.) // Фольклор, литература и история Востока. Ташкент, 1984. С.395 -397. Валеев Ф.Т., Валеев Б.Ф. К вопросу об угорском компоненте в составе сибирских татар // Проблемы этногенеза и этнической истории самодийских народов. Омск, 1983. С. 62-65. Бикбулатов H.B., Илимбетов Ф.Ф. Научная сессия по этногенезу башкир // Советская этнография. 1970. №3. С. 162- 167. Томилов H.A. О тюркском компоненте в составе сибирских татар (Постановка вопроса в сов. лит.) //Язык и топонимия. Томск, 1976. С. 134 - 138. Он же. Проблемы формирования тюркоязычного населения Западно-Сибирской равнины // Всесоюзная сессия по итогам полевых этнографических и антропологических исследований 1978 - 1979 гг. Уфа, 1980. С. .83 -84.
2 Алишина Х.Ч. Я за трехязычие // Янарыш. 1990. 27 окт. Валеев Ф.-Т., Исхакова Ф.М. К национально-языковой проблеме сибирских татар в современных условиях// Тобол, правда. 1990. 19 июля. СулеймановБ. Нет языка - нет народа//Тюмень литературная. 1990. №3. С. 14-15.
3 Тумашева Д. Г. Конбатыш себер татарлары теле (Язык западносибирских татар). Казань, 1961. Она же. Язык сибирских татар. Казань, 1968. Она же. Диалекты сибирских татар Казань, 1977. Она же. Роль языкового взаимодействия в формировании диалектов сибирских татар // Региональные особенности структуры и семантики языковых единиц. Тюмень, 1989. С. 32-39. Ахатов Г. X. Диалект западносибирских татар. Уфа, 1963. Дульзон А.П. Диалекты татар - аборигенов Томи // Ученые записки ТГУ. Т. 15-Томск, 1956. С.62-80.
4 Исхакова С.И. Лексика сибирских татар. Автореф. дисс.канд. филологич. наук. Ташкент, 1970. Она же. К вопросу о взаимоотношении языка татар-аборигенов Сибири и казанских татар // Из истории Сибири. Вып. ХУ1. Томск, 1975. С. 220. продолжает оказывать ислам. В годы советской власти проблемы этой мировой религии, как и любой другой, изучались в отрыве от народной культуры. Исследовательская литература советского периода отличается идейно - политической направленностью, пропагандой атеизма, изучением атеистического движения.1 Да и в тех трудах историков, которые, казалось бы, посвящены истории религии в сибирском крае, упоминание о сибирских татарах отсутствует. Так, И.М. Шильдяшов в книге «Религия в Сибири и атеистическое воспитание» не исследует мусульманство - вторую, по численности приверженцев, религию после православия, хотя вспоминает о нем. Перечисляя же коренных жителей Сибири, упускает сибирских татар.
Советские историки - исламоведы обращали внимание на высокую степень адаптивности магометанской веры: К.Д. Давлетшин, З.А. Ишмухамбетов, И.А. Макатов и др. К.Д. Давлетшин в своей монографии «Нации и ислам» подтверждает важную роль ислама в культурной жизни татарского народа. Им отмечено «исторически сложившееся переплетение религиозной и этнической принадлежности». Автор рассматривает особенность ислама в эпоху социализма - искать опору в национальной среде и указывает на то, что атеизм ведет к потере национальных особенностей народа.3 Свои выводы историк строил на изучении развития культуры поволжских татар в советский период. Им же в годы перестройки была рассмотрена
1 Ишмухаметов З.А. Ислам и его идеология. Казань, 1979. Он же. Социальная роль и эволюция ислама в Татарии. Казань, 1979. Мустафинов М.М. Антинаучность идеи о тождестве национального и религиозного. Грозный, 1975. Алиев Б.А. Некоторые вопросы эволюции современного ислама. М., 1978.
2 Шильдяшов И.М. Религия в Сибири и атеистическое воспитание. Новосибирск, 1986.
3 Давлетшин К.Д. Нации и ислам. Казань, 1986. С. 11,36. проблема синтеза «национального» и «религиозного», проанализировано общее и специфическое этих начал. Однако попытка историка выявить взаимосвязь «национального» и «религиозного» выглядит еще осторожной. В работе сохраняется специфическая для исследователей советского времени ориентация на установленные идейно-политические, методологические нормы.
В 1968 году С. Жармуханбетовым был поставлен вопрос о включении ислама в число основных компонентов духовной культуры народов Востока.1 О роли ислама в жизни татарского народа Сибири писалй P.A. Вафеев, И.Б. Гарифуллин, Ф.С. Сайфуллина, H.A. Томилов.2
Говоря о современной массовой народной сибирско-татарской культуре, мы не можем обойти роль и значение ислама для возрождения и развития культуры этой этнической общности. Ислам несет в себе консолидирующее начало для всех азиатских народов, а так/же этнически идентифицирует его исповедующих. Применительно к сибирским татарам нами учитывалась особенность вероисповедания данной этнической общности - синкретический характер религии, объединяющий языческие верования сибирских татар и ислам. О религиозных представлениях западносибирских татар писали И.В.
1 Жармуханбетов С. Ислам и национальная культура// Человек, общество, религия. М.Д968.
Томилов Н. А. Ислам и культура в Сибири // Влияние ислама на культуру народов Сибири. Тюмень, 1998. С. 13-17. Там же. Вафеев Р.А., Сайфуллина Ф.С. Миссионеры ислама в сибирско-татарском фольклоре. С.44-47. Там же. Гарифуллин И.Б. Обучение основам ислама в Тюменской мусульманской школе -медрессе «Белем». Там же. С.54-56. Шарапов И.Т. Ислам в Сибири // Янарыш. 1990.10 ноября.
Белич, Ф.Т. Валеев.1 Синтез национальной культуры татарского народа и религии прослеживается на протяжении всего исторического пути ислама. Религиозные деятели считают, что осознание своего национального бытия народы обрели с утверждением ислама и видят в нем своеобразное начало национальной культуры. Современная теология в лозунге единства «национального» и «религиозного» видит один из способов или путей сохранения самой религии. Западные исследователи склонны считать «национальное» и «религиозное» тождественным. Ислам в их понимании не только носитель национальной культуры, но ее источник и хранитель.3
Постсоветская историография отличается ростом интереса к истории сибирских татар. Всплеск национального самосознания этой этнической общности, возможность открыто говорить о проблемах и чаяниях народа, повлекли за собой целый ряд статей в местных периодических изданиях. В них поднимались вопросы о самостоятельности изучаемого этноса, публиковались статьи, Белич И.В. Культовые места сибирских татар как историко-этнографический источник // Роль Тобольска в освоении Сибири. Тобольск, 1987. С.40-41. Он же. К вопросу о семантике надмогильных сооружений «заболотных» татар // Проблемы исторической интерпретации археологических и этнографических источников Западной Сибири. Томск, 1990. С. 127-129. Валеев Ф.Т. О религиозных представлениях западносибирских татар (19-нач 20 века) // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера (2-я половина 19 - нач.20 в.в.) Л., 1976. С. 320-331. Он же. Обереги как пережиток доисламских верований у сибирских татар: По данным полевых этнографических наблюдений в р-х Омской и Тюменской обл. // Из истории Сибири. Томск, 1976.Вып. 19. С. 244-249.
2 Шакирзянов З.Ш. Ислам и исламская культура в Сибири // Ислам, общество, культура. Омск, 1994. С. 187- 189.
3 Hodgson G., Marshall S. The venture of Islam: conscience and history in a world civilization. Chicago-London, 1974. B. Lewis, R. Etting - hausen, О. Grabor. The world of Islam: faith, people, culture. London, 1976. призывающие к борьбе за территориальную автономию.1 Однако это движение встретило негативное отношение большей части представителей казанских татар в Западной Сибири, которые считают, что это может повредить развитию их национальной культуры и языка. Татарстан же опасается потери своего влияния на обширный регион Западной Сибири.
Проблемам общественного и культурного возрождения сибирских татар посвящена работа С.М. Исхаковой, Ф.Т. Валеева. Тюменским областным институтом повышения квалификации педагогических кадров и лабораторией возрождения языка, культуры и традиций сибирских татар было проведено исследование социально-демографического развития татарского населения Тюменской области за 1960 - 1996 гг.3 Продолжает по крупицам восстанавливать историю своего народа - тюменских татар И.Б. Гарифуллин, уделяя внимание партийному, национально-культурному строительству советской власти среди сибирских татар.4 В 1998 г. в свет вышел обобщающий труд историка «Тюменские татары».5 Как видим, основными разработчиками проблемы развития
1 Сибирские татары: проблемы национального возрождения// Тобольская правда. 1989.13 апреля. Сибирские татары: между прошлым и будущим: «Круглый стол» «Тюменской правды» // Тюменская правда. 1989. 22 июля. Исхакова Ф. Народ решит сам // Янарыш. 1990. 27 октября. Галимзянов А. О проблемах сибирских татар // Янарыш. 1990. 10 ноября. Гаитов А. Осознанная любовь // Советская Сибирь. 1989. 27 февраля. Он же. За национально-территориальный статус (Выступление на конференции) // Янарыш. 1990. 6 октября.
2 Исхакова С.М., Валеев Ф.Т.-А. Сибирские татары: этнокультурные и политические проблемы возрождения. Москва, 1996. Сибирские татары: история и современность. Тобольск, 1990. Социально-культурная ситуация в Тюменской области: исторический опыт и альтернативы выхода из кризиса. Свердловск, 1991. Социально-демографическое развитие татарского населения Тюменской области в годы освоения Севера (1960 - 1996 гг.). Тюмень, 1997.
4 Гарифуллин И.Б. Из истории культурно-просветительной работы среди татарского населения // Влияние ислама на культуру народов Сибири. Тюмень,1998. С.50-54. Он же. Из истории работы среди татарского населения Тюменской области. В документах. 4.1. (1917 - 1965г.г.) Тюмень, 1998.
5 Гарифуллин И.Б. Тюменские татары. Тюмень, 1998. культуры сибирских татар являются этнографы, исследуя тему в своем профессиональном ракурсе. Историками же она изучена слабо. Совершенно не изученными остаются особенности развития современной культуры сибирских татар. В данном научном труде делается попытка исправить этот пробел.
Цель и задачи диссертационного исследования поставлены в связи со значимостью и актуальностью темы, степенью ее изученности. Автор диссертации поставила перед собой цель -исследовать процессы, протекавшие в 1970 - 1990-е гг. в культурной жизни сибирских татар, выявить их особенности. Задачи исследования:
- показать роль и инициативу самих сибирских татар в деле сохранения и возрождения национального языка, национальных школьных и культурно-просветительных учреждений, народных ансамблей песни и танца, борьбе за обретение территориальной автономии
- проанализировать процесс развития культуры коренного сибирского народа с учетом его многонационального окружения
- рассмотреть влияние культуры татар Поволжья на сибирских татар
- показать роль ислама в культуре данной этнической общности, а также в деле возрождения национальной культуры
- раскрыть влияние политики государства на развитие культуры сибирских татар
Методология и методика исследования. Важнейшими научными принципами для автора диссертации явились историзм, научная объективность исторического исследования. Наряду с этими общими методологическими принципами в работе применялись такие общенаучные и специальные методы исследования, как сравнительно-исторический, проблемно -хронологический, статистический. Поскольку тема находится на стыке ряда общественных дисциплин, использовался также культурологический метод.
Объектом исследования являются одни из самых древних обитателей Западно-Сибирского региона, этническая общность -сибирские татары. В 1991 г. ими был обретен статус коренного сибирского народа.
Территориальные рамки исследования включают Новосибирскую, Омскую, Томскую, Тюменскую области Западной Сибири, что объясняется особенностями расселения сибирских татар. По нашим подсчетам, общая численность татар в 1992 году приблизилась к 240 тыс. татар, из них сибирские татары составляли примерно 180 тыс. человек. (Неточность данных о численности сибирских татар обусловлена отсутствием данных о сибирских татарах во Всесоюзной переписи населения с 1939 г.)
Хронологические рамки - 1970 - 1990-е гг. - выбраны с целью всестороннего изучения культурной жизни аборигенов Сибири. На протяжении этих десятилетий обществу представилось жить в разных социальных отрезках времени: социализме и застое политической жизни, перестройке и периоде её крушения. Все это незамедлительно сказывалось на культуре, в том числе и на культуре национальной. Этот хронологический период дает уникальную возможность выявить особенности развития национальной культуры, ее непреходящие ценности, источники возрождения, определить тенденции дальнейшего развития. С 1970 г. начинается период активного промышленного освоения Сибири, повлекший за собой массовый приток мигрантов, нарушение привычных экологических способов существования коренных народов. Отсутствие за сибирскими татарами статуса самостоятельного народа, предоставленность их самим себе (в отличие от народов Севера, культурным развитием которых занималось государство) делает возможным проследить способы национального самовыражения и удовлетворения своих национально-культурных потребностей этой этнической общностью в новых условиях существования. Экскурсы в прошлое культурной жизни сибирских татар начала XX века, первые годы становления Советской власти позволили глубже проследить причинно -следственные связи изучаемых процессов в культуре: влияние мусульманской религии, политики государства на культуру сибирских татар.
Источниковуюбазу диссертации составили многочисленные документы и материалы, выявленные в фондах государственных архивов Омской, Новосибирской, Томской, Тюменской областей (ГАОО, ГАНО, Г ATO, ГАТюО). Важнейшими источниками являются документы, содержащиеся в бывших партийных архивах Томского обкома КПСС - Центре документации новейшей истории Томской области - (ЦДНИТО), Центре документации новейшей истории Омской области - (ЦДНИОО), Центре документации новейшей истории Тюменской области - (ЦДНИТюО). Фонды Новосибирского обкома КПСС вошли в фонды ГАНО. В целом изучено 15 фондов и около 500 дел. В диссертацию вошли фонды протоколов заседаний обкомов КПСС, областных отделений Советского фонда культуры, управлений культуры облисполкомов, отделов культуры горисполкомов, областных домов народного
17 творчества, уполномоченных по делам религий областей Западной Сибири. Широко использована периодическая печать Западной Сибири 1970 - 1990-х гг., освещавшая национально-культурную жизнь населяющих регион этносов. Особо нужно отметить использование автором диссертации периодических изданий, художественной литературы на татарском языке, издаваемых как в Западной Сибири, так и в Казани. А также в диссертацию вошел богатый материал персоналий, почерпнутый из личного общения с людьми, участвующими в возрождении культуры сибирских татар.
Научная новизна заключается в попытке исследовать малоизученную историками тему - особенности развития национальной культуры у коренного народа Западной Сибири -сибирских татар в 1970 - 1990-е гг. В научный оборот вводятся новые документы, ранее не привлекавшиеся материалы периодической печати. В диссертации впервые анализируется взаимосвязь национальной культуры коренного сибирского народа и ислама в современных условиях, развитие национальной культуры в условиях отсутствия автономного образования. В результате исследования своеобразия системы образования, особенностей развития культуры, общественно-политической мысли сибирских татар определены этапы развития этих сфер культурной жизни этнической общности.
Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Жанровое своеобразие песенно-музыкальных традиций татар Тюменской области2007 год, кандидат филологических наук Сурметова, Луиза Раисовна
Именник тобольских татар мусульманского происхождения2006 год, кандидат филологических наук Сайдимова, Эльфрида Раильевна
Историко-лингвистический анализ личных имен татар г. Тюмени XX века2005 год, кандидат филологических наук Тимканова, Гузалия Фаритовна
История татарских общин Иркутской губернии конца XIX - начала XX в.2006 год, кандидат исторических наук Бобкова, Галия Ивановна
Государственные образования шибанидов и тайбугидов Западной Сибири в отечественной историографии: середина XVIII - начало XXI вв.2009 год, кандидат исторических наук Коблова, Елена Юрьевна
Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Леонова, Анна Владимировна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сибирские татары - коренной этнос Западной Сибири, носитель богатой культурной истории. Ошибочное представление о нём, как о родственном поволжским татарам народе, привело к перекосам в развитии его национальной культуры и отсутствию автономии. Сибирские татары испытывали ассимиляцию и со стороны русского населения и со стороны поволжских татар. Период 1970 — 1990х г.г. в истории развития культуры сибирских татар можно разделить на два этапа:
1. 1970 - первая половина 1980-х г.г. - период активной ассимиляции сибирских татар.
С 1964 г. образование сибирских татар скоропалительно переводилось на русский язык. Занятия татарским литературным языком (казанским) и литературой были продолжены в качестве факультативной работы. Преподавание «обслуживающего» сибирских татар языка проводилось силами энтузиастов, зачастую неимеющих специального педагогического образования. Родной бесписьменный язык был вытеснен в семейно-бытовую сферу. Все реже выписывались казанские периодические издания, в библиотеках все реже востребовались книги на литературном татарском языке. За двадцать лет, 1969 - 1989 г.г., практически на 50 % уменьшилось число читателей на татарском языке. Постепенное забвение литературного татарского языка вело к некоторому росту знания языка сибирских татар. Однако этот процесс не имел решающего значения в сравнении с распространением и использованием русского языка. Если за первые сорок лет Советской власти языковой ассимиляции было подвергнуто только 3,7 % татар, то за последние тридцать лет - 17,9 %. (Т.е. практически в 4,5 раза!). Разрушенная система образования сказалась на общем уровне грамотности сибирских татар. В основном сибирские татары получают начальное или неполное среднее образование. Получивших высшее образование на русском языке среди томских татар в 1979 г. 0,2 %. и 3,7 % в 1989 г., что сказывается на слабости национальной интеллигенции. Поэты и писатели из числа сибирских татар творят на литературном казанском языке, а большинство предполагаемых читателей не могут прочесть написанного.
Велико влияние поволжских татар в самодеятельном сценическом искусстве коренного народа Сибири. Оно усилилось в 1970-е гг., в связи с миграциями татар Поволжья в Западную Сибирь для освоения природных богатств края. Разрозненные самодеятельные коллективы подражали и использовали репертуар казанских татар. Уровень исполнительского мастерства фольклорных коллективов весьма низок. Самобытный фольклор сибирских татар исполнялся редкими народными татарскими ансамблями. Особых успехов и популярности достигли ансамбли сибирских татар сел Балман, Беркуль, Мышланки Новосибирской области. Они строили свои выступления на местном, ими обработанном материале. Характерной чертой периода является засилье поволжского фольклора. Это, в свою очередь, способствовало демонстрации существующей разницы между двумя народами.
Говоря о развитии национально-культурной самобытности сибирских татар в этот период нужно отметить некую двунаправленность процесса. С одной стороны, налицо потеря национальной самобытности, а с другой - осознание своеобразия культуры сибирских татар.
Наиболее сохранившим сибирско-татарскую специфику представляется декоративно-прикладное искусство сибирских татар: ковроткачество Новосибирской области, резьба по дереву Томской области, резьба по кости Тюменской области и др. В силу специфики передачи мастерства, попытки методических отделов областных домов народного творчества открыть консультационные пункты в татарских деревнях и селах Западной Сибири оказались неуспешными. Отлаженной системы консультаций профессиональных художников для сибирских мастеров не сложилось. Нередко попытки выражения этнической принадлежности официальными органами власти трактовались как проявления «национализма».
Достаточно высокий уровень национального самосознания сибирских татар поддерживался за счет патриотического воспитания, игравшего консолидирующую роль. Осознание подвига своего народа в Великой Отечественной войне и в мирное трудовое время способствовало чувству гордости, объединяло народ.
Несмотря на политику атеизма советского государства, ислам продолжал играть значительную роль в жизни тюркского населения Сибири. Он также играл роль этнической идентификации сибирских татар, способствовал их единению, консолидации, поддерживал высокий уровень национального самосознания. Наиболее религиозным было мусульманское население в Омской и Новосибирской областях, граничащих с Казахстаном. В целях самосохранения в условиях атеистической идеологии советского государства, ислам адаптировался к жизненным обстоятельствам. Главная цель религиозных мусульманских деятелей была самосохранение веры и её популяризация. Средствами выживания стали: велиречивые проповеди в честь партийных и советских деятелей, проповеди, посвященные советским праздникам, скрытность и замкнутость общины, отсутствие требований к властям. В условиях ассимиляции сибирских татар, ислам взял на себя функции хранителя национальной культуры. В сознании татар Сибири прослеживается смешение понятий «религиозное» и «национальное». Религиозные обряды и праздники считаются «своими», «национальными». В результате нарушения религиозной инфраструктуры, ограничения деятельности мулл, в областях Западной Сибири широко распространился институт «самозванных» или «домашних» мулл. Эти муллы органично совмещают ислам и языческие верования сибирских татар: «лечат» людей и животных (что роднит их с шаманами) посредством молитв Корана. В современном мифологическом творчестве сибирских татар присутствует и вера в Аллаха, и языческие верования в силы природы. В мифотворчестве этноса отразилось и отношение к атеистической политике советских властей. Религиозный комплекс приобрел светские черты.
2. Вторая половина 1980-х - 1990-е гг. - период резкого роста национального самосознания сибирских татар в связи с демократическими преобразованиями в стране. Он повлек за собой волну интереса к родному языку, культуре, истории народа.
Развитие национального образования сибирских татар на этом этапе делится на две составляющие. Первая - конец 1980-х гг.: период возрождения и активного функционирования многочисленных кружков татарского языка и литературы, преподавания литературного татарского языка в качестве предмета. В это время начинается работа над созданием алфавита (алифбы) на латинской основе и грамматики сибирских татар группами ученых г. Тобольска и г. Тюмени. Вторая -с 1990 г., когда в крупных городах Западной Сибири открываются факультеты по подготовке учителей татарского языка, возрождается национальное образование. Доля национальных татарских школ с 1990 по 1995 гг. выросла на 24,3 %. Образование ведется на литературном татарском языке. Перевод образования на родной язык одобряется не всеми сибирскими татарами. Объясняют это сложностью продолжения образования, нарушением историко-культурных связей татарских народов. Беспокойство сменой письменного языка культивируется и Татарской автономной республикой, которая опасается потерять влияние на обширный регион Западной Сибири. Работа над алфавитом сибирских татар до сегодняшнего дня остается на теоретическом уровне. Культурная связь сибирских татар с поволжскими, по всей видимости, будет сохраняться и впредь.
- С конца 1980-х гг. ширится движение за возрождение национальной культуры. Оплотами его стали создаваемые национально-культурные татарские центры. Первоначально, они занимались исключительно культурной деятельностью среди татарского населения Западной Сибири. Позднее в таких объединениях зарождается общественно-политическая мысль о получении сибирскими татарами статуса самостоятельного, коренного народа Сибири, получении территориальной автономии. Во главе движения за автономизацию стояла творческая интеллигенция: первый сибирско-татарский поэт Булат Сулейманов, писатель-очеркист Якуб Занкиев. Ярко, призывно они писали о судьбах и чаяниях своего родного народа. Статьи Б.
Сулеманова «Кто мы: сибирские татары?», «Нет языка - нет народа».1 стали своеобразными манифестами сибирских татар.
С конца 1980-х гг. наблюдается процесс политического возрождения сибирских татар. Его первые ростки появились на Тюменской земле. Это обусловлено исторической традицией, концентрацией здесь сибирских татар и наличием в области двух автономных территориальных образований коренных сибирских народов, коего нет у исследуемого нами народа. Первые шаги были сделаны в конце 1980-х гг. с попыток восстановления национальных сельских советов. Однако осуществляться это начинание стало только в середине 1990-х гг. Начатое Б. Сулеймановым в 1986 г. национально-освободительное движение сибирских татар, вылилось в создание их многочисленных общественных организаций, в том числе и мусульманских. Члены общественно-политических организаций активно участвуют в выборах в Совет федерации и местные органы власти.
Особого внимания заслуживает деятельность созданной в 1990 г. Ассоциации татар Тюменской области «Сыбыр» (президент И. Рафиков). В 1991 г. ею были собраны документы, подтверждающие самостоятельность происхождения сибирских татар, в результате чего этнос получил статус самостоятельного, коренного народа Сибири и был включен отдельной строкой в список народов РСФСР. На 1-м Учредительном съезде Конгресса тюркских народов России «Возрождение и согласие» (1995г., г. Москва), профессор Д.М. Гильязитдинов обратил внимание на «самостоятельную нацию сибирских татар, остро нуждающихся в предоставлении им
1 Сулейманов Б. Мин себер татарымын. Екатеринбург, 1998.С. 229 - 247. государственного образования в рамках многонациональной России для обеспечения гармоничного возрождения национальной культуры, родного языка.».1 Однако движение за территориальную автономию сибирских татар приостановлено. Причиной тому является ориентация сибирских татар на Татарстан, который не заинтересован в самостоятельности сибирских татар, т.к. это ослабляет его влияние на обширный регион Западной Сибири.
В отличие от православных, мусульмане Сибири не испытали резкого всплеска религиозного сознания в конце 1980-х гг. Уровень религиозности мусульманского населения Сибири оставался стабильно высоким и сохранял постоянство. С демократическими преобразованиями в стране, свободой совести, религиозные мусульманские деятели активно включились в политику, являются доверенными лицами депутатов, участвуют в политических выборах. Растущие связи с мусульманскими странами включает сибирских татар в мировую азиатскую культуру. Думается, что появившиеся в обществе панисламистские, националистические организации, называющие себя ваххабистами, будут отторгнуты сибирскими татарами по причине синкретизма их верования.
Особенностями развития культуры сибирских татар в 1970 - 1990 гг. являются:
- сохранение самобытной национальной культуры в основном на внутрисемейном уровне
- синкретический характер верований коренного сибирского этноса, развивающийся в современном народном мифотворчестве
1. Цит по. Исхакова С.М., Валеев Ф.-Т.А. Сибирские татары: этнокультурные и политические проблемы возрождения. М., 1996. С. 10.
- влияние культуры русских, отразившееся на активных ассимиляционных процессах среди сибирских татар
- влияние культуры поволжских татар, и всё большая вовлекаемость сибирского народа в татарский мегаэтнос
- влияние культуры ислама, подключающей сибирский этнос к мировой азиатской культуре, цивилизации
- двунаправленность процесса культурного развития сибирских татар. С одной стороны, заметно их стремление к самостоятельности (борьба за территориальную автономию), базирующееся на признании самобытности этноса. С другой - негласная зависимость сибирских татар от Татарстана, который опасается потерять влияние на обширный Западно-Сибирский регион и тормозит процесс обретения культурной и политической самостоятельности коренным народом Сибири.
По всей видимости, тенденция к нивелированию культуры сибирских татар будет сохраняться и впредь.
Надеемся, что в ближайшем будущем местные органы власти будут оказывать материальную поддержку национальным школам, классам, коллективам художественной самодеятельности, общественным татарским организациям. В случае отказа властей в помощи коренному народу усилится его ориентация и взаимосвязь национальной культуры и мусульманской религии. Хотелось бы, чтобы светское образование и культура этого, уже так много выстрадавшего, народа сохранились.
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Леонова, Анна Владимировна, 2000 год
1. Государственный архив Новосибирской области1. Фонд 1418.
2. Опись 1. Уполномоченный по делам религии (19927 1974 гг.) Д. 5, 8, 9,17,26,29,47,48,61,67,76,78,80,91,103,111,128,136,146,165,166,179,180,1 89,193,211,212,216,229,230,233,235,239,255,258,266,275,286,2941. Фонд 1372.
3. Опись 1а. Областное объединение «Культура» Комитета по культуре администрации Новосибирской области. Д.48,62,74,80,87,103,120,121,123,139,147,150,172,179,193,266,364,392,414, 550,686, 690,715,725,756,7681. Фонд 1375.
4. Опись 1. Управление культуры Новосибирского облисполкома ( 19441992гг.)
5. Д.15,725,756,768,784,814,956,1245,1371,1607,1626,1630,1683,1684,1809, 1792,1881,2043,2051,2055,2288,2299,2365,2366,2368,2372,2382,2385,2406,2407,240 8,2441,2443,2444,24851. Фонд 2099.
6. Опись 1. Новосибирское областное отделение Советского фонда культуры (1987 1990 г.г.). Д. 10,14,25.
7. Государственный архив Омской области
8. Фонд 437. Заседания исполнительного комитета Омского областного совета народных депутатов. Опись 14. Д. 2324, Фонд 2111.
9. Опись 1. Д. 415, 416,528, 536,564,570, 603, 609, 611, 612, 654, 769,770, 821, 864, 914,1066,1108,1168,1198
10. Фонд 2603. Управляющий по делам религий Омской области. Опись 1. Д.1, 7, 12, 29, 31, 46, 47, 56, 80, 81, 85,88, 98, 99, 101, 103, 109, 113, 114, 118, 119, 120, 121, 122, 123, 125, 125о, 125п, 125н, 140, 148, 155,160, 165, 167, 170, 174
11. Омский областной центр документации новейшей истории
12. Фонд 17. Опись 94. Д. 18,19,160. Опись 95. Д. 54,64. Опись 100. Д. 172. Опись 103. Д. 10.
13. Опись 106. Д.80, Опись 107. Д.22,28,30. Опись 109. Д.34. Опись 115. Д.34,221.
14. Опись 123. Д. 247. Опись 125. Д.45. Опись 126. Д. 225. Опись 136. Д.216. Опись 138. Д.235. Опись 139. Д. 132.4.
15. Государственный архив Томской области.1. Фонд Р 1786.
16. Опись 1. Уполномоченный Совета по делам религий за 1924 1978 г.г. д.8, 70, 137, 192,203 -225,233 265-421,440-451.1. Фонд Р- 1821.
17. Опись 1. Отдел культуры Томского горисполкома. Д. 4,6,9,12,15,17,22,27,30,36,39,44,50-52,55,62,66,75,86,89,96,111,119.1. Фонд Р- 1653.
18. Опись 1. Материалы деятельности мусульманской религиозной общины города Томска. Д. 5, 10,641,689,
19. Государственный архив Тюменской области1. Фонд 1836.
20. Опись 1. Тюменский областной дом народного творчества. Д. 118,120,136,146,149,154,155, 178,179,223,224,253,411,415,419, 511,512,513.
21. Тюменский областной центр документации новейшей истории
22. Фонд 30. О работе с нацменами.
23. Опись 1. Д. 25,161, 888, 919,920,924, 982.
24. Фонд 124. Протоколы заседаний Томенского обкома КПСС.
25. Опись 1. Д.4., Опись 200. Д.5., Опись 205. Д. 144, 200, Опись 248. Д. 1,
26. Опись 251. Д. 15, Опись 254. Д.1, 29, Опись 257. Д. 1.
27. Статистические и справочные издания
28. Народное образование, наука и культура в СССР. М., 1977.
29. Народное хозяйство Новосибирской области за 1981 1985 г.г. Новосибирск. 1987.
30. Народное хозяйство Омской области за 1971 1975 г.г. Омск. 1977.
31. Народное хозяйство Томской области за 1971 1975 г.г. Новосибирск. 1976.
32. Народное хозяйство Томской области за 1976 1980 г.г. Новосибирск. 1982.6. Народы Сибири. М., 1959
33. Собрание законодательства Российской Федерации. М., 1996.
34. Социально-демографическое развитие татарского населения Тюменской области в годы освоения Севера 1960 1996 г.г. Тюмень. 1997.
35. Тюркологический сборник. 1972. М., 1973.
36. Численность населения отдельных этнических групп на 1989 г. М., 1992.3. Периодическая печать
37. Вечерний Омск. 1989, 1990,1991, 1997.2. ж. Вопросы истории. 1989.3. ж. Вопросы философии. 1999.4. ж. Восточное обозрение. 1882.5. ж. Дружба народов 1970, 1971,1972, 1974, 1975, 1976,1977, 19806. ж. История СССР. 1989, 1990.
38. Клуб и художественная самодеятельность. 1986, 1989.
39. Красное знамя. 1976, 1978, 1985, 1989, 1990.
40. Молодой ленинец. 1987, 1990.10.ж. Наблюдатель. 1891.11 .Народная трибуна. 1992. 12.Наука и религия. 1989, 1990, 1992.
41. Омская правда. 1988, 1989, 1990, 1992, 1993. 14.Омский вестник. 1994, 2000.
42. Политинформатор и агитатор. 1989.16.Российская газета. 1996.17.ж. Сибирская газета. 1881.18.Сибирская газета. 1990.
43. Сибирская торговая газета. 1901 1902.20.ж. Сибирский вестник. 1887, 1889.
44. Советская культура. 1970, 1974, 1975, 1978, 1985, 1990.22.Советская Сибирь. 1989.23.ж. Советская этнография. 1970, 1972, 1983, 1990.24.Советский Север. 1990.25.ж. Социологические исследования. 1992, 1998.26.Татарские края. 1996.
45. Тобольская правда. 1989, 1990.
46. Тобольские губернские ведомости. 1861, 1869, 1881.29.Томский вестник. 1993.
47. Тюменская правда. 1974,1989, 1990, 1995, 1998. 31 .ж. Тюмень литературная. 1990.
48. Усть-Ишимский вестник. 1994.
49. Янарыш. 1990, 1991, 1992, 1994, 1999.
50. Исследовательская литература
51. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». М., 1990.
52. Актуальные проблемы развития межнациональных отношений, интернационального и патриотического воспитания. Материалыреспубликанской научно-практической конференции, состоявшейся 16-17 мая 1989 г. в г. Казани. Казань. 1989.
53. Алиев Б.А. Некоторые вопросы эволюции ислама в Татарии. Казань. 1979.
54. Арутюнов С.А. Народы и культуры, развитие и взаимодействие. М., 1989.
55. Аршаруни А., Габибулин X. Очерки панисламизма и пантюркизма в России. М., 1931.
56. Ахатов Г.Х. Диалект западносибирских татар. Уфа. 1963.
57. Аширов Н. Эволюция ислама в СССР. М., 1973.
58. Аширов Н. Нравственные поучения современного ислама. М., 1977.
59. Аширов Н. Мусульманская проповедь. М., 1978. Ю.Бондаренко Е.А. Республика Татарстан: национальные отношения //
60. Социологические исследования. 1999. № 11. С.
61. Бояршинова З.Я. Население Томского уезда в 1 половине ХУ11 в. Томск. 1950.Т.112.
62. Бояршинова З.Я. Очерки истории города Томска. Томск. 1973.
63. Бударин М.Е. Путь народов крайнего Севера к коммунизму. Омск. 1968.
64. Бовтун B.C. Партийное влияние на деятельность учреждений культуры Западной Сибири. Автореферат дисс. на соиск. учен. степ, д-ра ист. наук. Томск. 1991.
65. В Сибири рождённое (Страницы истории Омского высшего общевойскового командного дважды Краснознаменного училища им. М.В. Фрунзе). Омск. 1987.
66. Валеев Ф.Т. Западно-сибирские татары во 2 половине XIX начале XX в.в.: Историко-этнографические очерки. Казань. 1980.
67. Валеев Ф.Т. Сибирские татары'.(Проблемы этнокультурного развития во второй половине XIX начале XX в.в.). Автореф. дисс. на соиск. учен. степ, д-ра ист. наук. М.,1987.
68. Валеев Ф.Т. Сибирские татары: культура и быт. Казань. 1992, 1993.
69. Влияние ислама на культуру и быт народов Сибири. (Материалы научно-практической конференции, посвященные 600-летию ислама в Сибири). Тюмень. 1998.
70. Вопросы научного атеизма. М., 1982. Вып .30.
71. Вопросы истории Сибири досоветского периода. Новосибирск, 1973.
72. Вопросы этнокультурной истории Сибири. Томск. 1990.
73. Всесоюзная сессия по итогам полевых этнографических и антропологических исследований. 1978 1979 гг. Уфа. 1980.
74. Гали Акберова Ф. Некоторые вопросы методики преподавания русского языка в татарских школах Тюменской области в условиях восточного диалекта татарского языка. Тобольск. 1958.
75. Гарифуллин И.Б. Из истории работы среди татарского населения Тюменской области. В документах. 4.1. (1917 1965 гг.) Тюмень, 1998.
76. Гарифуллин И.Б. Тюменские татары. Тюмень. 1998.
77. Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991.
78. Гиганов И. Словарь российско-татарский, собранный в Тобольском народном училище. С-Пб.,1804.
79. Гордеева О.И. Некоторые закономерности влияния родного языка на усваиваемый язык в процессе становления двуязычия: (На материале рус. и татарского говоров). Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. Томск. 1965.
80. Губайдуллин Г. Некоторые основы национализма. Казань. 1918.
81. Давлетшин К. Д. Нации и ислам. Казань. 1986.
82. Дин турында халык. Казан. 1967.
83. Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XYII в. М., 1960.
84. Духовная культура народов Западной Сибири. Томск. 1980.
85. Ежегодник Тобольского губернского музея. 1897,1904,1910. Зб.Занкиев Я. «Иртеш таннары» («Зори Иртыша») Казань. 1994. 37.Заселение Сибири и быт первых её насельников. Харьков. 1889.
86. Иванов C.B. Скульптура алтайцев, хакасов, сибирских татар: 18 -перв. четверть 20 в. Л., 1979. С. 138 151.
87. Из истории Сибири. Томск, 1976. Вып. 19.
88. Известия Всесоюзного географического общества . 1950.Т.52. Вып. 2.
89. Из истории партийных организаций Урала и Западной Сибири. Тюмень, 1971.
90. Из истории Сибири. Томск. 1969. Вып. 2.
91. Из истории Сибири. Томск. 1975. Вып. 16.
92. Из истории Сибири. Томск. 1975. Вып. 19.
93. Искусство и фольклор народов Западной Сибири. Томск. 1984.
94. Ислам, общество, культура. Омск. 1994.
95. Исламшин P.A. Национально- культурное возрождение глазами учителя // Социологические исследования. 1998. № 11.
96. История и психология. М.,1971.
97. Исторический ежегодник. 1997. Омск. 1998.
98. Исхаков Д. Татар миллэте оешуы Ьэм милли ан усеше (Формирование татарской нации и развитие национальногосамосознания). Мирас. 1992. № 1.
99. Исхакова С.И. Лексика сибирских татар. Автореф. дисс. на соиск. . канд. филолог, наук. Томск, 1970.
100. Исхакова С.М. Древнетюркские элементы в народно-разговорном языке западносибирских татар. Томск. 1973.
101. Исхакова С.М., Валеев Ф.Т. К вопросу о роли фольклора в историко-этнографическом изучении сибирских татар //.С. 172-182.
102. Исхакова С.М., Валеев Ф.-Т. А. Проблемы этнокультурного и политического возрождения сибирских татар. Москва. 1986.
103. Ишмухаметова З.А. Ислам и его идеология. Казань 1959.
104. Ишмухамметов З.А. Социальная роль и эволюция ислама в Татарии. Казань 1979.
105. Коммунисты Западной Сибири (1917-1967г.г.) Тюмень. 1967.
106. Культура, искусство татарского народа: истоки, традиции, взаимосвязь. Казань. 1993.
107. Культурное наследие Азиатской России: мат-лы 1 Сибиро-Уральского конгресса. Тобольск. 1997.
108. Культурные традиции народов Сибири. Л., 1986.
109. Леонова A.B. Место и роль ислама в национальной культуре сибирских татар в послевоенные годы //Вторая мировая война и послевоенное устройство мира.(Материалы международной научнометодической конференции). Омск. 1999. С. 152 157.
110. Леонова A.B. Некоторые особенности развития национальной культуры сибирских татар в советское время (1970-е 1980-е гг.) // Сибирь: вехи истории. Иркутск. 1999. С.102 - 106.
111. Ленин в наших свершениях. Тюмень, 1971.
112. Лоткин И. Омская область. Модель этнологического мониторинга. М., 1998.
113. Макатов И.А. Атеисты в наступлении: преодоление пережитков ислама в национальном самосознании. М., 1978.
114. Материалы по землевладению и экономическому быту оседлых инородцев Тобольской губернии. Тобольск, 1911.
115. Материалы третьего научно-практического семинара ЗападноСибирского центра по народной культуре. Омск, 1996.|
116. Межнациональные отношения и межнациональная политика в СССР. Омск. 1990.73 .Миллер Г.Ф. Описание Сибирского царства. СПб., 1787.
117. Михайлова Л. И. Народное художественное творчество и его место в российской культуре // Социологические исследования. 1998. № 4.С.
118. Мустафинова. М. Антинаучность идеи о тождестве национального и религиозного. Грозный. 1975.
119. Мусульманские праздники. М., 1990.
120. Народности Севера: проблемы и перспективы экономического и социального развития. Новосибирск. 1983.7 8. Народы Сибири на современном этапе. Национальные и региональные особенности развития. Новосибирск. 1989.
121. Народный танец. СПб., 1991.80.Народы Сибири. М., 1959.
122. Народы Сибири на современном этапе. Новосибирск. 1989.
123. Народы Сибири: права и обязанности. Новосибирск. 1997.
124. Народы Советского Севера (1960- 1980 гг.) М.,1991.
125. Национальная школа: поиск, опыт, проблемы. Омск. 1990.
126. Нигмедзянов М.Н. Татар халык жилрары. Казан. 1976.
127. Нигмедзянов М.Н. Татарские народные песни. Казань. 1984.
128. Новая литература по культурологии. М., 1995.
129. Новиков C.B. Национально-религиозный аспект в деятельности политических сил Омской области (1993-94 гг.) // Русский вопрос: история и современность. Часть. 1. Омск, 1994. С. 89-93.
130. Прибыльский Ю.П., Слинкин C.B. Имени Д.И. Менделеева. Документальный очерк о прошлом и настоящем Тобольского педагогического института. Тобольск, 1999.
131. Прииртышье моё: краеведческий сборник. Омск, 1990.
132. Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера: (2-я половина 19 начало 20 в.в.) Л., 1976
133. Проблемы этнической истории тюркских народов Сибири и сопредельных территорий: Сб. науч. тр. Омск. 1984.
134. Проблема этногенеза народов Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск. 1973.
135. Проблемы этногенеза и этнической истории самодийских народов. Омск, 1983.
136. Пуцилло П.М. Указатель делам и рукописям, относящимся до Сибири. М., 1879.
137. Радлов В.В. Образцы народной литературы тюркских племен. С.-Пб.1872.
138. Рафиков Р. Г. Культурное развитие экстерриториальных народов Западной Сибири в конце 1920х начале 1930х г.г. Автореф. дисс. на соискан. учен. степ. канд. ист. наук. Новосибирск. 1994.
139. Региональные особенности структуры и семантики языковых единиц. Тюмень, 1989.
140. Роль Тобольска в освоении Сибири: Тез. обл. науч. конф., посвященной 400-летию Тобольска (№ 5 июня 1989 г.) Тобольск. 1987.
141. Сепир Э. Избранные груды по языкознанию и культурологии. М., 1993.
142. Сибирские татары: история и современность. Материалы научно-практической конференции Тобольск. 1990.
143. Советская Сибирь: сборник статей. М., 1929.
144. Современные этнические процессы у народов Западной и Южной Сибири. Томск. 1981.
145. Современные фольклорные коллективы в городе. М., 1986.
146. Соколова З.П. Путешествие в Югру. М., 1982.
147. Состояние и перспективы развития межнациональных отношений в Омской области. Омск. 1990.
148. Социальная психология. М.,1987.
149. Социально-демографическое развитие татарского населения Тюменской области в годы освоения Севера. 1960 1996 гг. Тюмень, 1997.
150. Социально-культурная ситуация в Тюменской области: исторический опыт и альтернативы выхода из кризиса. Свердловск. 1991.
151. Социально-культурные процессы в советской Сибири по проблемам современного искусства и народного творчества. Омск. 1985.
152. Степанова Е.Б. Образовательная и просветительная работа среди национальных меньшинств Томской губернии и округа в 1920е г.г. Автореф. диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Томк. 1996.
153. Структура и история тюркских народов. М., 1971.
154. Структура и история тюркских языков. М., 1971
155. Сулейманов Б. Мин себер татарымын. Екатеринбург. 1998.
156. Творчество Б. Сулейманова и проблемы развития языка, литературы, культуры сибирских татар. Тюмень. 1999.
157. Тезисы докладов научной сессии за 1972 г. Казань. 1973.
158. Тез. докл. 2 науч. конф. молодых ученых Ин-та яз., лит., истории. Казань. 1971.
159. Тобуроков H.H. Становление и развитие стихосложения в советской поэйии тюркоязычных народов Сибири. Автореферат дисс. на соиск. учен. степ, д-ра филол. наук. Алма-Ата. 1986.
160. Томилов H.A. Современные этнические процессы среди сибирских татар. Томск. 1978.
161. Томилов Н. А. Этническая история тюркоязычного населения Западно-Сибирской равнины в конце XYI- начале XX вв. Автореф. дисс. насоиск. доктора ист. наук. Омск. 1983.
162. Томилов H.A. Этническая история тюркоязычного населения Западно-Сибирской равнины в концеХУ! начале XX вв. Новосибирск, 1993.
163. Томилов Н. А. Проблемы этнической истории (по материалам Западной Сибири). Томск. 1993.
164. Традиционная музыка народов Поволжья и Приуралья. Казань. 1989.
165. Традиционный фольклор в современной художественной жизни. Л., 1984.
166. Труды Первого сибирского краевого научно-исследовательского съезда. Т.5. Томск, 1928.
167. Тумашева Д.Г. Конбатыш себер татарлары теле. Казан. 1961.
168. Тумашева Д.Г. Язык сибирских татар. Казань, 1968.
169. Ученые записки ТГУ. Т. 15. Томск, 1956.
170. Фишер И. Сибирская история. СПб., 1774.
171. Фольклор, литература и история Востока. Ташкент, 1984.
172. Халык эйтса хак эйтер. Казан. 1963.
173. Шейхов М.Б. Сущность Курбан-байрама. Махачкала. 1963.
174. Шильдяшов И.М. Религия в Сибири и атеистическое воспитание. Новосибирск. 1982.
175. Шулембаев К.Ш. Образ жизни. Религия. Атеизм. (Общее и особенное для казахов). Алма-Ата. 1983.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.