Единство внутреннего и внешнего в сценическом действии как художественно-педагогический принцип руководства музыкально-драматическим творчеством школьников тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Аккуратова, Елена Анатольевна

  • Аккуратова, Елена Анатольевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2003, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 132
Аккуратова, Елена Анатольевна. Единство внутреннего и внешнего в сценическом действии как художественно-педагогический принцип руководства музыкально-драматическим творчеством школьников: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Москва. 2003. 132 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Аккуратова, Елена Анатольевна

Введение.

Глава 1. Художественно педагогическое руководство музыкально-драматической деятельностью школьника: история, цели, задачи, проблемы, перспективы.

§ 1.1. Художественные и педагогические проблемы в руководстве исполнительской театрально-музыкальной деятельностью школьников.

§ 2.1. Научно-методическое значение выразительного языка актёрского творчества в музыкально-драматическом спектакле.

Глава 2. Единство внутреннего содержания и внешнего выражения в актёрском искусстве как научно-методическая основа обучению школьников театрально-музыкальной выразительности.

§1.2.Художественно-педагогический потенциал основных компонентов теории действий.

§2.2.Единство психического и физического в поведении человека как основа руководства музыкально-драматическим творчеством школьников.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Единство внутреннего и внешнего в сценическом действии как художественно-педагогический принцип руководства музыкально-драматическим творчеством школьников»

Актуальность исследования: Анализ режиссёрско-педагогической деятельности в практике школьного театра, практической работы педагогов-хормейстеров, педагогов-хореографов, обзор материалов по детскому театральному фестивальному движению, просмотр школьных мероприятий позволяет констатировать, что интерес в современных детских театрах, хоровых коллективах, танцевальных ансамблях и школьной самодеятельности всё чаще направляется к музыкально-драматическим формам исполнительства. Доступная и полезная для всех возрастов театральная деятельность активно стимулируется при освоении школьниками форм музыкального театра (эстрада, мюзикл, опера).

Анализ заявляемых на театральные фестивали спектаклей показывает, что детские театральные режиссеры-педагоги используют песни и танцы в драматических спектаклях. Это заставляет юного актёра учиться петь и танцевать, а педагога-режиссёра оперировать новыми специфическими средствами выразительности.

Активно пропагандируется театрализация выступлений хора в новом современном имидже. Однако режиссерская помощь руководителю хора при постановке музыкально-вокальных произведений не решает всех проблем музыкально-театральной исполнительской компетентности участников детского коллектива. Высокому вокальному техническому мастерству юных исполнителей не всегда сопутствует желаемая сценическая выразительность. В данном исследовании расширяются обычные методические указания школьникам -"петь с душой" или "воссоздать образ в своём воображении, а затем воплотить его в звуках", что связано с особенностями восприятия современных школьников.

Театрализация выступлений танцевальных ансамблей ставит даже перед руководителем-хореографом проблему обучения юных танцоров актёрскому мастерству. Педагоги хореографии понимают, что решение проблемы выразительности находится не только в области техники движения, но и в технике актёрского искусства. Хореографы и хормейстеры, обращающиеся к театрализации своих выступлений, с сожалением обнаруживают недостаточность учебно-методической литературы, конкретных теоретических разработок.

При акцентировании внимания на детском театрально-музыкальном и театрально-хореографическом творчестве, становится очевидным, что существующая некоторая незавершённость определяющих базовых теоретических принципов в подготовке профессионалов сказывается на их педагогической и постановочной деятельности в детских театральных, музыкальных, танцевальных коллективах. В практике руководства детским музыкально-драматическим театром отсутствие определённой компетентности педагога в теоретических основах и взаимосвязях учебного материала в системном обучении на основе комплекса искусств приводит к тому, что происходит преувеличение роли техники одного вида искусства над техникой другого вида искусства.

В настоящее время в дополнительном художественном образовании всё популярнее и популярнее становятся методические идеи погружения ребенка в мир разных видов искусств, интегрированное обучение, комплексное художественное образование (А.А.Мелик-Пашаев, Б.М.Неменский, Б.П.Юсов, Л.Г.Савенкова, Т.Г.Пеня) однако в области синтеза сценических искусств: театра, пения и танца - ещё недостаточно чётко определен теоретико-методический аспект их органичного объединения. В практике школьного театра нечеткость теоретических принципов наиболее ярко проявляется при постановке педагогом-режиссёром, хореографом, хормейстером со школьниками музыкально-драматического спектакля, театрально-хореографического зрелища при достижении целостного художественного результата в синтезе пения, танца и драмы.

Применение метода анализа действием, средств техники действий в работе с музыкально-драматическими формами позволяет открыть руководителю путь для повышения общего исполнительского уровня, так как действие (материал искусства актера) является основой выразительности не только драмы, но также пения и танца. Основные положения техники действий вытекают из понимания действия как целостного психофизического процесса (в театре - К.С.Станиславский, Е.Б.Вахтангов, П.М.Ершов и др.; в психологии -С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, П.В.Симонов и др.). Термин "техника действий" для современного актёра означает то же, что для пианиста - техника фортепианной игры, для певца -вокальная техника, для художника - техника рисунка. Техника действийг разработанная в трудах П.М.Ершова, основанная на представлении о единстве внутреннего и внешнего, психического и физического в поведении человека, уже хорошо освоена в современной детской театральной педагогике (А.П.Ершова, Е.Ю.Александрова, В.М.Букатов, А.В.Гребёнкин, Л.Ю.Кошелёва, И.В.Юстус).

Задача научно-методического обеспечения музыкально-драматического (театрально-вокального, театрально-хореографического) аспекта в руководстве творчеством школьников определила своевременность проведения данного' диссертационного исследования. Режиссеры-педагоги любительских драматических студий школьников не всегда знакомы с методикой применения техники действий при работе над тем или иным музыкальным произведением, а руководители вокальных и хореографических студий не всегда владеют средствами действенного анализа. Специфика языка действий читается и воспроизводится людьми разных профессий (и даже в любом возрасте) , поскольку исполнитель танца или песни всегда может оценить указания, как петь и танцевать действуя.

В теории балетного и оперного искусства прочно утвердилась точка зрения, существенная для художественной педагогики, о неразрывности балетного искусства, оперы и актерского искусства. Однако открытия великих теоретиков и практиков музыкального театра не введены в систему научно-методического обеспечения профессиональной готовности к руководству музыкально-драматическим (театрально-вокальным, театрально-хореографическим) творчеством школьников. В диссертации особо подчеркивается значимость изучения педагогами основных положений фундаментальной теории действий П.М.Ершова, основанной на всестороннем осмыслении наследия К.С.Станиславского. Профессиональная компетентность руководителя обеспечивается освоением в синтезе теории действий, фундаментальной теории интонации Б.В.Асафьева, лежащей в основе российской музыкальной науки и применяемой в практике анализа музыкального произведения, трудов реформатора балетного искусства М.М.Фокина, великих теоретиков и практиков оперного театра К.С.Станиславского, Б.А.Покровского и др.

Всё это определило актуальность данного диссертационного исследования, необходимость теоретического обоснования принципа единства внутреннего и внешнего в содержании и воплощении театрально-музыкального творчества как научно методической основы руководства музыкально-драматическими коллективами школьников.

Объект исследования: Художественно-педагогическое руководство музыкально-драматическим коллективом школьников.

Предмет исследования: Процесс совершенствования художественно- педагогического руководства музыкально-драматическим творчеством школьников на основе единства внутреннего и внешнего в сценическом действии.

Цель исследования: Разработать научно-методические основания для совершенствования художественно-педагогического руководства музыкально-драматическими коллективами школьников .

Задачи исследования: выявить состояние научно-методического обеспечения профессиональной компетентности руководителей музыкально-драматических коллективов школьников к обеспечению художественной выразительности в единстве танца, пения и драмы; обосновать ведущее значение актёрского искусства (техники действий) в совершенствовании руководства музыкально-драматическими коллективами школьников; разработать методическую систему освоения техники действий в художественно-педагогическом процессе постановки музыкально-драматических произведений со школьниками; теоретически обосновать и экспериментально проверить ведущую роль художественно-педагогического принципа единства внутреннего содержания и внешнего воплощения сценического действия в обеспечении профессиональной компетентности руководителя детских музыкально-драматических коллективов школьников.

Гипотеза: Руководство музыкально-драматическим творчеством школьников будет осуществляться эффективно если: в основу деятельности педагога положен принцип единства внутреннего содержания и внешнего выражения сценического действия, воплощающийся в музыкально-драматическом творчестве школьников; будет разработано научно-методическое обеспечение профессиональной компетентности руководителя музыкально-драматического коллектива школьников; в ходе постановки музыкально-драматического произведения коллективом школьников будет найдено исполнительское соответствие образной структуре каждого из искусств (драма, вокал, хореография).

Методологической основой исследования явились: эстетические принципы русской философии: реалистичность искусства и его духовного богатства (С.Л.Франк, В.С.Соловьёв, А.Ф.Лосев, М.К.Мамардашвилли, Ю.М.Лотман); деятельностный подход в изучении человека (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, В.С.Мухина);

- принципы русского реалистического и психологического театра, где главный принцип: театр воплощает жизнь человеческого духа (М.С.Щепкин, К.С.Станиславский, Е.Б.Вахтангов, П.М.Ершов); потребностно-информационная концепция личности: воспитание есть формирование духовных потребностей, которое обеспечивается информационным обогащением личности (П.В.Симонов, П.М.Ершов, Ю.П.Вяземский, М.Н.Валуева); принципы педагогики сотрудничества, идеи осуществления художественного развития, театрального образования школьников и основные положения драмогерменевтики (С.JI.Соловейчик, В.Ф.Шаталов, М.П.Щетинин, С.Н.Лысенкова,

A.П.Ершова, Ш.А.Амонашвилли, В.М.Букатов); труды теоретиков балета и музыки (Б.В.Асафьев, Б.А.Львов-Анохин, В.В.Ванслов, Л.Б.Дмитриев), великих деятелей оперного театра и балетного искусства (Ф.М.Шаляпин,

B.Фельзенштейн, Б.А.Покровский, М.М.Фокин, Г.С.Уланова).

Методы исследования: теоретический анализ философской, педагогической, психологической, искусство- и театроведческой литературы; анализ собственной многолетней режиссер-ско-педагогической работы с музыкально-драматическим коллективом школьников, педагогическое моделирование, проектирование, включённое наблюдение, беседы, анкетирование; констатирующий, развивающий эксперимент.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в разработке системы теоретико-методических особенностей руководства исполнительской деятельностью школьников выявлен музыкально-драматический (театрально-вокальный, театрально-хореографический) аспект. В его основу положен принцип единства внутреннего содержания и внешнего воплощения сценического действия, обеспечивающий художественную (музыкально-театральную) выразительность школьников, что ранее не исследовалось. Применение данного принципа разрешает противоречия между критериями, предъявляемыми к детскому театрально-музыкальному творчеству, и научно-методическим обеспечением педагогического процесса. В диссертации введены термины «действенная вокальная интонация», «интонация движения». Разработано условие реализации единства пения, танца и действия в исполнительской деятельности школьников, и на его основе построена система комплексного театрально-музыкального обучения.

Апробированный современный научно-методический подход педагогов к занятиям музыкально-драматическим театром способствует повышению театрально-эстетической культуры современников, обеспечивает востребованное сегодня качество музыкально-драматических выступлений школьников.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы во всех звеньях подготовки и переподготовки специалистов музыкально-драматического образования. В практику высшей и средней специальной школы по подготовке руководителей детского музыкально-драматического творчества необходимо включить изучение теории актёрского искусства в современном её понимании, охватывающем и музыкальный (вокальный, хореографический) аспект. Введение данной дисциплины обеспечит осознание будущими педагогами действенного единства сценических искусств (драма, опера, балет) и умение оперировать специфическими средствами исполнительской выразительности родственных искусств.

Полученные теоретические выводы и практические рекомендации могут быть использованы также в педагогической практике непрерывного образования взрослых, при повышении профессиональной компетентности педагогов театра, хореографии, вокала, хормейстеров, в форме стажерства на базе творческих коллективов школьников, курсов или семинаров, а также при разработке педагогами новых программ обучения в комплексе сценических искусств (драма, танец, пение), и других программ дополнительного художественного образования детей.

Достоверность исследования и обоснованность результатов обеспечены сопоставлением данных, полученных различными методами, всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций; комплексом эмпирических и теоретических методов, адекватных предмету, цели, гипотезе и задачам исследования, целенаправленным анализом опытных данных и обобщением результатов участия диссертанта в решении проблемы непрерывного образования педагогов дополнительного образования сценической направленности .

Этапы исследования. Исследование проводилось в течение пятнадцати лет в три этапа. Содержанием первого (пропедевтического 1988-199бгг.) этапа стало изучение литературы и передового педагогического, режиссёрского опыта, положений искусствоведения по вопросам теории и практики театра, оперы, балета; обобщение и систематизация полученного материала, применение теоретических выводов в собственной практической деятельности. Практическая деятельность по совершенствованию педагогической работы с детьми в области музыкально-драматического творчества (комплекс искусств: драма, танец, пение) осуществлялась на основе обеспечения совместной деятельности педагогов-сотрудников (вокал, хореография) в формах консультаций с педагогами, интегрированных занятий, репетиций (театр-вокал, театр-танец, театр-танец-вокал) , разработки общей концепции совместной деятельности (нашедшей своё выражение в программе), коллективного составления тематики и планов занятий в музыкально-драматической студии «Театр трёх Муз» (г. Петрозаводск).

На втором этапе (1997-2001) продолжалась практическая художественно педагогическая деятельность в коллективе «Театр трёх Муз», определилась тема исследования; изучалось состояние исследуемой проблемы на базе других коллективов, был произведён анализ выступлений музыкально-драматических, хореографических, хоровых коллективов, просмотр и оценка спектаклей, заявленных театральными коллективами к участию во всероссийских, республиканских, городских театральных фестивалях школьников. Последовательно обобщался эмпирический и научно-исследовательский опыт педагогов дополнительного образования, работающих в рамках дискретных и комплексных программ театрально-музыкальных направлений; разрабатывались и апробировались теоретические принципы, обеспечивающие высокий уровень профессиональной квалификации педагогов дополнительного образования.

На третьем этапе (2002-2003 гг.) проводился эксперимент по освоению техники действий в музыкально-драматическом коллективе «Театр трёх Муз» (руководитель - диссертант), на занятиях и репетициях вокальной группы «Джазовый вокзал» Музыкально-хоровой школы №2 города Петрозаводска, при постановке спектаклей в республиканских профильных театральных лагерях «Артсия» (местечко Лососинное под Петрозаводском) .

Разрабатывались и осуществлялись семинары по совершенствованию руководства детским театрально-музыкальным творчеством на базе республиканских профильных лагерей и всероссийских методических совещаниях; подводились итоги, проверялись результаты исследования, формулировались его выводы, оформлялся текст кандидатской диссертации.

Апробация результатов исследования. Основные положения исследования прошли апробацию на Всероссийской научно-практической конференции "Дети. Театр. Образование" (г. Же-лезноводск - 1995, Вологда - 2001); на творческой лаборатории режиссеров-педагогов в рамках Всероссийского фестиваля «Волшебный мир сказки» (г. Геленджик, июль 2002); на научных конференциях Исследовательского Центра эстетического воспитания РАО (1996, 2001). В 2001 году образовательная программа «Модульная система комплексных программ интегрированного обучения «Театр трёх Муз» прошла экспертизу в Карельском республиканском институте ПКРО. В рамках театральной профильной смены «Артсия» (лето-2003) соискателем реализована программа творческой лаборатории режиссеров-педагогов по внедрению результатов данного исследования. Программа повышения квалификации педагогов дополнительного «Интерпретация курса А.П.Ершовой, В.М. Букатова «Режиссура общения» (часть 1) принята Карельским республиканским ИПКРО к реализации в марте 2004 года. Проект театрального профильного лагеря «Артсия» (автор - диссертант) в 2002 году стал дипломантом Всероссийского конкурса (организатор - Ми нистерство образования РФ) вариативных программ и пилотных проектов отдыха, оздоровления и занятости подростков и молодёжи по реализации подпрограммы «Развитие молодёжного и семейного отдыха», федеральной целевой программы «Молодёжь России (2001-2005)». Образовательная программа дополнитель ного образования детей «Режиссура досуга старшеклассников» одобрена Мин. Образования и по делам молодёжи республики Карелия и принята к реализации на базе средней школы № 3 г Петрозаводска. В прямом эксперименте с 2001 года по н/в приняли участие 225 учащихся, 22 педагога дополнительного образования, 15 студентов педагогических и театральных ВУЗов.

Выводы и положения исследования одобрены в лаборатории театра Института художественного образования РАО.

База исследования. Основная работа по апробации исследо вательских результатов и практических приёмов проходила на занятиях музыкально-драматической студии «Театр трёх Муз» Дома творчества детей и юношества № 2 города Петрозаводска на уроках и репетициях вокальных групп «Бэби-джаз», «Джазо вый вокзал», на занятиях в классе композиторов Музыкально-хоровой школы №2 города Петрозаводска, в рамках профильной театральной смены «Артсия» на базе лагеря «Онежец» под Пет розаводском (Лососинное) летом 2002-2003гг.

Положения выносимые на защиту:

1. Сценические искусства (опера, балет) в моделях применения в детском творчестве рассматриваются с точки зрения закономерностей актёрской теории действий с учётом специфики выразительных средств.

2. Руководство музыкально-драматической деятельностью школьников не может сводиться к механическому копированию профессионального искусства, но условием осуществления дет ского исполнительского творчества должно стать требование сценической правды и художественной выразительности.

3. У сценических искусств единая действенная природа. Умение действовать специфическими выразительными средствами конкретного рода искусства дает возможность исполнителю добиться единства пения, танца и действия, создать цельный художественный образ.

4. Условием развития у школьников музыкально-драматической выразительности в ходе художественно-педагогического процесса руководства творчеством выступает сочетание в нём основных компонентов актёрской техники действий и музыкальной теории интонации. Природа интонационной структуры в пении тождественна речевым интонациям, в связи с чем выразительность вокального интонирования («действенной интонации») обеспечивается освоением техники словесных действий. В то же время, «интонация движения» в танце возникает в процессе использования исполнителем бессловесных элементов действия. Особой характеристикой обладает воплощение драматического содержания музыки на основе анализа действием музыкального текста. Всё это лежит в основе художественно-педагогической организации единства музыкально драматического творчества школьников как методическая система .

5. Как показывает эксперимент, в школах разного типа соблюдение руководителями принципа единства внутреннего содержания и внешнего воплощения сценического действия в создании музыкально-драматического образа открывает новые перспективы в реализации художественно-педагогических задач при обеспечении уровня исполнительского театрально-музыкального творчества школьников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Аккуратова, Елена Анатольевна

выводы диссертационного исследования:

1. Детский музыкально-драматический театр, являющийся феноменом синтеза искусств, актуален для театрального творчества школьников, поскольку целостно удовлетворяет потребность учащихся в художественном развитии разными видами искусств .

2. На основе теоретико-методологического анализа исследована история формирования представлений о месте и роли искусства актёра в оперном и балетном творчестве. Подтвердилась сущностная значимость «языка» действий и для балета и для оперы. Поскольку общая задача исполнительского творчества школьников и профессионалов - требование сценической правды и выразительности, то в практику руководства музыкально-драматическими коллективами необходимо включить изучение техники актёрского искусства. Обосновано, что художественная выразительность в пении и танце неразрывно связана с созданием вокального и пластического образа как образа действий.

3. Разработана система освоения техники действий в художественно-педагогическом процессе постановки музыкально-драматических спектаклей с детьми. Оно должно опираться на совмещение основных компонентов актёрской техники действий со спецификой средств выражения пения и танца. Основные компоненты этой методической системы создают условия овладения школьниками музыкально-драматической выразительностью. Развивая умение слушать музыку как развёртывающееся действие, педагог открывает для школьников действенное содержание театрально-музыкального образа, учит их логично и последовательно воплощать музыку в исполнительском образе. Художественно-педагогическая организация творчества как процесса действия - реальный путь повышения уровня исполнительского творчества юных артистов, певцов, танцоров, создания эстетически значимого произведения детского музыкально-драматического творчества.

4. В эксперименте доказано, что при соблюдении педагогом принципа единства внутреннего наполнения и внешнего воплощения в содержании и формах сценического творчества школьников обеспечивается его высокий исполнительский уровень. Руководитель учитывает в этих условиях, что особенности совершаемых действий могут быть выражены на «языке» драмы, пения, хореографии. Выразительность художественных образов обусловливается творческим единением пения, танца и актёрской игры и реализуется на основе умения действовать выразительными средствами этих искусств.

Гипотеза и положения, вынесенные на защиту, в ходе исследования подтвердились. Перспективой продолжения нашей работы мы считаем создание поурочных методических рекомендаций для программ дополнительного образования детей музыкально-драматического направления по овладению техникой действий на каждый возрастной этап в условиях школ разного типа.

Заключение

В заключении проведённого исследования стало очевидно, что проблемы руководства детским музыкально-театральным творчеством могут быть решены при осознании педагогом центрального принципа исполнительского театрального искусства : единство внутреннего содержания и внешнего воплощения в сценическом образе. Данный теоретический принцип должен определять практическую работу педагога на каждом занятии и репетиции музыкально-драматических спектаклей школьников. Процесс освоения и воплощения сценического действия лежит в основе успешной музыкально-театральной деятельности. В комплексном обучении синтез искусств строится на основе творческого взаимодействия специфических средств выразительности искусств (действие, движение, интонация), составляющих музыкально-драматический театр.

При подготовке специалистов, будущих педагогов, в высших и средних специальных музыкальных, театральных, хореографических учебных заведениях, необходимо ввести курс, в комплексе включающий в себя изучение основ единой природы и специфики родственных сценических искусств (драма, опера, балет). Система обеспечения принципа единства внутреннего и внешнего в исполнительском (театрально-музыкальном) творчестве школьников включает в себя ряд умений необходимых каждому педагогу: владение техникой конкретно изучаемого рода искусства; умение грамотно оперировать средствами выразительности родственных исполнительских искусств (драма, танец, пение); умение творчески претворять в педагогической практике полученные знания и умения, разрабатывая собственные формы и методы работы с детьми, соответствующие специфической образной структуре конкретного вида искусства

Внедрение результатов исследования как в систему профессиональной подготовки так и повышения профессиональной квалификации руководителей музыкально-драматических коллективов будет способствовать формированию профессиональных качеств и свойств, необходимых специалистам для успешной работы в школе, в системе дополнительного театрально-музыкального образования .

Профессионально-личностное развитие и необходимую компетентность практикующего педагога в уяснении главного принципа художественной выразительности детского исполнительского творчества могут обеспечить курсы повышения квалификации, знакомство с опытом лучших театральных студий, стажировка на базе музыкально-драматических коллективов. Руководимый диссертантом коллектив «Театр трёх Муз» Петрозаводского Дома творчества детей и юношества №2, работающий на базе школы №3, достиг статуса стажерской площадки благодаря серьёзным усилиям по теоретической и методической проработке процессов обучения и воспитания детей в театральном коллективе. Вывод о единой действенной природе сценических искусств, является принципиально доступным для каждого педагога художественной самодеятельности. Обеспечению таких интересов служит проведённое исследование.

Вывод о главенствующем значении принципа единства внутреннего содержания и внешнего выражения в исполнительском творчестве закладывает перспективы дальнейшего исследования проблемы профессиональной компетентности и повышения квалификации руководителей детского исполнительского творчества. Концептуальное значение техники действий в процессе обучения и воплощения театрально-музыкального образа определяет перспективу дальнейших исследований связанных с освоением методик преподавания техники действий режиссерами педагогами и другими руководителями детского творчества. В заключении считаем необходимым изложить основные

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Аккуратова, Елена Анатольевна, 2003 год

1. Акулов Е. А. Оперная музыка и сценическое дейст вие/ М.: ВТО,1978. 456 с.

2. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки: Метод. Пособие для учителей нач. школы/ М.: Просвещение, 1978. -175с.

3. Алянский Ю.Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре/ Л.: Дет. Лит., 1986. 143 е., ил.

4. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям/Академия пед. и соц. Наук; Москов. Психолого-социал. Инстит. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. - 544 с - (Психологи отечества)

5. Артемьева Е.Н. В классе К.Н. Дорлиак/ М.: Музыка, 1969. 344с.

6. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном про свещении и образовании/ Л.: Музыка. Ленинградское отделе ние, 1973. 144 с.

7. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс: Кн. 1, 2/ Л.: Музыка, 1971. 376 с.

8. Асафьев Б.В. О Балете: Статьи, рецензии, воспоминания/ Л.: Музыка, 1974. 298 с.

9. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве: Сб. статей /Сост. и комент. А. Павлова-Арбенина. Л.: Музыка, 1980. - 216 с. Асафьев Б.В.

10. Асафьев Б.В. Об опере: Избранные статьи/Сост. Л Павлова-Арбенина. Л.: Музыка, 1985. - 344 с.

11. Асафьев Б.В. Речевая интонация/ М-Л.: изд. Музы ка,1965. 136с.

12. Барсов. Ю. Вокально-исполнительские и педагогические принципы М.И. Глинки/ Л.: Музыка, 1968, 68 с.

13. Белицкий Р. Оперному артисту комплексное обу чение/ Р.Белицкий//Советская музыка.- 1987.- №10. - С.70

14. Беседы К.С. Станиславского: труд актёра/ Запись Е.К. Антаровой; ред. В.Ю. Попова.- М.: Сов. Россия, 1990.- 8 0 с. (Б-чка «В помощь худож. самодеятельности»; №10. Труд актёра; Вып. 37)

15. Бернес М.Н. Статьи и воспоминания о М.Н. Бернесе /сост. J1.M. Бернес-Бодрова.- М.: Искусство, 1980. 216с.

16. Божович Л.И., Значащие переживания как предмет психологии/ Л.И.Божович М.С. Неймарк //Вопросы психологии.-1972.- №1. С.130-134

17. Вагнер Р. Кольцо Нибелунга: Избранные рабо-ты/Составл., подгот. текста и коммент. К.Королёва.- М.: Издательство ЭКСМО-Пресс; СПб.: Terra Fantastica, 2001. -800 с. -(Антология мысли)

18. Ванслов В.В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии/ М.: Искусство, 1971. 304с.

19. Ванслов В.В. Об отражении действительности в музыке: очерки/ред. К Розеншильд.- М.: Государственное Музыкальное издательство, 1953.-238 с.

20. Ванслов В.В. Содержание и форма в искусстве/ М.: Искусство, 1956. 371с

21. Ванслов В.В. Статьи о балете: Музыкально-эстетические проблемы балета/ Л.: Музыка,1980,192с.

22. Ванслов. В.В. Опера и её сценическое воплощение/ М. : ВТО, 1963. 225 с.

23. Вахтангов Е.Б. Записки, письма, статьи/ Л., М. : Искусство, 1939. 404 стр.

24. Ведехина О. «Реквием» Эйфмана: Хореографическая концепция/О.Ведехина// Балет. 1998.-№5-6.- С.33-34

25. Вопросы воспитания балетмейстеров в театральном вузе: Сб. науч. Трудов/ М.: ГИТИС, Мин. Культуры РСФСР, 1980. 184 с.

26. Выготский JI.C. Психология искусства/Предисл. А.Н.Леонтьева; Коммент. Л.С. Выгодского, В.В. Иванова; Общ. Ред. В.В. Иванова. 3-е изд. - М.: Искусство, 1986 - 573 с.

27. Выготский. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997. 62 с.

28. Гегель. Сочинения: Лекции по эстетике/ М.: АН СССР, 1958.- Том 14. 440 с.

29. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники: учебно-методическое пособие к урокам актёрского мастерства / М-Л.: Искусство, 1967. 295 с.

30. Данаилов Г. Не убить Моцарта: О нравственном воспитании в семье и школе/ М.: Педагогика, 1986

31. Детский голос/ Под ред. В.Н. Шацкой.- М.: Педагогика, 1970. 231с.

32. Дмитриев Л.В. Основы вокальной методики/ М.: Музыка, 1968. 67 5 с.

33. Добровольская Г. Н. Танец. Пантомима. Балет/ Л. Искусство, 1975. 128 с.

34. Дранков В.Л. Природа таланта Шаляпина/ Л.: Музы ка, 1973. 216 с.

35. Ершов П.М. Искусство толкования: В двух частях/ Отв ред. А.П. Ершова; науч. Ред-ры В.М. Букатов, А.Ю. Панфилов.- Дубна: Изд. Центр «Феникс», 19 97. Часть вто рая: Режиссура как художественная критика. - 608с.

36. Ершов П.М. Искусство толкования: В двух час-тях/Отв. Ред А.П. Ершова.- Дубна: Изд. Центр «Феникс», 1997. Часть первая: Режиссура как практическая психоло гия.- 352с.

37. Ершов П.М. Сочинения: ВЗ-х т/Отв. Ред. В.М. Бу-катов.- М.: ТТО «Горбунок»,1991.-Т.1: Технология актёрского искусства М.,1992. - 288с.

38. Ершова А.П. , Букатов В.М. Актерская грамота -подросткам/ Ивантеевка, 1994. 160 стр.

39. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя/ Воронеж.: Институт практической психологии, НПО МОДЭК, 1995. 2 66 стр.

40. Уроки театра на уроках в школе. Театральное обучение школьников 1-11 классов: Программа, методические рекомендации, сборник упражнений/Сост. А.П. Ершова. М.: НИИ художественного воспитания, 1990.-73с.

41. Захаров Р.В. Записки балетмейстера/ М.: Искусство, 1976. 351 с. 32 л. ил. порт.

42. Захаров. Р.В. Работа балетмейстера с исполнителями /М. : Искусство, 1967. 64 с.

43. Интонации и музыкальный образ: Статьи/под общ. Ред. Б.М. Ярустовского. М.: Музыка, 1965. - 354 с.

44. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады/ М.: Педагогика, 1986.- 92 с.

45. Карп. П.М. Балет и драма/ Л.: Искуство, 1979. -246 с.

46. Кнебель М.И. Поэзия педагогики/ М.: ВТО, 1976. -527с.

47. Ковшов Н.Д. Уроки М.Н. Кедрова/ М.: Искусство, 1983. 181с. 16 л. ил.

48. Коэн В. Метод музыкальных зеркал/ В. Ко-эн//Искусство в школе.- 1999.- №4.- С.14-16

49. Кристи Г. Работа Станиславского в оперном театре/ М.: Искусство, 1952. 283 с.

50. Критский Б.Д. Формирование музыкальной интонации детей в процессе пения/ дисс. Канд. Пед. наук.- М., 1994. 198с.

51. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии/ М.: Смысл, 2000. 511 с.

52. Лопухов Ф. В. Хореографические откровенности/ М.: Искусство, 1972. 218 с.

53. Лосев А.Ф. Форма Стиль - Выражение/Редакция по изданию библиотеки «Философское наследие»; Сост.А.А. Тахо-Годи; Общ. ред. А.А. Тахо-Годи и И.И. Маханькова.-М.: Мысль, 1995. - 944 с.,1л. лортр.

54. Лотман Ю.М. Об искусстве/ С-Пб.: Искусство-СПб, 2000.-704 с.

55. Лотман Ю.М. Семиосфера. С.-Петербург.: Искусство СПБ, 2000. - 704с.

56. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться: Из опыта работы учителя начальной школы №5 8 7 Москвы/ М.:Нар. Асвета, 1990.- 174.

57. Львов-Анохин Б.А. Галина Уланова/ М.: Искусство, 1984. 352с.

58. Мамардашвилли М. Лекции по античной философии. М.: 1998.

59. Майниеце В. Балетный театр Бориса Эйфмана/ В. Майниеце//Музыкальная жизнь.- 1998.-№1.-С.9-11

60. Марков П.А. О театре. В 4-х т.,т.4: Дневник театрального критика/ М.: Искусство,1977. 639с

61. Материалы III научной конференции по вопросам вокально-хорового воспитания детей, подростков и молодёжи, 25-30 марта 1968 года:1 выпуск/ ИХВ; под ред. В.Н.Шацкой.- М.: АПН СССР,1970. 234с.

62. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении/ М.: Педагогика, 1972. 208с.

63. Матюшкин. Загадки одаренности/ М.: Школа -Пресс, 1993. 127 с.

64. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки: Исследование. М 42 М.: Композитор, 1993.- 262 с.

65. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности/ М.: Знание, 1981.- 96с.

66. Мелик-Пашаев А.А. Ступеньки к творчеству/ М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995.- 144 с.

67. Мочалов Ю. А. Первые уроки театра: Кн. Для учащихся старших классов/ М.: Просвещение, 1986. 208 с.

68. Музыка в подготовительном и первом классах. Пособие для учителей/Под ред. Г.С.Ригиной.- М. : Изд. АПН СССР,1983. 158с.

69. Назайкинский Е.В. Понятия и термины в теории музыкального воспитания/ М.: Просвещение, 1981.- 190с.

70. Начальное обучение пению: Сборник/ под ред.

71. М.А. Румер, Н.Д. Орловой.- М.: изд. АПН РСФСР, I960. 72 с.

72. Немирович-Данченко В.И. Рождение театра: Воспоминания, статьи, заметки, письма/ М. : Правда, 1989. 576 с. 8л. ил.

73. Немирович-Данченко В. И. Театральное наследие. Т.1/ М.: Искусство, 1952. 436 с.

74. Николаева Е.В. Первые шаги к выразительному пению/ Музыка в школе.- 1990.-№2. С.4 8-53

75. Новерр Жан Жорж. Письма о танце/В кн. «Классики хореографии».- JI-M.: Искусство,1937. 359 с.

76. Новые ценности образования: Сборник статей. Вып.5: Образование и сообщество/Ред. Серии Н.Б.Крылова; ред. Вып. Н.Б.Крылова; Е.А. Ершова. М.: Инноватор, 1996.- 144с.

77. Орлова Е.М. Интонационная теория Асафьва как учение о специфике музыкального мышления/ М. : Музыка, 1984. 302 с.

78. Орлова Е.М. Музыкальная жизнь и процесс интонирования /Е.М. Орлова//Советская музыка.- 1981.- №6.1. С.11-17

79. Питер Штайн. Беседа Ирины Черёмухо-вой//Музыкальная Академия.- 1994.- №3.- С. 29

80. Покровский Б.А. Введение в оперную режиссуру/ М.:ГИТИС им. Луначарского, 1985. 73с.

81. Покровский Б.А. Моя жизнь опера/ М.: Аграф, 1999. - 272с.,32с. фото.

82. Покровский Б.А. Об оперной режиссуре/М.: ВТО, кабинет муз. театра, 197. 308 с. с ил. и нот.

83. Покровский Б.А. Путешествие в страну опера/ М.: Современник, 1997. 240 с.

84. Прокофьев В.Н. В спорах о Станиславском: изд.2-е/ М.: Искусство, 1976. 368 с.85. ' Раппопорт С.Х. Природа искусства и специфика музыки: Эстетические очерки. /Вып.4.- М. : Музыка,1977.-С. :-43.

85. Рубина Ю.И. Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельностью/ Ю.И. Рубина Т.Ф. Завадская Н.Н. Шевелёв.- М.: Просвещение,1974. 175с.

86. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии/Сост., авторы комментар. и послесл. А.В. Брушлинский; К.А. Аль-буханова-Славская.- СПб.: Издательство «Питер», 1999. -720 с. -(Мастера психологии)

87. Седунова Л.М. Эмоциональная выразительность пения младших школьников в хоре: Диссертация канд. Пед. наук/Л.М. Седунова.- М.: АПН СССР НИИХВ, 1991. 193 с.

88. Сеченов И.М. Избранные произведения/ М. : Госуд. Учебно-педагогич. Изд-во Мин. Просвещ. РСФСР, 1953. 336 с.

89. Симонов П.В. Метод К.С. Станиславского и физиология эмоций/ Л.: Академия Наук СССР, 1962. 140 с.

90. Симонов П.В. Мотивированный мозг: высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии/ М.: Наука, 1967. 267 с.

91. Симонов П.В. Созидающий мозг: Нейробиологические основы творчества/ М.: Наука, 1993. 112 с.

92. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности/ М.: Наука, 1989. 352 с.

93. Слободчиков В.И. Периодизация общего психического развития/ В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман// Вопросы психологии.- 1996.- №5. С.40-50

94. Смирнов-Несвицкий Ю.А. Евгений Вахтангов/ Л.: Искусство, 1987. 248 с. 16 л. ил., портр.

95. Современные проблемы театрально-творческогоv развития школьников: Сборник научных трудов/ НИИХВ; Редкол. Е.К.Чухман, А.П. Ершова и др.- М.: изд. АПН СССР, 1989. 126с.

96. Соловейчик C.JI. От интересов к способностям/ М.: Знание, 196. -, 94с.

97. Соловейчик C.JI. Учение с увлечением: Роман/ 2-е изд.- М.: Дет. Лит., 1779. 176 с.

98. Соловьёв. B.C. Философия искусства и литератур-t ная критика/ М.: Искусство, 1991. 701 с.

99. Станиславский реформатор оперного искусства: Материалы и документы/Сост. Г. Кристи, О. Соболевская.-М.: Музыка, 1985. - 384с.

100. Станиславский К.С. Из записных книжек: в2-х т./Сост и авт. Предисл. В.Н.Прокофьев.- М.: ВТО, 1986. -т. 2.- 448с., ил.t

101. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве/ М.: * Искусство, 1972. 536 с.

102. Станиславский К.С. Работа актёра над собой. Собр. соч. в 8 т., т. 2 /М.: 1954-1961. 424 с.

103. Станиславский К.С. Статьи. Речи. Беседы. Письма/ М. : 1953.- 665с.

104. Театр студия «Дали»: Образовательные программы, игровые уроки, репертуар/Составление А.Б. Никитина.- М. : ВЦХТ, 2001. 344с.

105. Театр, где играют дети: Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов/под ред. А.Б. Никитиной. М.: Гуманит. Изд. центр

106. ВЛАДОС, 2001. 288 е.: ил. £ 107. Теплов Б.М. Избранные труды: в2т./ М.: Педагогика, 1985. т.1. - 329 с.

107. Теплов. Б.М. Психология музыкальных способностей/ М.-Л.:АПН РСФСР,1947. 334с.

108. Товстоногов Г.А. Беседы с коллегами/ М.: СТД 1 РСФСР, 1988. 528 е., ил.

109. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. / JI.: Искусство, 1980. Кн.2: Статьи. Записи репетиций . - 311 с. 5 л. ил.

110. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. / Сост Ю.С. Рыбаков. Д.: Искусство, 1980. - Кн.1: О профессии режиссёра. - 303 с. 5л. ил.

111. Толстой J1.H. Педагогические сочинения/ М.: Педагогика, 1989. 544 с.

112. Топорков В. К.С. Станиславский на репетиции: Воспоминания/ Отв.ред Вл. Прокофьев. М., JI.: Искусство, 1949.- 192 с.

113. Уланова Г.С. Рассказ о моей работе/Г.С. Уланова// Юность.-1957.-№1,- С.61-68

114. Уланова Г.С. Школа балерины // Новый мир.-1954.-№3.- С.210-222

115. Уральская В.Б. Б.Эйфман/ В.Б. Уральская//Балет.-1995.-№3.-С.3-8

116. Усачёва В.О., Музыкальное искусство. Методическое пособие для учителя: 1 класс четырёхлетней начальной школы/В.О. Усачёва; JI.B. Школяр; В.А. Школяр. М.: Вен-тана-Графф, 2003. - 175 с.

117. Утёсов JI.С. С песней по жизни/ М.: Искусство,1961.- 208с.

118. Фёдор Иванович Шаляпин: Сборник. / Редактор-составитель Е.А. Трошева. М.: Искусство, 1960. - Т.2 :Статьи, высказывания, воспоминания о Ф.И. Шаляпине . -631 с.

119. Фёдор Иванович Шаляпин: Сборник/ Редактор-составитель Е.А. Трошева. М.: Искусство, 1960.

120. Т.1:Литературное наследство. Письма Ф.И. Шаляпина. Воспоминания об отце. 7 66 с.

121. Фельзнештейн В. О музыкальном театре/ М.: Радуга, 1984 .- 407 с.

122. Фирер А.В. В поисках утраченного времени/А.В. Фирер// Музыкальная жизнь,- 2000.-№8.- С.12-14

123. Фокин М.М. Против течения: 2-е изд., доп.и испр./ Ред. Г.Н. Добровольская. JI.: Искусство, 1981.- 510 с, 36 ил., портр.

124. Франк С. Сочинения./Приложение к журналу «Вопросы философии»/ М.: Изд. «Правда», 1990.- 608с.

125. Цалобанова В. Балетная империя Бориса Эйфмана/ В. Целобанова//Нева.-1997.-№9.-С.201-205

126. Чесноков П.В. Хор и управление им/ М. : Музгиз, 1961. 240с.

127. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки: Из опыта работы школ г. Донецка/ М.: Педагогика, 1979. -134 с.

128. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза/ Архангельск.: Сев. Зап. Книжное издательство, 1990. 90 с.

129. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается/ Донецк.: «Сталкер», 1998. 98 с.

130. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества/ М.: Педагогика, 1975. 200с.

131. Щепкин М.С. Записки. Письма. Современники о М.С.Щепкине/ М.: Искусство, 1952. 372 с.

132. Щетинин М.П. Объять необъятное: Записки педагога/ М.: Педагогика, 1986. 173 с.

133. Эстетическое воспитание: опыт проблемы перспективы/ М.: Ежегодник ИХО РАО, 2002. 302 с.

134. Эстетическое воспитание: опыт проблемы перспективы/ М.: Ежегодник ИХО РАО, 2001. 280 с.

135. Юркевич B.C. Одарённый ребёнок иллюзии и реальность/ М.: Просвещение, 1996. 136 с.

136. Юшманов В.И. Вокальная техника и её парадоксы/ СПб.: Издательство ДЕАН, 2001. 128 с.

137. Якобсон JI. Действие истолкователь страстей/ JI. Якобсон//Валет.- 2001. Спец. Выпуск.- С. 23-27

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.