Развитие художественно-пластических способностей учащихся детских художественных школ на занятиях по скульптуре тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Малеев, Валерий Юрьевич
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 227
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Малеев, Валерий Юрьевич
Введение.
Глава 1. Теоретические особенности развития художественно-пластических способностей учащихся ДХШ на занятиях по скульптуре.
1.1. Сущность, структура и механизмы формирования художественно-пластических способностей.
1.2. Педагогические особенности развития художественно-пластических способностей учащихся ДХШ на занятиях по скульптуре.
1.3. Модель методической системы развития художественно-пластических способностей учащихся ДХШ.
Выводы.
Глава 2. Экспериментальное исследование процесса развития художественно-пластических способностей учащихся в ДХШ на занятиях по скульптуре.
2.1. Определение исходного уровня развития художественно-пластических способностей у учащихся на примере занятия скульптурой.
2.2. Экспериментальная проверка системы заданий по развитию художественно - пластических способностей учащихся средствами скульптуры.
2.3. Приемы развития художественно-пластических способностей у учащихся средствами скульптуры в ДХШ.
Выводы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Методические основы преподавания керамики в детских художественных школах2006 год, кандидат педагогических наук Демидова, Вера Геннадьевна
Развитие художественного воображения студентов художественно-графического факультета на занятиях по скульптуре2011 год, кандидат педагогических наук Хапчаева, Зулейха Аскербиевна
Формирование образно-пластического мышления у студентов художественно-графических факультетов средствами скульптуры при использовании различных материалов скульптуры2000 год, кандидат педагогических наук Ворохоб, Александр Анатольевич
Формирование художественно-творческих потребностей студентов на занятиях скульптурой2006 год, кандидат педагогических наук Мамонтов, Константин Вадимович
Развитие творческого компонента деятельности студентов педагогического профиля в процессе обучения скульптуре (лепка, пластическая анатомия, композиция)2006 год, кандидат педагогических наук Кузьмин, Николай Аливер-Юлианович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие художественно-пластических способностей учащихся детских художественных школ на занятиях по скульптуре»
На сегодняшний день одной из актуальных задач российского образования является развитие творческих способностей учащихся. Формирование самостоятельной, творчески мыслящей личности, которая может самореализоваться в любой сфере жизнедеятельности, всегда рассматривалась как приоритетная задача образования. Творчество — это реализация новых идей, отказ от привычных схем, штампов, шаблонов и стереотипов в деятельности. Формирование творческой личности является также основной целью теории и практики художественного образования. Особо успешно данная цель может реализоваться в процессе развития учащихся художественно-пластических способностей на занятиях скульптуры в ДХШ.
В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года определено, что дополнительное образование детей было и остается одним из самых направляющих факторов развития склонностей, способностей и интересов. Законом РФ «Об образовании» и Типовым положением «Об учреждении дополнительного образования детей» поставлены основные задачи: обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, самоопределения и творческого труда детей преимущественно от 6 до ' 18 лет, адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга.
Исследованию проблемы формирования художественно-пластических способностей учащихся посвящены работы А.В. Бакушинского, Е.И. Игнатьева, Д.С. Лихачева, B.C. Кузина, С.П. Ломова, Н.Н. Ростовцева, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой, Т.С. Комаровой.
Проблема развития художественно-пластических способностей в системе дополнительного образования решалась в исследованиях В.П. Головинова, Е.Б. Евладовой, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой, А.В. Золотаревой,
Н.В. Падашуль. Психологические основы развития творческих способностей детей анализировались в работах JI.C. Выготского, В.М. Аганисяна, Е.И. Игнатьева, И.Ю. Кулагиной, П.П. Блонского, Е.А. Климова, Н.А. Ветлугиной, А.В. Петровского, Б.С. Волкова, Н.В. Волковой, B.C. Кузина.
Таким образом, в современной педагогике и психологии интенсивно ведется поиск и разработка эффективных методов организации учебно-воспитательного процесса и внеклассных занятий, направленных на формирование художественно-пластических способностей учащихся, стимулирующих творческую активность, способствующих их гармоническому, всестороннему и целостному развитию.
Однако до настоящего времени научно-методических исследований, посвященных развитию художественно-пластических способностей у учащихся ДХТТТ и школ искусств на занятиях по скульптуре, не проводилось. В данных учебных заведениях на начальной стадии обучения детей художественным дисциплинам и в особенности скульптуре в большей степени доминирует репродуктивный метод обучения.
Получая знания в готовом виде и механически копируя натурные объекты, учащиеся формируют репродуктивное (воспроизводящее) мышление и ремесленнические навыки. Как правило, это ведет к снижению уровня владения ими художественно-пластическими умениями, что в дальнейшем может негативно сказаться на формировании творческих способностей учащихся. В этой связи следует отметить следующие обозначившиеся противоречия:
- между необходимостью обеспечения развития творческих способностей учащихся в учебно-воспитательном процессе ДХШ на занятиях по рисунку, живописи и скульптуре и доминированием до настоящего времени в преподавании данных дисциплин репродуктивно-ремесленного подхода;
- между объективной необходимостью развития художественно-пластических способностей учащихся ДХШ и недостаточной разработанностью научно-педагогических основ и методических средств для достижения этой цели.
Таким образом, практика преподавания скульптуры в ДХШ нуждается в дальнейшем поиске и разработке эффективных методов и средств развития художественно-пластических способностей учащихся. От нерешенности данной проблемы в значительной степени страдает качество художественного образования, эстетического воспитания учащихся и развитие их творческих способностей. Все вышеизложенное определяет актуальность настоящего диссертационного исследования, призванного восполнить имеющийся пробел в теории и практике развития художественно-пластических способностей учащихся.
Объектом исследования является учебно-творческая деятельность учащихся ДХШ на занятиях по скульптуре, направленная на развитие художественно-пластических способностей.
Предмет исследования - система методических средств, приемов и педагогических условий, обеспечивающих развитие художественно-пластических способностей у учащихся ДХШ на занятиях по скульптуре.
Цель исследования заключается в решении проблемы развития художественно-пластических способностей учащихся средствами скульптуры в условиях дополнительного образования.
Гипотеза: развитие художественно-пластических способностей учащихся детских художественных школ на занятиях по скульптуре можно значительно повысить, если: определить рациональные формы, методы и приемы организации художественно-творческой деятельности учащихся;
- разработать и предложить методическую модель, а также систему заданий и упражнений, направленных на ее реализацию;
- художественно-творческая деятельность учащихся будет осуществляться с учетом их интересов, наклонностей и потребностей;
- постоянно осуществлять диагностику уровня сформированности художественно-пластических способностей по разработанным нами критериям.
В соответствии с целью исследования ставятся следующие задачи:
1) изучить, проанализировать литературу и материалы диссертационных исследований, связанных с проблемой развития художественно-пластических способностей учащихся;
2) выявить существенные факторы, влияющие на развитие художественно-пластических способностей учащихся в процессе выполнения заданий по скульптуре;
3) разработать уровни сформированности художественно-пластических способностей учащихся и критерии их определения;
4) теоретически обосновать и разработать методическую систему » развития художественно-пластических способностей учащихся, включающую в > себя цель, задачи, содержание, принципы, формы, методы обучения скульптуре, содержащую комплекс заданий и упражнений;
5) осуществить проверку эффективности экспериментальной методической системы развития художественно-пластических способностей учащихся в процессе выполнения заданий по скульптуре.
Методологической основой исследования явились научные труды известных педагогов, психологов, теоретические и методические работы художников, скульпторов, искусствоведов в области развития у учащихся художественно-пластических способностей.
Для решении поставленных задач в работе использовались следующие • методы исследования:
- теоретический анализ научных работ, относящихся к исследуемой проблеме, по методике преподавания изобразительного искусства, вопросам теории и практики художественного воспитания, психологии художественного творчества;
- теоретический анализ планов и программ учреждений дополнительного образования в сфере художественно-творческого развития учащихся;
- наблюдение за учебным процессом и анализ результатов художественно-творческой деятельности учащихся на занятиях по скульптуре;
- педагогический эксперимент (констатирующий, обучающий, контрольный);
- анализ результатов художественно-творческой деятельности учащихся (эскизы, скульптурные работы), созданных в процессе экспериментальной работы;
- статистическая обработка результатов эксперимента.
Основные результаты исследования, полученные соискателем, и их научная новизна состоят в следующем:
- поставлена и комплексно решена проблема развития художественно-пластических способностей учащихся ДХШ на занятиях по скульптуре;
- разработана модель диагностики развития художественно-пластических способностей учащихся в процессе выполнения ими заданий по скульптуре;
- разработана методическая система развития художественно-пластических способностей учащихся, которая включает в себя условия формирования способностей учащихся к творческой деятельности; цели, задачи, содержание художественного образования; дидактические принципы, формы, методы и методические приемы реализации искомой цели; средства обеспечения учебно-воспитательного процесса; учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся;
- сформулированы и охарактеризованы уровни развития художественно-пластических способностей учащихся в процессе выполнения ими скульптуры и критерии их определения;
- выявлены и экспериментально проверены педагогические условия, 1 способствующие эффективной реализации развития художественно-пластических способностей учащихся ДХШ.
Теоретическая значимость диссертации определяется тем, что исследование вносит вклад в теорию и методику преподавания скульптуры в ДХШ путем решения проблемы развития художественно-пластических способностей учащихся:
- теоретически обоснована необходимость и возможность развития художественно-пластических способностей учащихся ДХШ в процессе выполнения заданий по скульптуре;
- разработана, научно обоснована и апробирована методическая система как организационная модель управления процессом обучения учащихся в ДХШ, . способствующая развитию их художественно-пластических способностей.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в практике преподавания скульптуры в ДХШ, ДШИ, а также других учреждениях дополнительного образования, где преподается данная дисциплина, при разработке учебных программ, учебных и учебно-методических пособий для преподавателей пластических дисциплин ДХШ, а также служить основанием для корректировки учебных планов ДХШ и ДШИ.
Исследование проводилось с 2000 года по 2009 год. Эксперимент охватил учащихся 1-4 года обучения ДХШ. Исследование состояло из нескольких этапов.
На первом этапе (2000-2003 гг.) изучалась специальная литература по проблеме исследования. Рассматривались вопросы философии, педагогики, психологии, природы творчества, развития художественно-пластических способностей учащихся на занятиях по скульптуре, влияние данных способностей на формирование творческой личности, её эстетической культуры.
На втором этапе (2003-2005 гг.) проводился констатирующий этап эксперимента с целью определения исходного уровня сформированности художественно-пластических способностей учащихся. Составлены учебно-творческие задания для эффективного развития художественно-пластических способностей учащихся в процессе преподавания скульптуры. Осуществлялось наблюдение за художественно-творческой деятельностью учащихся 1-4 классов ДХШ. Проведен анализ результатов выполнения учебно-творческих заданий по определению уровня развития художественно-пластических способностей учащихся.
На третьем этапе (2005-2009 гг.) составлена программа и проведено опытно-экспериментальное исследование с целью развития художественно-пластических способностей учащихся в процессе выполнения заданий по скульптуре. Проведен сравнительный эксперимент на базе ДХШ № 1 г. Курска и ДШИ № 5, ДХШ № 9 г. Астрахани.
На защиту вносятся следующие положения:
1) обоснование роли скульптуры как средства развития художественно-пластических способностей учащихся ДХШ;
2) критерии диагностики уровня развития художественно-пластических способностей учащихся средствами скульптуры (низкий, средний, высокий);
3) экспериментальная методическая система, включающая цель, задачи, принципы, методы, направленная на развитие художественно-пластических способностей учащихся в процессе занятий скульптурой;
4) психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития художественно-пластических способностей учащихся на занятиях по скульптуре. Система упражнений, направленных на развитие восприятия, абстрагирования, создания художественного образа в мелкой пластике.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена совокупностью исходных методологических и теоретических позиций; применением комплекса взаимосвязанных методов, адекватных предмету, задачам и логике исследования; репрезентативностью объема выборок, возможностью повторения опытной работы, позволяющей провести количественный и качественный анализ ее хода и результатов. Содержание, этапы и результаты исследования рассмотрены и одобрены кафедрой теории и методики преподавания изобразительного искусства художественно-графического факультета Курского государственного педагогического университета.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования представлены в публикациях, обсуждались на кафедре теории и методики преподавания изобразительного искусства художественно-графического факультета Курского государственного педагогического университета, в Астраханском методическом центре на курсах повышения квалификации учителей дополнительного образования 2001 г., 2003 г., освещались в 1998 г. в материалах Первой научно-практической региональной конференции г. Курска.
Апробация результатов проходила в учреждениях дополнительного образования детей (ДХШ, ДШИ) в г. Астрахани, Астраханской области, г. Ахтубинск и г. Курск.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Научно-методическое обоснование системы преподавания анималистического жанра в педагогическом университете: На материале курса скульптура и пластическая анатомия2005 год, кандидат педагогических наук Бызова, Анна Андреевна
Развитие пространственного мышления студентов художественных факультетов педвузов на занятиях скульптурой2008 год, кандидат педагогических наук Пилипер, Алексей Вячеславович
Развитие образно-пластического мышления младших школьников на основе традиций народного гончарного искусства: на примере дополнительного образования2012 год, кандидат педагогических наук Нестеренко, Татьяна Юрьевна
Взаимосвязь методов обучения рисунку и скульптуре в специальной подготовке художника-педагога2007 год, кандидат педагогических наук Башкатов, Иван Александрович
Развитие образно-пластического мышления студентов средствами декоративной керамики на факультете изобразительного искусства в педвузе2006 год, кандидат педагогических наук Даутова, Ольга Гаязовна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Малеев, Валерий Юрьевич
ВЫВОДЫ i
1. На начальном этапе исследования проводилось определение уровня > сформированности художественно-пластических способностей на различных типах заданий, рассчитанных на разный уровень включения учащихся в художественно-творческий процесс.
Исследование подтвердило, что слабое развитие художественно-пластических способностей связано с низким уровнем сформированности художественных знаний, умений и навыков, воображения, зрительной памяти, отсутствием глубоких знаний этапов работы над скульптурным заданием.
2. Решая проблему развития художественно-пластических способностей у учащихся на занятиях по скульптуре, мы пытались строить педагогический процесс с учетом дидактических принципов, методов и средств системного и * целенаправленного подхода, включающего содержание, цели, задачи, условия и , этапы обучения, воспитания и художественного развития учащихся.
3. В экспериментальной работе по формированию художественно-пластических способностей мы стремились развивать у детей не только специальные, но и творческие способности. В связи с этим учащиеся выполняли как натурные постановки, так и творческие композиции.
4. В ходе занятий особое внимание уделялось объяснению и практическому показу педагогом приёмов лепки. Без этого от учащихся нельзя ожидать положительных результатов в овладении навыками работы с художественно-пластическим материалом и, как следствие, сформированности художественно-пластических способностей.
5.Отмечая важную роль мотивации в развитии художественно-пластических способностей, мы разнообразили задания по степени сложности и глубине тем, что вызывало у подростков живой интерес к работе над заданиями. Художественная деятельность, в которую учащиеся активно включались с первых занятий, со временем начинала интересовать их. Решение проблемных художественно-творческих задач в процессе выполнения заданий по скульптуре в течение учебного года также активно способствовало формированию у них художественно-пластических способностей.
6. Экспериментальная работа с учащимися на занятиях скульптурой показала, что чем выше художественная активность группы, тем ярче проявляется художественная активность каждого. И чем активнее происходит процесс формирования творческой индивидуальности каждого ученика, тем больше создаётся предпосылок для проявления активности всей группы.
7. Результаты опытно-экспериментального исследования показали, что программа предмета «Скульптура» должна соответствовать образовательным целям и задачам обучения ребенка в ДХШ и ДШИ, она должна вооружать учащихся знаниями, умениями и навыками, составляющими базу художественно-пластических способностей и необходимыми в их творческой деятельности. Система методов педагогического воздействия на учащихся в процессе занятий по скульптуре должна быть сориентирована на то, чтобы их художественная деятельность вызывалась не только непосредственным интересом, но и осознанием её личностной значимости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Видение и понимание целей образования в век, когда информационные технологии получают свое дальнейшее развитие, когда возрастает конкуренция на рынке труда, растет потребность в людях, способных к творческой самореализации. Необходимость в поиске условий успешного развития художественно-пластических способностей ребенка, как базовой составляющей творческих способностей привлекает внимание исследователей в области изобразительной деятельности. Трудно переоценить значение занятий лепкой в развитии художественно-пластических и, как следствие, творческих способностей.
Художественно-изобразительная деятельность является самым мощным средством развития восприятия и воображения, без которых невозможно продуктивное мышление в любой области знаний, такие его качества, как гибкость и широта, оригинальность сказываются на творческих способностях.
Если за эталон взять результаты обучения изобразительному творчеству одаренного ребенка, то следует исходить из присутствия триады: творческие способности, художественно-пластические способности и мотивация. Результаты процесса обучения в художественной школе на начальном этапе свидетельствуют: с одной стороны, о недостаточно развитых художественно-пластических способностях и, как следствие, о низком уровне развития творческой активности школьников и слабой их мотивации к обучению. Формирование художественно-пластических способностей позволяет у одних активизировать творческий потенциал, у других развить навыки творческой деятельности. В том и другом случае у школьников изменяется отношение к предмету «скульптура».
В основе педагогической работы в учреждениях дополнительного образования лежит ориентация на различные возможности и потребности детей, уровень развития у них тех или иных специальных способностей. Отсюда
147 можно обозначить условия, способствующие результативному развитию художественно-пластических способностей у учащихся:
• наличие программ обучения, опирающихся на личностно-ориентированную модель взаимодействия с ребенком;
• освоение и использование педагогами в своей работе с детьми инновационных технологий обучения искусству;
• диагностика художественно-пластических способностей и дифференцированный подход в развитии каждого конкретного ученика;
• целенаправленное обучение алгоритму ведения скульптурной работы;
• создание благоприятного творческого климата на занятиях;
• организация художественных работ и обсуждение результатов труда;
• совершенствование материально-технической и методической базы учебного заведения.
В ходе исследования были решены конкретные задачи и получены следующие результаты.
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы, различных научных исследований, изучено состояние проблемы исследования; уточнено понятие «художественно-пластические способности», которые представляют собой способности к художественному восприятию объекта изображения, осмыслению и верной передаче с использованием средств выразительности (конструкции, пластики, движения и т. д.) художественного образа.
2. Разработана и экспериментально апробирована модель методической системы развития художественно-пластических умений, которая включает в себя цель, задачи, методы и психолого-педагогические условия, дидактические принципы, критерии и уровни; в содержание которой входят структурный, методический и практический компоненты, позволяющие педагогу управлять учебно-воспитательным процессом, корректировать деятельность учащихся, выстраивать систему заданий, способствующих развитию художественно-пластических способностей.
3. Теоретически обосновано и научно подтверждено положение о том, что развитие художественно-пластических способностей учащихся ДХШ на занятиях по скульптуре происходит в условиях специально организованного обучения, которое обеспечивает творческий процесс в изобразительной деятельности с одновременным осознанием его значимости в обучении.
4. В результате интегрированного подхода к развитию художественно-пластических и творческих способностей в едином неразделимом процессе происходит их взаимообогащение: художественно-пластические способности становятся для учащихся особо значимыми, а творческие, формируясь и развиваясь в условиях решения общих задач, лишаются формального отношения к развитию.
5. В диссертации определены критериальные уровни развития художественно-пластических способностей учащихся до начала проведения эксперимента, во время его и после экспериментального обучения. Данные констатирующего эксперимента свидетельствуют о необходимости совершенствования методики преподавания скульптуры в ДХШ.
6. Доказано, что в экспериментальной методике, реализующей модель совместной деятельности преподавателя и учащихся на занятиях по скульптуре, познавательный интерес к творчеству трансформируется в процесс творческого развития учащихся.
7. Осуществление развития художественно-пластических способностей учащихся в процессе обучения не может проводиться без создания на занятиях по специальным дисциплинам атмосферы художественного творческого поиска, решения проблемных и творческих задач.
Наиболее общим выводом исследования можно считать то, что процесс и результаты опытно-экспериментальной работы убеждают нас в объективном наличии потенциальных возможностей предмета "Скульптура" в развитии художественно-пластических способностей учащихся. В процессе их развития качественно изменяется уровень художественной подготовки учащихся, у них формируется потребность в художественно-творческой деятельности.
Занятия по скульптуре должны строиться с учётом не только логики развития художественной культуры детей, но и развития художественно-пластических и творческих способностей, то есть развития целого комплекса способностей. И очень важно, чтобы уже на начальной стадии обучения учащихся в художественной школе все специальные предметы были направлены на развитие художественно-пластических способностей, без которых не может быть сформирована творческая личность.
Поскольку основной формой развития художественно-пластических способностей служит целенаправленная деятельность, следовательно, работу с учащимися на занятиях по скульптуре нужно организовать соответствующим образом, то есть:
- с самых первых занятий следует вводить творческие задания;
- формировать мировоззрение, художественные знания, умения и навыки;
- с первых занятий готовить учащихся к правильному пониманию роли и значимости художественно-творческой деятельности в их жизни;
- использовать различные типы художественно-пластических задач;
- использовать разнообразные виды творческой работы;
- использовать различные пластические материалы (глину, пластилин и дрО;
- вводить в структуру занятий игровые моменты.
Чем больше художественных знаний приобретает ребенок, тем легче ему подойти к решению поставленных педагогом на занятиях задач. При овладении художественными умениями и навыками, направленными на преобразование, изменение, комбинаторику, легче найти оригинальное, нестандартное художественно-пластическое решение образа.
Недооценка художественно-пластических способностей, недостаточное внимание к художественным знаниям, умениям и навыкам, развитию образного мышления, фантазии и воображения приводит к тому, что изображение реального мира, создание художественного образа дается ребенку с трудом.
Изложенные в работе выводы не являются исчерпывающими и не претендуют на полное разрешение исследуемой проблемы. Дальнейший поиск в данном направлении представляется нам актуальным, так как в художественной педагогике с каждым годом открываются все новые перспективы для воспитания художественно образованной и творчески развитой личности.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Малеев, Валерий Юрьевич, 2010 год
1. Алексахин Н. Н. Волшебная глина. Методика преподавания лепки в детском кружке: Учеб. пособие для внеуроч. работы с детьми мл. шк. возраста/Н. Н.Алексахин. М., 1998. 47 с.
2. Алексеева Л. В. Скульптура/ Л. В. Алексеева. М.-Л., 1964. 52 с.
3. Алпатов М. В. Постижение искусства. Немеркнущее наследие/ М. В. Алпатов. М., 1990. 303 с.
4. Амонашвили Ш. А. Педагогическая симфония/ Ш. А. Амонашвили. М., 2002. 664 с.
5. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики/ В. И. Андреев. Казань, 1961. 326 с.
6. Андрианов М. А. Философия для детей/ М. А. Андрианов. Минск, 2004. 280 с.
7. Анохин П. К. О творческом процессе с точки зрения физиологии// Сб. Вопр. комплекс, изуч. АН СССР, Науч. совет по истории мировой культуры. Л, 1983. 279 с.
8. Аркин Д. Е. Образы архитектуры и образы скульптуры/ Д. Аркин. М., 1990. 399 с.
9. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие/ Пер. с англ. В. Н. Самохина/ Общ. ред. и вступ. ст. В. П. Шестакова. М., 1974. 392 с.
10. Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей/ Т. И. Артемьева; АН СССР, Ин-т психологии. М., 1977. 184 с.
11. П.Асмолов А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к логике развития/ А. Г. Асмолов // Внешкольник. 1997. № 9.
12. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Обще дидактический аспект / Ю. К. Бабанский. М., 1977. 192 с.
13. Бакушинский А. В. Исследования и статьи/ А. В. Бакушинский. М., 1981. 348 с.
14. Барчаи Е. Анатомия для хужожников/ Е. Барчаи. М., 2007. 344 с.
15. Белютин Э. М. Основы изобразительной грамоты: в помощь начинающему художнику/ Э.М. Белютин. М., 1958. 83 с.
16. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества/ Н. А. Бердяев. М., 1984. 382 с.
17. Блаватский В. Д. Греческая скульптура/ В. Д. Блаватский. M.-JT., 1939. 207 с.
18. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2 т./ Сост. и авт. вступ. ст. М. Г. Данильченко, А. А. Никольская, под ред. А. В. Петровского. М., 1979. Т. 1. 304 с. Т. 2. 339 с.
19. Боголюбов Н. С. Скульптура на занятиях в школьном кружке/ Н. С. Боголюбов. М., 1986. 127 с.
20. Боголюбов Н. С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства/ Н. С. Боголюбов. Краснодар, 1992. 27 с.
21. Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка / И. Я. Богуславская. -М., 1975. 142 с.
22. Бродский И. А. Репин педагог/ И. А. Бродский. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1960. 128 с.
23. Бруднов А. К. От внешкольной работы к дополнительному образованию/ А. К. Бруднов // Внешкольник, 1996. № 31.
24. Бурдель Э. А. Искусство скульптуры/ Э. А. Бурдель/ Пер. с фр., вступ. ст., сост. и коммент. В. Н. Прокофьева. М., 1968. 311 с.
25. Вагнер Г. К. Скульптура Владимиро-Суздальской Руси/ Г. К. Вагнер. М., 1964. 188 с.
26. Вайнцвайг Поль. Десять заповедей творческой личности/ П.Вайнцвайг. М., 1990. 187 с.
27. Валериус С. С. Проблемы современной советской скульптуры/ С. С. Валериус. М., 1961. 224 с.
28. Ватагин В. А. Изображение животного: записки анималиста/ В. А. Ватагин. М., 1957. 169 с.
29. Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства/ Б. Р. Виппер. М., 2004. 358 с.
30. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Ред. И.С. Якиманской. М., 1989. 221 с.
31. Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы/ И. П. Волков. М., 1982. 136 с.
32. Волкова М. Г. Развитие способностей у детей основа жизненного успеха / М. Г. Волкова. М., 1989. 120 с.
33. Вопросы изобразительного творчества/ Ред. В. С.Кузина. М., 1971.144 с.
34. Вопросы психологии способностей: Сборник статей/ Ред. В. А. Крутецкого. М., 1973. 216 с.
35. Вопросы теории и методики преподавания изобразительного искусства: Сборник, научных трудов. Курск, 1998. 144с.
36. Выготский JI. С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л. С. Выготский. М., 1981. 93 с.
37. Выготский JI. С. Педагогическая психология/ JI.C. Выготский. М., 1999. 534 с.
38. Гальперин П. Я. Введение в психологию: учеб. пособие для j студентов вузов по гуманит. спец./ П. Я. Гальперин. М., 2005. 327с.
39. Гатанов Ю. Б. Курс развития творческого мышления для детей 710 лет / Ю.Б. Гатанов. СПб, 1997. 72 с.
40. Гегель Г. В Эстетика: в 4-х т. / Г. В. Гегель/ Ред. и предисл. И. Лифшица. М., 1968. Т. 1. 312 с.
41. Гельвеций К. А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. М., 1938. 482 с.
42. Гельмгольц Г. Закон сохранения силы: лекции, читаемые им в Лондоне/ Герман Людвиг Фердинанд Гельмгольц/ Пер. с англ. Д. Рындовский. Харьков, 1865. 117 с.
43. Герчук Ю. А. Основы художественной грамоты: язык и смысл изобразительного искусства: учеб. пособие/Ю. А. Герчук. М., 1998. 204 с. '
44. Гильбух Ю. 3. Внимание одарённые дети/ Ю. 3. Гильбух. М., 1982. '76с.
45. Гильбух Ю. 3. Внимание: одаренные дети / Ю. 3. Гильбух. М., 1991. 79с.
46. Гнедич П. П. История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура/ П. П. Гнедич. М., 2002. 841с.
47. Голицын Г. А. Информация — поведение творчество/ Г. А. Голицын, В. М. Петров. М., 1991. 221 с.
48. Голубкина А. С. Несколько слов о ремесле скульптора/ А. С. Голубкина. М, 1963. 31 с.
49. Гончаренко Н. В. Гений в искусстве и науке/ Н. В. Гончаренко. ^ М., 1991.432 с.
50. Громов Е. С. Художественное творчество: опыт эстетических характеристик некоторых проблем/ Е. С. Громов. М., 1970. 262 с.
51. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт . теоретических и экспериментальных психологических исследований/
52. В. В. Давыдов. М., 1986. 96 с.
53. Евладова Е. Б. Организация дополнительного образования: Учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования/ Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова. М., 2003. 191 с.
54. Ермолаева М. В. Практическая психология детского творчества / М. В. Ермолаева. М., 2001. 216 с.
55. Ермолаева-Томина Л. Б. Креативность как реализация потенциальных способностей человека/ Л. Б. Ермолаева-Томина// Современные технологии обучения художественно-графическимvдисциплинам: Сб. науч. тр. М., 2001.
56. Ермолаева-Томина Л. Б. Развитие креативности на занятиях изобразительным искусством/ Л. Б. Ермолаева-Томина// Совершенствование методики преподавания художественно-творческих дисциплин: Межвуз. сб. науч.-методич. трудов. М., 2001. С.11 — 23.
57. Ермолаева-Томина Л. Б. Роль диагностики в развитии творческих способностей/ Л. Б. Ермолаева-Томина// Творчество и педагогика: \ материалы всесоюз. науч.-практ. конф. М., 1998. 269 с. \
58. Ермольская В. В. Основы понимания скульптуры/ В. В. Ермольская. М., 1964. 56 с.
59. Ермольская В. В. Что такое скульптура?/ В. В. Ермольская. 2-е изд. М., 1977. 95 с.
60. Жегалова С. Пряник, прялка, птица Сирин/ С. Жегалова, С. Жижина, 3. Попова, Ю. Черняховская. 2-е изд. М., 1983. 192 с.
61. Запорожец А. В. Избранные труды: в 2-х томах/ А. В. Запорожец/ Ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М., 1986. Т. 1: Психологическое развитие ребёнка. 316 е., Т. 2: Развитие произвольных движений. 296 с.
62. Зинченко В. П. Развитие творческих способностей на занятиях академическим рисунком/ В. П. Зинченко. Ростов н /Д., 1996. 126 с.
63. Зинченко В. П. Функциональная структура зрительной памяти/ В. П. Зинченко, Б. М. Величковскпй, Г. Г.Вучетич. М.,1980. 271 с.
64. Зеньковский В. В. Психология детства/ В. В. Зеньковский. Екатеринбург, 1995. 347 с.
65. Ибуки Масарау После трех уже поздно/Масарау Ибуки. М., 1991.93с.
66. Игнатьев Е. И. Возрастные особенности формирования зрительного образа у детей/ Е.И. Игнатьев// Ученые записки: восприятие и воображение. МПГИ , 1963. С.5 36.
67. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей/ Е. И. Игнатьев. М., 1961. 33с.
68. Игнатьев Е. И. Исследование закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописью: Автореферат канд. диссерт./ С. Е. Игнатьев. М., 1982. 16 с.
69. Ильин В. С. Формирование личности школьника/ В. С. Ильин. М., 1984. 144 с.
70. История искусства зарубежных стран: Учебник/ Ред. М. В. Доброклонского, А. П. Чубовой. М., 1980. 407 с.
71. История советского искусства: Живопись. Скульптура. Графика: в 2-х т./ Науч.-исследов. ин-т теории и истории изобразительных искусств Академии Художеств СССР. М., Т. 1: 1965. 341 е., Т. 2: 1968. 323 с.
72. Ительсон JT. Б. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие/ Л. Б. Ительсон. М.: ACT, 2000. 894с.
73. Калошина И. П. Структура и механизм творческой деятельности: (нормат. подход)/И. П. Калошина. М., 1983. 168 с.
74. Кириенко В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности/ В. И. Кириенко. М., 1959. 299 с.
75. Ковалевская Н. Н. Русский классицизм. Живопись, скульптура, графика/Н. Н. Ковалевская. М., 1964.
76. Коваль М. Б. Педагогика внешкольного учреждения/ М. Б. Коваль. Оренбург, 1993. 104 с.
77. Конышева Н. М. Лепка в начальных классах: Пособие для учителя: из опыта работы/ Н. М. Конышева. М., 1980. 80 с.
78. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах/ Н. М. Конышева. М., 1985. 85 с.
79. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника: Книга для воспитателей дет. сада и родителей/ Е. Е. Кравцов. М., 1996. 157 с.81 .Крестовский И. В. Скульптура/И. В. Крестовский. М., 1960. 120 с.
80. Кропотов В. Н. Работа с пластическими массами/ В. Н. Кропотов, Н. В. Одноралов. М., 1967. 72 с.
81. Крупник Е. П. Художественное образование и воспитание как средство развития интеллекта и творческих способностей школьников/ Е. П. Крупник, Т. В. Морозов, Л. А. Никольский и др. М., 1980.
82. Кудрявцев В. Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка: Учеб. пособие/ В. Т. Кудрявцев. М., 1997. 154 с.
83. Кузин В. С. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе: Пособие для учителя/ В. С. Кузин. М., 1972. 207 с.
84. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах/ В. С. Кузин. М., 1984. 318 с.
85. Кузин В. С. Психология/ В. С. Кузин. М., 1997. 304 с.
86. Кузин B.C. Психология живописи. Учебное пособие для вузов. М., 2005. 304 с.
87. Кузмина Н. В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся/ Н. В. Кузмина // Вопросы психологии, 1984. № 1.
88. Кузнецова Н. А. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей: пособие для руководителей и педагогов/ Н. А. Кузнецова, Д. Е. Яковлева. М., 2003. 93 с.
89. Кулюткин Ю. Н. Развитие творческого мышления школьников/ Ю. Н. Кулюткин, Т. С. Сухобская. Д., 1978. 167 с.
90. Куратова И. А. Советская скульптура: краткий очерк/ И. А. Куратова. М., 1964. 291 с.
91. Лантери Э. Лепка / Пер. с англ. А. Е. Кроль. М.,2006. 382с.
92. Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы/ Н. С. Лейтес. М., 1984. 79 с.
93. Лейтес Н. С. Способности, труд, талант/ Н. С. Лейтес. М., 1961. 32с.
94. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст/ Н. С. Лейтес. М., 1971.286 с.
95. Леонова Е. В. Возможности дополнительного образования по развитию интеллектуального и творческого потенциала детей/ Е. В Леонова// Дополнительное образование, 2001. № 5.
96. Леонтьев А. А. Деятельность. Сознание. Личность/ А. А. Леонтьев. М., 1977. 304 с.
97. Лернер И. Я. Дидактическая основа формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин/ И. Я. Лернер. М., 1977. 64 с.
98. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения/ И. Я. Лернер. М., 1981. 185 с.
99. Лук А. Н. Мышление и творчество/ А. Н. Лук. М., 1976. 87 с.
100. Любимов Л. Д. Искусство древнего мира/ Л. Любимов. М., 1980.320с.
101. Люблинская А. А. Детская психология/ А. А. Люблинская. М., 1971.415 с.
102. Максимов Ю. В. У истоков мастерства: нар. искусство в худож. воспитании детей/ Ю. В. Максимов. М., 1983. 159 с.
103. Маловичко В. С. К вопросу о социальной природе творчества/ В. С. Маловичко. М., 1985.
104. Манизер М. Г. Скульптур о своей работе/ М. Г. Манизер. М., 1952. 53 с.
105. Маркин Ю. П. Скульптура. Графика. Живопись. Поэзия/ Ю. П. Маркин, Ю. В. Бугуева, Вильгельм Лембрук. М., 1989. 238 с.
106. Марков М. Искусство как процесс/ М. Марков. М., 1970. 84 с.
107. Маслоу Абрахам Новые рубежи человеческой природы/ Общ. ред. Г. А. Балла. М.,1999. 425 с.
108. Мастера искусства об искусстве. Т. 4. М., 1937. 397 с. Ш.Меерович М. И. Технология творческого мышления: Практ.пособие/ М. И. Меерович, Л. И. Шрагина. М.: ACT, 2000. 430 с.
109. Межиева М. В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет/М. В. Межиева. Ярославль, 2002. 127 с.
110. ПЗ.Мейснер Т. Вундеркинды: реализованные и нереализованные способности/ Тони Мейснер/ Пер. с нем. Г. Рыбаковой. М.,1998. 358 с.
111. Мелик-Пашаев А. А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников/ А. А. Мелик-Пашаев // Вопросы психологии, 1989. № 1.
112. Мелик-Пашаев А. А. Ступеньки к творчеству (Художественное развитие ребенка в семье)/ А. А.Мелик-Пашаев, 3. Новлянская. М., 1987. 126 с.
113. Мелик-Пашаев А. А. Трансформация детской игры в художественное творчество/ А. А. Мелик-Пашаев, 3. Н. Новлянская// Искусство в школе, 1994. № 2.
114. Мигунов А. С. Искусство и процесс познания/ А. С. Мигунов. М., 1986. 264 с.
115. Микалко М. Игры для разума: тренинг креативного мышления/ М. Микалко. СПб., 2007. 447 с.
116. Мир творчества / Самопознание. Харьков, 2001. - 473 с.
117. Мириманов В. Б. Первобытное и традиционное искусство (Малая истории искусств)/ В. Б. Мириманов. М., 2009. 273 с.
118. Некрасова М. А. Современное народное искусство: по материалам выставок/ М. А. Некрасова. JL, 1980. 207 с.
119. Неменский Б. М. Мудрость красоты: о проб, эстет, воспитания: кн. для учителя/ Б. М. Неменский. М., 1981. 192 с.
120. Николаева Т. В. Древнерусская мелкая пластика из камня XI-XV вв./ Т. В. Николаева. М., 1983. 163 с.
121. Никонорова Н. П. Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством: из опыта работы учителя/ Н. П. Никонорова. М., 1975. 136 с.
122. Общая психодиагностика: основы психодиагностики немед. психотерапии и психологич. консультирования: Учеб пособие для ин-тов/ А. А. Бодалев и др./Ред. А. А. Бодалева., В. В. Столина. М., 1987. 303с.
123. Одноралов Н. В. Скульптура и скульптурные материалы/ Н. В. Одноралов. М., 1982. 233 с.
124. Оконь В. Основы проблемного обучения/ В. Оконь. М., 1968. 208с.
125. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. М., 2001. 64 с.
126. Орлов С. На ветру времени: Мухина и Голубкина/ С. Орлов// Юный художник, 1989. № 3.
127. Орловский Г. И. Учитесь смотреть и видеть/ Г. И. Орловский. М., 1968. 119 с.
128. Основы психодиагностики: Учеб. пособие для вузов/ М. К. Акимова и др./ Общ. ред. А. Г. Шмелева. Ростов-н/Д, 1996. 540с.
129. Ошо. Творчество. Высвобождение внутренних сил. Светлые мысли о новом образе жизни. / Ошо/ Пер. Ма Пужа Прем. СПб., 2001. 190 с.
130. Память и мысли. СПб, 2001. 288 с.
131. Петров В. М. Информационный анализ иерархии процесса художественного творчества/ В. М. Петров, И. Н. Киселёва//Исследование проблем психологии творчества/ Ред. Я. А. Пономарёв. М., 1983. С. 296 -313.
132. Петров В. П. Глина в природе, технике, искусстве/ В. П. Петров. М., 1990.
133. Пидкасистый П. И. Искусство преподавания/ П. И. Пидкасистый, М. Л. Портнов. М., 1999. 211 с.
134. Пикулев И. И. Русское изобразительное искусство: Учеб. пособие для ин-тов культуры и фак. ин-тов искусств/ И. И. Пикулев. М., 1977. 288 с.
135. Повышение эффективности уроков изобразительного искусства: Сборник статей / Ред. B.C. Кузина. М., 1975. 151 с.
136. Полунина В. Н. Искусство и дети из опыта работы учителя/
137. B. Н. Полунина. М., 1982. 191 с.
138. Померанцев Н. Н. Русская деревянная скульптура/ Н. Н. Померанцев. М.,1994. 327 с.
139. Пономарёв Я. А. Знание, мышление и умственное развитие/ Я. А. Пономарёв. М., 1967. С.262 288.
140. Пономарёв Я. А. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная/ Я. А. Пономарёв, И. Н. Семенов,
141. C. Ю. Степанов и др./ Ред. Я. А. Пономарёв. М., 1990. 222 с.
142. Построение модели личностно-ориентированной школы: из опыта работы гор. эксперим. площадки/ Науч. ред. И. С. Якиманской. М., 2001. 127 с.
143. Претте М. Творчество и выражение: курс худож. воспитания: в 2-х ч. / М. Претте, А Капальдо/ Пер. с итал. А. Б. Махова. М., 4.1. 1981. 166 е., 4.2. 1985. 168 с.
144. Изобразительное искусство 1-9 классы: Программа. М., 1996. 160с.
145. Изобразительное искусство и художественный труд: Программа. М., 1988. 78 с.
146. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства: Программа. М., 1994. 142 с.
147. Интегрированная программа художественного развития на основе взаимодействия искусств 1-11 классы: Программа. М., 1991. 204 с.
148. Программа педагога дополнительного образования от разработки до реализации/ Сост. Н. К. Беспалова. М., 2003. 176 с.
149. Пуанкаре Анри О науке/ А. Пуанкаре/Пер. с фр. М.,1990. 735 с.
150. Пути повышения эффективности преподавания изобразительного искусства: Межвуз сб. науч. трудов/ Сост. Е. В.Шорохов, А. Е.Терентьев,
151. A. И.Васильев. М., 1995. 173 с.
152. Радастева С. В. Развитие творческих способностей подростков средствами изобразительного искусства на занятиях мультипликацией в системе дополнительного образования: автореф. канд. диссерт./ С. В. Радастева. М., 2006. 16 с.
153. Родари Д. Грамматика фантазии: введение в искусство придуманных историй/ Д. Родари/ Пер. с итал. Ю. А. Добровольской. М., 1978.212 с.
154. Роден О. Сборник статей о творчестве/ О. Роден. М., 1960. 192 с.
155. Роджерс К. К науке о личности/ К. К. Роджерс// История зарубежной психологии. М., 1986. С.200 230.
156. Рождественская Н. В. Психология художественного творчества: Учеб. пособие/ Н. В. Рождественская. СПб., 1995. 271 с.
157. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учеб. пособие для студентов худож.-графич. фак. пед. ин-тов/ Н. Н. Ростовцев. М., 1974. 225 с.
158. Ротенберг В. Сновидения. Гипноз и деятельность мозга/
159. B. Ротенберг. М., 2001. 254 с.
160. Ротенберг В. С. Мозг. Обучение. Здоровье/ В. С. Ротенберг,
161. C. М. Бондаренко. М., 1989. 239 с.
162. Ротенберг В. С. Поисковая активность и адаптация/
163. B. С. Ротенберг, В. В. Аршавский/ Пер. И. Г. Константиновой. М., 1984. 193 с.
164. Рубинштейн С. JI. Принцип творческой самостоятельности/
165. C. JI. Рубинштейн // Вопросы психологии, 1986. № 4. С. 101 108.
166. Рылова JI. Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика: Учеб. пособие/Л. Б. Рылова. Ижевск, 1992. 310 с.
167. Сапего И. Г. Предмет и форма: роль восприятия материальной среды художником в создании пласт, форм/ И. Г. Сапего. М., 1984. 302 с.
168. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления: Попул. пособие для родителей и педагогов/ А. Э. Симановский. М, 2002. 167 с.
169. Сокровища искусства стран Азии и Африки. Вып. 1. М., 1975.193с.
170. Способности и интересы: Сборник статей/ Ред. Н. В. Левитова, В. А. Крутецкого. М., 1962. 307 с.
171. Столович А. И. Жизнь творчество - человек: функции художественной деятельности/А. И. Столович. М., 1985. 415 с.
172. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М., 1977. 253 с.
173. Терентьев А. Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисования: Учеб. пособие для худож.-граф. фак. пед. ин-тов/ А. Е. Терентьева. М.,1987. 174 с.
174. Терновец Б. Н. Русские скульпторы: 3 вып./ Б. Н. Терновец/ Ред. П. П. Муратова. М., 1924. 48 с.
175. Технология организации художественно-творческой деятельности школьников: Учебное пособие/ Сост. Л. А. Сатарова. Астрахань, 2000. 70 с.
176. Томский Н. В. Заметки скульптора/ Н. В. Томский. М., 1965.144с.
177. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность: Сборник науч. тр. Свердловск, 1990. 153 с.
178. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе/ А. С. Хворостов. М., 1988. 174 с.
179. Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения: человек природа - искусство. Л., 1986.
180. Хуторский А. В. Как обучать творчеству?/ А. В. Хуторский// Дополнительное образование, 2001. № 1. С.23 32.
181. Цукарь А. Я. Развитие пространственного воображения. Задания для учащихся/ А. Я Цукарь. СПб., 2000. 144 с.
182. Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. М.-Л.,1953.
183. Шабанов Н. К. У истоков творчества: Пособие для воспитателей и преподавателей изобразительного искусства/ Н. К. Шабанов. Курск, 1995. 103 с.
184. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие для вузов/ В. Д. Шадриков. М., 1996. 318с.
185. Шмидт И. М. В мастерской скульптора/ И. М. Шмидт. Л., 1966.95 с.
186. Шорохов Е. В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе/Е. В. Шорохов. М., 1977. 112 с.
187. Щербаков А.В. Проблемы руководства изобразительным творчеством подростков/ А. В. Щербаков // Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительным искусством/ Ред. Б. П. Юсова. М., 1981.
188. Щетинин М. П. Объять необъятное: записи педагога/ М. П. Щетинин. М., 1986. 171 с.
189. Эдварде Бетти. Откройте в себе художника/ Бетти Эдварде. Минск, 2000. 240 с.
190. Эдварде Бетти. Художник внутри вас; курс развития творческих способностей / Бетти Эдварде. Минск, 2000. 256 с.
191. Юнг К. Аналитическая психология/ К. Юнг// История зарубежной психологии. М., 1986. С. 143 170.
192. Якобсон П. М. Психология художественного творчества/ П. М. Якобсон. М., 1971. 48 с.
193. Ястребов И. История искусств/ И. Ястребов. М., 1965.
194. Яхонт О. В. Советская скульптура: кн. для учителя/ О. В. Яхонт. М., 1988. 224 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.