Развитие художественного воображения студентов художественно-графического факультета на занятиях по скульптуре тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Хапчаева, Зулейха Аскербиевна

  • Хапчаева, Зулейха Аскербиевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2011, Карачаевск
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 173
Хапчаева, Зулейха Аскербиевна. Развитие художественного воображения студентов художественно-графического факультета на занятиях по скульптуре: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Карачаевск. 2011. 173 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Хапчаева, Зулейха Аскербиевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО СКУЛЬПТУРЕ

1.1. Психолого-педагогический аспект развития творческого воображения.

1.2. Скульптура и ее роль в формировании творческого воображения студентов.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ.

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ

СКУЛЬПТУРОЙ.

2.1 .Выявление и оценка творческого воображения студентов.

2.2. Методическая система развития творческого воображения на занятиях по скульптуре.

2.3. Анализ и сравнительные результаты экспериментального педагогического исследования.

ВЫВОДЫПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие художественного воображения студентов художественно-графического факультета на занятиях по скульптуре»

Проблема исследования и ее актуальность. Активные изменения и преобразования, происходящие в социальной и экономической сферах нашего общества привели к появлению новых требований к профессиональной подготовке художников-педагогов. Важнейшей проблемой теории и практики художественного образования стала подготовка высококвалифицированного педагога способного развивать творческую активность учащихся, их эстетическую культуру, формировать у них интерес к мировому художественному наследию.

Формирование профессионального художника, обладающего такими качествами как умение свободно переносить элементы знаний из одной ситуации в другую, умение самостоятельно ставить и решать творческие задачи разного уровня сложности является одной из основных задач высшего художественного профессионального образования.

Сегодня, специальную подготовку выпускников художественно-графических факультетов нельзя считать вполне удовлетворительной. На сегодняшний день студенты средних специальных и высших учебных заведений имеют недостаточный уровень развития воображения (по результатам исследований Е.Фишбейна, М.П.Титовой, И.С.Якиманской, Н.С.Боголюбова и др.). Воображение студентов характеризуется преобладанием пассивного вида над активным, репродуктивного над продуктивным. Студенты в процессе создания художественных образов чаще копируют произведения известных художников, их стиль и технику работы, что говорит о слабом уровне развития восприятия, образной памяти, ассоциативного, пространственного, образно-пластического видов мышления, лежащих в основе работы творческого воображения. Студенты используют ограниченный круг представлений о пространственных и физических свойствах предметов и явлений действительности, слабо устанавливают связи между ними. Для их восприятия характерна з пассивная созерцательность, а синтетическая деятельность несовершенна. Студенты не используют основные приемы воображения для создания новых образов в художественно-творческой деятельности, не умеют осуществлять перенос операции и приемов воображения из одной области в другую. Недостаточный уровень развития творческого воображения у студентов художественных специальностей приводит к нарастающим трудностям в учебно-воспитательном процессе, что ведет к снижению общего уровня профессиональной подготовки выпускников.

Одной из основных причин такого положения вещей, по нашему мнению, является недостаточно гибкая система преподавания специальных дисциплин на различных этапах подготовки художников-педагогов, в частности, преподавания скульптуры на художественно-графических факультетах.

Проблема развития творческих способностей личности, творческого воображения средствами изобразительного искусства рассматривалась нами многократно в педагогических исследованиях. Объективный подход к этому вопросу предполагает изучение специальной литературы в различных областях знания: проблемы психологии, общепедагогические аспекты, современные положения дидактики обучения, научные труды по развитию личности средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, в том числе средствами скульптуры.

Психологические аспекты развития творческого воображения рассмотрены в трудах А.Г.Асмолова, Н.С.Боголюбова, Л.С.Выготского, Е.И.Игнатьева, Е.Н.Кабанова-Меллера, А.Н.Леонтьева, Д.И.Фельдштейна, Е.В.Шорохова и мн.др.

Некоторые педагогические и методические аспекты проблемы развития творческого воображения освещены в работах К.С.Станиславского, Д.Родари, М.Карне, Л.Ю.Субботиной, С.К.Кожохиной, Л.Г.Медведева, В.К.Лебедко, М.М.Старикова.

В контексте нашего исследования особый интерес представляют научные труды Г.С.Альтшуллера, Б.Г.Ананьева, П.Вайцвайга, И.М.Верткина, Л.С.Выготского, Ф.Н.Гоноболина, Е.С.Громова, Е.И.Игнатьева, Л.С.Коршуновой, В.С.Кузина, В.А.Крутецкого, Н.Д.Левитова, А.Н.Леонтьева, И.М.Розета, Л.С.Рубинштейна, Ю.А.Самарина, И.В.Страхова, Б.М.Теплова, Е.П.Торренса, И.С.Якиманской, и мн. др. в области обучения, воспитания и развития творческой личности.

Основополагающими • в определении направлений развития содержания учебных дисциплин художественного цикла и методики их преподавания в вузе стали работы А.О. Барща, Г.В.Беды, Н.Н.Волкова, С.Е.Игнатьева, В.С.Кузина, В.В. Корешкова, В.К. Лебедко, Л.Г.Медведева, Н.Н.Ростовцева, A.C. Хворостова, Е.В. Шорохова, сыгравшие значительную роль в развитии и совершенствовании системы высшего образования в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Вопросы теории и практики преподавания изобразительного искусства и скульптуры, отражающие различные аспекты развития творческих способностей обучающихся рассматриваются в работах А. Гильдебрандта, Г. Вефлина, И.Г. Кадиной, В.Маркова, В.С.Мухиной, A.C. Голубкиной, О.П.Вороновой, В.В. Ермонской, Н.В.Одноралова и др.

Проведенный анализ научно-методической литературы по проблеме развития творческих способностей личности средствами изобразительного искусства, в частности, средствами скульптуры, показал, что данный вид художественного творчества стал достаточно популярен в последние годы. Появились диссертационные исследования в которых раскрываются различные аспекты теории и методики обучения скульптуре и пластической анатомии (И.А.Башкатов, Ю.К.Беджанов, А.А.Булкин, А.А.Бызова,Т.А. Васильева, А.А.Ворохоб, В.И.Костенко, К.В.Мамонтов, А.В.Пилипер, А.А.Прищепа и др.). Данные научные труды решают проблему развития творческих способностей средствами скульптуры, 5 однако среди них нет исследований конкретной направленности на развитие творческого воображения.

Скульптура как один из . видов изобразительного искусства представляет собой благодатную почву для развития творческого воображения студентов, для формирования их художественного и эстетического вкуса. На протяжении столетий наряду с рисунком, живописью и композицией она является одной из основных академических дисциплин в системе художественного образования. Творческая деятельность в области объемной пластики не дается легко в силу физических, материальных и временных затрат связанных с ее созданием. Занятия скульптурой наиболее плодотворно активизируют воображение студентов в процессе создания эстетически ценных художественных образов в процессе творческой деятельности. Активная работа над образом способствует раскрытию внутреннего духовного богатства студентов, проявлению их индивидуальных особенностей и накоплению творческого опыта.

Специфические изобразительные и выразительные возможности скульптуры с точки зрения ее форм и проявлений, а также функциональных характеристик, весьма многообразны. Творческая деятельность студентов на занятиях скульптурой, организованная педагогом с учетом индивидуальности психологических типов, механизма творческого процесса и особенностей его протекания у каждого из них, будет способствовать развитию их способностей и формированию творческого воображения.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что современная методическая система преподавания скульптуры не обладает достаточными возможностями для активизации творческого воображения студентов. Совершенствование методической системы преподавания скульптуры является наиболее перспективным направлением в плане развития творческого воображения студентов. 6

Прежние методы, применяемые в ходе учебного процесса для развития творческого воображения студентов, не соответствуют современным процессам в образовании. Исходя из всего выше сказанного, можно констатировать существование противоречий:

- между потребностью общества в интеллектуальных, разносторонне развитых педагогах с базовым художественным образованием, обладающих развитым творческим воображением и недостаточной разработанностью в системе профессионально-художественной подготовки научно-методических подходов и соответствующего обеспечения этого процесса на основе такой дисциплины как скульптура;

- между необходимостью развития творческого воображения как ведущего компонента творческих способностей художника-педагога и отсутствием методической системы развития творческого воображения средствами скульптуры.

Выявленные противоречия актуализируют проблему исследования -определение педагогических условий, методов и средств развития творческого воображения студентов на занятиях скульптурой. Решение этой актуальной проблемы является целью нашего исследования (научное обоснование, разработка и экспериментальная проверка, методической системы развития творческого воображения у студентов на занятиях по скульптуре).

Объект исследования: учебно-творческий процесс на занятиях по скульптуре.

Предмет исследования: методическая система формирования и совершенствования творческого воображения студентов в учебном процессе на занятиях по скульптуре.

Гипотеза исследования. Проводя исследование, мы исходили из предположения, что если использовать целостную методическую систему преподавания скульптуры, которая будет обладать такими качествами как:

• оптимальное сочетание методов обучения с внедрением новых 7 технологий и форм организации обучения;

• использование системы творческих заданий и специальных упражнений, формирующих творческое воображение и направленных на освоение студентами поисково-творческой деятельности;

• интеграция обучения скульптуре с другими дисциплинами (рисунок, композиция, история искусств и т.д.), единство теории и практики, тесная взаимосвязь теоретических знаний, практических умений и навыков в работе с различными скульптурными материалами;

• использование известных в педагогике дидактических принципов и их взаимосвязь, то развитие творческого воображения у студентов в учебно-творческом процессе на занятиях по скульптуре будет эффективным и качественным.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать и изучить психолого-педагогическую литературу для уточнения физиологических, психологических основ воображения;

2. Определить пути решения проблемы развития воображения в традиционных методиках и выявить педагогические условия, способствующие формированию творческого воображения студентов;

3.Разработать систему творческих заданий и специальных упражнений, формирующих творческое воображение и направленных на освоение студентами поисково-творческой деятельности на занятиях по скульптуре;

4. Выявить критерии оценки творческого воображения студентов;

5.Осуществить экспериментальную проверку эффективности разработанной методической системы развития творческого воображения на занятиях по скульптуре.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

- теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования;

- анализ действующих методик подготовки художника-педагога в контексте интересующей нас проблемы;

- теоретический и эмпирический методы (наблюдение, сравнение, обобщение, систематизация, анализ продуктов деятельности, анкетирование, диагностика и др.);

- метод эксперимента и опытной проверки (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты);

- статистический и графический методы обработки результатов экспериментального исследования.

Теоретической основой и методологической базой исследования являются психолого-педагогические, философские, социологические работы в области формирования творческой личности, развития творческого воображения; формирования содержания образования и основ проблемного обучения; исследования проблем теории и методики обучения изобразительному искусству; учебно-методические разработки в области преподавания скульптуры.

Опытно-экспериментальная база и этапы работы. Исследование осуществлялось в течение 2006-2010 гг. Всего исследованием на констатирующем, обучающем и контрольном этапах эксперимента было охвачено 106 студентов второго, третьего, четвертого курсов художественно-графического факультета (ХГФ). Базой проведения эксперимента был ХГФ Карачаево-Черкесского государственного университета. Исследование проводилось в три этапа.

На первом, констатирующем, этапе (2006-2008гг.) изучалась психолого-педагогическая, философские, социологические, методическая и искусствоведческая литература, диссертационные работы по проблеме исследования. Проводился констатирующий эксперимент с целью выявления уровня развития творческого воображения студентов ХГФ. 9

Были выявлены противоречия, определены объект и предмет исследования, сформулирована рабочая гипотеза. Была разработана методическая система развития творческого воображения студентов на занятиях по скульптуре.

На втором, формирующем, этапе (2008-2009гг.) проводился обучающий эксперимент, в ходе которого апробировались предлагаемая методическая система развития творческого воображения студентов на занятиях по скульптуре.

На третьем, контрольном, этапе (2009-2010гг.) сравнивались результаты контрольной и экспериментальной групп, обрабатывались, анализировались и систематизировались полученные данные, корректировалась формулировка условий, проводились контрольные срезы и оформление работы.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что:

- с позиции современных достижений психолого-педагогической науки обоснован выбор наиболее благоприятных педагогических условий для развития творческого- воображения студентов: использование на занятиях принципов развивающего обучения; реализация в процессе обучения индивидуального подхода; создание атмосферы творческого сотрудничества; использование разнообразных задач с постепенным усложнением учебного материала и увеличение степени самостоятельности; грамотное и целесообразное использование разнообразной наглядности, новых информационных технологий; постановка перед студентами различных учебно-творческих задач; формирование и поддерживание познавательных интересов и положительной мотивации, направленных на осознание студентами значимости и необходимости получаемого образования, полезности выполняемой деятельности; создание условий, способствующих развитию психических познавательных процессов, лежащих в основе воображения; ю использование возможностей различных материалов в процессе обучения скульптуре; учет взаимовлияния занятий скульптурой и рисованием;

- разработана теоретическая модель методической системы развития творческого воображения у студентов на занятиях по скульптуре, включающая в себя цели, задачи, общедидактические принципы обучения, условия (методические), методы и их сочетания, различные средства (технические, наглядные, дидактические) и формы (теоретические и практические; групповые, индивидуальные) обучения, критерии, уровни (высокий, средний, низкий), и систему творческих заданий и специальных упражнений для студентов;

- определена образовательная, воспитательная и развивающая роль занятий по скульптуре, их влияние на формирование и развитие творческого воображения студентов ХГФ.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что

- внесен вклад в теорию и методику обучения средствами изобразительного искусства - решена проблема развития творческого воображения студентов ХГФ средствами скульптуры;

- определены критерии эффективности развития творческого воображения студентов на занятиях по скульптуре.

Практическая значимость исследования состоит в: разработке программы организации занятий скульптурой, направленной на развитие творческого воображения студентов, включающей в себя систему творческих заданий и специальных упражнений; возможности использования результатов диссертационного исследования в дальнейших теоретических и практических разработках проблематики связанной с развитием творческого воображения и творческих способностей в системе высшего художественного образования.

Достоверность полученных результатов обеспечивается использованием методов, адекватных задачам исследования, все сторонним качественным и количественным анализом результатов эксперимента, полученными результатами опытно-экспериментальной работы со студентами; объемом материала исследования; опорой на результаты современных исследований по педагогике, психологии, искусствознанию, пластической анатомии, методике преподавания изобразительного искусства, касающихся исследуемой проблемы.

Основные положения, выносимые на защиту: научно обоснованная и экспериментально проверенная методическая система развития творческого воображения студентов на занятиях по скульптуре, включающая:

- систему творческих заданий и специальных упражнений, способствующих эффективному развитию творческого воображения студентов на занятиях по скульптуре;

- условия развития творческого воображения студентов на занятиях по скульптуре, принципы, методы, формы обучения, воспитания и развития; средства обеспечения учебно-воспитательных и развивающих процессов на занятиях (наглядные пособия, компьютер, видеомагнитофон, DVD проектор, электронные программы и др.), с целью развития творческого воображения студентов; критерии, определяющие уровни развития творческого воображения студентов.

Апробация и внедрение результатов исследования:

Материалы исследования апробировались в течение ряда лет в учебно-методическом и учебно-творческом процессе в мастерских кафедры декоративно-прикладного искусства и дизайна на базе художественно-графического факультета Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д.Алиева и на Северо-Кавказской государственной гуманитарной академии i.e.

Результаты исследований обсуждались и получили одобрение: на заседаниях кафедры декоративно-прикладного искусства и дизайна и кафедры методики преподавания художественно-графических дисциплин Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д.Алиева (2006, 2007, 2008, 2009,2010,2011гг.); на Всероссийской научно-практической конференции в г. Махачкала (2006 г.).

По материалам исследования опубликованы статьи в Известиях Российского Государственного педагогического университета им. Герцена (2008 г.), и две статьи в Вестнике университета (Государственный университет управления (2010 г.)).

Структура диссертации: диссертационная работа состоит из введения; из двух глав, выводов по каждой главе; заключения; библиографий и приложения. Основной текст диссертации 165 страниц машинописного текста.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Хапчаева, Зулейха Аскербиевна

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Творческое воображение представляет собой высшую ступень воображения, характеризующуюся созданием нового в результате взаимосвязанной работы мозга и руки в ходе творческой переработки имеющихся представлений. Оно не является врожденным качеством личности, а формируется и развивается в онтогенезе в различных видах творческой деятельности, в частности, в изобразительной.

Творческое воображение является одним из ведущих способностей к изобразительной деятельности и его развитие имеет большое значение в процессе формирования художника-педагога. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема выделения педагогических условий, путей и методов развития творческого воображения в системе высшего образования.

Опытно-экспериментальная работа, результаты которой описаны во второй главе работы, была направлена на проверку эффективности выделенных нами педагогических условий, разработку и апробацию методической системы.

Результаты анкетирования и анализ специальных практических заданий, проведенных на констатирующем этапе исследования показали, что у студентов художественно-графического факультета преобладает низкий уровень развития творческого воображения: они имеют недостаточную технико-аналитическую подготовку для работы над скульптурным произведением, не обладают достаточной гибкостью мышления, конструктивно - пластического восприятия, образной памяти и как следствие недостаточным уровнем развития творческого воображения. Результаты констатирующего эксперимента подтвердили необходимость разработки и включения в процесс обучения методической системы развития творческого воображения студентов на занятиях скульптурой.

Разработанная методическая система развития творческого воображения на занятиях скульптурой состоит их нескольких компонентов, которые взаимосвязаны и составляют единое целое.

Результаты формирующего эксперимента, направленного на исследование влияния разработанной методической системы, на повышение уровня развития творческого воображения студентов на занятиях скульптурой продемонстрировали общий прогресс в его развитии по выделенным критериям в экспериментальной группе.

Организация творческих заданий и специальных упражнений на каждом этапе обучения позволила развить ассоциативное мышление студентов, сформировать основные операций воображения, выработать умения осуществлять перенос операции и приемов воображения из одной области в другую, обогатить способы анализа, интерпретации, отбора и трансформации зрительных образов.

В ходе работы удалось укрепить интерес студентов к данному виду изобразительного искусства, систематизировать работу, начиная с эскиза и заканчивая готовым изделием, выработать навыки работы над композицией скульптурного произведения, а так же экспериментально подтвердить, что занятия по разработанной методической системе способствуют формированию творческого воображения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный теоретический анализ психолого-педагогической литературы и научных исследований подтвердил актуальность и недостаточный уровень разработанности в педагогической теории и практике проблемы развития творческого воображения студентов ХГФ средствами скульптуры (отсутствие специальных методических разработок по данной проблеме, недостаточность наглядной основы, взаимосвязи с другими академическим дисциплинами, ограниченность использования материалов и учебно-творческих заданий для выполнения скульптурных работ и т.д.).

Согласно поставленным задачам, в процессе исследования определены роль и значение скульптуры в формировании и развитии творческого воображения как одного из основных компонентов специальных способностей • студентов художественно-графических факультетов.

На основе теоретического анализа и экспериментального исследования определены педагогические и методические условия развития творческого воображения на занятиях по скульптуре: использование на занятиях принципов развивающего обучения; реализация в процессе обучения индивидуального подхода; создание атмосферы творческого сотрудничества; использование разнообразных задач с постепенным усложнением учебного материала и увеличение степени самостоятельности; грамотное и целесообразное использование разнообразной наглядности, новых информационных технологий; постановка перед студентами различных учебно-творческих задач; формирование и поддерживание познавательных интересов и положительной мотивации, направленных на осознание студентами значимости и необходимости получаемого образования, полезности выполняемой деятельности; создание условий, способствующих развитию психических познавательных процессов, лежащих в основе воображения;

134 использование возможностей различных материалов в процессе обучения скульптуре; учет взаимовлияния занятий скульптурой и рисованием.

В ходе эксперимента была разработана целостная методическая система развития творческого воображения, включающая в себя цели, задачи (развитие пространственного мышления и образно-пространственного восприятия; развитие умения передавать эмоциональную характеристику пластического образа, раскрывать ее художественную выразительность средствами пластического языка; понимание основных принципов построения трехмерного объема; формирование знаний, умений и навыков в области скульптуры; повышение уровня профессионального мастерства), общедидактические принципы обучения, условия (методические), методы и их сочетания (репродуктивный; проблемное изложение; частично-поисковая деятельность; самостоятельная исследовательская деятельность), различные средства (технические, наглядные, дидактические) и формы (теоретические и практические; групповые, индивидуальные) обучения, критерии (новизна, оригинальность реализуемого замысла; образность; глубина, проработанность," художественная выразительность образов; целостность и характерность пластического образа; соотношение формы и содержания в пластическом образе; продуктивность; осознанность в выборе скульптурного материала при создании новых образов; владение приемами и навыками скульптурной пластики; грамотное конструктивное построение трехмерной композиции в связи с художественной идеей, которая раскрывается; знание основных принципов построения трехмерного объема и умение применять их при создании пластического образа), уровни (высокий, средний, низкий), и систему творческих заданий и специальных упражнений для студентов, направленных на развитие творческого воображения студентов в процессе занятий скульптурой.

Результатом апробации разработанной методической системы и соответствующей методики развития творческого воображения является переход студентов на более высокий уровень развития творческого воображения, проявляющегося в оригинальности всех средств выразительности, отражающих реализуемый замысел; в реализации новых, необычных идей, путем использования интересных сочетаний в раскрытии пластического образа, в оригинальности композиционного решения в смысловом или в содержательном отношении, глубиной, проработанностью, художественной выразительностью, целостностью создаваемых образов, эмоционально окрашенной отвлеченной идеей; в высокой продуктивности, в осознанности выбора скульптурного материала при создании новых образов, передачей трехмерности скульптурной композиции.

Сравнительный анализ результатов экспериментального исследования в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем и контрольном этапах исследования, с использованием выделенных критериев и уровней, показал эффективность предложенной методической системы. Задачи исследования решены, цель исследования достигнута, гипотеза, сформированная в начале исследования, нашла своё подтверждение.

Однако, проблема развития творческого воображения студентов .не может считаться окончательно решенной. В связи с тем, что деятельность воображения, которая в основном протекает в уме, недоступна для наблюдений и всестороннего изучении, это проблема не исчерпывается рамками нашего исследования. Изучение и разработка методов способов, средств развития и формирования таких сложных психических процессов, как образное мышление, творческое воображение, предоставляют большие возможности для дальнейших исследовании с использованием новых путей и нестандартных подходов к научному поиску.

Материалы нашей работы могут быть применены в последующем совершенствовании содержания и методики обучения изобразительному искусству в высших учебных заведения, в училищах, в школе, а также служить основанием для дальнейших педагогических исследований по проблеме формирования творческих способностей.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Хапчаева, Зулейха Аскербиевна, 2011 год

1. Ахо A.B., Хопкрофт Д., Ульма. Д.Д. Структуры данных и алгоритмы.: Пер. А.Михайлова. О художественной условности/А.В.Ахо, Д. Хопкрофт, ДД.Ульма.- М., «Мысль», 1966.- 58 с.

2. Акимов.В.В. Производительный труд сельских школьников: педагогические аспекты / В.В.Акимов, Н.Д.Неустроев. М.: Academia, 2001.-136 с.

3. Алексеева Л.В. Особенности преподавания лепки на заочных отделениях художественно-графических факультетов педагогических институтов: Автореф. дис. канд. пед наук / Л.В.Алексеева М., 1968.-16 с.

4. Алиев Ю. М. Повышение эффективности художественной деятельности студентов в учебном процессе по композиции: Автореф. канд. дис. канд. пед. наук / Ю.М.Алиев. М., 1992.-16 с.

5. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука / Г.С.Альтшуллер. М.: Совет, радио, 1979. - 156 с.

6. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач / Г. С. Альтшуллер Новосибирск: Наука, 1986. -209 с.

7. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б.Г.Ананьев. Л.: Наука, 1968.-207 с.

8. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания / Б.Г.Ананьев.- Л.: Изд-во АПН РСФСР, I960.-486 с.

9. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И.Андреев. Казань: Изд-во КГУ, 1988. - 238 с.

10. Ю.Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь / Под общ. ред. A.M. Кантора. М.: Эллис Лак, 1997.-736 с.

11. П.Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. М.: Прогресс, 1974.-393 с.

12. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства / Р. Арнхейм. М.: Прометей, 1994.-352 с.

13. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов . М.: Издательство МГУ, 1990,- 367с.

14. Атутов П.Р. Технологии и современное образование / П. Р. Атутов // Педагогика. 1996. - № 2. - .228 с.

15. Ахадулин В.Ф. Формирование творческого воображения студентов художественно-графического факультета на занятиях композицией: дис. . канд. пед. наук / В.Ф. Ахадулин. Москва, 1999. - 216 с.

16. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. М.: Просвещение, 1985, -208 с.

17. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология / Н.В.Басова. — Ростов н/Д: «Феникс», 1999.-416 с.

18. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М Бахтин. М.: Искусство, 1986.-420 с.

19. Башкатов И.А. Взаимосвязь методов обучения рисунку и скульптуре в специальной подготовке художника-педагога: дис. . канд. пед. наук / И.А.Башкатов. Липецк, 2007. - 250 с.

20. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П.Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 192 с.

21. Библер B.C. Мышление как творчество / B.C. Библер. М.: Политиздат, 1975.-399 с.

22. Боголюбов Н.С. Лепка на .занятиях в школьном кружке. Методическое руководство для руководителей кружков общеобразовательных и внешних учреждений / Н.С.Боголюбов.-М.: Просвещение, 1979- 143 с.

23. Боголюбов Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода: Автореф. дис. док. пед наук / Н.С. Боголюбов. -М., 1993.-17 с.

24. Боголюбов Н.С., Ворохоб A.A. Скульптура и пластическая анатомия // Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 030800 -Изобразительное искусство и черчение. Для пед. ун-ов и ин-ов / Н.С.Боголюбов, A.A. Ворохоб. -М., 2000.-С. 173-208.

25. Боровик О. В. Развитие воображения / О.В.Боровик // Методические рекомендации. М.: ООО «ЦГЛ «Рон»» 2000. - 112с.

26. Бранский В.П. Искусство и философия /В.П.Бранский. Калининград: «Янтарный сказ», 1999. -704 с.

27. Брунер Д.С. Психология познания: (За пределами непосредственной информации) /Пер. с англ. // Д.С.Брунер. М,: Прогресс, 1977. -411 е.: 304 -319

28. Брункхорст, К. Философия Мартина Хайдеггера и современность / К. Брункхорст. -М: Наука, 1991.-171 с.31 .Брушлинский A.B. Воображение и познание / А.В.Брушлинский // Вопросы философии. М., Наук. 1970. - 157 с.

29. Брушлинский A.B. Психология мышления и проблемное обучение / А.В.Брушлинский. -М.: Знание, 1983 . -96с.

30. Буланова-Топоркова М.В., Духавнева A.B., Кукушин B.C., Самыгин С.И., Столяренко Л. Д., Сучков Г.В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / Под общей ред. М.В.Булановой-Топорковой. -Ростов н/Д: «Феникс» 2002. -342 с:

31. Булкин A.A. Развитие художественных потребностей студентов художественно графических факультетов педагогических вузов на140занятиях керамикой: дис. . канд. пед. наук / A.A. Булкин.— Москва,2002. -177 с.

32. Вызова A.A. Научно-методическое обоснование системы преподавания анималистического жанра в педагогическом университете (на материале курса скульптура и пластическая анатомия): дис. . канд. пед. наук / A.Ä. Вызова Москва,2005. - 204 с.

33. Бэн А. Психология / А.Бэн. Т. 1 , СПб., 1881.-420 с.

34. Вайман С. Т. Диалектика творческого процесса: художественное творчество и психология / С. Т. Вайман. М.: Наука, 1991. - С. 3-31.

35. Вайнцвайг, П. Десять заповедей творческой личности: пер. с англ. / П. Вайнцвайг. М: Прогресс, 1990. - 187 с.

36. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление / И.А. Васильев, В.Л. Поплужный, О.К.Тихомиров. М.: Изд-во МГУ, 1980. - 192 с.

37. Васильева Т.А. Развитие творческих способностей младших школьников средствами скульптуры малых форм (индивидуальный подход). Автореф. дис. канд. пед наук / Т.А.Васильева. М. 1998. - 16 с.

38. Веккер Л. М. Механизм формирования осязательных образов / Л.М.Веккер // Осязание в процессах познания и труда. М., 1959. С. 47-63.

39. Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов /Л.М.Веккер.- М.: Смысл, 1998. 685 с.

40. Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер. с англ./ Общ. ред. С.Ф. Горбова и В.П. Зинченко. М.:Прогресс, 1987. - 336 с.

41. Верткин И. М. Бороться и искать. О качествах творческой личности: сб. / И. М. Верткин. "Петрозаводск: Карелия, 1988. - 214 с.

42. Ветлугина Н. Вопросы теории эстетического воспитания / Н. Ветлугина. -М.: Педагогика, 1989. 18 с.

43. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. 2-е изд., испр., доп. / Б.Р. Виппер.- М.: Изобразительное искусство, 1985. - 283 с.

44. Возрастная и педагогическая психология/М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик,141

45. Н.Ф. Пронина и др.; под ред. М.В. Гамезо. М.: Просвещение, 1984.-256 с.

46. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся/Под ред. И.С. Якиманской. М.: Педагогика, 1989. - 224 с.

47. Волков И.П. Учим творчеству / И.П.Волков. М.: Педагогика, 1982.- 86 с.

48. Вопросы теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин: межвузовский сб. науч. тр.- Ростов н/Д: РГПИ, 1990. 144 с.

49. Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства: Сб. науч. тр. Вып. 2. М,: Прометей, 1998.- 226 с.

50. Воронова О.П. Искусство скульптуры / О.П. Воронова. М.: Знание, 1981.-112с.

51. Ворохоб A.A. Формирование образно-пластического мышления у студентов средствами скульптуры (при использовании различных материалов скульптуры): Автореф. дис. канд. пед. наук /А.А.Ворохоб. -М., 2002.—16 с.

52. Восприятие и воображение: Экспериментальные исследования / Под ред. Е.И. Игнатьева. М.: МГПИ им. В.И. Ленина: Ученые записки. - 1963. -№194.-368 с.

53. Выготский Л.С. Психология искусства / Л. С. Выготский. М.: Искусство, 1965.-379 с.

54. Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 с.

55. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк: кн. для учителя / Л. С. Выготский. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991.-93 с.

56. Грузенберг О.С. Природа художественного творчества. Введение в психологию и теорию / О.С. Грузенберг. Мн., 1923. — 116 с

57. Гальперин П.Я., Котик Н.Р. К психологии творческого мышления / П.Я. Гальперин, Н.Р. Котик // Вопросы психологии. 1982. - №5. - С. 80-84.

58. Гердер И. Идеи к философии истории человечества / И. Гердер. М., 1977. -С. 17.

59. Гильфорд Дж. Три стороны интеллекта / Психология мышления/Под ред.142

60. A.M. Матюшкина. M.: Прогресс, 1965. - 532 с.

61. Голубкина A.C. Несколько слов о ремесле скульптора / А.С.Голубкина. -М.: Сов. художник, 1963.- 31 с.

62. Горанов К. Художественный образ и его историческая жизнь / К.Горанов.-М., «Искусство», 1970.- 88 с.

63. Громов Е.С. Природа художественного творчества: Кн. Для учителя / Е.С.Громов. М.: Просвщение, 1986. - 239 с.

64. Давыдов В.В. Проблемы общевозрастной и педагогической психологии /

65. B. В. Давыдов. М., 1978. -240 с.

66. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: Интор, 1996. - 544 с.

67. Дрозд В. Образовательная мультимедийная программа «Уроки по скульптуре» / В. Дрозд // Материалы конференции АДИТ: Музеи и информационное пространство: проблемы информатизации и культурное наследие. — Иваново, 1998.

68. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. Спб.: Питер Ком, 1999. - 368 с.

69. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения у детей / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. 1988. № 6. с. 52 59.

70. Дьяченко О. М., Кириллова А. И.О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста / О.М. Дьяченко, А.И. Кириллова // Вопросы психологии. 1987. № 1. с. 44 51.

71. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. / Л.Б. Ермолаева-Томина- М.: Академический проспект: Культура, 2005. — 304 с.

72. Ермонская В.В. Основы понимания скульптуры /В.В. Ермонская. М.: Искусство, 1964. - 144 с.

73. Ермонская В.В. Янсон Манизер / В.В. Ермонская. - М.: Искусство, 1961. -31 с.

74. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел / И.П.Иванов. -М.: Магистр -Пресс, 1999.- 176 с.

75. Игнатьев Е, И. Возрастные и индивидуальные различия в развитии воображения у школьников / Е. И. Игнатьев // Материалы третьей Узбекской республиканской конференции по вопросам психологии. -Ташкент, 1964. С. 89-91.

76. Игнатьев Е. И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека / Е.И. Игнатьев. М.: Знание, 1968. - 32 с.

77. Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения / Е.И. Игнатьев // Известия АПН РСФСР. Вып.76. -1956. - С. 3-17.

78. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей / Е. И. Игнатьев. 2-е изд., доп. - М.: Учпедгиз., 1961. - 224 с.

79. Игнатьев С.Е. Исследование закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописью (в условиях кружковой работы): Автореф. дис. канд. пед. наук / С.Е.Игнатьев. М., 1982. - 16 с.

80. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин.- Спб.: Питер, 2001.- 464 с.83 .Ильин Е.П. Проблема способностей: два подхода к ее решению / Е.П. Ильин // Псих, журн., 1987, №2, - Т. 8. С. 37-47.

81. Ильина Т.А. Вопросы теории и методики педагогического эксперимента: Исследование проблем программированного обучения / Т.А.Ильина. М.: Знание, 1975.-123 с.

82. Инновационное обучение: стратегия и практика: материалы первого науч.144практ. семинара психологов и организаторов школьного образования / под ред. В. Я. Ляудис. М: МГУ, 1994. - 203 с.

83. Кадина И.Г. Монументально-декоративная скульптура / И.Г. Кадина // Монография. М: МВХГТУ им.Строганова, 1996. - 221 с.

84. Калмыкова 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / 3. И. Калмыкова. М.: Педагогика, 1984. - 200 с.

85. Кант И. Соб.соч.: в 6 т. / И.Кант. М: Мысль, Т.5, И., 1966, - с. 214.

86. Карандашов Ю. Н.Развитие представления у детей. Учебное пособие. -Минск, 1987,/Возрастная динамика развития представлений: 74 — 87/.

87. Кардовский Д.Н. О принципах и методах обучения рисованию / Д.Н. Кардовский. М.,Л. :ИзоГИЗ, 193 8. -223 с.

88. Катханова Ю.Ф. Развитие творческих способностей студентов ХГФ в графической деятельности: дис.д-ра пед.наук / Ю.Ф.Катханова. М., 1995.- 340 с.

89. Кедров Б. М. Классификация наук. Кн. 1. / Б. М. Кедров. М., 1961. - 472 с.

90. Кибрик Е. А. Искусство и художник / Е.А. Кибрик. М.: Молод, гвардия, 1959.-65 с.

91. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности детей / В.И. Киреенко. М.: Изд-во АПП РСФСР, 1959. - 304 с.

92. Кириллова Г. Д.Начальные формы творческого воображения у детёй / Г.Д.Кириллова // Дошкольное воспитание. 1971. № 2. с. 41 — 46.

93. Кириллова H.H. Творчество. Личность. Образование/Н.Н. Кириллова. М.: Изд-во Рос. эк. ак~я, 1995. - 103 с.

94. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Эстетическое творчество ( о проблеме эстетического творчества в развитом социалистическом обществе) / Н.И.Киященко, Н.Л. Лейзеров М.: Знание, 1984. - 112 с.

95. Ковалев А.Г. К вопросу о структуре способности к изобразительной деятельности / А.Г.Ковалев // Проблемы способностей: Сб. науч. трудов. М., АПН РСФСР, 1962.-С. 153-164.

96. Ковалев А.Г. Психология личности / А.Г.Ковалев. М., Просвещение,1451969.- 119 с.

97. Ковалев А. Г. Психологические особенности человека. Т. 2: Способности / А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1960. - 304 с.

98. Коменский Я. А. Великая дидактика: избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т. 1. / Я. А. Коменский; под ред. А. А. Красновского. -М.: Учпедгиз, 1939.-320 с. ■

99. Корешков В.В. Декоративная деятельность — средство формирования и развития личности / В.В.Корешков // Совершенствование художественной подготовки студентов ХГФ к работе в школе: Сб. науч. Трудов. Уфа: БашГПИ 1992.- с. 5-7

100. Корешков В.В. Формирование личности учащихся в процессе декоративной деятельности по художественно- эстетической организации среды: дис. доктора пед. наук / В.В.Корешков.-- М., 1994.- 371 с.

101. Короленко И.П., Фролова Г.В. Чудо воображения / И.П.Короленко, Г.В.Фролова. Новосибирск, 1975.- 212 с.

102. Костенко В.И. Развитие конструктивно-пластического восприятия студентов на занятиях по скульптуре: дис. . канд. пед. наук / В.И. Костенко. Омск, 2005- 147 с.

103. Крайг Г. Психология развития / Г.Крайг. СПб., 2000. - 992 с.

104. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства / Е.П. Крупник. — М. Институт психологии РАН, 2001 240 с.

105. Крутецкий В.А. Исследование специальных способностей, их структуры и условий формирования и развития // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. В. В.Давыдова. М., 1978. - С. 206221.

106. Кудрявцев Т. В. Психология технического мышления: (процесс и способы решения технических задач) / Т. В. Кудрявцев. М.: Педагогика, 1975. -303 с.

107. Кузин В. С. Основы обучения изобразительному искусству в школе / В. С. Кузин. М.: Просвещение, 1977. - 207 с.146

108. Кузин В. С. Психология / B.C. Кузин. 3-е изд. - М.: АГАР., 1997. -304

109. Кыверляга A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике / A.A. Кыверляга. Таллин: Валгус, 1980. — 334 с.

110. Лапшин И. И. Художественное творчество / И.И. Лапшин.- Пг., 1922, с. 154.

111. Лапшин И.И. Философия изобретения и изобретение в философии: Введение в историю философии / И.И. Лапшин. М.: Республика, 1999. -399 с.

112. Лебедко В.К. Пространственные представления в творческом развитии художника-педагога: Автореф. дис.д-ра пед.наук / В.К.Лебедко. М.,1994. -34 с.

113. Пб.Лейтес Н. С.Ранние представления одаренности / Н.Лейтес // Вопросы психологии. 1988.- С.14-18

114. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Просвещение, 1985. - 304 с.

115. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения / А. Н. Леонтьев.4 М.: Педагогика, В 2-х т. 1983. - 391 с.

116. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981.-213 с.

117. Лимбан М.Я. О скульптуре / Лимбан М.Я. М. «Советский художник», 1962.-56 с.

118. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т.Лихачев. М.:Прометей, 1990.-528 с.

119. Ломов Б.Ф. Формирование графических знаний, умений и навыков у учащихся /Б.Ф.Ломов. —М.: Изд. АПН РСФСР, 1959. 270 с: ил.

120. Ломов С. П. Живопись: Учебник для студентов ХГФ / С.П.Ломов. М., Агар, 1999.-232 с.

121. Лубенко В. В. Единство художественного воспитания и обучения в образовательном процессе: дис. . канд. пед. наук / В. В. Лубенко. М,1471994.

122. Лук А. Н. Психология творчества / А. П. Лук. М.: Педагогика, 1978. - 127 с.

123. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу. СПб., 1997.-С. 47.

124. Мастера искусства об искусстве. Том 2. Искусство Возрождения. М.: Искусство, 1966. - 496 с.

125. Матюшкин A.M. Загадки одаренности: проблема практической диагностики / А.М.Матюшкин.- М.: Школа-пресс, 1993. 127 с.

126. Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения/ М.И.Махмутов. Казань: Таткнигиздат, 1972. - 551 с.

127. Мачлов Б.Н. Скульптурный класс Академии художеств конца XVTT1 -первой половины XIX века: Рукопись. / Б.Н.Мачлов.- М.: НИМАХСССР, 1974. -С.19

128. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие: Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы / Б.С. Мейлах. — М.: Искусство, 1985 . 318с.

129. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика и творчество / A.A. Мелик-Пашаев. М., Знание, 1981.-96 с.

130. Менчинская, Н. А. Проблема учения и умственного развития школьника: избранные псих. Труды / Н. А. Менчинская. М: Педагогика, 1989. - 224 с.

131. Менчинская, Н. А. Психологические проблемы активности личности в обучении / Н. А. Менчинская // Народное образование. 1974. - № 3. - С. 124-127.

132. Методические рекомендации к проведению учебных занятий по изобразительному искусству в педагогическом институте и школе. / Под ред. Н.Н.Анисимова. —М.: МГПИ, 1981. -138 с

133. Мигунов A.C. Художественный образ. Эстетический анализ / А.С.Мигунов. М., МГУ, 1980. - 96 с.

134. Митропольский, А. К. Техника статистических вычислений / А. К.148

135. Митропольский. М: Гос. изд-во физ.-мат. лит., 1961. - 439 с.

136. Михайлов A.A. Художественный образ как динамическая целостность /A.A. Михайлов. М., 1976. - 134 с.

137. Михайлова А.А О художественной условности /A.A. Михайлов. -М.:«Мысль, 1970 . 300 с.

138. Молева Н.М. Белютин Э.М. Русская художественная школа второй половины XIX -начала XX века / Н.М.Молева, Э.М.Белютин. М.: Искусство, 1967.- 409 с.

139. Молева Н.М., Белютин Э. Н. Педагогическая система Академии художеств 18 века/ Н.М.Молева, Э.М.Белютин.- М.: Искусство, 1963.- 408 с.

140. Мусийчук М.В. Педагогические условия эффективного развития творческих способностей будущих учителей: дисс. канд. пед. наук / М.В.Мусийчик. Магнитогорск, 2000. - 206 с.

141. Мухина В.И. Литературно-критическое наследие // Под редакцией Климова Р.Б. т.1 . — М., «Искусство». 1960, с. .324

142. Найссер У.Познание и реальность. М. 1981. /Воображение и память: 141 - 165.

143. Натадзе Р. Г.Воображение как фактор поведения. Экспериментальное исследование / Р.Г. Натадзе. -Тбилиси, 1972.- С. 5-14

144. Неменский Б.М. Культура, искусство, образование: Цикл бесед / Б.М. Неменский. М., Московский Центр художественной культуры, 1993. - 79 с.

145. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя / Б.М. Неменский. М., Просвещение, 1987. - 253 с.

146. Неменский Б.М. Педагогика искусства / Б.М.Неменский. — М.: Просвещение, 2007. -255с.

147. Немов P.C. Психология: В 3-х кн. Кн.1./ P.C. Немов. М: Гуманит. Изд. Центр В Л А ДОС, 1995.-318 с.

148. Немов P.C. Психология: В 3-х кн. Кн.З./ P.C. Немов. М: Гуманит. Изд.149

149. Центр В Л А ДОС, 1995. 267 с.

150. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна / О.И. Нестеренко. М.: Молодая гвардия, 1994.-315 с.

151. Никитенко В. Н. Основы управления образовательными системами: учеб. пособие для студентов учреждений профессионального педагогического образования / В. Н. Никитенко. Биробиджан: БГПИ, 2000. -125 с.

152. Никитин, Б. П. Ступеньки творчества / Б. П. Никитин // Знание. 1976. -№ 1.-С. 11-15.

153. Никифорова О. Н.Познавательные процессы и способности в обучении. — М. 1990./Представление и воображение: 80 — 100.

154. Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества/ О.И. Никифорова. М., 1972.- С.4-50.

155. Новиков А. М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении / А. М. Новиков. М.: РАО, 1996. - 134 с.

156. Обухова Н. П. Развитие творчества студентов как педагогическая проблема в вузах США: автореф. дис. . канд. пед. наук / Н. П. Обухова. -Казань, 1990.-18 с.

157. Обучение и развитие: Экспериментально-педагогическое исследование / Под ред. И.В, Занкова. М.: Педагогика, 1975. - 440 с.

158. Общая психология: Учебник для студентов педагогических институтов/Под ред. А,В. Петровского. М.: Просвещение, 1986. - 464 с.

159. Одноралов Н.В. Скульптура и скульптурные материалы / Н.В.Одноралов. Уч.пос. 20е изд. - М.: Изобраз. Искусство, 1982. - 224 с.

160. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов; под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1987. - 797 с.

161. Омаров М.М. Скульптура и пластическая анатомия. Учебно-методическое пособие для студентов художественно-графических факультетов / М.М.Омаров.- Махачкала, 2001. 66 с.

162. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных/ И.П.Павлов . М., 1951.1501. Т.З. Кн. 2.-438 с.

163. Пармон Э.А. Роль фантазии в научном познании / Э.А.Пармон. Минск, 1984.-176 с.

164. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. О. А. Смирнова! М., 1998.-512 с.

165. Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. М.: Политиздат, 1982. - 255 с.

166. Пилипер A.B. Развитие пространственного мышления студентов художественных факультетов педвузов на занятиях скульптурой: дис. . канд. пед. наук / А.В.Пилипер. М., 2008. - 138 с.

167. Писаревский Л.М Лепка головы человека: учеб. пособие для студентов-заочников худож.-граф. фак. пед. ин-тов / Л. М. Писаревский. М. : Просвещение, 1968. - 56 с.

168. Платонов К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. -М.: Педагогика, 1986. 256 с.

169. Познавательные процессы и способности в обучении /В.Д. Шадриков, Н.П. Анисимова, E.H. Корнеева и др./Под ред. В.Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990. - 142 с.

170. Пономарев Я. А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. М.: Педагогика, 1980. - 304 с.

171. Пономарев Я. А. Фазы творческого процесса (вместо введения) // Исследование проблем психологии творчества. М.: Педагогика, 1987. — 47 с

172. Популярная психология: Хрестоматия: Учеб.пособие для студентов пединститутов / сост. В.В. Мироненко. М.: Просвещение, 1990. - 339 е.

173. Прищепа A.A. Психология художественного творчества: Методическое пособие // А.А.Прищепа. — Ростов-на-Дону: РГПУ, 2006. 108 с.

174. Прищепа A.A. Развитие восприятия и воспроизведения трёхмерного объёма средствами скульптуры малых форм у студентов художественно-графических факультетов: Автореф. дис. канд. пед. наук / А.А.Прищепа.151- Ростов-на-Дону, 1995.- 20 с.

175. Программа дисциплин «Скульптура и пластическая анатомия » // Учебные программы для 1 курса специальности: Живопись, Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. — М., 1999.- 110с., С 106-110.

176. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Примерные программы по обучению изделий народных художественных промыслов, 5-11 классы. М.: Просвещение, 1992. -58с.

177. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Факультативные курсы: Изобразительное творчество. Скульптура. История изобразительного искусства. — М.: Просвещение, 1992.-65с.

178. Программы педагогических институтов. Сборник № 14. Рисунок, Живопись, Композиция, Пленэр. Скульптура и пластическая анатомия. История искусств. — М. 1988.

179. Психологическая энциклопедия / под ред.: Р. Корсини, А. Ауэрбаха. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 1096 с.

180. Психологические исследования творческой деятельности /Отв. ред. O.K. Тихомиров. М.: Наука, 1975. - 253 с.

181. Психология: Словарь /Под ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. — 2-е изд, ипер и доп. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.

182. Разумовский С.А. Производство художественных керамических изделий / С.А.Разумовский. М., КИОЗ. 1952 . - 46 с.

183. Рибо Т. Творческое воображение / Т.Рибо. -Спб.: Тип. Ю.Н. Эрлих. 1901. -318с.

184. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы- в области практической работы / К.Роджерс. — М., 2000. 464 с.152

185. Роджерс К. Творчество как усилие себя / К.Роджерс // Вопросы психологии, 1990. №1. - С.164-168.

186. Розет И. М. Психология фантазии. Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности / И.М.Розет. Минск, 1991. - 344 с.

187. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1. М.: Издгво «Большая рос. энцикл.», 1993. - 608 с.

188. Ростовцев H.H. История методов обучения рисованию: Зарубежная школа рисунка/H.H. Ростовцев. -М: Просвещение, 1981. 191 с.

189. Рубинштейн С. JI. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн.- СПб.: Издательство «Питер», 1999. 720 с.

190. Рубинштейн, С. Л. Принцип творческой самодеятельности / С. Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. 1989. - № 4. - С. 89-94.

191. Савицкий С.Л. Работа с глиной, гипсом и папье-маше / С.Л. Савицкий.- М., «Просвещение», 1968. 75 с.

192. Савостьянов Е. И. Единство познания и творчества в искусстве / Е.И. * Савостьянов.- М.: Изд-во «Изобразительное искусство», 1997. -с.312

193. Сластёнин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность / В.А.Сластёнин, Л.С. Подымова . М.:ИЧТ «Изд-во Магистр», 1997. - 224 с.

194. Сластёнин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность / В.А.Сластёнин, Л.С. Подымова. М.:ИЧТ «Изд-во Магистр», 1997. - 224 с.

195. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: -от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / С.Д.Смирнов. М.: Издательский центр «Академия», 2001. -304 с.

196. Совершенствование профессиональной и методической подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов: Сб. науч. Тр.- Ростов н/Д: РГПИ, 1989. 160 с.153

197. Соколов В.Н. Лепка фигуры / В.Н.Соколов.- М. Издательство Академии Художеств СССР. 1962.- 140с.

198. Стариков М.М. Воображение и талант в живописи//Активизация процессов развития творческих способностей на занятиях рисунком, живописью, композицией: Сб. науч. Тр. Прометей, 1994.-С. 226-234.

199. Страхов И.В. Психология воображения: Пособие для студентов педагогических институтов / И.В. Страхов. Саратов, 1971. - 78 с.

200. Субботина Л. Ю.Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Куров В. Н. — Ярославль: «Академия развития», 1997. 240с., ил. — /Серия: «Вместе учимся, играем»/.

201. Сумбаев И.С. Научное творчество / И.С. Сумбаев.- Иркутск, 1957 г.- 112 с.

202. Талызина Н.Ф. Бихевиоризм как психологическая основа программированного обучения / Н.Ф, Талызина // Управление процессом усвоения знаний. М., 1984. -С. 251-259

203. Творчество и социальное познание/сборник статей. Под ред. А.В.Коршунова, С.С. Гольдентрихта. М: Изд-во Моск. Ун-та, 1982. - 256 с.

204. Теория и опыт обучения детей коренных народов традиционным, видам прикладного искусства / сост.: П. П. Кондратьев, Р. С. Мамаева. Якутск, 1995.-214 с.

205. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-536 с.

206. Тихомиров O.K. Психология мышления / O.K. Тихомиров. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. -270 с.

207. Толстой Л. Н. О литературе /Л. Н. Толстой. М.: Худ. лит.,1955. - 73 с.

208. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / К. Д. Ушинский. М., 1988.-Т. 2. -123 с.

209. Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие / В.А.Фаворскии. -М.: Советский художник, 1988. — 588 с.

210. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности / Д.И. Фельдштейн.-М.: Международная педагогическая академия, 1994.- 192с.

211. Философский энциклопедический словарь/ Ред. С.С. Аверинцев и др. М.: Советская энциклопедия, 1989. - 815 с.

212. Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени*' в художественно-изобразительных произведениях / П.А. Флоренский. М.: Прогресс, 1993.-324 с.

213. Формирование национального самосознания в процессе художественного образования: сб. науч. тр. Карачаевск, 2008. - 180 с.

214. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность: Сб. науч. тр.Свердл, Ишк.-пед. ин-т/Отв. ред. С.З. Гончаров. -Свердловск, 1990.-153 с.

215. Фрейд 3. Художник и фантазирование / З.Фрейд. М., 1995. - 64 с.

216. Фридман Л. М. Изучение процесса личного развития ученика / Л. М. Фридман. 2-е изд., перераб. - М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 1998.-59 с.

217. Хайдеггер, М. Исток искусства и предназначение мысли / М. Хайдеггер. -М., 1993.-291 с.

218. Хрестоматия по психологии: учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. В.В.Мироненко; Под ред. А.В.Петровского. 2-е изд., прераб. И доп. - М.: Просвещение, 1987. - 447 с.

219. Хуторской A.B. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя / А.В.Хуторский. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2000.-320с.

220. Хуторской A.B. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования / А.В.Хуторский // Педагогика. 1999.- №7 -С. 15-23

221. Циген Т. Физиологическая психология / Т.Циген.- СПБ, 1909 г.- 320 с.

222. Шабанов Н.К. Особенности подготовки учителя изобразительного искусства в педагогическом вузе / Н.К.Шабанов. Курск, изд -во КГПИ, 1994.-166 с.

223. Шорохов Е.В. Композиция / Е.В. Шорохов. М.: Просвещение, 1986. - 207 с.

224. Шорохов Е.В. Основы композиции / Е.В. Шорохов. — М.: Просвещение, 1979.-303 с.

225. Шорохов Е.В., Стариков М.М. Воображение и композиция в живописи/Активизация процессов развития творческих способностей на занятиях рисунком, живописью, композицией: Сб. науч. тр. / Е.В. Шорохов, М.М.Страхов. М.: Прометей, 1994. -С. 67-77.

226. Щербаков, B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. (Проблемы руководства творчеством детей) / В.С.Щербаков. —М., «Просвещение», 1969. 272 с.

227. Эстетика Ренессанса, т.2 / Сост.В.П.Шестаков. -М.: Искусство, 1981. 403 с.

228. Эстетика Ренессанса: Антология. В 2-х т. Т.2 / Сост. и науч. ред. В.П. Шестаков. Искусство, 1980. - 639 с .

229. Якиманская К.С. Развитие пространственного мышления школьников/ К.С.Якиманская. М.: Педагогика, 1980. - 240 с.

230. Яшухин А.П. Живопись. Учеб. пособие / А.П. Яшухин. М.: Просвещение, 1985.-288 с.1571. Горец»

231. Ваза для карандашей: «Горец»1. Гостеприимный горец»1. Настенное кашпо: «Рога»

232. Ваза: «Гостеприимный горец»1^0

233. Декоративное блюдо: «Аймуш»

234. Декоративное блюдо: «Битва джигитов»1.{анальная ваза1. Напольная ваза: «Пашня.»

235. Декоративное панно «Горянка»

236. Декоративное панно «Танец»

237. Декоративное панно «У ручья»1. На привале»1. Горянка»1. У колодца»

238. Декоративная ваза «Крепость»

239. Декоративная ваза «Крепость»

240. Декоративная ваза «Горский мотив»1. Туры»

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.