Развитие исламских финансовых институтов в современных условиях тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 08.00.14, кандидат наук Магомедова, Юлдуз Джамалутдиновна
- Специальность ВАК РФ08.00.14
- Количество страниц 142
Оглавление диссертации кандидат наук Магомедова, Юлдуз Джамалутдиновна
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические основы деятельности исламских финансовых институтов
1.1. Нормативно-правовые и институциональные основы деятельности исламских финансовых институтов
1.2.Виды и специфика услуг исламских финансовых институтов
1.3. Особенности регулирования исламских финансовых институтов
Глава 2. Деятельность исламских финансовых институтов в современных условиях
2.1. Динамика развития исламских финансов в мире
2.2. Специфика институтов исламской экономики в странах Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии
2.3. Опыт стран СНГ в развитии исламских финансовых институтов
Глава 3. Направления развития исламских финансовых институтов в Российской Федерации
3.1. Факторы развития исламских финансовых институтов в современных условиях
3.2. Деятельность Исламского банка развития и перспективы сотрудничества с Россией
3.3. Пути формирования исламских финансовых институтов в РФ
Заключение
Библиографический список
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Мировая экономика», 08.00.14 шифр ВАК
Исламские финансовые институты и инструменты в мусульманских и немусульманских странах: особенности и перспективы развития2009 год, доктор экономических наук Беккин, Ренат Ирикович
Развитие механизма повышения эффективности исламских финансовых институтов в России2021 год, кандидат наук Аль-Аззави Алаа Абдулджаббар Хуссейн
Эволюция исламских банков и их роль в становлении рыночных отношений в Республике Таджикистан2012 год, кандидат экономических наук Хайров, Шукрулло Курбоналиевич
Формирование и развитие исламских квазибанковских институтов на международном рынке финансовых услуг2021 год, кандидат наук Алискеров Мурад Сидярович
Международный рынок исламского банковского капитала: становление и перспективы развития2004 год, доктор экономических наук Павлов, Владимир Викторович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие исламских финансовых институтов в современных условиях»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современная финансовая система, порождая кризисы мирового масштаба, требует необходимости диверсификации национальных финансовых рынков на основе внедрения все новых принципов и инструментов. В этой связи действенной альтернативой сегодня выступают исламские финансовые институты, которые доказали не только свою жизнеспособность, но и оказались наименее подвержены кризисным явлениям. Целью исламской экономической модели является поиск альтернативного подхода к решению проблем финансовой сферы в современных условиях.
Институты исламской экономики появились на Ближнем Востоке около полувека назад, доля которых сегодня в финансовых системах стран Персидского залива составляет от 20 до 50%. Несмотря на то, что значение исламских финансов в мировых финансовых активах не превышает и 2%, все же данные институты прочно закрепились на финансовых рынках ряда немусульманских стран.
Первый исламский банк на Западе, «Islamic Banking System», появился в 1978 году в Люксембурге. В настоящее время в Великобритании работает более 20-ти банков, предоставляющих исламские банковские услуги, из них 5 исламских банков и 16 исламских «окон» в рамках традиционных
В США работают свыше 20-ти исламских финансовых институтов. Наряду с этим существуют учебные заведения, позволяющие пройти курсы и семинары по исламским финансам. Например, Гарвардский университет проводит ежегодные форумы по исламскому финансированию. Американский финансовый дом ЛАРИБА, созданный в 1987 году, стал самым активным исламским финансовым институтом США и на данный момент функционирует в 35 штатах.
Такие крупнейшие мировые банки, как HSBC, Deutsche Bank, Calyon, Citibank, Standard Chartered, BNP Paribas, ING Bank, Goldman Sachs, The
2
Nomura Securities, JP Morgan Chase и другие открывают исламские подразделения в своих структурах.
Для России, как многоконфессиональной страны, находящейся на границе Запада и Востока, данная проблематика представляется весьма актуальной. В Российской Федерации, по разным оценкам, проживает от 14 до 20 миллионов мусульман, что открывает широкие перспективы для развития деятельности исламских финансовых институтов в стране.
В сложившейся геополитической ситуации, в условиях введения антироссийских санкций со стороны Запада, сотрудничество со странами Востока приобретает особую значимость для РФ. Создание исламских финансовых институтов в России позволит привлечь дополнительные инвестиции из стран Ближнего Востока и
Юго-Восточной Азии.
Степень научной разработанности. Особый вклад в разработку концепции исламской экономики был внесен такими исламскими мыслителями, как Аль-Газали, Ибн Таймийя, Ибн Хальдун, Ибн Каййим Аль-Джаузийа. Среди современных зарубежных мусульманских экономистов необходимо отметить труды таких авторов, как М.А. Чудхури, М.М. Биллаха, Умара Чапры, Абдель Азима Ислахи, Замира Игбаля, Мохаммеда Таки Османи, Сидуна Харона, К. Хассана, Р. Кайеда, Аббас Мирахора и др., которые сформулировали теоретические принципы функционирования исламской финансовой системы.
В российской науке тема исламской экономики в последние годы получает все большее освещение. Р.И. Хасбулатов выделяет исламские финансы как целостное направление развития финансовой системы и экономики в целом. А.Ю. Журавлевым представлены особенности деятельности исламских банков и их основные риски; Л.Р. Сюкияйнен и А.И. Ионова рассматривают правовые аспекты исламской экономики. Р.И. Беккиным проведен комплексный анализ исламской экономической модели. Р.А. Мусаев выявляет характерные тенденции развития исламских
финансовых институтов в условиях глобализации. Специфические черты исламского бизнеса нашли отражение в публикациях М.Э. Калимуллиной. С.К. Искаков оценивает возможности эмиссии исламских облигаций российскими эмитентами. Б.В. Чокаев и М.И. Яндиев отмечают характерные особенности исламской финансовой системы в современных условиях.
Актуальность отмеченных проблем, назревшая потребность их скорого решения обусловили выбор темы и определили цель диссертационного исследования.
Целью диссертационной работы является проведение анализа развития исламских финансовых институтов в современных условиях, а также разработка рекомендаций и предложений по внедрению исламских институтов в финансовую систему России. Достижение указанной цели осуществляется путем решения следующих задач исследования:
1) охарактеризовать институциональные особенности исламской экономики;
2) провести анализ динамики развития исламских финансовых институтов, а также оценить перспективы их развития в современных условиях;
3) проанализировать опыт исламских финансовых институтов в различных странах мира на примере стран Ближнего Востока (ОАЭ, Оман, Иордания), Юго-Восточной Азии (Малайзия), СНГ (Азербайджан, Казахстан, Киргизия);
4) раскрыть проблемы развития исламских финансовых институтов в современных условиях;
5) разработать возможные пути развития исламских финансовых институтов в России.
Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования являются исламские финансовые институты. Предметом исследования выступают характерные особенности и тенденции развития исламских финансовых институтов в современных условиях.
Методологической основой исследования является диалектический метод познания. В процессе исследования использовались общенаучные методы (анализ и синтез, классификация, системный подход, дедукция, индукция, методы группировки и сравнения), так и специальные методы познания (статистический метод).
Информационную базу исследования составляют аналитические материалы Всемирного Банка, МВФ, Организации бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений, Исламского банка развития, Совета по исламским финансовым услугам, Международного исламского финансового рынка, информационных агентств, официальных сайтов министерств и ведомств, а также материалы ведущих российских и зарубежных финансовых изданий («The Banker», «Economist», «Islamic Finance Asia», «Institutional Investors», «Финансы», «Профиль», «Эксперт», «Рынок ценных бумаг», «Российская газета» и др.).
В работе использованы законодательные и нормативные документы Бахрейна, Иордании, Казахстана, Киргизии, Малайзии, России, Объединенных Арабских Эмиратов и Омана.
Соответствие темы исследования требованиям паспорта специальностей ВАК. Диссертационная работа выполнена в соответствии с п. 24 «Международная деятельность банков, инвестиционных и страховых компаний, пенсионных фондов и других финансовых институтов» и п. 25 «Национальная экономика отдельных стран в системе мирохозяйственных связей: проблемы оптимизации взаимодействия и обеспечения национальных экономических интересов. Международные экономические противоречия, их причины и способы разрешения» паспорта специальности 08.00.14 «Мировая экономика».
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. На основе изучения опыта развития исламских финансов в странах Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и СНГ выявлены проблемы и
предложены пути их преодоления. Установлено, что в тех странах, в которых отсутствует поддержка правительства и регулирующих органов страны, деятельность исламских финансовых институтов можно охарактеризовать как малоэффективную, поскольку финансовое законодательство не учитывает особенности исламских финансовых продуктов и, тем самым, ограничивается спектр предоставляемых услуг, конкурировать с традиционными финансовыми институтами в таких условиях представляется достаточно сложным. Однако обнаружено, что и при благоприятной конъюнктуре рынка существуют определенные недостатки. Негативное влияние на развитие исламской финансовой индустрии оказывает «погоня» некоторых стран за количественными показателями в ущерб качеству работы.
2. Выявлено, что в индустрии исламских финансов Объединенных Арабских Эмиратов важнейшую роль играет исламский банковский сектор, в перспективе возможно создание первого в мире исламского экспортно -импортного банка, тем самым, страна может стать одним из главных рынков, развивающих интернационализацию исламской банковской системы. Определенные перспективы в данном направлении есть и у Омана, ставшего последним из стран ССАГПЗ развивать исламскую финансовую систему. Вполне реальна перспектива увеличения активов исламских банков Омана в 5 раз к 2018 году. У Казахстана имеются все предпосылки для создания исламского финансового центра СНГ.
3. На основании анализа деятельности Исламского банка развития и его роли в содействии социально-экономическому развитию стран СНГ определены возможные пути сотрудничества Исламского банка развития с Российской Федерацией, а также установлены основные преимущества сотрудничества, заключающиеся в оказании поддержки России в вопросах развития исламских финансовых институтов, включая прямые инвестиции в исламские финансовые институты, а также в получении льготного финансирования на поддержку малого и среднего бизнеса, государственных и частных проектов.
4. Выработаны рекомендации по формированию исламских финансовых институтов в России, заключающиеся, прежде всего, в разработке нормативно-правовой базы для функционирования исламских финансовых институтов, в создании департамента в структуре Центрального банка Российской Федерации, который будет регулировать деятельность исламских финансовых институтов в стране.
Практическая значимость исследования заключается в том, что основные положения диссертационной работы могут быть использованы центральными и региональными органами государственной власти в процессе формирования исламских финансовых институтов в России, могут представлять интерес для преподавателей высших учебных заведений в рамках учебного процесса по таким курсам, как «Мировая экономика», «Международные финансы», а также при разработке спецкурсов «Исламские финансы» и «Исламский банкинг».
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на международных, всероссийских научных и научно-практических конференциях и форумах: московский экономический форум (Москва, 2013 г.), международная конференция «Ломоносов» (Москва, 2013 г.), международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы развития финансовой сферы стран и регионов» (Махачкала, 2013 г.), международный миротворческий форум «Религия и власть в условиях современного мира» (Грозный, 2013 г.), международная конференция «Ломоносов» (Москва, 2014 г.), международный круглый стол «Развитие исламских финансов в регионе: роль в привлечении инвестиций» (Уфа, 2014 г.), международная конференция «Молодежь и наука» (Красноярск, 2015 г.), международная конференция «Islamic Finance: the present situation and future challenges» (Азербайджан, Баку, 2015 г.), международная научная конференция Ломоносовские-чтения 2016 (Москва, 2016 г.).
Отдельные положения исследования представлены в интернет-ресурсе Российского совета по исламским финансам.
Материалы диссертационного исследования используются Департаментом стран Азии, Африки и Латинской Америки Минэкономразвития России в рамках сотрудничества со странами исламского мира.
Публикации. Основные положения и результаты диссертационного исследования изложены в 14 публикациях общим объемом 5,6 п.л. (вклад автора - 5,2 п.л.), в том числе в 3 публикациях в ведущих научных рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК при Минобрнауки России, в 2 работах, опубликованных за рубежом.
Глава 1. Теоретические основы деятельности исламских финансовых институтов
1.1. Нормативно-правовые и институциональные основы деятельности исламских финансовых институтов
Основы экономических воззрений мусульманских ученых заложены в Коране и Сунне - жизнеописание пророка Мухаммада.
Ключевым и центральным положением исламской экономической доктрины, отличающим ее от традиционной западной теории и практики, является взгляд на деньги.
Шариат не оспаривает общепринятого взгляда на деньги как средство обращения, меру стоимости и средство сбережения. Ислам разделяет понимание денег как созданного человеческим сознанием механизма обслуживания хозяйственных потребностей общества, как абстрактной категории, являющейся социальным институтом в той же мере, что и экономический феномен. Из этого следует, что любой продукт при определенных условиях может стать предметом купли-продажи, за исключением денег. Они рассматриваются только как служебный, технический инструмент, не имеющий самостоятельной стоимости.
Наряду с традиционной политэкономией исламская экономическая мысль проводит различие между деньгами и капиталом: деньги, по сути, рассматриваются как потенциальный капитал. Однако их преобразование в капитал в исламской модели требует активного участия обладателя денежного ресурса. То есть получение прибыли капиталистом оправдано, если он ставится в равные условия с обладателями прочих факторов производства, фактически сам становится предпринимателем, партнером в рамках проекта, не стоящим в стороне от бизнеса, на который идут деньги. Этот новый статус, соответственно, обуславливает получение им доли прибыли (или принятия на себя части убытков), но не фиксированного и
гарантированного вознаграждения, известного как ссудный процент. Вознаграждение определяется размером вклада, оцениваемого с точки зрения достигнутого прироста реального богатства. Взаимоотношениям заимодавца и заемщика придается новое измерение1.
Экономическая модель, которую сегодня принято называть исламской, схематично может быть сведена к нескольким равноценным положениям, опирающимся на этические воззрения ислама и, таким образом, объясняют справедливость предмета, характера и результата отношений между хозяйствующими субъектами. Справедливость выступает не просто как адекватная экономическая категория, но как приоритетная цель экономической деятельности. Справедливость обеспечивается за счет свободы волеизъявления хозяйствующих субъектов, конкуренции и монополии, однако не ограничивается рамками рационалистического принципа равных возможностей, принятого в западной модели, поскольку в шариатском контексте носит характер всеобъемлющего морального императива.
Фикх-право существует в качестве практики разрешения коллизий, возникающих в отношениях, в которые вступают субъекты общества. Все виды этих отношений, в свою очередь, ислам рассматривает как договор, контракт. Контракты, по мнению исламских правоведов, бывают двух типов: по поводу обмена и по поводу безвозмездного акта (дара или пожертвования). Это следует понимать не только в буквальном коммерческом смысле, а так, что любые отношения предполагают возникновение неких взаимных обязательств сторон и наделяют стороны определенными правами. И обязательства, и права известны применительно к каждому типу отношений, поскольку их структура предопределена шариатом2.
1 А.Ю. Журавлев Концептуальные начала исламской экономики. Исламские финансы в современном мире / под редакцией Р.И. Беккина. М. 2004. С. 22.
2 А.Ю. Журавлев Теория и практика исламского банковского дела. М. 2002. С.28-29.
В исламе превалирует концепция монотеизма (тавхид), согласно которой Бог есть создатель, обладатель и источник всего мироздания. Он доверил человеку ресурсы во временное пользование, поэтому человек ответственен перед Богом за правильное использование ресурсов. Такая религиозная позиция требует полного поклонения воле Бога и следования шариату во всех сторонах жизни, в т.ч. в экономических аспектах.
Предполагается, что чем большее богатство имеется в распоряжении конкретного лица, тем выше его ответственность как уполномоченного Всевышним, в том числе за обеспечение роста благосостояния как своего, так и общества в целом.
Еще один важный аспект состоит в том, что доверенный человеку ресурс должен рачительно использоваться на благо всего общества, обеспечивая материальное вознаграждение «распорядителю», для создания реальной добавленной стоимости, приращения массы товаров и услуг, а не
3
денежной массы .
Исламская экономика - это способ организации хозяйственной жизни общества, основанный на положениях Корана и Сунны, а также выводах мусульманско-правовой доктрины.
Базовыми принципами исламской экономики являются:
1) отсутствие рибы (ростовщичества), гарара (неопределенности), мейсира (спекулятивного поведения);
2) этический подход к ведению бизнеса;
3) основанность на реальных активах;
4) закят (благотворительность). Риба
Запрет ростовщичества (рибы) - один из ключевых элементов исламской экономики; буквальный перевод термина «риба» означает «приращение».
3А.Ю. Журавлев Концептуальные начала исламской экономики. Исламские финансы в современном мире / под редакцией Р.И. Беккина. М. 2004. С. 14.
Ислам запрещает любые сделки, в которых присутствует риба. Большинство мусульманских мыслителей полагает, что практика риба не только является аморальным поступком, но и препятствует развитию общества. Вопреки распространенному мнению, ислам - далеко не первая и не единственная религия, порицающая взимание и предоставление ссудного процента. Отрицательное отношение к проценту сформировано раньше в иудаизме и христианстве. Христианство в течение первых лет своего существования выступало ярым противником использования процентных ставок своими последователями. В XII веке на этапе возрождения коммерции и торговли, христианские ученые и богословы начали рассматривать вопрос ссудного процента с научной точки зрения. Наконец, с целью восстановления конкурентоспособности католиков, Ватикан после ряда обсуждений легализовал ссудный процент несколькими актами от 1822-1836 годов.
Практика взимания и предоставления процентов существует по меньшей мере с третьего тысячелетия до нашей эры, со времен Шумерской цивилизации. Шумеры (3000 - 1900 до н.э.) использовали процентную ставку в процедуре предоставления займа. В шумерских документах находятся свидетельства систематического использования ростовщических сделок, основанных на займе зерна и серебра: процентная ставка по кредитам в виде зерна составляла 33% и 20% по кредитам, предоставляемым серебром. В период Вавилонской цивилизации (1900 - 732 до н.э.) царь Хаммурапи издает свод законов, известный как «Кодекс Хаммурапи» (приблизительно в 1750-х годах до н.э.), в котором частично унаследованы методы шумерской экономики, в том числе процентная ставка (Homer, 1977). Практика использования ссудного процента продолжает развиваться в ассирийский (732-625 до н.э.), нововавилонский (625-539 до н.э.), персидский (539-333 до н.э.), греческий (500-100 до н.э.) и римский (500-400 до н.э.) периоды4.
Рибу можно классифицировать следующим образом:
4 Судин Харон, Ван Нурсофиза Ван Азми. Исламская финансовая и банковская система: Философия, принципы и практика. Казань .Линова-Медиа. 2012. С. 159.
• риба ан-наси'а
• риба аль-фадль
Понятие «риба ан-наси'а» используется, в основном, применительно к условию о выплате процентов, начисляемых по займам, либо когда процентная ставка увеличивается при невозвращении долга в установленный срок. Риба возникает только в тех случаях, когда присутствует наси'а, т.е. ожидание заимодавцем момента возвращения долга заёмщиком.
Запрещение рибы ан-наси'а фактически означает, что нормы шариата отрицают возможность закрепления сторонами обязательства должника предоставить заимодавцу заранее определённое увеличение суммы займа в качестве платы за возможность пользования предоставленным в заём имуществом в течение установленного периода времени.
Риба аль-фадль, или риба в торговле - разновидность рибы, которая может быть обнаружена в сделках купли-продажи, совершаемых за наличные деньги с условием немедленной передачи товара покупателю.
Дискуссии относительно рибы аль-фадль начинались со времени пророка Мухаммада, в соответствии с которыми взаимный обмен золота, серебра, пшеницы, ячменя, фиников и соли должен быть равноценным.
В целях реализации принципа справедливости Пророк призывал не использовать бартерные сделки, а продавать и покупать товары за деньги, поскольку при использовании института мены объективно невозможно достичь точности эквивалентов встречных предоставлений.
Согласно постановлению совета Исламской академии правоведения «О банковских процентных операциях и ведение операций исламскими банками», любое увеличение размера кредита или введение ссудного процента в момент заключения кредитного договора признаются двумя разновидностями ростовщического процента (рибы), запрещённого шариатом5.
5 Беккин Р.И. Исламские финансы в современном мире: экономические и правовые аспекты. М. Умма. 2004. С. 51.
Гарар
Гарар в буквальном переводе с арабского означает «опасность». Существует немало хадисов, в которых говорится о запрете гарара, приведем один из них: «Пророк запретил продавать то, что не находится в момент заключения сделки в наличии у продавца: "Не покупайте рыбу в море, потому что в такой сделке есть неопределенность"».
В практическом плане гарар представляет собой запрет на контракт, содержащий элемент заблуждения или обмана, возникающего в результате использования одной стороной неосведомленности другой стороны в отношении предмета контракта, его цены или точных характеристик. Следовательно, запрет гарара заключается в предотвращении несправедливого преобладания одной стороны над другой в соответствии с принципом справедливости, который является основой экономических воззрений мусульманской общины. Однако исключить полностью гарар в сделках представляется не всегда возможным.
Среди специалистов по исламскому праву немало и тех, кто считает, что существуют так называемые допустимый гарар и чрезмерный гарар. В соответствии с общепринятой в современном мусульманском праве классификацией выделяются следующие виды или степени гарара:
1) избыточный гарар (ал-гарар ал-касир) — делает любой договор недействительным;
2) незначительный гарар (ал-гарар ал-йасир) — допустимый гарар;
3) промежуточный гарар (ал-гарар ал-мутавассит) — находится между этими двумя.
Все основные школы согласны с тем, что гарар лишает договор законной силы, если он носит существенный характер, т.е. присущим самой природе договора.
Майсир
Изначально майсир (в буквальном переводе с арабского — «азартная игра»).
В отличие от гарара, майсир полностью отвергается исламом: «О вы, которые уверовали! Вино, майсир, идолы и гадательные стрелы мерзость из деяний сатаны. Сторонитесь же этого, — может быть, вы преуспеете!» (5:90). В Коране дается объяснение запрещения азартных игр: «Они спрашивают тебя о вине и майсире. Скажи: "В них обоих — великий грех и некая польза для людей, но грех их - больше пользы"» (2:219);
Однако в работах современных авторов по исламским финансам часто фигурирует термин «майсир», изменивший с течением времени свое первоначальное значение азартной игры. Мусульманские экономисты понимают под майсиром доход, явившийся не результатом вложения труда или капитала, а образовавшийся вследствие некой случайности.
К майсиру может относиться и доход, полученный от игры в рулетку, и выигрыш по лотерейному билету, и вложение средств с помощью фьючерсов, свопов и т.п. В результате подобной деятельности, которая является не более чем азартной или финансовой игрой, средства не проходят процесс производительного использования и, соответственно, не делают общество богаче в реальном выражении6.
Закят (в переводе с араб. означает «благодать», «рост и увеличение», «чистота», «правильность») - налог в пользу нуждающихся членов мусульманской общины. Закят вместе с молитвой (намазом) упоминается в Коране 27 раз, что подтверждает его важную роль в исламе7. Выплата закята является одним из пяти столпов ислама. Она предписана всем мусульманам, обладающим необходимым установленным минимумом средств (нисаб). Ставка закята зависит от вида имущества и составляет от 2,5% до 20%. Наиболее часто используемая ставка - 2,5%.
6 Р.И. Беккин Исламская экономическая модель и современность. М. Марджани. 2010. С.35.
7 Г.Х. Ковешникова, Ш.М. Абубекеров Ш.М. Расчет закята в России по бухгалтерскому балансу. С.21.
Круг лиц, которым положено давать закят, оговорен в Коране, в суре 9, аяте 60: «Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается сбором и распределением, для смягчения людских сердец, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников».
Сбором и распределением закята занимается либо государственная структура, либо централизованная религиозная организация мусульман. При отсутствии в государстве, где проживают мусульмане, соответствующего механизма, верующие должны распределять средства, предназначенные для выплаты данного налога, среди неимущих.
В некоторых исламских экономических институтах практикуется выплата закята. К примеру, в банках с остатка средств на конец года на счетах клиентов списываются суммы закята по вышеуказанной ставке. Как правило, данные суммы направляются в благотворительные организации. Возможно и инвестирование закятных средств для увеличения суммы закята: «Закятные средства разрешается вкладывать в инвестиционные проекты, результаты которых перейдут в собственность лиц - получателей закята, имеющих, согласно шариату, на это право, а также в те проекты, что поступят в управление официальных организаций, ответственных за сбор и распределение закята. При этом должны быть удовлетворены первичные потребности и нужды получателей закята, имеющих на это право по шариату, и предоставлены необходимые гарантии сохранности закятных
Похожие диссертационные работы по специальности «Мировая экономика», 08.00.14 шифр ВАК
Правовой статус и гражданско-правовое регулирование деятельности исламских банков в странах Ближнего и Среднего Востока2000 год, кандидат юридических наук Самех Хамед Ахмед Мунейм
Институциональные особенности исламского бизнеса: опыт и проблемы2011 год, кандидат экономических наук Калимуллина, Мадина Эмировна
Исламский фактор и социально-экономические процессы на Северном Кавказе: На примере Республики Дагестан2006 год, кандидат философских наук Агамов, Агасемед Агакеримович
Страхование в мусульманском праве: Теория и практика2003 год, кандидат юридических наук Беккин, Ренат Ирикович
Механизмы развития такафула в России2016 год, кандидат наук Магомадова, Мадина Мовсаровна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Магомедова, Юлдуз Джамалутдиновна, 2017 год
Литература:
1. Хадисы Пророка / Пер. и коммент. Иман В. М.: Аванта+. 2001.
2. Абу Йусуф. Китаб ал-Харадж. Спб.: Петербургсое востоковедение, 2001.
3. Абу Хамид аль-Газали. Весы деяний и другие сочинения. М. Ансар. 2004.
4. Албакова Ф.Ю. Хозяйственно-экономическая деятельность в различных регионах мира. М.: Эклибрис-Пресс. 2008.
5. Бажанов Е.П. Азия и Россия. М. Полпред. 2005.
6. Беккин Р.И. Исламская экономика: краткий курс. М. АСТ: Восток-Запад. 2008.
7. Беккин Р.И. Исламская экономическая модель и современность, 2-е изд., испр. и доп., М. ИД Марджани. 2010.
8. Беккин Р.И. Исламские финансы в современном мире: экономические и правовые аспекты. М. Умма. 2004.
9. Беккин Р.И. Страхование в мусульманском праве: теория и практика. М. Анкил. 2001.
10. Бирюков Е.С. Страны ССАГПЗ на мировых рынках финансовых услуг. М. Экономика. 2007.
11. Жданов С.В. Арабские страны в мировой экономике. М. Панорама. 2006.
12. Журавлев А.Ю. Теория и практика Исламского банковского дела. М. ИВ РАН. 2002.
13. Исламские финансовые проекты в России/под ред. М.Э. Калимуллиной. М. Исламская книга. 2011.
14. И.С. Королева. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет. М. Экономистъ. 2003.
15. Калимуллина М.Э., Беккин Р.И. Закят. Практическое руководство. М. Исламская книга. 2010.
16. Мамедова Н.М. Особенности экономического развития современных мусульманских государств. М. Городец. 2006.
17. Мухаммад Таки Усмани. Введение в исламские финансы. М. Исламская книга. 2013.
18. Нуруллина Г. Исламская этика бизнеса. М. Умма. 2004.
19. Судин Харон, Ван Нурсофиза Ван Азми. Исламская финансовая и банковская система: Философия, принципы и практика. Казань. Линова-Медиа. 2012.
20. Ценностные ориентиры в экономической среде исламского мира. Сборник статей. МИРБИС. М. Макс-пресс. 2009.
21. Павлов В.В. Исламские банки в финансовом праве. М. Анкил. 2003.
22. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика. М. Экономика. 2001.
23. Хасбулатов Р.И. Международные финансы. М. Юрайт. 2014.
24. Чапра М.У. Регулирование и надзор исламских банков. Джидда. 2004.
25. Шентюрк М. Х. Закят. Вера и практика. М. Новый свет. 2008.
Статьи:
1. Алиев Ф. Взаимоотношение этики и экономики в исламской экономической модели // Ислам в современном мире. Ежеквартальный научный альманах. М. Медина. 2010. № 1-2 (17-18). С. 65-67.
2. Бадов А. Деньги - дар Аллаха: Исламские банки выдвигают альтернативную западной модель финансирования экономики // Эксперт. 2005. С. 16-19.
3. Бакчах О. Все богатство принадлежит Аллаху. http://www.centraasia.ru/newsA.php?st=1080597600
4. Источник: Бахмутская А.А. Исламский банкинг // Банковские услуги. №6. 2009. С. 5.
5. Батаева Б.С. «Социокультурные основы хозяйственной деятельности»//Ценностные ориентиры в экономической среде исламского мира. М. МАКС Пресс. 2009. С. 22.
6. Беккин Р.И. Исламская модель беспроцентной экономики и современность // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Сер. 5: Экономика. 2007. С. 72-89.
7. Беккин Р.И. Исламская экономическая модель в мусульманском мире: некоторые исторические факторы // Проблемы современной экономики. 2004. № 4 (12). С. 272-280.
8. Беккин Р.И. Исламские налоги в системе налогообложения мусульманских стран // Налоговая политика и практика. 2007. № 6. С. 42-47.
9. Беккин Р.И. Исламское страхование в зарубежных странах // Финансы. 2007. № 11. С.46-52.
10. Беккин Р.И. Механизмы финансирования, используемые в исламском банковском деле // Международное и зарубежное банковское право. 2007. № 4. С. 45.
11. Беккин Р.И. Ссудный процент в контексте религиозно-этических хозяйственных систем прошлого и современности // Вопросы экономики. 2007. № 2. С. 141-157.
12. Беккин Р.И. Особенности шариатского надзора в исламских финансовых институтах: современный опыт мусульманских и немусульманских стран // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5. Выпуск 3. 2014. С. 148-165.
13. Болджурова А. Кыргызстан - новая точка географии исламских финансов // www.islam. ги/ргеББсШЬ/апаП^ка/кто!/
14. Брайловская С. Бизнес по шариату: в Казани прошел первый в России саммит исламских финансов // Российская бизнес-газета. 2009. № 24. С. 5.
15. Габассов Р.Р., Вахитов Г.З. Великобритания как пример внедрения системы исламского банкинга // Банковское дело. №9. 2014.
16. Гордеева О.Е., Львова Н.А Исламские финансовые институты // Финансы и бизнес. 2009. № 3. С. 7-10.
17. Дергачев В. Исламские финансы не поют романсы. 2009. http://www.stoletie.ru/geopolitika/islamskie_finansi_ne_pojut_romansi_2009-03-27.htm
18. Ефременко И.Н. Исламские финансы в формировании новой институциональной основы мировой финансовой архитектуры // Фин. исследования. 2007. № 3. С. 3-9.
19. Джабиев А. Перспективы применения принципов исламской экономики в хозяйственной деятельности субъектов в рамках законодательства РФ // Исламские финансовые отношения и перспективы их осуществления в российском мусульманском сообществе. М. 2006. С. 38-41
20. Елдесбай К. Исламское банковское дело в Казахстане // www.takafol.ru/arts.php?art=49
21. Журавлев А.Ю. Концептуальные начала исламской экономики // Исламские финансы в современном мире: экономические и правовые аспекты. М. 2004. С. 5-37.
22. Журавлев А.Ю. Принципы функционирования исламских банков // Исламские финансы в современном мире: экономические и правовые аспекты. М. 2004. С. 46-126.
23. Журавлев А.Ю. Размышления об исламской экономике // Азия и Африка сегодня. М. 2002. № 5. С. 34.
24. Журавлев А.Ю. Религиозная этика и бизнес // Русский предприниматель. 2004. № 1-2.
25. Исаев В.А. Эмираты: дорога длиной в 25 лет// Ближний Восток и современность. М. ИИИиБВ. 2003. № 3. С. 102-108.
26. Искаков С.К. Мировой рынок исламских ценных бумаг // Банковское дело. 2010. № 1. С. 42-46.
27. Искаков С.К. Востребованность шариатских экспертов/Рынок ценных бумаг. №10. 2010. С.19.
28. Калимуллина М.Э. Социокультурные факторы в национальной модели экономики России // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. М. 2010. № 2. С. 13-20.
29. Калимуллина М.Э. Ценностно-правовые основы исламской экономики // Ценностные ориентиры в экономической среде исламского мира: Сборник статей. Под ред. С.В. Пирогова. М. МАКС Пресс. 2009. С. 66-75.
30. Капинос Р.В. Экономические идеи Корана и практика современного ислама // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 3. С. 100.
31. Коваль Т.Б. Этика труда и православия. http://www.ecsocman.edu.ru/ons/msg/203975.html
32. Критические исследования в области логики наук о культуре // Электронная гуманитарная библиотека. http://www. gumfak.ru/logika. shtml
33. Мурзаев А. Новый этап в развитии исламского банкинга в России // Рынок ценных бумаг. 2014. №10.
34. Мусаев Р.А., Магомедова Ю.Д. Исламские финансовые институты в мировой экономике // Вестник Московского университета. 2013. №2.
35. Мусаев Р.А., Магомедова Ю.Д. Особенности деятельности Исламского банка развития и пути сотрудничества с Россией // Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ. 2014. №6.
36. Мусаев Р.А., Магомедова Ю.Д. Тенденции развития исламских финансовых институтов в условиях глобализации // Проблемы теории и практики управления. 2015. №11.
37. Мамедова Н.М. Ислам и развитие Ирана в начале XXI века // Ислам и общественное развитие в начале XXI века. М. 2005. С. 42-51.
38. Мирошник Е.Н. Внутренние и внешние аспекты деятельности исламских банков // Востоковедный сборник. М. 2000. С. 248-255.
39. Мукаман А.К. Проблемы и риски, связанные с внедрением исламской финансовой системы в Республике Казахстан//Проблемы и перспективы
137
международных валютно-кредитных и финансовых отношений. М. Финансовый университет. 2011. С.226.
40. Нуруллина Г.Ф. О нравственных основах исламского бизнеса // Проблема современной экономики. СПб. 2005. № 2. С. 148-151.
41. Павлов В.В. Исламские банки и Россия: новые ориентиры финансовой глобализации // Вестник Академии. 2003. №1-2. С. 19-24.
42. Прудникова Ю., Беккин Р. Механизм функционирования исламских облигаций // Рынок ценных бумаг. 2007. № 14. С. 19-22.
43. Сидорович А. Формирование национальной модели экономики в переходных обществах // Общество и экономика. 2001. № 11-12. С. 30.
44. Смирнов А. Нравственная природа человека: арабо-мусульманская традиция// Ежегодник «Этическая мысль» 2000. http: //iph. ras. ru/orient/win/publictn/texts/nrpr_d.htm.
45. Сюкияйнен Л.Р. Правовые основы исламского финансирования: взаимодействие исламской и европейкой правовых культур. Материалы межд. конф. «Исламское финансирование: развитие в России». М. Исламская книга. 2010. С. 31.
46. Ульченко Н.Ю., Мамедова Н.М. Экономическое развитие и «исламская экономика» (опыт Ирана) // Ислам и общественно развитие в начале XXI века. М. 2005. С. 25-41.
47. Фукина С.П. Особенности организации исламского страхования и перспективы его внедрения на страховой рынок России // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2014. № 1. С. 110.
48. Химо Б. Исламская альтернатива ссудному проценту // Исламские финансовые отношения и перспективы их осуществления в российском мусульманском сообществе. М. 2004. С. 109-114.
49. Цуканов В.П. Государственное экономическое регулирование в Иране: отход от исламских принципов? // Ислам и общественное развитие в начале XXI века. М. 2005. С. 424-431.
50. Чокаев Б.В. Исламские финансы как направление развития финансовой системы и экономики в целом // Рынок ценных бумаг. 2014. №10.
51. Чопаева Ч. Этнорелигиозная ситуация в Кыргызстане // Центральная Азия и Кавказ. Лулео. 2005. № 3. С.77-85.
52. Шелгунов Р.В. Исламские финансовые институты в мировой экономике // Мировое и национальное хозяйство»/ МГИММО (У) МИД № 3. 2010. С. 7.
53. Яндиев М.И. Формирование индустрии исламских финансов в России // Рынок ценных бумаг. 2014. №10.
Литература на английском языке:
1. Ahmed H. Issues in Islamic Corporate Finance: Capital structure in Firms. IDB-IRTI. Jeddah. 2007.
2. Al Abed I. UAE: A new perspective. London: Trident press Ltd. 2002.
3. Alexander P. The Kazakh government is supporting Islamic finance // The Banker. 28.05.2010.
4. Ali Khorshid. Islamic Insurance. A Modern Approach to Islamic Banking. L. 2004.
5. Ali S.S. Islamic Capital Markets. Products, Regulation & Development/ IRTI/ Jeddah. 2008.
6. Badawi Z.M. Islamic Finance and the Role of the State // Islamic Banker. 2009. P.16
7. Banking and finance. Debut Dubai bond finally set for launch // MEED Vol. 47 № 19. 2010. P. 7.
8. Chapra M. U. What is Islamic Economics? Jeddah. 2003. P. 51.
9. Global Islamic Financial Directory. 2009. Kuwait Finance House (KFH) Research Limited. August 2010.
10. H. Dar. Islamic Banking in Iran and Sudan // Business Asia. 2011
11. Habib Ahmed. Role of Zakah in Poverty Alleviation. Jeddah. 2004.
12. Islamic Finance in the World. 2009. Analytical Report on Islamic Banks & Financial Companies. General Council for Islamic Banks And Financial Institutions (CIBAFI). Bahrain. 2009.
13. Islamic Finance. Special Report / Financial Times/ May 13, 2010.
14. Islamic Financial Institutions/ Ed. R.M. Hataway. W. Lee. Washington. 2004.
15. Katzman K. Iran's Bonyads: Economic Strengths and Weakness. http//www.ecssr.ac.ae/CDA/en/Featured Topics/DisplayTopic/0,1670,502-98-43,00.html.
16. Mannan M.A. Islamic Economics: Theory and Practice. Lahore. 2003
17. Musaev R.A., Magomedova Y.D. Islamic Financial Institutions in the Context of Globalization // Russian Economy in the Context of Globalization/ Edited by Prof. Kaisyn Khubiev. Bozeman, MT, USA, 2013 - P. 62-67
18. Top 500 Islamic Financial Institutions, Joseph DiVanna, Stephen Timewell /The Banker Supplement/ November 2009.
19. The Islamic Funds and Investments Report 2010. Post Crisis: Walking up to an investor-driven world // Ernst & Young Bahrain. 2010.
Интернет-ресурсы:
1. Accounting and Auditing organization for Islamic financial institutions -http: //www.aaoifi .com
2. EY - http://www.ey.com
3. International Institute of Islamic Business and Finance -http: //www.islamic-finance.net
4. International Islamic Financial Market - http://www.iifm.net
5. Thomson Reuters - http://www.thomsonreuter.com
6. Site of Islamic Development Bank Group - http://www.isdb.org
7. The Institute of Islamic Banking and Insurance - http://www.islamic-banking.com
8. The Ministry of Finance and Industry of the UAE -
http: //www.uae .gov.ae/Goverment/industry .htm
9. The Central Bank of UAE - www.centralbank.ae
10. Официальный сайт Всемирного банка - http: //www. worldbank. org
11. Официальный сайт Международного валютного фонда -http: //www. imf. org
12. Официальный сайт Всемирной торговой организации -http: //www. wto. org
13. Официальный сайт журнала Middle East . www.meed.com
14. Официальный сайт ОАО «ЭкоБанк» - http://www.ecobank.kg
15. Официальный сайт Совета по исламским финансовым услугам -http: // www.ifsb.org
16. Официальный сайт Совета муфтиев России - http://www.muslimeco.ru
17. Официальный сайт «аль-Хиляль» банка, г. Алматы -http: //www. alhilalbank.kz
18. Сайт Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций - http://www.afn.kz
19. Сайт Исламской экономики - http://www.takafol.ru
20. Сайт Международного Саммита исламского бизнеса и финансов в г. Казани - http: //www. kazansummit. ru
21. Сайт регионального финансового центра г. Алматы -http://www.rfsk. gov.kz
22. Сайт «Иламские финансы» - http://islamic-finance.ru
23. Сайт «Исламская экономика, бизнес, финансы» -http: //www. muslimeco. ru
24. Сайт ТНВ «ЛяРиба-Финанс» - http://lariba.ru
25. Сайт Российского совета по исламским финансам - http://rifc.su
26. Сайт Финансового дома «Амаль» - http://fdamal.ru
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.