Эволюция исламских банков и их роль в становлении рыночных отношений в Республике Таджикистан тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 08.00.01, кандидат экономических наук Хайров, Шукрулло Курбоналиевич
- Специальность ВАК РФ08.00.01
- Количество страниц 163
Оглавление диссертации кандидат экономических наук Хайров, Шукрулло Курбоналиевич
Введение
Содержание
Глава 1. Теоретические основы исламской экономики и особенности банковской системы мусульманских стран
1.1. Сущностная характеристика исламской экономической модели и зарождение её финансовых институтов.
1.2. Закономерности и особенности формирования и принципы функционирования исламской банковской системы.
1.3. Исламская этика основа модели развития банковской сферы.
Глава 2. Методологические подходы к государственному регулированию банковского сектора национальной экономики
2.1. Методология формирования и особенности функционирования исламских банков.
2.2. Кредитная политика и её осуществления на принципах шариата.
2.3. Необходимость и значения государственного регулирования банковской сферы национальной экономики.
Глава 3. Роль исламских банков в становление рыночных отношений в Таджикистане
3.1. Пути повышения эффективности механизма реализация кредитных ресурсов Исламских банков в Таджикистане.
3.2. Адаптивность банковской сферы исламской экономики к условиям глобального финансового кризиса.
3.3. Условия перспективного расширения сферы деятельности исламских банков в национальной экономике Республики Таджикистан.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Экономическая теория», 08.00.01 шифр ВАК
Международный рынок исламского банковского капитала: становление и перспективы развития2004 год, доктор экономических наук Павлов, Владимир Викторович
Исламские финансовые институты и инструменты в мусульманских и немусульманских странах: особенности и перспективы развития2009 год, доктор экономических наук Беккин, Ренат Ирикович
Исламские банки в социально-экономической структуре мусульманских стран2000 год, кандидат экономических наук Мирошник, Екатерина Николаевна
Развитие банковской системы Таджикистана в условиях переходной экономики2003 год, доктор экономических наук Рахимов, Закирулло Ашурович
Пути совершенствования кредитных отношений клиентов и коммерческих банков: на примере Республики Таджикистан2011 год, кандидат экономических наук Комилов, Равшан Абдукодирович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эволюция исламских банков и их роль в становлении рыночных отношений в Республике Таджикистан»
Актуальность темы исследования. Национальная экономическая система в странах исламского мира функционирует наряду с общераспространёнными объективными экономическими законами на основе принципов, вытекающий из Шариата - канона мусульманской жизни. Исламская экономическая модель адресована не только странам, где проповедуется ислам, но и другим - с монотеистическими религиями -иудаизм, христианство, ибо в них, как в исламе, запрещён ссудный процент. Идея формирования исламской экономики состоит в нахождении альтернативных решений актуальных современных проблем развития банковского сектора национальной экономики. При этом разработкой теоретических основ формирования и развития исламской экономики занимаются учёные-экономисты, как на Западе, так и на Востоке, а ряд принципиальных положений этой модели нашли применение на практике. Но вместе с тем, в значительном числе исследований по исламской экономике основной акцент делается на финансовые проблемы деятельности исламских банков. Исламские банки являются одним из реальных институтов исламской экономической системы.
К концу 2008 года в мире функционировали более 450 исламских банков с общим активом более 1 трлн. долларов, а ежегодный оборот их возрастает в среднем на 20-25%. Большая их часть расположена в зоне Персидского залива в странах экспортёров нефти. Бахрейн считается центром сосредоточения исламских банков. Но вместе с тем, назвать точное число банков весьма трудно, ибо не все банки, называющие себя исламскими, в полной мере соответствуют требованиям Шариата. Исламские банки, страховые (такафул) компании, специализированные фонды, исламские облигации (сукук') стали неотъемлемой частью финансового рынка западных государств. В Англии
1 Сукук (ед.ч. - сакк) - ценные бумаги, удостоверяющие долю в праве собственности на базовый актив, который генерирует прибыль, а также право на получение прибыли, которую приносит данный актив. функционирует 5 исламских банков и 1 исламская страховая компания, а в 17 британских банках открыты «окна», предоставляющие исламские финансовые услуги.
В США действуют 2 исламских банка и прогнозируется открытие их в Италии, Франции, Швеции и других западных государствах.
Доля исламских банков на рынке банковских продуктов и услуг исламских стран составляет от 10 до 30%, в Саудовской Аравии - 15%, в Малайзии, Кувейте и Катаре - 20%, Судане - 30%. Начиная с 1997 года, Республика Таджикистан стала пользоваться услугами, оказываемыми исламскими банками, но пока их доля на внутреннем банковском рынке весьма незначительна. Потенциал развития исламских банков связан, прежде всего, с ростом численности мусульманского населения, проживающего в 58 странах мира, которое в начале XXI века составляет более 1,6 млрд. человек. Исламские банки в период мирового финансово-экономического кризиса выдали кредитов вдвое больше, чем обычные банки. Следовательно, доля исламских банков на кредитном рынке на этом отрезке времени продолжает расти, а при общем снижении кредитных ставок, в исламских банках этого не произошло. От кризиса исламские банки пострадали меньше, чем традиционные.
В связи с этим теоретическая разработка вопросов развития банковского сектора национальной экономики и повышения их роли в становлении цивилизованных рыночных отношений в мусульманских странах мира, включая Таджикистан, является весьма актуальной. К исламским банком значительно повысился интерес в связи с развивающимся глобальным финансово-экономическим кризисом, ибо они обеспечили финансовую стабильность экономики в своих странах и устойчивость всей исламской банковской системы.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретические вопросы формирования и развития исламских банков и их роли в национальной экономике мусульманских стран изучены такими учёными, как: М. Икбал, М. Сибаи, М. Каддафи, Д. Афгани, С. Гилани, М. Н. Сиддики, Р. Эрдоган, М. А. 4 i к
Зарка, М. У. Чапра,А. Шариати, С. Кутб, С. X. Наср, X. Рафсанджани, М. Э. Даруза, С.Х. Камилев и другими.
При исследовании теоретических вопросов исламской экономической модели функционирования банков большинство российских исследователей концентрируют своё внимание на сравнительной характеристике исламских банков с традиционными банками. Среди них следует выделить труды A.B. Малашенко, Р. И.Беккина, А. Ю. Журавлёва, Г. Ф. Нуруллиной, М.Э. Калимуллиной и других.
Тематика исламской экономики и проблемы исламских банков в последнее десятилетие получает всё большее освещение. Так, JI.P. Сюкияйнен и А.И. Ионова рассматривают правовые аспекты исламской экономики, Г.Н. Хадиуллина - вопросы влияния ислама на социально-экономические воззрения зарубежной татарской диаспоры, А.Ю. Журавлев, В.В. Павлов, E.H. Мирошник являются авторами монографий по исламскому банковскому делу, а работы Р.И. Беккина посвящены комплексному анализу исламской экономической модели. Наблюдается рост публикаций на тему исламских финансовых продуктов: сукук (A.A. Казаков, С.Б. Пахомов, С.К. Искаков), мурабаха2 (P.P. Вахитов), исламского подхода к организации рынка ценных бумаг (М.И. Яндиев), учёта исламских финансовых институтов (И.В. Хорошилова). исламской этики бизнеса, ( Г.Ф. Нуруллина), влияния исламских финансовых институтов на экономический рост( A.M. Чумакова).
Из отечественных учёных: Т. Махмадназарбеков - «исламский социализм», Д. Усмон - «ислам и политика», X. X. Алишоев -«концептуальные основы учений об исламской экономике» и др.
Методика и методология иследования. Методологической основой диссертации являются сравнительно-исторический, проблемный и прогностический методы исследования.
2 Мурабаха - сделка, при которой банк или иной финансовый посредник приобретает необходимый клиенту актив у продавца и продаёт его клиенту с отсрочкой платежа.
Теоретические основы данного исследования сформировали научные труды ведущих отечественных и зарубежных исследователей в области исламской экономической модели, управления финансами и банковским сектором, а также разработки, посвященные проблемам выживания исламских банков в условиях глобального финансового кризиса.
Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы раскрыть эволюцию исламских банков и на основе проведения сравнительно-экономического анализа определить их роль в становлении рыночных отношений в национальной экономике.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы и решены следующие задачи:
- исследовать процесс эволюции исламских банков, выявить особенности и закономерности их воздействия на мировой экономике;
- на основе изучения исламской экономической модели и её отличительных особенностей дать обобщающую характеристику принципам исламского финансирования и банковского кредитования, определить их в место в глобальной финансовой системе;
- разработать предложения по повышению роли исламских финансовых институтов на этапе перехода к рыночным отношениям, обосновать основные направления использования кредитных ресурсов и перспективы расширения сегмента исламских банков в национальной экономики Республики Таджикистан.
Объектом диссертационного исследования теоретические вопросы развития исламских банков и предпосылки формирования их принципов в Республики Таджикистан.
Предметом диссертационного исследования являются отношения, возникающие в процессе развития исламской экономики и её банковского сектора во взаимодействии с субъектами национального хозяйства республики в условиях глобального финансово-экономического кризиса.
Научная новизна. Научная новизна диссертации заключается в следующем:
- на основе исследования эволюции исламских банков раскрыта сущность, принципы и отличительные особенности этих банков в современных условиях, выявлены особенности и закономерности развития исламского банкинга как потенциального фактора социально-экономического развития исламских стран;
- систематизированы взгляды теоретиков исламской экономической модели на роль исламских банков в обеспечении устойчивости кредитной и финансовой системы страны в кризисных ситуациях. На основе обобщения мировых финансово-экономических кризисов (2009-2010) доказывается, что эта модель может быть использована и другими неисламскими странами;
- обосновано, что применение принципов исламской банковской системы в национальной экономике Республики Таджикистан устраняет зависимость развития реального сектора от интересов банковского капитала, основанную на ссудном проценте, а денежные активы зависят от инвестиционных возможностей реального сектора, который определяет ставку дохода в финансовом секторе;
- доказано, что применение исламских принципов банковского дела в республике связана с повышением роли исламских финансовых институтов на этапе перехода к рыночным отношениям, с учётом их высокой устойчивости и сопротивляемости к экономическим циклам (финансовыми кризисами в частности), а также направления использования кредитных ресурсов и перспективы расширения сегмента исламских банков в национальной экономике Республики Таджикистан.
Практическая значимость исследования. Практическая значимость исследования заключается в ориентации научных положений об особенностях функционирования исламской экономической модели и современного исламского банкинга на разработку стратегии развития финансовых институтов и повышения их роли в становлении рыночных отношении в
Республике Таджикистан. Теоретические выводы и практические рекомендации могут использоваться органами законодательной и исполнительной власти РТ и стран СНГ в интересах политики - экономической прагматики и обосновании конкретных экономических и политических действий, а также при разработке стратегии развития банковского сектора национальной экономики.
Апробации исследования. Результаты научного исследования были представлены и получили одобрение на нескольких научно-практических и теоретических конференциях Института экономики Таджикистана (2006-2011), на республиканских научно-практических конференциях молодых учёных Таджикистана (2007-2009).
Публикации. По теме диссертации опубликовано 10 работ общим объёмом 5,77 п.л., в том числе, 3 статьи в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК Российской Федерации для публикации результатов научных исследований объёмом 1,17 п.л.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка, включающего 202 наименования, она содержит 162 страницы основного текста, 5 таблиц, 8 схем, 3 графика, 1 диаграмму.
Похожие диссертационные работы по специальности «Экономическая теория», 08.00.01 шифр ВАК
Кредитные ресурсы и их роль в развитии промышленности Республики Таджикистан2002 год, кандидат экономических наук Ниезов, Мустафо Абдуллоевич
Развитие банковской системы Кыргызской Республики2008 год, кандидат экономических наук Абдиев, Илимбек Атантаевич
Модернизация банковской системы Турции: 80-90-е годы XX в. - начало XXI в.2004 год, кандидат экономических наук Малюта, Наталия Евгеньевна
Современные банковские системы и тенденции их развития2007 год, кандидат экономических наук Шихахмедов, Рустам Гамидович
Банковский и реальный секторы экономики Таджикистана: состояние и перспективы взаимодействия2010 год, кандидат экономических наук Сафаров, Эрадж Рахимович
Заключение диссертации по теме «Экономическая теория», Хайров, Шукрулло Курбоналиевич
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Проделанное автором исследование процесса эволюции исламских банков в современный период и их роль в становлении рыночных отношений в Республике Таджикистан позволяет сделать следующие выводы:
1. Эволюция исламских банков как важного элемента национальной экономики мусульманских стран охватывает долгий период зарождения и функционирования исламской экономики. Главные характерные черты — быстрый количественный рост и расширение сферы деятельности вширь, укрепление позиций исламских банков на внутреннем рынке банковских услуг и вглубь, расширение географии применения принципов организации банковского дела, основанного на шариате, в других странах.
2. Исламская экономическая модель, доказавшая свое превосходство в ряде стран, адресована не только странам, проповедующим ислам, но и другим, где исповедают монотеистические религии - христианство и иудаизм. Это связано с тем, что спрос на исламские капиталы из года в год растёт. Они демонстрируют 30% ежегодных темпов прироста активов и удачно заняли свою нишу на рынке банковских услуг.
3. Одним из преимуществ банковского сектора исламской экономики, являющимся новым продуктом на рынке банковских услуг, считается система участия в прибылях и убытках, занимающая место традиционного процента. Такой подход способствует включению широких слоёв мусульманского населения в финансовую систему страны, повышению норм сбережений и активизации предпринимательской деятельности в исламских государствах. Исламские банки преуспели в интеграции населения в процесс развития страны, аккумулировав вклады в значительные капиталы. Исламские банки ориентированы в основном на мелкий и средний бизнес. Они действуют в тех отраслях, где государство не может осуществлять финансовую поддержку.
Общий объём финансовых вливаний со стороны ИБР в республике превысил $91 млн, а проекты ИБР реализуются ежегодно на сумму $15,9 млн.69
4. В период глобального финансового кризиса банковский сектор национальной экономики мусульманских стран продемонстрировал удивительную устойчивость из-за ограничений, накладываемые на него нормой ислама, и потому исламские банки вполне могут стать источником инвестиций в мировой экономике.
5. Привлекательным является то, что обеспечивается высокая стабильность всей банковской системы страны, поскольку все долговые соглашения подкреплены товарами или услугами, к которым привязаны денежные потоки. Кроме того, консервативный подход исламских банков к ведению бизнеса, сдержанность в стимулировании роста, сфокусированность на бизнесе, составляющем основу эффективного функционирования банковского сектора, ориентированного на внутренний рынок, расцениваются как естественным образом созданный щитовой экран, защищающий от потенциальных убытков.
6. Деятельность субъектов банковского сектора, направленная на поддержку развития и пропаганду исламских ценностей, не всегда может соответствовать государственным интересам страны, где действуют эти банки. Исламское- банковское дело - довольно новое явление современной жизни, поэтому даже ни в одной мусульманской стране нет ещё блока законопроектов, определяющих деятельность исламских банков. Большинство способов финансирования исламских банков согласуются с указаниями соответствующих финансовых органов исламских государств и очень часто применяются к конкретному банку. Странам, где функционируют или будут функционировать исламские банки, желательно регулировать эти банки хотя бы на региональном уровне, чтобы контролировать направления использования исламских капиталов на предмет соответствия политике государства.
69 http://www.imamat-news.ru
7. В Республике Таджикистан, где основную масса населения составляют мусульмане, исламские капиталы было бы целесообразно допускать посредством привлечения финансовых ресурсов на исламских условиях через таджикские банки. При проникновении на мировые финансовые рынки, таджикские банки могут учесть опыт исламских банков, а также западных банков, оперирующих в мусульманских странах на исламских принципах. В перспективе возможно создание филиалов таджикских банков, оперирующих на исламских принципах, для работы в мусульманских странах.
8. Следует отметить, что исламские банки кредитуют те проекты, которые считаются непопулярными среди традиционных банков, но которые имеют социальное значение, а значит и получают широкий общественный резонанс. Таким образом, банки помогают государству решать проблемы в социальной сфере и в то же время получают политическую поддержку со стороны государственных органов.
9. Целями деятельности исламских банков являются как получение прибыли, так и выполнение моральных обязательств. Экономическое поведение мусульман связано принципами, которые заставляют исламские банки и их клиентов строить отношения на религиозной основе, а не на денежном вознаграждении. Поэтому очень велика доля безвозмездной помощи предоставляемой исламскими банками.
10. Кредит выдан сроком на 25 лет, процентная ставка не разглашается.
Исламские банки оперируют не только в странах мусульманского мира но и далеко за его пределами. Исламские банки могут функционировать в любой среде: как в условиях мусульманских стран, где законодательная база регулирует деятельность таких банков, так и в странах Запада, где политические настроения отнюдь не про исламские и соответствующие законы отсутствуют. Однако это не мешает исламским банкам укреплять свои позиции в мировых финансовых центрах, таких как Лондон (банковская группа Даль аль-Барака), Цюрих (банк Фейсал Файненс) и Нью-Йорк (Такафул).
148
11. Следует отметить, что деятельность исламских банков, направленная на поддержку развития и пропаганду исламских ценностей не всегда может соответствовать государственным интересам страны, где действуют эти банки. Исламское банковское дело - довольно новое явление современной жизни, поэтому даже ни в одной мусульманской стране нет еще блока законопроектов, определяющих деятельность исламских банков. Большинство способов финансирования исламских банков согласуются с указаниями соответствующих финансовых органов исламских государств и очень часто применяются к конкретному банку. Странам, где функционируют или будут функционировать исламские банки желательно регулировать эти банки хотя бы на региональном уровне, чтобы контролировать направления использования исламских капиталов на предмет соответствия политике государства. Необходимо отметить тот факт, что цели достигаемые исламскими банками через кредитование различных проектов не должны противоречить государственным интересам принимающей страны.
Список литературы диссертационного исследования кандидат экономических наук Хайров, Шукрулло Курбоналиевич, 2012 год
1. Абдухалилов А. Ислам и Запад: диалог или монолог? // Asia-Plus-2003-25 сентября.
2. Алишоев Х.Х. «Ислам и экономика» (на тадж. яз). Душанбе 2009г.
3. Алан Бадов. Деньги дар аллаха // Эксперт №4, 31 января 2000
4. Али М. Исламские банки и стратегия экономического развития. Лондон 1982
5. Али М. Исламские банки и стратегия экономического развития. Лондон. 1989
6. Алибейли Г.Д. Иран и сопредельные страны Востока, 1946-1978. М., 1989.-С.255.
7. Абдурахмон Саидов. «Ислам и Бизнес» (на тадж. яз). Душанбе 2005.
8. Алибейли Ш.Э. Антонимы в персидском языке. Баку, 1991.-С. 108.
9. Алиев Р.Я. Ислам в концепциях «национального социализма». Алжир, Египет. НДРИ. Баку. 1987.
10. Алиев С.М. Нефть и социально-политическое развитие Ирана в XX веке. М., 1985.-С. 304. Рез. на англ. яз.
11. Алиев С.М. Современный Иран. М., 1975.-С.576. Справочник по Ирану: история, политика, экономика, культура.
12. АльХарран, Саад. Исламские финансы: финансирование
13. АльХарран, Саад. Исламские финансы: финансирование предпринимательства. Пеландунг Паблишинг.1993
14. Андрей Журавлев. Ислам и экономика.//Независимая Газета. №1(42).
15. Антипова О. Н. Зарубежная практика контроля за созданием коммерческих банков. // Банковское дело. 1997 - №5. - с. 28
16. Антипова О. Н. Регулирование и пруденциальный надзор за деятельностью банков за рубежом // Банковское дело. 1997. - №6. - с. 28150
17. Арабаджян З.А. Иран и Пакистан. Распределение доходов в городе, 60-е нач. 80-х гг. М., 1987.-С 179.
18. Арабаджян З.А. Иран. Власть, реформы, революции (XIX XX вв.). М., 1991.-С.127. Рез. на англ. яз.
19. Арунова М.Р., Ашрафян К.З. Государство Надир-шаха Ашфара. Очерки общественных отношений в Иране 30-40-х гг. XVIII века. М., 1958.
20. Атаев Х.А. Торгово-экономические связи Ирана с Россией в XVIII -XIX вв. М., 1991.-С.392.
21. Ахмедов А. Социальная доктрина Ислама. Политиздат, 1982. Москва 1982.
22. Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. М., 1982.-С. 97.
23. Бади Ш.М. Аграрные отношения в современном Иране. М., 1959.
24. Бади Ш.М. Городские и средние слои общества Ирана. М., 1977.-С.232.
25. Бади Ш.М. Рабочий класс Ирана. М., 1965.
26. Бадов А., Деньги Дар Аллаха, - Эксперт, январь 2000.
27. Балаян Б.П. Дипломатическая история русско-иранских войн и присоединения Восточной Армении к России. Ереван, 1988.-С.280.
28. Банки и банковская деятельность: Англия // Банковские услуги. -1997- №1. с.26
29. Банковское дело в России. Глоссарий банковских терминов , Т. 9 / Под ред. С. И. Кумон МФО, 1994 - с. 31
30. Банковское дело. Учебник. Москва. 1997
31. Башкиров A.B. Экспансия английских и американских империалистов в Иране (1941-1963 гг.). М., 1954.
32. Беккин Р.И., Исламская экономика. Краткий курс. М.: ACT: Восток - Запад, 2008. - С. 90.
33. Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. М., 1965.
34. Берадзе Г.Г., Смирнова Л.П. Материалы по истории ирано-грузинских взаимоотношений в начале XVII века. Тбилиси, 1988.-С. 133.35. беспроцентного банковского дела. // Проблемы Теории и Практики Управления./36. беспроцентному
35. Бобынин H.H. Персия, ее экономическое положение и внешняя торговля. 1901-1923 гг. Тифлис, 1923 .
36. Богушевич О.В., Мухаммед Джемаль Ад-Дин Афгани как политический деятель, «Краткие сообщения института Народов Азии», 1961, т.47.
37. Бушев П.П. История посольств и дипломатических отношений русского и иранского государств в 1613-1621 гг. M., 1987.-С.280.
38. Валюта и финансы. Исламские банки в Малайзии //БИКИ №139, 28.11.96
39. Вертхейм В.З. Реформаторские течения в религиях Южной и Юго-Восточной Азии. Реферат доклада на XXV Международном конгрессе востоковедов. М., 1960.
40. Внешняя и региональная политика Ирана, Пакистана и др. стран.
41. Во второй части «Зеленной книги» Каддафи экономические принципы «третьей мировой теории».
42. Выступление A.C. Джеллуда в университете «Аль-Фатих» на семинаре по «Зеленной книге».- «Аль Фаджр аль - Джадид», 02.11.1982.
43. Выступление Каддафи в день рождения пророка Мухаммеда 19 февраля 1978 г.- «Libyan Press Revue», 21-23.02.1978.
44. Выступление Каддафи перед членами Правления Федерации торговых и промышленных палат СНЛАД. «Аль-Фаджр аль-Джадид», 07.12.1978.
45. Газета-Религии. №001(13). 23.01.1998
46. Гамелин П. Беспроцентная прибыль// Эксперт, №41.27.10.97
47. Глуходед B.C. Проблемы экономического развития Ирана. 20-30-е гг. M., 1968.-С.209.
48. Гордон-Полонская JI.P. Мусульманские течения в общественной мысли Индии и Пакистана. М., 1962.
49. Гричубенко М.Е. Азиатский «синдром» социализма. Москва, «Наука» 1991.
50. Грищенко C.B. Осуществление контроля в исламских банках, -Ближний Восток и современность. Выпуск 5, М., 1998
51. Гусейнов Г.Б. Место и роль ислама в социально-политической жизни современного Ирана. Баку, 1986.-С. 203.
52. Давлатов M . Идеологическая несостоятельность «Исламского фактора».//Коммунист Таджикистана 1986.- №8; 1985.-№6.
53. Давлатов М.И. Особенности модернизации политического и этнического учения ислама: Автореф. Канд.филос.наук- Ташкент. 1987.
54. Давлятов А.Д. «Покупательная способность национальной валюты: теория и практика». Душанбе «Ирфон», 2011г.
55. Дальнейшую аргументацию данного предложения см. Chapra, ibid, стр. 161.
56. Дандамаев М. Иран при первых Ахаменидах (VI в. до н.э.). М., 1963,-С. 290.
57. Дёмин А.И. Сельское хозяйство современного Ирана. M., 1967.-С-228.
58. Дёмин А.И. Современная иранская деревня. Основные проблемы социально-экономического развития. M., 1977.-С.280. Экономическое развитие Ирана в 60-е годы.
59. Джабиев А.Н. Исламская финансовая система.// НГ-Религии.№001(13). 23.01.1998
60. Джалолов М. В тени Ислама. Ташкент: Изд-во Узбекистана «Ёш гвардия». 1987.
61. Динамика развития национальных и религиозных проектов в Центральной Азии: материалы семинара Душанбе: Ирфон, 2006.
62. Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в современном Иране. М., 1975.-С. 171. 2-е изд., исправл. и дополн.: 1985.-С.229.66. Ёралиев Д.Е. Ислам: Образ жизни и стиль мышления М.: Политиздат, 1990.-С.288.
63. Жамина В.А. Экономическое история социалистических стран .Москва., Экономика. 1985.
64. Жданов C.B., Исламская экономика: ретроспективный анализ, -Финансовый бизнес №5, 2000
65. Жигалина О.И. Национальное движение курдов в Иране (1918-1947 гг.). M., 1988.-С.168.
66. Жуков Е.Ф. Инвестиционные институты. Москва. 1998
67. Жуков Е.Ф. Инвестиционные институты. Москва. 1998
68. Журавлев А.Ю., Исламский бэнкинг: проблемы становления., -Арабские страны западной Азии и Северной Африки. Выпуск 3, М., 1998
69. Зауддин Ахмад. Переход от процентного банковского дела к исламскому
70. Зауддин Ахмад. Переход от процентного банковского дела к исламскому беспроцентному Валюта и финансы. Исламские банки в Малайзии //БИКИ №139, 28.11.96
71. Иванов М.С. Иран в 60-70-х годах XX века. M., 1977.-С.272. Экономика, политика и культура страны. Ислам и его роль в политической и социальной жизни Ирана.
72. Интервью Каддафи Ливийскому ТВ.- «Аль- Фаджр аль- Джадид», 12.07.1979.
73. Интервью Каддафи Ливийскому телевидению (04.11.1978).- «Аль-Фаджр аль-Джадид», 09.12.1978.
74. Информационно-аналитическое Интернет-издание «Бизнес FM». URL: http://www.bfm.ru
75. Иран. Под ред. В.В.Бартольда. Т.1-3. Л., 1927-1929. т.1. 1927.-С.260. с илл. т.2. - 1928.-С.205. т.З. - 1929.
76. Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики: Сб.статей. -М.: Наука, 1985.-С.277.
77. Ислам: Краткий справочник.-М.: Наука, 1983.-С.156.
78. Исламские банки. Мирошник E.H. /Банковское дело/ №8, 1999, с.20-21
79. Исламские банки. Мирошник E.H. /Банковское дело/ №8, 1999, с.20-21 Андрей Журавлев. Ислам и экономика.//Независимая Газета. №1(42). 18.01.2000
80. Исламский национализм в социально-политических концепциях в Арабских странах. М-1989.
81. Казимагомедов А. А. Защита и страхование банковских депозитов в странах Западной Европы // Банковское дело 1996 - №8. - с. 37
82. Калимуллина М.Э. Британский опыт развития исламских финансовых продуктов текст. / М.Э. Калимуллина // Финансы. М., 2010, № 9, С. 73-74. (0,2 п.л.);
83. Калимуллина М.Э. Институциональные особенности исламского бизнеса и современная деловая практика: эффект финансовой колеи текст. /155
84. М.Э. Калимуллина // Вестник Финансовой академии. М., 2010. № 6 (60), С. 71-74. (0,5 пл.).
85. Калимуллина М.Э. Исламский банкинг в России и странах СНГ в условиях мирового финансового кризиса: теория и практика текст. / М.Э. Калимуллина // Проблемы современной экономики. СПб., 2009. № 4 (32). С.266-270. (0,71 п.л.);
86. Калимуллина М.Э. Потребительские предпочтения на рынке исламского финансирования текст. / М.Э. Калимуллина // Рынок ценных бумаг Казахстана. Алматы, 2010. № 12 (200). С. 32-35. (0,4 п.л.).
87. Калимуллина М.Э. Ценностно-правовые основы исламской экономики текст. / М.Э. Калимуллина // Ценностные ориентиры в экономической среде исламского мира: Сборник статей. Под ред. C.B. Пирогова. М.: МАКС Пресс, 2009. С. 66-75. (0,43 п.л.);
88. Калимуллина М.Э. Этика бизнеса исламских банков текст. / М.Э. Калимуллина // Ценностные ориентиры в экономической среде исламского мира: Сборник статей. Под ред. C.B. Пирогова. М.: МАКС Пресс, 2009. С. 98104. (0,36 п. л.);
89. Капустин Б. Социальное учение ислама: концентрация и действительность. // Памир 1982.- №7.
90. Караев И. Исламские Банки. М.,200896. Коран. М., 1983.
91. Кредитные карточки: практика банков США. // Бизнес и банки 1995 -№18. - с. 7
92. Крупнов Ю. С. Резервная политика центральных банков за рубежом // Банковское дело 1997 - №3. - с. 28; №4. - с. 34
93. Куда выгодно вложить деньги//"Экономика Бизнес Банки" № 10 (274) от 25.03.2009, С.6.
94. Лаврушин И.О. Деньги. Кредит. Банки. М: Финансы и статистика, 1998.
95. Лазаревский Л. Иран. М., 1941.-С.52. с илл. Общие проблемы экономики и политики, краткий очерк истории.
96. Лалбеков И. «Исламская банковская система» (на тадж. яз). Душанбе 2009.
97. Лашина А.Г Теория социалистического строительства. Изд-во Моск-го Ун-та. 1986.
98. Левин С.Ф. О толкованиях запрещения ссудного процента у мусульман Пакистана в связи с буржуазной реформацией ислама.- Религия и общественная мысль народов Востока. М., 1971.
99. Махмадкаримов Х.Ш. Азия и Африка сегодня. №2 Душанбе 2006
100. Маджидов P.M. Модернистские тенденции в исламе в условиях социализма.// Вопросы научного атеизма.- М., 1983.Вып.31.
101. Мальюковский М.В., Начальный этап мусульманской реформации в Египте (конец XIX начало XX вв.), Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук, М., 1954.
102. Мальюковский М.В., Начальный этап мусульманской реформации в Египте, «Краткие сообщения Института Востоковедения», № XVII, 1959.
103. Мамадназарбеков Т. Социально-экономические проблемы исламского социализма. М., 1986.-С.156.
104. Мамедова Н.М. Иран в XX в. Роль государство в экономическом развитии. Москва- 1997. («Строительство Исламской экономики» 1979-1989 итоги и проблемы.)
105. Ш.Мамедова Н.М. Городское предпринимательство в Иране. М., 1988.-С.207.
106. Маргарит Кеннеди. Деньги без процентов и инфляции. Швеция. 1993 Банковское дело. Учебник. Москва. 1997
107. Маргарит Кеннеди. Деньги без процентов и инфляции. Швеция. 1993.
108. Материалы парламентских слушаний в Совете Федерации ФС РФ на тему «Экономика и этика в период кризиса» текст. / М.Э. Калимуллина // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. -М., 2010. № 1 (42). С. 42-46. (0,26 п.л.);
109. Матюхин Г. Г. Мировые финансовые центры, 1979. с. 70
110. Махмадназарбеков Т. «Исламский социализм»: критика социально-экономических концепций.// Коммунист Таджикистана.- 1986.-№10.
111. Милославский Г.В. Возможна ли экономика по Шариату?// Независимая
112. Милославский Г.В. Возможна ли экономика по Шариату?// Независимая Газета-Религии. №001(13). 23.01.1998
113. Миркин Я. М. Банковские операции. Москва. 1996
114. Миркин Я. М. Банковские операции. Москва. 1996
115. Монтгомери УОТТ. Влияние ислама на средневековую Европу-М.: Наука, 1976.-С.123.
116. Мортаза Муттаххари. Знакомство с исламскими науками Душанбе: Деваштич, 2004.-С.220.
117. Москвин В.А Банковская система послекризисное развитие // Банковское дело, №11,1998.
118. Моттахари Шахид Мортеза. Исламское мировоззрение- Душанбе: Пайванд, 1995.-С.81.
119. Мохаммад Неджатулла Сиддики. Риба, банковский процент и логическое объяснение их запрета. Исламский Банк Развития Исламский
120. Институт Исследований и тренинга, Серия исследований приглашенных ученых №2, Джидда Саудовская Аравия 1425 X (2004). -С. 93
121. Муаммар аль-Каддафи.Аль-Китаб аль-Ахдар. Аль-Фасл ас-Сани. Халл аль-Мушкиль аль-Иктисади. «аль-Иштирокийя», (Муаммар Каддафи. Зеленная книга. Част вторая. Решение экономической проблемы «Социализм»). Тараблус, 1977.-С.29.
122. Муаммар-аль-Каддафи. Аль-Китаб аль-Ахдар С.7
123. Муаммар-аль-Каддафи. Аль-Китаб аль-Ахдар С.7-8
124. Музаффар А., Джерард А. Кэхилл. Основные принципы организации
125. Музаффар А., Джерард А. Кэхилл. Основные принципы организации беспроцентного банковского дела. // Проблемы Теории и Практики Упpaвлeния./www.ptpu.ш/issues/699/pu64htm
126. Мюрдаль Г Современные проблемы «третьего мира». М., 1972.
127. Назаров Х.Н Социальные движение 20-х годов XX в. В Афганистане.-Душанбе, дониш. 1989.
128. Назаров Х.Н К характеристике народных движений конца XIX вв. в Афганистане.
129. Назаров Х.Н. Из истории движения народных масс. Афганистана в нач.ХХ вв. Душанбе-1969.
130. Назиров Д.Н. Религиозно- политический экстремизм и терроризм в Центральной Азии (социально-философский анализ) см. на оборот.
131. Насер Г.А. Проблемы Египетской революции . М.,1979.
132. Национальная хартия Алжирской Народной Демократической Республики, 1976.М.Д979.
133. Общее и особенное в историческом развитии стран Востока. М.,1966.
134. Оранский И.М. Введение в иранскую филологию. М., 1988.-С. 389.
135. Осипова Ю.М. Экономическая свобода и социализм. Изд-во Моск-го Ун-та 1991.(«Индустриальное общество и социализм».).
136. Официальный сайт ОАО «ЭкоБанк». URL: http://www.ecobank.kg/
137. Официальный сайт Организации по бухгалтерскому учёту и аудиту исламских финансовых институтов. URL: http://www.aaoifI.com/
138. Палюкайтис И.И. Экономическое развитие Ирана. М., 1965.-С.386.
139. Полонская JI.P., А.Х. Вафа . Восток идеи идеологии. М., 1982.
140. Поляков К.И. Персидская фонетика. М., 1988.-С.315.
141. Попов М.В. Американский империализм в Иране в годы второй мировой войны. Американская финансовая миссия. М., 1956.148. предпринимательства. ПеландунгПаблишинг.1993
142. Примаков Е.М. Восток после краха колониальной системы. М.,1982.-С. 71-72.
143. Примаков Е.М. Ислам и общественное развитие зарубежного Востока.- Религии мира. 1982. История и современность. М., 1982.-С. 35.
144. Проблемы современной экономики. М.: ЦНИТ «Астерион», № 4 (32). С. 266-270
145. Рахнамо А.Светско-Исламский диалог в Таджикистане как модель конструктивного сосуществования идей.// Бизнес и политика,- 2006.-8 июня.
146. Речь Каддафи на военном параде 1 сентября 1978г.- «Аль- Фаджр аль- Джадид», 02.09.1978.
147. Речь Каддафи на приёме в Бухаресте (21.01.1983).- «Аль- Фаджр аль-Джадид», 22.01.1983.
148. Роль религии в формировании общества. так называлась междунар. Конф. Организов. При Президенте РТ. // Народная газета-2006.- 14 июня.160
149. Рубинчик Ю.А. Лексикография персидского языка. M., 1991.-С.222.
150. Сагадаев A.B. Ибн Сина . M 1985.
151. Сагадаев A.B. Ибн-Сина (Авиценна). М.,1980.
152. Саидбоев Т.С. Ислам и общество. Наука. M 1978.
153. Саидбоев Т.С. Научный атеизм. Ислам: История и современность. Знание, новое в жизни науке, технике. М. 1985.
154. Совет Исламской идеологии, Report on the Council of Islamic Ideology on the Elimination on Interest from the Economy, Исламабад, 1980.
155. Сотавов H.A. Северный Кавказ в русско-иранских и русско-турецких отношениях в XVIII в. От Константинопольского договора до Кючук-кайнардж. мира 1700-1774 гг. M., 1991.-С.221.1. Статьи:
156. Степанянц М.Т. Философские и общественно-политические взгляды Абул-Калам Азада. Идеологические проблемы современной Индии. М., 1970.
157. Степанянц М.Т Мусульманские концепции в философии и политике XIX- XX вв. Наука. М- 1982.
158. Степанянц М.Т Ислам в философской и общественной мысли зарубежного Востока. «Наука». М- 1974.
159. Талипов H.A. Общественная мысль в Иране в XIX начале XX в. М., 1988.-С.293.
160. Тоштемиров М. Плюрализм мнений: от исторического до политического ислама: / в г.Душанбе Междун.конф. «Ислам и общество в Центральной Азии». //Курьер Таджикистана-2002.-31 мая.
161. Ульяновский P.A. Социализм и освободившиеся страны. М., 1972.
162. Филоник А.О., Исламские банки и СНГ, Ближний Восток и современность. Выпуск 3,М., 1997
163. Черковец В.Н. Социализм как экономическая система. М. экономика. 1982.
164. Шарипов У.З. Бюджет и бюджетная система Ирана. М., 1976.-С. 155
165. Литература на английском языке:
166. Ahmed Mansoorriddin. The classical Muslim state Islamic Studies.Rarachi? 1962. vol. 1,N 3.
167. Banking and Finance. Institute of Research and Islamic Studies. 1998
168. Beg A. The quiet Revolution. Karachi, 1959.
169. Bruce, N.C. Islamic Banking moves east// Euromoney. July. 1986
170. Choudhury G.W. The Islamic Concept of state in Pakistan.- "Pakistan (Quarterly)", 1958, vol.VIII, N1.
171. Cragg K. The Intellectual Impact of Communism upon contemporary Islam, "Middle East Journal", Washington vol.8. N 2.
172. Farouqui, Mahmood. Islamic Banking and Investment: Challenge and
173. Farouqui, Mahmood. Islamic Banking and Investment: Challenge and Opportunity. Kegan Paul International. 1997
174. Hamoud, Samuel L. and Vogel, Frank E. Islamic Law and Finance: Religion, Risk and Return. Klue Law International. 1998
175. Khan, Mohsin and Mirakhor, Abbas. Theoretical Issues in Islamic Banking and Finance. Institute of Research and Islamic Studies. 1998
176. Khan, Shahrukh Rafi. Profit and Loss Sharing: An Islamic Experiment in Finance and Banking. Oxford University Press. 1988
177. Shirazi. Islamic Banking Contract. Buffer-Heinemann. 1990
178. Fazli-Hamid, The Islamic Concept of Justice, "The Pakistan Time's", 26.IV.1963.
179. Habachy S., Property, Rights and Contract in Muslim Law,- "Columbia1.w Review", New-York. Vol. 62.1962. N 3162
180. Hakim К.A., Islam and Communism, Lahore, 1953.
181. Hamoud, Samuel L. and Vogel, Frank E. Islamic Law and Finance:17. in Finance and Banking. Oxford University Press. 1988
182. Kadir H., Science, Democracy and Islam, London, 1955.
183. Khan, Mohsin and Mirakhor, Abbas. Theoretical Issues in Islamic
184. Khan, Shahrukh Rail. Profit and Loss Sharing: An Islamic Experiment
185. M. Umar Chapra, Towards a just Monetary System, Исламский фонд, Ликастер, Великобритания, 1985.
186. Mufakkir, Nasser's Islamic Socialism, "The Pakistan Time's", 31.111.1963.
187. Mufakkir, Nasser's Islamic Socialism, "The Pakistan Time's", 14.IV. 1963.
188. Opportunity. KeganPaul International. 1997
189. Pakdaman H. Djamal-ed-din Assad Abadi dit Afgani. P., 1969.
190. Religion, Risk and Return. Klue Law International. 1998
191. Said A.M. Arab Socialism.L., 1972.
192. Shirazi. Islamic Banking Contract. Buffer-Heinemann. 1990
193. Shorter Encyclopedia of Islam .Leiden-London, 1971.
194. Siddiqi M. Marxism or Islam. Hyderabad, 1951.
195. Siddiqi M. Socialistic Trends in Islam.- "Iqbal".Lahore, 1952, vol.1, N1.
196. Siddiqi M. What is Islam? Rampur, 1954.
197. Speeches ofMaulana Azad 1947-55.Dehli, 1956.
198. Vahid S.A. Thoughts and reflections of Iqbal. Lahore, 1964.
199. Vora A.H.I. Muslim Social Ideals.- "Islamic culture". Hyderabad, 1970, vol.44, N 2.
200. Wahby M. Arab Socialism Ferment and Commitment. Delhi, 1966.37. www.ptpu.ru/issues/699/pu64htm
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.