Развитие интеллектуально-творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детской музыкальной школы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.07, кандидат наук Синицина, Ирина Анатольевна

  • Синицина, Ирина Анатольевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Стерлитамак
  • Специальность ВАК РФ19.00.07
  • Количество страниц 209
Синицина, Ирина Анатольевна. Развитие интеллектуально-творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детской музыкальной школы: дис. кандидат наук: 19.00.07 - Педагогическая психология. Стерлитамак. 2014. 209 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Синицина, Ирина Анатольевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы развития интеллеюуально-творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

1.1. Психологическое содержание понятия «интеллектуально-творческий потенциал» в феноменологии развития детей старшего дошкольного возраста

1.2. Научное обоснование векторно-контекстуальной модели интеллектуально-творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста

1.3. Структурно-функциональная модель развития интеллектуально-творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детской

музыкальной школы

Выводы по I главе

ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование развития интеллектуально-творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детской музыкальной школы

2.1. Организация и содержание экспериментальной работы

2.2. Содержательное планирование психолого-педагогического эксперимента по реализации структурно-функциональной модели развития интеллектуально-творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста

2.3. Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы по развитию интеллектуально-творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в

образовательном процессе детской музыкальной школы

Выводы по П главе

Заключение

Список литературы

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие интеллектуально-творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детской музыкальной школы»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Актуальность развития интеллектуально-творческого потенциала подрастающего поколения определяются потребностью в формировании человеческого капитала России как интеллектуального и профессионального ресурса современного общества, обеспечивающего сохранение его целостности и конкурентоспособности. В этой связи, интеллектуально-творческий потенциал выступает ценностью личности и представлен как атрибут свободного и рационального индивида, дающий ему преимущества, как в достижении собственных выгод, так и в интересах общества. Отсюда возникает ситуация, связанная с декларированием требования развития в человеке таких личностных качеств, которые позволили бы ему не просто функционировать в социуме, но и стать субъектом активного действия, целенаправленно преобразующим действительность, реализуя весь спектр своих интеллектуальных и творческих возможностей. Вследствие этого, создание эффективных механизмов взаимодействия между человеком, культурой и образованием для решения проблем, связанных с полноценным развитием потенциала человека, начиная с детского возраста и превращением его в человеческий капитал, рассматривается как императив современности.

Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности в психолого-педагогической науке была актуальна и прежде, но в свете разработанного Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования приобретает все большее значение. Достижение оптимального уровня развития каждого ребенка, что подразумевает формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности выступает в качестве приоритетных задач дошкольного образования. При этом, акцентируется внимание на создании образовательной среды, соизмеренной с ребенком; познании возможностей образовательного процесса, его культуро - и природосообразного содержания, выступающего фактором психологического благополучия; создании психолого-педагогического механизма организации событийной жизнедеятельности субъ-

ектов образовательного процесса, ценностно-смысловая направленность которого состоит в соучастии и содействии растущему человеку. Это в свою очередь, подразумевает учет психофизиологических характеристик детского возраста, понимание самоценности периода детства, создание единого рефлексивно-диалогического и культурного пространства для проявления и реализации детской субъектности.

К сожалению, негативные тенденции постиндустриального общества оказывают деструктивное воздействие на психическое и физическое здоровье подрастающего поколения, создают риски для интеллектуального и личностного развития, обусловливают дисгармонию в процессе раскрытия его потенциала. В данном контексте определяющими становятся задачи, связанные с внедрением новых подходов к разработке содержания образования детей старшего дошкольного возраста на базе учреждений дополнительного образования, как наиболее эффективной форме развития склонностей, способностей, интересов ребенка, способных обеспечить виды деятельности, освоив которые, ребенок сможет подготовиться к переходу в школу. Именно поэтому, в качестве главных особенностей организации жизнедеятельности детей, педагоги и психологи указывают на необходимость обращения к искусству - средству, обеспечивающему полноценность познания, эффективность интериоризации высших психических функций, приобретение практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта (Р. Арнхейм, J1.C. Выготский, Н.Е. Веракса, B.C. Мухина, В.И. Петрушин и др.).

Таким образом, переход к новой парадигме образования - гуманистической, обусловливает необходимость разработки концептуальных подходов к развитию интеллектуально-творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста, где основой личностных преобразований должна стать ориентация на индивидуальность ребёнка, его становление и самоактуализацию. Это подразумевает реализацию психолого-педагогических условий, сориентированных на формирование познавательной, эмоционально-образной активности, установок, носящих исследовательский характер; совершенствование речевой и сенсомоторной сферы; преобразование условий деятельности субъектов и изменение характера взаимоотношений; организацию здоровьесозидающей

деятельности, содействующей актуализации ресурсного потенциала личности ребенка в процессе гармоничного встраивания в мир детской культуры. В связи с этим, при организации образовательного процесса в условиях системы дополнительного образования, постановка данного вопроса имеет ведущее значение.

Степень разработанности проблемы.

Объяснение природы потенциала личности, его структуры и развития рассматривалось в ряде психологических концепций как зарубежных, так и отечественных исследователей (А. Маслоу, А. Менегетти, Г.А. Мюррей, В.Н. Мясищев, Г. Олпорт, К. Роджерс, C.JL Рубинштейн, Э. Эриксон, К.Г. Юнг). В гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс) термин «потенциал личности» представлен в психологических терминах: задатки, способности, скрытые ресурсы, резервы, продуктивные силы и соотносится с процессами актуализации, развертывания, воплощения, перевода в действие психических и физиологических явлений, ведущих к развитию личности, ее совершенству.

Проблемы, сформулированные учеными, а именно: реализация потенциала, актуализация скрытых ресурсов человеческого организма, проблема духовного мира, самовыражения стали предметом исследований психологической антропологии, философии, психологии, педагогики, акмеологии (К.А. Абульханова-Славская, Г.С. Батшцев, М.С. Каган, C.JI. Рубинштейн и др.).

В педагогике и психологии можно выделить ряд подходов к изучению потенциала личности: творческий (Д.В. Колесов, C.JI. Рубинштейн, E.H. Соколов и др.); креативный (А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, А.И. Санникова и др.); поведенческий, представленный в теории социального научения Д. Роттера, здоровьесозидающий (А.Г. Маджуга); акмеологический (Б.Р. Мисиков, М.А. Романова), эмоционально-поведенческий (Н.П. Захаров). В «теории поля» К. Левина, образующиеся в актуальной ситуации потребности, выступая побудительной силой, направляют активность человека, реализуя его потенциальные силы. Соотношение потенциального и актуального исследовалось в рамках научной школы С.Л. Рубинштейна, Т.И. Артемьевой (на примере способностей), В.Г. Асеевым, Г.С. Тарасовым, И.А. Джидарьяном (в сфере мотивации и

потребностей). Несомненный интерес в аспекте нашего исследования представляет анализ понятия «потенциал» в трудах JI.C. Выготского, который представляет феноменологию зон актуального и ближайшего развития. Различные стороны психолого-педагогического исследования потенциала обучающихся и возможностей его творческого развития представлены в трудах Д.Б. Богоявленской, A.B. Брушлинского, Л.АВенгер, О.М. Дьяченко, А.М. Матюшкина, Б.М.Теплова и др.

В современной научной литературе потенциал личности определяется как синтез интеллектуально-творческих и мотивационных характеристик личности, обусловливающих возможность высоких достижений в социальной и профессиональной сферах (А.И. Савенков). В данном контексте термин «потенциал личности» синонимичен термину «одаренность» (ДБ. Богоявленская, П.Я. Гальперин, В.Н. Дружинин, Л.Б. Ермолаева-Томина, Н.С. Лейтес, Е.И. Николаева, Д. Рензулли, А.И. Савенков, Е.Б. Старовойтенко, М.А. Холодная и др.). Изучение потенциала личности обусловлено тем, что в число функций психологии одаренности входит функция прогнозирования развития личности, ее профессиональной компетентности и жизненной успешности (Э. Берн). Именно поэтому, В.Т. Кудрявцев, обращая внимание на некоторые тенденции онтогенеза психики ребенка, характеризует детское развитие термином «потенцирование», поскольку детство - это, прежде всего «эпоха порождения и развития потенций». При этом универсальность возможностей ребенка состоит в том, что при соответствующих условиях он сможет освоить фундаментальные основы творческого потенциала культуры, которая выступает для ребенка не как сочетание знаний, умений и навыков, а как открытая многомерная система проблемно-творческих задач.

Следует отметить, что в настоящее время существует ряд исследований, посвященных развитию интеллектуально-творческого потенциала школьников, который рассматривается как интегративная характеристика личности, характеризующаяся единством когнитивного, эмоционально-личностного, мотивационно-волевого компонентов (Т.А. Поскребышева, 2010); как интегративное личностное свойство, включающее мо-тивационный и инструментальный компоненты (Д. Сафонова, 2001). В ряде исследований проведен анализ сущности творческого потенциала (С.Р. Сотникова, 2006;

И.М. Ярушина, 2004) рассматриваются теоретические и методические аспекты его развития, предложены варианты организации деятельности дошкольников (В .И. Маслова, 2003; М.В. Созинова, 2004 и др.). Однако вопросы сущности, структуры, динамики развития интеллектуально-творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста, психолого-педагогических условий, способствующих этому развитию, не нашли пока полного отражения в теории и практике педагогической психологии.

Необходимо отметить, что большой вклад в изучение обозначенной проблемы внесли зарубежные и отечественные психологи. Они инициировали разработку теоретических проблем психодиагностики (А. Бине, Т. Симон и др.), когнитивных механизмов, реализующих процессы творчества (Д. Айзенк, Дж. Гилфорд, Л. Терстоун и др.), представили схему стадий онтогенетического развития на основе эмоционального и познавательного развития (А. Валлон), описали особенности представлений детей о мире, выделили стадии развития интеллекта (Ж. Пиаже), уделили внимание проблемам развития личности ребенка (Г.С. Абрамова, Д.Б. Богоявленская, Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, В.Т. Кудрявцев, Н.С. Лейтес, В.И. Мухина, Д.И. Фельдпггейн, Д.Б. Эльконин и др.). При этом ступень дошкольного детства рассматривается исследователями как один из важнейших образовательных резервов, сензитивный период для развития способностей, знаний и умений, по своей содержательной емкости не уступающий ни одной из последующих ступеней развития человека. Анализируя особенности периода старшего дошкольного возраста, психологи отмечают «неудержимость онтогенетического потенциала к развитию, стремление к экспериментированию, исследованию, освоению мира постоянных вещей» (B.C. Мухина). В связи с этим в ряде психолош-педагогических исследований (В.В. Аршавский, Л.А. Венгер, H.A. Подцъяков, B.C. Ротенберг, А.И. Савенков и др.) доказывается необходимость создания условий для исследовательской деятельности дошкольников, позволяющей развивать мыслительные операции, совместно с взрослым овладевать алгоритмом творческой деятельности. При этом, позитивное взаимное восприятие ребенка и педагога позволяет оптимизировать взаимодействие тесно связанных в ролевом контакте субъектов (М.Е. Seligtnan, L.Y. Abramson), скорректировать состояние выученной беспомощности, связанной с неблагоприятной атри-

буцией. Другие ученые (М.М. Бахтин, JI.C. Выготский, A.B. Запорожец, В.П. Зинченко, Л.Б. Ермолаева-Томина, А.Н. Леонтьев, З.Н. Новлянская, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теп-лов, А. Е. Шерозия и др.) указывают на важность в этом возрасте эмоционального познания, проявления фантазии в актах эмпатии не только в словесной, но и в невербальной формах, которые можно рассматривать как интегральную часть эмоций. При этом немаловажное значение имеют теоретические представления о роли детских видов деятельности (О.М. Дьяченко, A.B. Запорожец, Г.А. Урунтаева, Д.Б. Эльконин и др.), где игра рассматривается как психологическое пространство усиления субъектной позиции ребенка в процессе активной мыследеятельности, связанной с фантазией.

В трудах специалистов по проблемам психологии художественного творчества (Р. Арнхейм, Л.Б. Ермолаева-Томина, О. Ранк и др.) утверждается мысль о том, что образные представления и фантазия, интегрируя в себе эмоциональное и рациональное начало, являются ценными способностями человека, позволяющими комбинировать различные образы, как чувственные (восприятия и представления) так и мысленные (идеи). Именно поэтому, убедительно звучит мысль Т. Адорно о том, что фантазию нельзя рассматривать как ничего не стоящее качество, напротив фантазия это способность создавать как бы из ничего определенное художественное бытие. При этом, фантазия, должна иметь положительную направленность развития и способствовать лучшему познанию окружающего мира, совершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность (Р.Кайл). Но создание новых образов реальности - лишь одна из функций фантазии. По словам Э. В. Ильенкова, Е.Я.Басина, другая функция фантазии проявляется, прежде всего, в способности смотреть на мир (включая самого себя, и в первую очередь самого себя) «глазами другого человека», что дает возможность видеть мир по-настоящему интегрально. Таким образом, выделяется аспект фантазии, который рассматривается с точки зрения эмпатии, «вчуствования» (Е.Б. Титченер), понятия, широко использовавшимся Т. Липпсом в связи с психологической теорией воздействия искусства.

Процесс создания мысленной ситуации в процессе восприятия искусства, представляет собой единство двух диалектически взаимосвязанных процессов: эмпатии и фанта-

зии (JI.C. Выготский, Р. Арихейм). Музыка, воплощающая эмоциональное содержание в звуковых художественных образах, наравне с пластическим искусством способствует возможному « .. .расширению области чувств и смыслов» (Р. Арнхейм). В этой связи, характерной чертой периода детства является стремление педагогов рассматривать музыкальное искусство как действенный фактор развития ребёнка (H.A. Ветлугина,

A.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, Э.П. Костина, О.П. Радынова, Т.Э. Тютюнникова и др.). Осуществленный Г.С. Батищевым анализ глубинных смыслов человеческого бытия позволяет понять необходимость организации культурной «строительной среды» для реализации потенциальных сил человека, восполнения его «сущностной неполноты». В связи с этим, обращение к кулыуротворческой функции образования (В.И. Загвязинский, B.JI. Бенин и др.), содействующей встраиванию ребенка в гармонически-полифоническое пространство культуры вполне закономерно.

Следует отметить, что в ряде исследований творческая деятельность называется в качестве предпосылки умственного здоровья и внутренней удовлетворенности (Е.Р. Torrance, R. Arnheim), а также указывается, что она является действенным инструментом управления, как детскими импульсами, так и личностью взрослого человека (К. Heymann, И.М. Розет). В плане реализации повышения эффективности и здоровьео-риентированной направленности образовательного процесса в исследованиях ряда ученых отмечается необходимость введения здоровьесозидающей функции образования (Н.П. Абаскалова, В.Н. Ирхин, А.Г. Маджуга, H.H. Малярчук, Л.Г. Татарникова и др.). В этой связи целесообразно обращение к идеям арт - терапии, использующей многообразие средств искусства для решения различных психолого-педагогических задач, способствующей достижению высокого уровня психологического здоровья. (В .П. Анисимов, М.Е. Бурно, Т.М. Грабенко, И.В. Дубровина, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, А.Г. Маджуга,

B.И. Петрушин, Л.Г. Савенкова и др.). Вышеперечисленные исследования вносят существенный вклад в теорию и практику исследуемой проблемы, однако, не позволяют сделать однозначного вывода о завершенности этого направления исследования. Потребность в научных работах, целостно рассматривающих данную проблем, остается неудовлетворенной.

Проведенный анализ теоретических представлений об интеллектуально-творческом потенциале личности, содержащихся в литературе по теме исследования, а также сложившейся практики обучения детей старшего дошкольного возраста в системе дополнительного образования позволил выявить следующие противоречия:

- между возросшей потребностью психолого-педагогической теории в разработке идей феноменологического, культурологического и системно-деятельностного подходов в развитии интеллектуально-творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста и отсутствием научно обоснованной модели реализации этого процесса на практике;

- между обусловленными возрастной сензитивностью особенностями развития интеллектуально-творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста и отсутствием целостного представления о структуре данного психологического феномена в современной психолого-педагогической литературе;

- между необходимостью развития интеллектуально-творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста и отсутствием научно-методического обеспечения, определяющего его развитие на данном этапе онтогенеза в образовательном процессе детской музыкальной школы.

На основе актуальности и выявленных противоречий сформулирована проблема исследования, которая заключается в необходимости теоретического обоснования структуры интеллектуально-творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста и модели его развития. Решение данной проблемы обусловило выбор темы исследования: «Развитие интеллектуально-творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детской музыкальной школы».

Цель исследования: раскрыть психологическую сущность и структуру интеллектуально-творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста и изучить возможности его реализации на основе внедрения теоретически обоснованной структурно-функциональной модели развития интеллектуально-творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детской музыкальной школы.

Объект исследования: интеллектуально-творческий потенциал детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: развитие интеллектуально-творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детской музыкальной школы.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой развитие интеллектуально-творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детской музыкальной школе осуществляется более эффективно, если:

- определить психологическую сущность интеллектуально-творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста как единство исследовательской установки, аффективной атрибуции и эмпатической фантазии, выраженных в виде деятельно-стного, эмоционального, интеллектуального компонентов;

- разработать и реализовать структурно-функциональную модель развития интеллектуально-творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детской музыкальной школы;

- определить, обосновать и внедрить психолого-педагогические условия развития интеллектуально-творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детской музыкальной школы с последующей разработкой крите-риально-уровневых характеристик, способствующих оценке эффективности структурно-функциональной модели: 1) реализация феноменологического, системно-деятельностного, культурологического подходов, регулирующих внешние и внутренние атрибуты детства, содействующих самовыражению и культуротворчеству детей старшего дошкольного возраста; 2) формирование мотивации детей к познанию окружающего мира через диалогическое общение с атрибутами культуры в различных контекстах; 3) освоение детьми алгоритмизированных приемов музыкальной деятельности; 4) освоение способов пластического выражения художественного образа на основе фантазийной установки 5) использование активных методов обучения с целью оптимизации социальной ситуации развития и реализации детской субъектности.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:

1) на основе изучения и систематизации психологических исследований по проблеме развития личности в онтогенезе, определить психологическую сущность и научно обосновать структуру интеллектуально-творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста;

2) разработать структурно-функциональную модель развития интеллектуально-творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детской музыкальной школы;

3) экспериментальным путем проверить результативность действия структурно-функциональной модели развития интеллектуально-творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детской музыкальной школы.

Методологическая и теоретическая основа исследования: системно-деятельностный подход (А.Г. Асмолов, Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов и др.); феноменологический подход (Э. Гуссерль, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, К.Г. Юнг и др.); культурологический подход (Д. Брунер, А. Валлон, Л.С. Выготский, С.И. Гессен, М.Мид и др.); теоретические основы музыкального развития детей дошкольного возраста (H.A. Ветлугина, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, Э.П. Костина, О.П. Рады-нова и др.); теория эмпатии (A.B. Петровский, К. Роджерс и др.); теория установки (И.П. Павлов, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и др.); теория атрибуции (Г.М.Андреева, H.H. Богомолова, Л.А. Петровская, Г. Келли и др.); теория амплификации развития ребёнка и идея самоценности дошкольного детства (A.B. Запорожец, В.Т. Кудрявцев, Н.В. Литви-ненко, В.И. Слободчиков, ДИ. Фельдштейн и др.); теория интеллектуального развития личности (А.Бине, Ж. Пиаже, М.А. Холодная и др.); процессуальные аспекты психологии восприятия искусства (Р. Арнхейм, Е.Я. Басин, Л.С. Выготский, Г.В. Иванченко, В.И. Петрушин, В.Г. Ражников, З.В. Румянцева, Б.М. Теплов и др.); основные труды, отражающие особенности психического развития личности в дошкольном возрасте (Г.С. Абрамова, B.C. Мухина, Е.А. Сергиенко, Е.О. Смирнова, Г.А. Урунтаева и др.);

теоретические аспекты практической психологии образования (ИЛЗ.Дубровина, Р.В. Овчарова и др.).

Для решения поставленных в исследовании задач, а также подтверждения исходных положений и проверки гипотезы в работе использован комплекс методов, адекватных цели, предмету и задачам исследования: теоретических — анализ исследований в области возрастной и педагогической психологии, культурологии и социологии; сравнение и обобщение различных точек зрения по исследуемой проблеме; метод векторного моделирования (В.А. Ясвин); экспериментальных - констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; эмпирических - наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа; методика изучения мотивов деятельности (A.B. Запорожец, Я.З. Неверович); методика изучения мыслительных операций «Четвертый лишний» (Н.В. Гатанова, Е.Г. Тунина); методика изучения понимания детьми эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке (Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина); методика диагностики творческого воображения детей старшего дошкольного возраста «Нарисуй и сочини сказку» (О.М. Дьяченко); тест «Способность к обучению в школе» (Г.Вицлак); тест-игра на изучение умения творчески использовать вербальные и невербальные средства при решении проблемно-творческих задач «Передай образ»; тест на изучение музыкально-слуховых представлений и ассоциативности мышления; методы математико-статистического анализа и интерпретации данных — графическое отображение данных посредством построения диаграмм; сопоставление показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых посредством непараметрического статистического Т- критерия Вилкоксона; оценка достоверности различий между процентными долями двух выборок с применением параметрического ср* - критерия Ч.Фишера.

Выбранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в период с 2007 по 2013 гг. и включало несколько этапов, в основу которых была положена система организационно-методических и психологических мероприятий:

1) организационно-подготовительный - (2007-2008 гг.) анализ основных теоретических подходов к проблеме развития интеллектуально-творческого потенциала, изучение философской, психолого-педагогической, методической литературы, диссертационных исследований; выявление проблемного поля и разработка категориального аппарата исследования; разработка критериев и уровней развития интеллектуально-творческого потенциала; отбор методик диагностических измерений;

2) содержательно-процессуальный - (2008-2012 гг.) - разработка программы исследования в рамках формирующего эксперимента; подбор методов и методик, соответствующих целям и задачам исследования; проверка и уточнение выявленных в ходе исследования психолого-педагогических условий, апробация критериев и уровней оценивания результатов исследования; рефлексия собственного опыта педагогической деятельности; публикация пособий по теме исследования и разработка программы психолого-педагогического сопровождения развития интеллектуально-творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста; реализация структурно-функциональной модели развития интеллектуально-творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста; использование диагностических методик, направленных на выявление уровня развития основных компонентов интеллектуально-творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста;

Похожие диссертационные работы по специальности «Педагогическая психология», 19.00.07 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Синицина, Ирина Анатольевна, 2014 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдуллин, Э.Б. Методика музыкального образования /Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева / Под общ. ред. М.И. Ройтерштейна. — М.: Музыка, 2006. — 336 с.

2. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие / Г.С. Абрамова- М.: Акад. Проект, 2003 - 672 с.

3. Адорно, Т. Избранное: Социология музыки. - URL: http://www.gumer.mfo/ [Дата обращения 09.05.2012].

4. Амонашвили, Ш.А. Гуманная педагогика: актуальные вопросы воспитания и развития личности. Кн.2. - М. - 2011 - 299 с.

5. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. -М.: Наука. - 2000. - 350 с.

6. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект. Предпосылки развития эмоционального интеллекта. // Вопросы психологии, 2007. - №5. - С. 57 - 65.

7. Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: - М. ВЛАДОС, 2004.-127с.

8. Анисимов, В.П. Теоретические основы артпедагогики // Aima mater. Вестник высшей школы. - 2011. - № 10. - С.25 -28

9. Антистрессовая гимнастика для детей (оздоровительные игровые комплексы и методические рекомендации /О.И. Артюкова, Т.В.Теличко. - Самара: Изд-во «НТЦ». -2003.-48 с.

10. Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения/АО. Ануфриев, С.Н. Костромина - М.: Ось - 89,1997. - 224 с.

11. Арановская, И.В. Теория и методика эстетического развития будущего педагога-музыканта в современной системе высшего образования. - Волгоград: Изд-во «Перемена», 2002-126 с.

12. Арановская-Дубовис, Д. М. Идеи А.В.Запорожца о развитии личности дошкольника // Вопросы психологии, 1995. - № 5. - С.87 - 89.

i \

л

13. Арановский, М.Г. Музыка как форма интеллектуальной деятельности. - М.: ЛИБРОКОМ, 2009 - 233 с.

14. Аристотель. Большая этика: Сочинения: В 4-х т. Т. 4 / Пер. с древнегреч.; общ. ред. А.И. Доватура. -М.: Мысль, 1983. - 830 с. (Филос. наследие. Т. 90). - 644 с.

15. Арнхейм, Р. Новые очерки по психологии искусства / Пер. с англ.—М.: Прометей, 1994.-352 с.

16. Асафьев, Б.В. Из статей о музыкальном просвещении. Музыка - детям: вопросы музыкально-эстетического воспитания. - Л.: Изд-во «Музыка», 1970. - С.22 - 29

17. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. -М.: Мысль - 1976. -156 с.

18. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. - М.: Смысл: Академия, 2010. - 447с.

19. Афонькина, Ю.А. Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Подготовительная группа. - Волгоград: Учитель, 2011. - 66 с.

20. Басин,Е.Я. Творческая фантазия- URL: http://sbiblio.com/ [Дата обращения 14.05.2012 ]

21. Бенин, В.Л. Педагогическая культура: философско-социологический анализ. -Уфа, 1997.-131с.

22. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений / Пер. с англ., общ. ред. М. С. Мацковского. - URL: http://www.gumer.info/ [Дата обращения 09.02.2012].

23. Бехтерев, В.М. Избранные работы по социальной психологии. - М.: Наука, 1994. -400с.

24. Бине, А. Современные идеи о детях. Измерение умственных способностей. СПб., Союз, 1999. - С. 19-25,336-342.

25. Биркенбил, В. Язык интонации, мимики, жестов. - СПб.: Питер, 1997. - 224 с.

26. Блонский, П.П. Введение в дошкольное воспитание. - М., Практ. знание. - 1915. -27 с.

27. Богомолова, М.В., Тихомирова, Т.Н. Влияние обогащенной образовательной среды на интеллектуальное и креативное развитие детей старшего дошкольного возраста // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2007. - Т. 4. - № 3. - С. 121-127.

28. Богоявленская, Д.Б. Основные современные концепции творчества и одаренности. -М.: Молодая гвардия, 1997 - 402 с.

29. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008.-400с.

30. Большая Советская Энциклопедия: Т.20: Плата - Проб / редкол.: А.М. Прохоров (гл. ред.) [и др.]. - 3-е изд. - М.: Сов. энцшсл., 1975. - 608 с.

31. Боно, Э. Шесть фигур мышления. - Москва [и др.]: Питер, 2010 - 111 с.

32. Бонфельд, М.Ш. Введение в музыкознание. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 219с.

33. Бонфельд, М.Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление. Опыт системного исследования музыкального искусства: СПб.: Композитор, 2006. - 648 с.

34. Бремс, К. Полное руководство по детской психотерапии. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.-639с.

35. Брунер, Д. Культура образования.- М.: Просвещение, 2006. - 223 с.

36. Брушлинский, A.B. Субъект: мышление, учение, воображение: избранные психологические труды. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2008. - 406 с.

37. Буренина, А.И. Ритмическая мозаика: Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб.: ЛОИРО, 2000. —220 с.

38. В мире музыкальных открытий / авт.- сост. И.А. Синицина. - Стерлитамак: Изд-во США, 2011.-91с.

39. Вазина, К.Я. Саморазвитие человека и модульное обучение. - Н. Новгород, 1991. -144 с.

40. Валлон, А. Психическое развитие ребенка. -М.: Просвещение, 1967. -164 с.

41. Венгер, Л. А. Домашняя школа мышления. - М.: Знание, 1984. - 80 с.

42. Веракса, Н.Е. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника -М.: Мозаика-Синтез, 2006. -144 с.

43. Вербицкий, A.A. Категория «контекст» в педагогике и психологии /A.A. Вербицкий, В.Г. Калашников. - М.: ЛОГОС, 2010 - 286 с.

44. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление. -М.: Прогресс, 1987 - 335 с.

45. Ветлугина, Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. - М.: Просвещение , 1989 - 269 с.

46. Воропаев, М.В. Воспитание в виртуальных средах: монография. - Москва, МГПУ 2010.-231 с.

47. Всеобщая история музыки. - М.: Эксмо, 2009. - 544 с.

48. Вульф, В. Холодинамика. Как управлять своей внутренней личностной силой. -URL: http://www.koob.ru> [Дата обращения 20.05.20011].

49. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. — 93 с.

50. Выготский, Л.С.Мышление и речь. - Москва: Лабиринт, 2005. - 352с.

51. Выготский, Л.С.Психология искусства. -Мн.: Современное Слово, 1998. - 480 с.

52. Галич, А.И. Картина человека: Опыт настав, чтения о предметах самопознания для всех образ, сословий, начерт. А. Галичем. - Санкт-Петербург: тип. Акад. наук, 1834 -677 с.

53. Гальперин, П.Я. Введение в психологию. - М.: Книжный дом «Университет», -1999.-332 с.

54. Герасимова, И.А. Музыкальное понимание: сб. статей «Эволюция, культура, познание». Рос. акад. наук, Ин-т философии; [Отв. ред. И. П. Меркулов] - М., 1996. -С.91-107

55. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. - М.: Школа - Пресс, 1995. - 448с.

56. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как ? - М.: ЧеРо, 2004. - 240 с.

57. Гиппиус, С. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. - СПб.: Речь, 2001.-346 с.

58. Глозман, Ж. М. Влияние занятий музыкой на развитие пространственных и кинетических функций у детей младшего школьного возраста / Ж.М. Глозман, А.Е. Павлов // Психологическая наука и образование. -2007. -№3. - С. 35 - 46

59. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская- М.: Academia, 2005. -316с.

60. Годфруа, Ж. Что такое психология: пер. с фр. / Ж. Годфруа ; под ред. Г. Г. Аракелова М.: Мир - 370 с.

61. Гуссерль, Э. Идеи от чистой феноменологии и феноменологической философии. Кн.1. Общее введение в чистую феноменологию, 2009.-489 с.

62. Грум, К.И. Руководство к воспитанию, образованию и сохранению здоровья детей /сочинение К.Грума, Том I , 1843 г. С-Петербург Хранение 014/138; А 256/297; U306/133

63. Гусакова, М.П. Психологический и нейропсихологический факторы индивидуализации образования дошкольников в программе «Коучинг Детства». - URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/ [Дата обращения 03.01.2011].

64. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения - М.: Академия, 1986. - 288 с.

65. Далькроз, Э. Ж. Ритм, его воспитательное значение для жизни и для искусства: 6 лекций / Э.Ж.. Жак-Далькроз; Пер. Н. Гнесиной; [Предисл.: П. Бепле] Санкт-Петербург: журн. «Театр и искусство» , [1913] - 156 с.

66. Дарчинянц, Э.Р. Основы школьной стратегии // Играем с начала № 02(64) февраль 2009. - С.2-3.

67. Декарт, Р. Замечания на некую программу. Сочинения в 2 т. Т. 1. - М.: Мысль, 1989. - 654 с. - (Филос. наследие; Т. 106). - С.461-480.

68. Дистервег, А. Руководство к образованию немецких учителей: Избранные педагогические сочинения. -М.: Учпедгиз, 1956. - С. 136-203.

69. Додонов, Б.И. Эмоция как ценность. - М.: Политиздат, 1978. - 272 с.

70. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология /И.В.Дубровина, А.М.Прихожан. -М.: Академия, 2003. - 368 с.

71. Дудина, М. Н. Диалог в образовании: эстетическая ценность. /Эстетическое образование в период детства: монография, отв. ред. А.Ф. Яфальян. Екатеринбург: Урал гос.пед.ун-т, 2003.- С. 37- 50.

72. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления. - М.: Совершенство, 1997. - 203с.

73. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2003. - 304 с.

74. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования /В.И. Загвязинский, P.A. Атаханов - М.: Издательский центр «Академия», 2001. -208 с.

75. Зеньковский, В.В. Психология детства. - М.: Школа-Пресс, 1996. - 333с.

76. Зиновкина, М.М. Многоуровневое непрерывное креативное образование и школа: пособие для учителей. - М.: Приоритет - MB, 2006. - 48 с.

77. Знаков, В.В. Самопознание субъекта /В.В. Знаков, Е.А. Павлюченко //Психологический журнал. - 2002. - №1. - С.31 -41

78. Ибука, М. После трех поздно. - М.: Знание, 1991 -191 с.

79. Иванченко, Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. - М.: Смысл, 2001. - 264с.

80. Из истории музыкального воспитания: хрестоматия / сост. O.A. Апраксина. - М.: Просвещение, 1990.-207 с.

81. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб., 2009. -434 с.

82. История дошкольной педагогики в России. - М.: Академия, 1999. - 518с.

83. Исупов, К.Г. Эстетика преображения: детский взгляд на вещи. Космос детства. Антология. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. - 367 с.

84. Кабалевский, Д.Б. Воспитание ума и сердца: кн. для учителя. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1984. - 205 с.

85. Каган, М.С. Системно-синергетический подход к построению современной педагогической теории // Педагогика культуры - 2005. - №3- 4. - С. 12-21

86. Кант, И. Сочинения в 6 т. - М., Мысль, 1965. - Т. 4. Ч. I. - 544 с. - С.311-501.

87. Картер, Ф. IQ-тесты. Продвинутый уровень: 360 вопросов повышенной сложности для проверки вашей смекалки и способностей к ассоциативному мышлению. - М.: ACT: Астрель, 2010. - 191 с.

88. Киреева, О.В. Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании // Известия РГПУ им. А.И.Герцена. 2008. - №73 -2.-С.83 -87

89. Колесов, Д.В. О психофизиологии творчества /Д.В.Колесов, Е.Н.Соколов //Психологический журнал. - 1992. - Т. 13. - №6. - С.43 - 54

90. Комиссарова, JI.H. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников / JI.H. Комиссарова, Э.П. Костина - М.: Просвещение, 1986. - 144 с.

91. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. - URL: // http: ifap.ru>ofdocs/rus/ [Дата обращения 10.02.2012].

92. Концепция предшкольного образования в образовательной системе «Школа 2100». /- URL: //http://www.school2100.ru [Дата обращения 12.03.2012].

93. Концепция развития образования в сфере искусства и культуры на 2008 - 2015 годы. Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2008 г. N1244-p. - URL: http:// biblio523.narod.ru>pravo/l2.doc [Дата обращения 10.03.2011].

94. Корчак, Я. Как любить детей - Мн.: Нар. асвета, 1980. - 79с.

95. Костина, Э.П. Креативная педагогическая технология музыкального образования дошкольников: монография. - Нижний Новгород : Нижегородский ин-т развития образования, 2011 - 416с.

96. Костюк, Г.С. Принцип развития в психологии: хрестоматия по возрастной психологии под ред Д.И. Фельдпггейна. - М.: Институт практической психологии, 1996. -С. 15-18

97. Косякова, О.О. Психология раннего и дошкольного детства. - Ростов н /Д: Феникс, 2007.-415 с.

98. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг , Д. Бокум; науч. ред. пер на рус. яз. Т.В. Прохоренко. - Москва [и др.] Питер, 2012. - 939 с.

99. Крупник, Е.П. Психологическое воздействие искусства. - М. : Ин-т психологии РАН (ИП РАН), 1999 - 234 с.

100. Кудрявцев, В.Т. Креативный потенциал ребенка. Опыт построения теоретико-экспериментальной модели. Воображение, креативный потенциал личности и личностный рост. - URL: http: http://www.tovievich.ru [Дата обращения 17.12.2009].

101. Ландау, Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка. - М.: Академия, 2002. -143 с.

102. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность школьников. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 320с.

103. Леонтьев, А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. // Психол. ин-т Рос. акад. образования, Междунар. образоват. и психол. колледж; Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца; Предисл. О. М. Дьяченко М.: Изд-во Междунар. образоват. и психол. колледжа, 1995 - 144 с.

104. Литвиненко, Н.В. Развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста: зарубежный опыт - Оренбург, Изд-во ОГПУ, 2006. - 244с.

105. Липпс, Т. Философия природы. - М.: Либроком, 2010. - 240 с.

106. Лисина,М.И. Формирование личности ребенка в общении- СПб.: Питер, -2009.-320 с.

107. Локк, Д. Соч. в Ш томах: Т.1. - М.: Мысль,1985. - 621 с.

108. Лэндрет, Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 368 с.

109. Маджуга, А. Г. Здоровье человека в контексте концептуальных идей экзистенциально-гуманистического подхода / А.Г. Маджуга, И.А. Синицина// Инициативы XXI века. - 2013. - №10 -С.56 - 65

110. Маджуга, А.Г. Научное обоснование процесса проектирования здоровьесози-дающего потенциала личности // Ученые записки. - № 10(80). - 2011. - С. 129 - 134

111. Маджуга, А.Г. Здоровьесозидающая педагогика: теория, методология, опыт, перспективы развития: монография / А. Г. Маджуга, И. А. Синицина. - Москва : Логос , 2014 - 507 с.

112. Маслоу, А. Мотивация и личность. - СПб.: Питер, 1999. - 352 с.

113. Маслоу, А. Экзистенциальная психология — что в ней есть для нас? - URL: http://www.gumer.info [Дата обращения 09.05.2012].

114. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. - №6. - С.29-33

115. Медушевский, В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. - М.: Музыка, 1976. - 255с.

116. Мелик-Пашаев, A.A. Ступеньки к творчеству /A.A. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. -М.: Бином, Лаборатория знаний, 2012. - 158 с.

117. Менегетги, А. Система и личность. - URL: http://www.gumer.info/bibliotek [Дата обращения 23.06.2012].

118. Менчинская, H.A. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка: избранные психологические труды. - М. : Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004.-511с.

119. Музыкальные шедевры: авт. программа и рекомендации / О.П. Радынова- М.: Гном - Пресс, 1999. - 79 с. (Серия «Музыка для дошкольников»)

120. Мухина,B.C. Возрастная психология: феноменология развития- Москва: Academia, 2006 - 606 с.

121. Мэй, Р. Экзистенциальная психология. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2005. -160 с.

122. Мясищев, В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / под ред. A.A. Бодалева - М. : Ин-т практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1995. -356с.

123. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. - М. : Музыка, 1982-300 с.

124. Непомнящая, Н. И. Становление личности ребенка 6-7 лет. - М.: Педагогика, 1992.-160 с.

125. Николаева, Е.И. Психология детского творчества. - СПб.: Речь,2006. - 220с.

126. Ниренберг, Дж. И. Искусство творческого мышления. - Мн.: ООО «Попурри», 1996.-240 с.

127. Ницше, Ф. Веселая наука: сочинения в 2 т. Т. 1. Литературные памятники. - М.: Мысль, 1990. - 829с. - С.491-719.

128. Новейший философский словарь. - Мн.: Книжный Дом. 2003. -1280 с.

129. Новиков, A.M. Развитие отечественного образования: Полемические размышления. -М.: Издательство «Эгвес», 2005. - 176 с.

130. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ Сфера, 2005.-240 с.

131. Олпорт, Г. Становление личности: Избранные труды / под общ. ред. ДА. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - 461с.

132. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы: Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761. - URL: http://base.garant.ru [Дата обращения 23.09.2013].

133. Осорина, М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - СПб. и др.:Питер,2000-277с.

134. Павлов, И.П. Избранные труды. - М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР.-1951.

135. Пиаже, Ж. Психология интеллекта. - СПб.: «Питер», 2003. - 192 с.

136. Пиаже, Ж: Речь и мышление ребенка. - М.: РИМИС, 2008. - 436 с.

137. Поддьяков, А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте. Автореферат дисс. докт. психол. Наук: 19.00.07/ МГУ им.М.В. Ломоносова, М.: 2001.

138. Пономарев, Я.А. Психология творчества. - М.: Изд-во «Наука». - 1976. - 302 с.

139. Поскребышева, Т.А. Организационно-педагогические условия развития интеллектуально-творческого потенциала школьников во внеурочной деятельности: Автореферат дисс. канд.пед. наук:: 13.00.01/ Нижний Новгород. - 2010.

140. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста / под ред. JI.A. Парамоновой. - М.: Карапуз-Дидактика, 2004. -199с.

141. Психология креативности / Т. Любарт [и др.]; пер. с фр. Д.В. Люсина. - М.: Ко-гито-Центр, 2009. - 214 с.

142. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост.ЛЛЗ. Куликов. -СПб.,-2000.-645 с.

143. Психология науки / А. Г. Аплахвердян, Г. Ю. Мошкова, А. В. Юревич, М. Г. Ярошевский; М.: Моск. психол..- соц. ин-т: Флинта, 1998 - 310 с.

144. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н.С. Лейтеса. - 2-е изд., перераб. и доп., М.: Академия, 2000. - 332 с.

145. Рабочая концепция одаренности // Д.Б. Богоявленская (отв. испол.) и др. М.: Магистр, 1998. - 66 с. (Президент.прогр. «Дети России»)

146. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада / Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон — М.: Просвещение, 2010. -111 с.

147. Ражников, В.Г. Каталог заблуждений в педагогике искусства // Играем с начала 2008. - № 4. - С.З—4

148. Развитие личности детей и подростков в системе дополнительного образования: монография /Т.С. Белякова, А.Г. Маджуга, И.А. Синицина - Сиб. Федер. Ун-т, Красно-яр. Гос.пед.ун-т им. В.П.Астафьева. - Красноярск, 2013. - С. 107 - 159

149. Райгородский, Д.Я. Психология личности. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ». - М., 2002. - 512 с.

150. Ревко, П.С. Искусственные интеллектуальные системы и повседневная жизнь человека. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. -130 с.

151. Рензулли, Дж. Модель обогащенного школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренных детей / Дж. Рензулли - М.: Междунар. пед. академия, 1997.-С.214-226.

152. Ротенберг,B.C. Поисковая, активность и адаптация /B.C. Ротенберг, В.В. Аршавский; отв. ред. П.В.Симонов. -М.: Наука, 1984. - 193 с.

153. Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии: в 2 т. - М.: Педагогика, 1989 - Т. 1.-488 с.

154. Румянцева, З.В. Акмеологическое развитие продуктивной компетентности будущих педагогов-музыкантов: дисс. доктора психологических наук, 19.00.13 [Костромской государственный университет]. - Кострома, 2012. - 670 с.ил.

155. Савенков, А.И. Детская одаренность как предиктор учебной и жизненной успешности в педагогике и психологии XX века / А.И. Савенков, С.И. Карпова // Вестник Московского государственного педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. - 2012. - №2. - С.53 - 65

156. Сайко, Э.В. Субъект, созидатель и носитель социального. - М.: Из-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006. - 424 с.

157. Сартр, Ж.П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения // Жан-Поль Сартр; Пер. с фр. М. Бекетовой. - СПб.: Наука, 2001 - 318 с.

158. Семенюк, JIM. Хрестоматия по возрастной психологии: / Сост. JI. М. Семенюк; под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Ин-т практ. психологии, 1996 - 302 с.

159. Сергиенко, Е.А. Раннее когнитивное развитие: новый взгляд. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН». - 2006. - 466 с.

160. Солсо, Р. Когнитивная психология. - СПб.: Питер, 2006. - 589 с.

161. Синицина, И.А. Игровое обучение детей 5-7 лет в образовательном процессе детской музыкальной школы // Дошкольное воспитание. - 2012. - №1. - С. 100 -107

162. Синицина, И.А. Ты и я - с музыкой друзья: учебно-методические материалы. -Стерлитамак: Стерлит. гос. пед. академия им. Зайнаб Биишевой, 2010. - 56с.

163. Синицина, И.А. В мире музыкальных открытий. - Стерлитамак : Изд-во СГТТА, 2011.-91с.:

164. Сиротюк, A.JI. Коррекция развития интеллекта дошкольников - М: ТЦ Сфера, 2001.-48 с.

165. Слободчиков, В. И. Основные психологической антропологии /В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев. - М.: Школьная Пресса, 2000 - 421 с.

166. Словарь-справочник по педагогике /Авт. - сост. В.А. Мижериков; под общ. ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Щ Сфера, 2004. - 448с.

167. Словарь-справочник по теории воспитательных систем /сост. П.В. Степанов, изд. 2- е, доп. и перераб - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 33 с.

168. Смирнова, Е.О. Детская психология - М.: Владос, 2003. - 365 с.

169. Смирнова, JI.H. Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи. - М.: Мозаика - Синтез, 2006. - 77 с.

170. Снайдер, М. Ребенок как личность: Становление культуры справедливости и воспитание совести. - М.: Смысл; СПб.: Гармония, 1994. - 235с.

171. Современная зарубежная социальная психология. Тексты/ Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 256 с.

172. Современные концепции эстетического воспитания: - М., 1998. - 313с. - URL: http: www.philosophv.ru> [Дата обращения 02.04.2010].

173. Социология: Энциклопедия / сост. A.A. Грицанов [и др.].- Мн.: Интерпрессер-вис, Книжный Дом. - 2003. - 1312 с.

174. Старовойтенко, Е.Б. Современная психология: формы интеллектуальной жизни. - М.: Академический Проект, 2001. - 544 с.

175. Стевенсон, Л. Десять теорий о природе человека /Л. Стевенсон, Д. Хаберман. -М., Слово. - 2004. - 230 с. - URL: http: http://www.gumer.info [Дата обращения 12.12.2011].

176. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Рад. шк., 1988. - 269с.

177. Таланчук, Н.М. Введение в неопедагогику: Пособие для педагогов-новаторов. -М., 1991.-181с.

178. Теплов,Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: Избр. психол. тр. - М.: МПСИ; 2003. - 638 с.

179. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. - Рос. акад. наук. Ин-т психологии М.: Наука, 2003 - 377с. '

180. Тхостов, А.Ш. Психология телесности. -М.: Смысл, - 2002. - 287 с.

181. Узнадзе, Д.Н. Психология установки. - СПб.: Питер, 2001. - 414 с.

182. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии. - Москва, Академия, 2012.-365 с.

183. Урунтаева, Г.А. Психология дошкольного возраста. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 272 с.

184. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 30384 . -URL: http://www [Датаобращения 05.01.2014].

185. Фельдштейн, Д.И. Сущностные особенности современного Детства и задачи теоретико-методологического обеспечения процесса образования // Мир образования — образование в мире. - 2009. - № 1 (33). - С. 3-10

186. Финк, Э. Основные феномены человеческого бытия. Проблема человека в западной философии: переводы-М.: Прогресс, 1988. - С.357-402

187. Фрейд, А. Детский психоанализ. - СПб.: Питер, 2004. — 477 с.

188. Фролов, Ю.П. И.П.Павлов и его учение об условных рефлексах - М.: Е Медиа. -2012.-250 с.

189. Фромм, Э. Искусство любить. - СПб.: Азбука - классика, 2004. - 92с.

190. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность. - М.: Смысл, 2003. - 860 е..

191. Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - СПб.: Питер, 2002.-264 с.

192. Хуторской, А. В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. -М.: Изд-во МГУ, 2003 - 415 с.

193. Хьелл, JI. Теории личности /JI. Хьелл, Д. Зиглер. - Спб.: Питер. 2005. - 607 с.

194. Цьгпин, Г.М. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества. КнЛ-М. : Сов. композитор, 1988. - 382 с.

195. Шадриков, В.Д. Способности и интеллект человека / В. Д. Шадриков. - Москва : изд-во Соврем, гуманитар, ун-та, 2004 - 188 с.

196. Шацкая, В.H. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. — М., «Педагогика», 1975. - 200 с.

197. Шерозия, А.Е. Психика. Сознание. Бессознательное: К обобщенной теории психологии. - Тбилиси, 1979 (вып. дан. 1980) - 171 с.

198. Штейнер, Р. Антропология и педагогика: переводы из полного издания трудов Рудольфа Штейнера. -М: Парсифаль, 1997. - 128 с.

199. Шуппе, В. Фундаментальная психология у истоков неклассической парадигмы /В. Шуппе, Т. Липпс, Р. Эйслер. - М.: КомКнига, 2007. - 200с.

200. Шушарджан, C.B. Руководство по музыкотерапии. - М.: Медицина. 2005: 111 111 Тип. Наука. - 478 с.

201. Щедровицкий, Г. П. Методологические замечания к педагогическому исследованию игры: Избранные труды. -М.: Изд-во шк. культ, политики, 1995. - 800с.

202. Щербакова, А.И. Аксиологическая подготовка учителя музыки на современном этапе: Дис... д-ра пед. наук: Москва, 2004. - 568с. РГБ ОД, 71Ю4-13/163

203. Щукина, Г.И.Педагогические проблемы формирования познавательных процессов учащихся. - М.: Педагогика, 1988. - 203 с.

204. Эльконин, Д.Б. Психология игры. - 2. изд. М. : ВЛАДОС 1999 - 358 с.

205. Эмоциональное благополучие и поддержание здоровья детей в системе пред-школьного и начального образования / И.В.Егоров, Н.М.Конышева [и.др.] // Начальная школа. - 2012. - №3. - С.43-72

206. Эриксон, Э.Г. Детство и общество. - СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. -592 с.

207. Юнг, К.Г Конфликты детской души. - URL: http://www.syntone.ru/ [Дата обращения 23.06.2012].

208. Юнг, К.Г. Архетип и символ. - М.: ЧеРо. -1996. - 304 с.

209. Юсов, Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство»: Избранные труды по истории, теории и психологии художественного образования и полихудожественного воспитания детей. - М.: Компания Спушик+, 2004. - 253с.

210. Яворский, Б.JI. Избранные труды: В 2-х т. - Т.1. - М.: Советский композитор, 1987.-365 с.

211. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию /В.А.Ясвин. - Москва: Смысл, 2001. - 365 с.

212. Яфальян, А.Ф. Влияние искусства на духовное здоровье ребенка в условиях школы самовыражения// Педагогическое образование, 2008. - №1. - С.130 -141

213. Elkind, D. Thanks for the memory: The lasting value of true play. Young Children, 58(3), 2003.-P. 46-50

214. Freinet, C. Essai de psychologie sensible appliquee a l'education. Neuchatel / C.Freinet. —1966. - 157 p.

215. Heymann, K. Phantasie. Basel; N. Y., 1956. - 102 p.

216. Honda, Masaaki Shinichi Suzuki. - URL: http: //www.absoluteastronomy.com [Дата обращения 23.02.2009].

217. Hunter, P. G.; Schellenburg, E. Q., & Schimmack, U. (2010). Feelings and perceptions of happiness and sadness induced by music: Similarities, differences, and mixed emotions. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts 4:47-56.

218. Langer, S. Philisophy in a new Key (New York: American Library, 1945), P.26 -31.

219. Michae 1 Beaney. Imagination and Creativity. - URL: http://www.open.ac.uk [Дата обращения 03.02.2013]

220. Nielsen, T.W. Rudolf Steiner pedagogy of imagination: a phenomenological case study. A paper to complement a presentation given at the first International Conference on Imagination in Education, 2010. - P.16 - 19

221. Pantev, C., Oostenveld R., Engellen A ., Ross В., Roberts L.& Hoke M. Increased auditory cortical representation in musicians // Nature, 392,1998.

222. Rogers, C. R. Empatic: an unappreciated way of being // The Counseling Psychologist. 1975. V. 5. N2. P. 2-10.

223. Rugg H. Imagination. N.Y., 1963. - P. 227.

224. Schattner, R. Creative dramatics for handicapped children. N. Y., 1967.

225. Schellenberg, G. Research Report Music Lessons Enhance IQ // Psychological science. 2004. -V. 15,N 8. -P. 511 - 514.

226. Schrammek, W. Uber Ursprung und Anfange der Musik. Leipzig, 1957. P. 10 - 14, P.37 -38.

227. Seligman M.E.P., Abramson, L.Y., Semmel, A., von Baeyer, C. Depressive attribu-tional style. Journal of Abnormal Psychology, 88, 1979. - P. 242 - 247.

228. Stein, N.L., Trabasso, T. What s in a stoiy: critical issue in comprehension and instruction// Advances in instructional psychology V.2 / Ed. R. Glaser. Hillsdale, HJ: LawrenceErlbaum Association. 1982. - P.213 - 267

229. Vygotsky, L.S. Mind in society: The development of higher psychological processes.M. Cole, V. John-Streiner, S. Scrib-ner, & E. Souberman (Eds.). Cambridge, MA: Harvard University Press

230. Wellman, H. Johnson, C.N. Understanding of mental processes: a developmental study of «remember» and «forger» // Child Development. 1979. - V.50. - P.79-80

231. Endler N.S. Persons, situations, and their interactions.In A.I. Rabin, A.M.Barclay, R.A. Zucker (Eds.) Further explorations in personality (pp. 114-151). New York: Willey.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.