Путь Бориса Пастернака к "Доктору Живаго" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Радионова, Алла Владимировна

  • Радионова, Алла Владимировна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2002, Смоленск
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 287
Радионова, Алла Владимировна. Путь Бориса Пастернака к "Доктору Живаго": дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Смоленск. 2002. 287 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Радионова, Алла Владимировна

0. ВВЕДЕНИЕ.

0.1. Проблематика.

0.1.1. Актуальность исследования и обзор литературы.

0.1.2. Цели работы.

0.1.3. Структура и объем диссертации.

Апробация. Практическая значимость.

0.2. Методика исследования.

0.2.1. Основания методики.

0.2.2. Анализ образных и мотивных парадигм как метод изучения автоинтертекстуальности.

0.2.3. Работы, выполненные на основе сходных методик.

0.3. Материал исследования и критерии отбора текстов.

1. ТЕМЫ, ПЕРЕНЕСЕННЫЕ ИЗ ЛИРИКИ

В РОМАН "ДОКТОР ЖИВАГО".

1.1. Темы, связанные с общекультурной парадигмой

X —» мировая стихия'.

1.1.1. Тема огня.

1.1.2. Тема воздуха.

1.1.3. Тема влаги.

1.1.4. Тема земли.

1.2. Другие темы в лирике и в романе.

1.2.1. Тема голоса.

1.2.2. Тема цвета.

1.2.3. Тема толпы.

2. СПОСОБЫ ПЕРЕНОСА ОБРАЗОВ

ИЗ ЛИРИКИ В РОМАН "ДОКТОР ЖИВАГО.

2.1. Сравнительный анализ образов одного стихотворения и параллельных им образов романа.

2.2. Сравнительный анализ образной парадигмы в лирике и в романе.

2.3. Классификация способов переноса парадигм и отдельных образов из лирики в роман.

3. СПОСОБЫ ПЕРЕНОСА МОТИВОВ

ИЗ ЛИРИКИ В РОМАН "ДОКТОР ЖИВАГО".

3.1. Сравнительный анализ мотивов одного стихотворения и параллельных им мотивов романа.

3.2. Сравнительный анализ парадигмы мотивов в лирике и в романе.

3.3. Классификация способов переноса мотивов из лирики в роман.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Путь Бориса Пастернака к "Доктору Живаго"»

0.1. Проблематика 0.1.1. Актуальность исследования

Б.Л. Пастернак неоднократно говорил о том, что главным в своем творчестве он считает прозу, а именно роман "Доктор Живаго". Роман стал произведением, в котором он мечтал и сумел выразить весь опыт своей жизни, к написанию которого он готовился всю свою жизнь1.

Многие литературоведы говорят о нитях, берущих начало в раннем творчестве и ведущих к роману. Наиболее полно проблему пути Пастернака к "Доктору Живаго" рассмотрел B.C. Баевский. Одна из глав его книги "Пастернак" так и называется "«Доктор Живаго»: путь к роману". Баевский называет пять дорог, по которым Пастернак двигался к своему роману: прозаические этюды, стихотворный эпос, лирика, драматургия, переводы2. В "Докторе Живаго" развивается сюжетная линия "Детства Люверс". В ранней прозе 1918-1929 гг. ("Безлюбье: Глава из повести", "Повесть" и др.), а также в прозе 30-х гг. ("Записки Патрика", "Из нового романа о 1905 годе" и др.) присутствуют некоторые персонажи и ситуации, перешедшие впоследствии в роман. Многие положения "Охранной грамоты" встречаются в романе. Из эпических поэм в роман переносится ряд тем и мотивов. В данной работе мы исследуем только путь Пастернака к "Доктору Живаго" по линии лирики. "«Доктор Живаго» связан с каждой книгой лирики Пастернака множеством стиховых, тематических, образных, мифопоэтиче-ских, стилистических, языковых скреп" . Мы будем рассматривать только прозаическую часть романа, т. к. стихотворения из романа в контексте всего творчества Пастернака исследованы в диссертации И.В. Романовой4.

Н. Вильмонт говорил о романе как о дальнейшем развитии лирического начала, о переходе Пастернака от лирики к философии романа5. Борис Зайцев считал все раннее творчество Пастернака подходами к позднейшему "Доктору Живаго"6. Е.Б. Пастернак писал о том, что стихи Пастернака были подготовительной работой для создания художественной п прозы . Н.А. Фатеева обозначила проблему пути двух великих поэтово

Пушкина и Пастернака - от стихотворного к прозаическому творчеству . А.К. Жолковский рассматривает лирическую книгу "Сестра моя жизнь" как генератор энергии, породившей "Доктора Живаго"9. И.И. Ковтунова в работе "О поэтических образах Б. Пастернака" говорит о том, что стихотворная образность Пастернака имеет особенную структуру, при которой все вещи соответствуют друг другу, внутренне согласуются и составляют гармонически устроенный мир. Далее исследовательница приводит цитату из "Доктора Живаго"10. То, что в лирике Пастернак выражал через особенное построение образов, через определенный подбор понятий, участвующих в сопоставлениях, в романе он прямо высказал, часто в одном предложении. Аркадий Гаев говорит о темах и мыслях ранних произведений Пастернака, перекликающихся с тем, что сказано впоследствии в романе; о том, что Пастернак через все этапы проносит ему одному свойственную творческую идею. Утверждение, что "философию, ранее выраженную поэтически, Пастернак дал в романе уже в форме прозы", Гаев подтверждает параллельными примерами из лирики и из романа". Переход Пастернака от лирики к прозе, в частности к роману, как закономерную эволюцию его творчества

12 характеризует А.А. Газизова . И.Н. Бушман приходит к выводу: "Доктор Живаго" не зачеркнул предыдущее творчество, но стал гармоничным продолжением его13. К. Варне говорит о переходе из стихотворений "Сестры моей жизни" и из "Драматических отрывков" в роман темы русской революции14. JI. Флейшман к эпизодам романа приводит параллели из ранней лирики15. Как утверждает Willem G. Weststeijn, все, что характерно для поэзии Пастернака, характерно и для "Доктора Живаго"16. Е. Фарыно писал о трансформации некоторых поэтических образов, мотивов в "Докторе Живаго" с сохранением свойственных им коннотаций17. А. Юнггрен видит в поэтическом творчестве истоки многих тем, образов и мотивов "Доктора Живаго"18.

Однако, несмотря на очевидность факта переноса ряда текстовых элементов из более раннего стихотворного творчества в роман "Доктор Живаго", нет трудов, посвященных более подробному и комплексному изучению таких переносов. Рассматривая проблему пути Пастернака к роману, основное внимание исследователи уделяют наиболее очивидным связям между ранней прозой и "Доктором Живаго", освещение менее очевидных связей между лирикой и романом, как правило, ограничивается частными замечаниями.

Ю.М. Лотман писал о необходимости изучения произведения в "совокупности художественных элементов на всех уровнях, в их взаимной соотнесенности и в отношении ко всей совокупности внетекстовых элементов и связей"19. Исходя из этого положения, структурная и семантическая значимость элементов романа "Доктор Живаго" не может быть исследована без их соотнесенности с предшествующим лирическим творчеством. В данной работе лирика соотносится с романом как особая область внетекстовых связей для каждого уровня романа. Тем более что и сам автор не раз перекидывал мостики от своих стихов к роману даже тогда, когда он был

20 еще в очень отдаленном предположении .

В то же время и лирические стихотворения чаще исследуются изолированно, как совершенно самостоятельные произведения, как конечный результат. Мы не отвергаем самоценности стихотворного творчества, но для нашего исследования важно акцентировать внимание на том, что стихотворные произведения и задумывались, и писались этюдами к большому прозаическому произведению21. Перечисленные предпосылки дают право на попытку в определенных аспектах исследовать творчество Пастернака как структурное и художественное единство22.

При подходах к намеченному исследованию возникает проблема соотношения стихов и прозы. На каких уровнях возможно их сравнение? Проза Пастернака - это не проза в обычном смысле, это проза поэтическая. Многие эпизоды романа "Доктор Живаго" можно назвать лирикой в прозе . Элементы этих эпизодов близки по значению и функциям к стихотворным. В основе некоторых стихотворений и прозы Пастернака лежит один и тот же затекст24. Таким образом, сравнение становится возможным. С другой стороны, и в поэзии, и в прозе Пастернака использован общий языковой материал. "Поэтика русской прозы осваивалась поэтом, он шел на

9 ^ решительное сближение языка прозы и языка поэзии" . Стихотворное

•JjT творчество Пастернака сюжетно , что также является предпосылкой для сравнения поэзии и прозы. "Подчас даже самые короткие стихотворения имеют отчетливую сюжетную основу, в любом случае они ситуативны (си-туативность- зачаточная форма сюжетности)"27. Пастернак, особенно на раннем этапе, использовал экспериментальные приемы. Среди экспериментов- намеренное сочетание в стихотворном произведении лирики и эпо-28 са . Наличие в некоторых стихотворениях эпического начала также является благоприятным условием для сравнения с романом.

В современном литературоведении делались попытки сопоставить ритмику стихотворений и так называемую "ритмику" романа "Доктор Живаго"29. Но такое искусственное членение прозаического текста романа кажется нам излишним. То, что автор желал выразить с помощью рифм, ритма, других сугубо стихотворных реалий, он выразил в последней, стихотворной части романа. Многое в стихах Юрия Живаго дублирует уже сказанное до этого в прозе. Следовательно, автору было важно некоторые моменты осветить под разными углами зрения, а именно и прозой, и стихами. Ритмизованная и рифменная вариация ряда тем присутствует в структуре романа и дана самим автором. Характеризовать прозаическую часть романа как стихи, обнаруживая в ней двойное членение, отыскивая рифменные сочетания и т. д., в данной работе мы считаем нецелесообразным, хотя и согласны с положением о том, что "проза поэта" - нечто особенное и отличное от обычной прозы.

0. 1.2. Цели работы

1. Обнаружить общие элементы текстов лирики Пастернака и его романа "Доктор Живаго", выявить из этих элементов те, которые были перенесены из лирики в роман, доказать возможность и наличие переноса.

2. Проанализировать перенесенные элементы, выяснить их роль во всем творчестве Пастернака и их значение в конкретном контексте.

3. Выяснить, как изменялись элементы текста при переносе и что в каждом конкретном случае оставалось неизменным.

4. Доказать неразрывное единство между лирическим творчеством 1909-1945 годов и романом; показать, как лирика и роман объясняют и дополняют друг друга.

0. 1.3. Структура и объем диссертации.

Апробация работы. Практическая значимость

Работа состоит из введения, трех глав и заключения, примечаний, списка источников текстов, списка литературы и двух приложений, содержащих дополнительный материал ко второй и третьей главам.

Во введении дается краткий обзор проблем, рассматриваемых в диссертации. Также введение содержит описание методики исследования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Радионова, Алла Владимировна

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1.Похлебкин В.В. Международная символика и эмблематика. - М.: Международные отношения, 1989. - С. 145

2. Фатеева Н.А. Типология интертекстуальных элементов и связей в художественной речи // Изв. АН. Сер. лит. и яз. - 1998. - Т. 57, № 5. - С. 2538. Фатеева разделила интертекстуальные заимствования на следующие группы:

I. Собственно интертекстуальность, образующая конструкции 'текст в тексте'.

1) Цитаты (атрибутивные и неатрибутивные).

2) Аллюзии (атрибутивные и неатрибутивные).

3) Центонные тексты (комплекс аллюзий и цитат).

II. Паратекстуальность, или отношение текста к своему заглавию, эпиграфу, послесловию.

1) Цитаты-заглавия.

2) Эпиграфы.

III. Метатекстуальность как пересказ и комментирующая ссылка на предтекст.

1) Интертекст-пересказ.

2) Вариация на тему предтекста.

3) Дописывание "чужого" текста.

4) Языковая игра с предтекстами.

IV. Гипертекстуальность как осмеяние или пародирование одним текстом другого.

V. Архитекстуальность как жанровая связь текстов.

VI. Иные модели и случаи интертекстуальности.

1) Интертекст как троп или стилистическая фигура.

2) Интермедиальные тропы и стилистические фигуры.

3) Заимствование приема.

VII. Поэтическая парадигма (лежащая в основе методики изучения образов Павлович).

3. "В большинстве случаев «интертекстуального пересказа» мы имеем дело с трансформацией формы по оси «стих - проза»" (Фатеева Н.А. Типология интертекстуальных элементов. - С. 33).

4. Смирнов И. Aemulatio в лирике Пушкина // Пушкин и Пастернак. Материалы Второго Пушкинского Коллоквиума. Будапешт, 1989.- Budapest, 1991.-С. 17.

5. Кожевникова Н.А., Петрова З.Ю., Бакина М.А., Виноградова В.Н., Фатеева Н.А. Очерки истории языка русской поэзии XX века. Образные средства поэтического языка и их трансформация. - М.: Наука, 1995. - С. 230.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Радионова, Алла Владимировна, 2002 год

1. Пастернак Б.Л. Собрание сочинений: В 5 т. - М.: Худож. лит.,1989.- 1991.

2. Пастернак Б.Л. Стихотворения и поэмы: В 2 т. Л.: Сов. писатель,1990.

3. Пастернак Б.Л. Стихотворения и поэмы. М.: Худож. лит., 1988.511 с.

4. Пастернак Б.Л. Об искусстве. М.: Худож. лит., 1990. - 399 с.

5. Переписка Бориса Пастернака. -М.: Худож. лит., 1990. 575 с.

6. Борис Пастернак. Переписка с Ольгой Фрейденберг. New York and London, 1981.-379 с.

7. Письма Б.Л. Пастернака к жене З.Н. Нейгауз-Пастернак. М.: Дом, 1993.-248 с.8. "Вторжение воли в судьбу." Письма Б.Л. Пастернака в связи с "Доктором Живаго" / Публикация Е.Б. Пастернака // Русская речь. 1990. -№ 1.-С. 9-13.

8. Борис Пастернак и Сергей Бобров: письма четырех десятилетий. Публикация М. А. Рашковской. Stanford, 1996. - 163 с.

9. Fleishman L., Harder Н.-В., Dorzweiler S. Boris Pasternaks Lehrjahre. Неопубликованные философские конспекты и заметки Бориса Пастернака. Stanford, 1996. - Stanford Slavic Studies. Vol. 11:1. Том I, II.2. ДРУГИЕ ТЕКСТЫ

10. Блок А.А. Собрание сочинений: В 8 т. -M.-JL, 1960-1963.

11. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические в русском переводе с параллельными местами, перепечатано с Синодального издания.

12. Вересаев В.В. Сочинения: В 4 т. -М.: Правда, 1990.

13. Лермонтов. М.Ю. Собрание сочинений: в 4-х томах. Л.: Наука,1979.

14. Цветаева М.И. Об искусстве. М.: Искусство, 1991. - 478 с.

15. Белый А. Символизм как миропонимание.- М.: Республика, 1994.-523 с.1. ЛИТЕРАТУРА

16. Абашев В.В. Письма "Начальной поры" как проект поэтики Пастернака // Пастернаковские чтения: Материалы межвузовской конференции 23-25 октября 1990 г. Пермский университет. - Пермь, 1990. - С. 3-9.

17. Александрова В.А. Ранняя проза Пастернака // Сборник статей, посвященных творчеству Б.Л. Пастернака. Мюнхен, 1962. - С. 190-203.

18. Алексеева М.А. Творчество Б. Пастернака 1910-1920-х г.: формирование органической поэтики: Дисс. . канд. филол. наук. Екатеринбург, 1997.-196 с.

19. Аллен Л. Литературные реминисценции Гоголя у Пастернака и Гумилева // Аллен Л. Этюды о русской литературе. Л., 1989. - С. 144-157.

20. Анисова А.Н. Особенности художественного пространства и проблема эволюции поэтического мира (на материале лирики Б. Пастернака): Автореф. дисс. канд. филол. наук. Тверь, 2002. - 22 с.

21. Арутюнова Б. Звук как тематический мотив в поэтической системе Пастернака // Boris Pasternak and His Times. Selected Papers from the Second International Symposium on Pasternak. Berkeley, 1989. - C. 238-270.

22. Асмус В.Ф. Творческая эстетика Б. Пастернака. Пастернак Б. Об искусстве. - М.: Искусство, 1990. - С. 8-35.

23. Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово. М.: Сов. Россия, 1988.-512 с.

24. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. -М.: Современный писатель, 1995.

25. Ю.Бабаев Э.Г. "Где воздух синь."// Воспоминания о Борисе Пастернаке. М.: Слово, 1993. - С. 536-547.

26. Баевский B.C. История русской поэзии. 1730-1980. Компендиум. -Смоленск: Русич, 1994. 292 с.

27. Баевский B.C. Рецензия на книгу: Кристина Фишер. Музыка и поэзия: Музыкальная сторона лирики Пастернака // Известия РАН. Серия лит. и яз. 1999. - Т. 58, № 6. - С. 62-65.

28. Баевский B.C. Лирика Пастернака в историко-литературном контексте. Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. - 1988. - Т. 47, № 2. - 130-141.

29. Баевский B.C. Миф в поэтическом сознании и лирике Пастернака: (Опыт прочтения)// Известия АН СССР. Сер. лит. и яз.- 1980.- Т. 39, №2.-С. 116-127.

30. Баевский B.C. Темы и вариации. Об историко-культурном контексте поэзии Б. Пастернака // Вопросы литературы. 1987. - № 10. - С. 30-59.

31. Баевский B.C. Пастернак. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. М.: Изд-во МГУ, 1997. - 112 с.

32. Баевский B.C. Б. Пастернак лирик: Основы поэтической системы. - Смоленск: Траст - Имаком, 1993. - 240 с.

33. Баевский B.C. Пушкин и Пастернак. К постановке проблемы// Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. 1989. - Т. 48, № З.-С. 231-236.

34. Баевский B.C. Сквозь магический кристалл: Поэтика "Евгения Онегина", романа в стихах А. Пушкина. -М.: Прометей, 1990. 158 с.

35. Бак Д.П. "Доктор Живаго" Б.Л. Пастернака. Функционирование лирического цикла в романном целом // Пастернаковские чтения: Материалы межвузовской конференции. Пермь: ПГУ, 1990. - С. 10-12.

36. Белова Т.Н. Роман Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго" в англоязычных исследованиях 80-х годов // Вестник Московского ун-та. Сер. 9. Филология. 1993.-№6.-С. 11-26.

37. Бельская Л.Л. Цикл Б. Пастернака "Петербург" и "петербургский текст" в русской поэзии начала XX века // Пастернаковские чтения: Материалы межвузовской конференции 23-25 октября 1990 г. Пермский университет. -Пермь, 1990. - С. 16-20.

38. Бертнес Ю. Христианская тема в романе Б. Пастернака "Доктор Живаго" // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков: Сборник научных трудов. Петрозаводск: Издательство Петрозаводского университета, 1994. - С.361-377.

39. Бобров С.П. О Б.Л. Пастернаке // Воспоминания о Борисе Пастернаке. М.: Слово, 1993. - С. 59-66.

40. Боков В.Ф. Собеседник рощ// Воспоминания о Борисе Пастернаке. -М.: Слово, 1993.-С. 347-352.

41. Большакова А.Ю. Деревня как архетип: от Пушкина до Солженицына// Вестник российского гуманитарного фонда. №1. М., 1999. С. 316328.

42. Борис Пастернак. Библиографический указатель. Составители: Г.Д.Золенко, Н.Н.Чернего. Одесса, 1990. - 474 с.

43. Борисов В.М. Имя в романе Бориса Пастернака "Доктор Живаго"// "Быть знаменитым некрасиво.". Пастернаковские чтения. Вып. I.-М.: Наследие, 1992. С. 101-109.

44. Борисов В.М., Пастернак Е.Б. Комментарии // Пастернак Б.Л. Собрание сочинений: В 5 т. Т.З. -М.: Худож. лит., 1990. С. 641-733.

45. Бурдина С.В. "Я" и мир в лирике Б. Пастернака конца 10-х начала 20-х годов // Пастернаковские чтения: Материалы межвузовской конференции. - Пермь: ПТУ, 1990. - С. 20-24.

46. Бушман И.Н. О ранней лирике Пастернака // Сборник статей, посвященных творчеству Б.Л. Пастернака. Мюнхен, 1962. - С. 204-224.

47. Бушман И.Н. Пастернак и Рильке (Из работы на тему "Немецкая поэзия и творчество Пастернака) // Сборник статей, посвященных творчеству Б.Л. Пастернака. Мюнхен, 1962. - С.233-239.

48. Бэлнеп Р.Л. Структура "Братьев Карамазовых". СПб.: Академический проект, 1997. - 144 с.

49. Васильев И.Е. Поэзия Б. Пастернака 10- 20-х годов (к проблеме содержательности художественной формы) // Пастернаковские чтения: Материалы межвузовской конференции. Пермь: ПТУ, 1990. - С. 25-20.

50. Виленкин В.Я. О Борисе Леонидовиче Пастернаке// Воспоминания о Борисе Пастернаке. М.: Слово, 1993. - С. 464-486.

51. Вильмонт Н.Н. Борис Пастернак. Воспоминания и мысли. М., 1989.-224 с.

52. Воинов А.Д. К вопросу о художественном времени в поэзии Б. Пастернака // Пастернаковские чтения: Материалы межвузовской конференции. Пермь: ПТУ, 1990. - С. 31-36.

53. Вознесенский А.А. Благовещизм поэта// Мир Пастернака. М., 1989.-С. 25-33.

54. Вознесенский А.А. Мне 14 лет// Воспоминания о Борисе Пастернаке. М.: Слово, 1993. - С. 574-607.

55. Гаев А.Г. Б.Л. Пастернак и его роман "Доктор Живаго" // Сборник статей, посвященных творчеству Б.Л. Пастернака. Мюнхен, 1962. - С. 20-44.

56. Газизова А.А. "Синтез живого со смыслом" (Размышления о прозе Б. Пастернака). М., 1990. - 48 с.

57. Газизова А.А. Обыкновенный человек в меняющемся мире: Опыт типологического анализа советской философской прозы 60-80-х годов. -М.: Изд-во "Прометей" МПГУ, 1990. 80 с.

58. Галоци К. "Театр" в "Апеллесовой черте" Бориса Пастернака// Dissertationes Slavicae, XIX. Материалы и сообщения по славяноведению. -Szeged, 1988.-С. 279-296.

59. Гардзонио С. Борис Пастернак и поэма в прозе Андрея Белого "Глоссолалия" (Размышления над стихотворением "Степь") // Russian Literature. 1997. - XLI-IV. - С. 451-460.

60. Гардзонио С. "Сестра моя жизнь" Б. Пастернака и наследие св. Франциска Ассизского // Poetry and Revolution. Boris Pasternak's "My Sister1.fe" / Edited by Lazar Fleischman. Stanford Slavic Studies. Vol. 21. - 1999. -C. 66-75.

61. Гаспаров Б.М. Временной контрапункт как формообразующий принцип романа Пастернака "Доктор Живаго" // Boris Pasternak and His Times. Selected Papers from the Second International Symposium on Pasternak. Berkeley, 1989.-C. 315-358.

62. Гаспаров M.JI. "Близнец в тучах" и "Начальная пора" Б. Пастернака: от композиции сборника к композиции цикла// Изв. АН. Сер. лит. и яз. 1990. - Т. 49, № з. с. 218-222.

63. Гаспаров M.JI. Подгаецкая И.Ю. Пастернак в пересказе: сверка понимания // Новое литературное обозрение. 2000. - № 46. - С. 163-177.

64. Гаспаров M.JI., Поливанов К.М. Из комментария к "Близнецу в тучах" Б. Пастернака // Изв. АН. Сер. лит. и яз. 1998. - Т. 57, № 4. - С. 2229.

65. Гаспаров M.JI. Поэтика Пастернака в культурно-историческом измерении (Б.Л. Пастернак и О.М. Фрейденберг)// Сборник статей к 70-летию проф. Ю.М.Лотмана. Тарту, 1992. - С. 366-384.

66. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. М., 1984. - С. 319.

67. Гаспаров М.Л. Рифма и жанр в стихах Бориса Пастернака // Русская речь. 1990. - № 1. - С. 18-22.

68. Гаспаров М.Л. Семантика метра у раннего Пастернака// Изв. АН. Сер. лит. и яз. 1988. - Т. 47, № 2. - С. 142-147.

69. Гершензон М.О. Гольфстрем. М.: Народное образование, 1996.128 с.

70. Герштейн Э.Г. О Пастернаке и об Ахматовой // Воспоминания о Борисе Пастернаке. М.: Слово, 1993 - С. 388-407.

71. Гинзбург Л.Я. О лирике. М.: Интрада, 1997. - 415 с.

72. Гинзбург Л.Я. О раннем Пастернаке // Мир Пастернака. М., 1989.-С. 41-45.

73. Гиржева Г.Н. Поэтика лирики Б. Пастернака (лингвистический аспект). Дисс. . канд. филол. наук. М.: АПН СССР. НИИ национально-русского двуязычия, 1991. - 239 с.

74. Гистер М. "Как трагик в провинции драму Шекспирову.": Об одной аллюзии в "Марбурге" Пастернака // Poetry and Revolution. Boris Pasternak's "My Sister Life" / Edited by Lazar Fleischman. Stanford Slavic Studies. Vol.21. - 1999.-C. 185-192.

75. Гистер M. Мотивы Достоевского в стихотворении Пастернака "Марбург" // Литературное обозрение. 1996. - № 4. - С. 55-61.

76. Глебов Ю. "Свеча горела на столе" (Юрий Андреевич Живаго как поэтическая индивидуальность: заметки к теме) // Russian Studies. 1994. -№ 1. - С. 228-234.

77. Горелик Л.Л. Проза Пастернака 1910 1920 годов в литературном и мифологическом контексте: Дисс. д-ра филол. наук. - М.: 2000. - 365 с.

78. Горелик Л.Л. Пушкинский "миф о метели" в повести Б. Пастернака "Детство Люверс" // Ученые записки. Русская филология. Т. 1. Смоленск, 1994.-С. 256-278.

79. Горелик Л.Л. Ранняя проза Пастернака: Миф о творении. Смоленск, 2000.- 172 с.

80. Горелик Л. Л. Роман в стихах Бориса Пастернака "Спекторский" в контексте русской литературы. Смоленск, 1997. - 79 с.

81. Горелик Л.Л. Семиотические проблемы Жени Люверс: К характеристике образа Пастернака// Пушкинско-пастернаковская культурная парадигма: Итоги исследования в XX веке: Материалы научной конференции. Смоленск: СГПУ, 2000. - С. 101-112.

82. Горелик Л.Л. Эволюция темы творчества в лирике Пастернака ("Близнец в тучах" и "Начальная пора") // Изв. АН. Сер. лит. и яз. 1998. -Т. 57, №4.-С. 12-21.

83. Горелов П.Г. Размышления над романом // Горелов П.Г. Кремнистый путь: Книга литературно-критических статей. — М.: Мол. гвардия, 1989.-С. 93-125.

84. Горнунг J1.B. Встреча за встречей // Воспоминания о Борисе Пастернаке. М.: Слово, 1993. - С. 67-89.

85. Григорьев В.П., Иванова Н.Н., Некрасова Е.А., Северская О.И. Идиостиль Пастернака // Очерки истории языка русской поэзии XX века: Тропы в индивидуальном стиле и поэтическом языке. М.: Наука, 1994. -С.70-75.

86. Даль Е. Некоторые особенности звуковых повторов Бориса Пастернака. Goteborg, 1978. - 169 с.

87. Дело Пастернака. Мюнхен, 1958. - 112 с.

88. Дубровина И.М. С верой в мировую гармонию: Образная система романа Б. Пастернака "Доктор Живаго" // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 1996. - № 1. - С. 95-103.

89. Ерохин А. На территории совести: (О романе Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго") // В мире книг. 1988. - № 4. - С. 13-16.

90. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977.-405 с.

91. Жолковский А.К. Заметки о тексте, подтексте и цитации у Пастернака (к различению структурных и генетических связей) // Boris Pasternak. Essays. Edited by Nils Ake. Nilsson. Stockholm, 1976. - C. 67-84.

92. Жолковский А.К. Место окна в поэтическом мире Пастернака // Russian Literature (Amsterdam). 1978. - № 01. - C.l-38.

93. Жолковский А.К. О заглавном тропе книги "Сестра моя жизнь" // Poetry and Revolution. Boris Pasternak's "My Sister Life" / Edited by Lazar Fleischman. Stanford Slavic Studies. Vol. 21. - 1999. - C. 26-65.

94. Зайцев Б.К. Пастернак в революции // Писатель и время. Сборник документальной прозы. М.: Советский писатель, 1991. - С. 505-512.

95. Захариева И. Роман Б. Пастернака "Доктор Живаго" как лирическая эпопея // Болгарская русистика. 1990. - № 1. - С. 3-13.

96. Зотова Е.И. Взаимодействие поэзии и прозы в творчестве Б.Л. Пастернака: Дисс. канд. филол. наук. -М., 1998. 164 с.

97. Каган Ю.М. Об "Апелессовой черте" Бориса Пастернака // Литературное обозрение. 1996. - № 4. - С. 43-50.

98. Казаркин А.П. Тема поэта в творчестве Бориса Пастернака: (Вопросы оценки) // Художественное творчество и литературный процесс. -Томск, 1979. Вып. 2. - С. 61-74.

99. Карлайл О. Три визита к Борису Пастернаку // Воспоминания о Борисе Пастернаке. М.: Слово, 1993 - С. 646-661.

100. Карлинский С. Пастернак, Пушкин и океан в поэме Марины Цветаевой "С моря" // Boris Pasternak and His Times. Selected Papers from the Second International Symposium on Pasternak. Berkeley, 1989. - C. 46-57.

101. Карпов A.C. Борис Пастернак // Лекции по курсу "История русской литературы XX века". Осип Мандельштам, Борис Пастернак, Марина Цветаева. М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 1994. -С. 29-49.

102. Кац Б.А. Пробужденный музыкой // Музыка в творчестве, судьбе и в доме Бориса Пастернака: Сборник литературных, музыкальных и изобразительных материалов. Л., 1991. - С. 5-36.

103. Кацис Л.Ф. Маяковско-Пастернаковские эпизоды в "Путешествии в Армению" и "Разговоре о Данте" Осипа Мандельштама (К проблеме "вторая проза" "первых поэтов") // Russian Literature. 1997. - XLI-IV. - С. 465482.

104. Кацис Л.Ф. Несколько иудейских комментариев к статье С. Гардзонио "Борис Пастернак и поэма в прозе Андрея Белого «Глоссолалия» (Размышления над стихотворением «Степь»)" // Russian Literature. 1997. -XLI-IV. - С. 461-464.

105. Кацис Л.Ф. Пастернак и Шопен (О второй редакции "Баллады" Б. Пастернака "Бывает, курьером на борзом.") // Изв. АН. Сер. лит. и яз. -1998.-Т. 57, №4.-С. 19-38.

106. Ким Юн-Ран. Об особенностях организации повествования в романе Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго" // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 1997. - № 3. - С. 20-32.

107. Кислова Е.П. Метафора в поэзии и прозе: семантико-стилистический аспект (На материале лирики и романа "Доктор Живаго" Б.Л. Пастернака): Дисс. канд. филол. наук. Уфа, 1998. - 209 с.

108. Кичева (Романова) И.В. Почему кремировали Юрия Андреевича Живаго? // Русская поэзия XX века. Смоленск: СГПИ, 1992. - С.31-33.

109. Ковтунова И.И. О поэтических образах Бориса Пастернака // Очерки истории языка русской поэзии XX века: Опыты описания идиости-лей. М.: Наследие, 1995. - С. 132-207.

110. Кондаков Б.В. Роман Б. Пастернака "Доктор Живаго" и русский классический роман // Пастернаковские чтения: Материалы межвузовской конференции. Пермь: ПГУ, 1990. - С. 36-40.

111. Кондаков И.В. Роман "Доктор Живаго" в свете традиций русской культуры // Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. 1990. Т.49, № 6 - С. 527540.

112. Кузина Н.В. Два поэтических мира: О.Э. Мандельштам и Б.Л.Пастернак (1910- 1920 гг.).: Дисс. . канд. филол. наук. Смоленск, 1997.-284 с.

113. Кукушкина Е.Ю. Синтаксическая традиция символизма в лирике Б. Пастернака // Поэтика. Стилистика. Язык и культура. Памяти Татьяны Григорьевны Винокур. -М.: Наука, 1996. С. 107-113.

114. Кушнер А.С. "И чем случайней, тем вернее." // "Быть знаменитым некрасиво." Пастернаковские чтения. Выпуск I.- М.: Наследие, 1992.-С.175 -181.

115. Лавров А.В. "Судьбы скрещения" (Теснота коммуникативного ряда в "Докторе Живаго")// Новое литературное обозрение.- 1993. — № 2. С.241-255.

116. Левин Ю.И. Заметки о "Лейтенанте Шмидте" Б.Л. Пастернака// Boris Pasternak. Essays. Edited by Nils Ake. Nilsson. Stockholm, 1976. - C. 85-161.

117. Лепахин В. Иконопись и живопись, вечность и время в "Рождественской звезде" Б. Пастернака // Dissertationes Slavicae, XIX. Материалы и сообщения по славяноведению. Szeged, 1988. - С. 255-276.

118. Лилеева А.Г. Интерпретация художественного текста. Из поэзии и прозы Б.Л. Пастернака. Стихотворения "Весна", "Зимняя ночь", отрывок из романа "Доктор Живаго": Учебное пособие для иностранных учащихся. М.: "Диалог МГУ", 1997. - 87 с.

119. Лесная Г.М. Блоковские традиции в романе Б. Пастернака "Доктор Живаго" // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. -1996.-№ 1.-С. 104-113.

120. Лихачев Д.С. Звездный дождь: Проза Б.Л. Пастернака разных лет// Пастернак Б.Л. Воздушные пути: Проза разных лет.- М.: Сов. писатель, 1982.-С.З-17.

121. Лихачев Д.С. Размышления над романом Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго" // Новый мир. 1988. - № 1. - С.5-10.

122. Локс К.Г. Повесть об одном десятилетии (1907-1917)// Воспоминания о Борисе Пастернаке. -М.: Слово, 1993 С. 34-53.

123. Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. — М.: Гнозис, 1994. 547 с.

124. Лотман М.Ю. Мандельштам и Пастернак (попытка контрастив-ной поэтики) Tallinn, 1996, 1997. - 175 с.

125. Магомедова Д.М. Соотношение лирического и повествовательного сюжета в творчестве Пастернака. Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. -1990. - Т. 49. № 5. - С. 412-419.

126. Маймескулов А. "Весна" Пастернака (дескриптивный уровень) // Dissertationes Slavicae, XIX. Материалы и сообщения по славяноведению. -Szeged, 1988.-С. 223-240.

127. Маневич Г.И. "Доктор Живаго" как роман о творчестве // Маневич Г. Оправдание творчества. М.: Прометей, 1990. - С. 61-135.

128. Мансков С. Поезда в "Докторе Живаго" Бориса Пастернака// Studia literaria polono-slavika 3. Warszawa, 1999. - С. 235-241.

129. Масленникова З.А. Портрет Бориса Пастернака. М.: Сов. Россия, 1990.-287 с.

130. Мейлах М.Б. Вторые Пастернаковские чтения в Москве// Вопросы литературы. 1989. -№ 7.- С. 272-278.

131. Межаков-Корякин И. К проблеме личности в романе "Доктор Живаго" // Сборник статей, посвященных творчеству Б.Л. Пастернака. -Мюнхен, 1962. С. 84-102.

132. Меркулова Т.И. Проблема творчества в поэзии М. Цветаевой и Б.Пастернака 1920-х- 1930-х гг: Дисс. . канд. филол. наук. М.: РАН, ИМЛИ им. А.М.Горького, 1992. -188 с.

133. Микола Д. Бытие как говорящий о самом себе язык (Анализ стихотворения Бориса Пастернака "Лето") // Dissertationes Slavicae, XIX. Материалы и сообщения по славяноведению. Szeged, 1988. - С. 331-342.

134. Мифологический словарь. / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. М.: Сов. энциклопедия, 1991. - 736 с.

135. Мифы народов мира: В 2 т. М.: Сов. энциклопедия, 1980.

136. Морыганов А.Ю. Ленин и Сталин в стихотворных фрагментах Б. Пастернака 20 30-х годов // Потаенная литература. Исследования и материалы. - Вып. 2. - Иваново: Ивановский государственный университет, 2000.-С. 171-181.

137. Моссман Э. Комментарии // Борис Пастернак. Переписка с Ольгой Фрейденберг. New York and London, 1981. - С. 339-372.

138. Музыка в творчестве, судьбе и в доме Бориса Пастернака: Сборник литературных, музыкальных и изобразительных материалов. Л., 1991.-328 с.

139. Мусатов В.В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины XX века. От Анненского до Пастернака. М.: Прометей, 1992. -220 с.

140. Наумов Е.И. О времени и о себе: Маяковский и Пастернак // Наумов Е.И. О спорном и бесспорном: Статьи. Л.: Сов. писатель, 1973. — С.133-213.

141. Нейгауз Г.Г. Борис Пастернак в повседневной жизни // Воспоминания о Борисе Пастернаке. М.: Слово, 1993. - С. 548-563.

142. Овчинников Н.Ф. Б.Л. Пастернак: поиски призвания (от философии к поэзии) // Вопросы философии. 1990. - № 4. - С. 7-22.

143. Озеров Л.А. Жизнь сестра// Дверь в мастерскую. - Париж-Москва - Нью-Йорк, 1996. - С. 17-92.

144. Озеров Л.А. Начала и концы// Необходимость прекрасного: Книга статей. М.: Сов. писатель, 1983. - С. 268.

145. Озеров Л.А. О Борисе Пастернаке. М.: Знание, 1990. - 64 с.

146. Орлицкий Ю.Б., Анисова А.Н. К типологии прозиметрического текста: стих и проза в романе "Доктор Живаго" // Литературный текст: Проблемы и методы исследования: Сборник научных трудов. Вып. З.Тверь: ТГУ, 1997. С.114-129.

147. Орлицкий Ю.Б. "Доктор Живаго" как "проза поэта"// Russian Literature. 1997. -XLI-IV. - С. 505-517.

148. Павловец М.Г. Становление художественной системы Б.Л. Пастернака и творчество P.M. Рильке: Дисс. . канд. филол. наук. М., 1997.-238 с.

149. Павлович Н.В. Язык образов. Парадигмы образов в русском поэтическом языке. М., 1995. - 491с.

150. Павлович Н.В. Словарь поэтических образов: На материале русской художественной литературы XVIII-XX веков. В 2 т. М., 1999.

151. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак // Мир Пастернака. М., 1989. -С. 5-12.

152. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография. М.: Цитадель, 1997.-728 с.

153. Пастернак Е.Б. Лето 1917: ("Сестра моя жизнь" и "Доктор Живаго") // Звезда. - 1990. - № 2. - С. 158-166.

154. Пастернак Е.Б. Из первых прозаических опытов Бориса Пастернака. Публикация II // Boris Pasternak. Essays. Edited by Nils Ake. Nilsson. -Stockholm, 1976. -C. 26-51.

155. Пастернак Е.Вл. "Сестра моя Жизнь" в свете отношения к романтизму // Poetry and Revolution. Boris Pasternak's "My Sister Life" / Edited by Lazar Fleischman. - Stanford Slavic Studies. Vol. 21. - 1999. - C. 193-223.

156. Пастернак З.Н. Воспоминания// Воспоминания о Борисе Пастернаке.-М.: Слово, 1993.-С. 175-231.

157. Пискунова С.И., Пискунов В.М. "Вседневное наше бессмертье" (О романе Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго") // Литературное обозрение. -1988.-№8.-С. 48-54.

158. Поливанов К.М. "Воробьевы горы" и традиция русского шестистопного хорея с цезурой // Poetry and Revolution. Boris Pasternak's "My Sister Life" / Edited by Lazar Fleischman. Stanford Slavic Studies. Vol. 21.-1999.-C. 167-184.

159. Поливанов К.М. Отечественная пастернакиана за 10 лет // Новое литературное обозрение. 1993. -№ 2. - С. 256-261.

160. Поливанов К.М. Политический аспект биографии Бориса Пастернака (На материале новейших документов) // Новое литературное обозрение. 1996. - № 2. - С. 91-111.

161. Поливанов К.М. "Хор" Пастернака// Литературное обозрение.-1996.-№4.-С. 50-55.

162. Поливанов М.К. Тайная свобода // Воспоминания о Борисе Пастернаке. М.: Слово, 1993. - С. 492-510.

163. Поливанова А.А. Из разговоров Пастернака // Воспоминания о Борисе Пастернаке. М.: Слово, 1993. - С. 487-491.

164. Померанцев И.Я. "Детство Люверс": повесть о взрослении// Russian Literature. 1999. - XLV-II. - С. 197-208.

165. Поплюйко-Анатольева Н.А. "Безвинное страдание" (Философские элементы в творчестве Б. Пастернака) // Сборник статей, посвященных творчеству Б.Л. Пастернака. Мюнхен, 1962. - С. 60-83.

166. Пропп В.Я. Морфология сказки. Изд. 2-е. М: Наука, 1969. - 168 с.

167. Пузиков А.И. Пастернак, Фельтринелли, Гослитиздат. Страничка воспоминаний // Литературное обозрение. 1996. - № 4. - С. 61-63.

168. Пуста Д.Б. Пастернак: "Плачущий сад" (Анализ стихотворения) // Dissertationes Slavicae, XIX: Материалы и сообщения по славяноведению. Szeged, 1988. - С. 319-329.

169. Пушкинско-пастернаковская культурная парадигма: Итоги исследования в XX веке: Материалы научной конференции. Смоленск: СГПУ, 2000.-172 с.

170. Радионова А.В. Голос, крик, шепот в творчестве Бориса Пастернака// Семиотика средств связи: Тезисы докладов международной научной конференции 6-8 XII 2001. Warszawa: IS PAN, 2001. - С. 25 - 27.

171. Радионова А.В. Образ пыли в творчестве Б. Пастернака// Русская филология: Ученые записки Смоленского государственного педагогического университета. Смоленск: СГПУ, 2001. - С. 253 - 261.

172. Радионова А.В. О мотивах и образах, связанных с темой огня, в творчестве Б. Пастернака// Пушкинско-пастернаковская культурная парадигма: Итоги исследования в XX веке: Материалы научной конференции. -Смоленск: СГПУ, 2000. С. 124-132.

173. Радионова А.В. О постоянстве некоторых мотивов в творчестве Б. Пастернака // АЛФАВИТ: Филологический сборник. Смоленск: СГПУ, 2002.-С. 136-154.

174. Радионова А.В. О роли очага в творчестве Б. Пастернака // Scripta manent VI: Сборник научных работ студентов и аспирантов-филологов. -Смоленск: СГПУ, 2000. С. 140-151.

175. Радионова А.В. О символике лилового цвета в лирике Б. Пастернака и в романе "Доктор Живаго" // Смоленский филологический сборник: Труды молодых научных работников. Смоленск: СГПУ, 1999. С. 52-58.

176. Радионова А.В. Путь Б. Пастернака к "Доктору Живаго": огонь, воздух, вода // Актуальные проблемы современной филологии: Материалы IV Кирилло-Мефодиевских чтений. Смоленск: СГУ, 2000. - С. 17-22.

177. Радионова А.В. Сопоставление образных систем поэзии и прозы Б. Пастернака // Studia Russica XIX. Будапешт, 2001. - С. 467 - 474.

178. Радионова А.В. Цветовые эпитеты в творчестве Пастернака // Риторика в свете современной лингвистики: Тезисы докладов межвузовской конференции (13 14 мая 1999 г.). - Смоленск: СГПУ, 1999. - С. 73-74.

179. Раевская-Хьюз О.П. О самоубийстве Маяковского в "Охранной грамоте" Пастернака// Boris Pasternak and His Times. Selected Papers from the Second International Symposium on Pasternak. Berkeley, 1989. - C. 141-152.

180. Ржевский Л.Д. Язык и стиль романа Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго" // Сборник статей, посвященных творчеству Б.Л. Пастернака. -Мюнхен, 1962.-С. 115-189.

181. Романова И.В. Между смертью и воскресением: Тема огня в романе Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго" // Graduate Essays on Slavic Languages and Literatures (Pittsburgh). Vol.8. - P. 84-91.

182. Романова И.В. Миф о Св. Георгии в "Докторе Живаго" Б. Пастернака // Русская филология: Ученые записки Смоленского государственного педагогического института. Смоленск: СГПИ, 1996. - С. 38-48.

183. Романова И.В. Память жанров жития и греческого эротического романа в "Докторе Живаго" Б. Пастернака // Взаимосвязи национальных литератур и культур. Вып.1. Смоленск: СГПИ, 1996. - С. 93-101.

184. Романова И.В. "Стихотворения Юрия Живаго" в контексте романа и лирики Б. Пастернака: Дисс. . канд. филол. наук. Смоленск: СГПИ, 1997.-275 с.

185. Романова И.В. Тематическая функция рифмы в "Стихотворениях Юрия Живаго" Б. Пастернака // Золото и серебро русской литературы. -Смоленск: СГПИ, 1995. С. 47-86.

186. Рудова Л. Борис Пастернак и его творчество в западной критике последних лет// Новое литературное обозрение. 1995.- № 12. - С. 171174.

187. Русские писатели, поэты (советский период): Биоблиографиче-ский указатель. Т. 18. Б. Пастернак. Санкт-Петербург, 1995. - 474 с.

188. Саралева С.А. Поэтическая проза ("Детство Люверс")// Пастер-наковские чтения: Материалы межвузовской конференции. Пермь: ПГУ, 1990.-С. 47-52.

189. Секе К. "Называние" и "наименование" в "Детстве Люверс" Б. Пастернака // Dissertationes Slavicae, XIX. Материалы и сообщения по славяноведению. Szeged, 1988. - С. 29-37.

190. Семенова С.Г. Федоров и русская литература XX века. Б. Пастернак// Семенова С.Г. Николай Федоров: Творчество жизни. М.: Сов. писатель, 1990. - С. 373-381.

191. Силантьев И.В. Семантическая структура повествовательного мотива// Материалы к словарю сюжетов и мотивов. Вып. 3. Литературное произведение: сюжет и мотив. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1999.- С. 10-28.

192. Симфония на Ветхий и Новый Завет. Христианское общество "Библия для всех". - Санкт-Петербург, 1996. - 1500 с.

193. Синева О.В. Метакоммуникация в романе Б. Пастернака "Доктор Живаго" // Поэтика. Стилистика. Язык и культура. Памяти Татьяны Григорьевны Винокур. -М.: Наука, 1996. С.113-121.

194. Синявский А.Д. Некоторые аспекты поздней прозы Пастернака // Boris Pasternak and His Times. Selected Papers from the Second International Symposium on Pasternak. Berkeley, 1989. - C. 359-371.

195. Силантьев И.В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике. Очерк историографии. Новосибирск, 1999. - 104 с.

196. Силантьев И.В. Семантическая структура повествовательного мотива // Материалы к словарю сюжетов и мотивов; Вып. 3. Литературное произведение: сюжет и мотив. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1999. - С. 10-28.

197. Сиротенко Л.В. Миф и фольклор в романе Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго" // Пастернаковские чтения: Материалы межвузовской конференции. Пермь: ПТУ, 1990. - С. 53-56.

198. Смирнов И.П. Порождение интертекста. (Элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б.Л. Пастернака). СПб., 1995.- 192 с.

199. Смирнов И.П. Роман тайн "Доктор Живаго". М.: Новое литературное обозрение, 1996. - 205 с.

200. Соловейчик-Зильберштейн И.А. Стихи в романе "Доктор Живаго" // Сборник научных трудов. Иерусалим, 1993. - С. 27-33.

201. Степун Ф.А. Б.Л.Пастернак// Сборник статей, посвященных творчеству Б.Л. Пастернака. Мюнхен, 1962. - С. 45-59.

202. Струве Н.А. Затерянная заметка Бориса Пастернака// Boris Pasternak and His Times. Selected Papers from the Second International Symposium on Pasternak. Berkeley, 1989. - C. 414-417.

203. Суриков В. Тайная свобода Юрия Живаго// Московский вестник. 1990. - № 3. - С. 216-238.

204. Суханова И.А. Интертекстуальные связи в романе Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго". Ярославль, 1998. - 211 с.

205. Тамарченко Н.Д. К типологии героя в русском романе // Сюжет и время: Сборник научных трудов. К семидесятилетию Г.В. Краснова. -Коломна: Коломенский педагогический институт, 1991. С. 28-32.

206. Тарасенков А.К. Пастернак. Черновые записи. 1930-1939// Воспоминания о Борисе Пастернаке. М.: Слово, 1993 - С. 150-174.

207. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное.- М.: Издательская группа "Прогресс" "Культура", 1995. - 65 с.

208. Тренин В.В., ХарджиевН.И. О Борисе Пастернаке// Boris Pasternak. Essays. Edited by Nils Ake. Nilsson. Stockholm, 1976. - C. 9-25.

209. Трофимова Н.П. "Стихотворения Юрия Живаго" как художественное единство// Русский язык в молдавской школе. 1989.- № 6.- С. 58-62.

210. Тюленева Е.М. Ранний Пастернак: Поэтический миф о сотворении мира // Филологические штудии: Сборник научных трудов. Иваново, 1995.

211. Тюленева Е.М. Творчество Б.Пастернака 1910-1920-х: Мифо-мышление и поэтика текста: Автореф. дисс. . канд. филол. наук. Иваново, 1997.- 16 с.

212. Тюпа В.И., Ромодановская Е.К. Словарь мотивов как научная проблема // Материалы к "Словарю сюжетов и мотивов русской литературы": от сюжета к мотиву / Под ред. В.И. Тюпы. Новосибирск: Институт филологии СО РАН, 1996. - С. 3-15.

213. Тюпа В.И. Традиционность нового (текстопорождающая моти-вика пушкинского наброска) // Материалы к словарю сюжетов и мотивов. Вып. 3. Литературное произведение: сюжет и мотив. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1999. - С. 29-32.

214. Тюпа В.И. Фазы мирового археосюжета как историческое ядро словаря мотивов// Материалы к словарю сюжетов и мотивов. Вып. 3. Литературное произведение: сюжет и мотив. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1999.-16-23.

215. Тюпа В.И. Эстетика Пастернака (по страницам романа "Доктор Живаго") // Пастернаковские чтения: Материалы межвузовской конференции. Пермь: ПТУ, 1990. - С. 68-73.

216. Фарыно Е. Греческая губка на зеленой скамейке в "Весне" Пастернака // Dissertationes Slavicae, XIX. Материалы и сообщения по славяноведению. Szeged, 1988.-С. 181-221.

217. Фарыно Е. Два поэтических портрета. (Ахматова —» <— Пастернак) // Boris Pasternak. Essays. Edited by Nils Ake. Nilsson. Stockholm, 1976.-C. 52-66.

218. Фарыно E. Иконизм и иконность поэтики Пастернака. (Тезисы) // Musica Antaqua Europae Orientalis. Vol.2: Acta Slavica. Bydgoszcz, 1988. -C. 283-298.

219. Фарыно E. Клейкие листочки, уха, чай, варенье и спирты. (Пушкин Достоевский - Пастернак) // Studia Russica Budapestinensia. Материалы III и IV Пушкинологического Коллоквиума в Будапеште 1991, 1993. -Budapest, 1995. - С.175-208.

220. Фарыно E. К проблеме кода лирики Пастернака. // Russian Literature. 1978. -№ l.-C. 69-101.

221. Фарыно E. Некоторые вопросы поэтики Пастернака ("Вечерело, Повсюду ретиво.") // Dissertationes Slavicae, XIX. Материалы и сообщения по славяноведению. Szeged, 1988. - С. 135-180.

222. Фарыно Е. Поэтика Пастернака ("Путевые заметки" "Охранная грамота") // Wiener Slawistischer Almanach. - Sonderband 22. - 1989. - 316 с.

223. Фарыно Е. Холодная телятина Желвак - Рябина - Фосфорическое слово. (Археопоэтика "Доктора Живаго", 5) // Semantic Analysis of Literary Texts. - Elsevier, Amsterdam - New York - Oxford - Tokyo, 1990. - C. 133-152.

224. Фарыно E. Юрятинская читальня и библиотекарша Авдотья. (Археопоэтика "Доктора Живаго") // Сб. статей к 70-летию проф. Ю.М. Лотмана. Тарту, 1992. - С. 385-410.

225. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т.- М.,1987.

226. Фатеева Н.А. Картина мира и эволюция поэтического идиостиля Бориса Пастернака (поэзия и проза) // Очерки истории языка русской поэзии XX века: Опыты описания идиостилей. М.: Наследие, 1995. - С. 208304.

227. Фатеева Н.А. Краски мира Бориса Пастернака// Пушкинско-пастернаковская культурная парадигма: Итоги исследования в XX веке. Материалы научной конференции. Смоленск: СГПУ, 2000. - С. 113-123.

228. Фатеева Н.А. О неявной грамматике поэтического текста Пастернака (на материале поэзии Б. Пастернака) // Die Welt der Slaven XLV. -2000.-С. 201-220.

229. Фатеева Н.А. Типология интертекстуальных элементов и связей в художественной речи // Изв. АН. Сер. лит. и яз. 1998. - Т. 57, № 5. - С. 25-38.

230. Фейер А. Человек, истина, универсальность (Анализ романа Б. Пастернака "Доктор Живаго") // Dissertationes Slavicae, XIX. Материалы и сообщения по славяноведению. Szeged, 1988. - С. 1-27.

231. Флейшман JI.C. Б. Пастернак в двадцатые годы. Munchen, 1981.-341 с.

232. Флейшман Л.С. Борис Пастернак в тридцатые годы. Jerusalem, 1884.-444 с.

233. Флейшман Л.С. Автобиографическое и "Август" Пастернака// Slavonica Hierosolymitana. Slavic Studies of the Hebrew University. 1977.-Vol.l. - C.194-198.

234. Флейшман Л.С. Статьи о Пастернаке. Bremen, 1977. - 149 с.

235. Фоменко И.В. Музыкальная композиция как черта романтического стиля (на примере творчества Пастернака 20-х годов) // Вопросы романтизма (Межвузовский сборник). Вып. 2. Калинин, 1975. - С. 75 - 90.

236. Фоменко И.В. Циклизация как типологическая черта лирики Б.Л. Пастернака // Пастернаковские чтения: Материалы межвузовской конференции. Пермь: ПТУ, 1990. - С. 78-84.

237. Франк B.C. Водяной знак (Поэтическое мировоззрение Пастернака) // Сборник статей, посвященных творчеству Б.Л. Пастернака. Мюнхен, 1962.-С. 240-252.

238. Фрейд 3. Введение в психоанализ. М., 1989. - 455 с.

239. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1998. —800 с.

240. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997.-448 с.

241. Хазан В.И. Космогония Кавказа в лирическом цикле Б. Пастернака "Из летних записок" // Пастернаковские чтения. Материалы межвузовской конференции. Пермь: ПГУ, 1990. - С. 84-90.

242. Хан А. Основные предпосылки философии творчества Б. Пастернака в свете его раннего эстетического самоопределения // Dissertationes Slavicae, XIX. Материалы и сообщения по славяноведению. -Szeged, 1988.-С. 39-134.

243. Ханзен-Лёве Ore А. Русский формализм: Методологическая реконструкция развития на основе принципа остранения М.: Языки русской культуры, 2001. - 672 с.

244. Цивьян Т.В. Проза поэтов о "прозе поэта" // Russian Literature. -1997. XLI-IV. - С. 424-436.

245. Черняк Е.Б. Пастернак. (Из воспоминаний) // Воспоминания о Борисе Пастернаке. М.: Слово, 1993 - С. 127-142.

246. Чуковский К.И. Из дневника// Воспоминания о Борисе Пастернаке. М.: Слово, 1993 - С. 263-285.

247. Чуковская Л.К. Отрывки из дневника // Воспоминания о Борисе Пастернаке. М.: Слово, 1993 - С. 408-442.

248. Шаламов В.Т. Пастернак // Воспоминания о Борисе Пастернаке. М.: Слово, 1993 - С. 608-631.

249. Эмблемы и символы / Вступительная статья и комментарии Ма-хова А. Е. М.: Интрада, 1995. - 366 с.

250. Эпштейн М.Н. "Природа, мир, тайник вселенной.": Система пейзажных образов в русской поэзии.- М.: Высш. шк., 1990. 303 с.

251. Юнггрен А. О поэтическом генезисе "Доктора Живаго// Studies in 20th Centry Russian Prose. Stockholm, 1982. - C. 228-249.

252. Юнггрен А. "Сад" и "Я сам": смысл и композиция стихотворения "Зеркало" // Boris Pasternak and His Times. Selected Papers from the Second International Symposium on Pasternak. Berkeley, 1989. - C. 224-237.

253. Явор Д. Трактовка стихотворения Б. Пастернака "Раскованный голос" в свете платоновского Сократа об Эросе // Dissertationes Slavicae, XIX. Материалы и сообщения по славяноведению. Szeged, 1988. - С. 241254.

254. Якобсон А.А. Лекции о Пастернаке // Якобсон А. Почва и судьба. Вильнюс-Москва, 1992. - С. 59-94.

255. Якобсон P.O. Заметки о прозе поэта Пастернака // Якобсон Р. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987. - С. 324-338.

256. Aroutunova В. Земля и небо. Наблюдения над категориями пространства и времени в ранней лирике Пастернака // Boris Pasternak 18901960. Colloque de Cerisy-la-Salle (11-14 septembre 1975)- Paris, 1979.- C. 195-224.

257. Aucouturier А. Семантика ритма в сборнике "Сестра моя жизнь"// Boris Pasternak 1890-1960. Colloque de Cerisy-la-Salle (11-14 septembre 1975) Paris, 1979. - C. 255-262.

258. Aucouturier M. Об одном ключе к "Охранной грамоте" // Boris Pasternak 1890-1960. Colloque de Cerisy-la-Salle (11-14 septembre 1975) -Paris, 1979.-C. 337-349.

259. Barnes C.J. Boris Pasternak, The Musican- Poet and Composer// Slavonica Hierosolymitana. Slavic Studies of the Hebrew University. Vol.1.-1977.-C. 317-335.

260. Barnes C.J. Notes on Pasternak // Boris Pasternak and His Times. Selected Papers from the Second International Symposium on Pasternak. Berkeley, 1989.-P. 398-413.

261. Barnes C.J. Борис Пастернак и революция 1917 года// Boris Pasternak 1890-1960. Colloque de Cerisy-la-Salle (11-14 septembre 1975) -Paris, 1979.-C. 315-327.

262. Belentschikow V. RuBland und die deutschen Expressionisten 1910 -1925: Zur Geschichte der deutsch-russischen Literaturbeziehungen Frankfurt am Main; Berlin; Bern; New York; Paris; Wien; 1990. - 230 c.

263. Birnbaum H. Further Reflections on the Poetics of "Doktor Zivago": Structure, Technique, and Sumbolism // Boris Pasternak and His Times. Selected Papers from the Second International Symposium on Pasternak. Berkeley, 1989.-P. 284-314.

264. Bjorling F. Aspects of Poetic Syntax // Boris Pasternak. Essays. Edited by Nils Ake. Nilsson. Stockholm, 1976. - P. 162-179.

265. Bobryk R., Faryno J. Parawoz wzorowego maszynisty // Studia liter-aria polono-slavika 3. Warszawa, 1999. - C. 243-246.

266. Bodin P.A. Pasternak and Christian Art// Boris Pasternak. Essays. Edited by Nils Ake. Nilsson. Stockholm, 1976. - P. 203-214.

267. Boris Pasternak and His Times. Selected Papers from the Second International Symposium on Pasternak. Berkeley, 1989. - 425 p.

268. Boris Pasternak. Essays. Edited by Nils Ake. Nilsson. Stockholm, 1976.-216 p.

269. Cassedy S. The European Context of the Early Pasternak // Poetry and Revolution. Boris Pasternak's "My Sister Life" / Edited by Lazar Fleischman. -Stanford Slavic Studies. Vol. 21. 1999. - P. 9-25.

270. Ciepiela C. Pasternak's Romantik Plot // Poetry and Revolution. Boris Pasternak's "My Sister Life" / Edited by Lazar Fleischman. Stanford Slavic Studies. Vol. 21. - 1999. - P. 104-122.

271. Cornwell N. Pasternak's Novel: Perspective on "Doctor Zhivago". Essays in Poetics publications № 2. Keele, 1986. - 165 p.

272. Djurcinov M. Антиномия "романтизм-реализм" в поэтике Пастернака// Boris Pasternak 1890-1960. Colloque de Cerisy-la-Salle (11-14 septembre 1975) Paris, 1979. - C. 95-102.

273. Doring R. Семантизация звуковых структур в поэме Пастернака "Высокая болезнь"// Boris Pasternak 1890-1960. Colloque de Cerisy-la-Salle (11-14 septembre 1975)-Paris, 1979.-C. 143-154.

274. Doring-Smirnov R. Пастернак и немецкий романтизм (1. "Доктор Живаго" и "Разбойники") // Пушкин и Пастернак: Материалы Второго Пушкинского Коллоквиума. Будапешт, 1989.- Budapest, 1991. С. 169-174.

275. Erlich V. Boris Pasternak and Russian Poetic Culture of His Time // Boris Pasternak and His Times. Selected Papers from the Second International Symposium on Pasternak. Berkeley, 1989. - P. 32-45.

276. Erlich V. "Страсти разряды". Заметки о "Марбурге" // Boris Pasternak 1890-1960. Colloque de Cerisy-la-Salle (11-14 septembre 1975) -Paris, 1979.-C. 281-288.

277. Etkind E. Пастернак, новатор поэтической речи // Boris Pasternak 1890-1960. Colloque de Cerisy-la-Salle (11-14 septembre 1975)-Paris, 1979.-C.l 17-142.

278. Faryno J. Как Ленский обернулся Соловьем Разбойником // Пушкин и Пастернак: Материалы Второго Пушкинского Коллоквиума. Будапешт, 1989.-Budapest, 1991.-С. 149-174.

279. Faryno J. Pushkin in Pasternak's. Tema s variatsiiami // The Slavonic and East European Review. Volume 69, Number 3, July 1991. P. 418-457.

280. Fleishman L. Boris Pasternak. The Poet and His Politics. London, 1990. - 359 p.

281. Fleishman L. История Центрифуги// Boris Pasternak 1890-1960. Colloque de Cerisy-la-Salle (11-14 septembre 1975)-Paris, 1979. -C. 19-42.

282. Fleishman L. Pasternak and Bukharin in the 1930s // Boris Pasternak and His Times. Selected Papers from the Second International Symposium on Pasternak. Berkeley, 1989.-P. 171-188.

283. France P. Pasternak et le romantisme// Boris Pasternak 1890-1960. Colloque de Cerisy-la-Salle (11-14 septembre 1975) Paris, 1979. - C. 83-92.

284. Gifford H. Pasternak and His Western Contemporaries // Boris Pasternak and His Times. Selected Papers from the Second International Symposium on Pasternak. Berkeley, 1989. - P. 13-31.

285. Greber E. The Art of Memory in Boris Pasternak's Aesthetics // Russian Literature. 1997. - XLII-I. - P. 25-46.

286. Grossman J. Variations on the Theme of Puskin in Pasternak and Brjusov // Boris Pasternak and His Times. Selected Papers from the Second International Symposium on Pasternak. Berkeley, 1989. - P. 121-140.

287. Hingley R. Pasternak: Biography. London, 1983. - 249 p.

288. Hughes R.P. Nabokov Reading Pasternak // Boris Pasternak and His Times. Selected Papers from the Second International Symposium on Pasternak. Berkeley, 1989.-P. 153-170.

289. Hughes О. Стихотворение "Марбург" и тема "второго рождения". Наблюдения над разными редакциями стихотворения "Марбург" // Boris Pasternak 1890-1960. Colloque de Cerisy-la-Salle (11-14 septembre 1975)-Paris, 1979.-C. 289-302.

290. Katkov G. "Безлюбье" ранний набросок "Доктора Живаго" // Boris Pasternak 1890-1960. Colloque de Cerisy-la-Salle (11-14 septembre 1975)-Paris, 1979.-C. 329-335.

291. Kopelev L. Фаустовский мир Бориса Пастернака // Boris Pasternak 1890-1960. Colloque de Cerisy-la-Salle (11-14 septembre 1975)-Paris, 1979.-C. 491-515.

292. Lilly J.K. Binary vs. Ternary in the Early Lyrics of Pasternak // Boris Pasternak and His Times. Selected Papers from the Second International Symposium on Pasternak. Berkeley, 1989. - P. 271-283.

293. Livingstone A. Allegory and Christianity in "Doctor Zhivago" // Melbourne Slavonic Studies. -Vol. 1. 1967. -№ 1. - P. 24-33.

294. Livingstone А. Пастернак и Рильке// Boris Pasternak 1890-1960. Colloque de Cerisy-la-Salle (11-14 septembre 1975) Paris, 1979. - C. 431-440.

295. Majmieskulow А. "Переделкино" Бориса Пастернака (разбор цикла). Bydgoszcz, 1994. - 280 с.

296. Majmieskulow А. Стихотворение Пастернака "Образец" // Пушкин и Пастернак: Материалы Второго Пушкинского Коллоквиума. Будапешт, 1989.-Budapest, 1991.-С. 175-185.

297. Mallac G. de. Boris Pasternak. Norman: University of Oklahoma Press, 1982.-450 p.

298. Mallac G. de. Эстетические воззрения Пастернака // Boris Pasternak 1890-1960. Colloque de Cerisy-la-Salle (11-14 septembre 1975)-Paris, 1979.-C. 63-81.

299. Maroti Z. Зеркало как метафора познания (Анализ стихотворения Б. Пастернака "Зеркало") // Пушкин и Пастернак: Материалы Второго Пушкинского Коллоквиума. Будапешт, 1989. Budapest, 1991. - С. 186-195.

300. Masing-Delic I. Capitalist Bread and Socialist Spectacle: The Janus Face of "Rome" in Pasternak's "Doktor Zhivago" // Boris Pasternak and His Times. Selected Papers from the Second International Symposium on Pasternak. Berkeley, 1989. - P. 372-385.

301. Mossman E. Metaphors of History in "War and Peace" and "Doktor Zhivago" // Literature and History. Theoretical Problems and Russian Case Studies. Stanford, 1986. - P. 247-262.

302. Mutevossian G. Еще раз о "Зеркале" Бориса Пастернака // Russian Literature. 1998. - XLIV-IV. - С. 433-442.

303. Nilsson N. Ake. "With Oars at Rest" and the Poetic Tradition // Boris Pasternak. Essays. Edited by Nils Ake. Nilsson. Stockholm, 1976.- P. 180202.

304. Nilson N. Eke. Стихотворения Пастернака "Сложа весла" и литературная традиция// Boris Pasternak 1890-1960. Colloque de Cerisy-la-Salle (11-14 septembre 1975)-Paris, 1979. -C. 373-280.

305. O'Connor K.T. Elena, Helen of Troy, and the Eternal Feminine: Epigraphs and Intertextuality in "Sestra moya zhizn'" // Boris Pasternak and His Times. Selected Papers from the Second International Symposium on Pasternak. Berkeley, 1989. - P. 212-223.r

306. Palfi А. Стиховая и прозаическая наррация Пушкина в пьесе "Борис Годунов" // Пушкин и Пастернак: Материалы Второго Пушкинского Коллоквиума. Будапешт, 1989. Budapest, 1991. - 63-70.

307. Poetry and Revolution. Boris Pasternak's "My Sister Life" / Edited by Lazar Fleischman. Stanford Slavic Studies. Vol. 21. - 1999. - 246 p.

308. Pomorska K. Themes and Variations in Pasternak's Poetics. Lisse, 1975.-92 p.

309. Rowland Mary F. and Rowland P. Pasternak's "Doktor Zhivago".-London and Amsterdam, 1967. 216 p.

310. Rylkova G.S. Doubling Versus Totality in "Doktor Zivago" of B. Pasternak // Russian Literature. 1998. - XLIII-IV. - P. 495-518.

311. Rusakov L.D. Визуальность художественных образов у Б.Л. Пастернака ("Рождественская звезда". Стихотворения Юрия Живаго) // Russian Literature. 1999. - XLV-I. - С. 93-106.

312. Segal D. Заметки о сюжетности в лирической поэзии Пастернака// Boris Pasternak 1890-1960. Colloque de Cerisy-la-Salle (11-14 septembre 1975)-Paris, 1979.-C. 155-177.

313. Szabo С. Путь к согласию "быть землей": Анализ стихотворения "Болезни земли" // Studia Russica XIX. Будапешт, 2001. - С. 200-212.

314. Thomson R.D.B. Cvetaeva and Pasternak 1922-1924 // Boris Pasternak and His Times. Selected Papers from the Second International Symposium on Pasternak. Berkeley, 1989. - P. 58-90.

315. Tshertkov L. К вопросу о литературной генеалогии Пастернака// Boris Pasternak 1890-1960. Colloque de Cerisy-la-Salle (11-14 septembre 1975) Paris, 1979. - C. 55-62.

316. Weststeijn W.G. Доктор Живаго поэтический текст // Russian Literature. - 1997. - XLII-III/IV. - С. 477-489.

317. Wilhelm L.K. Structure as Signifier in Evgenij Zamyatin's "Pescera" // Русский текст. Российско-американский журнал по русской филологии. Санкт-Петербург, Россия, Лоуренс, Канзас, США, № 1, 1993. — С. 70-82.

318. Zbyrowski Z. Cechy gatunkowe poematow Borisa Pasternaka// Studia filologiczne. Zeszyt 41. Filologia rossyjska 17.- Bydgoszcz, 1995.- P. 165-187.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.