Публицистика Сайида Джамалиддина Афгани тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат наук Гоибова, Фируза Махмадовна

  • Гоибова, Фируза Махмадовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ10.01.10
  • Количество страниц 181
Гоибова, Фируза Махмадовна. Публицистика Сайида Джамалиддина Афгани: дис. кандидат наук: 10.01.10 - Журналистика. Душанбе. 2015. 181 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Гоибова, Фируза Махмадовна

ОГЛАВЛЕНИЕ

стр.

Введение

Глава I. С.Д. Афгани - журналист, публицист и политик второй половины XIX века

§1. Жизненный путь и творческое наследие С.Д. Афгани

§2. Влияние С.Д. Афгани на формирование периодической

печати в Афганистане

§3. Направления газеты «Урват-ул-вуско»

§4. Взаимоотношения и взаимовлияние С.Д. Афгани с русскими и мусульманскими представителями творческой

интеллигенции России

Глава II. Темы и жанры публицистики С.Д. Афгани

§ 1. Основные темы публицистики С.Д. Афгани

§2. Сайид Джамалиддин Афгани о роли науки в обществе

§3. Теоретическая статья - основа публицистики С.Д. Афгани

Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Публицистика Сайида Джамалиддина Афгани»

Введение

Актуальность темы. Изучение общественно - политической истории Афганистана имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Речь идет о лучшем взаимопонимании между народами Средней Азии и афганскими народами. А это невозможно без внимательного изучения истории, в частности, истории того идейного наследия афганских мыслителей - публицистов и политических деятелей, учения и деятельность которых существенно определяют мировоззрение современного афганского общества. К таким мыслителям, прежде всего, относится С.Д. Афгани.

«С.Д. Афгани был не только афганским, а более того, общеперсидским публицистом и журналистом, а общеперсидская журналистика, как известно, является одним из источников зарождения таджикской журналистики».1

Политическая публицистика Афганистана конца XIX - начала XX веков тесно связана с именами Джамалиддина Афгани и Махмуда Тарзи (1868-1935) -личности, которые прославились во всем мусульманском мире как известные публицисты и выдающиеся политики. С.Д. Афгани считается одним из идейных основателей газет «Хаблу - л - матин» и «Чехранамо», на страницах которых он активно пропагандировал роль ислама в истории человеческой цивилизации.

С.Д. Афгани один из основателей восточной журналистики, проповедующей исламскую идеологию. Друг С.Д. Афгани, ирландский востоковед, поэт и публицист В. Блант пишет, что «С.Д. Афгани принадлежал к махзабу (конфессия) Абу Ханифы и в своей реформаторской деятельности он всегда руководствовался учением школы Абу Ханифы, основанным на Коране и Сунне. Он считал, что

л

махзаб Абу Ханифы является самым «либеральным». С.Д. Афгани всю свою жизнь посвятил освобождению народов Востока, не только от колониального порабощения, но и в первую очередь он хотел освободить их от оков суеверия и застоя. Это и является главной темой публицистики С.Д. Афгани.

1 Усманов И., Давронов Д. Таърихи журнапистикаи точик. Душанбе, 2008. С. 14.

2 Абу Райя Махмуд Джамаль ад-Дин аль-Афгани Хаетуху ва Рисолатуху Бейрут, 1960 С 189

Высказывание В.И. Ленина о том, что исламистские идеи, в частности «пытающиеся соединить освободительное движение против европейского и американского империализма с укреплением позиции ханов, помещиков, мулл и т.п.»,1 свидетельствуют об этом.

В современных условиях, когда ситуация в исламском мире превратилась в важнейшую часть мировой геополитики, когда определение места ислама и его идеологии стало необходимым фактором, диалогом и столкновением цивилизаций, особое значение получает изучение журналистско -публицистической деятельности С.Д. Афгани, в которой отражаются цели и задачи пробудившегося ислама и его конечной мысли. Именно в журналистике, созданной С.Д. Афгани, в его публицистических статьях отражаются основные концепции диалога Востока и Запада. С.Д. Афгани, используя основные формы и методы печати, применяет его для распространения своих идею В своей публицистике С.Д. Афгани показывает, какие жанры, и какие мысли больше способствуют освоению идей и влиянию их на массы. То, что было сделано С.Д. Афгани в его публицистическом творчестве, ныне широко используется публицистами для исполнения их современных задач уже на более высоком уровне с использованием новых средств публицистики и журналистики.

Изучение духовного наследия прошлого народов Афганистана имеет историческую значимость в борьбе за будущее развитие афганского общества.

Актуальность исследования заключается в анализе противоречивой социально - экономической обстановки того сложнейшего периода афганской истории, где определялась роль каждого значимого идейного течения в идеологической борьбе за будущие пути развития Афганистана. Эти идейные течения во многом сохраняют свои позиции и сегодня, и анализ истоков этих течений позволяют понять возможности их влияния на современную политическую ситуацию в Афганистане.

1 Ленин В.И. Первоначальный набросок тезисов по национальному и колониальному вопросам (Для второго съезда Коммунистического Интернационала). Полн. собр. соч. М., 1974. Т. 41. С. 166.

Проблемы культурных традиций стран Востока и их влияния на современные социально - политические процессы в этих странах, да и во всем мире, приобретают сегодня важное значение и привлекают все большее число исследователей. В этой связи изучение идеологии и публицистического творчества видного афганского мыслителя С.Д. Афгани особенно важно, поскольку Афганистан явился одной из первых стран в мусульманском мире, избравших после завоевания независимости путь некапиталистического развития.

Степень изученности темы. Избранная нами тема является мало исследованной. Творчество С.Д. Афгани в основном стало предметом исследования философов и исследователей религий. Роль С.Д. Афгани как публициста и его творчество как объект публицистики были частично изучены афганскими исследователями, такими как К. Оханг1, Р. Рахин2 и др. ,Но необходимо отметить, что их исследования отражают в себе лишь общий характер творчества С.Д. Афгани, прежде всего в условиях Афганистана, до его эммиграции.

В исследованиях же арабских ученых, в частности Махмуда Касыма, ал-Махзуми, Абдурахмана ар-Рафии и др. С.Д. Афгани предстает, прежде всего, как великий исламский проповедник, а его журналистская и публицистическая деятельность лишь упоминается как источник его философских исследований. В таджикской журналистике и в науке первым об С.Д. Афгани вспоминает устод С. Айни,3 и используют его труды многие ученые, в частности, Б.Г. Гафуров,З.Ш. Раджабов, A.M. Богоутдинов и др. В последние годы советской власти и в годы независимости Таджикистана на С.Д. Афгани, как историка, теолога, философа, публициста и журналиста обратили внимание такие ученые как X. Назаров, М. Гаибов, И. Усмонов4 и др. В нашей работе дается оценка исследованиям этих авторов, и выявляя особенности творчества С.Д. Афгани, мы опираемся на

1 Мухаммад Козим Оханг. Хамосахое аз кахрамони сиёсат ва фарханг. Кобул, 1382 (1963). 200 с.

2 Рахин А. Таърихи матбуоти Афганистан. Стокгольм, 2009. 150 с.

3 Айни С. Воспоминания. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1960. 300 с.

4 Назаров X. Народные и просветительско - антифеодальные движения в Афганистане (кон. XIX нач.ХХвв.) Душанбе, 1976. Гаибов М.Д. Из истории просветительства Таджикистана и Афганистана. Душанбе, 1989. Усмонов И. Журналистика. (Кисми 3). Душанбе, 2008. 448 с.

теоретический метод в области журналистики, который хотелось бы разделить на две части:

а) Общетеоретические произведения, имеющие основополагающее значение для науки постсоветского пространства, это - труды таких ученых как Я.Н. Засурский, Е.П. Прохоров, В. Ворошилов1 и др.

б) Труды таджикских ученых и исследователей журналистики, в которых исследуются история и теоретические проблемы публицистики, среди которых работы А. Нуралиева, И. Усманова, А. Саъдуллаева, А. Азимова, М. Муродова, М. Мукимова, О. Салимзода, Дж. Усмонова и С. Гулова2. Как явствует из изложенного, специальной научной работы, посвященной журналистике С.Д. Афгани не существует, и задача нашего исследования - восполнить этот пробел. Следует отметить, что последние годы характеризуются значительным интересом к феномену просветительства в странах Востока.

Целый ряд общих принципиальных вопросов, посвященных восточной культуре, применению категорий европейской культуры к истории стран Востока, выработке новых категорий, выражавших соответствующую специфику феномена культуры, нашли свою разработку у многих зарубежных, русских и таджикских философов, востоковедов, культурологов. Среди них следует отметить таких ученых, как А.Х.Бабаходжаев, В.В. Бартольд, Е.Э. Бертельс, И.С. Брагинский, Ю.В. Ганковский, Б.Г. Гафуров, A.C. Герасимова, Г.Ф. Гире, Т.П. Григорьева, H.A. Дворянков, М. Диноршоев, Ш.З. Имомов, Н.И. Конрад, Д.С. Комиссаров, С. Мирзоев, А.Р. Полонская, Е.М. Примаков, В.А. Ромодин, М.Г. Степанянц и др.

1 Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. М., 2001. Система средств массовой информации России: учеб. Пособие под ред. Я.Н.Засурского, М.: Аспект-пресс, 2001. Ворошилов В История журналистики зарубежных стран. СПб., 2000. 64 с.

2 Нурапиев А. Журнапистикаи советии точик (Таджикская советская журналистика) Душанбе. Ирфон, 1989. 176 с. Усмонов И.К., Давронов Д. Таърихи журналистикаи точик (История таджикской журналистики). Душанбе, 2008 Саъдуллоев А. Горизонты публицистики. Душанбе, 2009. 305 с. Азимов А. Публицистика ва замони муосир (Публицистика и современность). Душанбе: Шарки озод, 2004. 138 с. Муродов М. Аз замон то замон (От времени до времени). Душанбе, 2010. Муким Дж. Проблемахои журналистикаи муосир (Проблемы современной журналистики) //Журналистикаи байналхапки IV (Международная журналистика IV): Сборник статей. Душанбе: Mega-print, 2012. С. 3-9. Салимзода О. Публитсистикаи Мирзо Чалол Юсуфзода (Публицистика Мирзо Джапол Юсуфзода). Душанбе. Ирфон, 2005. 138 с. Усмонов Ч., Гаффоров У. Матбуот ва мухбирони коргару дехкон (Рабселькоры и печать). Душанбе: Ирфон, 1975. 96 с. Гулов С. Амвочи сухан: (Мачмуаи маколахо) (Сборник статей). Душанбе: Эчод, 2005. 96 с

Из числа зарубежных авторов при написании данной диссертации мы также опирались на труды Л.А. Адамак, М.К. Аханга, А. Гамильтон, В. Григорьян, М.Г. Губара, Н. Кедди, Мударриси Чахордехи, Мухаммеда аль - Махзуми, Касема Махмуда, П. Сайкса и др.1

В этих работах анализируются многие важные стороны афганской истории и, в частности, просветительско - публицистическое наследие афганских мыслителей. В целом нужно отметить, что, несмотря на значительный интерес, какой представляют эти исследования с точки зрения исторических изысканий и теоретического анализа, многие взгляды их авторов, например, В. Григорьяна и Н. Кедди несут отпечаток предвзятости в отношении афганской истории.

Большую роль в стимулировании и разработке вопросов по культуре Востока сыграла работа академика Н.И. Конрада «Запад и Восток». Он отмечает: ,«В истории народов действуют факторы, создаваемые именно общностью исторической жизни. Такая общность ближайшим образом бывает региональной, т.е. охватывающей определенную группу соседствующих стран, но может становиться и очень широкой, включающей целые группы стран. В новое время она является даже мировой, т.е. в масштабе всего человечества». Также необходимо выделить работу Х.Назарова, которая посвящена просветительским программам младоафганцев и их идейного руководителя М. Тарзи, где автор справедливо выделяет роль и значимость лицея «Хабибия» и газеты «Сирадж аль-ахбар» в реализации идей просветителей.3 Анализ социально-политических ориентиров афганского мыслителя, проделанных в упомянутых нами работах советских и зарубежных исследователей, неизбежно приводит к необходимости изучения творческого наследия мусульманского просветителя, публициста и реформатора С.Д. Афгани.

1 Название трудов выше перечисленных советских и зарубежных авторов указаны в библиографической части нашей диссертации.

2 Конрад Н.И. Запад и Восток. М.: Наука, 1972. С.17.

3 Назаров X. Народные и просветительско-антифеодальные движения в Афганистане (конец XIX- начало XX веков). Душанбе: Ирфон, 1976. С. 187.

Объект исследования - журналистская и публицистическая деятельность С.Д. Афгани, его место в истории центральноазиатской и мусульманской журналистской мысли.

Предмет исследования - публицистические произведения С.Д. Афгани, изданные в виде книг и альманахов, а также каталог периодической печати того времени.

Цель и задачи исследования. Цель настоящего исследования -проанализировать впервые наиболее существенные черты журналистско -публицистического творчества видного афганского мыслителя С.Д. Афгани. Для достижения этой цели в диссертации предприняты попытки решения ряда конкретных задач:

- выделение и анализ основных периодов и итогов афганской публицистики конца XIX века;

- анализ методологических оснований жанров публицистики и их применимости к историческим процессам на Востоке, главным образом применительно к Афганистану;

- выявление истоков и социальных корней выдающихся восточных мыслителей и публицистов, таких как С.Д. Афгани, М. Абдо и М. Тарзи и их роли в пробуждении самосознания народов Востока;

- изучение влияния С.Д. Афгани на дальнейшее развитие журналистики в Афганистане и других странах Востока;

- выявление взаимоотношений С.Д. Афгани с русскими и мусульманскими представителями творческой интеллигенции России;

- раскрытие специфики социально - этической мысли публициста С.Д. Афгани;

- изучение теоритических статей публициста С.Д. Афгани.

Для автора данной работы особо ценной является характеристика публицистического творчества С.Д. Афгани, его газеты «Урват - ул - вуско», освещающей вопросы политико- публицистических концепций национально -освободительного движения колониальных народов Востока.

Таким образом, изучение политическо-публицистических оснований мировоззрения народов Ближнего и Среднего Востока имеет большое практическое значение для понимания истории этих стран. Без такого изучения исследователи нередко лишаются необходимых ориентиров в сложной противоречивой документалистике, относящейся к становлению национального самосознание этих народов, к идеологическим формам выражения их борьбы за независимость. Как пишет прогрессивный египетский философ Махмуд Амин: «Мы нуждаемся в том, чтобы это наследие стало одним из источников нашей современной мысли, чтобы оно давало пищу для нашего нового сознания».1 В этом и заключается важность избранной темы.

Методы исследования. В диссертационном исследовании использованы методы сравнительно - исторического анализа человеческого фактора. Автор диссертации придерживался принципа историзма, оценивая жизнь и творчество С.Д. Афгани. Используются основные принципы анализа материалов произведений, статей и других жанров публицистического творчества С.Д. Афгани. При осуществлении исследования автор также опирался на опыт работ ведущих публицистов России, Таджикистана, Афганистана и Индии.

Научная новизна. Исследуемая тема является новой темой журналистской науки. Следует отметить, что в истории таджикско - персоязычной публицистики в целом подобная тема до настоящего времени не являлась предметом исследования. Это говорит о том, что пока журналистская наука не имела возможности обратить внимание на исследование творчества отдельных деятелей этой отрасли. Подчеркивая новизну данной темы, необходимо заметить, что в истории таджикской и персоязычной публицистики много ярких имен, творчество которых необходимо исследовать.

Теоретическая и практическая значимость. Суть работы состоит в том, что она проливает свет на неизученные проблемы жизни и творчества С.Д. Афгани, дает возможность научного осмысления его журналистско - публицистического наследия. Научное значение работы состоит также в исследовании вопросов

1 Махмуд Амин. Идейные бои. М.: Наука, 1974. С.28-29.

возникновения афганской журналистики на примере творчества С.Д. Афгани, М. Абдо, М. Тарзи, как основоположников журналистики в Афганистане. Материалы, основные теоретические положения и выводы исследования могут быть использованы при разработке учебных пособий, методических указаний, программ, при чтении цикла лекций на факультетах филологии и журналистики, проведении спецкурсов и спецсеминаров.

Основные положения, выносимые на защиту

1.С.Д. Афгани - основоположник афганской и общеперсидской журналистики. Его журналистское и публицистическое творчество было доступно во всех персоязычных регионах, включая Туркестан и Бухару.

2. Пропагандистское направление публицистики С.Д. Афгани в свете исламских идей содержания Корана и сунны - это является главнейшей темой <его публицистики. С.Д. Афгани является одним из основателей политической журналистики в исламском мире, его издание распространялось как в арабско -персоязычном, тюркоязычном мире, и в Европе.

3. Роль науки в обществе - одна из важнейших тем публицистики С.Д. Афгани. В своих суждениях он часто подходил близко к научному объяснению отдельных явлений, и в своих публицистических выступлениях опирался на науку и разум.

4. Главный жанр публицистики С.Д. Афгани - статьи, особенно полемические статьи его публицистики.

Хронологические рамки исследования охватывают период конца XIX -начала XX веков. Рассматриваемый период, связанный с началом национально-освободительного движения народов Востока против иностранных колонизаторов, характеризуется существенными изменениями в политической, экономической и социальной жизни этих народов, утратой прежних и возникновением новых общественных ценностей. В этих условиях особое значение получает изучение духовного наследия народов Востока, возрождение демократическо-просветительской идеологии, лидером которого является С.Д. Афгани. Журналистско - публицистическая деятельность С.Д. Афгани -

мыслителя, реформатора, публициста, который по праву является одним из основоположников журналистики мусульманского Востока, считается важным научным фактором данного исследования. Именно в журналистике, созданной С.Д. Афгани, в его публицистических статьях отражаются основные концепции диалога Востока и Запада. То, что было сделано С.Д. Афгани и его соратниками в истории журналистики и публицистики, ныне широко используется публицистами для выполнения современных задач уже на более высоком уровне с применением новых средств публицистики и журналистики.

Источники исследования. Основными теоретическими источниками диссертационного исследования послужили главным образом труды политика, реформатора, публициста С.Д. Афгани: «Татимма ал - байан фи тарих ал -афган» (Политический трактат по истории афганцев): [в кн: М.А. Хугиани. Жизненый путь С.Д. Афгани]. - Ч. 1. - Кабул, 1939. - 210 с; «Ар -Рад ала - д -дахрийин» (Ответ натуралистам). - Каир, 1960. - 106 е.; «Урват-ул-вуско» (Крепчайшие узы): собрание центральных статей С.Д. Афгани на философские, этические и социально - политические темы. - Каир, 1957. - 440 с; «Таълим ва тарбият» (Обучение и воспитание): в сборнике Гозида-йе осор. - Кабул, 1977. -С.29-37; «Ал-масихия ва ал-ислам» (Христианство и ислам): [в кн: Ал-урват ал-вуско]. - Каир, 1957. - С.23-29; Статьи С.Д. Афгани, напечатанные в нижеследующих печатных изданиях: в журнале «Моалемм - е Шафик» (Добрый учитель), который издавался в Хайдарабаде (Индия) с декабря 1880 г. по октябрь 1881 г.; в газете «Зия аль - Хафекин» (Светоч Востока и Запада), которая издавалась в Лондоне в 1892 г.;

Мухаммад Абдо. «Аг-ислому в-ан-насрония ма' ал-игми в - ал-маданияти». (Мусульманская и христианская наука и культура). - Каир, 1956. - 214 с; Аль-Кавакиби Абд ар-Рахман. Полн. собр. соч. /Под ред. М. Имары. - Каир, 1970. -382 с;

Муртазо Мударрисии Чахордехи. /Сайид Джамоледдин Афгони ва андешахои у (С.Д. Афгани и его воззрение). - Тегеран, 1974. - 528 с.

Использованы важные источники о С.Д. Афгани - это «Рисолахо ва маколот дар бора-йе С.Д. Афгани» (Трактаты и статьи о С.Д. Афгани). Сост. Джадир Хабибо-рахман - Кабул: Матбааи давлати, 1977. - 322 е.; «Сборник неопубликованных документов, относящихся к Джамалю ад - Дину, известному как Афгани», изданный под руководствам профессоров Тегеранского университета Асгара Махмади и Ирадж Афшара. - Тегеран, 1963. - 341 с. Так же использованы труды М. Тарзи - ученика и соратника С.Д. Афгани: маколоти М. Тарзи дар «Сирадж ал - ахбор - и Афгания» (Избранные статьи М. Тарзи из газеты «Сирадж ал - ахбор - и Афгания»), При написании работы диссертант пользовалась материалами периодической печати, издававшимися в конце XIX - начале XX вв. в Афганистане и в регионах Средней Азии: «Аман - е Афган», «Анис», «Сирадж ал - ахбор - е Афгания», «Туркестанские ведомости» и др.

При исследовании публицистической и общественно-политической мысли Востока решающее значение имеет подход на основе принципа историзма. Как известно, марксизм неоднократно предупреждал о том, что исторический подход необходимо применять ко всем явлениям жизни, иначе трудно избежать односторонних оценок и точек зрения, что, в частности, может произойти при оценке роли национальной буржуазии и ее идеологии в национально-освободительном движении. Рассматривая закономерности развития общественной мысли в Афганистане, мы убеждаемся в том, что к нам применимы общие черты, характерные и для Запада. Это объясняется, прежде всего, связями культур Востока с европейской и демократической русской культурами. В нашей работе этому вопросу уделено особое внимание.

Апробация работы. Результаты исследования обсуждались и рекомендованы к защите на заседании кафедры международной журналистики Таджикского национального университета (16. 09. 2014 года, протокол №2), а также на объединённом заседании кафедры печати, радио и телевидения, международной журналистики Таджикского национального университета Республики Таджикистан 17.01.2015 г. (протокол №4) и рекомендована к защите.

Основные положения диссертации отражены в 9 публикациях, в том числе в журналах «Вестник Таджикского национального университета», «Вестник Таджикского государственного педагогического университета им. С. Айни», рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ. Список опубликованных работ приводится в конце автореферата.

Автором диссертации прочитаны доклады на традиционных научных конференциях профессорско - преподавательского состава ТНУ (2012 - 2013) и на научно - практической конференции молодых ученых ТНУ в 2013 году.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав: первая глава состоит из четырёх, а вторая - из трех параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Глава I. С.Д. Афгани - журналист, публицист и политик второй половины XIX века

§ 1. Жизненный путь и творческое наследие С.Д. Афгани

Сайид Джамалиддин Афгани является великим представителем политической и философской мысли, публицистом и журналистом XIX века мусульманского мира, основателем ряда изданий не только в мусульманских странах, но и в Западной Европе. Такие люди являются гордостью всех народов, и ученые и политики стремятся присвоить их. Именно поэтому относительно места рождения и национальной принадлежности С.Д. Афгани существуют различные мнения. По одной из версий, которую поддерживают иранские авторы, С. Джамалиддин родился в иранской провинции Хамадан, в местечке Асадабад. Сторонником этой версии является и родной племянник Афгани - Мирзо Лютфулло, который сопровождал его во время поездок по Ирану и которому просветитель оставил в наследство часть своих книг. По мнению известного ахунда татарского народа Риза Фахретдинова, который встречался и имел беседу с шейхом С.Д. Афгани, «...нет прямых доводов в пользу иранского его происхождения».1

Сторонники другой версии, которую преимущественно поддерживают арабские и турецкие авторы, утверждают, что С. Джамалиддин родился в 1838 году в афганской провинции Джалалабад, в местности Асадабад Кунарской долины. Эти авторы ссылаются на устные высказывания самого Джамалиддина, который утверждал о том, что он родом из Афганистана.2 По утверждению Салахиддин ас - Сельджуки, бывшего посла Афганистана в Египте, Сайид Джамаладцин родился в месяц шабан в 1838 г в Кунаре в семье образованного человека. Его отец Сайид Сафдар, известный как Сеид Али Тирмизи, происходит из рода Махдис, поэтому его генеалогия исходит от Имама Хусейна, внука

1 См.: Риза Фахретдинов. Шейх Джамапеддин//Шуро. Уфа, 1917. №14. 314 с.

2 Ислам. Энциклопедический словарь. М. Наука, 1991. С. 26.

посланника Аллаха. Мать Сеида по отцовской линии происходила из племени Юсуфзай и по материнской линии он восходит к семейству саидов.1

Поэтому Афгани считался одним из представителей потомков Пророка и пользовался большим уважением среди мусульман Востока. К тому же среди его предков и родственников были известные национальные борцы, общественные деятели, ученые, литературоведы и известные представители Афганистана. Например, его дядя Джамолиддин Хусейн-пошо в битве против английских колонизаторов был известен как вождь.

Салахиддин ас - Сельджуки пишет: «Во времена Афгани по сравнению с другими мусульманскими странами, в Афганистане было много учёных и мудрецов ислама, логиков и философов. Из предков Афгани можно перечислить таких представителей науки и философии как Махмуд Джунфури, Мавлави Абдулхоким и Шох Неъматулло, из его современников- великих людей Ближнего и Среднего Востока, таких как Содик Хасанхон, Кози Бушд, Муллофирузи Кобули, Мулло Сенбет, Хофизи Дароз и других. Великий ученый и борец за веру Наджмиддин, великий борец Ахмадзода Саффат, ученый и борец за веру Мулло Мушк были близкими друзьями Афгани.2

Далее автор, говоря о личности Афгани, подчеркивает, что ему присущи несколько хороших человеческих качеств, самыми важными из которых являются мужество и храбрость. Помимо других своих качеств он также был плодотворным, активным деятелем и постоянно был в поисках и стремлении. Чистое сердце, чистая речь и чистые мысли украшали его человеческий характер. Кроме того, среда, в которой жил Афгани, была средой культуры и науки, что способствовало развитию мировоззрения Афгани.

В своём специальном исследовании «Сайид Джамалуддин Афгани. Политическая биография» Никки Кедди - известный американский биограф С.Д. Афгани, приводит еще одну версию его родословной, согласно которой просветитель якобы происходил из азербайджанских турок, а родители его

Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Гоибова, Фируза Махмадовна, 2015 год

II. Научная литература

24. Абдуллаев, Ш.Ш. В.И. Ленин о значении опыта советских среднеазиатских республик для народов зарубежного Востока / Ш.Ш. Абдуллаев, А.И. Зевелев; [в кн.: Современная историография стран зарубежного Востока. Вып.4. Проблемы социально - политического развития]. - М.: Наука, 1971. - С. 42-59.

25. Азимов, А. Публицистика ва замони муосир (Публицистика и современность) / А. Азимов. - Душанбе, 2004. - 138с.

26. Айзенштейн, H.A. К проблеме просветительства на Востоке / H.A. Айзенштейн; [в кн. Труды межвузовской научной конференции, по истории литератур Зарубежного Востока]. - М.: МГУ, 1970. - С. 37-46. *

27. Айни, С. Бухара. (Воспоминания). Собрание сочинений: в 4 т. / С. Айни // Известия. - 1960. - Зт. - 720с.

28. Арабские страны, Иран, Афганистан. История и экономика: сборник / [под. ред. Л.М. Кулагина]. - М.: Наука, 1973. - 263с.

29. Аристов, H.A. Об Афганистане и его населении / H.A. Аристов. - СПб., 1898. -73с.

30. Арунова, М.Р. Буржуазные концепции Запада по проблемам внешней политики Афганистана / М.Р. Арунова; [в кн.: Современная историография стран Зарубежного Востока. Вып. 4. Проблемы социально - политического развития]. -М.: Наука, 1971. - С. 42-59.

31. Ахмедов, С. Философия калама в современном исламе / С. Ахмедов. -Душанбе, 2004. - 224 с.

32. Ахрамович, Р.Т. Ленин и борьба Афганистана за независимость: Сборник.: Ленин и Восток / Р.Т. Ахрамович. - М.: Изд. Вост. Лит., 1960. - С. 231-249.

33. Бабаханов, М. Из истории периодической печати Туркестана /М. Бабаханов. - Душанбе, 1987 - 179с.

34.Бабаходжаев, А.Х. Борьба Афганистана за независимость (1838-1842) / А.Х. Бабаходжаев. - М.: Изд. Вост. Лит., 1960. - 106 с.

35. Бартольд, В. История изучения в Европе и в России / В. Бартольд. - Изд. - во Ленинградского института живых восточных языков, 1925. - 318 с.

36. Баязитов, А. Возражение на речь Эрнеста Ренана / А. Баязитов. - СПб.: тип. A.C. Суворина, 1883. - 38 с.

37. Баязитов, А. Отношение ислама к науке и к иноверцам / А. Баязитов. - СПб.: тип. A.C. Суворина, 1887. - 102 с.

38. Бекзода, К. Акидахои озодандешии Чамолуддини Афгони (Свободомыслие в воззрениях Джамалиддина Афгани) / К. Бекзода. Некоторые сведения из истории таджикско - персидской философии конца XVI - начала XX веков: сборник Академии наук РТ. Институт философии и права. - Душанбе, 2002. - С. 548 - 571.

39. Беляев, Е.А. Религия / Е.А. Беляев; [в кн.: Современный Афганистан]. - М.: Изд. Вост. Лит., 1960. - С. 111-119.

40.Бердяев, Е. Судьба России / Е. Бердяев; [издание Г.А. Лемана и Н.М. Сахрова], 1918.- 240 с.

41.Бердяев, Н. Духовный кризис интеллигенции / Н. Бердяев. - СПб.: Изд. Общественная польза, 1930. - 304 с.

42. Бертельс, Е.А. Афганская пресса. Библиография Востока / Е.А. Бертельс. - Л.: Институт востоковедения, 1934. - 143 с.

43. Бертельс, Е.А. Суфизм и суфийская литература / Е.А. Бертельс. - М.: Наука, 1965. - 522 с.

44.Бобоев, Д. Точикистон аз нигохи журналистони рус. (Таджикистан с точки зрения русских журналистов) / Д. Бобоев // Журналистикаи байналхалки//. (Международная журналистика). - Душанбе: Озар, 2008. - С. 33-37.

45.Богушевич, О.В. Мухаммад Джамал ад - Дин аль - Афгани как политический деятель: Краткие сообщения института народов Азии АН СССР. Вып. 47. Арабские страны / О.В. Богушевич. - М.: Изд. Вост. Лит., 1961. - С. 11-20.

46.Брагинский, И.С. Из истории таджикской народной поэзии / И.С. Брагинский. - М.: Изд. Ан СССР, 1956. - 496 с.

47.Брагинский, И.С. Персидская литература / И.С. Брагинский, Д. Комисаров. -М.: Изд. Вост. Лит., 1963. - 211 с.

48.Брагинский, И.С. К вопросу о национальном своеобразии Эпохи Просвещения / И.С. Брагинский; [в кн.: Труды межвузовской научной конференции по истории литературы Зарубежного Востока]. - М.: МГУ, 1970. - С. 12-13.

49. Брагинский, И.С. Проблемы востоковедения / И.С. Брагинский. - М.: Наука, 1974.-491 с.

50. Бюллетень прессы Среднего Востока. Афганистан. - Ташкент: Изд. во Бюро прессы Среднего Востока при среднеазиатском Бюро ЦК ВКП6):

- март 1928. - №1. - С. 85-112 -апрель 1928. - №2. - С. 105-140 -май 1928.- №3. - С.75-91 -июнь-июль 1928. - С.4-5, С. 118-144 -август-сентябрь 1928. - № 6-7, С. 143-170

51. Бухара и Афганистан в начале 80-х годов XX века / Журналы командировок Г.А. Арендаренко. -М.: Наука, 1974. - 140с.

52. Восток-Запад: исследования, переводы, публикации. - М.: Наука, 1988. - 289с.

53.Ворошилов, В. История журналистики зарубежных стран / В. Ворошилов. -СПб., 2000. - 64 с.

54. Гамильтон, А. Афганистан / А. Гамильтон; [пер. с англ. С.П. Голубинова]. -СПб., 1908- 334 с.

55.Ганковский, Ю.В. Империя Дурран: очерки административной и военной системы / Ю.В. Ганковский. - М.: Изд. Вост. Лит., 1958. - 173с.

56.Гафуров, Б.Г. Октябрьская революция и национально-освободительное движение на Востоке / Б.Г. Гафуров. //Коммунист. - 1957. - №15. - С. 122-135.

57.Гафуров, Б.Г. Актуальные проблемы современного национально-освободительного движения / Б.Г. Гафуров. - М.: Наука, 1976. - 276с.

58. Гаррицкий, A.A. История Афганистана / A.A. Горицкий. - Ташкент, 1923. -106с.

5 9.Герасимова, A.C. Общественные мотивы в современной литературе Афганистана / A.C. Герасимова, Г.Ф. Гире, H.A. Дворянков, Л.Н. Дорофеева. -М.: Изд. Вост. Лит., 1961. - 159с.

60. Герасимова, A.C. Литература Афганистана / A.C. Герасимова, Г.Ф. Гире. - М.: Изд. Вост. Лит., 1963.- 192 с.

61. Гире, Г.Ф. Литература непокоренного народа / Г.Ф. Гире. - М.: Наука, 1966. -196 с.

62. Гневушева, Е.И. Забытый путешественник: жизнь и путешествие П.И. Пашеко / Е.И. Гневушева. - М.: Изд - во. Географической литературы, 1958. -112 с.

63. Гордон, Л.Р. Борьба Афганистана против английской агрессии в конце XIX века / Л.Р. Гордон; [в кн.: Очерки по новой истории стран Среднего Востока]. -М.: МГУ, 1951.-С. 125- 154.

64. Гордон - Полонская, Л.Р. Мусульманские течения в общественной мысли Индии и Пакистана (Критика мусульманского национализма) / Л.Р. Гордон -Полонская. -М.: Изд. Вост. Лит., 1963. - 324с.

65. Гордон - Полонская, Л.Р. Влияние религии на общественную мысль народов Востока: народы Азии и Африки / Л.Р. Гордон - Полонская, А.Д. Литман. - 1966. -№3. - С. 3-15.

66. Гулмуродзода, П. Публицистика и время / П. Гулмуродзода. - Душанбе: Сино, 2002.

67. Гулов, С. Амвочи сухан: мачмуаи маколахо (сборник статей) / С. Гулов. -Душанбе: Эчод, 2005. - 96с.

68. Гульджанов, М. Некоторые аспекты модернизации ислама в современном Афганистане / М. Гульджанов; [в кн.: Религия и общественная мысль народов Востока: Сборник статей]. -М.: Наука, 1974. - С. 197-206.

69. Данциг, Б.М. Русские путешественники на Ближнем Востоке / Б.М. Данциг. - М.: Мысль, 1965. - 272с.

70. Дворянков, H.A. Афганистан / Н.А Дворянков; [в кн.: Зарождение идеологии национально - освободительного движения (XIX - начало XX вв.)]. - М.: Наука, 1973. - С.147-157.

71. Документы внешней политики СССР: в 2 т. - М.: Госполитиздат, 1957. - 1 т.-770 с. и 1958. -2 т. - 802 с.

72.Дониш, А. Путешествие из Бухары в Петербург / А. Дониш. - Душанбе: Госиздат. Таджикской ССР, 1960. - 299 с.

73. Дьяконов, И.М. О типичных чертах древних литератур Востока / И.М. Дьяконов; [в кн.: проблемы периодизации истории литератур народов Востока]. -М.: Наука, 1968. - С. 6-73.

74. Ерасов, Б.С. Социально - культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки / Б.С. Ерасов. - М.: Наука, 1982. - 280 с.

75. Желтяков, А.Д. История просвещения в Турции (конец XIX - начала XX века) / А.Д. Желтяков, Ю.А. Петросян. - М.: Наука, 1965. - 175 с.

76. Жуков, Е.М. Очерки методологии истории / Е.М. Жуков. - М.: Наука, 1980. -246 с.

77. Журналистика в Таджикистане: профессиональный справочник для журналистов. - Душанбе: Мир полиграфии, 2006. - 136 с.

78. Журналистикаи байналхалкй V (Международная журналистика V): сборник статей. - Душанбе: Озар, 2013. - 144 с.

79. Журналистикаи байналхалкй VI (Международная журналистика VI): сборник статей. - Душанбе: Мега print, 2014. - 144 с.

80. Зиёев, И.Г. Философия религии Мухаммада Икбала / И.Г. Зиёев. - Душанбе, 2014.-304 с.

81. Ислам: энциклопедический словарь. - Москва: Наука, 1991. - С.26.

82. Имомов, Ш. Некоторые черты мировоззрения Джамалуддина Афгани и общественная мысль Афганистана в начале XX в.: сборник статей: Ближний и Средний Восток. (Экономика и история) /Ш. Имомов. - М.: Наука, 1983. - С. 142152.

83 .Имомов, Ш. Общественная мысль Афганистана в первой трети XX в / Ш. Имомов. - М.: Наука, 1986. - 109с.

84. История Афганистана / отв. редактор Ю.В. Ганковский. - М.: Мысль, 1982. - 368с.

85. История народов Восточной и Центральной Азии с древнейших времен до наших дней. - М.: Наука, 1986. - 579 с.

86. Керимов, Г.М. Аль - Газали и суфизм / Г.М. Керимов. - Баку: Эли, 1969. -109 с.

87.Кириллов, М.О. Просвещение в Афганистане / М.О. Кириллов // Народное образование. М.: 1961. - №5. - С. 107-109.

88.Климович, К.И. Ислам в царской России: очерки / К.И. Климович. - М.: гос. Антирелигиозное издательство, 1936. - 407с.

89. Комиссаров, Д.С. О некоторых вопросах просветительства в литературах стран Ближнего и Среднего Востока / Д.С. Комиссаров; [в кн.: Труды межвузовской научной конференции по истории литератур Зарубежного Востока]. -М.: МГУ, 1970. - С. 14-20.

90.Комиссаров, Д.С. Пути развития новой и новейшей персидской литературы / Д.С. Комиссаров. - М.: Наука, 1982. - 262 с.

91. Конрад, Н.И. Восток и Запад / Н.И. Конрад. - М.: Наука, 1972. - 496 с.

92. Коран: [Перевод смыслов и комментарии Валерии Пороховой]. - Центр Аль - Фуркан. Дамаск, 2000. - 797с.

93.Коргун, В.Г. Афганистан в 20-30 х годах XX века: страницы политической истории / В.Г. Коргун. - М.: Наука, 1979. - 160 с.

94.Коргун, В.Г. Национальный архив Афганистана: сборник статей - Афганистан: (история, экономика, культура) / В.Г. Коргун. - М.: Наука, 1989. - С. 17-28.

95.Кутбиддинов, А. Сиёсати байналхалки ва мавкеъчуихои Точикистон. (Международная политика и место Таджикистана в нем) / А. Кутбиддинов. //Международная журналистика. - Душанбе: Озар, 2008. - С. 38-42.

96. Кухтина, Т.И. Просвещение в независимом Афганистане / Т.И. Кухтина. - М.: Изд. Вост. Лит., 1960. - 130 с.

97. Левин, З.И. Развитие основных течений общественно - политической мысли в Сирии и Египте (Новое время) / З.И. Левин. - М.: Наука, 1972. - 267с.

98. Левин, З.И. Развитие арабской общественной мысли. (1917 - 1945) / З.И. Левин. - М.: Наука, 1979.- 198 с.

99. Левин, З.И. Развитие арабской общественной мысли / З.И. Левин. - М.: Наука, 1984.-217 с.

100. Литература Востока в новое время. - М.: МГУ, 1975. - 702 с.

101. Малюковский, М.В. Национальный этап мусульманской реформации в Египте / М.В. Малюковский; [в кн.: Ученые записки института востоковедения]. -М.: Изд. Вост. Лит., 1959. 18 т. - С. 111 -149.

102. Мамедов, Ш.Ф. Ахундов и традиции восточной философии: научные доклады высшей школы «Философские науки» / Ш.Ф. Мамедов. - М.: изд. Советская наука, 1958. - №2. - С. 184-191.

103. Маслин, М.А. Современные буржуазные концепции истории русской философии / М.А. Маслин. - М.: МГУ, 1988. - 207 с.

104. Массон, В.М. История Афганистана / В.М. Массон, В.А. Ромодин. - М.: Наука, 1965.-2 т. - 551 с.

105. Массэ, А. Ислам: очерк истории (пер с франц.) / А. Массэ. - М.: Изд. Вост. Лит., 1961.-229 с.

106. Мейендорф, Е.К. Путешествие из Оренбурга в Бухару / Е.К. Мейендорф. -М.: Наука, 1975.- 180 с.

107. Мирзоев, С. Литературно-просветительская деятельность Махмуда Тарзи и его газета «Сиродж -ул - ахбар» / С. Мирзоев. - Душанбе: Ирфон, 1973. - 165 с.

108. Муким, Ч. Хакикат ва дуруг (Правда и ложь) / Ч. Муким- Душанбе: Сино, 2000.- 47с.

109.Муким, Ч. Проблемахои журналистикаи муосир (Проблемы современной журналистики): Сборник статей / Ч. Муким //Журналистикаи байналхалкй IV. -Душанбе: Mega -print, 2012. - С. 3-9.

110. Муродов, М. Сотсиологияи журналистика (Социология журналистики) / М. Муродов. - Душанбе: Эчод, 2009. - 97с.

111. Муродов, М. Баъзе масъалахои журналистика ва хачви публисисти (Некоторые вопросы журналистики и публицистический юмор) / М. Муродов. - Душанбе, 2005. - 122с.

112. Назаров, X. Общественно - политические взгляды С.Д. Афгани /X. Назаров. - Душанбе: Дониш, 1981. - 102 с.

113. Назаров, X. Народные и проеветительско-антифеодальные движения в Афганистане / X. Назаров. - Душанбе: Ирфон, 1976. - 260 с.

114. Неупокоева, И.Г. История всемирной литературы: проблемы системного и сравнительного анализа / И.Г. Неупокоева - М.: Наука, 1976. - 357с.

115. Нуралиев, А. Журналистикаи советии точик (Советская таджикская журналистика) / А. Нуралиев и другие. - Душанбе: Ирфон, 1989. - 176с.

116. Очерки по новой истории стран Среднего Востока (Индия, Афганистач, Иран) / под ред. И.М. Рейснера и М. Гольдберга. - М.: МГУ, 1951. - 248 с.

117. Очильдиев, Д.Я. Очерки борьбы афганского народа за национальную независимость и внутренние реформы (1900-1914гг.) / Д.Я. Очильдиев. -Ташкент: Фан, 1967. - 124с.

118.Павлович, М.П. Восток в борьбе за независимость / М.П. Павлович. - М.: Изд. Вост. Лит., 1980. - 263 с.

119. Петросян, Ю.А. Младотурецкое движение (вторая половина XIX - начала XX в.) / Ю.А. Петросян. - М.: Наука, 1971. - 327с.

120. Полонская, Л.Р. Влияние религии на общественную мысль народов Востока / Л.Р. Полонская, А.Д. Литман // Народы Азии и Африки. - 1966. - №4. - С. 3-15.

121. Правда об Афганистане: документы, факты, свидетельства: сборник / Ю. Волков, К. Геворкян, И. Михайличенко, А. Полонский, В. Светозаров. - М.: Изд. АНН, 1980. - 173с.

122.Примаков, В.М. Афганистан в огне / В.М. Примаков. - Л.: Изд. - во Красная газета, 1930. - 155 с.

123 .Примаков, В.М. Восток после краха колониальной системы / В.М. Примаков. -М.: Наука, 1982. - 206с

124. Раджабов, 3. Россия и Таджикская литература конца XIX - начала XX вв. / 3. Раджабов. - Сталинабад: Госиздат Таджикской ССР, 1959. - 55 с.

125.Раджабов, Ш. Из истории общественно - политической мысли таджикского народа конца XIX - начала XX в.в. / Ш. Раджабов. - Сталинабад: Госиздат Таджикской ССР, 1957. - 457 с.

126.Раджабов, С.А. Роль великого русского народа в исторических судьбах народов Средней Азии / С.А. Раджабов. - Ташкент: Госиздат Узбекской ССР, 1955.-210с.

127. Рахмонов, Э. Независимость Таджикистана и возрождение нации: в 4 т. / Э. Рахмонов. - Душанбе, 2004. - 1 т.

128. Рейснер, M.JI. Идеология Востока / M.JI. Рейснер. - М.-Л: Госиздат, 1927. -344с.

129. Рейснер, И.М. Десять лет внешней политики Афганистана (1919-1929 гг.) / И.М. Рейснер // Новый Восток. - 1928.- №22.- С. 67-86.

130. Рейснер, И.М. Независимый Афганистан / И.М. Рейснер. - М.: Изд. Моск. Института востоковедения им. H.H. Нариманова при ЦИК СССР, 1929. - 221с.

131. Рейснер, И.М. Афганский абсолютизм и просвещение / И.М. Рейснер // Просвещение национальностей, - Изд. во Работник просвещения, 1930. -№4-5.- С. 106-110.

132. Риштия, Сеид Касим. Афганистан в XIX в. / Сеид Касим Риштия; [пер. с перс. Л.Н. Дорофеевой, М.К. Куркине, Мухаммед Рахим - хана; ред. и предисловие Ю.В. Ганковского]. -М.: Изд. во Иностранной. Лит., 1958. - 287с.

133. Ромодин, В.А. Из истории изучения афганцев и Афганистана в России / В.А. Ромодин; [в кн.: Очерки по истории русского востоковедения. Вып. 1]. - М.: АН СССР, 1953,- С. 148-184.

134.Ромодин, В.А. Источники «Сирадж ат - Таварих»: сборник Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. (Годичная научная сессия ЛО ИВ АН, май 1969 года) (5) / В.А. Ромодин. - Л.: 1969. - С. 26-29.

135. Ромодин, В.А. Сведения об афганцах и Афганистане в сочинении Сайфи ал-Харави «Тарих-наметий Харат»: сборник статей Ближний и Средний Восток (история, культура, источниковедение) / В.А. Ромодин. - М.: Наука, 1968. -С. 119-122.

136. Ромодин, В.А. Очерки по истории и истории культуры Афганистана. Середина XIX - первая треть XX в.в. / В.А. Ромодин. - М.: Наука, 1983.- 189 с.

137. Российские путешественники в Индии конца Х1Х-начала XX в.в.: -документы и материалы. - М, 1990. - 301с.

138.Рыбычка, Э. Бурные годы Афганистана / Э. Рыбычка; [пер. с немецкого В. Кукель-Краевского]. - М.Л.: Изд. во Молодая гвардия, 1929. - 250 с.

139.Рыбычка, Э. В гостях у афганского эмира / Э. Рыбычка; [пер. с немецкого; под редакцией с предисловием и примечаниями Азиза Ниалло]. - М.: Изд. во Молодая гвардия, 1935. - 175 с.

140.Садагдар, М.И. Основы мусульманского права / М.И. Садагдар. - М.: УДН им. П. Лумумбы, 1968. - 153 с.

141. Сарычев, С.С. Документы по истории «младоафганского» движения в архиве канцелярии наследника престола Афганистан Инаятулла - хана / С.С. Сарычев; [в кн.: Страны Ближнего и Среднего Востока. История. Экономика]. - М.: Наука, 1969. - С. 64-72.

142. Саъдуллоев, А. Горизонты публицистики / С. Саъдуллоев. - Душанбе, 2009. -305с.

143.Светозаров, В.Б. О модернизации ислама в современном Афганистане. (По материалам официальной печати) / В.Б. Светозаров; [в кн.: Религия и общественная мысль стран Востока]. -М.: Наука, 1974. - С. 115-123.

144.Смирнов, К. Персы: очерк религии Персии / К. Смирнов. - Тифлис: Изд. во кавказского военного округа, 1916. - 264 с.

145. Снесарев, А.Е. Афганистан / А.Е. Снесарев. - М.: Госиздат, 1921. - 244 с.

146.Советско - афганские отношения 1919-1969 г.г.: документы и материалы. -М.: Издательство Полит. Лит., 1971. - 439 с.

147.Соловьев, В. Письмо о Восточном вопросе. Собрание сочинений Владимира Сергеевича Соловьёва / В. Соловьев. - СПб.: Издание товарищества Общественная мысль, 1908. - С. 222.

148. Степанянц, М.Т. О религиозно - философских взглядах Мухаммада Абдо / М.Т. Степанянц; [в кн.: Религия и общественная мысль стран Востока]. - М.: Наука, 1974. - С. 287-298.

149. Степанянц, М.Т. Философское наследие суфизма в современном мире / М.Т. Степанянц; [в кн.: Философское наследие народов Востока и современность]. -М.: Наука, 1983. - С.124-136.

150. Степанянц, М.Т. Религия Востока и современность / М.Т. Степанянц; [в кн.: Философия и религия в Зарубежном востоке XX в.]. - М.: Наука, 1985. - С. 43-71.

151. Талипов, H.A. Общественная мысль в Иране в XIX - начале XX в. / H.A. Талипов. - М.: Наука, 1988. - 295 с.

152.Теплинский, Л.Б. СССР и Афганистан. 1919-1981 / Л.Б. Теплинский. - М.: Наука, 1982. -294 с.

153.Тимашенкова, Л.Е. О некоторых чертах сходства в литературах эпохи просвещения на Западе и Востоке / Л.Е. Тимашенкова; [в кн.: Труды межвузовской научной конференции по истории литератур Зарубежного Востока]. - М.: МГУ, 1970. - С. 315-317.

154.Ульяновский, P.A. Ленин о национальном освобождении народов Востока / P.A. Ульяновский; [в кн.: Революционный процесс на Востоке. История и современность]. -М.: Наука, 1982. - С. 5-36.

155. Уманец, С. Современный бабизм / С. Уманец. - Тифлис, 1904. - 47 с.

156.Умнов, А.Ю. Социально - политическое развитие Афганистана и национальный вопрос: сборник статей: Национальный вопрос в странах Востока / А.Ю. Умнов. - М.: Наука, 1982. - С. 239- 249.

157.Усмонов, И.К. Журналистика (ч. 3) / И.К. Усмонов. - Душанбе, 2008 - 448с.

158. Усмонов, И.К. Печать и международная пропаганда / Н.К. Усмонов. -Душанбе: Дониш, 1990. - 120 с.

159. Усмонов, И.К. Таърихи журналистикаи точик (История таджикской журналистики) / И.К. Усмонов, Д. Давронов. - Душанбе, 2008. - 280с.

160.Усмонов, И.К. Чахонишавии иттилоот ва таъсири он ба чомеа. (Всемирная информация и её влияние на общество) / И.К. Усмонов //Современность и журналистика: материалы международной конференции. - Душанбе, 2011. -С.8-11.

161. Усмонов, H.K. Развитие просветительских идей на Арабском Востоке в XIX в: сборник статей: Просветительство в литературах Востока / И.К. Усмонов. - М.: Наука, 1973. - С.48-67.

162.Фадеева, И.Л. Ислам и тенденции национализма и идеологии османского общества второй половины XIX в.: сборник статей: Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока / И.Л. Фадеева. - М.: Наука, 1986.-С. 140-153.

163.Фармони Сардори давлат масъулияти журналистонро дучанд сохт (Приказ Главы государства об ответственности журналистов) // Чумхурият. -2009. -17февраля.

164. Файз Мухаммад. Книга упоминаний о мятеже / Мухаммад Файз - М.: Наука, 1988. - 80 с.

165. Хакимов, И.М. Антиколониализм Джамал ад - Дина Аль-Афгани на страницах «Аль - Урва аль - Вуска» (1884 г) / И.М. Хакимов; [в кн.: Арабские страны. История, экономика]. - М.: Наука, 1970. - С. 238-249.

166.Халилов, X. Афганистан. Махмуд-бек Тарзи / X. Халилов // Проблемы востоковедения. -М.: АН СССР, 1959. - №2. - С. 156-157.

167. Халфин, Н. Из истории политических и культурных связей между Афганистаном и нашей Родиной / Н. Халфин, Г. Бондаренко // Звезда Востока. -Ташкент, 1956. - №10. - С. 111-116.

168. Халфин, H.A. Афганистан завоевывает независимость / H.A. Халфин //Вопросы истории. -1980. - №6. - С. 112 - 125.

169.Харатишвили, Г.С. Первая Афганская миссия в Европу по материалам «Сирадж ат - Таварих»: сборник статей: Ближний и Средний Восток. Экономика и история / Г.С. Харатишвили. - М.: Наука, 1983. - С. 134-141.

170. Хейфец, А.Н. Советская дипломатия и народы Востока. 1921-1927 / А.Н. Хейфец. - М.: Наука, 1968. - 327с.

171.Цветков, П. Джихад в Коране и в жизни / П. Цветков. - СПб: тип. Колокол, 1912. - 88с.

172.Чалоян, В.К. Восток-Запад (Преемственность в философии античного и средневекового общества) / В.К. Чалоян. - М.: Наука, 1968. - 221 с. 173.Челышев, Е.П. Теоритические и методологические аспекты изучения взаимодействия культур Востока и Запада / Е.П. Челышев; [в кн.: Взаимодействие культур Востока и Запада]. - М.: Наука, 1987. - С. 3-20.

174.Чернышевский, Н.Г. Национальная бестактность. Полное собрание сочинений / Н.Г. Чернышевский. - М.: Госиздат худож. Лит., 1939-1953. - 7 т. - С. 775-793.

175. Шарипова, P.M. Современная историография ОАР о роли университета «Аль-Азхар» в период буржуазной реформации ислама в Египте в конце XIX -начале XX в. / P.M. Шарипова; [в кн.: Религия и общественная мысль народа Востока]. -М.: Наука, 1974. - С. 241-252.

176.Шарипова, P.M. Движение исламской солидарности. Основные теоритические концепции: сборник статей: «Исламский фактор» в международных отношениях в Азии / P.M. Шарипова. - М.: Наука, 1987. -С. 60-66.

177. Шарифзода, К. Аввалин рузномаи точики. (Первая таджикская газета) / К. Шарифзода. - Душанбе: Ирфон, 2006. - 70с.

178. Шарифзода, К. Бухорои Шариф (Святая Бухара) / К. Шарифзода. - Душанбе; Ирфон, 2012. -93с.

179. Шохуморов, С. «Ахкам - и Хузур» как источник по истории Афганистана начала XX в. / С. Шохуморов. - М.: Наука, 1980. - 270 с.

180. Шойтов, A.M. Идея просветительства в персидской литературе конца XIX века: сборник статей: Просветительство в литературах Востока /A.M. Шойтов. -М.: Наука, 1973.-С. 68-91.

181. Штейнберг Евг. Борьба в Афганистане / Е. Штейнберг // Народный учитель. -Москва, 1929. - №3. - С. 32-38.

182.Эйде. И. Афганистан. Его прошлое и настоящее / И. Эйде. - М.: Прибой, 1928. - 63с.

183. Энгельс, Ф. Афганистан. Собрание сочинений / Маркс К, Энгельс Ф. - 12 т.-С.76-85

184. Энгельс, Ф. Продвижении России в Средней Азии. Собрание сочинений / Маркс К, Энгельс Ф. - 12 т. - С.614-619.

185. Юревич, Л.И. Сайд Ахмад - хан и зарождение мусульманского общинного движения в Индии: сборник статей: Ученые записки тихоокеанского института. Индийский сборник / Л.И. Юревич. - М,- Л.: АН СССР, 1949. - 2 т. - С. 80-93.

186.Яворский, И.Л. Путешествие русского посольства по Афганистану и Бухарскому ханству в 1878-1879 гг / Из дневников члена посольства д-ра И.Л. Яворского. СПб, 1882-1883. - 1 т. - 387с.

III. Исследования на Восточных и Европейских языках

187. Абу Райя, Махмуд. Муборезе - йе Сайид Джамаолиддин Афгани (Борьба С.Д. Афгани) / Абу Райа Махмуд. - Кабул, 1962. - 165с.

188. Абу Райя, Махмуд. Недо -йе Сайид Джамаолиддини Афгани (Призывы С.Д. Афгани) / Абу Райа Махмуд. - Кабул, 1977. - 241с.

189. Абдул-хон, Хабиби. Джунбиши машрутият дар Афганистан (Конституционное движение в Афганистане) / Абдул-хон Хабиби. - Кабул, 1984. -212с.

190. Абдулхаким, Табиби. Сайид Джамаолиддин Афгани муборизи сиёсии Шарк дар карни XIX (С.Д. Афгани - великий политический борец Востока XIX в.) / Абдулхаким Табиби. - Кабул, 1966. -166с.

191. Абдулхаким, Табиби. Талошхо - и сиёси- и Сайид Джамаолиддин Афгани (Политическая деятельность С.Д. Афгани) / Абдулхаким Табиби. - Кабул, 1977. -160с.

192. Аханг, М.К. Сейр - и журнализм дар Афгонистон (Развитие журналистики в Афганистане). Часть 1. / М.К. Аханг. - Кабул, 1970. - 246с.

193.Кохзад, Ахмад Али. Торихи Афгонистон. (История Афганистана) / Кохзад Ахмад Али. - Кабул: Джамъияти торихдонон, 1946. - 1 т. - С. 495, 2 т. -600с.

194. Коладжи, Кадри. Джемаль ад-Дин аль - Афгани хаким аль - Шарк (С.Д. Афгани - мудрец востока) / Коладжи Кадри. - Бейрут, 1956. - 112с. 195 .Коладжи, Кадри. Мухаммад Абдо, ан нашат аль-ислахи филь-ислам филь-карн XIX. (Коладжи Кадри. Мухаммад Абдо о деятельности реформатора в исламе XIX в.) / Коладжи Кадри. -2-е изд. - Бейрут, 1966. - 127с.

196. Мухаммад, Зохир. Таърих - и маъорифпарвари дар Афгонистон (История просвещения в Афганистане) / Мухаммад Зохир, Сайд Мухаммад Юсуф. - Кабул: Вазорати маъориф, 1960. - 173с.

197.Махмуд, Абу Райя. Навабиг ал-фикр ал-араби (Корифей арабской мысли) / Махмуд Абу Райя. - Каир: Дар ал-Маариф, 1961. - 108с.

198. Мухаммад, аль-Махзуми. Хотироти Джемаль ад-Дин аль- Афгани (Воспоминания С.Д. Афгани) / Мухаммад аль-Махзуми. - Бейрут, 1980. - 415с.

199. Муртазо, Мударриси Чахордехи. Зендегани ва фалсафе - йе Эджтемаи ва сийаси-йе С.Д. Афгани (Жизнь и общественно-политическая философия С.Д. Афгани) / Муртазо Мударриси Чахордехи. - Тегеран, 1956. - 211с.

200.Муртазо, Мударриси Чахордехи. Сайид Джамоледдин Афгони ва андешахои у (С.Д. Афгани и его воззрения) / Муртазо, Мударриси Чахордехи. - Тегеран, 1974. - 528с.

201.Насир, Сахом. Махмуд Тарзи / Насир Сахом. - Кабул: Матбааи давлати, 1988. - 75с.

202.Рахпу, Содик. Сейид Джамоледдин Афгани дар матбуати Афганистон (С.Д. Афгани в афганской печати) / Рахпу Содик. - Кабул, 1977. - 266с.

203.Раштия, Сайд Косим. Афганистан дар карни XIX (Афганистан в XIX веке) / Раштия Сайд Косим. - 2-е изд. - Кабул: Джамъияти тарихдонон, чопи - 2- ум, 1957. -262с.

204.Раштия, Сайд Косим. Сайид Джамоледдин Афгани ва Афгонистон. (С.Д. Афгани и Афганистан) / Раштия Сайд Косим. - Кабул, 1977. - 130с.

205.Сабити, аль-Мадладжи. Джамаль ад-Дин аль-Афгани, ар-Раджуль аль-иасар (Человек - ураган) / Сабити аль-Мадладжи. - Бейрут, 1954. - 134с.

206.Салах ад-Дин, ас-Сальджуки. Адва аля маядин аль-фалсафа ва - ль- ильм ва -ль-люга ва -ль-фань ва -ль-адаб (Освещение в области философии, науки, языкознания, искусства и литературы) / Салах ад-Дин ас-Сальджуки. - Каир, 1962. - 247с.

207.Сиддики, Мухаммад С.Д. Афгани пешвои инкилоби Шарк (С.Д. Афгани -лидер революционного движения стран Востока) / Сиддики Мухаммад. - Кабул, 1977.-160с.

208.Тавакалли, Ахмад. Равабат - е сийаси-е Эран ва Афгонистон (История дипломатических отношений Ирана и Афганистана XIX - XX вв.) / Тавакалли Ахмад. - Тегеран, 1948. - 141с.

209.Халили, Мухамад Иброхим. Торих ва сарчашмахои он (История и её исходные вехи) / Халили Мухамад Иброхим. - Кабул: Джамъияти торихдоноп, 1958. - 110с.

210.Хошими, Сайид Саъдудин. Чунбиши машрутахохон дар Афгонистон (Конституционное движение в Афганистане) / Хошими Сайид Саъдудин. - Кабул: Изд. во Кабульского университета, 1975. - 88с.

211. Adams, S.H. Islam and Modernism in Egypt / S.H. Adams. - London, 1933.

- 284 p.

212. Gregorian, V. The Emerqence of Modern Afghanistan. Politics of Reform and Modernization 1880-1946. / V. Gregorian. - Stanford, California.

213.Homa, Pakdaman. Djamal-Ed-Din Assad Abadi dit Afghani. G-P. Maisonneuve Et Larose 11, rue Victor-Cousin. - Paris (V). - 385p.

214. Keddi, Nikki. Sayyid Jamal ad-Din al-Afghani a Political Biography /Nikki Keddi.

- Berkley: University of California Press, 1972 - 479 p.

215. Keddi, Nikki. An Islamic Personce to Imperialism, Political and Religions Writings of Sayyid Jamal ad-Din al-Afghanistan / Nikki Keddi. - Los Angeles: UCLA, 1968. -212p.

216. Pakdaman, Нота. Diamal - ed Assad Abadi dit Afghanistan Press de M Rodinson / Нота Pakdaman. - Paris: Maisonneuve et Larose, 1965. - 385 p.

217. Sykes, bztq. qen Sir Percv. A History of Afghanistan / Sykes, bztq. qen Sir Percv. -London: Mac Millan, 1940. - vol. 1. - 401 p.

218. Fraser-Tytler. Afghanistan. A study of Political Developments in Central and Southern Asia / Fraser-Tytler, William Kerry. - London: Oxford. University press. New York: Toronto, 1967. - 362p.

IV. Периодические издания

А) Афганские газеты.

219. Аман-е Афган. Коллекция газеты за 1920-1925, 1927-1928 гг.

220. Анис. Коллекция газеты за 1927-1928 гг.

221. Афган. - 1921. - №4- (март); 1922. - №3-6 (апрель, июнь); 1923. - №6, 14, 15, 29.

222. Зия аль-Хафекин «Светоч Востока и Запада». - Лондон, 1892 г.

223. Озод Афганистан, - 1952. - №26.

224. Сирадж ал-ахбор-е Афгания. Коллекция газеты за 1911-1919 гг.

225. Толуч-е афган. - 1923. - № 3-5, 7-10.

226. Хакикат. - 1922.- № 6,9,13.

227. Хакикат-е инкилаб-е Саур. - 1980. - № 1-3; 1981. - № 13-19.

Б) Афганские журналы.

228. Адаб (Литературная). - Кабул: Университет, 1977. - №4. - 20 марта; 1976. -№2. - 22 сентября; 1975. - №4. - февраль.

229. Ариана. - Кабул. - 1966. - № 9-10, 1968. - № 3-5.

230. Ирфони фавкулода. - Ба муносибати хаштодум соли вафоти рахнамои инкилобчии Шарк (С.Д. Афгани М.Д.). - Кабул, 1976. - Мохи февраль.

231. Маъруф аль-маориф: Коллекция журналов. - Кабул, за 1924 и 1932 гг.

232. Моалемм-е Шафик «Добрый учитель». - Индия, 1880г.

В) Туркестанские газеты.

233. Асхабад. - 1905. - 19 ноября; 1911. -№113. - май.

234. Русский Туркестан. - 1905. - 24 февраля; 1905. - 3 марта; 1905. - 22 апреля; 1905. - 15 июля; 1905. - 9 августа; 1905. - 1 ноября; 1905. - 4 декабря; 1906. - 15 января; 1906. - 1 июня; 1906. - 2 июля.

235. Туркестанские ведомости. - 1905. - 14 июня; 1905. - 18 ноября; 1905. - 20 ноября; 1906. - 5 июля; 1906. - 11 июля.

236. Самарканд. - 1905.- 22 июля; 1905. - 16 октября; 1905. - 18 октября; 1905. -22 октября; 1905. - 26 октября; 1905. - 23 ноября; 1905. - 4 декабря.

237. Среднеазиатская жизнь. - 1905. - 18 ноября.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.