Публицистическое начало в прозе С. Довлатова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Ласточкина, Екатерина Васильевна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 238
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Ласточкина, Екатерина Васильевна
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПУБЛИЦИСТИКА КАК «ПРОДУКТ» ИНТЕРПРЕТАТОРСКОГО МЫШЛЕНИЯ С.ДОВЛАТОВА
§ 1 Влияние социокультурной среды на формирование творческой индивидуальности Довлатова
§2 Социально-психологические особенности личности Довлатова как фактор актуализации «публицистической» интерпретации действительности в сознании писателя
§3 Довлатов и пространство эмигрантской публицистики 1970-1980-х гг. Редакторская деятельность писателя в газете «Новый американец»
3.1 Полемика «Нового американца» с «Новым русским словом»
3.2 Интерактивность как публицистическое ядро «Колонок редактора»
§4 Особенности радиопублицистики Довлатова
ГЛАВА И. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЕ НАЧАЛО В ХУДОЖЕСТВЕНННОЙ ПРОЗЕ С.ДОВЛАТОВА
§ 1 Художественно-публицистическая проза Довлатова как преломление идейно-эстетических позиций писателя
§2 Публицистический потенциал «Писем к издателю» в составе повести «Зона»
§3 Коннотативная нагрузка детали как публицистический прием. Роль детализации в сборнике рассказов «Чемодан»
§4 Интимизация повествования в книге «Наши»
ГЛАВА III. ЭПИСТОЛЯРИЙ И «ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОЗА» С.ДОВЛАТОВА: ФЕНОМЕН «МЕТАПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО»
§ 1 Эпистолярий Довлатова как факт публицистического творчества
§2 Особенности диалогического контактирования автора с читателем в эпистолярии Довлатова
§3 «Публицистический темперамент» «филологической прозы» Довлатова
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Поэтика С.Д. Довлатова в контексте традиций русской литературы XIX–XX веков2012 год, доктор филологических наук Доброзракова, Галина Александровна
Коммуникативные стратегии в прозе С. Довлатова: "Ремесло", "Наши", "Чемодан"2012 год, кандидат филологических наук Погосян, Нелсон Владимирович
Жанровое своеобразие прозы С. Довлатова2001 год, кандидат филологических наук Власова, Юлия Евгеньевна
Своеобразие художественно-публицистической манеры Владимира Крупина2004 год, кандидат филологических наук Белова, Ольга Павловна
Традиции русской классической литературы в творчестве С.Д. Довлатова2008 год, кандидат филологических наук Плотникова, Анастасия Геннадьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Публицистическое начало в прозе С. Довлатова»
ВВЕДЕНИЕ
Публицистика, как известно, принадлежит литературе и в то же время обладает собственными отличительными чертами. Отделить собственно художественный текст от того, который осознается как публицистический, зачастую не составляет труда. Хотя нередки случаи, когда публицистическое начало обнаруживает себя, как говорилось в старину, в изящной словесности, что заметно увеличивает действенность авторского слова, фактически заставляя читателя дать добровольное согласие на то, чтобы быть ведомым. Прямая суггестия, максимально активное выражение позиции автора -пожалуй, наиболее важные проявления публицистического начала в прозе.
Переплетение, «сплав» художественного и публицистического начал обнаруживается в произведениях целого ряда отечественных писателей второй половины XX века. В научных работах по данной теме многократно фигурирует терминологическое словосочетание «художественно-публицистическая ветвь русского реализма»1, вершины которой - творчество А.И. Солженицына, В.Г. Распутина и В.П. Астафьева. Связь в творчестве этих авторов изящной художественности и некой коммуникативной жесткости, конкретности, присущей публицистике, является глубоко органичной, поскольку в этом заключается «сама природа их таланта»2.
О взаимодействии художественного и публицистического начал можно говорить и применительно к прозаическому наследию С.Д. Довлатова, творчество которого довольно глубоко изучено современной наукой. Предметом исследования в диссертационных работах о Довлатове становились специфика юмора3, особенности повествования4, жанровые
1 См.: Гончаров П.А. Творчество В.П. Астафьева в контексте русской прозы 1950-1990-х годов. - М., 2003.
2 Малаховская M.B. Формы и функции публицистичности в поздней прозе В.П. Астафьева (1980 - 1990-е годы): автореф. дисс. ...канд. филол. н. - М., 2010. - С.5.
3 См.: Вознесенская O.A. Проза Сергея Довлатова. Проблемы поэтики: дисс. ...канд. филол. н. - М., 2000; Федотова Ю.В. Проза Сергея Довлатова: экзистенциальное сознание, поэтика абсурда: дисс. ...канд. филол. н. - Череповец, 2006.
4 См.: Баринова Е.Е. Метатект в постмодернистском литературном нарративе (А. Битов, С.Довлатов, Е. Попов, Н. Байтов): дисс. ...канд. филол. н. - Тверь, 2008.
образования5 и коммуникативные стратегии6 в прозе писателя,
у
интертекстуальность . Исследователи сходятся во мнении, что стиль Довлатова сугубо индивидуален, исключителен, и характеризуют творческую манеру писателя как эссеистичную, намеренно дискретную, либеральную с этической точки зрения и т.д.
Между тем, с нашей точки зрения, большинство специфических черт, характеризующих творческую индивидуальность Довлатова, ставшую объектом нашего исследования, можно обозначить как проявление публицистического начала в творчестве писателя. Публицистическая доминанта находит выражение и собственно художественной прозе Довлатова, и в его эпистолярном наследии и в так называемой «филологической прозе». Последние два пласта мы объединяем термином «метапублицистика». Формы и инструменты проявления публицистического начала в творчестве Довлатова составляют предмет данного исследования.
Прежде чем обозначить цели и задачи исследования, следует охарактеризовать понятия «публицистичность» и «публицистическое начало». Вопрос о сути данных явлений был предметом особенно активных споров в науке о литературе и литературной критике на протяжении нескольких десятилетий - с 60-х по 80-е годы прошлого века. По словам Ю. Суровцева, таких тенденций, как «подъем, рост собственно публицистических жанров, которые приобретали все больший авторитет внутри широкого спектра форм творчества8, и «поворот к публицистичности как явной и авторитетной... черте состояния самых различных жанров и тематическо-проблемных срезов»9, не заметить в то время было невозможно. К началу 80-х гг. стало очевидно, что публицистика стремительно и
5 См.:Власова Ю.Е. Жанровое своеобразие прозы С.Довлатова: дисс. ...канд. филол. н. - М., 2001.
6 См:Погосян Н.В. Коммуникативные стратегии в прозе С. Довлатова («Ремесло», «Наши», «Чемодан»): дисс. ...канд. филол.н. - М., 2012.
7 См.:Вейсман И.3. Ленинградский текст Сергея Довлатова: дисс. ...канд. филол. н. - Саратов, 2005.
8 Суровцев Ю. О публицистике и публицистичности//Знамя. - М., 1986. - №10. - С.208.
9 Там же.
органично влилась в литературный процесс. Тем не менее, представление об этом явлении было довольно размытым.
Одна из первых попыток преодоления терминологической разноголосицы и создания полноценной (с учетом разных точек зрения) характеристики публицистического творчества была предпринята Е.П. Прохоровым, который подчеркивал, что разночтения в трактовке рассматриваемого нами термина - признак незрелости теоретического знания: «Один публицистикой считает только очерковую прозу, другой резко разграничивает очерк и публицистику, третий удивляется, почему репортаж отлучают от публицистики, четвертый видит родовую примету в ясной социальной позиции, пятый относит к публицистике всю совокупность жанров газетной и журнальной периодики - от заметки до передовой, деловой корреспонденции и пропагандистской статьи, шестой резко противопоставляет «писательский» очерк газетной публицистике»10. Что касается причин подобных противоречий, то Прохоров связывает их с тем, что «явление не видится в целом, что каждый раз в поле зрения оказывается лишь небольшой сектор явления»11. К такому «сектору» можно отнести, в частности, острую социальную (социально-политическую) направленность публицистического текста, которая, безусловно, является его важнейшей характерной особенностью. Однако определять данным критерием суть публицистики едва ли возможно, поскольку речь идет о более глубоком и значительном явлении.
Еще одна специфическая черта публицистики, которой нередко подменяют определение ее сущности, - логичность и стройность развиваемой автором мысли, зачастую не отягощенной «лишней» художественностью. Именно с таким пониманием публицистики мы сталкиваемся, читая характеристику, которая была дана журналом «Вопросы
10 Прохоров Е.П. Искусство публицистики. - М., 1984. - С. 10.
11 Там же.
литературы» (1978 г.) одной из книг: «Публицистический трактат с откровенным минимумом художественных претензий»12.
Стоит сказать, что противопоставление художественного и публицистического считалось разумным на протяжении десятков лет. Одним из первых об этом заговорил Г.В. Плеханов в рецензии на пьесу М. Горького «Враги». «Художник не публицист, - утверждал Плеханов. - Он не рассуждает, а изображает. Тот художник, который изображает классовую борьбу, должен показать нам, как определяется ею душевный склад действующих лиц, как она определяет собою их мысли и чувства»13.
Подобный подход к проблеме соотношения художественной и публицистической составляющих текста надолго закрепился в науке. Его несостоятельность начинает обнаруживать себя именно в 80-е гг., на которые приходится расцвет публицистики. Об этом, в частности, пишет Ю.Суровцев, настаивающий на том, что «публицистичность не противоположна художественности»14. По его словам, публицистичность «может и не соединиться, не слиться с художественностью в эстетическую цельность -так бывает часто. Но может и соединиться, слиться, образовав цельность эстетически особую. Публицистичность способна не то что лишь мирно ужиться с психологизмом, пластикой, игрой воображения, со всем тем, что привычно считать средствами художественности, но и сама обогащать их собою, и подпитываться ими, и взаимодействовать с ними, постоянно расширяя собственные возможности»15.
Однако вернемся к характерным чертам публицистики, которые в разные годы отмечались теми или иными исследователями. Так, В. Оскоцкий в своей рецензии на роман Федора Абрамова «Дом», опубликованной в 1979 году в «Литературном обозрении», под публицистическим началом, которое
12 Мулярчик А. В погоне за бегущим временем//Вопросы литературы, 1978. - №.10. - С. 142.
13 Плеханов Г.В. Искусство и литература. - М., 1948. - С.738.
14 Суровцев Ю. Публицистика и публицистичность//Знамя, 1986. - №4. - С.210.
15 Там же.
прослеживается в тексте, подразумевает «обнаженность вопросов» 6, а также некую назидательность и прямолинейность. В результате само слово «публицистика» приобретает негативную коннотацию, а значимость, фундаментальность явления, скрывающегося под этим термином, вызывает лишь скепсис.
При описании теоретической модели публицистики, с нашей точки
зрения, следует отталкиваться от семантического наполнения термина. По
мнению В.Н. Фоминых, слово «публицистика» употребляется по крайней
мере в трех значениях, и первые два непосредственно связаны с теорией
журналистики. Во-первых, это «образец журналистского мастерства»17.
Такая трактовка термина позволяет исследователям включать в разряд
публицистики (помимо ее образцов в родовом смысле слова) «и яркие
работы популяризаторов, и острые теоретические статьи, и актуально
18
звучащие исторические сочинения - все, что вызывает интерес» общественности. Во-вторых, под публицистикой часто понимают группу аналитических жанров, которые отличаются от информационных прежде всего тем, что в них четко прослеживается авторская позиция. Наконец, в-третьих, публицистика - «особый, обладающий специфическими внутренними закономерностями род творчества»19.
Из перечисленных вариантов последний ракурс рассмотрения проблемы является, по нашему мнению, наиболее глубоким. Однако он, разумеется, требует уточнений, прежде всего потому, что специфика публицистики определяется не только ее внутренними свойствами.
ЛЛ
«Публицист не регистратор, а исследователь, политический боец» , -подчеркивает М.С. Черепахов, говоря об особом, исключительном предназначении публициста. Ответ на вопрос, чему служит публицистика и
16 Оскоцкий В. Что же случилось в Пекашине?//Литературное обозрение, 1979. - №5. - С.48 - 49.
17 Фоминых В.Н. К спорам о публицистике. Журналистика развитого социализма. - Свердловск, 1980. -С.68.
18 Прохоров Е.П. Искусство публицистики. - M., 1984. - С. 17.
19 Там же С. 18.
20 Черепахов М.С. Проблемы теории публицистики. - М., 1973. - С.65.
чего в конечном счете добивается публицист, представляется нам довольно
значимой задачей.
Как уже было сказано, публицистика - особая творческая форма. Одна
из ее специфических особенностей кроется в этимологии слова «publicus»
(лат. «общественный»), которое наводит на мысль не только о тематической
направленности публицистического текста (в его основе - социально
значимая проблема), но и о задачах самого автора, который, с одной стороны,
выражает, а с другой - формирует общественное мнение.
Стоит отметить, что общение автора с аудиторией не является
односторонним процессом, ведь предмет «беседы» вызван интересами
социума. Говоря иначе, «публицистика выступает и как субъект воздействия,
и как объект влияния. Это взаимодействие и открывает возможность для
21
превращения частного интереса во всеобщий» . Осознание влияния общественной среды на публицистическое творчество логически приводит нас еще к одной отличительной черте публицистики - она всегда заявляет о себе остротой актуальности. Причем злободневная проблема в
публицистике раскрывается с опорой на позицию автора, который стремится
00
не только «высказать мысль, но и утвердить ее в общественном мнении» .
Таким образом, публицистическое начало в тексте всегда связано с субъективностью. Интерпретируя те или иные события, публицист ставит перед собой задачу сделать свою трактовку факта общей, то есть, определенным образом повлиять на общественное сознание. Публицистический текст в определенном смысле - «целенаправленное
23
социальное действие» , так как он обязательно имеет идеологический модус и предполагает социальную значимость.
Именно поэтому многие исследователи ставят убеждающее начало в публицистическом тексте на передовую позицию. Довольно глубоко данный
21 Черепахов М.С. Проблемы теории публицистики. - М., 1973. - С.68.
22 Там же С. 208.
23 Клушина Н.И. Лингвистика убеждения: интенциональные категории публицистического текстаУ/Медиаскоп, 2008. - №.1 http://www.mediascope.ru/node/67.
вопрос рассматривается в научных трудах М.И. Скуленко. Деление целевых установок публицистики на социально-педагогические (воспитание, образование, обучение) и информационно-познавательные (эта концепция была предложена Е.П. Прохоровым24) исследователь считает не совсем корректным. Причин несколько: во-первых, социально-педагогические цели, к которым, в частности, относятся воспитание, образование и обучение, «достигаются не только публицистикой, но и многими другими текстами,
25
рассчитанными на массовую аудиторию» . По мнению ученого, публицист скорее ставит цель «формирования активной жизненной позиции, готовности человека к действию, чаще всего действию безотлагательному»26, то есть цель социального ориентирования. Что же касается информационно-познавательных целей, то они, как отмечает Скуленко, и вовсе не являются определяющими для публицистики: «Публицистика преследует цель не столько информирования, сколько анализа, толкования, оценки фактов» .
В то же время исследователь подчеркивает, что сводить цели публицистического творчества к выработке социального ориентирования было бы заблуждением. По мнению Скуленко, публицистика имеет явную идейно-воспитательную направленность, которая, в частности, была характерна для советской публицистики.
Еще одна группа целей, выделяемая ученым, - регулятивная, под которой понимается «направленность публицистики на выполнение тех или иных непосредственных задач, стоящих в данный момент перед обществом. В этом отношении публицистика выступает не только орудием идейно-политического влияния, не только инструментом формирования массовых суждений по социально значимым вопросам, но и средством мобилизации
24 Прохоров Е.П. Публицист и действительность. - М., 1973. - С.116.
25 Скуленко М.И. Убеждающее воздействие публицистики. - М., 1986. - С. 19.
26 Там же.
27 Там же.
общественных усилий на решение практических задач, связанных с различными сторонами общественного бытия» .
Убеждая аудиторию в чем-либо, стремясь к конечной цели, публицист решает ряд задач: привлечение внимания аудитории к тому или иному событию, явлению; побуждение аудитории к принятию оценки действия, предложенной автором (получение «согласия» читателей, слушателей и т.д.); создание устойчивого отношения к обсуждаемому явлению; выработка убежденности; побуждение к действию; воспитание привычек, сложившегося способа поведения29.
Очевидно, что целенаправленная деятельность осуществляется за счет определенных средств. И здесь мы снова возвращаемся к вопросу о логическом и художественном в публицистике, которые служат достижению поставленных перед собою писателем целей. При осмыслении какого-либо явления (события, ситуации и т.д.) публицист вправе пользоваться как научными (логическими) средствами, так и художественными, не ущемляя в правах ни те, ни другие. По выражению Е.П. Прохорова, публицист «ярко выписывает картины жизни, характеры, внутреннее состояние автора и вместе с тем прибегает к строгим приемам анализа, логической аргументации, четкой структуре научного доказательства»30.
Если говорить о более конкретных средствах, можно выделить рациональные, эмоциональные, логические и психологические. Совокупность перечисленных факторов, собственно говоря, и являет собой главное орудие публицистики. Рациональное начало находит выражение в событийной, интерпретирующей, а также в базисной информации. Эмоциональная составляющая, в свою очередь, включает в себя несколько аспектов: вовлечение аудитории в процесс познания (приобщая читателя к процессу познания, публицист получает возможность влиять на эмоциональную сферу личности); документальность как способ отражения фактов (воспроизведение
28 Скуленко М.И. Убеждающее воздействие публицистики. - М., 1986. - С.20.
29 Там же С.20 - 23.
30 Прохоров Е.П. Искусство публицистики. - М., 1984. - С.67.
точной картины событий нередко является залогом убеждающего успеха текста); выражение авторского отношения к освещаемым событиям (заинтересованность или даже одержимость публициста проблемой является явной и оказывает воздействие на аудиторию); использование средств художественной выразительности.
Разумеется, рациональное и эмоциональное никогда не представлены в тексте изолированно - они выступают в различного рода сочетаниях друг с другом. «Только соединение рационального и эмоционального начал может дать в публицистике убеждающий эффект достаточной глубины и силы»31, -полагает М.И. Скуленко.
К логическим средствам относятся, в первую очередь, формы мысли (понятия, суждения, умозаключения), логические операции с ними, соблюдение законов логики, логичность композиции произведения.
Основными чертами психологических средств публицистики являются следующие: связь текста с актуальными общественными потребностями и интересами, учет психологических особенностей личности и социальных групп, учет специфических характеристик аудитории (уровень образованности, информированности, компетентности и т.д.).
Таким образом, публицистическое начало в прозе обнаруживается благодаря следующим характеристикам текста:
■ активная авторская позиция (автор выражает свое мнение открыто, напрямую);
■ субъективность;
■ повышенная эмоциональность;
■ суггестивность;
■ острая актуальность.
Безусловно, «перечень» признаков публицистического начала в тексте можно расширить - нами обозначены лишь основополагающие характеристики. Тем не менее, необходимо сказать и о тех чертах
31 Скуленко М.И. Убеждающее воздействие публицистики. - М., 1986. - С.33.
публицистики, которые связаны с поэтикой. Как утверждает Е.П. Прохоров, поэтика применительно к публицистике - «это изучение жанров и видов, особенностей и своеобразия понятийно-логической и эмоционально-образной системы аргументации и убеждения, способов выявления авторского «я» и выражения его оценок, отношений и мнений, способов и
Л-}
средств общения с аудиторией, стилистики публицистической речи» .
Из перечисленных аспектов поэтики, пожалуй, наибольшей значимостью отличается тот, который связан с авторской позицией,
л л
поскольку "«я» публициста - это организующее начало произведения" .
Любопытно сравнить степень присутствия автора в художественном и публицистическом произведении. Очевидно, что художественный текст представляет собой некое автономное образование, «замкнутое бытие, вмещенное в сознание автора»34. Мир художественного произведения, равно как и автор, в той или иной степени дистанцирован от реальности и от читателя как ее представителя. Однако отличительной особенностью публицистики является то, что автор в ней «практически идентичен личности публициста. Он - лицо реально существующее, хорошо известное многим читателям, пользующееся их расположением. Личный престиж публициста приобретает огромное значение. Для читателя особенно важно, что автор-публицист предстает не только как носитель определенных идей, но и как "«один из нас», как «просто человек» со своими взглядами, вкусами, привычками" .
В связи с этим закономерным является тот факт, что зачастую в публицистике совершенно явно прослеживается (авто)биографический элемент, который позволяет выявить суть общего через частное, раскрыть глобальную тему через индивидуальный план. «Биографическая авторская
32 Прохоров Е.П. Искусство публицистики. - М., 1984. - С.288.
33 Там же С.307.
34 Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики. - М.,1982. - С.75.
35 Там же С.76.
линия в публицистике помогает отражению острых моментов истории»36, -справедливо отмечает по этому поводу М.И. Стюфляева.
Таким образом, связь между автором и читателем в публицистике является непосредственной, прямой - не опосредованной, как в случае с художественной литературой, где об авторской позиции читатель судит благодаря ремаркам, содержанию монологов героев, их характеристикам и т.д.
Однако нередки и случаи злоупотребления доверием читателя к публицистике, «когда повествование скреплено авторскими «приключениями мысли»37. Их содержание порождается «авторскими вопросами и
"38
размышлениями по поводу явлении жизни» , которые порой откровенно субъективны. Подобный «субъективистский эссеизм» следует отличать от публицистики.
Открытое взаимодействие публициста с читателем в значительной степени определяет особенности публицистического сюжета, который в большинстве случаев преподносится как «размышление автора о делах и
3 9
людях» . По мнению М.И. Стюфляевой, сюжет публицистического текста «может слагаться за счет развития отношений на трех различных ступенях: симпатии и антипатии героев дополняются отношениями автора и героев; этот сложный конгломерат осваивается в ходе общения автора и читателя. Наконец, центр тяжести сюжета может переместиться в область взаимоотношений автора и читателя»40.
Кроме того, с проблемой авторского «я» в публицистике тесно связан вопрос об организации текста в зависимости от того, насколько сильно автор включен в повествование. В зависимости от степени явности присутствия публициста в произведении можно выделить несколько типологических вариантов повествования.
36 Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики. - М.,1982. - С.77.
37 Прохоров Е.П. Искусство публицистики. - М.,1984. - С.295.
38 Там же.
39 Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. - М., 1969. - С. 142.
40 Стюфляева М.И. Поэтика публицистики. - Воронеж, 1975. - С. 115 - 116.
Во-первых, автор может находиться «за кулисами» и давать своеобразные «публицистические поручения своим героям»41. Этот тип повествования Е.П. Прохоров называет «овечкинским», отмечая, что в «Районных буднях» известного советского публициста В. Овечкина он достиг самого четкого выражения.
Во-вторых, «простейшая и чаще всего используемая форма повествования - это раскрытие темы самим публицистом, свидетелем и комментатором фактов, событий, сцен, открыто и активно ведущим исследование»42.
Еще одно «амплуа» публициста - свидетель-исследователь. Такая позиция была близка, в частности, А. Аграновскому, Ю. Черниченко, И.Васильеву и многим другим советским публицистам, которые предпочитали открыто строить повествование, предлагать «свое мнение о
43
незаконченном движении и не полностью раскрывшемся характере» .
Помимо всего прочего, автор может выступать в публицистическом тексте и как герой повествования, который имеет возможность наблюдать за ситуацией изнутри. «Повествование в таких случаях практически всегда идет по рельсам фабулы, подчиняясь событийному движению жизни»44.
Что касается композиции публицистического текста, то она, вопреки распространенному мнению, не должна быть свободной. Организация публицистического произведения может быть таковой лишь до тех пор, пока это не наносит ущерба ядру повествования, концепту, ради которого, собственно, и пишется текст. Публицистическое произведение строится, прежде всего, «с учетом требований максимальной информативности и Бездейственности»45, поскольку это его ключевые особенности. Тем не менее, нельзя не признать, что креативность композиции часто становится своеобразным обертоном, который придает повествованию особый колорит.
41 Суровцев Ю. О публицистике и публицистичности//Знамя. - М.,1986. - №10. - С.220.
42 Прохоров Е.П. Искусство публицистики. - М., 1984. - С.297.
43 Там же С. 299.
44 Там же С.305 - 306.
45 Белянин В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста. - М., 1988. - С.43.
Е.П. Прохоров выделяет несколько типов композиции публицистического произведения. Первый он характеризует как сюжетный тип, «когда все компоненты повествования подчиняются раскрытию характера»46. Второй организуется на фабульной основе (в этом случае «на первый план выступает забота публициста о передаче современности в ее наиболее ярких приметах»47). Третий тип композиционного строения публицистического текста можно обозначить как логический -соответствующий законам проблемно-аналитической публицистики.
Не менее важна и тема стилистики публицистического текста, а именно - выразительных средств языка, используемых для раскрытия центральной идеи произведения. Большинство исследователей сходятся во мнении, что основная задача публициста в процессе создания художественного образа -воплотить в нем свои переживания, причем таким образом, чтобы читатель ими «заразился». Создать художественный образ - значит передать читателю свое видение, свое состояние»48.
Специфика использования выразительных средств в публицистике определяется «спецификой газетно-публицистической экспрессии, обусловленной конструктивным принципом публицистической речи -открытой оценочностью, выражением авторского отношения к описываемому»49.
Как отмечает ряд ученых, одним из наиболее распространенных лексических средств художественной выразительности в публицистике является ирония, выполняющая в тексте одновременно несколько функций. Во-первых, возникает своеобразная игровая ситуация в коммуникации читателя с публицистом. То есть, ирония в данном случае способствует интеграции адресанта и адресата, без чего публицистика, как мы уже выяснили, не может обходиться. Во-вторых, «ирония скрывает за собой
46 Прохоров Е.П. Искусство публицистики. - М., 1984. - С.352.
47 Там же.
48 Ученова В.В. Три грани теории журналистики: гносеологические проблемы публицистики, публицистика и политика, у истоков публицистики. - М., 2009. - С.115.
49 Ипполитова Н.Б. Изобразительно-выразительные средства в публицистике. - Саранск, 1988. - С.10.
социальную оценку даже при кажущейся объективированной подаче факта. При этом в современных СМИ с помощью иронии может быть выражена вся шкала социальных оценок: от резко неодобрительных до весьма одобрительных»50.
Средства выразительности в публицистике, конечно, не ограничиваются лишь лексико-семантическими - средства синтаксиса (или как их принято называть, фигуры поэтического синтаксиса) используются авторами не менее активно, поэтому практически в каждом публицистическом произведении можно встретить анафоры, эпифоры, антитезы, инверсии, риторические вопросы и т.д. «Специфика публицистического стиля позволяет привлекать самые разнообразные средства усиления выразительности, поэтому для него обычно употребление элементов как книжного, так и разговорного синтаксиса»51, которые позволяют публицистике «наилучшим образом осуществить две ее важнейшие функции - информативную и воздействующую»52.
Каждое средство выразительности в публицистическом тексте выполняет, повторимся, совершенно конкретные функции. Например, инверсия служит прежде всего для усиления выразительности и преодоления стандарта, что крайне важно для публициста, поскольку банальность языка свидетельствует о банальности мысли; с помощью параллелизма может создаваться единая, стройная повествовательная картина (данная функция работает преимущественно в описаниях). Кроме того, этот прием используется для более полного раскрытия основной идеи произведения: «с его помощью отдельные части высказывания обобщаются для доказательства
53
главной мысли» (главным образом, в конце произведения).
Учитывая специфические свойства, имманентные публицистическому тексту, цель нашего исследования можно обозначить как изучение присущих
50 Морозова Е.А. Образ автора на фоне современной публицистической картины мира// Грани, 2003. - № 8. -С.32.
51 Ипполитова Н.Б. Изобразительно-выразительные средства в публицистике. - Саранск, 1988. - С.52.
52 Там же.
53 Там же С.61.
творческой манере Довлатова методов проявления в тексте публицистической доминанты.
Данная цель предусматривает решение следующих задач:
1. изучение основных социокультурных факторов развития творческой индивидуальности Довлатова, а именно - склонности писателя к «публицистической» интерпретации действительности;
2. характеристика редакторских способностей Довлатова, проявленных в ходе работы в эмигрантской газете «Новый американец»;
3. определение особенностей радиопублицистики Довлатова;
4. выделение ярко выраженной публицистической доминанты как одной из ключевых черт поэтики художественной прозы Довлатова, рассмотрение основных проявлений публицистического начала в художественной прозе писателя;
5. анализ эпистолярия и «филологической прозы» Довлатова на предмет присутствия в них публицистической составляющей.
Материалом исследования стали художественные (сборник рассказов «Чемодан», повести «Зона», «Заповедник», «Компромисс», «Ремесло», семейный альбом «Наши») и публицистические произведения Довлатова (очерки, входящие в состав «Колонок редактора», цикл радиоматериалов «Простые люди», радиоочерки «Тайна переписки», «Сергей Есенин»), эпистолярное наследие писателя и «филологическая проза» (тексты выступлений, лекций, рассказов на литературные темы).
Методология данного диссертационного исследования основывается на комплексном подходе, включающем использование биографического, историко-литературного, историко-сравнительного, сравнительно-типологического, интертекстуального и стилистического методов анализа.
Теоретико-методологической базой работы являются исследования отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам теории публицистики (работы Н.Б. Ипполитовой, М.И. Стюфляевой, Е.П. Прохорова, A.A. Тертычного, М.С. Черепахова и др.), особенностям языка публицистического текста (работы Н.И.Клушиной, Г.Я. Солганика и др.), специфике эпистолярного творчества (работы С.И. Гиндина, И.А. Лешутиной, Ф.А. Ноделя и др.) и «филологической прозы» (работы К.А. Кокшеневой, О.Ф. Ладохиной, В.И. Новикова и др.), проблемам поэтики Довлатова (работы И.Н. Сухих, А.Ю. Арьева, A.A. Гениса, И.З. Сермана, В.П. Высевкова, Г.А. Доброзраковой, Н.В. Погосяна и др.).
Положения, выносимые на защиту:
I. Значительное влияние на формирование «публицистического» мироощущения Довлатова оказали социокультурные условия, а именно - дух «шестидесятничества», популярность идеи индивидуализма и автономности существования личности (и, как следствие, популярность творчества американских писателей Э.Хемингуэя, У.Фолкнера и Ш. Андерсона), склонность к этическому либерализму, острый интерес к социальным и политическим коллизиям.
II. С.Довлатов - создатель индивидуального публицистического стиля, отразившегося на формате газеты «Новый американец». Главная заслуга Довлатова-редактора и наиболее яркого автора -налаживание «обратной связи с читателем», одним из «каналов» которой стали «Колонки редактора» - серия принадлежащих писателю очерков. Важнейшая особенность «Колонок» -интерактивность, проявившаяся в тематической «диверсификации» материалов, входящих в данную рубрику, тон интимного повествования, описание авторских перцептивных переживаний.
III. Ориентация на аудиторию - наиболее значимая особенность радиопублицистики Довлатова. О стремлении к коммуникации со слушателем-реципиентом говорит композиционная и стилистическая адаптация текстов радиопередач писателя, их лаконичность и простота с точки зрения речевого оформления.
IV. Наличие публицистической доминанты - одна из основных особенностей собственно художественной прозы Довлатова, играющая текстообразующую роль в целом ряде произведений писателя.
1. Главным публицистическим модусом в повести «Зона» являются «Письма к издателю». Их концептуальные особенности, имманентные публицистике - наличие утверждаемых автором идеологем, яркая коннотация как проявление суггестивного начала, использование «готовой» интерпретации как механизма убеждения.
2. В книге рассказов «Чемодан» главную публицистическую нагрузку несет детализация. Художественная деталь в сборнике -эксплицитное отражение авторской позиции, носитель публицистической коннотации.
3. Публицистическое начало в книге «Наши» обнаруживает себя прежде всего благодаря приему интимизации повествования, который является одним из публицистических средств и служит минимизации коммуникативного расстояния между автором и читателем.
V. Проявление публицистической доминанты обнаруживается в
«метапублицистике» Довлатова, объединяющей эпистолярное
творчество писателя и его «филологическую прозу». В
«метапублицистике» Довлатова реализуется коммуникативно-
прагматическая ось «Я - ТЫ» (ее характеристики - диалогизация,
политематичность текста, отражение особенностей речевого
19
этикета, синтез элементов различных функциональных стилей), более всего свойственная собственно публицистическому тексту.
VI. «Невидимое морализаторство» - универсалия творческой манеры Довлатова, суть которой состоит в соединении обыденного разговора с поучительными сентенциями, дидактикой, что, с одной стороны, не ущемляет достоинства читателя, а с другой -позволяет автору воздействовать на него.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования ее в специальных исследованиях, а также при подготовке лекций по истории русской литературы второй половины XX в., спецкурсов и спецсеминаров, посвященных проблемам поэтики произведений писателей-эмигрантов «третьей волны», в частности, произведений С.Довлатова.
Апробация работы проходила на VII Международной научно-практической конференции «Социально-гуманитарные и юридические науки: современные тренды в изменяющемся мире» (Краснодар, 2012), II Международной научно-практической конференции «Тенденции и перспективы развития современного научного знания» (Москва, 2012), V Международной научно-практической конференции «Язык и культура» (Новосибирск, 2013).
Основные положения диссертации нашли отражение в 8 публикациях, 4 из которых вышли в журналах, рецензируемых ВАК РФ.
Структура диссертации определяется указанными целью, задачами и методологическими установками настоящего исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, включающей 225 наименований, и приложения, содержащего расшифровки радиопередач С.Довлатова. Объем работы - 227 страниц.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Художественные искания И. С. Шмелева: Публицистический аспект1998 год, доктор филологических наук Ивченко, Екатерина Геннадьевна
Публицистические аспекты прозы В. Астафьева2011 год, кандидат филологических наук Курбанова, Самира Рамазановна
Русский роман 60-70-х гг. XIX века в контексте литературной критики и публицистики: на материале творчества И.А. Гончарова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.Г. Чернышевского2013 год, кандидат филологических наук Янина, Полина Евгеньевна
Малая проза в "Дневнике писателя" Ф.М. Достоевского: особенности жанровой природы и речевой организации2010 год, кандидат филологических наук Бакирова, Лена Рифхатовна
Проза Сергея Довлатова: поэтика цикла2004 год, кандидат филологических наук Воронцова-Маралина, Анна Альбертовна
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Ласточкина, Екатерина Васильевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследования есть основания сделать ряд выводов.
1. Публицистическое начало - текстообразующий фактор в прозе
Довлатова. Публицистическая доминанта находит выражение как в собственно художественных произведениях писателя (материалом нашего исследования стали повесть «Зона», «семейный альбом» «Наши», сборник рассказов «Чемодан»), так и в «метапублицистических» текстах - эпистолярии Довлатова и «филологической прозе» (на предмет наличия публицистической доминанты исследовалась переписка Довлатова с коллегами и друзьями И.Ефимовым, А.Арьевым, Л. Штерн, Н. Сагаловским, а также армейские письма, письма из Таллинна и Вены, адресованные родственникам писателя. В качестве материала исследования «филологической прозы» использовались тексты публичных выступлений Довлатова, а также «литературные» рассказы, вошедшие в сборник «Сентиментальный марш»).
2. «Письма к издателю» в составе повести «Зона» содержат целую парадигму публицистических категорий, служащих решению центральной коммуникативной задачи автора - утвердить свой авторитет в глазах аудитории, убедить читателя в истинности своих суждений. Одну из ключевых ролей в реализации коммуникативной стратегии убеждения в «Зоне» играют идеологемы. Нами была описана типология идеологем: творческие (связанные с творческой деятельностью); онтологические (философские); политические.
3. В сборнике рассказов «Чемодан» публицистическое начало обнаруживается благодаря приему детализации, который в русской классической литературе, как правило, используется для усиления художественной доминанты в тексте. Деталь у Довлатова выполняет иную функцию - она носитель яркой коннотации, способ выражения авторской позиции. Между тем коннотация в публицистике настолько же важна, как образность в художественной литературе, поскольку оценочность пронизывает все ярусы публицистического текста;
4. Интимизация повествования как публицистический прием широко используется в прозе Довлатова. Наиболее показательным примером использования стратегии минимизации коммуникативного расстояния между автором и читателем является книга «Наши». Основные средства создания «интимной» коммуникативной атмосферы в публицистическом тексте - прямое обращение к героям повествования, активное использование повелительного наклонения и местоимений первого лица множественного числа, риторические вопросы, модальные частицы, вариантные морфологические формы, присущие разговорной речи. Помимо интимизации повествования, публицистичность книги «Наши» определяется реализацией в ней публицистического принципа социальной оценочности.
5. В прозе Довлатова обнаруживается особый тип текста -«метапублицистический», который не является публицистикой как таковой, однако имеет явный «публицистический темперамент». «Метапублицистика» объединяет эпистолярное наследие Довлатова и «филологическую прозу».
Публицистичность эпистолярия определяется суггестивной установкой писем, реализацией в них прагматической стратегии влияния на читателя-реципиента.
Степень выраженности публицистической доминанты и способы ее проявления в письмах зависят от адресанта. Наибольшей публицистичностью отличаются письма, адресованные коллегам и друзьям Довлатова, близким к литературной среде.
Филологическими» произведения Довлатова, написанные на литературные темы, можно назвать с определенной долей условности ввиду отсутствия собственно исследовательской составляющей.
В «Филологической прозе» Довлатов выступает не в роли критика, литературоведа, а, равно как и в художественной прозе, в роли исследователя жизни, то есть в «амплуа» публициста.
Лекция «Блеск и нищета русской литературы» - квинтэссенция творческой программы Довлатова, выраженная с характерной для писателя публицистической настойчивостью.
6. Довлатов - создатель индивидуального публицистического стиля, наиболее полно реализованного в «Колонках редактора», выходивших на страницах эмигрантского еженедельника «Новый американец».
Публицистическим ядром «Колонок» является интерактивность -канал «обратной связи» с читателем.
Колонки» отличаются публицистической политематичностью. Тем не менее, в каждом очерке заметна центральная тематическая линия. Исходя из этого «Колонки» можно классифицировать на несколько групп: рассуждения о специфике газеты «Новый американец»; «советская» тема; «американская» тема.
Свойственные творческой манере Довлатова публицистические инструменты используются и в радиопублицистике писателя, в частности, в цикле передач «Простые люди» и в очерках «Сергей Есенин» и «Тайна переписки», выходивших в эфире радиостанции «Свобода».
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Ласточкина, Екатерина Васильевна, 2013 год
БИБЛИОГРАФИЯ
Источники
1. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 г.//Белинский В.Г. Собр. соч. в 3 т. - М., 1948. - Т.З. - С.766 - 845.
2. Бунин И. А., Бунина В. Н. Устами Буниных. Дневники. В 2 т.- М.: Посев, 2004.-Т. 1.-304 с.
3. Добролюбов H.A. Письмо С.Т. Славутинскому//Добролюбов H.A. Собрание сочинений в 9 т. - М.-Л.: Художественная литература, 1964.
- Т.9. - С.407 - 409.
4. Довлатов С. Встретились, поговорили. - СПб.: Азбука-классика, 2008.
- 528 с.
5. Довлатов С. Избранная проза. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 560 с.
6. Довлатов С.Д. Собрание сочинений в 4 т./ Сост. А.Арьев. - СПб.: Азбука-классика, 2006.
7. Довлатов С. Речь без повода.. .Или колонки редактора. - М.: Махаон, 2006.-430 с.
8. Кафка Ф. Письма Милене. - М. - Минск: Полифакт, 1991. - 48 с.
9. Писарев Д.И. Московские мыслители// Писарев Д.И. Собр. соч. в 4 т. -М.: Государственное издательство художественной литературы, 1956. — Т.1. - С.274 - 320.
Ю.Розанов В.В. Уединение. - М.: Политиздат, 1990. - 543 с. Н.Сергей Довлатов - Игорь Ефимов. Эпистолярный роман. - М.: Захаров, 2001.-463 с.
12.Терц А. Прогулки с Пушкиным//Терц А. Собрание сочинений в 2 т. -
М.: Старт, 1992. - T.l. - С.339 - 437. 1 З.Чехов А.П. Письмо А.И. Плещееву// Полн. собр. соч. и писем в 30 т. -М.: Наука, 1976. - Т.З. - С. 185 - 187.
Н.Чехов А.П. Письмо A.C. Суворину// Поли. собр. соч. и писем в 30 т. -М., 1977. - Т.4. - С.53 - 54.
15.Эренбург И. И. Виза времени//Эренбург И.И. Собр. соч. в 9 т. - М., 1966.-Т.7.-С.283 -587.
Литература
16.Аверинцев С.С. Пушкин - другой.. .//Независимая газета, 1999. - № 22 -2 июня. - С. 9.
17.Аверинцев С.С. Язык как совместное обладание эпох и поколений // Связь времен (наука - традиции культуры - новое видение мира). - М., 2001.-С. 59-67.
18.Агамалян А. Человек, который смеялся// О Довлатове: статьи, рецензии, воспоминания. - Тверь: Другие берега, 2001. - С.55 - 64.
19.Акишина A.A. Письмо как один из видов текста//Русский язык за рубежом, 1982. - № 2. - С.57 - 63.
20.Акишина A.A., Формановская Н.И. Этикет русского письма. - М.: Ленанд, 2008. - 208 с.
21.Алейников В. Довлатов и другие. - М.: София, 2006. - 192 с.
22. Американский Довлатов. Беседа Ирины Чайковской с Соломоном Волковым// Звезда, 2011. - №9. - С.147 - 160.
23.Амусин М. Эпистолярный роман о дружбе и недружбе//Нева, 2003. -№9. - С.204 - 210.
24.Анастасьев Н. «Слова - моя профессия»: О прозе Довлатова//Вопросы литературы, 1995. - №1. - С.З - 23.
25.Андрулайтис Л. «Дневник писателя» Ф.М. Достоевского как прообраз сетевой журналистики/Юктябрь, 2005. - № 12. - С. 17 - 24.
26.Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей в 2 т. - М.: ТЕРРА -Книжный клуб, 1994.
27.Ардаудов М.П. Психология литературного творчества. - София: Наука и искусство, 1965. - 485 с.
28.Арьев А. Дорога в новую реальность (О прозе Сергея Довлатова)//Довлатов С.Д. Встретились, поговорили. - СПб., 2008. -С.5 - 8.
29.Арьев А. История рассказчика// О Довлатове: статьи, рецензии, воспоминания. - Тверь: Другие берега, 2001. - С.33 - 55.
30.Арьев А. Сергей Довлатов. Девять писем Тамаре Уржумовой//Звезда, 2000.-№8.-С. 19-26.
31.Арьев А. Театрализованный реализм. О повести Сергея Довлатова «Филиал»//3везда, 1989. - №10. - С. 15 - 22.
32.Баринова Е.Е. Метатект в постмодернистском литературном нарративе (А. Битов, С.Довлатов, Е. Попов, Н. Байтов): дисс. ...канд. филол. н. -Тверь, 2008.- 189 с.
33.Батчан А. «Новые американцы» в поисках Довлатова// О Довлатове: статьи, рецензии, воспоминания. - Тверь: Другие берега, 2001. - С.72 -76.
34.Бахтин М.М. О различии авторитарного и внутренне убедительного слова// Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Художественная литература, 1975. - С. 126 - 154.
35.Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Москва, 1979. -167 с.
36.Белецкий А.И. Об одной из очередных задач историко-литературной науки // Белецкий А.И. Избранные труды по теории литературы. - М.: Просвещение, 1964. - С. 25 - 41.
37.Белунова Н.И. Дружеские письма творческой интеллигенции конца XIX - начала XX века. Жанр и текст писем. - СПб., 2000. - 140 с.
38.Бельчиков Ю.А. Интимизация изложения//Русская речь, 1974. - № 6. -С. 38-43.
39.Белянин В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста. - М.: Изд-во Московского университета, 1988. - 124 с.
40.Березина В.Г. К истории слов «публицистика» и «публицист»//Вестник ЛГУ, 1971. - №20. - С.41 - 49.
41.Бондаренко В. Плебейская проза Сергея Довлатова// Наш современник, 1997. -№ 12.-С.258.
42.Борев Ю.Б. Искусство интерпретации и оценки. - М.: Советский писатель. - 400 с.
43.Боровиков С. Крюк: ненаписанный филологический роман// Знамя, 2002.-№ 11.-С.10- 11.
44.Брайант Д., Томсон С. Основы взаимодействия СМИ. - М.: Издательский дом «Вильяме», 2004. - 432 с.
45.Бремон Т. Логика повествовательных возможностей// Семиотика и искусствометрия. -М.: Мир, 1972. - С. 108 - 135.
46.Бродский И. О Сереже Довлатове// О Довлатове: статьи, рецензии, воспоминания. - Тверь: Другие берега, 2001. - С.64 - 72.
47.Брудный A.A. Понимание как философско-психологическая проблема//Вопросы философии, 1975. - № 10. - С.57 - 69.
48.Будылин И.Пушкинский заповедник в художественной литературе// О Довлатове: статьи, рецензии, воспоминания. - Тверь: Другие берега, 2001. - С.76 - 83.
49.Булаховский Л.А. Русский литературный язык первой половины XIX века. Фонетика. Морфология. Ударение. Синтаксис. - М.: Изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1954. - 468 с.
50.Бушмин A.C. Имя литературного героя// Страницы истории русской литературы. - М.: Наука, 1971. - С.86 - 91.
51 .Вайль П. Сергей Довлатов. Между реальностью и словесностью.
Девять вопросов о писателе к 60-летию со дня рождения//Новое время, 2001. - № 37. - С.38 - 40.
52.Васильев В.А. Формирование представлений о басенном творчестве И.А. Крылова на уроках и внеклассных занятиях по литературе в средней школе: дисс. ...канд. пед. н. - М., 2004. - 198 с.
53.Вачнадзе Г.Н. Антенны направлены на Восток. Формы и методы империалистической радиопропаганды на страны социализма. - М.: Политиздат, 1977. - 239 с.
54.Вейсман И.З. Ленинградский текст Сергея Довлатова: дисс. ...канд. филол. н. - Саратов, 2005. - 212 с.
55.Винкель X. «Эпистолярный жанр устарел». По поводу анахронизма одного жанра и его обновленной инсценировки//Культура и власть в условиях коммуникационной революции XX в. - М., 2002. - С.209 -226.
56.Виноградова Е.М. Закономерности и аномалии эпистолярного повествования в художественном произведении// Русский язык в школе, 1991. - №6. - С.53 - 58.
57.Винокур Г.О. Введение в изучение филологических наук. - М.: Лабиринт, 2000. - 192 с.
58.Власова Ю.Е. Жанровое своеобразие прозы С.Довлатова: дисс. .. .канд. филол. н. - М., 2001.- 189 с.
59.Вознесенская O.A. Проза Сергея Довлатова. Проблемы поэтики: дисс. ...канд. филол. н.-М., 2000. - 178 с.
60.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. -93 с.
61.Высевков В.П. Функции писем в структуре повести С.Довлатова «Зона»//Критика и семиотика, 2006. - №3. - С. 115 - 116.
62.Гаврилов А. Кишки наружу // Книжное обозрение, 2001. - №5. - С.6.
63 .Галинская И.Л. Потаенный мир писателя //О психологии творчества и
восприятия искусства. - М. - СПб., 2007. - С.377 - 394.
64.Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М.: КомКнига, 2005. - 144 с.
65.Генис А. Довлатов и окрестности. - М.: Астрель, 2011. - 736 с.
66.Генис А. Каботажное плавание// Генис А. Частный случай. Филологическая проза. - М., 2009. - С.9 - 22.
67.Генис А. Метафизика ошибки
http ://archive. svoboda. org/programs/cicles/dovlato v/ dovlatov. 05. asp.
68.Генис А. Сад камней // О Довлатове: статьи, рецензии, воспоминания. -Тверь: Другие берега, 2001. - С.83 - 90.
69.Гиндин С.И. Биография в структуре писем и эпистолярного поведения//Язык и личность. - М., 1989. - С.63 - 76.
70.Гинзбург JL О документальной литературе и принципах построения характера//Вопросы литературы, 1970. - № 7. - С.63 -91.
71.Глэд Дж. Беседы в изгнании: русское литературное зарубежье. - М.: Кн. палата, 1991.-320 с.
72.Гончаров П.А. Творчество В.П. Астафьева в контексте русской прозы второй половины XX века: дисс. .. .докт. филол. н. - Тамбов, 2004. -404 с.
73.Горохов В.М., Дзялошинский И.М. Масс-медиа: творчество и институты//Меадиаскоп, 2012. - №2 http://www.mediascope.ru/node/l219
74.Граймз У. Роман о преступлении и наказании сибирским морозом
(С.Довлатов. Зона. Записки надзирателя) //Звезда, 1994. - № 3. - С.45 -51.
75.Данкер З.М. Функционально-семантическая организация текста частного письма: автореф. дис. ... канд. филол. н. - СПб.,1992. - 26 с.
76.Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. Некоторые особенности личности и профессиональной деятельности. -М.: изд-во «Восток», 1996. - 302 с.
77.Дзялошинский И.М. СМИ и общественные институты: перспективы взаимодействия//Медиаскоп, 2008. - №2 http://www.mediascope.ru/node/223
78.Доброзракова Г.А. «Говорящие» фамилии персонажей Сергея Довлатова// Русская речь, 2012. - № 3. - С.39 - 46.
79.Доброзракова Г.А. Мифы Довлатова и мифы о Довлатове. - Самара, 2008. - 146 с.
80.Доброзракова Г.А. Поэтика С.Д. Довлатова в контексте традиций русской литературы XIX - XX веков: автореф. дисс. .. .докт. филол. н. -М., 2012.-50 с.
81.Доброзракова Г.А. Тургеневские традиции в повести С.Довлатова «Филиал» //Русский язык в школе, 2010. - №6. - С.42 - 47.
82.Довлатова Е. «Он мечтал о домике, шортах и своем огороде»// Литературная газета, 1995. - 16 авг. - С.6.
83.Дочева К.Г. Идентификация личности героя в творчестве Сергея Довлатова: дисс. ...канд. филол. н. - Орел, 2004. - 197 с.
84.Ермошин Ф.А. Автор и читатель в публицистике Ф.М.Достоевского 70-х гг. XIX в.: автореф. дисс. ... канд. филол. н. - М., 2009. - 34 с.
85.Ерофеев В. Дар органического беззлобия/Югонек, 1990. - № 24. - С. 13 - 17.
86.Житинев A.A. Интимизация как художественная стратегия: опыт Серебряного века//Вестник ТГУ, 2010. - № 4.- С.7 - 10.
87.Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. - М.: Мысль, 1969. - 399 с.
88.Зверев А. Записки случайного постояльца //О Довлатове: статьи, рецензии, воспоминания. - Тверь: Другие берега, 2001. - С. 176 - 198.
89.3енкин С.Н. От текста к культу//Культ как феномен литературного процесса: автор, текст, читатель. - М., 2011. - С. 133 - 139.
90.3доровега В.И. Слово тоже есть дело. - М., 1979. - 174 с.
91.3обнина Э.М. Художественная деталь и ее функция в произведении// Русская словесность, 2010. - № 6. - С.47 - 51.
92.Зубарева Е.Ю. Проза русского зарубежья (1870 - 1880-е годы). - М.: Изд-во Московского университета, 2000. - 110 с.
93.Иванова Н. Чужие письма читать рекомендуется//Знамя, 2001. - № 5. -С. 214-216.
94.Иванова С. Нелишний человек// О Довлатове: статьи, рецензии, воспоминания. - Тверь: Другие берега, 2001. - С.90 - 94.
95.Ипполитова Н.Б. Изобразительно-выразительные средства в публицистике. - Саранск, 1988. - 189 с.
96.Кайда Л.Г. Композиционная поэтика публицистики. - М.:Флинта, 2006. - 144 с.
97.Камянов В. Свободен от постоя// О Довлатове: статьи, рецензии, воспоминания. - Тверь: Другие берега, 2001. - С.94 - 102.
98.Каргашин И. «Освобожденное слово» // О Довлатове: статьи, рецензии, воспоминания. - Тверь: Другие берега, 2001. - С. 102 - 125.
99.Карпов A.C. Сергей Довлатов//Литература русского зарубежья. - М.: Флинта, 2006. - С.531 - 543.
100. Карпов A.C. Сергей Довлатов, или Высокое искусство анекдота //Литературная учеба, 2003. - №6. - С. 131 - 140.
101. Карпов A.C. Свой среди своих: О прозе Сергея Довлатова//Русская словесность, 1996. - №2. - С.41 - 46.
102. Ким Хен Чон. Книга Довлатова «Наши» и традиции семейного романа: автореф. дисс... канд. филол. наук. - СПб., 2009. - 19 с.
103. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. - М., 1992.- 195 с.
104. Кларк К. Души ГУЛАГа //Звезда, 1994. - № 3. - С.31 - 39.
105. Клушина Н.И. Лингвистика убеждения: интенциональные категории публицистического текста//Медиаскоп, 2008. - №1 http://www.mediascope.ru/node/67.
106. Клушина Н.И. Интенциональные категории публицистического текста (на материале периодических изданий 2000 - 2008 гг.): автореф. ДИСС...ДОКТ. филол. н. - М., 2008. - 56 с.
107. Клушина Н.И. Язык публицистики: константы и переменные//Русская речь, 2004. - № 3. - С. 51 - 54.
108. Ковалев В. Мастерство писателя и публициста. - М.: МедиаМир, 2007.- 183 с.
109. Коваленко А.Г. Конфликт в авторе как текстопорождающий принцип // Мир литературы. - М.: РУДН, 2010. - С. 44 - 57.
110. Ковалова А., Лурье Л. Довлатов. - СПб.: Амфора, 2009. - 441 с.
111. Кокшенева К. Заколоченное окно. «Филологический роман» и художественный вымысел// Москва, 2000. - №1. - С. 171-172.
112. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. -М.: Просвещение, 1972. - 113 с.
113. Корман Б.О. Итоги и перспективы изучения проблемы автора // Страницы истории русской литературы. - М.: Наука, 1971. - С. 199 -207.
114. Корман Б.О. Практикум по изучению художественного произведения. - Ижевск, 2003. - 271 с.
115. Красных В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникаций. - М.:ИТДГК «Гнозис», 2001. — 270 с.
116. Кривулин В. Поэзия и анекдот //Звезда, 1994. № 3. - С. 122 - 123.
117. Кройчик Л.Е. О некоторых тенденциях развития российской публицистики/ААкценты. - Воронеж, 2002. - № 7 - 8. - С. 12 - 19.
118. Кудинова Л.В. Автор - текст - аудитория: проблемы диалога в публицистике: автореф. дисс. ...канд. филол. н. - Воронеж, 2009. - 25 с.
119. Кудинова Л.В. Проблема функционирования и восприятия публицистического текста аудиторией в условиях глобализации// Коммуникация в современном мире: материалы Всероссийской
научно-практической конференции «Проблемы массовой коммуникации». - Воронеж, 2007. - С. 49 - 51.
120. Кузнецов И. «Звезда» Довлатова //Литературная газета, 1994. - № 24 от 15 июня. - С. 4.
121. Курицын В. Вести из филиала, или Дурацкая рецензия на прозу Сергея Довлатова//Литературное обозрение, 1990. - №12. - С.41 - 42.
122. Ладохина О.Ф. Филологический роман как явление историко-литературного процесса XX века: дисс. ...канд. филол.н. -Северодвинск, 2009. - 187 с.
123. Ланин Б. Проза русской эмиграции (третья волна). - М.: Новая школа, 1997.-205 с.
124. Лебедев А. Сергей Довлатов: классический профиль//Русская мысль, 1996. - №4130 (13 - 19 июня). - С.13.
125. Левидов A.M. Литература и действительность. - Л., 1987. - 432с.
126. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Сергей Довлатов//Русская литература XX века (1950-1990-е годы) в 2 т. - М.: Академия, 2008. -Т.2. - С.598 - 610.
127. Лешутина И.А. Эпистолярный стиль в стилистической системе русского языка первой трети XIX столетия//Филологические науки, 2004.-№3.-С.43-50.
128. Липовецкий М. «Учитесь, твари, как жить» (паранойя, зона и литературный контекст)//Знамя, 1997. - №5. - С. 199 - 211.
129. Лукина М.М., Фомичева И. Д. СМИ в пространстве Интернета. -М.: Изд-во Московского университета, 2005. - 87 с.
130. Малаховская М.В. Формы и функции публицистичности в поздней прозе В.П. Астафьева (1980 - 1990-е годы): автореф. дисс... канд. филол. н. - М., 2010. - 18 с.
131. Малыгина Н.М. «Тюремная повесть» Сергея Довлатова//Русская словесность, 1996. - №5. - С.57 - 62.
132. Малоизвестный Довлатов. Сборник. - СПб.: АОЗТ «Журнал "Звезда"», 1999.-512 с.
133. Матвеева И.В. Культурный и образный мир писателя: на материале произведений Сергея Довлатова: автореф. дисс. ...канд. филол. н. - Орел, 2004. - 26 с.
134. Мечик Д. С сыном наедине//Независимая газета, 1992 - 4 ноября. -С.5.
135. Минералов Ю.И. Поэтика индивидуального стиля: автореф. дис. ...докт. филол. н. -М.,1986. - 32 с.
136. Михайлов A.C. Журналистика Соединенных Штатов Америки. -СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004. - 448 с.
137. Мовнар И.В. Автор - текст - читатель. - Вологда, 2011. - 60 с.
138. Мориц Ю. Рассказы из книги «Чемодан»//0 Довлатове: статьи, рецензии, воспоминания. - Тверь: Другие берега, 2001. - С.7 - 10.
139. Морозова Е.А. Образ автора на фоне современной публицистической картины мира// Грани, 2003. - № 8. - С.45 - 52.
140. Мотыгина Ж.Ю. С. Довлатов: творческая индивидуальность, эволюция поэтики: дисс. ...канд. филол. н. - Астрахань, 2001. - 175 с.
141. Мулярчик А. В погоне за бегущим временем//В опросы литературы, 1978. - №.10. - С. 128 - 165.
142. Нехорошее М. Веллер и Довлатов: битва героев и призраков// Нева, 1996. - №8.-С. 183 - 191.
143. Новиков В. Филологический роман. Старый новый жанр на исходе столетия// Новый мир, 1999. - № 10. - С. 195 - 202.
144. Нодель Ф.А. Эпистолярный жанр - в прошлом?//Русский язык, 2010. -№2.-С.20-23.
145. Олешко В.Ф. Психология журналистики. - СПб.: изд-во Михайлова В.А., 2008. - 240 с.
146. Орлова А., Шнеерсон М. Блеск и нищета «Нового американца»// Вестник Online, 2002. - №10
http://www.vestnik.com/issues/2002/0515/koi/orlova.htm
147. Орлова H.A. Поэтика комического в прозе С.Довлатова: семиотические механизмы и фольклорная парадигма: автореф. дисс. ...канд. филол. н. - Майкоп, 2010. -22 с.
148. Оскоцкий В. Что же случилось в Пекашине?//Литературное обозрение, 1979. - №5. - С.78 - 81.
149. Панова О. «Темный смех» белой Америки. Шервуд Андерсон и американский «примитив»//Вопросы литературы, 2009. - № 1. - С.221 -240.
150. Пекуровская А. Когда случалось петь С.Д. и мне. - СПб.: Симпозиум, 2001 - 432 с.
151. Плеханов Г.В. Искусство и литература. - М.: ОГИЗ, 1948. - 888 с.
152. Плотников Н.С. «Культ личности». Семантика персональное™ в истории русской мысли// Культ как феномен литературного процесса: автор - текст - читатель. - М., 2011. - С. 120 - 132.
153. Погосян Н.В. Коммуникативные стратегии в прозе С. Довлатова («Ремесло», «Наши», «Чемодан»): автореф. дисс. ...канд. филол. н. -М., 2012.-23 с.
154. Погосян Н.В. Приятие мира и диалогизм как этико-эстетические основы прозы С. Довлатова// Наука и школа, 2012. - № 3. - С.79 - 82.
155. Позерт И.Н. «Я хотел бы считать себя рассказчиком...» (Особенности идиостиля С.Довлатова)//Русский язык в школе, 2008. -№5. - С.63 - 67.
156. Поливанов A.C. «Псевдодокументализм» в русской неподцензурной прозе 1970 - 1980-х годов (Вен. В. Ерофеев, С.Д. Довлатов, Э.В. Лимонов): автореф. дисс. ...канд. филол. н. -М., 2010. -28 с.
157. Попов В. Два рассказа//3везда, 1991. - №5. - С.6 - 29.
158. Попов В. Довлатов. - М.: Молодая гвардия, 2010. - 355 с.
159. Потебня A.A. Из лекций по теории словесности. Басня. Пословица. Поговорка. - М., 2012.- 168 с.
160. Прохореня С.И. Наблюдения над интимизацией повествования в повести В.Астафьева «Печальный детектив»//Поэтика публицистики. -М., 1990.-С. 78-93.
161. Прохоров Е.П. Публицист и действительность. - М., 1973. - 197 с.
162. Прохоров Е.П. Искусство публицистики. Размышления и разборы. - М.: Советский писатель, 1984. - 360 с.
163. Прохоров Е.П. Эпистолярная публицистика. - М.: Изд-во Московского университета, 1966. - 60 с.
164. Пруссакова И. Вокруг да около Довлатова// Нева, 1995. - №1. -С.194- 198.
165. Публицистика и информация в современном обществе/ Под ред. Г.Я. Солганика. - М.,. 2000. - 360 с.
166. Публицистика русского зарубежья. Сборник статей. - М.: Союзполиграфпром, 1999. - 352 с.
167. Радиожурналистика/ Под ред. A.A. Шереля. - М.:Изд-во Московского университета, 2000. - 480 с.
168. Разумова А. Путь формалистов к художественной прозе//Вопросы литературы, 2004. - № 3. - С.131 -150.
169. Рев М. История и время в рассказах А.П. Чехова//Проблемы изучения культурного наследия. - М., 1985. - С.286 - 293.Книжное обозрение, 2002. - № 8. - С.4
170. Ройфе А. Вышли они из газеты...// Книжное обозрение, 2002. - № 8.-С. 4.
171. Розанов И. Литературные репутации. - М. : Советский писатель, 1990.-464 с.
172. Россошанский А.В. Современные тенденции развития средств массовой коммуникации//Известия Саратовского университета, 2009. -№1.-С.Ю5- 108.
173. Рубин Е. Пан или пропал! Жизнеописание. - М.: Захаров, 2000. -510 с.
174. Рыскин Г. Новый американец. - М.:РИПОЛ КЛАССИК, 2010. -304 с.
175. Семенова А.Л. Своеобразие русской публицистики 1900-х гг.// Вестник Новгородского университета, 2009. - №54. - С.89 - 93.
176. Семкин А. Почему Довлатову хотелось быть похожим на Чехова//Нева, 2009. - №12. - С.147 - 158.
177. Сергей Довлатов: творчество, личность, судьба (итоги Первой международной конференции «Довлатовские чтения»)/ Сост. А.Арьев.
- СПб.: Звезда, 1999. - 320 с.
178. Серман И.З. Гражданин двух миров//Звезда, 1994. - № 3. - С. 187
- 192.
179. Серман И. Театр Сергея Довлатова//Грани, 1985. - № 136. - С.145
- 162.
180. Синявский А.Д. Литературный процесс в России. - М.: РГГУ, 2003.-418 с.
181. Скарлыгина Е.Ю. Журналистика русской эмиграции: 1960-1980-е годы. - М.: Изд-во Московского университета, 2010.- 109 с.
182. Скуленко М.И. Убеждающее воздействие публицистики. - Киев: Изд-во Киевского университета, 1986. - 174 с.
183. Скульская Е. Компромисс между жизнью и смертью, или Несбывшиеся анекдоты // Знамя, 2012. - № 6. - С.134 - 145.
184. Средства массовой информации России/ Под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 379 с.
185. Смирнов В.В. Жанры радиожурналистики. - М.: Аспект Пресс, 2002.-288 с.
186. Солганик Г.Я. Категория пространства в публицистике//Вестник Московского университета, 2003. -№ 6.-С.30-38.
187. Солганик Г.Я. Язык современной публицистики: сборник статей. - М.: Флинта, 2008. - 232 с.
188. Соловьев В. Соло на автоответчике// О Довлатове: статьи, рецензии, воспоминания. - Тверь: Другие берега, 2001. - С.201 - 214.
189. Соловьев В., Клепикова Е. Довлатов вверх ногами: Трагедия веселого человека. - М.: Совершенно секретно, 2001. - 187 с.
190. Соловьев В.И., Рябинина Н.З. Редакторская подготовка периодических изданий. - М.:изд-во МГАП «Мир книги», 1993. - 100 с.
191. Социальная практика и журналистский текст/ Под ред. Я.Н. Засурского, Е.П. Пронина. - М.: Изд-во Московского университета, 1990.- 173 с.
192. Стексова Т.П. Тенденция к диалогизации монологического текста на страницах современной прессы// Русский язык в СМИ http://www.philol.msu.ru/~rlc2004/ru/participants/psearch.php?pid= 17642
193. Степанов Г.В. Об адресате художественного текста //Проблемы изучения культурного наследия. - М., 1985. - С.350 - 354.
194. Степанян К. Реализм как заключительная стадия постмодернизма// Звезда, Г992. - №9. - С. 175 - 187.
195. Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики. - М.: Мысль, 1982.- 176 с.
196. Сулькин О. Запрещенный Довлатов// Итоги, 2002. - № 41. - С.58 -60.
197. Суровцев Ю. О публицистике и публицистичности//Знамя. -М.,1986. - №10. - С. 208 - 224.
198. Сухих И. Сергей Довлатов: время, место, судьба. - СПб.: Азбука, 2010.-288 с.
199. Тертычный A.A. Жанры периодической печати. - М.: Аспект Пресс, 2000.-310 с.
200. Ткачева Е. Эффект разговорной речи в публицистике Сергея Довлатова: случайное неслучайно// RELGA, 2012. - № 14
http ://www. relga.ru/Environ/WebObi ects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=3252&levell=main&level2=articles
201. Топоров В. Дом, который построил Джек (о прозе Сергея Довлатова) //Звезда, 1994. - №3. - С. 174 - 176.
202. Третьякова Е.Ю. Ирония в структуре художественного текста: автореф. дис. ...канд. филол. н. - Ташкент, 1990. - 32 с.
203. Тудоровская Е. Русский писатель в Америке//Грани, 1985. -№140. - С.303 - 309.
204. Устин А.К. Текст как семиосинтез объективного и субъективного. - СПб., 1995. - 139 с.
205. Ученова В.В. Три грани теории журналистики: гносеологические проблемы публицистики, публицистика и политика, у истоков публицистики. - М., 2009. - 300 с.
206. Ученова В.В. Беседы о журналистике. - М.: Молодая гвардия. -204 с.
207. Федотова Ю.В. Проза Сергея Довлатова: экзистенциальное сознание, поэтика абсурда: дисс. .. .канд. филол. н. - Череповец, 2006. -178 с.
208. Филд С. Как писать для радио и для телевидения. - М., 1963. -212 с.
209. Фоминых В.Н. К спорам о публицистике (о трехзначном смысле термина «публицистика»)//Журналистика развитого социализма: вопросы теории и методики. - Свердловск, 1980. - С. 67 - 91.
210. Фролова Е.А. Парадоксы Сергея Довлатова (Антиномия повести «Заповедник»)//Звезда, 2011. - №9 - С.40 - 44.
211. Хорошилова Т. Колонки Довлатова//Российская газета, 2006. - 8 сентября. - С.7.
212. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. - М.: Советский писатель, 1972. - 408 с.
213. Чалмаев В.А. Русская проза 1980 - 2000 годов на перекрестке мнений споров// Литература в школе, 2002. - № 5. - С.20 - 25.
214. Черепахов М.С. Проблемы теории публицистики. - М. Мысль, 1973.-267 с.
215. Чудаков А.П. Слово - вещь - мир. От Пушкина до Толстого. -М.: Современный писатель, 1992. - 312 с.
216. Чуланова Г.В. Статус читателя как субъекта коммуникации// Вестник СумГУ, 2006. - № 11. - С. 87 - 94.
217. Шаповал В.В. Имидж автора в публицистике. - М., 1999. - 167 с.
218. Шелгунова Л.Н. Способы передачи рече-жестового поведения персонажей в современном художественном тексте// Филологические науки, 1991. - №4. - С.61 - 70.
219. Шкловский В.Б. Гамбургский счет. Статьи - воспоминания - эссе (1914- 1933).-М., 1981.-543 с.
220. Шлиппенбах Н. И явил нам Довлатов Петра// Звезда, 2003. - №5. -С. 198-212.
221. Шмелева Т.В. Семантический синтаксис. Текст лекций. -Красноярск, 1994. - 43 с.
222. Шестерина А.И. Полемический текст в современной прессе: автореф. дисс. ...канд. филол. н. - Тамбов, 2004. - 24 с.
223. Шерель A.A. Радиокультура XX века. История, эстетические закономерности, особенности влияния на аудиторию: очерки. - М., 2004. - 456 с.
224. Шуников В.Л. «Я»-повествование в современной отечественной прозе: принципы организации и коммуникативные стратегии: дисс. ... канд. филол. наук. - М., 2006. - 195 с.
225. Щелкунова Е.С. Публицистический текст в системе массовой коммуникации. Специфика и функционирование: дисс. ...канд. филол. н. - Воронеж, 2004. - 220 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.