Проза Сергея Довлатова: поэтика цикла тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Воронцова-Маралина, Анна Альбертовна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 196
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Воронцова-Маралина, Анна Альбертовна
Глава 1. Цикл и циклизация как архетипы художественного сознания.
1.1. Проблема цикла в литературоведении. Значение «Исторической поэтики» А.Н.Веселовского.
1.2. Циклизация — исторически развивающийся процесс художественного сознания.
Глава 2. Циклизация как способ создания целостных художественных структур в прозе Сергея Довлатова.
2.1. Особенности циклизации в творчестве Довлатова.
2.2. Хронотоп рассказа и хронотоп цикла.
2.3. Анекдот как инвариант фрагмента и микроэлемент художественной структуры в прозе Довлатова.
Глава 3. Ритм и повтор как циклообразующие факторы в прозе Довлатова.
3.1. Формы реализации ритмической структуры и традиция «устного слова».
3.2. Этико-эстетическая и структурообразующая функции повтора деталь, персонаж, мотив, сюжет).
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Коммуникативные стратегии в прозе С. Довлатова: "Ремесло", "Наши", "Чемодан"2012 год, кандидат филологических наук Погосян, Нелсон Владимирович
Жанровое своеобразие прозы С. Довлатова2001 год, кандидат филологических наук Власова, Юлия Евгеньевна
Поэтика С.Д. Довлатова в контексте традиций русской литературы XIX–XX веков2012 год, доктор филологических наук Доброзракова, Галина Александровна
Традиции русской классической литературы в творчестве С.Д. Довлатова2008 год, кандидат филологических наук Плотникова, Анастасия Геннадьевна
Циклическое текстопостроение в малой эпической прозе2012 год, кандидат филологических наук Нестерова, Светлана Викторовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проза Сергея Довлатова: поэтика цикла»
На современном этапе литературоведение «полиобъектно»1 как никогда. Среди важнейших научных задач на сегодняшний день выделяется требующая особого внимания проблема осмысления истории литературы второй половины XX века при включении ее в контекст многовековой традиции мировой литературы.
Одним из актуальных направлений исследовательского поиска является изучение художественной циклизации, ставшей предметом научного интереса еще в XIX веке и продолжающей оставаться в центре внимания в связи с непрерывностью бытования циклов как способа выражения продуктивной тенденции эпохи века XX. Циклизация как процесс «объединения групп самостоятельных произведений в новые многокомпонентные художественные единства — циклы»3 важна тем, что, используя ее, автор получает возможность расширения границ жанра для отображения целостной картины мира. При этом цикл понимается как сверхжанровое единство, обладающее относительно устойчивым типом структуры и постоянными признаками. Цикличность воспринимается учеными как особая художественная возможность: каждое произведение, входящее в цикл, может существовать как самостоятельная художественная единица, но, будучи извлеченной из него, теряет часть своей эстетической значимости.
Литература второй половины XX века характеризуется интенсивным циклообразованием (В.Шукшин, А.Битов, Ф.Искандер, В.Астафьев, В.Белов, Л.Петрушевская). Яркой иллюстрацией этого явления можно считать прозу
1 Хализев В.Е. О составе литературоведения и специфике его методологии // Наука о литературе в XX веке: (История, методология, литературный процесс): Сборник статей. - М., 2001. - С.7.
2 Понятие «цикл» становится обиходным в литературоведении на рубеже Х1Х-ХХ веков, будучи введенным в работах А.Н.Веселовского, который называл его одной из древнейших образно-поэтических форм общественного сознания. Он считал, что лирико-эпические песни были выделены из обряда и объединены «сословными певцами» для создания широкой эпической картины мира и ее осмысления в той степени, какая была бы невозможна при условии их отдельного, изолированного друг от друга бытования (Веселовский А.Н. Историческая поэтика. - М., 1989. - С.209.)
3 Ляпина Л.Е. Литературная циклизация (к истории изучения) // Русская литература. - 1998. № 1. - С. 170.
Сергея Довлатова (1941-1990), для которого циклизация стала одним из конкретных проявлений внутреннего единства всего творчества.
Актуальность данного исследования определяется, прежде всего, необходимостью глубокого и всестороннего изучения литературы второй половины XX века с учетом степени разработанности такой теоретической категории, как циклизация. Рассмотрение циклизации как способа создания целостных единств в прозе Сергея Довлатова представляется нам на сегодняшний день значимой проблемой, позволяющей в широком литературном и культурологическом аспекте выявить особенности поэтики его творчества и его эпохи.
Объектом исследования является история и теоретическое осмысление цикла и циклизации в мировой литературе разных эпох, и особенности проявления циклизация в прозе Сергея Довлатова.
Предмет исследования - произведения Сергея Довлатова «Зона» (196465 - 1982), «Компромисс» (1981), «Записные книжки» («Соло на ундервуде» (1964 - 1978) и «Соло на IBM» (1979 - 1990), «Наши» (1983), «Ремесло» («Невидимая книга» (1976) и «Невидимая газета» (1984) и «Чемодан» (1983), которые мы рассматриваем как циклы, а их совокупность как цикл циклов.
Теоретико-методологической основой настоящего исследования являются:
- труды отечественных ученых, посвященные рассматриваемым в нашей работе проблемам поэтики4: жанра, организации текстового пространства, роли автора в литературном произведении, хронотопа, стиля и др. (М.М.Бахтин, В.Б.Шкловский, А.ПСкафтымов, Л.И.Тимофеев, Г.Н.Поспелов, М.М.Гиршман, В.Е.Хализев, И.Ф.В.Волков, В.И.Тюпа, Л.Ю.Фуксон,
4 Поэтика в данной работе понимается как часть литературоведческой науки о строении литературных произведений и системе эстетических средств, в них используемых, целью которой является установление соотношений между замыслом и совокупностью художественных средств (Краткая литературная энциклопедия. - Т.5. - М., 1968. - С.936).
Н.Д.Тамарченко, Б.О.Корман, В.П.Скобелев, В.Крамов, М.Ландор, В.В.Агеносов, Т.М.Колядич и др.);
- исследования по теории и истории цикла (А.Н.Веселовский, Б.В.Томашевский, В .М.Жирмунский, Ю.Н.Тынянов, Б.М.Эйхенбаум, Ю.М.Лотман, Г.А.Гуковский, В.А.Сапогов, Л .Я.Гинзбург, Л.К.Долгополов, Л.В.Спроге, А.М.Гаркави, М.Н.Дарвин, И.В.Фоменко, А.С .Янушкевич, Ю.В.Лебедев, Н.К.Гей, Б.Ф.Егоров, А.Г.Коваленко, И.А.Есаулов, Л.Е.Ляпина, Ю.К.Руденко, Т.А.Пономарева, О.Г.Егорова, И.Мюллер, Х.М.Мастерд, В.Фридрих, Ф.Инграм, Д.Слоун и др.);
- работы, посвященные творчеству С.Довлатова, в которых рассмотрены особенности жанровой системы писателя, проблема автора, особенности юмора как основы мироощущения и стиля и др. (И.Сухих, Н.Выгон, В.Топоров, М.Липовецкий, Н.Анастасьев, А.Арьев, А.Зверев, А.Карпов, Л.Лосев, И.Бродский,
B.Куллэ, П.Вайль, А.Генис, ИКаргашин, И.Серман, О.Рогов, Б.Парамонов, Н.Елисеев и др.)
Несмотря на внимание к проблеме художественной циклизации, на наш взгляд, недостаточно исследованы типы прозаических циклов и особенности циклизации в прозе второй половины XX века. В отношении
C.Довлатова, в творчестве которого эта художественная тенденция проявляется особенно ярко, осуществлялись попытки выделить циклообразующие факторы его произведений: фрагментарное повествование «Зоны», где единство проявляется на стилистическом уровне - «единство интонации», на тематическом — «комментирующий курсив», на сюжетном - «центральный автопсихологический персонаж» и построение «Наших» в виде семейного альбома (И.Сухих)5; «почти кубистская» (Н.Елисеев) композиция «Чемодана»6; объединяющая функция повествователя, за счет которой достигается «единство
5 Сухих И. Сухих И. Сергей Довлатов: время, место, судьба. - СПб., 1996. - С. 122.
6 Елисеев Н. Другие истории // Новый мир. - 1994. - № 11. - С. 232. цикла» (ЕЛнг)7. Но исследований, в которых поэтика цикла рассматривалась бы как одна из основ поэтики всего творчества писателя, нет.
В связи с этим цель настоящего исследования - на основе анализа исторического бытования циклов в мировой литературе и теоретического наполнения понятий «цикл» и «циклизация» в современном литературоведении обосновать правомерность рассмотрения циклизации в прозе Довлатова как фактора, влияющего на все элементы художественной структуры и отражающего мироощущение писателя, и выявить особенности поэтики цикла в прозе С.Довлатова.
Данная цель определила следующие важнейшие задачи нашей работы:
1. изучить специфику теоретического осмысления категорий «цикл» и «циклизация» в истории литературоведческой мысли, проанализировать типологические признаки, свойства и закономерности существования цикла как целостности особого рода;
2. рассмотреть историю существования цикла и циклизации с целью формирования представления о традиции создания целостных единств на разных этапах развития мировой литературы и последующего включения прозы С.Довлатова в контекст данной традиции для оценки творческой преемственности и новаторства писателя;
3. определить способы и приемы циклизации в творчестве Довлатова, ее идейно-содержательную и жанрообразующую функции в поэтике писателя;
4. обосновать явление цикла в творчестве Сергея Довлатова в качестве оптимальной формы выражения авторского мироощущения.
Суть гипотезы исследования состоит в том, что характерной особенностью прозы С.Довлатова является ее цикличность, которая органично отражает этико-эстетическую позицию автора как представителя
7 Янг Е. Нарративная структура «Зоны» И Сергей Довлатов: творчество, личность, судьба. Итоги Первой международной конференции «Довлатовские чтения» (Городская культура Петербурга - Нью-Йорка 19701990-х годов). - СПб., 1999. - С. 280. философско-юмористической прозы второй половины XX века, поскольку цикл обладает широкими возможностями через значимый самоценный фрагмент как части отразить неограниченность и всеохватность бытия как целого.
Методология исследования опирается на системный и целостный подходы к произведениям художественной литературы. При анализе конкретных произведений используются сравнительно-сопоставительный^ историко-литературный и структурно-семантический методы.
Научная новизна исследования: обусловлена выбором объекта исследования и новыми подходами к прозе С.Довлатова. В диссертации впервые:
- систематизированы основные концепции цикла в отечественном и зарубежном литературоведении, представляющие историческую динамику целостных сверхжанровых единств;
- рассмотрена история создания циклов Сергея Довлатова как один из способов интерпретации;
- выявлены специфика и принципы циклизации в творчестве Сергея Довлатова на идейно-содержательном и жанрово-композиционном уровнях;
- обоснован главный циклообразующий фактор в прозе Сергея Довлатова — авторская концепция личности, базирующаяся на этико-эстетическом принципе приятия мира и реализуемая на всех уровнях художественной структуры (типы авторского присутствия, хронотоп, сюжет, система мотивов; особый прозаический ритм);
- проанализирована обусловленная циклизацией жанровая система, иерархические уровни которой составляют: «микроабсурд» - анекдот — рассказ — цикл рассказов — цикл циклов;
- определены структурообразующая и этико-эстетическая функции повтора как художественного приема в циклах Сергея Довлатова: принципиальная вариативность повторяющихся элементов выявляет стремление писателя в созданной модели мира восстановить его утраченное единство.
Новизна материала, привлекаемого в диссертации: Представленная диссертация является первой работой, в которой использовались новейшие исследования в области поэтики цикла для анализа художественной структуры современной прозы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Циклизация как мировоззренческое явление определяет основы поэтики творчества Сергея Довлатова.
2. Цель своего творчества писатель формулирует как «попытку гармонизации жизни» при помощи юмора в мире, где преобладает «ощущение надвигающегося абсурда»8. Цикл является наиболее адекватной формой выражения авторской концепции, поскольку возникает как результат осознанного стремления художника к созданию целостной литературной системы, в основе которой лежит единство представлений о различных сторонах окружающего мира.
3. Главным фактором, определяющим единство циклов Довлатова, являются виды авторского присутствия (биографическая личность, автор-творец, «автопсихологический» (Л.Я.Гинзбург) герой-повествователь).
4. Основным структурным элементом цикла у Довлатова выступает рассказ.
5. Основой микросюжетов рассказа, образующих «метасюжет» цикла, является анекдот.
6. Цикл «Записные книжки» - модель эстетической системы писателя и универсальная форма обобщенной картины мира.
Довлатов С. Собрание прозы в 3-х т. Зона. - Т.1. СПб., 1995. - С.24.
7. Повторяющиеся элементы на разных уровнях организации текста: идейно-содержательном и структурно-композиционном (деталь, ф персонаж, мотив, сюжет) и особый ритм на уровне организации речевой структуры прозы являются циклообразующими факторами, объединяя произведения Довлатова в цикл циклов, и подтверждают особую целостность и неделимость такой структуры.
Практическая значимость работы
Материалы и результаты исследования могут быть использованы в вузовском курсе истории русской литературы, в спецкурсах и семинарах по изучению современной прозы, а также найти применение в школьном преподавании - для подготовки уроков, темы которых связаны с изучением русской литературы второй половины XX века в контексте проблем эволюции русской литературы, например, образа «лишнего человека», развития жанра щ рассказа. Проблемы циклизации, фрагментарности сюжета, монтажной композиции, автобиографического героя, псевдодокументальности и интертекстуальности - характерные приметы современной прозы - также могут быть рассмотрены на материале данного исследования творчества Сергея Довлатова. Изучение творчества этого автора не только дает обширные историко-литературные знания, но и раскрывает содержащийся в нем огромный нравственный потенциал, осмысление которого может быть направлено на понимание вечных основ мира, что является одной из основных целей изучения литературы.
Апробация результатов
Основные направления и аспекты исследования обсуждены и одобрены на заседаниях кафедры филологического факультета Московского Педагогического Государственного Университета; отмечены как успешные 4 доклады на Четвертых, Пятых, Шестых и Восьмых Шешуковских чтениях
МПГУ, 2000, 2001, 2002, 2004), Международной научной конференции
Семантика и образ мира» (Таллинн, 2001) и Всероссийской научной конференции «Природа: материальное и духовное. Пушкинские чтения -2002» (Санкт-Петербург, ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом) и ЛГОУ им. А.С.Пушкина, 2002).
Публикации по теме;
1. Воронцова-Маралина A.A. Особенности жанровой системы в творчестве Сергея Довлатова // Проблемы эволюции русской литературы XX века. Четвертые Шешуковские чтения: Материалы межвузовской научной конференции. Выпуск 6. — М.: Кафедра русской литературы XX века МПГУ, 2000. - С. 17-18;
2. Воронцова-Маралина A.A. Цикл как основная жанровая форма в прозе Сергея Довлатова (на примере книги «Наши») // Проблемы эволюции русской литературы XX века. Пятые Шешуковские чтения: Материалы межвузовской научной конференции. Выпуск 7. — М.: Кафедра русской литературы XX века МПГУ, 2001. - С. 42-44;
3. Воронцова-Маралина A.A. Мифы Сергея Довлатова // Пушкинские чтения - 2002: Материалы межвузовской научной конференции (Санкт-Петербург, 6 июня 2002 г.). -СПб.: Лен. гос. обл. ун-т им. А.С.Пушкина, 2002. - С.221-223;
4. Воронцова-Маралина A.A. Сергей Довлатов: Поэтика цикла. - М.: МПГУ, 2003. - С. 1-18.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
С. Довлатов: Творческая индивидуальность, эволюция поэтики2001 год, кандидат филологических наук Мотыгина, Жанна Юрьевна
Поэтика комического в прозе С. Довлатова: семиотические механизмы и фольклорная парадигма2010 год, кандидат филологических наук Орлова, Нина Анатольевна
Публицистическое начало в прозе С. Довлатова2013 год, кандидат филологических наук Ласточкина, Екатерина Васильевна
Пушкинский миф в творчестве Сергея Довлатова2007 год, кандидат филологических наук Доброзракова, Галина Александровна
Циклизация как прием создания художественного единства в книге рассказов В. Шаламова "Левый берег"2009 год, кандидат филологических наук Панченко, Полина Валентиновна
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Воронцова-Маралина, Анна Альбертовна
Заключение
1. Анализ исторического бытования циклов и процесса циклизации в мировой литературе позволяет сформировать представление о трех этапах существования традиции создания целостных единств как процесса художественного сознания, в основу которой положена эволюция жанра, предложенная С.С.Аверинцевым. Сущность процесса циклизации на разных этапах существования литературы определяют: ее способность к жанрообразованию (определение жанрового статуса);
- понимание эпохой категории целостности (поскольку цикл - это объединение отдельных целостных произведений в новое целое);
- принцип объединения литературных форм в циклы, который на разных этапах исторического существования зависел от особенностей эстетического восприятия эпохи.
Широкое распространение циклизации в современную эпоху связано с тем, что цикл становится наиболее адекватной формой бытия литературного произведения, в наибольшей степени отражающей глубинные процессы, протекающие в природе искусства в XX веке. Особое распространение циклизации в XX веке связано с функциями цикла: архетипической, компенсаторной и коммуникативной. Цикл связан с архетипами (бессознательно или сознательно трансформируемыми формами осмысления действительности) колеса, спирали, круга, яйца, шара, сферы, цепи, кусающей свой хвост змеи, общее значение которых сводится к нескольким смысловым пластам: «1) единство, нераздельность, целостность; 2) вечная повторяемость и круговой повтор всего сущего; 3) происхождение всего сущего от первоосновы и возможное возвращение его к той же первооснове в конечном итоге» . Цикл поэтому так и устойчив как композиционная форма,
399Яницкий Л. Циклизация как коммуникативная стратегия в современной культуре/Кемеровский государственный университет. Критика и семиотика. Вып. 1 -2,2000. - С. 172. что основывается на этих архетипах и мифах. Цикл и циклизация, таким образом, как архетипы художественного сознания — сознательно и бессознательно трансформируемые формы художественного осмысления действительности, восходящие к мифологическим временам. Компенсаторная функция цикла заключается в том, что во время распада традиционных форм, эта особая художественная форма удерживает художественные произведения от распада, связывая воедино различные произведения. Коммуникативная функция цикла определена, с одной стороны, особенностями его структуры: все элементы цикла сообщаются в полилоге, а с другой стороны, особенностями читательского восприятия: восприятие цикла как художественной суперструктуры происходит в читательском сознании только при наличии читательской воспринимающей готовности, а такая готовность активизируется в современную эпоху, когда цикл становится доминирующей формой художественного выражения. Циклизация в прозе XX века разнообразна и по своим задачам и по способам осуществления. Она проявляется в разных жанрах: миниатюрах, рассказах, повестях и романах. Различны степени и характер связи между отдельными произведениями цикла: от сборника рассказов до романа в новеллах, но обобщение в цикле всегда предстает итогом целенаправленного отбора и композиционного распределения материала, частично уже оформленного в эпизодах, зарисовках, отдельных рассказах и повестях. Объединение самостоятельных произведений в новые многокомпонентные единства - это попытка художника выявить обобщающий смысл многообразных жизненных явлений и наиболее полно отобразить это многообразие в единственно подходящей для этого форме - цикле.
Таким образом, широкое распространение циклизации в XX веке связано с тем, что цикл становится наиболее адекватной формой бытия литературного произведения, композиционной формой, в наибольшей степени соответствующей глубинным процессам, протекающим в природе искусства в современную эпоху, и моделью реализации этих процессов.
2. Теоретическое наполнение понятий «цикл» и «циклизация» в современном литературоведении включает типологические признаки, свойства и закономерности существования цикла как целостности особого рода. Цикл обладает следующими свойствами: наличие нескольких произведений, связанных друг с другом внутренними смысловыми связями; «вторичная целостность структуры»; монтажная композиция, при которой существует ассоциативная связь между текстами; концептуальность, зависящая от порядка расположения произведений в цикле, характеризующаяся выраженным отношением автора к окружающему миру; некий сюжет (развитие центрального мотива); общность ряда системных элементов цикла (жанровых, стилистических, ритмических, образно-метафорических, лексико-фразеологических, интонационных и звуковых) и по праву считается «большой формой» XX века.
3. Проанализированные произведения Сергея Довлатова «Зона» (1964-65 - 1982), «Компромисс» (1981), «Записные книжки» («Соло на ундервуде» (1964 -1978) и «Соло на 1ВМ» (1979 - 1990), «Наши» (1983), «Ремесло» («Невидимая книга» (1976) и «Невидимая газета» (1984) и «Чемодан» (1983) правомерно рассматривать как циклы. В силу действия специфической черты - присущей циклу как явлению - иерархичности (когда отдельные части как самостоятельные целые единства объединяются в новое содержательное целое, которое, в свою очередь, тоже обладает целостностью и способностью стать частью более крупного целого) возникает явление цикла циклов, которое определяет его наилучшей формой для воплощения в литературе собственного жизненного пути. Особенность циклической типизации, осуществляемой за счет повторяемости, варьировании характеров, обстоятельств, ситуаций и «тенденция к безусловному отождествлению различных персонажей», выделяемая Ю.М.Лотманом как особенность циклических мифологических текстов, реализуются в циклах Довлатова на уровне тождества системы персонажей-«двойников», отражающих сущность главного героя, а также в отсутствии иерархии быта и бытия, социально-исторического и частного, деления на «плохих» и «хороших» и собственно иерархии образов, каждый из которых дан крупным планом. Идейно-содержательная функция циклизации в поэтике прозы писателя заключается в том, что цикл произведений возникает как результат осознанного или неосознанного стремления художника («Чемодан» - цикл «первичный», то есть задуманный как целое, «Компромисс», «Зона», «Наши» - «вторичные» -объединенные после создания отдельных произведении) к созданию целостной литературной системы, в основе которой лежит «попытка гармонизации жизни» при помощи юмора в мире, где преобладает «ощущение надвигающегося абсурда»400, и приятие бытия как единство представлений о различных сторонах окружающего мира; главный фактор, определяющий единство циклов Довлатова - авторская концепция личности, основанная на философско-юмористическом мироощущении писателя, выражением которой является «автопсихологический» герой-повествователь); жанровая система писателя представляет собой сложную систему, иерархические уровни которой составляют: «микроабсурд» - анекдот -рассказ — цикл рассказов - цикл циклов, при этом функция анекдота как «микроэлемента» цикла - организовывать повторяющиеся внутри цикла микросюжеты, перетекающие в центральный сюжет отдельных рассказов, которые образуют «метасюжет» цикла;
4. Отличительными чертами индивидуального авторского стиля Сергея Довлатова, отражающего «отношение к жизни и миру жизни» (М.М.Бахтин) художника, являются ясность, лаконизм, внешняя простота, скрывающая огромную работу писателя со словом, ритмизованность прозы, которые позволяют говорить о следовании писателем редкой в нашей словесности (Чехов, Зощенко) традиции пушкинского «кларизма» в прозе. Традиция устного слова» проявляется в особой организации прозы Довлатова, где рассказывание и рассказ, устная речь и письмо, результат и процесс сливаются. Возникающая иллюзия устного рассказа создается доверительным повествованием от первого лица и особым тоном рассказывания, предполагающим строгую фактичность, экономию изобразительных средств и незамедлительную подготовку основной сущности рассказываемого. Особый ритм довлатовской прозы выступает циклообразующим фактором на уровне организации речевой структуры: неповторимый, близкий к стихотворному ритм отдельных рассказов плавно перетекает в макроритм повествования всего цикла, который отличается неторопливостью, плавностью, сочетающейся с легкостью и динамизмом, организуя повествование, он выражает противоречивый ход жизни, где скорость сменяемости уникальных, неповторимых фрагментов утверждает их непрерывность и вечную повторяемость.
Помимо выделенных черт характерной особенностью стиля писателя становятся повторы. Повторяющиеся элементы на разных уровнях организации текста (деталь, образ, мотив, сюжет) как типологический признак циклических структур становятся еще одним циклообразующим фактором - объединяют все произведения Довлатова в единый метатекст -цикл циклов, придавая ему особую рифмованность, сравнимую с автоцитированием в поэзии, и подтверждают особую целостность и неделимость получающегося цикла циклов. Повтор выполняет в циклах Довлатова структурообразующую функцию: многие рассказы циклов «Компромисс», «Наши», «Чемодан» организованы как цепь циклически повторяемых сюжетных конструкций (например, биографии двоюродного брата, дяди Арона, тетки Мары, Эрика Буша, выстроенные как череда повторяющихся взлетов и падений), которые являются подтверждением непреложного для автора гармонического равновесия в человеческой натуре, а повторение таким образом организованных рассказов в объединяющей структуре - цикле утверждает гармоническое равновесие добра и зла в мире как универсального закона человеческого существования.
Воздействие повтора на идейно-содержательный план цикла выявляет его функцию быть способом как познания действительности, так и авторской позиции, так как циклически повторяясь, художественная мысль оттачивается и приобретает большую глубину. Принципиальная вариативность повторяющихся элементов, касающаяся даже эпизодов жизни автобиографического героя-повествователя, во-первых, продиктована стремлением писателя охватить окружающий мир во всей полноте и многообразии, создав художественный мир всеобъемлющим и универсальным; во-вторых, выявляет сущность важных для автора проблем, лежащих в основе повторяемых варьируемых ситуаций, и пути их решения для автора (так, вложенные в уста разных героев рассуждения о том, какая нация «хуже», поднимают наболевший «национальный вопрос», разрешение которого для автора мы находим в еще одной паре повторяющихся фрагментов - «ключевые должности в российском государстве имеют право занимать ДОСТОЙНЫЕ люди», а окончательно снимается однозначно заявленной авторской позицией: «Сильные чувства — безнациональны. Уже одно это говорит в пользу интернационализма. Радость, горе, страх, болезнь — лишены национальной окраски. Не абсурдно ли это звучит: «Он разрыдался, как типичный немец»401); в-третьих, легкость, с которой заменяются персонажи того или иного эпизода, свидетельствует о наличии в них общих признаков, позволяющих говорить об онтологической близости и тождественности людей вообще, что является как особенностью циклического текста, так и органической составляющей мироощущения Сергея Довлатова, отсутствие иерархии в изображении героев в котором базируется на приятии бытия: «Мы и есть, как все. Самое удивительное, что и Толстой был, как все»402.
5. В предложенной работе обоснована правомерность рассмотрения циклизации в прозе Довлатова как фактора, влияющего на все элементы художественной структуры и определяющего поэтику прозы, и отражающего мироощущение писателя. Сложное целостное единство - цикл и цикл циклов как еще более сложное структурное образование, выявляемое при комплексном рассмотрении всего творческого наследия Довлатова, являются наиболее адекватными формами выражения авторского мироощущения. Мироощущение Довлатова - возникающее на стыке гармонии творчества и абсурда действительности - выстраданное приятие мира, в котором «дрались заточенными рашпилями, покрывали лица татуировкой и насиловали коз», но при этом «соотношение добра и зла, горя и радости - оставалось неизменным», органично воплотилось в особой жанровой форме цикла. Его представлению о жизни -невыносимой, прекрасной, единственной - наиболее адекватна эта художественная структура, которая вмещает неограниченность бытия во всех его проявлениях, создает иллюзию бесхитростного документального фиксирования ее течения и непосредственной авторской реакции на происходящее, утверждает равнодостойность и вечность всех ее явлений.
Важнейшие функции цикла: компенсаторная (заключающаяся в том, что во время распада традиционных форм цикл удерживает художественные произведения от распада, связывая воедино различные произведения) и коммуникативная (определяющаяся, с одной стороны, особенностями структуры цикла: все элементы цикла сообщаются в полилоге, а с другой стороны, особенностями читательского восприятия этой особой художественной формы, которое происходит в читательском сознании только при наличии читательской воспринимающей готовности, а такая готовность активизируется в современную эпоху, когда цикл становится доминирующей формой художественного выражения) соотносятся с главной целью творчества Сергея Довлатова, которой является «попытка гармонизации жизни» при помощи юмора в мире, где преобладает «ощущение надвигающегося абсурда»403, а посредством мироощущения писателя, основанного на приятии мира во всех его проявлениях, создается гармоническое единение - своеобразная модель мира, выражаемая формой цикла, подразумевающей повторение, непрерывность и единение всех компонентов.
403 Довлатов С. Зона. Собрание сочинений в 3-х т. - Т.1. С-Пб., 1995. - С.24.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Воронцова-Маралина, Анна Альбертовна, 2004 год
1. Абдуллаева 3. Между зоной и островом: О прозе С.Довлатова // Дружба народов. - 1996. - № 7. - С. 153-166.
2. Аверннцев С.С. Историческая подвижность категории жанра: опыт периодизации// Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. М., 1986.
3. Агеносов В.В. Литература русского зарубежья (1918-1996). М., 1998.
4. Анастасьев Н. «Слова моя профессия»: О прозе Сергея Довлатова // Вопросы литературы. - 1995. - Вып. 1. - С. 3-22.
5. Андриасова Т. Лишний человек это звучит гордо! // Московские новости. - 1992. - 12 января. - № 2. - С. 23.
6. Апухтина В.А. Закономерности развития современной советской прозы // Филологические науки, 1977. № 5. - С.66-68.
7. Арьев А. Букет и венок // Общая газета. 1995. - 24 августа. - С. 10.
8. Арьев А. И Моцарт в птичьем гаме. (К 50-летию Сергея Довлатова) // Эстония. 1991. - 6 сентября. - С. 3.
9. Арьев А. История рассказчика // О Довлатове / Сост. Е.Довлатова. -Тверь, 2001.-С. 33.
10. Арьев А. Наша маленькая жизнь // Довлатов С. Собрание сочинений в 3-х т. -Т.1. СПб., 1993. - С. 12-18.
11. Арьев А. После стихов // Звезда. 1994. - № 3. - С. 156-162.
12. Баранов C.B. Проблема цикла и циклизации в творчестве В.Ходасевича: Дис. канд. филол. наук. Волгоград, 2000.
13. Батчан А. Довлатовские бдения // Русский телеграф. 1998. - 14 мая. -С. И.
14. Бахтин М.М. Время и пространство в романе // Вопросы литературы. — 1974. №3. - С.95-112.
15. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963.
16. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
17. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Эстетика словесного творчества. М., 1979.
18. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. — М., 1975.
19. Бахтин М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
20. Бахтин М.М. Работы 1920-х годов. Киев, 1994.
21. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса. — М., 1965.
22. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. -М., 1975.
23. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
24. Белый А. Сергей Довлатов: я был и гением, и страшным халтурщиком // Комсомольская правда 2001 - 5 июня - С. 16.
25. Берг С. Сергей Довлатов стал пищей для науки // Русский телеграф. -1998.-7мая.-С. И.
26. Битов А. Границы жанра / Рассказ сегодня: Встреча за "круглым столом" // Вопросы литературы. — 1969. — №7. — С. 72-76.
27. Бобышев Д. Понять Довлатова трудно. // Независимая газета. 1996.- 16 марта. С. 8.
28. Бондаренко В. Плебейская проза Сергея Довлатова // Наш современник.- 1997. № 12.-С. 257-270.
29. Борев Ю. История государства советского в преданиях и анекдотах. -М., 1995.
30. Борев Ю. Комическое или о том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия. М., 1970.
31. Бочаров А. Литература и время. М., 1988.
32. Бродский И. Меньше единицы: Избранные эссе. М., 1999.
33. Бродский И. О Сереже Довлатове // Довлатов С. Собрание сочинений в 3-х томах. Т.З. СПб., 1995. - С.З58-360.
34. Вайль П. Без Довлатова // Звезда. 1994. - № 3. - С. 162-165.
35. Вайль П. Год без Довлатова // Независимая газета. 1992. - 29 августа. -С. 7.
36. Вайль П. Довлатов на Бродвее (Воспоминания о писателе) // Иностранная литература. — 1995. № 6. — С. 170-174.
37. Вайль П. Формула любви// Сергей Довлатов: творчество, личность, судьба. Итоги первой международной конференции «Довлатовские чтения» (Городская культура Петербурга Нью-Йорка 1970-1990-х годов).-СПБ., 1999. С.184.
38. Вайль П., Генис А. Искусство автопортрета // Звезда. 1994. - № 3. -С.179-183.
39. Вайль П., Генис А. Родная речь: Уроки изящной словесности. — М., 1991.
40. Веселовский А.Н. Избранные статьи. Л., 1939.
41. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. — М., 1989.
42. Виноградов В.В. О литературной циклизации / Виноградов В. Поэтика русской литературы. М., 1976. - С.45-63.
43. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971.
44. Винокур Г.О. Критика поэтического текста. М., 1927.
45. Волгин Г. Самое заветное: Записные книжки писателей. Воронеж, 1974.
46. Волков И.Ф. Теория литературы: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. М., 1995.
47. Волошина В. Другая жизнь Сергея Довлатова // Московские новости. — 1993.-31 октября.-С. 5.
48. Вольф С. Довлатов // Звезда. 1994. - № 3. - С. 165-168.
49. Выгон Н.С. Художественный мир прозы Фазиля Искандера: Дис. . канд. филол. наук / Mill У им. В.И.Ленина. -М., 1992.
50. Выгон Н.С. Юмористическое мироощущение в русской прозе: проблемы генезиса и поэтики. Монография. М., 2000.51 .Выготский JI.C. Психология творчества. М., 1965.
51. Гаевский Р. Реквием по двоим // Московский наблюдатель. 1991. - № 1.-С. 49.
52. Гаркави A.M. Композиция стихотворных циклов Н.А.Некрасова// Жанр и композиция литературного произведения. Вып.5. Калининград, 1980. С.31-36.
53. Гачев Г.Ю., Кожинов В.В. Содержательность литературных форм // Теория литературы. М., 1964. - С.25-41.
54. Гей Н.К. Проза Пушкина. Поэтика повествования. М., 1989.
55. Генис А. Беседа шестая: сад камней. Сергей Довлатов // Звезда. 1997. -№7.-С. 235-238.
56. Генис А. Довлатов и окрестности. — М., 1999.
57. Генис А. Первый юбилей Довлатова // Звезда. 1994. - № 3. - С. 165168.
58. Генис А. Пушкин у Довлатова // Сергей Довлатов: творчество, личность, судьба. Итоги первой международной конференции «Довлатовские чтения» (Городская культура Петербурга Нью-Йорка 1970-1990-х годов). - СПБ., 1999. - С. 196-201.
59. Генис А. Сад камней // Сергей Довлатов: творчество, личность, судьба. Итоги Первой международной мконференции «Довлатовские чтения» (Городская культура Петербурга Нью-Йорка 1970-1990-х годов). -СПб., 1999.-С.85-87.
60. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л., 1979.
61. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1976.
62. Гинзбург Л.Я. Претворение опыта. Рига-Л., 1991.
63. Гиршман М.М. Литературное произведение: теория и практика анализа. -М., 1991.
64. Гиршман М.М. Ритм художественной прозы. М., 1985.
65. Гиршман М.М. Художественная целостность // Дискурс. — Новосибирск, 1997. №3-4. - С.185-188.
66. Гиршман М.М. Литературное произведение // КЛЭ. Т.9. М., 19621978. -Стлб.438-441.
67. Гиршман М.М. Проза художественная // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. Донецк, 1984.
68. Гиршман М.М. Стиль литературного произведения: Уч. пособие. -Донецк, 1984.
69. Глэд Джон. Беседы в изгнании: Русское литературное зарубежье. М., 1991.
70. Горалик Л. Собранные листья (об одном и том же всегда об одном и том же) // НЛО. № 54. - 2002. - С.236-245.
71. Губин В. Наедине со светом // Сергей Довлатов: творчество, личность, судьба. Итоги Первой международной мконференции «Довлатовские чтения» (Городская культура Петербурга — Нью-Йорка 1970-1990-х годов).-СПб., 1999. -С.145-148.
72. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М.,1959.
73. Дар органического беззлобия. Интервью В.Ерофееву // Довлатов С. Собрание сочинений в 3-х т. Т.З. М., 1995. С.349-351.
74. Дарвин М.Н. Проблема цикла в изучении лирики. Кемерово, 1983.
75. Дарвин М.Н. Русский лирический цикл. Красноярск, 1988.
76. Дарвин М.Н. Циклизация в лирике. Исторические пути и художественные формы. Екатеринбург, 1996.
77. Дмитриева Л. Теоретические проблемы праздничной культуры в работах М.Бахтина. Бахтинология: исследования, переводы, публикации. СПб., 1995.
78. Довлатов С. «Я рад, что мы с Вами дожили до странных времен.»: Восемь последних писем С.Довлатова / Предисловие И.Меттера // Юность. 1993. - № 5. - С. 71-75.
79. Довлатов С. Армейские письма отцу // Звезда. 1998. - № 5. - С. 108141.
80. Довлатов С. Блеск и нищета русской литературы // Сухих И.Н. Сергей Довлатов: время, место, судьба. СПб., 1996. - С.295-297.
81. Довлатов С. Дар органического беззлобия (интервью с Довлатовым
82. B.Ерофеева) // Огонек. 1990. - № 24. - С. 28-29.
83. Довлатов С. Два эссе // Звезда. 1993. - № 1. - С. 123-126.
84. Довлатов С. Жизнь коротка: рассказ // Звезда. 1996. - № 3. - С. 69-73.
85. Довлатов С. Заповедник / Предисловие А.Арьева. Л., 1990.
86. Довлатов С. Как издаваться на Западе? Выступление в дискуссии // Сухих И.Н. Сергей Довлатов: время, место, судьба. СПб., 1996.1. C.368-371.
87. Довлатов С. Кто такие Вайль и Генис? // Литературная газета. 1991. -4 сент. -С.11.
88. Довлатов С. Линия // Звезда. 1991. - № 1. - С. 101-109.
89. Довлатов С. Литература продолжается: (Заметки о международной конференции «Русская литература в эмиграции: Третья волна»; Лос-Анджелес, май 1981 г., перепечатано из журнала «Синтаксис». 1982. -№ 10.)//Согласие.-1991.-№7.-С. 198-205.
90. Довлатов С. Малоизвестный Довлатов. СПб., 1995.
91. Довлатов С. Не только Бродский: Русская культура в портретах и анекдотах (совместно с М.Волковой фото). - М., 1992.
92. Довлатов С. Переводные картинки // Иностранная литература. 1990. -№9.-С. 203-211.
93. Довлатов С. По прямой // Огонек. -1991. № 3. - С. 12-15.
94. Довлатов С. Сквозь джунгли безумной жизни: Письма к родным и друзьям. СПб., 2003.
95. Довлатов С. Собрание прозы: в 3-х томах/ Предисл. А.Арьева. СПб., 1993.
96. Довлатов С. Собрание сочинений в 3-х томах. СПб., 1995. Содерж.: Т. 1. — 416 е.: Зона. - Компромисс. - Заповедник;
97. Т. 2. 384 е.: Ремесло. - Наши. — Чемодан. — Виноград.
98. Встретились, поговорили. Ариэль. — Игрушка.
99. Т. 3. — 384 е.: Иностранка. Филиал. - Из сборника «Демаршэнтузиастов». Записные книжки. - Два интервью. - Современники о
100. Довлатове (И.Бродский, Л.Лосев). Библиографическая справка.
101. Довлатов С. Соло на ундервуде. Париж-Нью-Йорк, 1980.
102. Довлатов С. Человек, которого не было. Пьеса для младших школьников с фокусами, но без обмана // Новая газета. 2001. - 23 мая. -С.11-13.
103. Довлатов С. Чемодан: Повести / Предисловие Ю.Арпишкина. М., 1991.
104. Довлатова Е. « Он мечтал о домике, шортах и своем огороде» // Литературная газета. 1995. - № 3. - 16 августа. - С. 6.
105. Дынник В. Цикл // Литературная энциклопедия. Словарь литературоведческих терминов. М.-Л., 1925. - Т.2. - С.1083-1085;
106. Егоров Б.Ф. Литературно-критическая деятельность В.Г.Белинского. М., 1982.
107. Егорова О.Г. Проблема циклизации в русской прозе первой половины XX века: Дис. д-ра филол. наук. Волгоград, 2003.
108. Елисеев Н. Другие истории // Новый мир. 1994. - № 11. - С. 232235.
109. Елисеев Н. Человеческий голос // Новый мир. 1996. - № 11. — С. 212-225.
110. Есаулов И.А. Спектр адекватности в истолковании литературного произведения («Миргород» Н.В.Гоголя). М., 1997.
111. Ефимов И. Неповторимость любой ценой // Звезда. 1994. - № 3. -С. 154-156.
112. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.
113. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. Из истории романтической поэмы. Л., 1924.
114. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций. — СПб., 1996.
115. Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Мир автора и структура текста / Статьи о русской литературе. 1986. - Tenafy, N.S. 07670. USA.
116. Зверев А. Записки случайного постояльца // Литературное обозрение 1991. - № 4.- С. 65-73.
117. ИЗ. Зернова Р. Дачные соседи: Воспоминания о С.Довлатове // Русская мысль. № 4179. - 19-25 июня 1997 г. - С. 10; № 4180. - 26 июня-2 июля 1997 г. - С. 10.
118. Зибунова Т. «Пылесос работает до сих пор» (воспоминания о публикациях Довлатова) // Новая газета 2002 - 22 августа - С. 18.
119. Иванова Н. Разгадке жизни равносилен // Московские новости. -1996. 21 января. - С. 37.
120. Игнатова Е. Дядя от Довлатова // Новая газета 2002 - 25 сентября - С.25.
121. Искандер Ф.А. Интервью данное Мицуеси Нумано. Цит. по Нумано М. Мои встречи (и невстречи) с Сергеем Донатовичем // Сергей
122. Довлатов: творчество, личность, судьба. Итоги первой международной конференции «Довлатовские чтения» (Городская культура Петербурга -Нью-Йорка 1970-1990-х годов). СПБ., 1999. С.229-232.
123. Каледин С. Встреча с Сергеем Довлатовым, невстреча с Сергеем Довлатовым, собачье сердце // Звезда. 1994. - № 3. - С. 168-171.
124. Камянов В. Свободен от постоя // Новый мир. 1992. - № 2. - С. 242-244.
125. Каргашин И. Освобожденное слово. Поэтика прозы Сергея Довлатова // О Довлатове/ Сост. Е.Довлатова. Тверь, 2001. - С. 102107.
126. Карпов A.C. Свой среди своих (О прозе С.Довлатова) // Русская словесность. 1996. - № 2. - С. 41-45.
127. Клепикова Е. Герои вчерашних дней // МК 2001 - 3 сентября -С.8.
128. Климова М. Луна, луна, цветы, цветы. // Независимая газета. -1998. 5 февраля. - С. 7.
129. Кобрин К. Рассуждение о фрагменте // Новое литературное обозрение. № 54. - 2002. - С.229-235.
130. Ковалева А. Довлатов: История любви // Московский комсомолец. 1997. - 3 сентября. - С. 4.
131. Коваленко А.Г. Проблема циклизации в русской советской прозе 60-70-х гг(рассказ, повесть): Дис. канд. филол. наук. -М., 1983.
132. Коваленко А.Г. Циклизация в современной прозе (Проблема целостности). Филологические науки. - 1987. - № 3. - С.3-9.
133. Кожинов В. В. Повесть // ЛЭС. М., 1987. - С.281.
134. Кожинов В.В. Рассказ // Словарь литературоведческих терминов./ Ред.-сост. Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев. М., 1974. - С.309-310.
135. Кожинов В.В. Рассказчик // Словарь литературоведческих терминов. М., 1974. С.310-311.
136. Кожинов В.В. Роман эпос нового времени // Теория литературы. Роды и жанры литературы. - М., 1964. - С.90-142.
137. Колядич Т.М. Воспоминания писателей: Проблемы поэтики жанра.-М., 1998.
138. Корман Б.О. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов // Проблемы истории критики и поэтики реализма. Куйбышев, 1981.
139. Крамов И. В зеркале рассказа. М., 1986.
140. Краткая литературная энциклопедия (КЛЭ). Т. 1-9. М., 19621978.
141. Кривулин В. Поэзия и анекдот // Звезда. 1994. - № 3. - С. 122123.
142. Куллэ В. «Бессмертный вариант простого человека» // Сергей Довлатов: творчество, личность, судьба. Итоги Первой международной мконференции «Довлатовские чтения» (Городская культура Петербурга -Нью-Йорка 1970-1990-х годов).-СПб., 1999.- С.241-243.
143. Курганов Е. Анекдот как жанр. СПб., 1997.
144. Курицын В. Вести из филиала, или Дурацкая рецензия на прозу Сергея Довлатова // Литературное обозрение. 1990. - № 12. - С. 41-42.
145. Ландор М. Большая проза из малой: об одном становящемся жанре в XX веке // Вопросы литературы. 1982. - № 8. - С. 75-107.
146. Лебедев Ю.В. Становление эпоса в русской литературе 18401860-х гг: Проблема циклизации: Автореф. дис. . д-ра филол. наук. -Л., 1979.
147. Леденев A.B. «Ничья меж смыслом и смычком.» // Агеносов В.В. Литература руского зарубежья (1918-1996). M., 1998. - С.321-352.
148. Лейдерман Н., Липовецкий М. Между хаосом и космосом. Рассказ в контексте времени // Новый мир. 1991. - № 7. - С. 240-257.
149. Лейдерман Н. К определению сущности категории «жанр» // Жанр и композиция литературного произведения. Калининград, 1976. -вып.З - С.7-16.
150. Лемхин М. Прощай, Сергей // Русская мысль. 1990. - № 3843. -31 августа. - С. 17.
151. Лескисс Г.А. Форма повествования и жанр книги М.Пруста «В поисках утраченного времени» // Сборник статей по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1973. - С.48-61.
152. Липовецкий М. Совок-блюз // Знамя. 1991. - № 9. - С. 22-236.
153. Литература русского зарубежья. Антология: В 6 т. М., 1990.
154. Литературная энциклопедия. Словарь литературных терминов. Т. 1-2. М.;Л., 1925.
155. Литературный энциклопедический словарь (ЛЭС). М., 1987.
156. Лобанова 3. Пивной ларек как памятник Сергею Довлатову // Комсомольская правда. 1998. - 24 апреля. - С. 7.
157. Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. M., 1995.
158. Лосев Л. Русский писатель Сергей Довлатов // Довлатов С. Собрание прозы в 3-х т. Т.З. СПб., 1995 - С.364-366.
159. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха: Пособие для студентов. Л., 1972.
160. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек текст -семиосфера - история. - М., 1996.
161. Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн, 1992.
162. Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике// Лотман Ю.М. и тартусско-московская семиотическая школа. — М., 1994.
163. Лотман Ю.М. О русской литературе: Статьи и исследования 19581993 гг. История русской прозы. Теория литературы. СПб., 1997.
164. Лотман Ю.М. Поэзия Карамзина // Н.М.Карамзин. Полное собр. стих. — М.-Л., 1966.-С.33-39.
165. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. — М., 1970.
166. Лукомский М. Остров Сергея Довлатова // Литературная газета. — 1992.-18 ноября.-С. 16.
167. Львова В. Сергей Довлатов был разбитой параличом гориллой // Комсомольская правда 2001 - 4 сентября - С. 16.
168. Ляпина Л.Е. Литературная циклизация: (К истории изучения) // Русская литература. 1998. - № 1. - С. 170-177.
169. Ляпина Л.Е. Циклизация в русской литературе XIX века. СПб., 1999.
170. Макаров А. «Где тебя некогда обсчитали»: Горькая весть // Экран и сцена (приложение к газете «Советская культура»). — 1990. 30 августа. - № 35. - С. 3.
171. Макаров А. А в Америке // Культура. 1993. - 8 мая. - С. 3.
172. Малухин В. Гражданин нейтральной полосы // Московские новости. 1992. - 29 ноября. - № 48. - С. 22-23.
173. Малытчина Н. Тюремная повесть Сергея Довлатова // Русская словесность. 1996. - № 5. - С. 57-62.
174. Марченко А. .Обратиться в печальное // Литературная газета. -1990. № 20. - 16 мая. - С. 4.
175. Медведев П.Н. Формальный метод в литературоведении. Л., 1928.
176. Меттер И. Петрополь. 1994.- № 5. - С. 146-152.
177. Мечик Д. С сыном наедине: Воспоминания о С. Довлатове: Неопубликованные письма писателя // Независимая газета. 1992. - 4 ноября. - С. 5.
178. Мечик-Бланк К. О названии довлатовских книжек // Сергей Довлатов: творчество, личность, судьба. Итоги Первой международной конференции «Довлатовские чтения» (Городская культура Петербурга-Нью-Йорка 1970-1990-х годов). СПб., 1999. - С.285-291.
179. Мифы народов мира: в 2 т. М., 1982.
180. Моисеенко Ю. Возвращение человека, которого не было // Новая газета 2002 - 24-27 октября - С.22.
181. Мориц Ю. Предисловие к рассказам из книги «Чемодан» // Октябрь. 1987. - № 7. - С. 13.
182. Мулярчик А. До свидания, мальчики! // Москва. 1994. - № 5. — С. 151-153.
183. Муриков Г. Без слез, без жизни, без любви // Север. 1991. - № 8. -С. 37.
184. Мышалова Д. Очерки по литературе русского зарубежья. — Новосибирск, 1995.
185. Найман А. Персонажи в поисках автора (Памяти Сергея Довлатова) // Звезда. 1994. - № 3. - С. 127-128.
186. Несторова К.И. Циклизация как форма эпического мышления. -Рукопись деп. В ИНИОН РАН. М., 1987.
187. Нехорошее М. Веллер и Довлатов: битва героев и призраков // Нева. 1996. - № 8. - С. 183-191.
188. Нинов А. Рассказ. Краткая литературная энциклопедия. Т.6. М., 1962-1978.-Стлб. 190-193.
189. Новиков В. Ощущение жанра: роль рассказа в развитии современной прозы // Новый мир. 1987. - № 3. - С. 233-254.
190. О Довлатове / Составитель Е.Довлатова. Тверь, 2001.
191. Ольшанский Д. Кто виноват в шестьдесят? Юбилей Сергея Довлатова // Независимая газета 2001 - 4 сентября - С.7.
192. Паперный 3. Записные книжки А.П.Чехова. М., 1965.
193. Пекуровская Ася. Когда случилось петь С.Д. и мне. СПб., 2001.
194. Перемышлев Е. Рецензия // Октябрь. 1993. - № 9. - С. 178-180.
195. Петров А. Довлатовские места // Курьер СВ. 1995. - № 1. -октябрь. - С.28-29
196. Пинский JI.E. Комическое / Пинский JI.E. Магистральный сюжет. -М., 1989.
197. Подольский Ю. Стиль // Литературная энциклопедия. Словарь литературных терминов: В 2 т. Т.1. M.-JL, 1925. - Стлб. 867-870.
198. Пономарева Т.А. Проза новокрестьян 1920-х годов: Типология. Поэтика. Автореферат на соискание ученой степени доктора филологических наук. - Москва, 2000.
199. Попов В. Кровь единственные чернила // Звезда. - 1994. - № 3. -С. 141-143.
200. Поспелов Г.Н. Рассказ // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. - С.318.
201. Поэтика русской литературы // Сборник статей к 70-летию проф. Ю.В.Манна. — М., 2001.
202. Преступление ради читателя Вечерний клуб. - 2002. - 6 ноября. -С.З.
203. Пруссакова И. Вокруг да около Довлатова // Нева. 1995. - № 1. -С. 194-198.
204. Пуринсон С. Убийца // Звезда. 1994. - № 3. - С.130-132.
205. Рейн Е. Мне скучно без Довлатова: Новые сцены из жизни московской богемы: поэмы и рассказы. — СПб., 1997.
206. Рейн Е. Несколько слов вдогонку // Звезда. 1994. - № 3. - С. 123127.
207. Рейн Е. Что отдал твое: О Сергее Довлатове: воспоминания // Столица. - 1993. - № 32. - С. 59.
208. Ремизова М. Компромисс с абсурдом: Довлатов как идеальный объект для любви // Независимая газета. — 1994. № 123.-2 июля. — С. 7.
209. Рогов С. Фотография на картоне // Волга. 1993. - № 1. - С. 155158.
210. Роднянская И. Автор. КЛЭ. Т.9. М., 1962-1978. - Стлб.30-34.
211. Роднянская И. Лирический герой. // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. - С. 185.
212. Рохлин Б. Кто отражается в зеркале (Заметка и два маленьких отступления) // Сергей Довлатов: творчество, личность, судьба. Итоги Первой международной мконференции «Довлатовские чтения»
213. Городская культура Петербурга Нью-Йорка 1970-1990-х годов). -СПб., 1999. - С.165-168.
214. Рохлин Б. Памяти Сергея Довлатова // Звезда. 1994. - № 3. - 132134.
215. Рубин В. Нищенская и горделивая // Российская газета. 1995. -14 января. - С. 8.
216. Руденко Ю.К. Принцип циклизации в художественной системе Н.Г.Чернышевского (К постановке вопроса// Проблемы поэтики русского реализма XIX века. Л., 1984. - С. 184-191.
217. Русская новелла. Проблемы теории и истории: Сб. статей. СПб., 1993.
218. Русские писатели 20 в. Биографический словарь. — М., 2000.
219. Русский советский рассказ. Очерки истории жанра. Л., 1971.
220. Рымарь Н.К. К вопросу содержательности художественной формы в произведениях П.Шаллюка и Г.Белля // Проблемы теории романа и рассказа. Рига, 1972. - С.92-114.
221. Сабило И. Человек, которого не было//Смена. С-Пб. - 1996.-С. 6.
222. Сапаров М.А. Размышления о структуре художественного произведения // Структура литературного произведения. Л., 1984. -С.181-192.
223. Сапогов В.А. Цикл // Краткая литературная энциклопедия. — М., 1977. — Т.8. — С.398-399.
224. Сапогов В.А. Поэтика лирического цикла А.Блока: Автореф. дис. .канд. филол. наук. М., 1967.
225. Сапогов В.А. Сюжет в лирическом цикле // Сюжетосложение в русской литературе. Даугавпилс, 1980.
226. Сергей Довлатов Игорь Ефимов. Эпистолярный роман. - М., 2001.
227. Сергей Довлатов: творчество, личность, судьба. Итоги Первой международной конференции «Довлатовские чтения» (Городская культура Петербурга Нью-Йорка 1970-1990-х годов). Издание составил и подготовил А.Ю.Арьев. - СПб., 1999.
228. Серман И. Гражданин двух миров // Звезда. 1994. - № 3. - С. 193-197.
229. Серман И. К вопросу о смысловом единстве баллад В.А.Жуковского // Сборник статей к 70-летию проф. Ю.М.Лотмана. -Тарту, 1992.-С. 163-171.
230. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках. — М., 1972.
231. Скобелев В.П. Поэтика рассказа. Воронеж, 1982.
232. Скульская Е. Перекрестная рифма (Письма Сергея Довлатова) // Звезда. 1994. - № 3. - С. 144-154.
233. Словарь литературоведческих терминов. М., 1974.
234. Смирнов И. Творчество до творчества // Звезда. 1994. - № 3. — С. 122-123.
235. Смирнов-Охтин И. Сергей Довлатов петербуржец // Звезда. -1994. -№3.- С. 134-137.
236. Солженицын А.И. Бодался теленок с дубом. Очерки литературной жизни // Новый мир. 1991. - № 6. - С.6-43.
237. Соловьев В. Как створки раковины // Московский комсомолец. -1991.-1 мая.-С. 4.
238. Соловьев В., Клепикова Е. Довлатов вверх ногами: Трагедия веселого человека. М., 2001.
239. Сорокин Ю.С. Развитие словарного состава русского литературного языка (30-90-е годы XIX века). М., 1965.
240. Соснора В. Сергей // Звезда. 1994. - № 3. - С. 137-139.
241. Спроге JI.B. Деструктивные явления в процессе становления жанра лирического цикла (А.Блок «Тишина цветет») / Некоторые проблемы совершенствования развитого социализма. Рига, 1984. -С.94-96.
242. Спроге Л.В. Стихотворный том как факт циклообразования (Ф.Сологуб. Собрание сочинений. СПб., «Шиповник» т. 1) // Республиканская научно-теоретическая конференция молодых ученых и специалистов по общественным наукам. Рига, 1985. - С.85-86.
243. Спроге Л.В. Лирический цикл в дооктябрьской поэзии А.Блока и проблемы циклообразования у символистов: Автореф. дис. .канд. филол. наук. Тарту, 1988.
244. Степанов Е. По довлатовским местам в Нью-Йорке // Столица. — 1992.-№37.-С. 54-57.
245. Сторонний В. « Всю жизнь я дул в подзорную трубу.» // Смена. 1996. - 20 января. - С. 7.
246. Сухих И.Н. «Маленькая трилогия» (проблема циклов) // Сборники А.П.Чехова. Л., 1990. - С.145-146.
247. Сухих И.Н. Голос: О ремесле писателя Д. // Звезда. 1994. - № 3. -С. 180-187.
248. Сухих И.Н. Сергей Довлатов: время, место, судьба. СПб., 1996.
249. Сухих И.Н. Довлатов и Ерофеев: Соседи по алфавиту // Сергей Довлатов: творчество, личность, судьба. Итоги первой международной конференции «Довлатовские чтения» (Городская культура Петербурга -Нью-Йорка 1970-1990-х годов). СПБ., 1999. - С.262-264.
250. Сухих И.Н. Художественный мир Чехова: (истоки, границы, принципы, эволюция): Дис. д-ра филол. наук / ЛГУ. Л., 1990.
251. Таборисская Е.М. «Маленькие трагедии» Пушкина как цикл // Пушкинский сб-к. Л., 1977. - С.37-44.
252. Тамарченко Н.Д. Автор, герой и повествование (к соотношению «эпопейного» и «романного» у Гоголя// Поэтика русской литературы: К 70-летию профессора Юрия Владимировича Манна: Сборник статей. -М., 2001.-С. 24-29.
253. Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия для студентов / Автор-составитель Н.Д.Тамарченко. М., 2001.
254. Терц Абрам. Анекдот в анекдоте // Одна или две русских литературы? Международный симпозиум, созванный факультетом словесности Женевского университета и Швейцарской академией славистики. Женева. 13-14-15 апреля 1978 г. Lausanne, 1981. - С. 177184.
255. Тимофеев Л.И. Образ повествователя, образ автора // Словарь литературоведческих терминов. М., 1974. - С.248.
256. Титаренко С. Функция символа и мифа в процессе циклообразования у Вяч. Иванова // Циклизация литературных произведений. Системность и целостность: Межвузовский сборник научных трудов. Кемерово, 1994. - С.56-64.
257. Ткачев Д. Утешитель // МК бульвар — 2001 3 сентября - С.7.
258. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996.
259. Топоров В. Дом, который построил Джек (О прозе Довлатова) // Звезда. 1994. - № 3. - С. 174-177.
260. Труды по знаковым системам // Ученые записки Тартуского ун-та. -Тарту, 1964-1992.
261. Тудоровская Е. Путеводитель по «Заповеднику» // Звезда. 1994. - № 3. - С. 193-200.
262. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.
263. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка // Тынянов Ю.Н. Литературный факт. М., 1993.
264. Тюпа В.И. Художественность литературного произведения. -Красноярск, 1987.
265. Тюпа В.И., Фуксон Л.Ю., Дарвин М.Н. Литературное произведение: проблемы теории и анализа. Вып.1. Кемерово, 1997.
266. Усова Л. Сергей Довлатов: Неприятность моей жизни смерть Анны Карениной // Собеседник. - 1995. - № 44. - С. 13.
267. Успенский Б. А. Поэтика композиции. М., 2000.
268. Уфлянд В. Мы простились, посмеиваясь // Звезда. 1994. - № 3. — С. 139-141.
269. Уфлянд В. Утром на «Вы», вечером на «ты» // Сергей Довлатов: творчество, личность, судьба. Итоги Первой международной мконференции «Довлатовские чтения» (Городская культура Петербурга- Нью-Йорка 1970-1990-х годов). СПб., 1999. - С.127-129.
270. Федоров А. Сергей Довлатов: Наследство или наследие? // Россия- 2002 4 декабря - С. 12-13.
271. Фоменко И. Лирический цикл: становление жанра, поэтика. — Тверь, 1992.
272. Фоменко И. О поэтике лирического цикла. Калинин, 1984.
273. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997.
274. Хаев Е. Проблема композиции лирического цикла // Природа художественного целого и литературный процесс. Кемерово, 1980. — С.57-61
275. Хализев В.Е. О составе литературоведения и специфике его методологии // Наука о литературе в XX веке: (История, методология, литературный процесс): Сборник статей. М., 2001. - С.7-30.
276. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999.
277. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2000.
278. Хант В. Истоки музыки. О письмах Сергея Довлатова отцу из армии // Вопросы литературы. 2002. - № 3. - С. 271-283.
279. Цивьян Т.В. Материалы к поэтике Анны Ахматовой // Труды по знаковым системам. Тарту, 1967. - С. 180-208.
280. Чекалова С. «Лживая, безжалостная, неверная» «добрая, милая, славная». (С.Довлатов) // Новый мир. - 1997. - № 4. - С. 220-224.
281. Чернец Л.В. Литературные жанры. М., 1982.
282. Черных А.Б., А.Г. Стиль (к истории понятия) // КЛЭ. Т.7. — Стлб.188.
283. Шабалин С. Американская сага С.Довлатова // Труд. 1997. - 16 декабря. - С. 7.
284. Шаталов С.Е. Художественный мир И.С.Тургенева. М., 1979. — С.2Э9-249;
285. Шатин Ю.В. Стих и проза в «Египетских ночах» А.С.Пушкина // Гуманитарные исследования. Ежегодник. Вып. III. 4.1. Омск. 1998. -С.45-51.
286. Шенкман Я. Право писания // Алфавит 2003 - февраль (№ 8) — С.20-21.
287. Шиллер Ф. Статьи по эстетике. М.-Л., 1935.
288. Шкловский В.Б. Гамбургский счет. — М., 1990.
289. Шкловский В.Б. Избранное: В 2 т. М., 1983.
290. Шкловский В.Б. Художественная проза. Размышления и разборы. -М., 1961.
291. Шубин Э. Современный русский рассказ. М., 1986.
292. Шубин Э. Современный русский рассказ: Вопросы поэтики жанра. Л., 1974.
293. Эйзенштейн С.М. Избранное. Собрание сочинений. Т.2. М., 1946.
294. Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии. Л., 1986.
295. Эйхенбаум Б.М. О прозе. Л., 1969.
296. Эпштейн М.Н. Новелла // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. - С.248.
297. Янг Е. Нарративная структура «Зоны» // Сергей Довлатов: творчество, личность, судьба. Итоги Первой международной конференции «Довлатовские чтения» (Городская культура Петербурга -Нью-Йорка 1970-1990-х годов). СПб., 1999. - С. 280-284.
298. Яницкий Л. Циклизация как коммуникативная стратегия в современной культуре // Кемеровский государственный университет. Критика и семиотика. Вып. 1-2,2000. - С.172-178.
299. Янушкевич А. Особенности прозаического цикла 30-х годов и «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В.Гоголя: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Томск, 1971.
300. Янушкевич А. Русский прозаический цикл как «форма времени» / Исторические пути и формы художественной циклизации в поэзии и прозе. Кемерово, 1992. - С.20-27.
301. Dictionary of Literary Terms/ By H. Shaw. New-York, 1972.
302. Sierotwienski S. Slownik terminow literackich. Wroclaw, 1966.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.