Психосемантические особенности восприятия визуальных объектов: На примере анализа восприятия печатной рекламы парфюмерии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.05, кандидат психологических наук Папантиму, Мария Аргириосовна
- Специальность ВАК РФ19.00.05
- Количество страниц 146
Оглавление диссертации кандидат психологических наук Папантиму, Мария Аргириосовна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ВОСПРИЯТИЯ ВИЗУАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ.
Параграф 1.1. Социально-психологические основы исследований восприятия визуальных объектов.
1.1.1. Общие подходы к исследованию восприятия в общей и социальной психологии.
1.1.2. Исследования восприятия визуальных объектов.
Параграф 1.2. Практические исследования восприятия визуальной коммуникации. Современное состояние, проблемы и перспективы.
1.2.1. Основные тенденции в исследованиях рекламного воздействия.
1.2.2. Коммуникация как средство передачи образов и смыслов.
1.2.3. Опыт исследований восприятия визуальной коммуникации.
Параграф 1.3. Семиотические аспекты формирования и трансляции смыслов визуальной коммуникации.
1.3.1. Основные положения семиотической теории.
1.3.2. Методические решения и подходы семиотики в рекламе.
Параграф 1.4. Психосемантика и анализ восприятия визуального знака.
1.4.1. Метод семантического дифференциала.
1.4.2. Психосемантические методы в исследованиях рекламы.
Параграф 1.5. Особенности визуальной коммуникации в категории парфюмерии.
1.5.1. Реклама парфюмерии: выражая невыразимое.
1.5.2. Образ женщины в рекламе парфюмерии.
1.5.3. Глобальная реклама парфюмерии в российском контексте.
Выводы к Главе 1.
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ВИЗУАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ ОПРЕДЕЛЕННОГО КЛАССА.
Параграф 2.1. Схема комбинации методов семиотики и экспериментальной психосемантики.
Параграф 2.2. Эмпирический материал и аудитория исследования.
Параграф 2.3. Прикладная методика семиотического анализа.
Параграф 2.4. Экспериментальное исследование восприятия рекламы методом семантического дифференциала.
2.4.1. Разработка инструментария: частный семантический дифференциал.
2.4.2. Дизайн эксперимента.
Параграф 2.5. Методы математического анализа данных исследования.
Выводы к Главе 2.
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ ПАРФЮМЕРИИ
Параграф 3.1. Семиотическая типология визуальной рекламы парфюмерии.
3.1.1. Общие особенности семиотики рекламы женской парфюмерии.
3.1.2. Описание семиотических типов рекламы парфюмерии.
Параграф 3.2. Семантическое пространство визуальной рекламы парфюмерии.
3.2.1. Реконструкция факторной структуры семантического пространства визуальной рекламы парфюмерии.
3.2.2. Интерпретация факторной структуры.
3.2.3. Размещение образцов визуальной рекламы парфюмерии в семантическом пространстве.
Параграф 3.3. Связь семантики восприятия и семиотической структуры визуальной рекламы.
3.3.1. Классификация рекламных сообщений на базе семантического оценивания
3.3.2. Особенности восприятия типов визуальной рекламы парфюмерии.
3.3.3. Влияние визуальной структуры на семантическое оценивание рекламы
Параграф 3.4. Рекомендации по повышению эффективности визуальной коммуникации в исследуемой области.
Выводы к Главе 3: Проверка гипотез исследования.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК
Слово и образ в рекламном тексте: психосемантический анализ2006 год, кандидат филологических наук Кшенина, Наталья Николаевна
Специфика иконотекстов рекламы в сопоставительном аспекте на материале французского и русского языков2006 год, кандидат филологических наук Горелик, Полина Леонидовна
Психосемантический анализ коммуникативного воздействия живописи2010 год, кандидат психологических наук Коротченко, Евгения Александровна
Вербальные и визуальные средства реализации эстетического мотива в рекламном тексте2010 год, кандидат филологических наук Воробьева, Елена Владимировна
Медиа-рекламная картина мира: структура, семиотика, каналы трансляции2010 год, доктор филологических наук Ежова, Елена Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Психосемантические особенности восприятия визуальных объектов: На примере анализа восприятия печатной рекламы парфюмерии»
Социальные преобразования в России 90-х годов послужили импульсом к расширению границ предметной области отечественной социальной психологии. Общественно значимой функцией социальной психологии стало обеспечение успешной деятельности человека в изменившейся социальной ситуации. В частности, в условиях динамичности экономических и политических процессов, возрастает интерес к проблемам массовой коммуникации и способам влияния на общественное сознание. Одним из важнейших аспектов этого направления является изучение социально-психологических закономерностей восприятия визуальных объектов, как составной части визуальной коммуникации. Высокая значимость именно визуальных средств выражения объясняется ростом объемов информации в современном мире и развитием процессов глобализации.
Вместе с тем, существуют объективные сложности в использовании визуальной системы репрезентации для целей массовой коммуникации -направленной трансляции смыслов коллективному субъекту. Если значение вербальных символов (слов) более или менее одинаково понимается всеми членами культурной общности, то большинство визуальных знаков не принадлежат к какому-либо определенному словарю значений. В визуальной коммуникации особенно важна проблема выбора средств выражения, которые правильно передают смысл сообщения и сходным образом интерпретируются большинством представителей целевой аудитории. В настоящее время отсутствуют систематизированные данные о том, какие образы формируются в сознании аудитории при восприятии различных видов визуальных знаков. Эта проблема актуальна при создании визуальных элементов учебных материалов, компьютерных программ, телепередач, фильмов, рекламных сообщений, при разработке внешнего вида товаров.
Исследование семантики восприятия визуальных объектов как явления в обобщенном смысле, без учета типа объекта восприятия и особенностей целевой аудитории, будет иметь ограниченную теоретическую и практическую значимость в силу абстрактности полученных результатов. Больший интерес представляет изучение конкретных предметных областей визуальной коммуникации. Применительно к исследуемой нами печатной рекламе, под визуальным объектом мы понимаем рекламное сообщение, сформированное в значительной мере с помощью сложной комбинации визуальных элементов. В силу относительной непродолжительности развития этой сферы деятельности в России существует необходимость углубления теоретических и методологических знаний в области повышения эффективности рекламы. Как выбрать знаки и образы, удачно выражающие смысл сообщения и при этом понятные большинству представителей целевой аудитории? Как проверить, соответствует ли интерпретация сообщения аудиторией замыслу его создателей? Вот наиболее актуальные вопросы современной визуальной коммуникации. Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо применение эффективных методов выявления и описания образа (комплекса чувств, эмоций, смыслов, значений), который формируется в сознании определенной социальной группы при восприятии визуальных объектов.
Актуальность диссертационной работы заключается в следующем: в теоретическом плане, - недостаточная изученность особенностей восприятия визуальных объектов; в методологическом отношении, - необходимость развития методик, адекватных для статистически достоверного изучения семантики восприятия визуальных объектов; в социальном плане, -потребность в регулировании процессов массовой коммуникации; с точки зрения практической значимости, - необходимость в повышении эффективности визуальной коммуникации.
Проблемная ситуация диссертационной работы в гносеологическом смысле заключается в противоречии между потребностью понимания того, как различные социальные группы воспринимают семантическое содержание визуальных объектов, и, с другой стороны, нехваткой достаточных для обеспечения этого понимания данных. Фактором, затрудняющим получение необходимой информации, является сложность исследования восприятия значений визуальной коммуникации, в частности, значений визуальной рекламы.
Степень научной разработанности проблемы.
Исследование семантики визуальных объектов является одной из ключевых проблем многих областей: рекламы, дизайна, архитектуры, живописи, фотографии, кино, телевидения, компьютерной графики. В визуальной коммуникации особенно интересны метаморфозы реальности, происходящие по линиям «выражение - построение» и «восприятие -понимание» (В.Агеев, 2002; В.Розин, 1996; Г.Иванченко, 2001). Для художника это переход от мира к знаку, из реальности в условность; для зрителя - от текста к знаку, от знака к живым процессам, событиям и переживаниям. Соответственно этому разделению, изучение семантических особенностей визуального выражения и восприятия ведется по двум направлениям.
Первой стороной является «техника визуализации», в которую входят характерные для данной культуры / ситуации способы построения изображения или выражения, а также средства, с помощью которых они создаются. Для характеристики визуальных систем знакового кодирования смыслов используются лингвистические методы анализа, и, в первую очередь, семиотика (Ф. Де Соссюр, Ч.Пирс, Я.Моррис, Ю.Лотман, Ц.Тодоров). С середины 20-го века семиотика широко используется для анализа законов репрезентации в материалах массовой коммуникации, для интерпретации смыслов, исследования культурных особенностей означивания (Р.Барт, 1998; У.Эко, 1998; Х.Кафтанджиев, 1995; D.Chandler, 2000; J.Fiske, 1990; G.Sonesson, 1988; Г.Г.Почепцов, 1999; О.А.Феофанов, 2002; А.В.Ульяновский; 1995; И.Г.Морозова, 2002; Н.Г.Павлова, Т.В.Пашкевич, М.Г.Старолетов, 2003). Представителями семиотической школы проведен глубокий анализ языка визуальных текстов с точки зрения набора используемых символов, их комбинации и системной организации. Но, семиотика не способна ответить на вопрос о том, как визуальные знаки воспринимаются и интерпретируются аудиторией.
Второй стороной исследования семантики визуальных объектов является выявление системы декодирования реципиентами значений объекта; интерпретация образа, формируемого в результате восприятия. При изучении содержания воспринимаемого образа на первый план выходят представления об опосредованности восприятия прошлым опытом, категориальными структурами субъекта (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Дж.Брунер, Ч.Осгуд, Дж.Келли). Эффективные методические средства для реконструкции системы значений, опосредующей восприятие объектов, и операционального выражения воспринимаемого образа предлагает психосемантический подход (Е.Ю.Артемьева, В.Ф.Петренко, А.Г.Шмелев). Применение психосемантических методов к анализу рекламы осуществляется в некоторых отечественных исследованиях (Е.Н.Рядчикова, 2002; И.Ю.Александрова, 2000; В.В.Рябова, 2000). Однако эти работы посвящены семантическим структурам явления рекламы в целом и не дают информации о специфике восприятия визуальных форм в определенной предметной области.
Анализ степени научной разработанности темы диссертации показал, что, несмотря на обилие исследований в области формирования и функционирования значений визуальной коммуникации, проблема изучена недостаточно. Распространенные в деловом мире подходы к исследованию смыслов визуальной коммуникации (семиотика, тестирование рекламы) не дают ответов на многие актуальные вопросы, а разработанные в академической среде эффективные методы исследования психосемантики восприятия визуальных объектов мало известны практикам. Кроме того, не обнаружено примеров совмещения в одном исследовании двух составляющих семантического анализа визуальной коммуникации: характеристики знаковой структуры рекламы и психосемантического исследования ее восприятия.
Объект исследования - молодые женщины, являющиеся целевой аудиторией визуальной коммуникации в исследуемой сфере.
Предметом исследования являются закономерности психосемантики восприятия визуальных объектов. В качестве конкретной предметной области анализа было выбрано восприятие печатной рекламы женской парфюмерии. С одной стороны, этот вид рекламы представляет собой идеальный пример для изучения особенностей восприятия визуальных объектов, поскольку состоит почти исключительно из визуальных образов. В рекламе парфюмерии реализуется сложная задача коммуникации ощущений ольфакторной модальности - субъективных, невербализуемых и трудновыразимых по своей природе. С другой стороны, расширение знаний в этой области представляет большую практическую значимость.
Цель диссертационной работы заключается в выявлении механизмов формирования воспринимаемого смыслового образа визуальных объектов, применительно к рассматриваемой предметной области.
Задачи исследования
1. Провести теоретический и методологический анализ накопленного опыта по проблеме семантики восприятия визуальных объектов;
2. Разработать методику прикладного семантического исследования восприятия визуальной коммуникации: a) Обосновать алгоритм семиотического анализа большого массива визуальных сообщений, b) Разработать методику невербально-вербального семантического эксперимента;
3. Дать характеристику семантики визуальных образов в выбранной предметной области: a) Описать типы визуальной знаковой репрезентации в рекламе парфюмерии, b) Выявить категориальную структуру восприятия визуальных объектов в исследуемой области, c) Выявить зависимости результата восприятия от визуальной структуры изображения;
4. Разработать рекомендации по повышению эффективности визуальной коммуникации в изучаемой предметной сфере.
Гипотезы исследования
1. Визуальная коммуникация в исследуемой области осуществляется на базе использования нескольких типов визуальных знаков -каждому типу сообщения соответствует определенный набор визуальных элементов;
2. Вероятно, можно говорить о наличии устойчивых моделей восприятия определенных типов визуальных объектов;
3. Результат восприятия визуального объекта зависит от особенностей знаковой организации объекта.
Теоретико-методологические основы исследования
Теоретическую базу исследования составили положения деятельностного подхода отечественной психологии о знаковой опосредованности перцептивных процессов (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия). Наряду с этим методологическими основами исследования являются:
1. Семиотические представления о применимости лингвистических средств анализа к любым типам явлений (Ф. Де Соссюр, Р .Якобсон, Ю.Лотман, Т.Дридзе);
2. Положения различных теоретических направлений о существовании категориальных структур восприятия (Ч.Осгуд, Е.Ю.Артемьева, В.Ф.Петренко, С.Фиске, Ш.Тейлор, Дж.Келли, Дж.Брунер, Р.Тагиури, А.Бодалев);
3. Теоретический анализ понятий смысла и значения в психологии, представленные в работах Д.А.Леонтьева, Г.М.Андреевой, В.В. Давыдова, А.И. Донцова, В.А. Лекторского.
Методы исследования
Комплексность и многоуровневая структура задач исследования обусловили необходимость применения нескольких методических решений и их комбинации на разных этапах исследования:
• Теоретические: анализ и синтез вторичной информации о проблеме восприятия визуальной рекламы;
• Эмпирические: семиотический анализ, метод судейских оценок, психосемантические техники ассоциативного эксперимента, частного семантического дифференциала;
• Математический анализ эмпирических данных: дескриптивный анализ, факторный анализ методом главных компонент, иерархический кластерный анализ.
Эмпирическая база исследования
• Анализ 150 образцов печатной рекламы парфюмерии для женщин;
• Результаты авторского эмпирического исследования восприятия печатной рекламы парфюмерии. Объем выборки составил 77 респондентов - девушек в возрасте 17-21 года.
Надежность и достоверность результатов исследования
150 образцов печатной рекламы парфюмерии, использованных для семиотического анализа, составляют не менее 80% всех рекламных сообщений в этой категории за рассматриваемый период (2000 - 2002 гг.). Таким образом, результаты семиотической типологии могут быть перенесены на весь массив печатной рекламы парфюмерии. В ходе психосемантического исследования 77 испытуемых оценивали 16 образцов рекламы. Было получено 1232 бланка ответов, что составило репрезентативную базу для проведения необходимых видов статистического анализа данных. Результаты исследования отражают особенности восприятия визуальной рекламы парфюмерии московскими студентками 17-21 года, использующими парфюмерию.
Валидность результатов исследования по отношению к изучению смыслового восприятия визуальной коммуникации обеспечивается применением методов экспериментальной психосемантики, соответствие которых исследуемой проблеме доказано в работах Е.Ю.Артемьевой и В.Ф.Петренко.
Положения, выносимые на защиту
Автором был разработан комплексный инструментарий выявления семантики визуальных объектов;
В соответствии с проведенным анализом можно утверждать, что визуальная реклама исследуемой категории конструируется в рамках четырех основных семиотических типов: «сексуальность», «естественность», «роскошь», «романтика»;
Категориальная система восприятия визуальной рекламы парфюмерии имеет восьмифакторную структуру, главными измерениями которой являются «Оценка» и «Легкость»;
Подтвердилась гипотеза о зависимости воспринимаемого смысла визуального объекта от типа изображения. Например, на оценку по фактору «Легкость» влияют цветовая гамма и простота изображения.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и списка литературы. Общий объем диссертации составляет 146 страниц, включая 15 страниц иллюстраций, 17 страниц приложений (всего приложений 11) и 8 страниц библиографического списка (133 наименования).
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК
Взаимодополняемость вербально-визуальных элементов информации в семиотическом пространстве рекламного дискурса2003 год, кандидат филологических наук Пчелинцева, Марина Михайловна
Немецкие рекламные поликодовые тексты: герменевтический подход2010 год, кандидат филологических наук Веревкина, Юлия Олеговна
Теоретические проблемы исследования эффективности рекламного текста2013 год, доктор филологических наук Ухова, Лариса Владимировна
Психологический, структурный и феноменологический анализ эстетических коммуникаций в рекламе2002 год, кандидат философских наук Ключевская, Алина Владимировна
Рекламная аудиокоммуникация в современной культуре2005 год, доктор культурологии Крылова, Александра Владимировна
Заключение диссертации по теме «Социальная психология», Папантиму, Мария Аргириосовна
В современном мире, в условиях насыщения рынка товарами схожего качества и падения эффективности рациональной аргументации, возрастает роль визуальной рекламы как наиболее выразительного средства эмоционального воздействия. В соответствии с этим, растут требования к исследованиям визуальной составляющей рекламной коммуникации. В диссертации представлены результаты исследования семантики визуальных форм рекламы, как с точки зрения конструирования смыслов визуальными средствами, так и с точки зрения особенностей интерпретации визуальных образов целевой аудиторией. Проблема семантики визуальных образов выбрана из всего спектра исследовательских проблем визуальной рекламы не случайно. Развитие рекламы как профессиональной отрасли ведет ко все большей специализации ее функций, необходимости глубокого понимания задач, стоящих перед каждой составляющей рекламного воздействия и методов решения этих задач. Так, целью рекламного сообщения в последние десятилетия признается не столько стимулирование определенного действия аудитории, сколько создание в сознании потребителей нужного образа товара, его конкурентных преимуществ, которые в совокупности приведут к желаемому действию. Поэтому наиболее актуальными становятся вопросы эффективной коммуникации с потребителями, выбора средств выражения, понятных массовой аудитории и удачно передающих идею рекламного послания. В контексте визуальной рекламы проблема интерпретации смыслов особенно важна ввиду многозначности визуальных символов как таковых. С другой стороны, массовые коммуникации - актуальная сфера научной и практической деятельности современной социальной психологии.Исследование особенностей визуальных форм коммуникации на примере рекламы, представленное в настоящей диссертации, дает информацию и может служить методологическим примером для других работ в направлении повышения эффективности социального общения и взаимодействия.В соответствии с проблемной областью исследования, в диссертации решаются четыре группы задач. Во-первых, проведен теоретико методологический анализ темы восприятия визуальных символов в рекламе.Во-вторых, разработана методологическая концепция исследования семантики визуальных образов для интересующего класса объектов. В третьих, проведено эмпирическое исследование семантики визуальной рекламы в определенной товарной категории. В-четвертых, разработаны практические рекомендации по повышению эффективности визуальной коммуникации в исследуемом сегменте рынка.Теоретико-методологический анализ проблемы показал, что исследования семантики визуальных образов в рекламе ведутся по двум направлениям. С одной стороны, изучаются законы выбора, использования и организации визуальных знаков рекламы с помощью семиотических методов, в которых объектом анализа является визуальный текст. С другой стороны, проводятся экспериментальные исследования восприятия визуальных символов. При этом используемые на практике методы смысловой интерпретации восприятия визуальной рекламы имеют существенные ограничения. Как правило, детальная оценка восприятия рекламного материала аудиторией проводится в рамках предварительного тестирования рекламы. Выводы таких исследований применимы для конкретной рекламной кампании и не могут быть использованы при создании новых рекламных материалов. Кроме того, в существующих подходах респондент вынужден обдумывать свою реакцию на стимул прежде, чем давать ответы, что может приводить к искажению естественной реакции. В то же время, в психологии существуют методы, способные решить проблемы современных исследований рекламы.Теоретической основой изучения восприятия в психологии является представление об опосредованности восприятия категориальной структурой личности, организованной системой значений и личностных смыслов (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия). Одним из наиболее эффективных методических средств операционализации и смысловой интерпретации воспринимаемых образов признается экспериментальная психосемантика.Важное для рынка рекламы преимущество психосемантических методов состоит в том, что они позволяют исследовать реакцию аудитории на большой класс визуальных объектов, кроме того, психосемантическое исследование способно выявить скрытые структуры и смыслы, неосознаваемые респондентом. Несмотря на то, что широкие возможности психосемантики в исследованиях восприятия визуальной рекламы нередко отмечаются специалистами, эти методы применяются в основном в академических исследованиях и слабо распространены в деловой среде.Возможная причина такой ситуации заключается в том, что психосемантические методы развивались отечественными психологами, тогда как в исследованиях рекламы сильны позиции западной школы.При разработке методологической концепции диссертационного исследования мы попытались использовать достижения существующих методов и преодолеть некоторые распространенные недостатки исследований рекламы. Оптимальным методом исследования восприятия визуальной рекламы была признана экспериментальная психосемантика.Применение семиотических техник в дополнение к психосемантике дало возможность повышения интерпретационных возможностей методики: на предварительном этапе семиотика использовалась для описания и систематизации большого числа рекламных образцов в категории; на заключающей стадии - для анализа и объяснения результатов эксперимента.Таким образом, исследовались оба составляющих процесса визуальной коммуникации: кодирование и декодирование смыслов. Выбор в качестве эмпирического материала печатной рекламы парфюмерии позволил, во первых, наглядно продемонстрировать возможности разработанной методики, а во-вторых, получить значимые для этой товарной категории данные. Первый этап исследования - семиотический анализ 150-ти рекламных сообщений и разработка типологии знаковых систем визуальной рекламы, позволил выявить закономерности использования и функционирования знаков в рамках исследуемой категории. Выделенные типы рекламы парфюмерии - «Сексуальность», «Роскошь», «Естественность» и «Романтика», соответствуют существующим классификациям ароматов и составленным ранее типологиям образа женщины в рекламе парфюмерии. На второй стадии исследовалось восприятие аудиторией выделенных типов визуальных форм (16 рекламных
образцов), в аспекте операционализации и интерпретации сенсорного образа, возникающего в сознании реципиента в результате перцептивного акта. Была описана категориальная структура восприятия визуальной рекламы, характерная для рассматриваемого тематического сегмента и исследуемой аудитории. Реконструированное нами многомерное семантическое пространство рекламы парфюмерии существенно отличается от семантических пространств, выделенных ранее на основе других классов объектов, и общеконнотативного семантического пространства. Пять из восьми вьщеленных факторов по своей интерпретации соответствуют инвариантным, устойчивым измерениям, отражающим глобальные категории классификации мира и проявляющиеся при построении практически любого семантического пространства («Оценка», «Сила», «Удовлетворенность», «Возбужденность» и «Устойчивость»). Три измерения, названные «Легкость», «Роскошь» и «Современность», не являются универсальными и характеризуют ситуационно-предметную специфику семантического поля в исследуемой товарной категории. Ведущими измерениями оказались классический фактор «Оценка» и специфичный фактор «Легкость».Анализ оценок рекламных сообщений по измерениям выделенной категориальной структуры показал, каким образом использование визуальных элементов связано с содержанием воспринимаемого образа.Важным выводом исследования является доказательство полезности, но не самодостаточности семиотических методов в изучении семантики визуальных форм. Классификация рекламных сообщений на базе семантического оценивания аудиторией существенно соответствует семиотической типологии, но не совпадает с ней полностью. Показана высокая эффективность комбинации двух методов - семиотики и психосемантики, позволившая проинтерпретировать зависимость результата восприятия от визуальной структуры изображения. Например, было выявлено, что популярный на Западе стиль минимализма пока еще не понятен российской аудитории - светлые рекламные изображения простой структуры, с использованием небольшого числа элементов, воспринимаются как нечто недорогое и оцениваются хуже, чем реклама, эксплуатирующая классические образы красоты и роскоши.Результаты исследования можно резюмировать следующим образом.1. Теоретический и методологический анализ проблемы семантики восприятия визуальных объектов показал, что эффективными методами исследования закономерностей формирования и усвоения значений и смыслов являются семиотика и экспериментальная психосемантика;
2. Подтверждена эффективность принятой в работе методической концепции исследования для целей выявления психосемантических особенностей восприятия визуальных объектов;
3. Построена типология визуальной рекламы парфюмерии для женщин, систематизирующая около 80% рекламных образцов в категории. Выявлено, что визуальные сообщения в исследуемой категории формируются в соответствии с ограниченным набором коммуницируемых смыслов и изобразительных средств;
4. Разработана методика психосемантического исследования восприятия визуальных объектов в определенной категории;
5. Реконструировано и описано многомерное семантическое пространство визуальной коммуникации исследуемого класса, обладающее как признаками универсального семантического пространства (оценка, сила), так и измерениями, специфичными для данной категории (легкость,
роскошь);
6. Доказано, что содержание воспринимаемого образа визуального объекта зависит от его визуальной структуры: кластеризация объектов на базе оценивания аудиторией в целом совпала с предварительной семиотической типологией;
7. С помощью манипулирования визуальными элементами можно создавать сообщения, ориентированные на создание определенного образа объекта; Апробация результатов исследования Основное содержание диссертационной работы было представлено на нескольких научно-практических конференциях и отражено в следующих публикациях автора, общим объемом 2,3 п.л.:
1. Знаковая структура телевизионной политической рекламы // Полис • 2001 - №2 (в соавторстве).2. Социально-психологические особенности восприятия рекламы в прессе // Всероссийская 17-я научно-практическая конференция «Реформы в России и проблемы управления», ГУУ: Тез.докл. - М,
3. Исследования эмоционального компонента рекламной коммуникации // Вестник ГУУ, №2 - М, 2002.4. Do producers and consumers speak the same language? How consumers decode semiotic types of fragrance advertising // ESOMAR Excellence in International Research 2004 - Amsterdam, 2004.Статья автора к конференции «Fragrance Research», организованной Европейским обществом исследователей рынка и общественного мнения (ESOMAR), номинирована на награду «John & Mary Goodyear» и опубликована в сборнике ESOMAR «Лучшее в международных исследованиях 2004».Научная новизна исследования • Впервые проведено психосемантическое исследование восприятия различных форм визуальной рекламы в определенной категории товаров; • Предложена новая методика выявления и интерпретации семантики восприятия визуальных объектов, заключающаяся в комбинации методов семиотики и экспериментальной психосемантики.Практическая значимость работы заключается в разработке рекомендаций по повышению эффективности визуальной коммуникации в исследуемой предметной области. Основные положения и результаты диссертационной работы могут быть использованы в учебном процессе при подготовке специалистов в области рекламы и массовых коммуникаций.
Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Папантиму, Мария Аргириосовна, 2004 год
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.
2. Агафонов А.Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб.: Изд-во «Речь», 2003.
3. Агеев В.Н. Семиотика. М.: Изд-во «Весь Мир», 2002.
4. Агеев B.C., Андреева Г.М., Межличностное восприятие в группе. М., 1981.
5. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспеьст пресс, 1997
6. Андреева Г.М. Социальное познание: проблемы и перспективы. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК»,1999.
7. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994.
8. Артемьева Е.Ю., Бондаренко О.Р. Об индивидуально-типологических особенностях оперирования визуальными стимулами // Проблемы мышления в производственной деятельности. Ярославль: ЯрГУ, 1980.
9. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / Под ред. И.Б.Ханиной. М.: Наука; Смысл, 1999
10. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики, М.: Изд-во МГУ, 1980.
11. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М.: Изд-во МГУ, 1984.
12. Барабанщиков В.А. Восприятие и событие. СПб.: Алетейя, 2002.
13. Вассерман Л.И., Дюк В.А., Иовлев Б.В., Червинская К.Р. Психологическая диагностика и новые информационные технологии. СПб.: 0 0 0 «СЛП», 1997.
14. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология.-М.: Изд-во МГУ, 1982.
15. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996.
16. Гаевская В.А. Неэкспериментальные методы эмпирического психологического исследования: Учебное пособие / Липецкий ГТУ. Липецк, 2001.
17. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во МГУ, 1987.
18. Гостев А.А. Образная сфера человека. М., 1992.
19. Дэвис, Д.Д. Исследования в рекламной деятельности: теория и практика: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильяме», 2003.
20. Желтухина М.Р. Тропологическая суггестивность масс-медиального дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ: Монография. М.: Ин-т языкознания РАН; Волгоград: Изд-во ВФ МУПК, 2003.
21. Жирицкая Е. Тело духов. Ароматы и запахи в культуре. Книга 1./ Сост. О.Б.Вайнштейн. М.:Новое литературное обозрение, 2003.
22. Завалишина Д.Н., Барабанщиков В.А. (ред.) Принцип системности в психологичесских исследованиях. М.: Наука, 1990.
23. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. М.: Смысл, 2001.
24. Изард К, Психология эмоций. СПб.: Питер, 2000.
25. Кафтанджиев X. Тексты печатной рекламы. М.: Смысл, 1995
26. Келли Дж.Психология личности. Теория личностных конструктов.- СПб.:Речь, 2000.
27. Крысько В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии. СПб.: Питер, 2003.
28. Крючкова В.А. Символизм в изобразительном искусстве. М.: Изобразительное искусство, 1994.
29. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980.
30. Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1999.
31. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.
32. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл,2003
33. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. М.: Воронеж: АПСН, 1996.
34. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства / Сост. Р.Г.Григорьева СПб.: Академический проект, 2002.
35. Лурия А.Р. Психологическое наследие: Избранные труды по общей психологии / Под ред. Ж.М. Глозман, Д.А. Леонтьева, Е.Г. Радковской. М.: Смысл, 2003.
36. Мартынов В.В. Основы семантического кодирования. Опыт представления и преобразования знаний. Мн.: ЕГУ, 2001.
37. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999.
38. Мельник Г.С. Mass Media: Психологические процессы и эффекты. СПб.: Изд-во СпбГУ, 1996.
39. Минченков А.В. Елпидифоров Н.Б. Методы структурной психосемантики. Спб.: Изд.дом «Ювента». М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.
40. Музыкант В.Л. Реклама: международный опыт и российские традиции. М.: Право и Закон, 1996.
41. Музыкант В.Л. Реклама и PR-технологии в бизнесе, коммерции, политике. М.: Армада-пресс, 2001.
42. Мукашева А.К. Механизмы социального познания в психологической науке: Учебное пособие для студентов психологических факультетов/ Под ред. доктора психологических наук, профессора В.Е. Семенова, Владимир: ВГПУ, 1999.
43. Назаров В.И. Психофизиологические корреляты механизма социальной перцепции. Иваново: Ивановский ГУ, 1997.
44. Назаров М.М., Горбунова. Реклама в зеркале семиотики. // Рекламный журнал, 2001.
45. Назаров М.М. Массовые коммуникации. М: Смысл, 1999.
46. Назаров М.М., Папантиму М.А. Знаковая структура телевизионной политической рекламы. // Полис, 2001, №2.
47. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов ВУЗов: В 3 кн. - 4-е изд, М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2000.
48. Ожегов СИ. Словарь русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1980.
49. Окунь, 174; Харман, 1973; Иберла, 1980
50. Павлова Н.Г., Пашкевич Т.В., Старолетов М.Г. Семиотика и реклама: Общенаучные и прикладные аспекты. Коллективная монография / Алтайский Гос. Техн. Ун-т им. И.И. Ползунова. Барнаул: Изд-во АлтГТУ,2003.
51. Папантиму М.А. Исследования эмоционального компонента рекламной коммуникации. // Вестник университета. Серия: Социология и управление персоналом N2 (5)/2002. М.: ГУУ, 2002.
52. Папантиму М.А. Социально-психологиечские особенности восприятия рекламы в прессе. // Тезисы докладов 17-й всероссийской научной конференции «Реформы в России и проблемы управления». М.: ГУУ, 2002.
53. Паповян С. Математические методы в социальной психологии. М: Наука, 1983.
54. Парфюмерия и косметика. Каталог. / Под ред. Е.Дорошиной. N11/2003. М.: Stanford Trident Publishing, 2003
55. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ИГУП, 1999.
56. Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М.: Изд-во МГУ, 1983.
57. Петренко.В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во МГУ, 1988.
58. Петренко В.Ф. Основы психосемантики: Учеб.пособие. Смоленск: Изд- во СГУ, 1997.
59. Петрова Е.А. Визуальная психосемантика общения. М.: Гномпресс,1999.
60. Прохоров Ю.О. Семантические пространства психических состояний. Дубна: Феникс+, 2002.
61. Рогозина И.В. Медиа-картина мира: когнитивно-семиотический аспект: монография./ Под ред. Проф. В.А, Пищальниковой. Москва-Барнаул: Изд-во Алт. ГТУ, 2003.
62. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие: Как человек видит и воспринимает мир. М.: Эдиториал УРСС, 1996.
63. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М.: Изд- во МГУ, 1978.
64. Комиссаров А., Егошина Е. // Социология: 4М, №12, 2000.
65. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983.
66. Ульяновский А.В. Мифодизайн рекламы. СПб.: Институт личности, 1995
67. Федотова Л.Н. Реклама в социальном пространстве: социологические эссе. М.: Изд-во NCW Publisher, 1996.
68. Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России. СПб: «Питер», 2000.
69. Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М.: Изд-во МГУ, 1983.
70. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002.
71. Юнг К. Психологические типы. Мн.: «Поппури», 1987.
72. Ароматы и запахи в культуре. Книга 1./ Сост. О.Б.Вайнштейн. М.:Новое литературное обозрение, 2003.
73. Ароматы и запахи в культуре. Книга 2. / Сост. О.Б.Вайнштейн. М.:Новое литературное обозрение, 2003.
74. Аспекты исследования картины мира: Монография. Коллектив авторов / Под общ. ред. проф. В.А. Пищальниковой и проф. А.А. Стриженко. -Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2003.
75. Психологический словарь. / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.В.Ломова и др.; НИИ ОПП АПН СССР. М.: Педагогика, 1983.
76. Психология субъективной семантики в фундаментальных и прикладных исследованиях: Материалы научной конференции, посвященной 60-ти летию со дня рождения Е.Ю. Артемьевой / Отв.ред. Д.А.Леонтьев. М.: Смысл, 2000
77. Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под ред. 78. Г.М.Андреевой, Н.Н.Богомоловой, Л.А.Петровской. М.: Изд-во МГУ, 1984.
78. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов ВУЗов/ Сост. Е.П.Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2003.
79. Теоретические и прикладные проблемы социальной перцепции. Межвузовский сборник научных трудов. Вып.2. Иваново.: Иванов.ГУ, 1997.
80. Baker S. Consumer cognitions. Mapping Personal Benefits Relating to Perfume Purchase in the United Kingdom and Germany // ESOMAR Fragrance Research Conference 1996.
81. Barker A., Nancarrow C. and Spackman N. Informed Eclecticism: A Research Paradigm For The Twenty-First Century // JMRS, March 2001.
82. Barots R. How to advertise to women. // Admap, Sep 1995.
83. Bearden W.O., Netemeyer R.G., Mobley M.F. Handbook of Marketing Scales: Multi-Item Measures for marketing and Consumer Behaviour Research. / SAGE Publ. London, 1993.
84. Boutlis P., A Theory of Postmodern Advertising. // International Journal of Advertising, 2000.
85. Branthwhaite A., Swindells A. Capturing the complexity of advertising perceptions // ESOMAR Conference 1995.
86. Branthwaite A. and Swindells A. The way forward for advertising research? // Admap, Oct. 1995.
87. Byfield S., and Caller L. "Fitting International Brands for Consumers: Stewarding Transnational Brands", 1995.
88. Cardillo D. and Walker J. Does size matter (or position, or colour, or context...)? // Admap, January 1998.
89. Cooper G., Glynis J. Women's magazines - delivering results // ESOMAR/FIPP publishing market research seminar. 1997"
90. Farr A. How to harness the power of magazine advertising // Admap, December 1995.
91. Feldwick P. The use (and abuse) of market research in the evaluation of advertising effect. // Market Research Society conference, 1989.
92. Feldwick P. A brief guided tour through the copy-testing jungle. // European Advertising Effectiveness Symposium, Lisbon, 1996.
93. Ford J.B., LaTour M.S. Different reactions to female role portrayals in advertising. // JAR Sep-Oct 1993.
94. Gaines H., Wendy Rolls. Diagnostic evaluation: a vital component of print research. // ESOMAR/FIPP publishing market research seminar, 1997.
95. Glaros E. A constructive approach to advertising testing: Shifting from the content to the form of representation in advertising. // ESOMAR seminar on qualitative research, 1997.
96. Hanssens D.M., and B.A.Weitz. The Effectiveness of Industrial Print Advertisements Across Product Categories. // Journal of Marketing Research 17-3, 1980.
97. Hogg M.K., Bruce M. and Hough K.. Female images in advertising: the implications of social comparison for marketing // ESOMAR Conference, 2000.
98. Houston M. J., Childers T. L., and Heckler S. E. Picture-Word Consistency and the Elaborative Processing of Advertisements. // Journal of Marketing Research 24-4,1987.
99. Jhally S. Advertising Codes and Fetishism: An Empirical Study, 1987.
100. Kamp E. and Maclnnis D.J. Characteristics of Portrayed Emotions in Commercials: When Does What Is Shown in Ads Affect Viewers? // Journal of Advertising Research, November/December 1995.
101. Lawes R. De-mystifying Semiotics: Some Key Questions Answered. // Market Research Society Conference Papers, 2002.
102. Leis, Kline and Jhally. Two Approaches to the Study of Advertising. / Taylor & Francis Books Ltd., 1990
103. Marder E. The Laws of Choice - Predicting Customer Behavior: The Free Press, ISBN 0684835452, 1999.
104. Martin D. Doing Psychology Experiments: Lomgman, 2001.
105. Miniard P. W., Bhatla S., Lord K. R., Dickson P. R., and Unnava H. R. Picture-Based Persuasion Processes and the Moderating Role of Involvement. // Journal of Consumer Research 18, 1, 1991.
106. Mitchell, A. A. The Effect of Verbal and Visual Components of Advertisement on Brand Attitudes and Attitude Toward the Ad. // Journal of Consumer Research 13, 1, 1986.
107. McDonald С How Advertising Works: A Review of Current Thinking. / Advertising Association: NTC Publications, 1992.
108. McPheters, R. The Effectiveness of Print Advertising // Journal of Advertising Research, Volume 31, Number 6, December 1991.
109. McQuarrie E. F., Mick D.G. Figures of Rhetoric in Advertising Language // Journal of Consumer Research, Volume 12, 1997.
110. McQuarrie E. F. Have Laboratory experiments Become Detached from Advertising Goals? A meta-analysis. // Journal of Advertising Research, Nov.-Dec. 1998.
111. Paivio A. Mental Representation: A Dual Coding Approach. NY: Oxford Psychology Series No. 9, 1986.
112. Papanthymou M. Do Producers and Consumers Speak the Same Language: How consumers decode semiotic types of fragrance advertising. // ESOMAR Excellence in International Research 2004.
113. Pawle J. Mining the International Consumer. // JMRS Vol. 41,1987.
114. Petty, R.E., and Cacioppo J.T.. Attitudes and Persuasion: Classic and Contemporary Approaches. Dubuque, lA: Brown, 1981.
115. Schmidt Hans-Otto, Haarman Reimer GmbH. The Fragrance that is Me. The Interrelation between Modes of Self-experience and Fragrance Choice // ESOMAR Fragrance Research Conference 1996.
116. Silk, A. J., and Geiger F.P. Advertisement Size and the Relationship Between Product Usage and Advertising Exposure. // Journal of Marketing Research 9, 1, 1972.
117. Smith A. Print over-exposure: what are the implications? // Admap. May 1996
118. Solso R.L., Johnson H.H., Deal M,K„ Experimental Psychology: A Case Approach. / Longman, 2001.
119. Sonesson G. Methods and Models in Pictorial Semiotics. Lund University, 1988.
120. Sonesson G. Semiotics of Photography - On tracing the index. Lund University, 1989.
121. Teemu Ylikoski. Cognitive Effects of Information Content in Advertising 1994.
122. Valentine, V. "Opening up the black box: switching the paradigm of qualitative research. In Looking through the Kaleidoscope: What is the Qualitative Mission? // ESOMAR Seminar, December, 1995.
123. Wilton v.. Rose D. Can we predict fragrance preferences from consumer's choice of color? // ESOMAR Fragrance Research Conference, 1996.
124. Willamson J. Decoding Advertising. London, 1980.
125. Wood J. Theory and research concerning social comparisons of personal attributes. // Psychological Bulletin, 106, September, 1989.
126. S.DeYoung, FG Crane. Females attitudes towards the portrayal of women in advertising: a Canadian study. // JOA, 11(3), 1992.
127. Unnava, H. R., and R. E. Bumkrant. An Imagery-Processing View of the Role of Pictures in Print Advertisements. // Journal of Marketing Research 28, 2, 1991.
128. Zaltman G. and Coulter R.H. Seeing the Voice of the Consumer: Metaphor- based Advertising Research. // JAR Jul-Aug 1995.
129. The Psychological Basis of Perfiimery. Fourth edition, edited by J. Stephan Jellinek, 1992.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.