Социальные страхи и их преодоление у верующих и атеистов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.05, кандидат психологических наук Грошева, Лариса Николаевна
- Специальность ВАК РФ19.00.05
- Количество страниц 206
Оглавление диссертации кандидат психологических наук Грошева, Лариса Николаевна
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СТРАХОВ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИИ РЕЛИГИИ.
111 Психология религии: проблемы и направления исследования.
1.2 Вера как предмет научного психологического анализа.
1.3 Проблема социальных страхов в рамках религиозной парадигмы.
1.4 Выводы.
Глава 2. РАЗРАБОТКА ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПСИХОДИАГНОСТИКИ СОЦИАЛЬНЫХ СТРАХОВ У ВЕРУЮЩИХ И АТЕИСТОВ.
2.1 Классификация социальных страхов в отечественной и зарубежной литературе.
2.2 Этапы создания психодиагностического инструментария изучения наличия и преодоления социальных страхов.
2.3 Разработка и апробация опросника «Социальные страхи».
2.4 Разработка и апробация методики неоконченных предложений «Религиозная экстернальность при социальных страхах».
2.5 Разработка и апробация опросника «Преодоление социальных страхов». ол
2.6 Разработка и апробация методики «Смысло-мотивационная ориентация в религии».
2.7 Описание технологии исследования религиозной активности у верующих и атеистов.
2.8 Выводы.
Глава 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ
РЕЛИГИОЗНОСТИ НА РАЗВИТИЕ И ПРЕОДОЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СТРАХОВ.
3.1. Сравнительный анализ особенностей социальных страхов и путей их преодоления у верующих лиц и атеистов.
3.2. Социальные страхи и пути совладания с ними у представителей разных религиозных конфессий.
3.3. Особенности социальных страхов и их преодоления у лиц с разным уровнем религиозной активности и длительностью веры.
3.4. Половозрастные различия социальных страхов и путей совладания с ними.
3.5. Выводы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК
Совладение с трудными жизненными ситуациями у верующих: На материале православных христиан и мусульман2004 год, кандидат психологических наук Тобалов, Юрий Петрович
Социально-психологические аспекты религиозности молодежи в контексте психологической безопасности2008 год, кандидат психологических наук Сучкова, Ольга Владимировна
Образ времени у представителей различных религиозных конфессий2005 год, кандидат психологических наук Виценко, Валерия Олеговна
Религиозные организации Западной Сибири в 1940-1960-е годы2004 год, доктор исторических наук Сосковец, Любовь Ивановна
Государственно-конфессиональные отношения в Удмуртии в конце 1950-х - середине 1960-х гг.2008 год, кандидат исторических наук Микрюкова, Мария Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социальные страхи и их преодоление у верующих и атеистов»
Данная диссертация посвящена проблеме взаимосвязи социальных страхов и религиозной веры человека. Термин «социальный страх», употребляется в работе в широком значении, введенном в мировую науку работами Джозефа Воль-пе как страх социальных объектов или ситуаций социального взаимодействия.
Актуальность исследования связана с наличием противоречия между уровнем практической значимости темы и ее фактической разработанностью в психологии. И хотя в начале XXI века проблемы религиозности и социального самочувствия больших групп все чаще становятся предметом психологического исследования (Г.М. Андреева, В.П. Андрусенко, И.М. Богдановская, Ю.А. Киме-лев, Д.Г. Курачев, К.И. Николаев, Д.Н. Ольшанский, JI.H. Перова, М.А. Попова, О.А. Прилутская и др.), однако вопросы их взаимовлияния оказываются «белым пятном» в научном осмыслении феномена «социального страха».
В условиях современного социального развития России, отмечающегося высоким уровнем невротизации основной массы населения, социальной дезадаптацией представителей отдельных социальных и профессиональных групп, сложностями социально-групповой идентичности, этническими конфликтами, ростом экстремальных ситуаций, нагнетанием социальной напряженности в результате непродуманной внутренней политики государства, вопросы социально-психологического изучения социальных страхов и выявление всех возможных резервов их психокоррекции приобретают особую научно-практическую актуальность.
Практический интерес к проблеме требует от современной науки раскрытия основных законов генезиса и управления социальным самочувствием человека (Н.Е. Симонович), раскрытием всех возможных технологий индивидуального и массового преодоления различных социальных страхов.
Знание же психологических особенностей развития и преодоления страхов у представителей различных религий и атеистов, представителей разных половозрастных категорий необходимо для разработки научно обоснованных приемов коррекции людей, испытывающих проблемы в данной сфере.
Все сказанное обуславливает, по мнению автора, как практическую, так и теоретическую актуальность изучения проблемы.
Объект исследования — христиане, мусульмане и атеисты в возрасте от 20 до 60 лет (на материале населения Московской области).
Предмет исследования — особенности социальных страхов и их преодоления у верующих (православных христиан и мусульман) и неверующих.
Цель исследования — изучить влияние религиозной веры на содержание и преодоление социальных страхов у лиц разного пола и возраста.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что существует половозрастные различия как в мере развития, содержании, так и в способах преодоления социальных страхов у представителей различных религий и атеистов.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи исследования: в теоретическом плане - на основе теоретико-методологического анализа выявить состояние научного изучения проблемы в отечественной и зарубежной психологии, обосновать и разработать программу эмпирического исследования; в методическом плане — осуществить подбор и разработку психодиагностических методик с целью изучения половозрастных различий в мере развития, содержании и в способах преодоления социальных страхов у лиц с представителей разных религий; в эмпирическом плане - выявить особенности развития, содержания и преодоления социальных страхов в группах различающихся типом и мерой религиозности, полом и возрастом.
Теоретическая основа диссертационного исследования сложилась из положений: современной отечественной социальной психологии (Г.М. Андреева, А.И. Донцов, JI.A. Петровская и др.), психологии религии (К. Платонов, Д. Уг-ринович, А. Свядощ, С.Мышляев, Д. Ольшанский, Г. Оллпорт, Д. Лебуа,
Э.Фромм, Т. Хэнел, Д. Фаулер и др.); работ, посвященных проблематике социальных страхов (В.А. Андрусенко, М.А. Гурева, О.А. Прилутская, B.C. Полякова, Р.М. Рапек, Л.Ф. Меллвил, М. Хорнер, Ф. Черри, К. Дьюкс, С. Томкинс. и др).
Методологическая база исследования.
Для решения поставленных задач использовались следующие два блока методик исследования.
Первый блок включал три созданных и апробированных нами опросника изучения особенностей переживания и преодоления социальных страхов.
Первая методика «Социальные страхи» (СС) (Грошева JI.H., 2003) направлена на диагностику степени выраженности различных социальных страхов у испытуемых.
Вторая методика «Религиозная экстернальность при социальных страхах» (РЭСС) (Грошева Л.Н., 2003) позволяет оценить меру опоры на веру в различных ситуациях возникновения социальных страхов.
Третья методика «Преодоление социальных страхов» (ПСС) (Грошева Л.Н., 2003) создана с целью определения религиозных способов преодоления страхов на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях проявления.
Во второй блок вошли две методики оценки религиозности:„
- для определения особенностей отношения к религии нами (в соавторстве)^ был разработан опросник «Смысло-мотиеационная ориентация в религии» (СМО) (Грошева J1.H., Тоболов Ю.П., 2003), направленный на выявление религиозных смыслов и мотивации веры у испытуемых.
- для диагностики религиозной активности использовалась «Методика изучения религиозной активности» (Смирнов Д.О.,2001).
Достоверность и надежность полученных результатов подтверждается теоретической обоснованностью рассматриваемой в диссертационном исследовании проблемы; адекватностью методов исследования его цели и задачам; использованием взаимодополняющих методик, позволяющих получить ряд независимых психологических показателей; репрезентативностью выборки испытуемых и статистической значимостью различий между изучаемыми параметрами.
Для статистической обработки данных на всех этапах использовался пакет статистических программ «Statistica Release 4.3. for Windows 5.0».
Общий объем участвующих в разных сериях исследования лиц - 490 человек.
На защиту выносятся следующие положения:
1.Уровень развития религиозного мировоззрения, длительность и побудительная сила религиозного самоопределения, смысло-мотивационная ориентация в религии, мера религиозной активности и религиозной экстернальности взаимосвязаны с содержанием, мерой распространенности и способами совладания с социальными страхами, переживаемыми верующими христианами и мусульманами. В целом верующие более подвержены страхам, чем атеисты. Вера дает утешение, но не избавляет от страхов. Наиболее распространенными являются страхи потери, страхи непринятия и подавления, страхи неудач, поражений и страхи самостоятельности. Верующие редко испытывают социальные страхи коммуникации.
2.Принадлежность к определенной конфессии определяет отличия как в мере выраженности отдельных групп страхов, так и в технологии совладания с ними. Мусульмане, по сравнению с христианами, более религиозно экстернальны и у них более выражены страхи самостоятельности. Православным христианам чаще помогает пережить социальные страхи внешняя поведенчески - ритуальная сторона религии, тогда как мусульманам ее содержательно-мировоззренческая компонента.
3.Гендерные отличия социальных страхов верующих проявляются в том, что женщины при переживании социальных страхов потери и страхов самостоятельности (а в группе православных христиан также страхов подавления и непринятия) более религиозно экстернальны по сравнению с мужчинами, У женщин- мусульманок более выражены по сравнению с мужчинами-мусульманами страхи непринятия и подавления. Верующим женщинам чаще помогает справиться со страхами на эмоциональном уровне — посещение храма, а мужчинам — беседа со священником. Тендерных отличий содержания социальных страхов в группе верующих христиан и атеистов не обнаружено.
4.Универсальные возрастные особенности содержания социальных страхов наблюдаются как в группе атеистов, так и в группе верующих. Обнаружено, что в юности более развиты по сравнению с поздней зрелостью страхи подавления и непринятия. В период ранней зрелости, по сравнению юностью, более развиты страхи самостоятельности. У лиц в возрасте поздней зрелости, по сравнению с группами юности и ранней зрелости, менее развиты страхи потери, страхи неудачи и поражения.
5.Способы совладания со страхами у верующих христиан и мусульман подвержены возрастной динамике. В юности верующие используют для преодоления страха ритуально-поведенческую сторону религии (посещение храма, исповедь), в более зрелом возрасте — содержательно-мировоззренческую. При этом в ранней зрелости полагаются на волю божью (религиозная экстернальность), в поздней зрелости опора осуществляется на соответствие принципам религиозной морали.
Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что социальная психология и психология религии обогащается новыми положениями, фактами, инструментарием и доказательствами, а именно:
- показано, что верующие по сравнению с атеистами более подвержены социальным страхам;
- доказано, что у современных верующих вне зависимости от конфессии наиболее распространенными являются страхи потери, неприятия и подавления, страхи неудач и поражения, редкими являются страхи коммуникации;
- обнаружена взаимосвязь уровня развития религиозного мировоззрения, длительности и побудительной силы религиозного самоопределения, смысло-мотивационной ориентациии, меры религиозной активности, религиозной экстернальности с особенностями переживания и преодоления социальных страхов;
- выявлены отличия между представителями разных конфессий в содержании наиболее выраженных страхов, мере религиозной экстернальности и в технологиях совладания с социальными страхами;
- выявлено преобладающее тендерное сходство содержания социальных страхов в группах христиан и атеистов и различие в группе мусульман;
- найдены половые отличия меры религиозной экстернальности и способов преодоления социальных страхов у верующих;
- обнаружены универсальные возрастные особенности содержания социальных страхов атеистов, христиан и мусульман;
- выявлена возрастная динамика способов преодоления страхов у верующих христиан и мусульман юношеского возраста, возраста ранней и поздней зрелости.
Теоретическая значимость исследования: 1) определяется вкладом в разработку социально-психологических проблем изучения религиозности человека, 2) заключается в дальнейшем развитии социально-психологического подхода к изучению социальных страхов, 3) проявляется в исследовании особенностей ранее неисследованных проявлений социальных страхов у представителей разных конфессий и атеистов, 4) состоит в углубленном описании половозрастных особенностей социальных страхов у верующих и атеистов.
Практическая значимость исследования.
В практической части работы был апробирован комплекс методик, позволяющих выявить особенности социальных страхов и их преодоление у верующих и атеистов, показана адекватность их применения в соответствии с указанной целью исследования, что может быть использовано в практике коррекци-онной работы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК
Особенности самосознания современной молодежи с различной религиозной ориентацией2004 год, кандидат философских наук Храмова, Ксения Вячеславовна
Религиозная жизнь Сахалина: Во второй половине XIX-начале XXI вв.2004 год, кандидат исторических наук Потапова, Наталья Владимировна
Динамика социальной деятельности христианских объединений России в 90-х годах ХХ века: Сравн.-социол. анализ1998 год, кандидат социологических наук Каргина, Ирина Георгиевна
Взаимосвязь гражданской и религиозной идентичности с экономическими установками и представлениями2010 год, кандидат психологических наук Ефремова, Мария Викторовна
Государственная политика по отношению к религии и верующим в 1954-1964 гг.: На материалах Красноярского края2004 год, кандидат исторических наук Ламанская, Нина Борисовна
Заключение диссертации по теме «Социальная психология», Грошева, Лариса Николаевна
3J Выводы ш> третьей главе
1. Для группы атеистов свойственны следующие особенности религиозной активности. Атеистам свойственна низкая религиозная активность (1 стен), преобладает естественно научное миро воззрение (3-4 стена), им свойственен средний уровень предрелигиозных переживаний (4-5 стен) («Методика иэу~ чения религиозной активности» Смирнов Д.О.). Наблюдается низкая активность религиозных действий (2-3 стена). В качестве мотива обращен*»* s ре для них, в отличие от верующих, является интерес к религиозной традиции, но ие глубокая вера (0,75 баллов), познание (0,56 баллов), доказательства в пользу Бытия Бога (0,56 баллов), материальная необходимость (0,53 баллов), проявление заботы о ближних (0,47 баллов). Вера для атеистов не имеет ярко выраженного личного смысла (методика «СМО» (Тобалов Ю.ГГ, Грошева JLHl).
2. Для группы атеистов социальные страхи являются достаточно редким и несвойственными переживаниями - 39% до 64% никогда не переживали их. Наиболее характерными для атеистов социальными страхами являются страхи неудач и поражений - 5% постоянно, 56% лиц время от времени переживают такие страхи; страхи потери - 3% постоянно, 47% лиц время от времени переживают такие страхи; страхи непринятия и подавления - 44% время от времени, а 6% постоянно переживают такие страхи. Редкими для атеистов переживаниями являются страхи коммуникации и самостоятельности (опросник «СС» Грошева Л.Н.).
3. Верующим изучаемой группы свойственен «^задний уровень религиозной активности (4-5 стена), ярко выражены религиозные переживания (7 стен), наблюдается баланс в развитии внутренней и внешней религиозной мотивации (6 стен), преобладает религиозное мировоззрение (7 стен), средняя активность религиозных действий (4-5 стен) («Методика изучения религиозной активности» Смирнов Д.О.). В качестве мотивов обращения к Богу для верующих, в отличие от атеистов, характерны осознание греха, раскаяние (0,63 балла, р=0,01), благодарное обращение за счастье в жизни (0,49 балла, р=0,01), душевные и телесные страдания, потребность найти поддержку и утешение в вере (0,45 балла, р=0,01), проявление заботы о ближних (0,64 балла); вера в Бога имеет для них личностный смысл — дает душевный покой (0,43 балла, р=0,05), надежду на нормальную земную жизнь (0,64 балла, р=0,01), надежду на спасение (0,53 балла, р=0,01), отпущение грехов (0,51 балла, р=0,01), уменьшает страх перед будущим (0,48 балла, р=0,01), надежду на успех в делах (0,45 балла, р=0,05) (методика «СМО» Тобало» ЮJL, Грошева JUL).
4. Наиболее характерными социальными страхами, для группы верующих являются страхи потери - 3% постоянно, 73% лиц время от времени переживают такие страхи; страхи непринятия и подавления - 3% постоянно, 69% лиц время от времени испытывают такие страхи; страхи неудач и поражений" - 5% постоянно, 59% испытуемых переживают такие страхи, но не часто. Социальные страхи коммуникации и страхи самостоятельности свойственны 1% или 2% верующих, соответственно 49% и 61% лиц время от времени их переживают (опросник «СС» Грошева JUL).
5> Христианам изучаемой группы свойственен средний уровень религиозной активности (4-5 стен); ярко выражены религиозные переживания (7 стен); наблюдается баланс в развитии гаутретией и внешней религиозной мотивацнн (6 стен), преобладает религиозное мировоззрение (7 стен), средняя активность религиозных действий (4-5 стен) («Методика изучения религиозной активности» Смирнов Д.О.). Мотивами обращения к Богу для христиан являются: проявление заботы о ближних. (0,61 балла), страдание, потребность найти в вере поддержку и утешение (0,48 балла), чудеса, необъяснимые события, говорящие в пользу существования Высших сил (033 балла); вера для них имеет личностные смыслы — душевный покой (0,72 балла), надежда на нормальную земную жизнь (0,67 балла), уменьшение страха перед будущим (0,46 балла), отпущение грехов (0,53 балла), надежда на успех ш делах (0,46 балла), душевная радость (0,47 баяла). Для христиан, по сравнению с группой мусульман, более характерными мотивами обращения к Богу является мотив осознание греха, раскаяние (0,68 балла, р=0,01), ощущение счастья (0,55 балла, р=0,01), познание (0,47 балла); для христиан более характерными личностными смыслами веры, по сравнению с мусульманами, являются надежда на спасение (0,58 балла, р=0,01) и душевная сила, приобретаемая в вере (0,48 балла, р=0,05) (методика «СМО» Тобалов KXFL, Грошева JLH.).
6. Для православных христиан характерны социальные страхи потери - 3% постоянно, 72% время ог времени переживают такие страхи; страхи непринятия и подавления - 3% постоянно, 68% время от времени переживэдог подобные страхи; страхи неудач и поражений и страхи самостоятельности свойственны 5% и 3% христиан, а 56% и 58% христиан такие страхи переживают, но не часто. Редкими для христиан переживаниями являются социальные страхи шмму^кшфж - 52% лиц такие страхи не свойствеины (опросник «С С» Грошева Л.Н.).
7. У мусульман изучаемой группы наблюдается более высокая, чем у христиан, однако в рамках средних значений, религиозная активность (4-5стен, рИ>т01), у мусульман более интенсивно выражены, чем в группе христиан, религиозные переживания (7-8 стен, р=Ч),05), более выражены стенические религиозные переживания (7-8 стен, р=От01), у мусульман выраженное религнозное мировоззрение (7-8 стен, р=0,01), более характерна внутренняя религиозная мотивация (7 стен, р=0,О5), мусульмане более активно по сравнению с христианами, проявляют свою веру, через выполнение религиозных действий (5-6 стен, р=0,01) («Методика изучения религиозной активности» Смирнов Д.О.). Мотивами обращения к Богу являются: проявление заботы о ближних (0,78 балла,), страдание потребность найти в вере поддержку и утешение (0,34 балла), чудеса, необъяснимые события, говорящие в пользу существовавяя Высших сил (0,47 балла), а вера имеет дшчностшле смыслы— дает душевный покой (0,72 балла), надежда на нормальную земную жизнь (0,53 баллаХ уменьшение страха перед будущим (0,56 балла), отпущение грехов (0,41 балла), надежда на успех в делах (0,44 балла), душевная радость {0,34 баяла). Для группы мусульман, более значимым мотивом обращения к вере, по сравнению с христианами, является стремление к вечной жизни в раю (0,47 балла, рН),01) (методика «СМО» Тобалов Ю-IL, Грошева JLtL). Для мусульман характерны сю^заяьшдо страхи потери ~3% мусульман часто, 75% время от времени переживают такие страхи; страхи неудач и поражений - 6% постоянно, 72% время от времени переживают подобные страхи; страхи непринятия и подавления - 75% мусульман испытывают время от времеви; страхи самосшятелъиости - 72% ишнгда испытывают такие страхи; страхи коммуникации чувствуют 53% мусульман, а 47% такие страхи не свойственны (методика «СС» Грошева JLH.).
9. Результаты сравнения социальных страхов, свойственных личностям, верующим в Бога и атеистам свидетельствуют о том, что у верующих более проявлены по сравнению с атеистами страхи потерь (р<0,01), страхи подавления и непринятия (р<0,05), страхи самостоятельности (р<0,05). При этом результаты сравнения социальных страхов, свойственных верующим разных конфессий - христианам и мусульманам, свидетельствуют, что у мусульман более проявл^ы по сравнению с христианами страхи самостоятельности (р<О,05) (методика «СС» Грошева JLH.).
10. Были выявлены взаимосвязи мотквационно-смысловой ориентация в религии и религиозной активности личности. Для верующих с более высотой религиозной активностью свойственна мотивация богоискания, потребность духовной свят с Богом (р=0Т01), стремление к вечной блаженной жизни в Раю (р=0,О1Х значимы духовные состояния, возникающие во время обршце-ния к Богу (р=0,01Х стремление к познанию (р=0,01). Вера для лиц с высокой религиозной активностью имеет личностный смысл - выражение любви к Богу (р=0,01), встреча с Богом (р=0,01), вера в вечную жизнь (р=О,01), от-пущеыие грехов (р?=0,О1)^ Для верующих с низкой религиозной активностью свойственны мотивация интереса н любопытства к религиозной традиции, но не глубокая вера в Бога (р=0,01), стремление заручиться успехом в предстоящих делах (р=0,01), забота о ближних (р=0,01), материальная необходимость (p=G,G5). Личностный смысл веры для лиц с низкой религиозной активностью - это надежда на успех в делах (р=О,01) (методика «СМО» Тоба-лов Ю.П., Грошева JLH.).
И. Длительность веры в Бога связана с переживанием социальных страхов неудач (г=-0,14, р=0,01), страхов самостоятельности (г=0,14, р=0,05), страхов коммуникации (r=-G,lfl, рМ),05), однако величина найденных связей незначительна (методика «СС» Грошева JUL). Длительность веры в Бога не является главным прогностическим фактором определения изменения переживания личностью социальных страхов. Множественные регрессии для независимых переменных длительность веры и возраст верующего, и зависимых. -социальные страхи, описывают от 3 до 9% от исходной изменчивости признака, а значения регрессионных коэффициентов близки к нуднх В свою очередь, социальные страхи не являются главными предсказывающими факторами продолжительности веры личности в Бога. Множественная регрессия для независимых переменных социальные страхи и зависимой переменной длительность веры, описывает лишь 9% от исходной изменчивости признака, а значение регрессионных коэффициентов близки ж. нулю.
12. Нами обнаружены значимые различая в степени развития социальных страхов в группах верующих, пришедших к вере по разным причинам. Лица, пришедшие к вере самостоятельно и осмысленно, в зрелом возрасте, по сравнению с людьми верующими с детства, обратившимися к вере шщ влиянием близких или в минуты трудных жизненных ситуаций, имеют менее выраженные социальные страхи потери (р<0,05), страхи подавления и непринят ия (р<0,01), а по сравнению с людьми, обратившимися к вере под влиянием близких людей, у пришедших к вере самостоятельно и осмысленно менее выражены социальные страхи самостоятельности (р<0,01). У лиц, пришедших к вере под влиянием трудных жизненных ситуаций, по сравнению с людьми, обратившимися к вере самостоятельно и осмысленно (без влияния других личностей и обстоятельств), более выражены социальные
13» Частот посещения храма связана с переживанием социальных страхов неудач (г=-0,15, pF=0,01), страхов самостоятельности (i=-0,19, рр=0,01), страхов коммуникации (г=-0,12, р^=0,05), страхов потерн (р=-0Д2, р=0,01), страхов подавления и непринятия (г=-0,19г р=О,01)* Корреляции показывают, что социальные страхи более выражены у лиц, которые чаще посещают храмы,. однако абсолютная величина найденных связей нез!ШЧ1гтяьяа. Частота сещения храма не является прогностическим фактором избавления личности от социальных страхов. Множественна* регрессия для независимой переменой - посещение храма и зависимой переменной - социальные страхи, описывают лишь 1,4% от исходной изменчивости признака, значения резресси» онных коэффициентов близки к нулю. Переживания социальных страхов не является главным предсказывающим фактором частоты посещения личностью храма. Множественная регрессия для независимых переменных - социальные страхи и зависимой переменной - частота посещения храма описывает лишь 3% от исходной изменчивости признака, значение регрессионных коэффициентов близки к нулю (методика «СС» Грошева ЛД). руап щнтш гмщ гу в момент трудных жизненных ситуаций, по сравнению с не молящимися, имеют боже высокие показатели выраженности социальных страхои подавления и непринятия (pF=0,01) и страхов потерь (р=0,01), страхов неудач (р=0,05) и страхов самостоятельности (р=0,01). Личности обращающиеся к богу ежедневно по сравнению с не молящимися имеют более высокие показатели выраженности социальных страхов потерь (р=0,01), и страхов самостоятельности (р=0,О5) (методика «СС» Грошева JLH.).
15. Переживаемые социальные страхи связаны с религиозной активностью личности (р=0,01). Однако по силе связей между переменными преобладают слабые связи (от г=0,19 до г=0,29 - 30 значений) и умеренные связи (от г=0,30 до 1=0,49 - 10 значений) (методика «СС» Грошева JLH. и опросник «Изучение религиозной активности» Смирнов Д.О.)и При этом у верующих со средним уровнем религиозной активности более проявлены по сравнению с лицами с низкой религиозной активностью страхи потерь (р<0,01), страхи подавления и непринятия (р<0,01), страхи самостоятельности (р<0,01). Различий по силе » «жготе пережкяаиия страхов неудач я страхов коммуникаций в группах верующих с разным уровнем религиозной активности найдено не было. Сила и частота переживаемых социальных страхов не является предсказывающим фактором религиозной активности личности. Множественная регрессия для предикторов выраженность социальных страхов и зависимой переменной религиозная активность личности описывает лишь 14,5% от исходной изменчивости признака, а наиболее предсказывает религиозную активность личности фактор - страхи потери (регрессионный коэффициент - 0Д8).
16. Обнаружены половозрастные различия в религиозной активности личности^ У женщин, по сравнению с мужчинами, более выражены резшгжтаые переживания (рН>,05), а так же у них более выражены стенические религиозные переживания (р=0,05). В группе женщин, по сравнению с мужчинами, более выражено религиозное, а не естественнонаучное мировоззрение (р=0,05) (методика «Изучение религиозной активности» Смирнов Д.О.). Для группы женщин, по сравнению с мужчинами, более характерен мотав обращения к Богу - осознание греха, раскаяние (р=0,01), духовные и телесные страдания, потребность найти поддержку и утешение (р=0,01); при этом личностный смысл веры заключается в отпущении грехов (р=0,05). Для группы мужчин, по сравнению с женщинами, характерно, что осознание греха и раскаяние является важным, но менее значимым мотивом религиозной активности (р=0,01). Вера в Бога дает мужчинам надежду на успех в делах (р=0,01) (методика «СМО» Тобалов Ю.П., Грошева Л.Н.).
17. Для людей, находящихся в возрасте ранней зрелости более характерны, по сравнению с другими возрастными группами, стенические религиозные переживания (р=0,05). При этом у лкздей» находящихся в возрасте ранней зрелости, по сравнению с респондентами второй половины зрелого возраста, вообще более выражены религиозные переживания (р=0,О5), а также для них более характерно религиозное мировоззрение (р=0,05). Для людей, находящихся в юном возрасте, по сравнению с другими возрастными группами, менее свойственно выполнять религиозные действия, такие как молитва, посещение храма я др. (р=0,О5) (методика «Изучение религиозной активности» Смирнов Д.О.). Для группы юношества, более значим, чем для групп ранней зрелости мотив религиозной активности - благодарное отношение за счастье и стремление сохранить состояние, когда все в жизни очень хорошо (р=0,05), стремление заручиться успехом в предстоящем деле (рН>,05 ); более значимым личностным смыслом веры, по сравнению с другими возрастами является — душевный покой (р=0,05), надежда на нормальную земную жизнь (р=0,01). Для позднезрелого возраста менее значим, чем для респондентов других возрастных групп такой мотив религиозной активности как потреб ность найти поддержку и утешение в телесных и душевных страданиях (р=0,05Хметодика «СМО» Тобалов KXIL, Грошева Л.Н.).
18. Выявлены различия в представленности социальных страхов в разных половозрастных группах. Отсутствуют статистически значимые рахтичия в степени выраженности социальных страхов в мужской и женской группах, однако у женщин- мусульманок: более выражены по сравнению с мужчинами-мусульманами страхи непринятия и подавления (р<0,05), что вероятно обусловлено культурными факторами. Обнаружена возрастная динамика развития и социальных страхов, устойчиво наблюдающаяся как в группе атеистов, так и в группе верующих лиц» У второй возрастной группы («ранняя зрелость»), по сравнению с группой юношества, более развиты страхи самостоятельности (р<0,О5). У третьей возрастной группы («поздняя зрелость»), по сравнению с группой лиц в возрасте 23-35 лет, менее развиты страхи потери (р<0,05), страхи неудачи и поражения (р<0,05) У третьей возрастной группы («поздняя зрелость»), по сравнению с группой юношества, менее развиты страхи потери (р<0,01), страхи неудачи и поражения (р<0,05), страхи подавления и непринятия (р<0,05).
19. Группе атеистов не свойственно обращаться к Вере, для совладания с переживаемыми страхами, от 83% до 94% лиц в зависимости от типа социального страха ответили, что «будут переживать страх самостоятельно, Бог в таком деле не помощникАтеистам па сравнению с верующими чаще помогает справиться с социальными страхами на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровне - соблюдение правил поведения (р=0,01) (методика «ПСС» Грошева Л.Н.).
20. Верующим более свойственна, по сравнению с атеистами, искать помощи к совладали и с социальными страхами и Вере (р<0,001). В изучаемой группе верующих за помощью в совладании с негативными переживаниями к вере обращаются, при переживании страхов потери - 57% лиц, страхов самостоятельности - 49%, страхов подавления и непринятия - 44%, страхов неудач -41% (методика «РЭСС» (Грошева JLi~L)). Верующие наименее часто полагаются на Веру при переживании социальных страхов коммуникации. Основными элементами технологии преодоления социальных страхов в группе верующих из эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровне являются вера в Бога — 51-57%, моштза — 54-60%. А на поведенческом уровне так же - соблюдение правил поведения—45%. Верующим чаще по сравнению с атеистами помогает справиться с социальными страхами на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровне - молитва (рН),001), вера в Бога <р=0,001), посещение храма (р=0,О1), следование религиозной морали (р=0,05). Верующим, по сравнению с атеистами, на когнитивном уровне помогает справиться с социальными страхами - чтение религиозной литературы (р=0,05), а на уровне поведения - посещение службы (pF=0,05) (методика «ПСС» Грошева JLTL).
21. Мусульманам, по сравнению с христианами, более свойственно искать помощи при переживании социальных страхов в Вере (р<0,01), в зависимости от типа социальных страхов от 66% до £8% мусульман надеются на то, что Бог дзет им спокойствие и силы преодолеть негативные чувства. В группе православных христиан в зависимости от социальных страхов от 32% до 50% полагаются: на помощь Бога. При сравнении технологий совладения с социальными страхами в i руннах верующих разных религиозных конфессий были найдены значимые отличия, заключающиеся в теш, что христианам чаще помогает справиться со страхами из эмоциональном и поведенческом уровне - посещение храма (р=0,05), на когнитивном уровне — соблюдение правил поведения (р=0,О01), а на уровне поведения — знак свыше (р=0,01). Мусульманам, по сравнению с христианами, чаще помогает справиться с социальными страхами на когнитивном и поведенческом уровне — вера в Бога (р=0,05) (методика «ПСС» Грошева Л.Н.).
22. Выявлено, что для людей с более высокой религиозной активностью свойственно полагаться на Веру, обращаться к Богу для преодоления социальных страхов (р<0,001). Мера полученных связей высока: 27 средних корреляций от 1=0,50 до г=0,69, 9 - умеренных от г=О,30 до г=0,49 и 4 — сильных дяя г>0,70. Высокий уровень религиозной активности определяет или позволяет предсказать, то, что личность выберет веру в Бога как опору в преодолен и и социальных страхов. Множественные рсгрсссшг дих ncpcsicной «религиозная активность» и зависимой переменной «технологии преодоления социальных страхов» описывают 45-52% от исходной изменчивости признака, значения регрессионных коэффициентов- 0,67-0,72, свидетельствует а большой предсказательной силе уровня религиозной активности при выборе технологии совладания с переживаемыми страхами.
23. Лицам со средним уровнем религиозной активности, по сравнению с верующими с низким уровнем религиозной активности, чаще помогает справиться со страхами на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровне - молитва (p=0,0t), на эмоциональном уровне- посещение храма (р=0,01), божья благодать (р=0,01), на когнитивном уровне — посещение храма (р=0,05Х чтение религиозной литературы (р=0,05). Верующим с низким уровнем религиозной активности, по сравнению с лицами со средним уровнем религиозной активностью, чаще помогает справиться с социальными страхами на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровне — соблюдение правил поведения (р=0,01), на когнитивном уровне — знак свыше (р=0,05), а на поведенческом уровне — другие верующие (р=0,01), исповедь (р=0,05) (методика «ПСС» Грошева JLH.).
24. Для верующих женщин более свойственно, по сравнению с мужчинами, искать помощи в Вере, при переживании социальных страхов потери (р=0,05) и страхов самостоятельности (рр=0,05). Наиболее ярко это различие проявляется в группах православных христиан, где женщины так же, в отличие от мужчин, более склонны искать опору в вере при преодолени и страхов подавления и непринятия (рр=0,05). В группе мусульман отличий по изучаемым параметрам между мужчинами и женщинами не найдено. Женщинам чаще помогает справиться со страхами на эмоциональном уровне - посещение храма (р=0,05), а мужчинам—беседа со священником (рН),01).
25. Для верующих возраста ранней зрелости более свойственно, по сравнению с верующими других возрастов, искать помощи в совладании с негативными переживаниями в Вере, надеяться на то, что Бог даст спокойствие, и душевные силы преодолеть социальные страхи (р<0,01)- В группе лиц, принадлежащих к юношескому возр^с^у при переживании социальных страхов на эмоциональном ypasae большее значение, чем в других возрастных rpynnait придается посещению храШ (р=ЬМ5% при этом меньшее значение - чтению религиозной литературы (p=4i.6|)<; на когнитивном уровне важна щрповедь (p=O.Gl); на уровне поведения важно посещение храма (р=0-05), щ шКб важно - соблюдение правил поведения (р^Ю.ОЗ). Верующие, в возрасте поздней зрелости, при переживании социальных страхов на когнитивном и поведенческом уровне большее значение, чем в других возрастных группах придают соблюдению правил поведения (рМ),05), а меньшее значение — посещению храма (р=0.01).
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.