Психологические идеи в творческом наследии И.А. Ильина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат психологических наук Борисова, Наталья Владимировна

  • Борисова, Наталья Владимировна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ19.00.01
  • Количество страниц 201
Борисова, Наталья Владимировна. Психологические идеи в творческом наследии И.А. Ильина: дис. кандидат психологических наук: 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии. Москва. 2009. 201 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Борисова, Наталья Владимировна

Введение.

Глава 1. Проблемы психологии духовности в истории психологии

1.1. Проблемы духовности в современной психологической науке

1.2. Духовно-нравственная традиция в отечественной психологии

1.3. Жизненный путь и становление научных взглядов И.А. Ильина

1.4. Основные теоретико-методологические положения философско-психологической системы И.А. Ильина.

Глава 2. Концепция «духовной личности» в наследии И.А. Ильина.

2.1. «Духовная личность» как центральное понятие.

2.2. Философско-психологические аспекты духовного опыта.

2.3. Психология духовности и проблемы психологической коррекции личности.

2.4. Духовно-нравственные основы человеческой коммуникации

Глава 3. Вклад психологического наследия И.А. Ильина в проблемы воспитания и образования.

3.1. Семья как основа духовно-нравственного воспитания личности.

3.2. Основные задачи психологии воспитания и педагогической психологии.

3.3. Нравственно-патриотическое воспитание и самоопределение личности в обществе.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Психологические идеи в творческом наследии И.А. Ильина»

Актуальность исследования. Воссоздание полной картины психологической мысли на всех этапах ее исторического становления необходимо не только для понимания ее современного состояния, но и для формирования ориентиров дальнейшего развития психологической науки. История русской психологической мысли представляет собой богатейший пласт оригинальных подходов в области человекознания. Особенно богата глубокими идеями фи-лософско-психологическая мысль в России конца XIX - начала XX вв. Политические и идеологические факторы оказали значительное влияние на исследование этой страницы истории отечественной психологии. До настоящего времени нравственно-духовное направление в истории психологии освещено недостаточно.

Одним из представителей русского религиозно-философского ренессанса XX в. был выдающийся ученый, мыслитель, философ, публицист и общественный деятель Иван Александрович Ильин (1883-1954). Первоначально И.А. Ильин приобрел известность как исследователь философии Гегеля. Впоследствии он разработал учение, в котором продолжил традиции русской философии. Значительное внимание в его работах уделялось проблемам нравственного становления личности. Рассматривая философско-психологические аспекты данной проблемы, И.А. Ильин показал глубину отечественной духовной традиции.

Современная психологическая наука все чаще обращается к проблеме духовно-нравственной сферы человека (К.А. Абульханова, В.М. Аллахвер-дов, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, А.А. Гостев, М.Я. Дворецкая, В.Н. Дружинин, В.А. Елисеев, Ю.М. Зенько, В.В. Знаков, В.А. Кольцова, А.А. Крылов, В.В. Ничипоров, В.А. Пономаренко, В.И. Слободчиков, Т.А. Флоренская, В.Д. Шадриков, Л.Ф. Шеховцова, П.Н. Шихирев и др.). Несмотря на большой интерес, представления о данной проблематике носят фрагментарный, разноплановый характер. Сегодня, по сути, только намечаются пути научного познания этой области психологического знания, в то время как в истории русской философско-психологической мысли, в частности в наследии И.А. Ильина, накоплен большой опыт решения этой проблемы. «Убедительные доказательства важности научного анализа религиозной философско-психологической мысли предоставляет и история культурной отечественной традиции. Если современная психология только нащупывает пути и подходы к познанию духовного бытия человека, то в истории русской религиозной философско-психологической мысли накоплен большой и продуктивный опыт решения этой проблемы» (Кольцова, 2004, с. 288).

Обращение к проблеме духовного развития личности имеет большое практическое значение. Достаточно указать на то, что современное общество находится в глубоком духовном кризисе и постепенно утрачивает нравственные ценности. Преодоление духовного вакуума, формирование духовных ориентиров личности - основной и единственный путь выхода из кризиса. «Дело. в жизненно важной практической необходимости изучения. проблемы. духовно-нравственного сознания современного российского общества» (Соснин, 2001, с. 206).

Анализ творческого пути ученого свидетельствует о наличии значительных различий в убеждениях в разные периоды жизни. В формировании и развитии философских идей И.А. Ильина выделяют два этапа. Первый этап научной деятельности (до 1922) отмечен следующими направлениями научной мысли: политология, право, этика, социология, философия и методология философии, антропология. Второй период жизни ученого (1922-1954) характеризуется обращением к предметам, составляющим сердцевину русской религиозно-философской мысли. В центре его интересов встали проблемы России, ее истории, проблемы нравственно-духовного становления личности, выбора ею жизненной и гражданской позиции.

Наследие философа представляет интерес для таких областей психологической науки как психология личности, социальная психология, педагогическая и возрастная психология.

Обширное творческое наследие И.А. Ильина насчитывает более 40 книг и брошюр, несколько сот статей, более ста лекций, письма, воспоминания, документы. В России работы философа впервые стали появляться в конце 80-х гг. XX в. Творчество И.А. Ильина исследовали: Ю.Т. Лисица - доктор физико-математических наук, редактор и составитель полного собрания сочинений И.А. Ильина, Филипп Грир - преподаватель из США, Феликс Ф. Ингольд -профессор русского языка и литературы университета Сен-Гален, Швейцария, Даниил Циганков - кандидат философских наук, доцент Санкт-Петербургского университета.

Целью исследования является историко-психологическая реконструкция философско-психологического наследия И.А. Ильина.

Объект исследования - труды И.А. Ильина, его жизненный и творческий путь.

Предмет исследования — философско-психологические воззрения И.А. Ильина.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Охарактеризовать творческий путь И.А. Ильина, рассмотреть процесс становления и развития философско-психологических взглядов ученого, выявить факторы формирования его научного мировоззрения.

2. Выявить и проанализировать основные направления философско-психологической деятельности И.А. Ильина.

3. Соотнести философско-психологические идеи И.А. Ильина в области духовности с: а) проблемой духовности в современной психологической науке, б) духовно-нравственной традицией в отечественной психологии.

4. Реконструировать философско-психологическую концепцию «духовной личности» И.А. Ильина, раскрыть его представления о структуре и содержании духовного опыта личности.

5. Выявить и проанализировать психологические воззрения И.А. Ильина в области социальной психологии.

6. Рассмотреть психологические идеи И.А. Ильина в области воспитания и образования.

7. Проанализировать вклад философско-психологического наследия И.А. Ильина в решение актуальных теоретических и практических проблем психологической науки.

Теоретико-методологическую основу исследования составили современные принципы историко-психологического анализа: историзма, социально-культурного детерминизма, единства логического и исторического. Использовался также системный подход, в соответствии с которым наследие ученого рассматривалось в виде особой когнитивной системы (Б.Ф. Ломов, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник) и анализировалось на предметно-логическом, социальном и личностном уровнях исследования (Л.И. Анциферова, Е.А. Будилова, В.В. Большакова, А.Н. Ждан, Т.Д. Марцинковская, А.В. Петровский, В.А. Роменец, А.А. Смирнов, В.А. Якунин, М.Г. Ярошевский и др.).

Методы исследования:

- историко-генетический метод, предполагающий исследование научного наследия И.А. Ильина с учетом социально-исторических условий конца XIX - начала XX вв.;

- историко-функциональный метод, позволяющий рассмотреть преемственность высказываемых психологических идей И.А. Ильина;

- сравнительно-исторический метод, направленный на сопоставление взглядов И.А. Ильина с воззрениями его современников и с научными подходами современной психологии;

- метод систематизации психологических идей И.А. Ильина;

- биографический метод, позволяющий выявить особенности становления личности ученого, формирование его мировоззрения, научных взглядов.

Основные источники исследования:

- опубликованные научные труды И.А. Ильина;

- работы, посвященные анализу научного творчества и общественной деятельности И.А. Ильина;

- психологические и философские труды русских и зарубежных ученых, предшественников, современников И.А. Ильина и более поздних авторов;

- монографии, статьи по методологии психологии, общей психологии, психологии личности и истории психологической науки в России, учебные пособия.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что впервые:

- анализ идей И.А. Ильина позволил более полно и адекватно представить состояние отечественной психологической науки на рубеже XIX - XX вв.;

- систематизированы философско-психологические взгляды ученого по проблеме духовности человека, закономерностей духовно-нравственного становления личности;

- психологически обоснованы основные характеристики «духовной личности» - совесть, «чувство ответственности», «способность к бескорыстной любви и самоотверженному служению», «дар свободы и сила личного самоуправления»;

- раскрыты условия формирования «духовной личности» - «вера в высшие духовные смыслы», «религиозная центрированность», «духовный акт», «сердечное созерцание», «духовный катарсис»;

- через особое значение, которое имеет для духовно-нравственного становления личности приобщение к национальному духовному опыту, раскрыт вклад наследия философа в психологию воспитания;

- через рассмотрение духовно-нравственных аспектов человеческой коммуникации показан вклад наследия И.А. Ильина в социальную психологию.

Практическая значимость диссертационного исследования.

Раскрытие И.А. Ильиным характеристик духовной личности, а также акцент на национальный духовный опыт в воспитании и образовании вносят вклад в проблему преодоления нравственного кризиса российского общества. Система идей по формированию патриотизма, разработанная И.А. Ильиным, может быть использована при составлении современных программ патриотического воспитания. Разработки в области психологии духовно-религиозного опыта позволяют переосмыслить методы практической психологии личности. Также наследие философа будет полезно в разработке стратегий понимания группового сознания социальных общностей различного масштаба, в частности, в работе с сектантским сознанием. Результаты исследования могут быть использованы в учебных курсах и пособиях по истории психологии, общей психологии, психологии личности, социальной психологии, педагогической психологии, исторической психологии, психологии религии, политологии, в спецкурсах по истории русской психологической мысли конца XIX — начала XX вв. на психологических факультетах высших учебных заведений, в педагогических вузах, на курсах повышения квалификации психолого-педагогических кадров, при создании учебных пособий по истории психологии и педагогической психологии.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Творческое наследие И.А. Ильина вносит вклад в развитие истории психологии, психологии личности, социальной, педагогической и возрастной психологии, психологии религии, и этот вклад осуществляется за счет оригинальной системы идей в области психологии духовности.

2. Центральное место в данной системе идей занимает проблема духовно-нравственного развития личности. Понятие «духовная личность» раскрывается как «духовное образование» в единстве с душевной и телесной составляющими человека, характеризуемое стремлением к совершенству, основанным на любви, способностью руководствоваться в своей жизнедеятельности нравственными ценностями. Основными характеристиками духовной личности выступают: вера в высшие духовные смыслы, совесть, «чувство ответственности», «способность к бескорыстной любви и самоотверженному служению», «дар свободы и сила личного самоуправления», «сердечное созерцание», «религиозная центрированность».

3. Философско-психологическое наследие И.А. Ильина вносит вклад в решение проблем нравственного воспитания и образования личности. Особое значение имеют приобщение человека к национальному духовному опыту и воспитание чувства патриотизма, который также рассматривается как важнейшая характеристика духовной личности.

4. Раскрытие духовно-нравственной составляющей общения на различных уровнях социальных общностей вносит вклад в решение проблем социальной психологии. Одной из основных точек приложения данных идей И.А. Ильина является область разрешения конфликтов с духовно-нравственных позиций.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая психология, психология личности, история психологии», Борисова, Наталья Владимировна

выводы

1. Философско-психологическое наследие И.А. Ильина имеет большое теоретическое и практическое значение для развития психологической науки в таких ее областях как история психологии, психология личности, социальная психология, педагогическая и возрастная психология, психология религии. Такой многоплановый вклад достигается благодаря системе глубоких идей мыслителя в области психологии духовности.

2. Центральное место в творчестве И.А. Ильина занимает проблема личности, ее духовного развития. Наследие мыслителя восполняет представления о личности в концепциях отечественных психологов как категории преимущественно социальной. Личность для И.А. Ильина, прежде всего, - «духовное образование». Личность рассматривается в единстве духовной, душевной и телесной составляющих человека при одновременном вскрытии их иерархии.

3. И.А. Ильин вводит понятие «духовная личность» и наполняет его глубоким психологическим содержанием. Духовная личность характеризуется основанным на любви самоопределением к объективному совершенству. Она обладает способностью преодолевать силы материально-телесной детерминации и руководствоваться в своем развитии и жизнедеятельности духовно-нравственными ценностями.

4. Главным условием формирования духовной личности является вера -базовое психологическое явление, характеризующееся любовью к конкретным аспектам действительности. Особую роль имеет вера в высшие духовные смыслы, раскрываемая через характеристики духовной личности: совесть, «чувство благоговения», «чувство ответственности», «способность к бескорыстной любви и самоотверженному служению», «дар свободы и сила личного самоуправления». В отражении человеком духовных смыслов подчеркивается роль образной сферы личности.

5. Необходимым условием полноценного развития духовной личности выступает любовь к объективно-значительному жизненному содержанию, названная И.А. Ильиным «духовной любовью». Такая любовь противопоставляется любви, имеющей эгоистическую, потребительскую направленность на предмет любви.

6. И.А. Ильиным описан процесс духовно-нравственного становления человека, который раскрывается с помощью введенных понятий: «религиозная центрированность», «духовный акт», «сердечное созерцание», «духовный катарсис». Духовная личность реализуется и раскрывается в «духовном акте», объединяющем все душевно-духовные силы человека и сосредотачивающем их на восприятии высших духовных смыслов. Это открывает «истинное Я» человека. Механизм «духовного катарсиса» заключается в формировании способности к сердечному созерцанию - духовному акту, при котором духовная любовь овладевает образной сферой человека.

7. Анализ особенностей коммуникации духовной личности раскрывает нравственную составляющую человеческого общения, подчеркивая его особое единство. Духовная интегративность коммуникативного пространства имеет большое значение для изучения неосознаваемых компонентом общения в социальной психологии. Значимым приложением для социальной психологии являются глубокие идеи И.А. Ильина в области конфликтологии на различных уровнях социальных общностей. В частности, обосновывается противление злу силою как принцип нравственной, гражданской ответственности и патриотической обязанности духовной личности.

8. Психологическое наследие И.А. Ильина вносит вклад в проблемы духовно-нравственного и национально-патриотического воспитания и образования человека. Воспитание должно заключаться в формировании именно духовной личности. Огромное значение в этом процессе отводится семье, формирующей духовный характер. В семье человек учится духовной любви и правильному восприятию авторитета. Главной задачей воспитания является доступ ребенка ко всем сферам истинного духовного опыта.

9. Рассмотрение задач психологии воспитания и педагогической психологии сфокусировано на решении проблем нравственно-патриотического самоопределения личности в обществе, на раскрытии особой значимости в воспитании приобщения ребенка к национальному духовному опыту. Каждый народ, стремясь к совершенству, вырабатывает в процессе истории единый национально-духовный акт. Поэтому чувство патриотизма характеризуется любовью к объективному достоинству, присущему Родине.

10. Важный аспект социально-психологического наследия И.А. Ильина связан с преодолением большими социальными группами кризисных моментов своего развития. Развитие духовности народа возможно только в границах национально-духовного акта. Преодоление кризисов связано с укреплением национального самосознания и инстинкта национального самосохранения. И.А. Ильин осмысливает православную природу национального русского самосознания. Постижение русской культуры как православной является принципиальным условием адекватного понимания особенностей развития России, ее проблем в истории.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Борисова, Наталья Владимировна, 2009 год

1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теориии исследования реальной личности). Избранные психологические труды. М., 1999.

2. Абульханова К.А. Социальное мышление личности // Современная психология: состояние и перспективы исследования. Ч. 3. Социальные представления и мышление личности. М., 2002.

3. Абульханова К.А. Российский менталитет: кросс-культурный и типологическийподходы // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М., 1997.

4. Абульханова К. А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб., 2001.

5. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. М., 1996.

6. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс (Экспериментальная психология, Т. 1).1. СПб., 2000.

7. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М., 1980.

8. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.,1977.

9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. JL, 1968.

10. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2000.

11. Анциферова Л.И. Архетипическая теория развития личности Карла Густава Юнга // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 2. С. 16-26.

12. Анциферова Л.И. Гуманистически-экзистенциальный подход к мудрости: способы постижения истинного Я и призвания человека // Психологический журнал. 2005. Т. 26. №3. С. 5-14.

13. Аншакова В.В. Предпосылки становления и развития проблемы личности в отечественной психологической мысли конца XIX начала XX вв. Астрахань, 2006.

14. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Дух душа и тело. М„ 1997.

15. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

16. Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. М.,1991.

17. Братусь Б.С., Военков В.Л., Воробьев С.Л. Начала христианской психологии. Учебное пособие для вузов. М., 1995.

18. Братусь Б.С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века // Вопросы психологии. 1993. б 1, С. 6-13.

19. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М., 1994.

20. Братусь Б.С. Русская, советская, российская психология. Конспективное рассмотрение. М., 2000.

21. Брушлинский А.В. Психология и гуманизм // Психология личности: новые исследования. М., 1998.

22. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М., 1996.

23. Психология индивидуального и группового субъекта. // Под ред. А.В, Брушлин-ского, М.И. Воловиковой. М., 2002.

24. Василюк Ф.Е. Переживание и молитва (опыт общепсихологического исследования). М., 2005.

25. Василюк Ф.Е. Психология переживаний. М., 1984.

26. Введение в практическую социальную психологию // Под ред. Ю.М. Жукова, JI.A. Петровской, О.В. Соловьевой. М., 1994.

27. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. А.В. Петровского. М., 1980.

28. Воловикова М.И., Кузнецова О.М. Системный подход к патриотическому воспитанию // Современная психология: состояние и перспективы. Т. 1. М., 2002. С. 25-27.

29. Воловикова М.И. Нравственное становление человека // Проблема субъекта в психологической науке // Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой, В.Н. Дружинина. М., 2000.

30. Воловикова М.И. Представления русских о нравственном идеале. М., 2005.

31. Воловикова М.И., Тихомирова С.В., Борисова A.M. Психология и праздник: Праздник в жизни человека. М., 2003.

32. Габай Т.В. Педагогическая психология. М., 2003.

33. Выготский JI.C. Педагогическая психология. М., 1991.

34. Гостев А.А. Дорога из Зазеркалья: психология развития образной сферы (тренинг творческого воображения). М., 1998.

35. Гостев А.А. «Духовное трезвение» как неотъемлемый компонент духовного познания: постановка проблемы // Индивидуальный и групповой субъекты в изменяющемся обществе. М., 1999. С. 45-47.

36. Гостев А.А. Образная сфера человека в познании и переживании духовных смыслов. М., 20016.

37. Гостев А.А. Образная сфера человека в святоотеческой православной традиции (материалы к историко-психологическому анализу проблемы отражения духовных смыслов). М., 2001 в.

38. Гостев А.А. О проблемах становления религиозно-ориентированного психологического знания //Психология. Журнал высшей школы экономики. 2007а. Т.4. С. 35-45.

39. Гостев А.А. Психология вторичного образа. М., 20076.

40. Гостев А.А. Психология вторичного образа (субъект, феноменология, функции): Дис. .докт.психол.наук. СПб, СПГУ, 2002а.

41. Гостев А.А. Психология и метафизика образной сферы человека. М., 2008.

42. Гостев А.А., Елисеев В.А., Фомин А.Г. К проблеме концептуально-терминологического перевода святоотеческих описаний психологических реалий // Материалы конференции по истории психологии «IV Московские встречи». М., 2006.

43. Гуссерль Э. Феноменология // Логос. 1991. № 1. С. 12-24.

44. Двойнин А. Психологическое исследование феномена веры // Развитие личности. 2005. №2. С. 96-111.

45. Дворецкая М.Я. Святоотеческая психология: Учебное пособие. СПб., 2005.

46. Джемс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1910.

47. Джемс У. Психология. М., 1991.

48. Димитрий Ростовский, святитель: в 2-х тт. СПб., 1842.

49. Елисеев В.А. Категория индивидуальности в духовно-нравственной традиции российской психологической мысли // Индивидуальный и групповой субъекты в изменяющемся обществе. М., 1999. С. 61-62.

50. Елисеев В. Православный путь ко спасению и восточные и оккультные мистические учения. М., 1995.

51. Елисеев В.А. Психологические представления преподобного Макария Египетского (VI В. н.э.) // История психологии и историческая психология: состояние и перспективы развития: Тезисы III Московской встречи по истории психологии. М., 2001.

52. Елисеев В.А. Религиозные представления как источник знаний о психологии человека (на материале трудов православных подвижников XVII — XVIII веков) // Психологическая мысль России: век Просвещения. // Под ред. В.А. Кольцовой. СПб., 2001.

53. Журавлев B.JL, Соснин В.А., Красников М.А. Социальная психология: учебное пособие. М., 2008.

54. Зенько Ю.М. Основы христианской антропологии и психологии. СПб.-, 2007.

55. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993.

56. Зеньковский В.В. Психология детства. Лейпциг, 1924.

57. Знаков В.В. Понимание как проблема психологии человеческого бытия // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 2.

58. Знаков В.В. Духовность в зеркале психологического знания и религиозной веры // Вопросы психологии. 1998.№ 3.

59. Знаков В.В. Правда и ложь в российском самосознании // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики // Под. ред. К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. М., 1997. С. 131-144.

60. Знаков В.В. Психология понимания: Проблемы и перспективы. М., 2005.

61. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 20046.

62. Ильин И.А. Кризис безбожия. М., 2005.

63. Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве. М., 2006.

64. Ильин И.А. Основы христианской культуры. СПб., 2004в.

65. Ильин И.А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. М., 2005.

66. Ильин И.А. Религиозный смысл философии. М., 2003.

67. Ильичева И,М. Психология духовности. Дис. .докт.психол.наук. М., 2003.

68. Индивидуальный и групповой субъекты в изменяющемся обществе: Тезисы докладов к международной научно-практической конференции. М., 1999.

69. Иоанн Дамаскин. Творения преподобного Иоанна Дамаскина. М., 2002.

70. Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. М., 1999.

71. Карпов А.Ю., Юрьев А.А. Самые знаменитые святые и чудотворцы России. М., 2002.

72. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1996.

73. Кольцова В.А., Олейник Ю.Н., Тугайбаева Б.Н. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. // Под ред. А.В. Брушлинского. М., 1997.

74. Кольцова В.А., Соснин В.А. Социально-психологические проблемы патриотизма и особенности его воспитания в современном российском обществе. // Психологический журнал. М., 2005. №4.

75. Кольцова В.А. Теоретико-методологические основы историко-психологического исследования. Дис. .докт.психол.наук. М., 2004.

76. Коржова ЕЛО. Психологическое познание судьбы человека. СПб., 2002.

77. Куликов J1.B. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. 2-е изд. СПб., 2009. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. СПб., 2001.

78. Лазарева Т. Красота спасет мир. Духовно-нравственное воспитание школьников. Учебно-методическое пособие для православно ориентированных школ и педагогов. М., 2006.

79. Левчук Д.Г., Потаповская О.М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы. М., 1998.

80. Лейбин В.М. Словарь-справочник по психоанализу. СПб., 2001.

81. Лисица Ю.Т. Иван Ильин и Россия. М., 1999.

82. Лихачев А. Духовно-нравственная жизнь в категориях психологии // Московский психотерапевтический журнал. М., 2005, №3. С. 20-50.

83. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

84. Лосский В.Н. Боговидение. Минск, 2007.

85. Лосский В.Н. Догматическое богословие // Мистическое богословие. Киев, 1991.

86. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

87. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991.

88. Лосский Н.О. Учение о перевоплощении. М., 1992.

89. Лосский Н.О. Христианство и буддизм. М., 1994.

90. Лосский Н.О. Ценность и бытие. Бог и царство Божие как основа ценностей. Париж, 1931.

91. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.

92. Максим Грек. Духовно-нравственные слова. Сергиев Посад, 2006.

93. Максим Исповедник. Творения. Кн. I, II. М., 1993.

94. Медведева И.Я., Т.Л. Шишова. Разноцветные белые вороны. Клин, 2007.

95. Межличностное общение: Хрестоматия. СПб., 2001.

96. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психологического развития ребенка. М., 2003.

97. Минияров В.М. Педагогическая психология: учебное пособие. М. 2008.

98. Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). М., 2000.

99. Митрополит Иерофей (Влахос). Православная психотерапия. Сергиев Посад. 2004.

100. Монахов О.И. Изучение эффективности воспитания: Теория и методика. М., 1981.

101. Немов Р.С. Психология//Кн. 2. Психология образования. М., 1994.

102. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию: Размышления священника психолога. М, 1994.

103. Ничипоров Б.В. Времена и сроки. Книга первая. Очерки онтологической психологии. М., 2002.

104. Ничипоров Б.В. Принципы христианской педагогики и нравственное воспитание русских детей // Вестник духовного просвещения. М., 1994. № 1.

105. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. М. 2008.

106. Обухова Л.Ф., Шаграева О.А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. М., 1999.

107. Ольшанский Д.В. Новая педагогическая психология. М., 2002.

108. Паисий Величковский. Крины сельные, или Цветы прекрасные. Одесса, 1910.

109. Парыгин Б.Ф. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб., 1999.

110. Петровский А.П. Дети и тактика семейного воспитания. М., 1981.

111. Пиаже Ж., Инельдер Б., Психология ребенка. СПб., 2003.

112. Пивоваров В.А. Концепция православной культуры в работах И.А. Ильина. Дис. .канд. богословия. М., 2007.

113. Платонов К.К. О системе психологии. М., 1972.

114. Погорелов С.Т. Семейное воспитание в пасхальной традиции русской культуры // Семья России. Кострома, 2007. № 2. С. 45-50.

115. Пономаренко В.А. Авиация. Человек. Дух. М., 1998.

116. Пономаренко В.А. Профессия психолог труда. М., 2007.

117. Пономаренко В.А. Психология духовности. М., 1998.

118. Преподобный Нил Сорский. Устав скитской жизни. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1991.

119. Применение концепции C.JI. Рубинштейна к разработке вопросов общей психологии. М„ 1989.

120. Проблема субъекта в психологической науке. // Отв. ред. А.В. Брушлинский, М.И. Воловикова, В.Н. Дружинин. М., 2000.

121. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. // Под ред. А.В. Брушлинского. М., 1997.

122. Психологическая мысль России: век Просвещения. // Под ред. В.А. Кольцовой. СПб., 2001.

123. Психология субъекта // Отв. ред. В.В. Знаков. М., 2003.

124. Развитие национальной, этнолингвистической и религиозной идентичности у детей и подростков // Под. ред. М. Барретта, М. Воловиковой, Т. Рязановой. М., 2001.

125. Реан А.А. Психология и педагогика. СПб., 2000.

126. Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики // Под ред. К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. М., 1997.

127. Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. М., 1957.

128. Рубинштейн C.J1. Основы общей психологии. СПб., 1998.

129. Рубинштейн C.JI. Человек и мир. М.: Наука, 1997.

130. Сагатовская Л.Г. Воспитание личности в условиях семейного коллектива. Томск. 1971.

131. Серова О. Е. Духовно-нравственная концепция классического славянофильства и актуальные проблемы современной психологии // Индивидуальный и групповой субъекты в изменяющемся обществе. М., 1999. С. 146-148.

132. Скрипкина Т.П. Психология доверия. М., 2000.

133. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М., 2000.

134. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М., 1995.

135. Современная психология: состояние и перспективы. Тезисы докладов на юбилейной научной конференции ИП РАН, 28-29 янв. 2002 г. // Отв. ред. А.В. Брушлинский, А.Л. Журавлев. М., 2002.

136. Соснин В.А. Психология религии и кризис духовно-нравственного сознания современного российского общества // История психологии и историческая психология: состояние и перспективы развития: Тезисы III Московской встречи по истории психологии. М., 2001.

137. Социальная психология: учебное пособие для вузов // Отв. ред. A.JI. Журавлев. М., 2002.

138. Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПб., 2000.

139. Стефаненко Т. Этнопсихология. М., 1999.

140. Столяренко Л.Д. Педагогическая психолгия. Ростов-н/Д., 2000.

141. Субъект и социальная компетентность личности. // Под. ред. А.В. Брушлинского. М„ 1995.

142. Сухарев А.В. Некоторые аспекты этнофункционального подхода к проблеме образования в России // Психологический журнал. 2005. Т. 26. №2. С. 91-101.

143. Сухарев А.В. Этнофункциональная парадигма в психологии. М., 2008.

144. Сухарев А.В. Этнофункциональная психология в воспитании, психотерапии и психопрофилактике. М., 2004.

145. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998.

146. Тараканова Л.И. Вклад Н.О. Лосского в развитие религиозно-философского направления психологии началаXX века. Автореферат дис. .канд. психол. наук. М., 2008.

147. Трубецкой Е.Н. Избранное. М., 1995.

148. Угринович Д.М. Психология религии. М., 1986.

149. Флоренская Т.А. Диалоги в практической психологии: Наука о душе. М., 2001а.

150. Флоренская Т.А. Диалоги о воспитании и здоровье: духовно ориентированная психотерапия. М., 20016.

151. Франк С.Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию. М., 1997.

152. Франк С.Л. Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия // С нами Бог. М., 2003а.

153. Франк С.Л. Свет во тьме. М., 1998.

154. Франк С.Л. Смысл жизни // С нами Бог. М., 20036.

155. Франк С.Л. С нами Бог. М., 2003в.

156. Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования. М., 1997.

157. Шадриков В.Д. Духовные способности. М., 1996.

158. Шадриков В.Д. Происхождение человечности: Учебное пособие для высших учебных заведений. М., 2001.

159. Шадриков В.Д. Способности человека. М., 1997.

160. Шеховцова Л.Ф., Зенько Ю.М. Элементы православной психологии. СПб., 2005.

161. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М., 2000.

162. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов-н/Д., 1995.

163. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М., 1995.

164. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 2004.

165. Эльконин Д.Б. Психология развития детского возраста. М., 1997.

166. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.

167. Яковлев А.И. Лекции по истории Христианской Церкви. М., 2006.

168. Якунин А.И. Педагогическая психология. СПб., 1998.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.