Проблема духовно-нравственного воспитания в трудах отечественных ученых середины XIX - первой половины XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Артёмов, Сергей Викторович
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 164
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Артёмов, Сергей Викторович
Содержание
Введение
Глава I. Педагогический инструментарий исследования проблемы духовно-нравственного воспитания личности в философско-педагогическом наследии отечественных ученых середины XIX -первой половины XX вв
1.1. Анализ и характеристика основных понятий и категорий проблемы духовно-нравственного воспитания
1.2. Философско-педагогическая антропология в трудах отечественных ученых
1.3. Духовные ценности как фактор становления и развития личности
Глава И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного воспитания в наследии отечественных ученых середины XIX — первой
половины XX вв
2.1. Характеристика проблем духовно-нравственного воспитания
в России в середине XIX - начале XX вв
2.2. Соотношение духовной и эмпирической сфер в методологии духовно-нравственного воспитания личности
2.3. Становление духовности и нравственности личности в опыте
духовной жизни
Заключение
Библиография
Приложение
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Философско-педагогические идеи И. А. Ильина в современном контексте духовно-нравственного воспитания2002 год, кандидат педагогических наук Коняева, Ирина Михайловна
Философско-педагогические идеи святителя Тихона Задонского в контексте современных проблем духовно-нравственного воспитания2006 год, кандидат педагогических наук Видов, Станислав Владимирович
Духовность нравственного воспитания в русской философско-педагогической мысли: вторая половина XIX - первая половина XX вв.2007 год, доктор педагогических наук Шеховская, Наталия Леонидовна
Проблемы нравственного воспитания в философско-педагогической мысли русского эмигрантского зарубежья (20 - 40-е годы XX века)2001 год, кандидат педагогических наук Гулюкина, Оксана Николаевна
Развитие идеи духовно-нравственного воспитания личности в отечественной педагогике второй половины XIX-начала XX века: 1861-1917 гг.2004 год, кандидат педагогических наук Рада, Наталия Валерьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема духовно-нравственного воспитания в трудах отечественных ученых середины XIX - первой половины XX вв.»
Введение
В педагогической теории одним из основополагающих дидактических принципов является принцип целостности педагогического процесса, в ходе которого неразрывно осуществляются цели обучения, воспитания и развития личности. Вместе с тем, современная педагогическая практика переживает глубокий идеологический кризис, выражающийся в отсутствии единой, четко сформулированной концепции воспитания личности. «Проблемы воспитания школьников не просто отошли на второй план, а катастрофически стали выпадать из целостной системы образования. Это объясняется отсутствием общегосударственной доктрины идеологических ориентиров, общенационального согласия по базовым ценностям, влияющим на духовное и морально-нравственное воспитание»1. Деидеологизация современной российской системы образования ставит под вопрос возможность целенаправленного формирования мировоззрения человека, воспитания духовно развитой личности.
На смену жестким идеологическим установкам советского времени пришел плюрализм мнений, философско-педагогических парадигм. «В основе парадигм лежат различные доминирующие концептуальные представления об основах и характере педагогической деятельности, о ребенке, логике обучения, воспитания и развития,- в целом о логике его образования» . В условиях интеграции в европейское образовательное пространство в российской системе образования происходит переориентация на ценности западной культуры с попыткой построения национальной образовательной системы на их основе. Данные процессы девальвируют русские национальные ценности, подменяют национальное самосознание духом космополитизма, внося неразрешимые противоречия в проблему духовно-нравственного и патриотического воспитания.
1 Регион: Управление образованием по результатам. Теория и практика / Под редакцией П.И. Третьякова. - М.: Новая школа, 2001. - С. 92.
2 Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография и методическое пособие / под ред. М.М. Поташника. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - С. 144.
Современная образовательная практика столкнулась с рядом проблем, которые коренятся в теоретико-методологических основаниях образования и не могут быть разрешены на технологическом уровне. Прежде всего, это кризис мировоззрения, цели и смысла жизни у молодежи, недостаточный уровень духовно-нравственного развития самих педагогов, отсутствие целостной научной картины духовной реальности и согласия научного сообщества по ключевым вопросам духовно-нравственного воспитания, неспособность преодолеть полосу отчуждения между религией и культурой, примат прагматических целей в образовании. Данные явления обусловили разнонаправленное движение в среде российского общества, характеризующееся различными идеологическими установками и ценностными ориентирами, разнообразием целей и мотивов различных человеческих общностей.
Как известно, консолидация людей происходит на основе национальных, политических, религиозных и прочих принципов. Данные принципы отражаются на всех сферах жизнедеятельности этих общностей людей, и система образования не составляет исключения. Различные представители общества и государства формулируют собственные цели и принципы воспитания, которые часто разнятся между собой, а иногда находятся в прямом противоречии с декларируемыми в нормативных документах ценностями воспитания. Так, культивируемый в современной педагогике компетентностный подход к образованию вытесняет на периферию цель воспитания духовно-нравственной личности. Федеральные законы и положения в области образования определяют сферу педагогических воздействий на человека, не давая четких ориентаций для построения единой общегосударственной концепции воспитания личности. Такая концепция должна строиться на общих для всех граждан России парадигмальных основаниях, отсутствие которых приводит ко множественности и разобщенности идеологических и мировоззренческих установок различных членов общества. Принципы*
светскости, многоконфессиональности и многонациональное™, постулируемые в современной российской государственности, определяют плюрализм подходов к пониманию целей и задач государства, общества, семьи и каждой конкретной личности. Соответственно, не может быть сформирован единый и общепризнанный идеал воспитания.
В педагогических коллективах, состоящих из людей разного уровня культуры, воспитанности, различной конфессиональной принадлежности, система ценностей и мировоззрение педагогов нередко различаются, что приводит к неоднозначности в постановке целей и способов организации и оценки собственной деятельности педагогов по формированию личности учащегося. Особую тревогу вызывает проблема духовно-нравственного воспитания молодого1 поколения, неопределенность понятия самого феномена, средств и методов духовно-нравственного воспитания и другое. В то же время государство стремится найти пути духовно-нравственного оздоровления российского общества и в этих целях активизировать воспитывающую функцию образования. Первостепенную значимость при этом обретает осмысление философско-педагогического наследия отечественных ученых, хранящего в себе отголоски духовной и нравственной культуры человека и общества XIX века.
Конец XX и первое десятилетие XXI вв. характеризуются повышенным интересом как зрелых, так и молодых ученых к проблеме духовно-нравственного воспитания, что свидетельствует о ее насущности в современном российском образовании. Целый ряд исследователей (священник Е. Шестун, Т.И. Зверева, И.М. Коняева, H.H. Гатилова, C.B. Видов, Ю.В. Головина и другие) посвятили свои научные труды изучению персоналий и педагогических систем выдающихся русских педагогов, рассматривавших проблему воспитания духовности и нравственности личности. В работах JI.A. Зелевской и JI.O. Володиной процесс формирования у детей духовно-нравственных ценностей представлен на уровне института семьи, что определяет специфику научного поиска и
преобладающий интерес к семейным ценностям воспитания. Г.В. Лисовенко, Т.В. Емельянова, A.C. Куликов, С.Б. Рябчикова предпринимают попытку раскрыть значение традиционных ценностей отечественной культуры в духовно-нравственном воспитании школьников без рассмотрения истории решения данной задачи в отечественной педагогике. Глубина и полнота осмысления значения, истории, причин и определяющих факторов проблемы духовно-нравственного воспитания в России во второй половине XIX - начале XX вв. отличает работы Н.В. Рады и М.В. Головушкиной. Вместе с тем, преобладающий интерес к историческому контексту, условиям и факторам развития идеи духовно-нравственного воспитания в отечественной мысли не позволил этим ученым в полной мере раскрыть сущность и главные ценности духовного и нравственного становления личности.
Сложившаяся в данном отношении ситуация вскрывает противоречия между:
• необходимостью целенаправленного воспитания духовных и нравственных ценностей отечественной культуры и недостаточной разработанностью этой проблемы в теории педагогической науки;
• богатством философско-педагогического наследия православных отечественных ученых, освещающего проблемы духовного и нравственного воспитания личности, и недостаточной представленностью их идей в теории и практике воспитания.
Анализ существующих противоречий определил проблему исследования: каковы философско-педагогические идеи и концептуальные положения духовно-нравственного воспитания личности в трудах отечественных ученых середины XIX - первой половины XX вв.
Объект исследования - философско-педагогическое наследие отечественных ученых.
Предмет исследования - философско-педагогические идеи и концептуальные положения духовно-нравственного воспитания личности.
Цель исследования — Выявить философско-педагогические идеи и концептуальные положения духовно-нравственного воспитания личности в трудах ведущих отечественных ученых середины XIX - первой половины XX вв.
Гипотеза исследования основана на предположении, что исследование философско-педагогического наследия отечественных ученых в аспекте проблем духовно-нравственного воспитания позволит выявить философско-педагогические идеи и концептуальные положения русских ученых о духовном и нравственном становлении и развитии личности, которые могут обогатить современную педагогику и послужить значимым фактором в решении современных проблем воспитания.
Задачи исследования:
1. Проанализировать педагогический инструментарий исследования проблемы духовно-нравственного воспитания личности в философско-педагогическом наследии отечественных ученых середины XIX — первой половины XX вв.
2. Систематизировать философско-педагогические идеи отечественных ученых по проблеме духовно-нравственного воспитания личности.
3. Представить концептуальные положения духовно-нравственного воспитания в трудах отечественных ученых.
4. Определить соотношение духовной и эмпирической сфер человека в логике концептуальных идей отечественных ученых о становлении и развитии личности.
5. Рассмотреть процесс становления духовности и нравственности личности в опыте духовной жизни.
Источники исследования: философско-педагогическая, религиозная, психологическая, историческая, историко-педагогическая литература, энциклопедические издания и словарные статьи, материалы, опубликованные в сети Интернет, современные научные исследования.
Теоретико-методологической основой исследования послужили: основные принципы научной методологии (О.С. Анисимов, B.C. Библер, Г.П. Щедровицкий, М.М. Поташник и другие), философские положения о всеобщей связи, целостности, взаимозависимости явлений и процессов окружающего мира; положения философской, педагогической и православной антропологии о биологической, психической, духовной и социальной сущности человека; концепция культуросообразного образования (П.И. Ковалевский, B.C. Библер, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, В.П. Зинченко, Е.А. Ямбург и другие); религиозно-философская феноменология духа (Свв. Писание и Предание, В. Дильтей, H.A. Бердяев, И. А. Ильин и другие) и духовно-нравственого воспитания (Е.П. Белозерцев, В. А. Беляева, И. А. Соловцова и другие), положения возрастной психологии и педагогики (В.В. Зеньковский, JI.C. Выготский, Т.В. Склярова, O.JI. Янушкявичене и другие) а также идеи отечественных ученых о становлении и развитии личности в опыте самовыражения, самоопределения и самосовершенствования.
Основными методами исследования являются: изучение, сравнительно-исторический и ретроспективный анализ историко-педагогических и религиозно-философских источников, обобщение и проецирование на современность основных выводов отечественной педагогической мысли по исследуемой проблеме.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:
• систематизированы философско-религиозные и психолого-педагогические подходы русских мыслителей к пониманию сущности и предназначения человека, что позволяет обозначить данную отрасль знания как философско-педагогическую антропологию;
• раскрыты и систематизированы духовные ценности, выступающие в качестве определяющих факторов духовно-нравственного становления личности, - это высший духовный идеал, сама человеческая личность, семья и родина;
• обоснована уникальность и необходимость наличия высшего духовного идеала традиционной отечественной культуры в духовно-нравственном воспитании личности;
• становление и развитие личности представлено в аспекте соотношения ее духовной и эмпирической сфер;
• духовный опыт человека рассматривается как процесс постепенного восхождения личности к своему идеалу через общение и взаимодействие с духовными ценностями, и самоопределение в них.
Теоретическая значимость исследования:
• проанализирован и уточнен педагогический инструментарий исследования проблемы духовно-нравственного воспитания личности;
• систематизированы философско-педагогические идеи отечественных ученых по проблеме духовно-нравственного воспитания личности в контексте антропологического и аксиологического подходов;
• раскрыты и охарактеризованы концептуальные положения отечественных ученых по проблеме духовно-нравственного воспитания;
• рассмотрено соотношение духовной и эмпирической сфер человека в логике концептуальных идей отечественных ученых о его становлении и развитии;
• представлен процесс взаимодействия человека с высшими ценностями бытия, в ходе которого происходит становление духовности и нравственности личности.
Практическая значимость исследования определяется тем, что заключающиеся в нем теоретические положения и выводы могут быть использованы в общеобразовательных, среднеспециальных и высших учебных заведениях в учебном курсе «История педагогики и образования» и курсах по выбору: «Основы православной культуры», «Философско-педагогическая антропология» и др., а также в православном краеведении.
Достоверность и обоснованность результатов исследования
обеспечивается методологической базой, комплексностью методов научного поиска, адекватных цели и задачам исследования, междисциплинарным подходом к решению поставленных задач.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Материалы исследования и основные идеи работы обсуждались на международных научно-практических конференциях: «Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность» (Международные Покровские образовательные чтения, Рязань, 2006-2009), на Всероссийской олимпиаде аспирантов по педагогическим наукам (г. Санкт-Петербург, 2007). Результаты исследовательской работы отражены в публикациях автора в сборниках научных трудов и материалах научно-практических конференций. Результаты исследовательской работы отражены в публикациях автора в сборниках научных трудов и материалах научно-практических конференций, а также используются в лекционных курсах «Истории педагогики и образования», «Культурологии» и др. факультета русской филологии и национальной культуры «Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина» и на занятиях по предмету «Основы православной культуры» в 5 и 6 классах МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 69 «Центр развития образования» г. Рязани.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В исследовании проблемы духовно-нравственного воспитания личности оптимальной является такая трактовка понятий и категорий, в которой духовная сфера бытия представлена с позиций аксиологического подхода и выступает в качестве главной и определяющей бытие человека и общества. Следовательно, воспитание можно рассматривать как процесс целенаправленного воздействия на личность, осуществляемый в русле определенных традиций, в соответствии с идеалом воспитания и
пониманием природы человека, имеющий главной и конечной целью его духовное совершенство.
Под категорией духовности следует понимать устремленность личности к идеальной норме бытия, когда человек живет своими главными ценностями, дорожит ими как самым важным и священным в жизни; приобщается к ним, руководствуется ими в целеполагании и решении жизненных задач, находит в них смысл своей жизни. Духовность - это область самосознания и свободного самоопределения личности, составляющая центр ее внутреннего мира.
Духовные ценности — это сущность человеческой личности, имеющая иерархическую структуру. Они составляют начальные основания и конечные цели любой деятельности человека, имеют для него жизненно-важное, смыслообразующее значение, определяют достоинство, потенциал
развития, устремленность и ориентации личности. Их неразрывная связь с р
нравственностью человека, его образом мыслей и поведением послужила основанием для«., выделения интегрированной категории духовно-нравственных ценностей, - побуждающих сил души, посредством которых личность приобщается, к высшим ценностям бытия и реализует их в своей жизни.
Духовно-нравственное воспитание личности есть педагогически-организованный опыт творческого обращения личности к высшим ценностям бытия и свободного самоопределения в них. В этом опыте формируется духовный мир человека, его нравственность, вкус и неизменное стремление к совершенству.
2. Философско-педагогическое наследие отечественных ученых середины XIX — первой половины XX вв. формирует системное видение человека и духовно-нравственных ценностей его бытия. Дух, душа и тело составляют иерархическую структуру личности и задача воспитания и жизни человека заключается в том, чтобы все его бытие было проникнуто духом, характеризовалось целостностью и устремленностью на обретение
и реализацию высших духовных ценностей. К последним следует отнести абсолютный идеал Творца, самоценность человеческой личности, заключающей в себе Его образ и подобие, семью и родину как духовный организм, в котором человек рождается и получает первоначальный вектор своего духовного и психофизического развития.
3. Концептуальные положения отечественных ученых по проблеме духовно-нравственного воспитания личности могут быть представлены следующими принципами образования:
• традиционности и национально-патриотической направленности;
• приоритета духовного над материальным с соответствующей методологией, выбором цели и задач образования;
• идеалосообразности. Целенаправленное взращивание человека возможно лишь при наличии конкретного и неизменного идеала;
• природосообразности. Воспитание должно осуществляться в соответствии с интересами и потребностями, индивидуальными и возрастными особенностями личности, с учетом ее национальности и воспитанности.
4. В различные периоды жизни происходят изменения в соотношении духовной и эмпирической сфер человека, и воспитание лишь тогда будет успешным, когда внешние воздействия будут согласованы с внутренними ритмами и закономерностями духовного и психофизического развития личности. В младенчестве необходимо наполнять память ребенка духовно-содержательными впечатлениями, второе детство представляется благоприятной порой для нравственного воспитания личности, отрочество — наиболее сложный и вместе с тем благоприятный период для приобщения подростка к духовной жизни, а религиозное вдохновение юности необходимо подчинить высокому авторитету и направить на достойное служение.
5. Духовность и нравственность личности формируется в опыте духовной жизни, который может быть представлен как общение и
взаимодействие личности с высшими ценностями бытия, ее самоопределение в них. Приобретаемый в духовной жизни опыт и духовно-нравственные ценности служат основой для утверждения духовности личности, нравственности ее мыслей, желаний и поступков.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Духовно-нравственные традиции отечественного начального образования второй половины XIX - начала XX вв.: На примере церковноприходских школ2006 год, кандидат педагогических наук Агафонова, Галина Зиновьевна
Влияние христианского учения на развитие гуманистической педагогической традиции XVII-XX веков2004 год, доктор педагогических наук Александрова, Вера Геннадьевна
Философско-педагогические и этические аспекты "Азбуки" Л.Н. Толстого2007 год, кандидат педагогических наук Чудакова, Мария Александровна
Системообразующая роль духовности в традиции отечественной философии образования2002 год, кандидат философских наук Крючков, Виктор Константинович
Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре1999 год, доктор педагогических наук Беляева, Валентина Александровна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Артёмов, Сергей Викторович
Выводы по главе II
Исходя из анализа проблем духовно-нравственного воспитания в период с середины XIX в. до начала XX в., можно сделать заключение о наличии ряда противоречий в общественной жизни в дореволюционной России, отразившихся на национальной системе образования. В первую очередь к ним следует отнести переориентацию русских людей с традиционных ценностей отечественной культуры на ценности и мировоззрение Запада, и последовавшие за ней охлаждение к духовной жизни и материализм. В развитии проблем духовно-нравственного воспитания негативную роль сыграли прагматизм, схоластический стиль преподавания дисциплин, которые были призваны воспитывать духовность и нравственность в учениках, а также неоднозначность в определении главных ценностей и задач образования, пренебрежение к индивидуальным и возрастным особенностям личности.
По мысли отечественных ученых, система образования, -ориентированная на решение данных проблем и противоречий, должна характеризоваться приоритетом духовного над материальным и строиться* в соответствии с принципами традиционности, идеалосообразности, природосообразности, целостности, последовательности и постепенности. Соответственно, на первое место должна выдвигаться цель духовно-нравственного воспитания личности (с соответствующим вниманием к ней, адекватной методологией, методикой и содержанием образования), а далее идти задачи развития психофизического состава человека. «И школа, и внешкольное, и дошкольное, и семейное воспитание — все это «инструментально», т.е. все осмысливается через восхождение — в развитии тела, социальности, интеллекта, моральной, эстетической, религиозной сферы — к духовному началу»1.
1 Зеньковский B.B. Педагогические сочинения / Сост.: Е.Г. Осовский, O.E. Осовский. - Саранск: Тип. «Крас. Okt.», 2003. - С. 332.
Знание периодов развития личности, учет характерных для человека в том или ином возрасте потребностей, интересов и стремлений и адекватная педагогическая система могут решить проблему согласования внешних воздействий со внутренними ритмами и закономерностями духовного становления и развития человека. Представленная в философско-педагогическом наследии отечественных ученых характеристика периодов развития личности в аспекте становления ее духовной и эмпирической сфер служит важным ориентиром в построении методологии духовно-нравственного воспитания.
Важнейшим фактором становления духовности и нравственности человека выступает опыт духовной жизни, понимаемый как опыт общения и взаимодействия личности с высшими ценностями бытия. Процесс интериоризации духовных ценностей должен происходить в окружении этих ценностей, в непосредственном общении человека с ними, в его приобщении к ним. Так, точность, аккуратность, самоконтроль родятся в атмосфере дисциплины и собранности, смирение — в атмосфере скромности, послушания и иерархии, а любовь зажигается только от любви. Приобщение человека к национальной духовной культуре, церковным и народным обрядам и традициям, родной природе должно быть естественным и живым, затрагивать всего человека в целом, с его сознанием и инстинктом, со всеми чувствами (зрение, обоняние, вкус, осязание), вызывая его ответную реакцию, деятельность. Восприятие не должно быть аналитическим, мертвым и мысленным, но должно все быть пропитано романтикой живого таинственного общения. Этот духовный опыт единения человека и высших ценностей бытия, эта живая тайна должны остаться и жить в сердце человека, согревая и воодушевляя его, пробуждая лучшие стороны его души, служа главным условием свободного самоопределения и достойной самореализации личности.
Заключение
Отечественные мыслители, жившие в середине XIX — первой половине XX вв. были причастны великой русской духовной культуре, черпающей свое начало в византийской духовной традиции. Именно восточная традиция оказала решающее влияние на формирование особого национального уклада русского народа, который характеризуется приоритетом духовного над материальным, преобладанием мистицизма над рационализмом, сердечностью и целостностью мировосприятия. С изменением государственных приоритетов, с отрывом от византийской культурной традиции и переориентацией на ценности западной культуры, с признанием ведущей и определяющей роли европейской цивилизации с ее склонностью к материализму и рационализму произошел трагический разрыв между религией и культурой, секуляризация общественной и личной жизни в России. Смена ориентиров, утрата веры и живого, таинственного общения русских людей с высшими ценностями бытия сказалась на всех сферах жизнедеятельности общества, и сфера образования в данном отношении не составила исключения.
Во многом современные проблемы образования являются следствием парадигмальных противоречий, вырисовавшихся со всей очевидностью, но так и не разрешенных еще в XIX в. На основе анализа концептуальных идей отечественных мыслителей об основных проблемах образования в России к данным противоречиям следует прежде всего отнести материализм и вырастающие из него натурализм и прагматизм в образовании. Приоритет материальных ценностей над духовными, признание определяющего значения материальной сферы бытия с вытеснением национальной духовной традиции на периферию жизни общества, охлаждение к духовному опыту и пренебрежение ценностями отечественной духовной культуры привели к глубокому духовному кризису в индивидуальной и общественной жизни русских людей. Как следствие, русский народ утратил высший национальный духовный идеал, распространилось видение человека как производителя материальных и духовных ценностей (с сугубо культурологическим пониманием последних), потребительское отношение человека к семье и родине с забвением о высшем духовном достоинстве и призвании личности.
Разрешению основных проблем в сфере образования в России посвящены концептуальные труды выдающихся русских педагогов Н.И. Пирогова и К.Д. Ушинского, свт. Игнатия (Брянчанинова) и свт. Феофана Затворника, св. Иоанна Кронштадтского и о. Павла Флоренского, В.В. Зеньковского и И.А. Ильина. Необходимость преодоления диалектических противоречий современной педагогической теории и практики духовно-нравственного и патриотического воспитания требует переосмысления философско-педагогического наследия отечественных ученых и выявления концептуальных идей и положений духовного и нравственного становления и развития личности.
Определяющее значение в решении современных проблем воспитания в России может иметь представленная в наследии отечественных мыслителей середины XIX — первой половины XX вв. философско-педагогическая антропология. Рассмотрение личности с позиций религиозного, философского, психологического и педагогического подходов позволяет сформировать целостную картину внутреннего мира личности и ее взаимодействия со сферой высших духовных ценностей, раскрыть соотношение духовного, психического и физического уровней бытия человека. Видение человека как целостности духа, души и тела в их единстве и иерархической соподчиненности служит основанием для выстраивания иерархии целей и задач образования, где приоритетное значение имеет задача духовно-нравственного воспитания личности, и далее следуют задачи ее психофизического развития. По утверждению В.В. Зеньковского, такая антропология и основанные на ней теория и практика педагогики служат условием реализации принципа целостности и гармоничности в образовании.
Понимание человека как духовного существа, непосредственно связанного в своей сущности со сферой духовных ценностей и высшим духовным идеалом, призванного к общению с ними и их воплощению в жизни, предоставляет педагогу возможность организации адекватного, духовного воспитания личности. Философско-педагогическое наследие русских ученых раскрывает характерные особенности и значение духовных ценностей в духовно-нравственном становлении личности. Для традиционной педагогической мысли характерно видение в духовной сфере бытия цель и смысл существования мира и человека; в одухотворении, воспитании духовной культуры личности, в формировании ее направленности на познание и осуществление высших ценностей бытия, неизменного стремления к совершенству (прежде всего через самосовершенствование), русские мыслители видели главную задачу воспитания.
Первостепенное значение в решении данной задачи имеет признаваемый высшим и безусловным идеал, который определяет норму и образец воспитания, конечную цель образования личности. В традиционной отечественной культуре достоинство абсолютного идеала признается лишь за идеалом Бога-Творца, по образу Которого, как верили ученые, человек был создан. Такое понимание педагогического идеала устанавливает взаимосвязь личности с ее Творцом, усваивает ей безусловное духовное достоинство и призвание к совершенству, явленному в высшем духовном идеале христианской культуры. Отечественные мыслители не признавали возможности воспитания высокодуховной личности вне этого идеала и выдвигали принцип идеалосообразности в образовании.
Следующей за высшим духовным идеалом в иерархии духовных ценностей бытия выдвигается самоценность человеческой личности. При этом православные педагоги делают акцент на безусловной ценности именно ближнего, а не абстрактной человеческой личности: данная акцентуация предохраняет человека от позиционирования собственной личности как главной ценности бытия, а также решает вопрос о том, к кому человек должен проявлять деятельную любовь и почтение. Первым и ближайшим окружением человека является семья, которой русские мыслители придавали значение важнейшего института и фактора становления духовности и нравственности личности.
Семья признается в отечественной традиции незаменимым лоном человеческой духовности и нравственности, верного национального и патриотического чувства. Именно в семье происходит духовное и физическое рождение человека, закладывается фундамент и национальное своеобразие его духовной сферы, определяющие дальнейшее строение всей архитектуры внутреннего мира личности. Духовная любовь, искренность естественное сочетание духовной и инстинктивной близости в семье закладывает в ребенке такие духовно-нравственные ценности как целомудрие, нежность, доверие, верное социальное чувство и способность к истинному национальному единению и служению.
Национально-патриотическая направленность также выступает в наследии отечественных ученых в качестве значимого фактора становления духовности и нравственности личности. Традиции отечественной религии и культуры, история и современность отечества, выдающиеся произведения творческого гения русского народа являются безусловной ценностью воспитания личности. Система образования непременно должна носить национальный характер, чтобы в приобщении человека к высшим ценностям духовной и материальной культуры народа пробудить в личности любовь к родине, национальную гордость, бережное и ответственное отношение к родной культуре и традициям отечества, его истории и современности. Такое образование способствует утверждению в человеке духовного характера, верного национально-патриотического чувства, готовности к достойному служению отечеству.
В аспекте характерных для середины XIX — начала XX вв. проблем воспитания в России отечественные ученые разрабатывали концепцию духовно-нравственного воспитания личности с учетом специфики духовной сферы бытия. В противоположность натурализму и интеллектуализму в образовании русские мыслители отдавали приоритет воспитанию духовно-целостной сферы личности, которую они обозначали' как сердце. По мысли отечественных ученых сердце есть внутренняя духовная сущность человека, вместилище его духовных ценностей и нравственных убеждений, определяющих мысли, желания, чувства, мотивы и склонности личности. Непосредственная сопряженность сердца с психофизической природой личности служит основанием для видения в нем источника целостности различных сфер внутреннего мира человека. От решения проблемы воспитания сердца зависит характер духовной и нравственной жизни личности, ее социальное и личное благополучие, и, соответственно, задачи воспитания, должны иметь приоритетное значение относительно задач умственного образования и психофизического развития человека.
Большое внимание ученые уделяли индивидуальным и возрастным особенностям личности. Воспитание, пренебрегающее интересами и потребностями личности, природным строением ее духовной и психофизической данности, не может иметь успеха. Также важное значение отечественные мыслители придавали возрасту человека, усваивая каждому периоду его жизни характерное соотношение его духовной и эмпирической сфер. Согласование воспитательных воздействий с внутренними ритмами и закономерностями развития личности, учет слабостей и способностей, характера и направленности человека, соотношения составляющих ее внутреннего мира, служит важным условием реализации принципа природосообразности в образовании.
Таким образом, единственной парадигмой, на основе которой строится педагогический процесс, ориентированный относительно интересов и потребностей личности, преодолевающий прагматизм и моноидеологию в образовании, может считаться личностноориентированная парадигма.
В построении системы духовно-нравственного воспитания особую значимость приобретает подготовка и организация духовного опыта человека, который по мысли русских ученых служит важнейшим условием и фактором становления духовности и нравственности личности. Обобщая концептуальные воззрения отечественных мыслителей на духовный опыт, можно выделить следующие этапы духовно-нравственного становления и развития личности. Духовная жизнь человека начинается с духовного рождения, совершающегося от соприкосновения с субъектом, предметом или явлением духовного мира. Пробудившаяся духовность вызывает в человеке чувство духовной жажды, нищеты духа, определяющее невозможность полного удовлетворения духовных потребностей личности.
Встреча и общение с высокодуховной ценностью является важнейшим событием духовной жизни личности, которое русские мыслители описывают как таинство духовной любви. Переживаемые счастье, осмысленность и полнота бытия дарят человеку стимул и силы для преодоления препятствий на пути познания, общения и воплощения избранных духовных ценностей. Человек, приобщившийся к ценности высокого духовного достоинства, имеет верный критерий духовности, который может помочь ему преодолеть притяжение материальных благ и удовольствий, собственных слабостей и пороков. Так человек обретает способность ко внутренней борьбе, изменению к лучшему и самовозвышению. В преодолении порочных наклонностей и стремлений, в постоянном и неотступном следовании своему духовному идеалу вырабатывается духовный характер личности, на котором утверждается ее духовная сила и свобода.
Важным ориентиром человека в духовной жизни служит совесть, а верно и целостно пережитый совестный акт по утверждению И.А. Ильина является главным актом самоосвобождения личности. Свободный человек произвольно выбирает высший духовный идеал и главные ценности, которым посвящает свою жизнь. В познании, общении и воплощении этих ценностей в жизнь заключается смысл духовного творчества личности. Духовное творчество является ведущим фактором возвышения личности, ее духовного роста и самопознания. Свободный и творчески активный человек обнаруживает пределы своих возможностей, удостоверяется в собственной ограниченности, что служит основанием для утверждения в нем духовно-нравственной ценности смирения. Смиренный человек способен к критическому самоанализу и рефлексии собственной деятельности, что является условием его духовного роста и самосовершенствования. Прошедшая долгий и трудный путь духовно-нравственного становления личность обретает способность к достойному служению высшим ценностям бытия, реализуя в своей жизни духовно-нравственные ценности национальной духовной культуры.
Подводя итоги исследования, можно утверждать, что наличие выверенного и однозначного категориального аппарата, целостная философско-педагогическая картина сущности, соотношения и развития различных сфер личности, а также общие теоретико-методологические основы воспитания являются непременными атрибутами системы образования, стремящейся к преодолению кризиса воспитания. В данном я отношении концептуальные положения отечественных ученых середины XIX - первой половины XX вв. о человеке, цели, идеале и главных ценностях его становления и развития могут служить важным фактором в решении проблемы духовно-нравственного воспитания личности.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Артёмов, Сергей Викторович, 2010 год
Библиография
1. Азбука православного воспитания. - М.: Правило веры, 1997. - 167 с.
2. Альбуханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-336 с.
3. Альбуханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. -286 с.
4. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. - М.:Изд-во Института практической психологии; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 1998.-554 с.
5. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1995. - 496 с.
6. Амонашвили Ш.А. Созидая человека. — М.: Знание, 1982. — 95 с.
7. Амфилохий (Радович), митр. Основы православного воспитания. Серия: Церковь и образование. Вып. 1. - Пермь: ПО «Панагия», 2000. -208 с.
8. Ананьев Б.Г. Онтогенез и жизненный путь человека: Избр. психол. труды: в 2 т. Т.1. — М.: Педагогика, 1980. - 324 с.
9. Андроник (Трубачев), иеромонах. Теодицея и антроподицея в творчестве священника Павла Флоренского. — Томск: Издательство «Водолей», Издание А. Сотникова, 1998. — 192 с.
10. Анисимов О.С. Основы методологического мышления. — М.: Внешторгиздат, 1989. -412 с.
11. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. — М.: Мысль, 1988.-253 с.
12. Антология педагогической мысли России Вт. Пол. XIX - н. XX в. / АПН СССР; Вступит, ст., сост. и коммент. П.А. Лебедева. — М.: Педагогика, 1990. - 608 с.
13. Антоний Сурожский, митр. Беседы о вере и церкви. - М.: Интербук, 1991.-319 с.
14. Антоний Сурожский, митр. Наблюдайте, как вы слушаете... — М.: Фонд содействия образованию XXI века, 2004. - 544 с.
15. Антонов А.И., Борисов В.А. Кризис семьи и пути его преодоления. — М., 1990.- 189 с.
16. Артамонова Е.И. Развитие духовной культуры учителя: Теория и методика. — М.: Прометей, 2000. — 128 с.
17. Бабанский Ю.К. Педагогический процесс: Избранные педагогические труды. — М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
18. Байкова JI.A. Гуманизация педагогической системы образовательного учреждения: теория и опыт: Монография / РГПУ им. С.А.Есенина. -Рязань, 2000. - 248 с.
19. Беленчук JI.H. История отечественной педагогики: учеб. пособие. -М.: Изд-во ПСТГУ, 2005. - 182 с.
20. Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы. - М.: МШУ, 1999. -309 с.
21. Белозерцев Е.П. Образование: историко-культурный феномен [Текст]: курс лекций / Е.П. Белозерцев; Ассоциация юридический центр. -СПб.: Изд-во Р.Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. - 704 с.
22. Беляева В.А. Духовно-нравственное становление и развитие личности учителя в контексте светской и православной педагогической культуры: Монография. - Рязань: РИРО, 1998. - 135 с.
23. Беляева В.А. Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной
1 педагогической культуре: Дисс. ...д. пед. н.: 13.00.01 / В.А. Беляева;
Рязанский государственный педагогический университет. — М., 1999. -333 с.
^ 24. Беляева В.А., Кухтин A.A. Проблема духовно-нравственного
воспитания в образовательных учреждениях: Монография. - М.: АПК и ППРО, 2007. - 120 с.
■!
25. Бердяев H.A. О назначении человека: [Сборник]. - М.: Республика, 1993.-382 с.
26. Бердяев H.A. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды / Ред. сост. Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская. - М.: МПСИ, 1999. - 312 с.
27. Бердяев H.A. Собрание сочинений. Т.2. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. 3-е изд. - Париж: YMCA-PRESS, 1991. - 452 с.
28. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. В русском переводе с параллельными местами и словарем. -М.: Российское библейское общество, 2001.
29. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология: Учеб. пособие. — М.: Изд-во УРАО, 1998. - 586 с.
30. Бим-Бад Б.М., Петровский A.B. Образование // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В.В. Давыдов. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998 - 672 е., ил. Т.2 - M -Я, 1999. -С. 62-63.
31. Богоявленский Владимир, священномученик. Беседы о православном воспитании детей. - Мн.: Свято-Елисаветинский монастырь, 2004.-80 с.
32. Богуславский М.В. Общечеловеческие и национальные ценностные ориентации отечественной педагогики // Педагогика. - 1998. - №7. - С. 82-87.
33. Богуславский M.B. XX век российского образования. - М.: Per se. 2002.-336 с.
34. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. — 1995. - №4. - С. 29-36.
35. Бондаревская Е.В., Кульневич C.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие. -Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 1999. - 560 с.
36. Бородина A.B. История религиозной культуры: Основы православной культуры: Учеб. пособие. — М.: Изд. дом «Покров», 2002. — 256 с.
; 37. Борытко Н.М. Онтологический подход в воспитании // Актуальные
проблемы современного воспитания. — 2005. — №6. — С. 4-11.
38. Братусь Б.С. Начала христианской психологии. - М., 1995.-236 с.
39. Булгаков С.Н. Свет невечерний. - М.: Изд-во Республика, 1994. - 357 с.
40. Вениамин (Федченков), митр. О вере, неверии и сомнении. — М.: \ Адрес-Пресс, 2002. - 352 с.
41. Вера, молитва, любовь: Сборник. Выпуск 1. — М.: Русский Духовный J Центр, 1994.-160 с.
42. Видов C.B. Философско-педагогические идеи святителя Тихона Задонского в контексте современных проблем духовно-нравственного воспитания: дисс. ... к. пед. н.; специальность 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования / C.B. Видов; науч. рук.
Г В.А.;Беляева - Рязань: РГУ, 2006. -180 с.
43. Владимир, митр: Киевский и Галицкий, сщмч. Азбука православного воспитания. Пастырские беседы с родителями и детьми. - М.: Изд-во АО «Форма-Пресс», 1997. - 160 с.
44. Владимиров Артемий^ священник. Учебник жизни. - М.: Издание Православного Братства Св. Филарета, Митрополита Московского, 1998.- 190 с.
. 45. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. - М: Новая школа, 1998. — 208 с.
46. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. - М.: Республика, 1994. - 368 с. - (Б-ка этической мысли).
47. Галицкая И.А., Метлик И.В. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике // Педагогика. - 2003. - №10. - С.36-46.
48. Георгий (Тертышников), архим. Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского. В двух книгах, книга 1, от буквы
I «А» до буквы «К». - Рязань: Зерна, 2003. - 528 с.
49. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию: Учеб пособие / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. — М.: Школа-Пресс, 1995.-448 с.
50. Глебова М.В. Духовные доминанты современного отечественного образования // Педагогика. — 2009. - №6. - С.45-48.
51. Головушкина М.В. Духовно-нравственное воспитание в учебных заведениях российской губернии во второй половине XIX - начале XX веков: на материалах Пензенской губернии: дисс. ... к.пед.н.: специальность 13.00.01 / Головушкина М.В. — Пенза, 2009. — 245 с.
52. Дворецкая М.Я. Интегрированная антропология: Учеб. пособие. -СПб.: Институт практической психологии, 2003. — 611 с.
53. Дворецкая М.Я: Концепция человека в религиозно-философском учении Восточно-христианской Церкви эпохи средневековья: Психологический аспект. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. -250 с.
54. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для вузов. — м.: Владос, 1999. -413 с.
55. Дивногорцева С.Ю. Культуросообразность православного воспитания // Педагогика. - 2009. - № 1. - С. 30-37.
56. Дильтей В. Описательная психология. - СПб.: "Алетейя", 1996. 160 с.
57. Дильтей В. Собрание сочинений в 6 тт. Под ред. A.B. Михайлова и Н.С. Плотникова. Т. 1: Введение в науки о духе / Пер. с нем. под ред. B.C. Малахова. -М.: Дом интеллектуальной книги, 2000. - С.270-730.
58. Добросельский A.A. Основы православной культуры в философско-педагогическом наследии отечественных ученых в контексте современных задач воспитания [Текст]: автореферат дисс. ... к. пед. н.: специальность 13.00.01 / Добросельский A.A.; науч. рук. В.А. Беляева-Рязань: РГУ, 2009. - 20 с.
59. Добротолюбие. Избранное для мирян. - М.: Издание Сретенского монастыря, 1998. - 448 с.
60. Зайцева Л.Н. Формирование у подростков духовно-нравственных ценностей в учебно-воспитательном комплексе общеобразовательной школы и школы искусств [Текст]: дис. ... к. пед. н.; специальность 13.00.01 — Общая педагогика, история педагогики и образования / Л.Н.Зайцева; науч. рук. В.А. Беляева - Рязань: РГУ, 2008. — 203 с.
61. Закон Божий. Начальное наставление в православной христианской вере. Сост. прот. Димитрий Соколов. Переиздание 1914 г. — М.: Руссюй Хронографъ», 1999. - 352 с.
62. Зверева Т.Н. Теоретические основы педагогической системы В.В. Зеньковского: Автореферат дисс. к. пед. н. — М., 2001. - 17 с.
63. Зелевская, H.A. Проблема воспитания детей в семье в русской педагогике второй половины XIX - первой половины XX веков: дисс...канд. пед. наук. — Рязань: РГПУ, 2003. - 170 с.
64. Зенько Ю.М. Психология и религия. — СПб.: Алетейя, 2002. - 384 с.
65. Зеньковский В., проф., прот. Апологетика. — Киев, 1990. - 48 с.
66. Зеньковский В.В. Основы христианской философии. — М.: Изд-во Канон, 1996.-557 с.
67. Зеньковский В.В., прот. Педагогика. — М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, 1996. - 154 с.
68. Зеньковский В.В. Педагогические сочинения / Сост.: Е.Г. Осовский, O.E. Осовский. — Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2003. - 808 с.
69. Зеньковский В.В. Психология детства. - Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1995. - 344 с.
70. Зеньковский В.В. Собрание сочинений. Т. 1: О русской философии и литературе. Статьи, очерки и рецензии, 1912-1961 /В.В. Зеньковский; сост., подг. текста, вст. ст. и примеч. О.Т. Ермишина. — М.: Русский путь, 2008. - 448 с.
¡ 71. Иванов A.B. Педагогическая система святителя Тихона Задонского:
Автореф. дисс. к. пед. н. - Елец, 2000. - 18 с.
X
Í
72. Игнатий Брянчанинов, свт. Крестоношение. Избранные творения. -М.: Правило веры, 1999. - 481 с.
73. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. — М.: Русская книга, 1993.
- 136 с.
74. Ильин И.А. О грядущей России: Избр. статьи / Под ред. Н.П. Полторацкого. - М.: Воениздат, 1993. - 366 с.
75. Ильин И.А. Путь к очевидности: Сочинения. — М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998. - 912 с.
76. Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 2. Кн. 2 / Сост. и коммент. Ю.Т. Лисицы. -М.: Русская книга, 1993. - 480 с.
77. Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 6. Кн. 2 / Сост. и коммент. Ю.Т. Лисицы. - М.: Русская книга, 1996. - 672 с.
78. Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. - М.: Православная книга, 1991.-398 с.
79. Иоанн Кронштадтский, св. праведный. Моя жизнь во Христе. Репр. -М.: Издательство «P.S.», 1990. - 125 с.
80. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. — М.: «Самшит», 1995. - 600 с.
81. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. — М.: «Самшит», 1996. — 1200 с.
82. История образования и педагогической мысли: Программа курса / Сост. В.А. Беляева, Н.П. Щетинина, В.В. Страхов. — Рязань: РГПУ, 2002. - 36 с.
83. Каледа Глеб, проф., прот. Домашняя церковь. Очерки духовно-нравственных основ созидания и построения семьи в современных условиях. - 3-е изд. - М.: Издательство Зачатьевского монастыря, 2001.
- 279 с.
84. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. Под ред. Арсеньева. - М.: Педагогика, 1982. - 704 с.
85. Каптерев П.Ф. История русской педагогии. - СПб.: Алетейя, 2004. -560 с.
86. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М.: Научно-методическое объединение «Творческая педагогика», 1993. — 80 с.
87. Карунин Е.А. Педагогическое наследие Сергия Радонежского: Дисс. ... к. пед. н. -М., 2000.-116 с.
88. Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. - М.: «Паломник», 1996. - 452 с.
89. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Начальная школа. - 2000. - №4. - С. 4-19.
90. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы // Народное образование. - 2006. - №1 - С. 243-259.
91. Коняева И.М. Философско-педагогические идеи И.А.Ильина в современном контексте духовно-нравственного воспитания: дисс. ... к. пед. н.: 13.00.01 / Коняева И.М. - Рязань: РГПУ, 2002. - 186 с.
92. Корзинкин А.А. Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование: дисс. ... к. пед. н. - Курск, 1999.
- 190 с.
93. Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: Традиции и перспективы / Российская Академия, Институт теоретической педагогики и международных исследований в образовании. — М., 1993.
- 135 с.
94. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философские основания современной педагогики. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педуниверситета, 1994.-64 с.
95. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. - Минск: Высшая школа, 1992. - 312 с.
96. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. - Самара, 1994. - 165 с.
97. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования. Монография / Под ред. проф. И.Ф.Исаева. — Белгород: Изд-во БГУ, 1999.-151 с.
98. Кураев A.B., диакон. Основы православной культуры как лекарство от экстремизма. Очень личные размышления. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. — 112 с.
99. Кураев Андрей, дьякон. Школьное богословие. Взрослым о детской вере. Издание 5-е, дополненное. Ростов-на-Дону: Троицкое слово, 2002. - 640 с.
100. Кухтин А. А. Формирование ценностных ориентаций у подростков с неадекватным поведением средствами духовно-нравственной культуры в образовательном пространстве современной школы: дисс. ... к. пед. н.: 13.00.01 / Кухтин A.A. - Рязань, 2004. - 174 с.
101. Лазарева Т. Красота спасет мир. Духовно-нравственное воспитание школьников. Учебно-методическое пособие для православно ориентированных школ и педагогов. — М.: «Артос-Медиа», 2006. — 383 с.
102. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X - начало XX века): Учебное пособие. - М.: Издат. Дом «ФОРУМ», 1998.-584 с.
ЮЗ.Левчук Д.Г., Потаповская О.М. Комплексная программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи на уровне района (муниципального центра). — М.: Планета, 2002-2003. - 34 с.
104. Леонтьев К.Н. Избранное. - М.: «Рарогъ», «Московский рабочий», 1993.-400 с.
105. Леонтьев К.Н. Поздняя осень России. - М.: «Аграф», 2000. — 336 с.
106. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей: теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX и XX веках. - Самара: изд-во СИУ, 1997. - 85 с.
107. Лихачев Б.Т. Простые истины воспитания. — М.: Педагогика, 1983. -192 с.
108. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. - М., 1995. — 485 с.
109. Лихачев Д.С. Письма о добром. — СПб: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 1999. - 192 с.
110. Лихачев Д.С. Прошлое — будущему. Статьи и очерки. - Л.: Наука, 1985.-575 с.
111. Лосев А.Ф. Дерзание духа / [Послесл. Ю.А. Востовцева, с. 340-365]. -М.: Политиздат, 1989. - 364, [2] е.: ил.
112. Лосский В.Н. Догматическое богословие // Очерки мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. — М., 1991. -288 с.
113. Лука (Войно-Ясенецкий), святитель. Наука и религия. Дух, душа и тело. - Ростов-на-Дону: Троицкое слово, Феникс, 2001. — 316 с.
114. Матюнин Б.Г. Воспитание // Современный философский словарь / Под общей ред. д.ф.н., проф. В.Е. Кемерова. — 2-е изд., испр. доп. -Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск/«Панпринт», 1998.-С. 153.
115. Медведева И., Шишова Т. Наше новое все // Народное образование. -2006.-№2-С. 223-231.
116. Менделеев Д.И. Познание России. Заветные мысли / Д.И. Менделеев. -М.: Эксмо, 2008. - 688 е.: ил. - (Энциклопедии России).
117.Мень А. Мировая духовная культура. Христианство. Церковь. Лекции, беседы / Сост. Александр Белавик. - Н.Новгород: Изд-во «Нижегородская ярмарка», 1995.-671 с.
118. Меньшиков В.М. Исходные категории педагогики и понятие всестороннего развития личности. - Курск: КПТИ, 1992. - 269 с.
119. Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. - М.: Планета, 2000, ППЦ «Пересвет», 2004. - 384 с.
120. Мудрик A.B. Социальная педагогика: Учебник для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. — М.: «Академия», 2000. - 200 с.
121. Мухина B.C. Феноменология развития и бытия личности. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЕК», 1999. - 640с.
122.Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. - 1998. - № 4. - С. 3-8.
123.Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. — М.: Школа-Пресс, 1994.-192 с.
124.0 религиозном воспитании детей. Беседы св. Иоанна Златоуста и сщмч. Владимира, митр. Киевского и Галицкого. / Сост. В.И.Глазков. — М.: МП «Экостром», 1993. - 80 с.
125.0 социальной концепции русского православия. / Под общ. ред. М.П.Мчелова: ИЦ «Религия в современном обществе». - М.: Республика, 2002. - 399 с.
126. Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект) / Под ред. З.И. Равкина. - М.: ИТПиО РАО, 1995. - 631 с.
127. Опыты православной педагогики. Литературная учеба. Кн. 5 и 6. / Сост. А. Стрижев, С. Фомин. - М.: Молодая гвардия, 1993. - 240 с.
128. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. Изд. 5-е, испр. и доп. -М.: Изд. Сретенского мон., 2003. - 432 с.
129. Отец Павел Флоренский о воспитании: Золотой фонд педагогики / Сост.-редактор А.П. Фурсов. -М.: Школьная Пресса, 2004. - 192 с.
130. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, E.H. Шиянов. -М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.
131. Педагогические теории, системы, технологии: Справочные материалы / Авт.-сост. В.А. Фадеев, В.П. Свиридова, О.В. Наумов, под общей ред. Проф. В.А. Фадеева. - Рязань: Изд-во РГПУ, 1999. - 100 с.
132. Пестов Н.Е. Путь к совершенной радости: воспитание детей. — М.: «Даниловский Благовестник», 1995. —207 с.
133. Петракова Т.И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков: Автореф. дисс....д. пед. н.-М., 1999.-24 с.
134. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. — М.: Импэто, 1997.-96 с.
135. Петренко A.A. Профессиональное становление педагога, управляющего развитием образования: монография / A.A. Петренко; РГПУ им. С.А. Есенина. - М.: АПК и ППРО, 2007. - 160 с.
136. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. Приложение к журналу «Советская педагогика» за 1952 г. Книга первая и вторая. Сост. проф. В.З. Смирнов. — М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1952.-700 с.
137. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. - М.: Высшая школа, 1993.-736 с.
138. Победоносцев К.П. Духовная жизнь: Сочинения / К.П. Победоносцев. -М., 1996.-596 с.
139.Половинкин А.И. Православная духовная культура. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 352 с.
140. Потаповская О.М. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. — М.: Планета, 2000, 2003. -52 с.
141. Православная культура: Концепции, учебные программы, библиография / Сост. Д.Е. Самогаев. Под общ. ред. иером. Киприана (Ященко) и Л.Л. Шевченко. - М.: Изд. дом «Покров», 2003. - 304 с.
142. Православная культура в школе: практика, проблемы, перспективы. Сб. материалов и документов / Сост. и ред. протоиерей Борис Данил енко, И.В.Метлик, Т.И.Петракова. - М..: Синодальная библиотека, 2008. - 152 с.
I
143. Рада H.B. Развитие идеи духовно-нравственного воспитания личности в отечественной педагогике второй половины XIX — начала XX века (1861-1917 гг.): дисс. ... к. пед. н.; специальность 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования / Рада Н.В.; науч. рук. Ф.В. Повшедная -Н. Новгород: Нижегородский ГПУ, 2004. — 173 с.
144. Рачинский С.А. Сельская школа: Сб. ст. / Сост., вступ. ст., коммент. Л.Ю.Стрелковой. — М.: Педагогика, 1991. - 173 с.
145. Регион: Управление образованием по результатам. Теория и практика / Под редакцией П.И. Третьякова. — М.: Новая школа, 2001. - 880 с.
146. Религия в истории и культуре: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.Г. Писманика; 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. -591 с.
147. Розанов В.В. В мире неясного и нерешенного / Собр. соч. — М.: Республика, 1995. - 462 с.
148. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. - М.: Республика, 1992. -399 с.
149. Розанов В.В. Цель человеческой жизни // Смысл жизни: Антология. -М.: Прогресс-Культура, 1994. - С. 19-64.
150. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2006. -713 с.
151. Руководство к домашнему религиозно-нравственному христианскому воспитанию детей. - М.: Отчий дом, 2001. - 159 с.
152. Рыбаков Сергий, свящ. Церковь. Семья. Государство. - М.: Издание Сретенского монастыря, 2002. - 224 с.
153.Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. - М.: Педагогика, 1986. - 150 с.
154. Склярова Т.В., Янушкявичене О. Л. Возрастная педагогика и психология: учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Изд. дом «Покров», 2004. - 144 с.
155. Слободской Серафим, прот. Закон Божий для семьи и школы. - Мн.: «Православная инициатива», 2005. — 732 с.
156. Слободчиков В.И. Психология. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 400 с.
157. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. — М.: Школа-Пресс, 1995. -384 с.
158. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев; под общей ред. В.Г. Щур. - М.: Школьная пресса, 2000. - 416 с.
159. Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона. — 5-е изд. - М.: Политиздат, 1983.-445 с.
160. Смирнов П.А. Жизнь и учение святителя Феофана Затворника. Издание Единецко-Бричанской епархии. 2004. — 416 с.
161. Современный философский словарь / Под общей ред. д.ф.н., проф. В.Е. Кемерова. — 2-е изд., испр. доп. - Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск / «Панпринт», 1998. - 1064 с.
162. Соловцова И.А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике: методология, теория, технологии: монография / науч. ред. Н.М. Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2006. - 248 с.
163. Соловьев B.C. Духовные основы жизни. - СПб: ТОО «Магик-пресс», 1995.-145 с.
164. Соловьев B.C. Оправдание добра: нравственная философия / Вступ. ст. А.Н. Голубева, Л.В. Коноваловой. — М.: Республика, 1996. - 479 с.
165. Срезневский И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте // Духовно-нравственное воспитание, 2006, №3. - С. 32-45.
166. Троицкий В.Ю. Пути русской школы. — М.: Свет Отечества, 1994. — 96 с.
167. Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. Сост. В.М. Живова; общ. ред. В.М. Живова; вступ. ст. Н.И. Толстого и JI.H. Гумилева. — М.: Издательская группа «Прогресс-Универс», 1995. — 800 с.
168. Трубецкой С.Н. Религия. // Энциклопедический словарь. Т. XXVI - а. Издание Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона. - СПб., 1899. - С. 540.
169. Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография и методическое пособие / под ред. М.М. Поташника. - М.: Педагогическое общество России, 2000. — 448 с.
170. Ушинский К.Д. о воспитании. Золотой фонд педагогики / Сост. Н.М. Матвеева. -М.: Школьная Пресса, 2003. - 192 с.
171. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6-ти т. Т. 5 / Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990. - 528 с.
172. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 9 Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Т.2. — М.: Издательство академии педагогических наук, 1950. — 628 с.
173.Федина Ю.В. Аксиологический подход к представлению иерархии ценностей в российской педагогической культуре // Аспирантский вестник РГПУ им. С.А.Есенина (научный журнал). - 2003. - №1. - С. 39-44.
174. Федина Ю.В. Формирование духовно-нравственных ценностей отечественной педагогической культуры у студентов в процессе изучения курса «История образования и педагогической мысли»: дисс. ... к. пед. н.; специальность 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования / Федина Ю.В.; науч. рук. В.А. Беляева -Рязань: РГПУ, 2004. - 152 с.
175. Феофан Затворник, свт. Душеполезные поучения святителя Феофана Затворника. Издание Введенской Оптиной Пустыни, 1998. - 512 с.
176. Феофан Затворник, свт. Наставления в духовной жизни. — М.: Изд-во Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994. - 189 с.
177. Феофан Затворник, свт. Простые истины сердца. Внутренняя жизнь. Слова: проповеди. -М.: Правило веры, 2002. - 544 с.
178. Феофан Затворник, свт. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем. — М.: Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и изд-ва «Паломник». Вып. I. 1994.
179. Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? - Клин: Христианская жизнь, 2004. — 302с.
180. Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность: Пятые Покровские образовательные чтения, 14-16 ноября 2006 г. / Под ред. В.А. Беляевой, Ю.В. Орловой; Ряз. гос. ун-т им. С.А.Есенина. - Рязань, 2007. - 284 с.
181. Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность: Шестые Международные Покровские образовательные чтения, 23-25 октября. 2007 г. / под ред. В.А. Беляевой, Ю.В. Орловой; Ряз. гос. ун-т им. С.А.Есенина. - Рязань, 2008.-320 с.
182. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи. — М.: ООО «Издательство ACT», 2003. — 640 с.
183. Флоровский Г. Пути русского богословия. - Париж, 1937. - 600 с.
184. Флоровский Г. Смысл истории и смысл жизни // Очерки истории русской святости. — Сергиев Посад, 1998. - 258 с.
185. Франк C.JL Духовные основы общества. — М.: Мысль, 1992. - 166 с.
186. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
187. Хомяков A.C. Об общественном воспитании в России // Мир воспитания глазами религиозных мыслителей России XIX и XX вв.: Хрестоматия. / Сост., вступ. ст., коммент. и примеч. В.М. Кларина, В.М. Петрова. - Рязань: РГПУ, 2000. - С. 20-24.
188. Хомяков A.C. Сочинения: В 2 т. - M.: Правда, 1990. Т. 1. - 590 с.
189. Центр православной педагогической культуры: Учебно-методические материалы / Авт.-сост. В.А. Беляева, И.М. Коняева, Ю.В. Орлова, Т.В. Певчева, Ю.В. Федина, Н.П. Щетинина; РГПУ им. С.А.Есенина. -Рязань, 2005.-52 с.
190. Челпанов Г.И. Мозг и душа. - М.: Изд-во Круг, 1989. - 348 с.
191.Шафоревич И.Р. Духовные основы российского кризиса XX века. На основе лекций, прочитанных в Сретенском духовном училище/И.Р. Шафаревич. - Издание Сретенского монастыря, 2001. — 112 с.
192. Шестун Е., свящ. Православная педагогика. /Священник Евгений Шестун/ — Самара: ЗАО «Самарский информационный концерн», 1998. - 576 с.
193.Шичалин Ю.А. Пути российского образования и Православие. Сборник статей. - М.: «ГЛК» Ю.А. Шичалина, 1999. - 96 с.
194.Шполянский Михаил, свящ., Куломзина С.С. Христианское воспитание детей в современном мире. - М.: Изд-во «Отчий дом», 2004. - 207 с.
195.Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: Учеб. пособие. -СПб.: Питер, 2005. - 366 с.
196. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. Пер. с англ. - М.-Киев: ЗАО «CoBepmeHCTBO»-«Port-Royal», 1997. — 384 с.
197. Юнг К.Г. Феномен духа в истории и науке. — М.: Мысль, 1992.- 251 с.
Источники Интернет
1. Белозерцев Е.П. О судьбах образования. Размышления после X Всемирного Русского Народного Собора. URL: http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/37919.php (дата обращения: 08.10.2009).
2. Георгий (Шестун), игумен. О проблеме духовно-нравственного воспитания личности в школе. URL: http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/37893.php (дата обращения: 08.10.2009).
3. Захарченко М.В. К вопросу о концептуализации историко-педагогического знания. URL: http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/37898.php (дата обращения: 25.09.2009).
4. Погорелов С.Т. Духовно-нравственное воспитание молодежи. URL: http://oodvrs.ru/article/index.php?id_page=29&id_article=328 (дата обращения: 18.11.2008).
5. Родионов М.А. Актуальные проблемы духовного воспитания (на базе образовательных учреждений Самарского района г. Самары). URL: http://npi.samara.ru/collection/00-05-16/doc/ds04-20.html (дата обращения: 18.11.2008).
6. Сергий Рыбаков, свящ. Компетентностный подход как дальнейшее углубление кризиса в образовании. URL: http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/37915.php (дата обращения: 16.09.2010).
7. Склярова Т.В. Духовно-нравственная культура педагога как социальная проблема. URL: http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/39790.php (дата обращения: 26.10.2008).
8. Склярова Т.В. Освоение православной культуры в детстве как фактор формирования структуры самосознания ребёнка. URL: http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/39880.php (дата обращения: 07.11.2008).
Философско-педагогические идеи и концептуальные положения отечественных ученых сер. XIX - первой половины XX вв. о духовно-нравственном воспитании личности
Теоретико- методологический базис Философско-педагогические идеи Концептуальные положения
Ценностная ориентация системы образования Для России характерен самобытный национально-духовный уклад и богатые традиции. Ценности отечественной духовной культуры питают религиозные глубины личности, служат основой бытия и развития народа. Традиционность, культуро-сообразность системы образования с приоритетной ориентацией на ценности отечественной духовной культуры определяет возможность духовно-нравственного воспитания личности.
Соотношение духовного и материального Для традиционной отечественной культуры характерен приоритет духовного над материальным и поиск смысла бытия за пределами материального мира. Духовное совершенство личности и народа является главной целью образования и жизни. Материальная сфера бытия имеет инструментальное значение.
Идеал воспитания Достоинство абсолютного идеала в традиционной отечественной культуре признается за Богом-Творцом, по образу Которого человек был создан и к подобию Которому призван. Совершенство идеала обусловливает уникальность и бесконечную перспективу развития каждой личности. Исповедуемый в Христианстве идеал является одновременно и идеалом воспитания. Перед педагогом стоит цель раскрыть духовное достоинство личности, помочь ей овладеть собой, пробудить стремление найти и воплотить в своей жизни высокодуховный идеал.
Философско-педагогическая антропология Духовная, психическая и физическая сферы составляют внутренний мир человека. Их последовательное соподчинение служит основой целостности и нравственности личности. Человек от рождения имеет духовное начало, которое должно проникнуть все бытие личности, занять в нем центральное и определяющее место. В соответствии с пониманием сущности и соотношения сфер внутреннего мира человека должно строиться образование. Целостность образования обеспечивается иерархией его целей и задач с приоритетным вниманием к духовной и инструментальным пониманием прочих сфер бытия.
Периодизация развития личности Человек в своей жизни проходит различные этапы развития, каждый из которых характеризуется особым соотношением духовной и эмпирической сфер, ведущими ценностями бытия. Необходимо согласовывать воспитательные воздействия с внутренними ритмами и закономерностями развития личности, соотношением составляющих ее внутреннего мира.
Феноменология духовной сферы и духовно-нравственного воспитания личности Духовная сфера имеет свою специфику и закономерности, которые необходимо учитывать в образовании личности. К ней неприменимы стандартные инструменты познания, а ее раскрытие и воспитание в человеке требует адекватной теории и методологии. В данном отношении особую ценность для педагогики представляет аксиологический подход. Становление духовности и нравственности личности происходит в опыте общения и взаимодействия с высшими ценностями бытия, самоопределения человека по отношению к ним. Соответственно, главной задачей воспитания является организация духовного опыта личности.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.