Проза Р.М. Рильке: проблема героя и поэтика тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Степанова, Елена Александровна

  • Степанова, Елена Александровна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 196
Степанова, Елена Александровна. Проза Р.М. Рильке: проблема героя и поэтика: дис. кандидат филологических наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Москва. 2004. 196 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Степанова, Елена Александровна

Введение

Глава 1. «Флорентийский дневник»: концепция художника и искусства

1.1. Жанровая специфика «Флорентийского дневника»

1.2. Оппозиция автор-герой и проблема автобиографического начала в произведении

1.3. Время и пространство «Дневника»

1.4. Поэтические оппозиции и образные ряды, их роль в организации повествования (Север-Юг, Весна-Зима, Весна-Лето, Готика-Возрождение, Плод-Сад-Храм)

Глава 2. Современное искусство в книгах «Ворпсведе» и «Опост Роден»

2.1. Природа - человек - художник в эссе «Ворпсведе»

2.2. Постижение феномена художника и его творчества в книге о Родене

Глава 3. «Записки Мальте Лауридса Бригге»: пространственно-временная организация текста и образ Поэта в произведении

3.1. История создания романа

3.2. Хронотоп «Записок»

3.3. Проблема «Я-идентичности» героя-поэта: мотивы маски, игры, зеркала

3.4. Топос одиночества

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проза Р.М. Рильке: проблема героя и поэтика»

Диссертационное исследование посвящено отдельным аспектам прозы P.M. Рильке (1875-1926), поэта, вошедшего в сферу литературной и культурной жизни Европы на исходе XIX столетия и придавшего, по словам Р. Музиля, «немецкой поэзии абсолютное совершенство»1. Гений P.M. Рильке простер свое величие далеко за рамки «немецкого», выйдя в наднациональную и надвременную сферы. «Ваше имя не рифмуется с современностью, - оно - из прошлого или будущего - издалека»1, - писала в своем первом письме к поэту «удивительная», «чистая и сильная» Марина (так называл Марину Цветаеву P.M. Рильке). И ставила вопрос: «Что после Вас остается делать поэту? Можно преодолеть мастера (например, Гете), но преодолеть Вас — означает (означало) преодолеть поэзию»3.

Уход магистра «чистейшей поэзии» в прозу не есть покидание границ поэтического. Подобным переходом поэт меняет измерение «Я-пребывания». По тонкому замечанию Г. фон Гофмансталя: «Чистейшая поэзия - это полное Быть-вне-себя, совершеннейшая проза - это полное Прийти-к-себе»4. «Прийти-к-себе», возможно, и есть тот глубинный нерв прозы P.M. Рильке, возвещающий обретение «Я».

В современном литературоведении заметно возрос интерес к такому явлению, как проза поэта, и определились новые подходы к осмыслению вопроса о взаимодействии поэзии и прозы. Изучению истории данного вопроса, обобщению опыта предшественников в этой области, определению специфики «прозы поэтов», явления во многом пограничного, посвящена глава

1 Музиль Р. Речь о Рильке // Музиль Р. Малая проза. Избранные произведения в двух томах. Т. 2. М., 1999. С. 383.

2 Цветаева М. // Райнер Мария Рильке, Борис Пастернак, Марина Цветаева. Письма 1926 года. М., 1990. С. 85.

3 Там же.

4 Гофмансталь Г. фон Из «Книги друзей» // Гофмансталь Г. фон Избранное. М., 1995. С. 740. диссертационного исследования Н.Ф. Швейбельман5, также в работе на уровне современного литературоведения очерчены пути анализа прозаических повествовательных форм, вышедших из-под пера поэтов.

Обращение к прозе поэта неизбежно порождает вопрос о ее месте в творческом наследии P.M. Рильке. Проза является эстетически значимым компонентом целого. Поэзия и проза связаны единым звеном образов и мотивов, которые нередко в прозаических формах получают более разветвленное распространение и осмысление. Без обращения к прозе многие проблемы и их трактовка будут неполными. Проза и поэзия в творчестве Рильке выступают в своеобразном сплетении, образуя множество точек соприкосновения и пересечения. Б. Пастернак, характеризуя стиль поэзии Р.М.Рильке, высказывает мысль, ведущую к пониманию специфики «прозаического»: «У Блока проза остается источником, откуда вышло стихотворение. Он ее не вводит в строй своих средств выражения. Для Рильке живописующие и психологические приемы современных романистов (Толстого, Флобера, Пруста, скандинавов) неотделимы от языка и стиля его поэзии»6. Тем более, справедливо говорить о «неотделимости» собственной прозы и поэзии P.M. Рильке и их взаимообусловленности. Поэзия и проза, тысячью нитями связанные между собой, тем не менее, представляют явления самодостаточные. Выделение прозы P.M. Рильке в относительно самостоятельную единицу позволяет обозначить ее структурообразующие и содержательные доминанты. В эстетической системе поэта понятия искусства и творца искусства занимают центральное место, и путь к их осмыслению во многом пролегает в сфере прозаических опытов. Огранку получает образ художника, представляемый прежде всего как личность, «человек-творящий». Обращение к фигуре творческой личности в эпоху, когда большинством утрачена, как отмечал

5 Швейбельман Н.Ф. Поэтика прозы французских поэтов середины XIX - начала XX веков. Дисс. . д.ф.н. Екатеринбург, 2003.

6 Пастернак Б. Люди и положения // Новый мир, 1967 № 1. С. 216.

Ф.Ницше - властитель умов, «интеллектуальная совесть»7, приобретает преломление в формуле: стать «себя-самих-творящими»8. Выбор средств и адекватной формы воплощения творческого замысла соотносится с выдвигаемым P.M. Рильке в обрисовке образа Творца искусства на первый план личностным началом.

Прозаическое наследие P.M. Рильке включает сборники новелл («По жизни» 1898, «Две пражские истории» 1899, «Последние» 1901, «Истории о господе боге» 1900), роман «Записки Мальте Лауридса Бригге» (1910), стихотворения в прозе, книги об искусстве («Ворпсведе» 1902, «Опост Роден» 1903, 1907), дневники («Флорентийский дневник» 1898, «Шмаргендорфский дневник» 1898-сентябрь 1900, «Ворпсведский дневник» сентябрь 1900-декабрь 1900), письма, статьи, заметки, рецензии.

В германистике прозаическое наследие P.M. Рильке рассматривается в общих работах, посвященных описанию жизни и творчества поэта (К. Киппенберг, Е. Будденберг, Г.Э. Хольтхузена, Я. Штайнера, Д. Пратера9). Некоторые аспекты прозы получают освещение в работах, фокусирующих внимание на философско-эстетических вопросах мировоззрения, отразившихся в поэтических и прозаических произведениях P.M. Рильке (О.Ф. Боллнов, Г.Холер10). В культурный контекст эпохи включает творчество Рильке Х.Налевски11.

Предметом специального исследования проза P.M. Рильке становится в 10 монографии Вальтера Зайферта «Эпическое творчество P.M. Рильке» (1969) .

7 Ницше Ф. Веселая наука // Ницше Ф. Сочинения в 2т. Т. 1. М.,1990. С. 515.

8 Там же. С. 655.

9 Kippenberg К. Rainer Maria Rilke. Ein Beitrag. Zttrich, 1948; Buddenberg E. Rainer Maria Rilke. Eine innere Biographie. Stuttgart, 1955; Holthusen H.E. Rainer Maria Rilke mit Selbstzeugnissen und Bilddokumenten, 1962; Steiner J. Rainer Maria Rilke // Deutsche Dichter der Moderne. Ihr Leben und Werk. Berlin, 1965; Prater Donald A. Ein kleigendes Glas. Das Leben Rainer Maria Rilkes. Mtlnchen, Wien, 1986.

10 Bollnow O.F. Rilke. Stuttgart, 1956; HOhler G. Niemandes Sohn. Zur Poetologie Rainer Maria Rilkes. Milnchen, 1979.

11 Nalewski H. Rainer Maria Rilke in seiner Zeit. Leipzig, 1985.

12 Seifert W. Das epische Werk R.M. Rilkes. Bonn, 1969.

Исследователем предпринята попытка комплексного рассмотрения прозы P.M. Рильке. Предметом анализа выступают новеллы, книга о Родене и роман «Записки Мальте Лауридса Бригге». В работе внимание уделено проблематике, структуре и некоторым эстетическим аспектам прозаических произведений поэта.

Работа P.M. Рильке о Родене, а точнее, ее вторая часть, представляющая собой доклад о скульпторе, получает осмысление в статье В. Колыимидта13. Автор прослеживает воплощение в поэтическом творчестве эстетической позиции Рильке, сформулированной и обоснованной поэтом в докладе. Искусствоведческие работы P.M. Рильке также затрагиваются в статье Г. Боема14.

Однако внимание исследователей ориентировано в большей степени на изучение романа «Записки Мальте Лауридса Бригге». Одной из первых стала работа Г. Яна (1938)15, в которой исследователь соотносит роман с экзистенциальной философией, а также затрагивает вопрос, касающийся процесса дистанцирования героя. Последний получит дальнейшую разработку в

I /■ | ч статье Д. Шиллера , исследовании Ю. Оха . Объектом исследования в работах, посвященных «Запискам Мальте Лауридса Бригге» становится формально

1 Я содержательная сторона (У. Фюллеборн, В.Х. Зокель ), представлен структурный анализ образа героя, во многом соотносимого с фактами

13 Kohlschmidt W. Die Berner Handschift von Rilkes Rodin Vortrag // Dichter, Tradietion und Zeitdeist. Bern und Milnchen, 1965.

14 Boehm G. Einfilhrung // Rilke Zur und die bieldende Kunst. Frankfurt a. M., 1985.

15 Jan von H. Rilkes Aufzeichnungen des Malte Laurids Brigge. Leipzig, 1938.

16 Schiller D. Reiner Maria Rilke: «Die Aufzeichnungen des Malte Laurids Brigge» // Rilke — Studien. Zu Werk und Wirkungs geschichte. Berlin und Weimar, 1976.

17 Oh Y. Distanz und Identifikation. Eine Studie Uber Robert Walsers Roman „Der Gehttlfe", Reiner Maria Rilkes „Die Aufzeichnungen des Malte Laurids Brigge" und Franz Kafkas „Das Schloss". Frankfurt a. M., 1987.

18 Fttllebom U. Form und Sinn der Aufzeichnungen des Malte Laurids Brigge. Rilkes Prosabuch und der moderne Roman // Deutsche Romantheorien. Band 2. Frankfurt a. M., 1968; Sokel W.H. Zwischen Existenz und Weltinnenraum zum Prozess der Ent-Ichung im Malte Laurids Brigge // Probleme des Erzahlens in der Weltliteratur. Stuttgart, 1971. биографии автора (Э. Стефенс19), жанровая природа (М. Хаттемер20). Опыт интерпретации «Записок Мальте Лауридса Бригге» в русле автобиографическом запечатлен в монографии В. Лока21. Более частные вопросы отражают работы Х.-Х. Борхердта (преломление в романе сюжета о Блудном сыне), В. Смалла (исторические реминисценции). «Записки Мальте Лауридса Бригге» как предшествующие современному роману в соотношении традиции и новаторства рассмотрены в статье С. Стеффенсена24. Следует отметить развернутый комментарий к «Запискам Мальте Лауридса Бригге», выполненный В. Смаллом25.

Ситуация в отечественном литературоведении характеризуется возросшим интересом к творчеству поэта, во многом связанного с Россией и русской культурой, о чем свидетельствует появление ряда диссертационных исследований (Е.Л. Лысенковой /1996/, И.П. Черкасовой (лингвистический анализ) /1997/, В.А. Сергеева /2000/, В.Н. Ахтырской /2002/)26. Притягательным для исследователей, как и для авторов предыдущих работ, ставших в известной степени уже основой рилькеведения (Н.С. Литвинец /1974/, М.Л. Рудницкого /1976/) , оказывается поэтическое наследие P.M. Рильке. Значимыми явились

Stepens A.R. Rilkes „Malte Laurids Brigge". Strukturanalyse des erzahlrischen Bewusstens. Bern - Frankfurt a. M.,. 1974.

20 Hattemer M. Das erdichtete Ich zur Gattungspoetik der fiktiven Autobiografie bei Grimmelshausen, E.T.A.Hoffinan, Thomas Mann und Reiner Maria Rilke. Frankfurt a. M., 1989.

21 Loock W. Reiner Maria Rilke. Die Aufzeichnungen des Malte Laurids Brigge. Interpretation von Wilhelm Loock. Milnchen, 1971.

22 Borcherdt H.-H. Das Problem des „verlorenen Sohnes" // Worte und Werte. Bruno Markwardt zum 60. Geburtstag. Berlin, 1961.

23 Small W. Karl VI - Aas und Heiliger. Zu Rilkes Malte-Roman // Rilke heute. Bezeichnungen und Wirkungen. Frankfurt a. M., 1975.

24 Steffensen S. Die Aufzeichnungen des Malte Laurids Brigge. Ein Verlaufer des modernen Romans // Peripheri und Zentrum. Studien zur Osterreichischen Literatur. Salzburg, 1971.

25 Small W. Rilke — Kommentar zu den «Aufzeichnungen des Malte Laurids Brigge» / William Small — chapel Hill: Univ. of North Carolina press, 1983.

26 Лысенкова Е.Л. Эволюция поэтического языка Рильке и проблемы отражения в русских переводах. Дисс. . к.ф.н. Магадан, 1996; Черкасова И.П. Лингвистический анализ элегий P.M. Рильке: лексика и синтаксис «Дуинских элегий». Дисс. . к.ф.н. Армавир, 1997; Сергеев В.А. Философско-эстетическое своеобразие цикла «Сонетов к Орфею» P.M. Рильке. Дисс. . к.ф.н. Казань, 2000; Ахтырская В.Н. Поздняя лирика P.M. Рильке: проблемы поэтики. Дисс. . к.ф.н. СПб., 2002.

Литвинец Н.С. Творчество Рильке 20-х г.г. Дисс. . к.ф.н. М., 1974; Рудницкий М.Л. Рудницкий М.Л. Лирика P.M. Рильке 1890 - 1910 годов. К проблеме становления поэтического стиля. Дисс. . к.ф.н. М., 1976.

Oft работы A.B. Мешкова (1996) и М.Г. Павловца (1997) , в которых затрагивается сфера диалога культур и рассматривается влияние творчества Рильке на становление таких художников, как Б. Пастернак и Дж.Д. Сэлинджер. В рамках темы «Рильке и Россия» вышло в свет ряд изданий, подготовленных К. Азадовским29.

Прозаическая часть творческого наследия Рильке не разделила судьбу своей «поэтической половины», не став предметом столь пристального внимания исследователей, и изучена гораздо в меньшей степени. В монографии и докторской диссертации А.Г. Березиной30, наряду с ранним поэтическим творчеством и драматургическими опытами поэта, исследован корпус новелл. К новеллам P.M. Рильке при исследовании малой прозы Ф. Кафки обращается В.Г. Зусман31. В остальном же работы по рассмотрению прозаического наследия поэта исчерпываются считанными вступительными статьями и комментариями к изданиям. Это работы Н.С. Литвинец, К.Г. Ханмурзаева (получают освещение новеллы, книга «Опост Роден», роман), В.М. Толмачева (роман), В. Баку сева («Флорентийский дневник»), М. Рудницкого ; частично затрагивается проза в обзорных статьях И.Д. Рожанского, В. Микушевича, В.А. Пронина33; отдельные замечания находим в статьях, посвященных творчеству поэта в целом, В.

28 Мешков А.В. Творчество Дж.Д. Сэлинджера: проблемы поэтики /«Ловец во ржи», «Девять рассказов»/ Дисс. . к.ф.н. М., 1996; Павловец М.Г. Становление художественной системы Б. Пастернака и творчество Рильке. Дисс. к.ф.н. М., 1997.

29 Небесная арка. Марина Цветаева и Райнер Мария Рильке. СПб., 1999; Райнер Мария Рильке и Александр Бенуа. СПб, 2001; Рильке и Россия: Письма. Дневники. Воспоминания. Стихи. СПб., 2003.

30 Березина А.Г. Поэзия и проза молодого Рильке. Л., 1985; Березина А.Г. Творчество Р.М.Рильке 1890-1900-х годов и проблемы искусства. Дисс. . д.ф.н. Л., 1988.

31 Зусман В.Г. Художественный мир Франца Кафки: малая проза. Нижний Новгород, 1996.

32 Литвинец Н.С. Комментарий // Rilke R.M. Gedichte. М., 1981. Литвинец Н.С. Проза поэта // Рильке P.M. Избранная проза. М., 1984; Литвинец Н.С. Предисловие // Рильке Р.М. «Записки Мальте Лауридса Бригге»: Роман. Новеллы. Стихотворения в прозе. Письма. М., 1988; Ханмурзаев К.Г. Комментарии // Рильке P.M.

Избранная проза. М., 1984; Толмачев В.М. Утраченная и обретенная реальность // Наоборот / Ж.-К. Гюисманс. Записки Мальте Лауридса Бригге / P.M. Рильке. Портрет художника в юности / Дж. Джойс: Три символистских романа. М., 1995; Бакусев В. Песнь одиночеству // Рильке Р. М. Флорентийский дневник // Флорентийский дневник: Из ранней прозы. M., 2001; Бакусев В. Примечания // Рильке Р. М. Флорентийский дневник: Из ранней прозы. М., 2001; Рудницкий М. Побуждения к прозе // Рильке P.M. / Серия Проза Поэта. М., 2001.

33 Рожанский И.Д. Райнер Мария Рильке (Основные вехи его творческой эволюции) // Рильке P.M. Ворпсведе. Опост Роден. Письма. Стихи. М.,1971; Микушевич В. «Жалобное небо» // Рильке P.M. Ворпсведе. Опост Роден. Письма. Стихи. М.,1971; Пронин В.А. Литература Австрии // Зарубежная литература. XX век. М., 2003.

Адмони, К. Азадовского, Г.И. Ратгауза, А.И. Неусыхина, M.JL Рудницкого, Д. Затонского, А. Карельского, Ю. Архипова, В.Н. Никифорова, Е. Витковского.

Исследователями по большей части внимание уделено содержательной стороне прозаических произведений P.M. Рильке. В данном исследовании проза поэта рассматривается с позиции герой и поэтика. В работе поэтика понимается как «способ построения литературного произведения»34, как «конструкция» (Томашевский Б.В.) произведения в «соотношении элементов между собой и отношении их к структурному целому»35.

Актуальность темы диссертационной работы определяется тем, что данное исследование соотносится с одной из ведущих линий развития современного литературоведения, питающей интерес к такому феномену литературы, как проза поэта, которая нередко выступает явлением «пограничным» в литературе. Проза поэтов отражает авторский поиск в сфере повествовательных форм, способов художественной выразительности, а также круга «предметов» осмысления. Актуальным представляется рассмотрение прозы P.M. Рильке как явления самодостаточного, определение специфики героя, строя прозаического повествования, образной системы.

Основной целью исследования является изучение образа героя и способов его презентации в прозаических произведениях P.M. Рильке, рассмотрение специфики прозаических форм и системы эстетических средств в них реализованных. Для осуществления поставленной цели требуется решить следующие задачи: очертить образ героя-художника, выявить особенности его представления; определить соотношение традиции и новаторства в прозе P.M. Рильке; уточнить жанровую природу прозаических произведений поэта;

34 Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1999. С. 22.

35 Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994. С. 18. выявить особенности поэтики прозаических повествовательных форм: специфику соотношения пространственно-временных планов, мотивные и образные ряды; выделить характерные черты поэтики, присущие прозаическим произведениям P.M. Рильке, проследив реализацию философско-эстетической концепции поэта.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в работе впервые в отечественном литературоведении дается комплексный анализ «Флорентийского дневника», основное внимание уделяется не затронутым в том числе зарубежной критикой вопросам; представлен подробный анализ романа «Записки Мальте Лауридса Бригге»; в работе предпринимается попытка исследования прозы P.M. Рильке путем анализа образа героя, жанровых модификаций прозаических форм, структурообразующих элементов, системы образных средств.

Предметом исследования стали «Флорентийский дневник» («Das Florenzer Tagebuch», 1898), книги «Ворпсведе» («Worpswede», 1902) и «Опост Роден» («Auguste Rodin», 1902, 1907) роман «Записки Мальте Лауридса Бригге» («Die Aufzeichnungen des Malte Laurids Brigge», 1910).

Из анализа были исключены новеллы вследствие их обширного анализа в монографии и диссертационном исследовании А.Г. Березиной. Письма, статьи и прочие материалы использовались в качестве документальной основы.

Теоретико-методологическая база исследования обусловлена устремленностью современного литературоведения к всеохватному анализу литературного материала. В данной работе использовались структурный, компаративистский, историко-теоретический и тезаурусный методы, которые в совокупности позволяют добиться сравнительно объективной, разносторонней интерпретации художественного текста. и

Важным ориентиром стали работы М.М. Бахтина, Л.Я. Гинзбург, Н.А.

Николиной по проблеме героя; Ю.М. Лотмана, Б.В. Томашевского Е.В. Хализева и др. по проблемам поэтики, в определении жанровой специфики — О.Г. Егорова, М. Эпштейна, Н.Т. Рымаря37. Значительную роль при пространственно-временном анализе сыграли исследования В.И. Топорова,

Ifi

ММ. Бахтина, П. Флоренского, Д.С. Лихачева, Б.А. Успенского . В историко-литературном ключе стали значимыми работы ведущих отечественных специалистов по немецкоязычной литературе и творчеству поэта: А.Г. Березиной, В.Г. Зусмана, Д. Затонского, Н.С. Литвинец, В.Н. Никифорова, Н.С. Павловой, В.А. Пронина, Н.В. Пестовой, Г.И. Ратгауза, М.Л. Рудницкого, Ю.Л. Цветкова и других.

Научно-практическая значимость работы состоит в том, что прозаическое наследие рассматривается с точки зрения поэтики и образа героя. Практическая значимость диссертации заключается в возможности использования ее материалов в дальнейших исследованиях, посвященных европейской литературе и шире - культуре рубежа XIX-XX веков и XX века, при чтении лекций и спецкурсов, при разработке учебных пособий по литературе данного периода, освещении вопросов рецепции искусства эпохи Ренессанса и рубежа веков в курсах культурологии, эстетики, а также при изучении феномена психологии искусства.

Апробация работы. Основные положения данного диссертационного исследования были представлены в виде научных докладов на ежегодных XIV,

36 Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т. 1. Философская эстетика 1920-х годов. М., 2003; Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л., 1979; Николина Н. А. Поэтика русской автобиографической прозы. М., 2002.

37 Егоров О.Г. Русский литературный дневник XIX века. История и теория жанра: Исследование. М., 2003; Рымарь Н.Т. Современный западный роман. Проблемы эпической и лирической формы. Воронеж, 1978; Эпштейн M.H. Парадоксы новизны: О литературном развитии XIX - XX веков. М., 1988.

38 Топоров В.И. Пространство и текст И Текст: семантика и структура. М., 1983; Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб. 2000; Флоренский П. Анализ пространственности в художественно-изобразительных произведениях // Флоренский П. Собрание сочинений. Т. 1. Paris, 1985; Лихачев Д.С. Поэтика художественного пространства // Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы СПб., 1999. Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб., 2000.

XV и XVI Пуришевских чтениях в МПГУ (2002, 2003, 2004), на II Межвузовской конференции молодых ученых в МПГУ (2003). Результаты работы обсуждались на заседаниях кафедры всемирной литературы МПГУ и аспирантского объединения. Основные положения диссертации отражены в публикациях по теме исследования.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Последовательность глав определена хронологическим принципом.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Степанова, Елена Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рильке, будучи сам человеком искусства, поэтом-Орфеем, на страницах своих прозаических книг обращается к фигуре художника. Художники Рильке - будь то реальные или вымышленные фигуры — это люди сферы искусства, творцы искусства, художники по роду своей деятельности. Поэт - сам Рильке, создатель «Флорентийского дневника», и герой романа «Записки Мальте Лауридса Бригге». Мастера кисти -художники Возрождения (Фра Бартоломео, Боттичелли, Рафаэль) и современники (участники группы «Ворпсведе»: Фриц Макенсен, Отто Модерзон, Фриц Овербек, Гансе ам Энде и Генрих Фогелер) - во «Флорентийском дневнике» и сборнике лирических эссе «Ворпсведе». Скульпторы - Микеланджело («Флорентийский дневник») и Роден (книга «Огюст Роден»). В понимании Рильке художник - это человек, творящий «вещи искусства», создающий пространство искусства, но прежде всего, для него творящий человек - это тот, кто творит свое духовное пространство. Данный момент является определяющим в выборе и обрисовке образа художника. Герой Рильке всегда становящийся, созидающий себя и вещи искусства, которые вмещают в себя свершенья «Я» Творца. Художник Рильке - мастер, делающий вещи искусства -подобающие сосуды для собственных достижений в глубинах души. Творчество, творение как процесс являет собой в видении Рильке работу, а художник - это великий одинокий труженик. Идеалом творящей личности выступает Роден.

В прозе Рильке образ художника представлен через его творения. Творения становятся ключом к познанию «Я» художника, его индивидуальности. Соприкосновение поэта с образцами искусства Возрождения рождает «знание» об их создателях. На личном знакомстве с художниками-современниками и их творчеством основываются книги «Ворпсведе» и «Огюст Роден». Повествовательная ткань

Флорентийского дневника» и «Записок Мальте Лауридса Бригге» представляет собой вещи искусства, явленные в слове, сквозь которые просвечивает образ их создателя: в первом случае поэта Рильке, во втором - образ фиктивного автора «Записок». «Вещи искусства» — это словно откровения о мастерах, творивших их. Примечательно, что Рильке обращается к художникам, чье искусство осязаемо, имеет материальное воплощение: художникам слова и художникам кисти и пластики.

Выбор в качестве объекта постижения того или иного героя-художника соотнесен с внутренними устремлениями поэта и обусловлен попыткой осмыслить себя, «Я» творящего, в контексте аналогичных явлений. Данный материал становится предметом авторской рефлексии.

Прозаические произведения поэта Рильке максимально тяготеют к интимности, проявляющейся на тематическом и жанрово-стилистическом уровнях. Лирическим началом, являющемся доминирующим в прозе певца Боттичелли, Родена, художников Ворпсведе и исследователе Мальте Лауридса Бриге, обоснован выбор Рильке таких форм как дневник, эссе, записки.

Флорентийский дневник», синкретичный в своей основе, сочетает элементы эпистолярного дневника, дневника путешествия, путевых заметок. Он запечатлевает движения души внутрь себя, к глубинам собственной души, «путь к себе» - совершенствованию своего «внутреннего пространства».

Книги Рильке об искусстве «Ворпсведе» и «Огюст Роден» тяготеют к жанру лирического эссе. Они представляют собой субъективно окрашенное слово, проникнуты восторженным чувством, создающим эмоциональность, образность, поэтичность.

Заявленные в предыдущих книгах проблемы, вопросы, ведущие мотивы, образы находят воплощение в художественном пространстве «Записок Мальте Лауридса Бригге». В «Записках Мальте Лауридса Бригге» реальное пространство вытесняется художественным.

Написанные от первого лица, они сочетают в себе черты дневника, исповеди, эпистолярное начало. «Записки Мальте Лауридса Бригге» также продолжают традицию романа о художнике.

Прозу поэта отличает сложная пространственно-временная структура. Свободой обращения со временем обусловлена многоуровневая композиция произведений. Время объективное в прозаических текстах приобретает субъективную окраску. Характерно как совмещение субъективного и объективного временных планов, так и вытеснение объективного времени личным. «Я» героя-художника вбирает в себя различные временные планы. В прозаических произведениях Рильке художественным пространством выступает пространство «Я» художника, осваивающее и вмещающее пространство мира и воплощаемое в вещах искусства.

Специфической чертой прозы является наличие разветвленной системы образов и мотивов, объединяемых философско-эстетической концепцией бытия. Прозу отличает обилие аллюзий и реминисценций, изначально неоднозначное толкование которых подразумевает множество вариантов интерпретации.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Степанова, Елена Александровна, 2004 год

1. Рильке Р. М. Флорентийский дневник: Из ранней прозы. М., 2001.

2. Рильке P.M. Собр. соч. в 3-х т. Харьков; М., 1999.

3. Рильке P.M. Завещание // Хольтхузен Г.Э. Райнер Мария Рильке, сам свидетельствующий о себе и о своей жизни. Челябинск, 1998.

4. Рильке и Россия: Письма. Дневники. Воспоминания. Стихи. СПб., 2003.

5. Райнер Мария Рильке, Борис Пастернак, Марина Цветаева. Письма 1926 года. М., 1990.

6. Вакенродер В.-Г. Сердечные излияния отшельника любителя искусств // Фантазии об искусстве. М., 1977.

7. Гете И.- В. Из «Итальянского путешествия» // Гете И.- В. Собр. соч. в 10-ти томах. Т. 9. М., 1980.

8. Гофман Э.Т.А. Необыкновенные страдания одного директора театра // Собр. соч. в 6-ти т. Т. 1. М., 1991.

9. Микеланджело Буонарроти. Я помыслами в вечность устремлен. М., 2002. Ю.Новалис. Фрагменты // Новалис. Гейнрих фон Офтердинген. Фрагменты.

10. Ученики в Саисе. СПб., 1995. П.Флобер Г. Легенда о св. Юлиане Милостивом // Флобер Г. Собр. соч. В 3-хт. Т. З.М., 1984.

11. Якобсен Й.-П. Нильс Люне. Роман. М., 1976.

12. Rilke R.M. Briefe In 2 Bd. Frankfurt a. M., 1991.

13. Rilke R.M. Das Florenzer Tagebuch // Rilke R.M. Tagebiicher aus der Friihzeit. Frankfurt a. M., 1973.15 .Rilke R.M. Gedichte. M., 1981.

14. Rilke R.M. Samtliche Werke in 12 Bd. Frankfurt a. M., 1976.

15. Азадовский K.M. P.M. Рильке и Л. H. Толстой // Русская литература. Л., 1969, №1.

16. Азадовский К. «Россия была главным событием.» // Рильке и Россия: Письма. Дневники. Воспоминания. Стихи. СПб., 2003.

17. Азадовский К. Райнер Мария Рильке и Александр Бенуа. СПб., 2000.

18. Андреас-Саломе JI. Прожитое и пережитое. М., 2002.

19. Андреев Л.Г. Импрессионизм. М., 1980.

20. Арган Дж. К. История итальянского искусства. М., 2000.

21. Архипов Ю.И. Австрийская литература // История всемирной литературы. Т.8.М., 1994.

22. Атарова К.Н. Лоренс Стерн и его «Сентиментальное путешествие по Франции». М., 1988.

23. Ахтырская В.Н. Поздняя лирика P.M. Рильке: проблемы поэтики. Дисс. . к.ф.н. СПб., 2002.

24. Бабаянц А. Несколько замечаний о категории смерти в литературе // Начало. Вып. 5. М., 2002.

25. Бакусев В. Песнь одиночеству // Рильке Р. М. Флорентийский дневник // Флорентийский дневник: Из ранней прозы. М., 2001.

26. Бакусев В. Примечания // Рильке Р. М. Флорентийский дневник: Из ранней прозы. М., 2001.

27. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: Стиль жизни, стиль мышления. М., 1978.

28. Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М., 1990.

29. Батракова С.П. Художник переходной эпохи (Сезанн, Рильке) // Образ человека и индивидуальность художника в западном искусстве XX века. М., 1984.

30. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т. 1. Философская эстетика 1920-х годов. М., 2003.

31. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975.

32. Бахтин М.М. Эпос и роман // Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975.

33. Бергер Л.Г. Эпистемология искусства. М., 1997.

34. Березина А.Г. Поэзия и проза молодого Рильке. Л., 1985.

35. Березина А.Г. Творчество Р.М.Рильке 1890-1900-х годов и проблемы искусства. Дисс. . д.ф.н. Л., 1988.

36. Березина А.Г. Венеция в «Новых стихотворениях» P.M. Рильке // Литература в контексте художественной культуры. Выпуск 1. Новосибирск, 1991.

37. Бидерман Г. Энциклопедия символов. М., 1996.

38. Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. СПб., 1996. 41 .Бланшо М. Пространство литературы. М., 2002.

39. Болдырев Н. От тени яблока к тени розы (послесловие переводчика) // Хольтхузен Г.Э. Райнер Мария Рильке, сам свидетельствующий о себе и о своей жизни. Челябинск, 1998.

40. Бочкарева Н.С. Роман о художнике как «роман творения» в литературах Западной Европы и США конца XVIII XIX веков: Генезис и поэтика. Дисс. . д.ф.н. М., 2001.

41. Брагина Л.М. Деятельность гуманистов в религиозных братствах Флоренции XV в. // Культура Возрождения и религиозная жизнь эпохи. М., 1997.

42. Бранский В.П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. Калининград, 1999.

43. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М., 1996.

44. Валери П. Взгляд на море // Валери П. Об искусстве: Сборник. М., 1993.

45. Виллари П. Джироламо Савонарола и его время. М., 1995.

46. Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс XIII XVI века. В 2-х тт. Т. I. М., 1977.

47. Витковский Е. Райнер. Мария. Орфей // Рильке P.M. Собр. соч. в 3-х т. Т. 1. Харьков; М., 1999.

48. Власов В.Г. Стили в искусстве. СПб., 1995.

49. Волков Б.М. Немецкий роман 1870-х 1910-х годов: проблемы поэтики. Орел, 1996.

50. Володина Т.И. Модерн: проблемы синтеза искусств // Художественные модели мироздания. Взаимодействие искусств в истории мировой культуры. Книга первая. М., 1997.

51. Галанов Б.Е. Живопись словом. М., 1974.

52. Гаспаров M.JI. Поэзия и проза поэтика и риторика // Гаспаров M.JI. Избр. труды. М., 1997.

53. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Д., 1979.

54. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. М., 1999.

55. Гофмансталь Г. фон Из «Книги друзей» // Гофмансталь Г. фон Избранное. М., 1995.

56. Грешных В.И. Ранний немецкий романтизм: фрагментарный стиль мышления. Д., 1991.

57. Гуминский В.М. Открытие мира, или путешествия и странники. М., 1987.

58. Дейч А.И. Поэтический мир Генриха Гейне. М., 1963.

59. Дудова Л.В. Портрет художника кисти Вакенродера. (К проблеме восприятия художников Возрождения в раннем романтизме) // VI Пуришевские чтения. Классика в контексте мировой культуры. 6-9 апреля. М., 1994.

60. Дудова JI.В. Культура Италии в восприятии И.В. Гете // XV Пуришевские чтения: Всемирная литература в контексте культуры: Сборник статей и материалов. М., 2003.

61. Евнина Е. Проблема литературного импрессионизма и различные тенденции его развотия во французской прозе конца XIX и начала XX века // Импрессионисты, их современники, их соратники. Живопись. Графика. Литература. Музыка. М., 1975.

62. Егоров О.Г. Русский литературный дневник XIX века. История и теория жанра: Исследование. М., 2003.

63. История искусств. М., 2003.

64. Карамзин Н.М. История государства Российского: В 3 книгах. Кн. 3: История государства Российского, т. XI. СПб., 1997.

65. Карельский А.В. Жалоба и хвала (Лирика Райнера Марии Рильке) // От героя к человеку: Два века западноевропейской литературы. М., 1990.

66. Карельский А.В. Райнер Мария Рильке // Зарубежная литература XX века. М., 2000.

67. Ковалева О.В. О. Уайльд и стиль модерн. М., 2002.

68. Козлова С.И. Ренессансная концепция итальянского сада (по литературным источникам XV-XVI веков) // Искусство и культура Италии эпохи Возрождения и Просвещения. М., 1997.

69. Колядич Т.М. Воспоминания писателей: проблемы поэтики жанра. М., 1998.

70. Коренева М.Ю. Некоторые принципы текстовой организации в прозе Р.-М. Рильке // Вестник Ленинградского университета №20. История. Язык. Литература. Вып. 4. 1983.

71. Коренева М.Ю. Синтаксико-стилистические принципы построения прозы Райнера Марии Рильке. Автореф. дисс. . к.ф.н. Л. 1983. С. 15.

72. Корецкая И.В. О русских литературных аналогиях «Югендстиля» // Известия АН серия литературы и языка. Том 53 № 3, 1994.

73. Краснова И.А. Влияние культуры Возрождения на духовную жизнь флорентийцев // Культура Возрождения и религиозная жизнь эпохи. М., 1997.

74. Кьеркегор С. Или-или // Антология мировой философии. Т. 3. М., 1971.

75. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993.

76. Культорология. XX век. Энциклопедия: В 2 тт. СПб., 1998.

77. Лейдерман Н.Л. К вопросу о художественности в документальном повествовании // Художественно-документальные жанры (Вопросы теории и истории). Иваново, 1970.

78. Литвинец Н.С. Комментарий // Rilke R.M. Gedichte. М., 1981.

79. Литвинец Н.С. Проза поэта // Рильке P.M. Избранная проза. М., 1984.

80. Литвинец Н.С. Предисловие // Рильке P.M. «Записки Мальте Лауридса Бригге»: Роман. Новеллы. Стихотворения в прозе. Письма. М., 1988.

81. Лихачев Д.С. Поэтика художественного пространства // Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы. М., 1999.

82. Лихачев Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Л., 1982.

83. Лишаев С. А. Эстетика Другого: эстетическое расположение и деятельность. Монография. Самара, 2003.

84. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1982.

85. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982.

86. Лотман Ю. М. Лекции по структуральной поэтике // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994.

87. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 1998.

88. Лотман Ю.М. Текст в тексте // Лотман Ю.М. Избранные статьи в Зх т. Т.1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин, 1992.

89. Лысенкова Е.Л. Эволюция поэтического языка Рильке и проблемы отражения в русских переводах. Дисс. . к.ф.н. Магадан, 1996.

90. Ман П. де. Аллегории чтения: Фигуральный язык Руссо, Ницше, Рильке и Пруста. Екатеринбург, 1999.

91. Маркина Е.В. Венский модерн. Творчество Петера Альтенберга и проблема литературного импрессионизма рубежа веков. Дисс. . к.ф.н. М., 2000.

92. Маслова Н.М. Путевой очерк: проблемы жанра. М., 1980.

93. Микушевич В. «Жалобное небо» // Рильке P.M. Ворпсведе. Огюст Роден. Письма. Стихи. М., 1971.

94. Микушевич В. Великий магистр отсутствий // Рильке P.M. Сады: Поздние стихотворения. М., 2003.

95. Музиль Р. Речь о Рильке // Малая проза. Избранные произведения в двух томах. Т. 2. М., 1999.

96. Михайлов А.В. Комментарии // Вакенродер В.-Г. Фантазии об искусстве. М., 1977.

97. Муратов П.П. Образы Италии. Полное издание в 3-х томах. Т. I. М., 1993.

98. Небесная арка. Марина Цветаева и Райнер Мария Рильке. СПб., 1999.

99. Неусыхин А.И. Темы поэтического творчества Рильке // Рильке P.M. Новые стихотворения. М., 1977.

100. Никифоров В.Н. Рильке P.M. // Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. В 2 ч. Ч. 2. М., 1997.

101. Николина Н. А. Поэтика русской автобиографической прозы. М., 2002.

102. Ницше Ф. Сочинения в 2 т. М., 1990.

103. Павлова Н.С. Типология немецкого романа 1900-1945. М., 1982.

104. Павловец М.Г. Становление художественной системы Б. Пастернака и творчество Рильке. Дисс. . к.ф.н. М., 1997.

105. Пестова Н.В. Лирика немецкого экспрессионизма: профили чужести. Екатеринбург, 1999.

106. Мирандола П. делла. О достоинстве человека // Эстетика Ренессанса. Т. I. М., 1981.

107. Пастернак Б. Люди и положения // Новый мир, 1967 № 1.

108. Прокофьев В. По Италии. М., 1971.

109. Пронин В.А. Литература Австрии // Зарубежная литература. XX век. М., 2003.

110. Ратгауз Г.И. Райнер Мария Рильке (Жизнь и поэзия) // Рильке P.M. Новые стихотворения. Новых стихотворений вторая часть. М., 1977.

111. Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. М., 2003.

112. Роден О. Мысли об искусстве. Воспоминания современников. М., 2000.

113. Рожанский И.Д. Райнер Мария Рильке (основные вехи его творческой эволюции) // Рильке P.M. Ворпсведе. Огюст Роден. Письма. Стихи. М., 1971.

114. Ротенберг Е.И. Искусство готической эпохи. Система художественных видов. М., 2001.

115. Рудзиевская С.В. Дневник писателя в контексте культуры XX века // Филологические науки. 2002. № 2.

116. Руднев В. Словарь культуры ХХвека. М., 1996.

117. Рудницкий М.Л. Лирика P.M. Рильке 1890 1910 годов. К проблеме становления поэтического стиля. Дисс. . к.ф.н. М., 1976.

118. Рудницкий М.Л. Райнер Мария Рильке (1875 1926) // Рильке P.M. Лирика. М., 1976.

119. Рудницкий М. Побуждения к прозе // Рильке P.M. / Серия Проза Поэта. М., 2001.

120. Рымарь Н.Т. Современный западный роман. Проблемы эпической и лирической формы. Воронеж, 1978.

121. Рымарь Н.Т. Поэтика романа. Куйбышев, 1990.

122. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. М., 1989.

123. Седельник В. Признания и недомолвки Лу Андреас-Саломе // Андреас-Саломе Л. Прожитое и пережитое. М., 2002.

124. Сергеев В.А. Философско-эстетическое своеобразие цикла «Сонетов к Орфею» P.M. Рильке. Дисс. . к.ф.н. Казань, 2000.

125. Соколов М.Н. Время и место. Искусство Возрождения как перворубеж виртуального пространства. М., 2002.

126. Сурова Е.Э. Европеец „отчужденный": Персоналистская личность. СПб., 2004.

127. Титаренко С. Д. Серебряный век и проблема литературного модерна (к постановке вопроса) // Время Дягилева. Универсалии серебряного века: Третьи Дягилевские чтения: Материалы. Пермь, 1993.

128. Толмачев В.М. Утраченная и обретенная реальность // Наоборот / Ж.-К. Гюисманс. Записки Мальте Лауридса Бригге / P.M. Рильке. Портрет художника в юности / Дж. Джойс: Три символистских романа. М., 1995.

129. Томашевстий Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1999.

130. Топоров В.Н. О „поэтическом" комплексе моря и его психофизиологических основах // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. М., 1995.

131. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М., 1983.

132. Тюпа В. Аналитика художественного. М., 2001.

133. Тяжелов Н.В. Искусство Средних веков в западной и центральной Европе. М., 1981.

134. Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб., 2000.

135. Фатеева Н.А. Контрапункт интертекстуальности, или интертекст в мире текстов. М., 2000.

136. Флоренский П. Анализ пространственности в художественно-изобразительных произведениях // Флоренский П. Собр. соч. Paris, 1985. Т. 1.

137. Флоренский П. Обратная перспектива // Флоренский П. Избранные труды по искусству. М, 1996.

138. Флоренский П. Иконостас // Флоренский П. Избранные труды по искусству. М, 1996.

139. Фрейд 3. Памяти Лоу Андреас-Саломе // Фрейд 3. Художник и фантазирование. М., 1995.

140. Фубини Р. Лоренцо Медичи Великолепный: миф и историческая реальность / Резюме О.А. Уваровой // Миф в культуре Возрождения. М., 2003.

141. Хайдеггер М. Петь для чего? // Рильке P.M. Прикосновение: Сонеты к Орфею: Из поздних стихотворений. М., 2003.

142. Хализев Е. В. Теория литературы. М., 2000.

143. Ханмурзаев К.Г. Комментарии // Рильке P.M. Избранная проза. М., 1984.

144. Хольтхузен Г.Э. Райнер Мария Рильке, сам свидетельствующий о себе и о своей жизни. Челябинск, 1998.

145. Хождения во Флоренцию. Флоренция и флорентийцы в русской культуре. Из века XIX в век XXI. Под ред. Гениевой Е. и Баренбойма П. М., 2003.

146. Храповицкая Г.Н. Немецкий романтизм. Йенский этап немецкого романтизма // Храповицкая Г.Н., Коровин А.В. История зарубежной литературы: Западноевропейский и американский романтизм. М., 2002.

147. Цвайг Г.М. Развитие жанров художественно-документальной литературы // Художественно-документальные жанры (Вопросы теории и истории). Иваново, 1970.

148. Цвейг С. Собр. соч. в 7-ми томах. Т. 7. М., 1963.

149. Цветков Ю.Л. Литература венского модерна. Дисс. д.ф.н. М., 2004.

150. Цивьян Т.В. Verg. Georg. IV, 116 148; К мифологеме сада // Текст: семантика и структура. М., 1983.

151. Черкасова И.П. Лингвистический анализ элегий P.M. Рильке: лексика и синтаксис «Дуинскихэлегий». Дисс. . к.ф.н. Армавир, 1997.

152. Чернец Л.В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики). М, 1982.

153. Чудакова М.О. Дневник // Краткая литературная энциклопедия. Т. 2. М., 1968.

154. Швейбельман Н.Ф. Поэтика прозы французских поэтов середины XIX начала XX веков. Дисс. . д.ф.н. Екатеринбург, 2003.

155. Шекуров Ш.М. Образ храма. М., 2002.

156. Шиль С.Н. Райнер Мария Рильке // Рильке и Россия: Письма. Дневники. Воспоминания. Стихи. СПб., 2003.

157. Шкловский В.Б. Кончился ли роман? // Иностр. литература, 1967, №8.

158. Шкловский В.Б. О теории прозы. М., 1929.

159. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. Т.2. М., 1983.

160. Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии XIX -XX веков. М., 1988.

161. Щербаков В.И. Дневник: проблема морфологии жанра // Начало. Вып. 5. М, 2002.

162. Andreas-Salom6 L. Rainer Maria Rilke. Leipzig, 1928.

163. Auer A. Die Kritieschen Walder. Ein Essay iiber Essay. Halle, 1974.

164. Berger C. Der Autor und sein Held. Berlin, 1983.

165. Boehm G. Zur Einfuhrung // Rilke und die bieldende Kunst. Frankfurt a. M., 1985.

166. Bollnow O.F. Rilke. Stuttgart, 1956.

167. Borcherdt H.-H. Das Problem des „verlorenen Sohnes" // Worte und Werte. Bruno Markwardt zum 60. Geburtstag. Berlin, 1961.

168. Buddenberg E. Rainer Maria Rilke. Eine innere Biographie. Stuttgart, 1955.

169. Dettmering P. Dichtung und Psychoanalyse. Thomas Mann Reiner Maria Rilke - Richard Wagner. Munchen, 1969.

170. Ducbackova G. Pilkes «Aufzeichnungen des Malte Laurids Brigge» und Zeyers Prosa «Dum U tonouei hvezdy» (Das Haus zum ertrinkenden Stern») // Rilke — Studien. Zu Werk und Wirkungs geschichte. Berlin und Weimar, 1976.

171. Falk W. Leid und Verwandlung. Rilke, Kafka, Trakl und Impressionismus und Expressionismus. Salzburg, 1961.

172. Fiilleborn U. Form und Sinn der Aufzeichnungen des Malte Laurids Brigge. Rilkes Prosabuch und der moderne Roman // Deutsche Romantheorien. Band 2. Frankfurt a. M., 1968.

173. Gruenter R. „Jugendstil" in der Literatur. Darmstadter Rede // Deutsche Akademie fur Sprache und Dichtung Darmstadt. Jahrbuch 1976, 1977. Verlag Lambert Schneider. Heidelberg.

174. Hattemer M. Das erdichtete Ich zur Gattungspoetik der fiktiven Autobiografie bei Grimmelshausen, E.T.A.Hoffman, Thomas Mann und Reiner Maria Rilke. Frankfurt a. M., 1989.

175. Heller E. Nirgends wird Welt sein als innen Versuche liber Rilke. Frankfurt a. M., 1975.

176. Helmut F. Jugendstil Exlibris. Leipzig, 1984.

177. Hamburger K. Philosophie der Dichter. Novalis, Schiller, Rilke. Stuttgart, 1966.

178. Носке G.R. Das europaische Tagebuch. Wiesbaden, 1963.

179. Hohler G. Niemandes Sohn. Zur Poetologie Rainer Maria Rilkes. Munchen, 1979.

180. Jan H.von Rilkes Aufzeichnungen des Malte Laurids Brigge. Leipzig, Weber, 1938.

181. Kippenberg K. Rainer Maria Rilke. Ein Beitrag. Zurich, 1948.

182. Koch H. Frauen im Umkreis Rilkes: Rilke als Erwecker und Forderer. Trieste, 1992.

183. Loock F. AdoleszenzJkrise und Identitatsbildung. Zur Krise der Dichtung in Rainer Maria Rilkes Werk. Frankfurt a. M., 1986.

184. Loock W. Reiner Maria Rilke. Die Aufzeichnungen des Malte Laurids Brigge. Interpretation von Wilhelm Loock. Miinchen, 1971.

185. Nalewski H. Rainer Maria Rilke in seiner Zeit. Leipzig, 1985.

186. Oh Y. Distanz und Identifikation. Eine Studie liber Robert Walsers Roman „Der Gehulfe", Reiner Maria Rilkes „Die Aufzeichnungen des Malte Laurids Brigge" und Franz Kafkas „Das Schloss". Frankfurt a. M., 1987.

187. Petzet H.W. Von Worpswede nach Moskau. Henrich Vogeler. Ein Ktinstler zwieschen den Zeiten. Koln, 1972.

188. Prater Donald A. Ein kleigendes Glas. Das Leben Rainer Maria Rilkes. Miinchen, Wien, 1986.

189. Reallekxikon der Deutschen Literatur-Wissenschaft. Berlin New Jork, 2000.

190. Schiller D. Reiner Maria Rilke: «Die Aufzeichnungen des Malte Laurids Brigge» // Rilke — Studien. Zu Werk und Wirkungs geschichte. Berlin und Weimar, 1976.

191. Seifert W. Das epische Werk R.M. Rilkes. Bonn, 1969.

192. Small W. Karl VI.- Aas und Heiliger. Zu Rilkes Malte-Roman // Rilke heute. Bezeichnungen und Wirkungen. Frankfurt a. M., 1975.

193. Small W. Rilke — Kommentar zu den «Aufzeichnungen des Malte Laurids Brigge» / William Small — chapel Hill: Univ. of North Carolina press, 1983.

194. Spitzer L. Das Harmohikale in der Musikauffassung Rainer Maria Rilkes. Wien, 1974.

195. Sokel W.H. Zwischen Existenz und Weltinnenraum zum Prozess der Ent-Ichung im Malte Laurids Brigge // Probleme des Erzahlens in der Weltliteratur. Stuttgart, 1971.

196. Steffensen S. Rilke und Skandinavien. Kopenhagen, 1958.

197. Steffensen S. Die Aufzeichnungen des Malte Laurids Brigge. Ein Verlaufer des modernen Romans // Peripheri und Zentrum. Studien zur Osterreichischen Literatur. Salzburg, 1971.

198. Steiner J. Rainer Maria Rilke // Deutsche Dichter der Moderne. Ihr Leben und Werk. Berlin, 1965.

199. Stepens A.R. Rilkes „Malte Laurids Brigge". Strukturanalyse des erzahlrischen Bewusstens. Bern Frankfurt a. M., 1974.

200. Theissen M. Ich Rilke und Carossa. Amsterdam, 1935.

201. Webb Karl E. Von Kunst zur Literatur. R.M.Rilkes literarischer Jugendstil // Rilke heute. Bezeichnungen und Wirkungen. Frankfurt a. M., 1975.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.