Проявление национальной ментальности в творчестве русскоязычных бурятских поэтов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.16, кандидат филологических наук Дуринова, Светлана Батуевна
- Специальность ВАК РФ10.02.16
- Количество страниц 138
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Дуринова, Светлана Батуевна
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I Ментальные факторы в творчестве поэтов старшего
поколения С. Туя, М. Саридака, Г. Дагурова, Д. Хилтухина 21 § 1. Характер проявления советской ментальности в поэзии
русскоязычных поэтов
§2. Национальная ментальность и ее проявления в поэзии 48 §3. Соотношение национальной и инонациональной
ментальности в поэзии русскоязычных поэтов-бурят
Глава II Особенности проявления ментальности в творчестве поэтов младшего поколен^Г^.р^эзия Б.Дугарова,
Н. Нимбуева, Б.Жигмытова, Л. Олзоевой
§1. Намжил Нимбуев и отражение в его поэзии
современной национальной ментальности
§2. Евразийская природа ментальных факторов в поэзии
Б. Дугарова
§3. Современное осмысление традиционной ментальности
в произведениях Б. Жигмытова и Л. Олзоевой
Заключение
Библиография
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Монгольские языки», 10.02.16 шифр ВАК
Русско-бурятское литературное пограничье: теоретический и эстетический аспекты2004 год, кандидат филологических наук Баранова, Олеся Юрьевна
Своеобразие художественной речи в современной поэзии Калмыкии: Г.Г. Кукарека, В.Н. Лиджиева, Р.М. Ханинова2007 год, кандидат филологических наук Лубинецкий, Эдуард Владимирович
Художественное воплощение национальной ментальности в чеченской прозе XX века2011 год, кандидат филологических наук Ибрагимов, Лёма Махмудович
Функционирование структуры "текст в тексте" в русскоязычной прозе Бурятии: вторая половина XX - начало XXI в.2013 год, кандидат филологических наук Грязнова, Оксана Борисовна
Проза Ч. Цыдендамбаева: специфика создания национальной картины мира2007 год, кандидат филологических наук Халхарова, Лариса Цымжитовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проявление национальной ментальности в творчестве русскоязычных бурятских поэтов»
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая работа посвящена исследованию феномена русскоязычной бурятской поэзии, который до настоящего времени обсуждается в публицистике, литературной критике, но еще не стал предметом специального научного изучения. Проблема двуязычия в литературном творчестве требует широкого комплексного подхода, выработки современных инструментариев.
В истории мировой культуры немало примеров, когда художник использовал язык другого народа. Однако от обращения к чужому языку он не превращался в писателя или поэта другой национальности. Такие национальные российские писатели, как О. Сулейменов, Ч. Айтматов, И. Друцэ, Т. Платов, Анар, по мнению критика Л. Аннинского, «пишут по-русски. Но нет никакого сомнения, что это глубоко национальные поэты. Более того, наиболее интересно в их произведениях, как раз то, что национально»1. Исследуя творчество русскоязычных бурятских поэтов, в частности Б. Дугарова, А.П. Паликова выразилась следующим образом: он «пишет на русском языке, но во всем ... в метафорах и ассоциациях -мировосприятие героя (и автора) - бурятский»1.
Известно, что в процессе использования неродного русского языка национальный поэт пытается выйти из узконациональных рамок. Но при этом он, в свою очередь, активно воздействует на него, интонирует, обогащает его, тем самым осуществляет творческих синтез двух языков, двух культур. Происходит не только творческое взаимодействие языков, но и «столкновение национальных образов мира» (Г.Гачев). Исследовать творчество русскоязычных бурятских поэтов с точки зрения национальной ментальности, высвечивающей психологические, социальные и
1 Аннинский Л. Локти крылья. М., 1989. С.8.
национальные проблемы индивидуума и общества в целом, осмыслить своеобразие поэтического мировидения, эволюцию национального мышления в бурятской поэзии XX века - эта задача представляет несомненную научную ценность.
Понятие "менталитет" прежде всего является исследовательским предметом исторической науки. Видный советский (русский) ученый А.Я. Гуревич, внесший заметный вклад в изучение ментальных факторов в отечественной исторической науке, дает предпочтение трудам основателей французской школы "Анналов", в частности, Марку Блоку и Люсьену Февру, которые "обрели новое ключевое слово - ментальность", тем самым совершили, по его словам, коперниковскии переворот в историческом познании XX века"1. Менталитет для Марка Блока и Люсьена Февра - это "центральный узел, своеобразный стержень исторического процесса"2. Сам А.Я. Гуревич термин "тег^аШе" приблизил по смыслу к русскому слову "мировидение". Он пишет, что "центральная проблема истории ментальности
л
- изучение и реконструкция картины мира прошлого" .
В "Большом энциклопедическом словаре Ларусса" менталитет определяется как "совокупность умственных привычек, верований, психических установок, характерных какой-либо общности людей или групп; состояние ума... склад мышления " (Берется менталитет современной молодежи, деловых кругов)4
Немецкие ученые, в частности, автор и редактор коллективного труда "Европейская история менталитета" Петер Динцельбахер, отмечал, что менталитет включает в свой состав множество узких тем, которые в
1 Паликова А.К. очерки русской поэзии Советской Бурятии. Новосибирск, 1982. С.200.
1 Пушкарсв Л.Н. Что такое менталитет? (Историографические заметки). Отечественная история №3, 1995 г. С.158.
2 Там же. С. 159.
3 Споры о главном. (Сборник статей). М,- Наука - 1993 г. С.25
4 Вопросы психологии. №5. 1993. С.22.
совокупности образуют, по интерпретации А.Я. Гуревича, картину мира индивида или общности людей на определенном уровне своего развития.
В качестве примера дается целый ряд тем: "точка зрения на юность и старость"; "отношение к сексуальности и значение любви"; "представления о соотношении радости, страдания и счастья"; "представления о смерти и поведении человека при умирании"; "религиозность"; "отношение к войне и миру"; "оценка природы и окружающего мира"; "восприятие пространства"; "образцы мышления"; "регулярное поведение" и т.д.1
По мнению доктора исторических наук Л.Н. Пушкарева, "слишком много сил и времени уделила советская историческая наука выявлению социально-экономических, классовых и партийных факторов, влияющих на поведение человека (либо социального страта) в тех или иных условиях. И очень мало изучено значение таких ментальных факторов, как чувства, симпатии, склонности, душевные предпочтения и проч., хотя именно они-то порою могут весьма существенно влиять на ход исторических событий, а порою и определять их" . Коротко говоря, функция менталитета сводится к тому, как сделать картину истории стереоскопичной и правдивой. И в результате нового подхода историк обретает как бы двойное видение: видение "извне" и видение "изнутри". Однако видение "изнутри" является прерогативой науки психологии. Так, по определению психолога И.Г. Дубова, "менталитет как специфика психологической жизни людей раскрывается через систему взглядов, оценок, умонастроений, основывающихся на имеющихся в данном обществе знаниях и верованиях и задающую вместе с доминирующими потребностями и архетипами коллективного бессознательного иерархию ценностей, а значит, и
1 Пушкарев Л.Н. Что такое менталитет? (Историогр. заметки). Отечественная история. №3. 1995. С. 161.
2 Там же. с. 165.
характерные для представителей данной общности убеждения, идеалы, склонности, интересы и другие социальные установки, отличающие указанную общность от других"1. Из сказанного следует, что менталитет раскрывает те глубинные области сознания индивидуума, коллектива и народа, которые ускользают из поля зрения при исследовании исторических событий и явлений.
Необходимо отметить, что менталитет отчетливо проявляется в переломных этапах развития общества и поэтому сопровождается ломкой устоявшихся привычек и установок. Однако следует иметь в виду, что происходит не всецелое изменение сознания и мышления, а частичное, так как первичные представления о мире остаются в подсознании, и с этим человек проживает до конца своих дней. А что же подвергается в сознании изменениям и что остается? Прежде всего меняется образ жизни, поведение, мышление. Например, после революции семнадцатого года общество начинает жить по-советски. Тем не менее та программа человеческой жизни, которая вложена в человека из христианских заповедей ( Не убий!, Не укради!, Не лги! и т. д.) существовала в других формах в различных верах, в шаманизме, буддизме и т. д. Эти коренные исконные понятия, утвердившиеся в сознании человека, оставались неизменными в течение жизни многих поколений, они передавались через гены, какая бы смена менталитета ни происходила. В связи с изложенным возникает вопрос: какую роль может сыграть литература, в частности художественная, в выявлении ментальных факторов?
Необходимо уяснить для раскрытия данной проблемы вопрос о взаимосвязи гуманитарных наук и искусства в целом. Существует принципиальная разница в подходах к данной проблеме. Гуманитарные
1 Дубов Г.И. Феномен менталитета: психологический анализ. Вопросы психологии - № 3., 1993. С. 22.
науки исследуют проявления ментальных факторов, а художественная литература обеспечивает наглядность проявлений этих факторов. Но при всем этом исследователи ментальных факторов не исключают возможности междисциплинарного подхода к изучению данной проблемы. Ж. Ле Гофф, один из блистательных исследователей этой проблемы прямо указывает на ее особенность: "...эта область истории находится на скрещении различных влияний, она "приближается к этнологии", должна "дублироваться социологией", имеет родство с социальной психологией и свое спасение находит в "структуралистском методе"1. Поэтому гуманитарные науки, разрабатывая свои методологии по познанию сущности человека, обращались к опыту литературы и искусства. И ученые признают, что "ссылка на художественные и религиозные источники представляется важной не только для понимания коммунальности, но и для понимания менталитета как более широкого понятия"2. Прежде всего, они ссылались на произведения Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. П. Чехова и т. д. для наглядной иллюстрации того, как ведет себя реальный человек в своей социальной роли. С этой позиции особую актуальность приобретает задача осмысления проявлений ментальных факторов не только в произведениях знаменитых художников, но и малоизвестных, поскольку художественная литература - это прежде всего творение талантливых людей, которые в силу своей природной одаренности, могут обнаружить в человеке все то глубинное, трудноуловимое, которых сложно усмотреть даже при создании серьезных научных трудов. Примером тому может служить поэзия русскоязычных поэтов - бурят, в сознании и мышлении которых синтезировались два миропонимания. Написанные на русском языке стихи поэтов С. Туя, М. Саридака, Г. Дагурова, Д. Хилтухина,
1 Споры о главном. (Сборник статей). М. - Наука - 1993 г. Стр. 56.
2 Ануфриев Е.А., Лесная Л.В. "Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен". Социально-политический журнал № 4, 1997 г. Стр. 35.
Н. Намжилова, Б. Дугарова, Б. Жигмытова, Л. Олзоевой отражают очевидные признаки национальной ментальности, поэтому осмысливается их творчество, как факт бурятской культуры.
Гуманитарные науки всегда развивались во взаимодействии, не изолированно друг от друга, ибо главным объектом их исследования и внимания, как и в художественной литературе был и есть человек, его жизнь, окружающий его мир. По этому поводу известный критик А.И. Буров писал, что особым предметом художественного познания является человек "в единстве его индивидуального и общественного содержания, т.е. человеческий характер, если понимать характер как результат непосредственного, живого общения человеческого индивида с другими людьми и миром природы"1. Именно эти обстоятельства, на наш взгляд, и определяют суть данного исследования.
Таким образом, литература, отражая в художественных образах психологические черты индивидуума, социальные сдвиги, факты и события общественной жизни, служит наравне с наукой, важнейшим средством выявления ментальных факторов.
Так, одним из компонентов менталитета является представление человека о соотношении радости, страдания и счастья. Ученые мало писали об этих категориях психического состояния человека. Об этом сами поэты и писатели (они, как и ученые, тоже пытаются понять мир, в котором живет человек, его внутреннюю жизнь) пишут так:
Тот счастлив, кто забыл все, не вернули, тот счастлив, кто не ушел, не любил, и тот поэт в разноголосье улиц кто родину любовью озарил.
(Любовь всегда чужбине дар везучий. Л.Олзоева, 1975)
1 Волков И.Ф. Теория литературы. М.:Наука, 1997. С. 35.
В течение всей своей жизни человек испытывает невероятное количество эмоциональных переживаний, которые и составляют основу его жизненного опыта. Художественная литература способна не только отражать многообразие эмоционального состояния человека, но и обогатить его этими ориентирами. Поэт тем и отличается от обыкновенного человека, что обладает особой чувствительностью мировосприятия. Именно за это люди с древности отмечали божественность их происхождения.
Таким образом, если историков и социологов интересуют проблемы влияния ментальных факторов на исторические и социально-экономические процессы, то художественная литература является той экспериментальной лабораторией человеческого опыта, которая обеспечивает наглядность в изучении и познании сущности человека. Думается, что проблему ментальности в художественной литературе можно понять глубже и полнее на основе анализа произведений таких великих писателей, какими предстают перед нами Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов и др., в творчестве которых во всей своей полноте отразился русский национальный характер.
Одним из наиболее сложных моментов исследования ментальных факторов является размытость самого понятия "менталитет", который не поддается однозначной характеристике. Ж. Ле Гофф, один из самых блистательных исследователей в этой области, в 1974 г. прямо говорил об этом так: "Первое, что привлекает в истории ментальностей, это именно ее неопределенность, стремление выявить "осадок" исторического анализа, всякое историческое "не знаю что". Неопределенность удваивается своего рода междисциплинарным рассеиванием ....
Это определение хотя и уклончиво, но привлекательно, по крайней мере, тем, что не скрывает, что история ментальностей еще более, чем
1 Споры о главном (Сборник статей). М. : Наука, 1993. С. 56.
раньше, является средством познания нового и неизведанного. Отсюда неудивительно, что сферы ее применения чрезвычайно разнообразны - "от культурной социологии прошлого до исторической антропологии и психологического опыта"1.
Современные ученые высказывают мнение о том, что в глубинах человеческой памяти запечатлено буквально все пережитое индивидуумом, начиная с рождения, а может быть и раньше. Косвенным подтверждением этого мнения служат случаи усиления памяти в гипнозе. В одном из таких экспериментов человеку, погруженному в гипноз, внушалась мысль, что ему всего два года, и он начинал демонстрировать свойственный этому возрасту хватательный рефлекс и произносить слова, совершенно, казалось бы, исчезнувшие из его памяти. Этот факт говорит о том, что человеческая память представляет собой огромный резервуар, куда оседают, в том числе нереализованные мысли и чувства. Вместе с тем человек за всю свою жизнь переводит на язык примерно около 30% всего того, что он ощущает, чувствует, мыслит, а остальные 70% уходят в резервуар глубинной памяти, также оказывая непосредственное влияние на внутренний и внешний мир человека.
Таким образом, память как форма психического отражения является одним из средств проявления менталитета не только в жизни вообще, но и в художественной литературе.
Традиции, обычаи, мифологические образы генетически заложены в памяти человека и относятся, как мы уже говорили, к ментальным инструментариям. По мнению психологов, "память - это хорошо организованное хранилище сведений, позволяющее в каждой ситуации извлекать именно те сведения, которые нужны для принятия решения о действиях в подобной ситуации, т.е. позволяют выбрать тот способ действия,
1 Споры о главном (Сборник статей). М. - Наука - 1993 г. Стр. 57
который с наибольшей вероятностью приводит к успеху. Память позволяет не только знать прошлое, но и прогнозировать предстоящее и заблаговременно готовиться к нему. Без памяти о прошлом человек был бы безоружен перед будущим"1.
Память о прошлом оживает в общевыработанных веками обычаях, традициях, живущих в героических эпосах, улигерах, мифах и т.д. И вместе с тем они служат и ориентирами в современной духовной жизни нации. Истинной правдою управляемый, Исстари мудрыми возглавляемый, Издали народ их заметил; Искренне радуясь, встретил, Абаю Гэсэру в честь О неслыханной пели победе; Уничтожив силу разбойную, Людям жизнь даровав спокойную, Им Гэсэр и угнанный скот На прощанье отдает.
(Гэсэр. (Ветвь четвертая) Перевел М. Тарловский) Зарубежные философы, социологи, психологи утверждали, что в человеке изначально заложены чувство страха, воли, стадности, подражания, желания и т. д. В совокупности эти психические категории составляют, очевидно, основу ментальных факторов наряду с генетической и физиологической памятью, о которой говорилось выше. Эти мысли, на наш взгляд, красноречиво подтверждают высказывание Н.В. Гоголя: "Бог дал мне
1 Фейгенберг И.Н. Видеть, предвидеть, действовать. М.:Наука, 1986. С. 98.
многостороннюю природу. Он поселил мне также в душу уже от рождения моего несколько хороших свойств; но лучшие из них, за которое не умею, как возблагодарить его, было желание быть лучшим"1.
Вышеназванные аспекты психологии человека воплощены и в творчестве бурятских русскоязычных поэтов. Так, в кратком философском стихотворении Б. Жыгмытова «Вдруг захотелось...» выражено желание автора слиться воедино с природой во имя вечной жизни на земле.
Вдруг Захотелось Стать
Кедром на скале,
Корнями прорасти сквозь камни!
Утверждение, что человеку свойственно чувство стадности очевидно, и оно природно. Индивид только в качестве общественного субъекта, а не в одиночку, смог выделиться из природы. Издревле люди выживали совместными усилиями со всеми вытекающими регулятивными отношениями между собой. На каком бы историческом уровне развития ни находился человек (родовом, рабовладельческом, феодальном, капиталистическом, социалистическом) формы коллективной жизни всегда имели место: род, племя, община, семья, общество, народ. Возможно, поэтому чувство коллективизма, можно сказать, генетически заложено в индивидууме и является частью его менталитета. Например, в фольклорных произведениях, в частности в улигерах, отражаются родоплеменные отношения бурятского народа на определенном этапе его исторического развития.
1 Гоголь Н.В. "Выбранные места из переписки с друзьями". Псков - 1990 г. Стр. 133.
Дяди ... Что с вами? Мясо от мяса, Навар от навара, В этом ведь мире Один я племянник У вас...
(Улигер «Аламжи Мерген» Перевел А. Новиков)
Чувство коллективизма (стадности) особенно яркое отражение получило в советской литературе в 20-3Огг., поскольку сам строй, установленный после революции семнадцатого года, предполагал принцип полного подчинения отдельной личности интересам и задачам коллектива. Например, Маяковский в своей поэме "150000000" заявлял:
Славлю миллионы,
Вижу миллионы,
Миллионы пою.
Определенная часть писателей советского периода (М. Булгаков, А. Платонов, Е. Замятин) прогнозировали ошибочность чрезмерного доминирования коллектива над личностью и пытались своими произведениями противостоять этому явлению.
Поэт и ученый Александр Чижевский, говоря о сущности и значении поэзии, писал: "Задача поэзии вполне аналогична задачам науки - свести разнообразные явления действительности к возможно меньшему числу обобщений. Ее эмоциональный элемент дает ей возможность влиять там, где сухие формулы науки бессильны. Мало того, не нуждаясь в точных построениях, обобщая в бездоказательном, но убедительном образе бесконечное разнообразие нюансов, ускользающих от прокрустова ложа
логического анализа, поэзия предвосхищает выводы науки"1. Например, теория относительности, открытая физиком Эйнштейном в XX веке, в какой-то мере была воспета в стихотворении Е.А.Баратынского в XIX веке: Есть бытие, но именем каким Его назвать! Ни сон оно, ни бденье; Меж них оно, и в человеке им С безумием граничит разуменье. Было отмечено историками и психологами, что менталитет соприкасается с понятиями "национальный характер", "национальный дух", "национальное сознание". Эти понятия представляют собой "единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия"1.
В русской литературе, начиная с Н.М. Карамзина, пытались разгадать особенности русского национального характера. Н. Карамзин заметил тогда: "Сходствуя с другими европейскими народами, мы разнствуем с ними в некоторых способностях, обычаях, навыках, так что не можно иногда отличить россиянина от британца, но всегда отличим россиян от британцев:
а
во множестве открывается народное .
Русский писатель Н.С. Лесков "искал в характерах, в психологии человека ответов на вопросы новейшей и прошлой российской истории, ибо рассматривал и характеры, и психологию в их теснейшей обусловленности
•5
природой социальной среды, традициями быта, условиями времени, места" . Писатель и философ A.C. Хомяков писал: "Русский дух создал самую русскую землю в бесконечном объеме, ибо это дело не плоти, а духа..."4.
1 Троицкий В. "Наука и поэзия (О поэзии А.Л.Чижевского). .Лепта № 37 - 1997 г. Стр. 229
2 Философский словарь. М -1994 г. Стр. 416
3 Карамзин Н. Избранные статьи и письма. М - 1992 г. Стр. 145
4 Скатов H.H., Лебедев Ю.В. История русской литературы XIX в. М. - 1991 г. Стр. 318
5 Наровчатов С. Необычное литературоведение. М. - 1973 г. Стр. 361
Троицкий В. "Наука и поэзия" ( О поэзии А.Л.Чижевского) Лепта №37-1997 г.Стр.227
Интересными представляются, на наш взгляд, высказывания по этому поводу современного литературоведа и философа Г. Гачева: "Художественное произведение дает особые преимущества для исследования как раз национального восприятия и преображения мира. Ибо в нем художник - это живая призма, отграненная народной жизнью, - вновь обращается на эту же народную жизнь и космос, в котором она протекает и строит из этого второй мир. Художником национальный космос познает и творит национальный космос. Художественное произведение - это как бы национальное устройство мира в удвоении"1.
Необходимо отметить, что попытки исследовать национальный мир и дух в художественной литературе способствовали, на наш взгляд, появлению известных научных трудов. Это прежде всего труды H.A. Бердяева ("Вехи", "Из глубины", "Русская идея" и др.), Н.О. Лосского ("История русской философии", "Мир как органическое целое", "Достоевский и его христианское миропонимание" и др.), Г..П. Федорова ("Лицо России", "Россия, Европа и мы", "Защита России" и т.д.), в которых их авторы стремились философски осмыслить природу человеческого духа в контексте отношений человека с религией и государством.
Творчество бурятских русскоязычных поэтов есть, на наш взгляд содержательный сдвиг в понимании национального характера. В частности, поэт Г. Дагуров, признавая единство пространственного сосуществования с русским народом, ни на минуту не забывает о своей причастности к родному этносу, выражая это через языковой фактор.
Жаль, что в долгу в неоплатном Я перед родным языком. Сынам моим, в общем-то ладным,
1 Гачев Г. Национальные образы мира. М.-188 г. Стр.82.
Родной мой язык незнаком...
На русском во сне говорю я: Знать стал он родным языком, Хоть, радуясь или горюя, Пою по-бурятски тайком.
(Два разных языка. 1988) Таким образом, описанные характеры русской ментальности конкретной исторической общности людей, менталитета как ведущего признака национального начала находим в произведениях не только великих русских поэтов и писателей, но и в творчестве малоизвестных бурятских русскоязычных поэтов. В целом художественная литература является не только отображением реальной жизни общества, но и в силу общих законов развития, действующей в ней, она как бы нащупывает, угадывает в какой-то степени направление дальнейшего развития общества и отражает проявление менталитета у индивидуума, общественных стратов, народа. Мы уже упоминали, что А.Я. Гуревич приблизил по смыслу понятие менталитет к русскому слову "мировидение". В литературе слово "мировидение" больше ассоциируется с понятием "картина мира" и, как видно, давно получила права гражданства.
Выражая свой взгляд на литературу Бурятии и Якутии, бурятский литературовед В.В. Башкеева, точно определила картину национального мировидения. Она пишет, что «именно в лирике сформировался основной состав этнических понятий - этнизмов, раскрывающих, что есть малая родина, отчий дом, национальный образ жизни и быт. Улус, юрта, ехор, сурхарбан, тоонто, Байкал, Гэсэр, Белый месяц, хур, лимба, ая-ганга, сарана,
багульник и др. у бурят; алас, ураса, осу охай, ысыах, Туймада, Лена, лиственница, олень, зима, тундра, олонхо, боотур и т.д. у якутов»1.
Одним из важнейших факторов менталитета является вера не только в Бога как могучего созидательного духа, определяющего судьбы нашей обыденной реальности, но и различные верования. Например, вера в лучшее будущее, вера в друга, вера в любовь и т.д. Исторически религия и верования возникли вместе с человечеством как неотъемлемые средства борьбы за существование, как способ выживания.
Классики литературы всегда верили, что "люди благодаря субъективным стремлениям, своей личной воле смогут в конце концов установить общественную гармонию. Этим и объясняется часто встречающиеся у них иллюзорные картины идеального состояния общества"2. По словам Александра Чижевского: "Поэзия сама по себе есть самая истинная, самая возвышенная общечеловеческая религия, не знающая никаких искусственно созданных преград и распространяющаяся по миру подобно свету, озаряющему все человечество, без различия национальностей и классов, и, подобно свету, понятная, желанная всем людям без изъятия"'. Поэт - символист Д. Мережковский в своем трактате " О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы" утверждал, что вера, религия - краеугольный камень человеческого бытия и искусства. "Без веры в божественное начало, - писал он, - нет на земле красоты, нет справедливости, нет поэзии, нет жизни, нет свободы"4. Религиозную подоплеку искусства признавали почти все символисты. Особенно отчетливо это проявилось у
1 Башкеева В.В. Взгляд на литературы Бурятии и Якутии в контексте постперестройки //Серия №6.
БГУ. фил. Вып.2. У-У.1998. С. 105*. " Волков И.Ф.Теория литературы. М.:Наука, 1994 г. Стр. 240
' Троицкий В. Наука и поэзия. (О поэзии А.Л Чижевского). Лепта № 37- 1997 г. Стр. 229
4 Серебряный век русской поэзии. М. - 1993 г. Стр. 6.
младо-символистов, у "теургов". "Смысл искусства только религиозен"1, -утверждал Андрей Белый.
В исследовании ментальных факторов в литературе немаловажную роль играет языковая сфера и естественно-географическая среда, так как служит одним из средств проявления менталитета, а естественно-географическая среда формирует менталитет народа, более того, "существует тесная связь между языками и климатом. Солнце производит гласные буквы точно так же, как оно способствует росту цветов. Север изобилует согласными буквами, как льдами и скалами. Равновесие между согласными и гласными устанавливается в промежуточных порожденным умеренным климатом".
Человек, обладающий развитым языком, усваивает мир во всем его многообразии. Слова усиливают волевое действие по управлению восприятием, представлением памятью и действиями, тем самым характеризуя менталитет индивидуума. В дополнение сказанному отметим, что язык каждого народа отражает весь его исторический опыт как собственный, так и приобретенный в общении с другими народами. Например, появление в бурятской литературе русскоязычных поэтов тесно связано с историческими процессами, происходящими в республике.
Более того, «в определенных случаях художественная практика выносит на повестку дня проблему независимости национальной идеи от родного языка. Киргизу Ч. Айтматову творчество на русском языке не мешает утвердить киргизскую национальную идею как все определяющий стержень всех его произведений. Ингушу Идрису Базоркину на русском языке удалось воссоздать исконный, неповторимый национальный мир ингушского
1 Серебряный век русской поэзии, М. - 1993 г. Стр. 6.
этноса.. .Буряту Владимиру Митыпову - в полной мере выразить родную национальную ментальность...»1
"Об особенностях восприятия природы разными народами свидетельствует представление людей о влиянии природных факторов на психологию человека, и в частности на его сознание"1. К примеру, буряты, как этнос, всегда преклонялись горным богам-хозяевам "хадын эзэндэ", небесным божествам и в традициях и обычаях народа до сих пор сохранились стремления умилостивить хозяев гор, небес в виде разных подношений: монет, различных яств и т.д. "Многие народы сохраняют в своем характере и образе жизни много традиционных черт. Важное значение для понимания механизмов взаимодействия человека и географических факторов имеют народные привычки, обычаи и обряды"2.
Познание менталитета позволит науке и также художественной литературе отвечать психическим нуждам человека и общества в целом. Вместе с тем литература владеет способностью непосредственно и широкомасштабно влиять на развитие менталитета, так как она дает так или иначе образцы вариативности мышления и выбора решений поведения и характера человека, тем самым осуществляя обратную связь в развитии менталитета, поскольку "десятки и сотни литературных героев вошли в жизнь человеческих поколений как живые и реальные лица, с чьими мыслями и поступками люди соразмеряют свои собственные"3.
В работе не ставится цель анализировать менталитет с точки зрения специальных наук (антропологии, этнологии, педагогики и т.д.), а исследуется проявление ментальных факторов в художественной
1 Алиева У. Национальная идея и эстетика социализма./В сб.:Нация, личность, литература. М.: Наследие. 1996. С.77.
21 Думков Б. А. География и психология. М. - 1987 г. Стр. 188.
2 Думков Б.А. География и психология. М. 1987. С.193.
3 Наровчатов С. Необычное литературоведение. М. - 1973 г. Стр, 361
литературе, в частности, в поэзии бурятских русскоязычных поэтов, хотя при рассмотрении менталитета необходимо пользоваться положениями, разработанными в других науках, в частности в психологии, в истории, социологии, способствующие разработке методологии междисциплинарного подхода в литературоведении.
Поэтому конкретно-исторический принцип подхода к проблеме менталитета в художественной литературе, логика ее теоретического анализа требуют в ней изучения творчества русскоязычных поэтов - бурят ( Солбонэ Туя, Мунко Саридак, Данри Хилтухин, Геннадий Дагуров) в начальном периоде развития бурятской литературы с точки зрения так называемого советского менталитета, особенно ярко проявившегося в их поэзии.
Однако менталитет носит конкретно-предметный характер, и он проявляется в определенной среде, тесно связан с национальным сознанием, с национальным литературным процессом, с творчеством конкретного писателя, с историей конкретного народа. В связи с происшедшими изменениями . в общественной жизни, культурно-эстетической
переориентировкой советский менталитет в последние десятилетия сходит со сцены. Его преодоление получило отражение в творчестве молодых русскоязычных поэтов-бурят. Поэтому мы в нашей работе рассматриваем творчество современных русскоязычных поэтов-бурят (Намжил Нимбуев, Баир Дугаров, Людмила Олзоева, Баир Жыгмитов) в соответствии с проявлениями национальной ментальности.
Таковы основные проблемы изучения менталитета, выдвинутые в работе, и в соответствии с этими проблемами строится и план диссертации.
Похожие диссертационные работы по специальности «Монгольские языки», 10.02.16 шифр ВАК
Бурятские этнокультурные процессы в условиях трансформации российского общества: 1990-е - 2000-е гг.2009 год, доктор исторических наук Амоголонова, Дарима Дашиевна
Отражение религиозно-культовых представлений в бурятском фольклоре2008 год, кандидат филологических наук Шойнжонов, Булат Баирович
Транскультурная модель якутской русскоязычной литературы: художественно-эстетические особенности2008 год, кандидат филологических наук Бурцева, Жанна Валерьевна
Хакасская поэзия 20 - 90 гг. ХХ в. и русско-хакасские литературные связи этого периода: Вопросы поэтики и творческой индивидуальности2001 год, доктор филологических наук Кошелева, Альбина Леонтьевна
Закономерности развития русскоязычной адыгской литературы XIX - начала XX века: этнокультурная специфика творческой индивидуальности писателя и литературный процесс2006 год, доктор филологических наук Шиков, Кошмазук Муссович
Заключение диссертации по теме «Монгольские языки», Дуринова, Светлана Батуевна
Заключение
Много серьезных и трудных проблем открывается перед нами, когда пытаемся рассмотреть тему ментальности русскоязычных поэтов-бурят. До сих пор в бурятском литературоведении данная проблема исследовалась с социальных и нравственных точек зрения, причем игнорировались особенности их творчества, своеобразие духовной субстанции художников. Более того, русскоязычные поэты и писатели-буряты не представляли особого интереса для критиков в силу ряда причин: во-первых, они писали на русском языке, во-вторых, они являются представителями коренной национальности, поэтому для русских критиков они не могли стать предметом их исследования, хотя предпринимались попытки осмысления их творчества. Однако более глубокого интереса критика Бурятии не проявляла, поэтому творчество этих поэтов не включены ни в школьную, ни в вузовские программы в качестве составной части литературы Бурятии.
На современном этапе развития бурятской литературы исследователи Бурятии обращают внимание на синтез западных и восточных культур, на природно-биологический фактор в развитии человека, на состояние сегодняшней экологии. Ныне действительно назрела необходимость комплексного изучения проблем национального и общемирового литературных процессов, в которых немаловажное значение имеют ментальные факторы. Поэтому исследование проявления ментальных факторов в художественной литературе создает благоприятную почву для познания многообразий чувственного и эмоционального восприятия мира на различных уровнях человеческой жизнедеятельности, поскольку они являются регуляторами поведения индивидуума, генетически закрепленными в традициях и обычаях.
Наука, в частности психология, изучая положительные и отрицательные стороны различных эмоций и чувств, пытается проникнуть в тайны этих проявлении методами эксперимента и наблюдений и т.д. В этой области серьёзных успехов добились американские ученые. К примеру, "Фрейд создал эвристические концепции бессознательного, динамики сновидений, развития сознания защитных механизмов, вытеснения, подавления."1.
По мнению другого американского психолога К. Изарда, "люди в сущности являются эмоциональными или эмоционально-социальными существами" и что "причины бытия по природе аффективны или эмоциональны" . Действительно, каждый человек за свою жизнь испытывает или ощущает гнев, радость, чувство вины, депрессии и т.д. На их возникновение и развитие, по мнению психологов, воздействуют два фактора: генетический склад и личный опыт индивида.
Историческая наука, изучая процессы изменений в обществе на различных временных промежутках, всегда учитывала традиции и обычаи народов. Однако на современном этапе историки пытаются расширить диапазон своих исследований, включая психологические ситуации, влияющие на развитие исторических событий.
Объектом исследования социологов является человеческое общество, "рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязей между ними"3. Вместе с тем в совокупности эти науки изучают сущность человека и процессы развития человеческого общества. Но мысли Гельвеция, "наука о
1 Кэролл Е.Изард. 'Эмоции человека". Москва- МГУ- 1980 г. Стр.31 Там же. Стр. 14.
3 Основы социологии. М. - "Юристъ". - 1997 г., стр. 17. человеке, взятом во всем объеме, необъятна; изучение её - дело долгое и трудное. Человек есть модель, выставленная для обозрения её различными художниками: каждый рассматривает некоторые стороны её, никто еще не охватил её кругом"1.
Следует отметить, что понятие "менталитет" - это объективное отражение жизненного опыта человека, определенных групп, целого народа во всем многообразии психических и социальных, исторических и философских проявлениях через их поведение, язык, мимику и действия. А художественная литература является как бы его зеркальным отражением и вместе с тем становится одним из способов его формирования, поскольку в каждую эпоху литература фиксирует наиболее характерные для личности формы её деятельности, поэтому "художественные характеры, типы (типическое - высшая степень характерного) не только отражают жизнь, но по-своему участвуют в её развитии, воздействуя на читателей, в частности на их ценностные установки"2.
В создании художественных произведении большую роль играет и менталитет самого художника, который обладает незаурядным воображением, близким предвидению, может обнаружить в человеке все то глубинное, трудноуловимое, которых сложно усмотреть даже при создании серьёзных научных трудов. Поэтому "особое значение имеет творчество Ф. Достоевского, Л. Толстого и других великих русских писателей для понимания русского менталитета. Надо ли говорить, что в этом заключается одна из особенностей русской художественной литературы - поразительное проникновение в самые глубины народной жизни"3. Творчество и "есть познание художником объективной действительности и стремление
1 Гельвеций К. "О человеке, его умственных способностях и его воспитании" М. - 1938 г. стр.4. " Чернец Д.В. "Как слово наше отзовется" М. - Высшая школа-1995 г. с.30.
1 Ануфриев Е. А. Лесная Л.В. "Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен" Социально-политический журнал № 3, 1997 г. Стр. 28. реализовать свои возможности и степень таланта, заложенного в нем природой. Вместе с тем художник, являясь представителем своего народа, обладает его менталитетом, поэтому "поразительно" проникает в глубины жизни народа. Однако художник не только копирует объективную реальность, но и создает в своем воображении новый мир, который лучше и выше мира реального. Следовательно, художественная литература, являясь средством отражения менталитета, несет в себе и функцию его формирования.
Существует глубокая связь между гуманитарными науками и художественной литературой, поскольку объектом их исследовании и внимании был и есть феномен человека, но с разницей способов познания: наука исследует, а литература показывает микрокосмос и сферу жизнедеятельности индивида. Однако существует еще одна связь между ними, в частности с психологией, о которой упоминает выдающийся швейцарский психолог Карл Густав Юнг: "Связь эта коренится в том факте, что процесс создания произведения представляет собой психологическую деятельность и, следовательно, может быть рассмотрен психологией"1.
Обращение к менталитету не только способствует сближению различных способов познания человека и объективной реальности, но и делает исследование глубоким и правдивым.
Бурятская литература, как составная часть всей советской литературы, начала свое развитие не по естественным законам, а подчинялась государственной политике, что обусловило безвариантность её развития, особенно в первом послеоктябрьском периоде. Советская литература, отражая социальные проблемы, забывала биологические, в частности эволюционно-генетические факторы. Слово "биологическое" включает этническое начало, относящееся к происхождению и связанное с
1 Юнг К.Г., Нойманн Э.Э. "Психоанилиз и искусство" М. - Reel-book, -1996 г. стр. 9 глубинной памятью, заложенной в индивидууме изначально самой природой. Поэтому человек любой национальности в какой бы среде ни воспитывался, на каком бы конце света ни находился, не теряет своего этнического начала.
По этому поводу авторы книги "Психология народов мира и нации" пишут, что "под национальным стилем следует понимать манеру поведения, типичную для жителей той или иной страны, а не для представителей отдельных входящих в нее национальностей. Так, китаец, живущий в США, в известной мере может сохранить черты, присущие китайскому национальному характеру, и это будет влиять на его поведение при общении, однако стиль его будет американским."1. Очевидно, биологическое начало в человеке исчезает только в связи с его физической смертью. Хотя в биологическом отношении только человек является разумным существом, отличным от животных прежде всего своим умственным и культурным потенциалом. Поэтому человек способен сохранить традиции и обычаи из поколения в поколение. Однако часто происходящие смены менталитетов изрядно затушевывают, а зачастую способствуют исчезновению некоторых из них, поскольку появляется новый человек с новыми ментальными проявлениями. Однако генетическая принадлежность к своему народу сохраняется, такая бы смена менталитетов ни произошла. К разряду биологических относятся и тайны психического состояния человека: уровень его сознательного и бессознательного, сила и слабость различных чувств, определяющих инстинктом самосохранения не только внешняя среда определяет поведение индивидуума, а те чувства
Сухарев В., Сухарев М. Психология народов и нации. Донецк:Сталкер,1997. £ . ,3 страха, желания, собственности и т.д.), заложенные в нем изначально самой природой.
Социальный же менталитет проявляется в человеке в зависимости от той среды, где он вращается. Такое явление достаточно наглядно отражено в народных пословицах и поговорках. К примеру, "С кем поведешься - от того наберешься", "Скажи мне, кто твой друг, скажу, кто ты" и т.п. Из сказанного следует, что взаимодействие биологической и социальной сторон индивидуального бытия человека образует неразрывное целое, способствующее всестороннему правдивому изображению окружающей действительности. Такая двусторонность конкретного человеческого бытия отражается в понятии "менталитет", привлекая тем самым внимание ряда гуманитарных наук и художественной литературы в частности.
Изучение проявлений менталитета в ряде гуманитарных наук и в искусстве могут раскрыть новые закономерности, механизмы взаимосвязи различных этнических групп на современном этапе их развития. Одна из таких проблем - изучение творчества национальных поэтов, пишущих на русском языке, в комплексном исследовании с гуманитарными науками, способствующими объективному изображению, специфических особенностей этнических, межэтнических функций культуры, психики и т.д. Русскоязычные поэты-буряты, являясь представителями коренной национальности, средствами русского языка отразили менталитет народа, включая его традиции и обычаи на различных этапах исторического развития. Феномен поэзии русскоязычных поэтов - бурят, рассмотренный в данной работе, несомненно будет далее исследован с других научных позиций. И мы надеемся, что наша работа окажет в этом несомненную услугу.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Дуринова, Светлана Батуевна, 1999 год
Библиография.
AAA
1. Аристотель. Поэтика. - М.: Художественная литература, 1957 г.
2. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4 томах. - М.: Искусство, 1968-1973 гг.
3. Энгельс Ф. Маргарите Гаркнес. - В книге: К. Маркс., Ф. Энгельс, том 1 -М.: Искусство, 1957 г.
1. Алиева У. Национальная идея и эстетика социалистического реализма/ В сб.: Нация, личность, литература. М.: Наследие, 1996.
2. Ануфриев Е.А., Лесная Л.В. Российский менталитет - как социально-политический и духовный феномен. Социально-политический журнал., 1997 г., № 3
3. Андреев С.С. Информационная культура: уровень содержательности духовных ценностей. Социально-политический журнал, 1998 г., № 2
4. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М.: Художественная литература, 1986 г.
5. Балданов С.Ж. Народно-поэтические - . .. .. национальных литератур ' Сибири (Бурятии, Тувы, Якутии). Улан-Удэ, 1995 г.
6. Балданов С.Ж. Становление и развитие национальной литературы Республик Саха и Тыва. Улан-Удэ, 1998 г.
7. Балданов С.Ж. Художественная деталь в бурятской прозе. Улан-Удэ, 1987 г.
8. Башкеева В.В. Взгляд на литературы Бурятии и Якутии в контексте постперестройка/Серия 6. Филология. Вып.2. У-У.: БГУ, 1998.
9. Белоусов A.A. Русско-бурятские связи в журналистике в литературе XIX -XX веков. Улан-Удэ, 1967 г.
Ю.Бушмин А. Методологические вопросы литературоведческих исследований. Ленинград: Наука, 1969 г.
11.Бурятский фольклор. Улан-Удэ, 1975 г.
12.Бытовые традиции в современных условиях. Улан-Удэ, 1965 г.
13. Взаимодействие литератур народов Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1983 г.
14.Варламов А. О дне же том и часе никто не знает. Литературная учеба, 1996 г., № т - 6.
15. Волков И.Ф. "Теория литературы". М.: Просвещение, 1995 г.
16.Выготский Л.С. Психология искусства. Минск: Современное слово, 1998г.
17.Вяткина К.В. Очерки культуры и быта бурят. Ленинград, 1969 г.
18.Гачев Г. Национальные образы мира. М.: Советский писатель, 1988 г.
19.Гармаева С. О типологии романа в литературах народов Сибири. - В кн.: Взаимодействие литератур народов Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1983 г.
20.Гармаева С. Взаимодействие национального и интернационального в бурятской литературе. - В кн.: Новые тенденции в современной литературе Бурятии. Улан-Удэ: БФ СО АН СССР, 1988 г.
21.Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Инст. ДИ-ДИК, 1997 г.
22.Гуманитарные исследования молодых ученых Бурятии. У.-Удэ, 1996 г.
23.Дамдинов Н. Летопись народной жизни. Статьи и заметки о литературе. Улан-Удэ, 1974 г.
24.Дампилова Л. Мифологические традиции в поэзии Баира Дугарова. Байкал, 1994 г., № 5-6.
25. Дампилова Л., Цыренова М. Современная бурятская поэзия. Улан-Удэ, 1998.
26.Дубов Г.И. Феномен менталитета: психологический анализ. Вопросы психологии, 1993 г., № 3.
27.Есин А.Б. Принципы анализа литературного произведения. М.: Флинта -Наука, 1998 г.
28.3абадаев С.Т. Изучение взаимосвязей русской и родной литератур в
старших классах бурятской школы. Улан-Удэ, 1984 г. 29.3атонский Д. Художественные ориентиры двадцатого века. М.: Советский писатель, 1988 г.
30.Имихелова С. Современное прочтение советской литературы. - В кн.: Перечитывая заново: преподавание литературы на современном этапе. Улан-Удэ, 1990 г.
31.Имехелова С. "Авторская" проза и драматургия 1960-1980 гг.: Своеобразие художественного метода. Улан-Удэ, 1996 г.
32.Интегративные связи филологии. Улан-Удэ: БГУ, 1996 г.
33.Информационная заметка о книге "Тараса" В.Г. Дагурова: Литературная Россия, 1964г., № 11.
34.Исследования по русско-бурятской филологии. Улан-Удэ: БГУ, 1997 г.
35.История Бурятии в вопросах и ответах. Улан-Удэ, 1990 г.
36.История Бурят-Монгольской АССР в двух томах. Т.1.. Улан-Удэ, 1954 г.
37.История бурятской литературы 1917-1955 гг. Улан-Удэ, 1995 г.
38.История ментальности. Зарубежные исследования в обзорах рефератов. М.: Наука, 1996 г.
39.Карл Густав Юнг. Аналитическая психология. М.: Мартис, 1997 г.
40.Колчинин С. Странствующий континент. Простор, 1996 г., № 6.
41. Конрад Н. Запад и Восток. М.: Наука, 1972 г.
42.Ким И.А. Бурятская поэзия 20-х годов. Улан-Удэ, 1968 г.
43.Ковтун В. Стихи досадно не точны. Молодежь Бурятии, 1962 г., 4 марта.
44.Кожинов В. Книга русской лирической поэзии XIX в. М.: Современник, 1978 г.
45.Котвич В. Солбонэ Туя "Цветостепь". Восток, кн. 3, 1923 г.
46.Культура Бурятии. 1932 г., № 4.
47.Короленко В.П., Фролова В. Чудо воображения. Новосибирск, 1975 г.
48.Культура и быт народов Бурятии. Улан-Удэ, 1995 г.
49.Кэролл Е. Изард. Эмоции человека. МГУ, 1980 г.
50.Лихачев Д. Поэтика древнерусской литературы. Л.: Художественная литература, 1971 г.
51.Маймин Е.А. Лев Толстой. М.: Наука, 1978 г.
52.Максимов Д. Поэзия Лермонтова. М.: Просвещение, 1958 г.
53.Масляев О. Психология личности. Донецк, 1997 г.
54.Михайлов В.А. Войлочная деревянная юрта. Улан-Удэ, 1993 г.
55.Морохоева З.П. Личность в культурах Востока и Запада. Новосибирск, 1994 г.
56.Найдаков В.Ц. Всадник, скачущий впереди. Улан-Удэ, 1984 г.
57.Найдаков В.Ц. Непроторенными путями. Улан-Удэ, 1984 г.
58.Найдаков В.Ц. Традиции и новаторство в бурятской советской литературе. Улан-Удэ, 1976.
59.Неупокоева И. История всемирной литературы. М.: Наука, 1976 г. бО.Овчаренко В.И., Грицанов A.A. Социологический психологизм. М.: Наука,
1990 г.
61.Осетров Е. Книга русской поэзии. М.: Просвещение, 1989 г. 62.Основы буддизма. Улан-Удэ, 1991 г.
бЗ.Осьмаков Н.В. Психологическое направление в русском
литературоведении. М.: Просвещение, 1981 г. 64.Отто Ранк. Миф о рождении героя. М.: Рефл-бук, 1997 г. 65.Очерки истории культуры Бурятии. Улан-Удэ, 1972 г.
66.Паликова А.К. Очерки русской поэзии советской Бурятии. Новосибирск, 1982 г.
67.Паликова А.К. Очерки русской литературы Бурятии 1917-1960 гг. Улан-Удэ, 1996 г.
68.Перхин B.B. Русская литературная критика 1930-х годов. Санкт -Петербург: Изд-во С-ПУ, 1997 г.
69.Пошатаева A.B. Литература народов Севера. М.: Наука, 1988 г.
у 70.Пушкарев Л.Н. Что такое менталитет? (Историографические заметки). Отечественная история, 1995 г., № 3.
71.Россия и Восток. Традиционная культура, этнокультурные, этносоциальные процессы. Омск, 1997 г.
72.Ромадин М.: В мире книг, 1994 г., № 9.
73.Русская советская поэзия. Традиции и новаторство. 1917-1945 гг. Ленинград: Просвещение, 1972 г.
74.Русское стихосложение. Традиции и проблемы развития. М.: Просвещение, 1985 г.
75.Скатов H.H., Лебедев Ю.В. История русской литературы XIX века. Вторая половина. М.: Просвещение, 1991 г.
76.Смола О. Если слова болят (Книга о поэтах). М.: Скорпион, 1998 г.
77.Советская литература. История и современность. М.: Проев., 1984 г.
78.Современность и традиционная культура народов Бурятии". Улан-Удэ, 1983 г.
79.Сонин В.А. М.М. Зощенко и психологическая наука. Психологический журнал, т. 18, 1997 г., № 2
80.Споры о главном (Сборник статей). М.: Наука, 1993 г.
81. Страна философия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996 г.
82.Сухарев В., Сухарев М. Психология народов и нации. Донецк: Сталкер, 1997 г.
83.Троицкий В. Наука и поэзия (О поэзии А.Л. Чижевского): Лепта, 1997 г., № 37.
84.Туденов Г.О. Бурятское стихосложение. Улан-Удэ, 1958 г.
85.Уланов А. Бурятский героический эпос. Улан-Удэ, 1963 г.
86. Уланов А. Избранное. Статьи и стихи. Улан-Удэ, 1998.
87.Фейгенберг И.Н. Видеть, предвидеть, действовать. М.: Наука, 1986 г.
88.Фонвизин Д.И. От русского классицизма к реализму. М,-1995 г.
89.Фролов С.С. Основы социологии. М.: Юрист, 1997 г.
90.Чернец Н.В. Как слово наше отзовется. М.: Мартис, 1995 г.
91.ШаракшиноваН.О. Героико-эпическая поэзия бурят. Иркутск, 1987 г.
92.Шиханов М. Солдат о солдате. "Байкал", 1970 г., № 5.
93.Этническая история и культурно-бытовые традиции в Бурятии. Улан-Удэ, 1984 г.
94.Хамгушкеева М.М. Жизнь, как молния. (О жизни и творчестве Н. Нимбуева). Улан-Удэ, 1980 г.
95.Хамгушкеева М.М. Бурятская поэзия. Улан-Удэ: БГУ, 1998 г.
96.Храпченко М. Художественное творчество, действительность, человек. М.: Советский писатель, 1978 г.
97.Юнг К.Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. М.: Мартис, 1996 г.
98.Якимова Л.П. Многонациональная Сибирь в русской советской литературе. Новосибирск, 1982 г.
99.Янгутов В. Неугомонный Данри. "Байкал", 1965 г., № 6.
к к к
1. Бальмонт К. Избранное. М.: Правда, 1991 г.
2. Дагуров Г. Поэзия. М., 1997 г.
3. Дугаров Б. Горный бубен. Улан-Удэ, 1976 г.
4. Дугаров Б. Городские облака. Улан-Удэ, 1981 г.
5. Дугаров Б. Дикая акация. М.: Современник, 1980 г.
6. Дугаров Б. Звезда кочевника. Иркутск, 1990 г.
7. Дугаров Б. Золотое седло. Иркутск, 1975 г.
8. Дугаров Б. Небосклон. Улан-Удэ, 1976 г.
9. Жигмытов Б. Лунная роса. Улан-Удэ, 1984 г. Ю.Жигмытов Б. Пламя плеяд. Улан-Удэ, 1988 г.
П.Маяковский В.В. Стихотворения, поэмы. М.: Художественная литература, 1989 г.
12.Мунко Саридак. Улан-Удэ, 1982 г.
13.Некрасов Н.А. Три стороны света. М.: Республика, 1994 г.
14.Нимбуев Н. Стреноженные молнии. М.: Современник, 1975 г. 15.0лзоева Л. Полумесяц Байкала. М.: Современник, 1981 г. 16.0лзоева Л. Серебряная роса. Улан-Удэ, 1988 г. 17.0лзоева Л. Стремленье. М.: Советский писатель, 1985 г.
18.Отчий край (Стихи молодых поэтов). Улан-Удэ, 1981 г.
19.Русское устное народное творчество. М.: Просвещение, 1990 г.
20.Солбонэ Туя. Моя совесть чиста. Улан-Удэ, 1992 г.
21.Хилтухин Д. Иркут. Улан-Удэ, 1966 г.
22.Хилтухин Д. Родина счастливых. Улан-Удэ, 1934 г.
23.Хилтухин Д. Слово о герое. Улан-Удэ, 1974 г.
24.Хилтухин Д. Трубка дружбы. Улан-Удэ, 1956 г.
25.Хилтухин Д. Утро в Саянах. Улан-Удэ, 1951 г.
26.Чехов А.П. Избранные произведения. М.: Художественная литература, 1979 г.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.