Процесс проектирования текстильной функциональной игрушки как средство развития творческих способностей студентов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Арефьева, Мария Викторовна

  • Арефьева, Мария Викторовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2011, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 210
Арефьева, Мария Викторовна. Процесс проектирования текстильной функциональной игрушки как средство развития творческих способностей студентов: дис. кандидат наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2011. 210 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Арефьева, Мария Викторовна

Содержание

Глава I. НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕКСТИЛЬНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ИГРУШКИ

1.1. Философские и психолого-педагогические аспекты творчества и развития творческих способностей личности

1.2. История возникновения игрушки

1.3. Методологические основы развития творческих способностей студентов художественно-графических факультетов педвузов в процессе проектирования текстильной функциональной игрушки

1.4. Теоретическое обоснование проектирования текстильной функциональной игрушки

Выводы по первой главе

Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕКСТИЛЬНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ИГРУШКИ

2.1. Разработка критериев по определению уровня развития творческих способностей у студентов художественно-графических факультетов педагогических высших учебных заведений в процессе проектирования текстильной функциональной игрушки

2.2. Констатирующий этап педагогического эксперимента: анализ проявления творческих способностей у студентов в процессе проектирования текстильной

функциональной игрушки

2.3. Формирующий этап педагогического эксперимента

2.4. Контрольный этап педагогического эксперимента

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Процесс проектирования текстильной функциональной игрушки как средство развития творческих способностей студентов»

ВВЕДЕНИЕ

Динамика развития современного информационного общества в полной мере определяет тенденции изменения приоритетов и преобразований в сфере высшего образования. Постоянно повышаются требования к

профессиональному уровню художников-педагогов, что свидетельствует о необходимости подготовки специалистов, свободно владеющих специальными знаниями и навыками, обладающих высокой эстетической и художественной культурой.

Главное в развитии творческой индивидуальности специалиста -развитие у него творческих способностей.

Концепция художественного образования в Российской Федерации опирается на основополагающий государственный документ - «Национальную доктрину образования в Российской Федерации», который устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию, направления образования и развития системы образования в России на период до 2025 года. Этими документами подтверждается актуальность художественного образования на сегодняшний день в России.

В рамках обучения студентов на художественно-графических факультетах педагогических вузов остро встаёт вопрос об исследовании творческих способностей: проектно-образного мышления и художественно-образного воображения, как ведущих способностей изначально необходимых для качественной подготовки будущих специалистов-учителей изобразительного искусства, которые в свою очередь будут развивать эти способности у учащихся школ. Это связано, в том числе, с современными условиями обучения на уровневой основе: специалист и бакалавр, магистр. В данном случае важным является активизация самостоятельной работы студентов. В новых условиях образовательного процесса творческие способности становятся всё более востребованными, так как предполагают в личности большую гибкость и автономность.

Одним из эффективных средств развития творческих способностей студентов являются занятия по проектированию. Освоение различных видов проектной деятельности входит в систему подготовки учителей изобразительного искусства, в профессиональную деятельность которых входит организация проектно-художественной деятельности учащихся средней школы и учреждений дополнительного образования. Проектирование - это специфический вид художественно-творческой деятельности. Это длительный процесс, включающий в себя постановку и осмысление проектной задачи, обоснование выбора материального воплощения идеи, разработку технологической карты, планирование деятельности для решения этих задач, оформление идей графическим и макетным способом, изготовление в материале. Объектами проектной деятельности являются: объекты среды, бытовые изделия, изделия декоративно-прикладного искусства.

В процессе создания текстильной функциональной игрушки (изделия декоративно-прикладного искусства) под руководством педагога студенты проходят все стадии проектной деятельности, приобретая профессиональный опыт, а вместе с ним новые знания, умения, навыки, параллельно совершенствуя уже имеющиеся. Студенту необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает, уметь преобразовывать свою художественно-творческую деятельность, осуществляя тем самым компетентностный подход в процессе создания текстильной функциональной игрушки таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной.

Значительный вклад в изучение проблемы развития творческих способностей внесли ведущие отечественные и учёные зарубежных стран. В разные годы к ней обращались: А.Г. Асмолов, О.В. Афанасьева,

B.C. Выготский, A.A. Деркач, Е.И. Игнатьев, B.C. Кузин, А.Н. Леонтьев, Б.Т. Лихачёв, А.Н. Лук, P.C. Немов, В.И. Петрушин, Я.А. Пономарёв,

C.Л. Рубинштейн, E.H. Степанов, Б.М. Теплов, Д.И. Фельдштейн, В.Д. Шадриков, А. Бине, В. Келер, Р. Муни, Ч. Спирмен, К.В. Тэйлор,

Е.П. Торранс, Г. Уоллес, Дж. Уотсон и другие учёные, которые обосновали широкое понимание природы творческой деятельности.

Научно-теоретическое и методическое обоснование художественного образования в системе высшей школы раскрыты в работах H.H. Анисимова, JI.A Буровкиной, E.H. Игнатьева, С.Е. Игнатьева, В.В. Корешкова,. B.C. Кузина, В.К. Лебедко, С.П. Ломова, A.A. Прищепы, H.H. Ростовцева, С.П. Рощина, А.Е. Терентьева, Н.К. Шабанова, Е.В. Шорохова и др.

Рассматривая исторический аспект текстильной игрушки, мы обратились к работам B.C. Александровой, Е.А. Аркина, Н.Д. Бартрам, М.Н. Бартрам, Г.М. Блинова, Г.Л. Дайн, A.B. Игнатьевой, А.Н. Изергиной, С.П. Исенко, Т.В. Ильиной, Л.Б. Оршанского, В.П. Пряхина, Е.А. Флериной, А.Я. Чадаевой и др.

Проведённый анализ диссертационных исследований, посвященных разработке психолого-педагогической технологии развития творческих способностей, например, средствами художественного проектирования динамической игрушки (Ф.Ф. Бандуристый), средствами фотографии (A.B. Рузаев), или средствами декоративно-прикладного искусства, в частности, при помощи гобелена (И.В. Марченко), костюма (Л. С. Мазюкина), на занятиях по художественной обработке металла (Ю.Н. Калугина) показал, что во всех этих работах авторы указывают на необходимость комплексного подхода к формированию и развитию творческих способностей.

Работы Е.Г. Болотских, Л.А. Буровкиной, P.A. Гильман посвящены методике преподавания разных видов художественной обработки текстильных материалов, в которых определяются приёмы и методы руководства творческой деятельностью студентов.

Несмотря на значительное число рассмотренных и изученных нами научных трудов, затрагивающих проблему поиска условий, влияющих на развитие творческих способностей студентов высшей школы, процессу проектирования текстильной функциональной игрушки как средству развития творческих способностей студентов еще не было посвящено специального

исследования. В то же время анализ практики обучения студентов проектированию текстильной функциональной игрушки показывает, что из-за отсутствия научно-обоснованной методики обучения, позволяющей наиболее полно раскрыть художественно творческий потенциал студентов, в дальнейшем у студентов творческих специальностей возникают психологические проблемы личного характера, которые способны оказывать препятствие в развитии творческих способностей, блокируют инициативу и спонтанность. Это приводит к нарастающим трудностям в учебно-воспитательном процессе в целом, и особенно - в обучении специальным дисциплинам.

Нерешенность данной проблемы в методическом аспекте указывает на ее актуальность.

Проблема исследования заключается в отсутствии научно обоснованной и экспериментально проверенной методической системы обучения проектированию текстильной функциональной игрушки, направленной на развитие творческих способностей студентов.

Опираясь на теоретический материал, изложенный в различных источниках, а также на собственный опыт педагогической и исследовательской работы, мы определили цель исследования: научное обоснование и экспериментальная проверка методической системы развития творческих способностей студентов в процессе проектирования текстильной функциональной игрушки.

Объектом исследования является процесс обучения художественному проектированию текстильной функциональной игрушки студентов художественно-графических факультетов педвузов в период их аудиторной и самостоятельной учебно-творческой деятельности.

Предмет исследования - художественно-творческая деятельность студентов в процессе проектирования текстильной функциональной игрушки, направленная на развитие творческих способностей.

Гипотеза исследования. Развитие творческих способностей студентов в процессе проектирования текстильной функциональной игрушки будет эффективным, если будут:

• определены цели, задачи и содержание обучения проектированию текстильной функциональной игрушки;

• осуществлены интегративные связи обучения проектированию текстильной функциональной игрушки с другими дисциплинами (рисунок, живопись, композиция, цветоведение, скульптура (моделирование), декоративно-прикладное искусство и т.д.);

• использованы оптимальные сочетания известных в педагогике методов и методических приёмов с формами организации обучения.

• осуществлен отбор научных знаний и художественно-творческого опыта по проблеме исследования;

• процесс проектирования текстильной функциональной игрушки будет направлен на развитие художественно-творческих способностей студентов.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать искусствоведческую, психо лого-педагогическую, методическую литературу, труды художников-педагогов по проблеме исследования с целью определения степени её изученности, актуальности.

2. Выявить педагогические условия развития творческих способностей студентов художественно-графических факультетов в процессе обучения проектированию текстильной функциональной игрушки.

3. Определить методические особенности обучения проектированию текстильной функциональной игрушки.

4. Определить критерии оценки и уровни развития творческих способностей студентов на занятиях по проектированию текстильной функциональной игрушки.

5. Разработать и экспериментально проверить предложенную методическую систему развития творческих способностей студентов на занятиях по

проектированию текстильной функциональной игрушки, включающую в себя этапы, цели, задачи, содержание, принципы построения учебных заданий и методы, направленные на развитие творческих способностей студентов. 6. Выявить уровень развития творческих способностей студентов в процессе проектирования текстильной функциональной игрушки, а так же проанализировать повышение уровня их знаний.

Методологической и теоретической основой исследования явились научные положения философии, психологии, педагогики, искусствоведения, истории, теории и методики обучения изобразительному искусству и дизайну:

- деятельностный подход к формированию и становлению личности человека (JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, A.B. Запорожец, А.Н. Леонтьев,

A.Р. Лурия, М.С. Каган, С.Л. Рубинштейн);

- идея о возможности и необходимости создания условий, способствующих активизации творческой деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Лук, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн);

- совокупность базовых положений о природе творческих способностей и их проявлении в юности (В.В. Абрамова, Д.Б. Богоявленская, М.В. Гамезо, С.И. Гессен, B.C. Герасимова, П.И. Ильин, И.Ю. Кулагина, B.C. Мухина,

B.Д. Шадриков и др.);

- теоретическое исследование по формированию и развитию творческой личности (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, Е.П. Белозерцева, Т.С. Комарова, Г.В. Лабунская, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров, Н.П. Сакулина, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков);

- исследования в области теории и методики преподавания композиции, рисунка, живописи, черчения (А.Д. Алехин, Р.Ч. Барциц, Л.А. Буровкина, H.H. Волков, Е.И. Игнатьев, С.Е. Игнатьев, A.A. Ковалев, В.И. Козлов, В.В. Корешков, Е.И. Корзинова, B.C. Кузин, В.К. Лебедко, С.И. Ломов, Л.Г. Медведев, Р.В. Паранюшкин, H.H. Ростовцев, С.П. Рощин, Н.К. Шабанов, Е.В. Шорохов и др.);

- теоретические исследования и обоснование дизайна, конструирования и проектирования (И.Т. Волкотруб, О.И. Генисаретский, Ю.С. Сомов, Г.П. Щедровицкий, Дж. К. Джонс и др.).

Большое значение для определения главного направления нашего исследования имели идеи и научные труды Ф.Ф. Бандуристого.

Мы обращались к диссертационному исследованию А.В Игнатьевой, посвященному развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования на примере изготовления мягкой игрушки.

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы научно-педагогического исследования:

• теоретический анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической, методической и специальной литературы, отражающей состояние изученности проблем, с целью обоснования теоретических положений исследования;

• анализ педагогического процесса по изучаемым дисциплинам студентами;

• проведение педагогического эксперимента по теме исследования с применением художественных техник, материалов и компьютерных технологий;

• метод анкетирования студентов;

• метод тестирования студентов;

• метод беседы с преподавателями и студентами;

• педагогическое наблюдение за познавательной, репродуктивной и творческой деятельностью студентов ХГФ;

• метод коллективной генеральной идеи;

• анализ студенческих работ (поискового материала и готовых проектов);

• математические методы обработки результатов исследования;

• констатирующий, поисковый, формирующий эксперимент.

Этапы исследования.

Исследование проводилось в период с 2006 по 2011 год в три этапа.

Этап 1. 2006-2007 гг. Сбор и анализ материала по теме исследования, разработка программы экспериментального исследования, определение актуальности проблемы, построение гипотезы исследования, проведение констатирующего эксперимента.

Этап 2. 2007-2008 гг. Обобщение материала по анализу научной и методической литературы. Проведение поискового эксперимента. Сравнение результатов работы студентов в экспериментальной и контрольной группах, после чего выводились средние данные, выраженные в процентах.

Этап 3. 2008-2011 гг. Проведение анализа практических результатов констатирующего и поискового экспериментов, сравнение, обобщение, написание выводов на основании данных, подтверждающих гипотезу исследования. Проведение формирующего и контрольного эксперимента. Завершение экспериментальной работы. Обобщение и систематизация теоретического и экспериментального материала.

Научная новизна исследования:

• Выявлены педагогические условия развития творческих способностей студентов в процессе проектирования текстильной функциональной игрушки: сотрудничество, сотворчество, созидание и др..

• Теоретически обоснованы принципы и методы организации и проведения занятий по проектированию текстильной функциональной игрушки, направленные на развитие творческих способностей студентов.

• Разработана, научно обоснована и экспериментально проверена целостная методическая система, включающая в себя этапы, цели, задачи, содержание, принципы построения учебных заданий и методы, направленные на развитие творческих способностей студентов.

Теоретическая значимость исследования. Представлено теоретическое обоснование понятия «проектирование текстильной функциональной игрушки как средство развития творческих способностей студентов». Выявлены и теоретически обоснованы методические особенности поэтапного обучения

студентов проектированию текстильной функциональной игрушки. Обоснованы принципы и методы развития творческих способностей студентов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

- разработана и экспериментально проверена целостная методическая система процесса обучения студентов проектированию текстильной функциональной игрушки, которая ориентирована на эффективную организацию процесса обучения и на формирование творческой личности, которая может быть использована в практике подготовки учителя изобразительного искусства;

- разработана эффективная программа занятий по проектированию текстильной функциональной игрушки.

Материалы исследования могут быть использованы в высших и средних специальных учебных заведениях для разработок методических материалов, учебных пособий и программ по проектированию текстильной функциональной игрушки, как на художественных факультетах педагогических вузов, так и в других учебных заведениях художественного профиля.

Достоверность исследования обеспечивается теоретической, методологической обоснованностью исходных позиций; ориентацией на основные положения теории развития личности в философии, психологии, педагогике, методике обучения художественному проектированию с опорой на художественную практику; применением научных методов и диагностических методик, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования; экспериментальной проверкой основных положений теоретического исследования; разработкой объективных критериев оценки работы студентов; репрезентативностью выборки, статистической достоверностью и участием автора в организации и проведении экспериментов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась на межвузовских научно-методических, всероссийских и международных научно-практических конференциях, научно-методических семинарах в 2005 - 2011 гг. в Москве (2005 - 2011 г.г.), в Санкт-Петербурге (2008, 2009, 2010, 2011 г.г.), в Невинномысске (2009 г.), в Магнитогорске (2009 г.), в Хабаровске (2009 г.), в

Ярославле (2010 г.), на факультете изобразительных искусств в ГОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет», на факультете искусств Санкт-Петербургского государственного университета, на базе кафедры дизайна и технической графики факультета искусств и художественного образования Владимирского государственного гуманитарного университета, на базе учреждений дополнительного образования города Москвы: Московского дворца детского (юношеского) творчества на Воробьевых горах, Детского оздоровительно-образовательного центра «Новослободский» и Детско-юношеского центра.

В период с 2007 года осуществлялось сотрудничество с ЗАО «Московитянка» - московским предприятием, производящим мягконабивные игрушки.

На защиту выносятся следующие положения:

• Определение понятия «проектирование текстильной функциональной игрушки как средство развития творческих способностей студентов», которое характеризуется как процесс системного овладения теоретическими знаниями, практическими умениями в области проектирования и на этой основе глубоким осознанием взаимосвязей всех явлений художественно-творческой деятельности, нацеленной на творческую самореализацию и развитие творческих способностей личности будущего художника-педагога к передаче накопленного опыта подрастающему поколению;

• Целостная методическая система, включающая в себя структурные компоненты, этапы, цели, задачи, содержание, принципы построения учебных заданий и методы, активизирующие развитие творческих способностей студентов на занятиях по проектированию текстильной функциональной игрушки. Эффективность развития творческих способностей студентов в процессе проектирования текстильной функциональной игрушки обеспечивают следующие педагогические условия:

- создание благоприятной психологической и творческой атмосферы в коллективе;

- наличие устойчивых интересов к художественно-творческой деятельности;

- осознанное приобретение знаний, умений и навыков в области проектирования текстильной функциональной игрушки в соответствии с учебной программой основных и самостоятельных занятий;

- постоянное творческое взаимодействие педагога и студентов.

Глава I. НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕКСТИЛЬНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ИГРУШКИ

1.1. Философские и психолого-педагогические аспекты творчества и развития творческих способностей личности

Проблема творчества, подобно другим философским проблемам, первоначально обсуждалась в русле мифологических и религиозных традиций.

Начиная с античной философии, проблема творчества как высшая форма проявления человеческих возможностей, всегда была предметом особого обсуждения и анализа. Это вызвано тем, что творчество - процесс, в котором возникают новые идеи, образы, предметы, но и происходит изменение сущностных возможностей человека, так как, создавая новое, он преобразует самого себя.

По этой причине постоянный поиск новых форм и методов организации и проведения творческой деятельности в системе высшего педагогического образования является закономерным. Одной из главных задач современной системы образования является использование форм и методов обучения,

способствующих развитию творческих способностей студентов их творческой активности и умения самостоятельно себя реализовывать.

В Большом энциклопедическом словаре даётся определение, из которого следует, что творчество означает деятельность, порождающую нечто качественно новое и отличающуюся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество не только выступает как конструктивная деятельность индивида вообще, но и проявляется в различных сферах деятельности индивида, на этом акцентирует внимание и дополняет понятие творчества философская энциклопедия.

В своём труде «История античной эстетики» А.Ф. Лосев отмечал, что одним из первых древнегреческих философов, обозначивших проблему творчества был Демокрит: «из философов не Платон, а Демокрит учит впервые о поэтической «мании». Демокрит указал на взаимосвязь акта творческого процесса с духовным состоянием творца, его вдохновением».

В работе С.Я. Лурье «Демокрит: тексты, переводы, исследования» описывается, убеждения Демокрита о том, что никто не может быть великим поэтом, не впадая в безумие.

На вопрос способностей обратил внимание Платон, разрабатывая модель идеального государства [182].

По мнению Платона, идеальное государство - то государство, в котором каждый занимается своим делом: одним, в зависимости от того, к какому сословию гражданин принадлежит (работников, воинов или правителей), а главное, таким, к которому у него есть способности.

Платон понимал под способностями некий род существующего, благодаря которому мы можем то, что мы можем. «В способности, - говорил Платон, - я усматриваю лишь то, на что она направлена и каково её воздействие» [182, 257].

Для Платона очевидно, что все люди отличаются между собой по своим способностям к тому или иному делу, он замечает, что если выполнять одну

какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам, можно сделать всё в большем количестве и лучше.

Следовательно, способности для Платона, это свойства природных задатков, которые наделены индивидуальной мерой выраженности, а их уровень - это возможности, отражённые в показателях продуктивности: количестве, качестве и затрате сил.

По мнению Платона, правильное воспитание и обучение обладают способностью пробуждать в человеке природные задатки, а уже имеющиеся улучшать. Здесь необходимо отметить, что никакое развитие и совершенствование способностей невозможно без упражнений. Платон отмечает, что для развития способностей необходима деятельность.

Для Аристотеля способности имеют направленность: любая способность всегда способность к чему-нибудь. Если для Платона способности - суть свойства, в которых проявляется человек или вещь, то для Аристотеля, способности - то, благодаря чему это свойство выявляется.

Аристотель в трактате «О душе» пишет: «Всё испытывает страдательное состояние и движется под влиянием деятельного и действующего начала» [7].

По своему происхождению все способности человека Аристотель делит на группы: прирождённые, такие как чувственные восприятия; получаемые путём навыка, получаемые через обучение - способность к искусствам, как например, игра на флейте. Для некоторых из них, чтобы обладать ими, необходима предварительная деятельность, для других она не обязательна.

Аристотель задаётся вопросом: существуют способности до деятельности или нет. Отвечая на этот вопрос утвердительно, способности он рассматривает в двух аспектах: возможности и действительности (осуществления). Способности тесным образом связаны с необходимостью их реализации, по мнению мыслителя. Деятельность - это условие для осуществления имеющихся у человека способностей.

В античной философии явно прослеживается мысль о действующем человеке, призвание которого заключается в познании бытия и творчестве.

В изучении проблемы способностей человека в эпоху Просвещения наблюдается смещение внимания с того, что такое способности, на то, какова их природа. Дж. Локк, Д. Дидро, П. А. Гольбах, К. Гельвеций и др. разделяли принцип сенсуализма, гласивший «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах», было очевидным разделение людей по способностям. Некоторые представители Просвещения не признавали их врождённого характера, так как путь человека tabula rasa (Дж. Локк) уникален и неповторим и всецело определяется воспитанием.

Так, в работе К. Гельвеция «Об уме» он указывает на то, что умы различны так же, как различны тела, одни из которых слабые и нежные, другие сильные и крепкие [61, 326].

К. Гельвеций даёт заключение о том, что разница в складе ума определяется разницей воспитания и только ей, если под воспитанием имеется в виду всё то, что направлено на обучение человека.

В противовес точки зрения К. Гельвеция П. А. Гольбах, наоборот, отдавал большое значение биологическому началу в умственном развитии людей.

В субъективно-идеалистической философии И. Канта получили развитие проблемы творчества, обозначенные в ранней античности и обозначенные Платоном. И. Кант связывает творческие способности человека исключительно с природной одарённостью и гениальностью. «Гений - это талант (природное дарование), который создаёт искусству правило. Поскольку талант, как прирождённая продуктивная способность художника, сам принадлежит природе, то можно было бы сказать и так: гений - это прирождённые задатки души, через которые природа даёт искусству правило». В этом утверждении Канта видна связь разума и процесса познания (самопознания) окружающего мира творческой личностью художника, выделяя художественно-творческое мышление как способ познания, «так как, по Канту, искусство - деятельность, предполагающая знание цели, которой оно подчиняется, то он... предполагает решающее привхождение разума, формирующего основные понятия», -отмечал в своей работе В.Ф. Асмус. Кант выявил основную проблему

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Арефьева, Мария Викторовна, 2011 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агапова, И.А., Давыдова, М.А. Мягкие игрушки на любой вкус [Текст] / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. - М.: Лада, 2007. - 160 с.

2. Алексеев, А. Н. Философия [Текст] / под ред. Л. Е. Яковлевой. - М., 2004. С. 32.

3. Алпатов, М.В. Искусство. Книга для чтения. Живопись, скульптура, графика, архитектура [Текст] / М.В. Алпатов. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1969, - 544 е.: 196 л. ил.

4. Алякринский, Б.С. О таланте и способностях [Текст] / Б.С. Алякринский. -М.: Знамя.-1971.-С. 5.

5. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 213 с.

6. Арбатов, Б. Искусство и производство [Текст] / Б. Арбатов. - М.: Пролеткульт, 1926. - 448 с.

7. Аристотель «О душе» [Текст] / Аристотель. - СПб.: Питер, 2002. - 224с.

8. Аркин, Е.А. Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры [Текст] / Е.А. Аркин. - М., 1935. - 128 с.

9. Асмолов, А.Г. Деятельность и установка [Текст] / А.Г. Асмолов. - М.: МГУ, 1979. - 152 с.

10. Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследования [Текст] / А. Г. Асмолов. - М.: МГУ, 1984. - 104 с.

11. Асмолов, А.Г. Психология индивидуальности [Текст] / А.Г. Асмолов. - М.: МГУ, 1986. - С. 95.

12. Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа [Текст] / А.Г. Асмолов. - М.: Академия, 2002. - 416 с.

13. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды [Текст] /Сост. М.Ю. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

14. Бабанский, Ю.К. Педагогика высшей школы. Учебное пособие для университетов, педагогических институтов [Текст] : учеб. пособие / Ю.К. Бабанский. - Алма-Ата: Мектеп, 1989. - С. 75.

15. Бандуристый, Ф.Ф. Методические принципы обучения школьников художественному проектированию [Текст] Дис. канд. пед. наук. / Ф.Ф. Бандуристый. - М., 1983. С. 74.

16. Бандуристый, Ф.Ф. Оптимизация обучения художественному проектированию в системе специальной подготовки учителя изобразительного искусства в педвузах (университетах) [Текст] монография / Ф.Ф. Бандуристый. - Прометей, М.: 2001. - 315 с.

17. Бандуристый, Ф.Ф. Средства обучения художественному проектированию на ХГФ педвузов (университетов) [Текст] / учебно-метод. Пособие Ф.Ф. Бандуристый. - Хабаровск: ХГПУ, 2001. - 63 е., приложение. 3,94 п.л.

18. Бандуристый, Ф.Ф. Художественное проектирование в кружке Метод, рекомендации студентам худ.-граф. фак. для занятий с уч-ся 5-6 классов. [Текст] / Метод, рекомендации Ф.Ф. Бандуристый. - Хабаровск, 1990. - С. 34.

19. Бандуристый, Ф.Ф. Художественное проектирование в подготовке школьного учителя//Тезисы докладов Всесоюзной научно-практ. конференции худож. граф. Фак. [Текст] / Тезисы докладов Ф.Ф. Бандуристый. - Магнитогорск: МГПИ, 1996. - С. 125-126. 0,06 п.л.

20. Бандуристый, Ф.Ф. Художественное проектирование игрушки//Материалы 42-ой науч. конференции. [Текст] / Материалы конференции Ф.Ф. Бандуристый. - Хабаровск, 1996. -Ч.2.с. 105-106. 0, 12 п.л.

21. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология [Текст] / Н.В. Басова -Ростов н/Д: Феникс, 1999. - С. 146-147.

22. Бартрам, Н.Д. Игрушка - радость детей. [Текст] / Н.Д. Бартрам. - М., 1912. -143 с.

23. Бартрам, Н.Д. Игрушка. Её история и значение [Текст] / Н.Д. Бартрам. - М., 1912. - 245 с.

24. Бартрам, Н.Д. Об игрушках [Текст] / Н.Д. Бартрам. - М., 1909. - С.56.

25. Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция [Текст] / Г.В. Беда. - М.: Просвещение, 1981.-239 с.

26. Беляева, С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: учебник для учащихся нач. проф. учеб. заведений [Текст] /С.Е. Беляева. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 208 е., [16] с. цв. ил.: ил.

27. Бесчастнов, Н.П. Изображение растительных мотивов [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. дипломир. специалистов «Художеств. Проектирование изделий текстил. и лег. пром-сти.» / Н.П. Бесчастнов. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 175 с. : 32 с. ил.

28. Бердник, Т.О. Основы художественного проектирования и эскизной графики. [Текст] Уч. пособие. Т.О. Бердник. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2005. - 352 е.: цв. ил.

29. Бердяев, Н. А. О назначении человека [Текст] / H.A. Бердяев. - М., 1993. - 383 с.

30. Бердяев, H.A. Самопознание [Текст] / Н. А. Бердяев. - М., 1990. 336 с

31. Беспалов, Б.И. Действие (Психологические механизмы визуального мышления) [Текст] / Б.И. Беспалов. - М.: Моск. ун-т, 1984 - 192 с.

32. Бехтерев, В.М. Объективная психология [Текст] / В.М. Бехтерев. - М.: Наука, 1991.-465 с.

33. Бехтерев, В.М. Будущее психиатрии: Введение в патологическую рефлексологию [Текст] / В.М. Бехтерев. - СПб.: Наука, 1997.

34. Библер, B.C. Мышление как творчество [Текст] / B.C. Библер. - М., Политиздат, 1975. - 199 с.

35. Блох, М.А. Творчество в науке и технике [Текст] / М.А. Блох. - Пр., 1920. -С. 48.

36. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - М., 2002. - 320 с.

37. Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - М.: Знание, 1981.-96 с.

38. Бореев, Ю.Б. Эстетика [Текст] / Ю.Б. Бореев. - 3-е изд. - М.: Политиздат, 1981.-399 с.

39. Брунер, Д. Психология познания [Текст] : Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1977.412 с.

40. Буровкина, J1.A. Художественные техники в декоративно-прикладном искусстве [Текст] : Учебное пособие JI.A. Буровкина. - М.: МГПУ, 2009. - 148 с.

41. Буш, Т.О. Методологические основы научного управления изобретательством [Текст] / Г.О. Буш. - Рига.: Лиесма, 1974. - 167 с.

42. Бычков, В.В. Эстетика: учебник [Текст] /В.В.Бычков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2006. - 573 с.

43. Вайнцвайг, П. Десять заповедей творческой личности [Текст] : Пер. с анг./Вступ. ст. В. С. Агеева. - М.: Прогресс, 1990. - 192 с.

44. Вахтомин, Н.К. Творческая способность мышления в философии Декарта [Текст] / Н.К. Вахтомин. - Вест. Моск. ун-т. - Сер.7.Философия. - 2000. - №3. - С. 78-83.

45. Василев, С. Теория отражения и художественное творчество [Текст] /Пер. с бол. -М., 1970.-С. 63.

46. Вейнингер, О. Пол и характер [Текст] / О. Вейнингер. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-608 с.

47. Веккер, Л.М. Психические процессы / Пол. Собр. Соч. Том 2/ [Текст] / Л.М. Веккер. - Л-У.: 1976. - 341 с.

48. Волков, H.H. Композиция в живописи [Текст] / H.H. Волков. - М.: Искусство, 1977.-263 с.

49. Волков, H.H. Цвет в живописи [Текст] / H.H. Волков. - М.: Искусство, 1984. -320 с. : ил.

50. Воинов, Б.С. Принципы поискового проектирования: уч. пособие. [Текст] : Учеб. пособие Б.С. Воинов. - Горький: ГГУ, 1982, - 75 л.

51. Волкова, Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры [Текст] / Е.В. Волкова. - М..: Искусство, 1988. - с. 176;

52. Волкова, Е.В. Произведение искусства - предмет эстетического анализа [Текст] / Е.В. Волкова. - М., Моск. ун-т, 1976. - С. 73.

53. Волкотруб, И.Т. Основы художественного конструирования [Текст] / И.Т. Волкотруб. - Киев, 1982. - 152 с.

54. Воронов, B.C. О крестьянском искусстве [Текст] / B.C. Воронов. - М., 1972. -с. 68.

55. Вундт, В. Фантазия как основа искусства [Текст] / В. Вундт. - Спб., 1914. -125с.

56. Выготский, JI.C. Психология искусства [Текст] / JI.C. Выготский. - М., 1968. -576 с

57. Галанин, Д.Д. Игры и игрушки [Текст] / Д.Д. Галанин. - М.: Вестник Воспитания, 1919. - С. 34.

58. Гальперин, П.Я., Запорожец, А.В., Карпова, С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии [Текст] / Материалы к курсу лекций. - М.: Моск. ун-т, 1978,- 118 с.

59. Гвоздова, Е. Роль игрушки в воспитании детей.//Игрушка [Текст] / Е. Гвоздова. - М., 1939. -№1.- С. 15-18.

60. Гилевич, Г. И. Развитие творческих способностей студентов средствами текстильной пластики на занятиях по «Художественной обработке ткани» [Текст] / Г.И. Гилевич. - М.: Наука и школа. - 2008. - №5. - С. 55- 56.

61. Гельвеций, К. Сочинения. В 2-х томах. Т.1. [Текст] Сост., общая ред. и вступ. статья X. Н. Момджяна. - М., «Мысль», 1974. - 647с.

62. Гегель. Эстетика [Текст] / Гегель. - т.1. - С. 149.

63. Герасименко, И.Я. Композиционные возможности технологии.// Проблемы формообразования и композиции промышленных изделий [Текст] / И.Я. Герасименко. - М., 1975. - 191 с.

64. Герцен, А.И. Об искусство [Текст] / А.И. Герцен. - М., 1954. - 446 с.

65. Гизе, М.Э. Очерки истории художественного конструирования в России XVIII - начале XX века [Текст] / М.Э. Гизе. - Л., 1978. - 280 с.

66. Гизе, М.Э. Рисовальная школа для художников и ремесленников (1833-1858 гг.).//Вопросы художественного образования [Текст] / М.Э. Гизе. - Л., 1976. -Вып. XV.

67. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления [Текст] / Под ред. A.M. Матюшкина. — М., 1965. - 435 с.

68. Глазычев, B.J1. Язык и метод художественного проектирования/Декоративное искусство СССР [Текст] / B.J1. Глазычев. - 1973. - №11.

69. Глазычев, B.J1. О дизайне: очерки по теории и практике на Западе [Текст] /

B.JI. Глазычев. - М.: Искусство, 1970. - 192 с.

70. Голованов, В.Н. Законы в системе научных знаний [Текст] / В.Н. Голованов. -М„ 1970.-231 с.

71. Голубева, Э.А. Способности и индивидуальность [Текст] / Э.А. Голубева. -М., 1993.-512 с.

72. Голубева, Э.А., Кабардов, М.К. Типы способностей и их природные предпосылки// Ежегодник Российского психологического общества. Психология и её приложения. Е.9 Вып. 2. [Текст] / Э.А. Голубева, М.К. Кабардов. - М., 2002. - С. 129 - 131.

73. Горанов, К. Содержание и форма в искусстве [Текст] / К. Горанов. - М.: Искусство, 1962. - 271 с

74. Громов, Е.С. Начало эстетических знаний: Эстетика и искусство [Текст] / Е.С. Громов. - 2-е изд. доп. - М.: Сов. художник, 1983. - 335 с

75. Громов Е.С. Художественное творчество [Текст] / Е.С. Громов - М., 1970. -356 с.

76. Грейнер, Л.К. Основы технической эстетики и художественного конструирования [Текст] / Л.К. Грейнер. - Л., 1968. - С. 35.

77. Грейс, И. Мягкие игрушки, куклы и марионетки [Текст] : Перевод с англ. Л.

C. Трошина. - М.: Просвещение, 1979. - 64 е., ил.

78. Грузенберг, С.О. Гений и творчество: Основы теории и психологии творчества [Текст] / С.О. Грузенберг. - Изд. 2-е. М.: КРАС АНД, 2010. - 264с.

79. Дайн, ГЛ. Древнейший вид игрушки//Декоративное искусство СССР. - №8 [Текст] / Г.Л. Дайн. - 1974. - С. 39^4

80. Дайн, Г.Л. Искусство игрушки. [Текст] Автореф. дис. кан. искуствовед. Г.Л. Дайн. - М., 1976.-С. 78.

81. Дайн, Г.Л., Дайн М. Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г.Л. Дайн. - М.: Культура и традиции, 2007. - 120 с.

82. Де Боно, Э. Латеральное мышление [Текст] / Э. Де Боно. - М.: Питер; СПб.: Питер - 1997. - 320 с.

83. Де Боно, Э. Рождение новой идеи [Текст] : Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1976. -144 с.

84. Деркач, А.А. Психология развития личности : развитие познавательных способностей [Текст] / А.А. Деркач, B.C. Пазаренко. - Луганск : Шлях, 1998. -176 с.

85. Дерябо, С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды: [Пособие для учителя]/РАО. Психолог, ин-т. Центр комплексного формирования личности; С. Д. Дерябо; под редакцией В. П. Лебедевой, В. И. Панова. - М.: б.и., 1997. - 214 с.

86. Джонс, Дж.К. Инженерное и художественное конструирование [Текст] / Дж. К. Джонс. - М., 1976. - 374 с.

87. Джонс, Дж.К. Методы проектирования [Текст] / Дж. К. Джонс. - М.: Мир.,

1986. - 326 с.

88. Диагностика творческих способностей [Текст] Метод, пособие для практ. психологов, студентов фак. психологии педвуза)/ Авт. - сост. В. В. Гагай; М-во общ. и проф. образования РФ. Шадрин, гос пед. ин-т. Каф. Возрастной и пед. психологии. - Шадринск: Шадрин, пед. ин-та, 1997. - 52 с.

89. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. -М.: Латерна Вита, 1995. - 150 с.

90. Еремеев, А.Ф. Границы искусства [Текст] / А.Ф. Еремеев. - М.: Искусство,

1987.-С. 73.

91. Ермолаева, Л.П. Основы дизайнерского искусства [Текст] : учебное пособие / Л.П. Ермолаева. - М.: Архитектура-С, 2009. - 152 с. : ил.

92. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества [Текст] : Учебное пособие для вузов. - 2-е изд. - М.: Академический Проект: Культура, 2005. - 304 с.

93. Есипов, Б.П. Методы обучения [Текст] / Б.П. Есипов. - М.: Издательство Академии педагогических наук, 1954. - С. 34.

94. Ефимов, A.B. Цвет в Японских школах.//Техн. эстетика. [Текст] / A.B. Ефимов. - 1978. - №4. - С. 35.

95. Зеленов, JI.A., Куликов Г.И. Методологические проблемы эстетики [Текст] : Учеб. материал по спецкурсу. - М.: Высш. школа, 1982. - 176 с.

96. Зеленов, JI.A. Процесс эстетического отражения [Текст] / J1.A. Зеленов. - М.: Искусство, 1969 - С. 46.

97. Земпер, Г. Практическая эстетика [Текст] / Г. Земпер. - М., 1970. - С. 86.

98. Зернов, В.А. Цветоведение [Текст] / В.А. Зернов. - М.: Книга, 1972. - С. 34.

99. Зиновьева, Т.Н. Отношение «человек-игрушка» в культуре. [Текст] : дис. канд. филос. наук. Т.Н. Зиновьева. - Ростов н/Д. - 2001. - С. 53.

100. Иванюк, Т. И. Творчество и личность [Текст] / Т. И. Иванюк. - М.: Изд-во ТОР, 2006.- 320 с.

101. Игнатьев, E.H. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека [Текст] / E.H. Игнатьев. - М., 1968. - С. 64.

102. Игнатьев, С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей [Текст] : учебное пособие для вузов / С.Е. Игнатьев. - М. : Академический Проект; Фонд Мир, 2007. - 208 с.

103. Игнатьева, A.B. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования на примере изготовления мягкой игрушки [Текст] : дис. кан. пед. наук. A.B. Игнатьева. -М., 1998.-260 с.

104. Игруши-подушки [Текст] / ред. - сост. Е.А. Бойко. - М.: РИПОЛ классик, 2008. - 192 е.: ил.

Ю5.Изергина, А.Н. Игрушки из ткани. 2-е изд. [Текст] / А.Н. Изергина. - М.: Государственное издательство местной пр-ти РСФСР, 1947. - 42 с.

106. Изергина, А.Н. Мягкая игрушка [Текст] / А.Н. Изергина. - М., 1944. - 72 с.

107. Изергина, А.Н., Бартрам, М.Н. Изготовление игрушек из ткани./Ремесленное училище №3/ [Текст] / А.Н. Бартрам, М.Н. Бартрам. - М„ 1944. - 260 с.

108. Исаев, Е.И., Слободчикова, В.И. Возрастная психология//Вопросы психологии [Текст] / Е.И. Исаев, В.И. Слободчикова. - М., 1998. -№ 5.

109. Исаев, И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы//Формирование профессиональной культуры учителя [Текст] / Под ред.В. А. Сластёнина. - М, 1993. - С. 46.

110. Искусствознание и психология художественного творчества [Текст] - М.: Наука, 1988. - С. 54.

111. Иттен, И. Искусство формы [Текст] / И. Иттен ; пер. с нем. JI. Монахова. - М. : Д. Аронов, 2001. - 136 с.: ил.

112. Иттен, И. Искусство цвета [Текст] / И. Иттен ; пер. с нем. J1. Монахова. - М. : Д. Аронов, 2008. - 96 с. : ил.

113. Казакевич, В.З., Горянова, Р.Н. Технология изготовления мягко набивных игрушек из ткани [Текст] / В.З. Казакевич, Р.Н. Горянова. - М.: Всесоюзное кооперативное издательство, 1956. - 75 с.

114. Калошина, И.П. Психология творческой деятельности [Текст] / И.П. Калошина. - М.: Юнити-ДАНА, 2003. - 431 стр.

115. Калугина, Ю.Н. Развитие художественно-творческой активности студентов педагогических колледжей на занятиях по художественной обработке материалов [Текст] : автореф. дис. кан. пед. наук. - М., 2000. -239 с.

116. Кантор, К. Красота и польза [Текст] / К. Кантор. - М.: Искусство, 1967. - 280с

117. Капрара, Дж., Сервон, Д. Психология личности. [Текст] / Дж. Капрара, Д. Сервон. - Спб.: Питер, 2003. - 640 с.

118. Катханова, Ю.Ф. Развитие творческих способностей школьников и студентов художественно-графического факультета в графической деятельности [Текст]: дис. д-ра пед. наук. - М., 1994. - 477 с.

119. Квасов, A.C. Основы художественного конструирования промышленных изделий [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, A.C. Квасов. - М.: Гардарики, 2006. - 95 с.

120. Кирнос, Д. И. Индивидуальность и творческое мышление [Текст] / Кирнос Д. И. -М„ 1992.-173 с.

121.Клубиков, Б. И. Методы активизации творческого поиска в дизайне [Текст] : дис. иск. наук. - Л., 1978. -104 с.

122. Князева, Е.В. Мир кукол [Текст] / Е.В. Князева. - Спб.: Аврора, 2002. - С. 86.

123. Ковалев, В.И. В поиске нового [Текст] / В.И. Ковалев. - Спб.: Лениздат, 1975. -С. 18-21.

124. Композиция в промышленном и декоративно-прикладном искусстве [Текст] : сб. ст.-Л., 1973.- 102 с.

125. Козлов, Н.Г. Композиция [Текст] / Н.Г. Козлов. - М.: Просвещение, 1968. -137 с.

126. Козлов, В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий [Текст] / В.Н. Козлов. - М., 1981. - 264 с.

127. Константинова, С. С. История декоративно-прикладного искусства [Текст] : конспект лекций. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 192 с.

128. Копнин, П.В. Идея как форма мышления [Текст] / П.В. Копнин. - Киев, 1963. - С. 43.

129. Корешков, В.В. Формирование личности учащихся в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды [Текст] : дис. д-ра пед. наук. - М., 1994. - 37 с.

130. Коссаковская, Е.А. Игрушка в жизни ребёнка [Текст] : пособие для воспитателя детского сада. - Из-ние 2, переработанное. - М.: Просвещение, 1980. - 64 с.

131.Косов, Б.Б. Творческое мышление, восприятие и личность [Текст] / Ред.: Н.В. Кузьмина; Акад.пед.и соц.наук. Моск. психолого-соц.-ин-т. - М.: Ин-т практич. психологии; Воронеж, 1997. -48 с.

132. Косов, Б.Б. Проблемы психологии восприятия [Текст] / Б.Б. Косов. - М.: Высш. шк., 1971.-320 с.

133. Костюхина, М.С. Игрушка в детской литературе [Текст] / М.С. Костюхина. -Спб.:Алетейя, 2007. - 208 е.; [48] с. ил.

134. Коськов, М.А. Основные закономерности художественно-конструкторской деятельности [Текст] / дис. канд. фил. наук. - Л., 1980. - 84 с.

135.Котова, И.Н., Котова, A.C. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / H.H. Котова, A.C. Котова. - Спб.: Паритет, 2005. - 240 с. + вкл.

136. Креативность как способность к творчеству и её детерминанты [Текст] / Г. А. Чомаева//Вест. гос. пед. ун-та. - 2002. - №6. - С. 194 - 198.

137. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. - Спб.: Питер, 2000. - 992с

138. Крутецкий, В.А. Психология [Текст] : учеб. для учащихся пед. уч-щ. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 336 с.

139. Крутецкий, В.А. Психология математических способностей школьников [Текст] / Под редакцией H.H. Чуприковой. — М.: Институт практической психологии, Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. - С. 97.

140. Кузин, B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания [Текст] / B.C. Кузин. - М.: Просвещение, 1984. - 319 с.

141. Кузин, B.C. Психология [Текст] : учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. / B.C. Кузин. - М. : АГАР, 1999. - 304 с.

142.Лезин, Б.А. Художественное творчество как особый вид экономии мысли. Вопросы теории и психологии творчества [Текст] / Б.А. Лезин. - T.I, Харьков, 1907.-С. 35.

143. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. -М„ 1975.-С.56.

144. Леонтьев, А.Н. О формировании способностей. [Текст] : тезисы докладов. -М., 1959. Вып. 3.-С.144.

145. Лернер, И.Я. Проблемы обучения [Текст] / И.Я. Лернер. - М.: Знание, 1974. -64 с.

146. Лилов, А. Природа художественного творчествам [Текст] / А. Лилов. - М.: Искусство, -1981.-479 с.

147. Лихачёв, Д.С. Очерки по философии художественного творчества [Текст] / Д.С. Лихачёв. - Спб., 1996. - 158 с.

148. Логвиненко, А. Д. Психология восприятия [Текст] / А. Д. Логвиненко. - М.: МГУ, 1987. - С. 57.

149. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии

[Текст] / Б.Ф. Ломов. - М. : Наука, 1984. - 444 с.

150. Ломов, С.П. Дидактика художественного образования [Текст] / С.П. Ломов. -М. : Педагогическая академия, 2010. - 210 с.

151. Ломов, С.П. Живопись [Текст] : учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. / С.П. Ломов. - М. : АГАР, 2008. - 232 с. : ил.

152. Мансуров, Б.С. Игрушка в древности. Игрушка [Текст] / Б.С. Мансуров. - М., 1938.-№5.-С. 8-10.

153. Марков, М.М. Искусство как процесс. Основы функциональной теории искусства [Текст] / М.М. Марков. - М., 1970. - С. 63.

154. Марченко, И.В. Развитие творческих способностей студентов хгф. педвузов в процессе обучения гобелену [Текст] : дис. канд. пед. наук. М. - 1999. - 175 с.

155.Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. - 3-е изд. - Спб.: Питер, 2003. - 392 с.

156.Матюшкин, A.M. Мышление, обучение, творчество [Текст] / A.M. Матюшкин.— М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2003. - С. 97.

157. Декоративно-прикладное искусство в педагогическом университете. [Текст] : межвузовский сборник научно-методических трудов. - М.: Прометей, 2006. -216 с.

158. Мейлах, Б.С. Процесс творчества и художественного воспитания [Текст] / Б.С. Мейлах. - М.: Искусство, 1985. - 318 с.

159.Мелик-Пашаев, A.A. Педагогика искусства и творческие способности [Текст] / A.A. Мелик-Пашаев. - М.: Знание, 1981. - 96с.

160. Методы психологической диагностики. Вып.2 [Текст] / Отв. Ред.: А.Н. Воронин; РАН. Ин-т психологии. - М.: б.и., 1994. - 181 с.

161. Методика художественного конструирования [Текст] / ВНИИТЭ. - М., 1978. -336 с.

162. Минервин, Г.Б. Архитектоника промышленных форм//Техн. Эстетика и эстетика промышленных форм [Текст] / ВНИИТЭ. - М., 1970. - Вып.1. Принципы образования промышленных форм [Текст] / ВНИИТЭ. - М., 1974. -Вып.2.

163.Минервин, Г.Б. Вопросы технической эстетики [Текст] / Г.Б. Минервин. - М.: Искусство, 1970. - Вып.2. - С.8

164. Мутик, Ю.Р. Конструирование игрушки [Текст] : учебно-методическое пособие / Ю.Р. Мутик. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 256 с.

165.Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст] / Вступ. статья и ред. A.A. Бодалева. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. - 193 с.

166. Небылицин, В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий [Текст] / В.Д. Небылицин. - М.: Наука, 1976. - 336 с.

167. Небылицин, В.Д. Основные свойства нервной системы человека [Текст] / В.Д. Небылицин. - М.: Просвещение, 1966. - 384 с.

168. Некрасова, М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика. [Текст] / М.А. Некрасова. - М.: Изобразительное искусство, 1983. - С. 62.

169.Немов, P.C. Психология [Текст] : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 496 с.

170. Немов, P.C. Психология [Текст] : Словарь-справочник: В 2 ч. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 352 с.

171. Омельяненко, Е.В. Развитие творческой активности взрослых слушателей системы дополнительного образования на занятиях художественной росписью ткани [Текст] : автореф. дис. кан. пед. наук. - М., 2005. - 23 с.

172. Оршанский, Л.Г. Игрушка [Текст] / Сб. ст. - Л., 1923. - С. 45.

173. Оршанский, Л.Г. Художественная и кустарная промышленность СССР [Текст] / Л. Г. Оршанский. - Л., 1927. - 84 с.

174. Панксенов, Г.И. Живопись. Форма, цвет, изображение [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. худ. учебных заведений / Г.И. Панксенов. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 144, [40] с.: ил.

175. Паранюшкин, Р.В. Композиция [Текст] / Р.В. Паранюшкин. - Ростов н /Д. : Феникс, 2001.-80 с.

176. Патберг, А. Живые коробочки [Текст] / А. Падберг; (пер. с нем. Ю. Кордун). -М.: Айрис-пресс, 2007. - 32 е.: цв. ил.+вклейка 16 с.

177. Перевертень, Г.И. Самоделки из текстильных материалов [Текст]: Кн. для учителя по внеклас. работе. - М.: Просвещение, 1990. - 160 с.

178. Петровский, A.B. Способности и труд [Текст] / A.B. Петровский. - М., Знание, 1966. - 78 с.

179. Петровский, A.B. Введение в психологию [Текст] / A.B. Петровский. -Москва: Академия, 1995. - 496 с.

180. Петровский, A.B. Психология [Текст] : учебник для студ. высш. учеб. заведений / A.B. Петровский, М.Г. Ярошевский - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2006. - 512 с.

181.Петрушин, В.И. Психология и педагогика художественного творчества [Текст] : учебное пособие для вузов. - 2-е изд. - М.: Академический проект; Гаудеамус, 2008. - 490 с.

182. Платон. Филеб. Государство, Тимий, Критий/Пер. с древнегреч. [Текст] : общ. ред. А.Ф. Лосев, В.Ф. Асмуса, A.A. Тахо-Годи; Авт. вступ. ст. и ст. в примеч. А.Ф. Лосев; Примеч. A.A. Тахо-Годи. - М.: «Мысль», 1999. - 656 с.

183. Платонов, К.К. Проблемы способностей [Текст] / К.К. Платонов. - М., 1972. -311 с.

184. Пономарёв, Я.А. Психология творения [Текст] / Я.А. Пономарёв. - М.: Воронеж, 1997.-408 с.

185. Пономарёв, Я.А. Психология творчества [Текст] / Я.А. Пономарёв. - М.: Наука, 1976. - 303 с.

186. Психологические исследования творческой деятельности [Текст] / Под ред. Т. В. Кудрявцева, А. М. Матюшкина. - М. Советская Россия, 1973. - С. 57.

187. Психология процессов художественного творчества. - Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1980. - С.48.

188. Психологический словарь [Текст] / Под ред В.В. Давыдова и др. - М.: Педагогика. - 448 с.

189. Психология [Текст] : словарь. Под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - С. 461.

190. Психология художественного творчества: Хрестоматия [Текст] / Сост. К.В. Сельченок. - Мн.: Харвест, 2003. - 752 с.

191. Развитие творческих способностей будущих учителей [Текст] / Г. Чепуренко, В. Збаровский // Учитель. - 2001. - №3. - С. 70 -72.

192. Развитие творческих способностей студентов средствами текстильной пластики на занятиях по «Художественной обработке ткани» [Текст] / Г.И. Гилевич // Наука и школа. - 2008. - №5. - С.55 - 56.

193. Раппопорт, А.Г. Проблемы формы в современном проектировании [Текст] / А.Г. Раппопорт //Техн. - М.:Эстетика. - 1974. - №8. - С. 46.

194. Рисунок. Живопись. Композиция [Текст] : хрестоматия: учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пединститутов / сост. H.H. Ростовцев [и др.]. - М. : Просвещение, 1989. - 207 с.

195. Роль творчества в образовании и воспитании / Н. В. Мазурова //Сборник работ молодых учёных МГПУ; [науч. тр.]/ [сост. и отв. ред. В. М. Чалов; под общ. ред. Н. П. Пищулина]. - М., 2005. - Вып.21. - С. 72 - 74.

196. Ростовцев, H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе [Текст] : учебник для студентов худож.-граф.фак.пед.ин-тов / H.H. Ростовцев. - 3-е изд., доп. и перераб. - М. : АГАР, 2000 - 256 с.

197. Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии [Текст] / C.JI. Рубинштейн. -М.: Учпедгиз, 1946. - 704с.

198. Рубинштейн, C.JI. О мышлении и путях его исследования [Текст] / C.JI. Рубинштейн. - М., 1958. - 143 с.

199. Рубинштейн, C.JI. Проблемы общей психологии [Текст] / C.JI. Рубинштейн. -М., 1973.-423 с.

200. Рубинштейн, C.JI. Проблема способностей и вопросы психологической теории//Вопр. Психологии [Текст] / C.JI. Рубинштейн. - 1960. - №3 - С. 3-15.

201.Рузаев, A.B. Развитие творческих способностей студентов средствами художественной фотографии [Текст] : автореф. дис. кан. пед. наук. - М., 2000. -16 с.

202. Рыбаков, Б.А. Ремесло древней Руси [Текст] / Б.А. Рыбаков. - М.: Академии наук СССР, - 1949. - 803 с.

203. Рыбаков, Б.А. Язычество древней Руси [Текст] / Б.А. Рыбаков. - М.: Наука, -1987.-610 с.

204. Сборник молодых учёных МГПУ. Вып. XXI. [Текст] /Сост. и отв. ред. - В. М. Чалов. - М.: МГПУ, 2005. (Серия «Сборники работ молодых учёных» /Под общ. ред. доктора философских наук, профессора Н. П. Пищулина).

205. Смирнов, С.Д. Психология образа: проблемы активности психического отражения [Текст] / С.Д. Смирнов. - М., - 1985. - С.58.

206. Соловьёв, С.А. Декоративное оформление [Текст] : учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. №2003 «Преподавание черчения и изобразит, ис-ва» - М.: Просвещение, 1987. - 144 е.: ил.

207. Соловейчик, СЛ. От интересов к способностям [Текст] / С. Л. Соловейчик; Народный ун-т. Пед. фак. - М.: Знание, 1968. - 93 с.

208. Столярова, A.M. Игрушки-подушки [Текст] / A.M. Столярова. - М.: Культура и традиции, 2004.- 96 с.

209. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. [Текст] / В.А. Сухомлинский. - М., - 1981. - Т. 1. - С. 56.

210. Теплов, Б.М. Избранные труды: В 2-х т. [Текст] / Б.М. Теплов. - М.: Педагогика, 1985. - 328 с.

211. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий [Текст] / Б.М. Теплов. -М.: АПН РСФСР, 1961. - 53 с.

212. Теплов, Б.М. Способности и одаренность. Психология индивидуальных различий [Текст] / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2000., - С. 262.

213.Торшина, К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии [Текст] // Вопросы психологии. 1998. - №4. - С. 123.

214. Тэн, И. Философия искусства [Текст] / И. Тэн. - М., 1996. - 351 с.

215.Устин, В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве [Текст] : учеб. пособие / В.Б. Устин. - М. : ACT : Астрель, 2008. - 239 с. : ил.

216.Ушачёв, В. П. Творчество в системе образования [Текст] / В. П. Ушачёв; Гос. ком. РФ по высш. образованию. Моск. пед. гос. ун-т. - М.: б. и., 1995, - 218с.

217. Ушинский, К.Д. Сочинения [Текст] / К.Д. Ушинский. - Т.8. - С. 88.

218.Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х томах. [Текст] / К.Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 1974. - Т. 1 - С. 244.

219. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности [Текст] / Д.И. Фельдштейн. - М. : Флинта, 1999. - 672 с.

220. Фрейд, 3. Художник и фантазирование [Текст] / 3. Фрейд. - М., 1995. - 250с.

221.Фрумкин, А. Закономерности развития. Декоративное искусство. [Текст] / А. Фрумкин. - 1980. №7, - С. 5.

222. Ханзен, Ф. Основы общей методики конструирования [Текст] / Ф. Ханзен. -М., 1969.-С. 32.

223.Харузина, В.Н. Игрушки у малокультурных народов. В сб.: Игрушка. Её история и значение [Текст] / В.Н. Харузина. - М., 1912., С. 104.

224. Художественное конструирование. Проектирование и моделирование промышленных изделий [Текст] : учеб. для студентов художественно-промышл. вузов/Быков З.Н., Крюков Г.В., Минервин Г.Б., и др.; Под ред. З.Н. Быкова, Г.Б. Минервина - М.: Высш. шк., 1986. - 239 с.:ил.

225. Художественное проектирование [Текст] / Под ред Б. В. Нешумова, Е. Д. Щедрина. - М., 1979. - 175 с.

226. Художественное творчество и психология [Текст] - М.: Наука, 1991. - 192с. 227.Чадаева, А .Я. Национальная игрушка: очерки о древних предках детской

игрушки народностей Чукотки и Приамурья [Текст] / А.Я. Чадаева. -Хабаровск: Кн. изд-во, 1986. - 96 с. 228.Чепуренко, Г. Развитие творческих способностей будущих учителей [Текст] / Г. Чепуренко, В. Заборовский. - М.: Учитель. - 2001. - №3. - С. 70 - 72.

229. Чомаева, Г.А. Креативность как способность к творчеству и её детерминанты [Текст] / Г.А. Чомаева // Вест.гос.пед.ун-та. - 2002. - №8 - С.271 -279.

230. Шабанов, Н.К. Художественно-педагогическая подготовка учителя изобразительного искусства в вузе [Текст] / Н.К. Шабанов. - Курск. : КГПУ, 2008. - 146 с.

231. Шадриков, В.Д. Деятельность и способности [Текст] / В.Д. Шадриков. - М. Логос, 1994. - 320 с.

232. Шадриков, В.Д. Способности человека [Текст] / В.Д. Шадриков. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: МОДЭК, 1997. - 288 с.

233. Шадриков, В.Д. Введение в психологию: способности человека [Текст] / В.Д. Шадриков. - М. : Логос, 2008. - 160 с.

234. Шеллинг, Ф.В. Философия искусства [Текст] / Ф.В. Шеллинг. М., - 1966. - С. 235.

235. Шмаков, С.А. Об игре и игрушке [Текст] / С.А. Шмаков. - М.: Воспитание школьников, 1978. - N6.

236. Шопенгауэр, А. Афоризмы житейской мудрости [Текст] / А. Шопенгауэр. -М.: Советский писатель, 1990. 232 с.

237. Щербаков, А.И. Психологические основы формирования личности учителя [Текст] / А.И. Щербаков. - М.: Просвещение, 1967. - 226 с.

238. Щукина, Г. И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: [Текст] : учебное пособие. - М.: Просвещение, 1984. - С. 62.

239. Энгельмейер, П.К. Теория творчества [Текст] / С предисл. Д.Н. Овсяннико-Куликовского, Э. Маха. Изд. 3-е. - М.: ЛИБРИКОМ, 2010. - 208 с.

240. Яковлева, ЕЛ. Психология развития творческого потенциала личности [Текст] / ЕЛ. Яковлева. - М.: Флинта, 1997. - 224 с.

241. Яковлева, Е.Л. Развитие творческого потенциала личности как цель образования//Мир психологии [Текст] / Е.Л. Яковлева. - 1966. - №2. - С. 145151.

242. Galton, F.(1865). Hereditary talent and character [Text] / F. Galton. - Macmillans Magazine, 12p. 157 - 166, 318 - 327.

243. Kabanoff, B., Rossiter, J.R. Recent developments in applied creativity. [Text] B. Kabanoff, J.R. Rossiter. - In: // International Review of Industrial and Organizational Psychology, 1994, Volume 9.

244. Thurstone, L. L. Creative talent // Applications of psychology [Text] / L.L. Thurstone (Ed.) - N. Y.: Harper and Row, 1952. - P. 18 - 37.

245. Torrance, E.P. The Search for Satori and Creativity [Text] / E.P. Torrance. -Buffalo N. Y.: Creative Edukation Foundation, 1979. - P. 42.

246. Torrance, E.P. The Nature of Creativity as Manifest in its Testing// The Nature of Creativity/ Sternberg R. J. (Ed.) [Text] / E.P. Torrance. - Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1988. - P. 32 - 75.

247. Wallas, C. The art of thought [Text] / Craham Wallas. - N.Y. : Harcought, Brance and co, 1926. - 257 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.