Процесс деэскалации региональных межэтнических конфликтов на Северном Кавказе: социологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.04, кандидат социологических наук Гончаров, Руслан Игоревич

  • Гончаров, Руслан Игоревич
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2009, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ22.00.04
  • Количество страниц 145
Гончаров, Руслан Игоревич. Процесс деэскалации региональных межэтнических конфликтов на Северном Кавказе: социологический анализ: дис. кандидат социологических наук: 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы. Краснодар. 2009. 145 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Гончаров, Руслан Игоревич

Введение.

ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА ДЕЭСКАЛАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ.

1.1. Концептуализация понятий межэтнического конфликта и его деэскалации в современной социологии.

1.2. Теоретические подходы к исследованию процесса деэскалации современных межэтнических конфликтов.

1.3. Методология анализа процесса деэскалации межэтнических конфликтов.

ГЛАВА 2. ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОЦЕССА ДЕЭСКАЛАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ.

2.1. Основные очаги межэтнических конфликтов на Северном Кавказе.

2.2. Деэскалационный потенциал конфликтной ситуации на Северном Кавказе.

2.3. Пути деэскалации межэтнических конфликтов на Северном Кавказе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Процесс деэскалации региональных межэтнических конфликтов на Северном Кавказе: социологический анализ»

Актуальность темы исследования. Современная Россия движется по пути перемен. В обществе меняется все: экономические основы его жизнедеятельности, формы политической организации, важнейшие духовные ценности, определяющие как повседневную жизнь людей, так и осознание ими смысла бытия. За последнее столетие наша страна переживает такое состояние уже не в первый раз.

Опыт перелома 90-х гг. XX в. выставил на повестку дня многие актуальные вопросы. Мы вновь говорим об этническом, социально-экономическом и политическом неравенстве народов как о проблеме, требующей решения. В последние десятилетия вновь чрезвычайно актуальными стали, особенно на Северном Кавказе, проблемы межэтнических конфликтов. Понятия «Кавказ» и «конфликты» оказались зарифмованными позднесоветской и постсоветской историей. Из семи вооруженных межэтнических конфликтов на постсоветском пространстве пять произошли в Кавказском регионе. Помимо актуализированных («открытых») конфликтов в Кавказском регионе развиваются латентные («скрытые») конфликты, временами переходящие в «открытую фазу»1.

Но в отличие от советского периода сегодня не выработана еще концепция решения этого круга проблем, не определены приоритеты, а поэтому отсутствует и какая-либо целостная политическая программа. В настоящее время и политики, и ученые говорят об отсутствии политической воли, необходимой для разработки и реализации такой программы, что, несомненно, является одной из существенных причин этнополитической нестабильности на Северном Кавказе. Но есть и другой, не менее важный аспект данной проблемы: сегодня требуется концептуальное переосмысление сложившихся представлений о социальном развитии этносов и динамике межэтнических взаимодействий, которые и должны быть положены в основу

1 См.: Агентство политических новостей 20 июля 2009 г. II http.7/\vww.apn.l•u/puЫications/article9744.htm разработки программы оптимизации управления межэтническими процессами на Северном Кавказе.

В научном сообществе тоже начинает формироваться понимание не только возможности, но и реальности деэскалации регионального конфликтного процесса и дальнейшего поэтапного урегулирования манифестных и латентных этнических конфликтных процессов.

Несомненно и другое: независимо от разработки правительственных решений важнейшей причиной конфронтации по этническому принципу является слабая осведомленность в вопросах истории, культуры, характера взаимоотношений, свойственных соседним народам.

В последнее десятилетие Северный Кавказ стал конфликтогенным регионом. Ученые, деятели культуры и образования хорошо понимают меру своей ответственности за пробелы в воспитании населения в духе взаимного уважения и национальной терпимости, стремления к постижению истории, культуры и национальных особенностей народов, веками проживающих по соседству в одном регионе.

Однако сегодняшние непростые процессы в регионе (военные события в Чечне, осетино-ингушский конфликт, политическая напряженность на почве межэтнических противоречий в Карачаево-Черкесии, назревающий конфликт на границах Ставрополья и Дагестана, нерешенность проблемы разделенных народов, активная этническая миграция, вызвавшая изменение этнической структуры населения региона в целом) требуют знания не только особенностей культуры и истории народов региона. Нужно разобраться в более глубоких проблемах: В чем состоит специфика этнической организации людей? Существуют ли законы этнического развития? Насколько этнополитические процессы прогнозируемы? Эти и целый ряд других, не менее сложных, вопросов лежат в основе деэскалации этнических конфликтов в Северо-Кавказском регионе.

Осмысленное понимание своеобразия качественного состояния нынешнего российского общества нуждается в аналитической обоснованности социологической науки. Деэскалация этнических конфликтов на Юге России, опирающаяся на скрупулезное изучение эмпирических фактов в их взаимосвязи, целостности и органичности, в условиях аксиологического единства и многообразия, как никогда важна сейчас, когда современное российское общество является обществом переходного, трансформационного типа. Уловить, выявить, объяснить механизмы деэскалации этнических конфликтов на Северном Кавказе - одна из ключевых задач социологии, решение которой выводит наше знание на более высокий уровень новых концептуальных обобщений различных аспектов современного российского общества. В решении этой задачи и состоит актуальность диссертационного исследования.

Степень научной разработанности темы диссертационного исследования. В теоретической социологии давно выделилось конфликтологическое направление исследований, основанное еще на анализе работ К. Маркса. Теоретики-конфликтологи, в частности Л. Козер и Р. Дарендорф, интерпретируют конфликт как важнейший источник социальной динамики, внутренне (имманентно) присущий социуму. Поэтому регулирование конфликтов предполагает использование социальных технологий, которые включают институционализацию как субъектов конфликта, так и самой конфликтной ситуации (введение правил игры, переговорного процесса, института посредников и проч.).

Большинство исследователей сходится на том, что этнический (межэтнический) конфликт выделяется из конфликта социального, но имеет при этом целый ряд особенностей. К ним можно отнести характер субъектов (конфликтующие группы сформированы по этническому основанию) и эмоционально-иррациональный характер протекания конфликта.

Что касается социологического анализа проблемы межэтнического конфликта, то эта тема нашла широкое отражение в работах таких социологов, как И. П. Добаев, Л. М. Дробижева, В. А. Тишков, 3. В. Сикевич,

В. А. Авксентьев, В. Н. Рябцев. Большой вклад в решение этой проблемы внесли В. В. Черноус, А. Ямсков, А. Боташова и др.

Проблемы этнического фактора в социальных конфликтах рассматриваются в различных парадигмах, преимущественно с точки зрения примордиалистского, инструменталистского, конструктивистского подходов. В работах Р. Г. Абдулатипова, С. А. Арутюнова, М. Н. Губогло, Ю. А. Жданова, В. Е. Давидовича, А. Г. Здравомыслова, С. В. Лурье, Л. С. Перепелкина, 3. В. Сикевич, А. А. Сусоколова, В. А. Тишкова, Ж. Т. Тощенко, В. Волох и др. рассматриваются методологические проблемы изучения этноса, этничности, становления этнической идентичности и ее проявления в межнациональных и межэтнических конфликтах.

Наиболее активно исследуются проблемы межэтнических конфликтов в республиках Северного Кавказа: Адыгее (Ю. Д. Анчабадзе, М. Б. Беджанов, Р. А. Ханаху, О. М. Цветков, А. Ю. Шадже и др.), Северной Осетии (А. Б. Дзадзиев, В. Д. Дзидзоев, А. А. Цуциев и др.), Кабардино-Балкарии (И. Л. Бабич, А. X. Боров, X. М. Думанов и др.), Карачаево-Черкесии (М. Ф. Куракеева, Ф. А. Шебзухова, А. А. Язькова и др.), Чечни (В. X. Акаев, Л. С.-Э. Басханова, Д. Д. Гакаев, Т. М. Музаев, А. А.-Х. Эльсаев и др.), Дагестана (3. С. Арухов, М.-С.-М. Гусаев, Э. Ф. Кисриев и др.). Отличительными чертами публикаций В. А. Аксентьева, Г. С. Денисовой, А. Ю. Коркмазова, Л. Л. Хоперской, В. М. Юрченко, В. А. Тишкова являются рассмотрение этнических конфликтов в контексте общерегионального развития и компаративистский подход к анализу конкретных ситуаций в республиках на Северном Кавказе. Важным для исследования проблем этнических конфликтов является концепт этнической субъектности, обоснованный Г.С. Денисовой, Л.Л. Хоперской, А.Х. Боровым, А. Возженниковым, В. Стрельченко и др.

Успешное урегулирование межэтнических конфликтов предполагает нахождение нового компромиссного для всех участников конфликта баланса властных полномочий. При этом наиболее трудным для разрешения является этнотерриториальный конфликт, к какому бы типу он ни относился. Трудность его урегулирования объясняется сакральным восприятием территории этногенеза и стремительным переводом целерациональной формы обсуждения претензий в эмоционально-ценностный план. Этнотерриториальные конфликты, как и все межэтнические конфликты вообще, разворачиваются, прежде всего, в сфере ценностного сознания. Однако в настоящее время они усугубляются различными проявлениями терроризма.

Крупнейший немецкий мыслитель современности К. Манхейм отмечал в качестве важнейшей задачи демократической политики «смягчение» конфликтов, которое возможно, если политика «стремится к достижению согласованности оценок по основным вопросам»1.

Демократическое общество, допускающее и поощряющее культурный и социальный плюрализм, постоянно сталкивается с «разномыслием» и разнообразием социальных позиций. Местные группы, группы по интересам, религиозные секты, профессиональные и возрастные группы имеют различные оценочные критерии; эти различия- нуждаются в механизме посредничества и координации ценностей, главным звеном которого является выработка коллективно согласованной политики, без которой не может существовать ни одно общество.

Исходя из этой позиции, можно с уверенностью сказать, что в деэскалации этнотерриториальных конфликтов огромна роль посредничества, согласования позиций сторон, которое выступает не единовременным актом, а длительным процессом. Урегулирование этнотерриториальных конфликтов, затрагивающих архаические пласты сознания людей, предполагает посредническую работу на двух уровнях: налаживания коммуникаций между группами, отличающимися различными культурами, и смыслов, на которых основываются действия конфликтующих I сторон.

1 Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994. С. 440.

При ценностной парадигме конфликта потребуется развивать искусство политического диалога не как рациональное, а как гуманитарное искусство, выходящее за рамки «картезианской» логики»1.

Новейшая история Северного Кавказа дает возможность проследить разные типы территориальных конфликтов, вскрыть факторы, определяющие их остроту, динамичность и, к сожалению, слабую эффективность мер, направленных на их урегулирование.

Идеи названных выше авторов могут быть положены в основу социологического анализа многочисленных аспектов деэскалации региональных межэтнических конфликтов на Северном Кавказе. Тем не менее, социологическая теория анализа деэскалации межэтнических конфликтов, а также вопросы, связанные с повышением ее эффективности, нуждаются в дальнейшем уточнении.

В результате анализа степени разработанности темы можно сказать: несмотря на обилие исследований, до сих пор нет единой научной концепции, применимой к деэскалации межэтнических конфликтов. Это свидетельствует о недостаточной разработанности категориального аппарата и отсутствии четкой определенности, связи и субординации категорий, используемых при изучении деэскалации региональных межэтнических конфликтов, что требует дальнейшей разработки этого направления в теоретическом и прикладном плане.

Цель диссертационного исследования состоит в социологическом анализе проблем деэскалации региональных межэтнических конфликтов на Северном Кавказе. Данная цель конкретизируется посредством решения следующих задач: концептуализировать понятия межэтнического конфликта и его деэскалации с позиций современной социологии;

1 См.: Василенко И. А. Источники и механизмы согласования в межкультурном диалоге // Цивилизации и культуры. Вып. 3: Россия и Восток: геополитика и цивилизационные отношения. М., 1996. С. 403. систематизировать теоретические подходы к деэскалации современных межэтнических конфликтов; уточнить методологию изучения деэскалации межэтнических конфликтов; выявить основные очаги межэтнических конфликтов на Северном Кавказе; определить деэскалационный потенциал конфликтной ситуации на Северном Кавказе; провести анализ путей деэскалации межэтнических конфликтов на Северном Кавказе.

Объектом исследования являются межэтнические конфликты на Северном Кавказе.

Предметом исследования в диссертационной работе выступают анализ процессов и выработка новых путей деэскалации межэтнических конфликтов в Северо-Кавказском регионе.

Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретико-методологической базой для диссертационного исследования в целом являются принципы социокультурной и культурно-исторической обусловленности наличествующего состояния общества, принцип активности субъектов конфликта, структурно-функциональный принцип объекта конфликта, принцип всеобщей взаимосвязи и системности.

В ходе анализа различных концепций деэскалации межэтнических конфликтов в качестве методологической базы диссертационного исследования использовались идеи системного анализа о закономерностях функционирования самоуправляемой системы, метод экспертных оценок позволил сравнить различные точки зрения, неоинституциональный метод -выявить социальные условия становления и преобладания теоретических представлений о возможностях и ограничениях деэскалации межэтнических конфликтов.

Эмпирическая база исследования. Эмпирическую базу исследования составили в основном опубликованные материалы социологических исследований, проведенных Л. М. Дробижевой, В. Мукомелем и другими учеными, прошедшие вторичную обработку, а также материалы исследовательских социологических центров городов Владикавказа, Грозного, Краснодара, Ростова-на-Дону, Ставрополя. Кроме того, эмпирической базой для исследования послужили результаты проведенного автором контент-анализа опубликованных материалов экспертного опроса в рамках исследовательского проекта «Разработка теоретико-методологических основ региональной конфликтологии», выполнявшегося Институтом социологии РАН и Южным научным центром РАН в сотрудничестве со Ставропольским государственным университетом, и других экспертных исследований ведущих специалистов по проблеме межэтнических конфликтов на Северном Кавказе.

Научная новизна исследования заключается в следующем: в процессе концептуализации понятия межэтнического конфликта установлено, что он является частным случаем конфликта социального, а понятие «деэскалация» можно рассматривать как сужение масштабов, уменьшение, ослабление такого конфликта; в результате систематизации теоретических подходов к проблеме деэскалации современных межэтнических конфликтов сделан вывод, что конфликт может быть разрешен на разных стадиях, а способы деэскалации конфликта зависят от его типа и формы; уточнена методология изучения деэскалации межэтнических конфликтов - неоинституционализм - как наиболее перспективная, позволяющая анализировать в процессе деэскалации действия не только социальных групп или организаций, но и отдельных индивидов; в результате проведенного анализа установлено, что очаги межэтнических конфликтов есть в каждой из республик Северного Кавказа, в яркой форме сецессионный тип конфликта проявился в Чечне, хотя в латентной форме подобные настроения присущи многим национальным движениям в этом регионе; определено, что деэскалационный потенциал конфликтности на Северном Кавказе остается очень низким; в регионе не предприняты эффективные меры по деэскалации регионального конфликтного процесса, реализуется умеренно негативный вариант деэскалации; анализ путей деэскалации северокавказских межэтнических конфликтов показывает, что конструктивный потенциал этнических конфликтов теоретически можно прогнозировать в большинстве случаев, на практике же он чаще всего остается нереализованным.

Положения, выносимые на защиту:

1. Одной из наиболее четко проявляющихся форм межгрупповых отношений, выстроенных по этническому основанию, выступает конфликт, имеющий социальную природу. Специфической особенностью Северного Кавказа является наличие всех типов этнических конфликтов одновременно почти в каждом из субъектов Федерации, здесь расположенных. Региональные этнические конфликты на Северном Кавказе приобрели затяжной характер в силу комплексности конфликтогенных факторов, их тесной взаимосвязи и взаимообусловленности, неразрешенности и неурегулированности многих проблем. Поэтому здесь уместно применение термина «эскалация конфликта» - расширение, постепенное усиление, распространение, обострение. Такое состояние конфликтной ситуации требует активного вмешательства в ее развитие. В этом плане наиболее важной представляется проблема деэскалации как сужения масштабов, уменьшения, ослабления или полного прекращения этнического конфликта.

2. Анализ теоретических подходов к деэскалации межэтнических конфликтов позволяет сделать вывод, что традиционно стратегия урегулирования конфликта предполагает два варианта: 1) разрешение конфликта самими участниками; 2) вмешательство третьей стороны. Конфликт может быть разрешен на разных стадиях. Наиболее оптимальной является деэскалация на ранних стадиях, когда потери сторон незначительны. От типа и формы конфликта зависят возможности и способы его деэскалации. Важнейшим методом ослабления конфликта является деконсолидация сил, участвующих в конфликте, с помощью системы мер, которые позволяют отсечь (например, путем дискредитации в глазах общественности) наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, склонные к компромиссам, переговорам.

3. В настоящее время перспективной методологией исследования всех типов конфликтов, а также путей их деэскалации является неоинституционализм, представители которого сделали вывод о том, что сложные и соперничающие отношения между старыми институтами и новыми претендентами, т. е. конфликты, служат основным источником перемен в обществе. Неоинституционализм опирается на принцип методологического индивидуализма, который признает реально I действующими участниками социального процесса не только группы или организации, но и индивидов.

4. Этнотерриториальные конфликты есть в каждой из республик Северного Кавказа. В этом полиэтническом регионе экономический аспект приобретает этническую и/или этноконфессиональную окраску, нередко получающую в глазах людей первостепенное значение, что усиливает конфликтогенный потенциал этносоциальной стратификации политико-географических территориальных образований.

На Северном Кавказе конфликтная ситуация характеризуется единством экономического, этнополитического, этнокультурного и миграционного факторов, что в течение длительного времени поддерживает социальную напряженность в регионе.

5. Деэскалация регионального конфликтного процесса должна быть двухуровневой. Первый (нижний) уровень - деэскалация, урегулирование и разрешение конкретных конфликтов, прежде всего «застарелых» и существенно влияющих на региональные процессы. Второй уровень макрорегиональный: наращивание потенциала согласия и созидания в регионе через реализацию трансрегиональных мегапроектов, возрождение и создание новых современных производств, способных заинтересовать молодое поколение региона современными технологиями и организацией труда. Исключительно важной составляющей этой деятельности является ее духовный компонент. В духовной сфере приоритетным направлением регионального этнополитического менеджмента могло стать формирование современной российской идентичности у населения региона. Вторая половина первого десятилетия XXI в. - этап более сложный в этом отношении по сравнению с его первой половиной, и тем более действия могли бы быть более эффективными.

6. При выборе путей деэскалации межэтнического конфликта одним из основных условий является положение о конструктивной функции социальных конфликтов. Что касается конструктивного потенциала межэтнических конфликтов, то теоретически его можно прогнозировать в большинстве случаев, на практике же он чаще всего остается нереализованным, особенно если такие конфликты приняли характер насильственных действий. Один из принципиальных моментов заключается в том, чтоб перейти на путь конструктивной деэскалации, урегулирования конфликта и разрешения проблемы как можно раньше. Нет никаких закономерностей, согласно которым конфликт обязательно должен развиться до предела эскалации, наоборот, смысл социологической экспертизы заключается именно в том, чтобы выявить пути и механизмы либо предупреждения конфликта, либо его ранней деэскалации.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения конфликтной ситуации на Северном Кавказе, в деятельности правительственных и неправительственных организаций, в государственных и межгосударственных отношениях. Теоретические и эмпирические данные, представленные в диссертации, могут использоваться при выработке деэскалационной политики на Северном Кавказе, совершенствовании работы по урегулированию этнических конфликтов. Полученные результаты исследования могут служить основой для разработки курсов и программ по социологии, социальной философии, конфликтологии.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на кафедре философии и социологии Краснодарского университета МВД России, региональных научных конференциях по проблемам этнических конфликтов и путей их разрешения на Северном Кавказе. Автор был участником ряда аспирантских семинаров, по теме диссертационного исследования опубликовано 3 статьи в научных изданиях, включенных в перечень изданий ВАК Минобрнауки РФ, 2 статьи и тезисы выступлений на конференции, одна коллективная монография. Общий объем публикаций составил 22,2 п. л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит по три параграфа, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная структура, социальные институты и процессы», Гончаров, Руслан Игоревич

Заключение

Подводя итоги данной работы, можно сделать следующие выводы. Причины современных конфликтов на Северном Кавказе обусловлены социально-экономическими процессами последних десятилетий. Конфликты также являются следствием неадекватной политики в первую очередь федеральных властей и во вторую - региональных. Исторический фактор (исторические обиды, трагедии, воспоминания об утраченных территориях и т. п.) выступает в качестве мобилизующего для решения современных проблем.

Идентификация межэтнического конфликта и отнесение его к тому или иному типу позволяет перейти к более сложным видам его изучения — моделированию и прогнозированию его динамики. Используя наработанные методологические подходы, можно выделить на «конфликтной карте» Северного Кавказа все эти типы конфликтов. Межэтнические конфликты любого типа проходят несколько основных этапов своего развития. Понятие деэскалация можно рассматривать как сужение масштабов, уменьшение, ослабление чего-либо, прекращение эскалации.

Итак, разрешение конфликта - это, по сути дела, достижение соглашения по спорному вопросу между участниками. В принципе такое соглашение может быть заключено: 1) в результате совпадения мнений сторон; 2) в соответствии с законодательной или моральной волей внешней силы; 3) под давлением одной из противоборствующих сторон. Однако международная и внутриполитическая практика показывает, что, если решение навязано, конфликт рано или поздно в той или иной форме возобновится.

Конструктивными представляются сочетания институционального, инструментального (экономические и иные стимулы и санкции, просвещение, разработка законов и т. п.) и стандартного подходов; обеспечение равных условий для сторон независимо от их национальности; создание экономической и культурной инфраструктуры межнационального согласия; гуманизация межнациональных отношений; наконец, привлечение третейского судьи. В современных исследованиях конфликта наиболее отчетливо проявляются два основных направления. Прежде всего, при изучении различных сфер общественной жизни исследователи широко применяют так называемый конфликтологический подход. Например, в социологическом исследовании фокусируется внимание на соревновании между людьми и группами за ценности, имеющие социальную значимость. Этот подход можно использовать и при исследовании проблем деэскалации, когда она рассматривается как результат конфликта между людьми, прослеживается механизм ее возникновения.

Второе связано с деятельностью институционалистов, с одной стороны, изучающих в основном сами конфликты, а с другой — деятельность институтов, способствующих разрешению конфликтов. В принципе цели этих направлений аналогичны, но достигаются они на основе различных методологических подходов. В одних исследованиях первенствуют соображения о путях достижения победы. Последователи Г. Бутуля считают, что более соответствует научному духу его высказывание: «Если хочешь мира, изучай войну». Специалисты же институциональных исследований мирного разрешения конфликтов придают первостепенное значение проблемам мира и согласия. Неоинституциональный анализ проблем деэскалации этнических конфликтов может развертываться на нескольких уровнях -институциональном, организационном и индивидуальном.

Этнотерриториальные конфликты есть в каждой из республик Северного Кавказа. Только в Дагестане территориальная конфликтность лежит в основе казачьей, кумыкской, лакской, лезгинской, ногайской проблем. В тлеющей форме территориальный конфликт протекает в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. В классической и острой форме он развивался в Пригородном районе Северной Осетии между ингушами и осетинами.

Начало XXI в. на Северном Кавказе отмечено усилением и упорядочением государственной политики, в которой сейчас преобладают силовая и административная составляющие, уделяется внимание укреплению вертикальных отношений в системе государственной власти, устранению правовой основы сепаратизма, деэскалации внешних форм проявления конфликтов. В этих условиях исторический контекст конфликтных ситуаций отодвигается на второй план и в некоторой степени обнаруживает себя в таких конфликтогенных факторах, как национально-территориальное устройство Северного Кавказа, актуализация этнического самосознания и рост негативных этнических стереотипов.

В научном сообществе, общественном мнении в целом начинает формироваться понимание не только возможности, но и реальности деэскалации регионального конфликтного процесса и дальнейшего поэтапного урегулирования манифестных и латентных конфликтных процессов. В этом плане наиболее важной представляется проблема деэскалации как сужения масштабов, уменьшение, ослабление этнического конфликта. При выборе путей деэскалации конфликта одним из основных утверждений является положение о конструктивной функции социальных конфликтов.

Итак, в конце работы можно сделать следующее резюме. Ситуация, сложившаяся на Северном Кавказе, характеризуется как стабильно-нестабильная, как устойчиво-неустойчивая или же как определенно-неопределенная. Уже более десяти лет участники конфликтов продолжают находиться в условиях «подвешенного состояния», ни войны, ни мира. В таких условиях нейтрализация и переход от насильственных методов решения конфликтных проблем к ненасильственным, т. е. к деэскалации конфликтов можно назвать несомненным успехом в политической жизни народов региона, значимость которого (успеха) трудно переоценить. Только через ненасильственное урегулирование сохраняющихся в регионе этнополитических конфликтов и других противоречий можно выбираться из взрывоопасной ситуации и переходить к стабильному социальному развитию.

Учитывая вышеперечисленные моменты можно предложить следующую стратегию дальнейших исследований процесса деэскалации региональных межэтнических конфликтов на Северном Кавказе. В рамках социологических подходов следует сосредоточить внимание на экспертизе конфликта, т. е. на определении его базы (проблемы, объекта, предмета участников, их ресурсов и требований), фазе конфликта, прогнозировании его динамики, определение путей деэскалации и перспектив исхода. Она должна предшествовать любым управленческим действиям.

Безусловно, участники экспертизы могут иметь разные точки зрения на все компоненты конфликта, задача социологического анализа экспертизы - найти точки соприкосновения для выработки решений по выходу из конфликта.

И наконец, социологические исследования должны проводиться при конструктивном поиске выхода из конфликта. Любой из возможных вариантов имеет не только позитивные, но и негативные следствия, и на этом этапе работы с конфликтом необходимо с использованием социологических исследований проанализировать все возможные решения и их последствия.

Данные предложения не исчерпывают всего спектра применения социологических исследований процесса деэскалации региональных межэтнических конфликтов на Северном Кавказе. Но, безусловно, являются системообразующими.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Гончаров, Руслан Игоревич, 2009 год

1. Абдрахманов Р., Маврина Э. Модель этнологического мониторинга. М.: ИЭА РАН, 1999.

2. Абдулатипов Р. Г. Философ и правитель: Диалог о правлении. СПб., 2004.

3. Аверкиева Ю. П. История теоретической мысли в американской этнографии. М.: Наука, 1979.

4. Авксентьев А. В., Авксентьев В. А. Северный Кавказ в этнической картине мира. Ставрополь, 2001.

5. Авксентьев В. А., Гриценко Г. Д., Дмитриев А. В. Региональная конфликтология: концепты и российская практика / Под ред. М. К. Горшкова. М.: Альфа-М, 2008.

6. Авксентьев В. А. Ставрополье: этноконфликтологический портрет. Ставрополь, 2002.

7. Авксентьев В. А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы. Ставрополь, 2002.

8. Авксентьев В. А. Этнические конфликты: история и типология // Социологические исследования. 1996. № 12.

9. Авксентьев В. А., Бабкин И. О., Хоц А. Ю. Конфессиональная идентичность в конфликтном регионе // Социологические исследования. 2006. № 10.

10. Авксентьев В. А., Гриценко Г. Д., Дмитриев А. В. Региональная конфликтология: экспертное мнение. М., 2007.

11. Авксентьев В. Л. Этническая конфликтология. Ставрополь, 1996.

12. Авксентьев В. А., Бабкин И. О., Медведев Н. П., Хоц А. Ю.,

13. Шнюков В. В. Ставрополье: этноконфликтологический портрет. Коллективная монография / Под ред. В. А. Шаповалова. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002.

14. Агентство политических новостей 20 июля 2009 г. // http://www.apn.ru/publications/article9744.htm

15. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.,1993.

16. Адорно Т. Проблемы философии морали. М.: Республика, 2000.

17. Акаев В. X. Исламский фундаментализм на Северном Кавказе: миф или реальность // Центральная Азия и Кавказ. 2000. № 3.

18. Андриченко Л. В., Белоусова Е. В. Правовое положение коренных малочисленных народов Российской Федерации // Федеративное устройство России: история и современность. М., 1995.

19. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: теория, история, библиография. М., 1996.

20. Арупонян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология. М., 1998.

21. Арутюнов С. А. Адаптивное значение культурного полиморфизма // Этнограф, обозрение. 1993. № 4.

22. Арутюнов С. А., Чебоксаров Н. Н. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества // Расы и народы. М., 1972.

23. Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Кондратьев В. С., Сусоколов А. А. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования. М., 1984.

24. Аствацатурова М. А. Власть, политика, этничность в контексте исследовательского поиска // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. Ростов н/Д, 2007. № 1.

25. Аствацатурова М. А. Диаспоры в Российской Федерации: формирование и управление (Северокавказский регион). Ростов н/Д1. Пятигорск: СКАГС, 2002.

26. Ахмадов Ш. Б., Гумашвили Л. Э. Некоторые вопросы становления Чеченской государственности: история и современность // Журнал общественных наук и публицистики «Ойлы». М., 1998. № 1.

27. Бабосов Е. М. Основы конфликтологии. Минск, 2007.

28. Баранов А. В., Вартумян А. А. Политическая регионалистика. Курс лекций. Вып. 1- 5. М.: Изд-во Российского государственного социального университета, 2003-2005.

29. Баретт М. Развитие национальной идентичности: Концептуальный анализ и некоторые итоги западноевропейского исследования // Развитие национальной, этнолингвистической и религиозной идентичности у детей и подростков. М., 2001.

30. Бед еров И. Незаконная фамилия // Новая газета. 11 июля 2002.

31. Беляев Б. Г. Новые элементы в содержании насилия // Насилие в современной России: Материалы науч.-практ. конф. Ростов н/Д, 1999.

32. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995.

33. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

34. Бибикова О. Феномен «ваххабизма» // Азия и Африка сегодня. 1999. №8.

35. Блищенко В. И., Солнцева М. М. Региональные конфликты и международное право (вторая половина XX — начало XXI века). М., 2005.

36. Боташова А. Эскалация государственного терроризма // Власть. 2009. № 4.

37. Бромлей Ю. В. Еще раз о многообразии этничности // Расы и народы. М.: Наука, 1989.

38. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М., 1981.

39. Быков П., Громов А. От постсоветского к антисоветскому // Эксперт. Специальный выпуск. 2006. 25-31 декабря.

40. Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада. М., 2003.

41. Вальдман П. Этнический радикализм. Причины и следствия насильственных форм протекания межнациональных конфликтов с участием национальных меньшинств. М., 1999.

42. Василенко И. А. Источники и механизмы согласования в межкультурном диалоге // Цивилизации и культуры. Вып. 3. Россия и Восток: геополитика и цивилизационные отношения. М., 1996.

43. Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994.

44. Верховский А. М. Государство против радикального национализма: что делать и чего не делать. М., 2002.

45. Верховский А., Прибыловский В., Михайловская Е. Национализм и ксенофобия в российском обществе. М., 1998.

46. Возженников А., Стрельченко В. Внешняя сторона региональной безопасности России // Власть. 2009. № 4.

47. Воловикова М., Рязанова Т., Гренкова-Дикевич Л. Особенности религиозной идентификации в современной России // Развитие национальной, этнолингвистической и религиозной идентичности у детей и подростков. М.: Изд-во ИП РАН, 2001.

48. Волох В. Миграционная политика России // Власть. 2009.

49. Воронков В., Освальд И. Постсоветские этничности // Конструирование этничности. СПб., 1998.

50. Восток Запад. Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений. М., 2002.

51. Время новостей 11 августа 2008 г. // http://www.vremya.ru/2008/144/104/210098.html

52. Гаврилов Ю. А., Кофанова Е. Н., Мчедлов М. П., Шевченко А. Г. Конфессиональные особенности религиозной веры и представлений о еесоциальных функциях // Социологические исследования. 2005. № 6.

53. Гайнутдин Р. Ислам против терроризма // Терроризм и религия. М.: Наука, 2005.

54. Гакаев Дж. Чеченский кризис: истоки, итоги, перспективы. М,1999.

55. Геноцид как средство борьбы за независимость // http://www.lenta.ru/articles/2006/10/30/genocide

56. Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И. Регионоведение. М., 2002.

57. Глобализация, федерализм и региональное развитие // Социологические исследования. 2002. № 2.

58. Гоббс Т. Левиафан //Гоббс Т. Избр. произв.: В 2-х тт. М., 1964.г

59. Гожев К. М. Теория элит и социально-философский анализ конфликтных ситуаций // http://credonew.ru/content/view/269/27

60. Государство и право. 2004. № 7.

61. Губогло М. Н. Защита и самозащита национальностей // Этнополитический вестник. 1995.

62. Губогло М. Н. Идентификация идентичностей. Этносоциологические очерки. М., 2003.

63. Гулиев М. А., Коротец И. Д., Чернобровкин И. П. Этноконфликтология. Издательство: ИКЦ «МарТ», Издательский центр «МарТ». М., 2007.

64. Гумилев Л. Н. Этносфера: История людей и история природы. М., 1993.

65. Гумплович Л. Социология и политика. М., 1895.

66. Гусейнов А. Г. Природа этнополитических и конфессиональных конфликтов на Северном Кавказе и Дагестане // Многоэтничные сообщества в условиях трансформаций: опыт Дагестана. Материалы международной научной конференции. Москва, 25-27 мая 2004 г.

67. Давыдов В. Н. Наш идеал мир и согласие // Миграция и гражданство. 2003. № 2.

68. Демидов Ю. Н. Проблемы борьбы с преступностью в социально-бюджетной сфере. М., 2003.

69. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации в 90-х гг. / Отв. ред. JI. М. Дробижева. М., 1996.

70. Денисова Г. С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов. Ростов н/Д, 1996.

71. Денисова Г. С. Интеграционные процессы на Северном Кавказе как политическая проблема // Изв. высш. учеб. заведений. Северокавказский регион (Общ.). 1998. № 2.

72. Деятельность представительства полномочного представителя Президента РФ в РСО-А и РИ в августе-ноябре 1998. Вып. 4. Владикавказ-Назрань. 1998.

73. Дзадзиев А. Б. Республика Северная Осетия-Алания: современная этнополитическая ситуация. Информационно-аналитический сборник. Вып. 9. Владикавказ, Назрань. 2000.

74. Дзуцев X. В. Социально-психологическое самочувствие населения Чеченской Республики в постконфликтной ситуации / Май июль 2003 г. // Вестник РГНФ. 2005. № 3.

75. Дмитриев А. В. Исследовательская парадигма социального конфликта // Современная конфликтология в контексте культуры мира. М., 2001.

76. Дмитриев А. В. Ложное впечатление опасности // Российская газета. 2006. 8 сент.

77. Дмитриев А. В. Конфликтология. М., 2003.

78. Добаев И. П. Исламский радикализм в международной политике. Ростов н/Д, 2000.

79. Добаев И. П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика. Ростов н/Д, 2003.

80. Доронченков А. И. Межнациональные отношения и национальная политика в России: актуальные проблемы теории, истории и современной практики: Этнополитический очерк. СПб., 1995.

81. Дробижева Л. М. Историческое самосознание как часть национального самосознания народов. Традиции в современном обществе. М., 1990.

82. Дробижева Л. М. Национализм, этническое самосознание и конфликты в трансформирующемся обществе // Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 1990-х гг. М., 1994.

83. Дробижева Л. М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М., 2000.

84. Дробижева Л. М. Этнополитические конфликты. Причина и типология // Россия сегодня. Трудные поиски свободы. М., 2003.

85. Дробижева Л. М., Аклаев А. Р., Коротеева В. В., Солдатова Г. У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М., 2003.

86. Ермолов И. А. Этнические противоречия и этнические конфликты в современной России // Национальные отношения (Проблемы России): Матер, науч.-практ. Конференции аспирантов и студентов. Москва, 27 апреля 2000 года. М.: МНУЦ, 2000.

87. Ерохин А. М. Этнополитические аспекты трансформации российского общества. М., 2003.

88. Жданов Ю. А. Проблемы теории и истории культуры. Жданов Ю. А., Давидович В. Е. Сущность культуры. Изд. 2-е, перераб. / Отв. ред. Ю. Г. Волков. Ростов н/Д: Наука-пресс, 2005.

89. Жданов Ю. А., Давидович В. Е. Сущность культуры. Ростов н/Д,1979.

90. Запрудский Ю. Г. Региональные конфликты: понятие и специфика Северного Кавказа // Этнические конфликты и их урегулирование: Сборник научных статей. М.: Ставрополь, 2002.

91. Запрудский Ю. Г. Социальный конфликт. Ростов н/Д, 1992.

92. Здравомыслов А. Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М.: Аспект Пресс, 2002.

93. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. М., 1995.

94. Здравомыслов А. Г., Цуциев А. А. Этничность и этническое насилие // Социологический журнал. 2003. № 3.

95. Зорин В. Ю. Российская Федерация: проблемы формирования этнокультурной политики. М., 2002.

96. Игнатов В. Г., Бутов В. И. Южная Россия и ее регионы. М., Ростов н/Д, 2006.

97. Игнатов В. Г., Игнатова Т. В., Понеделков А. В. и др. Экспертные оценки конфликтогенных процессов на Юге России: Информационно-аналитические материалы. Ростов н/Д, 2006.

98. Ильин И. А. Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий. М., 2003.

99. Каламанов В. А. Осетино-ингушский конфликт: Деятельность федеральных органов власти по преодолению его последствий. Владикавказ — Назрань, 1998.

100. Каутский К. Развитие форм государства / Пер. А. Берлина. Ростов н/Д, 1905.

101. Кафтан В. Терминологическое противоборство вокруг концепта «терроризм» // Власть. 2009. № 4.

102. Клюзова М. JL Метафизические основы нравственно-религиозного жизнепонимания JI. Н. Толстого // Этическая мысль. М.: ИФ РАН, 2002.

103. Кожевникова Г. Радикальный национализм в России: проявления и противодействие. Обзор событий 2004 года. М., 2005.

104. Козер JI. А. Функции социального конфликта // Американская социологическая мысль. М., 1996.

105. Козлов А. С. Регулирование и разрешение конфликтов: стратегии, подходы и индивидуальные стили // Прикладная психология. М., 1999. № 5.

106. Козлов В. И. Проблематика «этничности» // Этнографическое обозрение. 1995. № 4.

107. Конфликты и консенсус. М., 1992.

108. Коркмазов А. К. Этнонолитические процессы на Северном Кавказе. Ставрополь, 1994.

109. Кулаковский В. А., Соловьев В. А. Проблемы постконфликтного урегулирования. Владикавказ, 2001.

110. Лебедева М. М., Юрченко В. М. Политическая конфликтология. Материалы к курсу. Краснодар, 2000.

111. Лоренц К. Агрессия. М., 2008.

112. Малашенко А. В. Исламские ориентиры Северного Кавказа. М.,2001.

113. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.

114. Матишов Г. Г., Авксентьев В. А., Батиев Л. В. Атлас социально-политических проблем, угроз и рисков Юга России. Ростов н/Д, 2008.

115. Межнациональные конфликты в постсоветском обществе.

116. Фрагменты доклада // Независимая газета. 2002. 10 янв.

117. Муслимов Т. К. К вопросу о «пятнадцатом этносе» // http://www.dagpravda.ru/article/2475

118. Пестель Э. За пределами роста. М., 1998.

119. Понеделков А. В., Старостин А. М. Легитимации политических элит России // Проблемы легитимации власти и социальное управление. Тезисы докладов и сообщений научной конференции 1 февраля 1996 г. Ростов н/Д, 1996.

120. Пути мира на Северном Кавказе. М., 2001.

121. Разрешение конфликтов: Пособие по обучению методам анализа и разрешения конфликтов. М., 1999.

122. Рамоне И. Геополитика хаоса. М., 2001.

123. Рябцев В. Н. Конфликтологическая работа на Кавказе в аспекте этнонациональных отношений: проблемы и перспективы. Ростов н/Д, 1999.

124. Рябцев В. Н., Сафарян С. М. «Карабахский узел»: этнонациональный конфликт в аспекте региональной геополитики. Ростов н/Д, 1996.

125. Сарматин Е. С. Чеченский государственный эксперимент: иллюзии и реальность // Научая мысль Кавказа. 1995. № 1.

126. Сафьянов В. И. Этика общения: проблема разрешения конфликта. М., 1997.

127. Сикевич 3. В. Социология и психология межличностных отношений. СПб., 1999.

128. Стризое А. Л. Политика и общество: социально-философские аспекты взаимодействия. Волгоград: Издательство ВолгоградскогоУгосударственного университета, 1999.

129. Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997.

130. Тощенко Ж. Т., Чаптыкова Т. И. Диаспора как объект социологического исследования // Социологические исследования. 1996. № 12.

131. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения / Пер. с англ. А. Гореловой. М.: Наука, 1992.

132. Флигстайн Н. Поля, власть и социальный талант. Материалы семинара Совета по исследованиям в области социальных наук. М., 1999.

133. Хоперская Л. Разрешение межэтнических конфликтов в Ростовской области // Власть. 2001. № 8.

134. Хоперская Л. Л., Харченко В. А. Республика Ингушетия, современная этнополитическая ситуация. Информационно-аналитический сборник. Вып. 9. Владикавказ — Назрань, 2000.

135. Цветков О. М. Взаимодействие общества и власти: противоречивые оценки и подходы на слушаниях в Пятигорске // Кавказский эксперт. Журнал для депутатов Государственной Думы РФ. 2007. № 1.

136. Цветков О. М. Локальный конфликт: «бытовой» или «межнациональный»? Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. Институт этнологии и антропологии РАН. 2007. № 72.

137. Чагилов В. Р. Этничность и постсовременность: политизированная этническая идентичность в условиях глобализации: Монография. Невинномысск: НИЭУП, 2002.

138. ЯмсковА. Этнический конфликт: проблемы дефиниции и типологии // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1997.

139. Ямсков А. Этнический конфликт: проблемы дефиниции и типологии // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1997.

140. Complexity of Conflict. N. Y.: Johnn Wiley& Sons, 1977.

141. Coser L. A. The Termination of Conflict // Readings in Social Evolution and Development / Ed. by S. Eisenstadt. L.; N. Y., 1970.

142. Demsetz, Harold. "Information and Efficiency: Another Viewpoint". Journal of Law and Economics, 7 (1966).

143. Gurr T. Why do Minorities Rebel? // Federalism against Ethnicity / Ed. By G. Bachler. Zurich, 1997.

144. Intergroup conflict and cooperation: The Robbers' Cave experiment. Norman, OK: University of Oklahoma Institute of Intergroup Relations.

145. Sandole D. A. Comprehensive Mapping of Conflict and Conflict Resolution http ://www. gmu.edu/academic/pcs/sandole/htm

146. Sherif M., Harvey O. J., White B. J., Hood W. R., Sherif C. W., 1961.

147. Simon H. A. Models of Man. N. Y.: Johnn Wiley& Sons, 1957.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.