Просветительские и религиозные тенденции товарищества передвижных художественных выставок во второй половине XIX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Меркушев Альберт Николаевич

  • Меркушев Альберт Николаевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2022, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 199
Меркушев Альберт Николаевич. Просветительские и религиозные тенденции товарищества передвижных художественных выставок во второй половине XIX века: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва». 2022. 199 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Меркушев Альберт Николаевич

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. КУЛЬТУРА В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. И МЕСТО ПЕРЕДВИЖНИКОВ В НЕЙ

1.1. Создание Товарищества передвижных художественных выставок в условиях культурно-просветительской динамики России

второй половины XIX в

1.2. Передвижные художественные выставки: оценка современниками

и художественная критика

ГЛАВА 2. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ПЕРЕДВИЖНИКОВ

2.1. Творчество В. М. Васнецова и его просветительская деятельность

2.2. Художественная лаборатория в Абрамцеве и влияние

передвижников на художественные процессы в провинции

ГЛАВА 3. ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК КАК ФЕНОМЕН РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

3.1. Религиозные и просветительские аспекты передвижничества: метод-функция «поддерживающее искусство»

3.2. Личностно-эмотивный тип религиозной живописи второй

половины XIX в

3.3. Культурологический аспект изучения жизни и творчества

неизвестных передвижников

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Просветительские и религиозные тенденции товарищества передвижных художественных выставок во второй половине XIX века»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Изучение русской культуры второй половины XIX в., периода ее небывалого расцвета, актуально для общества XXI в., которое в очередной раз стоит перед выбором пути. В современной России назрела необходимость возрождения национального самосознания народа, возвращения к подлинным духовным ценностям. Эту задачу осознавали и ставили перед собой многие деятели культуры второй половины XIX в. В этот период, как никогда в истории России, культура способствовала просвещению своего народа, борьбе с невежеством и суеверием, достижению социальной справедливости, что актуально и в настоящее время.

Значимую роль в подъеме отечественной культуры во второй половине XIX в. играло Товарищество передвижных художественных выставок (далее - Товарищество), организованное в 1870 г. и просуществовавшее вплоть до 1923 г., более полувека, что само по себе беспрецедентно для нашей страны. Можно сказать, что Товарищество и широкое культурно-общественное движение, им вдохновленное, олицетворяло дух этого времени, задавало вектор развития культуры и во многом определило ее содержание. Деятельность передвижников вызывала ощутимый общественный резонанс и затрагивала не только столичную культуру, но и имела большой отклик в провинции. В связи с чем используемый далее в исследовании термин «передвижничество» имеет ярко выраженное культурологическое значение.

Русская литература и живопись второй половины XIX в. становятся по-настоящему народными. Писатели и художники - властители дум не только образованной элиты, но и широких слоев населения. Прогрессивно-демократическое движение в русской живописи и художники, участвующие в нем, несмотря на характерные для данной эпохи идейные противоречия, оказали сильное влияние на всю культурную жизнь страны. Творчество

передвижников отличает высокий профессионализм, явившийся следствием усвоения достижений европейской живописи, и глубокий реализм, с присущим ему народным характером и этико-философской направленностью. Многие художники наполняют свои произведения религиозным, преимущественно христианским содержанием, что не всегда отмечают исследователи культуры данного периода, видя в основном в передвижниках выразителей революционно-демократических идей.

Художники-передвижники в своих полотнах на исторические и библейские темы решали проблемы философского и этического характера, не ограничиваясь вопросами современности. Удивительным образом в их картинах была показана ретроспектива всей человеческой истории. И это у них получалось благодаря тому, что они искали «жемчуг» (Мф. 13:40) по библейскому выражению; такой аксиологической доминантой был образ идеального человека. Принадлежа к общеевропейской традиции, передвижники не случайно выбрали Христа в качестве такого идеала. Не отличаясь в большинстве своем особой религиозностью, пройти мимо евангельской истории они не могли. В этом проявилась их творческая прозорливость, последовательность и объективность. Как художники, они не отказывались от личностной интерпретации сюжетов из Священной истории. Образ Христа, как страдальца за идею и спасителя мира, был использован ими для более яркого выражения своих гуманистических убеждений. Наряду со значительным вкладом в формирование русской школы живописи, о чем свидетельствуют картины членов Товарищества, соборный «дух» передвижников не менее ценен и актуален для русской культуры и в наше время. Собственно, результаты их трудов можно считать следствием единодушно-соборного «духа» в понимании назначения искусства и творчества.

Степень научной разработанности. Тема культуры и просвещения в России второй половины XIX в. в российской науке не новая, имеющая к

тому же различные ракурсы рассмотрения. В исследовании использовались основные фундаментальные труды отечественной культурологии, философии, искусствознания. Перед нами стояла задача изучить эти источники и дать обобщающие выводы состояния русской культуры.

Объем литературы по данной тематике поистине необозрим. В выборе источников для нас было важно найти те из них, которые отвечали бы поставленным задачам исследования. Первыми из них являются источники, дающие общую характеристику культуры изучаемого периода, где авторы описывают не только культурные процессы того времени, но и определяют генезис и эволюцию русской культуры. Теоретические концепты этих источников, явившихся вследствие изучения культурно-исторических процессов, можно отнести к базовым ценностям русской культуры.

К источникам, позволяющим восстановить картину состояния культуры России второй половины XIX в., мы относим труды Н. А. Бердяева, А. И. Клебанова, Д. С. Лихачева, Т. А. Пархоменко, В. А. Сапрыкина.

Н. А. Бердяев - крупнейший русский философ XX в., много писал о русской культуре, и его размышления для нас интересны тем, что он был связан с культурой дореволюционной России, хорошо ее знал и видел ее глубинные основания. К тому же он был очевидцем крушения Российской империи и создания на ее обломках советской культуры, был большую часть жизни в эмиграции и мог наблюдать, как выживает русская культура в условиях изгнания вне отечественной почвы. Бердяев разделяет историю русской культуры на шесть периодов (цивилизаций): Россия киевская, Россия татарского периода, Россия московская, Россия петровская, имперская, Россия советская. Но при этом он видит их как отдельные цивилизации, сменяющие одна другую. Он считает, что для русской культуры характерна прерывность, а из этого вытекает то, что на каждом этапе русская культура начинает свое формирование заново или через отрицание предыдущей культурной традиции.

A. И. Клебанов как религиовед подходит к русской культуре со стороны религиозного мировоззрения и различает в ней четыре типологии: народное верование (языческие, языческо-христианские, христианские), народная версия христианства, явление христианского еретизма, внецерковная и внерелигиозная христианская культура. И он тоже их осмысливает, как отдельные духовные ареалы, не смешиваемые внутри единой русской культуры. Это дает возможность увидеть сложный мультикультурный характер российского общества, а следовательно -неоднозначность многих факторов, влияющих на культурную динамику России.

B. А. Сапрыкин, не соглашаясь с Н. А. Бердяевым и А. И. Клебановым, в своем исследовании «Русская культура, генезис, самобытность, амбивалентность», основополагающим признаком русской культуры считает, как раз непрерывность и целостность. Он пишет: «Сам факт наличия русской культуры вследствие органичной функциональности русского общества, ее постепенное развитие, поэтапное увеличение сферы действия, переход от низших аксиологий к высшим, есть признак «целостной органичной культуры»1. Точка зрения В. А. Сапрыкина, в отличие от мнений Н. А. Бердяева и А. И. Клебанова, обладает тем преимуществом, что при учете историко-культурных особенностей русской культуры открывает ее общие черты, носящие ментальный характер: непрерывность, устойчивая иерархия ценностей, пластичность и универсализм.

Амбивалентность русской культуры (например, язычество и христианство) В. А. Сапрыкин считает сильно преувеличенной, и «утверждать, что русская культура не имеет преемственности, являющейся признаком целостной органичной культуры, нельзя»2. Все эти признаки

1 Сапрыкин В. А. Русская культура: понятие, генезис, самобытность, амбивалентность. М.,

2005. С. 58.

2

Там же.

русской культуры явились следствием духовно-культурного творчества русского народа.

В. А. Сапрыкин, в подтверждении одаренности русского народа и его «духовности», опирается на труды выдающихся русских философов, в частности, Н. О. Лосского. Так например, Лосский о даровитости русского народа писал: «Русский народ поражает многосторонностью своих способностей. Ему присуща высокая религиозная одаренность, способность к высшим формам опыта, наблюдательность, точное воспроизведение красоты и связанная с ним артистичность, творческая прозорливость, последовательность и объективность» . Сапрыкину близка и позиция Д. С. Лихачева, который основными чертами русского народа универсализм, вселенскость, доброту и открытость русских друг к другу, а также к другим народам и культурам. Лихачев пишет: «Самая характерная черта русской культуры, проходящая через всю ее тысячелетнюю историю, <...> ее вселенскость, универсализм»4. Наряду с этим, русское искусство отмечается страстностью и темпераментностью, устремленностью к простору, свету, свободе, любовью к родной земле, что ярко проявляется в литературе, живописи, музыке, зодчестве, театре, кино и других видах искусства. Концепция В. А. Сапрыкина по своей полноте в понимании онтологии русской культуры наиболее близка нашему пониманию и вполне соответствует теме нашего исследования, на нее во многом пришлось опираться в работе.

Если труд В. А. Сапрыкина «Русская культура: Понятие, генезис, самобытность, амбивалентность» раскрывает особенности ментальности русской культуры в целом, то труд Т. А. Пархоменко «Культура России и просвещение народа во второй половине XIX века - начале XX»5 посвящен культуре России в исследуемый нами период, и в нем уделено значительное

3 Там же. С. 88.

4 Лихачев Д. С. Русское искусство от древности до авангарда. М., 1992. С. 58.

5 Пархоменко Т. А. Культура России и просвещение народа во второй половине XIX -начале XX века. М., 2001. 257 с.

место образованию, при этом, образованию народному, что находится также в фокусе нашего исследования.

По мысли автора «образование, культура стали важными социально-экономическими факторами модернизации в России»6. Новые капиталистические отношения, зарождающиеся в России, где инициативность основывалась не просто на желании получить прибыль, но и принести пользу отечеству и народу, стали следствием постижения новых открытий в результате научно-технического прогресса. В соединении с достижениями в сфере культуры и общественной мысли, это явилось одной из причин необычайного расцвета русской культуры в середине XIX и начале XX вв.

Демократизм, ставший на тот момент общей тенденцией, стал причиной перемен и в области культуры. Сложившаяся в результате усвоения достижений европейской культуры, так называемая культура элиты, должна была уступить место культуре более близкой к народу. Т. А. Пархоменко пишет: «На повестку дня была поставлена проблема народа и

7

культуры» .

Эта тенденция ярко проявилась в деятельности передвижников, искусство которых пришло на смену академизма и классицизма. Элитарная живопись Академии уступила место демократическому искусству И. Н. Крамского, В. Г. Перова, В. Д. Поленова, И. Е. Репина, и др. В определенном смысле мы наблюдаем один из признаков русской культуры - непрерывность и преемственность, и в тоже время - формирование новой культурной фазы.

Т. А. Пархоменко в русской культуре выявляет и прослеживает новые черты этого периода: «Бурное развитие капитализма привело к созданию в России нового самостоятельного направления - отечественной культуры и совершенно новой отрасли народного образования, так называемого

6 Там же. С. 5.

7 Там же. С. 15.

образования внешкольного или культурно-просветительского дела, главная задача которого состояла в просвещении взрослого населения страны, организации его культурного досуга, в активном включении народа в культурное строительство России»8.

Таким образом, исследователь отмечает важную черту рассматриваемого нами периода: в культурном строительстве активное участие, кроме правительственных учреждений и земств, принимали также буржуазия и интеллигенция. Создавались народные университеты, народные школы, классы и курсы для взрослых, музеи, библиотеки, народные театры. Их деятельность освящалась в журналах: «Вести воспитателя» (1905-1916), «Ежедневник внешкольного образования» (1907-1910). Многие народности, входившие в состав Российской империи, такие как поляки, евреи, немцы, украинцы, калмыки, буряты, осетины, горцы имели свои учреждения культуры.

Переход от элитарного искусства к народному просвещению, что пропагандировалось и поддерживалось передвижниками, явился следствием внутренней динамики русской культуры, ее последовательности в реализации сокрытых духовных интенций. Идея просвещения - одна из фундаментальных ценностей христианской культуры. Не случайно русская культура, заимствовавшая у Европы идею просвещенного монарха, способного к созидающей христианской миссии, последовательно развивается до необходимости народного просвещения. Труд Т. А. Пархоменко точно описывает это замечательное явление в русской культуре.

Творчеству передвижников посвящено немало работ, но наиболее крупными исследованиями русского искусства XIX в. являются работы профессора Московского государственного университета Д. В. Сарабьянова. Назовем лишь несколько его трудов: «Образы века. О русской живописи XIX в., ее мастерах и их картинах» (1967), «Русская живопись XIX в. среди

8 Там же. С. 3.

европейских школ: опыт сравнительного исследования» (1980), «История русского искусства конца XIX - начала XX века» (1993) и «Русская живопись: пробуждение памяти» (1998)9 Автор, придерживаясь позиции строгого историзма и материализма, объясняет подъем в искусстве XIX в. преимущественно историко-социальными причинами. Это и понятно, учитывая в какое непростое для русской культуры время писались эти труды, когда требования соответствовать господствующей идеологии были не только со стороны партноменклатуры, но и среди представителей искусства и науки находились верные сторонники коммунистической идеологии. Его вывод очевиден: русская культура XIX в. формировалась в период обострения социально-политических противоречий России, именно это и стало основополагающим фактором для развития искусства второй половины XIX столетия. Тем не менее, появление русского реализма, представителями которого являются передвижники, Д. В. Сарабьянов объясняет стремлением художников (не только живописцев, но и представителей всех творческих профессий) к правде, которая понимается не только как «социальная» правда (у представителей критического реализма), а как правда жизни во всем ее многообразии. Он пишет: «В основе реалистического метода лежало стремление к правде, которая понималась теперь широко - как правда жизни общества, истории, бытия отдельного человека, каждого факта реальности»10. Далее он указывает на точное соприкосновение русской культуры с политическими тенденциями середины и второй половины XIX в.: «Выступая за раскрытие правды жизни, реализм уже одним фактом своего существования оказался созвучным политическому радикализму»11.

9 Сарабьянов Д. В. Образы века. О русской живописи XIX столетия, ее мастерах и их картинах. М., 1967. 176 с.; Русская живопись XIX века среди европейских школ : [опыт сравнит. исслед.]. М., 1980. 261 с.; История русского искусства конца XIX - начала XX века. М., 1993. 320 с.; Русская живопись. Пробуждение памяти. М., 1998. 432 с.

10 Сарабьянов Д. В. История русского искусства второй половины XIX века. М., 1989. С. 4.

11 Там же. С. 5.

«Никогда ранее политическая и эстетическая сферы не подходили так близко друг к другу»12.

Д. В. Сарабьянов вполне убедительно мотивирует интенциональность творчества художников и писателей XIX столетия. «Писатели несли в своем творчестве высокую мораль и проповедовали в качестве главной цели

13

художественного творчества служение человечеству» . Не обходится это и без социально-идеологической составляющей. Он пишет: «Социальные противоречия в России во второй половине XIX в. были настолько обнажены, что они как бы сами просились на холст или страницы романа»14. «Просветители 60-х гг., выступавшие чрезвычайно активно, ставили своей задачей борьбу (преодоление) тяжелого наследства крепостничества»15. Ценно в трудах Сарабьянова и то, что он дает пространный экскурс общей картины русской культуры XIX века, не обходит своим вниманием тенденции в художественном образовании и жизни художников на периферии.

Художественная критика советского периода по вполне очевидным причинам носила не скрываемый идеологический характер. Наследие передвижников, как и движение «народников» XIX в., для идеологов социализма были явлениями одного порядка, и это служило точкой отсчета для изучения русского искусства второй половины XIX в. Революционно-демократические тенденции тех лет в жизни России и в ее культуре, советским искусствознанием признавались едва ли не основными и единственными для ее объективной оценки.

К теме передвижничества обращался и Г. Ю. Стернин. Понимая сложный характер передвижничества, он пишет: «Члены "Товарищества", на долгие годы связавшие свое творчество с самыми важными социальными проблемами страны, встали вместе с крупнейшими писателями и

12 Там же. С. 6.

13 Там же. С. 7.

14 Там же. С. 6.

15 Там же. С. 8.

композиторами во главе всей умственной жизни послереформенной эпохи»16. Он отмечает также неоднозначность восприятия новых тенденций в искусстве критиками в этот период.

Г. Ю. Стернин обратил внимание на неоднородность позиций и внутри самого передвижничества, на то, что за общими декларациями порой могли стоять очень разные мировоззренческие основы и это со временем стало проявляться все больше. Передвижники провозгласили главной своей задачей демократическую направленность в своем творчестве, в отличие от академизма и салонной живописи, не желающими «пачкаться» маргинальными темами. Но к началу ХХ в. движение стало терять высокий градус идейности. Многие из них высказывались за искусство свободное от моральной тенденциозности. Так о И. Е. Репине Г. Ю. Стернин писал: «Главную опасность красоте И. Е. Репин видел не в самих явлениях искусства того времени, а вне их, во всяком роде моральных учениях». «Он выступал резко против превращения искусства в "иллюстрацию идей общего

17

блага"» . По этим причинам многие выдающиеся художники-передвижники:

A. Е. Архипов, В. М. и А. М. Васнецовы, С. В. Иванов, И. С. Остроухов,

B. А. Серов покидают Товарищество. Кризис народнического движения, наметившийся к концу XIX - началу ХХ вв., коснулся и сферы искусства: все меньше появляется картин, способных затрагивать душу и сердце зрителя, питать его ум высоким гражданским содержанием.

В конце ХХ в., по мере ослабления идеологического давления, такие ученые как Г. К. Вагнер и С. М. Даниэль стали применять более углубленный подход в изучении русской живописи, находя в ней сакральное единство с

древней иконой, отмечая в творчестве многих художников органичную связь

18

с библейской тематикой. «В поисках истины» (1993) Г. К. Вагнера и

16 Стернин Г. Ю. Русская художественная культура второй половины XIX - начала XX века. М., 1984. С. 65.

17 Там же. С. 80, 186.

18 Вагнер Г. К. В поисках истины : Религиозно-философские искания русских художников, середина XIX в. М., 1993. 175 с.

«Библейские сюжеты» (1994) С. М. Даниэля19 выводят исследования на новый уровень постижения русской живописи, подчеркивая ее духовный характер.

К сожалению, в ракурсе рассмотрения деятельности передвижников с точки зрения их религиозности и просветительства, который использован в данном исследовании, работ совсем немного. Выделим из них две: диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук Л. В. Малафеевой «Эстетика И. Н. Крамского: теория и практика» (2003) и диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения М. В. Москалюк «Мировоззренческие и художественные особенности

творчества передвижников: религиозный аспект» (2006).

20

Докторская диссертация М. В. Москалюк является удачной попыткой по-новому, с позиции христианской аксиологии посмотреть на наследие передвижников, его самых ярких представителей: Н. Н. Ге, И. Н. Крамского, В. Д. Поленова, И. Е. Репина, В. И. Сурикова. В ней дается развернутая характеристика исторических предпосылок появления школы передвижников, анализируется деятельность художников, их христианское мировоззрение. Выводы, сделанные автором, могут использоваться в разработке темы нашего исследования.

Недостатком работы, на наш взгляд, является то, что автор, в некоторых случаях, подвергая анализу произведения художников-передвижников, отходит от строгого культурологического метода в исследовании и применяет методы эмпирического характера, что ближе к искусствоведению, чем к культурологии и философии. Примером может являться анализ картины И. Н. Крамского «Христос в пустыне» (1872).

В парадигме выбранного нами направления в изучении творчества передвижников в диссертации Л. В. Малафеевой нам близки две

19 Даниэль С. М. Библейские сюжеты. СПб., 1994. 207 с.

20 Москалюк М. В. Мировоззренческие и художественные особенности творчества передвижников: религиозный аспект: религиозный аспект : дис. ... д-ра искусствоведения : 17.00.04. М., 2006. 326 с.

обозначенные автором цели: анализ теоретических воззрений И. Н. Крамского на содержание и форму в искусстве и деятельность художника в эстетическом воспитании народа, в организации искусства как формы социальной жизни. Интересно в работе и то, что в главе, посвященной мировоззрению И. Н. Крамского, Л. В. Малафеева отмечает знакомство И. Н. Крамского с идеями французского философа Прудона. Для нас это особенно важно, поскольку в работе, в качестве одного из методов исследования, мы применяем историко-культурологический метод. И. Н. Крамскому близка идея Прудона об обязанности искусства служить обществу. Л. В. Малафеева правильно определяет один из главных тезисов И. Н. Крамского - идеальное искусство создает художественный образ, основываясь на действительности. Он призывает «расстаться с романтизмом и повернуться лицом к действительности»21.

Автор отмечает связь передвижников с общественно-политическим движением середины и второй половины XIX в. - народничеством. Пересечения двух сфер жизни российского общества: искусства и политической активности молодежи стало возможным благодаря общим целям - отражению действительности, где закладывались «идеальные» преобразующие контенты и хождение в народ, попытки реально изменить жизнь русского народа, от просвещения, образования и повышения культурного уровня до радикального изменения существующего политического строя и попыток физического устранения его наиболее ярких представителей.

По Канту только человек может быть идеалом красоты. Гегель, а после него русские революционеры-демократы В. Г. Белинский и Н. Г. Чернышевский рассматривали эстетический идеал как представление о высшей красоте человека в жизни. В. Г. Белинский усматривал источник идеала в самой действительности. Он характеризует действительность как

21 Малафеева Л. В. Эстетика И. Н. Крамского: теория и практика : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.04. Кострома, 2003. С. 21.

источник идеала, последний представляет собой образ, отражающий

объективные тенденции реальности, выражающие нечто должное, а не

22

сущее .

В живописи и литературе второй половины XIX в. тема положительного героя является одной из главных. И, как правильно заметил Д. В. Сарабьянов, «критический реализм приобрел новую форму, он обогатился положительной проблематикой»23.

В вопросе сочетания идейности и художественности в искусстве автором диссертации совершенно справедливо было отмечено, что Крамской разделял мнение Н. Г. Чернышевского о том, что «только произведение, в котором воплощена истинная идея, бывает художественно, если форма

24

совершенно соответствует идее» .

Интерес современных исследователей к христианской тематике и духовному содержанию творчества передвижников имеет в себе внешне закономерные философские, культурологические и моральные основания. Как к феномену культуры современным искусствоведением и культурологией применим метод, получивший в философии название герменевтический круг. Оценка наследия передвижников с позиции общественно-социальной востребованности, лежащей в основе критического реализма (в советский период соответственно-соцреализма), в новом своем витке затрагивает духовную сферу артефакта, внимание к которой стало возможным благодаря изменениям, произошедшим в российском обществе в постсоветский период: отказ от навязывания искусству жестких, идеологически рамок, основанных на материалистическом мировоззрении. Художественный образ, помимо формально-реалистической и идейно-смысловой составляющей, лежащей на «поверхности» артефакта, стал рассматриваться в своем духовном, сакральном подтексте.

22 Там же. С. 79.

23 Там же. С. 83.

24 Там же. С. 87.

Духовный аспект творчества передвижников выделяется многими современными авторами. В диссертации В. О. Гусаковой «Церковная живопись конца XIX - начала XX вв. Виктор Васнецов и его

25

последователи» , исследовании Л. Б. Горюновой об Апполинарии Васнецове «Творчество

А. М Васнецова как отражение национально-культурного сознания рубежа XIX - XX веков»26 обращает на себя внимание то обстоятельство, что авторы в иллюстрации духовных интенций художников используют христианскую аксиологию, хотя и делают это в контексте культурологического подхода. Нам близок этот метод, но в своей работе мы считаем необходимым христианские, ментальные стороны творчества русских художников обозначить доминирующими.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Меркушев Альберт Николаевич, 2022 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

I. Источники

1. Бенуа, А. Н. Мои воспоминания : в 5 кн. / Александр Бенуа ; [изд. подг. Н. И. Александрова и др.]. - Москва : Наука, 1980. - (Литературные памятники : ЛП / Российская акад. наук).

2. Библия : Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. -Москва : Изд. Моск. Патриархии, 1983. - 1372 с.

3. Василий Дмитриевич Поленов : письма, дневники, воспоминания / сост.: Е. В. Сахарова ; общ. ред. и вступ. статья А. Леонова. - 2-е изд. -Москва ; Ленинград : Искусство, 1950. - 520 с.

4. Василий Дмитриевич Поленов. Елена Дмитриевна Поленова : хроника семьи художников : [письма, дневники, воспоминания] / [сост. и вступ. статья, с. 6-46, Е. В. Сахаровой] ; общ. ред. А. И. Леонова. - Москва : Искусство, 1964. - 838 с., 16 л. ил.

5. Васнецов, В. А. Страницы прошлого : воспоминания о художниках братьях Васнецовых / Всеволод Васнецов. - Ленинград : Художник РСФСР, 1976. - 196 с.

6. Виктор Васнецов. Письма. Новые материалы / Рос. акад. художеств, С.-Петербург. гос. акад. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина ; авт.-сост. Л. Короткина ; науч. ред. В. А. Леняшин; дизайн: Т. Гоголева ; ред. Г. Кукушкина. - Санкт-Петербург : АРС, 2004. - 319 с. : ил.

7. Виктор Михайлович Васнецов: Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников / [вступ. ст., С. 6-37, сост. и примеч. Н. А. Ярославцевой]. - Москва : Искусство, 1987. - 496 с.

8. Достоевский, Ф. М. Об искусстве : статьи и рец. : отрывки из «Дневника писателя» : письма : из записных тетрадей и записных книжек : из

худож. произведений : из воспоминаний о Ф. М. Достоевском / сост., вступ. статья и примеч. В. А. Богданова. - Москва : Искусство, 1973. - 631 с.

9. «Душа моя при тебе...» : братья Васнецовы. Письма / сост.: Р. Я. Лаптева, Т. В. Малышева. - Киров: [б. и.], 2019. - 431 с. : ил., фот.

10. Законодательные акты переходного времени, 1904-1908 г. : сборник законов, манифестов, указов Правительствующему Сенату, рескриптов и положений Комитета министров, относящихся к преобразованию государственного строя России, с приложением алфавитного предметного указателя / Гос. Публичная историческая б-ка России; под ред. Н. И. Лазаревского. - Изд. 3-е, пересмотренное и доп. по 1 сент. 1908 г. -Москва : Гос. публичная ист. б-ка России, 2010. - 883 с.

11. Крамской, И. Н. Крамской об искусстве : сборник / И. Н. Крамской; сост., авт. вступ. ст. Т. М. Коваленская. - Изд. 2-е, доп. - Москва : Изобразит. искусство, 1988. - 171 с.

12. Крамской, И. Н. Переписка И. Н. Крамского. - Москва : Искусство, 1953-1954. - 2 т.

13. Крамской, И. Н. Переписка с художниками / И. Н. Крамской ; [подгот. к печати и примеч. Е. Г. Лефенфиш и др.]. - Москва : Искусство, 1954. - 668 с., 10 л. ил.

14. Л. Н. Толстой и художники : Толстой об искусстве : письма, дневники, воспоминания [о Л. Н. Толстом / [сост. и авт. вступ. статьи, с. 343, И. А. Бродский]. - Москва : Искусство, 1978. - 374 с.

15. Мамонтов, В. С. Воспоминания о русских художниках : (Абрамцевский художественный кружок) / В. С. Мамонтов. - Москва : Изд-во Акад. художеств СССР, 1974. - 177 [3] с.

16. Минченков, Я. Д. Воспоминания о передвижниках / Яков Минченков - Москва : АСТ-Пресс книга , 2010. - 381, [1] с., [40] л. ил.

17. Мясоедов, Г. Г. Письма. Документы : Воспоминания о Г. Г. Мясоедове / Г. Г. Мясоедов ; вступ. ст. Л. М. Тарасова ; примеч. Н. Л. Приймак. - Москва : Изобразит. искусство, 1972. - 327 с., ил.

18. Нестеров, М. В. Воспоминания / М. В. Нестеров ; подгот. текста, вступ. ст. и коммент. А. А. Русаковой - Москва : Сов. художник , 1989. - 412, [1] с.

19. Нестеров, М. В. Давние дни : встречи и воспоминания / [подготовка текста, введ. и примеч. К. Пигарева]. - [2-е изд., доп.]. - Москва : Искусство, 1959. - 399 с.

20. Письма Аполлинария Михайловича Васнецова брату Аркадию Михайловичу Васнецову и его семье в Вятку. 1895-1931 гг. / подгот. Т. В. Малышева // Герценка : Вятские записки: [научно-популярный альманах] / Киров. гос. универс. обл. науч. б-ка им. А.И. Герцена ; [редкол.: Н. П. Гурьянова (сост.) и др.]. - Киров, 2003. - Вып. 5. - С. 38-46.

21. Прахов, Н. А. Страницы прошлого : очерки-воспоминания о художниках / общ. ред. В. М. Лобанова. - Киев : Изомузгиз, 1958. - 308 с.

22. Салтыков-Щедрин, М. Е. Об искусстве : избранные статьи, рецензии и высказывания / М. Е. Салтыков-Щедрин. - Москва ; Ленинград : Искусство, 1949. - 397 с.

23. Стасов, В. В. Избранные сочинения : в 3 т. : живопись, скульптура, музыка / В. В. Стасов ; редкол.: Е. Д. Стасова [и др.] ; сост. П. Т. Щипунов. -Москва : Искусство, 1952. - 3 т.

24. Стасов, В. В. Письма к деятелям русской культуры : [в 2 т.] / [подготовка писем и коммент. Н. Д. Черникова ; [отв. ред. Ю. С. Калашников] ; АН СССР. Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР. -Москва : Изд-во АН СССР, 1962-1967. - 2 т.

25. Стасов, В. Собрание сочинений В.В. Стасова. 1847-1886 : С прил. его портр. и снимка с поднес. ему адреса. Т. 1-4. - Санкт-Петербург : тип. М.М. Стасюлевича, 1894-1906. - 4 т.

26. Товарищество передвижных художественных выставок, 1869-1899 : письма, документы : [в 2 кн. / сост.: В. В. Андреева и др.]. - Москва : Искусство, 1987. - 2 кн.

27. Труды Первого Съезда русских художников и любителей художеств [в 1894 году], созванного по поводу дарования галереи П. и С. Третьяковых городу Москве / Моск. о-во любителей художеств. - Москва, 1900. - V, XXII, 275 с.

28. Чернышевский, Н. Г. Эстетические отношения искусства к действительности : диссертация / Н. Г. Чернышевский // Собрание сочинений : в 5 т. : [статьи по философии и эстетике ] / [сост. и общ. ред. Ю. С. Мелентьева ; примеч. П. Николаева].- Москва : Правда, 1974. - Т. 4. -С. 5-92. - (Библиотека «Огонек». Библиотека отечественной классики).

29. Чистяков, П. П. Письма, записные книжки, воспоминания / П. П. Чистяков ; материалы подготовлены к печати и примечания к ним составлены Э. Белютиным и Н. Молевой. - Москва : Искусство, 1953. - 590 с.

II. Монографии, статьи, альбомы

30. Абрамцево = Abramtsevo : Худож. кружок. Живопись, Графика. Скульптура. Театр. Мастерские : [сб. ст. / науч. ред. Г. Ю. Стернин] - Л. : Художник РСФСР , 1988. - 315, [2] с.

31. Алексей Иванович Корзухин : [альбом] / [авт. сост. и авт. предисл. Вл. Толстой; ред. К. Еринова]. - Москва : Изогиз,1960. - [7] е., 10 л. ил. -(Мастера русского искусства).

32. Алексей Корзухин: [альбом] / [авт. текста Н. Майорова; ред. Л. Жукова]. - Москва : Белый город, 2007. - 48 с. ; ил.

33. Алешина, Л. С. Русское искусство XIX - начала XX века / авт. текста Л. С. Алешина, М. М. Ракова, Т. Н. Горина ; [Науч.-исслед. ин-т

теории и истории изобразит. искусств Акад. художеств СССР]. - [Москва : Искусство, 1972]. - 101, ДОЦ с., 160 л. ил. : ил.

34. Алпатов, М. В. Этюды по истории русского искусства / М. В. Алпатов. - Москва : Искусство, 1967. - 234 с., 46 л. ил. : портр.

35. Бенуа, А. Н. История русской живописи в XIX веке. [Т. 4] / А. Н. Бенуа. - Санкт-Петербург : Изд. т-ва «Знание», 1902. - 285 с.

36. Бенуа, А. Н. Русская школа живописи / Александр Бенуа. - Санкт-Петербург : издание Т-ва Р. Голике и А. Вильборг, 1904. - Вып. 2. - 1904. -[10] л. ил., цв. ил., портр.

37. Бердяев, Н. А. Дух и реальность : основы богочеловеческой духовности. Я и мир объектов : опыт философии одиночества и общения / Н. А. Бердяев. - Москва : АСТ : Хранитель, 2007. - 382 с.

38. Бердяев, Н. А. О назначении человека : [сборник] / Н. А. Бердяев; [авт. вступ. ст. П. П. Гайденко; примеч. Р. К. Медведевой]. - Москва : Республика, 1993. - 382, [1] с.

39. Бердяев, Н. А. О человеке, его свободе и духовности : избр. труды / Н. А. Бердяев ; ред.-сост.: Л. И. Новикова, И. Н. Сиземская ; Акад. пед. социальных наук, Моск. психолого-социальный ин-т. - Москва : Флинта, 1999. - 312 с.

40. Бердяев, Н. А. Самопознание : (опыт философской автобиографии) / Н. А. Бердяев. - Москва : Книга, 1991. - 446 с.

41. Бердяев, Н. А. Судьба России / Николай Бердяев; [послесл. К. Ковалева]. - Москва : Сов. писатель, 1990. - 346 с. - (Рус. мысль).

42. Берков, П. Н. Основные вопросы изучения русского просветительства / П. Н. Берков // Проблемы русского просвещения в литературе XVIII века : [материалы конференции. 20-21 окт. 1959 г.] / Акад. наук СССР. Ин-т русской литературы (Пушкинский дом); [отв. ред. чл.-кор. Акад. наук СССР П. Н. Берков]. - Москва ; Ленинград : Изд-во Акад. наук СССР, [Ленингр. отд-ние], 1961. - С. 5-27.

43. Беспалова, Н. И. Русская прогрессивная художественная критика второй половины XIX века : очерки / Н. И. Беспалова, А. Г. Верещагина ; под ред. М. М. Раковой. - Москва : Изобр. искусство, 1979. - 278 с.

44. Бессонов, Б. Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей / Б. Н. Бессонов ; Рос. акад. управления, Гуманит. центр, Каф. философии. -Москва : Луч, 1993. - 252, [1] с. - (Русские мыслители).

45. Бурова, Г. П. Товарищество передвижных художественных выставок : в 2 т. / Г. Бурова, О. Гапонова, В. Румянцева. - Москва : Искусство, 1952-1959. - 2 т.

46. Бычков, В. В. Религиозно-эстетическое сознание в России Х1Х-ХХ веков / В. В. Бычков // Вопросы искусствознания. - 1997. - № 1 (Х). -С. 317-340.

47. Вагнер, Г. К. В поисках Истины = In search of Truth : религиозно-философские искания русских художников, середина XIX в - начало XX века / Г. К. Вагнер. - Москва : РИП-холдинг, 2014. - 189 с. : ил.

48. Валицкая, А. П. Русская эстетика XVIII века : ист.-пробл. очерк просвет. мысли / А. П. Валицкая. - Москва : Искусство, 1983. - 238 с.

49. Валькова, К. В. Отклики общественности на картины народнической серии художников-передвижников . К. В. Валькова // Актуальные проблемы исторических исследований: взгляд молодых ученых : сб. матер. Всерос. молодеж. науч. шк.-конф. Новосибирск, 14-16 сентября 2017 г. / Ин-т истории СО РАН. - Новосибирск, 2017. - С. 74-82.

50. Варенцова, Ю. О. Передвижники : [художники-передвижники и самые важные картины конца XIX - начала XX века : 150 лет с момента основания Товарищества] / Юлия Варенцова ; автор предисловия Д. Воронина ; [литературные редакторы: И. О. Видревич, К. Г. Кирсанова] -Москва : Эксмо, 2020. - 253, [1] с.

51. Васнецов, А. М. Отзвуки минувшего, 1885-1932 : к 150-летию со дня рождения / Аполлинарий Михайлович Васнецов ; [сост.: Е. И. Ядохина, Т. А. Минаева]. - Москва : Московские учебники, 2006. - 319, [1].

52. Васнецовы: материалы, исследования / Обл. худож. музей им. В. М. и А. М. Васнецовых ; сост. и науч. ред. И. А. Любимова. - Киров [Вятка] : Городская газета, 1993. - 125 с. : ил.

53. Верещагина, А. Г. Евангельские сюжеты и темы в русской живописи второй половины Х1Х века / А. Г. Верещагина // Вопросы искусствознания. - 1997. - № 1. - С. 291-304.

54. Верещагина, А. Г. Художник. Время. История : очерки рус. истор. живописи XVIII - начала XX в. / А. Г. Верещагина. - Ленинград : Искусство, Ленингр. отд., 1973. - 132 с.

55. Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX века : Идейные принципы. Структурные особенности : [сб. ст.] / АН СССР, ВНИИ искусствознания М-ва культуры СССР; [отв. ред. Г. Ю. Стернин]. - Москва : Наука, 1982. - 352 с.

56. Виктор Михайлович Васнецов : произведения В. М. Васнецова из собрания Музея-заповедника Абрамцево и частных коллекций : каталог выставки / Гос. историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево» ; авт. (статья, каталог, комментарии) Е. Н. Митрофанова. -Москва : Музей-заповедник Абрамцево, 2012. - 142, [2] с. : ил., портр., цв. ил.

57. Волков, С. История русской культуры в царствование Романовых, 1613-1917 / Соломон Волков. - Москва : Эксмо, 2011. - 317 с.

58. Герцен, А. И. Собрание сочинений. В 30 т. Т. 13. Статьи из «Колокола» и другие произведения 1857-1858 годов / [ред.: Б. П. Козьмин ; примеч. Л. Р. Ланского]. - Москва : Изд-во Акад. наук СССР, 1958. - 676 с., 2 л. факс. : ил.

59. Гомберг-Вержбинская, Э. П. Передвижники / Э. Гомберг-Вержбинская. - 2-е изд., испр. и доп. - Ленинград : Искусство, Ленингр. отд-ние, 1970. - 235 с. : ил. - (Рассказы об искусстве).

60. Гомберг-Вержбицкая, Э. П. Передвижники : книга о мастерах русской реалистической живописи от Перова до Левитана / Э. Гомберг-Вержбинская. - [Ленинград ; Москва : Искусство, 1961]. - 207 с., 11 с. : ил. -(Рассказы об искусстве).

61. Гусакова, В. О. Виктор Васнецов и религиозно-национальное направление в русской живописи конца XIX-начала XX века / Виктория Гусакова. - Санкт-Петербург : Аврора, 2008. - 189, [2] с. : ил., цв. ил., портр.

62. Даниэль, С. М. Библейские сюжеты : альбом / С. М. Даниэль. -Санкт-Петербург: Художник России, 1994. - 207 с. : ил. - (Русские живописцы XIX в.).

63. Дмитриева, Н. Библейские эскизы Александра Иванова / Н. Дмитриева // Императорское православное палестинское общество [сайт] : культура и искусство. - URL: https://www.ippo.ru/kultura-i-iskusstvo/article/bibleyskie-eskizy-aleksandra-ivanova-202461 (дата обращения: 12.05.2020).

64. Дмитриева, Н. А. Передвижники и импрессионисты / Н. А. Дмитриева // Из истории русского искусства второй половины XIX -начала XX века. - Москва : Искусство, 1978. - С. 18-39.

65. Днепров, Э. Д. Российское образование в XIX - начале XX века. Т. 2. Становление и развитие системы российского образования: (историко-статистический анализ) / Э. Д. Днепров. - Москва : Мариос. - 2011. - 657 с.

66. Достоевский, Ф. М. Полное собрание сочинений. В 30 т. Т. 11. Бесы. Глава «У Тихона» / Ф. М. Достоевский ; [редкол.: В. Г. Базанов (гл. ред.) и др. ; рукопис. ред. / текст подгот. И. А. Битюгова и др.]. - Ленинград : Наука, Ленингр. отд-ние, 1974. - 415 с.

67. Европейское Просвещение и цивилизация России / РАН, Науч. совет «История мировой культуры, Саратовский гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского ; [отв. ред.: С. Я. Карп, С. А. Мезин]. - Москва : Наука, 2004. - 356 с.

68. Журавлева, Л. С. Княгиня Мария Тенишева / Л. Журавлева. - 2-е изд., расшир. и испр. - Смоленск : Полиграмма ; Минск : Алфавит, 1994. -318,

[2] с. : ил.

69. Заболотских, Б. В. Российские просветители : ист.-док. повести / Б. В. Заболотских. - Москва : АУТОПАН, 1994. - 319 с.

70. Замотохин, П. П. Художественный метод Н. Н. ГЕ как специфическая форма философствования / П. П. Замотохин // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов, 2016. - № 9 (71). -С. 51-56.

71. Зограф, Н. Г. Николай Николаевич Ге / Н. Г. Зограф. - [Ленинград : Художник РСФСР, 1968]. - 77 с. : ил. - (Народная б-чка по искусству).

72. Зограф, Н. Ю. Творческая история картины Н. Н. Ге «Тайная вечеря» / Н. Ю. Зограф // Государственная Третьяковская галерея : материалы и исследования. - Ленинград : Художник РСФСР, 1983. - С. 81102.

73. Иван Николаевич Крамской, 1837-1887 : выставка произведений к 150-летию со дня рождения : [каталог] / сост. Я. В. Брук и др. ; под ред. и вступ. ст. Я. В. Брука]. - Москва : Советская Россия, 1988. - 248 с.

74. Инюшкин, Н. М. Провинциальная культура: взгляд изнутри : [монография] / Н. М. Инюшкин. - Пенза : [б. и.], 2004. - 439, [1] с.

75. История русского искусства. [В 13 т.] Т. 10. Кн. 1. Русское искусство конца XIX - начала XX века / под общ. ред. И. Э. Грабаря [и др.] ; Акад. наук СССР, Ин-т истории искусств. - Москва : Изд-во Акад. наук

СССР, 1968. -

511 с.

76. История русского искусства. [В 13 т.]. Т. 10. Кн. 2. Русское искусство конца XIX - начала XX века / под общ. ред. акад. И. Э. Грабаря [и др.]; Акад. наук СССР, Ин-т истории искусств. - Москва : Изд-во Акад. наук СССР, 1969. - 559 с.

77. История создания провинциальных музейных собраний России. Традиции и современность. Вып. 5. Материалы и исследования / Департамент культуры Киров. обл., Киров. обл. худож. музей им. В. М. и А. М. Васнецовых; [под общ. ред. И. В. Кувалдиной ; ред. Л. С. Двинянинова]. -Киров : [б. и.], 2010. - 120, 24 с. : ил.

78. Ишкин, Б. С. Динамика представлений о провинциальном городе в российской культуре Нового времени / Б. С. Ишкин // Культурное наследие: от прошлого - к будущему. - Москва : Новый хронограф ; Санкт-Петербург : Эйдос, 2009. - Т. 6 : Фундаментальные проблемы культурологии. - С. 311320.

79. Каждый год - на Великую : воспоминания участников и очевидцев Великорецкого крестного хода / Александр Герцен и [др.] ; [предисл.: Антон Самойлов]. - Вятка [Киров : б. и.], 2013. - 45, [2] с. : ил., фото.

80. Калугина, О.В. В. В. Стасов в восприятии русской художественной критики второй половины XIX - начала ХХ века / О. В. Калугина // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». - 2018. - № 4. - С. 51-60.

81. Кангин, К. Ф. Выражение образа нации в живописи передвижников / К. Ф. Кангин // Духовные смыслы национальной культуры России: ретроспекция, современность, перспективы : сб. по матер. Межд. науч. конф., Москва, 27-28 ноября 2019 года. - Москва : Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева, 2020. - С. 573-574.

82. Кантор, В. К. В поисках личности: опыт русской классики / Кантор В. К. ; Рос. ин-т культурологии. - Москва : Моск. философский фонд, 1994. -239 с.

83. Кировский областной художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых : материалы и исследования (2004-2008) / Департамент культуры Киров. обл. ; [ред. совет: Л. Горюнова, Л. Двинянинова, И. Кувалдина; отв. за вып. И. Кувалдина]. - Киров: [б. и.], 2009. - 308 с.

84. Коваленская, Т. М. Русский реализм и проблема идеала / Т. М. Коваленская. - Москва: Изобразительное искусство, 1983. - 303 с.

85. Коган, Д. З. Мамонтовский кружок. - Москва : Изобразительное искусство, [1970]. - 218 с. : ил.. - (Страницы истории искусств).

86. Кожинов, В. В. О русском национальном сознании / В. В. Кожинов; сост. А. Ульяшов. - Москва : Эксмо, 2004. - 412 с.

87. Коненкова, А. К. «Палестинская серия» Василия Васильевича Верещагина / А. К. Коненкова // Святая земля в славяно-русской традиции: сборник статей / ред.-сост. А. К. Коненкова, С. И. Михайлова. - Москва, 2020. Вып. 4. - С. 41-54.

88. Кравченко, И. А. Великое Товарищество. Русские художники-передвижники / И. А. Кравченко. - Москва : Просвещение , 2016. - 359 с. -(Шедевры живописи).

89. Кривошеина, Н. В. Образы произведений В.М. Васнецова как образцы в монументально-декоративном убранстве храмовых интерьеров Вятки рубежа XIX - начала XX веков / Н. В. Кривошеина // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета : Филология и искусствоведение. - Киров, 2010. - № 2 (2). - С. 187-190.

90. Кутейникова, Н. С. Из истории художественной критики 1860-х годов / Н. С. Кутейникова // Проблемы развития русского искусства : темат. сб. науч. тр. / Акад. художеств СССР, Ин-т живописи, скульптуры и

архитектуры им. И. Е. Репина, Каф. истории рус. и сов. искусства ; науч. ред. А. Л. Каганович, д-р искусствоведения проф. - Ленинград : [б. и.], 1972. - С. 16-22.

91. Кутейникова, Н. С. Мозаика : к истории художеств. жизни России 2-й половины XIX-нач. XX вв. : [сб. ст] / Н. С. Кутейникова; Рос. акад. художеств, С.-Петерб. гос. акад. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. - Санкт-Петербург : Ин-т им. И. Е. Репина, 1997. - 128, [2] с.

92. Левитан : [альбом] / [авт. вст. статьи А. А. Федоров-Давыдов; сост. Т. В. Юрова]. - Ленинград : Аврора, 1987. - 17 с., 124 л. ил.

93. Леняшин В. А. Василий Григорьевич Перов. - Ленинград : Художник РСФР, 1987. - 248 с., 182 ил.

94. Леонов, И. В. Историко-культурные структуры артефактов: методы изучения, критерии идентификации и практики сохранения / И. В. Леонов, Л. Е. Филиппова-Стоян // Человек. Культура. Образование. - 2018. - № 2 (28). -С. 103-117.

95. Лившиц, Р. Л. Духовность и бездуховность личности / Р. Л. Лившиц. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 1997. - 152 с.

96. Лихачев, Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре. -2-е изд., перераб. и доп. / сост. и науч. ред. А. С. Запесоцкий. - Санкт-Петербург : СПбГУП, 2015. - 540 с. - (Почетные доктора Университета).

97. Лихачев, Д. С. Русское искусство от древности до авангарда / Д. С. Лихачев. - Москва : Искусство, 1992. - 408 с.

98. Лобанов, В. Виктор Васнецов в Абрамцеве / В. Лобанов ; О-во изучения русск. усадьбы. - Москва : О.И.Р.У., 1928. - 39 с.

99. Лосский, Н. О. Условия абсолютного добра / Н. О. Лосский ; [вступ. ст. А. И. Титаренко, с. 5-22]. - Москва : Политиздат, 1991. - 367 с.

100. Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре : Быт и традиции русского дворянства (XVIII - нач. XIX в.) / Ю. М. Лотман. - Санкт-Петербург : Искусство-СПБ, 1994. - 399 с.

101. Лотман, Ю. М. Культура и взрыв / Ю. М. Лотман. - Москва : Прогресс : Гнозис, 1992. - 270, [1].

102. Маковский, С. К. Силуэты русских художников / С. Маковский. -Москва : Респ., 1999. - 382, [1] с. : ил., портр.

103. Малышева, Т. А. М. Васнецов и члены вятского землячества в стенах Московского училища живописи, ваяния и зодчества / Т. Малышева // Васнецовы : материалы, исследования / Обл. худож. музей им. В. М. и А. М. Васнецовых ; сост. и науч. ред. И. А. Любимова. - Киров [Вятка] : Городская газета, 1993. - С. 91-105.

104. Малышева, Т. В. Жизнеописание на рассвете века / Т. В. Малышева ; [рук. проекта Г. А. Чапурина ; Дом-музей художника Н. Н. Хохрякова, филиал Киров. обл. худож. музея им. В.М. и А. М. Васнецовых]. - Киров : [б. и.], 2007. - 135 с. : ил.

105. Махаев, В. Б. Уездные города и монастыри в отечественном фотоискусстве конца XIX - начала XX в. / В. Б. Махаев // Центр и периферия.

- 2020. - № 1. - С. 60-67 .

106. Махлин, В. Л. Михаил Бахтин: философия поступка / В. Л. Махлин ; [ред.: Л. К. Кравцова]. - Москва : Знание, 1990. - 61, [3] с. -(Новое в жизни, науке, технике. Философия и жизнь; 6/1990).

107. Межуев, М. Р. О культурной самобытности и уникальности России, русского народа / М. Р. Межуев // Российская цивилизация : учеб. пособие для вузов / под ред. М. П. Мчедлова. - Москва : Акад. проект, 2003.

- С. 82-90.

108. Мижериков, В. А. Взгляд на сущность понятия «духовность» / В. А. Мижериков // Вестник образования России. - 2013. - № 10. - С.71-89.

109. Милюков, П. Н. Очерки по истории русской культуры : в 3 т. / П. Н. Милюков. - Москва : Прогресс, 1994. - 3 т.

110. Мир русской провинции и провинциальная культура / отв. ред. Г. Ю. Стернин. - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 1997. - 141 с.

111. Миронов, Г. Е. Пассионарная Россия : избранные очерки, статьи, эссе по истории России и русской культуры Х-ХХ веков / Г. Е. Миронов. -Москва : Развитие и Совершенствование, 2007. - 479 с., [12] л.

112. Молева, Н. М. Русская художественная школа второй половины XIX - начала XX века / Н. М. Молева, Э. М. Белютин. - Москва : Искусство, 1967. - 391 с., 94 л. ил.

113. Моряков, В. И. Русское просветительство второй половины XVIII века : Из истории общественно-политической мысли России / В. И. Моряков.

- Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1994. - 216 с.

114. Муравлева, Е. В. Из истории выставочной деятельности передвижников в Петербурге и Москве / Е. В. Муравлева // Университетские Петербургские чтения: Петербург и Москва. Две столицы России в XVШ-XX вв. : сб. ст. / под ред. Ю. В Кривошеева, А. С. Федотова, М. В. Ходякова. -Санкт-Петербург, 2001. - С. 69-81.

115. Муравлева, Е. В. К организации выставок Товарищества передвижников: проблема экспозиционного пространства / Е. В. Муравлева // Мавродинские чтения : сб. ст. под ред. Ю. В. Кривошеева, М. В. Ходякова. -Санкт-Петербург, 2002. - С. 213-216.

116. Муравлева, Е. В. Об уставах художественных обществ второй половины XIX в / Е. В. Муравлева // Университетские Петербургские чтения: 300 лет Северной столице : сб. ст. / под ред. Ю. В. Кривошеева, М. В. Ходякова. - Санкт-Петербург, 2003. - С. 116-124.

117. Нестерова, Е. В. Товарищество передвижников : демократический реализм / Елена Нестерова. - Москва : Кучково поле, 2018.

- 175 с. : ил., цв. ил., портр.

118. Николаев, А. И. Философский анализ роли артефакта в культуре / А. И. Николаев // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. - 2011. - № 3. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/filosofskiy-analiz-roli-artefakta-v-kulture (дата обращения: 24.09.2019).

119. Новейший философский словарь / [гл. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов]. - Минск : [Изд. В. М. Скакун], 1999. - 877 с.

120. Новицкий, А. П. Передвижники и влияние их на русское искусство, [1872-1897] / А. Новицкий. - Москва : Гросман и Кнебель, (И. Кнебель), 1897. - 306 с. : ил.

121. Оголевец, В. С. Воспоминания о Г. Г. Мясоедове / В. С. Оголевец ; предисл. М. М. Пластининой. - Москва : Искусство, 1981. - 95 с., ил.

122. Основы православной антропологии : хрестоматия / [сост. и общ. ред. Леонов Вадим, протоиерей]. - Москва : Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2016. - 686, [1] с.

123. Очерки истории русской культуры второй половины XIX века / авт. коллектив: Г. Я. Бялый и др. ; под ред. Н. М. Волынского. - Москва : Просвещение, 1976. - 431 с., 8 л. ил.

124. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР : Конец XIX - нач. XX в. / [Б. К. Тебиев, Ф. Ф. Шамахов, Р. Ф. Усачева и др.] ; отв. ред. Э. Д. Днепров ; [АПН СССР, НИИ теории и истории педагогики]. -Москва : Педагогика, 1991. - 445 с.

125. Очерки по истории русского портрета второй половины XIX века / Акад. художеств СССР, Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразит. искусств ; под общ. ред. Н. Г. Машковцева. - Москва : [Изд-во Акад. художеств СССР], 1963. - 486 с., 14 л. портр.

126. Пархоменко, Т. А. Культура России и просвещение народа во второй половине XIX - начале XX века / Т. А. Пархоменко. - Москва : Рос. ин-т культурологии, 2001. - 257 с.

127. Пастон, Э. В. Абрамцево : Искусство и жизнь / Элеонора Пастон. - Москва : Искусство, 2003. - 431 с. : ил., цв. ил., портр., цв. портр., факс.

128. Пастон, Э. Творчество В. М. Васнецова и европейское искусство второй половины XIX - начала XX века / Элеонора Пастон // Кировский областной художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых : материалы и исследования (2004-2008) / Департамент культуры Киров. обл. ; [ред. совет: Л. Горюнова, Л. Двинянинова, И. Кувалдина; отв. за вып. И. Кувалдина]. - Киров: [б. и.], 2009. - С. 236-240.

129. Передвижники: образ эпохи : портретная и жанровая живопись второй половины XIX века : из собрания Государственной Третьяковской галереи / Министерство культуры Российской Федерации, Государственная Третьяковская галерея, Министерство культуры Самарской области, Самарский областной художественный музей ; [ред.: Т. В. Юденкова, С. В. Усачева ; автор статьи - Т. В. Юденкова]. - Москва : Гос. Третьяковская галерея, 2020. - 96, [3] с. : цв. ил.

130. Передвижники : альбом /авт. вступ. ст. и сост. А. К. Лебедев. -Ленинград : Аврора, 1977. - 208, [2] с: ил., портр.

131. Передвижники : альбом / авт. текста и сост. А. В. Парамонов. -Москва : Искусство, 1976. - 143 с. : ил., порт.

132. Перов, В. Г. Рассказы художника / В. Г. Перов ; сост. А. Леонов. -Москва : Изд-во Акад. Художеств СССР, 1960. - 191с., 11 л. ил.

133. Плотников, В. И. Фольклор и русское изобразительное искусство второй половины XIX века / В. И. Плотников ; [вступ. ст. Г. Арбузова, В. Гусева]. - Ленинград : Художник РСФСР, 1987. - 282, [2] с.

134. Порудоминский, В. И. И. Н. Крамской / В. Порудоминский. -Москва : Искусство, 1974. - 364 с.

135. Поспелов, Г. Г. Русское искусство XIX века : вопросы понимания времени : [очерки] / Г. Г. Поспелов; [Гос. ин-т искусствознания]. - Москва : Искусство, [1997]. - 287 с.

136. Ракова, М. М. К вопросу о библейском сюжете в русской станковой картине 1800-1850 годов / М. М. Ракова // Вопросы искусствознания. - 1997. - № 1. - С. 282-290.

137. Ракова, М. М. Русская историческая живопись середины девятнадцатого века / М. М. Ракова. - Москва : Искусство, 1979. - 243 с.

138. Ренан, Э. Жизнь Иисуса / Эрнест Ренан. - Репринт. воспроизведение изд. М. В. Пирожкова 1906 г. - Москва : Терра : Вся Москва, 1990. - 413, [3] с.

139. Репин, И. Е. Далекое и Близкое / И. Е. Репин; [предисл. К. Чуковского]. - Ленинград : Художник РСФСР, 1982. - 517 с.; ил.

140. Рогинская, Ф. С. Товарищество передвижных художественных выставок : исторические очерки / Ф. С. Рогинская ; [Акад. художеств СССР, НИИ теории и истории изобразит. искусств]. - Москва : Искусство, 1993. -429, [1] с. : ил.

141. Розанов, В. В. Сочинения. Т. 1. Религия и культура /

B. В. Розанов ; вступ. ст., сост., примеч. Е. В. Барабанова. - Москва : Правда, 1990. - 635 с. - (Из истории отечественной философской мысли).

142. Романов, Г. Б. Товарищество передвижных художественных выставок, 1871-1923 : энциклопедия / Романов Г. Б. - Санкт-Петербург : Санкт- Петербург Оркестр, 2003. - 735, [1] с., [5] л. цв. ил. : ил., портр.

143. Русская провинция в философском дискурсе: концептуализация метафоры / Т. С. Злотникова [и др.] // Вопросы философии. - 2014. - № 11. -

C. 126-136. - (Из истории отечественной философской мысли).

144. Русская прогрессивная художественная критика второй половины XIX - начала XX века: хрестоматия / [сост. Н. И. Беспалова, Л. Ф. Денисова, Н. Н. Козюра и др.] ; под ред. [и с предисл.] чл.-кор. Акад. художеств СССР В. В. Ванслова ; Акад. художеств СССР, Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобраз. искусств. - Москва : Изобраз. искусство, 1977. - 863 с.

145. Русская художественная культура второй половины XIX века : Диалог с эпохой / [Г. Ю. Стернин, Л. З. Корабельникова, Н. Г. Литвиненко и др. ; отв. ред. Г. Ю. Стернин] ; Рос. акад. наук, Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры Рос. Федерации. - Москва : Наука, 1996. - 334, [1] с.

146. Русская художественная культура второй половины XIX века : Картина мира : [сборник] / АН СССР, ВНИИ искусствознания М-ва культуры СССР; [отв. ред. Г. Ю. Стернин]. - Москва : Наука, 1991. - 392 с.

147. Русское искусство : очерки о жизни и творчестве художников. Середина девятнадцатого века / под ред. [и со вступ. статьей] А. И. Леонова. - Москва : Искусство, 1958. - 779 с., 18 л. ил. : ил.

148. Сайко, Е. А. Социокультурный портрет российской провинции Серебряного века / Е. А. Сайко // Культур-диалог философии и искусства в эпоху Серебряного века. - Москва : РАГС, 2004, - С. 35-46.

149. Сапрыкин, В. А. Русская культура: понятие, генезис, самобытность, амбивалентность / В. А. Сапрыкин. - Москва : Европейский центр по качеству, 2005. - 88 с.

150. Сарабьянов, Д. В. История русского искусства второй половины XIX века : [курс лекций] / Д. В. Сарабьянов. - Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1989. - 384 с.

151. Сарабьянов, Д. В. Народно-освободительные идеи русской живописи второй половины XIX века. - Москва : Искусство, 1955. - 300 с.

152. Сарабьянов, Д. В. Образы века. В 2 кн. Кн. 1 / Д. В. Сарабьянов. -Москва : Молодая гвардия, 1967. - 176 с.

153. Сарабьянов, Д. В. Русская живопись. Пробуждение памяти / Д. В. Сарабьянов ; [послесл. Г. Ревзина; Гос. ин-т искусствознания, Науч. совет по ист.-теорет. проблемам искусствознания Отд-ния лит. и яз. Рос. акад. наук]. - Москва : Журн. «Искусствознание», 1998. - 431, [1] с., [47] л. ил. - (Библиотека журнала «Искусствознание»).

154. Сарабьянов, Д. В. Русская живопись XIX века среди европейских школ : [опыт сравнит. исслед.] / Д. В. Сарабьянов; [вступит. ст. Г. Г. Поспелова]. - Москва : Сов. художник, 1980. - 261 с.

155. Северюхин, Д. Я. Старый художественный Петербург : рынок и самоорганизация художников от начала XVIII века до 1932 года / Д. Я. Северюхин. - Санкт-Петербург : Мир, 2008. - 535 с.

156. Скоробогачева, Е. А. Русский Север в творчестве В. М. Васнецова и художников его круга / Е. А. Скоробогачева // Человек и культура. - 2013. - № 2. - С. 153-196.

157. Сметанина, Н. Д. История вятского художественного образования / Н. Д. Сметанина ; [рец.: М. Ф. Соловьева, Т. В. Малышева, Н. Н. Хохрякова]. - Киров : О-Краткое, 2014. - 190 с. : ил., портр.

158. Соловьев, В. С. Философия искусства и литературная критика: [сборник] / В. С. Соловьев ; [сост. и вступ. ст., с. 8-29, Р. Гальцевой, И. Роднянской ; коммент. А. А. Носова]. - Москва : Искусство, 1991. -699, [1] с.

159. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин; [общ. ред., сост. и предисл. Согомонова]. - Москва : Политиздат, 1992. - 543 с.

160. Стернин, Г. Ю. Два века : XIX-XX : очерки русской художественной культуры / Г. Ю. Стернин. - Москва : Галарт, 2007. -381, [1] с. : ил.

161. Стернин, Г. Ю. Русская художественная культура второй половины XIX - начала XX века / Г. Ю. Стернин. - Москва : Сов. художник, 1984. - 296 с., [68] л. ил. - (Библиотека искусствознания).

162. Стернин, Г. Ю. Художественная жизнь России середины XIX века / Г. Ю. Стернин ; [ВНИИ искусствознания]. - Москва : Искусство, 1991.

207 с.

163. Султанова, А. И. Вклад художников-передвижников в становление и развитие русской реалистической живописи XIX века / А. И. Султанова // Молодой ученый. - 2016. - № 19 (123). - С. 564-566.

164. Тенишева, М. К. Впечатления моей жизни / Княгиня М. К. Тенишева; [авт. вступ. ст. и сост. альбома ил. Н. И. Пономарева]. -Ленинград : Искусство : Ленингр. отд-ние, 1991. - 285, [2] с.

165. Типология русского реализма второй половины XIX века : [сборник] / АН СССР, ВНИИ искусствознания М-ва культуры СССР ; [отв. ред. д. иск. Г. Ю. Стернин]. - Москва : Наука, 1979. - 352 с.

166. Федотов, Г. П. Судьба и грехи России : в 2 т. : избранные статьи по философии русской истории и культуры / Федотов Г. П. - Санкт-Петербург : София, 1991. - 2 т.

167. Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. : антология / сост., общ. ред. и предисл. Н. К. Гаврюшина. - Москва : Прогресс : Культура, 1993. - 399 с., [32] л. ил.

168. Хогарт, У. Анализ красоты / У. Хогарт ; пер. с англ. П. Мелковой. - Санкт-Петербург : Азбука, Азбука - Антикус, 2010. - 224 с.

169. Художественные проблемы русской культуры второй половины XIX века [сб. ст.] / Рос. АН, Рос. ин-т искусствознания М-ва культуры Рос. Федерации; отв. ред. Г. Ю. Стернин. - Москва : Наука, 1994 . - 424 с.

170. Цветаева, М. Н. Некоторые аспекты духовно-эстетической проблематики Серебряного века в творчестве М. Врубеля и А. Блока / М. Н. Цветаева, О. Б. Сокурова // Актуальные проблемы теории и истории искусства. - 2017. - № 7. - С. 636-645.

171. Цомакион, А. И. И. Н. Крамской : его жизнь и художеств. деятельность ( 1837-1887) : биогр. очерк / А. И. Цомакион. - Санкт-Петербург : Общественная польза, 1891.

172. Чернышевский, Н. Г. Заметки о журналах / Н. Г. Чернышевский // Полное собрание сочинений : в 15 т. / под ред. В. Я. Кирпотина ; подгот.

текста и коммент. Н. М. Чернышевской. - Москва : Гослитиздат, 1947. - Т. 3. С. 630-729.

173. Шабанов, А. Е. Передвижники : между коммерческим товариществом и художественным движением / Андрей Шабанов ; [Европейский ун-т в Санкт-Петербурге]. - Санкт-Петербург : Европейский ун-т в Санкт-Петербурге, 2015. - 332 с. : ил.

174. Шаляпин, Ф. И. Маска и душа / Ф. И. Шаляпин. - Минск: Современный литератор, 1999. - 295 с. - (Мастера культуры).

175. Шахова, И. В. Социально-исторический контекст евангельских сюжетов в русской живописи второй половины XIX века / И. В. Шахова // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - 2016. - Т. 17. Вып. 2. - С. 343-353.

176. Шишкин, В. А. Национальный идеал как общий закон развития культуры : монография / В. А. Шишкин ; Минобрнауки России, Новосибирский гос. пед. ун-т, Ин-т экономики и антикризисного упр., Омский гос. технический ун-т. - Барнаул : ИП Колмогоров И. А., 2014. - 224 с.

177. Шпенглер, О. Закат Европы : очерки морфологии мировой истории / Освальд Шпенглер ; пер. с нем., вступ. ст. и прим. К. А. Свасьяна. -Минск : Попурри, 2009. - 704 с.

178. Шувалова, И. Н. Мясоедов / И. Н. Шувалова - Ленинград : Искусство, Ленингр. отделение, 1971. - 143 с., ил.

179. Щученко, В. А. Философия культуры в свете христианского логоса / В. А. Щученко. - Санкт-Петербург : Изд-во РХГА, 2017. - 200 с.

180. Экштут, С. А. Шайка передвижников : история одного творч. союза / Семен Экштут. - Москва : Белый Город, 2005. - 464 с. : цв. ил., портр. - (Энциклопедия мирового искусства).

181. Юденкова, Т. В. Еще раз о картине И. Н. Крамского «Христос в пустыне» / Т. В. Юденкова // Вопросы искусствознания. - 1997. - Вып. 11 (2). - С. 465-475.

182. Языкова, И. К. Пути неисповедимые. Церковное искусство в Синодальный период / И. К. Языкова // Со-творение образа : богословие иконы / Ирина Языкова. - Москва : Изд-во ББИ, cop. 2012. - С. 232-253.

183. Языкова, И. К. Правда жизни и правда веры : к 175-летию Ильи Репина / И. К. Языкова // Журнал Московской Патриархии. - 2019. - № 8. -С. 80-89.

184. Языкова, И. К. «Я поставил своей целью написать всю жизнь Христа в картинах». Живописное Евангелие Василия Поленова : к 175-летию со дня рождения / И. К. Языкова // Журнал Московской Патриархии. - 2019. - № 12. - С. 74-83.

185. Ярославцева, Н. А. Москва Виктора Васнецова : (история художника) / Н. А. Ярославцева - Москва : Мир русской души, 1998. - 158 с.

186. Ярославцева, Н. А. «Я ищу лик Христа» : неизвестный Виктор Васнецов / Н. А. Ярославцева // Советский музей. - 1991. - № 2. - С. 44-53.

187. Jackson, D. The Wanderers and Critical Realism in Nineteenth-Century Russian Painting. - Manchester, 2006.

188. Valkenier, E. К. Russian Realist Art. The State and Society: The Peredvizhniki and Their Tradition. - Ann Arbor, 1977.

III. Диссертации

189. Атрощенко, О. Д. Евангельская тема в творчестве В. Д. Поленова : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.04. - Москва, 2000. - 188 с.

190. Васина, Е. В. Интерпретации фольклорных сюжетов в позднем творчестве В. М. Васнецова: «Поэма семи сказок» : автореферат дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.04. - Москва, 2021. - 21 с.

191. Горюнова, Л. Б. Творчество А.М. Васнецова как отражение национально-культурного сознания рубежа XIX-XX веков : автореферат дис. ... канд. культурологии : 24.00.01. - Киров, 2004. - 19 с.

192. Гусакова В. О. Церковная живопись конца XIX - начала XX вв. Виктор Васнецов и его последователи : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.04. - Санкт-Петербург, 2005. - 339 с.

193. Егорова, Л. С. Анализ восточно-христианской концепции религиозного изобразительного искусства : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.06. - Ленинград, 1990. - 16 с.

194. Казанцева, И. А. Православная аксиология в русской прозе XX-XXI веков : дис. ... д-ра филол. наук : 10.01.01. - Тверь, 2011. - 484 с.

195. Логутова, Е. В. Организация художественных выставок в Санкт-Петербурге во второй половине XIX - начале XX вв. : Источники : дис. ... канд. истор. наук : 07.00.09. - Санкт-Петербург, 2005. - 307 с.

196. Малафеева, Л. В. Эстетика И. Н. Крамского: теория и практика : дис. ... канд. филос. наук: 09.00.04 / Л. В. Малафеева. - Кострома, 2003. - 140 с.

197. Митрофанова, Е. Н. Абрамцевская мамонтовская духовная инициатива как интегральная модель художественного процесса : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.09. - Москва, 2005. - 120 с.

198. Москалюк, М. В. Мировоззренческие и художественные особенности творчества передвижников: религиозный аспект : дис. ... д-ра искусствоведения : 17.00.04 / М. В. Москалюк. - Москва, 2006. - 326 с.

199. Пастон, Э. В. Художники в театральной деятельности Абрамцевского кружка (конец 70-х- начало 80-х гг. XIX века). К вопросу о формировании эстетической направленности и художественных принципов кружка : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.04. - Москва, 1984. -156 с.

200. Степанова, С. С. Русская живопись второй трети девятнадцатого века. Личность и художественный процесс : дис. ... д-ра искусствоведения : 17.00.04. - Москва, 2009. - 308 с.

201. Тарасов, В. Ф. Творческий метод Н. Н. Ге : дис. ... канд. искусствоведения : 07.00.00; 07.00.12. - Москва, 1989. - 220 с.

202. Фурман, Ф. П. Народничество как феномен русской культуры и философии: дис. ... канд. культурологии : 24.00.01 / Ф. П. Фурман. -Нижневартовск, 2003. - 124 с.

203. Юденкова, Т. В. Духовный автопортрет общества в русской живописи 1870-1880 годов : И. Н. Крамской «Христос в пустыне», И. Е. Репин «Не ждали» : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.04 / Т. В. Юденкова. - Москва, 1998. - 226 с.

204. Ядохина, Е. И. Творчество А.М. Васнецова в синтезе теории и художественной практики : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.09. -Москва, 2005. - 272 с.

205. Ярославцева, Н. А. Творчество В. М. Васнецова в 70-90 гг. ХК века : формирование и развитие стиля : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.04. - Москва, 1987. - 217 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.