Просветительская деятельность Нигматуллиных-Буби: Конец XIX - начало XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Гимазова, Рафиля Алмарисовна
- Специальность ВАК РФ07.00.02
- Количество страниц 215
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Гимазова, Рафиля Алмарисовна
Введение.
I глава. Возникновение и развитие медресе «Буби».;.
§ 1. Генеалогия семьи Нигматуллиных-Буби.
§2. История развития медресе «Буби» до 1895 г.
§3. Преобразование медресе «Буби». Деятельность братьев Буби и М. Буби.
II глава. Педагогическая деятельность Нигматуллиных-Буби.
§1. Учебные пособия, составленные Габдуллой Буби.
§2. Учебники Губайдуллы Буби.
§3. Педагогическая деятельность в России 'и за ее пределами Нигматуллиных-Буби.
III глава. Общественно-религиозные взгляды Габдуллы Буби.
§ 1. Проблема иджтихада и возврата к первоначальному исламу в трудах Г. Буби.
§2. Таклид и освещение его в трудах Г. Буби.
§3. Проблема образования женшины-мусульманки в трудах
Г. Буби.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Общественно-политические взгляды татарского просветителя Галимджана Баруди2004 год, кандидат исторических наук Хисамутдинова, Лейля Салиховна
Общественная и просветительская деятельность Абдурахмана Умерова: 1867-19332013 год, кандидат исторических наук Рахимов, Ильнур Сулейманович
Татарская философская мысль конца XVIII-XIX веков: Эволюция, основные направления и представители1998 год, доктор философских наук Юзеев, Айдар Нилович
Сунгатулла Бикбулатов как педагог и историк2009 год, кандидат исторических наук Марданшин, Марат Мусагитович
Педагогические воззрения и деятельность Галимджана Баруди2002 год, кандидат педагогических наук Биктемирова, Элла Ильдаровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Просветительская деятельность Нигматуллиных-Буби: Конец XIX - начало XX вв.»
Обоснование темы. Ее актуальность. Конец XIX - начало XX вв. ознаменованы в истории татарского народа прогрессивным явлением — джади-дизмом. Джадидизм зародился в 80-е гг. XIX в. и первоначально был связан с реформами в системе образования, позднее утвердился как общественно-политическое движение1, объединившее в своих рядах представителей татарской интеллигенции, придерживающихся довольно широкого диапазона взглядов2. И сейчас когда общество переживает настоящее идеологическое возрождение, проявляющееся в обращении к широчайшему спектру мировоззренческих установок, подобная свобода идеологического состояния общества дает возможность для выражения и оформления умонастроений людей в соответствии с их изменившимися запросами и потребностями. С позиций современности, пробудивший в обществе интерес к истории народа, религии, и происходящего переосмысления общественно-исторических взглядов, вполне обоснованным представляется рассмотрение просветительской деятельности Нигматуллиных-Буби.
Губайдулла3 (1866-1936), Мухлиса (1869-1937) и Габдулла (18711922) Нигматуллины-Буби на рубеже XIX - XX вв. переобразовали староме-тодное медресе «Буби» в новометодное, в результате их деятельности превратившееся в один из центров просвещения тюркских народов Поволжья и Приуралья. За последние десятилетия ученые не раз обращались к изучению деятельности медресе «Мухаммадия» в Казани, «Галия» в Уфе, «Хусаиния» в Оренбурге и их руководителей Г. Баруди (1857-1921), 3. Камали (1873
1 Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье. -Казань, 2001.-452 с.
2 Аблуллии Я.Г. Джадидизм среди татар: возникновение, развитие и историческое место. -Казань, 1998. -С.33-35.
3 Чтобы избежать путаницы, связанной с сокращением имен Габдуллы и Губайдуллы Буби, в настоящем исследовании Губайдуллу Буби мы обозначаем как Г.-М. Буби.
1942), Ахмада (1837-1906) и Гани (1839/40-1902) Хусаиновых1. Среди этих учебных заведений заслуженное место заняло и медресе «Буби», чья деятельность во время общественных и социально-экономических трансформаций конца XIX - начала XX вв. была значительной и многогранной. Наследие Нигматуллиных-Буби, особенно Габдуллы Буби, является продолжением идей, трактовок татарских просветителей Г. Курсави (1776-1812), Ш. Мард-жани (1818-1886), X. Фаизханова (1828-1866) и др. Однако Г. Буби в рассмотрении некоторых вопросов пришел к новым выводам, связанным с постановкой и анализом отдельных проблем, считавшихся в татарском обществе незыблемыми. Так, он доказывал правомочность использования татарского разговорного языка во время пятничных молитв, переосмыслил и сократил численность аятов, считавшихся насх2 и мансух3, развивал проблему «закрытия дверей иджтихада» и др.
Учебные пособия и работы по богословию, составленные Габдуллой и Губайдуллой Буби, их медресе пользовались популярностью не только среди местного населения, но и по всей России, в связи с чем рос авторитет медресе «Буби» среди других мусульманских учебных заведений. Этим можно объяснить и переезд более тридцати шакирдов медресе «Хусаиния»4, и приезд желающих учиться из далекого Туркестана и Сибири. Уже в советское время, когда отрицались ценности и традиции буржуазной России, П. С. Коган, оценивая вклад медресе «Буби» в развитие образовательной системы, назвал его «татарскими Афинами»5.
Источники исследования. Основной комплекс источников, использованных в исследовании, делится на несколько групп. Первую группу
1 Амирханов Р. В стенах известного медресе // Вечерняя Казань. -1983. -8 апреля; Рахимов С. Медресе «Га-лия» // Идель. -1991.№1. -С.34-38; Рехимкулова М. Хемидуллин Л. Университетлар урнэгендэ // Казан ут-лары. -1992. -№7. -Б.138-156; Мохэммэтжан Галиев Ьэм аньщ улы Галимжун Баруди // Иман. -1997. -№5. -Б.З; Хайри Э. Гыйбрат алырлык хезмэт // ШаЬри Казан. -1999. -5 февраль; Юнысов М. «Хесаения»нен атаклы мнгаллимнаре ва шэкертлэре // ШоЬри Казан. -1999. -21 сентябрь;-Духовая культура и татарская интеллигенция. Исторические портреты.-Казань, 2000. -С.69-71, 125-129 и др.
2 Насх - отменяющий.
J Мансух - отмененный.
4 Эл-Ислах. -1908. -13,26 октябрь.
5 Коган П. С. Вступительная статья // Сборник татарской литературы (дореволюционной). -М.-Л., 1931. -С.10-11. источников составляют учебные пособия, материалы публицистики и мемуары Нигматуллиных-Буби. Опубликованные труды относятся к 18981926 г. Это учебные пособия (Г. и Г.-М. Буби), работы по богословию (Г. Буби и М. Буби), изданные в виде книг и статей, рпубликованных в татарской периодической печати.
Учебные пособия по естественным наукам, составленные Г.-М. Буби, являются одними из первых в России. Они пользовались большим спросом, чем и объясняется их переиздание в последующие годы, вплоть до 1918 г. Труды Г. Буби, освещающие различные проблемы духовной жизни («Истина», «Прошло ли время иджтихада?» и др.), вызвали широкий резонанс в татарском обществе. Статьи в периодической печати Г. и М. Буби, изданные на страницах газет и журналов «Нур», «Казан мухбире», «Вакт», «Юлдуз», «Баянелхак», «аль-Ислах», «Шура», «Дин ва Магишат», освещают повсед-' невные проблемы татарского народа начала XX в. Например, проблема иджтихада, учебной системы, многоженства и др.
Основными источниками исследования являются рукописи-воспоми-ния Габдуллы Буби, хранящиеся в Отделе рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского Казанского государственного универси-. тета (ОРРК НБ КГУ). Мемуарные источники — это воспоминания о событиях и лицах прошлого, прямо или косвенно причастных к жизни автора. При использовании их в научной работе необходимо было учесть некоторые особенности, поскольку они по своей сути являются крайне субъективным источником1. С целью выяснения достоверности мемуарного источника нами были привлечены различные материалы, прежде всего архивные документы, публикации из периодических изданий и книг. Для обоснования фактов были подвергнуты анализу публикации из газет и журналов «Нур», «Казан мухбире», «Вакт», «Юлдуз», «Баянелхак», «аль-Ислах», «Шура», «Дин ва Магишат».
1 Бушканец Е.Г. Мемуарные источники. -Казань, 1975.-98 с.
Вторую группу источников составляют опубликованные и неопубликованные труды современников Нигматуллиных-Буби, выражавшие свое отношение к их деятельности. В эту же группу входят конспекты уроков шакирда медресе «Буби» (1902-1903 гг.)1 и письмо Ф. Са-дыкова, адресованное Ф. Валееву хранящиеся в фонде Национальной библиотеки Республики Татарстан (НБ РТ).
Архивные материалы составляют третью группу источников. В диссертационном исследовании были использованы архивные материалы Национального архива Республики Татарстан (НА РТ), Центрального государственного архива историко-политической документации Республики Татарстан (ЦГА ИПД РТ), Государственного архива Кировской области (ГАКО) и Государственного архива Удмуртской республики (ГА УР). В фондах НА РТ хранится комплекс источников, отражающих общественно-педагогическую деятельность Нигматуллиных-Буби, а также материалы судебных процессов, на которых они выступали в качестве обвиняемых. Были изучены фонды Канцелярии казанского губернатора (Ф.1), Казанской губернской казенной палаты (Ф.З), Казанского губернского жандармского управления (Ф.199), Казанского окружного суда (Ф.41), Попечителя Казанского учебного округа (Ф;92) и др. В ГАКО нами были просмотрены фонды канцелярии директора народных училищ Вятской губернии (Ф.205), Вятской губернской казенной палаты (Ф.176), канцелярии Вятского губернатора (Ф.582), Вятско-губернской земской управы (Ф.616), Вятско-губернского жандармского управления (Ф.714), в результате обнаружены материалы по истории создания и развития медресе «Буби», ревизские сказки д. Иж-Бобья Сарапульского уезда Вятской губернии, следственное дело на панисламистов. В ГА УР нами были исследованы фонды Сарапульской уездной земской управы (Ф.246), Сарапульской уездной переписной комиссии (Ф.236), и обнаружены материалы переписи 1897 г. по медресе «Буби», а также касающиеся назначения учителей.
1 Личность не усгановлено.
Степень изученности темы. Научное наследие Нигматуллиных-Буби до сих пор не являлось объектом монографического изучения. Рассмотреть степень и уровень изученности.-этого наследия можно в соответствии с периодизацией отечественной историографии: в дореволюционной татарской историографии, в советской и в историографии постсоветского периода.
В начале XX в., почти сразу же после закрытия медресе «Буби», начинается исследование его деятельности. Изданные в середине 10-х г. XX столетия критические статьи Г. Ибрагимова характеризируют противоречивость взглядов автора. С одной стороны, обвиняя религиозных реформаторов в панисламизме, он указывал в их числе и Буби, объявляя его продолжателем реформаторских идей Дж. Афгани (1839-1897)1, М. Абдо (1849-1905)2, с другой — Г. Ибрагимов видит в их деятельности прогрессивное явление, в частности, «преодоление схоластики и направленность к европейской культуре»3.
По мнению профессора Казанской духовной академии Я. Коблова, «медресе было выдающимся центром мусульманского просвещения. До той высоты, на которую поднялось Иж-Бобинское медресе в период своего расцвета, не доходило ни одно медресе приволжского края». Он ставит деятельность медресе «Буби» выше таких знаменитых центров просвещения, как * «Хусаиния» в Оренбурге, «Галия» в Уфе, «Мухаммадия» в Казани4.
В 20-е гг. XX в. такого же мнения придерживались Дж. Валиди5 и Г. Мансуров6, проанализировав Жизнь и деятельность Г. Буби, а также роль медресе «Буби» в. татарском обществе. Однако здесь уже чувствуется влияние коммунистической идеологии, о чем, например, свидетельствует следующая фраза: «.Давал советы крестьянам и знакомил их с политическим положением. Вот с этой стороны, несмотря на то, что он является
1 Ал-Афгани Мухаммад б. Сафдар Джамалетдин, религиозно-политический деятель.
2 Абдо Мухамммад, богослов и общественный деятель Египта.
3 См.: Ибр^Ьимов Г. Эсарлар. 8 томда. T.V. Публицистика. -Казан, 1978. -Б.118-119, 340-341; T.VII. Тарихи хезмзтлор. -Казан, 1984. -Б.210-211.
4 Коблов Я. Д. Конфессиональные школы татар. -Казань, 1916. -С.93-95.
5 См.: Волиди Ж,. Габдулла Бубый //Татарстан ^абэрлоре. -1922. -20 февраль; Валидов Дж. Очерк истории образованности и литературы волжских татар (до революции 1917 г.). -М., 1923. -С.77-81.
6 Мансуров Гасым Гатич (1894-1955), историк, педагог, общественный и политический деятель. служителем культа, представляет ценность для коммунистов»1. В начале 30-х г. XX в. П. С. Коган, анализируя деятельность Г. Буби, писал о нем, как об образованнейшем представителе татарской интеллигенции, который стремился к примирению ислама с новой культурой и прилагал все свои усилия к созданию наилучшего учебного заведения для мусульман, а также размышлял над решением социальных проблем и т.д.
Однако после утверждения тоталитарного режима в стране эта тема была закрыта. И лишь в 1950-е гг. XX в., во время «хрущевской оттепели», стало возможным вновь исследовать данную проблему. Так, В. Горохов в цикле «О дореволюционных татарских медресе» пишет о медресе «Буби» как об «одном из передовых» учебных заведений3.
В 50-е гг. XX в. создавались различные кружки любителей истории, которые изучали прошлое своих поселений и выдающихся личностей. Одним из них являлся Ф. Садыйков (1918-2002)4, он начал заниматься историей «Буби» еще в 1955 г. Собирал материалы по процессу панисламистов в архивах Ижевска, Сарапула, Кирова, Казани, КГБ СССР5. В своих статьях, Ф. Садыйков называет руководителей медресе «Буби» «пантюркистами и панисламистами», однако в целом характеризует деятельность медресе как прогрессивную, имея в виду других преподавателей. Тех преподавателей, которые сумели отстоять передовые мысли и ввести в систему обучения такие предметы, как арифметика, алгебра и др.6 Ф. Садыйков почему-то не обратил внимание на тот факт, что именно Г.-М. Буби ввел в медресе «Буби» такие предметы, как основы политэкономии, физику, ботанику, этику, французский язык и др.
Мансуров Г. Габдулла Бубый //Татарстан хебарлэре. -1922. -15 февраль.
См.: Koran I I. С. Вступительная статья//Сборник татарской литературы (дореволюционной).-М.-Л., 1931. -С.10-11.
Горохов В. Революциягэ кадэрге татар мэдрэсалэре // Совет мэктэбе. 1957. -№7. -Б.17-19.
4 Директор и преподаватель истории школы д. Кадралиево Агрызского района Татарской АССР, составитель сборника стихов Д. Губайди, воспитанника медресе «Буби».
5 НБ IT. № 1123 Т. -Б.1-5.
Садыйков Ф. Давыд Гобэйди // Совет мэктэбе. 1957. -№11. -Б.46-48; Ялкын. -1957. -№11. -Б.15; Совет эдабияты. -1957. -№12. -Б.69; Садыйков Ф. Давыд Гобэйди// Гобэйди Д. Шигырьлэр. -Казан, 1959. -Б.З.
Одним из первых исследований, специально посвященных медресе д. Иж-Бобья, является публикация А. Б. Рустямовой «Ижбобинская женская школа и подготовка учительниц из татар». Автор, проанализировав работу медресе и труды Г. Буби, раскрывает как отрицательные, так и положительные стороны, отмечая при этом высокий уровень преподавания: «.После Великой Октябрьской социалистической революции образование девочек, окончивших эту школу, официально приравнивалось к окончившим педагогический техникум»1.
Важным шагом в изучении документов по истории деятельности Буби стало изданное в 1962 г. А. Фатхи «Описание рукописей», хранящихся в Научной библиотеке им. Н. И. Лобачевского Казанского государственного университета. В этой работе впервые упомянуты рукописи Г. Буби и дан их краткий обзор. Этот труд, созданный 40 лет тому назад, и сегодня не потерял своего значения. Он является основным источником при изучении истории медресе «Буби» и деятельности Буби. А. Фатхи считал их «религиозными реформаторами», боровшимися против фанатизма и схоластики в религии2.
С конца 60-х гг. и до 1995 г. этой проблематикой занимался литературовед М. Магдеев, который развил идеи Г. Ибрагимова и Дж. Валиди. Значение работ М. Магдеева состоит в том, что он впервые за советский период издал и ознакомил широкий круг читателей с основными документами по истории медресе «Буби», его руководителей, оценив их деятельность как явление прогрессивное, назвав их религиозными реформаторами. Проанализировав учебный процесс и программы медресе, он дал им высокую оценку3.
В 70-80-е гг. прошлого столетия число исследователей, занимавшихся проблемой просвещения, возрсло. К ним можно отнести А. Махмутову,
1 УЗКПИ. Вып. XIII, 1958. -С.403-123; Из истории педагогики в Татарии. -Казань, 1967. -С.154.
2 См.: Н. И. Лобачевский йсемендэге Фэнни китапханэ кулъязмаларыньщ гасвирламасы (Татар едиплоре Ьам галимнаренец кулъязмалары) /Тез. А. Фэтхи. -Казан, 1962. -Б.11-20.
3 См.: МоЬлиев М. Буби мэдрэсэсе // Казан утлары. -1969. -№'12. -Б. 167-179; МэЬдиев М. Эдэбият Ьэм чынбарлык. -Казан, 1987. —Б.144—172; Мэдрасэлэрдэ китап киштесе. -Казан,1991. -42, 238 б; МэЬдиев М. КаЬорлонгон хорокот, каЬзрлэнгэн тема. // Казан утлары. -1993. -№ 2. -Б.141-147.
В. Смирнову, Я. Абдуллина, И. Нуруллина1 и др. Рассматривая систему образования в дореволюционный период, они анализируют деятельность медресе «Буби» и дают ей достаточно высокую. Например, А. Махмутова пришла к выводу, что медресе «Буби» играло существенную роль в подготовке национальных кадров для татарских школ, позже их достижения были использованы при создании других светских школ . Т. Курбанов, оценивая роль медресе в подготовке учителей в дореволюционный период, писал о том, что летние курсы в д. Иж-Бобья явились большим событием в татарском мире, а шакирды стали видными педагогами, организаторами народного образования и руководителями школ при Советской власти3.
В статье, изданной в 1973 г. и посвященной особенностям грамматики Агрызского региона, языковед Д. Рамазанова подчеркнула, что «медресе, известное своей прогрессивностью, способствовало культурному росту людей, живущих на окраийе». Она сделала интересный вывод о том, что деятельность медресе «Буби» «привела к изменениям в разговорной речи населения»4.
Изменения общественных установок, произошедшие в 90-е гг. прошлого столетия, пробудили интерес к истории, к прошлому татарского народа. Следствием этого процесса стало появление новых публикаций, посвященных деятельности Буби. Период с начала с.90-х гг. XX в. можно считать новым этапом в изучении истории медресе «Буби». Так, наряду с от
1 Нуруллин Э., Апакова И. Йж-Бубый мэктэбена 100 ел тула // Эгерже хэбэрлэре. -1965. -15 август; Махмутова А.Х. Борьба за женское образование у татар (90-е гг. XIX—1917 г.). Дисс. канд. ист. наук. -Казань, 1971. - 271 е.; Махмутова А.Х., Смирнова В.Н. Женский вопрос в татарской историографии 1917-1927 гг. // Очерки истории народов Поволжья и Приуралья. Вып.4. -Казань, 1972. -С. 69-78; Абдуллин Я.Г. Татарская просветительская мысль. -Казань, 1976. -319 е.; Курбанов Т.Я. Из истории педагогического образования татар и дореволюционный период// Педагогическая мысль в Казанском крае в конце XIX- начале XX вв. -Казань, 1979. -С.22-27; Махмутова A.X. Становление светского образования у татар. -Казань,1982. - 96 е.; Ра-химкулова М.Ф. Преподавание естественных наук в татарских школах дореволюционной России. -Оренбург, 1988.
2 См.: Махмутова А.Х. Борьба за женское образование у татар (90-е гг. XIX—1917 г.). Дисс. учен. ст. канд. ист. наук. -Казань, 1971. -182 е.; Махмутова A.X., Смирнова В.Н. Женский вопрос в татарской историографии 1917-1927 гг. // Очерки истории народов Поволжья и Приуралья. Вып.4. -Казань, 1972. -С. 69-78.
3 См.: Курбанов Т.Я. Из истории педагогического образования татар в дореволюционный период // Педагогическая мысль в Казанском крае в конце XIX- начале XX вв. -Казань, 1979: -С.28.
4 Рамазанова Д. Эгерже урынчылыгыньщ теп грамматик узенчэлеклэре // Совет мэктэбе. -1973. - № 3, л.26-28. Рамазанова Д.Б. Татары Восточного Закамья: их распространение, особенности говора. -Казань, 2001. -С.35,42. дельными статьями в периодической печати1, в которых освещалась биографии Нигматуллиных-Буби и история медресе «Буби», в 1991 г. была издана рукопись Г. Буби «История медресе «Буби»»2, переизданная в дополненном виде в 1999 г. Издание сопровождено солидным научным аппаратом. Составителями были подготовлены подробные комментарии к датам, личностям, чьи имена встречаются в рукописи Г. Буби, фотографии медресе «Буби», руководителей и членов их семей. В издание включены воспоминания о Буби, архивные материалы, касающиеся ареста Нигматуллиных-Буби. Книга стала важной вехой в изучении истории этого медресе.
Рассматривая историографию деятельности Буби, нельзя не обратить внимание на сборник «Очаги просвещения», вышедший в 1992 г. в Казани. Его составители высоко оценивают вклад в педагогику Нигматуллиных-Буби. Того же мнения придерживаются и авторы других публикаций — Р.А. Утябай-Карими3, М. А. Усманов4, 3. Т. Шарафутдинов, Я. И. Ханбиков5,
6 7 8
Р. Р. Фахрутдинов , А. X. Махмутовой и И. Мараш . Утябай-Карими делает окцент на организации в медресё «Буби» женского образования и деятельности М. Буби в ней, М. Усманов обращается к деятельности Г. Буби в Кульдже. В работе 3. Шарафутдинова и Я. Ханбикова дан анализ некоторых учебных пособий и трудов братьев Буби в просвещение татар.
Однако, несмотря на значительное количество отдельных публикаций, всестороннее изучение наследия Нигматуллиных-Буби остается актуальным.
1 Бубыйлар эше хакында // Жину юлы. -1989. -8 август; Хужин Ф. Иж буендагы Бубый // Социалистик Татарстан. -1990. -14 октябрь; Хелиуллина Р. Мехлисэ Бубый // Эгерже хабэрлэре. -1991.-4 апрель; Месли-мов А. Иж-Бубый — ух тарих // Эллуки: -1991'. -5 июль; Шафиков Я. Как живешь, Буби? // Республика Татарстан. -1997. -11 июнь и др.
2 Бубый Г. Буби мэдросэсе тарихы / Тез. Мэрданов Р., Рахимов С. -Казан, 1991. -208 с.
3 Утябай-Карими Р. А. Мэгьрифатчелек эзлэреннэн. Уфа, 1991. -Б.78-82;
4 Госманов М.Г. Ябылмаган китап яки чэчелгэн орлыклар. -Казан, 1996. -206 б.;
5 Шарафутдинов З.Т., Ханбиков Я.И. История педагогики Татарстана. -Казань, 1998. —Б. 167—176;
6 Фахругдинов P.P. Татарское либерально-демократическое движение в конце XIX - начале XX вв.: идеология и политическая программ. -Казань, 1996.; Махмупжа A.X. Габдулла Буби о деспотизме // Интеллигенция Татарстана в период реформ и революций первой трети XX в. -Казань, 1997. -С.135-138; Махмутова A.X. Феномен Мухлисы Буби// Гасырларавазы -Эхо веков. -2000. -№ 1/2. -С.203-214; Махмутова A.X. Иж-Бубый мадрэсэсенэ 220 ел // Казан утлары. -2001.-№ И.-Б. 126-137;
8 Maras I. Turk dunyasinda dini yenilesme (1850-1917). -Istanbul, 2002. -S.92-95.
Цель и задачи исследования. Целью данной работы является анализ просветительской деятельности семьи Нигматуллиных-Буби и его значения для общественного и духовного развития татарского общества в конце XIX -начале XX вв.
Для достижения указанной цели в работе ставится ряд задач:
• рассмотрение истории становления семьи татарских просветителей -Нигматуллиных-Буби;
• раскрытие педагогической деятельности Нигматуллиных-Буби;
• анализ общественно-религиозных и педагогических взглядов Г. Буби.
Объектом исследования является педагогическая и общественная деятельность Нигматуллиных-Буби. Предметом изучения выступают основные направления просветительской и общественной деятельности Нигматуллиных-Буби в контексте развития татарской общественно-религиозной мысли в конце XIX - начале XX вв.
Методология исследования. Теоретико-методологической основой диссертационного исследования являются принципы историзма, системности, объективности и целостности при изучении наследия Нигматуллиных-Буби. При анализе и изложении материла применялись общенаучные методы (логический, метод классификации) и специальные (метод биографического описания, сравнительно-исторический).
Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что впервые общественно-педагогическая деятельности Нигматуллиных-Буби была подвергнута комплексному анализу.
В диссертационной работе используется ряд источников, в том числе на арабской графике, которые вводятся в научный оборот впервые.
Научно-практическая значимость. Материалы диссертации могут быть использованы при разработке проблем, связанных с историей татарского народа, прежде всего при составлении трудов по истории развития общественной мысли и просвещения, а также при чтении лекций, в разработке специальных курсов по истории Республики Татарстан.
Структура исследования. Структура работы обусловлена логикой исследования проблемы, определена характером цели и задач, поставленных автором. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложения. Во введении рассмотрены актуальность темы, цели, задачи, объект исследования и источ-никовая база. В первой главе диссертации прослежены этапы развития и становления медресе «Буби», деятельность Нигматуллиных-Буби и их роль в воспитании будущего поколения. Вторая глава посвящена анализу педагогической деятельности Нигматуллиных-Буби вне стен медресе «Буби», проведен анализ опубликованных трудов, явившихся в основном учебными пособиями для мектеба и медресе. Внимание в третьей главе главным образом сосредаточено на анализе наследия Г. Буби, так как именно в его трудах достаточно полно и многоаспектно отразились проблемы, характерные для творческой деятельности Нигматуллиных-Буби, при этом основным источником стали его книги «Прошло ли время иджтихада», «Истина» и рукопись «Женщины». В приложении дан список преподавателей и шакирдов медресе «Буби», которых смог выявить автор.
Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Реформирование традиционной школы мусульман в Башкирии на рубеже XIX-XX веков2010 год, кандидат исторических наук Кулбахтина, Айгуль Зинуровна
Становление и развитие педагогической мысли в Казанском крае VIII - начала XX в.2009 год, доктор педагогических наук Мухаметшин, Азат Габдулхакович
Татарское просвещение в Оренбургской губернии в конце XIX - первой четверти XX вв.2005 год, кандидат исторических наук Бакирова, Альфия Мухаммадиевна
Роль Шигабутдина Марджани в развитии татарской богословской мысли XIX века2010 год, кандидат исторических наук Шагавиев, Дамир Адгамович
Торгово-предпринимательская и благотворительная деятельность братьев Хусаиновых: вторая половина XIX - начало XX вв.2010 год, кандидат исторических наук Шайдуллина, Римма Рифхатевна
Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Гимазова, Рафиля Алмарисовна
Заключение
Просветительство, расцвет которого состоялся на рубеже XIX - XX вв., не только привнесло изменения в систему образования, но и кардинально повлияло на формирование нового общественного мнения. Большую роль в этом процессе сыграли учебные заведения нового типа, в частности, как знаменитые медресе «Мухаммадия» в Казани, «Хусаиния» в Оренбурге, «Галия» в Уфе и медресе «Буби» в одноименной деревне Сарапульского уезда Вятской губернии. Изучение истории каждого из названных учебных заведений и анализ деятельности их руководителей позволяют составить наиболее полную картину изменений в системе образования.
Деятельность Нигматуллиных-Буби, являющихся руководителями одного из знаменитых учебных заведений Поволжья в начале XX в. — медресе «Буби», охватывает период с XIX в. до 30-х гг. XX в.
История семьи просветителей Нигматуллиных-Буби начинается с первых переселенцев в д. Иж-Бобья Сарапульского уезда Вятской губернии. Они являлись потомственными муллами и состояли в родственных отношениях с другими духовными лицами этой же деревни. Их деятельность, неразрывно связанная с историей медресе «Буби», охватывает период с XIX в. (по последним официальным документам, первое упоминание о медресе встречается в документе, составленном 1831 г., где приведены сведения, относящиеся к 1811 г.) до начала XX в. Это медресе до реформы 1895 г. не отличался от других конфессиональных учебных заведений. В его деятельности были-периоды расцвета и упадка. Однако нельзя принизить роль этого старометодного медресе того периода, поскольку он являлся очагом просвещения в крае. В то время, когда татары-мусульмане не могли получить образование в светских школах России, мектеб и медресе при мечети восполняли эту потребность. В течение нескольких лет шакирды обучались грамоте по старым учебникам. Возникновение и распространение идей джадидизма в мусульманском мире не пр<?шло бесследно и в России. Шакирды, обучающиеся в Турции, Каире, и передовая татарская интеллигенция воспламенились идеями Дж. Афгани, М. Абдо и других мусульманских реформаторов. Опираясь на наследие таких соотечественников, как Г. Курсави, Ш. Марджани, X. Фаизханов, они приступили к преобразованию учебной системы, что оказало впоследствии огромное влияние на общественную жизнь в целом. В связи с этим в деятельности медресе «Буби» начинается второй период, в корне отличающийся от предыдущего. И связано это с переходом руководства от старого имама Г. Нигматуллина к его детям — Габдулле, Губайдулле и Мухлисы Буби. Они в течение 6-7 лет полностью изменили систему обучения, изучаемые предметы, что позволило охарактеризовать это учебное заведение, основанное на звуковом методе, как джадидитское медресе.
В связи с просветительской и педагогической деятельностью Нигматуллиных-Буби медресе «Буби» стало одним из известнейших и популярнейших мусульманских учебных заведений Поволжья. Братья ставили задачу — подготовить не только современных, образованных деятелей религии, мугаллимов-учителей для; джадитских школ, но и практических работников сельского хозяйства, предпринимателей.
С возрастанием роли и престижа медресе «Буби» увеличилось количество обучающихся в нем. Открытие русских классов для юношей, а позднее и для девушек укрепило его место в системе образования представителей тюркских национальностей России. С открытием в 1908 г. летних педагогических курсов, целью которых было повышение квалификации учителей и подготовка к поступлению в медресе, увеличился возраст обучаемых. Свидетельства, выданные этим учебным заведением, котировались по всей России, А в Сарапульском уезде Вятской губернии без согласия мулл деревни Иж-Бобья из средств земства не финансировался ни один мектеб или медресе.
Однако деятельность Нигматуллиных-Буби и созданного ими учебного заведения не всегда протекала гладко. Противостояние старого и нового методов разрешилось в пользу первого. Не без активного участия И. Динмухамеда с 29 на 30 января 1911 г. был проведен обыск в медресе, учителя арестованы, а само медресе — закрыто. Так начался нашумевший в начале XX в. процесс над пантюркистами.
Братья Буби и их сестра Мухлиса, став во главе медресе д. Иж-Буби Сарапульского уезда Вятской губернии, преобразовали его на основе концепции педагогики джадидизма. Реформа, начатая ими еще в 90-е годы XIX в., активно была проведена в годы революции 1905-1907 гг. Их медресе отличалось хорошей постановкой учебного дела и стало одним из центров образования для татар. За период существования джадидитского медресе «Буби» были достигнуты определенные результаты, повлиявшие в последующем на формирование общественной мысли и создание нового государства. Из рядов шакирдов, окончивших это медресе, вышли общественно-политические руководители, писатели, журналисты, педагоги и. др.
Анализ учебных пособий, составленных братьями Буби для медресе и просмотренные критические статьи к ним, издававшиеся в повременной печати с 1904 по 1916 гг. показали, что язык первых пособий братьев Буби (1898-1905) очень близок к османскому. Но с формированием национального татарского языка стиль книг меняется, он начинает сближаться с литературным татарским языком. Труды Г. Буби посвящены главным образом раскрытию и переосмыслению основных вопросов религии, Г.-М. Буби больше интересовали естественные науки. В начале века книги, издаваемые ими, особенно пособия по естественным наукам, пользовались большой популярностью. В них отражены взгляды, мировоззрение Нигматуллиных-Буби. Г. Буби в своих трудах поднимает спорные вопросы и приглашает к дискуссии.
О деятельности Нигматуллиных-Буби вне стен медресе «Буби» можно судить по сохранившимся рукописям Г. Буби и периодике. К сожалению, материалы, касающиеся одного из братьев — Г.-М. Буби, очень скудны, и по ним нельзя судить о его жизни. Г. Буби после освобождения из тюрьмы со своей семьей переехал в Китайский Туркестан, основал дарелмугаллимат наподобие медресе «Буби» и активно участвовал в общественной жизни тюркских народов Кульджи. Он до конца своих дней, и после переезда из Китая в Троицк, а затем в д. Иж-Бобья, продолжать просвещать народ.
Г. Буби является ярким представителем татарской интеллигенции начала XX в. Его труды освещают насущные проблемы своего времени. Он доказывал, что ислам не противостоит развитию наук и культуры, напротив, являясь цивилизованной религией, ислам создает предпосылки для их дальнейшего развития. Одобряя достижения европейской культуры, он выступает и как защитник интересов татарского народа, национального языка. Г. Буби, будучи религиозным реформатором, является и глубоко мыслящим философом рассматривает проблему отдаления религии от цивилизации, причиной которого явились неграмотность религиозных деятелей, отгородивших себя от всего прогрессивного, их фанатизм. Г.'Буби путем просвещения предлагает возвратиться к «врожденной религии» и очистить ее от последующих наслоений. Являясь сторонником идеи «открытия дверей иджтихада», он рассматривает проблемы возникновения и развития такого явления, как таклид. Продолжая тему, начатую еще в начале XVIII в. Г. Курсави и продолженную Ш. Марджани, Г. Буби отрицает слепое следование кому-либо в вопросах религии. Значимость его идей, по сравнению с его предшественниками, заключается в том, что его мысли попали на уже подготовленную почву. Большую роль сыграли развитие типографского дела, издание книг на татарском языке, чем и объясняется огромный успех его произведений.
Г. Буби один из тех, кто уделял огромное значение образованию женщины. Он считал, что лишь просвещенная женщина может создать семью, благодаря порядку и благополучию в которой будет достигнуто и процветание нации и государства. Все проблемы, рассматриваемые Г. Буби, связаны с одной мыслью — с открытием дверей иджтихада. С этим связаны искоренение деспотизма, возврат к истинной религии и образование женщины.
М. Буби, стала первой женщиной кази в ЦДУМе. На этом поприще она сделала очень многое для поднятия роли женщины в обществе. Все свои способности и силы она направила на это. Жизнь М. Буби с 1917 по 1937 гг. была нелегкой. Особенно тяжелым для нее был период, когда религиозные деятели обвинялись в антигосударственной деятельности и подвергались преследованиям. М. Буби не смогла избежать репрессий. В преклонном возрасте она была обвинена в измене Родине и приговорена к высшей мере наказания.
Разносторонняя деятельность Нигматуллиных-Буби оставила глубокий след в развитии общественной мысли конца XIX - начала XX вв. и просветительского движения татарского народа.
Список религиозных терминов используемых в диссертации
Дият — плата за пролитую кровь, замена кровной мести
Закят — подоходный налог в исламе, в пользу малоимущих мусульман
Иджма — решение и соглашение религиозных ученых
Иджтихад — усердие
Кази — судья
Кияс — аналогия
Мансух — отмененный
Муджтахид — человек, усердствующий в поисках истины Мукаллид — человек, подражающий кому-нибудь
Муфтий — знаток шариата, дающий разъяснения его положений и принимающий решения по спорным вопросам в форме особого заключения (фет-ва), глава мусульманского духовенства определенного региона, высшее духовное лицо, председатель духовного правления
Мухтасиб — ученый богослов, исполняющий роль инспектора Насх — отменяющий
Сунна — это совокупность сообщений об изречениях, поступках и поведении пророка, о том, чему он учил и что одобрял, тогда как хадис содержит лишь наставления пророка, записанные с его собственных слов и распространяемых в виде книг уже после того, как был изложен Коран Таклид — следование, копирование
Хаджи — человек, совершивший паломничество в Мекку Хадис — предание о словах и действиях пророка Мухаммеда, затрагивающие различные религиозно-прававые стороны жизни мусульманской общины. Предания считаются вторым после Корана источником права, на них основана сунна, они содержат в себе значительную часть принципов и идей ислама
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Гимазова, Рафиля Алмарисовна, 2004 год
1. Источники: 1.1. Неопубликованные источники:
2. Национальный архив Республики Татарстан:
3. Ф.1. Канцелярия Казанского губернатора.11.1. Ф.1, оп.4, д.5482. Переписка по обследованию фактического положения дел в новометодных мектебе и медресе Казанской губернии. 1913 г.
4. Ф.41. Казанский окружной суд.11.5. Ф.41, оп.11, д.1-7, 9-11. Предварительное следствие по делу панисламистской пропаганды. 1911г.
5. Ф.160. Директор народных училищ Казанского учебного округа по Казанской губернии.11.15. Ф.160, оп.1, д.1576. Секретная переписка о татарских школах, характеристика учителей и учительниц.
6. Государственный архив Кировской области:
7. Ф.206. Инспектор начальных народных училищ Вятской губернии.11.52. Ф.206, оп.1, д.13. Сведения о ведомости, о числе и мест татарских магометанских школ. 1870 г.
8. Ф.237. Вятское духовное правление.11.53. Ф.237, оп.76, д.1363. Книга о числе находящихся в Вятской губернии мечетей. 1905 г.
9. Ф.574. Вятский губернский статистический комитет.11.54. Ф.574, оп.1, д.324. Ведомости уездных исправников о мусульманских школах в губернии. 1869 г.
10. Центральный государственный архив Удмуртской республики
11. Ф.236. Сарапульская уездная переписная комиссия.11.65. Ф.236, оп.1, д.195. Бланки переписи населения по Агрызской волости. ф 1897 г.11.66. Ф.236, оп.1, д.592. Бланки переписи населения на населенных пунктах Чутырской волости. 1897 г.
12. Национальная библиотека Республики Татарстан:11.78. № 338 т. Иж-Бубый мэдрэсэсе шэкертенец дэрес конспекты. 1902/1903 еллар.11.79. № 1653 т. Ф. Садыйковныц Ф. Вэлиевка язган хаты. 1958 ел.
13. Литература: на русском языке:
14. Абдуллин Я.Г. Буржуазно-демократическое движение рубежа XIX-XX вв. и его идеологическое выражение джадидизм // Общественная и философская мысль в Татарии начале XX в. -М.: Наука, 1990. -197 с.
15. Абдуллин Я.Г. Джадидизм среди татар: возникновение, развитие и историческое место. -Казань: Иман, 1998. -41 с.
16. Абдуллин Я.Г. Татарская просветительская мысль. -Казань: Татар, кн. изд-во, 1976. -319 с.
17. Агаев А. Женщина по исламу и в исламе. -Тифлис, 1901. -С. 15-59.
18. Агрызский кантон за первый год своего существования. (3-го дек. 1921 г. -1 ноября 1922 г.). -Казань: Первая Государственная типография Казанская, 1922.-76 с.
19. Алишев С.Х. Газиз Губайдуллин как историк // Исследования по историографии Татарии. -Казань: Татар, кн. изд-во, 1986. -127 с.
20. Амирханов Р. В стенах известного медресе // Вечерняя Казань. -1983. -8 апреля.
21. Амирханов Р.У. Некоторые бсобенности развития народного образования у татар в дооктябрьский период // Народное просвещение у татар в дооктябрьский период. -Казань: ИЯЛИ, 1992. -147 .с.
22. Амирханов Р. Развитие народного образования у татар в дооктябрьский период // Мэгариф. -1992. -№ 9. -С.40^13.
23. Амирханов Р.У. Татарская демократическая печать (1905-1907 гг.). -М: Наука, 1988.-188 с.
24. Аршаруни А., Габидуллин X. Очерки панисламизма и пантюркизма в России. -М.: Госиздат, 1931. -189 с.
25. Ашмарин Н.И. О татарских сочинениях по географии // Инородческое ободрение. -1916.Т.2. -№№ 2-3. -С.227.
26. Бушканец Е.Г. Мемуарные источники. -Казань: Изд-во Казан, пед. инта, 1975.-98 с.
27. Валидов Дж. Очерк истории образованности и литературы волжских татар (до революции 1917 года). -М.-Петроград: «Госиздат», 1923. -107 с.
28. Вальцев Н.К. // Венгеров С.А. Источники словаря русских писателей. -С.Пб.: типог. имп. Акад. наук, 1900. -С. 480.
29. Вахтерев В. и Е. Мир в рассказах для детей. -М., 1907.
30. Вахтеров В.П. // Венгеров С.А. Источники словаря русских писателей. -СПб.: типог. имп. Акад. наук, 1900. -С.511.
31. Вишневский Г.М. Арифметический задачник для начальных училищ и приготовительных классов гимназии и реальных училищ. -Казань: Типог. Императорского ун-та, 1892. -124 с.
32. Вишневский Г.М. // Венгеров С.А. Источники словаря русских писателей. -С.Пб.: типог. имп. Акад. наук, 1900. -С. 594.
33. Вулих З.Б. // .Венгеров С.А. Источники словаря русских писателей. -С.Пб.: типог. имп. Акад. наук, 1900. -С.660.
34. Гайнетдинов Р.Б. Тюрко-татарская политическая эмиграция: начало XX века и 30-е годы. -Н. Челны: Камский издательский дом, 1997. -С. 126, 129.
35. Горохов В.М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья. -Казань: Татгосиздат, 1941. 260 с.
36. Думави Н. Пробуждение русских татар и их литература. -Казань: «И-ман», 1999.-17 с.
37. Духовная культура и татарская интеллигенция. Исторические портреты. -Казань: «Магариф», 2000. -Б.68-71, 125-129.
38. Еникеев Э.А. Большевики и учащаяся молодежь Казани (1905 — февраль 1917 гг.). -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1990. -С.68, 86.
39. Загидуллин И. К. Перепись 1897 года и татары Казанской губернии. — Казань: Татар, книж. изд-во, 2000. -223 с. * '
40. Загидуллина Д.Ф. Из истории преподавания татарской литературы в дооктябрьской школе // Народное просвещение у татар в дооктябрьский период. -Казань: ИЯЛИ, 1992. -С. 105-118.
41. Ибрагимов Г. Татары в революции 1905 года. -Казань: Госиздат ТАССР, 1926.
42. Идиятуллина Г.Г. Абу Наср Курсави и среднеазиатские истоки татарской общественной мысли конце XVIII начала XX века. Дисс. на соис. учен, ст. канд. истор. наук. -Казань, 2001. - 204 с.
43. Из истории общественной татарской мысли. Сб. статей, Казань, 1979.
44. Искендеров А.А. Историческая наука на пороге XX веке // Вопросы истории. -1996.-№4.-С.6-28.
45. Ислам в Татарстане: опыт толерантности и культура существования. -Казань: Мастер Лайн, 2002.-101 с.
46. Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье. -Казань, 2001. -452 с.
47. Ислам. Энциклопедический словарь. -М.: «Наука», 1991.-315 с.
48. История философии. -М., 1997. -С. 168.
49. История философии: Запад-Россия-Восток. Кн.2.: Философия XV-XIX вв. -М.: Греко-латинский кабинет Ю.Н. Шичалина, 1998. -С.270-271, 277278.
50. Казанское востоковедение: традиции, современность, перспективы: тезисы и краткое содержание докл. международной научной конференции 10-11 октября 1996 г. -Казань, 1997. -304 с.
51. Камалов Т. Зия Камали. -Казань: Иман, 1997. -53 с.
52. Канке В.А. Философия. -М.: Логос, 1998. -С.83.
53. Каримова А. Хочешь стать шакирдом — учись // Казанские ведомости. -1995. -20 сентябрь.
54. Каримуллин А.Г. У истоков татарской книги. Издательство 2-е, Исп. Пер. -Казань: Татар, кн. изд-во,1992. 224 с.
55. Коблов Я. Конфессиональные школы казанских татар. -Казань, 1916. -119 с.
56. Коган П. С. Вступительная статья // Сборник татарской литературы (дореволюционной). -М.-Л.: Гос. изд-во худ. лит-ры, 1931. -С. 10-11.
57. Коран / Пер. Крачковского. -М.: МНПП «Буква», 1991. -528 с.
58. Кулагина С. Имена их помнят и чтут // Республика Татарстан. -1999. — 11 сентябрь.
59. Курбанов Т.Я. Из истории педагогического образования татар в дореволюционной России // Педагогическая мысль в Казанском крае в конце XIX -начало XX века. -Казань: КГПИ, 1979. -С.22-29.
60. Максудова 3. Медресе Иж-Буби // Идель. -1991. -№ 5. -С.43-45.
61. Материалы и документы по истории общественно-политического движения среди татар (1905-1917). -Казань: КГПИ, 1992. -126 с.
62. Марджани: ученый, мыслитель, просветитель. -Казань: Татар, кн. изд-во, 1990.-189 с.
63. Махмутова А.Х. Габдулла Буби о деспотизме // Интеллигенция Татарстана в период реформ и революций первой трети XX века. -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1997.-С. 135-138.
64. Махмутова А.Х. Становление светского образования у татар. -Казань: Изд-во Казан, ун-та., 1982. -96 с.
65. Махмутова А.Х. Феномен Мухлисы Буби // Гасырлар авазы Эхо веков. -2000. -№№ 1/2. -С.203-214.
66. Махмутова А.Х., Смирнова В.Н. Женский вопрос в татарской историографии 1917-1927 гг. // Очерки истории народов Поволжья и Приуралья. Вып.4. -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1972. -С. 69-78.
67. Миннуллин З.С. Проблемы вакфа: история и современность // Религия в современном обществе: история, проблемы, тенденции. -Казань: Издательство «Заман», 1998.-С. 175-178.
68. Михайлова С.М. Казанский университет и просвещение народов Поволжья и Приуралья. -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1979. -223 с.
69. Мусульманский мир: средние века, новое время. -Казань, 1996. -С.102-109.
70. Народное просвещение у татар в дооктябрьский период. -Казань: ИЯ-ЛИ, 1992.-147 с.
71. Насретдинова Д.М. Историк Г.С.Губайдуллин (1887-1937). Жизнь и творчество. Дисс. кандидата исторических наук. -Казань, 1997. -185 с.
72. Нафигов Р.И. Формирование и развитие передовой татарской общественной мысли. -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1964. 444 с.
73. Общественная и философская мысль в Татарии, начала XX века. -М.: «Наука», 1990.-С.З-51.
74. Очерки истории татарской общественной мысли. -Казань: Татар, кн. изд-во, 2000. -191 с.
75. Проблема преемственности в татарской общественной мысли. -Казань: ИЯЛИ, 1985.-163 с.
76. Прозоров С. М. К вопросу о правоверии в исламе: понятия акл ас-сунна (сунниты) // Проблемы арабской культуры. -М., 1987. '-<1.213-217.
77. Рамазанова Д.Б. Татары Восточного Закамья: их распространение, особенности говора. -Казань: Изд-во «Магариф», 2001. -С.35, 42.
78. Рахимкулова М.Ф. Преподование естественных наук в татарских школах дореволюционной России.-Оренбург, 1988.
79. Рахимов С. Медресе «Галия» // Идель. -1991. -№1. -С.34-38.
80. Рустямова А. К вопросу о женской образованности среди казанских татар (с конца XIX века до 1917 года) // УЗКПИ. Вып.ХШ, 1958. -С. 403-423.; Из истории педагогики Татарии. Сб.1. -Казань, 1967.
81. Справочник. Населенные места Российской империи в 500 и более жителей с указанием всего наличного в них населения и числа жителей преобладающих вероисповеданий, по данным первой всеобщей переписи населения 1897 года. -С.Пб., 1905. -С.246.
82. Татарский энциклопедический словарь. -Казань, 1999. -690 б.
83. Усманов М.А. Заветная мечта Хусаина Фаизханова. -Казань: Татар, кн. изд-во, 1980.-223 с.
84. Усманов М.А. Источники книги Ш.Марджани «Мустафад аль-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар»; ч.1, -Казань, 1895 // Очерки истории Поволжья и Приуралья. Выпуск II-III. -Казань: Изд-во Казан, ун-та,1969. -С. 44-115.
85. Фасеев К.Ф. Из истории татарской передовой общественной мысли. -Казань: Таткнигоиздат, 1955.-391 с.
86. Фахрутдинов P.P. Материалы и документы по истории общественно-политического движения среди татар (1905-1907 гг.). -Казань, 1992.
87. Ханбиков Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа. -Казань: Таткнигоиздат,1967. -232 с.
88. Хасанов Х.Х. Революция 1905-1907 гг. в Татарии. -М., 1965. -С.59,61.
89. Хасанов Х.Х. Формирование татарской буржуазной нации. -Казань: Татар. кн. изд-во, 1977. —327 с.
90. Шайхиев Р.А. Татарское народно-краеведческие сочинения как исторический источник (XIX нач. XX вв.). Дисс. кандидата исторических наук. -Казань, 1983. -194 с.
91. Шакуров Ф.Н. Вступая в век надежд. -Казань: «Заман», 2000. -25 с.
92. Шарафутдинов З.Т., Ханбиков Я.И. История педагогики Татарстана. -Казань, 1998.
93. Шафиков Я. Как живешь Буби? // Республика Татарстан. -1997. -11 июня.
94. Шафиков Я. Как живешь Буби? //Татарские края. -1997. -июль. -С.6.
95. Юзеев А.Н. Марджани. -Казань: «Иман»,' 1997. -59 с.
96. Юзеев А.Н. Татарское религиозное реформаторство: история и типология // Ислам в истории и культуре татарского народа. -Казан, 2002. -202 с.
97. Юзеев А.Н. Татарская философская мысль конца XVIII-XIX веков. -Казань: Издательство «Иман», 1998.Кн.1. —137 с.
98. Юзеев А.Н. Татарская философская мысль конца.XVIII-XIX веков. -Казань: Издательство «Иман», 1998.Кн.2. -С.85-90.
99. Юзеев А.Н. Татарская философская мысль конца XVIII-XIX веков. -Казань: Татар, кн. изд-во, 2001. -190 с.
100. Юсупов М.Х. Шигабутдин Марджани как историк. -Казань:Татар. кн. изд-во, 1981. 232 с.на татарском языке:
101. Акчура Й. Голум ве тарих. -Казан: Мэгариф,1906. -34 б.
102. Акчура Й. Дамелла Галимжан эл-Баруди: тэржемэи хэле. -Казан: Иман, 1997.-76 6.
103. Эмирханов Р. Ислам Ьэм Заман // Идел. -1999. -№ 10. -Б.25-28.
104. Эмирхан Ф. Эсэрлэр. 3 томда. Т.З. Публицистика. -Казан: Татар, китап нэшр., 1989.-Б. 157-160.
105. Баттал Г. Казан теркилэре. -Казан: Татар, китап нэшр., 1996. -192 б.
106. Баттал-Таймас Г. Муса Ярулла Биги: Тормышы, эшчэнлеге вэ эсэрлэре. -Казан: Иман, 1997. -556.
107. Бертуган Бубыйлар Ьэм Иж-Бубый мэдрэсэсе. -Казан: «Рухият», 1999. -240 б.
108. Бигиев М. РэхмэтилаЬия борЬаннары. -Оренбург, 1911. -Б.80.
109. Бубый Г. Мехтэрэм Гаспринскийныц вафат хэбэре // Казан утлары. — 1991. -№ 1.-Б. 188-189.
110. Бубый мэдрэсэсе тарихы: жыентык. -Казан, 1991. -203 б.
111. Бубыйлар эше хакында // Ж^ицу юлы. -1989. -8 август.
112. Бурнаш Ф. Эдэбият Ьэм сэнгать турында. -Казан: Татар, китап нэшр., 1978.-239 6.
113. Бурнашева 3. Хатын-кызлар хэрэкэте тарихыннан. -Казан,
114. Габдеррэхим бине Бикчэнтэй бине Ибрагим (7-1845) // Мэржани Ш. Местэфадел-эхбар фи эхвали Казан вэ Болгар. -Казан, 1989. -Б. 301.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.