Общественная и просветительская деятельность Абдурахмана Умерова: 1867-1933 тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Рахимов, Ильнур Сулейманович

  • Рахимов, Ильнур Сулейманович
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2013, Казань
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 171
Рахимов, Ильнур Сулейманович. Общественная и просветительская деятельность Абдурахмана Умерова: 1867-1933: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Казань. 2013. 171 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Рахимов, Ильнур Сулейманович

ОГЛАВЛЕНИЕ

3

ГЛАВА I. Формирование личности Абдурахмана Умерова как лидера тюрко-мусульманской общины города Астрахани.

1.1. Татарская община города Астрахани в конце XIX - начале XX вв

1.2. Род и семья Умеровых

1.3. Учеба в медресе и формирование мировоззрения Абдурахмана Умерова

ГЛАВА II. Вклад Абдурахмана Умерова в консолидацию и социокультурное развитие татарской нации.

2.1. Научно-педагогическая деятельность Абдурахмана Умерова

2.2. Татарские благотворительные общества г. Астрахани до 1917 года и роль А.Умерова в их работе

2.3. Газета «Идел» и типография «Торгового дома А. Умерова и К°»

2.4. Служение исламу и обществу в годы советской власти

Заключение

Список использованных источников и литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Общественная и просветительская деятельность Абдурахмана Умерова: 1867-1933»

Введение

Актуальность. Исследование роли личности в истории является одной из актуальных задач науки. За изменениями в жизни отдельной социальной группы, общины, сословия, населенного пункта и страны в целом всегда стоят идеи и поступки конкретных людей. Их социальная активность является двигателем большинства важных для общества процессов. В отечественной науке традиционно на первый план выдвигалось изучение истории различных институтов власти. Исследования строились по известной схеме политика - экономика - культура. С повышением внимания к социальной истории, возник интерес и к судьбам отдельных личностей. Через призму их жизни и деятельности раскрываются и эпизоды общего хода истории.

В конце XIX — начале XX веков на фоне российских буржуазных изменений значительно трансформировалось и татарское мусульманское общество. Именно в это время получает большое распространение джадидизм — обновленческое движение в исламе. В школах было введно новометодное звуковое обучение, возникли различные общественные объединения, татарская светская культура. Большую роль в мусульманском реформировании среди татарского населения сыграли предпринимательские круги. Вместе с тем в это время появился и новый тип мулл, свободных от консервативных взглядов и готовых принять реалии новой эпохи. Одним из таких ярких личностей был Абдурахман Умеров (Габдрахман Гумари). Он родился в Астрахани в 1867 году в семье простого мещанина и большую часть своей сознательной жизни прожил именно в этом городе, тем не менее его активная общественно-просветительская деятельность оказала серьезное влияние и на процессы консолидации татарского народа, переживавшего в конце XIX — начале XX веков период коренных социальных, культурных и духовных преобразований.

В связи с этим изучение общественной и просветительской

3

деятельности астраханского муллы и издателя Абдурахмана Умерова представляется важной научной задачей, которая дает возможность глубже проанализировать историю традиционного российского ислама как созидательного, открытого для новшеств и прогресса учения.

Степень научной разработанности темы. Литературу по теме научной работы можно разделить на несколько групп: это общие материалы, касающиеся истории мусульманских общин Астраханской губернии, джадидского движения, и отдельные публикации, отражающие жизнь и деятельность самого Абдурахмана Умерова.

В дореволюционное время астраханские ногайцы и татары становились объектом научных и научно-популярных исследований различных зарубежных и русских авторов. В ХУП-ХУШ веках Астрахань стала настоящим плавильным котлом для самых разных восточных народностей: калмыков, татар, персов, индийцев, армян и т.д. Этнический колорит региона привлекал внимание многих путешественников, что нашло отражение в их публицистических заметках. Например, анализ на предмет этнических публикаций астраханской газеты «Восточные известия» за 1813 год показал, что чаще всего появлялись статьи о калмыках, татарах и персах1. Фрагменты, касающиеся татарского населения Астраханского края, встречаются в сочинениях А.Дженкинсона, А.Олеария, И.Аксакова, П.Небельсина, А.Павлова, М.С. Рыбушкина, А.Штылько, В.И. Немировича-Данченко, А.Писемского и других авторов2. Наблюдатели со стороны, заезжие

Белолипская Г.С. Этническая и историко-этнографическая тематика в Астраханской прессе первой половины XIX века // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2010. -№1. - С.150-155.

2 Дженкинсон А. Путешествие в Среднюю Азию. 1558 - 1560 гг.//Английские путешественники в Московском государстве в XVI веке. М., 1937. - С. 171-172; Олеарий А. Подробное описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию в 1633, 1636, 1639 годах // Хрестоматия по истории Астраханского края. - Часть 1. - Астрахань, 1992; Рыбушкин М.С. Записки об Астрахани. - М., 1841; Павлов А. О

татарах, водворившихся в Астрахани. - СПб., 1845; Небельсин П. Очерки волжского низовья. - СПб., 1852; Аксаков И. Письма из провинции. Присутственный день в уголовной палате. - М., 1991; Писемский А. Татары // Библиотека для чтения. - Т. 152. - Ноябрь, 1858. - С.З—4; Немирович-Данченко В.И. По Волге. Очерки и впечатления летней поездки.

4

публицисты смотрели на татарскую общину города Астрахани как на восточную экзотику и старались выявить в ней нетипичные, шокирующие европейца черты. Необычным казалось все: от одежды и домов до богослужения в мечети. Но иногда путешественники отказывались от стереотипных рамок и показывали обычных людей, мало чем отличающихся от остального населения Российской империи. Хотя, надо признать, это были всего лишь внешние представления посторонних людей, не понимающих ни языка, ни традиций, ни культуры этого народа.

В советское время история дореволюционных мусульманских общин Астраханской губернии не становилась объектом отдельных научных исследований. В свете марксистско-ленинских идеологических установок больший интерес представляли история борьбы пролетариата за свои права, установление советской власти в регионе и другие темы. Хотя при исследовании отдельных аспектов татарской истории (история книгоиздательского дела, история татарского театра) казанскими учеными затрагивались и некоторые эпизоды из истории астраханских татар3. Определенное развитие получил этнографический анализ истории астраханских татар. Результатом этой работы стал сборник научных трудов «Астраханские татары», опубликованный в Казани уже в постсоветское время - в 1992 году. На сегодняшний день этот сборник является наиболее полной научно-исследовательской работой по истории астраханских татар, рассматривающей самые разные ее аспекты4.

Некоторые авторы этого сборника публиковали материалы об астраханских татарах и в других изданиях. В связи с этим стоит отметить статьи Л.Ш. Арсланова и В.М. Викторина, где приводится подробный анализ основных этнических групп ногайско-татарского населения края,

- СПб., 1877; Штылько А. Иллюстрированная Астрахань. - Саратов, 1896; Казанский Н. Народное образование в Астраханской губернии // Русская мысль. - М., 1898.

3 Каримуллин А.Г. Татарская книга начала XX века. - Казань, 1974; Октябрьгэ кадэрге татар театры: Очерклар / Мэхмутов Ь., Илялова И., Гыйззэт Б. - Казан, 1988.

4 Астраханские татары. - Казань, 1992.

прослеживается их происхождение и развитие5. Этнографические традиции изучения истории астраханских общин продолжены и в книге Ф.С. Баязитовой6.

В постсоветское время успешно особое внимание уделялось истории татарского населения Астраханской губернии с точки зрения филологических наук. В фокусе научных исследований были лигвистические аспекты татарских газет Астрахани, литературные произведения местных авторов и другие историко-филологические проблемы. В данных работах в некоторой степени освещаются и проблемы, связанные с астраханской газетой «Идель». Её издателем был Абдурахман Умеров7.

На современном этапе, в свете идеологических перемен, в обществе возник повышенный интерес к истории религиозных общин, в том числе мусульманских. В последние годы В.М. Викторин представил научное исследование по истории ислама в Астраханском крае, которое охватывает время от древности до современности8. Работа содержит богатый фактологический материал, отличает её комплексный подход к истории Астрахани. Действительно, разное по этническому составу население края трудно рассматривать, обособляя отдельную народность, и в связи с этим объединение их по религиозному признаку является одним из оптимальных вариантов для научного исследования. Хотя на современном этапе в Астраханской области наблюдается стремление отдельно выделить историю ногайцев. Если в советское время ногайцы рассматривались казанскими этнографами как часть астраханских татар, то астраханские ученые и

5 Арсланов Л.Ш., Викторин В.М. Астраханские татары // Материалы по истории татарского народа. - Казань, 1995.

6 Баязитова Ф.С. Эстерхан татарлары. - Казан, 2002.

7 Завгарова Ф.Х. Татарская литература Астраханского региона в историко-культурном контексте XIX - начала XX веков: автореф. ... к.ф.н. - Казань, 2003; Сибгатуллина А.Т. Проблемы тюрко-татарской литературы на страницах газеты «Идель». // Тюркское просветительство и просвещение в Астраханском крае: прошлое, настоящее, будущее. К 100-летию выхода газеты Идель. - Астрахань, 2007; Миннуллин Б.К. Язык газеты "Борхане Таракки": 1906- 1911 : автореферат ...к.ф.н. - Казань, 2010.

8Викторин В.М. Ислам в Астраханском регионе. - М., 2008.

исследователи из других регионов (например, из Северного Кавказа) настаивают на оригинальном самоназвании9.

Астрахань, являясь крупным центром тюрко-мусульманской городской культуры, как и многие другие города с компактным проживанием татарского населения в конце XIX - начале XX веков переживал период джадидистских преобразований, когда здесь появились новые социальные институты: благотворительные общества, периодические издания, типографии, а местные медресе и мектебе подвергались коренному реформированию. Абдурахман Умеров являлся одним из активных проводников реформаторских идей в Астраханском крае. Эти процессы, как в идеологическом, так и в конкретно-историческом плане, в масштабах всей Российской империи стали в последние десятилетия предметом серьезных научных изысканий. Среди них следует назвать, в первую очередь, труды Д.М. Исхакова, P.M. Мухаметшина, Д.М.Усмановой, А.Ю. Хабутдинова, P.C. Хакимова, JI.A. Ямаевой и других.10

Современный этап российской историографии представлен также работами, посвященными общественно-политическим процессам, охватившим татарское общество на рубеже веков, портретам и научным биографиям видных деятелей джадидского движения.11 Данные исследования

9 Ногаеведческий сборник: сборник научных статей. Вып. 1. Актуальные вопросы истории и культуры ногайцев. - Астрахань, 2012. Курмансеитова А.Х. У истоков ногайской книги (XIX - начало XX веков). - Черкесск, 2009.

10 Исхаков Д.М. Феномен татарского джадидизма: введение к социокультурному осмыслению. - Казань, 1997; Мухаметшин P.M. Татары и ислам в XX веке. - Казань, 2003; Хабутдинов А.Ю. Миллет Оренбургского духовного собрания в конце XVIII-XIX веках. -Казань, 2000; Он же. Формирование нации и основные направления развития татарского общества в конце XVIII - начале XX веков. - Казань, 2001. Хайрутдинов А.Г. Наследие Мусы Джаруллаха Бигиева.: Сборник документов и материалов. Вып.IV. Казань, 2003; Ямаева Л. Мусульманский либерализм как общественно-политическое движение (по материалам Уфимской и Оренбургской губерний). - Уфа, 2002; Хакимов P.C. Джадидизм -реформированный ислам. - Казань, 2011.

11 Тагиров И.Р., Валеев Р. К. Общественно-политическая жизнь в первой четверти XX века // Материалы по истории татарского народа. - Казань,. 1995. - С. 388^-23; Гилязов И.А. Политика царизма по отношению к татарам Среднего Поволжья во 2-й пол.XVI - XVIII вв.// Материалы по истории татарского народа. - Казань, 1995. - С.243-256; Загидуллин И. К. Татарская школа и русификаторская политика царизма во второй половине XIX в.//

7

отличаются богатым фактологоическим содержанием, но в них специально не освещался вопрос об участии А.Умерова в джадидском движении.

Имя Абдурахмана Умерова в годы советской власти долгое время никак не затрагивалось ни в научной, ни в краеведческой литературе. Одно из первых упоминаний о нем появилось в 1974 году в книге А.Каримуллина о татарском книгоиздательском деле. Автор дает краткую информацию об Умерове и более обширные сведения о работе типографии «А.Умеров и К°». В частности, им был проведен статистический анализ, сколько книг было издано типографией в отдельные годы, какой направленности была публикуемая литература и т.д.12 В годы перестройки стало возможно более разностороннее изучение «забытых» в 1930-е годы имен. В 1980-е годы появился ряд краеведческих публикаций о жизни и деятельности Абдурахмана Умерова в периодической печати Астраханской области13.

В постсоветские годы, жизни и деятельности астраханского просветителя и общественного деятеля уделялось больше внимания. Были введены в научный оборот некоторые материалы из семейного архива Умеровых. Статьи С.Рахимова, основанные на этих источниках, опубликованы в разных номерах журнала «Гасырлар авазы-Эхо веков» и в сборнике «Исторические портреты: духовная культура и татарская интеллигенция»14. Статьи, посвященные деятельности Абдурахмана Умерова,

Народное просвещение у татар в дооктябрьский период. - Казань, 1992. - С. 60-84; Фахрутдинов P.P. Татарский либерализм в конце XIX - начале XX века (очерки политической истории). - Казань, 1998; Гаффарова Ф.Ю. Садри Максуди. - Казан, 2001; Махмутова А.Х. Лишь тебе, народ, служенье! (История татарского просветительства в судьбах династии Нигматуллиных-Буби). - Казань, 2003; Юсупов М.Х. Галимджан Баруди. - Казань, 2003; Хабутдинов А.Ю. Лидеры нации. - Казань, 2004; Амирханов Р.У. Татарский народ и Татарстан в начале XX века: Исторические зарисовки. - Казань,2005; Мухаметшин Р.Г. Татарский традиционализм: особенности и формы проявления. - Казань, 2005; Эмирханов Р.У. Эмирханнар. - Казан, 2005.

12 Каримуллин А.Г. Татарская книга начала XX века. - Казань, 1974.

13 Шихмурзаев Д. А.И.Умеровтынъ яшав йолы // Шоьллик маягы. - 1987. - 12 февраль; Рахимов С. Кем же был А.Умеров? // Коммунист Приволжья. - 1988. - 28 июля.

14 Рэхимов С. Остазлар Ьэм шэкертлэр // Гасырлар авазы-Эхо веков. - 1997. - №1/2. Б.111-119; Рахимов С. Габдрахман Гумари // Исторические портреты: духовная культура и татарская интеллигенция. - Казань, 2000. - С. 102-106; Умеров Ш., Умеров М. Письмо в редакцию // Гасырлар авазы-Эхо веков. - 2001. - №1/2. - С.255-256; Рахимов С.

8

в частности, истории медресе «Низамия», о газете «Идел» включены и в «Татарскую энциклопедию»15. Разрозненность сведений об Абдурахмане Умерове привели к тому, что представленные в энциклопедии статьи не систематизированы, встречаются некоторые разночтения. В основном, они связаны с тем, что в литературе фигурируют разные варианты написания фамилии Умерова. В частности, на эти неточности уже обращали внимание потомки просветителя16.

На современном этапе, благодаря вышеназванным публикациям, имя Абдурахмана Умерова стало известно более широкой общественности. Уделяется внимание его жизни и деятельности, в частности, история газеты «Идель» становилась темой научно-практической конференции, поднимался этот вопрос и в периодической печати17. В отдельных статьях и монографии исследовательницы из Северного Кавказа А.Х. Курмансеитовой отводится важное место роли Абдурахмана Умерова в развитии ногайского книгоиздательского дела18. Наиболее содержательной является научно-биографический сборник «Габдрахман Гумари», выпущенный в Казани в 2002 году19. Наряду с научными публикациями здесь содержатся и материалы мемуарного характера, а так же документы из личного архива Умерова. Таким образом, обзор имеющейся литературы показывает, что жизнь, «картина мира», деятельность Абдурахмана Умерова не подвергалась

Абдурахман Умеров: долгое возвращение // Гасырлар авазы-Эхо веков. - 2004. - №1,-С.252-254.

15 Татарская энциклопедия: В 6-ти томах. Т.2: Г - Й. - Казань, 2005. - С.213, 530; Татарская энциклопедия: В 6-ти томах. - Т.4: М - П. - Казань, 2008. - С.441.

16 Умеров Ш., Умеров М. Письмо в редакцию // Гасырлар авазы-Эхо веков. - 2001. - №1/2.

- С.255.

17 Астраханская газета «Идель» - прошлое, настоящее, будущее // Татарские новости. -2007. - 1 апреля. - №153; Тюркское просветительство и просвещение в Астраханском крае: прошлое, настоящее, будущее. К 100-летию выхода газеты «Идель». - Астрахань, 2007.

18 Курмансеитова А.Х. У истоков ногайской книги (XIX - начало XX века). - Черкесск, 2009; Она же. Вклад астраханских ногайцев в книжное дело на ногайском языке // Астраханские краеведческие чтения: сборник статей / под ред. А.А.Курапова. -Астрахань, 2009. Вып. I. - С.220-225.

19 Габдрахман Гомэри. Фэнни-биографик жыентык. - Казан, 2003.

комплексному научному анализу.

Недостаточно изучена и история татарских общин города Астрахани до 1917 года.

Хронологические рамки исследования: 1867-1933 - годы жизни Абдурахмана Умерова.

Территориальные рамки исследования охватывают г.Астрахань, где прошла основная часть жизни Абдурахмана Умерова. С этим городом связаны основные направления его научной, общественной, просветительской и педагогической деятельности.

Объектом исследования являются основные этапы жизненного и творческого пути Абдурахмана Умерова.

Предметом исследования личность Абдурахмана Умерова и его роль в истории татарского народа.

Целью исследования является изучение общественной и просветительской деятельности Абдурахмана Умерова. Для достижения указанной цели сформулирован ряд взаимообусловленных исследовательских задач:

1) показать значение Астрахани, во-первых, как многонационального города, в котором сформировалось уникальное тюрко-мусульманское сообщество; во-вторых, как одного из крупных центров татарской городской культуры;

2) определить роль семьи в формировании личности Абдурахмана Умерова;

3) изучить значение татарского мусульманского образования как фактора, сформировавшего мировоззрение Абдурахмана Умерова;

4) проанализировать основные направления научно-педагогической деятельности Абдурахмана Умерова;

5) изучить общественную деятельность Абдурахмана Умерова в составе благотворительных и культурно-просветительских организаций Астрахани;

6) исследовать издательскую деятельность Абдурахмана Умерова и

10

работу газеты «Идель»;

7) определить основные этапы религиозной, общественной и научной деятельности Абдурахмана Умерова в годы советской власти.

Методологическая основа исследования заключается в сочетании принципов научной объективности и историзма. Проблемы, затронутые в диссертации, рассматривались в их взаимосвязи, отличительные особенности выделялись с учетом разнообразия факторов, повлиявших на их эволюцию. Кроме того, применялись научные принципы историко-сравнительного и системного подходов, а также такие общенаучные методы, как анализ и синтез, сравнение и аналогия, обобщение и систематизация материала.

Источники исследования. Для проведения исследования привлекались как опубликованные, так и неопубликованные источники из Государственного архива Астраханской области (ГА АО), Национального архива Республики Татарстан (НА РТ), Центрального исторического архива Республики Башкортостан (ЦИА РБ).

По характеру происхождения источников их можно сгруппировать в пять групп.

Первую группу составляют законодательные и нормативные материалы Российской империи, советского государства, отражающие политику властей по отношению к мусульманским общинам, духовенству, системе мусульманского образования. В частности, представляют серьезный интерес журнальные постановления Министерства народного просвещения, определявшие степень и характер воздействия государственных структур на мусульманские учебные заведения в пореформенный период, а также правовые акты, определявшие положение приходских священнослужителей20, советское законодательство, нормативные акты, документы партийных

20 Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. Т. 1-124. - Спб., 18301884; Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. Т. 1 - 19, 21-33. -Спб., 1885-1916; Сборник законов о мусульманском духовенстве в Таврическом и Оренбургском округах и о магометанских учебных заведениях. - Казань, 1898; Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика). Составитель и автор вводной статьи, комментариев и приложений Д.Ю. Арапов. - М., 2001.

органов, отражавшие специфическую политику властей в религиозной сфере21.

Во вторую группу входят делопроизводственные источники. Часть из них опубликована в различных изданиях. Например, в семье Умеровых сохранились документы, касающиеся имущества Измаила Умерова22, материалы, связанные с началом педагогической карьеры Абдурахмана Умерова23. Кроме того, в этой семье долгие годы хранили копии архивных документов по истории ногаев, датириуемые XVIII веком. Они были переписаны самим А.Умеровым в ходе подготовки истории астраханских татар.24 Все эти документы вошли в научно-биографический сборник «Габдрахман Гумари». Прошения А.Умерова об издании газеты «Идель» и некоторых книг, извлеченные из фондов Российского государственного исторического архива, опубликованы в монографии А.Курмансеитовой25.

В фондах данного архивохранилища сохранились журналы Особого совещания по мусульманским делам, образованного при Министерстве внутренних дел. Они изданы в виде отдельного сборника. Как один из ярких общественных деятелей Абдурахман Умеров попал в поле зрения и

21 Гидулянов П.В. Отделение церкви от государства в СССР. Полный сборник декретов, ведомственных распоряжений и определений Верховного Суда РСФСР и других ССР. -М., 1926.; Его же. Отделение церкви от государства в СССР. - М., 1928; О религии и церкви: Сборник высказываний классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС и Советского государства. - М., 1981.

22 Журнал об описи имущества И.Умерова от 12 марта 1895 года // Габдрахман Гомэри. Фэнни-биографик жыентык. - Казан: Рухият, 2002. - Б.263-264; Журнал описи недвижимого имущества Умеровых от 1895 г. // Габдрахман Гомэри. Фэнни-биографик жыентык. - Казан, 2003. - Б.260-262.

23 Копия обращения прихожан № 6 на имя инспектора народных училищ Астраханской губернии от 28 апреля 1895 г. // Габдрахман Гумари. Научно-биографический сборник. -Казань, 2003. - С.258; Прошение А.Умерова на имя инспектора народных училищ Астраханской губернии // Габдрахман Гомэри. Фэнни-биографик жыентык. - Казан, 2003. - С.258-259.

24 Его сиятельству Господину Министру иностранных дел вице-канцлеру Действительному тайному советнику и кавалеру графу Карлу Васильевичу Нессельроде // Габдрахман Гомэри. Фэнни-биографик жыентык. - Казан, 2003. - Б.356-360.

25 Курмансеитова А.Х. У истоков ногайской книги (XIX - начало XX века). - Черкесск, 2009.-С.203, 211.

участников данного совещения26. Из опубликованных документов также следует отметить Устав Астраханского попечительства о бедных татарах27.

Значительную часть делопроизводственных источников представляют архивные документы. Различные деловые переписки, отложившиеся в фондах Канцелярии Астраханского гражданского губернатора (Ф.1), Астраханского губернского правления (Ф.13), Астраханского губернского жандармского управления (Ф.286) Государственного архива Астраханской области. Все они отражают жизнь и деятельность Абдурахмана Умерова. Особой информативностью отличаются жандармские донесения. В них большое внимание уделяется деятельности мусульманских благотворительных обществ «Джамият исламия» и «Шураи ислам», в которых активно участвовал А.Умеров, а также имеются дела, касающиеся работы газеты «Идел». Несмотря на специфический характер жандармских документов и на определенную субъективность информаторов, приведенные в них сведения раскрывают многие стороны жизни мусульманских общин Астрахани.

Отдельные документы содержат сведения о сдаче А.Умеровым экзаменов, о назначении его вероучителем, приходским имамом и т.д. Аналогичные документы имеются в фондах Оренбургского магометанского духовного собрания (Ф.И-295) в Центральном историческом архиве Республики Башкортостан. Кроме того, в этом архивном фонде содержатся сведения о числе мечетей в Астрахани, о состоявших в них муллах.

Кроме того, привлекались делопроизводственные документы из фондов Национального архива Республики Татарстан. Например, в фонде Попечителя Казанского учебного округа (Ф.92) имеются дела отражающие деятельность новометодного медресе «Низамия» (создано А.Умеровым) и школ при мусульманских благотворительных обществах г. Астрахани. В

26 Журнал Особого совещания по мусульманским делам, образованного при Министерстве внутренних дел, от 7 и 8 мая 1914 г. // Особое совещание по мусульманским делам 1914 года: Журналы / сост. И.К.Загидуллин. - Казань, 2011. - 296 с.

27 Устав Астраханского попечительства о бедных татарах. - Казань, 1905. - 16 с.

фонде Казанского губернского жандармского управления (Ф.199) хранятся дела, касающиеся пребывания Абдурахмана Умерова в Казани во время ссылки в 1914-1917 гг.

Советский период жизни просвтетителя и общественного деятеля представлен в основном опубликованными документами из Архива ФСБ Астраханской области. Это материалы обыска его квартиры, допроса, обвинительное заключение28.

Третью группу источников составляют документы личного происхождения. Особую ценность представляют воспоминания сына А.Умерова - Габделхамида Гумари29, речи и письма его шакирдов и коллег30, опубликованные в научно-биографическом сборнике «Габдрахман Гумари». С середины 50-х годов XX века и на протяжении почти пятнадцати лет Габделхамид (Абдул-Гамид) Умеров по крупицам собирал утерянный архив отца. После этого он несколько лет занимался изучением и систематизацией собранных материалов, составлял их копии и пересылал в научные учреждения Татарстана и Башкортостана. Свои собственные воспоминания об отце он дополнил дополнительными сведениями из разных источников. Во многом благодаря именно его данным стало возможным изучение жизни и

28 Из обвинительного заключения в антисоветской пропаганде от 27 августа 1930 г. // Габдрахман Гумари. Научно-биографический сборник. - Казань, 2003. - С.293-299; Показания А.Умерова на допросе от 23 августа 1930 г. // Габдрахман Гумари. Научно-биографический сборник. - Казань: Рухият, 2003. -С.292; Протокол обыска в квартире А.Умерова в день его ареста от 9 августа 1930 г. // Габдрахман Гумари. Научно-биографический сборник. - Казань, 2003. - С.289-290.

29 Гомэров Г. Габдрахман Гомэринец кыскача тэржемэи хэле // Габдрахман Гомэри. Фэнни-биографик жыентык. - Казан, 2003. - Б. 14-95.

30 Эстерханда 3.08.1921 уздырылган Ьэм Габдрахман Гомэринец эшчэнлегенэ багышланган котлау мэжлесендэ сейлэнгэн кайбер суз-нотыклар. Габдрахман Ниязи нотыгы // Габдрахман Гомэри. Фэнни-биографик жыентык. - Казан, 2003. - Б. 100-107; Б.Килячи-Мостафаев. Остаз Габдрахман Гомэри хэзрэтлэренэ // Габдрахман Гомэри. Фэнни-биографик жыентык. - Казан, 2003. - Б. 108-109; Мэдрэсэ Мэржэниэ мегэллимнэре тарафынан Габдрахман Гомэригэ тезелгэн саубуллашу мэжлесендэ тэкдим ителгэн адрес // Габдрахман Гомэри. Фэнни-биографик жыентык. - Казан, 2003. - Б.96-99; Габдрахман Ниязинец 1920 нче ел 29 нче октябрдэ Габдрахман Гомэригэ язган мэктубенэн хеласа // Габдрахман Гомэри. Фэнни-биографик жыентык. - Казан, 2003. - Б. 175-178; Ризаэтдин бин Фэхретдиннец Габдрахман Гомэригэ язган хатлары (1909-1927 нче еллар) // Габдрахман Гомэри. Фэнни-биографик жыентык. - Казан, 2003. - Б.243-254.

деятельности Абдурахмана Умерова. Сын Габделхамида - Шамиль Умеров в 2003 году передал Национальному архиву Республики Татарстан семейный архив Умеровых, в том числе печатные издания (газеты, журналы и книги) на татарском, турецком и арабском языках из личной библиотеки Абдурахмана Умерова31. Воспоминания Г.Умерова содержатся и в сборнике о Фатихе Амирхане, где сын просветителя вспоминает о дружбе отца с известным писателем32.

Кроме того, в сборник «Габдрахман Гумари» включены документы, которые принадлежат перу самого Абдурахмана Умерова. Это его письма разным людям (родственникам, единомышленникам и коллегам, например Р.Фахреддину, Ф.Кариму и т.д.), публичная речь от 1921 года и путевые воспоминания 1920-1925 гг33. В них зафиксированы отдельные моменты его биографии, общественно-просветительской деятельности, взгляды на жизнь. Воспоминания А.Умерова о годах учебы в медресе и о своем учителе Шигабутдине Марджани содержатся в тематическом сборнике, выпущенном в 1915 году в честь юбилея Ш.Марджани. В 2001 году данный сборник был переиздан.34

Свои наблюдения о научной деятельности и просветительской работе

31 Рахимов С. Абдурахман Умеров: долгое возвращение // Гасырлар авазы -Эхо веков. -2004. -№1.-С.252-254.

32 Гомэров X. Фатыйх Эмирхан Эстерханда.// Фатыйх Амирхан турында истэлеклэр. -Казан: Татарстан китап нэшрияты, 2005. - С. 128-132.

33 Габдрахман Гомэринец мэжлестэ сейлэгэн сузе (3 нче август 1921 ел) // Габдрахман Гомэри. Фэнни-биографик жыентык. - Казан, 2003. - Б. 110-114; Габдрахман Гомэри. Терле вакыттагы сэяхэтлэр: У фага 1924 нче елдагы сэфэр // Габдрахман Гомэри. Фэнни-биографик жыентык. - Казан, 2003. - Б. 207-213; Гомэри Г. Кавказ мэгдан суларына 1925 енче елдагы сэфэр // Габдрахман Гомэри. Фэнни-биографик жыентык. - Казан, 2003. -С.213-216; Гомэри Г. Уфа вэ Казанга 1920-1921 нче еллардагы сэфэр // Габдрахман Гомэри. Фэнни-биографик жыентык. - Казан, 2003. - Б. 137-182; Гомэри Г. Уфага 1923 нче елдагы сэфэр // Габдрахман Гомэри. Фэнни-биографик жыентык. - Казан, 2003. - Б. 182— 205; Гомэри Г. Уфага 1924 нче елдагы сэфэр // Габдрахман Гомэри. Фэнни-биографик Жыентык. - Казан, 2003. - Б.207-218; Гомэри. Г. 1926 сэнэ, 17 нче июль // Габдрахман Гомэри. Фэнни-биографик жыентык. - Казан, 2003. - Б.241-242; Хатлар. 1883-1926 нчы еллар арасында язылган гаилэ хатлары // Габдрахман Гомэри. Фэнни-биографик жыентык. - Казан, 2003. - Б.220-242.

34 Гомэри Г. Беек остазым Мэржани турында истэлеклэр // Мэржани. - Казан, 2001. -Б.4-10.

Абдурахмана Умерова в дореволюционный изложил в мемуарах эмигрант, турецкий ученый башкирского происхождения 3. Валиди. Их объединял интерес к истории ногаев, сбор материалов по этой теме, и ранние работы Валиди по истории тюрков были опубликованы в газете «Идел». В советские годы они встретились уже в Турции, 3. Валиди отмечал о его пессимистичном настрое и общем упадке духа35.

Отдельные сведения о работе редакции газеты «Идель» содержатся в воспоминаниях о поэте Г.Тукае. Поэт тесно общался с редактором газеты С.Рамиевым и приезжал в Астрахань36. Кроме того, из источников личного происхождения привлекались дневники казанского миссионера Е.Малова37.

В четвертую группу источников входят материалы периодической печати. Привлекались материалы дореволюционных газет как на русском, так и на татарском языках. Это газеты «Астраханский листок», «Идель», «Бурхане тарраки» и другие повременные издания начала XX века. В газете «Идель» публиковался и сам Абдурахман Умеров. Кроме того, в различных периодических изданиях печаталась реклама его издательства, а также его учебников.

Пятую группу источников составляют справочные и статистические материалы как дореволюционного периода, так и составленные на современном этапе. Сюда можно отнести памятные книги и адреса-календари Астраханской губернии за разные годы, материалы различных переписей и другие справочно-статистические издания38. В Книге Памяти жертв

35 Валиди 3. Воспоминания. Борьба мусульман Туркестана и других восточных тюрок за национальное существование и культуру. - М., 1997. - С.60.

36 Алиев В. Сэгит Рэмиев белэн // Габдулла Тукай турында замандашлары истэлеклэре. -Казан: Тат. кит. нэшр-ты, 1960. - Б. 152-155; Ута балиев Г. Тукай «Идел» газеты редакциясында // Тукай турында замандашлары истэлеклэре - Казан: Тат. кит. нэшр-ты, 1960. - Б. 148-150.

37 Из дневника Евфимия Малова / Публ. В.Мурадова // Гасырлар авазы-Эхо веков. - 1999.

- №1/2.-С. 153-160.

38 Волости и важнейшие селения европейской части России. Вып. 4. Губернии НижнеВолжской области. - СПб., 1883; Ведомости о личном составе населения, дворовых участках, строениях и квартирах г. Астрахани, составленные на основании результатов однодневной переписи 20 января 1891 года. - Астрахань, 1895; Памятная книжка

16

политических репрессий Астраханской области имеются сведения как о самом Абдурахмане Умерове, так и о его репрессированных родственниках и соратниках.

Научная новизна работы состоит в том, что исследование посвящено малоизученной теме, связанной с жизнью и деятельностью видного татарского просветителя, педагога и ученого Абдурахмана Умерова, являвшегося одним из лидеров джадидского движения в конце XIX - начале XX веков. Данная работа является первым обобщающим трудом, раскрывающим основные направления многогранной научно-просветительской и общественной деятельности Абдурахмана Умерова в контексте исторических процессов, охавитвших татарское общество в указанный период. В диссертации подробно характеризуется жизнь мусульманской общины г.Астрахани в период джадидистских преобразований, когда в губернском центре благодаря, во многом, подвижнической деятельности Абдурахмана Умерова возникли новые социальные институты: национальная пресса, книгоиздательство, реформированная школа, филантропические и культурно-просветительские организации.

Практическая ценность диссертационной работы обусловлена тем, что ее выводы и результаты могут быть использованы при написании обобщающих трудов по истории татарского народа и в преподавательской практике вузов при чтении лекций и проведении семинарских занятий, разработке спецкурсов по истории мусульманского реформаторского движения в России в конце XIX - начале XX вв.

Основные положения, выносимые на защиту.

1 .Многонациональный город Астрахань являлся одним из основных

Астраханской губернии на 1902 год. - Астрахань, 1902; Первая всеобщая перепись населения Российской империи в 1897 году, II. Астраханская губерния. Тетрадь 2. - 1904; Вся Астрахань и Астраханский край. Памятная книжка Астраханской губернии на 1906 год. - Астрахань, 1906; Памятная книжка Астраханской губернии на 1914 год. -Астрахань, 1914.

центров тюрко-татарской культуры. На протяжении столетий здесь формировалась уникальная городская среда, имевшая ярко выраженный поликонфессиональный и полиэтнический характер. Ярким своеобразием города являлась его высокая мусульманская культура, восходящая к традициям средневековых тюрко-татарских государств, обусловленная географическим положением Астрахани на магистральных путях, объединявших страны Востока и Европы. Большую роль здесь играли мусульманское предпринимательство и духовенство, способствовавшие развитию мусульманских общин, системы конфессионального образования.

2. Определяющую роль в формировании личности Абдурахмана Умерова сыграла семья. Отец просветителя Измаил Умеров был человеком передовых взглядов, уважающим образованность и стремление к знаниям. В то же время в семье Умеровых берегли и соблюдали лучшие традиции ногайского народа, предписания мусульманской религии.

3. Благодаря советам и помощи отца Абдурахман Умеров получил полноценное исламское образование, сначала в Астрахани, затем в знаменитом казанском медресе «Марджания». Именно учеба у выдающегося татарского богослова Ш.Марджани предопределила дальнейший жизненный путь Абдурахмана Умерова, навсегда связав его с проповеднической, педагогической и научно-просветительской деятельностью.

4. Абдурахман Умеров стал создателем первого в истории Астрахани новометодного медресе «Низамия». Его многочисленные учащиеся из губерний Поволжья, регионов Кавказа и Средней Азии получали не только религиозные, но и светские знания. Выпускники «Низамии» впоследствии стали лидерами мусульманских общин, внесли важный вклад в развитие культуры многонациональной России.

5. Абдурахмана Умерова можно по праву назвать основоположником

мусульманского издательского дела в Астрахани. Созданная в 1907 г.

типография Товарищества «А.Умеров и К°» выпускала разнообразную

книжную продукцию: учебники для новометодных медресе, национальную,

18

русскую и зарубежную литературу, издания просветительского характера

6. Создание и фактическое руководство общенациональной татарской газетой «Идел» является исторической заслугой Абдурахмана Умерова. Этот печатный орган, выходивший в свет в 1907-1913 гг., объединив вокруг себя передовых представителей духовенства и светской культуры, сыграл важную роль в деле социальной и культурной консолидации татарского народа.

7. В начале XX века Абдурахман Умеров заявил о себе как яркий, активный общественный деятель, принимавший непосредственное участие в организации и работе благотворительных и культурно-просветительских организаций Астрахани. Он был одним из инициаторов развития в городе и губернии масштабной филантропической работы в сфере образования, социальной поддержки малоимущих, детского призрения.

8. В годы советской власти Абдурахман Умеров, несмотря на объективные трудности, продолжил исполнять свой долг священнослужителя и общественного деятеля. В этот период, вплоть до своего ареста в 1930 г., он плодотворно занимался научно-исследовательской работой, создавая труды по истории, богословским наукам, фольклору.

Апробация работы. Отдельные результаты диссертационного исследования были апробированы на двух научно-практических конференциях, статьи опубликованы в четырех сборниках материалов и двух научных журналах.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Рахимов, Ильнур Сулейманович

Заключение

Многонациональный город Астрахань с самого своего возникновения формировался как один из важнейших центров тюрко-татарской городской культуры. Многовековые традиции государственности, уходящие своими корнями во времена Хазарского Каганата, Волжской Булгарии, Золотой Орды и Астраханского ханства, сложное переплетение военно-стратегических и торгово-экономических интересов средневековых держав, постоянное взаимодействие великих цивилизаций характеризовали этот регион как один из ключевых на всем пространстве Евразийского континента.

После вхождения Нижнего Поволжья в состав Русского государства город Астрахань по прежнему играл значительную роль в истории татарского народа, продолжая осуществлять функции важного коммерческого и промышленного пункта Поволжья, что способствовало сохранению и развитию татарского мусульманского предпринимательства, вкладывавшего большие финансовые средства в строительство мечетей и медресе.

Астрахань была широко известна в исламском мире своими выдающимися богословами, проповедниками как суннитского, так и шиитского толка, имевшими многочисленные духовно-просветительские центры, в которых получали религиозное образование сотни шакирдов Поволжья, Кавказа, Средней Азии. Именно Астрахань играла важную роль в процессе исламизации кочевых тюркских племен и народностей. Жители города, объединялись в рамках локальных мусульманских общин - махаллей, определявших специфические социальные и культурные особенности губернского города, имевшего ярко выраженный восточный колорит.

В эпоху капиталистических преобразований, когда у мусульман развернулись джадидские реформы, в Астрахани возникли реформированные татарские школы, средства массовой информации, издательства, театр, благотворительные и иные социальные организации. Новый идеологический и культурный потенциал позволил тюрко-татарской общине города

147 сформировать значительную группу религиозных и светских интеллектуалов, признанным лидером которых стал Абдурахман Умеров.

В становлении личности Абдурахмана Гумерова семья сыграла определяющую роль. Его отец был разносторонним человеком, не замыкавшимся в строгих родовых традициях ногайцев-карагашей, осваивая новые формы хозяйственной деятельности, уделяя большое внимание образованию своих детей. В то же время в семье Умеровых с большим уважением относились к истории и обычаям своего народа. Живя в среде различных групп татарского народа, представители фамилии органично воспринимали любые изменения в национальной жизни, чутко реагировали на вызовы современной им эпохи. Высокая духовность, стремление к знаниям, социальная активность, успех в предпринимательской деятельности обусловили высокий авторитет рода Умеровых в Астрахани, способствовали выдвижению Абдурахмана Умерова в лидеры всего мусульманского сообщества города и губернии, формированию его в качестве одного из выдающихся деятелей татарского джадидизма.

Благодаря заботе и предвидению отца Абдурахман Умеров с малых лет начал получать духовное образование у лучших педагогов Астрахани. В традиционных мектебе и медресе города он приобрел начальные знания в области классического ислама, которые, несомненно, помогли ему во время учебы у выдающегося богослова-реформатора, первого национального историка Шигабутдина Марджани. В Казани Абдурахман Умеров также оказался по настоянию своего отца, и этот судьбоносный шаг сыграл определяющую роль в формировании его взглядов и жизненных устремлений. Именно под влиянием своего выдающегося учителя Абдурахман Умеров стал горячим сторонником новых методов обучения, разностороннего образования, в том числе и освоения русского языка. Ш.Марджани способствовал интересу своего ученика к истории и культуре, общественной активности и просветительству.

Абдурахман Умеров начал выполнять заветы Ш.Марджани еще в Казани, занимаясь с младшими шакирдами «Марджании». Его природные способности и усердие быстро дали впечатляющие результаты. Вскоре он стал одним из ведущих преподавателей этого учебного заведения, одним из ближайших сподвижников своего наставника. Однако большой мечтой молодого педагога была просветительская работа в родной Астрахани. Несмотря на то, что первые годы после возвращения Абдурахман Умеров не мог найти достойного места для применения своих талантов, он не согласился с предложением уехать в Турцию, выбрав непростую миссию педагога-реформатора. Став вторым имамом 6-й соборной мечети Астрахани, Умеров в 1895 году открыл собственное медресе «Низамия», где, реализуя идеи и замыслы, рожденные в стенах «Марджании», быстро достиг серьезных преподавательских успехов, завоевав тем самым заслуженное уважение и популярность среди мусульман города и губернии. Будучи единомышленником и ближайшим соратником выдающихся татарских реформаторов Г.Баруди, З.Камали, З.Амирхана и многих других, Абдурахман Умеров создал в Астрахани медресе нового типа, где обучение велось системно, с применением современных методик и учебной литературы. Классы этого учебного заведения были оборудованы специальной мебелью, черными досками и другими принадлежностями, характерными для общеобразовательных школ. Для своих шакирдов педагог выписывал мусульманскую прессу, приобретал новометодные учебники.

Он сам являлся автором ряда передовых пособий по истории ислама, арабской грамматике, пробовал свое перо в научной фольклористике, собирал материалы для фундаментальной истории ногайцев. Его интересовали практически все отрасли гуманитарных знаний. Ряд трудов Абдурахмана

Умерова пользовался большим спросом у мусульман России. Особенно это касается учебников арабского языка, которые выдержали несколько

149 переизданий, в том числе и в казанских типографиях. Главной целью педагога стало обучение и воспитание имамов, обладающих широким кругозором, глубокими знаниями не только в исламских, но и светских науках, уважающих историю, культуру и традиции своего народа.

По сути, медресе «Низамия» явилось очагом распространения джадидских идей в Нижнем Поволжье, казахских степях и на Кавказе. Известно, что в начале XX века в разных губерниях Российской империи приходскими имамами служили более 30 питомцев Абдурахмана Гумерова.

Разностореннее образование, которое педагог давал своим воспитанникам, способствовало появлению светской интеллигенции в крае. Среди них: учитель, журналист, фольклорист, драматург Абдулхамид Джанибеков, писатель Басир Абдуллин, поэты Бадреддин Мустафин-Килячи, Габбас Душимев, историк Бекбулат Салиев и многие другие.

Абдурахман Умеров являлся одним из самых активных общественных деятелей тюрко-мусульманской общины Астрахани. Велика его роль в создании и работе двух крупнейших культурно-просветительских и благотворительных обществ города: «Джамиат исламия» и «Шураи ислам», объединявших представителей мусульманского духовенства, буржуазии, интеллигенции. Несмотря на определеные идеологические и субъективные разногласия между отдельными членами этих организаций, Абдурахман Умеров многое сделал для консолидации общественности вокруг решения социальных, образовательных и культурных проблем, стоявших в начале XX века перед мусульманами города и губернии. Данные общества осуществляли масштабную просветительскую деятельность, помогали нуждающимся, поддерживали национальную прессу.

Одним из важнейших направлений общественно-просветительской деятельности Абдурахмана Умерова, выдвинувшей его в число интеллектуальных лидеров татарского мира, стала издательская и публицистическая работа. В 1907 г. он создал «Типографию А.Умеров и К°», начавшую впервые в истории Астрахани публикацию разнообразной

150 литературы на татарском языке. Большое внимание уделялось изданию учебных пособий для новометодных школ, художественных произведений национальной, русской и зарубежной классики, устного народного творчества. Печатная продукция типографии пользовалась большим спросом по всей России, она сыграла важную роль в развитии татарского книгоиздания.

Типография Абдурахмана Умерова и газета «Идел» внесли большой вклад в развитие татарской культуры как в Нижнем Поволжье в частности, так и по всей России в целом. Помимо собственно информационно-коммуникативной функции, газета «Идел» выполняла серьезную еще и культурную миссию, публикуя на своих страницах материалы литературного и исторического характера. В этом, безусловно, была заслуга и самого Абдурахмана Умерова, который практически с первого года существования газеты «Идел» был одним из участников процесса ее подготовки. Судя по предпочтениям Абдурахмана Измаиловича (например, поэзия, история), а также по направлению работы типографии «Торгового дома А.Умеров и К°» ощущается и его личное влияние на редакционную политику газеты. «Если бы во благо нации вы издавали только газету, то этого уже было бы достаточно для увековечивания вашего имени в истории», - говорили Абдурахману Умерову преподаватели медресе «Марджания» во время его пребывания в Казани в 1914-1917 гг.478

В отличие от многих татарских газет и журналов, издаваемых после 1905 года в Астрахани, именно газете «Идел» суждена была наиболее долгая жизнь. Она издавалась с 1907 по 1914 год. Не случайно именно название «Идел» носит сегодняшняя татарская газета, издаваемая в Астрахани с 1991 года. Типография, руководимая им, была лидером по книжной продукции на татарском языке в Астраханском крае.

478 Мэдрэсэ Мэржэниэ мегэллимнэре тарафыннан Габдрахман Гомэригэ тезелгэн саубуллашу мэжлесендэ тэкъдим ителгэн адрес // Габдрахман Гомэри. Фэнни-биографик жыентык. - Казан, 2002. - Б.96.

Неутомимая культурно-просветительская и издательская деятельность Абдурахмана Умерова, направленная на консолидацию татарской нации, пропаганду реформ во всех сферах жизни мусульманского сообщества, превратили город Астрахань в один из основных центров татарской культуры и джадидизма. Эту работу горячо поддерживали такие выдающиеся национальные деятели, как поэт Г.Тукай, писатель Ф.Амирхан, богословы М. Бигиев, Р. Фахрэддин, Г.Баруди, Х-Г. Габаши и многие другие. Долгие годы соратником Абдурахмана Умерова являлся один из классиков татарской поэзии начала XX века Сагит Рамеев, благодаря активности которого газета «Идель» стала ярким пропагандистом художественной литературы и публицистики.

В годы советской власти Абдурахман Умеров, несмотря на сложную общественно-политическую ситуацию, продолжил духовную и проповедническую миссию. Он принимал активное участие в общероссийских мероприятиях мусульман, был избран мухтасибом Астраханской губернии, всеми силами пытался противодействовать антирелигиозной агитации. В тяжелейших условиях воинствующего атеизма Абдурахман Умеров становится одним из ближайших сподвижников муфтия Р. Фахрэддина, много работает в структурах Духовного собрания.

Будучи вынужденно отлученным от издательской и преподавательской деятельности, А.Умеров получил возможность много времени отдавать научно-исследовательской работе. Он собирал материалы по истории татар Астраханской губернии, писал труд по мусульманскому семейному праву, подготовил фундаментальный труд по истории ногайского народа. К сожалению, это бесценное наследие исчезло в период политических репрессий.

Сам Абдурахман Умеров, его сыновья, брат и ряд других родственников в двадцатые-тридцатые годы XX века подверглись необоснованным преследованиям. Неординарная личность, беззаветно преданная исламу и своему народу, не вписывалась в идеологическую систему советского

152 государства, вызывала постоянные подозрения в неблагонадежности. Однако Абдурахман Умеров навсегда остался в народной памяти как выдающийся просветитель, педагог, журналист, мусульманский лидер, отдававший все свои силы идее единства и прогресса татар России.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Рахимов, Ильнур Сулейманович, 2013 год

III. ЛИТЕРАТУРА

А) на русском языке

1. Аймуханова P.P. Мусульманская традиция в первые годы советской

власти: социокультурный анализ на примере Астраханской области/

Р.Р.Аймуханова // Каспийский регион: политика, экономика,

159

культура. - 2011. - № 3. - С.246-253.

2. Аксаков И.С. Письма из провинции. Присутственный день в уголовной палате / И.С.Аксаков. - М.: Правда, 1991. - 541 с.

3. Амирханов Р.У. Татарская дореволюционная пресса в контексте «Восток-Запад» (на примере развития русской культуры) / Р.У. Амирханов. - Казань: Татарское книжное изд-во, 2002. - 240 с.

4. Амирханов Р.У. Развитие татарского предпринимательства в начале XX века (1901-1917 гг.) / Р.У. Амирханов // Поволжье в системе всероссийского рынка: история и современность. - Чебоксары, 2000. - С.233-244.

5. Амирханов Р.У. Татарский народ и Татарстан в начале XX века: Исторические зарисовки / Р.У.Амирханов. - Казань: Татарское книжное издательство, 2005. - 150 с.

6. Арсланов Л.Ш., Викторин В.М. Астраханские татары // Материалы по истории татарского народа / Л.Ш.Арсланов, В.М.Викторин. -Казань, 1995. - С.335-366.

7. Астраханская газета «Идел» - прошлое, настоящее, будущее // Татарские новости. - 2007. - 1 апреля. - № 153.

8. Астраханские татары: сб. статей // под ред. Н.А.Халикова, Д.М.Исхакова. - Казань: ИЯЛИ, 1992. - 165 с.

9. Белолипская Г.С. Этническая и историко-этнографическая тематика в Астраханской прессе первой половины XIX века / Г.С.Белолипская // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2010. - №1. - С.150-155.

10. Васильева Е.А. История становления полиэтничного состава населения Астраханского края / Е.А. Васильева // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. -2011. - № 6. - С.328-340.

11. Викторин В.М. Ислам в Астраханском регионе / В.М.Викторин. -М.: Логос, 2008.-91 с.

12. Гайнуллин М.Х. Татарская литература и публицистика начала XX века. - Изд. 2-е, доп. / М.Х. Гайнуллин. - Казань: Татарское книжное издательство, 1983. - 350 с.

13. Гараева Н. Жизнь, отданная арабистике // Гасырлар авазы =Эхо веков. - 2002. - №3/4. / Н. Гараева. Электронный ресурс: http://www.archive.gov.tatarstan.ru/magazine/go/anonymous/main/7path =т§:/питЬеге/2002_3_4/04/04_4/

14. Гидулянов П.В. Отделение церкви от государства в СССР / П.В. Гидулянов / Под ред. Красикова П.А. Доп. 1-е. - М.: Юрид. изд-во НКЮ РСФСР, 1928. - 36 с.

15. Гилязов И.А. Политика царизма по отношению к татарам Среднего Поволжья во 2-й пол.ХУ1 - XVIII вв./ И.А.Гилязов // Материалы по истории татарского народа. - Казань, 1995. - С.243-256.

16. Джафарова А., Гусейнов О. Нариман Нариманов: писатель, врач, просветитель... /А.Джафаров, О.Гусейнов // Волга. 2009. - 23 апреля. - №159

17. Дженкинсон А. Путешествие в Среднюю Азию. 1558-1560 гг./ А. Дженкинсон // Английские путешественники в Московском государстве в XVI веке. - М„ 1937.- С.171-172.

18. Завгарова Ф.Х. Татарская литература Астраханского региона в историко-культурном контексте Х1Х-начала XX веков. Автореф. на соиск.....к.ф.н. / Ф.Х.Завгарова. - 10.01.02. - Казань, 2003. - 25 с.

19. Загидуллин И. К. Татарская школа и русификаторская политика царизма во второй половине XIX в. / И.К.Загидуллин // Народное просвещение у татар в дооктябрьский период. - Казань, 1992. - С. 60-84.

20. Ибрагим Т.К., Султанов Ф.М., Юзеев А.Н. Татарская религиозно-философская мысль в общемусульманском контексте / Т.К.Ибрагим, Ф.М.Султанов, А.Н. Юзеев. - Казань: Татарское книжное издательство, 2002. - 239 с.

21. Идрисов Э.Ш. Ногайцы-карагаши в системе этнокультурного и социального взаимодействия с народами Астраханского края в конце XVIII - первой половине XIX вв. / И.Ш.Идрисов // Астраханские краеведческие чтения: сборник статей / под ред. A.A. Курапова. -Астрахань, 2009. - Вып. I. - С. 172-176.

22. Ильюхов A.A. Жизнь в эпоху перемен: материальное положение городских жителей в годы революции и гражданской войны (1917— 1921гг.) / А.А.Ильюхов. - М.: РОССПЭН, 2007. - 264 с.

23. Небольсин П.С. Инородцы Астраханской губернии. Заметки о кундровских татарах / П.С. Небольсин //Вестник императорского русского географического общества на 1851 год. Часть вторая. -СПб., 1851. - С.2-10.

24. История татарской литературы нового времени (XIX-начало XX в.). - Казань: Фикер, 2003. - 471 с.

25. Исхаков Д.М. Татарская этническая общность / Д.М. Исхаков // Татары. - М„ 2001. - С. 11-25.

26. Исхаков Д.М. Астраханские татары: этнический состав, расселение и динамика численности в XVIII-XX вв. / Д.М. Исхаков // Астраханские татары. - Казань, 1992. - С.5-33.

27. Исхаков Д.М. Татары. Краткая этническая история / Д.М. Исхаков. -Казань: Магариф, 2002. - 79 с.

28. Исхаков Д.М. Феномен татарского джадидизма: введение к социокультурному осмыслению / Д.М. Исхаков. - Казань: Иман, 1997. - 80 с.

29. Казанский Н. Народное образование в Астраханской губернии / Н. Казанский // Русская мысль. - М„ 1898. - Кн. 6. - С. 173-196.

30. Каримуллин А.Г. Татарская книга начала XX века /А.Г. Каримуллин. - Казань: Татарское книжное изд-во, 1974. - 319 с.

31. Каримуллин А. Татарская книга пореформенной России / А.Г. Каримуллин. - Казань: Татарское книжное издательство, 1983. -

320 с.

32. Коблов Я.Д. Конфессиональные школы казанских татар / Я.Д.Коблов // Медресе г. Казани XIX - нач. XX вв.: Сборник документов и материалов. - Казань, 2007. - С.280-299.

33. Курмансеитова А.Х. Вклад астраханских ногайцев в книжное дело на ногайском языке / А.Х. Курмансеитова / Астраханские краеведческие чтения: сборник статей / под. ред. A.A. Курапова. -Астрахань, 2009. - Вып.1. - С. 220-225.

34. Курмансеитова А.Х. У истоков ногайской книги (XIX - начало XX века) / А.Х.Курмансеитова. - Черкесск: КЧИГИ, 2009. - 216 с.

35. Лебедев C.B. Деятельность Астраханского губернского статистического комитета по изучению и сохранению памятников материальной культуры / С.В.Лебедев // Астраханские краеведческие чтения: сборник статей / под ред. A.A. Курапова. -Вып. I. Астрахань, 2009. - С. 120-121.

36. Махмутова А.Х. Лишь тебе, народ, служенье! (История татарского просветительства в судьбах династии Нигматуллинных-Буби) / А.Х. Махмутова. - Казань: Магариф, 2003. - 455 с.

37. Миннуллин Б.К. Язык газеты "Борхане Таракки" : 1906-1911 : автореф. дис. ... канд. фил. наук : 10.02.02 / Б.К.Миннуллин. -Казань, 2000. - 26 с.

38. Мусульманская периодическая печать // Мир ислама. - T. I, №4. -Спб., 1912. - С.624-626.

39. Мухаметшин P.M. Татары и ислам в XX веке (Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана) / Р.М.Мухаметшин. - Казань: Фэн, 2003. - 303 с.

40. Мухаметшин Р.Г. Татарский традиционализм: особенности и формы проявления / Р.Г.Мухаметшин. - Казань: Медцок, 2005. - 164 с.

41. Народы России. Этнографические очерки. - Часть II. - СПб.: Издаше редакщи журнала «Природа и люди», 1880. - 85 с.

42. Небольсин П. Очерки волжского низовья / П.Небольсин. -СПб.,1852. - 213 с.

43. Немирович-Данченко В.И. По Волге. Очерки и впечатления летней поездки / В.И.Немирович-Данченко. - СПб., 1877. - 439 с.

44. Ногаеведческий сборник: сборник научных статей. Выпуск 1. Актуальные вопросы истории и культуры ногайцев. - Астрахань: Color, 2012.- 114 с.

45. Нуреев P.P. Национальные школы Нижнего Поволжья в последней трети XIX - начале XX вв.: дис. ...канд. ист. наук / P.P. Нуреев. -Казань, 2006. - 166 с.

46. Нуруллин И.З. Тукай / И.З. Нуруллин. - М.: Молодая гвардия, 1977. - 236 с.

47. О религии и церкви: Сборник высказываний классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС и Советского государства. - М.: Политиздат, 1981. - 176 с.

48. Обзор учебников, принятых к употреблению в татарских конфессиональных школах (мектебах и медресе) и изданных большею частью за последние 3 года (1911-1913). - Казань, 1902. -24 с.

49. Олеарий А. Подробное описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию в 1633, 1636, 1639 годах / А. Олеарий // Хрестоматия по истории Астраханского края. - Часть 1. -Астрахань, 1992. - С.68-70.

50. Павлов А. О татарах водворившихся в Астрахани /А. Павлов. -СПб.: типография X. Гинца, 1845. - 18 с.

51. Писемский А. Татары / А. Писемский // Библиотека для чтения. - Т. 152. - Ноябрь, 1858. - С.3^1.

52. Рахимов С. Абдурахман Умеров: долгое возвращение / С.Рахимов // Гасырлар авазы =Эхо веков. - 2004. - №1. - С.252-254.

53. Рахимов С. Кем же был А.Умеров? / С. Рахимов // Коммунист

Приволжья. - 1988. - 28 июля.

54. Рахимов С. Габдрахман Гумари / С. Рахимов // Исторические портреты: духовная культура и татарская интеллигенция. - Казань, 2000. - С. 102-106.

55. Рыбушкин М.С. Записки об Астрахани / М.С.Рыбушкин. - М., 1841. - 236 с.

56. Салихов P.P., Хайрутдинов P.P. Исторические мечети Казани / Р.Р.Салихов, Р.Р.Хайрутдинов. - Казань: Татарское книжное издательство, 2005. - 191 с.

57. Сибгатуллина А.Т. Проблемы тюрко-татарской литературы на страницах газеты «Идель» / А.Т.Сибгатуллина // Тюркское просветительство и просвещение в Астраханском крае: прошлое, настоящее, будущее. К 100-летию выхода газеты «Идел». -Астрахань, 2007. - С. 11-14.

58. Сколота Р.В. Общественные настроения в 1920-1925 гг. в контексте государственно-церковных отношений (на примере Астраханской области) / Р.В.Сколота // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2011. - №3(57). - С.82-86.

59. Султанбеков Б. Фатых Карими / Б. Султанбеков // Духовная культура и татарская интеллигенция: исторические портреты. -Казань, 2000. - С. 111-115.

60. Тагиров И.Р., Валеев Р.К. Общественно-политическая жизнь в первой четверти XX века / И.Р. Тагиров, Р.К. Валеев // Материалы по истории татарского народа. - Казань, 1995. - С. 388-423.

61. Таркова P.A. Некоторые особенности городского быта Астрахани: из истории бань, базаров и ресторанов / P.A. Таркова // Астраханские краеведческие чтения: сборник статей / под ред. A.A. Курапова. -Вып. I. Астрахань, 2009. - С. 109-113.

62. Татарская энциклопедия: В 6-ти томах. - Т.4: М - П / под ред.

М.Х.Хасанова, отв. ред. Г.С.Сабирзянов. - Казань: Институт

165

Татарская энциклопедия, 2008. - 768 с.

63. Татарская энциклопедия: В 6-ти томах. Т.2: Г - Й / под ред. М.Х.Хасанова, отв. ред. Г.С.Сабирзянов. - Казань: Институт Татарская энциклопедия, 2005. - 656 с.

64. Умеров LLL, Умеров М. Письмо в редакцию / Ш.Умеров, М.Умеров // Гасырлар авазы=Эхо веков. - 2001. - №1/2. - С.255-256.

65. Фахрутдинов P.P. Татарский либерализм в конце XIX - в начале XX века (очерки политической истории) / Р.Р.Фахрутдинов. - Казань: Магариф, 1998.- 127 с.

66. Хабутдинов А.Ю. История Оренбургского магометанского духовного собрания (1788-1917): институты, идеи, люди/А.Ю.Хабутдинов. - Нижний Новгород: Медина, 2010. - 208 с.

67. Хабутдинов А.Ю. Формирование нации и основные направления развития татарского общества в конце XVIII - начале XX веков / А.Ю. Хабутдинов. - Казань, 2001. - 384с.

68. Хабутдинов А.Ю. Лидеры нации / А.Ю. Хабутдинов. - Казань: Татарское книжное издательство, 2004. - 159 с.

69. Хабутдинов А.Ю. Миллет Оренбургского духовного собрания в конце XVIII-XIX веках / А.Ю. Хабутдинов. - Казань: Иман, 2000. -160 с.

70. Хайрутдинов А.Г. Наследие Мусы Джаруллаха Бигиева. Сборник документов и материалов /А.Г. Хайрутдинов- Bbin.IV. - Казань, 2003. - 72 с.

71. Хакимов P.C. Джадидизм (реформированный ислам) / P.C. Хакимов. - Казань: Институт истории АН РТ, 2011. - 208 с.

72. Халиков H.A. Средневолжские татары в Астраханском крае: традиции и инновации в хозяйственной культуре / Н.А.Халиков // Астраханские татары. - Казань, 1992. - С.33^8.

73. Хасанов Х.Х Формирование татарской буржуазной нации /

Х.Х.Хасанов. - Казань: Татарское книжное издательство, 1977. -

166

328 с.

74. Шигабдинов Р. Узбекский период научной деятельности профессора Газиза Губайдуллина / Р. Шигабдинов // Гасырлар авазы=Эхо веков. - 2002. - №1/2. -С. 146-152.

75. Шигабутдин Марджани. Научно-биографический сборник.- Казань: Рухият, 1998.- 176 с.

76. Штылько А. Иллюстрированная Астрахань / А. Штылько. -Саратов, 1896. - 203 с.

77. Центр Азия - электронный ресурс: http://www.centrasia.ru/ Дата обращения - 18.05.2011.

78. Юзеев А.Н. Марджани - первый идеолог татарской нации (К 190-летию со дня рождения)/А.Н.Юзеев // Гасырлар авазы-Эхо веков. -2008. - № 1. - С.158-160.

79. Юсупов М.Х. Галимджан Баруди/М.Х.Юсупов. - Казань: Татарское книжное издательство, 2003. - 207 с.

80. Ямаева Л. Мусульманский либерализм как общественно-политическое движение (по материалам Уфимской и Оренбургской губерний) /Л. Ямаева. - Уфа: Гилем, 2002. - 300 с.

Б) на татарском языке

81. Эмирхан Ф. Эсэрлэр: Дурт томда /Эмирхан Ф. - Т.З. - Казан: Татар, кит. нэшр-ты, 1989. - 512 б.

82. Эмирхан Ф. Затымызга монасиб сыйфатларыбыз/ Эмирхан Ф. // Идел -1910.-12 гыйнвар. - № 220.

83. Эмирхан Ф. Затымызга монасиб сыйфатларыбыз /Эмирхан Ф. // Идел. - 1909. -22 декабрь.-№214.

84. Эмирханов Р.У. Эмирханнар (тэфсилле шэжэрэ) /Эмирханов Р.У. -Казан: Мэгариф, 2005. - 223 б.

85. Баттал Г. Казан торкилэре. Тарихи язмалар / Баттал Г. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1996. - 189 б.

86. Баязитова Ф.С. Эстерхан татарлары. Рухи мирас: гаилэ-кенкуреш Ьэм йола терминологиясе / Ф.С. Баязитова. - Казан, 2002. - 300 б.

87. ВаЬапов Н. Татар вакытлы матбугатында мэгариф Ьэм тэрбия мэсьэлэлэренец чагылышы (1907-1916 еллар) / Н. Ваііапов. - Казан, 2010.- 188 б.

88. Габделгалим. Татар театры / Габделгалим // Ид ел. - 1913. - 27 август. - №582.

89. Гаффарова Ф.Ю. Садри Максуди (1906-1924 еллар) / Ф.Ю.Гаффарова. - Казан: ДАС, 2001.-261 б.

90. Гомэри Г. Нугай жырлары ж;ыентыгы / Г. Гомэри // Габдрахман Гомэри. Фэнни-биографик эдыентык. - Казан: Рухият, 2002. - Б. 122123.

91. Габдулла Тукай: Тормыш Ьэм и жат елъязмасы / тез. Э.Х. Алиева, Ф.И.ИбраЬимова. - Казан: Татар, кит. нэшр., 2003. - 271 б.

92. Гомэри Г. Голэмэ диккатенэ / Г. Гомэри // Идел. - 1909. - 3 февраль.

93. Гомэри Г. Безнец эшлэр /Г. Гомэри // Идел. - 1909. - 13 март.

94. Доктор Нариманов бэк Нариманов жэнабларын озату мэрасиме // Идел. - 1913. - 16 июль-№ 571.

95. Ильяс Г. Гаяз эфэнде Казанда / Ильяс Г. / Идел. -1913.-28 мая. -№554.

96. Мохбир. Татар театры / Мохбир // Идел. - 1911.-8 март. - №333.

97. Насыйри К. Сайланма эсэрлэр: 4 томда / Насыйри К. - Т.З. - Казан: Татар, кит. нэшр-ты, 2005. - 384 с.

98. Октябрьгэ кадэрге татар театры: Очерклар / Мэхмутов Ь., Илялова И., Гыйззэт Б. - Казан: Татар кит. нэшр., 1988. - 399 б.

99. Рахимов С. Габдрахман Гомэри Ьэм ул яшэгэн чор / Рахимов С. // Габдрахман Гомэри. Фэнни-биографик жыентык. - Казан: Рухият, 2002. - Б.7-13.

100. Рэми И.Г., Даутов Р.Н.Эдэби сузлек (элекке чор татар эдэбияты

168

Ьэм мэдэнияте буенча кыскача белешмэлек) / И.Г. Рэми, Р.Н. Даутов.

- Казан: Татар, кит. нэшр., 2001. - 399 б.

101. Рэмиев С. Лев Николаевич ушел из общества / С.Рэмиев //Идел.

- 1910. -2 ноябрь. -№300.

102. Рэмиев С. Рэсми татар артисты / С. Рэмиев // Идел. -1912.-24 апрель. - №447.

103. Рэмиев С. Татар артистыныц бенефисы / С. Рэмиев // Идел. -1912.- 16 март.-№436.

104. Рэмиев С. Татар театры / С. Рэмиев // Идел. - 1910.-7 декабрь. -№ 308.

105. Рэмиев С. Хажитарханныц «Ак чэчэк» бэйрэме калдырган гомуми тээссорат / С. Рэмиев // Идел. - 1912. - 24 апрель - № 447.

106. Рэмиев С., Бабич Ш. Эсэрлэр / С. Рэмиев, Ш. Бабич. - Казан: Мэгариф, 2005. - 287 б.

107. Рэхим Г. Халык эдэбиятымызга бер караш / Г. Рэхим // Гали Рэхим. Тарихи-документаль, эдэби Ьэм биографик жыентык. -Казан: Жыен, 2008. - Б.71-115.

108. Рэхимов С. Остазлар Іізм шэкертлэр / С. Рэхимов // Гасырлар авазы = Эхо веков. - 1997.- №1/2. - Б.111-119.

109. С.Р. Доктор Нариман бэк Нэриманов ж;энабларыны озату мэрасиме / С.Р. // Идел. - 1913. - 16 июль. - № 531.

110. Садретдинов Ш. Сэгыйть Рэмиев иж;аты / Ш. Садретдинов. -Казан: Казан ун-ты нэшр., 1973. - 162 б.

111. Садретдинов Ш. Шагыйрь уткэн юл I Ш- Садретдинов // С.Рамиев. Ш.Бабич. Эсэрлэр. - Казан,2005. - Б.104-111.

112. Салахова Э. XIX - XX гасыр башында татар гаилэсе / Э. Салахова // Гасырлар авазы=Эхо веков. - 2008. - №1. - С.267-273.

113. Ьади абзый мантыйкы Ьэм Лев Толстой идеялэре // Идел. - 1910.

- 16 ноябрь.-№304.

114. Шэрэфиев Ф. Камал III / Ф. Шэрэфиев. - Казан, 1967. - 42 б.

115. Шихмурзаев Д. А.И.Умеровтынъ яшав йолы / Д. Шихмурзаев // Шоьллик маягы. - 1987. - 12 февраль. - На ногайск. яз.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.