Пространственные модели в прозе Л. Е. Улицкой: типология, эстетика, поэтика тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Глазинская Евгения Тимофеевна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 207
Оглавление диссертации кандидат наук Глазинская Евгения Тимофеевна
Введение
Глава 1. Пространственные модели: теория и история вопроса
1.1. Категория художественного пространства в литературоведении
1.1.1. Типология пространства
1.1.2 «Фиктивное» пространство
1.1.3. «Пограничное» пространство
1.2. Понятие «потусторонность» и потустороннее пространство
Глава 2. Пространственные модели в прозе Л. Е. Улицкой
2.1 Мифологическое пространство в романе «Медея и ее дети»
2.2. Культурно-историческое пространство в романе «Зеленый шатер»
2.2.1. Исторический тип сознания: пространственный аспект
2.2.2 Домашнее пространство: типы и семантика
2.3. «Фиктивные» пространства
2.3.1. Онейрические пространства-состояния. Благодать. Безумие
2.3.2. Пространства-отражения
2.4 «Пограничные» пространства: кладбище, окно, лестница
Глава 3. Потусторонность в поэтике Л. Е. Улицкой: пространственные вариации и метафизические смыслы
3.1. Потустороннее пространство в романе «Казус Кукоцкого»
Средний мир
3.2. Потусторонность в сборнике рассказов «О теле души»
Заключение
Список источников и литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Проза Людмилы Улицкой в контексте русского постмодернизма2010 год, кандидат филологических наук Скокова, Татьяна Александровна
ЛИТЕРАТУРОЦЕНТРИЧНОСТЬ ПРОЗЫ ЛЮДМИЛЫ ЕВГЕНЬЕВНЫ УЛИЦКОЙ (ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)2017 год, кандидат наук Вуколова Варвара Сергеевна
Модификации жанра романа в творчестве Л.Е. Улицкой2021 год, кандидат наук Короткова Наталья Сергеевна
Художественная деталь и её функции в творчестве Л.Е. Улицкой2012 год, кандидат филологических наук Жаворонок, Инесса Андреевна
Концепция семейственности и средства ее художественного воплощения в прозе Л. Улицкой2009 год, кандидат филологических наук Лариева, Эмилия Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Пространственные модели в прозе Л. Е. Улицкой: типология, эстетика, поэтика»
Введение
Жизнетворческая стратегия Людмилы Улицкой как автора связана с двумя узловыми моментами ее жизни до писательства: во-первых, с профессией биолога, во-вторых - с тем, что писать прозу она стала лишь в зрелые годы. Людмила Улицкая считает и науку, и искусство тождественными актами творчества, инструментарием для вхождения в жизнь. Объект и субъект биолога и писателя - все тот же человек, изучающий сам себя. Со сменой профессии у Улицкой поменялся только метод. Но если биология изучает жизнь, то литература позволила Улицкой попытаться заглянуть дальше - в период до и после жизни: заглянуть в «минуту до просыпания», которая является «щелью - догадкой о фиктивности всего остального, кроме этой цели» [Улицкая, 2015, с. 157]. Просыпание - метафора начала жизни - это попытка «забыть то, откуда ты вынырнул и куда - точно знаешь - предстоит вернуться» [Улицкая, 2015, с. 158]. Одно из принципиальных положений поэтики Улицкой - это то, что автора интересуют пограничные пространства между разными мирами и пределы «границ возвращения к себе» [Улицкая, 2015, с. 163].
Не все рассказы и романы Улицкой повествуют о потусторонности, но именно так писатель понимает литературу - как «художественнее осмысление этих связей человека и мира» - и уточняет: это «связь между реальной жизнью и бытием иного мира» [Улицкая, 2015, с. 55].
Программное, на наш взгляд, высказывание Улицкой о минуте до просыпания, сделано писателем не в художественном тексте (что в данном случае важно), а в автометаописательной книге «Священный мусор» (2012). Улицкая приоткрывает в этом тексте двери в свою творческую лабораторию, позволяет посмотреть на детали своего художественного и человеческого мира как бы «под микроскопом». С исследовательской точки зрения нас
интересует педалирование пространственных категорий самим автором, причем, категорий одновременно пограничных и ирреальных.
Еще одна концепция, прослеживающаяся в творчестве Улицкой, -восприятие мира через метафору «граната с зернышками», где каждое зерно связано с соседним: «неопределенный закон связи всего со всем» [Улицкая, 2015, с. 59]. Концепция не нова - Улицкая честно признается, что открыла ее с помощью творчества Бориса Пастернака, который, несомненно, был тоже не первым в этой цепи. Так, каждое произведение писателя является лишь «зернышком», составляющими цельный плод. Хотя «ни рассказ, ни роман, ни поэма никогда не являются доказательством или серией доказательств какой-то мысли или гипотезы» [Улицкая, 2015, с. 59], а «мастерство писателя заключается в том, чтобы возможно полно показать эти волшебные связи, полувоображаемые, полуподсмотренные», использование этих связей становится повторяющимся литературным методом Улицкой: и в первом сборнике рассказов «Бедные родственники» (1993), где персонажи разных рассказов связаны между собой, и в одном из поздних романов - «Зеленый шатер» (2011). Чем позже написано художественное произведение, тем прочнее и запутаннее нити судьбы, связывающие персонажей.
Эти связи не выдуманы литературой, это связи жизни, которые «литература выявляет и прочищает», «вычленяет наиболее важные, отсекает второстепенные, то есть производит отбор субъективный, авторский» [Улицкая, 2015, с. 57]. А «вся человеческая культура - не что иное, как гигантская ткань, сплетенная из мириадов нитей, в которой удерживается ровно столько, сколько ты лично можешь удержать» [Улицкая, 2015, с. 59]. Эти связи не только внутри одного произведения. Таким образом, вся проза Улицкой - это некая не ею самой сплетенная ткань, увиденный (приснившийся) ей единый текст о минуте «до просыпания».
В данной работе исследуются основные типологические модели пространственных отношений в прозе Л. Е. Улицкой, в связи с чем выбраны
те художественные тексты, которые воспроизводят новые парадигматические связи, позволяющие каждый раз «дополнить» эстетику и философию авторской картины мира. Категория потусторонности в этом контексте реконструируется как фундаментирующая писательское творчество.
Степень изученности. Исследователи не раз отмечали важность категории пространства в прозе Людмилы Улицкой.
Н. А. Егорова, анализируя роман «Казус Кукоцкого», приходит к выводу, что «сюжетное пространство "ирреальной" части имеет символико-обобщающий характер (что характерно для жанра притчи), его можно рассматривать вне времени» [Егорова, 2007, с. 145]. Лю На отмечает, что одним из важнейших способов выражения авторского сознания в «Людях нашего царя» являются хронотопические связи [Лю На, 2009, с. 18]. О. В. Побивайло [Побивайло, 2009] и Т. А. Новоселова [Новоселова, 2012] рассматривают пространство в прозе Улицкой с позиций мифопоэтики.
Г. А. Пушкарь исследует хронотоп в рассказах Людмилы Улицкой в гендерном аспекте [Пушкарь, 2007, с. 18], отмечая, что в прозе писателя «быт царствует в своей самодостаточности» [Пушкарь, 2007, с. 200]. Так, городская квартира в некоторых рассказах лишена коннотаций понятия «Дом» («Орловы-Соколовы»), а в некоторых выполняет функцию дома («Чужие дети», «Лялин дом») [Пушкарь, 2007, с. 200-201].
Во многих научных работах категория пространства и способы ее моделирования обсуждается в связи с вопросом о художественном методе.
Так, Сунь Чао в своей диссертации, посвященной средствам создания характера в рассказах Людмилы Улицкой, рассматривает творчество автора в контексте постмодернистской культуры, при этом не считая Улицкую постмодернистом. Исследовательница видит ряд кардинальных, по ее мнению, различий с эстетикой постмодернизма - в первую очередь, это ярко выраженное личностное и авторское начало в ее рассказах [Сунь Чао, 2006, с. 42-43]. Это позволяет Сунь Чао определить творческий метод Улицкой как
неосентиментализм, но с примечанием о том, что «он особенно ярко выражен в ранних произведениях писательницы» [Сунь Чао, 2006, с. 44].
В. С. Вуколова, наоборот, считает, что именно начало творчества Улицкой «со всей определенностью было связано с доминированием эстетических тенденций постмодернизма», а в настоящее время «можно говорить о проявлении в ее прозе и неореалистических, и неосентиментальных черт» [Вуколова, 2017, с. 3]. Даже исследуя отдельные характеры в прозе Улицкой, Сунь Чао отмечает, что герои Улицкой «существуют в двух мирах-пространствах» [Сунь Чао, 2006, с. 44], один из которых внешний, событийный, а другой внутренний мир чувств. При этом мир чувств довлеет над миром внешним, а взаимодействие «внешнего времени и внутреннего мира - один из главных конфликтов в произведениях Л. Улицкой» [Сунь Чао, 2006, с. 45]. Отмечается, что герои часто уходят в «воображаемый» мир, спасаясь этим от реальности, - потустороннее пространство и потусторонность, таким образом, по мнению Сунь Чао, лишь часть психологического пространства, но, тем не менее, отмечается сюжетообразующая функция пространственного конфликта в произведениях автора.
Н. А. Егорова в диссертации «Проза Л. Улицкой 1980-2000-х годов: проблематика и поэтика» рассматривает творчество Л. Е. Улицкой как «стык реализма и постмодернизма» [Егорова, 2007, с. 6]. При этом, по мнению Н. А. Егоровой, в этом синтезе преобладают реалистические черты, а постмодернизм используется не как метод, а как прием (в качестве постмодернистских элементов отмечено использование интертекста, переосмысление культуры прошлого, многоуровневая организация текста, прием игры, действие «шизофренической» личности [Егорова, 2007, с. 7]). Еще один важный вывод, к которому приходит Н. А. Егорова - «принцип экфрасиса (в широком значении) - одна из доминант художественного мира» Людмилы Улицкой [Егорова, 2007, с. 65]. Аналогично Н. А. Егоровой
рассматривает творчество Л. Е. Улицкой и Т. А. Скокова. Автор диссертации утверждает, что писатель «наследует традиции русской классической литературы, одновременно оставаясь в пространстве постмодернистской эстетики» [Скокова, 2010, с. 12].
М. В. Безрукавая рассматривает прозу Людмилы Улицкой в рамках концепции А. Житенева о неомодернизме. «Постмодернизм - трансформация состоявшегося, модернизм - создание новых ценностей», - утверждает М. В. Безрукавая [Безрукавая, 2019, с. 36]. Если «"неомодернизм" действительно существует в современном литературном процессе, то аналитик художественной литературы имеет дело не с безликим потоком околохудожественной информации, а с состоявшимися индивидуальными мирами, в которых творится будущее, а не подвергается предсказуемым играм уже известное прошлое», - заключает она [Безрукавая, 2019, с. 37]. Автор «не демиург, претендующий на целостное решение бытийных проблем, а стратег персонального мифотворчества, своеобразной "временности"» [Безрукавая, 2019, с. 38]. Улицкая, по мнению Безрукавой, находится «между реалистическим и модернистским направлением художественного письма», а ее модернистская идея в «сознательной деконструкции той реальности, которую читатель имеет право назвать "тоталитарным проектом"» [Безрукавая, 2019, с. 59-60]. Это «не тот модерн, который подразумевает активное присутствие бессознательного, хаотического, депрессивного. Это своеобразный "модерн идеи", когда автор, ощущая идейный вакуум, образовавший после коммунизма (в политике) и постмодернизма (в культуре) начинает выстраивать модель мира, которая не только решает задачи «от противного», но и обладает ценностными установками, позволяющими говорить об авторском "учении"» [Безрукавая, 2019, с. 60]. Исследователь, конечно же, в первую очередь имеет в виду притчевое начало романа «Лестниця Якова» и житийную основу «Даниэля Штайна, переводчика».
О. М. Крижовецкая рассматривает творчество Улицкой как беллетристику (наряду с М. Веллером), однако отмечает, что «это настоящие мастера художественной прозы», развивающие ее традиции. Творчество Улицкой «по ряду принципиальных параметров художественного творчества отличается от того, что принято именовать массовая литература», однако воспринимается как часть данной культуры [Крижовецкая, 2008, с. 10].
На данный момент исследование пространственных моделей в прозе Л. Е. Улицкой представляется нам фрагментарным, состоящим из отдельных параграфов в работах, в которых пространство не являлось предметом специального интереса. Это определяет актуальность выбранной темы. Кроме того, потусторонность как категория одновременно пространственная и метафизическая представляется нам той «скрепой», тем «ядром», что позволяет осмыслить художественную систему Л. Е. Улицкой как целостную, как единый текст.
Потустороннее пространство в литературоведении часто трактуется через синонимичные понятия: «метафизическое пространство», «инобытие», «минус-пространство» (термин В. Н. Топорова, введенный при изучении творчества С. Д. Кржижановского [Топоров, 1995]) и т. д. Потустороннее пространство как модель авторского сознания возникает в литературе на протяжении многих эпох - это результат размышлений писателей об этернических проблемах бытия, экзистенциальности человеческой природы и разрешении вопроса о «жизни после смерти». Многочисленный корпус научных изысканий в этом контексте связан прежде всего с изучением разного рода «мистического» и «метафизического» в творчестве таких писателей, как Н.В. Гоголь [Сковорода, 2001; Канарская, 2017], И.С. Тургенев [Пумпянский, 1929; Топоров, 1998], Ф. М. Достоевский [Коробкина, 2017; Котельникова, 2007; Кошечко, 2014], Л. Н. Толстой [Карпов, 2009; Меситова, 2003; Тушев, 2015], В. В. Набоков [Александров, 1999; Антоничева, 2006; Назаренко, 2009] и др.
В нашем исследовании мы опирались прежде всего на работу В. Е. Александрова, в которой категория потусторонности впервые осмысляется как базовая и парадигматическая для целой художественной системы. В ней показано, что вся художественная проза писателя В. В. Набокова есть «эстетическая система, вырастающая из интуитивных прозрений трансцендентальных измерений бытия» [Александров, 1999, с. 7]. Вслед за исследованием В. Е. Александрова последовали диссертация М. Ю. Антоничевой «Границы реальности в прозе В. Набокова» [Антоничева, 2006], диссертация О. В. Назаренко «Набоковское стилевое влияние в русской прозе рубежа ХХ-ХХ1 веков» [Назаренко, 2009]. В последней набоковская потусторонность1 исследуется на материале творчества О. Славниковой и М. Палей как одно из стилевых влияний.
Необходимо заметить, что набоковская проза оказала «гипнотическое» воздействие и на творчество Людмилы Улицкой, считающей Набокова гением, который смог раздвинуть «пространство выразимого словом» [Улицкая, 2015, с. 37]. Улицкая по-новому обрабатывает набоковские сюжеты (например, рассказы «Голубчик», «Бронька»), повторяет характерные для его творчества мотивы (кукольности (манекенности), игры, судьбы), темы (жизнь-смерть, эмиграция, пограничность), образы (насекомое-имаго) и даже «узоры» авторской судьбы (сочетание профессионального интереса к биологии и литературе).
В культурной традиции многих народов и стран потусторонность соотносится с понятием бессмертия, т. е. является категорией вневременной, но пространственной. Однако сложность дефинирования потустороннего пространства связана с тем, что в христианской традиции, например, это пространство не воспринимается как вымышленный, ирреальный мир; это мир, не только существующий вместе с естественным, чувственным миром,
1 Вслед за В. Е. Александровым мы будем употреблять понятие «потусторонность» без кавычек, аналогично работам М. Ю. Антоничевой и О. В. Назаренко.
но и обладающий более высокой по сравнению с земным бытием аксиологической ценностью. Однако и в языческой традиции, например, древних греков, потусторонний мир (мир царства мертвых) также был вполне реально обрисован, обладая при этом прямо противоположной аксиологической ценностью, чем в поздней - христианской - религии. Реконструкция индивидуально-авторского художественного мира Л. Е. Улицкой в аспекте пространственного мышления позволяет изучить сложные («лабиринтные») связи между авторской эстетикой, философией и поэтикой.
Актуальность выбранного подхода обусловлена, во-первых, увеличивающимся в настоящее время в современном литературоведении интересом к способам моделирования авторского сознания через различные пространственные модели, во-вторых, научными перспективами «спациализованной» поэтики (В. Н. Топоров) в целом и прочтения текста сквозь призму «пространственности» в частности. Это позволяет расширить представления о многовариантности решений антропологических проблем современности на материале русской литературы конца ХХ-начала XXI веков. Через моделирование пространственных отношений в художественных текстах одного из самых востребованных сегодня авторов -Людмилы Улицкой - осуществляется осмысление парадигмы «человек-пространство» и ее аксиологически неоднозначное содержание.
Объектом исследования является художественная проза Людмилы Улицкой: романы «Медея и ее дети» (1996), «Казус Кукоцкого» (2001), «Зеленый шатер» (2011), повесть «Веселые похороны» (1997), циклы рассказов «Бедные родственники» (1993), «Люди нашего царя»(2005), «О теле души» (2020), в которых присутствует потусторонность как структурная составляющая, порождающая различные модели художественного пространства.
Предметом изучения становятся различные типы пространственных моделей в прозе Людмилы Улицкой.
Цель работы - исследовать эстетику и поэтику Людмилы Улицкой через пространственные модели, репрезентированные в ее текстах.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить современное состояние исследований по типологии пространства и категории потусторонности в литературоведении.
2. Дифференцировать понятия «потусторонность» и «потустороннее пространство».
3. Проанализировать типы пространства в прозе Людмилы Улицкой -мифологическое, культурно-историческое, фиктивное, пограничное, потустороннее, их индивидуально-авторское наполнение.
4. Реконструировать структурные элементы и особенности фиктивного пространства в поэтике автора: онейрические пространства-состояния (благодать, безумие); пространства-отражения (музыка, портрет, фотография, кино/театр); медиаторные пространства, обладающие метафизической проводимостью (Средний мир; душа/тело).
4. Описать специфику границы (кладбище, окно, лестница) между фиктивным и «реальным» пространствами в поэтике Улицкой.
5. Исследовать категорию потусторонности как метапространственную, связывающую все выделенные виды пространственных построений в единое целое.
Методологическую базу исследования составляют научные труды по категории пространства М. М. Бахтина, П. А. Флоренского, Д. Фрэнка, В. Н. Топорова, Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотмана, Н. К. Шутаи, Ю. Г. Пыхтиной, Е. Фарино, М. Элиаде, В. В. Савельевой; по потусторонности -В. Е. Александрова, М. Ю. Антоничевой, О. В. Назаренко, по творчеству Л. Улицкой - исследования О. В. Побивайло, Т. А. Скоковой, И. А. Жаворонок, Н. А. Егоровой, Э. В. Лариевой.
В качестве аналитического инструментария нами используются возможности структурно-семиотического и типологического подходов, а также элементы мотивного, биографического, интертекстуального и мифопоэтического анализа.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые пространственные модели в поэтике прозы Л. Е. Улицкой изучены как целостная структурно-семиотическая система, фундаментированная философско-эстетической категорией потусторонности. Такой ракурс позволяет по-новому взглянуть на художественный мир писателя, увидеть его спрятанные, глубинные смыслы.
Кроме того, впервые обозначены такие виды онейрических пространств в поэтике Л. Е. Улицкой, как пространства-состояния -благодать и безумие, а также подробно и развернуто исследована специфика индивидуально-авторской модели Среднего мира и его составляющих в романе «Казус Кукоцкого», пространства-отражения (музыка, фотография, портрет, театр) и особенности их функционирования. Сборник рассказов Л.Е. Улицкой «О теле души» (2020) впервые в литературоведении подвергается развернутому исследованию через сквозной сюжет потусторонности.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в вузовской практике преподавания по курсу Истории русской литературы ХХ века, литературе постмодернистской эпохи, литературе новейшего времени, а также в спецкурсах и элективных курсах по углубленному изучению отечественной литературы ХХ века в школьной программе.
Положения, выносимые на защиту:
1. Художественное пространство в поэтике Л. Е. Улицкой реализуется в устойчивых типологических моделях, таких, как: мифологическое, культурно-историческое, фиктивное, пограничное и потустороннее пространства. Каждая пространственная модель имеет собственные
маркеры, становящиеся «эстафетными» в контексте творчества писателя.
2. Фиктивное пространство в поэтике прозы Л. Е. Улицкой распадается на онейрические пространства-состояния (безумие, благодать) и пространства-отражения (музыка, фотография/портрет, кино/театр).
3. Потустороннее пространство сосуществует одновременно с пространством «реальности», проникает в него через пограничные и онейрические зоны, образует отношения конфликтности или дополнительности, обладает признаками отраженности (зеркальности), переходности (агерметичности), амбивалентности, подвергается карнавализации.
4. Категория потусторонности репрезентирована в каждой из типологических пространственных моделей и фундаментирует метафизические, аксиологические, антропологические идеи писателя в единое целое.
Апробация результатов исследования. Результаты работы были представлены в виде докладов на конференциях «Молодежь - Барнаулу» (2015 г., 2016 г., 2019 г.), на «XIX научной студенческой конференции по естественным, техническим, социально-гуманитарным и экономическим наукам в ГУ им. Шакарима» (Семей, 2016 г.), на «Дне науки» филологического факультета АлтГПУ (Барнаул, 2017 г., 2018 г), на XIII Всероссийской научной конференции молодых ученых «Наука. Технологии. Инновации» (Новосибирск, 2019 г.), на I Всероссийской научно-практической конференции «Образ Русского мира в поликультурном пространстве» (Барнаул, 2019 г.), на VII (XXI) Международной научно-практической конференции молодых ученых «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения» (Томск, 2020 г.), на международных научных конференциях ИМЛИ РАН «Зигмунд Фрейд и мировая литература:
к 165-летию основателя психоанализа» (Москва, 2021 г.), «Женское творчество в культуре модерности» (Москва, 2021 г.).
Тема исследования разрабатывалась при финансовой поддержке РФФИ, проект № 19-312-90049 (Аспиранты).
По материалам исследования опубликовано 18 статей, из них 2 - в журналах ВАК, 2 - в журналах Web of Science:
Глазинская, Е.Т. Безумие и потусторонность в прозе Л. Улицкой // Культура и текст. - 2018. - № 3 (34). - С. 121-131;
Глазинская, Е.Т. Пространство коммунальной квартиры в романе Л.Е. Улицкой «Зеленый шатер» // Мир науки, культуры и образования. -2020. - №2 (81). - С. 483-485;
Худенко, Е.А., Глазинская, Е.Т. Потустороннее пространство в романе Людмилы Улицкой «Казус Кукоцкого» // Научный диалог. - 2021. - №3. -С.291-307;
Глазинская, Е.Т. «Потусторонность» в сборнике рассказов Л. Улицкой «О теле души» // Научный диалог. - 2022. - №1. - С.200-219.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы, насчитывающего 211 наименований.
Глава 1. Пространственные модели: теория и история вопроса
1.1. Категория художественного пространства в литературоведении
Классической работой по пространству в литературе считается работа американского русиста Джозефа Фрэнка «Пространственная форма в современной литературе». Статья впервые опубликована в 1945 году, но на русский язык перевод выполнен В. Л. Махлиной только в 1987 году. Д. Фрэнк применяет универсальный принцип эстетического анализа, описанный Г. Лессингом в «Лаокооне», к современной литературе -творчеству Т. С. Элиота, Э. Паунда, М. Пруста и Д. Джойса. Г. Лессинг в «Лаокооне» разделил литературу и изобразительные искусства по средствам выражения. Средства выражения тесно связаны с выражаемым, поэтому должны разниться и общие законы, по которым создаются разные виды искусства. В изобразительных искусствах форма, по Лессингу, «неизбежно пространственна, так как зрительно предметы лучше всего представляются друг подле друга в единый момент времени» [Фрэнк, 1987, с. 194-195]. Литература же использует систему, которая состоит из слов, находящихся во временной последовательности, а, следовательно, «литературная форма, в соответствии со своей изначальной природой, непременно основывается на повествовательной последовательности» [Фрэнк, 1987, с. 195].
Фрэнк утверждает, что во всех анализируемых им произведениях писатели ждут от читателя восприятия текстов не во временной последовательности, а в пространственной форме - «в пространственном измерении, в застывший момент времени» [Фрэнк, 1987, с. 196] и пытается определить, какие изменения мироощущения эпохи и культуры привели к этому. Сначала Фрэнк обращается к анализу новой поэзии - к Э. Паунду и
Т. С. Эллиоту, чей метод является противоположным концепции Лессинга -она требует совершенного нового подхода к языку. Образ, по Э. Паунду, -это «целостный интеллектуальный и эмоциональный комплекс в данный момент времени» [цит. по: Фрэнк, 1987, с. 198], поэтому стихотворение можно постигнуть в полной мере только при одновременном восприятии его фрагментов, которые при последовательном чтении не кажутся связанными, что вызывает «внутренний конфликт между временной логикой языка и пространственной логикой, лежащей в основе современного представления о природе поэзии» [Фрэнк, 1987, с. 199]. Если в поэзии пространственная форма привела к тому, что с первых строк стихотворений исчезла связная последовательность изложения, то в рамках романа смысловые единицы гораздо больше, что позволяет сохранить «последовательность в пределах одной смысловой единицы, прерывая только движение повествования во времени» [Фрэнк, 1987, с. 201]. Как примеры пространственной формы в романе Фрэнк приводит «Улисс» Д. Джойса и «Обретенное время» М. Пруста. И хотя Пруст пытается запечатлеть время, это приводит к его «опространствливанию»: «чтобы почувствовать движение времени, необходимо подняться над ним и охватить прошлое и будущее в единый миг, который он [Пруст - Е.Г.] называл «чистым временем». Но «чистое время», уже совсем не время как таковое, оно «адекватно процессу восприятия в определенный момент времени, иначе говоря, оно - пространство» [Фрэнк, 1987, с. 205].
Именно пространство, цитирует Фрэнк Вильгельма Воррингера, «соединяет предметы между собой, уничтожая их индивидуальную самостоятельность, придает вещам временную ценность (ZeitHcheitswert), вовлекая их в космическую взаимосвязь явлений» [цит по: Фрэнк, 1987, с. 210]. Чем более искусство ненатуралистично, тем более оно пространственно. Тенденция к пространственной форме в литературе, заключает Фрэнк, соответствует в плане эстетической форме тенденциям в
изобразительных искусствах, хотя «одно по своей природе пространственное, другое - временное» [Фрэнк, 1987, с. 211], так как мироощущение писателей и художников, живущих в одной духовной и культурной атмосфере, одинаково. Дуализм формы и содержания снимается в перечисленных произведениях: Пруст сам рассказал, как связана форма и содержание в своем романе; Паунд, Эллиот и Джойс «сопоставляют аспекты прошлого и настоящего таким образом, что и то и другое сливается в одну всеобъемлющую картину», «Прошлое и настоящее предстают в пространстве как замкнутое вневременное единство, в котором несмотря на внешние различия между ними стерто всякое ощущение исторической последовательности самим актом совмещения» [Фрэнк, 1987, с. 212].
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Мифопоэтика прозы Людмилы Улицкой2009 год, кандидат филологических наук Побивайло, Оксана Викторовна
Границы реальности в прозе В. Набокова: Авторские повествовательные стратегии2006 год, кандидат филологических наук Антоничева, Марта Юрьевна
Повествовательные стратегии в прозе Л. Улицкой2012 год, кандидат наук Григорь, Светлана Анатольевна
Художественное своеобразие малой прозы Людмилы Улицкой: на материале сборника "Люди нашего царя"2009 год, кандидат филологических наук Лю На
Проза Л. Улицкой 1980-2000-х годов: проблематика и поэтика2007 год, кандидат филологических наук Егорова, Наталья Александровна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Глазинская Евгения Тимофеевна, 2022 год
Список источников и литературы
1. Александров, В. Е. Набоков и потусторонность: метафизика, этика, эстетика / В. Е. Александров; пер. с англ. Н.А. Анастасьева. - Санкт-Петербург : Алетейя, 1999. - 320 с.
2. Алексютина, В. А. Образ дома в малой прозе Л. Улицкой как воплощение существования человека в семье и социуме / В. А. Алексютина // Филология и человек. - Барнаул, 2013. - № 2. - С. 178-185.
3. Андронова, В. О. Инфернальное чудесное в русской героической поэме эпохи классицизма : специальность 10.01.01 «Русская литература» : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Андронова Виктория Олеговна. - Тула, 2013. - 159 с.
4. Антоничева, М. Ю. Границы реальности в прозе В. Набокова: Авторские повествовательные стратегии : специальность 10.01.01 «Русская литература» : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Антоничева Марта Юрьевна. - Саратов, 2006. - 208 с.
5. Антощук, Л. К. Концепция и поэтика безумия в русской литературе и культуре 20-30-х гг. XIX века : специальность 10.01.01 «Русская литература» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Антощук Людмила Константиновна. -Томск, 1996. - 18 с.
6. Аронов, А. А. Воспроизводство русской культуры в условиях эмиграции, 1917-1939 гг.: Культурологический аспект : специальность 24.00.02 «Историческая культурология» : диссертация на соискание ученой степени доктора культурологических наук / Аронов Александр Аркадьевич. -Москва, 1999. - 232 с.
7. Асмус, В. Ф. Иммануил Кант / В.Ф. Асмус. - Москва : Высшая школа, 2005. - 439 с.
8. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет / М. М. Бахтин. - Москва : Художественная литература, 1975. -502 с.
9. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. -Москва: Советская Россия, 1979. - 318 с.
10. Бахтин, М. М. Эпос и роман / М. М. Бахтин ; сост. С. Г. Бочаров; авт. вступ. ст. В. В. Кожинов. - Санкт-Петербург : Азбука, 2000. - 301 с.
11. Бахтин, М. М. Формы времени и хронотопа в романе / М. М. Бахтин // Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики. - Москва: Художественная литература, 1975. - С. 234-407.
12. Безрукавая, М. В. Неомодернизм в современной русской прозе : художественные модели мира, концепции человека, авторские стратегии : диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.01 / М. В. Безрукавая-Краснодар, 2019. - 388 с.
13. Беленсон, Е. Безумие и вера / Е. Беленсон // Путь. - 1926. - №2. -С. 137-138.
14. Беленсон, Е. О подвиге юродства. (О юродстве во Христе) / Е. Беленсон // Путь. Орган русской религиозной мысли. Т. 8 (авг.). - Париж, 1927. - С. 89-98.
15. Бенуас, Л. Знаки, символы и мифы / Л. Бенуас; Пер. с фр. А. Калантарова. - Москва: Издательство АСТ, 2004. - 160 с.
16. Богданова, О. В. Коммуникативные стратегии в «Миддл-литературе» рубежа ХХ-ХХ1 вв. : случай Л. Улицкой / О. В. Богданова, Н. В. Ковтун // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2014. - № 1. -С. 14-25.
17. Бологова, М. А. Современная русская проза: проблемы поэтики и герменевтики: проблемы поэтики и герменевтики / М. А. Бологова. -Новосибирск : Новосиб.гос.ун-т, 2010. - 383 с.
18. Бочкина, М. В. Время как аксиологическая проблема в современной русской литературе : специальность 10.01.01 «Русская литература» : диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук / Бочкина Мария Васильевна. - Москва, 2019. - 168 с.
19. Булгакова, А. А. Топика в литературном процессе: пособие / А. А. Булгакова. - Гродно : ГрГУ, 2008. - 107 с.
20. Васюкова, М. В. Художественно-аксиологическое содержание мотивной структуры романов Л.Е. Улицкой 2010-х годов : специальность 10.01.01 «Русская литература» : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Васюкова Марина Валентиновна. - Тамбов, 2017. - 213 с.
21. Витчак, П. Город мертвых и мертвый город. Кладбище и тема смерти в прозе М. Арцыбашева / П. Витчак // Культурологический Журнал. -2015. - № 2. - С. 18-20.
22. Вихорева, И. Н. Имя собственное в романе Л. Улицкой «Казус Кукоцкого» / И. Н. Вихорева // Имя текста. Имя в тексте: Сб. науч.тр. -Тверь: «Лилия Принт», 2004. - С.130-138.
23. Волкова, Е. В. Хронотоп / Е.В. Волкова // Словарь философских терминов / Науч. ред. проф. В.Г.Кузнецова. - Москва: Инфра, 2005. - 654 с.
24. Воронова, Е. В. Мифология повседневности в культуре русской эмиграции 1917-1939 гг. : специальность 24.00.02 «Историческая культурология» : диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологических наук / Воронова Елена Васильевна. - Киров, 2007. -171 с.
25. Вуколова, В. С. Литературоцентричность прозы Людмилы Евгеньевны Улицкой : интертекстуальный аспект : специальность 10.01.01 «Русская литература» : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Вуколова Варвара Сергеевна. - Тамбов, 2017. - 202 с.
26. Гайденко, П. П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века / П. П. Гайденко. - Москва: Прогресс-Традиция, 2001. - 472 с.
27. Гарбузинская, Ю. Р. Проблема пространственной формы в литературе: на материале творчества О.Э. Мандельштама : специальность 10.01.01 «Русская литература» : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Гарбузинская Юлия Романовна. - Самара, 2007. - 206 с.
28. Глазинская, Е. Т. «Средний мир» Елены Кукоцкой (по роману Л. Улицкой «Казус Кукоцкого») / Е. Т. Глазинская // Проблемы и перспективы развития науки в России и мире: сборник статей Международной научно - практической конференции (1 декабря 2016 г., г. Уфа). В 7 ч. Ч.3. - Уфа: АЭТЕРНА, 2016. - С. 164-165.
29. Глазинская, Е. Т. Анализ романа Л. Улицкой «Казус Кукоцкого» с нарратологических позиций / Е.Т. Глазинская // Роль инноваций в трансформации современной науки: сборник статей Международной научно - практической конференции (5 декабря 2016 г., г. Волгоград). В 4 ч. Ч.4. -Уфа: АЭТЕРНА, 2016. - С. 123-124.
30. Глазинская, Е. Т. Безумие и потусторонность в прозе Л. Улицкой / Е. Т. Глазинская // Культура и текст. - 2018. - № 3 (34). - С. 121-131.
31. Глазинская, Е. Т. Локус коммунальной квартиры в романе Людмилы Улицкой «Зеленый шатер» / Е. Т. Глазинская // Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения. Сборник материалов VII (XXI) Международной научно-практической конференции молодых ученых. -Томск,2020. - С.362-366.
32. Глазинская, Е. Т. Место Людмилы Улицкой в современном литературном процессе / Е. Т. Глазинская // Новая наука: от идеи к результату: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (22 ноября 2016 г, г. Сургут). В 4 ч. Ч.2. - Стерлитамак: АМИ, 2016. - С. 37-39.
33. Глазинская, Е. Т. Мифопоэтическое значение Среднего мира в романе Л. Улицкой «Казус Кукоцкого» / Е. Т. Глазинская // Проблемы и перспективы развития науки в России и мире: сборник статей Международной научно - практической конференции (1 декабря 2016 г., г. Уфа). В 7 ч. Ч.3. - Уфа: АЭТЕРНА, 2016. - С. 167-169.
34. Глазинская, Е. Т. Набоковский след в рассказах Л.Е. Улицкой «Бронька» и «Голубчик» / Е. Т. Глазинская // Наука. Технологии. Инновации. Сборник научных трудов. В 9-ти частях / Под редакцией А.В. Гадюкиной. -Новосибирск, 2019. - С. 300-304.
35. Глазинская, Е. Т. От «Седьмой стороны света» до «Казуса Кукоцкого» / Е.Т. Глазинская// Новая наука: современное состояние и пути развития: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (30 ноября 2016 г, г. Оренбург). В 3 ч. Ч.2. - Стерлитамак: АМИ, 2016. - С. 96-98.
36. Глазинская, Е. Т. Пограничное пространство в рассказах Л. Улицкой (коридор, лестница, окно) / Е.Т. Глазинская // Молодежь -Барнаулу. Материалы XXI городской научно-практической конференции молодых ученых. - Барнаул, 2020. - С. 599.
37. Глазинская, Е. Т. Потустороннее пространство в повести Людмилы Улицкой «Веселые похороны» / Е. Т. Глазинская // Материалы XXII научной студенческой конференции по естественным, техническим, социально-гуманитарным, экономическим и аграрным наукам «Молодежь и наука». - Семей: Государственный университет имени Шакарима города Семей, 2019. - С. 42-424.
38. Глазинская, Е. Т. Потустороннее пространство в рассказе Л. Улицкой «Народ избранный» / Е. Т. Глазинская //Материалы XIX научной студенческой конференции по естественным, техническим, социально-гуманитарным, экономическим и аграрным наукам «Молодежь и наука». -
Семей: Государственный университет имени Шакарима города Семей, 2016. - С.172-174.
39. Глазинская, Е. Т. Пространство коммунальной квартиры в романе Л.Е. Улицкой «Зеленый шатер» / Е. Т. Глазинская // Мир науки, культуры и образования. - 2020. -№2 (81). - С. 483-485.
40. Глазинская, Е. Т. «Потусторонность» в сборнике рассказов Л. Улицкой «О теле души» / Е. Т. Глазинская // Научный диалог. - 2022. -№1. - С.200-219.
41. Глазинская, Е. Т. Топос в повести Л. Улицкой «Веселые похороны» / Е. Т. Глазинская // Новая наука: современное состояние и пути развития: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (30 ноября 2016 г, г. Оренбург). В 3 ч. Ч.2. - Стерлитамак: АМИ, 2016. - С. 94-96.
42. Глазинская, Е. Т. Хронотоп похорон в рассказах Людмилы Улицкой «Они жили долго.» и «.И умерли в один день» / Е. Т. Глазинская // Роль инноваций в трансформации современной науки: сборник статей Международной научно - практической конференции (1 июля 2016, Уфа). В 2.ч. Ч.2.- Уфа: Аэтерна, 2016. - С. 154-156.
43. Глазинская, Е. Т. Художественное пространство в современных энциклопедиях и справочниках / Е. Т. Глазинская // Новая наука: теоретический и практический взгляд: Международное научное практическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (14 апреля 2016, г. Нижний Новгород).В 3 ч. Ч. 3. - Стерлитамак: РИЦ АМИ,2016. - С. 111-113.
44. Глазинская, Е. Т. Шизофренический дискурс в двух тетрадях Елены Кукоцкой (по роману Л. Улицкой «Казус Кукоцкого» / Е. Т. Глазинская // Роль инноваций в трансформации современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (5
декабря 2016 г., г. Волгоград). В 4 ч. Ч.4. - Уфа: АЭТЕРНА, 2016. - С. 126128.
45. Гончарова, Е. В. Изучение дворянских владений Псковской губернии по материалам межевания последней четверти XVШ в / Е. В. Гончарова // Петербургский исторический журнал. - 2016. - №1(9). -С. 6-13.
46. Гордович, К. Д. Русская литература конца XX в / К.Д. Гордович. - Санкт-Петербург: Изд-во «Петербургкий институт печати», 2003. - 184 с.
47. Грушко, Е. А. Словарь славянской мифологии / Е. А. Грушко, Ю.М. Медведев. - Нижний Новгород: Русский купец, Братья славяне, 1995. -368 с.
48. Губанова, Т. В. Хронотоп как способ реализации авторской интенции в рассказах Людмилы Улицкой / Т. В. Губанова // Вопросы современной науки и практики. - 2010. - № 1-3(28). - С. 227-231.
49. Джиоева, А. Т. Традиции семейного романа в отечественной прозе XX столетия : специальность 10.01.01 «Русская литература» : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Джиоева Арина Тамазовна. - Саранск, 2019. - 225 с.
50. Достоевский, Ф. М. Полное собрание сочинений: В 30 т. -Ленинград : Наука. Ленингр. отд-ние, 1972. Художественные произведения. Т. 2: Повести и рассказы. 1848-1859 / Ред. А. С. Долинин, Е. И. Кийко ; Примеч. Н. М. Перлиной, Н. Н. Соломиной. - 1972. - 527 с.
51. Егорова, Н. А. Проза Л. Улицкой 1980-2000-х годов: проблематика и поэтика : специальность 10.01.01 «Русская литература» : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Егорова Наталья Александровна. - Волгоград, 2007. - 180 с.
52. Егорова, Н. А. Проза Л. Улицкой 1980-2000-х годов: проблематика и поэтика: специальность 10.01.01 «Русская литература» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата
филологических наук / Егорова Наталья Александровна. - Астрахань, 2007. -22 с.
53. Еременко, Л. И. Русская эмиграция как социально-культурный феномен : специальность 17.00.08 «Философия» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / Любовь Ивановна Еременко. - Москва, 1993. - 22 с.
54. Ермоленко, С. И. Лирика М.Ю. Лермонтова: жанровые процессы / С. И. Ермоленко. - Екатеринбург: Уральский государственный университет, 1996. - 420 с.
55. Ермошина, Г. Людмила Улицкая. Путешествие в седьмую сторону света [Электронный ресурс] / Г. Ермошина // Журнал «Знамя». -Москва: ЭКСМО, 2000. - №12. - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/znamia/2000/12/ermiosh.html. - Заглавие с экрана.
56. Ермошина, Г. Путешествие в седьмую сторону света / Г. Ермошина // Знамя. - 2000. - №12. - С.201-203.
57. Есин, А. Б. Время и пространство / А.Б. Есин // Введение в литературоведение: Учебное пособие. - Москва: Высшая школа, 2004. -680 с.
58. Жаворонок, И. А. Художественная деталь и ее функции в творчестве Л. Е. Улицкой : специальность 10.01.01 «Русская литература» : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Жаворонок Инесса Андреевна. - Тверь, 2012. - 171 с.
59. Женетт, Ж. Литература и пространство / Ж. Женетт // Фигуры: В 2 т. Т. 1. - Москва: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. - С. 278-283.
60. Жирмунский, В. М. У истоков европейского романтизма // Уолпол. Казот. Бекфорд. Фантастические повести. Изд. подготовили В. М. Жирмунский, Н. А. Сигал ; [Примеч. В. М. Жирмунского] ; [Грав. Н. Н. Белоземцева]. - Ленинград: Наука. Ленингр. отд-ние, 1967. - С. 249-284.
61. Завьялова, Е. Е. Соотношение канонического и неканонического в системе лирических жанров 1880-1890-х годов : специальность 10.01.01 «Русская литература» : диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук / Завьялова Елена Евгеньевна. - Астрахань, 2006. -412 с.
62. Захаров, В. Н. Концепция фантастического в эстетике Ф. М. Достоевского // Художественный образ и историческое сознание / под ред. И. П, Лупановой. - Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского государственного университета, 1974. - С. 98-125.
63. Зимина, М. А. Дискурс безумия в исторической динамике русской литературы от романтизма к реализму: специальность 10.01.01 «Русская литература» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Зимина Марина Александровна. -Барнаул, 2007. - 21 с.
64. Интервью «Новый роман Казус Кукоцкого» с Людмилой Улицкой. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://echo.msk.ru/programs/beseda/11824/. - Заглавие с экрана.
65. Истории земли [Электронный ресурс] - Режим доступа: Ьйр://хп--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai/vtoroe-tajnoe-imya-u-russkix.html. - Заглавие с экрана.
66. История слов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://wordhist.narod.ru/potustoronnij.html. - Заглавие с экрана.
67. Каган, М. С. Пространство и время в искусстве как проблема эстетической науки / М.С. Каган // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. - Л.: Наука, 1974. - 298 с.
68. Казарина, Т. Бедные родственники // Преображение. - 1996. - № 4. - С.169-171.
69. Канарская, Е. И. Двоемирие как архетип русской литературы и его воплощение в творчестве Н.В. Коляды / Е. И. Канарская // Вестник
Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. Нижний Новгород, 2017. -№ 3. - С. 231-236.
70. Карасев, Л. В. Флейта Гамлета: очерк онтологической поэтики / Л. В. Карасев. - Москва: Знак, 2009. - 208 с.
71. Керлот, Х. Э. Словарь символов / Х. Э. Керлот. - Москва: «REFL-Ьоок», 1994. - 608 с.
72. Кибальник, С. А. Гайто Газданов и экзистенциальная традиция в русской литературе / С. А. Кибальник. - Санкт-Петербург: ИД «Петрополис», 2011. - 412 с.
73. Коваленко, А. Г. Принцип двоемирия в русской литературе XX века / А. Г. Коваленко // Дергачевские чтения - 2000. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности: материалы международной научной конференции, Екатеринбург, 10-11 октября 2000 г.
- Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2001 . - Ч. 2. -С. 141-146.
74. Ковтун, Е. Н. Типы и функции художественной условности в европейской литературе первой половины XX века. : специальность 10.01.05 «Литература народов Европы, Америки и Австралии» : диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук / Ковтун Елена Николаевна. - Москва, 2000. - 304 с.
75. Ковтун, Н. В. Интертекстуальная игра в романе Л. Улицкой «Медея и ее дети» / Н. В. Ковтун // Respectus РЫ1о^юш. - 2012. - №22 (27).
- С. 127-143.
76. Ковтун, Н. В. Мифология поиска истины в раннем творчестве Л. Улицкой / Н.В. Ковтун // Вестн. Сев. (Аркт.) федер. ун та. - Архангельск, 2013. - № 6. - С. 75-84.
77. Колядич, Т. М. Л. Е. Улицкая / Т.М. Колядич // Русская проза конца ХХ века: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - Москва: Академия, 2005. - С. 369-390.
78. Колядич, Т. М. От Аксенова до Глуховского. Русский эксперимент. Экстремальный путеводитель по русской литературе / Т. М, Колядич. - Москва: Олимп, 2010. - 349 с.
79. Комкова, А. В. Понятие «топос» в современном литературоведении [Электронный ресурс] / А. В. Комкова. - Режим доступа: http://sibac.info/archive/guman/5(20).pdf. - Заглавие с экрана.
80. Котельникова, Т. Г. Потустороннее пространство в произведениях Федора Достоевского: "за шкапом" и "в углу" / Т.Г. Котельникова // Вестник РГГУ. - 2007. - №7. - С. 64-71.
81. Кошечко, А. Н. Пространственная картина мира в творчестве Ф.М. Достоевского и Ф. Сологуба («Преступление и наказание», «Мелкий бес») / А. Н. Кошечко // Картина мира: модели, методы, концепты. Материалы Всероссийской междисциплинарной школы молодых ученых «картина мира: язык, философия, наука (1-3 ноября 2001 года) / Под общ. Ред. Проф. З.И. Резановой. - Томск: Издание ТГУ, 2002. - С. 160-163.
82. Кошкарова, Е. Г. Идейно-художественный диапазон "женской темы" в прозе современных русских писательниц и оценках литературной критики : специальность 10.01.01 «Русская литература» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Кошкарова Елена Григорьевна. - Псков, 2005. - 197 с.
83. Крижовецкая, О. М. Нарратология современной беллетристики : на материале прозы М. Веллера и Л. Улицкой : специальность 10.01.08 «Теория литературы, текстология» : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Крижовецкая Оксана Михайловна. - Тверь, 2008. - 156 с.
84. Крылова, С. В. Новинки русской литературы XXI века. Материалы к лекциям: Учебное пособие: в 3х ч. / С.В. Крылова; под общ. ред. С.В. Крыловой. - Москва: ИИУ МГОУ, 2015. Ч.1 / Под науч. ред. С. В. Овсянниковой. - 168 с.
85. Кувшинов, Ф. В. Квартирный вопрос в русской литературе 19201930-х годов и категория исторического времени / Ф. В. Кувшинов // Сибирский филологический журнал. - Новосибирск. - 2016. - №4. - С .93101.
86. Лариева, Э. В. Концепция семейственности и средства ее художественного воплощения в прозе Л. Улицкой : специальность 10.01.01 «Русская литература» : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Лариева Эмилия Владимировна. - Петрозаводск, 2009. - 249 с.
87. Лихачев, Д. С. Внутренний мир художественного произведения / Д. С. Лихачев // Вопросы литературы. - 1968. - № 8. - С. 74-87.
88. Лотман, Ю. М. О русской литературе: Статьи и исследования (1958-1993). История русской прозы. Теория литературы / Ю. М. Лотман. -Санкт-Петербург: Искусство, 1997. - 848 с.
89. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. - Москва: Искусство, 1970. - 384 с.
90. Лотман, Ю. М. Художественное пространство в прозе Гоголя / Ю. М. Лотман // Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. - Москва: Просвещение, 1988. - С.251-292.
91. Лю На. Художественное своеобразие малой прозы Людмилы Улицкой : специальность 10.01.01 «Русская литература» : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Лю На. -Тамбов, 2009. - 179 с.
92. Мамедова, П. И. Специфика создания художественного времени и пространства в прозе Л. Улицкой / П.И. Мамедова. - Вестник Российского университета дружбы народов. - 2020. - №4. - С.33-41.
93. Манн, Ю. Динамика русского романтизма: пособие для учителей, студентов-филологов и преподавателей гуманит. вузов. / Ю. Манн. - Москва: Аспект-Пресс, 1995. - 380 с.
94. Маркович, В. М. Балладный мир Жуковского и русская фантастическая повесть эпохи романтизма / В. М. Маркович // Жуковский и русская культура. - Москва: Наука, 1987. - С. 138-168.
95. Махов, А. Е. Топос // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. - Москва: Изд-во Кулагиной, 2008. - 358 с.
96. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия / М. Мерло-Понти; пер. с фр. под ред. И.С. Вдовиной, С.Л. Фокина. - Санкт-Петербург: Ювента; Наука, 1999. - 603 а
97. Мировой компот, или казус Кукоцкого. Культура о культуре [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.erfolg.ru/culture/ ulizkaya.htm. - Заглавие с экрана.
98. Митрофанов, А. Г. Повседневная жизнь советской коммуналки / А. Г. Митрофанов. - Москва: Молодая гвардия, 2019. - 427 с.
99. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т./ Гл.ред. С. А. Токарева. - Москва: НИ «Большая Российская энциклопедия», 2000. -Т.1. А-К. - 672 с.
100. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т./ Гл.ред. С.А. Токарева. - Москва: НИ «Большая Российская энциклопедия», 2000. - Т.2. К-Я. - 720 с.
101. Мотеюнайте, И. В. Юродство, любовь и материнство в пьесе Л. Улицкой «Семеро святых» / И.В. Мотеюнайте // Проблемы исторической поэтики. - 2008. - С. 594-605.
102. Набоков, В. В. Лолита / В.В. Набоков. - Москва: Азбука-Классика, 2010. - 480 с.
103. Нагорная, Н. А. Онейросфера в русской прозе XX века: модернизм, постмодернизм / Н. А. Нагорная. - Москва: Макс-Пресс,2006. -260 с.
104. Назаренко, О. В. Набоковское стилевое влияние в русской прозе рубежа XX-XXI веков : специальность 10.01.01 «Русская литература» :
диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Назаренко Оксана Вячеславовна. - Ярославль, 2009. - 189 с.
105. Напцок, Б. Р. Традиция литературной "готики": генезис, эстетика, жанровая типология и поэтика : специальность 10.01.08 «Теория литературы, текстология» : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Напцок Бэлла Радиславовна. - Краснодар, 2016. -51 с.
106. Некрасова, И. В. Заметки о современном «женском» романе / И. В. Некрасова // Русский роман XX в.: Духовный мир и поэтика жанра; сб.науч.тр. - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2001. - С. 293-298.
107. Нефагина, Г. Л. Русская проза конца XX века: Учебное пособие / Г.Л. Нефагина. - Москва: Флинта: Наука, 2003. - 320 с.
108. Никитина, И. П. Художественное пространство как предмет философско-эстетического анализа: специальность 09.00.04 «Эстетика» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филолософских наук / Никитина Ирина Петровна. - Москва, 2003. - 26 с.
109. Николаева, О. Равнение на Медею / О. Николаева // Новые известия. - 2000. - 24 февр. (№33). - С.7
110. Ничипоров, И. Б. Предметный мир в сборнике рассказов Людмилы Улицкой «О теле души» / И. Б. Ничипоров // Art Logos. - 2020. -3(12). - c. 84-91.
111. Новоселова, Т. А. Концепция судьбы в романе Л. Улицкой «Медея и ее дети» : поэтика : специальность 10.01.01 «Русская литература» : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Новоселова Татьяна Александровна. - Махачкала, 2012. - 197 с.
112. Одиннадцать бесед о современной русской прозе / Интервью Кристины Роткирх. Под ред. Анны Юнгрен и Кристины Роткирх. - Москва: Новое литературное обозрение, 2009. - 160 с.
113. Ожегов, С. Е. Толковый словарь русского языка / С.Е. Ожегов. -Москва: Мир и Образование, Оникс, 2011. - 736 с.
114. Ортега-и-Гассет, Х. О точке зрения в искусстве / Х. Ортега-и-Гассет // Эстетика. Философия культуры. - Москва: Искусство, 1991. - 588 с.
115. Осьмухина, О. Ю. Своеобразие рецепции христианства в прозе Л.Улицкой 2000-х гг / О. Ю. Осьмухина //Филология и культура. - 2013. -№2(32). - С. 176-179.
116. Папина, А. Ф. Текст: его единицы и глобальные категории: Учебник для студентов-журналистов и филологов / А.Ф. Папина. - Москва: Едиториал УРСС, 2002. - 368 с.
117. Пискунов, В. М. «Второе пространство» романа А. Белого «Петербург» / В.М. Пискунов // Вопросы литературы. - 1987. - №10. -С. 127-155.
118. Побивайло, О. В. Опыт мифопоэтического прочтения повести Л. Улицкой «Медея и ее дети» / О. В. Побивайло // Культура и текст - 2005: сборник научных трудов международной конференции: В 3 т. / под ред. Г. П. Козубовской. Т. 1. - Санкт-Петербург.; Самара; Барнаул: Изд-во Барн. гос. пед. ун-та, 2005. - С. 103-110.
119. Побивайло, О. В. Мифопоэтика прозы Людмилы Улицкой: поэтика : специальность 10.01.01 «Русская литература» : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Побивайло Оксана Викторовна. - Барнаул, 2009. - 165 с.
120. Покров Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.calend.ru/holidays/0/0/1475/. - Заглавие с экрана.
121. Полупанова, А. С. Игра и театрализация действительности как принципы организации текстового пространства в повести Л. Е. Улицкой «Веселые похороны» / А. С. Полупанова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2013. - №11-1(29). - С. 158-161.
122. Поршнева, А. С. Мир эмиграции в немецком эмигрантском романе 1930-1970-х годов (Э. М. Ремарк, Л. Фейхтвангер, К. Манн) [Текст] : монография / А. С. Поршнева. - Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2014. -305 с.
123. Поршнева, А. С. Пространство эмиграции в романном творчестве Э.М. Ремарка : специальность 10.01.03 «Литература народов стран зарубежья (немецкая литература)» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Поршнева Алиса Сергеевна. - Екатеринбург, 2010. - 23 с.
124. Поршнева, А. С. Эмигранты и эмиграция в романах Э.М.Ремарка / А. С. Поршнева // Пограничные процессы в литературе и культуре: сб. статей по материалам Междунар. науч. конф., посвященной 125-летию со дня рождения Василия Каменского (17-19 апр. 2009 г.) / общ. ред. Н.С.Бочкарева, И.А.Пикулева; Перм.ун-т. - Пермь, 2009. - С. 66-69.
125. Похлебкин, В. В. Словарь международной символики и эмблематики / В. В. Похлебкин. - 3-е изд. - Москва: Международные отношения, 2001. - 560 с.
126. Проданик, Н. В. Топосы смерти в лирике А. С. Пушкина: дис ... канд. филол. наук / Н. В. Проданник. - Омск, 2000. - 193 с.
127. Прокофьева, В. Ю. Категория пространства в художественном преломлении: локусы и топосы / В.Ю. Прокофьева//Вестник ОГУ. - 2004. -№ 11. - С. 87-91.
128. Пространство и время в литературном произведении: тезисы и материалы международной научной конференции: в 2 т. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. - Т.2. - 450 с.
129. Прохорова, Т. Г. Особенности проявления мифологического сознания в художественной структуре романа Л. Улицкой «Медея и ее дети» / Т. Г. Прохорова, М. Ю. Звягина // Русский роман ХХ века: духовный мир и поэтика жанра. - Саратов, 2001. - С.288-292.
130. Пумпянский, Л. В. Группа «таинственных повестей» / Л. В. Пумпянский // И.С. Тургенев. Сочинения. - Москва; Ленинград, 1929. -Т.8. - С. 5-20.
131. Пушкарь, Г. А. Типология и поэтика женской прозы: гендерный аспект : на материале рассказов Т. Толстой, Л. Петрушевской, Л. Улицкой : специальность 10.01.01 «Русская литература» : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Пушкарь Галина Александровна. - Ставрополь, 2007. - 234 с.
132. Пыхтина, Ю. Г. Типология базовых пространственных моделей в художественной литературе [Электронный ресурс] / Ю.Г Пыхтина. - Режим доступа: http://gisap.eu/ru/node/41467. - Заглавие с экрана.
133. Пыхтина, Ю. Г. Функционально-семантическая типология пространственных образов и моделей в русской литературе XIX- нач. XXI вв: специальность 10.01.01 «Русская литература» : диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук / Пыхтина Юлиана Григорьевна. - Москва, 2014. - 346 с.
134. Ровенская, Т. А. Опыт нового женского мифотворчества: «Медея и ее дети» Л. Улицкой и «Маленькая Грозная» Л. Петрушевской / Т. А. Ровенская //Адам и Ева: альманах гендерной истории. - Санкт-Петербург: СПб.ГПУ. - С. 333-354.
135. Руднев, В. П. Словарь культуры XX века / В. П. Руднев. -Москва: Аграф, 1999. - 384 с.
136. Руднев, В. П. Словарь безумия / В. П. Руднев. - Москва: Класс, 2005. - 400 с.
137. Руднев, В. П. Философия языка и семиотика безумия: Избранные работы / В.П. Руднев. - Москва: Издательский дом «Территория будущего», 2007. - 528 с.
138. Русская проза рубежа XX-XXI веков: учеб. пособие / под ред Т. М. Колядич. - Москва: Флинта: Наука, 2011. - 520 с.
139. Рыбальченко, Т. Л. Поиск картины мира в современной прозе / Т. Л. Рыбальченко // Картина мира: модели, методы, концепты. Материалы Всероссийской междисциплинарной школы молодых ученых «картина мира: язык, философия, наука (1-3 ноября 2001 года) / Под общ. Ред. Проф. З. И. Резановой. - Томск: Издание ТГУ, 2002. - С. 261-266.
140. Рытова, Т. А. Образ пространства в новейшей реалистической прозе / Т. А. Рытова// Картина мира: модели, методы, концепты. Материалы Всероссийской междисциплинарной школы молодых ученых «картина мира: язык, философия, наука (1-3 ноября 2001 года) / Под общ. ред. проф. З. И. Резановой. - Томск: Издание ТГУ, 2002. - С. 132-136.
141. Савельева, В. В. Художественная гипнология и онейропоэтика русских писателей. / В. В. Савельева. - Алматы: Жазушы, 2013. - 520 с.
142. Савельева, В. В. Художественный текст и художественный мир: проблемы организации / В. В. Савельева. - Алматы: ТОО «Дайк-Пресс», 1996. - 192 с.
143. Саджжада // Ислам: Энциклопедический словарь. - Москва: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. - С. 202-203
144. Семеницкая, О. В. «Путешествие» на дачу: «дачный текст» в современной литературе / О.В. Семеницкая // Коды русской классики: «дом», «домашнее» как смысл, ценность и код : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Самара, 19 - 20 нояб. 2009) : в 2 ч. - Самара, 2010. - Ч.2. -С. 221-226.
145. Семыкина, Р. С-И. О «соприкосновении мирам иным»: Ф. М. Достоевский и Ю. В. Мамлеев / Р.С-И. Семыкина. - Барнаул: БГПУ, 2007. - 241 с.
146. Серго, Ю. Н. Женская проза России: особенности художественной философии // Филологический класс. - 2006. - №16. -[Электронный ресурс] / Ю. Н. Серго. - Режим
доступа:https://cybeñemnka.ru/artide/n/zhenskaya-proza-rossii-osobennosti-hudozhestvennoy-filosofii. - Заглавие с экрана.
147. Сиреневый туман: Песенник / Сост. А. Денисенко. -Новосибирск: Мангазея, 2001. - 512 с.
148. Сковорода, Е. В. Балладный «элемент» в структуре русской романтической повести первой трети XIX века : специальность 10.01.01 «Русская литература» : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Сковорода Елена Витальевна - Псков, 2001. - 268 с.
149. Скокова, Т. А. Проза Людмилы Улицкой в контексте русского постмодернизма : специальность 10.01.01 «Русская литература» : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Скокова Татьяна Александровна. - Москва, 2010. - 168 с.
150. Современная русская литература конца XX - начала XXI века: уч.пособие для студентов / под ред. С. И. Тиминой. - Москва: Издательский центр «Академия», 2011. - 384 с.
151. Степанов, Ю. С. Ментальные миры: (Воображаемый мир, Возможный мир, а также Вселенная-Универсум) / Ю. С. Степанов // Константы: словарь русской культуры. - Москва: Акад. Проект, 2001. -С. 216-229.
152. Стрелков, А. С. Фаюмский портрет. Исследование и описание памятников / А. С. Стрелков. - Москва; Ленинград: Academia, 1936. - 148 с.
153. Сунь Чао. Средства создания характера в рассказах Л. Улицкой : специальность 10.01.01 «Русская литература» : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Сунь Чао. - Москва, 2006. - 197 с.
154. Тамарченко, Н. Д. Готическая традиция в русской литературе / авт. коллектив Н. Д. Тамарченко (отв. ред.) и др. - Москва: РГГУ, 2008. -345 с.
155. Топоров, В. Н. Странный Тургенев: (Четыре главы) / В. Н. Топоров. - Москва: РГГУ, 1998. - 188 с.
156. Топоров, В. Н. Пространство и текст / В.Н. Топоров // Текст: семантика и структура. - Москва: Наука, 1983. - С. 227-284.
157. Топоров, В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. / В.Н. Топоров. -Москва: Издательская группа «Прогресс» - «Культура», 1995. - 500 с.
158. Травников, С. Н. Русская баллада: история и теория жанра : сборник научных статей / Гос. ин-т рус. яз. им. А. С. Пушкина. - Москва : Гос. ин-т рус. яз. им. А. С. Пушкина, 2006. - 195 с.
159. Трессидер, Дж. Словарь символов / Дж. Трессидер; пер. с англ. С. Палько. - Москва: Гранд: ФАИР-Пресс, 1999. - 443 с.
160. Тропкина, Н. Е. Художественная семантика дачного топоса в русской поэзии второй половины XX века / Н. Е. Тропкина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2012. -№4. - с. 128-131.
161. Улицкая Л. Е. Зеленый шатер: роман в 2 т. / Л. Е. Улицкая. -Москва: Эксмо, 2011а. - Том 1. - 384 с.
162. Улицкая Л. Е. Зеленый шатер: роман в 2 т. / Л. Е. Улицкая. -Москва: Эксмо, 2011б. - Том 2. - 384 с.
163. Улицкая Л. Е. Люди нашего царя / Л. Е. Улицкая. - Москва: Эксмо, 2005. - 368 с.
164. Улицкая, Л. Е. Бедные, злые, любимые: Повести. Рассказы / Л. Е. Улицкая. - Москва: Эксмо, 2007. - 384 с.
165. Улицкая, Л. Е. Благодарственное слово крысе / Л. Е. Улицкая // Улицкая, Л. Е. Священный мусор [рассказы, эссе] / Л.Е. Улицкая. - Москва: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2015. - С. 184-191.
166. Улицкая, Л. Е. Священный мусор [рассказы, эссе] / Л. Е. Улицкая. - Москва: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2015. - 476 с.
167. Улицкая, Л. Е. Сонечка / Л. Е. Улицкая. - Москва: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2018. - 126 с.
168. Улицкая, Л. Е. Бедные, злые, любимые: Повести. Рассказы / Л. Е. Улицкая. - Москва: Эксмо, 2007. - 384 с.
169. Улицкая, Л. Е. Бронька / Л. Е. Улицкая // Бедные родственники. -Москва: Издательство АСТ, 2018. - С. 30-72.
170. Улицкая, Л. Е. Веселые похороны / Л. Е. Улицкая // Новый мир. -1998. - №7. - 66 с.
171. Улицкая, Л. Е. Веселые похороны: повесть / Л. Е.Улицкая. -Москва: ЭКСМО-Пресс, 2002. - 192 с.
172. Улицкая, Л. Е. Голубчик / Л. Е. Улицкая// Первые и последние. -Москва: Издательство АСТ, 2018. - С. 245-273.
173. Улицкая, Л.Е. Казус Кукоцкого / Л. Е. Улицкая. - Москва: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2015. - 511 с.
174. Улицкая, Л. Е. Священный мусор [рассказы, эссе] / Л. Е. Улицкая. - Москва: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2015. - 476 с.
175. Улицкая, Людмила (писательница). Сквозная линия Людмилы Улицкой / интервью вели Юлия Шигарева, Вера Копылова // Будь здоров! -2013. - № 7. - С. 89-92
176. Успенский, Б. А. О точке зрения в литературе и других искусствах / Б. А. Успенский // Русский язык и литература для школьников. -2015. - № 3. - С. 46-51.
177. Фарино, Е. Введение в литературоведение: Учебное пособие / Е. Фарино. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2004. - 639 с.
178. Федоров, П. В. Кладбище как многозначный социокультурный феномен: общие подходы (на примере Кольского Севера) / П. В. Федоров // Некрополи Кольского Севера: изучение, сохранение, коммуникация. -Мурманск, 2013. - С. 17-26
179. Флоренский, П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях / П. А. Флоренский. -Москва: Прогресс, 1993. - 324 с.
180. Фомина, О. А. Фантастика как конструктивный элемент прозы Ф. М. Достоевского: специальность 10.01.01 «Русская литература» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Фомина Ольга Александровна. - Самара, 1999. - 18 с.
181. Фролова, Т. Шатер с табличкой «Выход» [Электронный ресурс] / Т. Фролова.- Режим доступа:
https://magazines.gorky.media/neva/2011/8/shater-s-tablichkoj-vyhod.html. -Заглавие с экрана.
182. Фрэнк, Д. Н. Пространственная форма в современной литературе / пер. В.Л. Махлина / Д. Н. Фрэнк // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-X X вв. : Трактаты, ст., эссе / Сост., общ. ред. Г. К. Косикова. - Москва: Изд-во МГУ, 1987. - с. 194-213.
183. Фуко, М. История безумия в классическую эпоху / пер. с фр. И.К. Стаф / М. Фуко. - Москва: АСТ, 2010. - 698 с.
184. Хазова, М. А. Тема безумия в русской прозе XX века: 1900-1970-е гг.: специальность 10.01.01 «Русская литература» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Хазова Маргарита Александровна. - Орел, 2016. - 24 с.
185. Хайдеггер, М. Время и бытие. Статьи и выступления / М. Хайдеггер. - Москва: Республика, 1993. - 448 с.
186. Харченко, В. К. Обрядовый хронотоп и современный хроноцид / В. К. Харченко // Современные проблемы языкознания, литературоведения, межкультурной коммуникации и лингводидактики: Материалы 2-й Международной научной конференции, 20-21 апреля 2016 года, Белгород, Россия. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2016. - С.31-35.
187. Холл, Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве / Дж. Холл; пер. с английского А.Е. Майкпара. - Москва: КРОН-ПРЕСС, 1996. - 656 с.
188. Худенко, Е. А. Жизнетворчество Мандельштама, Зощенко, Пришвина 1930-1940-х гг. как метатекст : специальность 10.01.01 «Русская литература» : диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук / Е. А. Худенко. - Барнаул, 2012. - 390 с.
189. Худенко, Е. А. Потустороннее пространство в романе Людмилы Улицкой «Казус Кукоцкого» / Е. А. Худенко, Е. Т. Глазинская // Научный диалог. - 2021. - №3. - С.291-307.
190. Цивьян, Т. В. Дом в фольклорной модели мира / Т.В. Цивьян // Труды по знаковым системам. Вып. 10. - Тарту, 1978. - С. 65-85.
191. Шафранская, Э. Ф.Современная русская проза: мифопоэтический ракурс : учебное пособие / Э. Ф. Шафранская. - Москва: Ленанд, 2014. -211 с.
192. Шестеркина, Н. В. Мифологический хронотоп как связь пространства и времени / Н.В. Шестеркина // Lingua mobilis. - 2012. - №6. -С. 52-62.
193. Шиманская, М. Ю. Мортальный код в рассказе Л. Улицкой Aqua Allegoria / М. Ю. Шиманская // Казанская наука. - 2020. - №3. - С.27-30.
194. Шмид, В. Нарратология / В. Шмид. - Москва: Языки славянской культуры, 2003. - 312 с.
195. Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер. В 2 т. Т.1. - Москва: Мысль, 1993. - 663 с.
196. Шумахер, А. Е. Русская литературная баллада конца XVIII -начала XIX века: сюжетно-мотивный репертуар и жанровые границы : специальность 10.01.01 «Русская литература» : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Шумахер Анастасия Евгеньевна. - Новосибирск, 2015. - 170 с.
197. Шутая, Н. К. Типология художественного времени и пространства в русском романе XVIII - XIX вв. : специальность 10.01.01 «Русская литература» : диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук / Шутая Наталья Константиновна. - Москва, 2007. -468 с.
198. Эко, У. Заметки на полях «Имени розы» [Электронный ресурс] / У. Эко. - Режим доступа: https://www.e-reading.club/book.php?book=67026. -Заглавие с экрана.
199. Элиаде, М. Священное и мирское / М. Элиаде; пер. с фр., предисл. и коммент. Н.К.Гарбовского. - Москва: Издательство МГУ, 1994. -144 с.
200. Энциклопедия символики и геральдики [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.symbolarium.ru/index.php. - Заглавие с экрана.
201. Энциклопедия символов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://the-symbol.ru/. - Заглавие с экрана.
202. Эпштейн, М. Н. Методы безумия и безумие метода / М. Н. Эпштейн // Знак пробела: О будущем гуманитарных наук / М. Н. Эпштейн. - Москва: НЛО, 2004. - С. 512-540.
203. Эткинд, А. М. Эрос невозможного: Развитие психоанализа в России / А. М. Эткинд. - Москва: Гнозис; ПрогрессКомплекс, 1994. - 376 с.
204. Юровская, Л. А. «Бедные родственники» в современной «женской прозе» / Л. А. Юровская // Филология: XXI в. (теория и методика преподавания): материалы Всероссийской конференции, посвященной 70-летию БГПУ, 10-11 декабря 2003 г. - Барнаул: Изд-во Барн. гос. пед. ун-та, 2004. - С. 182-186.
205. Янушкевич, А. С. История русской литературы первой трети XIX века. Допушкинская эпоха: учебное пособие / А. С. Янушкевич. - Москва : ФЛИНТА, 2013. - 155 с.
206. Янчевская, К. А. Юродство в русской литературе второй половины XIX в. : специальность 10.01.01 «Русская литература» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Ксения Александровна Янчевская. - Барнаул, 2004. -22 с.
207. Alexandrov, V. E. Nabokov's Otherworld. - Princeton: Princeton University Press, 2014. - 284 p.
208. Frank, J. Spatial form 30 years After / J. Frank // Spatial Form in Narrativ. - Ithaca; London: Cornell University Press, 1981. - Pp.202-244.
209. Frank, J. The Beginnings of the English Newspaper: 1620-1660 / J. Frank. - Boston: Harvard University Press, 1961. - 394 p.
210. Frank, J. The Idea of Spatial Form / J. Frank. - New Jersey : Rutgers University Press, 1991. - 196 p.
211. Frank, J. The Voices of Mikhail Bakhtin // Through the Russian prism : Essays on lit. a. culture / J. Frank. - Princeton (N.J.) : Princeton univ. press, Cop. 1990. - XII, Pp. 18-33.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.