Происхождение американского блюза как проблема культурологического понимания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Коровина, Екатерина Михайловна

  • Коровина, Екатерина Михайловна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2005, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 204
Коровина, Екатерина Михайловна. Происхождение американского блюза как проблема культурологического понимания: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Екатеринбург. 2005. 204 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Коровина, Екатерина Михайловна

Введение.

Глава 1. Истоки и генезис американского блюза как методологическая проблема.

1. 1 Дискуссии об истоках американского блюза и его современных жанровых модификациях.:.

1. 2 Необходимость герменевтического понимания истоков американского блюза.

Глава 2. Самобытность американского блюза и его культурно-исторические корни.

2. 1 Социально-исторические предпосылки американского блюза.

2. 2 Этнокультурные корни американского блюза.

2. 3 Религиозные истоки американского блюза.

2. 4 Политическое освобождение американских негров от рабства и его психологические последствия.

ГлаваЗ.Генезис музыкальной формы американского блюза.

3. 1 Стихия начала американского блюза.

3.2Становление тематического содержания блюзовых песен

3. 3 Установление композиционного и интонационного основания музыкальной формы блюза.

3. 4 Метаморфозы блюза.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Происхождение американского блюза как проблема культурологического понимания»

Актуальность исследования. Многие процессы и явления, пути развития культуры в XX веке обозначили новый вектор, новый этап, ориентированный на «глобальную переоценку ценностей». Это век, когда утверждались новые парадигмы мышления и открывались иные горизонты человеческого сознания. Время, когда под влиянием культурно-исторических процессов формировались, созревали новые принципы мышления, понимания сущности бытия. В целом, следует отметить, что культура к концу столетия и тысячелетия достигает в своей полноте такого разнообразия ощущений и воздействий на человека, а также окружающий его мир, что оказывается не в состоянии адекватно ориентировать и управлять его вкусами и духовными, «непреходящими» ценностями. Как в этой связи отмечает отечественный специалист в области эстетики В. Бычков, в культуре возникает кризис смысловой предметности, образности, затуманенной маревом цивилизационного смога. Сегодня «Культура вступила в активную фазу бифуркации - глобального взрывоподобного перехода (скачка) от Культуры к чему-то принципиально иному. (24; с. 298).

В свете культурной динамики отчётливо обозначились контуры картины нового современного мира. Не ставя перед собой задачу, изобразить все оттенки и нюансы полотна культуры, передать всю цветовую её гамму, сотканную из микроэлементов разноцветных реалий, следует выделить две основные линии развития. Одна связана с новшествами преобразования духовно-нравственной сущности Универсума культуры, задающие иной ракурс понимания и толкования религии и искусства, которые всегда развивались в тесной связи, гармоничном взаимодействии. Другая имеет прямое отношение к возрождению традиций канонической культуры. К числу таких обращений следует отнести не только всевозрастающий интерес к религии, как оплоту духовности, но и устойчивое обращение к фольклору как фундаменту мирового искусства.

Фольклор во все времена отражал сущность, общие принципы организации, характер становления и совокупность ценностных идеалов самобытности национальной культуры. В условиях роста национального самосознания в современной антропогенной цивилизации, ориентированной на человека, его уникальность, неповторимость и индивидуальность, становится вполне закономерно и объяснимо стремление воспроизвести, возродить чистоту стиля, тот пласт народного искусства, который являлся первородным, первоначальным. Достаточно привести в качестве наглядного примера творческие опыты, арт-проекты и презентации художников-примитивистов, для которых мир детских ощущений и откровений является культовым. «Примитивизм» в этом контексте обозначает подлинность, аутентичность, непосредственность высказывания, изображения, а не наивность, неполноценность или недоразвитость самовыражения.

Тенденция возврата к древнему, народному, даже первобытному отчётливо видится и в современной моде, где наряду со строгим классическим стилем внешнего вида: костюма, причёски соседствует эпатажпый облик хиппи. Длинные волосы у мужчин, пирсинг и татуировки на различных частях тела - не просто аморфные, безликие атрибуты имиджа современного человека, но и вполне зрелое, осознанное подражание древним предкам.

В условиях многообразия форм проявления культуры, становится очевидно, что страстное стремление возврата к «чистоте» архаичного стиля оборачивается своей противоположностью, а именно, желание возрождать традиции превращается в открытие новых культурных феноменов. Так, например, рок-музыканты на Британском континенте, возрождая традицию англо-кельтского и англо-саксонского фольклора, не заметно для самих себя изобрели новый, уникальный по степени и силе воздействия стиль, который не просто покорил весь мир, но сделал его едва ли не единственным идолом. Л известная во всём мире Metal musik стремилась, как известно, реконструировать прошлое и вернуться в те далёкие времена, когда на свете жили сильные, мужественные рыцари, готовые на поле брани отдать жизнь или одержать победу, и вечно женственные образы, рыцарские идеалы и мечты. Эта скандинавская традиция поклонялась глубокой народной древности, её мудрости, но носителей этого пласта культуры сегодня при этом сложно назвать традиционалистами или наследниками аутентичного стиля. Получается, что обращение к фольклору, которое является очевидной приметой наших дней, ставя своей целью очистить, упростить сложный, заумный, вычурный стиль, возрождая былую традицию народного искусства, обнаруживает свою протеичную сущность, изменчивость, и даже модерновость интерпретации главной идеи, когда видимая простота, известный «примитивизм» оказывается большим сложным миром.

Поэтому различные проявления фольклора в современном мире -интереснейшая тема и предмет для научного исследования. Современная наука с большим интересом изучает «Этнические стереотипы поведения», «Шаманизм», «Знак. Символ. Миф», систему ритуалов, этническую музыку и мн. другие формы фольклорной традиции. Одним из жанров музыкального искусства, достигшего в современной культуре уровня мировой популярности, является блюз. Возникнув как одна из форм проявления американского фольклора, американского духа, блюз и его генерации в дальнейшем становятся частью мировой песенно-танцевальной практики музицирования. В современной культуре блюз стал атрибутом моды, имиджа и стиля. Социолог и публицист Фил Паттон в книге «Made in USA» прекрасно иллюстрирует эволюцию блюза, проводя параллель с историей джинсов. Среди вещей, которые «сделали» Америку, он наряду с железными дорогами, автомобилями, самолётами называет электрогитару, джинсы и блюз. Автор подчёркивает в этом контексте, что джинсы, как и блюз, являясь атрибутом американского характера, образа жизни, стали ошеломляюще популярны во всём мире (110).

Будучи достоянием массовой культуры, блюз (прежде всего сам термин) прочно утвердился в лексиконе не только «околомузыкальных кругов», но и самой широкой аудитории. Блюз - одна из модных и стильных тем в шоу-бизнесе, средствах массовой информации, публицистике, кинематографе. Пожалуй, ни одна статья в модных молодежных журналах, ни одна передача о джазе и рок-музыке, включая критические репортажи или интервью с рок-звездами, не обходятся без упоминаний о блюзе.

В обиходе термин часто фигурирует как жаргонное словечко, обозначающее специфический тонус, особое ощущение жизни, стиль поведения и характер общения в молодежной среде. Он стал не только звучащей повседневностью, но и своего рода фирменным знаком, эмблемой всего современного, включая названия клубов и дискотек, теле- и радиопередач и даже коммерческих предприятий, ресторанов и магазинов.

Так, увлечение блюзом отчётливо обозначилось в отечественной культуре в творчестве рок-исполнителей, для которых блюзовая система интонирования и способы звукоизвлечения стали культовыми. К числу поклонений блюзовой традиции относятся многочисленные фестивали, проходящие не только за рубежом, но и в России.

Одним словом, блюз в современной культуре оказался в идеальном соответствии с запросом и тенденцией обращения к фольклору, ривайвлу, реконструкции аутентичного стиля, с одной стороны; с другой - будучи частью фолк-традиции, блюз в своём подлинном акустическом звучании, равно как и в своих различных генерациях, микстах, гибридах и сплавах создал феномен модерна, крика, эпатажа.

В связи с обозначенным культурным резонансом, блюз, воплощая идею современной музыкальной эстетики, приобретает значимость самостоятельного стиля в контексте эстрадного мейнстрима. Поскольку жанрово-стилевое богатство музыкальной культуры масс-медиа, включая джаз, рок, поп, техно, отмечено чертами блюзового типа высказывания и зачастую преподносится слушателю под покровом блюзовой интонации - возникает устойчивый интерес к пониманию природы самобытности блюза и специфике его музыкальных метаморфоз. Наличие подобного рода преобразований и многообразия музыкальных форм в современном искусстве шоу-бизнеса во многом затрудняет изучение путей развития блюзовых направлений и стилей, берущих свой исток в лоне народного творчества.

Вместе с тем, опыт исследования блюза - от возникновения до его современного обновления в популярных эстрадных моделях - может оказаться полезным для понимания и интерпретации ярчайших событий музыкальной истории. Так, путь, пройденный блюзом - от народного стиля музыкальной деятельности до профессиональной музыкальной формы - может послужить ценным материалом для обнаружения аналогичных закономерных процессов, лежащих в основе фольклора различных стран, а также в академической традиции различных национальных школ и направлений.

Состояние разработки проблемы. В связи с обозначенным ростом популярности различных форм проявлений фольклорной сущности в современной культуре, наблюдается активный, возрастающий научный интерес к проблемам фольклористики в целом и к жанрам народного и этнического искусства - в частности. Достаточно вспомнить фольклорное исследование английской и американской песенно-танцевальной традиции Р. Абраамсом и Дж. Фоссом «Anglo-American folksong style» (177); традиционной и национальной музыки Шотландии Ф. Коллинсоном «The traditional and national music of Scotland» (186); песен североамериканских лесорубов E. Фовке «Lumbering Songs from the Nother Woods» (194). К числу работ, посвященных народному искусству и имеющих большое значение для понимания феномена американского фольклора, относятся также труды немецких исследователей Э. Хорнбостела, М. Херсковица (196), А. Дауэра (188), И. Берендта (13, 179, 180), В. Крамарца (199), А. Азриля (178).

Особенно важны, в этой связи, оказываются песенные сборники американского собирателя фольклора А. Ломакса «The Song of Noth America» (200), Дж. Силвермана «Folk Blues» (208), коллекции народных песен: «Folk Songs. American - English - Irish (192); «Folk Songs of Aberdeenshire. The English folk Dance and Song» (193).

Сегодня феномен американского фольклора и его жанров достаточно полно освещен в работах американских, английских и немецких учёных. Это специалисты в области этнографии, истории, культурологии, музыковедения. Так, В. Меллерс (202) делает попытку изучить американскую музыку в её полном объёме, досконально исследуя стили и жанры. Р. Стивенсон (209) и Г.Чейз (185) рассматривают культурные достижения американского континента в свете исторических событий и религиозных процессов, повлиявших на судьбы народа. Исследования отечественного фольклора помогают выявить общие закономерности развития народного творчества как основополагающего принципа музицирования, а также выявить особенности самобытности стиля русской народной песни, что имеет большую ценность и значимость для понимания процессов возникновения и становления американского фольклора (Земцовски и, Калужникова).

Огромное количество литературы посвящено конкретно искусству джазового музицирования. Здесь мы находим много переводных изданий Hia русском языке. Среди них работы И. Берендта (13), Дж. Коллиера (70, 71), Ю. Панасье (108), У. Сарджента (128), а также исследований на русском языке - 13. Сырова (137, 138), Г. Зайцева (55), В. Конен (75, 76, 77). Некоторые главы в эт1сх исследованиях повествуют о блюзе как о важнейшем формообразующем л звуковысотном элементе джаза.

Сегодня современная наука не ограничивается исследование1>1 американского фольклора. Её всё больше интересуют, как можно заметить», проблемы американской культуры, той её духовной ипостаси, которагя rs оказывается созвучна современному человеку. В этой связи следует назвать ряд трудов, разрабатывающих тему многообразия культуры США и её резонанса. Среди них выделим те, которые оказались в центре внимания при постановке проблемы и способах её решения. Это работа Ш. Богиной «Этнокультурные процессы в США» (19), Ральфа JI. Билза «Аккультурация» (14), А. Токвиля «Демократия в Америке» (144), Т. Шибутани «Социальная философия» (168), Г. Гачева «Национальные образы мира. Америка в сравнении с Россией и славянством» (36), В. Конен «Пути развития американской музыки» (75), К. Гаджиева «Американская нация: национальное самосознание и культура» (33) и мн. др.

К настоящему времени существует ряд серьёзных исследовательских трудов, посвящённых проблеме изучения феномена блюза в контексте американской культуры. К их числу следует отнести, в первую очередь, работы американских учёных, среди которых Дж. Финн (191), Д. Эванс (190), С Чартере (184), П. Оливер (203, 205), Т. Рассел (206), Дж. А. Ридер (207), а также фундаментальный труд немца В. Крамарца о рок-музыке (199), в котором блюз является объектом подробного музыковедческого анализа.

В работе Дж. Финна (191) сформулирована значимость наследия блюза в современной культуре, обозначено место блюзовой традиции и влияние на различные жанры и стили музыкального искусства. Докторская диссертация Д. Эванса (190) объектом своего исследования видит блюз как явление американского фольклора. Сильной стороной авторской работы является подробный анализ структуры блюзового стихосложения в тесной связи с музыкальной интонационной звуковысотной системой. Учёный в своём исследовании опирается на метод сравнительного анализа североамериканских блюзов с песенной традицией англо-кельтского фольклора. «Возможно, в данном исследовании наиболее рельефно очерчен сравнительный метод», - справедливо замечает сам автор, подводя главные итоги своего научного труда и формулируя результаты исследования. «Находки данного исследования могли бы также считаться вкладом в изучение устной поэзии и, в частности, в теорию устных формул» (191; с.365). С. Чартере занят изучением многообразия стилевых блюзовых генераций в творчестве знаменитых блюзменов (184).

Другое дело, что в современной отечественной науке до сих пор нет переводной литературы вышеобозначенных специалистов по блюзовой проблематике, что, несомненно, затрудняет изучение наследия американского фольклора. Единственным на сегодняшний день специальным обращением к феномену блюза (на русском языке) является исследование В. Дж. Конен «Блюзы и XX век» (73). Вынося в заглавие слово блюз, автор при этом исследует его джазовый аналог (блюз городского типа), занявший устойчивое место в музыкальной культуре XX века. Главными достоинствами работы являются: подробное изучение блюза через призму молодёжной эстетики, а также обобщение различных аспектов блюзовой проблематики, популярной в то время па Западе. К числу таких проблем следует отнести классификацию этапов развития блюза, вопросы эстетического порядка, объясняющие актуальность блюза, а также особенности его музыкально-выразительной системы.

При важнейших находках, сделанных авторами перечисленных работ: о природе блюза, его феноменологической сущности, следует особенно указать на отсутствие в специальной литературе обращения к происхождению блюза и его формы (12-тактового блюзового «квадрата»). Не ставя перед собой специального вопроса о генетике блюза, исследователи глубоко убеждены в его африканской природе. Гипотеза об африканских истоках блюза настолько прочно утвердилась в современной музыкальной науке, а также исполнительских и «около музыкальных» кругах, что объясняет едва ли не всю музыкальную самобытность блюза наличием экзотического африканского компонента.

Вместе с тем, проблема происхождения блюза до сих пор не считается решённой и представляет собой одно из важнейших ракурсов изучения блюза, а также природы музыкального онтогенеза.

Важно отметить, что возникновение блюза предоставляет уникальную возможность проследить всю историю появления на свет: от истоков, самой рождающейся стихии до осознания этой стихии на уровне музыкальной формы. Этот сложный процесс рождения формы блюзового «квадрата» на уровне этапов собственного развития представляет базовую модель для понимания и толкования проблемы происхождения музыкального мышления, а затем его кристализации па уровне музыкальной формы. Так, проблеме происхождения музыки посвящен труд Д. Золтаи «Этос и аффект», который исследует происхождение музыкальной формы на материале профессиональной музыкальной культуры. А. Лосев видит музыкальную форму важнейшей логической составляющей филосовской диалектики. А современное исследование Т. Калужниковой «Акустический текст ребёнка» изучает формирования музыки как феномена звуковысотной временной организации пространства на материале детского фольклора, включающего «акустическую деятельность, спонтанное пение и спонтанное музицирование ребёнка», что соответствует этапам становления музыкального мышления, постепенно превращающегося в музыкальную форму. В этом смысле проблема происхождения блюза относится к широкому кругу проблем музыковедческого, филосовского, этномузыкального, фольклорного и культурологического понимания.

В контексте исследования американского блюза через его глубокую связь с культурными реалиями США: социально-историческими, этнокультурными, религиозными, психологическими и собственно музыкальными, следует указать на те работы, которые оказались в поле целостного видения блюза на уровне американской культуры. К ним относятся труды Бурстина (25, 26, 27), Бабина (7), Неймаина (100), Невинса и Коммаджера (99) (по истории США), Богиной (19),

Боаса (15), Херсковица (196) (этнокультурные процессы), Джемса (44, 45), Шибутани (168) (психологии) и др. Учитывая круг проблем, оказавшиеся, в связи с происхождением блюза, в поле нашего исследования, отметим труды, посвященные исследованию феномена музыкальной формы и её происхождения: Лосев (91), Золтаи (59), Ницше (102), Дильтей (47).

Цель и задачи исследования. Целью научного исследования является постановка и решение проблемы происхождения американского блюза на основе широкого культурологического подхода. Достижение главных результатов предполагает выделить основные задачи диссертации:

• подвергнуть критическому анализу идею африканских истоков американского блюза и показать недостаточную продуктивность сравнительного метода для его изучения;

• раскрыть самобытность истоков американского блюза: социально-исторических, этнокультурных, религиозных, психологических;

• обосновать эвристическую эффективность герменевтического метода, позволяющего найти истоки блюза в самой культуре США, а также целостно осмыслить феномен блюза в контексте американской культуры;

• проанализировать два акта трагедии американских негров как наиболее важные предпосылки возникновения блюза;

• выявить психологические последствия рабства, изменившие характер мышления и переживания американских негров;

• показать возможности структурно-генетического метода для понимания процесса возникновения музыкальной формы блюза;

• обосновать музыкальные особенности блюзовой формы в ее отличии от джаза и выявить жанровое многообразие блюзовых генераций.

Научная новизна исследования определяется представленной в работе гипотезой об американском происхождении блюза, обоснованной теоретико-методологической (герменевтической и структурно-генетической) концепцией и обусловленной глубокой связью блюза с различными компонентами американской культуры. Основные положения, содержащие элементы теоретической новизны и выносимые на защиту, являются следущие:

• дана критика африканской гипотезы истоков блюза и правомерность сравнительного метода ее обоснования;

• впервые в отечественной и зарубежной литературе выдвинута и обоснована (на культурологическом материале) гипотеза о самобытности блюза: от истоков до генезиса;

• впервые феномен истоков рассмотрен под углом зрения герменевтического метода, а его основные этапы («круга» обоснования) рассмотрены на широком культурологическом материале: социально-историческом, этнокультурном, религиозном и психологическом;

• проведен методологический анализ различий истоков и генезиса — герменевтический для проблемы истоков и структурно-генетический для проблемы генезиса американского блюза);

• выявлена сложная структура происхождения американского блюза, раскрывающаяся в двух актах трагедии американских негров: двух актов -периода рабства (начало XVII - середина XIX вв.) и первоначальных последствий политического освобождения от рабства (вторая половина XIX в);

• впервые рождение уникальной музыкальной формы американского блюза рассмотрено на основе структурно-генетического метода. Выявлены стихия «начала» блюзовой формы, тематического содержания блюзовых песен и установления интонационно-композиционной системы;

• впервые типология блюза определена в зависимости от трех параметров: судьбы негров после освобождения; становления элементов музЕлкальной формы блюза и от жанрово-стилевых модификаций блюза (ритм-энд-блюз, рок-н-ролл, рок).

Методология исследования. В исследовании особая роль отведена пониманию природы блюза и способу се толкования в контексте американской социокультурной действительности. Особое внимание обращено к научному способу доказательства вопроса происхождения американского блюза. В этом случае сравнительный метод, используемый авторами работ о блюзе (Эванс, Финн), оказывается явно недостаточным. Проведен «археологический» анализ музыки - реконструкция истоков на основе прочной и органичной связи с различных компонентами культуры США, а затем восстановление подлинной картины зарождения, возникновения и становления блюза. Особое место в методологическом анализе проблемы занимает герменевтический метод, раскрывающий возможность для широкого культурологиечского подхода. Метод герменевтики, разработанный Хайдеггером, Гадамером, Дильтеем и др., дает возможность приблизиться к пониманию истоков блюза и последовательному рассмотрению их относительно происхождения самой музыкальной формы.

Для решения проблемы происхождения блюза в работе использован структурно-генетический метод, рассматривающий блюз в тесной культурологической связи с музыковедческим анализом, а также в перспективе собственного развития: от возникновения до современного обновления базовой модели. Сам метод обосновывает уникальность и самобытность формы блюзового «квадрата».

Поскольку генетический способ научного исследования не новый, следует указать на работы С. Аверинцева, раскрывающие идею происхождения феноменов культуры, в частности, на материале поэтики ранневизантийской эпохи; В. Плотникова - на материале происхождения философии; Ф. Ницше, исследующий происхождение древнегреческой трагедии, рожденной певческой хоровой практикой; А. Лосева, рассматривающий музыкальную форму в свете диалектической дихотомии; Э. Ансерме и Д. Золтаи, изучающие проблему музыкальных истоков на материале академической музыки.

Важная роль в исследовании отведена методу музыковедческого анализа, который видит объектом своего научного изучения собственно специфику музыкального строя американского блюза и целостную устойчивую систему его выражения.

Источниковую базу исследования составляют собственно тексты блюзовых песен, большинство из которых было снято с фонограммы и переведено автором работы. К их числу относятся блюзовые композиции мэйнстрима в исполнении Бадди Гая, Роберта Джонсона, Вилли Диксона, Сони Терри, Джо Ли Хукера, Би Би Кинга, Эрика Клэптона, Марка Нопфлера и мн. др. Другим неиссякаемым источником вдохновения и информации явился сборник «Песен Северной Америки», собранной в фольклорной экспедиции для библиотеки Конгресса знаменитым А. Ломаксом, а также большое количество сборников блюзовых песен, включая рок-баллады и джазовые «золотые» темы, стандарты. В этом же ряду духовно-практической и гедонистической значимости находятся и фильмы о блюзе с саундтреками из американского фольклорного фонда. Кроме того, автор привлекает художественные произведения о блюзе и о жизни героев романов в стиле блюз, в «блюзовых тонах» (20), а также приводит нотные примеры блюзов, его прототипов и генерацмй. Ссылка на источники подобного рода будет осуществляться в разделе приложение, состоящего из трёх разделов, обозначенных в тексте римскими цифрами (далее следует порядковый номер примера).

В основе исследования, безусловно, лежат научные труды о блюзе на английском языке, а также о джазе, роке, их направлениях и стилях, библиографические исследования об американских культовых музыкантах, композиторах и исполнителях. Не менее важным и ценным материалом в оформлении главных идей работы являются аудио, видео и мультимедийные записи с альбомами и концертными записями блюзменов от фолка до харда, а также живые шоу, фестивали, арт-проекты и презентации, на которых блюз становится желанным гостем. В настоящее время не одна информация не может считаться полной без участия мирового разума, знающего всё и будучи в курсе всех событий о «новостях из всемирной паутины».

Помимо информации, полученной новым способом, остаётся вечной, точной и надёжной литература, которая вот уже более полувека оказывается востребованной современной наукой. Это исследования зарубежных авторов, переведённых на русский язык, отечественных учёных, которые составляют «золотой фонд» научного знания. Среди такого рода источников следует назвать труды историков, культурологов, этнографов, фольклористов, антропологов, теологов, лингвистов, философов, филологов, музыковедов и других представителей научной мысли. Опора на источники подобного рода и определила жанр настоящей работы.

Практическая значимость исследования определена уже тем, что -впервые, как отмечалось раньше, делается попытка целостно и комплексно изучить и проанализировать тот культурологический материал, интерес к которому давно возник в условиях развития современной действительности. Анализы и материалы диссертации могут использоваться при чтении курсов по истории США, религии, а также специальных музыкальных курсов по американской гармонии, эстрадному сольфеджио, основам джазовой импровизации и анализу стилей музыкальной культуры масс-медиа.

По теме диссертационного исследования опубликована монография «Гармония блюза», три статьи и двое тезисов.

Апробация результатов исследования состоялась в течение пяти лет на различных международных, всероссийских, межвузовских научных конференциях, из которых следует выделить важнейшие:

• Отечественная культура в контексте мирового культурно-исторического процесса. Тезисы докладов IV Международной научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина. Екатеринбург, 1999.

• Актуальные проблемы культурологии. Материалы научно-практической конференции, посвященной памяти В. И. Колосницына. Екатеринбург, 2000.

• Екатеринбургский проповедник. Материалы конференции Екатеринбургской евангелическо-лютеранской консистории. Екатеринбург, 2000.

• Современные проблемы образовательного процесса учреждений среднего профессионального образования культуры и искусства. Материалы методических докладов и тезисов преподавателей учреждений СПО культуры и искусства. Москва, 2002.

• Гуманитарное образование в информационном обществе. Материалы научно-практической конференции. Екатеринбург, 2003.

• Антропологические основания теоретического мышления. Материалы Российской научной конференции. Екатеринбург, 2005.

Обсуждения научно-практических работ по теме диссертационного исследования проходили на секторе «Массовая культура» во Всероссийском научно-исследовательском институте в 2002 году; на кафедре философии ИППК при УрГУ в 2003 году, а также на кафедре культурологии УрГУ в 2004 году.

Структура исследования. Диссертационное исследование изложено на 185 страницах. Состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Коровина, Екатерина Михайловна

Заключение

Проведённое исследование, посвящённое проблеме происхождения блюза, даёт нам основание прийти к следующим основным выводам.

Блюз, являясь гордостью американской национальной культуры, сегодня получает мировой резонанс в музыкальном искусстве современности. Его эстетическая, смысловая и интонационная направленность определяет отношения между исполнителем, слушателем, оказывая воздействие на способ трансляции современного музыкального произведения. Блюз создал «новый звуковой идеал», феномен «нового саунда», опирающийся в своей интонационно-акустической основе на специфический куражный тон исполнителя в сопровождении гитары.

Будучи простой незамысловатой песней, блюз при этом связан с комплексом сложных проблем. Так, в современной • науке накопилось множество противоречивых теорий, суждений, мнений, связанных с вопросами происхождения, эволюции и типологии стиля. Среди них - отождествление блюза и джаза (понимание специфики блюзового звучания через джаз); а также гипотеза африканского происхождения блюза. При этом сам музыкальный материал, сама звуковая реальность привела к необходимости постановки вопроса о самобытности блюза, а также восстановлении подлинной картины блюзовой генетики. Для того, чтобы решить проблему относительно различия блюза и джаза, потребовалось их чёткое разведение, соотнесение на теоретической основе. Поскольку музыка блюза рождалась из самой реальной жизни - оказались необходимы строгие научные методы, помогающие осуществить связь фактов действительности, собственно музыкального материала с теоретическим знанием. Нам представляется, что герменевтический метод внёс ясность в понимание сложного процесса, как возник блюз и каковы его истоки.

Исследование истоков блюза позволяет восстановить связь блюза с американской духовной культурой. Имеющий дело с проблемами непонимания, мифами, неправильной интерпретацией и искажением существующих фактов в науке, герменевтический подход помогает решить проблему американской генетики блюза.

Общее направление теории американского происхождения блюза приводит к необходимости ставить вопрос о собственно музыкальных предпосылках блюзового мышления. Здесь ключевой идеей в понимании и интерпретации происхождения блюза является интерпретации основной идеи музыканта Э. Ансерме, связанной с возникновением музыки в её «дозвуковой» период - стихией переживания и эмоционального возбуждения в душе человека. Сначала появилось музыкальное мышление, а лишь затем его воплощение в сонористической музыкальной форме. В действительности оказывается, что идея блюза зародилась гораздо раньше его собственного звучания, поэтому сначала в работе исследуются его социокультурные прототипы, а затем, собственно музыкальные тенденции и истоки: протестантские гимны, псалмы, спиричуэле, музыка кантри и т. д.

Особую роль в работе играет структурно-генетический подход, который при . всей своей многогранной универсальности, способен активизировать научный поиск в конкретных условиях решения заданной проблемы. Исследование возникновения и становления структуры формирования блюза осуществляется по схеме: тенденции - начало - переход - основание - обновление, иначе говоря, от стихии возникновения «странной музыки» к осмыслению акта спонтанного музицирования на вербальном, затем интонационном и композиционном уровнях. Вершиной творения является устойчивая и симметричная форма блюзового «квадрата», рождающая в своих метаморфозах новые формы высказывания, включая рок-музыку. В работе рассмотрен блюз и джаз как музыкальные феномены американской музыкальной культуры, разнящиеся генетически и типологически.

Исследуя американский блюз, мы понимаем, что далеко не все проблемы оказались решёнными. Так, для того, чтобы понять, почему блюзовая композиционно-интонационная система представляет именно блюзовый «квадрат» и опирается на блюзовый звукоряд; какова его природа, в чём видеть истоки звуковысотной системы блюза - для решения этих и других проблем требуется «археология» музыки. Интересно было бы знать, как в разных странах модифицируется блюзовая песня, как американский фольклор соединяется с региональными традициями мировых континентов.

Исследование, посвященное проблеме происхождения американского блюза, предоставляет возможность проследить историю возникновения уникальной музыкальной формы, опираясь на структурно-генетический метод. Поэтому дальнейшие наши разработки будут посвящены решению проблем музыкального онтогенеза.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Коровина, Екатерина Михайловна, 2005 год

1. Аверинцев С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977.

2. Аграновский Б. Блюзовый словарь // Забриски Rider. М., 2000.

3. Америка. Страны и народы. М., 1980.

4. Американский характер (очерки культуры США). — М., 1991.

5. Ансерме Э. Беседы о музыке. JL, 1976.

6. Аптекер Г. История американского народа. Колониальная эра. М., 1961.

7. Бабин А. История североамериканских СШ. СПб., 1912.

8. Баранова Т. Понятие модальности в современном музыкознании: Обзорная информация (Информцентр библ. им. Ленина), М., 1980.

9. Барбан Е. Феномен свинга // Jazz-квадрат. М., 2001, №1(33). Ю.Барг А. Английская буржуазная революция. М., 1987.

10. ЬБарченкова М., Осипенкова А. Англо-русский словарь музыкальных терминов. М., 1999.

11. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.

12. Берендт И. Всё о джазе. Варшава, 1963. Пер. с пол. В. Морозова, рукопись.

13. Билз Р. Аккультурация //Антология исследований культуры. СПб., 1997.

14. Боас Ф. Границы сравнительного метода в антропологии // Антология исследований культуры. СПб., 1997.

15. Боас Ф. Методы этнологии // Антология исследований культуры. СПб., 1997.

16. Боброва М. Эдгар По // Э. По. Избранное. М., 1958.

17. Богданов И. Говард Филлипс Лавкрафт // Локон медузы. Екатеринбург, 1993.

18. Богина Ш. Этнокультурные процессы в США. Конец XVIII нач. XIX в. М., 1986.

19. Болдуин Дж. Блюз Сони // Блюз Сони. М., 1991.

20. Бондаренко В., Дроздов Ю. История рок-музыки. Минск, 1997.

21. Брет Гарт Ф. Избранные произведения. М., 1960.

22. Бриль И. Практический курс джазовой импровизации для фортепиано. Учебное пособие. М., 1987.

23. Бычков В. Эстетика. М., 2002.

24. Бурстин Д. Американцы: национальный опыт. М., 1993.

25. Бурстин Д. Американцы: колониальный опыт. М., 1993.

26. Бурстин Д. Американцы: демократический опыт. М., 1993.

27. Бюхер К. Работа и ритм. М., 1923.

28. Вашингтон И. История Ныо-Йорка. М., 1968.

29. Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.

30. Бенедиктова Т. Поэзия У. Уитмена. М., 1982.

31. Всемирная история: В 24 томах. Т. 15. Эпоха Просвещения //А.Н. Базак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. Минск, 1998.

32. Гаджиев К. Американская нация: национальное самосознание и культура. М., 1990.

33. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988.

34. Ганиева Т. Музыка методистской церкви. Дипл. работа. Екатеринбург, 1990.

35. Гачев Г. Национальные образы мира. Америка в сравнении с Россией и славянством. М., 1997.

36. Гачев Г. Национальные образы мира. Курс лекций. М., 1995.

37. Герцен А. Вильям Пен. Собр. соч. М., 1954, т.1.

38. Готорн Н. Новеллы. М., 1965.

39. Гуляницкая Н. О современных англо-американских курсах тональной гармонии // Проблемы музыкальной науки. М., 1973. Вып. 2.

40. Гумилев JI. География этноса в исторический период. JL, 1990.

41. Гумилев JI. Ритмы Евразии. М., 1984.

42. Гуревич П. Философия культуры. М., 1995.

43. Джемс У. Многообразие религиозного опыта. СПб., 1992.

44. Джемс У. Психология. М., 1990.

45. Диккенс Ч. Американские заметки. Собр. соч. в 30 т. М., 1958, т.9.

46. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии. М., 1988. Вып. 4.

47. Дьячкова J1. Гармония в музыке XX в. М., 1994.

48. Дэвидсон Б. Африканцы. Введение в историю культуры. М., 1975.

49. Ерохин В. Пуританское движение в Англии в XVI начале XVII века в освещении современной англо-американской историографии. Екатеринбург, 2001.

50. Жельвис В. Инвектива: опыт тематической и функциональной классификации // Этнические стереотипы поведения. JL, 1985.

51. Ефимов Н. Американская история. М., 1958.53.3аан Д. Белый, красный и черный: цветовой символизм в черной Африке // Психология цвета. М., 1996.54.3абриски. Rider. М., 2000.

52. Зайцев Г. История джаза. Екатеринбург, 2001.56.3арубежная литература XIX века. Реализм. М., 1990.57.3емцовский И. Фольклор и композитор. Теоретические этюды. Л., 1977.58.3лобин Г. Эдгар По-романтик и рационалист// Э. По. Рассказы. М., 1979.

53. Золтаи Д. Этос и аффект. М., 1982.

54. Исаев А. Дискография: Информационный справочник. Волгоград, 199

55. История Европы. Т. 3. М., 1993.

56. История США. Т. 1, 2. М., 1983.

57. Калужникова Т. Акустический текст ребенка. Екатеринбург, 2004.

58. Каримский А. Модернизм и традиционализм в американском протестантизме 70-х годов // Философия. Религия. Культура. М., 1982.

59. Катуар Г. Музыкальная форма. М., 1937.

60. Культурология. XX век. Антология. М., 1995.

61. Кейлина Е. Американская музыкальная культура XVIII—XIX вв. Специфика зарождения и начало развития ее профессионального слоя. Автореф. канд. дис. М., 1998.

62. Коваленко О. Стиль джазовой музыки: механизм эволюции // в сб. Проблемы современной музыкальной культуры. Ростов-на-Дону, 1992.

63. Козлов А. Рок. Истоки и развитие. М., 1998.

64. Коллиер Дж. Луи Армстронг. Американский гений. М., 2001.

65. Коллиер Дж. Становление джаза. М., 1984.

66. Комов Ю. Портреты без рамок. М., 1992.

67. Конен В. Блюзы и XX век. М., 1980.

68. Конен В. Об истоках рок-музыки // Советская музыка. М., 1986. № 7.

69. Коней В. Пути развития американской музыки. М.,1961.

70. Конен В. Рождение джаза. М., 1990.

71. Конен В. Третий пласт: новые массовые жанры в музыке XX века. М., 1997.

72. Коровина Е. Гармония блюза. Екатеринбург, 2001.

73. Коровина Е., Пипчуков Е. Загадка блюза и протестантский хорал // Екатеринбургский проповедник. Екатеринбург, 2000.

74. Костарев В. Разнотемно-строфические формы. Уральская государственная консерватория, рукопись, 1997.

75. Красильникова И. Свинг и теория ритма. Дипл. работа. Свердловск, 1989.

76. Красильникова И. Речевые особенности формирования джазового свинга. Рукопись. Екатеринбург, 1993.

77. Крывелёв И. История религий. Т. 1-2. М., 1975.

78. Кузнецов В. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991.

79. Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.

80. Кэррол Э. Психология эмоций. СПб., 2000.

81. Лавкрафт Ф.Г. Локон Медузы. Екатеринбург, 1994.

82. Лаврентьева Л. BAR-форма и некоторые особенности форм западноевропейской монодии XI-XVI вв. Моск. консерватория, рукопись.

83. Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. Т. 1-2. М., 1992.

84. Лосев А. Знак. Символ. Миф. М., 1982.

85. Лосев А. Музыка как предмет логики. М., 1990.

86. Лысова Ж. Англо-русский музыкальный словарь. М., 1999.

87. Мазель Л. Проблема классической гармонии. М., 1972.

88. Маркс А.Б. Всеобщий учебник музыки. Руководство для учителей и учащихся по всем отраслям музыкального образования. М., 1893.

89. Медведев А. Из истории джаза // Джазовые портреты. М., 1999. №5.

90. Мендельсон М. Жизнь и творчество У. Уитмена. М., 1969.

91. Михайлов Дж. США музыка// Музыкальная энциклопедия. Т. 1. М., 1981.

92. Народные блюзы Америки. Сборник песен в обработке Дж. Силвермена. М., 1962.

93. Невинс С., Коммаджер Г. История США. Ныо-Йорк, 1991.

94. Нейман К. История американских соединённых штатов. Спб., 1866.

95. Неусыхин А. Основные идеи работы «Протестантская этика и дух капитализма». М., 1994.

96. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. М., 1999.

97. Ницше Ф. Сочинения в двух томах. Т. 1. М., 1990.

98. Овчинников Е. История джаза. Вып. 1. М„ 1994.

99. Озеров Н. Комментарии // Сарджент У. Джаз: генезис, музыкальный язык, эстетика. М., 1987.

100. Озеров Н. Некоторые вопросы методики и практики джазового обучения за рубежом. М., 1984. Вып. 1.

101. Орлова В. Амброз Бирс. Свердловск, 1989.

102. Панасье Ю. История подлинного джаза. Л., 1978.

103. Парин А. Баллада//Золотой рог. М., 1978.

104. Паттон Ф. Сделано в США. М., 1994.

105. Переверзев JI. Джаз // Муз. энциклопедия. Т. 2. М., 1974.

106. Переверзев JI. От джаза к рок-музыке // Конен В. Пути американской музыки. М., 1997.

107. Песни «Роллинг Стоунз». Слова и ноты: Сборник / Сост. В.А. Скороденко. М., 1994.

108. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.

109. Пинчуков Е. Плагальное ладообразование в монодии и многоголосии устной традиции. Диссертация. Свердловск, 1986.

110. Плотников В. Соотношение социального и биологического как философская проблема. Автореф. док. дис. Свердловск, 1982.

111. Плотников В. Сущность и эволюция системного подхода к действительности // Диалектика, логика и методология науки. Свердловск, 1978.

112. Плотников В. Типологический подход // Социальная философия. Словарь. М., 2003.

113. Плотников В. Цивилизация //Современный философский словарь. М., 2004.

114. Покровский Е. Ранняя американская философия. Пуританизм. М., 1989.

115. Покровский Е. Г. Д. Торо. М., 1989.

116. Протестантизм. Словарь атеиста. М., 1990.

117. Религии мира. Ежегодник. М., 1997.

118. Роу К. Концепция цвета и цветовой символизм в древнем мире // Психология цвета. М., 1994.

119. Рыбаков Н. Факт. Бытие. Познание. Екатеринбург, 1994.

120. Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991.

121. Сапонов М. Рождение метода. Советская музыка, 1985, № 9.

122. Сарджент У. Джаз. Генезис. Музыкальный язык. Эстетика. М., 1987.

123. Симоненко В. Лексикон джаза. Киев, 1983.

124. Симоненко В. Мелодии джаза. М., 1984.

125. Скородеико В. «Роллинг Стоуиз» в шестидесятые // В сб. «Песни «Роллинг Стоупз»«. М., 1994.

126. Словарь символов. М., 1994.

127. Сосновский Н. Хайле Селассие, песенки рэгги и мифы исторического сознания // Иностранная литература, 1992. № 8-9.

128. Спаркерен К.В. Американская литература. М., 1996.

129. Сыров В. Блюз и ладовое мышление рока // Муз. академия. 1996. № 3-4

130. Сыров В. Джаз на рубеже столетий (от протоджаза к постджазу) // Искусство на рубеже веков. Р., 1999.

131. Сыров В. Рок-музыка и проблемы культурно-стилевой интеграции // Искусство XX века: уходящая эпоха? Т. 2. Нижний Новгород, 1997. >

132. Сыров В. Рок и классическая музыка // Муз. академия. 1998. № 2.

133. Сыров В. Стилевые метаморфозы рока и путь к «третьей» музыке. Автореферат дисс. па соискание уч. степени доктора искусствоведения. М., 1998.

134. Сэллинджер Д. Над пропастью во ржи. М., 1997.

135. Твен М. Приключения Гекльберри Финна. М., 1971.

136. Тернбул К. Человек в Африке. М., 1981.

137. Тернер С. Лестница в небо. История религии и рок-музыки. М., 2001.

138. Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1996.

139. Торо Г. Уолден, или жизнь в лесу. М., 1970.

140. Тэн И. Философия искусства // Живопись Италии и Нидерландов. М., 1985.

141. Уайт Л. Понятие культуры. Антология исследований культуры. СПб., 1997.

142. Уитмен У. Листья травы. М., 1955.

143. Уитмен У. Листья травы. М., 1982.

144. Ухов Д. Вокруг рок-музыки // Конен В. Третий пласт. Новые музыкальные жанры в музыке XX века. М., 1994.

145. Ухов Д. Нотация в современном джазе // Arsnotandi. М., 1997.

146. Ухов Д. Пути и перепутья американской музыки // Советская музыка. 1981. №7.

147. Фаминцын А. Древняя индо-китайская гамма в Азии и Европе.М., 1889.

148. Фейблман Дж. Типы культуры // Антология исследований культуры. СПб., 1997.

149. Фёдорова JI. Африканский танец. М., 1986.

150. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1989.

151. Фурман Д. Религия и социальные конфликты в США. М., 1981.

152. Холопов Ю. Гармония (теоретический курс). М., 1988.

153. Холопов Ю. Пентатоника как род интервальных систем // Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры. Казань, 1995.

154. Христианство. Словарь. Т. 1-2. М., 1993.

155. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы. Расы. Культуры. М., 1985.

156. Чугунов Ю. Гармония в джазе. М., 1985.

157. Чупракова А. Блюзовый децимаккорд в рок-гармонии. Дипломная работа. УГК, 1985.

158. Швейцер А. Очерк современного английского языка в США. М., 1963.

159. Шевалье J1. История учений о гармонии. М., 1936.

160. Шевченко А. Гитара фламенко. Киев, 1989.

161. Шестаков В. Гармония как эстетическая категория. М., 1973.

162. Шнбутани Т. Социальная психология. М., 1994.

163. Шлезингер А. Циклы американской истории. М., 1994.

164. Шнеерсон Г. Американская песня. М., 1977.

165. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

166. Штумпф К. Происхождение музыки. JI., 1927.

167. Элиот Т. Американская литература и американский язык // Томас Элиот. Избранное. М., 2002.

168. Этнопсихологический словарь. М., 1999.

169. Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.

170. Юнг К. Ответ Иову. М., 1995.г}4 177. Abrahams R. D., Foss G. Anglo-American folksong style. New Jersey, 1968

171. Azriel A. Jazz: Aspekten und Analysen. Berlin, 1985.

172. Berendt I. Das neue Jazzbuch. Entwicklung und Bedeutung der Jazzmusik. • Fischer Bucherei KG. Frankfurt am Main, 1959.

173. Berendt I. Das Jazzbuch von New Orleans bis Free Jazz. Frankfurt am Main, 1968.

174. Bluegrass. Bluegrass banjo. New York, 1974.

175. Bohlander C., Holler K.-H. Jazzlexikon. Sachteil. Leipzig, 1985.

176. Charters S. The country blues. N.Y., 1959.

177. Charters S. The legacy of the blues. London, 1975.

178. Chase G. America»s music. From the Pilgrims to the present. New York, Toronto,4* London.

179. Collins F. The traditional and national music of Scotland. L., N. Y.

180. Crevecoeur H. Letters from an American Farmer. L., N. Y., 1962.

181. Dauer A. Der Jazz. Seine Ursprunge und seine Entwicklung. Leipzig, 1958.

182. Davis P. Ballad // The New Oxford Companion to Music, vol. 1. N.Y., 1983.

183. Evans D. Big Road Blues. California, 1982.

184. Finn J. The Bluesman. London, Melbourne, N.Y, 1986.

185. Folk Songs. American English - Irish.

186. Folk Songs of Aberdeenshire. Collected by the Rev. James B. Dunkan. The English folk Dance&Song. Society, 1967.

187. Fowke E. Lumbering Songs from the Nother Woods. N. Y.

188. Gammond P. Blues//The New Oxford Companion to Music, vol. I. N.Y., 1983.

189. Herskovits M. Acculturation: The Study of Culture Contact. N. Y., 1938/

190. James B. Jazz // The New Oxford Companion to Music, vol. I. N.Y., 1983.

191. Kochlcr J. Rytmickc figury tancu. Kytarovc kadencc. Praha, 1985.

192. Kramarz V. Harmonieanalyse der Rockmusik. Schott: Meinz, 1983.

193. Lomax Л. The Songs of North America. N.Y.

194. Lumbering Songs from the Norther Woods by E. Fowke. 1970.

195. Mellers W. Musik in a New Foundland. London, 1964.

196. Oliver P. Blues // The Grove dictionary of Music und Musicians. N.Y., 1984.

197. Oliver P. Blues fell this morning. London, 1972.

198. Oliver P. Savannah syncopators. London, 1972.

199. Russel T. Blacks, Whites and Blues. London, 1970.

200. Rider J. Melodic and rhytmic elements. N. Y., 1970.

201. Silverman J. Folk Blues. 113 American folk blues fur Gesang, Klavier und Gutarre. Mainz, London, N.Y., Tokyo.

202. Stevenson R. Protestant Church Music in America. N.Y., 1966.

203. The Book of American Negro Spirituals, The second book of Negro Spirituals (James Weldon Johnson and J. Rosamond Johnson. New York, 1942.

204. The Columbia encyclopedia. Edited by Barbara A. Chernow and George A. Vallasi.

205. The encyclopedia American international edition, 1994.

206. The New Oxford Book of America verse.214. http://www.blues.ru/bluesman215. http://www.blues.ru/afisha/Blues Summit htpn.о

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.