Принципы и методы художественного проектирования шрифтовых текстильных композиций тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат искусствоведения Пархаев, Георгий Олегович

  • Пархаев, Георгий Олегович
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.06
  • Количество страниц 341
Пархаев, Георгий Олегович. Принципы и методы художественного проектирования шрифтовых текстильных композиций: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн. Москва. 2009. 341 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Пархаев, Георгий Олегович

Введение.

Глава I.

Возникновение и развитие шрифтовых композиций в графическом дизайне изделий текстильной и легкой промышленности.

1.1 Возникновение шрифтовых орнаментальных композиций.

1.2 Становление и развитие шрифтовых композиций на ткани (до XX в.).

1.3 Шрифтовые текстильные композиции

XX - начале XXI вв.

Выводы по материалу главы.

Глава П.

Теоретические основы и принципы художественного проектирования шрифтовых композиций в графическом дизайне изделий текстильной и легкой промышленности.

2.1 Классификация шрифтовых композиций в графическом дизайне метровых тканей.

Принципы проектирования.

2.2 Классификация шрифтовых монокомпозиций в графическом дизайне изделий текстильной и легкой промышленности. Принципы проектирования.

Выводы по материалу главы.

Глава Ш.

Методы художественного проектирования шрифтовых композиций в графическом дизайне изделий текстильной и легкой промышленности.

3.1 Методы, приемы и средства проектирования шрифтовых композиций в графическом дизайне изделий текстильной и легкой промышленности.

3.2 Выразительные средства графики в создании шрифтовых текстильных композиций.

3.3 Современные тенденции использования шрифтовых композиций в графическом дизайне изделий текстильной и легкой промышленности.

Выводы по материалу главы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Принципы и методы художественного проектирования шрифтовых текстильных композиций»

Ткань, с момента ее появления, использовалась как для утилитарных, так и для коммуникативных целей - целей передачи информации специфическим языком текстильного рисунка (орнамента). Это своеобразное письмо — знакопись было изначально соединено с тканью, так как технологически изображение получалось в процессе самого создания полотна.

Шрифт и орнамент шли бок о бок на протяжении всего своего существования, соприкасаясь и накладываясь друг на друга. Образцы шрифтовых орнаментальных решений можно наблюдать в искусстве древних народов самых разных стран и континентов: африканских племен, индейцев Центральной и Южной Америки, в древних манускриптах Месопотамии. Этому могут служить подтверждением и древнеегипетские папирусы, где иероглифическое письмо взаимодополняется и органично сочетается с традиционным геометрическим и растительным орнаментом из цветов лотоса. Европейские средневековые пергаменты украшены потрясающими по своему исполнению орнаментальными инициальными буквами, да и компоновка самого текста и графика готического письма организуются в строгую и продуманную композицию. Частью шрифтовой культуры являются средневековые аббревиатурные мотивы на одеждах герольдов. Монархическими вензелями декорировались дворцовые интерьеры, они присутствовали так же в одеянии самих королей и их подданных. Позднее это декоративное сочетание инициалов и порядкового номера правящей особы постоянно присутствовало в военной форме, в которой и сегодня наблюдается текст, только теперь уже с указанием родов войск.

Старославянские летописи не уступают своим европейским современникам в искусности орнаментации оформления: звериные и плетеные буквицы прекрасно демонстрируют умение наших предков и то почтение, с которым они относились к шрифту и орнаменту. Отдельного разговора заслуживают арабские каллиграфические письмена. В связи с запретом в ортодоксальном Исламе на изображение одушевленных существ, искусство каллиграфии здесь достигло, пожалуй, наивысшего расцвета и процветает по сей день, передаваясь из поколения в поколение. Затейливые узоры арабов и персов — уникальное достояние орнаментально-шрифтового искусства, проявляющие себя во всех направлениях этой культуры: в архитектуре, книгах, текстиле и т.д. И, разумеется, этот перечень народов был бы неполным без упоминания Дальнего востока — великих культур Китая и Японии. Специфика их шрифта породила совершенно иные орнаменты, зачастую воспринимаемые европейским глазом скорее как абстрактно-геометрические, но, тем не менее, — это самые настоящие и великолепные образчики шрифтовых композиций. Сочетание иероглифов создает необычайные по своей графической красоте орнаментальные композиции, которые занимают достойное место во всем прикладном искусстве китайцев и японцев.

Шрифтовые орнаменты и сообщения на изделиях текстильной и легкой промышленности стали неотъемлемой частью художественной культуры второй половины XX - начала XXI веков. Процесс «шрифтовизации» художественного текстиля постоянно ускоряется, охватывая сотни наименований изделий из ткани и составляющих частей костюма. В каждом сезоне появляются десятки модных коллекций с использованием шрифтовой графики, в любом магазине одежды можно встретить текстильные изделия, оформленные с помощью букв, слов, цифр. Эта шрифтовая экспансия настолько масштабна, что зачастую теснит традиционное творчество в области текстильного орнамента. Шрифтовая текстильная графика часто эффектна, но, к сожалению, далеко не всегда является гармоничной и оправданной художественно.

Анализ текстильных изделий показывает, что просчеты в проектировании рисунков, включающих шрифтовые композиции, становятся все более заметными. В текстильных рисунках часто используется очень ограниченный набор шрифтовых форм без учета специфики изображений на ткани, а дизайнеры, работающие в текстильной промышленности, зачастую слабо осознают заложенный в шрифте эстетический и смысловой потенциал. Особенно это заметно в молодежной одежде: майках, рубашках, платках и других изделиях. Такое положение нельзя считать удовлетворительным, так как от художественного качества шрифтовых композиций, расположенных на том или ином предмете текстиля, зависит общий уровень дизайна текстильной и легкой промышленности. Частичное решение этой проблемы заложено в создании научной базы, которая бы давала вполне адекватные представления о методах, приемах и возможностях использования шрифта в художественном оформлении текстильных изделий.

В процессе создания такой базы предполагается решить вопросы, закономерно возникающие по данной теме. В чем же особенности использования шрифтовых форм в текстильном рисунке? Какие возможности творческого выражения несут в себе шрифтовые сообщения в текстильном рисунке? Насколько шрифтовой текстиль отвечает потребностям современного человека? Как шрифтовая форма согласуется с традиционными теоретическими и методологическими установками орнаментального искусства?

Ответы на эти вопросы невозможно получить без основательного -изучения шрифтовых композиций в истории искусств и системного анализа современного опыта использования шрифтовой формы в графическом дизайне текстильных изделий.

До настоящего времени серьезному научному рассмотрению подвергались лишь отдельные компоненты предлагаемой темы. Освещались, либо проблемы текстильной орнаментизации и орнамента как такового (H.H. Соболев [1], Н.Г. Рудин [2], Н.М. Никитин [3], JI.H. Лейтес [4], В.М. Шугаев [5], И.И. Емельянович [6], Н.П. Бесчастнов [7], О. Росинэ [8], JLB. Фокина [9], JI.M. Буткевич [10], Т.М. Соколова [11] и др.), либо рассматривался предмет шрифта и типографики (А.Г. Шицгал [12], С.А. Соловьев [13], И.И. Птахова [14], Я.Г. Чернихов [15], С.И. Смирнов [16, 17], В. Тоотс [18], Б.В. Воронецкий, Э.Д. Кузнецов [19], A.C. Дерябин [20], А.И. Кудрявцев [21], A.M. Иерусалимский [22], Дж. Феличи [23], Р. Кеглер [24], О. Флоренская [25], Р. Клеминсон [26], В.В. Лаптев [27], Ю. Гордон [28] и др.), либо рассматривалась история и теория костюма (Т.В. Козлова [29, 30], А.И. Черемных [31], М.Н. Мерцал ова [32], Е.В. Киреева [33], Ф.Ф. Комиссаржевский [34], P.A. Степучев [35], Г.И. Петушкова [36], A.A. Васильев [37], В.И. Сидоренко [38], Р.В. Захаржевская [39], В. Браун, М. Тильке [40] и др.). В отдельности про эти области прикладного искусства сказано довольно много. Аналитических исследований по истории, теории и методике художественного проектирования шрифтовых композиций на текстиле в нашей стране практически не существует. Активное внедрение шрифтовых элементов в современный текстильный дизайн делает промедление в этом вопросе крайне нежелательным. Необходимы серьезные исследования «жизни» шрифта на текстильных изделиях. Для этого требуется изучение как исторических фактов, начиная с первых прецедентов взаимосвязи орнамента и шрифта, так и систематизация и анализ современных примеров.

Сегодняшняя практика позволяет увидеть шрифтовые композиции не только как орнаментальный мотив, но и рассматривать текстильные рисунки с использованием шрифта с информативно-рекламной точки зрения. Ведь сейчас практически все предметы человеческого обихода стали потенциальными носителями рекламной информации, и, в первую очередь, текстиль. Важно отследить возможности шрифтовой рекламы на текстиле, учитывая факторы композиции, тип шрифта и ассортимент изделий.

Грамотное использование шрифтовых форм в текстильном рисунке невозможно без знания трудов по истории, теории и практике шрифтового искусства и изучения литературы по проектированию текстильного рисунка и орнамента.

Данная диссертация — это первый опыт исследования шрифтовых сообщений в текстильных изделиях, и мы сосредотачиваем внимание на печатном текстиле, где шрифтовая графика применяется наиболее широко и разнообразно.

Цель и задачи диссертации. Целью диссертации является проведение анализа художественного проектирования текстильного рисунка с использованием шрифтовых сообщений с точки зрения современной истории и теории дизайна; выявление и обоснование принципов и прогрессивных методов использования шрифтовых композиций при создании текстильных орнаментов.

Для реализации этой цели в диссертации решаются следующие задачи:

- определяются предпосылки, условия возникновения и принципы взаимодействия орнамента и шрифта, а так же появления шрифтовой формы в художественном оформлении текстиля;

- выявляются пути использования шрифтовых сообщений в декоративно-прикладном искусстве и дизайне;

- определяются условия и время появления шрифтовых сообщений на текстильных изделиях;

- определяется исторический период расширенного использования шрифтовых сообщений в композициях для массовых текстильных изделий;

- выявляются выработанные в полиграфии методы и приемы построения шрифтовых композиций, применяемые в текстильном орнаменте;

- выявляется роль художественного образования в становлении методов художественного проектирования текстильного рисунка с использованием шрифтовых сообщений.

Объект, предмет, материал, границы исследования. Объектом исследования является практика шрифтовой работы и текстильного рисунка, предметом — принципы и методы художественного проектирования текстильного рисунка с использованием шрифтовых сообщений.

Работа построена на материале истории и теории искусства, истории и теории шрифта и орнамента, методологии проектирования. В сферу исследований вовлекаются уникальные образцы текстильных изделий из истории западноевропейского и отечественного декоративно-прикладного искусства и дизайна. Выбор и организация материала подчинены проблематике исследования и решают задачу выявления наиболее эффективных методов получения текстильных изображений со шрифтовыми сообщениями. Поэтому кроме исторического материала исследование включает в себя экспериментальный поиск.

Истории использования шрифтовых сообщений в прикладном искусстве в целом, и в текстильном рисунке, в частности, не существует, поэтому существенную роль в диссертации играет фактография явлений.

Вопросы теории текстильного рисунка, технологии текстильного производства, уже достаточно объемно изложенные в научной литературе, остаются за пределами исследования.

Методы исследования. Длительный исторический обзор, включенный в исследование, - требует применения системно-исторического метода. В качестве развивающихся систем мы рассматриваем методы художественного проектирования текстильного рисунка со шрифтовыми сообщениями. Понимая текстильный рисунок как сложноорганизованную систему, мы пытаемся исследовать принципы интегрирования шрифтовых сообщений в традиционную раппортную систему, описать художественно-образные изменения появляющиеся в орнаменте вместе со шрифтовой формой.

Произведения прикладного искусства, используемые в работе, описываются с применением системно-стилистического анализа, который позволяет собрать материал для сравнительных поисков с целью определения взаимодействия шрифтовых сообщений и искусства орнамента.

Понимая, что текстильный рисунок является частью сложной системы графического дизайна и испытывает постоянное воздействие, как всей сферы дизайна, так и изобразительного и декоративно-прикладного искусства в целом, мы видим текстильный рисунок со шрифтовыми композициями только во взаимосвязи с общими тенденциями развития искусства.

Одним из наиболее принципиальных моментов в структурном анализе является функциональная состоятельность системы, ее актуальность в режиме реального времени и пространства. Ведь по прошествии времени, со сменой исторического контекста и условий жизни общества, все социально-зависимые системы должны пересматриваться и обновляться, избавляясь от устаревших атрофировавшихся элементов и пополняясь компонентами, адекватными своему времени. На примере системы художественного проектирования текстильных изделий становится ясно, что систематизация, разработанная, скажем, в середине XX века и даже к его окончанию, сегодня уже не может отвечать тем требованиям, которые задают технический прогресс и современные дизайнерские тенденции.

В одном историческом времени с самой художественной системой должны, разумеется, находиться и методы ее исследования. Именно такой системно-исторический подход позволяет осознать дизайн шрифтовых композиций на текстильных изделиях в непрерывном развитии.

Научная новизна исследования. Научная новизна исследования обуславливается целью исследования: художественное проектирование текстильного рисунка с использованием шрифтовых сообщений рассматривается впервые. В работе осуществлена попытка изложения истории использования шрифтовых композиций в текстильном искусстве. Поскольку данная тема нигде ранее обособленно не рассматривалась, а затрагивалась лишь вскользь, по ходу освещения различных проблем декоративно-прикладного искусства, мы впервые предлагаем к рассмотрению попытку структурного освещения этой части текстильного дизайна.

Научная и практическая значимость исследования. Проведенное нами исследование научно обосновывает принципы и методы применения шрифтовых композиций в художественном проектировании текстильных рисунков. Диссертация восполняет имеющийся дефицит исследований в области текстильного дизайна.

Практическое значение исследования заключается в том, что позволяет понять возможности проектирования шрифтовых текстильных композиций и адресно использовать опыт искусства шрифта в дизайнерской практике на текстильных предприятиях и в сфере дизайнерского образования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Научные положения, содержащиеся в диссертации, докладывались автором на семинарах, конференциях отраслевого, всероссийского и международного характера, излагались на практических занятиях по курсам «композиция» и «реализация проекта» кафедры рисунка и живописи ГОУВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина». Шрифтовые композиции, полученные на основе результатов исследования, были использованы для обучения студентов, обучающихся по специализации «Реклама изделий текстильной и легкой промышленности», включены в изобразительный ряд наглядного пособия «Шрифтовые композиции на молодежной одежде», экспонированы на ряде художественных выставок и конкурсов.

По теме диссертации имеются 5 печатных работ в сборниках научных трудов и тезисах научных конференций ГОУВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина», а так же в журналах текстильного профиля.

Диссертация обсуждалась и была одобрена на заседании кафедры рисунка и живописи ГОУВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина».

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, общих выводов, списка использованной литературы и приложения. Общий объем работы 336 страниц, она содержит 173 машинописного текста. Список литературы включает 114 наименований. Объем приложения составляет 163 иллюстрации.

Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Техническая эстетика и дизайн», Пархаев, Георгий Олегович

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

В итоге диссертации можно сформулировать ряд положений, представляющих теоретический и практический интерес для отечественного искусствоведения и развития дизайна.

1. Художественное проектирование шрифтовых текстильных композиций — обширная, динамично развивающаяся часть современного художественного текстиля, имеющая длительную историю, теорию и методику.

2. Одной из главных особенностей шрифтовых текстильных композиций является то, что в них произошло объединение двух художественных сфер, имеющих свои устойчивые традиции, мощный графический потенциал и глубокую историю - искусство шрифта и искусства традиционного текстильного орнамента.

3. Начав свое развитие более двух тысячелетий назад, шрифтовые текстильные композиции и сегодня продолжают этот путь, впитывая в себя достижения родственных сфер художественного творчества: типографики, каллиграфии и других областей графического дизайна.

4. Историческое развитие проектирования шрифтовых текстильных композиций сопровождалось постоянным изменением роли шрифтовой формы — от чисто утилитарной до полностью декоративной. Пиком этого развития можно считать XX век, когда шрифтовые композиции стали выполнять наибольшее количество функций и достигли огромного разнообразия форм и видов.

5. Комплекс шрифтовых текстильных композиций имеет сложную многоуровневую классификацию, теоретическое и методическое изучение которой необходимо современному специалисту для наилучшего понимания проектных процессов.

6. На сегодняшний день шрифтовые композиции проникли абсолютно на все виды текстильных носителей и теперь часто оправдано на месте традиционного текстильного орнамента.

7. Основными группами современных текстильных шрифтовых композиций являются: декоративные, рекламные, информативные, спортивные, военные, религиозные.

8. Рекламные шрифтовые текстильные композиции преобразовали текстиль в эффективный современный рекламный носитель.

9. Основными современными тенденциями в области использования шрифтовой текстильной графики можно считать следующие явления: усиление процессов разграничения социальных групп, для которых предназначаются изделия с шрифтовыми композициями; взаимовлияние дизайна текстильного и полиграфического; процесс обращения дизайнеров к историческому наследию, переработка традиционных мотивов; внедрение дизайнерских элементов в тех областях, которые традиционно были лишены, каких-либо, декоративных составляющих; рост разнообразия использования технических средств и увеличение количества графических эффектов, которые они позволяют достичь; расширение ассортимента текстильных объектов-носителей шрифта; расширение влияния шрифта в рамках графического комплекса текстильного изделия.

10. Выявление принципов и развитие методов художественного проектирования шрифтовой текстильной графики во многом связано с деятельностью прогрессивных учебных заведений.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Пархаев, Георгий Олегович, 2009 год

1. H.H. Соболев «Очерки по истории украшения тканей». Москва, Ленинград, «Academia», 1934 г., 436 стр.

2. Н.Г. Рудин «Художественное оформление тканей». Москва, «Экономика», 1964 г., 172 стр.

3. Н.М. Никитин «Художественное оформление тканей». Москва, «Легкая индустрия», 1971, 280 стр.

4. Л.Н. Лейтес «Методы художественного оформления тканей». Москва, «Гизлегпром», 1947 г., 244 стр.

5. В.М. Шугаев «Орнамент на ткани (теория и методика построения)». Москва, «Легкая индустрия», 1969, 88 стр.

6. И.И. Емельянович, Н.П. Бесчастнов «Печатный рисунок на ткани (проблемы графической организации)». Москва, «Легпромбытиздат», 1990 г., 224 стр.

7. Н.П. Бесчастнов «Графика текстильного орнамента». Москва. «Совъяж Бево», 2004 г., 431 стр.

8. О. Росинэ «Орнамент всех времен и стилей». Москва, 2004 г., 2 т., 530 стр.

9. Л.В. Фокина «Орнамент». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006 г., 172 стр.

10. Л.М. Буткевич «История орнамента». Москва, «Владос», 2008 г., 267 стр.

11. Т.М. Соколова «Орнамент почерк эпохи». Санкт-Петербург, «Аврора», 1972 г., 176 стр.

12. А.Г. Шицгал «Русский типографский шрифт». Москва, «Книга», 1985 г., 256 стр.

13. С.А. Соловьев «Шрифт и декоративное оформление». Москва, «Высшая школа», 1993 г., 159 стр.

14. И.И. Птахова «Простая красота буквы». Санкт-Петербург, «Русская графика», 1997 г., 288 стр.

15. Я.Г. Чернихов, H.H. Соболев «Построение шрифтов». Москва, «Искусство», 1958 г., 115 стр.

16. С.И. Смирнов «Шрифт и шрифтовой плакат». Москва, «Плакат», 1981 г., 144 стр.

17. С.И. Смирнов «Шрифт в наглядной агитации». Москва, «Плакат», 1987 г., 192 стр.

18. В. Тоотс «Современный шрифт». Москва, «Книга», 1966 г., 269 стр.

19. Б.В. Воронецкий, Э.Д. Кузнецов «Шрифт». Ленинград, «Художник РСФСР», 1975 г., 108 стр.

20. A.C. Дерябин «Художественные шрифты». Москва, «Просвещение», 1982 г., 46 стр.

21. А.И. Кудрявцев «Шрифт». Москва, «Университет Натальи Нестеровой», 2003 г., 248 стр.

22. А.М. Иерусалимский «Художественные шрифты и их построение». Москва, «Благо», 1927 г., 90 стр.

23. Дж. Феличи «Типографика: шрифт, верстка, дизайн». Санкт-Петербург, «BHV-Петербург», 2004 г., 496 стр.

24. Р. Кеглер, Дж. Грисшабер, Т. Риггс «Энергия шрифтов». Москва, «РИП-холдинг», 2005 г., 408 стр.

25. О. Флоренская «Психология бытового шрифта». Санкт-Петербург, «Красный матрос», 2001 г., 56 стр.

26. Р. Клеминсон «Каллиграфия. Рукописные шрифты Запада и Востока». Москва, «Контэнт», 2008 г., 224 стр.

27. В.В. Лаптев «Типографика: порядок и хаос». Москва, «АВАТАР», 2008 г., 216 стр.28.29,30,31,32,33,3435,3637,38

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.