"Проблемы жанра и повествования в мемуарной трилогии П. Д. Боборыкина" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Попова Тамара Павловна

  • Попова Тамара Павловна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2021, ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 212
Попова Тамара Павловна. "Проблемы жанра и повествования в мемуарной трилогии П. Д. Боборыкина": дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет». 2021. 212 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Попова Тамара Павловна

Введение

1 Образ автора в трилогии

1.1 Автор и П.Д. Боборыкин

1.2 Образ автора-повествователя в трилогии

и традиции мемуарного жанра

1.3 Автор-свидетель и его основная функция в тексте

1.4 Автор-обозреватель и его роль в организации повествования

в тематических главах

1.5 Взаимодействие ипостасей образа автора в трилогии и

парадигма «автор - читатель»

Выводы

2 Приемы и принципы портретирования

в цикле мемуаров П. Д. Боборыкина

2.1 Литературный портрет знаменитого человека

и его особенности

2.2 Другие приемы и принципы изображения человека

на документальной основе

2.3 Групповой литературный портрет и его особенности

2.4 Портреты типичных представителей среды

и их функции в тексте

Выводы

3. Городской текст в трилогии

3.1 П.Д. Боборыкин о городском тексте в художественной

литературе и мемуаристике

3.2 Римский текст и римлиана в трилогии

3.3 Принципы описания Парижа и Лондона

в книге «Столицы мира»

-33.4 Москва и Санкт-Петербург в книге «За полвека»

3.5 Описание других европейских городов в трилогии

Выводы

Заключение

Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «"Проблемы жанра и повествования в мемуарной трилогии П. Д. Боборыкина"»

-4-Введение

Характерной особенностью современного литературоведения является всё возрастающий интерес к мемуарному жанру и другим разновидностям документалистики. По данным ВАК, с 2000 года более 100 диссертаций посвящено исследованиям мемуаров, записок, путевых заметок, писем, дневников и аналогичных произведений словесного творчества1. Изучая структуру этих текстов, исследователи акцентируют внимание на специфике изображения в них человека2, влиянии общелитературных тенденций определенного исторического периода3 и иных факторах (например, эмиграции), которые оказывают воздействие на творческий замысел авторов и особенности его реализации в тексте4. Солидный массив исследований, начавший формироваться с конца 1960 -х годов5, регулярно пополняется монографиями и статьями, что позволяет очертить круг проблем, вокруг которых фокусируется внимание учёных. Это граница между произведением художественной литературы и произведением словесного творчества, между воспоминаниями, биографией и автобиографией, между

1 Электронная библиотека диссертаций. - URL: https/www/disserCat.com. Литературоведение.

2 См., например, Бакшеева, 2000; Дячук, 2005; Уртминцева, 2005; Попова, 2006; Штейникова, 2006; Мухонкин, 2007; Петрышева, 2008; Прокофьев, 2009; Руднева, 2011; Адамян, 2011; Кузнецова, 2013; Мажарина, 2014.

3 См., например, Курнант, 2004; Славина, 2005; Шкляева, 2006; Алташева, 2007; Селеменева, 2009; Айкашева, 2012; Богданова, 2013 и др.

4 См, например, Жилова, 2002; Камалетдинова, 2004; Кириллова, 2004; Орлова, 2004; Васильева, 2005; Пьянзина, 2005; Снежко, 2005; Резник, 2006; Вахненко, 2007; Лимонова, 2007; Местергази, 2008; Попкова, 2008; Богатырева, 2009; Кознова, 2011; Кузнецова, 2015; Самофалова, 2015; Ларионова, 2017; Белоедова, 2018 и др.

5 См. дискуссии в журналах «Вопросы литературы», «Иностранная литература» и «Литературное обозрение», в «Литературной газете». Начало изучения мемуаристики как самостоятельного жанра учёные связывают с монографией Л.Я. Гинзбург «О психологической прозе», впервые изданной в 1971 году (см. Шайтанов; 1979, Колядич; 1999, Кознова, 2011; Ларионова, 2017 и др.).

мемуарным жанром и травелогом, воспоминаниями и дневником, воспоминаниями и записными книжками, воспоминаниями и письмами. Проблемными вопросами остаются определение места мемуарного жанра в документалистике, а также его типология и поэтика6. В целом этот процесс можно определить как накопление материала для более точных дефиниций и классификаций.

Объектом данного диссертационного исследования является мемуарная трилогия популярного писателя и журналиста второй половины XIX - начала ХХ века Петра Дмитриевича Боборыкина (1836 - 1921). В свой цикл воспоминаний из трёх книг он включил мемуары о Риме «Вечный город», мемуары о Париже и Лондоне «Столицы мира» и «русские» мемуары «За полвека». Они были созданы в конце XIX - начале XX века и предпечатную подготовку проходили при жизни писателя в журналах (за исключением глав VIII и IX мемуаров «За полвека»). «Вечный город» и «Столицы мира» были изданы отдельными книгами при жизни автора - в 19037 и 19118 годах, соответственно. Мемуары «За полвека» впервые вышли в свет отдельным изданием в 1929 году9, затем были включены в двухтомник воспоминаний П. Д. Боборыкина 1965 года вместе с главами VI - IX и частично главой XIV книги «Столицы мира», а также 12-ю воспоминаниями малых форм10, после чего переизданы практически в таком же виде в 2003 году11.

6 О современных проблемах изучения мемуарного жанра см. Колядич, 1999; Тартаковский, 1999; Николина, 2002; Фрайман, 2004; Местергази, 2008; Попкова, 2008; Фёдоров, 2010; Луцевич, 2010; Кознова, 2011; Володина, 2017; Лейбов, URL и др.

7 Боборыкин П. Д. Вечный город (Итоги пережитого). М.: И. П. Кушнерёв и Ко, 1903. 298 с. В дальнейшем отсылки к этому изданию будут даны в виде сокращения Вг с указанием страницы непосредственно в тексте данной диссертационной работы в квадратных скобках.

8 Боборыкин П. Д. Столицы мира. М.: Сфинкс, 1911. 520 с. В дальнейшем отсылки к этому изданию будут даны в виде сокращения См с указанием страницы непосредственно в тексте данной диссертационной работы в квадратных скобках.

9 Боборыкин П. Д. За полвека / Ред., предисловие и прим. Б. П. Козьмина. М.-Л.: ЗИФ, 1929. 383 с.

10 Боборыкин П. Д. Воспоминания в 2-х т. М.: Художественная литература, 1965. 1240 с. В дальнейшем отсылки к этому изданию будут даны в виде сокращения Зп с указанием тома и страницы непосредственно в тексте данной диссертационной работы в квадратных скобках.

11 Боборыкин П. Д. За полвека. М.: Захаров, 2003. 688 с.

Предметом данного диссертационного исследования являются такие важные элементы поэтики мемуарной трилогии П. Д. Боборыкина, как жанр и повествование.

Для современного литературоведения исследование этого цикла мемуаров актуально по нескольким причинам. Во-первых, конец XIX - начало ХХ века характеризуется как время резко возросшей популярности мемуарного жанра12, и создание трех книг мемуаров свидетельствует об активном участии в этом процессе П. Д. Боборыкина. Во-вторых, по собственному признанию мемуариста, в трилогии он теоретически обосновал новый подход к произведениям мемуарного жанра крупных форм. Немаловажно и то, что П. Д. Боборыкин полностью реализовал свои теоретические установки в трилогии, отвергая как признанные его современниками традиции жанра, так и сложившуюся в то время практику его использования. В частности, критически оценивая своих современников, он писал: «Мемуары - предательское дело для самих авторов, да и для публики. Для авторов потому, что слишком велик соблазн говорить обо всём, что для читателей вовсе не интересно, перетряхивать сотни житейских случаев, анекдотов, встреч, знакомств и впадать в смертный грех старчества. Для публики потому, что она так часто не находит того, что законно ищет, и принуждена поглощать десятки и сотни страниц безвкусных воспоминаний, прежде чем выудить что-нибудь действительно ценное» [Зп, 1, с. 40]. Не считал он авторитетной для своего времени и исповедальность классиков мемуарного жанра Ж.-Ж. Руссо и Ф.-Р. Шатобриана: «Когда их (мемуаров - Т.П.) автор не боится говорить о себе беспощадную, даже циничную правду, да вдобавок он

12 А. Г. Тартаковский, сославшись на пятитомник российских мемуаров библиографа П. А. Зайончковского, выпущенный в 1976 - 1989 гг. и включающий 26 тысяч названий, пишет: «Если по его (П. А. Зайончковского - Т. П.) данным, количество мемуарных произведений, относящихся к XVIII веку, исчисляется сотнями названий, то к первой половине XIX века (точнее, к дореформенному периоду) относится около четырёх тысяч, а ко второй половине XIX - началу XX века (вплоть до 1917 года) их численность увеличивается более чем вчетверо, превысив 17 тысяч названий» [Тартаковский, 1999, с 45]. Е. Олесина в статье «Мемуарный жанр» пишет о том, что «конец XIX века <...> породил в России всплеск мемуаристики» [Олесина, URL]. См. об этом также: Славина, 2005; Местергази, 2008; Кузнецова, 2013 и др.

очень даровит, может получиться такой "человеческий документ", как "Confessions" ("Исповедь" - фр.) Ж. - Ж. Руссо. Но и в них сколько неизлечимой возни со своим "я", сколько усилий обелить себя, обвиняя других! И такой талант, как Шатобриан, в своих "Memoires dontre tombe" грешил - и как! - той же постоянной вознёй со своим "я", придавая особенное значение множеству эпизодов своей жизни, в которых нет для читателей объективного интереса после того, как они уже достаточно ознакомились с личностью, складом ума, всей психикой автора этих "Замогильных записок"» [Зп, 1, с. 40].

Актуальность исследования мемуарной трилогии П. Д. Боборыкина обусловлена также вниманием современного литературоведения к жанру литературного портрета и к обозначившейся в начале XXI века в отечественном литературоведении проблеме типологии этого жанра 13. По нашим подсчётам, в трех книгах мемуариста представлено 338 описаний его современников, что свидетельствует о кропотливой работе автора трилогии над литературным портретом. Кроме того, этот цикл мемуаров представляет интерес для изучения городского текста, поскольку в нем представлено 30 городов Европы, включая города Российской Империи. Обращение к этим описаниям возможно в процессе решения таких актуальных для современного литературоведения проблем, как является ли текст о том, или ином городе собственно городским текстом, при определении бинарных оппозиций для имагологических исследований, а также при выявлении различий между эмпирическим описанием города и созданием его образа в художественной литературе, при составлении римлиан, лондониан и ряда аналогичных подборок об урбанистических пространствах.

Степень разработанности темы. Несмотря на то, что в конце XIX - начале XX века П. Д. Боборыкин был известен не только как писатель и журналист, но и как теоретик литературы и театра14, его стремление обновить набирающий

13 Уртминцева, 2005, введение; Затеева - Айкашева 2016, с. 132.

14 См. Венгеров, 1895; Веселовский А. Н. П. Д. Боборыкин. Европейский роман в X IX-м столетии. Роман на Западе за две трети века. СПб, 1900. - Электр. дан. - URL: Веселовский Александр Николаевич (bmn@lib.ru). Год 1900. Обновлено 17.02.2017. 37K. Статистика; Русский биографический словарь, 1908; Данилова, 1976; Дербенева, 2002.

популярность жанр не было замечено современниками15. В материалах, опубликованных в первом издании книги «За полвека», Б. П. Козьмин сосредоточился на определении значимости богатейшего наследия П. Д. Боборыкина, который уже при жизни признавался самым плодовитым автором, и не только среди российских писателей и журналистов16. При этом Б. П. Козьмин представил своим читателям мемуары «За полвека» в рамках авторской поэтики П. Д. Боборыкина17. В предисловии Э. С. Виленской и Л. И. Ройтберг к двухтомнику воспоминаний мемуариста 1965 года много внимания уделено идейному становлению П. Д. Боборыкина, его взглядам на крупные исторические события и явления, что сказывалось как на творческой деятельности, так и на восприятии современниками его журналистских материалов, художественных произведений и воспоминаний18. В кандидатской диссертации Т. А. Карпеевой «Мемуарный жанр в творчестве П. Д. Боборыкина», где впервые были представлены и введены в научный оборот мемуарная трилогия и воспоминания малых форм мемуариста, исследуются соответствие становления его творческой личности закономерностям поэтики П. Д. Боборыкина, а его мемуарного наследия

19

- закономерностям натурализма19.

Цель представляемой на защиту работы - исследование жанра и повествования в трилогии как важных аспектов поэтики П. Д. Боборыкина-мемуариста. Поскольку эта система авторская, то она соотносима с поэтикой П. Д. Боборыкина в целом. В рамках этой системы представляет интерес исследование приемов и принципов изображения мемуаристом человека и явлений действительности, сравнение их с аналогичными приемами и принципами, которые применяются в художественной литературе и документалистике. Направленность исследования позволяет также проследить, насколько автор смог

15См. Вольский, 1903; Кранихфельд, 1906; Маркузе, 1909; Слонимский, 1912.

16 См. Венгеров, 1895; Русский биографический словарь, 1908; Философов, 1910.

17Козьмин, 1929.

18 Виленская - Ройтберг, 1965.

19 Карпеева, 1988.

реализовать собственные теоретические установки, нацеленные на обновление мемуарного жанра, и какие признаки он считает для мемуаров жанрообразующими.

В соответствии с обозначенной целью сформированы и задачи работы. Это 1) исследование образа автора в трилогии; 2) исследование изображения в этом цикле мемуаров человека, который не является автором текста; 3) исследование описаний урбанистического пространства в трилогии. В соответствии с поставленными задачами выдержана и структура диссертации: введение, три главы, заключение и список литературы из 311 наименований.

Научная новизна данной работы обусловлена, главным образом, тем, что никогда прежде мемуарная трилогия П. Д. Боборыкина не становилась предметом научных изысканий как целостная система эстетических средств. В результате в диссертации многие элементы этой системы обозначены, представлены и исследованы впервые. Это: 1) границы самоидентификации автора в тексте; 2) полный анализ сложного по структуре и функциям в тексте образа автора; 3) парадигма «автор - читатель», 4) классификация литературных портретов; 5) классификация групповых литературных портретов; 6) принципы описания и обозначения в тексте человека, который не является автором текста; 7) классификация описаний урбанистических пространств. Новым в данной работе является также введение в научный оборот римлианы П. Д. Боборыкина и исследование теоретического осмысления им закономерностей мемуарного жанра. Кроме того, на основании структурно-семантического анализа выдвинута гипотеза, согласно которой П. Д. Боборыкин является автором первых журналистских мемуаров в отечественной словесности.

Методология данного диссертационного исследования выстроена на основе трудов основателя отечественного литературоведения А. Н. Веселовского20 и многочисленных его последователей по изучению поэтики,

20 Веселовский, 1940.

которая понимается как «система структурных особенностей (произведения, например - Т. П.) <....> и совокупность закреплённых за ними смыслов»21. Главный методический принцип - анализ книг и глав трилогии как структурно-семантических образований на основе работ отечественных и зарубежных литературоведов, лингвистов и культурологов22. При исследовании текстов используются методики сплошной выборки, группировки и частотного анализа материала. При описании предыстории и истории издания книг трилогии применяется историко-функциональный метод. При исследовании городского текста используются как метод структурного анализа, так и локально -исторический метод.

Мемуаристика понимается в данной работе как феномен культуры и составная часть документалистики23. Использованы работы о специфике мемуарного жанра В. Г. Белинского, Л. Я. Гинзбург, И. О. Шайтанова, Г. Г. Елизаветиной, Т. В. Колядич, А. Г. Тартаковского, Е. Л. Шкляевой, Т. В. Романовой, Т. В. Дячук, Е. В. Снежко, А. В. Сафронова, Н. А. Козновой, И. Фраймана, Л. В. Кипнес и Е. О. Сервие, Н. А. Орловой, И. Л. Сиротиной, Е. Олесиной, Н. В. Володиной, работы о специфике образа автора В. В. Виноградова, Г. О. Винокура, М. М. Бахтина, Ю. Н. Тынянова, Р. Барта, Б. А. Успенского, Б. О. Кормана, Ю. В. Манна, В. Шмида, И. И. Баклановой и др., работы о специфике жанра литературного портрета Аристотеля, Г. Э. Лессинга,

21Поэтика, 2008, с. 183. См. также Поэтика, 2012.

22 См, например, следующие сборники: Семиотика города, 1984; Автор и текст, 1996; Немецкое литературоведение, 2001; Евразийский межкультурный диалог, 2007; Библиографический указатель по проблеме автора, 2010; Образы Италии, 2011; Россия -Италия - Германия, 2012; Труды русской антропологической школы, 2013; Феноменология, история и антропология путешествия, 2013; Русский травелог, 2016; Текст как филологический феномен, 2018; монографии и статьи следующих авторов: Брандес, 1971; Тынянов, 1977; Янская - Кардин, 1986; Мережинская, 1984, Топоров, 1987; Якобсон, 1987, Барт, 1989, Драгомирецкая, 1991; Успенский, 1995; Топоров, 1995; Лотман, 1996, Перхин, 2001; Лотман 2002 (1); Романова, 2003; Шмид, 2003; Фрайман, 2004; Скнарина, 2005; Ярхо, 2006; Брагина, 2007; Латкина, 2010; Паперно, 2010; Тюпа, 2010, Фёдоров, 2010; Бакланова, 2014; Лашкевич, 2014; Рейтблат, 2014; Гурин, URL и др.

23Тартаковский, 1999; Литературная энциклопедия терминов и понятий, 2001; Савинков, 2008; Сафронов, 2012; Полонский, URL; Мемуарная литература, URL.

Ж. де Лабрюйера, Г. В. Ф. Гегеля, С. С. Аверинцева, М.Б. Храпченко, Д. С. Лихачева, А. И. Белецкого, В. С. Барахова, Ю. М. Лотмана, М. Г. Уртминцевой, Т. В. Затеевой и О. А. Айкашевой и др., работы по теории городского текста Н. П. Анциферова, В. Н. Топорова, Ю. М. Лотмана и других представителей тартуско-московской школы, а также В. В. Абашева, Н. Е. Меднис и др.; работы по проблемам массовой литературы и массового читателя Ю. М. Лотмана, Н. Г. Мельникова, А. И. Рейтблата, С. В. Масловой и А. В. Усовой и др., работы по имагологии Д.-А. Пажо, Х. Дизеринка, Й. Лаеерссена, В. П. Руднева, Ю. С. Степанова, Е. В. Папиловой и др. Помимо этого используются общие характеристики, отдельные наблюдения и выводы о поэтике популярного журналиста и писателя его современников и учёных конца ХХ - начала XXI века, полученные, в том числе, в результате работы в архивах ЦГАЛИ и Пушкинского дома, в отделах рукописей РПБ и РНБ Санкт-Петербурга24.

При исследовании мемуарного наследия важно также изначально определиться с терминами. В данной работе книги «Вечный город», «Столицы мира» и «За полвека» предпочтительно будут называться мемуарами. На наш взгляд, слово «мемуары» вполне может быть закреплено за воспоминаниями крупных форм как термин, по отношению к которому слово «воспоминания» выступает, с одной стороны, как общий термин для произведений словесного творчества, созданных на основе впечатлений о прожитой жизни, а, с другой, как синоним в непротиворечивом контексте.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Несмотря на возможности, которые мемуарный жанр

О А

Брокгауз-Эфрон, 1891; Венгеров, 1895; Волынский, 1895; Полевой, 1900; Малый энциклопедический словарь, 1907; Русский биографический словарь, 1908; Философов, 1910; Морозов, 1911; Овсянико-Куликовский, 1911; Осоргин, 1924; Кони, 1929; Козьмин, 1929; Данилова, 1976; Карпеева, 1988; Самусенко, 1988; Чупринин, 1990; Щенников, 1992; Дербенёва 2002; Колосова, 2006; Щеблыкин, 2005; Харсеева, 2006; Чупринин, 2012; Андреева, 2013; Богданова, 2013; Петренко 2015, URL; Петелин URL (сайт «Литмир»); Кубиков URL (сайт «Библиофонд»); отзывы читателей ХХ! века о романах П.Д. Боборыкина URL (сайт «LiveLib»).

предоставляет для самоидентификации автора, образ автора в трилогии не совпадает с личностью создателя текста.

2. По структуре образ автора в этом цикле мемуаров разделён на личностное «я» и коллективное «мы», по основной функции в тексте в нём выделяются три ипостаси: автор-повествователь, автор-обозреватель и автор-свидетель.

3. Поскольку в трилогии совпадают интенциональный и перцептивный образы автора (терминология И. И. Баклановой25 - Т. П.), следует говорить о том, что цикл мемуаров П. Д. Боборыкина является текстом, в котором соблюдён принцип объективного повествования. Это соответствует теоретическим установкам мемуариста и позволяет считать его книги из мемуарного цикла и трилогию в целом объектно-ориентированными воспоминаниями (терминология И. Фраймана26 - Т.П.).

4. Человек, не являющийся автором мемуаров, представлен в трилогии с помощью жанра литературного портрета и как образ типичного представителя своей социальной среды, круга общения, города или государства, в которых проживает. Кроме того, в этом цикле мемуаров используются штриховые описания человека, имена видных, известных или популярных в обществе людей, которые иногда выстраиваются в перечни имен, а также фрагменты биографий знаменитых современников мемуариста.

5. Литературный портрет ригиден, имеет признаки матрицы и используется в следующих разновидностях: литературный портрет знаменитого человека из 20-ти структурных элементов, литературный портрет среднего объёма (7 - 13 структурных элементов) и мини-портрет (5 - 7 структурных элементов). Основная функция литературного портрета в трилогии - когнитивная.

6. Из индивидуальных литературных портретов в трилогии

созданы групповые литературные портреты двух типов: однородные и

25Бакланова, 2014.

26 Фрайман, 2004.

неоднородные по своему составу. Однородные можно разделить на состоящие из литературных портретов знаменитых людей и литературные портреты среднего объема, неоднородные - на группы, в которых акцентным является литературный портрет из 20-ти структурных элементов или литературный портрет среднего объема.

7. В трилогии П. Д. Боборыкина представлено и упомянуто 30 городов и городков Европы. Их описания - это либо городские тексты, либо «личные странички» из биографии автора. Городской текст является эмпирическим описанием физиологии, анатомии и психосферы города с использованием богатого инструментария художественной литературы и документалистики.

8. Самым большим городским текстом этого цикла мемуаров является описание Рима в книге «Вечный город», где представлена и авторская римлиана П. Д. Боборыкина. Городскими текстами также являются описания Парижа и Лондона в книге «Столицы мира», Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Казани, Дерпта, Вены в книге «За полвека» и моногородов Шеффильда27 и Оксфорда в книге «Столицы мира».

9. На структуре текстов о столичных городах и моногородах сказывается специализация урбанистического пространства.

10. Структурно-семантический анализ трилогии П. Д. Боборыкина позволяет выдвинуть гипотезу о том, что мемуарист является первым автором журналистских мемуаров в отечественной словесности, которые получили широкое распространение во второй половине XX века28. Отвергая мемуары без темы («ядра», по выражению П. Д. Боборыкина - Зп, 1, с. 41), он создал цикл тематических мемуаров из трех книг, тем самым заложив основы организации текста для одной из разновидностей журналистских воспоминаний крупных форм

27 В современных справочниках и других информационных источниках название города представлено без мягкого знака.

28 См. мемуары А. Аджубея, А. Бовина, С. Брилёва, В. Инатенко, М. Кожухова, В. Познера, А. Сладкова, И. Фесуненко и др.

-14- объектно-ориентированных мемуаров.

Теоретическая значимость работы обусловлена необходимостью дальнейшего изучения отечественной мемуаристики второй половины XIX -начала ХХ века, а также других жанров документалистики этого исторического периода. Исследование может быть использовано при решении таких актуальных для современного литературоведения проблем, как типология и поэтика мемуарного жанра, его периодизация в отечественной и мировой культуре, типология жанра литературного портрета, поэтика городского текста.

Практическая значимость работы состоит в том, что выявленные особенности поэтики мемуарной трилогии П. Д. Боборыкина могут быть использованы как дополнение к спецкурсам о мемуарном жанре второй половины XIX - начала XX века, а также к спецкурсам о жанре литературного портрета и городском тексте.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были представлены на следующих научно-практических конференциях: «Студент и научно-технический прогресс» (Новосибирский государственный университет, 1987 и 1988 гг.); Международные филологические чтения им. проф. Р.Т. Гриб (Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета, 2013, 2014, 2017, 2018, 2019, 2020 гг.); Международная научно-практическая конференция «Форум языков и культур» (Сибирский федеральный университет, 2016); Международная научная конференция «Пространства коммуникации: язык, литература, медиа» (Иркутский государственный университет, 2018); XX - XXI Международная научно-практическая конференция «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки (Новосибирск, 2019).

Глава I. Образ автора в трилогии

С конца XVIII века мемуары стали авторским жанром словесного творчества, который к концу XIX века обрёл силу публичности и стал очень популярен1. В отличие от произведений художественной литературы авторские мемуары предполагают прямое обращение мемуариста к читателю, что теоретически должно ставить его в центр изображения. Именно поэтому изучение поэтики мемуаров логичнее всего начинать с проблемы самоидентификации автора воспоминаний в тексте.

Обратившись к жанру мемуаров, П. Д. Боборыкин считал его самодостаточным по набору средств выразительности. Об этом можно судить по его размышлениям о жанре во «Вступлении» к книге «За полвека», главам «От автора» в книгах «Вечный город» и «Столицы мира» и отдельным рассуждениям о поэтике мемуаров в книгах заграничных воспоминаний. С одной стороны, по мнению П. Д. Боборыкина, мемуары отличаются от другого жанра документалистики - исповеди. В книге «За полвека» он разделяет эти жанры на примере собственного творчества: «Под этим заглавием, "Итоги писателя", я набросал уже в начале 90-х годов в Ницце и дополнил в прошлом году (т.е. в 1909-м - Т. П.) как бы род моей авторской исповеди <...> Эта чисто личная писательская (выделено автором - Т. П.) исповедь появится в печати после меня» [Зп, 1, с. 40]. С другой стороны, по его мнению, очень важно понимать, что мемуары не являются произведениями художественной литературы. Так, сравнивая в книге «Вечный город» свои мемуары о Риме с романом Э. Золя «Рим», он, в частности, отвергает вымысел, считая его исключительной

1 Тартаковский, 1999, с. 45; Славина, 2005; Олесина, URL.

привилегией произведений художественной литературы [Вг, с 14 - 15].

Критикуя своих современников за излишнюю исповедальность и неумение отбирать факты в процессе создания воспоминаний, П. Д. Боборыкин предлагал и выход из создавшегося положения: «Мне кажется, так выходит всего чаще оттого, что составители записок не выбирают себе главной темы, то есть того "ядра" (выделено автором - Т.П.), вокруг которого должен кристаллизоваться их рассказ» [Зп, 1, с 40]. Такой подход к жанру теоретически должен сместить автора из центра изображения в тексте, оставив за ним лишь функцию свидетеля. Однако, как выявлено в первом научном исследовании мемуарного наследия П. Д. Боборыкина 1988 года, в своих воспоминаниях (включая и мемуарную трилогию) он многолик и представлен в тексте как автор-повествователь, автор-критик и автор-герой2. Исследования по теории и поэтике мемуарного жанра и документалистики рубежа ХХ - Х1 века3 позволяют уточнить эти характеристики и выявить самобытность образа автора в мемуарной трилогии П. Д. Боборыкина, теоретически заявленной им во вступительных статьях книг трилогии как цикл тематических мемуаров.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Попова Тамара Павловна, 2021 год

- 16 с.

97. Карпов, 1998 - Карпов И. П. Проблема типологии авторства в русской литературе конца XIX - начала XX века. (И. Бунин, Л. Андреев, А. Ремизов): дис. ... д-ра филол. наук. - М., 1998. - 419 с.

98. Катаев, 2000 - Катаев В. Б. Натурализм на фоне реализма (о русской прозе рубежа XIX - XX вв. // Вестник Московского гос. ун-та. - Сер. 9. Филология. - 2000. - № 1. - С. 31 - 53.

99. Кипнес - Сервие, 2007 - Кипнес А. В. Мемуарная литература и ее коммуникативная особенность / А.В. Кипнес, Е.О. Сервие. // Вестник Санкт-Петербургского ун-та МВД России. - 2007. - № 2 (3). - С. 137 - 140.

100. Кириллова, 2004 - Кириллова Е. Л. Мемуаристика как метажанр и ее жанровые модификации (на материале мемуарной прозы русского зарубежья первой волны): дис. ... канд. филол. наук / Е. Л. Кириллова. - Владивосток, 2004.

- 221 с.

101. КЛЭ, 1967 - Литературный портрет // Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. - М.: Советская энциклопедия, 1967. - Т. 4. - С. 895.

102. Кожинов, 1978 - Кожинов В. В. Проблема автора и путь писателя // Контекст - 1977. - М.: Наука, 1978. С 23 - 47.

103. Кознова, 2011 - Кознова Н. Н. Мемуары русских писателей-эмигрантов первой волны: концепции истории и типология форм повествования: автореф. дис. ... д-ра филол. наук / Н. Н. Кознова. - М., 2011. - 46 с.

104. Козьмин, 1929 - Козьмин Б. П. Предисловие // Боборыкин П. Д. За полвека. - М.-Л.: ЗИФ. - 1929. - С. 5 - 8.

-192105. Колосова, 2006 - Колосова Н. А. Полифонизм Ф. М. Достоевского в ракурсе видения «фотографизма» П. Д. Боборыкина. Разговор с тенью // Н. А. Колосова. Метаморфозы времени. От полифонии А. С. Пушкина до полифонии А. Белого. - Киев: Фолиант, 2006. - С. 372 - 419.

106. Колядич, 1999 - Колядич Т. М. Воспоминания писателей XX века (эволюция, проблематика, типология): дис. ... д-ра филол. наук / Т. М. Колядич. -М., 1999. - 441 с.

107. Кони, 1929 - Кони А. Ф. Памяти П.Д. Боборыкина // Кони А. Ф. На жизненном пути: в 5 т. - Т. 5. - Л.: Прибой, 1929. - С. 338 - 348.

108. Кононенко, 2003 - Кононенко Б. И. Массовая культура // Б.И. Кононенко. Большой толковый словарь по культурологии. - М.: Вече: АСТ, 2003. - 509 с.

109. Копельник, 2000 - Копельник В. И. Биологическое и социальное в характере героев английских повестей Е. И. Замятина / В.И. Копельник [и др.] // Труды Тамб. гос. техн. ун-та. - 2000. - Вып. 6. - С. 275 - 276.

110. Корман, 1971 - Корман Б. О. Итоги и перспективы изучения проблемы автора // Б. О. Корман. Страницы истории русской литературы. - М.: Наука, 1971. - С. 199 - 207.

111. Коробка, 1898 - Коробка П. Новые люди и новые веяния в прошлогодней беллетристике // Обозрение. - 1898. - № 1. - С. 46 - 49.

112. Кранихфельд, 1906 - Кранихфельд В. Журнальные отголоски // Мир Божий. - 1906. - № 3. - С. 75 - 93.

113. Кранихфельд, 1909 - Кранихфельд В. Литературные отклики // Современный мир. - 1909. - № 11. - С. 82 - 93.

114. Краснова, 1983 - Краснова О. К. Романы П. Д. Боборыкина 1860 -1870-х гг.: автореф. дис. ... канд. филол. наук / О. К. Краснова. - Л., 1983. - 16 с.

115. Крюкова, 2007 - Крюкова О. С. Архетипический образ Италии в русской литературе XIX века.: автореф. дис. ... д-ра филол. наук / О.С. Крюкова. -М., 2007. - 43 с.

-193116. Кубиков, URL - Кубиков И. Боборыкин Петр Дмитриевич // Большая биографическая энциклопедия. - Электр. дан. - URL: http//dic.academic/ru/dic/nsf.enc-biography/14272/Боборыкин.

117. Кузнецова, 2013 - Кузнецова У. С. Социально-психологический портрет и автопортрет женщины 1840-х гг. в мемуарах А.И. Герцена и его окружения: типология и поэтика: дис. ... канд. филол. наук / У.С. Кузнецова. -Череповец, 2013. - 253 с.

118. Кузнецова, 2015 - Кузнецова А. А. Идейное и художественное своеобразие мемуарной прозы второстепенных писателей русской литературной эмиграции: Н. Берберова, И. Одоевцева, В. Яновский: автореф. дис. .канд. филол. наук. / А.А. Кузнецова. - М., 2015. - 18 с.

119. Кулешов, 1986 - Кулешов В. И. О русском натурализме и о П. Д. Боборыкине // В.И. Кулешов. В поисках точности и истины. - М.: Современник, 1986. - С. 170 - 201.

120. Куприна-Иорданская, 1960 - Куприна-Иорданская М. К. Годы молодости. - М.: Художественная литература, 1960. - 384 с.

121. Курнант, 2004 - Курнант Н. Б. Воспоминания детства в дворянской мемуарной культуре конца XIX - начала ХХ в.: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Н.Б. Курнант. - СПб, 2004. - 17 с.

122. Курьянов, 2014 - Курьянов С. О. Несколько слов о крымском тексте (разграничение понятий «Крымский мотив», « Образ Крыма» и «Крымская тема») // Уч. Зап. Таврического нац. ун-та им. В. И. Вернадского. Сер. Филология. Социальная коммуникация. - Т. 27 (66). - № 1. - Ч. 2. - Симферополь, 2014.- С. 171 - 176.

123. Лабрюйер, 1964 - Лабрюйер Ж. де. Характеры как нравы нынешнего века. - М. - Л.: Художественная литература, 1964. - 417 с.

124. Лазарев, 1937 - Лазарев В. Н. Портрет в европейском искусстве ХУ11 века. - М.-Л.: Искусство, 1937. - 96 с.

-194125. Ларионова, 2017 - Ларионова А. Н. Поэтика автобиографической прозы А.А. Григорьева: дис. ...канд. филол. наук / А. Н. Ларионова. - Вологда, 2017. - 186 с.

126. Латкина, 2010 - Латкина Т. В. Языковая картина мира автора // Современные проблемы науки и образования. Филологические науки. - 2010. - № 5. - С. 39 - 44.

127. Лашкевич, 2014 - Лашкевич А. В. Личный дневник и жанры «дискурса персональности» в контексте межкультурной коммуникации. -Ижевск: Удм. Гос. ун-т, 2014. - 173 с.

128. Левидов, 1983 - Левидов А. М. Автор - образ - читатель. - Л.: ЛГУ, 1983. - 350 с.

129. Лейбов, URL - Лейбов Р. и др. Мемуары в историко-типологическом освещении: к постановке проблемы. Электр. дан. - URL: http://www.rutenia.ru/dokument/422973.html.

130. Лессинг, 1953 - Лессинг Г. Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии // Г. Э. Лессинг Избранные произведения. - М.: Художественная литература, 1953. - С. 385 - 516.

131. Лимонова, 2007 - Лимонова Е. А. И. С. Тургенев-мемуарист. Принципы жанровой организации мемуарного материала: дис. ... канд. филол. наук / Е. А. Лимонова. - Балашов, 2007. - 208 с.

132. Линин, 1935 - Линин А. М. К истории буржуазного стиля в русской литературе (творчество П.Д. Боборыкина). - Ростов-на-Дону, 1935. - 135 с.

133. Липчанская, 2014 - Липчанская И. В. Образ Лондона в творчестве Питера Акройда: автореф. дис. ... канд. филол. наук / И.В. Липчанская. - Саратов, 2014. - 24 с.

134. Литературная компаративистика, URL - Литературная компаративистика. Понятие имагологии в литературе / URL:Studwwood.ru.https://studwood.ru/2492496/literatura/literaturnaya_komparativisti ka_ponyatie_imagologii_v_literature.

-195135. Литературная энциклопедия, 2001 - Автор. Литературный портрет. Мемуаристика // Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. - М.: НПК Интелвак, 2001. - 1250 ст.

136. Лихачев, 1987 - Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси / Лихачёв Д.С. Избранные работы в 3 томах. - Т. 3. - Л.: Художественная литература. 1987. - С. 3 - 164.

137. Лотман, 1992 - Лотман Ю.М. Культура и взрыв. - М.: Гнозис, изд. группа «Прогресс», 1992. - 272 с.

138. Лотман, 1996 - Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек -текст - семиосфера - история. - М.: Языки русской культуры, 1996. - С. 87 - 90, 91 - 93, 113 - 114.

139. Лотман, 2002 (1) - Лотман Ю. М. История и типология русской культуры. - СПб: Искусство-СПб, 2002. - 768 с.

140. Лотман, 2002 (2) - Лотман Ю. М. Портрет // Ю. М. Лотман Статьи по семиотике культуры и искусства. - СПб.: Академический проект, 2002. - С. 349 -375.

141. Лотмановский сборник, 1997 - Лотмановский сборник. 2. - М.: ОГИ, 1997. - 865 с.

142. Луначарский, 1925 - Луначарский А. В. Критические этюды. - Л.: изд. Книжного сектора Ленгубоно, 1925. - 395 с.

143. Луцевич, 2010 - Луцевич Л. Некоторые аспекты изучения мемуаристики // Studia Rossica ХХ. Memuaristyka rosyjska I jej konteksty kulturowe, red // Woledz'ko Buteiewicz, L. Lucewicz, t I, wid. Uniwersytetу Warszawsiegо. -Warszawa, 2010. - С. 10 - 15.

144. Мажарина, 2014 - Мажарина Ю. Н. Мемуарные портретные очерки Б.К. Зайцева: особенности поэтики: дис. ... канд. филол. наук / Ю. Н. Мажарина. -Воронеж, 2014. - 172 с.

-196145. Малый энциклопедический словарь, 1907 - Малый энциклопедический словарь Брокгауза - Эфрона: в 4 т. - Т. 1, вып. 1. - Спб, 1907. - 1055 с.

146. Манн, 1991 - Манн Ю. В. Автор и повествование // Известия АН СССР. Сер. литературы и языка. - М,: Наука, 1991. - Т. 50. - № 1. - С. 3 - 19.

147. Манн, 1987 - Манн Ю. В. Мемуары как эстетический документ // Динамика художественного образа. - М.: Советский писатель, 1987. - С. 155 -170.

148. Марахова, 1967 - Марахова Т. А. О жанрах мемуарной литературы // Уч. зап. Горьковского пед. ин-та. - Горький, 1967. - Вып. 69. - С. 19 - 37.

149. Маринина, 2007 - Маринина Ю. А. Мифологизированный образ города во французской поэзии второй половины XIX века: от Бодлера к символистам.: дис. ... канд. филол. наук / Ю.А. Маринина. - Нижний Новгород, 2007. - 207 с.

150. Маркова, 1990 - Маркова О. В. Современный литературный портрет (типология и поэтика): автореф. дис. ... канд. филол. наук / О. В. Маркова. -Томск, 1990. - 19 с.

151. Маркузе, 1909 - Маркузе И. К. Вечный город // Новое время - 1909. -16 июля.

152. Марьянчик, 2010 - Марьянчик В. А. Речевая маска в структуре образа автора публицистического текста // Вестник Новосиб. гос. ун-та. Сер. История. Филология. - Новосибирск. - 2010. - Т. 9. - № 6. - С. 138 - 144.

153. Маслова - Усова, 2014 - Маслова С. В. Бинарные оппозиции в современном массовом сознании / С. В. Маслова, А. В. Усова. // Вестник науки Сибири. - 2014. - № 4 (14). - С. 152 - 155.

154. Машинский, 1960 - Машинский С. И. О мемуарно-автобиографическом жанре // Вопросы литературы - 1960. - № 6. - С. 129 - 145.

155. Машуба, 2015 - Машуба Д. А. Проблема классификации сфер исследования имагологии // Молодой ученый. 2015. № 6(86). С. 532 - 535.

-197156. Меднис, 1999 - Меднис Н. Е. Венеция в русской литературе. -Новосибирск: НГУ, 1999. - 392 с.

157. Меднис, 2003 - Меднис Н. Е. Сверхтексты в русской литературе. -Новосибирск: Новосиб. гос. пед. ун-т, 2003. - 170 с.

158. Мельгунов, 1913 - Мельгунов С.П. Из истории русской печати. К 50-летию «Русских ведомостей» // Голос минувшего. - 1913. - № 10. - С. 3 - 12.

159. Мельников, 1998 - Мельников Н. Г. Массовая литература / Литературоведение / под ред. Л.В. Чернец. - М.: Высшая школа, 1998. С. 120 -128.

160. Мемуарная литература, URL - Мемуарная литература. - Электр. дан.

- URL: http//yung/org/index.php?title=Мемуарная _литература & oldid=11270.

161. Мемуары, 1896 - Брокгауз Ф. А. Энциклопедический словарь в 86 т. / Брокгауз Ф. А., Эфрон И. А. Т. Х1Х (37). - СПб, 1896. С. 70 - 74.

162. Мережинская, 1984 - Мережинская А. Повествователь в современной мемуарно-авторской прозе // Вопросы русской литературы. - Львов. - 1984. -Вып. 1(4). - С. 102 - 109.

163. Местергази, 2008 - Местергази Е. Г. Художественная словесность и реальность (документальное начало в отечественной литературе ХХ века): автореф. дис. ... д-ра филол. наук / Е. Г. Местергази. - М., 2008. - 44 с.

164. Миночкина, 1980 - Миночкина Л. И. Мамин-Сибиряк и Боборыкин (к типологии русского реализма) // Русская литература 1870 - 1890 годов. - Сб. 13.

- Свердловск, 1980. - С. 124 - 138.

165. Миронов, 1962 - Миронов Г. М. П. Д. Боборыкин // Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. - М.: Советская энциклопедия, 1962. - Т. 1. -1082 стб.

166. Михайловский, 1991 - Михайловский Н. К. П.Д. Боборыкин и его отношение к «Отечественным запискам» // Русская мысль - 1891, № 7. - С. 41 -53.

-198167. Михеев, 2007 - Михеев М. Ю. Дневник как эго-текст (Россия, XIX -XX). - М.: Водолей Publishers, 2007. - 264 с.

168. Михневич, 1884 - Михневич В. О. Наши знакомые. Фельетонный словарь современников. 1000 человек. - СПб.: Старо-Петербургский проспект, д. 10, 1884. - С. 18 - 19.

169. Мопассан, 1958 - Мопассан Ги де. Полное собрание сочинений: в 12 т. - Т. 11. - М.: Правда, 1958. - 480 с.

170. Морозов URL - Морозов П. О. Боборыкин Петр Дмитриевич. -Электр. Дан. - URL: Lib/ru/ Классика 18.06.2016. 3л. Статистика.

171. Москва и «московский текст», 1998 - Москва и «московский текст» русской культуры: сб. статей. - М.: РГГУ, 1998. - 224 с.

172. Московская, 2011 - Московская Д. С. Локально-исторический метод в литературоведении Н. П. Анциферова и русская литература 1920 - 1930 гг. (Проблемы взаимосвязей краеведения и художественной литературы) : автореф. дис. ... д-ра. филол. наук / Д. С. Московская. - М., 2011. - 41 с.

173. Мухонкин, 2007 - Мухонкин М. Ш. Литературные портреты в прозе М. Горького 1890- 1920-х гг.: автореф. дис. ... канд. филол. наука / М. Ш. Мухонкин. - М., 2007. - 23 с.

174. Набилкина, 2014 - Набилкина Л. Н. Образ города в мировой литературе // Теория и практика общественного развития. - Краснодар: ХОРС. -2014. - №3. - С. 219 - 221.

175. Немецкое литературоведение, 2001 - Немецкое философское литературоведение наших дней. Антология. - СПб.: СПбГУ, 2001. - 547 с.

176. Николина, 2002 - Николина Н. А. Поэтика русской автобиографической прозы. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 424 с.

177. Образы Италии в русской словесности, 2011 - Образы Италии в руссой словесности: по итогам II Международной научной конференции Международного научно-исследовательского центра «Russia - Italia» - «Россия -Италия». Томск - Новосибирск, 1 - 7 июня 2009. - Томск: Томск. гос. ун-т, 2011.

-199- 664 с.

178. Овсянико-Куликовский, 1910 - Овсянико-Куликовский Д. Н. К 50-летию литературной деятельности П. Д. Боборыкина // Вестник Европы - 1910. -№ 11. - С. 369 - 370.

179. Овсянико-Куликовский, 1911 - История русской литературы XIX в. / под ред. Д. Н. Овсянико-Куликовского: в 5 томах. - Т. 5. - М.: Т-во «Мир», 1911. - С. 451.

180. Олесина, URL - Олесина Е. Мемуарный жанр. - Электр дан. - URL: сайт «Вики Чтение», раздел «Мировая художественная культуры. XX в. Литература».

181. Орлова, 2004 - Орлова Н. А. Речевой жанр «мемуары» и его реализация в текстах носителей разных типов речевых культур: автореф. ... канд. филол. наук / Н. А. Орлова.- Омск, 2004. - 21 с.

182. Орлова, 2008 - Орлова Е. И. Образ автора в литературном произведении. - М., 2008. - 44 с.

183. Осоргин, 1924 - Осоргин М.А. Воспоминания. Повесть о сестре. Электр. дан. - URL: bmn@lib/ru. 1924. Обновлено 23.04.2014. 4к. Статистика.

184. Падерина, 2003 - Падерина Е. Г. Рим как роман (по письмам Н. В. Гоголя второй половины 1830-х - начала 1840-х гг) // Гоголь как явление мировой литературы: сб. ст. по материалам Международной научной конференции, посвящённой 150-летию со дня смерти Н. В. Гоголя / под ред. Ю. В. Манна. - М.: ИМЛИ: РАН, 2003. - С. 222 - 226.

185. Панина, 2015 - Панина М. Е. Понятийно-терминологические системы и методологии анализа образа "другого" в художественно -публицистических текстах // Известия Восточного института. 2015. № 2(26). С. 80 - 89.

186. Паперно, 2010 - Паперно И. Б. Введение в самосочинение: autofiction. Интимность и история: семейная драма Герцена в сознании русской интеллигенции (1850 - 1990 гг.) (пер. с англ. М. Долбилов) // Новое литературное обозрение. - 2010. - № 103. - С. 96 - 103.

-200187. Папилова, 2011 - Папилова Е. В. Имагология как гуманитарная дисциплина // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. Филологические науки. -2011. - № 4. - С. 31 - 40.

188. Перхин, 2001 - Перхин В. В. «Открывать красоты и недостатки.». Литературная критика от рецензии до некролога. Серебряный век. - СПб.: Лицей, 2001. - 256 с.

189. Петренко, URL - Петренко Н. А. Рецепция творчества П.Д. Боборыкина в критике и литературоведении // Вопросы духовной культуры. Филологические науки. - 2015. - С. 174 - 178. - Электр. дан. - URL: http//dspace.nibuv.gov.ua.hilp/2015-statistic.pdf.

190. Петренко, 2015 - Петренко Н. А. Отражение литературной полемики в романе П.Д. Боборыкина «Жертва вечерняя» // Слово, высказывание, текст: сб. науч. трудов по материалам I Международной научно-практической конференции 25 сентября 2015 года. - Н. Новгород: НОО «Профессиональная наука», 2015. -С. 9 - 12.

191. Петрышева, 2008 - Петрышева О. В. Жанр портрета во французской мемуарной литературе XVII в.: Т. Де Рео, Рец, Сен-Симон: автореф. дис. ... канд. филол. наук / О. В. Петрышева - Нижний Новгород, 2008. - 17 с.

192. Плеханов, 1948 - Плеханов Г. В. Искусство и литература. - М.: Гослитиздат, 1948. - 888 с.

193. Полевой, 1900 - Полевой П. Н. История русской словесности с древнейших времен до наших дней: в 3 т. / П. Н. Полевой. - СПб, 1900. - Т. 3. -708 с.

194. Полонский, URL - Полонский В. Мемуарная литература. Электр. дан. - URL: www.krugosvet.ru.Мемуарная литература.Энциклопедия Кругосвет.

195. Поляков, 1983 - Поляков М. Я. В мире идей и образов. Историческая поэтика и теория жанров. - М.: Советский писатель, 1983. - 367 с.

196. Поляков, 2013 - Поляков О. Ю. Принципы культурной имагологии Даниэля-Анри Пажо // Филология и культура. 2013. - № 2(32). - С. 181 - 184.

-201197. Попкова, 2008 - Попкова М. В. Фразеология мемуарных текстов Георгия Иванова (структурно-семантический и функциональный аспекты): автореф. дис. ... канд. филол. наук / М. В. Попкова. - Омск, 2008. - 22 с.

198. Попова, 2006 - Попова А. В. Жанр литературного портрета в творчестве Андре Моруа: дис. ... канд. филол. наук / А. В. Попова. - М., 2006. -201 с.

199. Попова - Шурупова, 2014 - Попова Е. А. Московский и провинциальный сверхтексты русской литературы в произведениях современных авторов / Е. А. Попова, О. С. Шурупова. // Вестник ВГУ. Сер. Филология. Журналистика. - 2014. - № 3. - С. 41 - 43.

200. Поэтика, 2008 - Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий // под ред. Н.Д. Тамарченко. - М.: Изд-во Кулагиной INTRADA, 2008. - 358 с.

201. Поэтика, 2012 - Поэтика. Словарь литературоведческих терминов. 2012. - Электр. дан. - URL: Литература-Slovar.cc.

202. Пресс, 1909 - Пресс А. Г. Боборыкин П. Д. 1909. - Электр. дан. -URL: Пресс Аркадий Германович (yes@lib.ru). Год 1909. Обновлено: 16.05.2019 1к.

203. Прозоров, 2000 - Прозоров В. В. Автор // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / под ред. Л. В. Чернец. - М.: Высшая школа, 2000. - С. 7 - 13.

204. Прокофьев, 2009 - Прокофьев Д. С. Типология литературного портрета в творчестве Игоря Северянина: дис. ... канд. филол. наук / Д. С. Прокофьев. - Новгород Великий, 2009. - 168 с.

205. Протопопов, 1892 - Протопопов М. А. Беллетрист-публицист. // Русская мысль. - 1892. - Кн. 11. - С. 131 - 152.

206. Прохорова, 2005 - Прохорова Л. С. Лондонский городской текст русской литературы первой трети Х1Х века: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Л. С. Прохорова. - Томск, 2005. - 21 с.

-202207. Пьянзина, 2005 - Пьянзина И. В. Жанровое своеобразие мемуарно-автобиографической прозы А. А. Ахматовой: автореф. дис. ... канд. филол. наук. / И. В. Пьянзина. Саранск, 2005. - 19 с.

208. Ревякина, 1971 - Ревякина И. А. П. Д. Боборыкин // Русские писатели. - М.: Просвещение, 1971. - С. 196 - 198.

209. Резник, 2006 - Резник Э. Р. «Поля Елисейские» В. С. Яновского как феномен русской мемуарной прозы XX в.: художественная специфика хронотопа памяти: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Э. Р. Резник. - Омск, 2006. - 18 с.

210. Рейтблат, 2014 - Рейтблат А. И. Писать поперек: статьи по биографии, социологии и истории литературы. - М.: Новое литературное обозрение, 2014. -400 с. - Сер. «Научная библиотека».

211. Романова, 2003 - Романова Т. В. Модальность как текстообразующая категория в современной мемуарной литературе. - СПб.: СПбГУ, 2003. - 286 с.

212. Россия - Италия - Германия, 2012 - Россия - Италия - Германия: литература путешествий: колл. моногр. по материалам III Международной научной конференции Международного научно-исследовательского центра «Russia - Italia» - «Россия - Италия», Томск, 26 - 28 сентября 2012 г. - Томск: ТГУ, 2013. - 518 с.

213. Рубан, 2004 - Рубан А. А. Образ Парижа во французской литературе конца XIX - начала XX века: автореф. дис. ... канд. филол. наук / А. А. Рубан. -М., 2004. - 18 с.

214. Рудикова, 2011 - Рудикова Н. А. Образы Парижа в русской и французской литературах конца XVIII - середины XIX вв.: диалог культур.: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Н.А. Рудикова. - Томск, 2011. - 23 с.

215. Руднев, 1997 - Руднев В. П. Словарь культуры XX века. - М.: Аграф, 1997. - 384 с..

216. Руднева, 2011 - Руднева И. С. Искусство словесного портретирования в русской мемуарно-автобиографической литературе второй половины XVIII -первой трети XIX века: дис. ... канд. филол. наук / И.С. Руднева. - Брянск, 2011. -

-203192 с.

217. Русанов, 1902 - Русанов Н.С. Наша текущая жизнь. - Электр. дан. -URL: Русанов Николай Сергеевич (bmn@lib.ru). Год: 1902. Обновлено: 07.11.2016. 97к.

218. Русский биографический словарь, 1908 - Русский биографический словарь: в 25 томах. - Т. 3. - СПб.: Тип. Главного управления уделов, 1908. - 699 с. Электр. дан.: Боборыкин Петр Дмитриевич (yes@lib.ru). Год 1911. Обновлено 18.06.2016.

219. Русский травелог, 2016 - Русский травелог ХУШ - ХХ вв.: колл. монография / под. ред. Т. И. Печерской. - Новосибирск: Новосиб. гос. пед. ун-т, 2016. - 462 с.

220. Рыбакова, 2006 - Рыбакова Н. В. «Парижский текст» в художественном сознании А. Ахматовой: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Н. В. Рыбакова. - Сургут, 2006. - 23 с.

221. Рымарь - Скобелев, 1994 - Рымарь Н. Т. Теория автора и проблема художественной деятельности / Н. Т. Рымарь, В. П. Скобелев. - Воронеж: ЛОГОС-ТРАСТ, 1994. - 262 с.

222. Рябчикова, 2018 - Рябчикова Е. Е. Имагология как раздел литературоведческой компаративистики // Слово ру: балтийский акцент. 2018. -Т. 9. - № 2. - С. 52 - 57. - D0I:10.5922/225-5346-20182-4.

223. Савинков, 2008 - Савинков С. В. Мемуаристика // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий / под ред Н.Д. Тамарченко. - М.: изд-во Кулагиной INTRADA, 2008. - С. 118.

224. Салтыков-Щедрин, 1868 - Салтыков-Щедрин М. Е. Новаторы особого рода («Жертва вечерняя», роман Боборыкина) // Всемирный труд. - 1868. -Электр. дан. - URL: Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович (yes@lib.ru). Год 1868. Обновлено 10.03.2011.40k. Статистика.

-204225. Самофалова, 2015 - Самофалова Е. А. Жанровые признаки семейной хроники в женской мемуарно-автобиографической прозе второй половины XIX века: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е. А. Самофалова. - М, 2015. - 32 с.

226. Самусенко, 1988 - Самусенко В. И. Особенности стиля прозы П.Д. Боборыкина // Метод, мировоззрение и стиль в русской литературе XIX века: межвузовский сб. науч. трудов. - М.: МГЗПИ, 1988. - С. 118 - 123.

227. Сафронов, 2012 - Сафронов А. В. Жанровое своеобразие русской художественной мемуаристики (очерк, мемуары, «лагерная» проза) / А. В. Сафронов. - Рязань: Рязанский гос. ун-т., 2012. - 108 с.

228. Селеменева, 2009 - Селеменева М. В. Xудожественный мир Ю. В. Трифонова в контексте городской прозы второй половины XX века: автореф. дис. ... д-ра филол. наук / М. В. Селеменева. - М., 2009. - 44 с.

229. Семиотика города, 1984 - Семиотика города и городской культуры. Петербург // Труды по знаковым системам. 18. - Тарту: Тартуский гос. ун-т, 1984. - 142 с.

230. Сент Бёв, 1970 - Сент Бёв Ш. Литературные портреты. Критические очерки. - М.: Xудожественная литература, 1970. - 585 с.

231. Сивогиривова, 1975 - Сивогривова А. А. Литературный портрет // Основы литературной критики. - Ростов-на-Дону, 1975. - С. 55 - 59.

232. Сидоров, 1927 - Сидоров А. А. Портрет как проблема социологии искусств: опыт проблематического анализа. - М.: Искусство, 1927. - Кн. II/III. -С. 5 - 15.

233. Сидоров, 1983 - Сидоров Е. Ю. Время, писатель, стиль: о прозе и критике наших дней. - М.: Советский писатель, 1983. - 320 с.

234. Сиротина, 1997 - Сиротина И. Л. Культурологический потенциал мемуарного источника: поиски новой парадигмы // Метафизика исповеди. Пространство и время исповедального слова. М-лы международной конференции. Санкт-Петербург, 26 - 27 мая 1997 года. - СПб: изд-во Института Человека РАН (СПб отделение), 1997. - С. 78 - 83.

-205235. Скабичевский, 1909 - Скабичевский А. М. История новейшей русской литературы. 1848 - 1908 / А.М. Скабичевский. - 7-е изд. - СПб.: Ф. Павленков, 1909. - 487 с.

236. Скнарина, 2005 - Скнарина А. Xудожественное пространство как системообразующий фактор субъективного и объективного // Вестник Луганского нац. пед. ун-та. - Луганск. - 2005. - № 1. - С. 187 - 193.

237. Славина, 2005 - Славина В. А. Проблема идеала в русской литературе, критике, публицистике первой половины XX в.: дис. ... д-ра филол. наук / В. А. Славина. - М., 2005. - 328 с.

238. Слонимский, 1912 - Слонимский А. Из воспоминаний русского европейца (П.Д. Боборыкин. «Столицы мира») // Вестник Европы - 1912. - Кн. 8 (август). - С. 438 - 448.

239. Смирнова, 2001 - Смирнова Н. Н. Теория. Идейное и художественное своеобразие автора как проблема // Литературоведение как проблема. - М.: Наследие, 2001. - С. 376 - 392.

240. Снежко, 2005 - Снежко Е. В. Поэтика мемуарного и автобиографического повествования в прозе И. А. Бунина эмигрантского периода: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е. В. Снежко. - М., 2005. - 27 с.

241. Соколов, 1968 - Соколов А. Н. Теория стиля. - М.: Искусство, 1968. -

223 с.

242. Степанов, 2004 - Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. - М.: Академический проект, 2004. - 992 с.

243. Сухомлина, 2014 - Сухомлина Т. А. Понятие автор и его назначение в тексте // Вопросы когнитивной лингвистики. - Самара: Поволжская гос. соц.-гум. Академия. - 2014. - № 2 (039). - С. 138 - 140.

244. Тагер, 1960 - Тагер Е. Б. Жанр литературного портрета в творчестве М. Горького / Е. Б.Тагер. О художественном мастерстве М. Горького. - М., 1960. - С. 375 - 418.

-206245. Тамарченко, 1999 - Тамарченко Н. Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения. - М.: РГГУ, 1999. - 386 с.

246. Тартаковский, 1997 - Тартаковский А. Г. Русская мемуаристика и историческое сознание XIX века. - М.: Археографический центр, 1997. - 358 с.

247. Тартаковский, 1999 - Тартаковский А. Г. Мемуаристика как феномен культуры // Вопросы литературы. - 1999. - № 1. - С. 34 - 54.

248. Текст как филологический феномен, 2018 - Текст как филологический феномен: актуальные аспекты рецепции и интерпретации: колл. моногр. / сост. и научн. редактирован. Л.А. Турбина, В.К. Сигов. - М.: МПГУ, 2018. - 444 с.

249. Тертычный, 2006 - Тертычный А. А. Жанры периодической печати. -М.: Аспект пресс, 2006. - 312 с.

250. Ткачев, 1875 - Ткачев П. Н. Беллетристы-эмпирики и беллетристы-метафизики. // Дело. - 1875. - № 5 . - С. 1 - 29.

251. Толстой, 1933 - Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. - Т. 72. - М.: Художественная литература, 1933. - 617 с.

252. Толстой, 1958 - Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. - Т. 90. - М.-Л.: Художественная литература, 1958. - 470 с.

253. Томберг, 2015 - Томберг О. В. Изучение литературы в контексте филологической имагологии // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Литературоведение. - 2015. - № 2(2). - С. 255 - 259.

254. Топоров, 1987 - Топоров В. Н. Вергилианская тема Рима // Исследования по структуре текста. - М.: АН СССР: Ин-т славяноведения, 1987. -302 с.

255. Топоров, 1995 - Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. / В. Н. Топоров. Избранное. - М.: Прогресс - Культура, 1995. - 624 с.

256. Топоров, 2003 - Топоров В. Н. Петербургский текст русской литературы. / В. Н. Топоров. Избранные труды. - СПб: Искусство - СПб, 2003. -612 с.

-207257. Труды русской антропологической школы, 2013- Труды русской антропологической школы. Вып. 13. - М.: изд-во РГГУ, 2013. - 355 с.

258. Трыков, 1999 - Трыков В. П. Французский литературный портрет XIX в. - М.: Флинта: Наука, 1999. - 358 с.

259. Трыков, 2015 - Трыков В. П. Имагология и имагопоэтика // Знание. Понимание. Умение. - 2015. - № 3. С. - 120 - 129.

260. Трыков, URL - Трыков В. П. Сент-Бёв и жанр литературного портрета. - Электр. дан. - URL: testgoch.com-www testsoch.com/sent-byov-i-zhanr-literaturnogo-portreta-statya-v-p-trykova.

261. Тугодян, 1985 - Тугодян Н. X. Литературный портрет в русской советской прозе (Жанр. Поэтика). - М.: АКД, 1985. - 17 с.

262. Тынянов, 1977 - Тынянов Ю. П. Литературный факт. Поэтика. История литературы. Кино. - М.: Наука, 1977. - 574 с.

263. Тюпа, 2010 - Тюпа В. И. Статус событийности и дискурсные формации // Событие и событийность. - СПб. Сер. Петербургский сборник. - М.: изд-во Кулагиной INTRADA, 2010. - С. 24 - 36.

264. Уртминцева, 2005 - Уртминцева М. Г. Жанр литературного портрета в русской литературе второй половины XIX века: дис. ... д-ра филол. наук / М. Г. Уртминцева. - Нижний Новгород, 2005. - 332 с.

265. Успенский, 1970 - Успенский Б. А. Поэтика композиции. - М.: Искусство, 1970. - 257 с.

266. Фаустов, 1986 - Фаустов А. А. К вопросу о концепции автора в работах М. М. Бахтина // Формы раскрытия авторского сознания (на материалах зарубежной литературы). - Воронеж, 1986. - С. 3 - 10.

267. Федоров, 2010 - Федоров Ф. Мемуары как проблема // Studia Rossica XX. Memuaristyka rosyjska I jej konteksty kulturowe, red А // WoledzS ko-Buteiewicz, L. Lucewicz, t I, wid. Uniwersytetу Warszawsiegо. - Warszawa, 2010 - С. 25 - 49.

268. Феноменология, история и антропология путешествия. Тезисы международной Гумбольдтовской конференции. СПб. гос. ун-т, 16 - 19 апреля

-2082013 / сост., ред. М. Кобент - Грибах, О. Кулишкина, Л. Полубояринова. - СПб: свое издательство, 2013. - 180 с.

269. Философов, 1910 - Философов Д. В. П.Д. Боборыкин (1860 - 1910) // Русская мысль. - 1910. - Кн. XII. - С. 88 - 99.

270. Фрайман, 2004 - Фрайман И. Русские мемуары в историко-типологическом освещении: к постановке проблемы. - Электр. дан. -иЯЬ:ш1г2папп.сош/а/3526361/гшвк1е-шешиагу-у-1в1ог1ко-йро1о£юЬевкош-о8Уе8ЬсЬепп-1<-ро81апоуке-ргоЬ1ешу 26.12.2004.

271. Хайруллин, 2018 - Хайруллин Р. З. Компаративистика как основа для сравнительного изучения национальных литератур в контексте мировой литературы // Текст как филологический феномен: актуальные аспекты рецепции и интерпретации. - М.: МПГУ, 2018. - С. 316 - 320.

272. Хализев, 2013 - Хализев В. Е. Теория литературы. - М.: Академия, 2013. - 432 с.

273. Харсеева, 2006 - Харсеева Н. В. Творчество П.Д. Боборыкина как социальное исследование жизни // Теория и практика общественного развития. -Краснодар. - 2006. - Ч. 3 (6). - С. 81 - 84.

274. Храпченко, 1982 - Храпченко М. Б. Литература и искусство в современном мире / М. Б. Храпченко. Собр. соч. в 4-х томах. - Т. 4. - М.: Художественная литература, 1982. - С. 414 - 472.

275. Цебрикова, 1873 - Цебрикова М. К. Беллетристы-фотографы // Отечественные записки - 1873. - № 11. - С. 1 - 34.

276. Цонева, 2010 - Цонева А. Проблема автора в советском литературоведении // Библиографический указатель по проблеме автора в художественной литературе. - Ижевск: Удмурт. гос. ун-т, 2010. - С. 129 - 137 (пер. с болг. Н.А. Ремизовой).

277. Чаглыян, 2016 - Чаглыян Ш. К. Роман Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» и проблема московского текста: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Ш.К. Чаглыян. М., 2016. - 22 с.

-209278. Чернышевский, 1939 - Чернышевский Н. Г. Эстетическое отношение искусства к действительности / Н. Г. Чернышевский. Эстетика. - М.-Л.: Искусство, 1939. - С. 28 - 132.

279. Чешихин, 1899 - Чешихин В. Е. Современное общество в произведениях Боборыкина и Чехова. - Одесса: Знание, 1899. - 300 с.

280. Что такое мемуары, URL - Что такое мемуары? Сайт учителя русского языка и литературы. - URL: https//www.sinykova.ru/chto-takoe-memuary/2019.

281. Чудаков, 2010 - Чудаков А. П. В. В. Виноградов и теория художественной речи в первой трети XX века // Библиографический указатель по проблеме автора в художественной литературе. - Ижевск: Удмурт. гос. ун-т, 2010.

- С. 119 - 128.

282. Чупринин, 1977 - Чупринин С. И. Чехов и Боборыкин (некоторые проблемы натуралистического движения в русской литературе конца XIX в.) // Чехов и его время. - М.: АН СССР: ИМЛИ, 1977. - С. 138 - 157.

283. Чупринин, 1979 (1) - Чупринин С. И. «Фигуранты» - среда -реальность // Вопросы литературы. - 1979. - № 7. - С. 125 - 160.

284. Чупринин, 1979 (2) - Чупринин С. И. Натурализм в русской литературе 80 - 90-х годов XIX века: дис. ... канд. филол. наук / С. И. Чупринин.

- М., 1979. - 198 с.

285. Чупринин, 1990 - Чупринин С. И. П.Д. Боборыкин // Русские писатели. Биобиблиографический словарь: в 2 т. - М.: Просвещение, 1990. - Т. 1. А -Л / Под ред. П.А. Николаева.- 446 с.

286. Чупринин, URL - Чупринин С. И. Литератор Петр Боборыкин // Признательные показания. 13 портретов, 9 пейзажей и 2 автопортрета: [сборник]

- М.: Время, 2012. - 412 с.

287. Что изучает имагология, URL - Что изучает имагология? URL: Eponium 2008. Категория: общество, сайт «Топавтор» [Опубликовано 30.05.2016].

-210288. Шайтанов, 1977 - Шайтанов И. О. Как было и как вспомнилось (современная автобиографическая и мемуарная проза) // Литературное обозрение.

- М., 1977. - С. 59 - 63.

289. Шайтанов, 1979 - Шайтанов И. О. Непроявленный жанр, или Литературный заметки о мемуарной форме / Вопросы литературы. - 1979. - № 2.

- С. 50 - 71.

290. Шарандин, 2012 - Шарандин А. Л. Когнитивная поэтика в системном описании поэтического языка / Тамбовский гос. ун-т. Сер.: Гуманитарные науки.

- Вестник ТГУ. - Вып. 10 (114). - 2012. - С. 18 - 26.

291. Шатин, 2015 - Шатин Ю. В. Русская литература в зеркале семиотики. Монография. - М.: Языки славянской культуры, 2015. - 352 с.

292. Шкляева, 2006 - Шкляева Е. Л. Мемуары как «текст культуры»: женская линия в мемуаристике Х!Х - ХХ вв.: А. П. Керн, Т. А. Кузминская, Л. А. Авилова: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е. Л. Шкляева. - Барнаул, 2006. - 25 с.

293. Шмид, 2003 - Шмид В. Нарратология. - М.: Языки славянской культуры, 2003. - 312 с.

294. Шмидт, 2007 - Шмидт Н. В. Городской текст в поэзии русского модернизма.: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Н.В. Шмидт. - М., 2007. - 20 с.

295. Штейникова, 2006 - Штейникова Н. А. Жанр литературного портрета в творчестве В. Ходасевича: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Н. А. Штейникова. - Астрахань, 2006. - 20 с.

296. Шулятиков, 1901 - Шулятиков В. М. О новых произведениях П. Д. Боборыкина. - Электр. дан. - URL: Lib.ru/Классика: Шулятиков Владимир Михайлович (yes@lib.ru). Год 1901, обновлено 02.07.2009.

297. Щеблыкин, 2005 - Щеблыкин С. И. Романы П. Д. Боборыкина в контексте русской прозы второй половины Х!Х века: дис. ... д-ра филол. наук / С. И. Щеблыкин. - Тамбов, 2005. - 379 с.

-211298. Щенников, 1992 - Щенников Г. К. Русский натурализм и его уроки // Русская литература (СПб). - 1992. - № 2. - С. 11 - 27.

299. Щербакова, 2016 - Щербакова Э. В. Лондон как текст в романах У. Теккерея «Ярмарка тщеславия», «Записки Барри Линдона», «Ноюкомы».: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Э. В. Щербакова. - Воронеж, 2016. - 22 с.

300. Эйхенбаум, 1986 - Эйхенбаум Б. М. О прозе. О поэзии / Б.М. Эйхенбаум. Сб. статей. - Л.: Xудожественная литературы, 1986. - 453 с.

301. Юзифович, 2011 - Юзифович В. А. Речевой портрет как структурный элемент очерка: дис. ... канд. филол. наук / В. А. Юзифович. - М., 2011. - 203 с.

302. Юркина, 1998 - Юркина Л. Ю. Портрет. Литературоведение / под ред. Л.В. Чернец. М.: Высшая школа, 1998. С. 181 - 186.

303. Якобсон, 1987 - Якобсон Р. О. Работы по поэтике. - М.: Прогресс, 1987. - 460 с.

304. Янская - Кардин, 1986 - Янская И. С. Пределы достоверности: очерки документальной литературы / И. С. Янская, Э. В. Кардин - М.: Советский писатель, 1986. - 432 с.

305. Яркова, 2002 - Яркова А. В. Жанровое своеобразие творчества Б. К. Зайцева 1922 - 1972 гг. Литературно-критические и художественно-документальные жанры. - СПб.: СПбГУ, 2002. - 211 с.

306. Ярхо, 2006 - Ярхо Б. И. Методология точного литературоведения. Избранные труды по теории литературы. - М.: Языки славянских культур, 2006. -927 с.

307. Diserink, 1966 - Diserink H. Zum problem der «images» und «mirages» und ihrer Untersuchung im Rahmen der Vergleichenden Literaturwisstnschaft. Arcadia. - 1966. - № 1. - P. 107 - 120. - URL: http://www.imagolo gicaet/duse.

308. Leerssen, 2007 - Imagology: The Culturel Constraction and Literary Representation of National Characters: А Critical Survey / ed. ву M. Beller, J. Leerssen. Amsterdam - N. Y: Rodopi, 2007. - 476 p.

-212309. Leerssen, 2018 - Leerssen J. Imagology.On Using Ethnicity to Make Sense of the World [Электронный ресурс] // Iberic@ 2016.№ 10. Les stereotypes dans la construction des [dentites nationals depuis une perspective transnacionale: dossier обращения 03.03.2018)

310. Slawecka, 1980 - Slawecka E. E. Zola I Piotr Boborykin. Z problemo'w Rosyjskiej recepcji teorii estetycznych naturalizmu // Slavia orientalis. Goszn. ХХ1Х. -Nr. 3. - Warshawa, 1980. - P. 433 - 440. [Славенска Э. Золя и Петр Боборыкин. О проблемах российского восприятия эстетических теорий натурализма (пер. с польского Б.Я. Шарифуллина)].

311. Stecker R. Apparent, implied, and postulated author//Philosophy a. lit. Baltimore, 1987.Vol. 11, № 2. P. 258 - 271.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.