Поэтика автобиографической прозы А.А. Григорьева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Ларионова, Анна Николаевна

  • Ларионова, Анна Николаевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Череповец
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 186
Ларионова, Анна Николаевна. Поэтика автобиографической прозы А.А. Григорьева: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Череповец. 2017. 186 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ларионова, Анна Николаевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I. «Мои литературные и нравственные скитальчества»

А.А. Григорьева как документально - художественный текст

1. Автобиографический герой А.А. Григорьева

1.1. Формы представления «авторского я» в мемуарах А.А. Григорьева

1.2. Литература/чтение как фактор духовной жизни героя

2. «Мемуарный хронотоп» в воспоминаниях А.А. Григорьева

2.1. Культура эпохи в восприятии автобиографического персонажа

2.2. Художественная функция топоса Замоскворечья в «Моих литературных и нравственных скитальчествах»

Выводы к главе I

Глава II. «Листки из рукописи скитающегося софиста» А.А. Григорьева

и трилогия о Виталине как художественное единство

1. Дневниковая природа повести «Листки из рукописи скитающегося софиста»

2. Автобиографический герой в системе персонажей трилогии «Человек будущего», «Мое знакомство с Виталиным», «Офелия»

3. «Дневниковый фрагмент» в структуре трилогии о Виталине

4. «Культурное пространство» в автобиографической трилогии

Выводы к главе II

Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэтика автобиографической прозы А.А. Григорьева»

Введение

Характерной особенностью русского литературного процесса второй половины XIX в. является расцвет автобиографической прозы. В это время в России происходят стремительные перемены в общественно - политической жизни, которые способствуют оживлению культурной и литературной деятельности в стране. Одним из главных свидетельств этих перемен становится усиление роста общественного и личностного самосознания. Обостренное внимание литературы к внутренней жизни человека во второй половине XIX в. актуализировало интерес многих писателей к автобиографической прозе разных жанров, как собственно художественных, так и документально - художественных. Это трилогия Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность» (1850-е гг.); мемуары А.И. Герцена «Былое и думы» (1852); воспоминания М.А. Дмитриева «Мелочи из запаса моей памяти» (1854); «Семейная хроника» и «Литературные и театральные воспоминания» С.Т. Аксакова (1856 - 1858); «Литературные воспоминания» И.И. Панаева (1861); мемуары А.В. Никитенко «Моя повесть о самом себе и о том, "чему свидетель в жизни был": записки и дневник (1804 - 1877гг.)» (опубл. в 1905 г.) и др. В этом ряду следует назвать и автобиографическую прозу А.А. Григорьева: повесть «Листки из рукописи скитающегося софиста» (1844), трилогию о Виталине (1845 - 1846) и мемуары «Мои литературные и нравственные скитальчества» (1862).

Феномен А.А. Григорьева в целом: как литературного критика, мемуариста, поэта — заключается «в неразрывной связи его произведений и личности их автора». 1 Одной из основных особенностей его произведений, как отмечают все исследователи творчества А.А. Григорьева, является автобиографизм. «Писателя более автобиографичного, чем Аполлон Григорьев быть не может во всей русской литературе», — писал Р.В. Иванов-

1 Гродская Е.Е. Автобиографический герой Аполлона Григорьева: поэзия, проза, критика, письма: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. М.: МГУ, 2006. С. 3.

Разумник в своих комментариях к книге «Воспоминания» (1930).1 «Самым характерным свойством григорьевской прозы является ее автобиографичность. Автобиографические мотивы вторгаются даже в критические статьи Григорьева; большинство стихотворений поэта - как бы маленькие дневники и исповеди, а циклы стихотворений представляют собой своеобразные эпизоды из реальной жизни автора»,2 — отмечает Б.Ф. Егоров. С.Н. Носов также говорит о том, что «Григорьеву присущ автобиографизм всех видов творчества — лирики, прозы и критики».3

Действительно, А.А. Григорьев в своих произведениях смотрит на историю страны и своего поколения через призму своей личной судьбы, а на свою судьбу - в контексте истории страны и своего поколения. Таким образом, автобиографизм становится основой его творчества, доминантой и генеративной категорией созданных им произведений, его писательским кредо.

Материалом диссертационного исследования являются мемуары А.А. Григорьева «Мои литературные и нравственные скитальчества»; повесть «Листки из рукописи скитающегося софиста» и трилогия «Человек будущего», «Мое знакомство с Виталиным», «Офелия». Выбор указанных текстов объясняется общей темой произведений: автор повествует в них о своей судьбе, причем повесть и рассказы являются своеобразным «продолжением» «Воспоминаний». В «Моих литературных и нравственных скитальчествах» А.А. Григорьев описывает детские годы своей жизни и период юности, в то время как в «Листках из рукописи скитающегося софиста» и трилогии о Виталине изображено время учебы автобиографического героя в Московском университете и петербургский период. Кроме того, выбранные для исследования произведения являются близкими с точки зрения жанровой природы. Рассказы представляют собой

1 Иванов-Разумник Р.В. Вместо послесловия // Григорьев А. Воспоминания. М., Л.: Академия, 1930. С. 609.

2 Егоров Б.Ф. Художественная проза Ап. Григорьева // Григорьев Аполлон. Воспоминания. Л.: Наука, 1980. С. 337.

3 Носов С.Н. Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М., 1990. С. 14.

тексты, в которых значительное место отведено дневникам автобиографического героя. Воспоминания и дневники - близкие по своей природе жанры, принадлежащие к «эго-документам».1

Объект исследования - автобиографическая проза А.А. Григорьева. Предметом исследования является поэтика указанных произведений. Актуальность выбранной темы определяется несколькими факторами: «антропологическим поворотом», наметившимся в современных гуманитарных науках; повышенным интересом литературоведения конца ХХ - начала XXI века к проблеме личности, общечеловеческим и либеральным ценностям, выработанным русской и европейской культурой;2

вниманием современной филологической науки, как русской, так и европейской, к мемуарно - биографической прозе, что подтверждают появившиеся в последние десять - пятнадцать лет научные работы,3 а также проводимые в России и за рубежом международные научные конференции из цикла «Эго-документ и литература» (Институт русистики Варшавского университета), «Синтез документального и художественного в литературе и искусстве» (Казанский (Приволжский) федеральный университет) и др.

Цель исследования — выявить особенности поэтики автобиографической прозы А.А. Григорьева.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1 См. об этом: Луцевич Л. Некоторые аспекты изучения мемуаристики // Studia Rossica XX. Memuarystyka rosyjska i jej konteksty kulturowe, red. A. Wolodzko-Butkiewicz, L. Lucewicz, t. I, Wyd. Uniwersytetu Warszawskiego, Warszawa, 2010. С. 12.

2 Подтверждением служит ряд публикаций на данную тему: Поселягин Н. Антропологический поворот в российских гуманитарных науках // Новое литературное обозрение. 2012. № 1; Нарский И.В. Антропологизация авторства: приглашение к лирической историографии // Новое литературное обозрение. 2012. № 3 и т.д.; а также серия ежегодных международных конференций под общим названием «Слова и вещи: антропологический поворот в гуманитарных и социальных науках», проводимых редакцией журнала «Новое литературное обозрение» и Европейским университетом в Санкт-Петербурге.

3 Ковачичова О. Генологические аспекты мемуаров // Studia Rossica XX. Memuarystyka rosyjska i jej konteksty kulturowe, red. A. Wolodzko-Butkiewicz, L. Lucewicz, t. I, Wyd. Uniwersytetu Warszawskiego, Warszawa, 2010. С. 17-26; Луцевич Л. Некоторые аспекты изучения мемуаристики // Studia Rossica XX. Memuarystyka rosyjska i jej konteksty kulturowe, red. A. Wolodzko-Butkiewicz, L. Lucewicz, t. I, Wyd. Uniwersytetu Warszawskiego, Warszawa, 2010. С. 10-15; Романова Г. Автобиографические жанры // Литературная учеба. 2003. Кн. 6. С. 195-200; Шкляева Е.Л. Мемуары как «текст культуры»: женская линия в мемуаристике XIX -XX веков: А.П. Керн, Т.А. Кузминская, Л.А. Авилова: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Барнаул, 2006. 181 с. и др.

рассмотреть формы представления «авторского я» в мемуарах А.А. Григорьева;

обозначить роль чтения/литературы в духовной жизни героя воспоминаний;

определить специфику «мемуарного хронотопа» в «Воспоминаниях» А.А. Григорьева;

проанализировать топос Замоскворечья в воспоминаниях А.А. Григорьева, как один из ключевых в «Моих литературных и нравственных скитальчествах»;

изучить дневниковую природу трилогии о Виталине и «Листков из рукописи скитающегося софиста»;

определить место автобиографического героя в системе персонажей рассказов «Человек будущего», «Мое знакомство с Виталиным», «Офелия»;

обозначить роль и функции «дневникового фрагмента» в структуре трилогии о Виталине;

выявить способы создания «культурного пространства» в автобиографической прозе А.А. Григорьева.

Решая поставленные задачи, необходимо рассмотреть основное теоретическое понятие, использованное в работе, — «автобиографическая проза», а также видовые категории, которые с ним соотносятся.

Согласно определению, данному в «Словаре актуальных терминов и понятий» под редакцией Н.Д. Тамарченко, «автобиографическая проза - это произведения литературы художественной, использующие форму автобиографии».1 По мнению большинства литературоведов, изучающих специфику автобиографической прозы, ее главными признаками являются субъективность и ретроспективность изложения; воссоздание жизненных явлений с позиций временной дистанции, удаленной от описываемых событий, поскольку в момент изображения личность автора - повествователя

1 Сорникова М.Я. Автобиографическая проза // Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий / под ред. Н.Д. Тамарченко. М.: Издательство Кулагиной, 2008. С.10.

находится в другой системе отношений и оценок. В работах современных исследователей эти признаки интерпретируются по-разному. Г. Романова основной задачей автобиографической литературы называет «изображение процесса духовно - нравственного развития личности автора, основанного на осмыслении прошлого с точки зрения опытного, зрелого человека, умудренного жизнью».1 Неслучайно жанры автобиографической прозы совмещают в себе самые интенсивные художественные подходы к событию как таковому, к психологии личности, к авторской интерпретации внешнего и внутреннего. Г.Г. Елизаветина2 ведущим свойством автобиографических произведений называет рассказ о самом себе, изображение того, что видел и пережил автор; Т.М. Колядич3 главную задачу художественно -документальной литературы видит в хронологическом изложении материала, способствующего исследованию психологии личности; Н.А. Николина определяет автобиографическую прозу, как «микромодель культуры, отражающую основные этапы пути к самому себе».4 Е.Г. Новокрещенных важным свойством произведений данного жанра называет «психологизм, проявляющийся через оценки действующих лиц автобиографическим героем, внутренние монологи, лирические описания, портретные описания».5

Многие исследователи говорят о том, что автобиографическая проза, взяв за основу так называемый первичный «речевой жанр» — нехудожественную автобиографию (описание своей жизни в форме делового документа), выстраивает собственное художественное целое. Именно поэтому, «из-за своей тесной связи с «документом» автобиографическая проза балансирует на грани художественности».6

1 Романова Г. Автобиографические жанры // Литературная учеба. 2003. Кн. 6. С. 196.

2 Елизаветина Г.Г. Становление жанров автобиографии и мемуаров // Русский и западноевропейский классицизм. Проза. М., 1982.

3 Колядич Т. М. Воспоминания писателей: Проблемы поэтики жанра. М.: Мегатрон, 1998.

4 Николина Н.А. Поэтика русской автобиографической прозы. М.: Флинта; Наука, 2002. С. 8.

5 Новокрещенных Е.Г. Поэтика автобиографической прозы русских поэтов второй половины 19 века: А.А. Григорьева, Я.П. Полонского, А.А. Фета: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Улан-Удэ, 2008. С. 4.

6 Сорникова М.Я. Автобиографическая проза // Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий / под ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2008. С. 10.

Необходимо отметить, что «автобиографическая проза» включает несколько художественных жанров: роман, повесть, рассказ, а также мемуары, поскольку их «объединяют общие способы построения композиционного и архитектонического целого». 1 Различные жанры автобиографической прозы характеризует разная степень сближения автора и героя: в автобиографическом романе или повести герой зачастую находится на расстоянии от автора, поскольку изложение событий осуществляется в основном при помощи повествователя, в то время как в мемуарах происходит наибольшее сближение авторской точки зрения с рассказчиком -автобиографическим героем. Данное различие между жанрами автобиографической прозы проявляется и в автобиографической прозе А.А. Григорьева: мемуарах и повестях дневникового характера.

Мемуары - один из популярных жанров автобиографической прозы. К изучению жанра мемуаров в отечественном литературоведении обращались Л.Я. Гинзбург,2 А.Г. Тартаковский,3 Л.Я. Гаранин,4 Т.М. Колядич,5 Г.Г. Елизаветина,6 Е.Л. Кириллова,7 Н.А. Николина,8 Е.Г. Местергази,9 И.А. Паперно,10 Е.Л. Шкляева,11 Л.Ф. Луцевич,12 М.Ю. Михеев13 и др.

1 Сорникова М.Я. Автобиографическая проза // Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий / под ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2008. С. 10.

2 Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л.: Художественная литература, 1977.

3 Тартаковский А.Г. Русская мемуаристика XVIII — первой половины XIX в. От рукописи к книге. М.: Наука, 1991; Тартаковский А.Г. Русская мемуаристика и историческое сознание XIX века. М., 1997.

4 Гаранин Л. Я. Мемуарный жанр советской литературы: Историко-теоретический очерк. Минск: Наука и техника, 1986.

5 Колядич Т.М. Воспоминания писателей: Проблемы поэтики жанра. М.: Мегатрон, 1998.

6 Елизаветина Г.Г. Становление жанров автобиографии и мемуаров // Русский и западноевропейский классицизм. Проза. М., 1982.

7 Кириллова Е.Л. Мемуаристика как метажанр и ее жанровые модификации (На материале мемуарной прозы русского зарубежья первой волны): дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Владивосток, 2004.

8 Николина Н.А. Поэтика русской автобиографической прозы. М.: Флинта: Наука, 2002.

9 Местергази Е. Г. Художественная словесность и реальность (документальное начало в отечественной литературе XX века): автореф. дис. ... доктора филол. наук: 10.01.01. М., 2008.

10 Паперно И.Б. Введение в самосочинение: аutofiction. Интимность и история: семейная драма Герцена в сознании русской интеллигенции (1850—1990-е годы) (пер. с англ. М. Долбилова) // Новое литературное обозрение. 2010. № 103. С. 96-103.

11 Шкляева Е.Л. Мемуары как «текст культуры»: женская линия в мемуаристике XIX - XX веков: А.П. Керн, Т.А. Кузминская, Л.А. Авилова: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Барнаул, 2006. 181 с.

12 Луцевич Л. Некоторые аспекты изучения мемуаристики // Studia Rossica XX. Memuarystyka rosyjska i jej konteksty kulturowe, red. A. Wolodzko-Butkiewicz, L. Lucewicz, t. I, Wyd. Uniwersytetu Warszawskiego, Warszawa, 2010. С. 10-15.

13 Михеев М.Ю. Дневник в России XIX—XX века — эго-текст, или пред-текст. М., 2007.

Согласно общепринятому определению, мемуары (франц. memoires — воспоминания) — это «повествование от лица автора о реальных событиях прошлого, участником или очевидцем которых он был. Мемуарист, воспроизводя лишь ту часть действительности, которая находилась обычно в поле его зрения, основывается преимущественно на собственных непосредственных впечатлениях и воспоминаниях; при этом повсюду на переднем плане или он сам, или его точка зрения на описываемое».1 Исследователи, как правило, ставят знак равенства между значением слов «мемуары» и «воспоминания».2 Приведем распространенное определение: «мемуары — литературное произведение в форме личных воспоминаний о событиях прошлого».3 В данной работе термины «воспоминания» и «мемуары» используются как синонимичные.

Вне зависимости от того, повествует ли мемуарист о себе, событиях своей жизни, становлении собственного «Я», или же о других -современниках, времени, политических событиях, - любое описание становится актом «самовыражения, самораскрытия личности автора».4 Неслучайно большинство исследователей мемуарно — автобиографической прозы,5 давая определение «мемуаров», отмечают, что этому жанру свойственно совмещение двух линий повествования: объективно -познавательной и личностно - исповедальной. В работе А.Г. Тартаковского отмечается, что «мемуаристика (в широком смысле слова) суть овеществленная историческая память, одно из средств духовной преемственности поколений и один из показателей уровня цивилизованности

1 Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. Редкол.: Л.Г. Андреев, Н.И. Балашов, А.Г. Бочаров и др. М.: Советская энциклопедия, 1987. С. 216.

2 См.: Хазагеров Г.Г. Основы теории литературы: учебник / Г.Г. Хазагеров, И.Б. Лобанов. Ростов н/Д: Феникс, 2009. С. 301. Автор дает ссылку к определению мемуары на термин воспоминания: «Мемуары - см. воспоминания».

3 Словарь русского языка: в 4 т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; под ред. А. П. Евгеньевой. М.: Русский язык; Полиграфресурсы, 1999. Т. 2. С. 148.

4 Шкляева Е.Л. Мемуары как «текст культуры»: женская линия в мемуаристике XIX - XX веков: А.П. Керн, Т.А. Кузминская, Л.А. Авилова: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Барнаул, 2006. С. 28.

5 Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1976; Елизаветина Г.Г. Становление жанров автобиографии и мемуаров // Русский и западноевропейский классицизм: Проза. М., 1982; Тартаковский А.Г. Русская мемуаристика и историческое сознание XIX века. М., 1997; Колядич Т.М. Воспоминания писателей ХХ века: проблемы поэтики жанра: монография. М.: Мегатрон, 1998; Николина Н.А. Поэтика русской автобиографической прозы. М., 2002 и др.

общества, его сознательного отношения к своему прошлому, а, следовательно, и к своему бытию вообще».1 Ученый говорит о том, что в художественно - документальной литературе «находят отражение переломные этапы развития самосознания личности, понимания ею себя в меняющемся мире, а лучшие, классические мемуарные произведения обозначают вехи в духовном освоении человеком действительности».2

В истории мемуаристики выдвижение на первый план личности мемуариста осуществлялось постепенно. Если в начале XVIII века мемуарно - автобиографические произведения еще, как правило, были «вне-личностны», то уже к концу XVIII века мемуаристы ушли «от описания, за которым почти не было видно рассказчика, к отражению «истории в человеке» и истории самого человека»,3 к изображению его внутреннего мира и эмоционально - духовной жизни. Это становится одним из главных достижений автобиографических произведений, «показателем зрелости мемуарной культуры».4

Начиная с Ю.Н. Тынянова, автобиографическая литература, в том числе и мемуары, рассматривается как часть литературного быта, связанная одновременно с художественной и нехудожественной реальностью. Л.Я. Гинзбург изучает мемуары и как литературное произведение, и как феномен «внехудожественный»: «Мемуары, автобиографии, исповеди — это уже почти всегда литература, предполагающая читателей в будущем или настоящем, своего рода сюжетное построение образа действительности и образа человека. <...> Мемуарные жанры сближаются, таким образом, с романом, с ним не отождествляясь»5. Главным отличием документально-художественной прозы от произведений художественных, с точки зрения Л.Я. Гинзбург, становится ориентация на подлинность событий, которые,

1 Тартаковский А.Г. Русская мемуаристика XVIII — первой половины XIX в. От рукописи к книге. М.: Наука, 1991, С. 3.

2 Там же.

3 Елизаветина Г.Г. «Последняя грань в области романа»: Русская мемуаристика как предмет литературоведческого анализа // Вопросы литературы. 1982. № 10. С. 148.

4 Тартаковский А.Г. Мемуаристика как феномен культуры // Вопросы литературы. 1999. № 1. С. 38.

5 Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1977. С. 12.

однако, не мешают мемуарам стать полноценным материалом для изучения разных принципов изображения человека.1 Мемуары, по мнению исследователя, можно рассматривать как особое эстетическое явление, которое, сохраняя свою специфику, пользуется методами, выработанными современной и предшествующей литературой, нередко даже «обновляя и заостряя»2 их. Именно благодаря этому, считает Ю.В. Манн, ссылаясь на работы Л.Я. Гинзбург, «в формировании эстетических принципов мемуарная и - шире - документальная литература принимает почти такое же участие, как и литература художественная».3

Произведения, имеющие в своей основе документальную природу, требуют при анализе особого подхода. Ф. Федоров наиболее важными в настоящее время в изучении автобиографических текстов считает три основных вопроса: «1) проблему соотнесенности Эго-словесности со словесностью; 2) проблема памяти, не столько ее иссякаемости, сколько избирательности; 3) проблема художественности / нехудожественности».4 Известно, что до сих пор в филологической науке мемуары не получили определенного статуса. Вследствие этого возникают спорные моменты: что из себя представляет автобиографическая проза - отдельный вид художественной словесности или, как полагают некоторые исследователи, особый ее жанр. Также возникает вопрос: каким образом функционируют документально - художественные произведения и насколько реальность, воссоздаваемая ими, принадлежит области «художественного».

Останавливаясь на последней проблеме, нужно сказать, что в современном литературоведении, действительно, нет единого мнения по вопросу о степени и характере присутствия в мемуарах художественного начала. Л.Я. Гинзбург считает, что художественность мемуаров проявляется в их эстетической организованности. «Для эстетической значимости, - пишет

1 См. об этом: Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1977. С. 137.

Там же.

3

Манн Ю. Мемуары как эстетический документ // Диалектика художественного образа. М., 1987. С. 15.

4 Федоров Ф. Мемуары как проблема // Studia Rossica XX. Memuarystyka rosyjska i jej konteksty kulturowe, red. A. Wolodzko-Butkiewicz, L. Lucewicz, t. I, Wyd. Uniwersytetu Warszawskiego, Warszawa, 2010. С. 14.

исследователь, — не обязателен вымысел и обязательна организация — отбор и творческое сочетание элементов, отраженных и преображенных словом».1 З.Р. Сутаева определяет ряд критериев, с помощью которых можно обозначить степень художественности мемуарно -автобиографического текста: «специальная авторская установка на читателя; органическое сочетание фактов и художественного домысла; наличие психологической проблематики, характерной для большого романа; композиция, оправданная внутренней логикой повествования; структурная и контекстуальная соотносимость с беллетристическими жанрами и с другими, в большей степени «беллетризованными» произведениями мемуарно -автобиографического характера».2

С проблемой художественности мемуаров связана проблема жанровых границ эго-документа. В решении данного вопроса тоже существуют различные точки зрения. Одна из них была высказана еще в статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года» В.Г. Белинского, где он сравнивает мемуары с романами нового времени, причисляя их таким образом к одному из жанров художественной литературы: «. мемуары, совершенно чуждые всякого вымысла, ценимые только по мере верной и точной передачи ими действительных событий, — самые мемуары, если они мастерски написаны, составляют как бы последнюю грань романа». 3 Обозначая в качестве ведущего признака мемуаров типизацию изображаемого, автор статьи тем самым относит их к жанру художественной литературы, в котором происходит отбор и организация фактов в соответствии с авторским замыслом, а также создание художественных образов. Следовательно, В.Г. Белинский применяет к мемуарам те же художественные критерии, что и

1 Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1977. С. 11.

2 Сутаева З.Р. Жанровые особенности автобиографической и мемуарной прозы: На материале творчества А.С. Пушкина, П.А. Вяземского, Н.Г. Чернышевского: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.08. Москва, 1998. С. 13.

3 Белинский В.Г. Собрание сочинений в 3-х тт. Т. 3. Статьи и рецензии 1843-1848 / под общей ред. Ф.М. Головенченко. М.: Художественная литература, 1948. С. 372.

к другим литературным жанрам. Многие современные исследователи продолжают развивать высказанную критиком мысль. 1

Согласно другой точке зрения, мемуары относятся исключительно к документальной литературе. Так, Л.Я. Гаранин определяет мемуары как «документальные жанры».2 А.Г. Тартаковский полагает, что нельзя считать мемуары одной из разновидностей жанров художественной прозы, так как это обедняет понимание их истинной природы. Кроме того, некоторые литературоведы пытаются определить место мемуаров, исходя из синкретизма их природы: сочетания документального и художественного начала. В работе Л.Я. Гинзбург «О психологической прозе», положившей начало современным исследованиям мемуарной прозы, отмечается, что «промежуточные, документальные жанры, не теряя своей специфики, не превращаясь ни в роман, ни в повесть, могли в то же время явиться произведением словесного искусства».3 Е.Л. Кириллова также определяет мемуарную литературу как метажанр, но расширяет это понятие, включая в мемуары другие жанровые модификации (дневники, письма и пр.).4

А.Г. Тартаковский отмечает, что мемуары создаются ввиду «целеустремленной деятельности личности по запечатлению опыта своего участия в историческом бытии».5 То есть, создавая свои воспоминания, автор стремится воспроизвести исторические события современной ему эпохи, а также делает попытку определить свое место в данном континууме. По мнению современного исследователя, именно этом желании изобразить основные события своего времени, обозначить исторические персонажи «в

1 См. об этом: Кардин В. Сегодня о вчерашнем: Мемуары и современность. М.: Воениздат, 1961; Кузнецов М. Мемуарная проза // Жанрово - стилевые искания современной советской прозы. М.: Наука, 1971. С. 120135; Колядич Т.М. Воспоминания писателей ХХ века: проблемы поэтики жанра. М.: Мегатрон, 1998.

2 Гаранин Л.Я. Мемуарный жанр советской литературы: Историко-теоретический очерк. Минск: Наука и техника, 1986.

3 Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1977. С. 5.

4 Кириллова Е.Л. Мемуаристика как метажанр и ее жанровые модификации (На материале мемуарной прозы русского зарубежья первой волны): дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Владивосток, 2004. С. 18.

5 Тартаковский А.Г. Русская мемуаристика XVШ - первой половины XIX в. От рукописи к книге. М.: Наука, 1991. С. 5.

осязаемо - зрительном образе их неповторимого бытия»1 и состоит «метафизическая функция мемуаристики».2

Важнейшее значение документально - художественных произведений Л.Я. Гинзбург видит «в той установке на подлинность, ощущение которой не покидает читателя, но которая далеко не всегда равна фактической точности».3 Исследователь говорит о том, что «некий фермент «недостоверности» заложен в самом существе жанра»4, и появляется он благодаря тому, что каждый автор воспоминаний по-своему освещает произошедшее, неосознанно, а иногда и умышленно умалчивая о каких-либо событиях внешнего мира. Вследствие этого, путем эстетической организации отобранного материала, благодаря «умению явления действительности провести через свою фантазию»,5 автору воспоминаний удается создать художественный образ в документальном контексте.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ларионова, Анна Николаевна, 2017 год

Список литературы

16. Авдеева, Л.Р. Русские мыслители: Ап.А. Григорьев, Н.Я. Данилевский, Н.Н. Страхов. Философская культурология второй половины XIX века / Л.Р. Авдеева. — М.: Издательство МГУ, 1992. —195 с.

17. Аксаков, С.Т. Собрание сочинений: в 4 т. / С.Т. Аксаков. — М., 1955. — 4 т.

18. Альтшуллер А.Я., Егоров Б.Ф. Аполлон Григорьев театральный критик // Григорьев А.А. Театральная критика. - Л.: Искусство, 1985. - 405 с.

19. Андронникова, М.И. От прототипа к образу. К проблеме портрета в литературе и кино / М.И. Андронникова. - М.: Наука, 1974. - 200 с.

20. Антюхов, А.В. Русская мемуарно - автобиографическая литература XVIII века (Генезис. Жанрово - видовое многообразие. Поэтика): автореф. дис. ... доктора филол. наук: 10.01.01 / А.В. Антюхов. - Елец, 2003. - 28 с.

21. Антюхов, А.В. Русская мемуаристика VIII - начала XIX веков. Монография / А.В. Антюхов. — М.: Прометей, 1999. — 288 с.

22. Барахов, В.С. Литературный портрет / В.С. Барахов. - Л.: Наука, 1985. — 312 с.

23. Барт, Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов / Р. Барт // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX—XX вв. -М.,1987. - С. 387 - 422.

24. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики / М.М. Бахтин. — М.: Художественная литература, 1975. — 504 с.

25. Бахтин, М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук / М.М. Бахтин. — СПб.: Азбука, 2000. - 336 с.

26. Бем, А. Оценка А. Григорьева в прошлом и настоящем / А. Бем // Русский исторический журнал. — 1918. — № 5. - С. 298-307.

27. Белинский, В.Г. Полное собрание сочинений: в 13 т. / Виссарион Григорьевич Белинский. — М., 1955. Т.7.

28. Белинский, В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года // В.Г. Белинский. Статьи о классиках. — М.: Художественная литература, 1970. — С. 427—524.

29. Библер, В.С. Культура. Диалог культур / В.С. Библер // Вопросы философии. —1989. — № 6. — С. 32—34.

30. Билинкис, М. Этапы развития русской мемуарно -автобиографической литературы XVIII века: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. - М., 1968.

31. Блок, А. Судьба Аполлона Григорьева / А. Блок // Григорьев А.А. Стихотворения и поэмы. - М.: Современник, 1989. - 270 с.

32. Боборыкин, П. А.А. Григорьев (Из воспоминаний о пишущей братии) / П. Боборыкин // Григорьев Аполлон. Воспоминания / под ред. Р.В. Иванова - Разумника. — М.; Л., 1930. — С. 566 - 590.

33. Богданова, Е.В. Языковые особенности жанра дневника / Е.В. Богданова // Филологические науки. Вопросы теории и практики: в 2 ч. -Тамбов: Грамота, 2008. — Ч. 1. - С. 28 - 33.

34. Богомолов, Н.А. Дневники в русской культуре начала XX века / Н.А. Богомолов // Русская литература первой трети XX века. Портреты. Проблемы. Разыскания. - Томск: Водолей, 1999. - C. 201 - 212.

35. Богуславский, В.М. Человек в зеркале русской культуры, литературы и языка / В.М. Богуславский. — М.: Космополис, 1994.

36. Болдырева, Е.М. Автобиографический роман в русской литературе первой трети XX века: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Е.М. Болдырева. - Ярославль, 1999. - 194 с.

37. Большакова, А.Ю. Читатель русской литературы как проблема / А.Ю. Большакова // Теоретико-литературные итоги XX века. - Т.4. Читатель:

проблемы восприятия / Редкол.: С.А. Макуренкова (отв. ред.), С.Г. Бочаров, В.П. Большаков, А.В. Марков и др. — М.: Праксис, 2005. — С. 283—308.

38. Бочаров, С.Г. О художественных мирах / С.Г. Бочаров. М., 1985.

39. Бочкарев, В.А. К истории молодой редакции «Москвитянина» / В.А. Бочкарев // Ученые записки Куйбышевского педагогического института. - 1942. — Вып. 6. — С. 11-15.

40. Буало, Н. Поэтическое искусство / Н. Буало // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. — М., 1980. — 434 с.

41. Букин, А.Г. Культурное пространство и пространства культур: автореф. дис. ... канд. филос. наук / А.Г. Букин. - Чита, 2006. — 28 с.

42. Буланов, А.М. Художественная феноменология изображения «сердечной жизни» в русской классике (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.А. Гончаров, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой): монография / А.М. Буланов. — Волгоград: Перемена, 2003. — 286 с.

43. Бурмистрова, С.В. Любовно - семейная проблематика в русской литературе 19 века / С.В. Бурмистрова // Вестник ТГПУ. — 2010. — Вып. 8 (98). - С. 79—86.

44. Буслаев, Ф.И. Мои досуги / Ф.И. Буслаев. — М.: Русская книга, 2003. - 608 с.

45. Бухштаб, Б.Я. Гимны Аполлона Григорьева / Б.Я. Бухштаб // Библиографические разыскания по русской литературе XIX века. - М., 1966.

46. Быстрова, А.Н. Культурное пространство как предмет философской рефлексии / А.Н. Быстрова // Философские науки. - 2004. — №12. - С. 36 - 39.

47. Варламов, А.Н. Жизнь как творчество в дневнике и художественной прозе М.М. Пришвина: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.01 / А.Н. Варламов. - М., 2003. — 28 с.

48. Вахненко, Е.Е. Концепция времени и пространства в автобиографической прозе А. М. Ремизова 1920 - 1950-х гг.: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Е.Е. Вахненко. — Иркутск, 2007. - 206 с.

49. Введение в литературоведение: учебник / Г.Н. Поспелов, П.А. Николаев, И.Ф. Волков и др.; под ред. Г.Н. Поспелова. — 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 1988. - 528 с.

50. Введение в литературоведение: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. Л.В. Чернец. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 720 с.

51. Велиев, И.О. Литературный портрет: его функция и типология / И.О. Велиев. — Баку: Элм, 1986. — 159 с.

52. Виттакер, Р. Жизнь Григорьева в письмах / Р. Виттакер, Б.Ф. Егоров // Григорьев Аполлон. Письма. — М., 1999. — 466 с.

53. Виттакер, Р. Последний русский романтик: Аполлон Григорьев (1822—1864) / Р. Виттакер; [Перевод с английского М.А. Шерешевской]. -СПб.: Академический проект, 2000. — 560 с.

54. Вознесенская, И.М. Дневник: особенности семантической структуры и речевой организации / И.М. Вознесенская // Мир русского слова.

- 2006. - № 3. - С. 41 - 48.

55. Володина, Н.В. Концепты, универсалии, стереотипы в сфере литературоведения: монография / Н.В. Володина. — М.: Флинта: Наука, 2010. — 250 с.

56. Володина Н.В. «Мемуарный хронотоп» как литературоведческое понятие: к постановке проблемы // Вестник ЧГУ. - Череповец. — 2017. — № 2. — С. 66 -71.

57. Галанов, Б.Е. Искусство портрета / Б.Е. Галанов. — М.: Советский писатель, 1967. — 208 с.

58. Галич, А.А. Современная художественная документально — биографическая проза (Проблемы развития жанров): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / А.А. Галич. — Донецк, 1984. - 26 с.

59. Гаранин, Л.Я. Мемуарный жанр советской литературы: Историко

- теоретический очерк / Л.Я. Гаранин. - Минск: Наука и техника, 1986. -222 с.

60. Герцен, А.И. Былое и думы / А.И. Герцен. - М.: Художественная литература, 1973. — [Т. 2]. Части 4 - 5. - 656 с.

61. Гершензон, М.О. Русские пропилеи. Материалы по истории русской мысли и литературы / М.О. Гершензон. — М.: Издательство М. и С. Шабашниковых, 1915. — Т. 1.

62. Гиголов, М.Г. Эволюция героя - рассказчика в творчестве Ф.М. Достоевского 1845-1865 гг.: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / М.Г. Гиголов. — Тбилиси, 1984. - 20 с.

63. Гинзбург, Л.Я. «Былое и думы» Герцена / Л.Я. Гинзбург. — М., 1957. — 160 с.

64. Гинзбург, Л.Я. О документальной литературе и принципах построения характера / Л.Я. Гинзбург // Вопросы литературы. - 1970. - №1. -С. 62—91.

65. Гинзбург, Л.Я. О литературном герое / Л.Я. Гинзбург. — Л., 1979. — 223 с.

66. Гинзбург, Л.Я. О психологической прозе / Л.Я. Гинзбург. — Л.: Советский писатель, 1971. — 464 с.

67. Гитович, И. «Найти свою жизнь и ее значение»: мемуары и автобиографическая память / И. Гитович // Studia Rossica XX. Memuarystyka rosyjska i jej konteksty kulturowe, red. A. Wolodzko—Butkiewicz, L. Lucewicz, t. I, Wyd. Uniwersytetu Warszawskiego — Warszawa. — 2010. — С. 49 — 63.

68. Глебов, В.Д. Аполлон Григорьев: концепция историко -литературного процесса 1830 - 1860-х годов / В.Д. Глебов. — М.: Прометей, 1996. — 172 с.

69. Горелов, А.Е. Очерки о русских писателях / А.Е. Горелов. — Л.: Советский писатель, 1968. — 698 с.

70. Грачева, Е.Н. Представления о детстве поэта на материале жизнеописаний конца XVIII начала XIX вв / Е.Н. Грачева // Лотмановский сборник. - М.: ИЦ Гарант, 1995. — Т.1. — С. 323-333.

71. Гродская, Е.Е. Автобиографический герой Аполлона Григорьева: поэзия, проза, критика, письма: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Е.Е. Гродская. — М.: МГУ, 2006. — 23 с.

72. Громов, П.П. Аполлон Григорьев / П.П. Громов // Григорьев Аполлон. Избранные произведения. — Л., 1959.

73. Гюбиева, Г.Е. Этапы развития русской мемуарно— автобиографической литературы XVIII века: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Г.Е. Гюбиева. — М., 1968. — 24 с.

74. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В.И. Даль; под ред. проф. И.А. Бодуэна де Куртенэ. — М: Терра-Книжный клуб, 1998. — Т. 4. — 864 с.

75. Двинятина, Т.М. Сюжеты памяти в русской литературе / Т.М. Двинятина // Русская литература. - 2005. — № 2. - С. 227-231.

76. Дворецкая, И.А. «Телефонная книжка» Е.Шварца: симбиоз эго-словесных структур / И.А. Дворецкая // Славянские чтения Х. Даугавпилс: Академическое издательство Даугавпилсского университета «Сауле». Гл. ред. А.И. Станкевич. - 2014. - С. 147-158.

77. Егоров, Б.Ф. Аполлон Григорьев критик / Б.Ф. Егоров // Ученые записки Тартуского государственного университета. — 1960. — Вып. 98.

78. Егоров, Б.Ф. Аполлон Григорьев критик / Б.Ф. Егоров // Ученые записки Тартуского государственного университета. — 1961. — Вып. 104.

79. Егоров, Б.Ф. Аполлон Григорьев — литературный критик / Б.Ф. Егоров // Григорьев Аполлон. Литературная критика. — М.: Художественная литература, 1967. — С. 3-39.

80. Егоров, Б.Ф. А.Н. Островский и «молодая редакция» «Москвитянина» / Б.Ф. Егоров // А.Н. Островский и русская литература. — Кострома, 1974.

81. Егоров, Б.Ф. Ап. Григорьев / Б.Ф. Егоров // Русская литература и фольклор (2-я половина XIX в.). — Л., 1982.

82. Егоров, Б.Ф. Художественная проза Ап. Григорьева / Б.Ф. Егоров // Григорьев Аполлон. Воспоминания. — Л.: Наука, 1980. — С. 337-367.

83. Егоров, Б.Ф. Аполлон Григорьев / Б.Ф. Егоров. — М.: Молодая гвардия, 2000. — 219 с.

84. Егоров, Б.Ф. Аполлон Григорьев поэт / Б.Ф. Егоров // Григорьев Аполлон. Стихотворения. Поэмы. Драмы. — СПб, 2001. - 760 с.

85. Егоров, О.Г. Дневники русских писателей XIX века. История и теория жанра: исследование / О.Г. Егоров. - М.: Флинта; Наука, 2003. - 350 с.

86. Елизаветина, Г.Г. «Былое и думы» А.И. Герцена / Г.Г. Елизаветина. — М.: Художественная литература, 1984. — 160 с.

87. Елизаветина, Г.Г. Становление жанров автобиографии и мемуаров / Г.Г. Елизаветина // Русский и западноевропейский классицизм. Проза. — М., 1982. - 392 с.

88. Елизаветина, Г.Г. Традиции «Былого и дум» в русской революционной мемуаристике / Г.Г. Елизаветина // А.И. Герцен художник и публицист; под ред. Л.И. Матюшенко. — М.: Издательство Московского университета, 1977. — С. 32—53.

89. Елизаветина, Г.Г. «Последняя грань в области романа.» (Русская мемуаристика как предмет литературоведческого исследования) / Г.Г. Елизаветина // Вопросы литературы. — 1982. — № 10. — С. 147-171.

90. Есин, А.Б. Время и пространство / А.Б. Есин // Введение в литературоведение: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования; под ред. Л.В. Чернец. — М.: ИЦ Академия, 2011. С. 200 - 216.

91. Есин, А.Б. Психологизм русской классической литературы / А.Б. Есин. - М.: Просвещение, 1988. -176 с.

92. Жук, А.А. Русская проза второй половины 19 в.: Пособие для учителей. — М., 1981. - 254 с.

93. Журавлева, А.И. «Органическая критика» Аполлона Григорьева / А.И. Журавлева // Григорьев Аполлон. Эстетика и критика. - М., 1980. -496 с.

94. Зализняк, А.А. Дневник: к определению жанра / А.А. Зализняк // Новое литературное обозрение. - 2010. - № 106. - С. 162 - 180.

95. Иванов-Разумник, Р.В. Вместо послесловия / Р.В. Иванов-Разумник // Григорьев А. Воспоминания. - М., Л.: Академия, 1930. - С. 592— 672.

96. Изер, В. К антропологии художественной литературы / В. Изер // Новое литературное обозрение. - 2008. - № 94. - С. 20.

97. Ингарден, Р. Исследования по эстетике / Р. Ингарден. - М., 1962.

98. История московских районов: энциклопедия / под ред. К.А. Аверьянова. — М.: Астрель: АСТ, 2006. — 832 с.

99. Кальщикова, Т.А. Дневник как вид коммуникативной деятельности (на материале «Дневника» А. Блока): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Т.А. Кальщикова. - Нижний Тагил, 2012. - 24 с.

100. Карамзин, Н.М. Записки старого московского жителя: избранная проза / Н.М. Карамзин. — М.: Московский рабочий, 1986. — 528 с.

101. Кармин, А. С. Основы культурологии. Историография культуры / А.С. Кармин. — СПб.: Лань, 2003. — 928 с.

102. Карпов, Д.Л. Традиция пушкинской прозы и русские романы середины 1840-х годов: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Д.Л. Карпов. — Ярославль, 2010. — 196 с.

103. Кафанова, О. Б. Любовный быт «людей сороковых годов» / О.Б. Кафанова // Вестник Томского государственного университета. — Томск: Изд-во Томского университета. — 1998. — Вып. 266. — С. 78—87.

104. Кафанова, О.Б. Жорж Санд и начало разрушения патриархального сознания в русской литературе XIX века / О.Б. Кафанова // Вестник ТГПУ. Серия: Гуманитарные науки. — Томск. — 2006. — Выпуск 8 (59). — С. 31-37.

105. Кириллова, Е.Л. Мемуаристика как метажанр и ее жанровые модификации (На материале мемуарной прозы русского зарубежья первой

волны): дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Е.Л. Кириллова. - Владивосток, 2004. - 221 с.

106. Климанов, В.В. Замоскворечье. Достопримечательности. Замечательные люди / В.В. Климанов. — М.: Мысль, 1997. - 124 с.

107. Кобрин, К.Р. Дневники: между текстом и жизнетворчеством. Похвала дневнику / К.Р. Кобрин // Новое литературное обозрение. - 2003. -№ 61. - С. 288 - 295.

108. Ковалев, О.А. Проза Аполлона Григорьева в контексте русской литературы 30-60-х годов XIX века: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / О.А. Ковалев. — Томск, 1996.

109. Ковачичова, О. Генологические аспекты мемуаров / О. Ковачичова // Studia Rossica XX. Memuarystyka rosyjska i jej konteksty kulturowe, red. A. Wolodzko - Butkiewicz, L. Lucewicz, t. I, Wyd. Uniwersytetu Warszawskiego, Warszawa, 2010. — С. 17 - 26.

110. Кожевникова, Н.А. Типы повествования в русской литературе XIX—XX вв. / Н.А. Кожевникова. — М.: Институт русского языка РАН, 1994. - 335 с.

111. Кознова, Н.Н. Дневники, письма, мемуары: к вопросу о взаимодействии жанров / Н.Н. Кознова // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». - 2009. - № 1. - С. 137 - 143.

112. Кознова, Н.Н. Эпистолярный жанр в мемуарном контексте / Н.Н. Кознова // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. — 2011. — № 1. - С. 51-58.

113. Колядич, Т.М. Воспоминания писателей ХХ века (эволюция, проблематика, типология): автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.01 / Т.М. Колядич. - Москва, 1999. - 45 с.

114. Колядич, Т.М. Воспоминания писателей ХХ века: проблемы поэтики жанра: монография / Т.М. Колядич. — М.: Мегатрон, 1998. - 277 с.

115. Корман, Б.О. Изучение текста художественного произведения / Б.О. Корман. - М.: Просвещение, 1972. - 236 с.

116. Корман, Б.О. Избранные труды. Теория литературы / Б.О. Корман; ред.-сост. Е.А. Подшивалова и др. - Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006. — 552 с.

117. Костелянец, Б.О. Аполлон Григорьев / Б.О. Костелянец // Григорьев Аполлон. Стихотворения и поэмы. — М.; Л., 1966.

118. Крылова, А. Определение понятия «двойничества» в литературе и философско - эстетическая база его возникновения / А.Крылова // Парус -2014. - № 34.

119. Кудасова, В.В. Дневник как жанровая стратегия творчества Аполлона Григорьева / В.В. Кудасова // Грехнёвские чтения - VII. Сборник научных трудов. - Нижний Новгород. - 2008. - № 5. - С. 74 - 82.

120. Кудасова, В.В. Проза Ап. Григорьева 40-х годов XIX века / В.В. Кудасова // XXIX Герценовские чтения. Литературоведение. Научные доклады. — Л., 1977.

121. Кузнецова, У.С. Социально - психологический портрет и автопортрет женщины 1840-х гг. в мемуарах А.И. Герцена и его окружения: типология и поэтика: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 [Электронный ресурс] / У.С. Кузнецова. - Архангельск, 2013. - Режим доступа: //http://dlib.rsl.ru/viewer/01005538669.

122. Лазутин, В.В. «Последние романтики»: поколение 1840-ых годов как особый тип культурно - бытового поведения / В.В. Лазутин // Русская литература: тексты и контексты. Сборник научных работ молодых филологов. Вып. I. - Warszawa. - 2011. - С. 33 - 42.

123. Лазутин, В.В. Идейно - поведенческий комплекс "люди сороковых годов" в литературе конца XIX - начала XX в.: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / В.В. Лазутин. - М., 2011. - 195 с.

124. Лазутин, В.В. От памяти к истории: к вопросу о формировании представления о «людях сороковых годов» / В.В. Лазутин // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Фольклористика». - 2010. — № 2. - С. 101-110.

125. Ламзина, А.В. Рама произведения / Литературная энциклопедия терминов и понятий. — М., 2001. - С. 848 - 853.

126. Ларионова, А.Н. Авторское предисловие как жанр («Мои литературные и нравственные скитальчества» А.А. Григорьева) / А.Н. Ларионова // Вестник ЧГУ. — Череповец: ЧГУ. - 2015. - № 1. - С. 44 -47.

127. Ларионова, А.Н. Жанровая природа повести А.А. Григорьева «Листки из рукописи скитающегося софиста» / А.Н. Ларионова // Вестник ВоГУ. - Вологда: ВоГУ. - 2016. - № 2. - С. 62 - 65.

128. Ларионова, А.Н. «Культурное пространство» как историко -литературная категория (на примере автобиографической прозы А.А. Григорьева) / А.Н. Ларионова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. -Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2016. - № 2. - С. 121 - 124.

129. Ларионова, А.Н. Литература как фактор духовной жизни человека 1830 - 50-х гг. (на материале предисловия к воспоминаниям А.А. Григорьева «Мои литературные и нравственные скитальчества») / А.Н. Ларионова // Филология и культура. Philology and Culture. - Казань: КФУ. - 2014. - Вып. 39. - С. 186-190.

130. Ларионова, А.Н. Формы репрезентации авторского я в воспоминаниях А.А. Григорьева «Мои литературные и нравственные скитальчества» / А.Н. Ларионова // Вестник ЧГУ. - Череповец: ЧГУ. - 2015. -№ 8.- С. 67—70.

131. Латынина, А. «Вечно декламирующая душа» (Аполлон Григорьев - творчество и судьба) / А. Латынина // Литературная учеба. -№ 3. - 1979.

132. Лежен, Ф. В защиту автобиографии / Ф. Лежен // Иностранная литература. - 2000. - № 4 [Электронный ресурс]. Режим доступа http: //magazines.russ. ru/inostran/2000/4/lezhen.html

133. Лежен, Ф. Женский дневник как форма самосознания / Ф. Лежен // Вопросы филологии. - 2001. - № 3. - С. 83 - 90.

134. Лермонтов, М.Ю. Собрание сочинений: в 4 т. / М.Ю. Лермонтов.

— М.: Правда, 1986. - Т.1. - 384 с.

135. Лермонтовская энциклопедия / Гл. ред. В.А. Мануйлов. - М.: Советская энциклопедия, 1981. - 784 с.

136. Летягин, Л.Н. Личный дневник: самосознание жанра / Л.Н. Летягин // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2008. — № 10.

137. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. — М.: Сов. энциклопедия, 1987. - 752 с.

138. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века) / Ю.М. Лотман. — С-Пб.: Искусство, 1994. - 670 с.

139. Лотман, Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь: книга для учителя / Ю.М. Лотман. — М.: Просвещение, 1988. - 416 с.

140. Лотман, Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история / Ю.М. Лотман. - М.: Языки русской культуры, 1996.

— 464 с.

141. Лотман, Ю.М. Лекции по структуральной поэтике / Ю.М. Лотман // Лотман Ю.М. и тартуско - московская семиотическая школа. — М., 1994. -560 с.

142. Лотман, Ю.М. Статьи по семиотике и типологии культуры / Ю.М. Лотман. Избранные статьи: в 3 т. - Т.1. - Таллинн: Александра, 1992.

— 479 с.

143. Луцевич, Л.Ф. Авторская исповедь в современной литературе / Л.Ф. Луцевич // Славянские чтения Х. - гл. ред. А.И. Станкевич. -Даугавпилс: Академическое издательство Даугавпилсского университета «Сауле». - 2014. - С. 169-177.

144. Луцевич, Л. Некоторые аспекты изучения мемуаристики / Л. Луцевич // Studia Rossica XX. Memuarystyka rosyjska i jej konteksty kulturowe, red. A. Wolodzko—Butkiewicz, L. Lucewicz, t. I, Wyd. Uniwersytetu Warszawskiego, Warszawa, 2010. — С. 12 - 18.

145. Луцевич, Л. Писательская исповедь: попытки типологии / Л. Луцевич // БШ&а Яоввюа XXI. А^оЬ^гайе р1ваг7у гову]вкШ, геё.

A. Wolodzko - Butkiewicz, L. Lucewicz, 1 I, Wyd. Uniwersytetu Waгszawskiego. - Waгszawa. - 2012. — С. 22 - 29.

146. Луцевич, Л. Формы репрезентации в мемуарном тексте / Л.Ф. Луцевич // БШ^ Rossica XX. Memuaгystyka гosyjska i konteksty kultuгowe, геё. А. Wolodzko - Butkiewicz, Ь. Lucewicz, t. I, Wyd. Uniweгsytetu Waгszawskiego. - Waгszawa. - 2010. - С. 38 - 47.

147. Любецкий, С.М. Старина Москвы и русского народа в историческом отношении с бытовою жизнью русских / С.М. Любецкий. - М., 1872. - 400 с.

148. Майков, В.Н. Сочинения: в 2 т. / В.Н. Майков. - Киев, 1901. - 2 т.

149. Манн, Ю.В. Автор и повествование / Ю.В. Манн // Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы литературного сознания. - М., 1994. -509 с.

150. Манн, Ю.В. Динамика русского романтизма / Ю.В. Манн. — М.: Аспект Прес, 1995. - 384 с.

151. Манн, Ю.В. Мемуары как эстетический документ / Ю.В. Манн // Диалектика художественного образа. — М., 1987. - 320 с.

152. Маркович, В.М. Тема искусства в русской прозе эпохи романтизма / В.М. Маркович // Искусство и художник в русской прозе первой половины XIX века: сб. произведений. - Л., 1989. - С. 5 - 37.

153. Маркович, В.М. «Исповедь» Печорина и ее читатели /

B.М. Маркович // Литературная учеба. - 1984. - № 5. - С. 206 - 213.

154. Махов, А.Е. Топос, общее место / А.Е. Махов // Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М., 2001. - С. 176.

155. Меркулова, И.И. Хронотоп дороги в русской прозе 1830 - 1840-х годов: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / И.И. Меркулова. — Самара, 2007. - 28 с.

156. Местергази, Е.Г. Художественная словесность и реальность (документальное начало в отечественной литературе XX века): автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.01 / Е.Г. Местергази. — М., 2008.

157. Минералова, И.Г. Анализ художественного произведения: стиль и внутренняя форма / И.Г. Минералова. — М.: Флинта; Наука, 2011. — 256 с.

158. "Минувшее меня объемлет живо.". Воспоминания русских писателей XVIII — нач. ХХ в. и их современников. Рекоменд. - библиограф. энциклопедия / науч. ред. Ковалев В.; авт. - сост.: С.П. Бовин, Е.М. Сахарова, И.В. Семибратова, В.С. Смирнова. М.: Книжная палата,1989. - 350 с.

159. Милюков, А.П. А.А. Григорьев (Отрывок из воспоминаний) / А.П. Милюков // Григорьев Аполлон. Воспоминания; под ред. Р.В. Иванова-Разумника. — М.; Л., 1930. — С. 557—565.

160. Михайлов, Д. Аполлон Григорьев. Жизнь в связи с его литературной деятельностью / Д. Михайлов. — СПб, 1900.

161. Михеев, М.Ю. Дневник как эго-текст (Россия, XIX - XX): монография / М.Ю. Михеев. - М.: Водолей Publishers, 2007. — 264 с.

162. Мишуков, О.В. Русская мемуаристика первой половины XIX века: проблемы жанра и стиля / О.В. Мишуков. — Лодзь, 2007. — 248 с.

163. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dissercat.com

164. Нефагина, Г. Жанровая парадигма дневника и его онтология (на материале дневника К.Чуковского 1918—1923 гг.) / Г. Нефагина // Studia Rossica XVII. Dzienniki pisarzy rosyjskich, redakcja naukowa Alicja Wolodzko— Butkiewicz, Ludmila Lucewicz. Wydawnictwo „Studia Rossica". — Warszawa. — 2006. — С. 451 — 463.

165. Николаева, Н.А. Трансформация жанра семейных записок XVIII - XIX вв. в «Семейной хронике» С.Т. Аксакова / Н.А. Николаева // Материалы к словарю сюжетов и мотивов русской литературы. -Новосибирск. — 2004. - Вып. 6. - 152 с.

166. Николаичева, С.С. «Дневниковый фрагмент» в структуре художественного произведения (на материале русской литературы 30-70 гг. XIX века): дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / С.С. Николаичева. - Нижний Новгород, 2014. — 174 с.

167. Николина, Н.А. Поэтика русской автобиографической прозы / Н.А. Николина. — М.: Флинта; Наука, 2002. — 424 с.

168. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Под редакцией

B.С. Стёпина. — М., 2001. — 4 т.

169. Новокрещенных, Е.Г. Поэтика автобиографической прозы русских поэтов второй половины XIX в.: А. А. Григорьева, Я. П. Полонского, А. А. Фета: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Е.Г. Новокрещенных. — Улан-Удэ, 2008. — 176 с.

170. Носов, С.Н. Проблема личности в мировоззрении Ап. Григорьева и Ф.М. Достоевского / С.Н. Носов // Ф.М. Достоевский. Материалы и исследования. — Вып.8. — Л., 1988.

171. Носов, С.Н. Тургенев и Аполлон Григорьев / С.Н. Носов. // И.С. Тургенев. Вопросы биографии и творчества. — Л., 1990. - 264 с.

172. Носов, С.Н. Аполлон Григорьев. Судьба и творчество /

C.Н. Носов. — М.: Сов. писатель, 1990. — 192 с.

173. Островский, А.Н. Записки замоскворецкого жителя / А.Н. Островский // Полн. собр. соч.: в 12 т. — М., 1973 - 1980. — Т. 1.

174. Петров, Ф. «Люди сороковых годов» в Московском университете / Ф. Петров // Отечественная история. — 2005. — № 2. — С. 127-146.

175. Пигров, К.С. Дневник: общение с самим собой в пространстве тотальной коммуникации / К.С. Пигров // Проблемы общения в пространстве тотальной коммуникации. - СПб., 1998. - С. 200 - 219.

176. Пигров, К.С. Интимный дневник как «простая вещь» / К.С. Пигров // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». - 2008. - № 1 (3). - С. 64 - 78.

177. Подольская, И.И. Николаевская эпоха в свидетельствах мемуаристов / И.И. Подольская // Русские мемуары. Избранные страницы. 1826—1856 гг. - М.: Правда, 1990. - 736 с.

178. Полонский, Я.П. Старина и мое детство. Мои студенческие воспоминания / Я.П. Полонский // Сочинения: в 2 т. - М., 1986. - Т. 2. - С. 357-442.

179. Поляк, Д.М. Жанр дневника и проблемы его типологии: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Д.М. Поляк. - Алматы, 2004. - 32 с.

180. Поспелов, Г.Н. История русской литературы XIX века (1840-1860 гг.) / Г.Н. Поспелов. — М.: Высшая школа, 1972. — 472 с.

181. Потебня, А.А. Мысль и язык / А.А. Потебня. — М., 1989. - 256 с.

182. Потебня, А.А. Эстетика и поэтика / А.А. Потебня. — М., 1976.

183. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. - М.: Издательство Кулагиной, 2008. - 358 с.

184. Приказчикова, Е.Е. Культурные мифы и утопии в мемуарно— эпистолярной литературе русского Просвещения: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.01 / Е.Е. Приказчикова. — Екатеринбург, 2010. — 28 с.

185. Пыляев, М.И. Старая Москва. Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы / М.И. Пыляев. — СПб., 1891.

186. Раков, В.П. Аполлон Григорьев литературный критик. Текст лекции / В.П. Раков. — Иваново: ИвГУ, 1980. - 54 с.

187. Романова, Г. Автобиографические жанры / Г. Романова // Литературная учеба. - 2003. - Кн. 6. - С. 195-200.

188. Рудзиевская, С.В. Дневник писателя в контексте культуры XX века / С.В. Рудзиевская // Филологические науки. - 2002. - № 2. - С. 12 - 19.

189. Рудзиевская, С.В. Художественные возможности и истоки жанра дневника писателя / С.В. Рудзиевская // Вестник Литературного института им. А.М. Горького. - 2002. - № 1. - С. 85 - 92.

190. Руднева, И.С. Искусство словесного портретирования в русской мемуарно—автобиографической литературе второй половины XVIII - первой

трети XIX века: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / И.С. Руднева. — Брянск, 2011. — 192 с.

191. Руднева, И.С. Черты личности автора - мемуариста, отраженные в его портретах и автопортретах (на материале мемуарно -автобиографической литературы второй половины XVIII - начала XIX вв.) / И.С. Руднева // Вестник Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского. — 2011. — № 2. — С. 164—170.

192. Русские писатели. 1800 - 1917: Биограф. словарь. Т. 2: Г - К / Гл. ред. П.А. Николаев. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1992. - 623 с.

193. Савинков, С.В. Мемуаристика / С.В. Савинков // Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий; под ред. Н.Д. Тамарченко. - М.: Издательство Кулагиной, 2008. — С.118-119.

194. Середина, А. О. Пространство города в художественной прозе Ап. Григорьева [Электронный ресурс] / А.О. Середина // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2015. — Т. 10. — Вып.1: Пространство и время текста. — Режим доступа: http://www.2227— 9490е—aprovr_e—ast10—1.2015.63.

195. Сизюхина, К.В. Дневники и «Воспоминания» А.М. Достоевского как художественное единство / К.В. Сизюхина // Проблемы исторической поэтики. - 2015. — № 13. - С. 331—347.

196. Симонова, Т.Г. Мемуарная проза русских писателей XX века: поэтика и типология жанра: учеб. пособие / Т.Г. Симонова. - Гродно: ГрГУ, 2002. — 119 с.

197. Словарь русского языка: в 4 т. / РАН, Институт лингвистических исследований; под ред. А.П. Евгеньевой. — М.: Русский язык; Полиграфресурсы, 1999. — 4 т.

198. Созина, Е.К. Сознание и письмо в русской литературе / Е.К. Созина. — Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2001. — 552 с.

199. Страхов, И.В. Психологический анализ в литературном творчестве: в 2 ч. / И.В. Страхов. - Саратов, 1973. — 2 ч.

200. Сутаева, З.Р. Жанровые особенности автобиографической и мемуарной прозы: на материале творчества А.С. Пушкина, П.А. Вяземского, Н. Г. Чернышевского: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.08 / З.Р. Сутаева. - М., 1998. - 197 с.

201. Тартаковский, А.Г. Русская мемуаристика XVIII — первой половины XIX в. От рукописи к книге / А.Г. Тартаковский. — М.: Наука, 1991. — 224 с.

202. Тартаковский, А.Г. Русская мемуаристика и историческое сознание XIX века / А.Г. Тартаковский. — М.: Археографический центр, 1997. — 360 с.

203. Татаренкова, Л.В. Афанасий Фет и Аполлон Григорьев. Личностное и творческое взаимодействие: дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.01 / Л.В. Татаренкова. — Курск, 2010. — 202 с.

204. Теория литературы: в 2 т. / под ред. Н.Д. Тамарченко. - М.: ИЦ Академия, 2004. - Т. 1. - 512 с.

205. Теория литературы: в 2 т. / под ред. Н.Д. Тамарченко. - М.: ИЦ Академия, 2004. - Т. 2. - 368 с.

206. Токарева, Т.Н. Традиции романа воспитания в советской литературе / Т.Н. Токарева // Вестник ВГУ. — 2011. — №1. — С. 93—98.

207. Томашевский, Б. Теория литературы. Поэтика / Б. Томашевский. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 334 с.

208. Тынянов, Ю. Литературный факт / Ю.Тынянов. Поэтика. История литературы. Кино. — М., 1977. — С. 255-270.

209. Уразаева, Т.Т. «Журнал Печорина»: К проблеме «исповедального» повествования в структуре романа / Т.Т. Уразаева // Проблемы метода и жанра. - Томск: ТГУ, 1986. - Вып. 13. - С. 155 - 172.

210. Успенский, Б.А. Семиотика искусства / Б.А. Успенский. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. — 360 с.

211. Фарино Ежи. Введение в литературоведение: учебное пособие / Ежи Фарино. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. — 640 с.

212. Федоров, Ф. От дневника к мемуару, или метаморфоза образа Тынянова в сознании Чуковского / Ф.Федоров // Studia Rossica XVII. Dzienniki pisarzy rosyjskich, redakcja naukowa Alicja Wolodzko - Butkiewicz, Ludmila Lucewicz. Wydawnictwo „Studia Rossica". — Warszawa, 2006. — С. 421 - 450.

213. Федута, А. Автор как читатель собственного дневника / А.Федута // Studia Rossica XVII. Dzienniki pisarzy rosyjskich, redakcja naukowa Alicja Wolodzko—Butkiewicz, Ludmila Lucewicz. Wydawnictwo „Studia Rossica". — Warszawa, 2006. — С. 67—78.

214. Фесенко, Э.Я. Теория литературы: учебное пособие для вузов / Э.Я. Фесенко. — М.: Академичесий проект, 2008. — 780 с.

215. Фет, А. Воспоминания / А. Фет; [Предисл. Д. Благого]. — М.: Правда, 1983. - 496 с.

216. Философский энциклопедический словарь / ред. - сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. М.: ИНФРА - М, 2009. - 570 с.

217. Фрайман, И. Русские мемуары в историко - типологическом освещении: к постановке проблемы [Электронный ресурс] / И. Фрайман // Ruthenia. Объединенное гуманитарное издательство. Кафедра русской литературы Тартуского университета - Режим доступа: http://www. ruthenia.ru/ document/ 422973. html.

218. Хазагеров, Г.Г. Основы теории литературы: учебник / Г.Г. Хазагеров, И.Б. Лобанов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. — 316 с.

219. Хазагеров, Г.Г. Риторика / Г.Г. Хазагеров, И.Б. Лобанов. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 384 с.

220. Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. - М.: Высшая школа, 1999. — 437 с.

221. Чекалов, П.К. Осмысление жанра художественной автобиографии в научной литературе [Электронный ресурс] / П.К. Чекалов // Вестник Адыгейского государственного университета. — 2012. — № 2 — Режим доступа: http://vestnik.adygnet.ru/files/2012.2/1806/chekalov 2012_2.

222. Черемсинова, Л.И. Афанасий Фет и Аполлон Григорьев: диалог в прозе / Л.И. Черемсинова // Материалы Всероссийской научной конференции «XVIII Фетовские чтения». — Курск: КГУ, 2004. — С. 122 - 136.

223. Чернец, Л.В. «Как слово наше отзовется.». Судьбы литературных произведений: учеб. пособие / Л.В. Чернец. — М.: Высшая школа, 1995. - 239 с.

224. Черноиваненко, Е. Литературный процесс в историко-культурном контексте: Развитие и смена типов литературы и художественно-литературного сознания в русской словесности XI - XX веков / Е. Черноиваненко. — Одесса: Маяк, 1997. — 712 с.

225. Чулюкина, М.Г. Дневник как жанр публицистики: предметно— функциональные особенности: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10 / М.Г. Чулюкина. - Казань, 2009. - 175 с.

226. Шайтанов, И.О. Как было и как вспомнилось (Современная автобиографическая и мемуарная проза) / И.О. Шайтанов. — М.: Знание, 1981. — 64 с.

227. Шайтанов, И.О. «Непроявленный жанр» или литературные заметки о мемуарной форме / И.О. Шайтанов // Вопросы литературы. — 1978. — № 2. — С. 50-77.

228. Шкляева, Е.Л. Мемуары как «текст культуры»: женская линия в мемуаристике XIX - XX веков: А.П. Керн, Т.А. Кузминская, Л.А. Авилова: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Е.Л. Шкляева. — Барнаул, 2006. — 181с.

229. Шульц, Е. Заметки о заголовочном комплексе (на основе повести Александра Бестужева - Марлинского "Роман и Ольга") / Е. Шульц // Имя текста, имя в тексте. Сборник научных трудов. — Тверь, 2004. - 148 с.

230. Щукин, В.Г. Российский гений просвещения. Исследования в области мифопоэтики и истории идей / В.Г. Щукин. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2007. — 608 с.

231. Эткинд, Е.Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы XVIII-XIX вв / Е.Г. Эткинд. - М.: Языки русской культуры, 1998. - 448 с.

232. Яусс, Х.Р. История литературы как провокация литературоведения / Х.Р. Яусс // Новое литературное обозрение. - 1995. -№ 12. - С. 58.

233. Baldick Ch. The concise Oxford Dictionary of Literary Terms. — Oxford. N. - Y., 1990. — 160 р.

234. Geoffrey Leech, Mick Short. Style in Fiction. A Linguistic Introduction to English Fictional Prose. Pearson Education Limited. — Great Britain, 2007. — 425 р.

235. Sturrock I. The language of autobiography. Studies in the first person singular. — Cambridge: Cambridge University Press, 1993. — 307 р.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.