Проблемы сохранения традиционной культуры ненцев Ямала тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Езынги, Хатяко Мэйкович

  • Езынги, Хатяко Мэйкович
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2004, Тюмень
  • Специальность ВАК РФ22.00.06
  • Количество страниц 159
Езынги, Хатяко Мэйкович. Проблемы сохранения традиционной культуры ненцев Ямала: дис. кандидат социологических наук: 22.00.06 - Социология культуры, духовной жизни. Тюмень. 2004. 159 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Езынги, Хатяко Мэйкович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА.

1.1. Традиционная культура этносов Ямало-Ненецкого автономного округа как система.

1.2. Состояние традиционной культуры ненцев Ямала.

1.3. Тенденции этнокультурного развития ненцев Ямало-Ненецкого автономного округа.

ГЛАВА II. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НЕНЦЕВ ЯМАЛА.

2.1. Социокультурная ситуация в жизнедеятельности ненцев Ямало-Ненецкого автономного округа.

2.2. Формирование методики для исследования традиционной культуры ненцев Ямало-Ненецкого автономного округа.

2.3. Механизм реализации сохранения и развития традиционной культуры через традиционное природопользование.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблемы сохранения традиционной культуры ненцев Ямала»

Ямало-Ненецкий автономный округ (далее ЯНАО) как субъект Федерации * является становым в экономике страны. Именно это, с одной стороны, столь значимое место в формировании доходной части бюджета еще на начальном этапе промышленного освоения природных запасов Тюменского Севера, позволило не обращать внимание на динамику этнокультурных и социально-демографических процессов в местах проживания ямальских ненцев.

Промышленное освоение Севера изменило традиционный уклад жизни и базовую систему ценностей ненецкого населения. При этом инокультурное влияние переселенцев привело к деформации природного и социокультурного окружения коренных малочисленных народов Севера. Сохраняя и развивая свою \ культуру, ненцы стремятся к более полному отражению в ней своей истории, f своего видения мира. За многие столетия ненцами . Ямала накоплено многообразное историческое наследие, главными его компонентами являются язык, национальные обряды, обычаи, традиции, фольклор, устойчивые взаимоотношения с природно-ресурсным потенциалом, прежде всего по использованию биоресурсов и сохранению биоразнообразия тундры.

Ненцы полуострова Ямал представляют собой сегодня одну из крупнейших этнических групп сибирских тундровых ненцев, сформировавшуюся раньше и в других культурных условиях, чем остальные группы самодийского населения, ^ известные на территории Западной Сибири, и выделяющиеся среди них своими традиционно-культурными особенностями. ч Современное хозяйство ямальских ненцев полностью зависит от оленеводческой отрасли, которая длительное время развивалась как традиционный вид хозяйственной деятельности для большинства тундровых ненцев. Хозяйственная деятельность ненцев предполагает не только наличие значительных по своим размерам и биопотенциалу пастбищных и промысловых территорий. Особенно важным представляется существование их в качестве целостного, неразобщенного искусственно на отдельные части, земельного пространства, необходимого как для осуществления кочевого оленеводческого характера хозяйства, для восстановления биоресурсного и экологического баланса полуострова, для сохранения традиционной культуры ненецкого этноса.

Основной на сегодняшний день, достаточно реальной угрозой сохранению и развитию традиционной культуры ненцев Ямала, является сокращение нетронутых промышленным освоением и чистых в экологическом: отношении земель. К настоящему времени под разработку объектов нефтегазодобывающей отрасли, строительство вахтовых поселков и разного рода коммуникаций уже отвергнута значительная часть площадей южных и центральных районов полуострова. Работы на Харасавэйском, Бованенковском и других месторождениях, а также планирующиеся в связи с этими работами строительство крупных промышленных объектов, в том числе железной дороги Лабытнанги-Бованенково, грозят поставить под сомнение декларируемую российским государством политику приоритетного развития традиционных отраслей хозяйства у коренных малочисленных народов Севера.

Традиционное природопользование и индустриальное развитие столкнулись на Ямале в виде интересов двух культур - традиционной и индустриальной, которые приковывают к ямальской проблеме пристальное внимание общественности. Данное обстоятельство определяет необходимость поиска способов их дальнейшего существования и развития. Следует отметить, что индустриальный и традиционный виды хозяйственной деятельности, представленные сегодня на полуострове и являющие собой опосредованные человеческим участием формы антропогенного воздействия, в значительной степени по-разному влияют на развитие экологических и этнокультурных перспектив и на сохранение традиционной культуры тундровых ненцев-оленеводов в целом.

Поскольку жизнедеятельность коренных малочисленных народов наиболее часто соприкасается с северной природой и более зависит от географической среды обитания и народонаселения, то проблемы традиционного природопользования, связанные с суровыми климатическими условиями, и проблемы демографических процессов очень важны для исследования и прогнозирования будущего северных народов. Поэтому этнокультурная проблематика привлекает к себе пристальное внимание ученых, исследователей и практиков.

Состояние научной разработанности проблемы. Важную роль в изучении материальной и духовной культуры ямальских ненцев в дореволюционный период оказали работы Абрамова Н., Артеева Г.И., Дунина-Горкавича, Евладова В.П., А.А., Житкова Б.М., Карьялайнена К.Ф., Кастрена М.А., Новицкого Г., Палласа П.С., Финша О. и других.

Наиболее активное изучение культуры ненцев в XX в. приходится на вторую его половину. В начале этого периода появились обобщающие труды Чернецова В.Н., в дальнейшем создаются работы по различным аспектам этнографии ненцев: хозяйственным занятиям (Броднев М.М., Головнев А.В., Долгих Б.О., Хомич JI.B., Крупник И.И. и др.), материальной культуре (Федорова Е.Г., Патрикеев Н., Косинцев П.А., Соколова З.П., Фитцхью В.В., Хомич JI.B. и др.), генезису и религиозным представлениям (Васильев В.И., Гемуев И.Н., Зенько М.А., Сязи A.M., Харючи Г.П.). Этнические особенности оленеводства анализировали Броднева М.М., Вострякова П.Н., Мухамичев А.Д., Симченко Ю.Б., Южаков А.А. и др.

Важное методологическое значение для данного исследования имели работы классиков философско-социологической мысли: Вебера М., Виндельбанда

В., Гартмана Н., Дюркгейма Э., Парсонса Т., Риккерта Г., Сорокина П., Томаса У. и других, анализировавших социальные функции ценностей и ценностных ориентаций личности.

Для исследования процессов межэтнической интеграции, межэтнических взаимодействий как факторам этнокультурной ситуации посвящены работы Артюхова А.В., Барбаковой К.Г., Голенковой З.Т., Долгушиным Н.Г., Котожекова Г.Г., Ларченко С.Г., Лотмана Ю.М., Ляховича Е.С., Маликовой Н.Р., Попкова Ю.В., Проскуровской И.Д., Силина А.Н., Симонова С.Г., Сусоколова А.А., Токарева С.А., Харамзина Т.Г., Хайруллиной Н.Г. и др.

Основные проблемы здоровья коренного населения в связи с освоением газоконденсатных месторождений Ямала, экологические и природоохранные проблемы северных территорий отражены в работах таких авторов, как Колтун В.З., Дранишников А.К., Олещенко A.M., Кайгородцева Е.В., Раенгулов Б.М., Нечепуренко Л.А., Евсеев А.И др.

Генетико-демографические проблемы коренных жителей Севера исследовали Алтухов Ю.П., Балановская Е.В., Веселовская Е.В., Карафет Т.М., Курбатова О.Л., Победоносцев Е.Ю., Осипова Л.П., Посух О.Л., Рычков Ю.Г., Ящук Е.В. и др. Важное методологическое значение для авторского исследования имели работы в области оценки фактического питания коренного и пришлого населения России Панина Л.Е., Киселевой С.И., Влощинского П.Е. Проблеме изучения фактического питания аборигенных народов Тюменского Севера посвящены труды Матаева С.И., Суховей Ю.Г., Петрова С.А., Истомина А.В., Панина Л.Е. и др.

Но в работах представленных выше авторов не рассмотрены проблемы сохранения синкретической культуры ямальских ненцев. Это необходимо сделать сегодня, когда идет фактически «наступление» цивилизации, разлагающей духовную и материальную культуру северных этносов. Обращение к практике функционирования культуры исследуемых этносов дает не просто материал к размышлению о развитии современной культуры, но и определенное практическое руководство к действию. Отмеченный момент можно раскрыть через анализ функционирования культуры северных народов с выявлением ее специфических особенностей. Этот аспект, как показывает проведенный анализ литературы, не был изучен, поэтому автор взялся за его исследование.

Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования обусловлена, с одной стороны, необходимостью разработки научной базы формирования новых аспектов и новых приоритетов дальнейшего сохранения и развития традиционной культуры северных народов, для ее выживаемости на нашей планете, с другой стороны, она не была предметом детального изучения научной общественностью.

Проблема исследования заключается в разработке подхода к исследованию традиционной культуры ненцев Ямала в условиях социальных трансформаций.

Объект исследования - традиционная культура ненцев Ямала, ведущих кочевой, полукочевой и оседлый образ жизни в населенных пунктах их компактного расселения.

Предмет исследования - жизнедеятельность ненцев Ямало-Ненецкого автономного округа в условиях социальных перемен.

Цель исследования — выявить основные тенденции формирования культуры ненцев Ямала в условиях социально-экономических перемен; проблемы сохранения и развития традиционной культуры исследуемых этносов.

Для достижения поставленной цели с учетом степени разработанности отдельных вопросов ставятся следующие задачи:

1. определить устойчивые позитивные и негативные тенденции в формировании культуры ненцев Ямало-Ненецкого автономного округа;

2. выявить проблемы сохранения и развития традиционной культуры ненцев Ямала в условиях социальных перемен;

3. исследовать межэтнические отношения; выявить основные черты межэтнических взаимодействий; определить группы причин, вызывающие напряженность между коренным и иноэтническим населением округа;

4. выявить влияние интенсивной антропо- и техногенной нагрузки на традиционное хозяйство и уклад жизни ненцев;

5. разработать систему мониторинга социокультурной ситуации в местах проживания ненцев Ямала, определить используемые индикаторы для ее измерения разработать систему мониторинга социокультурной ситуации в местах проживания пришлого населения Тюменского Севера, определить используемые индикаторы для ее измерения.

Гипотезы, верификация которых осуществлялась в рамках исследования:

1. Предполагается, что тундровые ненцы Тюменского Севера, сохранившие практически до настоящего времени традиционный образ жизни, являются наиболее уязвимой категорией населения вследствие промышленного освоения северных территорий, экономических преобразований и резкого изменения экологической ситуации.

2. Предполагается, что при взаимодействии культуры аборигенных народов Ямало-Ненецкого автономного округа с культурой пришлого населения происходят ассимиляционные процессы, приводящие, в частности, к утрате национальной самобытности, традиционных навыков, разрушению «северного» типа питания, замене его на «европейский» (белково-углеводный тип), последнее ведет к нарушению обмена веществ, росту числа заболеваний, ухудшению состояния здоровья.

3. Предполагается, что продолжающееся промышленное освоение Крайнего

Севера в условиях системного кризиса, порожденного социальной трансформацией российского общества, способствует нарастанию необратимых процессов разрушения социальной и природной среды, что неизбежно приведет к * уничтожению еще сохраняющихся ценностей культуры тундровых ненцев Ямало

Ненецкого автономного округа.

4. Предполагается, что особенности социально-экологической ситуации региона, нарушение этнического питания обуславливают ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки и снижают уровень здоровья аборигенного населения.

5. Предполагается, что вследствие критического снижения уровня жизни ненецкая общность находится в состоянии безысходности, утрачивает элементы традиционной культуры, социальные ориентиры, не способна адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям современной жизни.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили философские, социологические и культурологические труды отечественных и зарубежных ученых, обосновавших наиболее общие закономерности культурных процессов, их историческую обусловленность, зависимость от географических, природно-климатических особенностей среды, региональных, этнических, религиозных и других особенностей этносов.

Автор руководствовался социологическими теориями этничности, классическими и современными теориями системного анализа, логического моделирования этнокультурного развития с учетом исторического, социологического и регионального аспектов, монографический, статистический, ч аналитический методы. Выделяя в качестве объекта и предметной стороны исследования этносы и культуры, автор использует теорию J1.H. Гумилева.

Эмпирическая база и методы исследования. Эмпирическую базу работы составили:

- записки русских и иностранных исследователей Западной Сибири, справочные и библиографические издания;

- вторичный анализ материалов исследований отечественных и региональных социологов по изучаемой проблематике;

- законодательные акты Федерального собрания Государственной Думы РФ и Думы Ямало-Ненецкого автономного округа, обеспечивающие правовые основы этнокультурного и социально-экономического развития коренных народов округа;

- данные областных и окружных органов статистики по социально-экономическому развитию коренных малочисленных народов Ямало-Ненецкого автономного округа;

- аналитические отчеты по вопросам этнокультурного, социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера, выполненных в предыдущие периоды различными научными организациями; информация, имеющиеся в распоряжении Департамента по вопросам малочисленных народов Севера ЯНАО;

-результаты авторских социологических исследований: анкетные опросы населения Ямало-Ненецкого автономного округа.

Основные этапы исследования На первом этапе (1999 год) автором был проведен анкетный опрос населения Ямальского, Красноселькупского, Надымского районов Ямало-Ненецкого автономного округа. Цель исследования - характеристика сложившейся этнокультурной и социально-экономической ситуации в местах проживания ненцев Ямала; исследование социального самочувствия аборигенного населения, их отношения к основным процессам, протекавшим в округе в 90-х годах, пути дальнейшего развития аборигенных этносов, в том числе определение необходимых изменений в сфере занятости, традиционного хозяйства.

На втором этапе (середина 2002 года) было проведено повторное исследование в тех же районах. Цель исследования - анализ динамики социокультурной ситуации в районах проживания аборигенных этносов Ямало-Ненецкого автономного округа, оценка влияния фактического питания на состояние здоровья и культуру исследуемых народов.

Статистическая обработка результатов проводилась с использованием параметрических и непараметрических методов в зависимости от параметров распределения вариационных рядов с использованием статистического пакета SPSS 7.5.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Определены тенденции в формировании культуры ненцев Ямала: сохранение родного языка в качестве разговорного; двуязычие (при втором русском); переход части населения на другой язык (русский или окружающего большинства); увеличение общего числа этнически смешанных семей; рост количества браков коренного населения с русскими при преобладании этнических (в своей среде или смешанных); появление на фоне двуязычия в этнически смешанных семьях случаев двойственности индивидуального самосознания при устойчивости чувства национальной принадлежности у абсолютного большинства коренного населения.

2. Доказано, что в результате интенсивного промышленного освоения региона пришло в упадок оленеводство, глубоко адаптированное к природной среде и определяющее все сферы жизнедеятельности тундровых ненцев.

3. Установлены причины межэтнической напряженности в местах проживания ненцев Ямала: этнокультурные (хищническое отношение приезжих к природе Севера; низкая культура межэтнического общения) и социально-экономические (предоставление льгот по национальному признаку; вытеснение пришлым населением коренного из традиционных форм хозяйствования).

Сформулированы группы причин, усиливающих напряженность во взаимоотношениях между коренным населением и участниками нефтегазового освоения.

4. Установлено, что за последние годы сократилось число лиц, считающих себя здоровыми. Выявлены причины ухудшения здоровья ненцев: плохое качество питания; неполноценный отдых; плохие жилищные условия; отсутствие возможности получать квалифицированную медицинскую помощь; отсутствие возможности покупать лекарства и медицинские препараты; врожденные причины.

5. Разработана система социологического мониторинга, позволяющая исследовать социокультурную ситуацию в местах проживания ненцев Ямала, индикаторами которой являются: удельный вес лиц, считающих, что их положение ухудшается (улучшается); уровень (степень) владения родным языком; уровень социального пессимизма; уровень образования; удельный вес лиц, занятых в традиционном промысловом хозяйстве; уровень межнациональной напряженности; уровень удовлетворенности работой учреждений социокультурной сферы; удельный вес лиц, употребляющих традиционную пищу; состояние здоровья (уровень потребления алкогольных напитков, возможности отдыха).

Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена ее новизной и включает в себя: развитие теоретического уровня современных исследований этнокультурной ситуации, поиск подхода к исследованию межэтнических взаимодействий и языковых процессов, постановку проблемы социологического анализа состояния здоровья и его влияния на культуру ненцев Ямала, получение данных для развития перспективных научных направлений: социология культуры и духовной жизни, социальная культурология, региональная социология и этносоциология.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его материалов при разработке региональных программ этнокультурного и социально-экономического развития аборигенов Ямала.

Кроме того, результаты исследований используются в преподавании учебных курсов по этнографии, социологии, экономике традиционного природопользования, читаемых в Тюменском государственном нефтегазовом университете. Они могут найти применение при разработке спецкурсов по этносоциологии, этнологии, этноконфликтологии, этнополитологии.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Ненцы Ямала находятся на положении ассимилируемых маргинальных групп, приниженный социальный статус которых сохранится и усугубится благодаря продолжающемуся освоению региона. В настоящее время тундровые ненцы испытывают трудности в своей жизнедеятельности из-за нарушения среды обитания, трансформации системы природопользования и жизненного уклада, традиционных типов хозяйствования, питания и др.

2. Под влиянием интенсивного промышленного освоения Тюменского Севера, пришло в упадок традиционное северное хозяйство, глубоко адаптированное к природной среде, являющееся этноспецифичным у коренных народов Севера и определяющее все остальные сферы жизнедеятельности, этнические особенности, материальную и духовную культуру.

3. Снижение рождаемости, повышение уровня смертности, сокращение продолжительности жизни, рост заболеваемости, увеличение числа социальных болезней и другие негативные явления, развивающиеся у ненецкого населения Ямала, приводит этнос в состояние безысходности, к утрате социальных ориентиров, к неспособности адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику.

Ход и результаты исследования на различных его этапах сообщались и обсуждались в Тюменском государственном нефтегазовом университете, на региональных, российских и международных конференциях:

Региональные конференции: «Югорские чтения» (Надым, 2003 г.).

Российские конференции: «Проблемы и перспективы комплексного использования низконапорного газа в устойчивом развитии социальной сферы газодобывающих регионов» (Надым, 2003 г.).

Международные конференции: «Криосфера нефтегазоносных провинций», посвященная 60-летию Тюменской области (Тюмень, 2004 г.).

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, восьми параграфов, заключения, библиографии и приложений. Основное содержание работы изложено на 160 страницах, некоторые результаты представлены в виде таблиц и графиков. Библиография содержит 166 наименований источников литературы, источников литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Езынги, Хатяко Мэйкович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования автор делает следующие выводы:

1.К устойчивым позитивным и негативным тенденциям в формировании культуры ненцев Ямало-Ненецкого автономного округа относятся следующие:

1.1. Основной тенденцией в развитии этнокультурных процессов в сфере материальной культуры у ненцев Ямала является нивелировка этнически значимых черт и развитие процесса унификации ее с общерусскими формами культуры наряду с сохранением отдельных традиционных элементов в модифицированной форме одежды, в жилище и системе питания.

1.2. В результате расселения ненцев в Сибири среди русских и их историко-культурных связей с последними сложилась ситуация, характеризующаяся языковой ассимиляцией со стороны русских и имеющая тенденцию к усилению в ближайшие десятилетия. Это подтверждается взаимосвязью роста уровня свободного владения русским языком в направлении от старших возрастных групп к младшим с адекватным снижением уровня свободного владения ненецким языком.

1.3. Учитывая сложившуюся языковую ситуацию у ненцев Тюменского Севера и современные тенденции ее развития, можно предсказать дальнейшее расширение и углубление ненецко-русского двуязычия и процесса интеграции в культуре ненцев Ямала культурно-языкового потенциала русских.

1.4. В духовной культуре ненцев проявляется тенденция определенного размывания этнически значимых черт в обрядовой культуре и фольклоре с замещением утраченных элементов соответствующими русскими эквивалентами.

2. Определены тенденции в формировании культуры ненцев Ямала: сохранение родного языка в качестве разговорного; двуязычие (при втором русском); переход части населения на другой язык (русский или окружающего большинства); увеличение общего числа этнически смешанных семей; рост количества браков коренного населения с русскими при преобладании этнических (в своей среде или смешанных); появление на фоне двуязычия в этнически смешанных семьях случаев двойственности индивидуального самосознания при устойчивости чувства национальной принадлежности у абсолютного большинства коренного населения.

3. К причинам, вызывающим напряженность между коренным и иноэтническим населением округа относятся:

- экономическая ситуация, различия в размере заработков;

- борьба за рабочие места;

- вытеснение аборигенного населения из традиционных промыслов;

- ущемление прав аборигенного населения;

- разногласия у лиц разных национальностей по вопросу распределения родовых угодий;

- предоставление льгот по национальному признаку;

- борьба за власть на разных уровнях;

- хищническое отношение приезжих к природе Севера;

- распределение руководящих постов по национальному признаку;

- низкая культура общения межнационального общения;

- особенности обычаев, национального характера татарского населения.

4. К причинам, приводящим к ухудшению здоровья ненцев относятся: экологические (игнорирование экологических особенностей освоиваемых территорий; нарушение хозяйственной деятельности вследстие промышленного освоения региона); социальные (плохое качество питания; неполноценный отдых; плохие жилищные условия; отсутствие возможности получать квалифицированную медицинскую помощь; отсутствие возможности покупать лекарства и медицинские препараты) и другие (врожденные) причины.

5. Индикаторами разработанной системы социологического мониторинга, позволяющая исследовать социокультурную ситуацию в местах проживания ненцев Ямала, являются: удельный вес лиц, считающих, что их положение ухудшается (улучшается); уровень (степень) владения родным языком; удельный вес лиц, состоящих в однонациональных браках; уровень социального пессимизма; уровень образования; удельный вес лиц, занятых в традиционном промысловом хозяйстве; уровень межнациональной напряженности; уровень удовлетворенности работой учреждений социокультурной сферы; удельный вес лиц, употребляющих традиционную пищу; состояние здоровья (уровень потребления алкогольных напитков, возможности отдыха).

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Езынги, Хатяко Мэйкович, 2004 год

1. Аверин А.Н., Силин А.Н., Субботин С .Я. Социально—экономические проблемы освоения Тюменского Севера в девяностые годы. — Тюмень: Фил. Изд-ва «Тюменская правда», 1989. 42 с.

2. Александренков Э.Г. "Этническое самосознание" или "этническая идентичность" //Этнографическое обозрение. 1996. - № 3.

3. Арутюнов С.А. Народы и культура. Развитие и взаимодействие /Отв. редактор Ю.В.Бромлей. М.: Наука, 1983. - 243 с.

4. Артюхов А.В., Павлов Б.С., Стожаров А.В. Семья северян: традиционность и инновации (по маиериалам социологических исследований семей в городах и поселениях Российского Севера). Екатеринбург-Салехард: Институт экономики УрОРАН, 1999.-208 с.

5. Ахиезер А.С. Социокультурная динамика России //Политические исследования 1991. - №5 - С. 51-65.

6. Бабаков В.Г., Матюнина Е.В., Семенов В.М. Национальные культуры в общественном развитии России //Социально-политический журнал. 1995. - №5,-С. 29-42.

7. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В., Чурилов В.А. Этика политического успеха: Научно-публицистическая монография. Тюмень - Москва: Центр прикладной этики, 1997. - 747 с.

8. Батурин А.К. Питание населения России в 1989-1993 гг. //Вопросы питания. 1994.-№3.- С. 4-8.

9. Банникова Р.В., Юшматова Г.Ф., Цыганов С.В. Заболеваемость населения в северном регионе Европейской части России //Материалы I научно-практическойконференции "Здоровье населения Российской Федерации и пути его улучшения". -М., 1994.-С. 32-33.

10. Барбакова К.Г., Мансуров В.А. Интеллигенция и власть. М.: ИСАН, 1991. -140 с.

11. Бахрушин С.В. Очерки по истории колонизации Сибири в ХУП вв. М., 1927. - 199 с.

12. Бахрушин С.В. Пути в Сибирь в XVI—XVII вв. //Научные труды. — Т.2.-М.: АН СССР, 1954.-380 с.

13. Бацын В.К., Кузьмин М.Н. Национальные проблемы образования в Российской Федерации. М.: Наука, 1994.

14. Беляев В.Н., Тутельян В.А. Качество и безопасность продуктов детского питания в России: медико-биологические требования и результаты мониторинга //Вопросы питания. 1996. - №5. - С. 14-17.

15. Беляев Е.Н. Мониторинг питания и качество пищевых продуктов в системе социально-гигиенического мониторинга в Российской Федерации //Вопросы питания. 1996. - №3. - С. 3-8.

16. Беляев Е.Н. Организация мониторинга за безопасностью пищевых продуктов в России на федеральном и региональном уровне /Политика в области здорового питания в России М., 1997. - С. 22-23.

17. Богораз В.Г. О первобытных племенах. (Наброски к проекту организации управления туземными племенами) //Жизнь национальностей. 1922. - №1.

18. Борисов М.Н. Малочисленные этносы Севера: вчера, сегодня, завтра (социологические очерки). Рыбинск: РГАТА, 1995. - 165 с.

19. Бромлей Ю.В. Еще раз к вопросу о типологизации этносоциальных общостей //Советская этнография. 1986. - №5. - С. 59-66.

20. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. - 412 с.

21. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии: очерки теории и истории. М.: Наука, 1981. - 390 с.

22. Бромлей Ю.В. Этнос и эндогамия //Советская этнография. 1969. - №6.

23. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. - 283 с.

24. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. -М.: Наука, 1987. 333 с.

25. Бахтин Н. Коренное население Крайнего Севера Российской Федерации. -СПб.: Париж: Издательство Европейского дома, 1993. - 96 с.

26. Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994.- 704 с.

27. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. - 804 с.

28. Вереш П. Этнокультурное развитие угорских народов //Этнокультурное развитие народов Севера: традиции и современность. Новосибирск: Наука, 1986. -С. 199-203.

29. Веселкина В.В. Взаимодействие традиционного и нового в сфере труда у народностей Севера //Социальные проблемы труда у народностей Севера /Под ред. В.И. Бойко. Новосибирск: Наука, 1986.

30. Винер Б.Е. Этничность: в поисках парадигмы изучения //Этнографическое обозрение. 1998. - № 4. - С. 3-26.

31. Вдовин И.С. Исследование шаманизма народов Сибири и Севера. М.: Наука, 1973. - 19 с.

32. Волгарев М.Н., Батурин А.К. Мониторинг питания в России. Эпидемиология алиментарно-зависимых заболеваний питания в Российской Федерации //Политика в области здорового питания в России. — М. Медицина, 1997.

33. Гавршпок ВВ. Становление системы образования региона. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1998. - 240 с.

34. Гаппаров М.М., Левачев М.М., Карамова Л.М., Головкова Н.П. Энергозатраты различных групп населения и источники энергии (углеводы и жиры) в питании населения России //Политика в области здорового питания в России.-М., 1997. -С. 16-17.

35. Гемуев ИН. К истории семьи и семейной обрядности селькупов //Этнография Северной Азии. Новосибирск: Наука, 1980. - С. 86-138.

36. Гемуев И.Н. Мировоззрение манси: Дом и Космос. Новосибирск: Наука, 1990.-232 с.

37. Гемуев И.Н., Сагалаев А.М. Религия народа манси: Культовые места XIX-нач. XX в. /Отв. ред. Е.И.Деревянко. Новосибирск: Наука, 1986. - 191с.

38. Георги И.Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов. Ч. 1.- СПб., 1776.

39. Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. -Екатеринбург: УрО РАН, 1995. 606 с.

40. Головнев А.В., Новикова Н.И. Этническая специфика современной традиционно-бытовой культуры кондинских манси //Современные этнические процессы у народов Западной и Южной Сибири. Томск, 1981. -С. 101-108.

41. Гондатти Н. Следы языческих верований у маньзов //Труды этнограф, отд. имп. Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. Кн. УП. М., 1886. - 50 с.

42. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период /АН СССР, Геогр. Об-во СССР. Л.: Наука, 1990. - 278 с.

43. Гумилев Л.Н. О термине «этнос» //Доклады географического общества СССР. Л., 1967. - Вып. 3. - С. 3-17.

44. Гумилев Л.Н. Этногенез и этносфера //Природа. 1970. - №1. — С. 46-55.

45. Гумилев Л.Н., Иванов К.П. Этнические процессы: два подхода к изучению //Социологические исследования. 1992. - №1. - С. 50-58.

46. Гурьев В.И. Основы социальной статистики: методы, система показателей, анализ. М.: Финансы и статистика, 1991. - 176 с.

47. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Прогресс, 1994.

48. Дамениа ОН. Культура и ее национальные формы //Вопросы философии. -1981.-№6.-С. 111-119.

49. Дашдамиров А.Ф. Нация и личность. Баку: Элм, 1976. - 226 с.

50. Дашевский Г.М. Акклиматизация человека на Севере. М.: Медицина, 1955.

51. Диалектический материализм //Под ред. проф. А.П.Шептулина. М.: Высш. шк., 1974.

52. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1994.

53. Долгих Б.О. Очерки по этнической истории ненцев и энцев. 1970.

54. Дрегало А.А., Ульяновский В.И. Европейские ненцы: адаптивные возможности и эволюционная пластичность //Этнографическое обозрение. 1998.-№6. -с. 69-77.

55. Дробижева Л.М. Духовная общность народов СССР: историко-социологический очерк межнациональных отношений. М.: Мысль, 1981. - 263 с.

56. Дробижева JI.M. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития //Советская этнография. 1985. - №5 - С. -3-16.

57. Дробижева Л.М. Основные направления изучения национальных отношений. М.: Наука, 1979. - 213 с.

58. Дунин-Горкавич А.А. Тобольский Север: Этнографический очерк местных инородцев. Тобольск, 1911. - 140 с.

59. Дюркгейм Э. Социология, ее предмет, метод, предмет познания. М.: Канон, 1999.-352 с.

60. Ерохина Е.А. К изучению межэтнических взаимодействий: исследовательские подходы //Этносоциальные процессы в Сибири. Вып. 3. -Новосибирск: Издательство СО РАН, 2000. С. 27-31.

61. Жизненный потенциал этнокультурного развития современной Сибири /Под ред. В.И.Бойко. Барнаул; Новосибирск; М.: Изд - во АРНЦ СО РАО, 1999. - 189 с.

62. Зайдфудим П.Х. Система социальной реабилитации и адаптации населения Российского Севера (опыт, проблемы). М.: Единая Европа, 1995. - 78 с.

63. Здоровье коренного населения Ямала /В.Ф.Галыгин, А.К.Дранишников, В.З.Колтун и др. Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН, 1998. - 214 с.

64. Зенько М.А. современный Ямал: этноэкологические и этносоциальные проблемы //Исследования по прикладной и неотложной этнологии. Москва. -№139.-50 с.

65. Здравомыслов А.Г. Этнополитические процессы и динамика национального самосознания россиян //Социологические исследования. 1996. - № 12. - С. 23-32.

66. Игитханян Е.Д. Самоидентификация социально-слоевой структуре и основные направления ее изменений //Социальная идентификация личности. М.: ИС РАН, 1994. - С. 29-40.

67. Иовчук М.Т., Коган JI.H. Советская социалистическая культура: Исторический опыт и современные проблемы. М.: Политиздат, 1979. - 208 с.

68. Ионин А.Г. Социодинамика культуры. Вып. 2: Социокультурная дифференциация. М.: Наука, 1995.

69. Иорданский В. Глобальный этнический кризис, или сумерки общности //Мировая экономика и международные отношения. 1993. - №12. - С. 81-93.

70. Исакова Н.В. Культура народов Севера: Филос.-социол. анализ /Отв. ред. В.И.Бойко. Новосибирск: Наука, 1988. - 206 с.

71. Истомин А.В. Гигиеническая оценка полноценности и рационализация питания детей в районах Крайнего Севера //Политика в области здорового питания в России. М., 1997. - С.28-29.

72. Каган М. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. - 328 с.

73. Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока. М.: Просвещение, 1980. - 125 с.

74. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. — СПб.: Изд-во «Лань», 1997. 512 с.

75. Карафет Т.М., Посух O.JL, Осипова Л.П. Популяционно-генетические исследования коренных жителей сибирского Севера //Экологический журнал. — 1994.-№2.-С. 113-127.

76. Карьялайнен К.Ф. Религия югорских народов. Т. 1. Томск: Изд-во Том. унта, 1994. - 152 с.

77. Кастрен А.А. Путешествие по Лапландии, Северной России и Сибири (1838—1844,1845—1849). Собрание старых и новых путешествий. 4.2. М., 1860.

78. Кемеров В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. М.: Политиздат, 1977. - 256 с.

79. Кисилев А.А., Кисилева С.А. Советские саамы: История, экономика, культура. Мурманск: Кн. изд-во, 1979. - 160 с.

80. Княжев В.А. Разработка и реализация научно-технических программ в области рационализации питания населения экологически неблагоприятных регионов России //Вопросы питания. 2000. - №3. - С.9-13.

81. Коган М.Э. Роль межличностных коммуникаций и национальных ориентаций при передаче этнической культуры. М.: Наука, 1980. - 180 с.

82. Козлов В.И. Между этнографией, этнологией и жизнью //Этнографическое обозрение. 1992. - № 3. - С. 3-15.

83. Козлов В.И. Пути околоэтнической пассионарности (о концепции этноса и этногенеза, предложенной JI.H. Гумилевым) //Советская этнография. №4. - С. 94111.

84. Колпаков Е.М. Этнос и этничность //Этнографическое обозрение. 1995. -№5. - С. 13-23.

85. Конев А.Ю. Коренные народы Северо-Западной Сибири в административной системе Российской империи (XVIII — начало XX вв.). М., 1995.-218 с.

86. Коростелев А.Д. Массовые этнологические исследования. Методы и техника. М.: Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, 1997. - 112 с.

87. Косарев А. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость: Учебное пособие для вузов. М.: ПЕРСЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. -304 с.

88. Костюк В.Г., Траскунова М.М., Константиновский д.Л. Молодежь Сибири: Образование и выбор профессии. Новосибирск: Наука, 1980. - 193 с.

89. Кравченко А.И. Культурология: Словарь. Изд. 2-е. - М.: Академический проект, 2001. - 672 с.

90. Кряжков В. А. Право коренных малочисленных народов на земли (территории) //Государство и право. 1996. - №1. - С. 68-70.

91. Кулемзин В.М. Человек и природа в верованиях хантов. Томск: ТГУ, 1984. -192 с.

92. Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Васюганско-ваховские ханты в конце 19 -начале 20 вв. (этнографические очерки). Томск: Изд-во Том, ун-та, 1977. - 23 с.

93. Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. Новосибирск: Наука, 1992. -136 с.

94. Культура, история, современность //Вопросы философии. 1977. - № И.

95. Культура человек - философия: к проблеме интеграции и развития //Вопросы философии. - 1982. - № 1. - С. 34-53.

96. Куриков В.М. Российский Север: Проблемы, вопросы, решения. Краткий социально-экономический очерк. СПб.: ТОО Алфавит, 1996. - 104 с.

97. Куриков В.М. Стратегия развития коренных малочисленных народов Севера //Нефть и газ. 1999. - № 5. - С. 121-130.

98. Курилов В.Н., Люцидарская А.А. К вопросу об исторической психологии межэтнических контактов в Сибири XVII в. //Этнические культуры Сибири. Проблемы эволюции и контактов. Новосибирск: Наука, 1985.

99. Лукина Н.В. Культурные традиции в хозяйственной деятельности хантов //Культурные традиции народов Сибири. Л.: Наука, 1986. - С. 121-138.

100. Лукина Н.В. Формирование материальной культуры хантов (восточная группа). Томск: ТГУ, 1985. - 365 с.

101. Мартинчик А.Н. Альбом порций продуктов и блюд. М.: Наука, 1995.- 76 с.

102. Маркс К., Энгельс Ф. ПСС., т. 46, Ч. 1. М.: Политическая литература, 1964. - С. 387.

103. Матаев С.И. Реализация концепции политики здорового питания в РФ и на территории Тюменской области //Рабочее совещание Министерства промышленности, наук и технологий РФ. Тверь, 2001. - С. 191-199.

104. Матаев С.И., Суховей Ю.Г., Петров С.А., Унгер И.Г., Аргунова Г.А. Характеристика структуры питания тундровых ненцев Крайнего Севера в зависимости от состояния иммунной системы //Вопросы питания. 1997. - № 4. -С.З.

105. Мкртумян Ю.И. Основные компоненты культуры этноса //Методологические проблемы исследования этнических культур: Материалы симпозиума. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1978.

106. Молчанова О.П. К вопросу о нормах питания человека в зависимости от профессии и климата//Вопросы питания. 1938. - №1. - С. 20-29.

107. Мурашко. О.А. Этноэкологический рефигиум: концепция сохранения традиционной культуры и среды обитания коренных народов Севера //Этнографическое обозрение. 1998. - № 5. - С. 83-94.

108. Народы Севера и Сибири в условиях экономических реформ и демократических преобразований. М.: Наука, 1994. - 175 с.

109. Новицкий Г. Краткое описание о народе остяцком, сочиненное Григорием Новицким в 1715 г. СПб., 1884. - 109 с.

110. Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР //Вопросы питания. 1992. - №2. - С.6-15.

111. Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства РСФСР //Ведомости съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. -№15.-С.253.

112. Олень основа жизни //Слово народов Севера. - 1998. - № 1 (9).

113. Осипова Л.П., Посух О.Л., Ивакин Е.А., Крюков Ю.А., Карафет Т.М. Генофонд коренных жителей Самбурской тундры //Генетика. 1996. - № 6. - С. 17.

114. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российского государства, Т. IV. 4.3. СПб., 1788. - 624 с.

115. Перечень районов проживания малочисленных народов Севера //Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. - № 13. - С. 176.

116. Пика А.И. Малые народы Севера: из первобытного коммунизма в «реальный социализм» //В человеческом измерении. М.: Прогресс, 1989. - 320 с.

117. Покровский В.И. Структура питания и здоровье населения России //Политика в области здорового питания в России. М., 1997. - С. 8-9.

118. Прокофьева Е.Д. Материалы по шаманству селькупов //Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири. Л.: Наука, 1981. - С. 42-68.

119. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре: Пер. с нем. М.: Республика, 1998. - 413 с.

120. Рычков Ю.Г., Ящук Е.В. Генетическая память об этногенезе //Этнические связи народов Севера, Азии и Америки: по данным антропологии. М.: Наука, 1986.-223 с.

121. Семейный быт народов СССР. М.: Наука, 1990. - 332 с.

122. Семенов Ю.И. Общество, страны, народы //Этнографическое обозрение. -1996.-№2.-С. 3-18.

123. Силин А.Н. Социокультурное развитие Тюменской области: особенности северного региона //Вестник СОАНВШ. 1997. - № 2. - С. 21-30.

124. Симонов С.Г. Экономические ритмы жизнедеятельности занятого населения крупного промышленного региона. Тюмень: Изд-во Тюм. международного института экономики и права, 1996. - 130 с.

125. Симонов С.Г., Михеева Е.М. Человек общество и рынок труда. - Тюмень: Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2000. - 150 с.

126. Симченко Ю.Б. Культура охотников на оленей Северной Евразии: Этнографическая реконструкция. М.: Наука, 1976. - 312 с.

127. Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. А.М.Прохоров. 4-е изд. -М.: Сов, энциклопедия, 1988. - 1600 с.

128. Современное хозяйство, культура и быт малых народов Севера /Ред. Б.О.Долгих. М.: Наука, 1960. - 213 с.

129. Соколова З.П. Адаптивные свойства культуры народов Севера //Советская этнография. 1991. - № 4. - С. 92-102.

130. Соколова З.П. Жилище народов Сибири (опыт типологии). М.: ИПА «ТриЛ», 1998. - 288 с.

131. Соколова ЭП. Концептуальные подходы к развитию малочисленных народов Севера //Социально-экономическое и культурное развитие народов Сибири и Севера: традиции и современность. М.: Наука, 1995.

132. Соколова Э.П. Современные этнические процессы у обских угров. Преобразования в хозяйстве и культуре и этнические процессы у народов Севера. М.: Наука, 1970.

133. Соколова ЭП. Социальная организация хантов и манси в XVIII-XIX вв. Проблемы фратрии и рода. М.: Наука, 1983. - 325 с.

134. Соколова Э.П. Народы Севера и Сибири в условиях экономических реформ и демократических преобразований //Народы Севера и Сибири в условиях экономических реформ и демократических преобразований. М.: Наука, 1994.

135. Соколова Э.П. Эндогамия и этнос //Этнографическое обозрение. 1992. -№3 - С. 67-78.

136. Соколова Э.П., Новикова Н.И., Ссорин-Чайков Н.В. Этнографы пишут закон: контекст и проблемы //Этнографическое обозрение. 1995. - №1. - С. 74-89.

137. Соколовский С.В. Русскость: исторические, географические и социальные измерения //Русские в ближнем зарубежье. М., 1994.

138. Статус малочисленных народов России (правовые акты и документы). М.: Юрид. лит., 1994. - 488 с.

139. Судьбы народов Обь-Иртышского Севера. (Из истории национально-государственного строительства. 1822-1941 гг.) Сборник документов. Тюмень, 1994.-318 с.

140. Тимофеев Г.Н. Тайны сибирских шаманов. Из истории шаманизма Югорского края. Сургут, 1996. - 112 с.

141. Тишков В.А. О феномене этничности //Этнографическое обозрение. 1987. -№ 3 - С. 3-20.

142. Токарев С.А. К постановке проблем этногенеза //Советская этнография. -1949.-№3.-С. 12-37.

143. Токарев С.А. Проблема типов этнических общностей (к методологическим проблемам этнографии) //Вопросы философии. 1964. - 11. - С. 43-54.

144. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Прометей, Юрайт, 1998. - 511 с.

145. Традиционное воспитание у детей народов Сибири /Отв. ред. И.С.Кон, Ч.М.Таксами. JL: Наука, 1988. - 251 с.

146. Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М.: Прогресс, 1995. - 800 с.

147. Уледов А.К. К определению специфики культуры //Философские науки. -1974.-№2.-С. 22-30.

148. Ульяновский ВИ. Адаптация ненецкого этноса к условиям урбанизированной среды //Экология человека. 1996. - № 1. - С. 17-20.

149. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. -840 с.

150. Федоров Ю.М. Сумма антропологии. Новосибирск: Изд-во СО РАН, филиал «Гео», 2000. - Кн. 3: Антропологическая историософия. - 714 с.

151. Федорова Е.Г. Элементы нового и традиционного в современной материальной культуре манси. М.: Наука, 1980.

152. Финш О., Брэм А. Путешествие в Западную Сибирь д-ра О.Финша и А.Брэма. М.: Тип. М.Н.Лаврова и К., 1882. - 255 с.

153. Хайруллина Н.Г. Взаимоотношения коренного населения Тюменского Севера с участниками нефтегазового освоения //Нефть и газ. 1998. - №1. - С. 116123.

154. Хайруллина Н.Г. Динамика этносоциальных процессов на Тюменском Севере //Этносоциальные процессы в Сибири: Тематический сборник /Под ред. Ю.В.Попкова. Новосибирск: Издательство СО РАН, 2000. - С. 97-101.

155. Хайруллина Н.Г. Этническая идентификация коренных малочисленных народов Тюменского Севера (результаты социологического исследования) //Нефть и газ. 2000. № 3. - С. 117-125.

156. Хайруллина Н.Г., Харамзин Т.Г. Обские угры (социологические исследования материальной и духовной культуры). Тюмень: ТюмГНГУ, 2003. -221 с.

157. Харамзин Т.Г. Экономика традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера. Ханты-Мансийск, 2001. - 294 с.

158. Хомич JI.B. Ненцы. Историко—этнографические очерки. М. - Л.: Наука, 1966. - 329 с.

159. Хомич Л.В. Проблемы этногенеза и этнической истории ненцев. Л.: Наука, 1976.- 189 с.

160. Хрущев В.Л. Здоровье человека на Севере (медицинская энциклопедия северянина). М.: Астра, 1994. - 508 с.

161. Чернецов В.Н. Вогульские сказки. Сборник фольклора народа манси (вогулов). Л.: Гослитиздат, 1935. - 143 с.

162. Этнические процессы в современном мире /Отв. ред. Ю.В.Бромлей. М.: Наука, 1987. - 446 с.

163. Ядне Н.Н. Я родом из тундры. Тюмень: СофтДизайн, 1995. - 256 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.