Проблематика английского миниатюрного портрета в эпоху елизаветинского ренессанса тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат наук Троицкая, Анна Алексеевна
- Специальность ВАК РФ17.00.09
- Количество страниц 222
Оглавление диссертации кандидат наук Троицкая, Анна Алексеевна
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Английская портретная миниатюра второй половины XVI - начала XVII века. Историография вопроса
1.1 Первые упоминания о портретной миниатюре елизаветинской эпохи
1.2 Исследовательский интерес к елизаветинской миниатюре до 1912 года
1.3 Вопрос о происхождении портретной миниатюры
1.4 Проблема понимания английского ренессанса и место миниатюры среди искусств
1.5 Исследования биографического, художественного и теоретического наследия Николаса Хиллиарда
1.6 Технические аспекты миниатюры
1.7 Изучение культурного контекста, роли надписей и эмблем в миниатюрном портрете
1.8 Проблема образа и его воплощения в английской портретной миниатюре
ГЛАВА 2. Место портретной миниатюры в английской культуре XVI века. Вопросы
происхождения и распространения миниатюры
2.1 Возникновение портретной миниатюры и вопрос о ее происхождении
2.2 Развитие миниатюры как портретного жанра
2.3 Специфика изобразительного искусства Англии второй половины XVI в. и культурный контекст эпохи
ГЛАВА 3. Искусство миниатюры по трактату Н. Хиллиарда
3.1 Рукопись «Искусства миниатюры» и история публикации
3.2 Назначение «Искусства миниатюры» Хиллиарда
3.3 Техника и стилистика портретной миниатюры XVI века
3.4 Эстетические воззрения Хиллиарда
3.5 Значение трактата Хиллиарда
ГЛАВА 4. Семантика и проблемы интерпретации елизаветинской портретной
миниатюры
4.1 Вопрос об индивидуальности модели в портретной миниатюре
4.2 Понятие эмблемы и специфическая роль эмблематики в портретной миниатюре
4.3 Роль надписей в эмблематической программе портретного изображения
4.4 Литературные приемы в портретной миниатюре и роль метафоры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ
ИЛЛЮСТРАЦИИ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК
Портрет в могольской миниатюрной живописи XVI - XIX веков: иконография, типология, семантика2013 год, кандидат искусствоведения Атманова, Юлия Георгиевна
Хогарт и английская графическая школа XVIII века: проблемы развития авторской и репродукционной гравюры2008 год, кандидат искусствоведения Яковлева, Светлана Анатольевна
Станковая эмаль Ленинграда – Санкт-Петербурга второй половины XX – начала XXI в.: истоки и эволюция2020 год, кандидат наук Александрова Яна Александровна
Портретная гравюра в России второй половины XVIII века в ее взаимоотношении с живописным изображением2020 год, кандидат наук Тетермазова Залина Валерьевна
Творчество живописца-миниатюриста Питера Эдварда Строли: 1766-18282012 год, кандидат искусствоведения Пуликова, Любовь Витальевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблематика английского миниатюрного портрета в эпоху елизаветинского ренессанса»
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая работа посвящена изучению английской портретной миниатюры в ранний период ее существования. Неоднозначное отношение исследователей к английскому искусству второй половины XVI -начала XVII века, яркое отличие искусства портретной миниатюры этого периода от современных ей образцов английского живописного портрета, а также от портретной миниатюры последующих эпох, выполняемой на кости, на эмали, на меди, - все это послужило основанием для исследования портретной миниатюры елизаветинской эпохи как уникального явления искусства. На фоне общего активного развития портретного жанра в европейской живописи в этот период миниатюра не может рассматриваться как полностью обособленный род искусства. Поэтому в ходе нашего исследования предполагается рассматривать специфику миниатюрного портрета в связи с теми влияниями, которые оказывали на нее различные аспекты местного и зарубежного изобразительного искусства, а также социальная и культурная среда, в которой создавался и функционировал миниатюрный портрет.
Эпоха Возрождения в Англии, а именно к ней относятся рассматриваемые произведения, ассоциируется в основном с достижениями в области литературы, театра, музыки и философии. В то же время изобразительное искусство XV-XVI веков долгое время рассматривалось как переживающее упадок, отмечалось отсутствие национальной школы. Развитие искусствоведческой мысли в XX веке и исследования, связанные, в частности, с английской портретной миниатюрой, как бы заново открытой в середине двадцатого столетия, изменили отношение к этой странице в истории английского искусства и возродили интерес к ней.
Не ставя целью последовательное, хронологическое изложение развития портретной миниатюры, мы постарались сосредоточиться на основных проблематических моментах, таких как ее генезис, специфическая техника исполнения и связанные с ней стилистические особенности миниатюры,
стремясь представить ее как особую разновидность портрета, в которой развивались собственные варианты подхода к портретному изображению.
Актуальность темы исследования.
Портретная миниатюра в общем понимании часто рассматривается как нечто искусно сотворенное в малом размере, и вместе с тем - как отжившее, ставшее страницей истории явление культуры. «Наиболее яркое в этой области и ценное для истории быта [курсив наш - А.Т.] - миниатюра. Вот искусство, которое умерло, которое все в прошлом (...) Умерло навсегда понимание интимного, нежного и изысканного...»1. Это отчасти справедливое высказывание подобно эпитафии к произведениям декоративно-прикладного искусства, которые на сегодняшний день, с такой точки зрения, должны интересовать только коллекционеров и антикваров. Эти вещицы сохраняли свою функциональность, в основном, благодаря портретному изображению. Произведения такого рода сменила фотография, выполняющая во многом похожие функции. Вернуть миниатюрный портрет в контекст изучения истории изобразительного искусства, на наш взгляд, возможно, акцентировав внимание на основных его проблематических аспектах, как стилистических, так и семантических, исследовав его теоретическое обоснование, которое отчасти изложено в трактате елизаветинского миниатюриста Николаса Хиллиарда.
Миниатюра XVI века вызывает интерес, поскольку ее техника стала определяющей для этого искусства в ранний период его развития. Вместе с тем, жанр портрета претерпевает различные изменения, проходит определенные стадии или этапы, возникновение и развитие портретной миниатюры в Англии - один из таких этапов. Удивительно, но исследований, в которых миниатюра рассматривалась бы с точки зрения проблем портретного образа, практически нет. Этот факт также актуализирует тему данной диссертации.
Вопросы, связанные с портретной миниатюрой, затрагивают не только историю и теорию искусства, но и историю культуры, литературы, отдельные отрасли науки, такие как геральдика и эмблематика, а также технические
1 Врангель Н.Н. Миниатюра в России. СПб., 1909. С.2.
аспекты миниатюрописания. Материал исследования предполагает междисциплинарный подход к изучению, что остается в наши дни по-прежнему актуальным.
Настоящее исследование может способствовать формированию нового взгляда на миниатюру как на особый полноценный вид портретного искусства. Изучение роли миниатюры, анализ ее техники, стилистики и возникающей в итоге концепции портретного образа имеют большое значение для правильного понимания специфики английского искусства XVI века, особенностей развития портретного жанра в этот период.
Степень разработанности темы исследования.
При работе над диссертацией были изучены коллективные труды и отдельные монографии российских и зарубежных ученых, посвященные английскому искусству этого периода и портретной миниатюре в частности. Несмотря на большое число зарубежных, преимущественно английских, изданий, касающихся круга вопросов, связанных с английской портретной миниатюрой (что также свидетельствует о ее актуальности), отдельные аспекты этого вида портрета оказались достаточно слабо освещены. К примеру, в значительной степени разработаны приемы изучения и исследованы итоги реконструкции техники портретной миниатюры (М.К.Тэлли2, Дж.Мюррелл3, диссертации Т.Таллиан4 и С. Роннерстам5), но излагаются они, в основном, изолированно от эстетических и семантических проблем портретной миниатюры. Прекрасно представлена творческая биография ведущего миниатюриста елизаветинской эпохи - Н. Хиллиарда (Эрна Ауэрбах6, Мэри
»7
Эдмонд и другие), но в ней не рассмотрена связь портретной миниатюры с тенденциями европейского портрета этого периода, с проблемами его развития.
2 Talley М. К. Portrait Painting in England: Studies in the Technical Literature before 1700, published privately by the Paul Mellon Centre, London 1981
3Murrell J. The Way How to Lymne. Tudor Miniature Observed. London, 1983.
4 Tallian T. Reconstruction of Nicholas Hilliard's Materials and Techniques. A thesis submitted for the degree of Master of Philosophy (May 2007) London, The Royal College of Art, Victoria and Albert Museum
5 Ronnerstam C. Retouching Miniatures: diploma thesis. London: Royal College of Art,1999.
6 Auerbach E. Nicholas Hilliard. London: Routledge & Kegan Paul, 1961.
7 Edmond M. Hilliard and Oliver: the lives and works of two great miniaturists. London: Robert Hale, 1983.
Меньшей изолированностью отличаются фундаментальные работы Р. Стронга, посвященные английскому елизаветинскому искусству и миниатюре, он исследует изобразительное искусство в контексте культурной жизни английского двора, исторических событий, а также основных литературных источников, часто прибегая к иконологической интерпретации. Но за всем этим теряется исключительное приватное понимание портретной миниатюры, которое компенсируется, пожалуй, в единственном исследовании - статье П. Фумертон «Тайное искусство: елизаветинские миниатюры и сонеты»8. В целом, в публикациях, посвященных английской портретной миниатюре, слабо представлен формально-стилистический анализ произведений, и он практически никак не соотнесен с проблематикой портретного жанра. Настоящая диссертация нацелена, в том числе, и на установление связей между столь разрозненными исследованиями.
Обращение к теме портретной миниатюры в английском искусстве по-прежнему актуально, поскольку некоторые ее аспекты нуждаются в дальнейшем исследовании. Подробнее этот вопрос рассмотрен в главе «Английская портретная миниатюра второй половины XVI - начала XVII века. Историография вопроса».
Цель исследования - выявление, обозначение и формулировка основных проблемных точек изучения английского миниатюрного портрета елизаветинской эпохи.
Заявленная цель и выбранное направление изучения английского портрета предопределили постановку следующих исследовательских задач:
- проследить основные этапы происхождения портретной миниатюры;
- выявить причины доминирования портретного жанра в английском искусстве второй половины XVI века и предпосылки для развития миниатюрного портрета;
8 Fumerton P. «Secret» Arts: Elizabethan Miniatures and Sonnets // Representations. 1986, No. 15. P. 57-97.
- охарактеризовать специфические черты английского изобразительного искусства и общий культурный контекст елизаветинской эпохи;
- исследовать важнейший источник по технике миниатюрной живописи и теории портрета этого периода - трактат «Об искусстве миниатюры» Н.Хиллиарда;
- проанализировать изложенные в трактате этапы создания миниатюры и эстетические взгляды автора в связи со стилистическими особенностями английской портретной миниатюры;
- выявить и сформулировать круг проблем, связанных с индивидуализацией портретного образа в миниатюрном портрете;
- изучить роль надписей и эмблем в семантике английской портретной миниатюры, их связь с социо-культурным контекстом эпохи;
- охарактеризовать проявления взаимодействия изобразительного искусства и литературы в елизаветинской миниатюре.
Решение данных задач имеет большое значение для понимания и изучения западноевропейского искусства в целом и европейской портретной миниатюры в частности.
Объектом исследования являются образцы английской портретной миниатюры второй половины XVI - начала XVII века. Они и составляют материал для изучения. В диссертационном исследовании рассматриваются произведения, в которых наиболее ярко проявились специфические черты портретной миниатюры указанного периода. Предполагая этот принцип в качестве основного, мы не связываем отбор материала с доступностью или известностью определенных произведений. Предмет исследования - основные проблемы, связанные с воплощением портретного образа в миниатюре, обусловленные стилистической и тематической уникальностью такого рода портретов.
Хронологические рамки исследования определяются годами елизаветинского правления (1558-1603 гг.), вместе с тем, мы допускаем
обращение к произведениям как более раннего, так и более позднего периодов для выявления определенных предпосылок или для обозначения перспектив развития тех или иных характерных черт и особенностей миниатюрного портрета. Выбор территориальных рамок исследования заявлен в теме диссертации. Он определяется тем, что именно Англия стала местом возникновения и развития миниатюрного портрета, и именно здесь сформировались специфические черты миниатюры, как разновидности портрета.
Методологическая основа исследования предполагает комплексный подход, сочетающий искусствоведческие, общеисторические и культурологические методы.
При анализе отдельных произведений, своеобразия их композиции и содержания, а также выявлении стилистики, общей для портретной миниатюры исследуемого периода, использовались традиционные искусствоведческие методы - формально-стилистический анализ, иконографический и иконологический аспекты исследования. Также в ходе исследования применяется сравнительный стилистический анализ елизаветинских миниатюр, выполненных преимущественно Николасом Хиллиардом, со средневековой книжной иллюминацией, с миниатюрами Ганса Гольбейна, с миниатюрами современника Хиллиарда - Исаака Оливера.
Междисциплинарные методы используются для анализа историко-культурной ситуации, внутри которой происходило развитие миниатюрного портрета, а также при изучении социального аспекта функционирования портрета и анализе литературных источников этой эпохи, повлиявших на семантику миниатюрного портрета и на формирование портретного образа в нем. Источниковедческий метод позволяет проанализировать с точки зрения проблем изобразительного искусства основные письменные источники, относящиеся к елизаветинской эпохе и задействованные в диссертационном исследовании: трактат «Об искусстве миниатюры» Хиллиарда, сборник «Выбор
эмблем» Джефри Уитни, «Британские реликвии» Уильяма Кэмдена. Также при изучении и обобщении литературы по данной теме использовался метод историографического анализа.
Исходя из целей, задач и направленности исследования, таким образом, был избран комплексный подход, предполагающий возможность варьирования различных методов, в зависимости от конкретных проблем и аспектов изучения портретной миниатюры.
Основные источники исследования - произведения портретной миниатюры, находящиеся в музейных собраниях: музей Виктории и Альберта (Лондон), Национальная портретная галерея (Лондон), музей Фицуильяма (Кембридж), Музей Метрополитен (Нью-Йорк), Национальный музей Швеции (Стокгольм), Лувр (Париж), собрание Уоллеса (Лондон), Национальный морской музей (Гринвич), Музей искусств (Кливленд), а также в частных коллекциях. В качестве вспомогательных источников рассматривались английские живописные портреты, для уточнения фактографических данных использовались каталоги собраний и выставок портретной миниатюры.
Научная новизна диссертации. Работа представляет собой аналитическое исследование основных вопросов, связанных с изучением английского миниатюрного портрета: происхождение миниатюры, влияние иностранных художественных школ и национальных традиций, особенности миниатюры, обусловленные ее социально-культурным предназначением, эстетической позицией современников, а также технологией процесса создания миниатюрного портрета. Главный акцент диссертационной работы, отличающий ее от других близких этой теме исследований, сделан на изучении специфических способов передачи индивидуального начала в миниатюрном портрете, все перечисленные выше аспекты изучения способствуют полному и всестороннему раскрытию этого вопроса. Таким образом: 1. Новизна исследования определяется недостаточной изученностью, как заявленной темы, так и объектов исследования.
2. Выявлены актуальные вопросы, касающиеся изучения английского изобразительного искусства второй половины XVI - начала XVII века.
3. В научный оборот отечественного искусствознания введен анализ основных технических и стилистических особенностей английской миниатюры непосредственно в сопоставлении с положениями трактата Хиллиарда «Об искусстве миниатюры», полный текст которого положен в основу источниковедческой базы исследования.
4. Впервые в отечественном искусствознании реконструирован исторический и эстетический контекст данного трактата.
5. Выделены в отдельную группу и подробно исследованы способы передачи личностного начала в английском портрете, такие как эмблема, импресса, метафорический прием.
6. Разработан новый исследовательский подход к концепции портретного образа в английской портретной миниатюре, анализ его отдельных компонентов позволяет выявить перспективные направления в изучении портретного жанра в целом.
Научно-практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов и результатов исследования при подготовке лекционных курсов, в научно-исследовательской, музейной и выставочной деятельности. Представленная работа способствует дальнейшему полноценному развитию теоретического изучения проблем портретного жанра.
Апробация результатов. Основные положения диссертации были представлены в докладах на научных конференциях: «Магия литературного сюжета. Проблемы интерпретации в изобразительном искусстве» (октябрь 2011, НИИ теории и истории искусств Российской Академии Художеств, Москва), «Термины и понятия в искусствознании» (декабрь 2011), «Метафора в искусстве и литературе об искусстве» (февраль 2012), «Междисциплинарный подход как научный метод» (декабрь 2012) в Российском институте истории искусств (Санкт-Петербург), «Мова { культура» (сентябрь 2012, КНУ им.
Тараса Шевченко, Киев), «Проблемы развития зарубежного искусства. Нидерланды - Россия - Великобритания» (апрель 2013, Институт скульптуры, живописи и архитектуры им. И.Е. Репина, Санкт-Петербург), «Зарубежное искусство: проблемы и решения» (май 2013, НГУ им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород). Большинство докладов имеют последующие публикации в соответствующих сборниках статей, список статей приведен в автореферате.
В связи с поставленными задачами, структура диссертации предполагает следующие разделы: введение, четыре главы и заключение. Объем работы составляет 161 страницу, не считая списка используемой литературы и приложений.
ГЛАВА 1. Английская портретная миниатюра второй половины XVI -начала XVII века. Историография вопроса.
Среди литературы, посвященной английской портретной миниатюре, выделяются несколько хронологических групп. Первый исследовательский интерес к английской портретной миниатюре был связан с увлечением коллекционированием миниатюр. Затем - период последующий за первой публикацией трактата Хиллиарда в 1911-12 гг., когда особое внимание уделялось и технике портретной миниатюры, и сравнению манеры Хиллиарда, например, с манерой Исаака Оливера. Этим двум миниатюристам было посвящено некоторое количество зарубежных статей первой половины -середины XX века. В связи с 400-летним юбилеем Хиллиарда в 1947 году интерес к его биографии и творчеству вызвал ряд новых публикаций и всплеск новых атрибуций миниатюрных портретов, выполненных Хиллиардом или его современниками. Эта тенденция к исследованию авторства и уточнению датировок преобладала еще ближайшие тридцать лет. В современной зарубежной искусствоведческой литературе по-прежнему основную часть занимают каталоги музейных коллекций миниатюр и временных тематических выставок. Но также встречаются монографии и статьи, посвященные тем или иным аспектам изучения портретной миниатюры, имеющим значение для нашего диссертационного исследования. Проблемы, поднимаемые в таких изданиях - связь портретной миниатюры и монархии, социально-культурный контекст, внезапное широкое распространение миниатюры (начиная с 1590-х годов), также ряд авторов обращается к теме объединения изобразительного искусства и литературы, сравнивая миниатюру с сонетом, в основном, исходя из усиления личностного, приватного начала в искусстве. Требуется особое внимание к этим исследованиям, оказавшим влияние на формирование современной концепции портретной миниатюры. Степень разработанности
указанных проблем и наличие нерешенных вопросов представляет перспективу для дальнейшего изучения миниатюрного портрета.
1.1 Первые упоминания о портретной миниатюре елизаветинской эпохи.
Упоминания и отзывы о портретах лучшего из миниатюристов этого времени - Николаса Хиллиарда - встречаются уже у его современников. Первая публикация, называющая имя Хиллиарда - обращение к читателю Хейдока, предваряющее переведенный им трактат Ломаццо9, где он говорит, что будь у него талант Вазари, он мог бы написать о «сравнении наших английских живописцев с итальянскими (...) Тогда бы рука мистера Хиллиарда, так почитаемая среди иностранцев, могла бы сравниться с мягкостью позднего Рафаэля Урбинского»10. Здесь же Хейдок называет двух учеников Хиллиарда — И. Оливера и Р. Локки, а также анонсирует еще ненаписанный трактат Хиллиарда: «...совершенен в миниатюре и настолько же совершенен в живописи, насколько я могу судить, так, что (...) я не нашел ничего лучше, чем уговорить его сделать это своей рукой, для всех желающих, своим, привычным ему, ученым пером, на что он в конце концов согласился. И мои обещания вам, что вы получите трактат о его собственной практике, так скоро, как это будет возможно»11. В качестве иностранцев автор, вероятно, имеет в виду французов, к которым в 1576-78 годах Хиллиард прибыл, скорее всего, по поручению королевы Елизаветы, и во время пребывания у них приглашался представителями местной аристократии как эксперт для подновления и
9 Haydocke R. A Tracte Containing The Artes of curious Paintinge Carvinge & Buildinge, Oxford,1598. Цит. no:
Talley M. K. Portrait Painting in England: Studies in the Technical Literature before 1700. London, 1981.P. 22-24 '"Сравним восторженный отзыв Хейдока с первым опубликованным упоминанием о миниатюрных портретах Гольбейна - в 1604 году Карелом ван Мандером в его «Книге о художниках» - буквально через шесть лет после Хейдока, но уже более чем полвека спустя после смерти Гольбейна. Интересно, что и ван Мандер прибегает к сравнению Гольбейна с Рафаэлем, вложив это сравнение в уста Ф. Цуккаро, который во время своего визита в Лондон копировал Гольбейна пером. (Мандер К. ван. Жизнеописание Ганса Гольбейна, знаменитого живописца // Мандер К. ван. Книга о художниках / пер. с гол. B.M. Минорского. СПб.: Азбука, 2007. С. 161). По-видимому, в обоих случаях речь идет не о сравнении живописной манеры, здесь мы имеем дело скорее с комплиментом-эпитетом.
11 Haydocke R. Preface to the Reader. Цит. no: Talley M. К. Portrait Painting in England: Studies in the Technical Literature before 1700. London, 1981. P.24 Приведенный фрагмент является одним из немногих доказательств авторства Хиллиарда, которое периодически подвергалось сомнениям, поскольку рукопись его трактата не подписана.
исправления испорченных миниатюр12. Восторг искусством Хиллиарда высказывали поэт Ронсар, а также Лодовико Гонзаго, герцог Неверский (Луи де
1 "I
Невер), чей портрет Хиллиард был приглашен гравировать .
1.2 Исследовательский интерес к елизаветинской миниатюре до 1912 года.
Если современники ограничивались оценочными высказываниями, то в каталогах миниатюр, большое количество которых стало появляться во второй половине XIX века, пожалуй, появляются первые определения, описывающими портретную миниатюру, как таковую. Каталоги являются своеобразным отражением истории коллекционирования и экспонирования портретной миниатюры, что может служить темой отдельного масштабного исследования. Две крупных выставки XIX века открывают публичный интерес к миниатюре, вынося ее из кабинетов коллекционеров на всеобщее обозрение: в 1865 году состоялась выставка в Южном Кенсингтоне в Лондоне, и в 1889 году -обширная выставка европейской миниатюры, устроенная клубом коллекционеров искусства Берлингтона.
Вероятно, распространение дагерротипа после 1839 года, а затем и фотографии, не только вытеснило миниатюрный портрет, заменив собой его функции, но и сделало его необычайно популярным в качестве антикварного объекта. Благодаря этому практически окончательному перемещению миниатюры в сферу коллекционирования, думается, и возникли первые попытки не только описания, но и исследования ее.
В силу специфики существования этого типа портретов большая часть миниатюр сосредоточилась в частных коллекциях. По этой причине первые каталоги, посвященные исключительно миниатюре, создавались самими коллекционерами, зачастую, любителями, как например, Дж.Л. Проперт, автор
12 Этот факт зафиксирован биографом Хиллиарда Эрной Ауэрбах на основании свидетельств французских современников. Auerbach Е. More light on Nicholas Hilliard // The Burlington Magazine. 1949. Vol. 91, June. P. 164168.
13 Н.Хиллиард. Портрет Лодовико Гонзаго, герцога Неверского. Портрет Генриетты Киевской, герцогини Неверской. 1577-1578. Национальная библиотека, Париж. Ксилография.
первой «Истории портретной миниатюры»14 (издание с заметками о коллекционерах и коллекциях, сама история английской миниатюры ведется от Гольбейна). Имея медицинское образование и практику, Проперт был гравером, любителем искусства и коллекционером миниатюр. С конца XIX века среди составителей каталогов и авторов статей все чаще были и специалисты в области искусства, такие как Д. Фостер15, JL Каст16, Ч. Холм17.
Словари миниатюристов, также зачастую являвшиеся помощниками коллекционера, тщательно архивировали и систематизировали имена художников, работавших в этой сфере. Наиболее известным был словарь Д.
1Я
Фостера . Одним из первых - общий словарь С. Редгрейва, включающий имена не только миниатюристов, но, к примеру, о Хиллиарде повествующий достаточно подробно19, по сравнению с полнейшим словарем миниатюристов Э. Лембергера . Словарь Лембергера, включавший 6000 имен (!) европейских миниатюристов (английских, немецких, голландских, французских, итальянских, польских и русских), содержит две строки, посвященных Хиллиарду, как, впрочем, и многим другим достойным художникам.
Джордж Чарльз Уильямсон - автор своеобразного издания «Как определять портретную миниатюру», которое представляло интерес скорее для собирателей и коллекционеров. Книга также включала раздел с практическими рекомендациями по миниатюрной живописи. Уильямсон в предуведомлении к своему труду определил характер исследования портретной миниатюры, свойственный ему и его коллегам в конце XIX - начале XX века, как процесс
14 Propert J. L. A history of miniature art. With notes on collectors and collections. London, New York, 1887. Проперт также выпустил ряд обобщающих каталогов миниатюр в 1889, 1896, 1897 годах.
15 Catalogue of a Loan Collection of Miniatures and Enamels / Compiled by J. J. Foster. London, 1880; Foster J.J. British miniature painters and their works. London, 1898; Foster J. J Chats on old miniatures. London, 1908.
16 Cust L. Index of artists represented in the department of print and drawings in the British museum. London, 18931896.
17 Early English Portrait Miniatures in the Collection of the Duke of Buccleiuch / ed. by Charles Holme. //The Studio. Special number. London 1917.
18 Foster J.J. Miniature Painters, British and Foreign. London and New York: Dickinson and E. P. Dutton, 1903.
19 Redgrave S. A Dictionary of Artists of the English School: painters, sculptors, architects, engravers and ornamentists with notieses of their lives and work. London, 1878. P.211
20
Lemberger E. Portrait Miniatures of Five Centuries. London, 1911. Lemberger E. Meisterminiaturen aus funf Jahrhunderten Stuttgart, 1911.
собирания и исследования множества небольших портретных изображений
разных лет, порой с неточной атрибуцией и неустановленными именами
моделей, рассредоточенных в различных коллекциях. «Никакая книга не может
заменить опыт, и никакой опыт не ценен, как тот, что приобретен
коллекционером на собственные деньги, и путем собственных ошибок. Цель
некоторых страниц этой книги - дать только несколько общих подсказок,
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК
Особенности художественного заказа и коллекционирования в России XVIII - первой половины XIX века: на примере рода Апраксиных2018 год, кандидат наук Басова, Ирина Геннадьевна
Лаковая миниатюра Федоскино в истории народной художественной культуры: Вторая половина XVIII-XX вв.2004 год, кандидат исторических наук Ключикова, Виктория Борисовна
Становление и развитие жанра голландского цветочного натюрморта 1600-1670 годов как отражение классического естествознания2022 год, кандидат наук Кулакова Ольга Юрьевна
Детский портрет в европейской живописи XV-XVI веков2013 год, кандидат искусствоведения Черняк, Елена Александровна
Немецкий живописный портрет 1530-х-1590-х годов2006 год, кандидат искусствоведения Истомина, Надежда Алексеевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Троицкая, Анна Алексеевна, 2013 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Английская живопись: каталог / сост. Л. А. Дукельская, Е. П. Ренне. Л.: Искусство, 1990. 549 с.
2. Английская лирика первой половины XVII века: пер. с англ. /авт. предисл. и сост. А. Н. Горбунов. М.: МГУ, 1989.
3. Брекоткина И.П. Социальный статус художника в английском обществе первой половины XVII века // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Искусство и дизайн. 2006. №12. С. 3-9.
4. Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии: опыт исследования. М. : Юрист, 1996. 590 с.
5. Буте К. Основательное и ясное наставление в миниатурной живописи, посредством котораго, можно сему искусству весьма легко и без учителя обучиться, С приобщением многих редких, и особливых способов, как разныя краски, твореное золото, серебро и китайской лакфернис делать, и как на полименте золотить / пер. с нем. М. Агентова. М.: Печатано при Императорском Московском университете, 1765. 119с.
6. Бэкон Ф. Сочинения в 2-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1972. 582 с.
7. Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих / пер. с итал. А. Г. Габричевского и А. И. Венедиктова. М. : Альфа-книга, 2008. 1278 с.
8. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств: Проблема эволюции стиля в новом искусстве / пер. с нем. А. А. Франковского. М.,Л.: Academia, 1930. 290 с.
9. Верижникова Т. Ф. Английская живопись. Санкт-Петербург : Аврора, 2009. 264 с.
10. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: Изобразит, искусство, 1985. 283 с.
И. Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. Спб.: Азбука-классика, 2004-2009.
12. Воронина Т.С. Николас Хиллиард и английский портрет эпохи Шекспира. М.: НИИ теории и истории изобразит, искусств, 1992. 253 с.
13. Воронина Т.С. Искусство Англии эпохи Возрождения. М.: Акад. художеств СССР, НИИ теории и истории изобразит. Искусств, 1990. 58 с.
14. Воронихина JI.H. Во времена Тюдоров. Английское искусство эпохи Возрождения. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2006. 45 с.
15. Врангель H.H. Миниатюра в России. СПб.: ежемесячник «Старые годы», 1909. 68 с.
16. Гомбрих Э. История искусства. М.: ООО «Изд-во ACT», 1998. 688
с.
17. Гринблатт С. Формирование «я» в эпоху Ренессанса: от Мора до Шекспира (главы из книги) / пер. с англ. Г. Дашевского. // Новое литературное обозрение. 1999, №35. С. 34—77.
18. Гуревич А. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972.318 с.
19. Дюрер А. Письма // Мастера искусства об искусстве. Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов. Т.2. Эпоха Возрождения / под ред. A.A. Губера и В.Н. Гращенкова. М.: Искусство, 1966. 397 с. С 308-313.
20. Европейские поэты Возрождения: Сборник Перевод / вступ. статья Р. Самарина, примеч. Ю. Гинзбурга и др. М.: Худ. литература, 1974. 735 с.
21. Искусство портрета: сб. статей / под ред. А.Г. Габричевского. М.: Гос. Акад. худож. наук, 1928. 192 с.
22. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978. 624 с.
23. Лотман Ю.М. Портрет // Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства (Серия «Мир искусств»). СПб.: Академический проект, 2002. С. 349-375.
24. Мандер К. ван. Жизнеописание Ганса Гольбейна, знаменитого живописца // Мандер К. ванн. Книга о художниках / пер. с гол. В.М. Минорского. СПб.: Азбука, 2007. 544 с.
25. Мандер К. ван. Основы благородного свободного искусства
живописи, практические советы молодому живописцу / пер. Фехнер Е.Ю // Мастера искусства об искусстве. Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов. Т.2. Эпоха Возрождения / под ред. А.А. Губера и В.Н. Гращенкова. М.: Искусство, 1966. 397 с. С.369-372.
26. Мосс М. Очерк о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах // Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Тр. по социальн. антропологии / пер. с фр., послесл. и коммент. А.Б. Гофмана. Рос. акад. наук. Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. М.: Изд. фирма "Вост. лит.", 1996. 360 с. С. 85-111.
27. Неверов О.Я. К вопросу о роли портретных гемм в политической жизни республиканского Рима // Искусство портрета: краткие тезисы докладов к научной конференции 20-22 сентября 1972 г. / Гос. Эрмитаж. Ленинград: Б. и., 1972. С.3-5.
28. Несселынтраус Ц.Г. Немецкая первопечатная книга: Декорировка и иллюстрации. СПб.: Аксиома РХГИ, 2000. 270 с.
29. Нестеров A. EmblemataHa двух портретах елизаветинской эпохи, или Миф о Тесее и «самостоятельная жизнь символов» // Искусствознание. Издание Государственного института искусствознания. 2006. Вып.2. С. 418 -443 .
30. Нестеров А. Изображения Елизаветы I Тюдор: искусство портрета как искусство политики // Искусствознание. Издание Государственного института искусствознания. 2007. Вып. 1-2. С. 228 - 259.
31. Нестеров А. Иконография и поэзия, или Комментарий к некоторым текстам Мандельштама, написанный на основе emblemata. [Электронный ресурс]. НЛО, 2004. №67. URL: http://magazines.russ.m/nlo/2004/67/nest7.html (дата обращения: 15.09.2013).
32. Овидий П.Н. Любовные элегии; Метаморфозы; Скорбные элегии / перевод с лат. С.В.Шервинского. М.: Худож. лит., 1983. 512 с.
33. Пастуро М. Символическая история европейского средневековья / пер. с фр. Екатерины Решетниковой. СПб.: Alexandria, 2012. 446 с.
34. Певзнер Н. Английское в английском искусстве / пер. О.Р. Демидовой. СПб.: Азбука-классика, 2004. 318 с.
35. Петрарка Ф. Избранное. Автобиографическая проза. Сонеты / пер., сост. общ. ред. и коммент. Н. Томашевского. М.: Художественная литература, 1974. С.273.
36. Сидни Ф. Астрофил и Стелла;3ащита поэзии: Сонеты. Переводы / изд. подгот. Л.И. Володарская М.: Наука, 1982. 367 с.
37. Соколов М.Н. Мистерия соседства: К метаморфологии искусства Возрождения. М.: Прогресс-Традиция, 1999. 519 с.
38. Степанов A.B. Искусство эпохи Возрождения: Нидерланды, Германия, Франция, Испания, Англия. СПб.: Азбука- Классика, 2009. 640 с.
39. Теория метафоры: сборник / пер. под ред. Н.Д. Арутюновой, М.А. Журинской; вступ.ст. и сост. Н.Д. Арутюновой. М.: Прогресс, 1990. 511 с.
40. Троицкая A.A. Придворный как актер. Специфика придворного портрета в контексте елизаветинской эпохи // Феномен актера. Профессия, философия, эстетика: материалы пятой научной конференции аспирантов / отв. ред. Ю. А. Васильев. СПб.: изд-во СПбГАТИ, 2011. С.80-85.
41. Фичино М. Комментарий на «Пир» Платона. О любви / пер.с лат. А.Х.Горфункель // Эстетика Ренессанса: антология в 2 т. / сост. В.П. Шестаков. Т.1. М.: Искусство, 1981. С. 144-241.495 с.
42. Хёйзинга Й. Осень средневековья = Herfsttij der middeleeuwen: исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах / сост. и пер. с нидерл. Д. В. Сильвестров. М.: Айрис-пресс, 2004. 537с.
43. Хиллиард Н. Трактат, касающийся искусства миниатюрной живописи / пер. А. Е. Кроль // Мастера искусства об искусстве. Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов. Т.2. Эпоха Возрождения / под ред. A.A. Губера и В.Н. Гращенкова. М.: Искусство, 1966. С. 375—383.
44. Хогарт У. Анализ красоты: Теория искусства. Пер. с англ. / вступ. ст., с. 6-104, примеч. и ред. пер. М. П. Алексеева. Л.: Искусство. Ленингр. отд-
ние, 1987. 252с.
45. Цуккаро Ф. Идея живописцев, скульпторов и архитекторов // Мастера искусства об искусстве. Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов. Т.2. Эпоха Возрождения / под ред. А.А. Губера и В.Н. Гращенкова. М.: Искусство, 1966. С. 286—291.
46. Ченнини Ч. Книга об искусстве или трактат о живописи: практическое руководство / пер. с ит. А. Лужнецкой ст. Ю.И. Гринберга. СПб.: Библиополис, 2008. 270 с.
47. Шартье Р. Письменная культура и общество / пер. с фр. и послесл. И. К. Стаф. М.: Новое изд-во, 2006. 270 с.
48. A History of Private Life / Philippe Aries a. Georges Duby, general ed. Cambridge, MA, London: The Belknap press of Harvard univ. press, 1987-1989. Vol. 3: Passions of the Renaissance / Roger Chartier, ed.; Arthur Goldhammer, transl. 1989. 645 c.
49. A survey of manuscripts illuminated in the British Isles / ed. by J.J.G. Alexander. London: Harvey Miller, 1996. Vol. 6. Later Gothic Manuscripts 1390-1490/by K. L.Scott. 434 p.
50. A Treatise Concerning the Art of Limning / by Nicholas Hilliard. Together with A More Discourse concerning ye Art of Liming / by Edward Norgate: with a parallel modernized text edited by R. K. R. Thornton and T. G. S. Cain. Ashington: The Mid Northumberland Arts Group, Carcanet Press, 1992. 119 p.
51. A very proper treatise, wherein is briefly sett for the arte of limming. London: Richard Tottill, 1573.
52. Albion's Classicism: The Visual Arts in Britain 1550-1660 / ed. by Lucy Gent. New Haven, London: Yale univ. press for the Paul Mellon centre for studies in Brit, art, the Yale center for Brit, art, cop., 1995. 470 p.
53. An Unknown Man. URL: http://collections.vam.ac.Uk/item/Q16579/an-unknown-man-portrait-miniature-hilliard-nicholas/ (27.03.2012).
54. Aston M. England's Iconoclasts. Oxford: Clarendon press, 1988.
55. Aston M. Gods, Saints and Reformers: Portraiture and Protestant
England // Albion's Classicism: the visual arts in Britain, 1550-1660 / ed. by Lucy Ghent. London: Yale University Press, 1995. P.181-220.
56. Atkinson J.K. Artists' Materials in Sixteenth-Century England: Import and Retail Trade // Making Art in Tudor Britain. Abstracts from Academic Workshops 2007 - 2008. URL.:http://www.npg.org.uk/research/t3rogrammes/making-art-in-tudor-britain/workshops/workshop-2-abstract-6.php (21.03.2013).
57. Auerbach E. More light on Nicholas Hilliard // The Burlington Magazine. 1949. Vol. 91, June. P. 164-168.
58. Auerbach E. Nicholas Hilliard. Boston: Boston Book and Art Shop, 1964.
59. Auerbach E. Nicholas Hilliard. London: Routledge & Kegan Paul, 1961.
60. Auerbach E. Tudor Artists: a study of painters in the royal service and of portraiture on illuminated documents from the accession of Henry VIII to the death of Elizabeth I. London: Athlone Press, 1954. 222 p.
61. Baetjer K. British Portraits in the Métropolitain Museum of Art // The Metropolitan Museum of Art Bulletin. 1999. V. 57, no. 1 P.5-72.
62. Bath M. Inserts and Suppressions: Seventeenth-Century Poetic Usage of the Term «Emblem» // Emblem Studies in honor of Peter M. Daly / ed. by M. Bath. Baden-Baden: Koerner, 2002. 271 p. P.l-14.
63. Beal G. Playing cards and their story. London: David & Charles, 1975. 120 p.
64. Belting H. Likeness and Presence: A History of the Image before the Era of Art / trans. Edmund Jephcott. Chicago: University of Chicago Press,1994. 676 p.
65. Binyon L. Preface to catalogue // Palais du Louvre. La peinture anglaise. XVIII-e et XIX-e siècles. Catalogue. Paris, 1938. 200 p.
66. Blakiston N. Nicholas Hilliard as a Traveller // The Burlington Magazine, 1949. Vol. 91, No. 555. P. 169.
67. Blakiston N. Nicholas Hilliard at Court // The Burlington Magazine, 1954. Vol. 96, No. 610. P.17-18.
68. Blome R. The Gentlemen's Recreation. An Encyclopedy of the Arts and
Sciences [and] Horsemanship, Hawking, Hunting, Fowling, Fishing and Agriculture. With a Short Treatise of Cock-Fighting. London: S. Roycroft for R. Blome, 1686.
69. Browne A. The Whole Art of Drawing, Painting, Limning and Etching. London, 1660.
70. Burchfîeld L.H. Portrait Miniatures, Origin and Technique // Portrait Miniatures: The Edward B.Green Collection. Cleveland: Cleveland Museum of Art, 1951.
71. Burton S. The Techniques of Painting Miniatures. London: В. T. Batsford, 1995,143 p.
72. Buxton J. Elizabethan taste. London : Macmillan & со., 1963. 370 с.
73. Calabritto M. Sixteenth-Century Women's Imprese: Scipione Bargagli's Dell'imprese and Girolamo Ruscelli's Le Imprese illustri // Glasgo Emblem studies: Vol. 12. The ItalianEmblem: A Collection of Essays / Ed. by Donato Mansueto and Elena Calogero. Glasgow: Glasgow Emblem Studies, 2007. P.65-92.
74. Camden W. Remains concerning Britain, their languages, names, surnames, allusions, anagramms, armories.....7th edition. London,, 1674. 556 p
75. Catalogue of a Loan Collection of Miniatures and Enamels / compiled by J. J. Foster. London, 1880. 66 p.
76. Catalogue of the classic contents of Strawberry Hill collected by Horace Walpole. London: George Robins, 1842.
77. Colding T. H. Aspects of Miniature Painting its Origins and Development. Copenhagen: E. Munksgaard, 1953. 218 p.
78. Collins Baker C.H., Constable W.G. English Painting in the 16th and 17th Centuries. Florence and Paris, 1930.
79. Coombs К. «A Kind of Gentle Painting»: limning in 16th-Century England // European visions: American Voices / ed. by Kim Sloan. London, 2009. P.77-84.
80. Coombs K. From limning to miniature: The Etymology of Portrait Miniature // Miniature portrait, c. 1500-1850. Current research and new approaches/ ed. S.Lloyd. Edinburg: National Galleries of Scotland, 2009.
81. Coombs K. The portrait miniature in England. London: V&A, 2005. 128
P-
82. Cooper T. Foreign Artists working in London 1500-1520: lecture. [Electronic resource]. London, Gresham College, 2010. Mode of access: http://www.gresham.ac.uk/lectures-and-events/foreign-artists-in-16th-century-london. (01.11.2011).
83. Cust L. Index of artists represented in the department of print and drawings in the British museum London: 2 Vols. Printed by William Clowes and sons, limited, Stafford street and Charing Cross. 1893-1897.
84. Davenport C. Miniatures. Ancient and Modern. Chicago: A. C. McClurg &CO, 1908. 174 p.
85. Early English Portrait Miniatures in the Collection of the Duke of Buccleiuch / ed. by Charles Holme; text by H.A. Kennedy // «The Studio». Special number. London 1917. 44p.
86. Edmond M. Hilliard and Oliver The Lives and Works of Two Great Miniaturists. London: Robert Hale, 1983.
87. Evans J. English posies and posy rings. London: Oxford University Press, 1931.114 p.
88. Evans J. English Jewellery. From the fifth century A.D. to 1800. London: Methuen & Company Limited, 1921. 168 p.
89. Evett D. Literature and the Visual Art in Tudor England. Athens and London: The University of Georgia Press, 1990. 366 p.
90. Foister S. Holbein and England. New Haven, London: Yale univ. press for the Paul Mellon centre for studies in British art, 2004. 308 p.
91. Foister S. Sixteenth-Century English Portraiture and the Idea of the Classical // Albion's Classicism: the Visual Arts in Britain 1550-1660 / ed. by Lucy Gent. London: Yale Press Paul Mellon Centre, 1995. P.163-180.
92. Foster J. J Chats on old miniatures. London: T. Fischer Unwin, 1908. 374 p.
93. Foster J.J. Miniature Painters, British and Foreign. London and New
York: Dickinson and E. P. Dutton,1903.
94. Foster J.J. British miniature painters and their works. London: S. Low, Marston & Company, 1898. 146 p.
95. Fumerton P. «Secret» Arts: Elizabethan Miniatures and Sonnets // Representations. 1986. No. 15. P. 57-97.
96. Gaunt W. English Painting: A Concise History. London: Thames a. Hudson, 1993. 288p.
97. Giovio P. Dialogo dell' imprese militari et amorose di monsignor Paolo Giovio Vescovo diNucera. Rome: Appresso AntonioBarre, 1555; Rome, 1978.
98. Gombrich E.H. The Story of Art. 14th.ed. Oxford: Phaidon, 1984. 520 p.
99. Graham-Dixon A. A Man Against a Background of Flames, attributed to Isaac Oliver // Sunday Telegraph «In The Picture» Date 18.11.2001. Url:. http://www.andrewgrahamdixon.com/archive/readArticle/228 (12.10.2011).
100. Greenblatt S. Renaissance self-fashioning: From More to Shakespeare. Chicago: University of Chicago Press, 1980. 321p.
101. Hadfield A. Duessa's trial and Elizabeth's Error: Judging Elizabeth in Spenser's Faerie Queene // The Myth of Elizabeth. Ed. by Susan Doran & Thomas S. Freeman. New York, 2003. P 56 -76.
102. Hans Holbein the Younger. An Allegory of Passion. The J. Paul Getty Museum. [Electronic resource]. Mode of access: http://www.gettv.edu/art/gettyguide/artObiectDetails?artobi=814. (29.01.2012).
103. Hargrave C. P. A history of playing cards and a bibliography of cards and gaming. New York: Dover Press, 1966. 462 p.
104. Harley R. D. Literature on Technical Aspects of Arts. Manuscripts in the British Museum // Studies in Conservation. 1969, №14. P. 1-8.
105. Haydocke R. A Tracte Containing the Artes of curious Paintinge Carvinge and Buildinge, written first in Italian by Jo. Paul Lomatius painter of Milan / englished by R. H. student in Physik. Oxford: Printed by I. Barnes for R.H., 1598. 337 p.
106. Heinsius D. Quaeris quid sit Amor? Amsterdam: Herman de Buck, 1601.
107. Herbert E. The Life of Edward Lord Herbert of Cherbury, Written by Himself / ed. J.M. Shuttleworth. Oxford, 1976.
108. Hicklin F. Playing Cards. London: H.M. Stationery Office, 1976. 12 p.
109. Hilliard N. Treatise on Art of Limning / ed. and introduction by P. Norman. Walpole Society. Oxford, 1911-12. Vol. I. P.l-54.
110. Hotson L. Shakespeare by Hilliard. A portrait Deciphered. Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1977. 210 p.
111. Knapp J. A. Illustrating the Past in Early Modern England: The Representation of History in Printed Books. Aldershot: Ashgate Publishing, 2003. 274 p.
112. Kury G. «Glancing surfaces» - Hilliard, Armour, and the Italian Model // Albion's Classicism: the Visual Arts in Britain 1550-1660 / ed. by Lucy Gent. London: Yale Press Paul Mellon Centre, 1995. P. 395-426.
113. Lemberger E. Meisterminiaturen aus flinf Jahrhunderten Stuttgart, 1911.
114. Linthicum M.C. Costume in the drama of Shakespeare and his contemporaries. Oxford, Clarendon Press 1936. 307 p.
115. Martin J. J. Myths of Renaissance Individualism. New York: Palgrave Macmillan, 2004. 224 p.
116. Mercer E. English Art 1553-1625. Oxford: Clarendon press, 1962. 287 p.
117. Meslay O. L'Art anglais dans les collections de l'Institut de France:
Chantilly, Musée Condé, 13 octobre 2004 - 3 janvier 2005. Paris: . d'Art, 2004.
118. Murrell J. The Way How to Lymne: Tudor Miniature Observed. London: Victoria and Albert Museum, 1983. 100p.
119. Murrell V.J. The Art of Limning // Strong R. Artists of Tudor Court. The Portrait miniature. London: Victoria & Albert Museum, 1983. P. 13-27.
120. Nicholas Hilliard and Isaac Oliver: An exhibition to commemorate the 400th anniversary of the birth of Nicholas Hilliard / monograph and catalogue by
Graham Reynolds. London: Victoria and Albert museum, 1947. 48 p.
121. Nicholas Hilliard's «Art of Limning». A New Edition of A Treatise Concerning the Arte of Limning / ed. by Arthur F. Kinney, Linda Bradley Salamon, forew. by Sir John Pope-Hennessy. Boston: Northeastern University Press,1983. 158 P-
122. Norgate E. Miniature or The Art of Limning, 1621-1626, 1648-1650 // Talley M. K. Portrait Painting in England: Studies in the Technical Literature before 1700. London: Paul Mellon Centre for Studies of British Art, 1981. 512 p. P. 156 -170.
123. Oppe A. P. English Drawings: Stuart and Georgian periods. In the Collection of His Majesty the King at Windsor Castle. London: Phaidon Press Limited, 1950. 215 p.
124. Peacham H. Complete Gentleman. London: Francis Constable, 1622.
125. Peacham H. The Gentlemens Exercise. London, 1612.
126. Peacham H. Minerva Brittanica. London, 1612.
127. Peachem H. Garden of Eloquence. London: H. Jackson, 1577.
128. Peter M. Daly The Place of English Emblem Book in the Context of Continental Emblem Book Production to the Year 1700 // Anglo-Dutch relations in the field of the Emblem / ed. by Bart Westerweel. Symbola et emblemata. V.8. Leiden: Brill, 1997. 310 p. P. 1-33.
129. Pevzner N. The Englishness of English Art. Harmondsworth, 1978.
130. Phillips J. The reformation of the images: Destruction of art in England, 1535-1660 Berkeley etc: Univ. of California press, 1973. 228 p.
131. Piles R.de. The Art of Painting and the lives of the painters... London, 1706.
132. Piper D. Painting in England, 1500-1880 Harmondsworth: Penguin Books, 1965. 176 p.
133. Piper D. The 1590 Lumley Inventory: Hilliard, Segar and the Earl of Essex // Burlington Magazine 1957 99 (2 parts) P. 224-31, 299-303.
134. Pope-Hennessy J. A Lecture on Nicholas Hilliard. London: Home and
Van Thal Ltd., 1949. 29 p.
135. Pope-Hennessy J. Nicholas Hilliard and Mannerist Art Theory // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes, 1943 .Vol. 6. P. 89-100.
136. Pope-Hennessy J. The Portrait in Renaissance. London: Phaidon, 1966. 348 p.
137. Prideaux W.S. Memorials of the Goldsmiths' Company, being gleanings from records between the years 1335 and 1815, with an introduction, and notes W.S. Prideaux. London, 1896.
138. Propert J. L. A history of miniature art. With notes on collectors and collections. London, New York: Macmillan and co., 1887.
139. Raleigh W. The Shepherd of the Ocean. Selections from his Poetry and Prose / ed. by Frank Cheney Hersey. New York: Macmillan, 1916. 109 p.
140. Redgrave S. A Dictionary of Artists of the English School: painters, sculptors, architects, engravers and ornamentists with notieses of their lives and work. London, 1878.
141. Renaissance Bodies: The Human Figure in English Culture c. 1540-1660 / ed. by Lucy Gent and Nigel Llewellyn. London: Reaktion Books, 1990. 304 p.
142. Reynolds G. English portrait miniatures. London: A.&C. Black,, 1952. 212 p.
143. Reynolds G. English Portrait Miniatures. Cambridge: Cambridge University Press, 1988.
144. Reynolds G. The Painter Plays the Spider // Apollo 1964 (79). №25-26. P. 279-84.
145. Ronnerstam C. Retouching Miniatures: diploma thesis. London: Royal College of Art, 1999.
146. Rowse A. L. The Elizabethan Renaissance: the Cultural Achievement. London: Macmillan and Co, 1972. 386 p.
147. Ruscelli G. Le Imprese illustri con espositioni e discorsi. Venezia: F. Rampazetto, 1566. 566 p.
148. Rüssel J. British Portrait Painters // Aspects of British Art / ed. by W. J.
Turner. London: Collins, 1947. PP.111-160.
149. Russell D. The Ornamental Image: Memory, Decoration and Emblems // Emblem Studies in Honor of Peter Daly / ed. Michael Bath, Pedro F. Campa and Daniel Russell. Baden-Baden: Valentin Koerner Verlag, 2002. P. 191-213.
150. Salmon W. Polygraphice: or, The Arts of Drawing, Engraving, Etching, Limning, Painting, Washing, Varnishing, Gilding, Colouring, Dying, Beautifying and Perfuming: In Four Books . London: Richard Jones of the Golden Lion, 1672.
151. SaxlF. The classical inscription in renaissance art and politics. Bartholomaeus Fontius: Liber monumentorum Romanae Urbis et aliorum locorum // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes . 1940-1941, Vol.4, No. 1/2, Oct. -Jan. P. 19-46.
152. Schaffers-Bodenhausen K. The portrait miniatures in the collections of the House of Orange-Nassau: A cat. / Karen Schaffers-Bodenhausen, Marieke Tiethoff-Spliethoff. Zwolle : House of Orange-Nassau hist. coll. trust Waanders, 1993.526 p.
153. Song of Ourselves. Anthology of Poetry. Cambridge: Foundation Books, 2005. 265 p.
154. Spenser E. Faerie Queene / ed. by A. C. Hamilton et al., 2nd edn. London: Longman, 2007.
155. Stechow W. Northern Renaissance Art. 1400-1600. Sources and Documents. Evanston: Nothwestern University Press, 1989. 187 p.
156. Strong R. Artists of Tudor Court. The Portrait miniature rediscovered 1520-1620, Victoria & Albert Museum exhibit catalogue. London: Victoria and Albert museum, 1983. 168 p.
157. Strong R. English Renaissance Miniature. London: Thames and Hudson, 1983.208 p.
158. Strong R. Federigo Zuccaro's Visit to England // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes XXII, 1959. P. 359-360.
159. Strong R. From Manuscript to Miniature // The English Miniature / ed. by Murdoch J. New Haven and London: Yale University Press, 1981.
160. Strong R. The Cult of Elizabeth: Elizabethan Portraiture and Pageantry. London: Thames and Hudson. 1977. 227 p.
161. Strong R. The English Icon. Elizabethan and Jacobean Portraiture. London: Routledge & Kegan Paul PLC, 1969. 369 p.
162. Strong R. William Larkin, Icons of Splendour // The Tudor and Stuart Monarchy: pageantry, painting, iconography. In 3 Vol. Vol. 2. Jacobean and Caroline. Woodbridge: Boydell press, 1998. PP. 1-68.
163. Strong R. The Spirit of Britain: a narrative history of the arts. London: Fromm International, 1999. 708 p.
164. Talley M. K. Portrait Painting in England: Studies in the Technical Literature before 1700. London: Paul Mellon Centre for Studies of British Art, 1981. 512 p.
165. Tallian T. Reconstruction of Nicholas Hilliard's Materials and Techniques. A thesis submitted for the degree of Master of Philosophy (May 2007). London, The Royal College of Art, Victoria and Albert Museum. 2007.
166. The English Emblem and the Continental Tradition / ed. by Daly M. Peter. New York: AMS Press, 1988.
167. The Excellency of the Pen and Pencil Exemplifying the Uses of Them in the Most Exquisite and Mysterious Arts of Drawing, Etching, Engraving, Limning. Painting in Oyl, Washing of Maps & Pictures... London: Printed by T. Ratcliff and T. Daniel, for D. Newman and R. Jones, 1688. 124 p.
168. Tittler R. Regional portraiture and the heraldic connection in Tudor and early Stuart England // British Art Journal. 2009, June 22. [Electronic resource]. URL:http://www.thefreelibraiy.com/Regional+portraiture+and+the+heraldic+connect ion+in+Tudor+and+early...-a0220059056 (11.04.2013).
169. Tudor England: An Encyclopedia / Ed. by A. F. Kinney and. D. W. Swain. New York, London: Garland, 2001. 837 p.
170. Van der Noot J. A Theater Wherein Be Represented as Well the Miseries and Calamities that Follow the Voluptuous Worldlings, as Also the Great Joyes an Pleasures Which the Faithfull Do Enjoy. London: Henry Bynneman, 1569.
171. Warburg A. Gesammelte Schriften: Die Erneuerung der heidnischen Antike, kulturwissenschaftliche Beiträge zur Geschichte der europäischen Renaissance. Bd. 1-2. Leipzig; Berlin: Teubner, 1932.
172. Waterhouse E. K. Painting in Britain 1530 to 1790. Harmondsworth: Penguin Books, 1969.
173. What Life was Like In the Realm of the Elizabeth / ed. by D. Dersin London: Caxton Publishing Group, 2003.
174. Whitney G. A Choice of Emblemes. Leiden: Imprinted in the house of Christopher Plantyn, by Francis Raphelengius,1586. 230 p.
175. Williamson G.C. How to Identify Portrait Miniatures. London, George Bell, 1904.126 p.
176. Williamson G.C. Portrait Miniatures / ed. by Charles Holme, London: "The Studio", 1910. 31 p.
177. Williamson G.C. The History of Portrait Miniatures. 2 Vols. London, 1904.
178. Winter C. Elizabethan miniatures. London: Harmondsworth, 1943.
179. Winter C. Hilliard and Elizabethan miniatures // The Burlington Magazine for Connoisseurs. 1947, Vol. 89, No. 532. P. 174-181.
180. Wittkower R. Allegory and the Migration of Symbols. London: Thames & Hudson, 1987.223 p.
181. Yates F. A. Elizabethan Chivalry: The Romance of the Accession Day Tilts // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1957. Vol. 20. P. 4-25.
182. Yates F.A. Astraea. The Imperial Theme in the Sixteenth Century. London; Boston: Routledge and Kegan Paul, 1975. 233 p.
183. Yates F.A. Queen Elizabeth as Astraea // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1947. Vol. 10. P. 27-82.
184. Young A.R. The English Tournament Imprese. New York: AMS Press, 1988. 196 p.
185. Young A.R. The place of imprese in an Index of Emblem Art // The index of an Emblem Art Symposium / ed. P. Daly. New York, 1990. P. 21-35.
186. Zuccari F. O. L'idea de pittori, scultori et architetti divisa in due libri. Torino: Per Agostino Disserolio, 1607.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.