Проблема взаимосвязи культуры и политики в философии В.С. Соловьева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Алексеев, Константин Александрович
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 215
Оглавление диссертации кандидат философских наук Алексеев, Константин Александрович
Введение.
Глава 1. Культурное измерение политики в философии B.C. Соловьева.
1.1. Историко-философские и политические корни концепции взаимосвязи культуры и политики B.C. Соловьева.
1.2. Феномен культуры.
1.3. Культура и власть: концепция христианской политики
B.C. Соловьева.
Глава 2. Эволюция концепции взаимосвязи культуры и политики B.C. Соловьева.
2.1. «Три силы»: альтернативы мировой политики.
2.2. Идеал вселенской теократии: основания и противоречия.
2.3. Отрицание альянса духовной власти и государства.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Философско-правовая концепция В.С. Соловьева: Историко-философский анализ2003 год, кандидат философских наук Пепеляев, Александр Викторович
Этика В.С. Соловьева2005 год, кандидат философских наук Кривова, Елена Владимировна
Проблема "Запад - Восток" как выражение принципов историософии всеединства2009 год, доктор философских наук Треушников, Илья Анатольевич
Анализ преемственности историософских воззрений ранних славянофилов и В.С. Соловьева2004 год, кандидат философских наук Гусев, Евгений Константинович
Культурфилософский анализ национальной идеи В.С. Соловьева2004 год, кандидат философских наук Тонкова, Елена Германовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема взаимосвязи культуры и политики в философии В.С. Соловьева»
Философское наследие Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900) является значимой страницей русской общественной мысли второй половины XIX века. Соловьевым было поставлено немало мировоззренческих проблем, актуальных и по сен день. К их числу относится и проблема взаимосвязи культуры и политики, выдвинутая в контексте исторической эпохи, предшествовавшей периоду русских революций. В силу значимости указанной проблемы, она нуждается в пристальном исследовании. Проблема взаимосвязи культуры и политики решалась Соловьевым как в теоретическом плане, так и в связи с трансформацией социально-политической ситуащга в России, поскольку Соловьев был ангажирован в конкретную политическую ткань эпохи. Рассмотрение наследия Соловьева в этом ракурсе позволяет глубже понять различные грани предложенного им решения проблемы взаимосвязи культуры и политики.
Актуальность темы исследования. Созданная Соловьевым концепция взаимосвязи культуры и политики является закономерным итогом развития консервативного направления русской общественной мысли XIX века. Умеренно-консервативный идеал христианской политики, разработанный Соловьевым, хотя и не нашел до сих пор реального воплощения, в определенном отношении созвучен умонастроениям представителей некоторых религиозно ориентированных деятелен современной российской политики.
Соловьевым была оригинально рассмотрена тема культурного творчества, ценностей н идеалов. Он тонко поставил проблему взаимосвязи культуры и политики, культурного творчества и власти. Соловьев показал, что политика всегда окрашена в тона культуры определенного народа, политическая практика детерминируется цивилизационными установками. При этом наиболее значимым элементом культуры, с точки зрения
Соловьева, является религиозно-нравственная сфера, поскольку именно она продуцирует основные культурные ценности. Поэтому наибольшее внимание Соловьев уделяет именно вопросу взаимоотношений религиозно-нравственной сферы со сферой власти и политики. Соловьев глубоко исследовал взаимосвязь религии и политики в контексте культуры, показал возможные аспекты их взаимодействия и опасности этого. Эволюция его воззрений на эту проблему заставляет задуматься о том, как религия может взаимодействовать с политикой так, чтобы не терять своего значения источника ценностного сознания, оставаясь обличителем власти с нравственных позиций. Соловьев ставил вопросы, насколько религия и ее институциональное воплощение - церковь - могут и должны быть нейтральны к власти, автономны по отношению к государству, дабы не дискредитироваться, но позитивно влиять на политическую практику. Он показывает, особенно в 1880-90-е гг., в запале полемики с официальной идеологией, а в конце 1890-х гг. - и в острейшей полемике с толстовством, насколько опасно использование государством религии и церкви в качестве прикрытия своих далеко не нравственных действий. Подобную практику он называет антихристианством. Урок Соловьева заключается в том, что церковь должна быть автономна, она должна изрекать свою позицию от имени религиозно-нравственных ценностей и с этих позиций критиковать пол шику. Актуальность концепции русского философа заключается в том, что он на определенном этапе творчества нашел и обосновал грань, позволяющую вмешательство религии в политику без ущерба для функций религии и без другой крайности - прямого диктата церкви. Этот синтез, баланс сил был назван Соловьевым христианской политикой.
Проблема взаимосвязи культуры и политики транскрибируется у Соловьева в проблему отношений религиозно-нравственной и политической сфер, что обнаруживает свою значимость в современную эпоху, когда культурно-цивилизационные различия оказывают большое влияние на политическую практику во всем мире, в частности - глобальная тенденция к конфликту секулярной и фундаментаменталистски ориентированной цивилизаций.
Диссертационное исследование имеет прикладное педагогическое значение, поскольку анализ проблемы взаимосвязи культуры и политики, проведенный самим Соловьевым, равно как и сформулированные собственно автором историко-философские выводы, могут найти применение в преподавании целого рада социально-гуманитарных наук, таких как история философии, культурология, социология, политология, отечественная история и др.
Степень разработанности проблемы. Творчеству B.C. Соловьева посвящен большой объем литературы, в которой так или иначе затрагивается проблема взаимосвязи культуры и политики. Наиболее содержательными дореволюционными работами о Соловьеве являются труды С.М. Лукьянова, Е.Н. Трубецкого и ряд статей С.Н. Булгакова1. Так, Лукьянов рассматривает указанную проблему с точки зрения творческой эволюции Соловьева. Булгаков и Трубецкой, почитавшие себя последователями Соловьева, затрагивают проблему взаимосвязи культуры и политики в контексте анализа общемировоззренческих установок философии всеединства Соловьева Стоит отметить, что именно Булгакову принадлежит точка зрения, что концепция христианской политики есть самое ценное в философии у
Соловьева.
Эмигрантские авторы, сохранившие традиции дореволюционной критики - Н.О. Лосский, от. В. Зеньковский, К. Мочульскии - вцдели грани
1 См.: Лукьянов С.М. О Вл.С. Соловьеве в его молодые годы. Материалы к биографии. Кн.2,3. М, 1990; Булгаков С.Н. Васнецов, Достоевский, Вл.Соловьев, Толстой (Параллели) // Тихие думы. М, 1996; Булгаков С.Н. О философских воззрениях Вл. Соловьева //Новый путь, 1903, март; Булгаков С.Н Что дает современному сознанию философия Владимира Соловьева? //Труды по социология и теологии. М, 1999. Т.1. От марксизма к идеализму; е Трубецкой Е.Н. Миросозерцание B.C. Соловьева. В 2-х т. М, 1995.
Булгаков С.Н. Что дает современному сознанию философия Владимира Соловьева. С.216. проблемы взаимодействия социально-политической и культурной сфер, но не разрабатывали ее досконально. Такой же характер носит и труд С.М. Соловьева, племянника философа, поэта-символиста, оставшегося после 1917 г. на Родине1.
В творчестве А.Ф. Лосева, крупнейшего советского исследователя наследия Соловьева, проблема взаимосвязи культуры и политики в творчестве этого автора так же была частично исследована. Лосев ставит важную проблему тщательного исследования феномена Соловьева-политика, который сочетал отношение к царскому правительству как к «шайке шарлатанов» с глубокой православной религиозностью. При этом следует отметить, что Лосев предлагает критику политической ориентации Соловьева: он ни западник, ни славянофил, ни либерал, ни консерватор, ни реакционер, ни революционер. Соответственно Лосеву представлялось, что положительное решение вопроса об общественно-политическом положении Соловьева преждевременно2. В современных услов!!ях представляется, что поставленные Лосевым проблемы должны найти свое разрешение.
В постсоветский период шггерес к творчеству Соловьева резко возрос. Многие авторы стали исследовать такие проблемы, как национальный вопрос и христианская политика у В. С. Соловьева (В.В. Сербиненко, Г.Л. Репко), политические и нравственные искания на пути формирования гражданского общества (Е.Б. Рашковский, И.В. Днепровская), нравственность и государственная политика в контексте философии Всеединства (Л.А. Попов, Р.А. Гатауллин), предприняты попытки типологизации политической позиции Соловьева (И.Д. Осипов,
1 См.: Зеньковский В.В. История русской философии в 2-х т. Л, 1991; Лосский И.О. История русской философии. МД991; Мочульский К.В. Владимир Соловьев. Жизнь и учение // Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М, 1995; Соловьев СМ. мл. Владимир Соловьев. Жизнь и творческая эволюция. М, 1997.
2 Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М, 2000. С. 276,280-281,379.
Ю.П. Ивонин) и т.д.1
Однако, представляется, что проблема взаимосвязи культуры и политики в философии Соловьева не получила целостного освещения в отечественной философской литературе. Несмотря на большое число общих работ о Соловьеве, их авторы, хотя и уделяли внимание политическим взглядам Соловьева, но не исследовали их специально, связывая с его общефилософскими воззрениями на культуру и историю.
В зарубежной философской литературе так же превалируют общие работы о Соловьеве и исследования, касающиеся его религиозного миропонимания2. Определенные характеристики понимания политической проблематики и происхождения его воззрений на феномен культуры нашли отражение в трудах Р. Чамберса, Г. Гота, X. Глейкснера, М. Костолевского и
1 См.: Сербиленко В.В. Владимир Соловьев: Запад, Восток и Россия. М, 1994; Репко Г.Л. Вопросы нравственности и политики в философии B.C. Соловьева // Проблемы управления в контексте гуманитарной культуры. М, 1997; Рашковский Е.Б. Владимир Соловьев и гражданское общество // Соловьевский сборник. М., 2001; Попов JLA B.C. Соловьев о нравственном потенциале государства // Социально-политический журнал, 1997, № 6; Осипов И.Д. По ту сторону либерализма и консерватизма: социальные искания B.C. Соловьева // Журнал социологи и социальной антропологии. 2003, № 2; Ивонин Ю.П. Вл.С. Соловьев: опыт преодоления либерализма /У Альтернатива. Новосибирск, 1999; Днепровская И.В. B.C. Соловьев о политике как сфере проявления добра // B.C. Соловьев: жизнь, учение, традиции. Екатеринбург, 2000; Гатауллин Р.А. Политико-правовые воззрения Вл.С. Соловьева в связи с его концепцией Всеединства // Личность. Общество. Государство. СПб, 1998.
См.: Wenzler L. Die Freiheit und das Bose nach Vladimir Solov'ev. Freiburg- Munchea, 1978; Mosmann К Wladimir SolowjofF und "die werdende Vernunft der Wahrheit": Keime zu einer Philosophic des Geistselbst. Stuttgart, 1984; Sutton J. The religious philosophy of Vladimir Solovyov. L, 1988; George M. Mystische und religiose Erfahrung im Denken Vladimir Solov'evs. Gottingen, 1988; Waage P.N. Der unsichtbare Kontinent: Wladimir Solowjow, der Denker Europas. Stuttgart, 1988.
3 См.: Chambers R. Vladimir Solovyov and the state II Australian Slavonic and East-Europe Studies (Melbourne), 1992, vol. 6, № 1; Gaut G. Vladimir Solov'ev's critique of nationalism //
Таким образом, проблема взаимосвязи культуры и политики в философии Владимира Соловьева не получила пока достаточной теоретической разработки. Это, а так же практическая значимость данной проблемы обусловили выбор темы исследования, объектом которого является философия Вл. Соловьева, а предметом - взаимосвязь культуры и политики в творческом наследии философа.
Цель и задачи исследования. Целью диссертации является историко-философский анализ проблемы взаимосвязи культуры и политики в философии В.С.Соловьева. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:
- выявить историко-философские и политические корни концепции взаимосвязи культуры и политики Вл.Соловьева;
- проанализировать теоретические воззрения Соловьева на феномен культуры;
- рассмотреть Соловьевский проект христианской политики;
- выявить ранние представления Соловьева о политических путях развития мировой цивилизации и культуры;
- показать сущностные основания и противоречия идеала вселенской теократии, который Соловьев отстаивал на протяжении большей части своей творческой жго1ш;
- понять причины резкого изменения Соловьевым в конце жизни своих представлений по проблеме взаимосвязи культуры и политики.
Slavic review (Stanford), 1998, vol. 57, № 1; Gleixner H. Vladimir Solov"evs: Verstandins und Kritik des Sozialismus // Ztschr. fur katholische Theologie (VVien), 1995, bd. 117, № 1; Kostalevsky M. Dostoevsky and Vladimir Soloviev: the Continuous Dialogue. New Haven, 1992; Zdziechowski M. Universalisme ou Slavophilisme: I'antinomie de la pensee russe // Istina (Paris), 1992, №2.
Источниками исследования являются произведения B.C. Соловьева, важнейшими го которых следует признать: «Три силы»(1878), «Критика отвлеченных начал»(1877-80), «Философские начала цельного знания»(1877), «Духовое основы жизни»( 1882-84), «Об упадке средневекового миросозерцания»(1891), «Китай и Европа»(1890), «Оправдание добра»(1895-97) и «Три разговора с включением Краткой повести об антихристе»(1899). К числу источников следует также отнести произведения философов Нового времени, чьи теоретические достижения широко использовались B.C. Соловьевым - Гегеля, Канта, Руссо, Шеллинга, Шопенгауэра, равно как и труды отечественных мыслителей, оказавших влияние на Соловьева -славянофилов Хомякова, Киреевского и Аксакова, Достоевского, Данилевского, Чичерина, Толстого. Помимо теоретических философских работ, для проведения исследования были привлечены также источники личного происхождения - письма и воспоминания самого Соловьева и знавших его людей (Аксаков, Победоносцев, Стасюлевич, Кони, Леонтьев, Витте), позволяющие воссоздать историческую атмосферу, в которой протекало творчество Соловьева и формировались его взгляды.
Методологические основы исследования определяются целью и задачами диссертации, спецификой объекта исследования. Ведущим был герменевтический подход к изучению материала. В процессе работы использовались так же структурный, сравшггельно-исторический и генетический и другие методы исследования.
Структура диссертации и ее основное содержание. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии, включающей 295 наименований. Общий объем диссертации - 215 страниц.
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Проблема взаимосвязи нравственности и права в философии В.С. Соловьева и наследие И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля2011 год, кандидат философских наук Хохлов, Сергей Викторович
Двойственная природа человека в философии В.С. Соловьева: Философско-антропологический анализ2005 год, кандидат философских наук Графова, Елена Сергеевна
Историософский хилиазм Иоахима Флорского и его рецепция в творчестве Владимира Соловьева2011 год, кандидат философских наук Собко, Руслан Васильевич
Идея христианской общественности в позднем славянофильстве: И.С. Аксаков, Н.Н. Страхов, П.Е. Астафьев, Л.А. Тихомиров2013 год, кандидат наук Атякшев, Максим Валерьевич
Тема востока в историософских воззрениях В.С. Соловьева2010 год, кандидат философских наук Чемурзиев, Адам Уматгиреевич
Заключение диссертации по теме «История философии», Алексеев, Константин Александрович
Заключение.
Концепция взаимосвязи культуры и политики B.C. Соловьева была составной частью религиозно-философской системы всеединства и базировалась на традициях западноевропейской философии и русской мысли. Она была так же продуктом рефлексивного осмысления Соловьевым современных ему реалий общественно-политической жизни. В основе концепции русского философа присутствовало три мыслительных пласта. Первый пласт составляла античная философия и христианская патристика. Второй - Новоевропейская философская традиция, включавшая в себя Просвещение (в том числе радикально-социалистические теории общественного договора Руссо), романтическое контр-просвещение (де Местр), немецкую классическую философию (Кант, Шеллинг и Гегель), а так же направления мысли, возникшие в результате крушения немецкой классики - позитивизм Конта и иррационализм Шопенгауэра. Третий пласт составили русские мыслители консервативного направления (славянофилы, Достоевский и Федоров), а так же либерального и социалистического направлений (Белинский, Писарев и др.).
Особенно следует выделить влияние на понимание Соловьевым феномена государства социалистической традиции (и не только русской, но и европейской, в первую очередь - Ж.Ж. Руссо), а так же двух русских религиозных мыслителей - Ф.М. Достоевского и Н.Ф. Федорова У Достоевского Соловьев взял идею должного формального проявления нравственности - альтругома (жертвенности), каковой должно проявлять и государство. Так, в противовес негативному отношению к политической сфере (как у Шопенгауэра), намечается прогрессивное видение задач государства, связанное с улучшением общественных отношений. Здесь Соловьев сближается с Руссо, для которого значение государства заключалась в социальной функции. Наконец, самое значительное влияние в данном вопросе на Соловьева оказал Н. Федоров. Именно под воздействием его идей Соловьев окончательно приходит к пониманию государства как имеющему положительную задачу для реализации христианского идеала. Таким образом, система Соловьева приобрела не отвлеченно-абстрактный характер, а вполне конкретно-практическое звучание, - она обосновывала пути улучшения человеческой жизни. Именно так в самом общем смысле Соловьев мыслил культуру - как сферу совершенствования человеческого бытия, в том числе и политического. Именно в связи с априорным принципом о позитивно-практической применимости своей концепции взаимосвязи культуры и политики Соловьев избрал методом своих рассуждений критику отвлеченных начал. Соответственно, создавая практическую концепцию взаимосвязи культуры и политики, Соловьев анализировал многовековую традицию европейской философской мысли, отбирая те идеи и темы, которые ему казались положительными, и интегрировал их в свою систему.
В силу этого категория культуры занимает центральное место в творчестве B.C. Соловьева, поскольку цель философа заключалась в попытке определить культурные - нравственные и религиозные -императивы для практической общественно-политической деятельности. При этом он попытался ввести феноменологию культуры в ткань христианского миропонимания, что было результатом славянофильского влияния, а европейская философия в большинстве случаев оставалась для Соловьева лишь формой для категориального оформления его концепции. В частности от Канта Соловьев взял понимание культуры, как сферы совершенствования человека. Культура позволяет человеку подняться над вещным миром, стать сопричастным трансцендентному измерению универсума. Соловьев, как и Кант, мыслил культуру как сферу надприродного существования человека, область духовной деятельности, где человек нравственно возносится над своим материальным бытием. Культура выступает у него как ограничитель всего того, что относятся к животному началу в человеке. Культура оказывается той сферой, где разумная сущность, посредством целеполагания, раскрывает себя как таковая и свои возможности выхода уже на сверхсознательные рубежи. Только Кант мыслил эти рубежи секулярно, а Соловьев - религиозно. От Гегеля Соловьев перенял понимание культуры, как духовной сферы формирующей облик, особенность каждого народа, т.е., как сущности любого народа. Смысл культуры заключается в сознательном (с помощью мысли) ограничении голой природной субъективности, подчинению себя общественным нормам. Этот деятельностный принцип был непосредственно связан с сущностью культуры, как сферы, где человек совершенствует себя, свои отношения, свою жизнь. Именно из этого деятельностно-прогрессивного характера культуры исходят и практические проекты Соловьева в политической области. Он хотел реально что-то сделать, изменить, полагая, что именно это и приближает человечество к заветной цели.
В связи с этим актуальной становиться тема сотворчества человека и Бога, согласование человеческого творчества, человеческой деятельности в материальном мире с культурными (христианскими) ценностями. Эту проблему Соловьев решал с помощью христианской теологемы о двух Градах, пришедшей из учения бл. Августина Из теологемы о двух Градах у Соловьева вытекает и христианское видение истории. Целью истории полагается соединение с Богом, посредством формирования новой культурной среды, общечеловеческой культуры на основе христианских ценностей, воплощаемых Церковью. Но в отличие от отцов церкви, Соловьев пытается реабилитировать мирскую историю, деятельность человека в материальном мире. Он остро ставит вопрос об эволюции именно мирской, человеческой истории, в границах которого и решает проблему культуры. В культуре помимо сакрального смысла - Богом данных нравственных ценностей, - есть еще и мирской смысл, творчество и свобода человека Именно в этом заключается персонализм Соловьева, обоснование активности человека в историческом процессе. Именно человек, творческий и свободный, создает историю, приближая своими действиями заветную цель. Соловьев обосновывает идею культурного прогресса в свете взаимосвязи сакральной и мирской истории. Именно это позволило Соловьеву придать собственному варианту христианской философии социально-политическое звучание в контексте русской истории второй половины XIX- начала XX вв. Это была эпоха великого Освобождения русского народа, и в ней удивительно и причудливо связались имена трех мыслителей и общественных деятелей - Толстого, Победоносцева и Соловьева, - каждый из которых олицетворял особую культурно-политическую доктрину, отстаивал особый путь развития России.
В целом участие Соловьева в развитии отечественной философской мысли выглядит следующим образом: он вышел из центростремительного -славянофильского направления мысли. В условиях кризиса Николаевской крепостнической системы славянофилы предлагали консервативную западного типа альтернативу общественного развития. Она предполагала сохраните основополагающих традиций - религиозной веры, монархической государственности, народности - с предоставлением свободы личности, совести, слова и т.д., т.е. всего того, что было на Западе после революций и не было в России при Николае I. Фактически именно эта консервативная европейского типа программа легла в основу реформ Александра II. Россия приблизилась по своему социально-политическому статусу к европейским государствам второго эшелона капитализма -Германии, Австрии, Италии и т.д. «Славянофилы победили» и превратились в классических консерваторов, защищающих существующую систему, как это делал Бисмарк в Германии - разницы, на наш взгляд, практически никакой нет. Именно в этой славянофильско-консервативной культурной среде «воспитался» Соловьев как философ. Еще раз подчеркнем, что это был европейского типа консервативный круг. Их разница с либералами, русскими или европейскими, состояла только в том, что консерваторы выдвигали на первый план религиозный традиционализм, а либералы - принципы свободы. Существовали так же различия в подходах к отношениям личности и государства, к самому государственному устройству, избирательному праву, собственности. Однако консерваторы не отрицали принципов свободы и даже более чем либералы были готовы идти на социальные реформы - тот же Бисмарк в Германии, начавший разрешать рабочий вопрос. Эта тенденция во всей Европе в конце XIX в. получила название буржуазного реформизма. В Европе конце XIX - начале XX вв. эта тенденция была связана с ростом рабочего движения и усилением влияния социал-демократии, направлена она была на интегрирование пролетариата в систему капиталистической цивилизации, для упрочения последней. Реформы осуществлялись самими же представителями буржуазии что называется «в интересах всего народа»1. Одной из форм буржуазного реформизма было буржуазное же просветительство - т.н. этическое движение, особенно широко распространившееся в Германии2. Не из того же ли корня происходят требования Федорова и Соловьева о всеобщем образовании, возлагаемом на самодержавную власть3? Социальный реформизм осознавался на Западе как альтернатива социальной революции и осуществлялся именно с целью недопущения последней4. В России же после Александра II этого значения реформ никто не понимал. Причем не случайно первой страной, в которой начались буржуазные реформы еще в 1880-е гг., оказалась бисмарковская Германия - страна второго эшелона развития капитализма, где социальные противоречия были выражены намного более резко, чем в других странах (не считая, конечно, России). Не случаен так же и разрыв железного канцлера с крайней Консервативной партией5 - аналогом русской «партии» архиконсерваторов (Катков, Дм. Толстой, Победоносцев, Горемыкин), как их называл Витте. Примечательно так же, что знаменитая социальная реформа
1 Кертман JI.E., Рахшмир П.Ю. Буржуазия Западной Европы и Северной Америки на рубеже Х1Х-ХХ вв. С. 89
2 Там же. С.91
3 ФедоровН.Ф. Самодержавие//Соч. Т.2. С.17,18; Соловьев B.C. Оправдание добра// Соч. Т. 1.С. 533.
4 Кертман Л.Е., Рахшмир П.Ю. Ук.соч. С.94.
5 Чубинский В.В. Бисмарк: политическая биография. М, 1988. С.273,275
Бисмарка (законы о страховании по случаю болезни (1883), по несчастному случаю (1884), по старости (1889)) проводилась в те же года, когда действовал исключительный закон против социалистов (1878-90). Для 1880-х гг. социальная реформа Бисмарка была наиболее тщательно разработанным комплексом законов о страховании. Не только в России, но даже в развитой Англии ничего подобного не было. Законопроекты встретили сопротивление в немецких либералах - защитниках экономической свободы и невмешательства государства. Он обвинили Бисмарка в социализме, а тот нашел замечательное определение своим действиям, почти по-соловьевски, -практическое христианство1. Реформизм не был чужд и католическому движению. Собственно говоря, именно католические консерваторы еще в первой половине XIX в. впервые заговорили о необходимости заботиться о народе, исходя их христианского принципа, что все люди братья. А следовательно нужно думать о пользе братьев2. Спустя полвека католическая партия Центра в Германии, из которой впоследствии вырастит современный германский ХДС, вообще предложила расширить бисмарковский проект мерами по охране труда. Одновременно создается легальная система рабочих профсоюзов. Папство в ладе Льва XIII, выступило с поддержкой идей католического реформизма в 1891 г., когда была издана энциклика, в которой папа отстаивал принцип извечного классового неравенства и частной собственности, но выступал за умеренные л социальные реформы. Таким образом, как принципы свободы не противоречат консерватизму, так ему присущ и реформизм.
В России даже раньше, чем в Европе начались подобные буржуазно-освободительные реформы, которые были куда глубже и серьезнее, чем европейские. Однако они нуждались в продолжении, которого не последовало. Наоборот, при Александре III наметился отказ от заветов
1 Чубинский В.В. Бисмарк. С. 341,342.
Ламенне Ф. Современное рабство. С.3,21.
3 Чубинский В.В. Бисмарк. С. 344; Кертман Л.Е., Рахшмир П.Ю. Ук.соч. С.119.
Государя-Освободителя, начались контрреформы и националистическая вакханалия. Все эти общеизвестные факты из учебника истории, оказали, однако, ключевое значение на становление философии Соловьева. Когда при Александре III и Победоносцеве произошел идейный откат во времена Николая I и снова появилось т.н. реакционно-охранительное (ложно-консерватвное, как его называл Соловьев в «Китае и Европе») направление, проповедовавшее несвободу, т.е. принуждение в вере и «культ палки» (в Леонтьевско-Победоносцевско-Катковском варианте), звериный национализм и обособление от всего мира (в варианте Данилевского и Страхова), бездвижность и социальное бездействие, т.е. китайщину (Леонтьев, Победоносцев), Соловьев остался верен традициям раннего славянофильства, в котором находил гуманные и общечеловеческие черты, способствующие формированию вселенской культуры. Фактически, в условиях господства реакции, он остался консерватором европейского типа, «истинным консерваторм», как сам себя называл в той же статье «Китай и Европа». Его католический ход был именно выражением этого европеизма и универсализма, так же как и защита принципа свободы, который был существешшм моментом старого славянофильства и то, что Соловьев его развил в своей системе вовсе не означало, что он заимствовал его у либералов-западников. Именно в смысле приверженности славянофильским принципам свободы и гуманизма Соловьева и причисляли к левому течению в славянофильстве и консерватизме. Соловьев только изменил метод славянофильства, доведя до логического конца их идею универсализма -«все христианское нам свое, хотя бы оно было европейское, хотя бы африканское»1. Он отказался от исключительности, узкого понимания национальных интересов (как делал это в ранних «Трех силах»), признал правду Западной цивилизации и русских западников, хотя и не перешел на их сторону.
А между тем страна вступила в системный кризис, сопровождавшийся крайней поляризацией общественно-политических сил и небывалым «разнообразием и несходством во мнениях и верованиях всех людей», когда «даже честные и добрые люди меж собой в разладе»: Соловьев - против Толстого, Данилевского, Страхова, Леонтьева, Каткова и Победоносцева, Леонтьев - против славянофилов, Достоевского, Толстого и Соловьева, Страхов, Толстой, Победоносцев и Катков - каждый против Соловьева. Ту же черту общественного сознания, что Гоголь подмечал полвека назад, в описываемый период заметил и выразил Горький. Постояшю по ходу своей многотомной повести о жизни Клима Самгина Горький указывает, что главного героя накануне революции донимает идейный и «словесный хаос»1. Интеллигенты в захолустных городах спорили о будущем мира и «подобно мальчишкам бросали друг в друга идейную пыль»2. Масса людей, «приняв и освоив ту или иную систему фраз, именуют себя консерваторами, либералами, социалистами. Они раскладываются на бесчисленное количество группочек - народники, толстовцы, анархисты и т.д., но это их делает еще более мелкими»3.
В этих условиях Соловьев попытался предложить обществу некий универсальный культурно-политический компромисс - поскольку поляризация социальных сил и системный кризис, точнее сбой в исторической программе России, были вызваны реакцией Александра III, необходимо было вернуться к изначальной программе Александра II. Соловьев до конца не мог осознать и выразить именно идею необходимости продолжения реформ в духе Освобождения, но его восхищение деятельностью Государя-Освободителя и его призывы к существующей власти проводить христианскую политику говорили за него самого. При Александре II не было mi таких проблем с национальными меньшинствами и
1 Горький М Жизнь К. Самгина. 4.1.
2 Там же. 4.2.
3 Там же. 4.4. старообрядцами, как при Александре III, ни Великого Голода, ни ограничений свободы слова, в первые годы (условно - до Каракозовского выстрела 1866 г.) существовало некое единство общества и власти. Но все это были незначительные вопросы, которые можно было разрешить частными реформами. Важнее было завершить Великое дело Освобождения, о чем Соловьев хотел писать Николаю II. Фактически речь шла не о какой-то частной реформе, а о продолжении целой программы реформ, изменивших облик России. Речь шла о внесении внутреннего мира «в самую душу Россиш>. Речь шла об универсальном социальном и идейном примирении ради преодоления кризиса. Основным принципом Соловьева оставалась идея кооперации двух сфер - практической и нравственной. Конечной целью исторического развития человечества Соловьев полагал осуществление Царства Божьего на земле в форме Богочеловечества т.е. действительного единения человека и Бога. Достигнуть его можно посредством определенных организованных общественных действий, которые назывались Соловьевым христианской политикой. Этот термин Соловьев начинает употреблять в связи с обоснованием активной функции государства Культурные нормы и нравственные принципы пронизывают, наполняют политическую сферу и лежат в основе всякого гражданского учреждения. Но цели, которые ставит церковь, не могут быть осуществлены в материальном мире без посредства правомерной государственной власти. Она должна как можно шире обеспечивать материальные условия для достойного существования и совершенствования людей, при этом в наименьшей мере стесняя внутренний нравственный мир человека, предоставляя его свободному духовному воздействию церкви. Таким образом, Соловьев предлагал идеальный вариант преодоления существовавшего в реальности системного кризиса и общественного антагонизма - христианская политика и социальная солидарность. Первые две категории представляли объект для критики в философии Соловьева, две других - составляли положительное содержание этой философии.
Итак, культурно-политические призывы Соловьева имели в виду проведение того консервативного на европейский манер курса, которого придерживался Александр II, и проведение которого было победой славянофильского направления мысли. Самодержавие никогда не ставилось Соловьевым под сомнение, все его предложения были вполне благонамеренны и верноподданически выдержанны. Они mi коим образом не были направлены на умаление прерогатив Самодержца, а лишь призывали изменить ложный и реакционный курс Победоносцева. Фактически, они были истинно консервативной альтернативой русской реакции и проверенным на европейском опыте методом выхода из кризиса. С теми же идеями позднее к Николаю II обращались многие, например, Витте, так же возводивший все беды России к курсу Победоносцева (пользуясь случаем, хочется заметить, что сравнение позиций философа Соловьева и министра Витте в контексте русской истории и философско-политического дискурса нуждается, по нашему убеждению, в отдельном специальном исследовании). Однако внук Александра Освободителя оказался не достоин своего деда - не пойдя добровольно на необходимые реформы, Николай революцией был вынужден проводить их. Витте стал первым премьером нового послереволюционного правительства, а в числе трех первых после Победоносцева обер-прокуроров Синода, которым предстояло осуществлять реформы в области церковных отношений, и которые оказались в числе главных политических фигур России межреволюциониого десятилетия, двое были личными друзьями Соловьева - кн. Оболенский и С.М. Лукьянов.
Таким образом, мы выяснили отношение двух культурно-политичеких проектов - истинного консерватизма Соловьева и ложного консерватизма (который Соловьев иначе называет реакционностью) Победоносцева Сходятся они в превознесении традиции, в утверждении примата общего над личным, в положительном отношении к самодержавной государственной системе. Но расходятся в отношении к свободе и гуманистическим ценностям. Реакционеры склонны их вовсе игнорировать, отсюда - превознесение своего и национализм. А Соловьев настаивает на наличии общечеловеческих культурных норм поведения (вселенский универсализм) и придает особое значение свободе. Основной принцип консерватизма Соловьева - церковь насильственно над миром господствовать не может - предполагает, что для воцарения Церкви на земле необходимо прежде освободить ее самое от государственной опеки и тех, кого государственная власть насильно загнала в нее, чтобы вхождение в Церковь было актом сознательной свободной воли, а не принуждения и страха. Без этого сознательного отношения к самой идее Царствия подлинное его построение невозможно. Как видим, свобода церкви от государства теснейшим образом увязана со свободой личности и веры, поскольку являются необходимым условием осуществления того идеала, который предполагает Соловьев, т.е. оказывается ключевым в предложенной системе и разграничивает ее с реакционно-охранительным направлением мысли.
К сожалению, долгое время Соловьева называли утопистом, восхищались красотой и глубиной его «утопий», но шпсак не хотели видеть за его философскими построениями политической реальности, а ведь Булгаков прямо указал более 100 лет назад, что обоснование им принципов христианской социальной политики, и есть самое ценное и значимое из всего философского наследия Соловьева. Политическая философия Соловьева представляла из себя универсальный синтез, гарантирующий личную свободу (в первую очередь - свободу совести), при осуществлении принципов социальной справедливости, руководствующийся положительными заповедями христианской религии1. Впоследствии, после Второй мировой войны многие идеи демократического христианского социализма нашли свое воплощение в программах и политической практике правящих партий Германии и Италии. И Соловьев создавал не утопии, а философски предвидел тот путь, по которому можно идти, по которому и пошли многие страны Европы, близкие России по уровню социально-экономического и политического развития (второй эшелон). Многое в доктринах Соловьева было фантастического, и все почему-то именно на эту часть обращали наибольшее внимание, пользуясь этой фантастикой, чтобы отбросить все теории Соловьева, чтобы все их записать в разряд утопий и оригинальностей, не имеющих 1шчего общего с реальным ходом истории. Даже Лосев поступает именно таким образом. Те же, кто искренне восхищались Соловьевым, подчас нарочито уходили от реалистических элементов его системы в область мистики, религиозного сознания, духовных исканий, оторванных от действительности. На Соловьева ссылаются, когда говорят о необходимости возрождения современной (конец XX - начало XXI вв.) духовности, но что конкретно для этого надо сделать - об этом умалчивают, по незнанию или по некоему умыслу. А именно программная доктрина общественно-политических и экономических действий и составляет самую реалистическую часть концепции Соловьева. При этом все, что здесь было сказано, не есть плод какого-то эмоционального увлечения социально-христианской концепцией Соловьева, но результат сознательной рефлексии автора, относящего себя к светскому социал-демократическому направлению мысли.
Итак, понятно какой путь развития проповедовал Соловьев. Но Россия шла по другому пути, управляемая с других позиций. Идеи и попытки истинно-консервативного (в противовес крайней реакционности) реформизма потерпели неудачу. Альтернативой общественного развития становится социалистическая революция, олицетворявшаяся Толстым. По мысли Соловьева, антирелигиозный и антигосударственнический социализм и народничество Толстого приближали антихристово царствие, т.е. революцию, таким же образом, как и аотихристианская реакция Победоносцева. Сущностная трагедия последних лет творчества Соловьева крылась в том, что ему приходилось бороться с двумя тенденциями сразу, одна из которых детерминировала другую. При этом Соловьеву приходилось в борьбе с толстовскими тенденциями отстаивать многие пршщипы, роднившие консерватизм и реакцию, например, значение государства, примат коллектива над отдельной личностью и т.д. Эти тоталитарные и антигуманистические элементы в творчестве Соловьева, подмеченные мыслителями классического либерализма, нуждаются в более детальном исследовании и определении их места и значения во всем комплексе Соловьевского наследия.
Что же касается отношения к Соловьеву либеральной части общественности, связывавших себя не со славянофильской, а с западнической традицией, следует отметить, что оно эволюционировало. Если в конце XIX в. либералы смотрели на Соловьева как на крайнего, соединяющего крайности консерватизма и социализма (Чичерин), то уже накануне Первой революции отношение либералов к Соловьеву изменилось, в либеральном движении сменились поколения, появились кадеты и мирнообновленцы. Все эти в высшей степени интеллигентные люди (Милюков, Новгородцев) очень уважительно относились к Соловьеву и даже признавали правильность многих его идей (в первую очередь социальный реформизм), однако отрицали специфическую соловьевскую религиозность, как и положено классическим светским либералам. Мирнообновленцы (Е. Трубецкой, Шипов, Н. Львов) в период межу двумя революциями даже ставили своей задачей реализацию принципов «христианской политики», т.е. их можно признавать некоей реальной политической формой соловьевства. Однако мирнообновленцы не приобрели значительного влияния в политических процессах, а всеобщее увлечение в начале XX в. Соловьевым порой вырождалось в грубое извращение его основных идей (Мережковский). Таким образом, широкое распространение Соловьевских идей в указанный период не смогло изменить всего хода русской истории, хотя они и были вполне реальной альтернативой тенденциям толстовства и реакции. Вообще же вопрос об эволюции политического соловьевства после смерти философа так же нуждается в отдельном рассмотрении.
В целом оценивая значение, роль и место философии Соловьева в общем ходе развития русской общественной мысли, следует вспомнить теорию Е. Трубецкого, что система Соловьева родилась га субъективного осознания кризиса Запада. Диалектика истории была такова, что и на Западе, и в России в одно и то же время - во времена жизни Соловьева - имел место кризис. Только на Западе это был кризис капиталистической цивилизации, из которого Европа вышла, пережив две мировые войны, а в России имел место кризис системы, являвшейся порождением 300 лет крепостничества и деспотизма. Соловьев, безусловно, больше болел душой за Россию, а не за состояние умов на Западе. Однако получилось так, что он разработал такой доктринальный рецепт выхода из кризиса, который оказался применим в своих теоретических основаниях, как для Запада, так и для России, а если говорить конкретно-исторически - для всех стран второго эшелона капитализма. Только в Германии и Италии этот проект - христианско-социальной политики - был реально осуществлен 45 лет спустя смерти Соловьева, без упоминания его имени и идей, а в России - альтернатива Соловьевской идеологии, хотя и получила определенное оформление, не состоялась политически. Другие - крайние - идеологии доминировали в политическом процессе. Конечно, Запад сам пришел к концепции социального рыночного хозяйства, без опоры на Соловьева и других русских философов социального христианства, но именно то, что Запад спустя полвека осуществил те самые идеи, которые высказывал когда-то в России Соловьев, показывает и единство цивилизационных путей развития России и Европы, и правоту самого Соловьева в этом отношении, и, наконец, то, что конкретные идеи Соловьева не были вовсе такими утопичными, как их пытались представить, они вполне могли быть реализованы и в России, по крайней мере, они представляли определенный «третий путь», альтернативу русской революции. Суть этой альтернативы заключалась в применении принципов истинного, европейского, консерватизма, соединяющего в себе и многие либеральные и социалистические ценности.
195
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Алексеев, Константин Александрович, 2006 год
1. Абрамов А.И. К вопросу о платонических корнях русского философствования // Владимир Соловьев: взгляд сквозь столетие. М, 2002.
2. Августин Аврелий. О граде Божием. В 4-х т. М, 1994.
3. Аксаков И.С. Против национального самоотречения и пантеистических тенденций, высказанных в статьях B.C. Соловьева // ПСС, СПб, 1903. Т.4.
4. Аксаков И.С. Письма из провинции. М, 1991.
5. Аксаков И.С. Письма к родным. М, 1994.
6. Амелина Е.М. Гуманизм и проблема общественного идеала в русской философии XX века // ОНС, 1997, № 3.
7. Амелина Е.М. Обществешшй идеал в философии всеединства (от Вл.С. Соловьева к С.Л. Франку). М, 2000.
8. Асмус В. "Теократический проект" Владимира Соловьева и его эволюция // Юридическая Мысль, 2003, № 1.
9. Асмус В.Ф. Владимир Соловьев. М, 1994.
10. Астаурова Г.А. Социальные идеи в учении В. Соловьева //Социальные процессы. Кемерово, 1996.
11. П.Афанасьев М. Рецензия на реферат Вл. Соловьева «Об упадке средневекового миросозерцания» // Московские ведомости, 1891, 21 октября.
12. Банных С.Г. Этика, нравственность и право в учении В. Соловьева // B.C. Соловьев: жизнь, учение, традиции. Екатеринбург, 2000.
13. З.Баранов Г.В. Экономика и нравственность, с точки зрения B.C. Соловьева и современность // Современные социально-экономические проблемы развития России. Омск, 1994-1995.
14. Баранов С.Т., Меняйло И.Л. Критика реакционных идей Вл. Соловьева о религиозно-политическом мессианстве России. Ставрополь, 1980.
15. Баранов С.Т. Полемика B.C. Соловьева с JI.H. Толстым по вопросам добра и зла, смерти и бессмертия // Вестник Ставропольского ун-та. 1999, вып. 3-4.
16. Белый А. Апокалипсис в русской поэзии // Белый А. Символизм как миропонимание. М, 1994.
17. Белый А. Владимир Соловьев. Из воспоминаний //Арабески. М, 1911.
18. Бердяев Н.А. Алексей Степанович Хомяков. Томск, 1996.
19. Бердяев Н.А. Проблема Востока и Запада в религиозном сознании Вл. Соловьева // Сборник первый: О Владимире Соловьеве. М, изд. «Путь», 1911, или: О Владимире Соловьеве: Сборник. Томск, 1997, или: Книга о Владимире Соловьеве. М, 1991.
20. Блок А. А. Владимир Соловьев и наши дни (К 20-летию со дня смерти) // Искусство и революция. М, 1979; Об искусстве. М, 1980; Соб. соч. Л, 1982-83. Т.4 (впервые Соб.соч. в 12-ти т. Л, 1936. Т.8).
21. Бродский А.И. Восточный синдром: Философия войны B.C. Соловьева и столкновение цивилизаций // Звезда, 2003, № 12.
22. Брюшинкин В.Н. Культурологические основания правовых теорий Иммануила Kama и Владимира Соловьева // Кантовский сборник. Калининград, 1993. Вып. 17.
23. Булгаков С. О пути Соловьева. Ответ кн. Е.Н. Трубецкому // Вопросы жизни, 1905, №3.
24. Булгаков С. Васнецов, Достоевский, Вл. Соловьев, Толстой (Параллели) // Тихие думы. М, 1996.
25. Булгаков С. О философских воззрениях Вл. Соловьева //Новый путь, 1903, март.
26. Булгаков С. Что дает современному сознанию философия Владимира Соловьева? //Труды по социологии и теологии. М, 1999. Т.1. От марксизма к идеализму.
27. Булгаков С.Н. Христианский социализм: Сб. Новосибирск, 1991.
28. Булгаков. С.Н. Два града. СПб, 1997.
29. Булгаков. С.Н. Соч. в 2-х т. М, 1993. Т.2.
30. Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX начала XX века // Вопросы философии, 1991, № 8.
31. Варварин В.(Розанов В.В.) Автопортрет Вл.С. Соловьева. Церковные занятия его и его личность //Русское слово, 1908, № 253.
32. Василенко Л.И. Христианство и культура в традиции Владимира Соловьева // Возрождение русской религиозно-философской мысли. СПб, 1993.
33. Величко В.Л. Владимир Соловьев. Жизнь и творения. СПб, 1904.
34. Вениамин Новик. Владимир Соловьев и современность: социальная философия (К 100-летию земной кончины Владимира Соловьева) // Соловьевский сборник. М, 2001.
35. Вертгейм Ю.Б., Глебов Е.В. Взаимодополнительность русской и европейской концепции войны: B.C. Соловьев и Н. Макиавелли как создатели методических оснований анализа // B.C. Соловьев: жизнь, учение, традиции. Екатеринбург, 2000.
36. Вехи: сб.ст. о русской интеллигенции. Свердловск, 1991.
37. Витте С.Ю. Воспоминания в 3-х т. М-Минск, 2002. Т. 1-3.
38. Вл. Соловьев: pro et сопЦа:личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей. СПб, 2000.
39. Воейков В.Н. С царем и без царя: Воспоминания последнего дворцового коменданта. Минск, 2002.
40. Волынский А. Вл. Соловьев. «Смысл войны», «Значение государства», «Оправдание добра» //Волынский А. Борьба за идеализм. Критические статьи. СПб, 1900 (впервые «Северный вестник», 1895, №9, отд.2).
41. Гайденко П. Об авторе и его герое // В кн.: Соловьев С.М. мл. Владимир Соловьев. М, 1997.
42. Гальцева Р., Роднянская И. Раскол в консерваторах (Ф.М. Достоевский, Вл. Соловьев, И.С. Аксаков, К.Н. Леонтьев, К.П.
43. Победоносцев в споре об общественном идеале) //Неоконсерватизм в странах Запада. М, 1982.
44. Гатауллин Р.А. Политико-правовые воззрения Вл.С. Соловьева в связи с его концепцией Всеединства // Личность. Общество. Государство. СПб, 1998.
45. Гачева А.Г. B.C. Соловьев и Н.Ф. Федоров: из истории творческих взаимоотношений (1880-е годы) // Соловьевский сборник. М., 2001.
46. Гегель Г.Ф.В. Соч. Т. VII. Философия права. М-Л, 1934.
47. Гегель Г.Ф.В. Философия истории. СПб, 2005.
48. Герцен А.И. Былое и думы. Люб. Изд.
49. Гизетти А. О миросозерцании Вл.Соловьева// Заветы, 1914, №2. Отд.2.
50. Голубев А.Н. Гегель и Соловьев. Границы идеалистической диалектики //Доклады X Международного Гегелевского конгресса. М, 1974. Вып. 2.
51. Гнатенко Е.А. Философский проект правового государства в трудах B.C. Соловьева и А.Ф. Лосева: К вопросу о философских концепциях права Серебряного века // Русская философия: Многообразие в единстве. М., 2001.
52. Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями. М, 1990.
53. Голлербах Е. Религиозно-философское издательство «Путь»( 1910-19)// Вопросы философии, 1994, № 2,4.
54. Горький М. Жизнь Клима Сампша. Люб. изд.
55. Губман Б.Л. Россия и Европа в философии русской истории. Тверь, 1997.
56. Гулыга, А.В. Вл. Соловьев и Шеллинг // Историко-философский ежегодник. М, 1987.
57. Гулыга А. Владимир Соловьев и его духовные искания // Далышй Восток (Хабаровск), 1990, № 5.
58. Гусев В.А. Русский консерватшм: основные направления и этапы развития. Тверь, 2001.
59. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М,1991.
60. Декларация прав человека и гражданина //Сборник документов по истории нового времени: Буржуазные революции XVII-XVIII вв./ под ред. проф. В.Г. Сироткина. М,1990.
61. Днепровская И.В. B.C. Соловьев о политике как сфере проявления добра // B.C. Соловьев: жизнь, учение, традиции. Екатеринбург, 2000.
62. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Люб.изд.
63. Дьяков В.А. Славянский вопрос в общественной жизни дореволюционной России. М,1993.
64. Ефимова Т.Н. B.C. Соловьев о культуре и ее общественном назначении // Владимир Сергеевич Соловьев и современность. М, 2001.
65. Захаров А. А. Историко-философская концепция B.C. Соловьева. М, 1998.
66. Захаров A.A. B.C. Соловьев как историк философии. М, 1999.бб.Захарова Н.А. Проблема свободы в философии истории Вл.Соловьева.1. М, 1990.
67. Зеньковский В.В. История русской философии в 2-х т. JI,1991.
68. Зернов Н.М. Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев. М, 1995.
69. Золотова Н.П. В. Соловьев и С. Булгаков о русской национальной идее // Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры, 1996. Вып. 19.
70. Иванов Вяч. О значении Вл.Соловьева в судьбах нашего религиозного сознания // Сборник первый: О Владимире Соловьеве. М, изд. «Путь», 1911, или: О Владимире Соловьеве: Сборник. Томск, 1997, или: Книга о Владимире Соловьеве. М, 1991.
71. Ивонин Ю.П. Вл.С. Соловьев: опыт преодоления либерализма // Альтернатива. Новосибирск, 1999.
72. Исаев И.А. Абсолютизм и теократия в государственно-правовой концепции B.C. Соловьева // Проблемы истории абсолютизма. М, 1983.
73. К исследованию жизни и творчества Вл.С. Соловьева: Документы и материалы //Вопросы философии, 1991, №2.
74. Калачев А., Гуляихин В.Н. Идея самосовершенствования личности в философии нравственности Вл. Соловьева // Духовное становление личности. Волгоград, 1998.
75. Калинников JI. А. Пределы зависимости этики Вл. Соловьева от этики И. Канта // Отечественная философия: русская, российская, всемирная. Н. Новгород, 1998.
76. Камнев В. Россия и "русская идея" в творчестве B.C. Соловьева // Христианство и русская литература СПб, 2002.
77. Кант И. Религия в пределах только разума // Соб.соч. в 8-и т. М,1994. Т.6.
78. Кант И. Критика чистого разума. М,1994.
79. Кант И. Критика способности суждения. МД994.
80. Кертман JI.E., Рахшмир П.Ю. Буржуазия Западной Европы и Северной Америки на рубеже XIX-XX вв. М, 1984.
81. Киреевский И.В. Избранные статьи. МД984.
82. Кирсанов М.С. Оценка войны в этике Вл. Соловьева // Философский анализ явлений духовной культуры: Сб. М., 1984.
83. Клайн Дж.Л. Гегель и Соловьев//ВФ, 1996, № 10.
84. Клименко М. Владимир Соловьев о месте России в мире // Соловьевский сборник. М., 2001.
85. Книга о Владимире Соловьеве. М, 1991.
86. Ковалева И.В. Б.Н. Чичерин и B.C. Соловьев: два подхода к пониманию свободы в философ™ права русских либералов // Вестник Новгород, ун-та. Сер. Гуманитарные науки. 2000, № 16.
87. Коган JI.A. B.C. Соловьев и проблема свободы // История философии, 2000, № 6.
88. Кондаков И.В. Соловьевская концепция всеединства в историческом контексте русской культуры // Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры исследования. М., 1996. Вып. 19.
89. Конева Л.А. Критический анализ концепции культуры Вл.Соловьева // Диалектика культуры. Куйбышев, 1982.
90. Конева Л.А. Вл. Соловьев о смысле истории // Российское сознание: психология, феноменология, культура. Самара, 1995.
91. Кони А.Ф. Вестник Европы // Вл. Соловьев: pro et contra (личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей). СПб, 2000; Соб. Соч. в 8-и т. М, 1969. Т.7 (впервые -Московский еженедельник, 1908, № 48).
92. Конституции буржуазных государств. М, 1982.93. Контекст 1988. М, 1989.
93. Котляревский С. Философия конца//ВФП, 1913, №119.
94. Кошарный В.П. Образ революции в русской религиозно-философской мысли второй половины XIX в. (Ф.М. Достоевский, К.Н. Леонтьев, B.C. Соловьев) // Актуальные проблемы философского знания. Пенза, 2003. Вып. 1.
95. Кривова Е.В. Национальный вопрос в этике Вл.С. Соловьева // XXI век: Россия и Запад в поисках духовности. Пенза, 2003.
96. Кротов Я. Владимир Соловьев и свобода совести // Континент, 1997, №3.
97. Крылов Д.А. Сакрализация государства и философия всеединства: Платон, B.C. Соловьев, С.Н. Булгаков // Формирование гуманитарной среды, Забайкалье, 1999-2000. 4irra, 1999.
98. Кувакин В.А. Философия Вл. Соловьева. М, 1988.
99. Кучурин В.В. B.C. Соловьев о свободе совести и веротерпимости // Право: история, теория, практика. Брянск, 1998. Вып. 2.
100. Лазарев В.В. Этическая мысль в Германии и России: Кант -Гегель Вл. Соловьев. М, 1996.
101. Лазарев В.В. Этическая мысль в Германии и России. Шеллинг и Вл. Соловьев. М., 2000.
102. Ламенне Ф. Современное рабство. Б.м., 1905.
103. Ламперт X. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М, 1994.
104. Лапшина Л.П. Проблемы соотношения права и нравственности в правовых взглядах B.C. Соловьева (конец XIX века) // Вестник Удмурт, ун-та. 1996, № 1.
105. Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении. МД996.
106. Ленин В.И. Соч.4-е изд. Т. 15.
107. Ленин В.И. Статьи О Толстом. М, 1949.
108. Леонтьев К. Владимир Соловьев против Данилевского //Гражданин, 1888, 8,11, 14,16,21 марта, 2 апреля, 1, 9,18,21,28 мая, 2 июня (переиздано Леонтьев К.Н. Соб. соч. СПб, 1913. Т.7).
109. Леонтьев К. Письма к Владимиру Сергеевичу Соловьеву //Соб.соч. Т.6. М, 1912.
110. Леонтьев К.Н. Избранные письма СПб, 1993.
111. Лопатин Л.М. Вл.С. Соловьев и кн. Трубецкой // Трубецкой Е.Н. Миросозерцание B.C. Соловьева М, 1995. Т.2. (впервые ВФП, 1913, №4-5(119-120); 1914, №123).
112. Лопатин Л.М. Философское мировоззрение B.C. Соловьева // Сб. Философские характеристики и речи, 1911.
113. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев. М, 1983.
114. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев и его ближайшее литературное окружение // Литературная учеба, 1987, №3-4.
115. Лосев А.Ф. ".Он сердечно любил Россию": Беседа с современным философом//Наше наследие, 1988, №2.
116. Лосев А.Ф. И не погаснет то, что раз в душе зажглось // Юность,1989, № 6.
117. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М, 1990 (переиздана в 2000 г.).
118. Лосев А.Ф. Из размышлений о Владимире Соловьеве // Поэзия,1990, №55.
119. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев. Жизнь и творчество // Философия. Мифология. Культура. М, 1991.
120. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев. От социально-исторического утопизма к апокалиптике // Контекст-1992. М., 1993 (или Начала, 1993, № 2).
121. Лосский Н.О. История русской философии. М,1991.
122. Лукьянов С.М. О Вл.С. Соловьеве в его молодые годы. Материалы к биографии. Кн.2,3. М, 1990.
123. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии (латинская патристика). М, 1979.
124. Макиавелли Н. Государь. М-Харьков, 1998.
125. Малая В.Г. Проблема войны в философии B.C. Соловьева: традиции и современность // Военные традиции России. СПб, 2000.
126. Малиева Т.И. Свобода как возможность нравственного самопределения личности в философии Вл. Соловьева // Отечественная философия. М, 1991.
127. Маркс К. Капитал. М, 1969, 1986. См так же: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.23, сл.
128. МаршадьеБ. Христианский гуманизм в "Трех разговорах"
129. B.C. Соловьева // Мысль: Философия морали: теория и история. СПб,1999.
130. Материалы к биографии Вл. Соловьева (Из архива
131. C.М. Лукьянова) //Российский архив. М, 1992. Вып.2,3.
132. Межуев Б.В. Вл.С. Соловьев и петербургское общество 1890-х годов // Соловьевский сборник. М., 2001.
133. Мережковский Д. B.C. Соловьев: Речь, произнесенная 14 ноября 1916 г. не вечере памяти // Искусство кино, 1990, №10, или: Книга о Владимире Соловьеве. М, 1991.
134. Мережковский Д.С. Немой пророк // В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет. М, 1991.
135. Местр Ж. де Санк-Петербургские вечера. СПб, 1998.
136. Милюков П.Н. Воспоминания. М,1991.
137. Милюков П.Н. Разложение славянофильства //ВФП, 1893, №5.
138. Мочульский К.В. Владимир Соловьев. Жизнь и учение // Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М, 1995.
139. Мочульский К.В. Достоевский. Жизнь и творчество // Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М, 1995.
140. Мюллер Л. Владимир Соловьев и католицизм // Славяноведение, 1996, № 2.
141. Нажмудинов Г.М. Е.Н. Трубецкой как критик Вл. Соловьева // Высшее образование в России: история, проблемы, перспективы. Ярославль, 1994. Вып. 1.
142. Никифоров Н. Петербургское студенчество и Владимир Сергеевич Соловьев //BE, 1912, январь.
143. Н-в. Теократические и иерократические взгляды Владимира Соловьева и Федора Достоевского перед судом канонического права Православной церкви // Чтения в обществе любителей духовного просвещения, 1891, №7.
144. Николаев Ю. Рецензия на реферат Вл. Соловьева «Об упадке средневекового миросозерцания» // Московские ведомости, 1891, 21 октября.
145. Никольский Б. Оправдание Добра. Нравственная философия Владимира Соловьева: Рецензия //Исторический вестник, 1897, май. С.600-604.
146. Никольский А.А. Русский Ориген XIX века Вл.С. Соловьев. СПб, 2000 (впервые Вера и разум, 1902, №5-12).
147. Новгородцев П. Идея права в философии Вл.С. Соловьева //Вестник МГУ. Сер.7. 1992, №3 (впервые ВФП, 1901, №56).
148. Новый Завет. Евангелия, Послания. Люб.изд.
149. Общественная мысль России Х1Хв. Л, 1986.
150. Ольденбург С. Царствование императора Николая II. М, 2003.
151. Омиров А.Ф. Рецензия на реферат Вл. Соловьева «Об упадке средневекового миросозерцания» // Московские ведомости, 1891, 21 октября.
152. Осипов И.Д. По ту сторону либерализма и консерватизма: социальные искания B.C. Соловьева // Журнал социологи и социальной антропологии. 2003, № 2.
153. Павленко, А.В. Проблемы нравственной философии в теоретических воззрениях Б.Н. Чичерина и B.C. Соловьева // Научное наследие Б.Н. Чичерина: история и современность. Тамбов, 1998.
154. Пантелеев Л.Ф. К материалам для биографии Вл.С. Соловьева //Речь, 1908, №195,16 августа.
155. Перевалова Э.Н. Две попытки оправдания добра: И. Кант и
156. Вл. Соловьев // Человек и общество: Проблемы взаимодействия.1. Ульяновск, 1993.
157. Петер И.Ю. Влияние античной философии на философию1. B.C. Соловьева. М, 1992.
158. Петерсон Н. Заметка по поводу статьи кн. Е. Трубецкого «Жизненная задача Соловьева и всемирный кризис жизнепонимания»// ВФП, 1913, №118.
159. Петражицкий Л.И. Введение в изучение права и нравственности. СПб, 1908.
160. Платон. Соч. в 3-х т./ ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса. М, 1971. Т.2. 4.1 («Государство»).
161. Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. М, 1993.
162. Погодин А. Владимир Соловьев и ей. Штроссмайер //Русская мысль, 1923-24, №9-12.
163. Попов Л.A B.C. Соловьев о нравственном потенциале государства // Социально-политический журнал, 1997, № 6.
164. Приленский В.И. Полемика Б.Н. Чичерина и B.C. Соловьева 1897 г. //Философские науки, 1989, № 9.
165. Пул Р. Зло и свобода: критерии русской исключительности (Ф. Достоевский и Вл. Соловьев)//Общественные науки, 1990, № 6.
166. Равицкий А.Д. Философия Вл. Соловьева и выработка глобальной стратегии человечества // Философия в системе духовной культуры на рубеже XXI века. Курск, 1997.
167. Радлов Э.Л. Владимир Соловьев. Жизнь и учение. СПб, 1913.
168. Радлов Э.Л. Кн. Е. Трубецкой «Миросозерцание
169. Вл.С. Соловьева»: Рецензия //Журнал МинНарПрос, 1913, №9.
170. Рашковский Е.Б. Владимир Соловьев: учение о природе философского знания //Вопросы философии, 1982, № 6.
171. Рашковский Е.Б. Из наследия: B.C. Соловьев. Западники, западничество // Ориентация поиск. Восток в теориях и гипотезах. Сб.ст. М, 1992.
172. Рашковский Е.Б. Лосев и Соловьев // Вопросы философии, 1992, №4.
173. Рашковский Е.Б. Владимир Соловьев и гражданское общество // Соловьевский сборник. М., 2001.
174. Реале Дж, Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб, 1996. Т.З (Новое время).
175. Репко Г.Л. Вопросы нравственности и политики в философии B.C. Соловьева // Проблемы управления в контексте гуманитарной культуры. М, 1997.
176. Розанов В.В. Французский труд о Влад. Соловьеве // Новое слово, 1911, июль.
177. Розанов В.В. Католицизм в России (Владимир Соловьев «Россия и вселенская церковь». Пер. с фр. Г.А. Рачинского. М, 1911) // Религиозно-идеалистическая философия в России ХГХ-н.ХХ вв. М, 1989.
178. Розанов В.В. Религиозный «эклектизм» и «синкретизм» (Из воспоминаний о Владимире Соловьеве) // Религиозно-идеалистическая философия в России XIX-h.XX вв. М, 1989.
179. Розанов В.В. Размолвка между Достоевским и Соловьевым //Наше наследие, 1991, №6.
180. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. М, 1938.
181. Савка А.В. Проблемы социальных реформ в русской философии (Л. Толстой, Вл. Соловьев, С. Булгаков) // Россия. Духовная ситуация времени, 2002, № 3-4.
182. Савченко С.А. "Оправдание добра" и начала нравственной философии: Полемика между Б.Н. Чичериным и Вл. Соловьевым // Проблемы русской философии. М,1993.
183. Самарин Д.Ф. Поборник вселенской правды. М, 1890.
184. Сборник первый: О Владимире Соловьеве. М, изд. «Путь», 1911 (переиздан: О Владимире Соловьеве: Сборник. Томск, 1997).
185. Свиридова Г.И. Вопросы государственного устройства в наследии Вл. Соловьева // Российская государственность: этапы становления и развития. Кострома, 1993. 4.2.
186. Семенова Н.Н. Ф.М. Достоевский в учении B.C. Соловьева // Проблемы социально-гуманитарного образования. Волгоград, 1997.
187. Сербшюнко В.В. Владимир Соловьев: Запад, Восток и Россия. М, 1994.
188. Сербиненко В.В. Соловьев. М,2000.
189. Сербиненко В.В. Образ "постисторического" будущего в "Трех разговорах" Вл. Соловьева // История философии, 2000, № 6.
190. Сербиненко В.В. Проблема "конца света" и философская эсхатология B.C. Соловьева // Владимир Соловьев: взгляд сквозь столетия (Материалы философских чтений). М., 2002.
191. Сербиненко В.В. К вопросу о традиции платонизма в русской философии и в творчестве Вл. Соловьева (Памяти А.И. Абрамова) // ВФ, 2003, №6.
192. Сидоров В.П. Критический анализ взглядов B.C. Соловьева на роль церкви в жизни общества. Кривой Рог, 1983.
193. Славянофильство и современность: Сб.ст. СПб, 1994.
194. Соина О.С. Этика самосовершенствования: J1. Толстой, Ф. Достоевский, Вл. Соловьев. М, 1990.
195. Соловьев B.C. Соб. соч. СПб, б.г.
196. Соловьев Вл. Свобода и зло в философии Шеллинга // Историко-философский ежегодник. М. 1987.
197. Соловьев B.C. Исторические дела философии // Вопросы философии, 1988, № 8.
198. Соловьев B.C. Соч. в 2-х т. М, 1988.
199. Соловьев B.C. Статьи и письма II Новый мир, 1989, №1.
200. Соловьев B.C. Три силы // Избранное. М, 1990.
201. Соловьев B.C. Собрание сочинений и писем в 15-ти т. М., 1993 (Репринт, изд. Собр. соч. под ред. С. М. Соловьева и Э.Л. Радлова. СПб,1911).
202. Соловьев Вл. Вера, разум и опыт // Вопросы философии, 1994, №1
203. Соловьев B.C. Избранные произведения. Ростов-на-Дону, 1998.
204. Соловьев B.C. Полное собрание сочинений и писем в 20-ти т. / РАН, Ин-т философии. М, 2000.
205. Соловьев С.М. мл. Владимир Соловьев. Жизнь и творческая эволюция. М, 1997.
206. Соловьевский сборник: материалы международной конференции «B.C. Соловьев и его философское наследие» 28-30 августа 2000 г. Институт философии РАН. М, 2001.
207. М.М. Стасюлевич и его современники в их переписке. Т. 4-СПб, 1912; Т.5-СП6,1913.
208. Степун Ф.А. Памяти Владимира Соловьева // Степун Ф.А. Портреты. СПб, 1999
209. Страхов Н.Н. Философский диспут 24 ноября // Гражданин, 1874, 2 декабря.
210. Страхов Н.Н. Еще о диспуте Соловьева //Московские ведомости, 1874, 9 декабря.
211. Страхов Н.Н. О книге Н.Я. Данилевского «Россия и Европа»»// Данилевский Н.Я. Россия и Европа. МД991 (впервые Русский вестник, 1871, август).
212. Страхов Н.Н. Спор из-за книг Данилевского // Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М,1991 (впервые Русский вестник, 1889, декабрь).
213. СугатоваЕ.П. К вопросу о влиянии философии Ф.В.Й. Шеллинга на миросозерцание B.C. Соловьева // Русская философия между Западом и Востоком: Материалы V Всероссийской научной конференции. Екатеринбург, 2001.
214. Сугатова Е.П. Славянский вопрос в философии B.C. Соловьева // Жизненные силы славянства на рубеже веков и мировоззрений. Барнаул, 2001. Ч. 1.
215. Суслова П.Е. Русская философия права и "нравственный идеализм" B.C. Соловьева // B.C. Соловьев: жизнь, учение, традиции. Екатеринбург, 2000.
216. Тареев М.М. Религиозный синтез в философии Соловьева // Христианские чтения, 1908.4.1.
217. Твардовская В.А. Достоевский в общественной жизни России (1861-81). М, 1990.
218. Тиме Г.А. О "метафизике" любви: А Шопенгауэр и Вл. Соловьев // Русская литература, 2002, №2.
219. Тимофеева О.В. Идея христианской обществешюсти в философии В. Соловьева // Возрождение русской религиозно-философской мысли. СПб, 1993.
220. Толстой JI.H. Избранные философские произведения. М. 1992.
221. Толстой JI.H. Война и мир. Люб. изд.
222. Толстой Л.Н. Воскресение. Люб. изд.
223. Тонкова Е.Г. Вл. Соловьев об основах христианской политики // XXI век: Россия и Запад в поисках духовности. Пенза, 2003.
224. Треушников И.А. Вл. Соловьев о синтезирующей роли христианства в мировой культуре // Христианство в мировой культуре. Н.Новгород, 2000.
225. Трубецкой Е.Н. Памяти B.C. Соловьева. Открытое письмо С.Н. Булгакову //Вопросы жизни, 1905, №2.
226. Трубецкой Е.Н Владимир Сергеевич Соловьев (По личным воспоминаниям) //Московский еженедельник, 1906, №5.
227. Трубецкой Е. Владимир Соловьев и его дело // Сборник первый: О Владимире Соловьеве.М, изд. «Путь», 1911, или: О Владимире Соловьеве: Сборник. Томск, 1997.
228. Трубецкой Е.Н. Спор Толстого и Соловьева о государстве // Сб. второй: О религии Льва Толстого. М, изд. «Путь», 1912.
229. Трубецкой Е.Н. Жизненная задача Соловьева и всемирный кризис жизнепонимания//ВФП, 1912, №114(4).
230. Трубецкой Е.Н. Крушение теократии в творениях B.C. Соловьева //Русская мысль, 1912, №1.
231. Трубецкой Е.Н Радлов о Соловьеве //Русская мысль, 1913, №11. Отд.2.
232. Трубецкой Е.Н К вопросу о мировоззрении B.C. Соловьева (по поводу статьи Л.М. Лопатина) //ВФП, 1913, №5(120).
233. Трубецкой Е.Н. B.C. Соловьев и Л.М. Лопатин //ВФП, 1914, №124.
234. Трубецкой Е.Н. Статьи и письма Старый и новый национальный мессианизм //Новый мир, 1990, №7.
235. Трубецкой Е.Н. Миросозерцание B.C. Соловьева. В 2-х т. М, 1995.
236. Трубецкой С.Н. Разочарованный славянофил // BE, 1892, №10.
237. Трубецкой С.Н. Смерть B.C. Соловьева //BE, 1900, сентябрь.
238. Трубецкой С.Н. Основное начало учения Вл. Соловьева //ВФП, 1901, №56.
239. Фадеичева М.А. Владимир Соловьев и великая истина Огюста Конта//B.C. Соловьев: жизнь, учение, традиции. Екатеринбург, 2000.
240. Федоров Н.Ф. Соб. соч. в 4-х т. М, 1995.
241. Флоровский Г.П. Новые книги о В. Соловьеве // Известия Одесского Библиографического общества. Одесса, 1913.
242. Флоровский Г.П. Молодые годы В. Соловьева // Путь, 1928, №9.
243. Флоровский Г.П. Тютчев и Владимир Соловьев //Путь, 1933, №41.
244. Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.
245. Франк С.J1. Новая книга о Вл. Соловьеве //Русская молва, 1913, №131.
246. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я»// Избранное. Кн.1. М, 1990.
247. Фрейзер Дж. Золотая ветвь. М, 2001.
248. Фудель И. К. Леонтьев и Вл. Соловьев в их взаимных отношениях//Русская мысль, 1917, ноябрь-декабрь.
249. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М, 2004.
250. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М, 2003.
251. Хомяков А.С. Сочинения в 2-х т. М,1994.
252. Храмов В.Б. B.C. Соловьев о национальном вопросе в России. Краснодар, 1995.
253. Цимбаев Н.И. Славянофильство. Из истории русской общественной мысли XIX в. М, 1986.
254. Чичерин Б.Н. Мистицизм в науке. СПб, 1881.
255. Чичерин Б.Н. О началах этики //Философские науки, 1989, №912; 1990, №1 (впервые ВФП, 1897, № 4, кн. 39).
256. Чичерин Б.Н. Несколько слов по поводу ответа г-на Соловьева //Философские науки, 1990, №4 (впервые ВФП, 1997, № 5, кн.40).
257. Чубинский В.В. Бисмарк: политическая биография. М, 1988.
258. Шаповалов В.Ф. Философско-исторические воззрения B.C. Соловьева//Философия и Общество, 1997, №4.
259. Шатобриан Ф.Р. де. Замогильные записки. М, 1995.
260. Шевченко В.Н. Владимир Соловьев как зеркало русской интеллигенции // Владимир Соловьев: взгляд сквозь столетия (Материалы философских чтений). М., 2002.
261. Шеллинг Ф.В.Й. Введение в философию мифологии //Соч. в 2-х т. Т.2. М, 1989.
262. Шестакова И.С. Лосев Соловьев - Платон: проблема трагизма и утопизма // Мысль и жизнь: К столетию со для рождения А.Ф. Лосева. Уфа, 1993. 4.1.
263. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Минск, 1998.
264. Щеголев П. Событие 1 марта и Владимир Сергеевич Соловьев // Наше наследие, 1988, № 2 (впервые «Былое», 1906, №3).
265. Щеголев П. Новые документы (О событии 1 марта и Владимире Соловьеве) //Былое, 1918, №4-5.
266. Эрн В.Ф. Христианское отношение к собственности. Посвящается памяти B.C. Соловьева //Вопросы экономики, 1990, №4.
267. Явчуновская И.В. Проблема совершенствования в нравственной философии B.C. Соловьева // Владимир Соловьев: взгляд сквозь столетия (Материалы философских чтений). М., 2002
268. Ярош К.Н. Иностранные и русские критики России //Русский вестник, 1889, январь.
269. Ященко А.С. Философия права Соловьева. Спб, 1913.
270. Chambers R. Vladimir Solovyov and the state // Australian Slavonic and East-Europe Studies (Melbourne), 1992, vol. 6, № 1.
271. D'Herbigny M. Newman russe: Vladimir Soloviev. P, 1911 (in English-L, 1918).
272. Dahm H. Vladimir Solovyov and Max Scheler: Attempt at a Comparative Interpretation. Dordrecht, 1975.
273. Dahm H. Grundzuge russischen Denkens. Munchen, 1979.
274. Davidson P. Vladimir Solov'ev and the ideal of prophecy // Slavonic and East-European review (London), 2000, vol. 78, № 4.
275. Dunphy N. The religious philosophy of Vladimir Soloviev. L, 1939.
276. Gaut G. Can a Christian be a nationalist? Vladimir Solov'ev's critique of nationalism // Slavic review (Stanford), 1998, vol. 57, № 1.
277. George M. Mystische und religiose Erfahrung im Denken Vladimir Solov'evs. Gottingen, 1988.
278. Gleixner H. Vladimir Solov'evs: Verstandins und Kritik des Sozialismus // Ztschr. fur katholische Theologie (Wien), 1995, bd. 117, № 1.
279. Grivec F. V.S. Solovjev. Zagreb, 1918.
280. Ignatovv A. Solowjow und Berdjajew als Geschichtsphilosophen: Ideen und aktueller EinfluS. Koln, 1997.
281. Jindrich K. V.S. Solovjev, jeho zivot a pusobeni. Praha, s.d.
282. Кононкеко Т.П. О питания хронолопчноТ послщовносп TBopiB Платона у теоретичнш спадщши" В.С.Соловйова // Проблмы фшософи (Кшв), 1991. Вип.90.
283. Koschewnikoff A. Die Geschichtsphilosophie Wladimir Solowjevvs. Bonn, 1930.
284. Kostalevsky M. Dostoevsky and Vladimir Soloviev: the Continuous Dialogue. New Haven, 1992.
285. Mosmann H. Wladimir Solowjoff und "die werdende Vernunft der Wahrheit": Keime zu einer Philosophic des Geistselbst. Stuttgart, 1984.
286. Muckermann F. Vladimir Soloviev. Bern, 1945.
287. Mtiller L. Solovjev und Protestantismus. Freiburg, 1951.
288. Russian Philosophy. Chicago, ed. by J.M. Edie, 1965.
289. Sacke G. W.S. Solowjews Geschichtsphilosophie. Berlin, 1929.
290. Simons A. The full and empty formula of Solovyov's legal philosophy // Archiv fur Rechts- und Sozialphilosophie (Stuttgart), 2002, vol.88, h. 4.
291. Steppuhn F. Vladimir Ssolowjew. Leipzig, б.г
292. Stremoukhoff D. Vladimir Soloviev, La mission et son oeuvre messianique. Paris-Strasburg, 1935.
293. Sutton J. The religious philosophy of Vladimir Solovyov: Towards a reassessment. L, 1988.
294. Szylkarskj W. Solowjews Philosophic der All-Einheit. Kaunas, 1932.
295. Waage P.N. Der unsichtbare Kontinent: Wladimir Solowjow, der DenkerEuropas. Stuttgart, 1988.
296. Walicki A. A History of Russian Thought: from the Enlightenment to Marxism. Stanford, California, 1979.
297. Wenzler L. Die Freiheit und das Bose nach Vladimir Solov'ev. Freiburg-Munchen, 1978.
298. Urban J. Wl. Solowiew i biskup Strossmayer. Krakov, 1909.
299. Usnadze D. von. W. Soloview, seine Erkenntnistheorie und Metaphysik. Halle, 1909.
300. Zdziechovvski M. Universalisme ou slavophilisme: I'antinomie de la pensee russe // Istina (Paris), 1992, № 2.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.