Проблема взаимосвязи истории и современности в западной философии 20-го - начала 21-го века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Аванесян, Артем Александрович

  • Аванесян, Артем Александрович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, Тверь
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 192
Аванесян, Артем Александрович. Проблема взаимосвязи истории и современности в западной философии 20-го - начала 21-го века: дис. кандидат наук: 09.00.03 - История философии. Тверь. 2018. 192 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Аванесян, Артем Александрович

Введение...............................................................3

Глава 1. Соотношение истории и современности как проблема философской рефлексии в классической и постклассической западной мысли...............34

1.1 Классическая философия модерности о соотношении истории и современности ..................................................................34

1.2 Становление постклассического типа историософской рефлексии: современность и традиция прошлого.............................................49

Глава 2. История и современность: дискуссии в западной философии XX - начала XXI веков.............................................................73

2.1 Б. Кроче: традиции прошлого и горизонты свободы...................73

2.2 Р.Дж. Коллингвуд: прошлое и идея истории..........................87

2.3 Х.-Г. Гадамер: горизонты истории действия....................... 103

2.4 П. Рикёр: история, память, забвение..............................117

2.5 Ф. Анкерсмит: исторический опыт и современность...................140

Заключение...........................................................171

Список литературы.................................................... 182

3

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема взаимосвязи истории и современности в западной философии 20-го - начала 21-го века»

Введение

Актуальность темы диссертационного исследования. На протяжении XIX - XX веков проблема специфики исторического познания становится одной из важнейших составляющих западной философской мысли. Крупнейшие философы в своих размышлениях обращаются к анализу взаимосвязи прошлого и современности, выстраивают обобщающие картины развития человеческого общества, формулируют различные методологические подходы, предлагая решение проблемы исторического познания. Подобное пристальное внимание к вопросам, связанным с процессом исторического становления, представляется логичным и даже неизбежным, поскольку само человеческое существование разворачивается во времени, и без учета этого факта осмысление философских проблем оказывается принципиально неполным. На этом фоне в западной философии XX - начала XXI века формируется традиция самобытных и глубоких исследований, посвященных непосредственно анализу феномена исторического. Такие мыслители как Б. Кроче, Р. Дж. Коллингвуд, Х.-Г. Гадамер, П. Рикёр и Ф. Анкерсмит, представляя различные философские течения, предлагают детально проработанные концепции, отвечающие на вопросы о том, как прошлое связано с настоящим, как оно вообще может быть представлено из ситуации настоящего, каким образом должно проводиться историческое исследование, в чем специфика исторического опыта и т.д. В связи с чем, анализ итогов этого интеллектуального движения важен не только с точки зрения развития философской рефлексии, но и с точки зрения методологии истории, так как в центре его внимания находятся проблемы, зачастую не затрагиваемые в исследованиях профессиональных историков.

Актуальность темы исследования обусловлена, ео-ие^был*, необходимостью сравнительного историко-философского изучения различных подходов к решению проблемы взаимообусловленности восприятия прошлого и настоящего. Жизнедеятельность человека разворачивается во времени и, строго говоря, настоящее оказывается единственным временным измерением, в рамках которого реальность доступна непосредственному восприятию. Понимание прошлого же неизбежно

4

оказывается, по крайней мере, связанным, так или иначе, с ситуацией современности, уже в силу того, что сам смысл этого понятия подразумевает нечто, предшествующее моменту, из которого оно обозревается. Но, с другой стороны, и момент настоящего не может быть адекватно осмыслен абстрактно, вне его вовлеченности в общий поток течения времени. С этой точки зрения исследование различных подходов к решению проблемы взаимосвязи прошлого и современности, сформулированных в трудах представителей западной философской мысли, приобретает большое значение в плане обусловленности исторического познания онтологией существования субъекта во времени.

Бо-б^орыз, ретроспективный анализ конкретных историософских концепций позволяет раскрыть и критически осмыслить преемственную связь между ними. Теоретики философии истории XX века отталкивались в своих размышлениях от идей, выработанных в рамках постклассической философской традиции, не разрушая при этом полностью заложенного И. Кантом и Ф. Г егелем фундамента рефлексивного исследования истории. В этом отношении западная философия истории обсуждаемого периода складывается в диалоге с философской классикой Нового времени. И даже предпринятая Ф. Анкерсмитом попытка принципиального пересмотра фундаментальных основ предшествующих философских концепций относительно специфики исторического познания находит свою опору в кантовской категории возвышенного. Таким образом изучение различных теоретических подходов к осмыслению истории в ракурсе их противоречий и взаимовлияний дает возможность охватить обобщающим взглядом всю линию становления западноевропейской философии истории и тем самым сформировать основу для дальнейшего развития исследований в этом направлении.

Б-^ре^ьмх, значимость темы диссертационной работы во многом обусловлена необходимостью совершенствования теоретического фундамента для дальнейшего исследования проблемы взаимосвязи философского и исторического познания. Исторический метод в современной философии рассматривается как один из основополагающих принципов научного поиска в самом широком смысле: рассмотрение объекта исследования с точки зрения его становления во времени,

5

формирования современного состояния в качестве продолжения предыдущего развития позволяет проводить более детальное и всестороннее изучение своих предметных областей различными научными дисциплинами. И в этом смысле философское исследование вопроса о соотношении истории и ситуации настоящего должно выступать в роли теоретической основы подобного методологического подхода к изучаемым явлениям.

Б-че^ее^^ыл, сформулированные в диссертации выводы могут найти практическое применение в преподавании философии истории и науки, истории философии, социальной философии, культурологии, истории и методологии исторической науки и других университетских дисциплин.

Степень разработанности проблемы. Историософские изыскания представителей различных течений философии XX - начала XXI вв., и в частности, стоящая в центре внимания данного исследования, тема взаимозависимости исторического развития и его восприятия в ситуации современности, вызывали и продолжают вызывать высокий интерес, как в зарубежной, так и в отечественной научной литературе. В частности, как неотъемлемая составляющая исторической науки эта тема рассматривается в обобщающих теоретических исследованиях по методологии истории, начиная с работ теоретиков историзма Ф. Мейнеке и Р. Арона и сохраняя свое значение в трудах крупнейших методологов середины XX - начала XXI веков, таких как М. Блок, М. Мальденбаум, Д.Д. Робертс, Дж. Марголис, Р. Козеллек, П. Вен, А. Мегилл.1 Поднимаемая Б. Кроче проблема соотношения исторического познания с искусством и философией и выстроенная на этой основе концепция принципиально современной и открытой будущему исто

1 Мейнеке Ф. Возникновение историзма. М.: РОССПЕН, 2004. 480 с.; Арон. Р. Избранное: Введение в философию истории. М.: ПЕР СЭ, 2000. 543 с.; Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. М.: Наука, 1986. 232 с.; Mandelbaum M. The Anatomy of Historical Knowledge. Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 1977. 240 p.; Roberts D.D. Nothing but History: Reconstruction and Extremity after Metaphysics. Berkeley: University of California Press, 1995. 388 p.; Margolis J. Historied Thought, Constructed World: A Conceptual Primer for the Turn of the Millennium. Berkeley: University of California Press, 1995. 382 p.; Koselleck R. The Practice of conceptual History: Timing History, Spacing Concepts. Stanford, 2002. 380 p.; Вен П. Как пишут историю. Опыт эпистемологии. М.: Научный мир, 2003. 394 с.; Мегилл А. Историческая эпистемология. М.: Канон+, 2009. 480 с.

6

рической мысли подвергается критическому анализу уже в работах младших современников и последователей итальянского представителя неогегельянства Р.Дж. Коллингвуда, Г.У. Карра, А.А. Де Дженнаро, одновременно в монографии А.Р. Капонигри подробно рассматривается влияние, которое оказали на историческую теорию Б. Кроче его политические воззрения и разработанная им либеральная теория.1 Такие авторы как Д.Д. Робертс, М. Вердиккио и Н. Конати продолжают в своих сочинениях глубокое исследование основ крочеанской философии истории, сосредотачивая свое внимание на полидисциплинарности воззрений итальянского мыслителя и значении его работ в более общем контексте развития европейской философии, так, в частности, в монографии Д.Д. Робертса подробнейшим образом анализируется соотношение исторической теории Б. Кроче и развивавшейся параллельно в Германии герменевтической концепции. 2

Обоснованная стратегией воспроизведения в современном контексте духовного опыта прошлого программа исторического познания Р.Дж. Коллингвуда с достаточно серьезно отличающихся друг от друга позиций исследуется в работах А. Донагана, Л.О. Минка, Л. Рубиноффа, У.Я. ван дер Дуссена, Х. Саари, М. Хинца, У.Х. Дрея, Дж. Д'Оро, М. Хьюз-Уоррингтон, С. Хельгеби, С. Тёрнера, Р. Танга.3 Благодаря усилиям этих авторов были детально проанализированы различные

1 Collingwood R.G. Croce's Philosophy of History // The Hibbert Journal, XIX, 1921. P. 263-278; De Gennaro A.A. The philosophy of Benedetto Croce. N.-Y.: Citadel Press, 1961. 103 p.; Carr H.W. The philosophy of Benedetto Croce: the Problem of Art and History. N.-Y.: Russell & Russell, 1969. 213 p.; Caponigri A.R. History and Liberty: the Historical Writings of Benedetto Croce. London: Routledge and Paul, 1955. 284 p.

2 Roberts D.D. Benedetto Croce and the Uses of Historicism. Berkeley: University of California Press, 1987. 461 p.; Verdicchio. M. Naming Things: Aesthetics, Philosophy, and History in Benedetto Croce. Napoli: La citta del sole: Istituto italiano per gli studi filosofici, 2000. 245 p.; Conati N. History as Contemporary History in the Thinking of Benedetto Croce // Open Journal of Philosophy, 2015. № 5. Р. 54-61.

3 Donagan A. The Later Philosophy of R.G. Collingwood. Oxford: Clarendon Press, 1962. 332 p.; Mink L.O. Mind, History, and Dialectic: the Philosophy of R. G. Collingwood. Bloomington: Indiana University Press, 1969. 276 p.; Rubinoff L. Collingwood and the Reform of Metaphysics: a Study in the Philosophy of Mind. Toronto: University of Toronto Press, 1970. 413 p.; Dussen W.J. van der. History as a Science: the Philosophy of R.G. Collingwood. Hague, 1981. 480 p.; Saari H. Reenactment: a Study in R.G. Collingwoods's Philosophy of History. Abo: Abo akademi, 1984. 141 p.; Hinz M. Self-creation and History: Collingwood and Nietzsche on Conceptual Change. Lanham, Md.: University Press of America, 1994. 242 p.; Dray W. H. History as Re-enactment: R.G. Collingwood's Idea of History. Oxford: Clarendon Press, 1995. 347 p.; D'Oro G. Collingwood and the Metaphysics of

7

аспекты исторической теории британского философа и сложилась традиция изучения, в рамках которой можно встретить отличные, порой даже противоречащие друг другу, оценки его творческого наследия. Так в сочинениях Донагана, Руби-ноффа, Дуссена, Хинца, Д'Оро, Хельгеби пристальное внимание уделяется идейным истокам и влиянию, которое оказали на становление методологии Р.Дж. Коллингвуда различные течения европейской философии, и в этом отношении концепция слияния философского и исторического познания характеризуется как важная составляющая развития всей философской мысли XX в. В работах Х. Саари и У. Дрея коллингвудианская теория воспроизведения рассматривается в качестве критического продолжения неогегельянского подхода, согласно которому философский фундамент познания прошлого коренится в способности человеческого сознания к рефлексии. Монография М. Хьюз-Уоррингтон концентрирует внимание на проблеме исторического воображения, во многом дополняющего теорию воспроизведения. В работах Л. Минка и позднее С. Тёрнера раскрывается значение теоретических воззрений Р.Дж. Коллингвуда для становления англоамериканской аналитической философской традиции, в то время как Р. Танг анализирует теорию воспроизведения с герменевтических позиций.

Развиваемая Х. -Г. Гадамером герменевтическая методология исторического познания, будучи одной из влиятельнейших философских трактовок специфики исторической науки, также оказывается в центре внимания многочисленных и разнонаправленных исследований. В частности, в монографиях таких авторов, как Д. Хоу, Дж. Варнке, Т. Беттендорф, Дж. ДиКенсо, Г. Мораш, О. Билен, Х. Фет-тер,1 поднимаемая немецким философом проблема относительности гуманитар

experience. N.-Y.: Routledge, 2002. 179 p.; Hughes-Warrington M. How Good an Historian Shall I be?: R.G. Collingwood, the Historical Imagination, and Education. Exeter, 2003. 241 p.; Helgeby S. Action as History: the Historical Thought of R.G. Collingwood. Exeter, 2004. 240 p.; Turner S. Collingwood and Weber vs. Mink: History after the Cognitive Turn // Journal of the Philosophy of History, Vol. 5, Is. 2, 2011 // URL:

http://faculty.cas.usf.edu/sturner5/Papers/CogSciencePapers/WebCollingwoodWeberMink.pdf; Tang R. R.G. Collingwood's hermeneutics of history. N.-Y.: Nova Science Publisher's, 2013. 199 p.

1 Hoy D.C. The Critical Circle: Literature, History, and Philosophical Hermeneutics. Berkeley: University of California Press, 1978. 182 S.; Bettendorf T. Hermeneutik und Dialog: eine Auseinanderset-zung mit dem Denken Hans-Georg Gadamers. Frankfurt am Main: Haag&Herchen, 1984. 232 S.; Warnke G. Gadamer: Hermeneutics, Tradition, and Reason. Cambridge: Polity Press; Oxford: In As-

8

ного познания и историчности понятия истина, равно как и философские последствия радикальной историзации субъекта рассматриваются в общем контексте развития герменевтической традиции. Более узкие вопросы гадамеровской трактовки центральных герменевтических понятий, играющих важную роль и с точки зрения исторической проблематики, а также специфика философской программы истории действия детально исследуются в работах Ж. Грондена, Д. Тайхерта, С. Мёрфи, П. Ригана.1 Продолжая во многом в своих исследованиях гадамеровскую линию философских размышлений об истории и синтезируя ее с важнейшими идеями аналитического подхода, Поль Рикёр предложил плодотворную и вызывающую высокий интерес со стороны специалистов теорию исторического познания, основанную на фундаментальной феноменологии памяти, исторического опыта, вины и прощения. Так, например, в работах Д. Клемма, А. Брайтлинга, Ф. Гарднера различные аспекты рикёровской философии, и, в частности, тема осмысления прошлого, рассматриваются в контексте развития герменевтической доктрины, в то время как в сочинении М. Даффи внимание сконцентрировано на аналитической направленности и значении теории памяти и прощения.2 Характерные особенности рикёровского подхода и ключевая проблема восприятия времени рассмотрены в монографиях Р. Кирни и М. Малдона, а одна из важнейших

sociation with B. Blackwell, 1987. 206 p.; DiCenso J. Hermeneutics and the Disclosure of truth: a Study in the Work of Heidegger, Gadamer, and Ricoeur. Charlottesville: University Press of Virginia, 1990. 183 p.; Morasch G. Hermetik und Hermeneutik: Verstehen bei Heinrich Rombach und Hans-Georg Gadamer. Heidelberg: C. Winter, 1996. 385 S.; Bilen O. The Historicity of Understanding and the Problem of Relativism in Gadamer's Philosophical Hermeneutics. Washington, D.C.: Council for Research in Values and Philosophy, 2001. 211 p.; Vetter H. Philosophische Hermeneutik: unterwegs zu Heidegger und Gadamer. Frankfurt am Main; N.-Y.: P. Lang, 2007. 180 S.

1 Grondin J. Hermeneutische Wahrheit?: zum Wahrheitsbegriff Hans-Georg Gadamers. Hanstein: Forum Academicum, 1982. 210 S.; Teichert D. Erfahrung, Erinnerung, Erkenntnis: Untersuchungen zum Wahrheitsbegriff der Hermeneutik Gadamers. Stuttgart: J.B. Metzler, 1991. 213 S.; Murphy S. Effective History: on Critical Practice under Historical Conditions. Evanston, Ill.: Northwestern University Press, 2010. 350 p.; Regan P. Hans-Georg Gadamer's Philosophical Hermeneutics: Concepts of Reading, Understanding and Interpretation // Meta: Research in Hermeneutics, Phenomenology, and Practical Philosophy Vol. IV, No. 2, 2012. P. 286-303.

2 Klemm D.E. The Hermeneutical Theory of Paul Ricoeur: a Constructive Analysis. London: Associated University Presses, 1983. 184 p.; Breitling A. Moglichkeitsdichtung - Wirklichkeitssinn. Paul Ricoeurs hermeneutisches Denken der Geschichte. Munchen: Fink, 2007. 319 S.; Gardner P. Hermeneutics, History, and Memory. N.-Y.: Routledge, 2010. 199 p.; Duffy M. Paul Ricoeur's Pedagogy of Pardon: a Narrative Theory of Memory and Forgetting. N.-Y.: Continuum, 2009. 179 p.

9

на протяжении всего многолетнего философского труда французского мыслителя тема самоидентификации, самосознания человека анализируется в исследованиях Д. Ерволино, Х.И. Венема и Дж. Маккарти?

Гораздо более дискуссионный отклик по сравнению с подходами предыдущих авторов получила концепция возвышенного исторического опыта Ф. Анкер-смита. В частности, положительно оценивая заслуги нидерландского философа в развитии нарративной теории истории, П. Айк резко критически возражает против его более поздних работ, отрицая их методологическую значимость в сфере исторического исследования? Отталкиваясь от различных позиций, но столь же критически воззрения Ф. Анкерсмита анализируют в своих работах такие авторы, как К. Лоренц, X. Саари, Дж. Заммито и Э. Доманска? С другой стороны в монографиях М. Джея и П. Шоу, в которых подход голландского мыслителя рассматривается в контексте общих исследований истории философских категорий опыта и возвышенного соответственно, данная теория оценивается в качестве неотъемлемой составляющей современной философии? Отдельно необходимо отметить изданный Э. Доманской сборник интервью с крупнейшими представителями современной аналитической философии истории "Философия истории после постмодернизма"? в котором отражено как анкерсмитовское видение современного

' Kearney R. On Paul Ricoeur: the Owl of Minerva. Burlington, VT: Ashgate Pub., 2004. 186 p.; Muldoon M.S. Tricks of Time: Bergson, Merleau-Ponty and Ricoeur in Search of Time, Self and Meaning. Pittsburgh, Pa.: Duquesne University Press, 2006. 299 p.; Jervolino D. The Cogito and Hermeneutics: the Question of the Subject in Ricoeur. Boston: Kluwer Academic Publishers, 1990. 188 p.; Venema H I. Identifying Selfhood: Imagination, Narrative, and Hermeneutics in the Thought of Paul Ricoeur. Albany, N.-Y.: State University of New York Press, 2000. 206 p.; McCarthy J. Dennett and Ricoeur on the Narrative Self. N.-Y.: Humanity Books, 2007. 296 p.

2 Icke P.P. The Journey from Language to Experience: Frank Ankersmit's Lost "Historical" Cause. N -Y.: Routledge, 2012. 221 p.

2 Lorenz C. Can Histories Be True? Narrativism, Positivism, and the "Metaphorical Turn" // History and Theory. Vol. 37, No. 3, 1998. P. 309-329; Saari H. On Frank Ankersmit's Postmodernist Theory of Historical Narrativity // Rethinking History, Vol. 9, No. 1, 2005. P. 5-21; Zammito J.H. Ankersmit and Historical representation // History and Theory. Vol. 44, No. 2, 2005. P. 155-181; Domanska E. Frank Ankersmit: From Narrative to Experience // Rethinking History. Vol. 13, No. 2, 2009. P. 175-195.

4 Jay M. Songs of Experience: Modern American and European Variations on a Universal Theme. Berkeley: University of California Press, 2005. 441 p.; Show P. The Sublime. N.-Y.: Routledge, 2007. 168 p.

$ Доманска Э. Философия истории после постмодернизма. М.: Канон, 2010. 400 с.

10

состояния философии истории, так и оценки историософских работ нидерландского теоретика со стороны других специалистов данной сферы.

Отечественная историография рассматриваемой проблемы не столь богата и разнообразна. И, тем не менее, уже в советское время, преодолевая идеологический барьер, различные западноевропейские подходы к исследованию прошлого на высоком профессиональном уровне анализировали в своих трудах такие крупные философы, как И.С. Кон, Н.В. Мотрошилова, М.А. Киссель, Л.В. Скворцов,

Э.Н. Лооне, А.А. Порк, А.А. Михайлов? В дальнейшем в постсоветской отечественной философии темы, напрямую связанные с развитием герменевтической, равно как и аналитической, методологии исторического познания, исследовались в работах Б.Л. Губмана, П.П. Гайденко, Ю Н. Давыдова, М.А. Кукарцевой, Ю.И. Семенова, В.Д. Губина, В.И. Стрелкова, И.Т. Касавина, И.А. Михайлова, В.М. Межуева? Детальный анализ философских построений Р.Дж. Коллингвуда, и в том числе предложенной им историософской стратегии, представлен в моногра

1 Кон И.С.Философский идеализм и кризис буржуазной мысли. М.: Изд-во социально-экономической литературы, 1959. 405 с.; Мотрошилова Н.В. Принципы и противоречия феноменологической философии. М.: Высшая школа, 1968. 128 с.; Киссель М.А. «Критическая философия истории)) в Великобритании // Вопросы истории, 1968. № 5. С. 63-75; Киссель М.А. Р.Дж. Коллингвуд - историк и философ // Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. М.: Наука, 1980. С. 418-460; Скворцов Л.В. История и антиистория. К критике методологии буржуазной философии истории. М.: Политиздат, 1976. 233 с.; Скворцов Л.В. Субъект истории и социальное самосознание. М.: Политиздат, 1989. 320 с.; Лооне Э.Н. Современная философия истории. Таллинн: Ээсти раамат, 1980. 293 с.; Порк А.А. Историческое объяснение: Критич. анализ немарксист. Теорий. Таллинн: Ээсти раамат, 1981. 243 с.; Михайлов А.А. Современная философская герменевтика: Критический анализ. Минск: Изд-во Университетское, 1984. 191 с.

2 Губман Б.Л. Смысл истории: Очерки современных западных концепций. М.: Наука, 1991. 192 с.; Губман Б.Л. Универсализм философского знания и многообразие культурных миров // Вестник ТвГУ. Серия «Философия)), 2012. № 1-2. С. 5-21; Гайденко П.П. Давыдов Ю Н. История и рациональность: Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. М.: Политиздат, 1991. 367 с.; Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX в. М.: Республика, 1997. 495 с.; КукарцеваМ.А. Современная философия истории США. Иваново: Иван. гос. ун-т, 1998. 215 с.; Кукарцева М.А. Ф. Анкерсмит и «новая)) философия истории // Анкерсмит Ф.Р. История и тропология: взлет и падение метафоры. М.: Прогресс-Традиция, 2003. С. 15-65; Семенов Ю.И. Философия истории. М.: Современные тетради, 2003. 777 с.; Губин В.Д., Стрелков В.И. Власть истории. Очерки по истории философии истории. Курс лекций. М.: РГГУ, 2007. 336 с.; Касавин И.Т. Традиции и интерпретации: Фрагменты исторической эпистемологии. СПб.: РХГИ 2000. 320 с.; Михайлов И.А. Г.-Г. Гадамер // Философы двадцатого века. Книга 3. М.: Искусство - 21 век, 2009. С. 42-63; Межуев В.М. История, цивилизация, культура: опыт философского истолкования. СПб.: СПбГУП, 2011. 440 с.; Межуев В.М. История как философская проблема // Проблемы философии культуры. Вып.2. М.: Институт философии РАН, 2014. С. 3-28; Межуев В.М. История в зеркале философии // Эпистемология и философия науки. 2016. № 1 (47). С. 25-36.

11

фии М.А. Кисселя.1 Отдельно следует выделить сложившуюся благодаря усилиям таких специалистов, как И.И. Блауберг, Е.В. Петровской, И.С. Вдовиной, Б.Л. Губмана, К.В. Ануфриевой, традицию глубоких и плодотворных исследований творческого наследия Поля Рикёра.2

Представленный выше обзор историографии демонстрирует стойкий интерес к сочинениям представителей западной философии истории XX - начала XXI веков, что определяет высокую степень изученности данной проблематики. Многочисленные исследования как зарубежных, так и отечественных специалистов различных направлений философии, формируют надежный фундамент профессионального осмысления и дают возможность уверенного освоения даже самых сложных аспектов философских воззрений Б. Кроче, Р.Дж. Коллингвуда, Х.-Г. Гадамера, П. Рикёра и Ф. Анкерсмита. Вместе с тем полидисциплинарность, широта затрагиваемых вопросов и глубина исследовательской мысли, которыми отличаются труды этих авторов, не позволяют сделать вывод об исчерпывающем характере сложившихся в существующей на данный момент научной литературе подходов и оценок. И в частности, до сих пор не получила целостного историкофилософского исследования проблема взаимозависимости истории как дисциплины, изучающей прошлое, и ситуации современности, в которой она существует и может быть рассмотрена. Представляется важным с точки зрения развития философского осмысления исторической проблематики продолжать движение именно в этом направлении.

Сложившаяся исследовательская ситуация обусловила выбор темы данного диссертационного исследования, объектом которого является совокупность тео

1 Киссель М.А. Метафизика в век науки. Опыт Р.Дж. Коллингвуда. СПб.: Искусство, 2002. 304 с.

2 Блауберг И.И. О памяти и забвении: П.Рикёр и А.Бергсон // Поль Рикёр - философ диалога. М.: ИФРАН, 2008. С. 60-75; Петровская Е.В. «Великая нарратология» // Поль Рикёр - философ диалога. М.: ИФРАН, 2008. С. 76-92; Вдовина И.С. Феноменология во Франции. М.: Канон + РООИ Реабилитация, 2009. 400 с.; Вдовина И.С. Поль Рикёр: история философии как самопонимание философии // История философии. 2012. № 17. C.45-62; Губман Б.Л. Ануфриева К.В. Нарративная самоидентичность личности в философии П. Рикёра: герменевтика и аналитическая философия // Вестник ТвГу. Серия «Философия», 2014. № 3. С. 148-166; Губман Б.Л. Х.-Г. Гадамер и П. Рикёр: исторический опыт и нарратив // Поль Рикёр: Человек - общество - цивилизация. Современная философия. М.: Канон + РООИ Реабилитация, 2015. С. 193-210.

12

ретических воззрений представителей различных направлений западной философии истории XX - начала XXI веков, предметом - предлагаемые ими стратегии осмысления взаимозависимости истории и ситуации современности.

Цели и задачи исследования. Цель диссертационного исследования заключается в историко-философском анализе основных тенденций интерпретации проблемы взаимосвязи истории и современности в западной философско-исторической мысли XX - начала XXI веков. Достижение поставленной цели требует решения ряда исследовательских задач:

1. Выявить идейные основы осмысления проблемы взаимозависимости истории и современности, сложившиеся в классической философии истории эпохи Нового времени.

2. Проанализировать типологические черты трактовки вопроса о взаимосвязи прошлого и современности в постклассической философии истории.

3. Рассмотреть предложенный Б. Кроче вариант неогегельяской философии истории и специфику развиваемой им идеи принципиальной современности исследования прошлого.

4. Выявить потенциал неогегельянской концепции воспроизведения интеллектуального опыта прошлого в современном контексте Р.Дж. Коллингвуда, сложившейся на базе созданной им теории априорного воображения.

5. Исследовать интерпретацию взаимосвязи традиции и современности, предложенную в границах герменевтической концепции действенноисторического сознания Х. -Г. Гадамера.

6. Изучить стратегию подхода П. Рикёра к осмыслению истории и современности, сформировавшуюся в русле синтеза герменевтической и аналитической философских платформ.

7. Проанализировать специфику претендующей на преодоление нарративи-стского подхода к исследованию прошлого теории возвышенного исторического опыта Ф. Анкерсмита, сложившейся в границах созданного им варианта аналитической философии истории.

13

Источники. В решении поставленных задач данное диссертационное исследование опирается на достаточно широкий круг источников. Отдельно следует выделить труды Ш. Перро, Ф. Фенелона, Б. Фонтенеля, Вольтера, А.Р. Ж. Тюрго, Ж. А. Кондорсе, И.Г. Гердера, И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля, чьими усилиями классическая философия истории Нового времени оформилась в качестве самостоятельной дисциплины. Следующую группу источников составляют сочинения авторов, сформировавших постклассическую концепцию исторического познания, важнейшие выводы которой легли в основу современного видения исторической методологии. В этой связи выделяются имена Л. Ранке, И.Г. Дройзена, Ф. Ницше, В. Дильтея и Г. Риккерта. Основу корпуса источников составляют сочинения ключевых фигур западной философии истории XX - начала XXI веков - Б. Кроче, Р.Дж. Коллингвуда, Х. -Г. Гадамера, П. Рикёра и Ф. Анкерсмита. Также в качестве источников привлечены труды таких крупных философов XX в., как Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, М. Вебер, Л. Витгенштейн, Н. Гудмен, Х. Арендт, Р. Барт, А. Данто, Х. Уайт, Ж. Делез, Р. Козеллек, К. Гинзбург, чьи работы оказали существенное влияние на развитие различных историософских направлений.

Методологические основы исследования. Выбранные методологическая стратегия и методика исследования продиктованы характером темы диссертации. Для достижения основной цели и решения поставленных задач в работе применена герменевтическая методология, а также использовались основные методы философского и исторического исследования: проблемно-хронологический, структурный, структурно-функциональный, исторический и сравнительноисторический методы.

Поскольку диссертационное исследование выстроено в ракурсе интерпретации философских сочинений, естественным представляется обращение к герменевтической методологии, которая позволила провести методически выверенный анализ историософских воззрений представителей западноевропейской философской традиции.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Аванесян, Артем Александрович, 2018 год

Список литературы

1. Анкерсмит Ф.Р. Возвышенный исторический опыт. М.: Издательство - Европа, 2007. 612 с.

2. Анкерсмит Ф.Р. История и тропология: взлет и падение метафоры. М.: Прогресс-Традиция, 2003. 496 с.

3. Анкерсмит Ф.Р. Нарративная логика. Семантический анализ языка историков. М.: Идея-Пресс, 2003. 360 с.

4. Анкерсмит Ф.Р. Политическая репрезентация. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. 288 с.

5. Анкерсмит Ф.Р. Эстетическая политика. Политическая философия по ту сторону факта и ценности. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. 432 с.

6. Арендт X. Жизнь ума. СПб.: Наука, 2013. 517 с.

7. Арон Р. Критическая философия истории // Арон. Р. Избранное: Введение в философию истории. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. 543 с.

8. Бахмутский В. Я. На рубеже двух веков // Спор о древних и новых. М.: Искусство, 1985. С. 7-40.

9. Блауберг И И. О памяти и забвении: П.Рикёр и А.Бергсон // Поль Рикёр - философ диалога. М.: ИФРАН, 2008. С. 60-75.

10. Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. М.: Наука, 1986. 232 с.

И .Бурханов Р.А, Соловьева Н С. Метафизические основания философии культуры и аксиологии Генриха Риккерта // Вестник Нижневартовского государственного университета, № 1, 2014. С. 39-50.

12. Вдовина И.С. Поль Рикёр: история философии как самопонимание философии //История философии. 2012. № 17. С.45-62.

13. Вдовина И.С. Феноменология во Франции. М.: Канон + РООИ Реабилитация, 2009. 400 с.

14. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 808 с.

15. Вен П. Как пишут историю. Опыт эпистемологии. М.: Научный мир, 2003.

394 с.

183

16. Вико Дж. Основания Новой науки. М.; Киев: REFL-book, ИСА, 1994. 656 с.

17. Витгенштейн Л. Философские исследования // Философские работы. Ч. 1. М.: Гнозис, 1994. C. 75-321.

18. Вольтер М.-Ф. Эстетика. М.: Искусство, 1974. 392 с.

19. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. 367 с.

20. Гадамер Х.-Г. Герменевтика и историзм // Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. 637 с.

21. Гайденко П.П. Давыдов Ю.Н. История и рациональность: Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. М.: Политиздат, 1991. 367 с.

22. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX в. М.: Республика, 1997. 495 с.

23. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. СПб.: Наука, 1993. 480 с.

24. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977. 703 с.

25. Гинзбург К. Мифы - эмблемы - приметы: Морфология и приметы. М.: Новое издательство, 2004. 348 с.

26. Губин В.Д., Стрелков В.И. Власть истории. Очерки по истории философии истории. Курс лекций. М.: РГГУ, 2007. 336 с.

27. Губман Б.Л. Ануфриева К.В. Нарративная самоидентичность личности в философии П. Рикёра: герменевтика и аналитическая философия // Вестник ТвГу. Серия «Философия», 2014. № 3. С. 148-166.

28. Губман Б.Л. Смысл истории: Очерки современных западных концепций. М.: Наука, 1991. 192 с.

29. Губман Б.Л. Универсализм философского знания и многообразие культурных миров // Вестник ТвГУ. Серия «Философия», 2012. № 1 -2. С. 5-21.

30. Губман Б.Л. Х.-Г. Гадамер и П. Рикёр: исторический опыт и нарратив // Поль Рикёр: Человек - общество - цивилизация. Современная философия. М.: Канон + РООИ Реабилитация, 2015. С. 193-210.

31. Гудмен Н. Способы создания миров. М.: Идея-Пресс, 2001. 376 с.

184

32. Давыдов Д.П. Историзм как тип мировоззрения в немецкой философии сер. 19-го - начала 20-го века: дисс. канд. философ, наук. Твер. гос. университет, Тверь, 2009. 194 с.

33. Данто А. Аналитическая философия истории. М.: Идея-Пресс, 2002. 292 с.

34. Делез Ж. Ницше и философия. М.: Ад Маргинем, 2003. 393 с.

35. Делёз Ж. Эмпиризм и субъективность: опыт о человеческой природе по Юму. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза. М.: ПЕРСЭ, 2001. 480 с.

36. Дильтей В. Введение в науки о духе // Собрание сочинений в 6 томах. Т. 1. М.: Дом интеллектуальной книги, 2000. 760 с.

37. Дильтей В. Построение исторического мира в науках о духе // Собрание сочинений в 6 томах. Т. 3. М.: Три квадрата, 2004. 413 с.

38. Дройзен И Г. Историка. СПб.: Владимир Даль, 2004. 581 с.

39. Доманска Э. Философия истории после постмодернизма. М.: Канон, 2010. 400 с.

40. Кант И. Рецензия на книгу И Г. Гердера «Идеи к философии истории человечества» // Собрание сочинений в 8 томах. Т.8. М.: Чоро, 1994. С. 38-62.

41. Касавин И.Т. Традиции и интерпретации: Фрагменты исторической эпистемологии. СПб.: РХГИ 2000. 320 с.

42. Киссель М.А. «Критическая философия истории» в Великобритании // Вопросы истории, 1968. № 5. С. 63-75.

43. Киссель М.А. Метафизика в век науки. Опыт Р.Дж. Коллингвуда. СПб.: Искусство, 2002. 304 с.

44. Киссель М.А. Р.Дж. Коллингвуд - историк и философ // Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. М.: Наука, 1980. С. 418-460.

45. Коллингвуд Р.Дж. Автобиография//Идея истории. М.: Наука, 1980. С. 321-417.

46. Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. М.: Наука, 1980. 489 с.

47. Коллингвуд Р.Дж. Принципы искусства. М.: Языки русской культуры, 1999.

328 с.

185

48. Кон И.С.Философский идеализм и кризис буржуазной мысли. М.: Изд-во социально-экономической литературы, 1959. 405 с.

49. Кондорсе Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 1936. 265 с.

50. Кроче Б. Антология сочинений по философии. СПб.: Пневма, 1999. 480 с.

51. Кроче Б. Теория и истории историографии. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. 192 с.

52. Кукарцева М.А. Современная философия истории США. Иваново: Иван. гос. ун-т, 1998. 215 с.

53. Кукарцева М. А. Ф. Анкерсмит и «новая» философия истории // Анкерсмит Ф.Р. История и тропология: взлет и падение метафоры. М.: Прогресс-Традиция, 2003. С. 15-65.

54. Лооне Э.Н. Современная философия истории. Таллинн: Ээсти раамат, 1980. 293 c.

55. Мегилл А. Историческая эпистемология. М.: Канон+, 2009. 480 с.

56. Межуев В.М. История в зеркале философии // Эпистемология и философия науки. 2016. № 1 (47). С. 25-36.

57. Межуев В.М. История как философская проблема // Проблемы философии культуры. Вып.2. М.: Институт философии РАН, 2014. С. 3-28.

58. Межуев В.М. История, цивилизация, культура: опыт философского истолкования. СПб.: СПбГУП, 2011. 440 с.

59. Мейнеке Ф. Возникновение историзма. М.: РОССПЕН, 2004. 480 с.

60. Михайлов И.А. Г.-Г. Гадамер // Философы двадцатого века. Книга 3. М.: Искусство - 21 век, 2009. С. 42-63.

61. Михайлов А.А. Современная философская герменевтика: Критический анализ. Минск: Изд-во Университетское, 1984. 191 c.

62. Мотрошилова Н.В. Принципы и противоречия феноменологической философии. М.: Высшая школа, 1968. 128 с.

63. Ницше Ф. Воля к власти // Собр. соч. в 5-ти Т. Т. 4. СПб.: Азбука, 2011. 384 с.

186

64. Ницше Ф. Генеалогия морали // Собр. соч. в 5-ти Т. Т. 5. СПб.: Азбука, 2011. 416 с.

65. Перро Ш. Параллель между древними и новыми // Спор о древних и новых. М.: Искусство, 1985. С. 59-142.

66. Петровская Е В. «Великая нарратология» // Поль Рикёр - философ диалога. М.: ИФРАН, 2008. С. 76-92.

67. Порк А.А. Историческое объяснение: Критич. анализ немарксист. Теорий. Таллинн: Ээстираамат, 1981. 243 с.

68. Рикёр П. Время и рассказ. Т. 1. Интрига и исторический рассказ. М.; СПб.: Университетская книга, 1998. 313 с.

69. Рикёр П. Время и рассказ. Т. 2. Конфигурация в вымышленном рассказе. М.; СПб.: Университетская книга, 2000. 224 с.

70. Рикёр П. История и истина. - СПб.: Алетейя, 2002. 400 с.

71. Рикёр П. Память, история, забвение. М.: Издательство гуманитарной литературы, 2004. 728 с.

72. Рикёр П. Справедливое. М.: Гнозис, Логос, 2005. 304 с.

73. Рикёр П. Я-сам как другой. М.: Издательство гуманитарной литературы, 2008. 416 с.

74. Риккерт Г. Границы естественнонаучного способа образования понятий. Логическое введение в исторические науки. СПб.: Наука, 1997. 532 с.

75. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика, 1998. 413 с.

76. Риккерт Г. Философия истории // Философия жизни. Киев: Ника-Центр, 1998. 512 с.

77. Семенов Ю.И. Философия истории. М.: Современные тетради, 2003. 777 с.

78. Скворцов Л.В. История и антиистория. К критике методологии буржуазной философии истории. М.: Политиздат, 1976. 233 с.

79. Скворцов Л.В. Субъект истории и социальное самосознание. М.: Политиздат,

1989. 320 с.

80. Смоленский Н И. К оценке содержания понятия «историческое развитие» в историографии Л. Ранке // МИВИН. Томск, 1976. № И. С. 118-126.

187

81. Смоленский Н И. Леопольд фон Ранке. Методология и методика исторического исследования // МИВИН. Томск, 1966. № 4. С. 270-311.

82. Тюрго А.-Р.Ж. Последовательные успехи человеческого разума // Избранные философские произведения. М., 1937. С.51-73.

83. Тюрго А.-Р.Ж. Рассуждение о всеобщей истории // Избранные философские произведения. М., 1937. С. 74-142.

84. Фенелон Ф. Письма о занятиях французской академии // Спор о древних и новых. М.: Искусство, 1985. С. 406-418.

85. Фонтенель Б. Свободное рассуждение о древних и новых // Спор о древних и новых. М.: Искусство, 1985. С. 250-265.

86. Фалёв Е В. Герменевтика Мартина Хайдеггера. СПб.: Алетейя, 2008. 224 с.

87. Хайдеггер М. Ницше. 1 Т. СПб.: Владимир Даль, 2006. 605 с.

88. Arendt Н. Lectures on Kant's political philosophy. Chicago, 1992. 182 p.

89. Barthes R. The reality effect // French literary theory today: a reader. Cambridge, 1982. P. 11-18.

90. Bettendorf T. Hermeneutik und Dialog: eine Auseinandersetzung mit dem Denken Hans-Georg Gadamers. Frankfurt am Main: Haag&Herchen, 1984. 232 S.

91. Bilen O. The historicity of understanding and the problem of relativism in Gadamer's philosophical hermeneutics. Washington, D C.: Council for Research in Values and Philosophy, 2001. 211 p.

92. Breitling A. Moglichkeitsdichtung - Wirklichkeitssinn. Paul Ricoeurs hermeneuti-sches Denken der Geschichte. Munchen: Fink, 2007. 319 S.

93. Caponigri A.R. History and liberty: the historical writings of Benedetto Croce. London: Routledge and Paul, 1955. 284 p.

94. Carr H.W. The philosophy of Benedetto Croce: the problem of art and history. N-Y.: Russell & Russell, 1969. 213 p.

95 . Collingwood R.G. Are history and science different kinds of knowledge? // Mind, New series, Vol. 31, №124, 1922 // https://www2.southeastem.edu/Academics/Faculty/jbell/collingwood.pdf.

188

96. Collingwood R.G. Croce's philosophy of history // The Hibbert Journal, XIX, 1921. P. 263-278.

97. Conati N. History as Contemporary History in the Thinking of Benedetto Croce // Open Journal of Philosophy, № 5, 2015. Р. 54-61.

98. Croce B. History as the Story of Liberty. London, 1949. 330 p.

99. De Gennaro A.A. The philosophy of Benedetto Croce. N.-Y.: Citadel Press, 1961. 103 p.

100. DiCenso J. Hermeneutics and the disclosure of truth: a study in the work of Heidegger, Gadamer, and Ricoeur. Charlottesville: University Press of Virginia,

1990. 183 p.

101. Donagan A. The later philosophy of R.G. Collingwood. Oxford: Clarendon Press, 1962. 332 p.

102. Domanska E. Frank Ankersmit: From narrative to experience // Rethinking History. Vol. 13, No. 2, 2009. P. 175-195.

103. D'Oro G. Collingwood and the Metaphysics of experience. N.-Y.: Routledge, 2002. 192 p.

104. Dray W.H. History as Re-enactment: R.G. Collingwood's Idea of History. Oxford: Clarendon Press, 1995. 347 p.

105. Duffy M. Paul Ricoeur's pedagogy of pardon: a narrative theory of memory and forgetting. N.-Y.: Continuum, 2009. 179 p.

106. Dussen W.J. van der. History as a science: the philosophy of R.G. Collingwood. Hague, 1981. 480 p.

107. Gadamer. H.-G. Hermeneutik I. Wahrheit und Methode. Grundzuge einer phi-losophischen Hermeneutik // Gesamelte Werke. Bd. 1. Tubingen: Mohr Siebeck, 1990. 495 S.

108. Gadamer H.-G. Volk und Geschichte im Denken Herders. Frankfurt-am-Main, 1942. 30 S.

109. Gardner P. Hermeneutics, history, and memory. N.-Y.: Routledge, 2010. 199 p.

110. Grondin J. Hermeneutische Wahrheit?: zum Wahrheitsbegriff Hans-Georg Gadamers. Hanstein: Forum Academicum, 1982. 210 S.

189

111. Heidegger M. Sein und Zeit. Tubingen, 1967. 449 S.

112. Helgeby S. Action as history: the historical thought of R.G. Collingwood. Exeter, 2004. 240 p.

113. Hinz M. Self-creation and history: Collingwood and Nietzsche on conceptual change. Lanham, Md.: University Press of America, 1994. 242 p.

114. Hoy D.C. The critical circle: literature, history, and philosophical hermeneutics. Berkeley: University of California Press, 1978. 182 S.

115. Hughes-Warrington M. How good an historian shall I be?: R.G. Collingwood, the historical imagination, and education. Exeter, 2003. 241 p.

116. Husserl E. Die Idee der Phanomenologie. Funf Vorlesungen. Haag, 1950. 106. S.

117. Icke P.P. The Journey from Language to Experience: Frank Ankersmit's Lost "Historical" Cause. N.-Y.: Routledge, 2012. 221 p.

118. Jay M. Songs of experience: modern American and European variations on a universal theme. Berkeley: University of California Press, 2005. 441 p.

119. Jervolino D. The cogito and hermeneutics: the question of the subject in Ricoeur. Boston: Kluwer Academic Publishers, 1990. 188 p.

120. Kant I. Beantwortung der Frage: Was ist Aufklarung? // Werke. Zweisprachige deutsch-russische Ausgabe. B. I. М., 1994. S. 124-148.

121. Kant I. Idee zur einer allgemeinen Geschichte in Weltburgerlicher Absicht // Werke. Zweisprachige deutsch-russische Ausgabe. B. I. М., 1994. S. 78-124.

122. Kant I. MutmaBicher Anfang der Menschengeschichte // Werke. Zweisprachige deutsch-russische Ausgabe. B. I. М., 1994. S. 148-192.

123. Kant I. Uber den Gemeinspruch: Das mag in der Theorie richtig sein, taugt aber nichts fur die Praxis // Werke. Zweisprachige deutsch-russische Ausgabe. B. I. М., 1994. S. 238-352.

124. Kearney R. On Paul Ricoeur: the Owl of Minerva. Burlington, VT: Ashgate Pub., 2004. 186 p.

125. Klemm D.E. The hermeneutical theory of Paul Ricoeur: a constructive analysis. London: Associated University Presses, 1983. 184 p.

190

126. Koselleck R. The practice of conceptual history: timing history, spacing concepts. Stanford, 2002. 380 p.

127. Lorenz C. Can Histories Be True? Narrativism, Positivism, and the "Metaphorical Turn" // History and Theory. Vol. 37, No. 3, 1998. P. 309-329.

128. Le Rieder J. Das Leben, die Geschichte und die Erinnerung in Nietzsches zwei-ter UnzeitgemaBer Betrachtung // Der Europaer. Symptomatisches aus Politik, Kul-tur und Wirtschaf. Jg. 4. Nr. 9-10, Juli/August 2000. S. 7-13.

129. Mandelbaum M. The Anatomy of Historical Knowledge. Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 1977. 240 p.

130. Margolis J. Historied Thought, Constructed World: A Conceptual Primer for the Turn of the Millennium. Berkeley: University of California Press, 1995. 382 p.

131. McCarthy J. Dennett and Ricoeur on the Narrative Self. N.-Y.: Humanity Books, 2007. 296 p.

132. Mink L.O. Mind, history, and dialectic: the philosophy of R. G. Collingwood. Bloomington: Indiana University Press, 1969. 276 p.

133. Morasch G. Hermetik und Hermeneutik: Verstehen bei Heinrich Rombach und Hans-Georg Gadamer. Heidelberg: C. Winter, 1996. 385 S.

134. Muldoon M.S. Tricks of time: Bergson, Merleau-Ponty and Ricoeur in search of time, self and meaning. Pittsburgh, Pa.: Duquesne University Press, 2006. 299 p.

135. Murphy S. Effective history: on critical practice under historical conditions. Evanston, Ill.: Northwestern University Press, 2010. 350 p.

136. Nietzsche F. UnzeitgemaBe Betrachtungen. Berlin: Berliner Ausgabe, 2014. 210 S.

137. Ranke L. Uber die Epochen der neueren Geschichte. Vortrage dem Konige Maximilian II. von Bayern. Lpz., 1906. 158 S.

138. Regan P. Hans-Georg Gadamer's philosophical hermeneutics: Concepts of reading, understanding and interpretation // Meta: Research in Hermeneutics, Phenomenology, and Practical Philosophy. Vol. IV, No. 2, 2012 . P. 286-303.

139. Roberts D.D. Benedetto Croce and the Uses of Historicism. Berkeley: University of California Press, 1987. 461 p.

191

140. Roberts D.D. Nothing but History: Reconstruction and Extremity after Metaphysics. Berkeley: University of California Press, 1995. 388 p.

141. Rubinoff L. Collingwood and the reform of metaphysics; a study in the philosophy of mind. Toronto: University of Toronto Press, 1970. 413 p.

142. Saari H. On Frank Ankersmit's Postmodernist Theory of Historical Narrativity // Rethinking History, Vol. 9, No. 1, 2005. P. 5-21.

143. Saari H. Re-enactment: a study in R.G. Collingwoods's philosophy of history. Abo: Abo akademi, 1984. 141 p.

144. Show P. The Sublime. N.-Y.: Routledge, 2007. 168 p.

145. Tang R. R.G. Collingwood's hermeneutics of history. N.-Y.: Nova Science Publisher's, 2013. 199 p.

146. Teichert D. Erfahrung, Erinnerung, Erkenntnis: Untersuchungen zum Wahrheits-begriff der Hermeneutik Gadamers. Stuttgart: J.B. Metzler, 1991. 213 S.

147. Turner S. Collingwood and Weber vs. Mink: History after the Cognitive Turn // Journal of the Philosophy of History, Vol. 5, Is. 2, 2011 // URL: http://faculty.cas.usf.edu/sturner5/Papers/CogSciencePapers/WebCollingwoodWeber Mink.pdf.

148. Venema H.I. Identifying selfhood: imagination, narrative, and hermeneutics in the thought of Paul Ricoeur. Albany, N.-Y.: State University of New York Press, 2000. 206 p.

149. Verdicchio. M. Naming things: aesthetics, philosophy, and history in Benedetto Croce. Napoli: L a citta del sole: Istituto italiano per gli studi filosofici, 2000. 245 p.

150. Vetter H. Philosophische Hermeneutik: unterwegs zu Heidegger und Gadamer. Frankfurt am Main; N.-Y.: P. Lang, 2007. 180 S.

151. Warnke G. Gadamer: hermeneutics, tradition, and reason. Cambridge: Polity Press; Oxford: In association with B. Blackwell, 1987. 206 p.

152. White H. Metahistory: the historical imagination in nineteenth-century Europe. Baltimor, 1973. 448 p.

192

153. Wittgenstein L. Logisch-philosophische Abhandlung. London: Routledge&KeganPaul, 1961. 200 S.

154. Zammito J.H. Ankersmit and historical representation // History and Theory. Vol. 44, No. 2,2005. P. 155-181.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.