Понятие действия в философии Х. Арендт и П. Рикёра: сопоставительный анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Сидорова Мария Алексеевна

  • Сидорова Мария Алексеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2019, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 253
Сидорова Мария Алексеевна. Понятие действия в философии Х. Арендт и П. Рикёра: сопоставительный анализ: дис. кандидат наук: 09.00.03 - История философии. ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2019. 253 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Сидорова Мария Алексеевна

Введение

Глава 1. Действие как предмет герменевтической философии П. Рикёра.

1.1. Историко-философские основания герменевтики действия Рикёра

29

1.1.1. Влияние континентальной традиции

1.1.2. Влияние аналитической философии

1.2. Особенности герменевтики социального действия

1.2.1. Действие и текст

1.2.2. Действие и нарратив

1.2.3. Действие и символ

1.2.4. Действие и история

1.3. Герменевтика действия в концепции «человека могущего»

1.3.1. Действие как метакатегория концепции «человека могущего»

1.3.2. Действие как категория этики

1.4. Выводы

Глава 2. Действие как основа политической философии Х. Арендт

2.1. Историко-философские предпосылки теории действия Арендт

2.2. Основные положения теории действия Арендт

2.2.1. Роль понятий «human condition» и «vita activa» в теории действия Арендт

2.2.2. Проблема определения действия: синтез подходов

2.2.3. Роль понятия речи в теории действия Арендт

2.3. Место суждения в теории действия Арендт

2.4. Выводы

Глава 3. Понятие действия в философии Х. Арендт и П. Рикёра: сходства и различия подходов

3.1. Общие историко-философские истоки

3.1.1. Влияние практической философии Аристотеля

3.1.2. Влияние онтологической герменевтики Хайдеггера

3.2. Рикёр и Арендт: интерпретация и преемственность

3.2.1. Теория действия Арендт в интерпретации Рикёра

3.2.2. Влияние теории действия Арендт на этико-политическую мысль Рикёра

3.2.3. Влияние теории действия Арендт на концепцию прощения Рикёра

3.2.4. Понятие обещания в философии Арендт и Рикёра

3.3. Подходы Арендт и Рикёра к действию

3.3.1. Антропологический подход к действию

3.3.2. Герменевтический подход к действию

3.4. Выводы

Заключение

Список литературы

Введение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Понятие действия в философии Х. Арендт и П. Рикёра: сопоставительный анализ»

Актуальность темы исследования

«Философией действия» часто называют англосаксонскую, аналитическую традицию изучения действия. Она зародилась в середине двадцатого века под влиянием логического позитивизма, философии языка, в частности - работ Л. Витгенштейна, М. Шлика, Г. Райла, Дж. Остина. Аналитическая теория действия стала отдельной областью философского знания благодаря книге Г. Э. М. Энском «Намерение» (1957) и статье Д. Дэвидсона «Действия, основания и причины» (1963). Однако само название она получила в связи с работой А. Данто «Аналитическая философия действия» в 1963 году. Её отличительная черта - каузалистский подход к действию. Даже Дэвидсон, пытаясь объединить понимание и объяснение действия, не выходит за рамки этого подхода. В его интерпретации, смысл (ментальное основание) действия - это отдельное событие, которое предшествует действию и является его причиной1. Некоторые представители аналитической традиции критикуют концепцию Дэвидсона. Например, сторонники антикаузалистского подхода либо пересматривают принципы ментальной каузальности (Тенней, Хутто, Макгуайр2), либо отрицают саму возможность объяснения действия с позиции философии и социальных наук (Хитсон, Рид 3 ). Однако они не ставят перед собой цель преодолеть каузалистский принцип сведения понимания действия к его объяснению.

Несмотря на популярность аналитических теорий, в двадцатом веке интерес к действию не угасал и среди представителей континентальной философии (Х.-Г. Гадамер, Ю. Хабермас). К их числу относятся Х. Арендт и

1 Davidson D. Actions, Reasons and Causes // The Journal of Philosophy. Vol. LX, No 23. 1963. P.5-6, P.9-11.

2 Cm.: McGuire J. M. Actions, Reasons, and Intentions: Overcoming Davidson's Ontological Prejudice. Dialogue XLVI, 2007. P. 459- 479. Hutto D. A Cause for Concern: Reasons, Causes and Explanation // Philosophy and Phenomenological Research. 1999, Vol. 59, 2. P. 381- 401. Tanney J. Why Reasons May Not Be Causes // Mind and Language. 1995, Vol. 10. 1- 2. P. 105- 128.

3 Cm.: Hutchinson P., Read R. Toward a perspicuous presentation of «Perspicuous Presentation» // Philosophical Investigations. 2008. Vol. 31, Issue: 2. P. 141- 160.

П. Рикёр. Они принадлежат к разным направлениям философской мысли: имя Рикёра является знаковым для герменевтики и феноменологии, имя Арендт -для политической теории. Однако их представления о действии обладают сходством. Во-первых, оба философа используют термин действие в том значении, которое он получил в этико-политическом учении Аристотеля: действие как praxis. Во-вторых, Арендт и Рикёр независимо друг от друга разрабатывают противоположный аналитическим теориям подход к действию, а именно - определяют действие в рамках не онтологии события, а практической герменевтики. Если герменевтика действия Рикёра является следствием герменевтической, феноменологической направленности всей его философии, то герменевтический контекст теории действия Арендт скрыт за политическим содержанием её работ. Оба философа задают вопрос о понимании действия не только самими действующими субъектами, но и другими - зрителями, интерпретаторами действия. Они ищут основы действия не в его причинно-следственных связях, а в отношениях между людьми: Арендт - в политических, Рикёр - в межличностных, социальных и политических. В отличие, например, от Дэвидсона они определяют действие, отвечая не на вопрос «почему», а на вопрос «кто». Однако понятие «кто» действия применяется ими в разных значениях. В герменевтике Рикёра этим «кто» оказывается самость действующего субъекта. В политической философии Арендт действие как индивидуальный и осмысленный поступок рассмотрен в качестве феномена совместного бытия. В ней термин «кто» наделён публичным значением. В-третьих, оба философа, рассуждая о «кто», так или иначе, критически переосмысляют значение этого понятия в фундаментальной онтологии Хайдеггера. Таким образом, сопоставление подходов Арендт и Рикёра к действию позволяет по-новому осмыслить историю философии действия как историю не только англосаксонских, аналитических, но и континентальных концепций действия.

Сравнение теорий Арендт и Рикёра показывает, что при изучении действия могут одновременно использоваться различные философские

подходы. В частности, Арендт и Рикёр рассматривают действие с позиции философской антропологии, герменевтики, феноменологии, этики, политической философии. Если антропологические, герменевтические, феноменологические аспекты философии действия Арендт основаны на политическом подходе, то социальные, политические, антропологические аспекты концепции действия Рикёра - на феноменологической герменевтике самости. Сопоставление их подходов к действию открывает новые перспективы изучения действия не только перед философией, но и перед социологией, политологией. Оно, например, может быть полезным для уточнения данного Вебером определения социального действия как осмысленного поступка, для развития нарративных методов исследования социального действия, для концептуализации истории представлений о политическом действии.

Помимо этого, сравнение теорий действия Арендт и Рикёра значимо для исследования историко-философских предпосылок их работ. В частности, сопоставляя подходы Арендт и Рикёра к действию, можно проанализировать влияние этики Аристотеля, фундаментальной онтологии Хайдеггера на их философию.

Одной из предпосылок сравнения их подходов к действию является интерес самого Рикёра к политической философии Арендт. Жизненные пути мыслителей сходятся в университете Чикаго в начале семидесятых годов. В одном из интервью Рикер отмечает, что знакомство с Арендт способствовало его утверждению на должность постоянного преподавателя в Чикагском университете4. Больше Рикёр не упоминает об Арендт в автобиографических беседах, но её имя неоднократно встречается в его философских работах: «Я-сам как другой», «Память, история, забвение», «Путь признания». Однако вопрос о влиянии теории действия Арендт на герменевтику Рикёра не получил ещё глубокого и всестороннего рассмотрения. С нашей точки зрения, анализ

4 Reagan Ск Е. Раи1 Шсгеиг: ^ Life and Work. Chicago.1996. Р. 132

этого влияния может быть полезным в изучении этико-политических аспектов герменевтики действия Рикёра, его концепции «человека могущего».

Кроме того, сопоставление подходов Арендт и Рикёра к действию открывает самого Рикёра с новой, малоизученной стороны - как исследователя и комментатора философии Арендт, повлиявшего на распространение её идей среди широкого круга французских интеллектуалов. Так, издание работы Арендт «Удел человеческий» («Human condition») на французском языке (1983) начинается с предисловия, написанного именно Рикёром5. Благодаря этому тексту он оказывается в числе первых исследователей, описавших герменевтические аспекты теории действия Арендт.

Таким образом, актуальность диссертационного исследования определяется

1. Задачами современного философского анализа действия: необходимо учитывать не только концепты популярной аналитической теории действия, но и идеи герменевтического, континентального подхода к действию.

2. Необходимостью объединения различных подходов к действию для его целостного определения: герменевтического и каузалистского; личного, рефлексивного и публичного, политического подходов.

3. Изучением влияния теории действия Арендт на формирование этико-социальных, политических аспектов герменевтики действия Рикёра.

4. Существующей интерпретацией теории действия Арендт в работах Рикёра.

Степень разработанности темы исследования

Подходы Арендт и Рикёра к действию изучаются как зарубежными, так и отечественными исследователями. По отдельности они рассмотрены достаточно всесторонне. В иностранной рецепции философии Арендт тема действия является одной из самых распространённых. На протяжении второй

5 Ricoeur P. Action, Story and History: On Re-reading The Human Condition // Salmagundi, No. 60 1983. P. 60-72.

половины двадцатого века к ней обращались такие известные комментаторы текстов Арендт, как М. Каннован, М. Маккартни, философы Ю. Хабермас, П. Вирно, Я. Таминьо. Например, Ю. Хабермас описал концепцию власти Арендт терминами собственной теории коммуникативного действия 6 . Я. Таминьо проанализировал её феноменологические и антропологические аспекты7. На сегодняшний день в зарубежной исследовательской мысли сложилось несколько подходов к теории действия Арендт: политический, нарративный, феноменологический, герменевтический. Первый (самый распространённый) учитывается большинством исследователей, однако расхождение взглядов возможно, например, по вопросу об историко-философских предпосылках политической философии Арендт. Так, Дж. Катеб рассматривает теорию действия Арендт как реконструкцию древнегреческого представления о политическом действии, в частности - практической философии Аристотеля8. В свою очередь Ш. Бенхабиб считает, что Арендт больше была вдохновлена не Аристотелем, а его интерпретацией в работах Хайдеггера9. Кроме того, исследовательница соединяет политический подход к философии действия Арендт с нарративным подходом 10 . Последний раскрыт Ю. Кристевой, рассмотревшей её теорию действия как концепцию нарративную 11 . Что касается феноменологического и герменевтического подходов, то они проанализированы в работах В. Вастерлинг12.

В отечественной исследовательской мысли интерес к политической философии Арендт в целом и к проблематике действия в частности возник в

6 Cm.: Habermas J. Hannah Arendt's communications concept of Power // Social Research. Vol. 44. Issue 1. 1977. P. 3-24.

7 Cm.: Taminiaux J. Phenomenology and the problem of action // Philosophy Social Criticism. 11. 1986. P. 207-219.

8 Cm.: Kateb G. Hannah Arendt: Politics, Conscience, Evil. New Jersey: Rowman and Allanheld, 1984.

9 Cm.: Benhabib S. The Reluctant Modernism of Hannah Arendt. Rowman & Littlefield Publishers (Modernity and Political Thought). Lamham, Maryland: Rowman & Littlefield, 2003.

10 Cm.: Benhabib S. Hannah Arendt and the Redemptive Power of Narrative // Social Research. Vol. 57. No. 1. 1990. P. 167-196.

11 Cm.: Kristeva J. Hannah Arendt: Life is a Narrative. Toronto: University of Toronto Press, 2001.

12 Cm.: Vasterling V. The hermeneutic phenomenological approach to plurality: Arendt, Habermas and Gadamer // Phenomenological Perspectives on Plurality. Vol. 12. Leiden: BRILL, 2014. P. 158-174.

90-ые годы двадцатого века 13 . Именно в тот период были опубликованы первые русскоязычные переводы её текстов, а именно - статьи «Традиция и современность» (1991), книг «Истоки тоталитаризма» (1996) 14 и «Удел человеческий» («Vita ас^а, или О деятельной жизни» 2000). Появились работы по философии Арендт, первой из них стала книга Ю. Б. Мишкенене «Арендт и Хайдеггер: попытка сравнительного анализа фундаментальной онтологии человека и онтологии политики» (1990) 15 . Затем были опубликованы статьи И. В. Косича, Ю. Б. Мишкенене16, Е. Г. Трубиной17, А. В. Магуна18, Ю. Н. Давыдова19, А. М. Эткинда20, а также диссертационные исследования О. В. Шудры «Ханна Арендт: Сущность, условия возникновения и функционирования тоталитаризма» (1996) и А. А. Золотова «Проблема взаимосвязи культуры и политики в философии Х. Арендт» (2000). В начале нулевых годов были изданы книги М. А. Хевеши «Толпа, массы, политика: Историко-философский очерк» (2001), М. Р. Хейфеца «Ханна Арендт судит XX век» (2003), статья М. Б. Ямпольского «Сообщество одиночек: Арендт, Беньямин, Шолем, Кафка» (2004), а также Ю. О. Маликовой написана диссертация «Проблема соотношения морали и политики в философии Ханны Арендт» (2004). Среди всех перечисленных

13 Однако первой русскоязычной работой, в которой рассматриваются идеи Арендт, является статья А. С. Богомолова «Современный экзистенциализм: "поворот" или "кризис"?», опубликованная в 1971 г. В ней представление Арендт о действии сравнивается с марксистской концепцией труда. См.: Богомолов А. С. Современный экзистенциализм: «поворот» или кризис? // Философия марксизма и экзистенциализм. М.: МГУ, 1971. С. 217-235.

14 Отрывок из «Истоков тоталитаризма» под названием «Массы и тоталитаризм» был опубликован в журнале «Вопросы социологии» в 1992 году. См.: Арендт Х. Массы и тоталитаризм // Вопросы социологии. 1992. Т. 1. С. 24-31.

15 См.: Мишкинене Ю. Б. Арендт и Хайдеггер: попытка сравнительного анализа фундаментальной онтологии человека и онтологии политики / МГУ им. М. В. Ломоносова. Филос. фак. М., 1990.

16 См.: Косич И. В., Мишкинене Ю. Б. Ханна Арендт. Философия и политика // Вестник Московского Университета. Сер. 7. Философия. № 6. 1991. С. 79-92.

17 См.: Трубина Е. Г. Идентичность в мире множественности: прозрения Ханны Адрендт // Вопросы философии. 1998. № 11. С. 116—130.

18 См.: Магун А. В. Понятие суждения в философии Х. Арендт // Вопросы философии. 1998. № 11. С 102-115.

19 См.: Давыдов Ю. Н. Ханна Арендт и проблема тоталитаризма // Новое и старое в теоретической социологии / Под ред. Ю. Н. Давыдова. М.: Институт социологии РАН, 1999. Кн. 1. С. 144-160.

20 См.: Эткинд А. М. Из измов в демократию: Айн Ранд и Ханна Арендт // Знамя. 2000. № 12. С. 161—181.

работ мы не найдём таких, которые посвящены проблематике действия. Однако в некоторых исследованиях эта тема опосредованно обсуждается. Например, одна из задач статьи И. В. Косич и Ю. Б. Мишкинене «Ханна Арендт. Философия и политика» (1991) - анализ таких особенностей политического действия, как плюральность и натальность21. В целом, в те годы исследовательский интерес к теории действия Арендт и к остальным темам её философии только зарождался.

За последние десять лет российский читатель изменил своё представление об Арендт. Она превратилась из малоизвестного западного политического мыслителя в практического философа, переосмыслившего praxis Аристотеля, теорию эстетического суждения Канта, фундаментальную онтологию Хайдеггера. Во многом такое изменение отношения связано с ростом числа переводов её текстов. На сегодняшний день на русский язык переведены большинство работ Арендт: «О революции» (2011), «Лекции по политической философии Канта» (2012), сборники «Ответственность и суждение» (2013) и «Между прошлым и будущим» (2014), «О насилии» (2014), книга «Жизнь ума» (2013), «Ханна Арендт, Мартин Хайдеггер - Письма 19251975 и другие свидетельства» (2016), ранние эссе «Опыты понимания, 19301954: Становление, изгнание, тоталитаризм» (2018). Кроме того, за последние годы появились работы, посвящённые различным темам философии Арендт: проблематике суждения, категории мышления, вопросам морали, проблеме революции, понятию власти, влиянию Хайдеггера на Арендт. Самыми значимыми из них, на наш взгляд, являются: книга Н. В. Мотрошиловой «Мартин Хайдеггер и Ханна Арендт: бытие - время - любовь» (2013), статья А. Ф. Филиппова «Мышление и смерть: "Жизнь ума" в философской антропологии Ханны Арендт» (2013) 22 и его послесловия к «Лекциям по

21 См.: Косич И. В., Мишкинене Ю. Б. Ханна Арендт. Философия и политика // Вестник Московского Университета. Сер. 7. Философия. № 6. 1991. С. 79-92.

22 См.: Филиппов А. Ф. Мышление и смерть: "Жизнь ума" в философской антропологии Ханны Арендт // Вопросы философии. № 11. 2013. С. 155-168.

политической философии Канта» и к «Жизни ума» 23 , послесловие М. Б. Ямпольского к работе «О насилии» 24 , статьи И. В. Дуденковой 25 , А. Н. Саликова 26 , М. В. Юрловой 27 , А. Г. Жаворонкова 28 . Помимо этого, за последние годы было написано четыре диссертации по философии Арендт: А. Н. Саликов «Рецепция идей Канта в учении о способности суждения Ханны Арендт» (2008), А. В. Глинский «Понимание и политика: теория тоталитаризма Ханны Арендт в контексте ее философско-герменевтической программы» (2010), Р. В. Гуляев «Революция или диктатура: Ханна Арендт и Карл Шмитт о сущности политического» (2013), А. С. Московская «Понятие "банальность зла" в этике Ханны Арендт» (2015). Однако среди опубликованных за последнее время работ мы не найдём таких, в которых проблема действия является основным предметом анализа, если только не считать статью И. В. Дуденковой «Начинание, рождение, действие: Августин и политическая мысль Ханны Арендт» (2015). В ней рассмотрено одно из основных, с точки зрения Арендт, условий действия - натальности. В целом, в российской исследовательской мысли пока не сложилось систематического подхода к интерпретации теории политического действия Арендт.

Что касается изучения проблемы действия в философии Рикёра, то зарубежные исследователи занимаются им уже давно. Такие известные рикёроведы, как Д. Пеллауэр, Дж. Тейлор, Р. Керни, неоднократно обращались к этой теме. Так, Д. Пеллауэр проанализировал нарративный подход Рикёра к

23 См.: Филиппов А. Ф. Послесловие // Арендт Х. Жизнь ума. СПб.: Наука, 2013. С. 492 -515.

24 См.: Ямпольский М. Б. От бытия к инструментальности. Насилие входит в мир // Арендт Х. О насилии / Пер. с англ. Г. М. Дашевского. М.: Новое издательство, 2014. С. 116-145.

25 См.: Дуденкова И. В. Начинание, рождение, действие: Августин и политическая мысль Ханны Арендт // Социологическое обозрение. 2015. Т.14. № 1. С. 105-119.

26 См.: Саликов А. Н. Способность суждения как политическая проблема в философии Ханны Арендт // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта № 6. 2008. С. 34 -40.

27 См.: Юрлова М. Д. Политическая власть и проблема суждения в философии Ханны Арендт // Вестник Северного Арктического федерального университета. 2013. № 2. С. 68 -72.

28 См.: Жаворонков А. Г. Философ и государство: Ханна Арендт о философии Сократа // Социологическое обозрение. 2017. Т. 16. № 3. С. 303-318.

действию29. Дж. Тейлор - политический30. Под редакцией Р. Керни в 1996 году был опубликован сборник статей, посвящённых проблематике действия, - «П. Рикёр: Герменевтика действия» (1996)31. Он состоит из работ Р. Керни, П. Кемпа, Д. Жерволино, Ж. Грейша, М. Рейнвотер, Ж. Дюнна, Д. Расмуссена, Д. Трейса и других. В них герменевтика действия Рикёра представлена в качестве

32

составной части герменевтики самости, дан анализ её онтологических 32 , нарративных 33 , а также этических и эстетических 34 аспектов. Кроме того, проблематика действия рассматривается в сборниках «От Рикёра к действию: социально-политическое значение учения Рикёра» (2012) 35 , «Поль Рикёр в эпоху герменевтического разума: поэтика, действие и критика» (2015)36 . В целом, в зарубежной рецепции Рикёра проанализированы все этапы становления его герменевтики действия: герменевтика социального действия, теория нарратива, герменевтика самости. Однако нельзя назвать этот анализ исчерпывающим и полным. В частности, если нарративный подход Рикёра к действию изучен достаточно глубоко, то, например, значение понятия действия в концепции «человека могущего» пока не получило всестороннего рассмотрения.

В отечественных исследованиях по философии Рикёра мы найдём не так много ссылок на проблему действия, несмотря на то, что французский

29 См.: Пеллауэр Д. Нарративное время. Нарративное действие // Поль Рикёр в Москве / Под общ. ред.: И. И. Блауберг, А. В. Борисенкова, И. С. Вдовина, О. И. Мачульская. М.: Канон+, 2013. С. 295-310.

30 См.: Editor's Introduction // Ricoeur P. Lectures on ideology and Utopia. New York: Columbia University Press, 1986. P. i - xxxvi.

31 См.: Paul Ricoeur: The Hermeneutics of Action / ed. by R. Kearney. London: SAGE Publications, 1996.

32 См.: Kemp P. Ricoeur between Heidegger and Levinas // Paul Ricoeur: The Hermeneutics of Action. London. SAGE Publications, 1996. P. 41-62.

33 См.: Rasmussen D. Rethinking Subjectivity: Narrative Identity and the Self // Paul Ricoeur: The Hermeneutics of Action / ed. by R. Kearney. London: SAGE Publications, 1996. P. 159-172.

34 См.: Kearney R. Narrative imagination: between ethics and poetics // Paul Ricoeur: The Hermeneutics of Action / ed. by R. Kearney. London: SAGE Publications, 1996. P. 173-190.

35 См.: Fisher D. Ricoeur's Atemwende: A Reading of 'Interlude: Tragic Action' in Oneself as Another // From Ricoeur to Action: The Socio-Political Significance of Ricoeur's Thinking / ed. by T. Mei, D. Lewin. London, New York: Continuum, 2012. P. 195-211.

36 См.: Pellauer D. Narrated action Grounds Narrative Identity // Paul Ricoeur and the Age of Hermeneutical Reason: Poetics, Praxis and Critique / ed. by R. Savage. London: Lexington Books, 2015. P. 69-84.

мыслитель приезжал в Россию с лекциями, в которых хоть и не подробно, но рассказывал о своём подходе к герменевтике как к методу анализа социального действия 37 . Сегодня Рикёр известен российскому читателю скорее не как дискутирующий с Дэвидсоном по вопросам о действии, не как создатель уникальной концепции действия, а как представитель герменевтики, феноменологии, последователь Э. Гуссерля, собеседник Г. Марселя, Мунье, Левинаса, автор теории нарратива. Причин для такой интерпретации наследия Рикёра несколько. Первая причина - ситуация с переводами его текстов. Русскоязычный перевод получили основные работы Рикёра, в которых представлены особенности его феноменологической герменевтики или герменевтической феноменологии: «Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике» (1995), «История и истина» (2002), «Память, история, забвение», «Я-сам как другой» (2008) и другие произведения. Однако из сборника статей «От текста к действию», отражающего становление герменевтики социального действия Рикёра, переведена только работы «Модель текста: осмысленное действие как текст»38, «Воображение в дискурсе и в действии»39 . Из трёх томов «Времени и рассказа» - первый и второй, которых недостаточно для целостного представления о нарративном подходе Рикёра к действию.

Вторая причина - сфера исследовательских интересов ведущих отечественных рикёроведов: И. С. Вдовиной, М. М. Фёдоровой, А. В. Ямпольской, И. И. Блауберг, Е. Н. Шульги, О. И. Мачульской и других. Так, недавно была опубликована монография И. С. Вдовиной «Поль Рикёр: на «Елисейских полях» философии» (2019). В ней Рикёр представлен как автор

37 В 1993 году Рикёр прочитал три лекции в Институте философии РАН: «Герменевтка и метод социальных наук», «Повествовательная идентичность», «Мораль, этика и политика» (См.: Поль Рикёр в Москве / Под общ. ред.: И. И. Блауберг, А. В. Борисенкова, И. С. Вдовина, О. И. Мачульская. М.: Канон+, 2013. С. 49-90). Он неоднократно приезжал в нашу страну: в 1970-х годах посетил СССР, а в 1993, 1995, 1996 и 2003 участвовал в международных симпозиумах, конгрессах, проводимых а России.

38 См.: Рикёр П. Модель текста: осмысленное действие как текст // Социологическое обозрение. Т. 7. № 1. 2008. С. 25-43.

39 См.: Рикёр П. Воображение в дискурсе и в действии // Поль Рикёр в Москве / Под общ. ред.: И. И. Блауберг, А. В. Борисенкова, И. С. Вдовина, О. И. Мачульская. М.: Канон+, 2013. С. 452-474.

уникального герменевтико-феноменологического учения, центральная тема которого - проблема человека как субъекта культурно-исторического творчества («человека могущего») 40 . С одной стороны, И. С. Вдовина «проливает свет» на позднюю герменевтику действия Рикёра. С другой стороны, она не ставит перед собой цель всесторонне раскрыть проблематику действия в концепции «человека могущего». Анализируя тему деятельности в творчестве французского мыслителя, она обращается больше не к поздним, а к ранним его идеям, а именно - к включённым в работу «История и истина» (1955) положениям о взаимосвязи труда со словом41.

Помимо монографии И. С. Вдовиной не так давно был издан сборник «Поль Рикёр: Человек - общество - цивилизация» (2015), посвящённый различным аспектам феноменологической герменевтики французского философа: антропологическим, социальным, этическим, политическим, нарративным. Он состоит из статей Н. В. Мотрошиловой, И. С. Вдовиной, М. М. Фёдоровой, А. В. Ямпольской, П. С. Гуревич, И. И. Блауберг, О. Б. Соловьёва, Е. Н. Шульги, О. И. Мачульской и других. Некоторые авторы обращаются к представлению Рикёра о действии. Так, М. М. Фёдорова рассматривает его подход к политическому действию42, Е. Н. Шульга - к нарративному действию43. О. И. Мачульская, анализируя концепцию этики Рикёра, упоминает об его интерпретации действия как феномена этико -морального44. Однако в указанном сборнике мы не найдём работы, в которой был бы дан целостный анализ хотя бы одной из проблем герменевтики действия Рикёра. Не найдём мы её и среди опубликованных в книге «Поль Рикёр в Москве» (2013) выступлений с конференции «Поль Рикёр - философ

40 См.: Вдовина И. С. Поль Рикёр: на «Елисейских полях» философии. М.: Канон+, 2019. С. 3.

41 См. Там же. С. 172-200.

42 См.: Фёдорова М. М. Политическая феноменология П. Рикёра // Поль Рикёр: Человек-общество-цивилизация / Под ред.: И. И. Блауберг, И. С. Вдовина. М.: Канон+, 2015. С. 258-275.

43 См.: Шульга Е. Н. Нарративная герменевтика Поля Рикёра // Поль Рикёр: Человек-общество-цивилизация / Под ред.: И. И. Блауберг, И. С. Вдовина. М.: Канон+, 2015. С. 219-234.

44 См.: Мачульская О. И. Этическая концепция Поля Рикёра: ответ антинормативной философии // Поль Рикёр: Человек-общество-цивилизация / Под ред.: И. И. Блауберг, И. С. Вдовина. М.: Канон+, 2015. С. 249-257.

диалога» (Институт философии РАН, 2006). Среди них есть только такие, в которых проблематика действия затрагивается опосредованно. Например, Е. В. Петровская, анализируя концепцию нарратива, упоминает, что для Рикёра рассказ - это способ освоения не только времени, но и действия45. Е. Н. Шульга приходит к выводу, что герменевтика французского философа предстаёт в качестве метода истолковывания и конституирования социальной реальности,

"46

элементом которой является действие46.

Тем не менее, отечественные исследователи обращаются к анализу одного из этапов герменевтики действия Рикёра, а именно - герменевтики социального действия. Этой теме была посвящена конференция «Новые перспективы герменевтики в социальных науках и практической философии» (НИУ-ВШЭ, 2011), организованная совместно с международным сообществом по изучению Рикёра (Society for Ricoeur Studies). Многие выступления с этой конференции были опубликованы в виде статей в книге «Поль Рикёр в Москве» (2015). Среди них значимость для исследования герменевтики социального действия в отечественном рикёроведении представляют работы А. Ф. Филиппова «Действие как событие и текст: к социологическому осмыслению Поля Рикёра»47 и С. Н. Зенкина «Социальное действие и его смысл: историческая герменевтика после Рикёра»48.

Помимо указанных статей герменевтика социального действия Рикёра рассмотрена в работах А. В. Борисенковой 49 , защитившей диссертацию

45 См.: Петровская Е. В. Великая нарратология (Размышление о книге П. Рикёра Время и рассказ)// Поль Рикёр в Москве / Под общ. ред.: И. И. Блауберг, А. В. Борисенкова, И. С. Вдовина, О. И. Мачульская. М.: Канон+, 2013. С. 207-225.

46 См.: Шульга Е. Н. Герменевтика Поля Рикёра и современные проблемы эпистемологии // Поль Рикёр в Москве / Под общ. ред.: И. И. Блауберг, А. В. Борисенкова, И. С. Вдовина, О. И. Мачульская. М.: Канон+, 2013. С. 237-255.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Сидорова Мария Алексеевна, 2019 год

Список литературы

1. Августин А. Исповедь / Пер. с лат. М. К. Сергеенко. М.: Ренессанс, 1991.

2. Арендт Х. Массы и тоталитаризм // Вопросы социологии. Т. 1. 1992. С. 2431.

3. Арендт Х. Истоки тоталитаризма / Пер. с англ. И. В. Борисовой, Ю. А. Кимелева, А. Д. Ковалева, Ю. Б. Мишкенене, Л. А. Седова. М.: ЦентрКом,

1996.

4. Арендт Х. Vita activa, или О деятельной жизни / Пер. с нем. и англ. В. В. Бибихина. СПб.: Алетейя, 2000.

5. Арендт Х. Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме / Пер. с англ. С. Кастальского, Н. Рудницкой. М.: Европа, 2008.

6. Арендт Х. Ханна Арендт: Вера в человеческое / библиографический сборник. Гёте-Институт. М., 2012.

7. Арендт Х. Жизнь ума / Пер. с англ. А. В. Говорунова. СПб.: Наука, 2013.

8. Арендт Х. Мышление и соображения морали // Ответственность и суждение / Пер. с англ. Д. Аронсона, С. Бардиной, Р. Гуляева. М.: Изд. Института Гайдара, 2013.

9. Арендт Х. О насилии / Пер. с англ. Г. М. Дашевского. М.: Новое издательство, 2014.

10. Разговор с Гюнтером Гаусом. Телевизионное интервью Ханны Арендт (октябрь 1964 года) // Интернет-журнал ГЕФТЕР [электронный ресурс]. Режим доступа: http://gefter.ru/archive/9844, свободный (дата обращения 15.04.2018).

11. Аристотель Никомахова этика / Пер. Н. Брагинской. М.: ЭКСМО-Пресс,

1997.

12. Артог Фр. Порядок времени, режимы историчности // Журнальный зал. Неприкосновенный запас 2008, 3(59) [электронный ресурс]. Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nz/2008/3/ar3.html, свободный (дата обращения 15.04.2018).

13. Асман А. Новое недовольство мемориальной культурой / Пер. с нем. Б. Хлебникова. М.: Новое литературное обозрение. 2016.

14. Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные произведения: Семиотика. Поэтика / Пер. с фр. Г. К. Косикова М.: Прогресс, 1994. С. 384-391.

15. Бейнер Р. Ханна Арендт о суждении // Арендт Х. Лекции по политической философии Канта / Пер. с англ. А. Глухова. СПб.: Наука, 2012. С. 147-255.

16. Бенвенист Э. Общая лингвистика / Пер. с фр. Ю. Н. Караулова, В. П. Мурат, И. В. Барышевой, И. Н. Мельниковой. М.: Либроком, 2010.

17. Блауберг И. И. О памяти и забвении: П. Рикёр и А. Бергсон // Поль Рикёр в Москве / Под общ. ред.: И. И. Блауберг, А. В. Борисенкова, И. С. Вдовина, О. И. Мачульская. М.: Канон+, 2013. С. 191-206.

18. Богомолов А. С. Современный экзистенциализм: «поворот» или кризис? // Философия марксизма и экзистенциализм. М.: МГУ, 1971. С. 217-235.

19. Борисенкова А. В. Герменевтические проекты в социологии // Социологическое обозрение. Т. 6. № 2. 2007. С. 39-49.

20. Борисенкова А. В. Методология социального познания в трактовке Поля Рикёра: критический анализ оснований теории нарративов: дис. канд. филос. наук. НИИ «ВШЭ», М., 2011.

21. Вдовина И. С. Признание - категория духовная // Рикёр П. Путь признания. Три очерка / Пер. с фр. И. И. Блауберг, И. С. Вдовиной. М.: РОССПЭН, 2010. С. 251-261.

22. Вдовина И. С. Вехи творческой биографии // Поль Рикёр в Москве / Под общ. ред.: И. И. Блауберг, А. В. Борисенкова, И. С. Вдовина, О. И. Мачульская. М.: Канон+, 2013. С. 11-22.

23. Вдовина И. С. Поль Рикёр: герменевтический подход к истории философии // Поль Рикёр в Москве / Под общ. ред.: И. И. Блауберг, А. В. Борисенкова, И. С. Вдовина, О. И. Мачульская. М.: Канон+, 2013. С. 152190.

24. Вдовина И. С. Поль Рикёр: практическая мудрость философии // Поль Рикёр в Москве / Под общ. ред.: И. И. Блауберг, А. В. Борисенкова, И. С. Вдовина, О. И. Мачульская. М.: Канон+, 2013. С. 267-276.

25. Вдовина И. С. Поль Рикёр: Что может человек // Поль Рикёр: Человек -общество -цивилизация / Под ред.: И. И. Блауберг, И. С. Вдовина. М.: Канон+, 2015. С. 32-47.

26. Вдовина И. С. Поль Рикёр: на «Елисейских полях» философии. М.: Канон+, 2019.

27. Вебер М. Основные социологические понятия // Теоретическая социология. Антология / Пер. с англ., фр., нем., ит. под общ. ред. С. П. Баньковской. Ч. 1. М.: КДУ, 2002.

28. Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма / Пер. с нем. М. И. Левина, А. Ф. Филиппов, П. П. Гайденко. М.: РОССПЭН, 2006.

29. Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии в 4 т. Т. I. Социология / Пер. с нем. под общ. ред. Л. Г. Ионина. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016.

30. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Пер. с нем. Б. Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988.

31. Гадамер Х.-Г. Хайдеггер и греки / Пер. с нем. М. Ф. Быковой // Логос. 1991. № 2. С. 56-68.

32. Глухов А. А. Политическая гетерогенность и «конституция свободы» // Социологическое обозрение. Т. 12. № 2. 2013. С. 3-15.

33. Губман Б. Л. Х.-Г. Гадамер и П. Рикёр: исторический опыт и нарратив // Поль Рикёр: Человек - общество -цивилизация / Под ред.: И. И. Блауберг, И. С. Вдовина. М.: Канон+, 2015. С. 193-211.

34. Гутнер Г. Б. Семантика // Гуманитарная энциклопедия: Концепты. Центр гуманитарных технологий, 2002-2019 [электронный ресурс]. Режим доступа: https://gtmarket.ru/concepts/6933, свободный (дата обращения 15.04.2018).

36. Давыдов Ю. Н. Ханна Арендт и проблема тоталитаризма // Новое и старое в теоретической социологии / Под ред. Ю. Н. Давыдова. Кн. 1. М.: Институт социологии РАН, 1999. С. 144-160.

37. Дуденкова И. В. Начинание, рождение, действие: Августин и политическая мысль Ханны Арендт // Социологическое обозрение. Т. 14. № 1. 2015. С. 105-119.

38. Жаворонков А. Г. Философ и государство: Ханна Арендт о философии Сократа // Социологическое обозрение. Т. 16. № 3. 2017. С. 303-318.

39. Зенкин С. Н. Социальное действие и его смысл: историческая герменевтика после Рикёра // Поль Рикёр в Москве / Под общ. ред.: И. И. Блауберг, А. В. Борисенкова, И. С. Вдовина, О. И. Мачульская. М.: Канон+, 2013. С. 327-345.

40. Кассирер Э. Философия символических форм. Язык. Том 1 / Пер. с нем. С. А. Ромашко. М.; СПб.: Университетская книга, 2001.

41. Кастийо М. Понятие этики и морали в учении Поля Рикёра // Поль Рикёр в Москве / Под общ. ред.: И. И. Блауберг, А. В. Борисенкова, И. С. Вдовина, О. И. Мачульская. М.: Канон+, 2013. С. 139-151.

42. Косич И. В., Мишкинене Ю. Б. Ханна Арендт. Философия и политика // Вестник Московского Университета. Сер. 7. Философия. № 6. 1991. С. 7992.

43. Левинас Э. Избранное. Тотальность и Бесконечное / Пер. с фр. И. С. Вдовина, Б. В. Дубин. М.; СПб.: Университетская книга, 2000.

44. Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. М.: Молодая гвардия, 2005.

45. Магун А. В. Понятие суждения в философии Х. Арендт // Вопросы философии. № 11. 1998. С. 102-115.

46. Маликова Ю. О. Проблема соотношения морали и политики в философии Ханны Арендт: дис. канд. филос. наук. МГУ, М., 2004.

47. Мачульская О. И. Этическая концепция Поля Рикёра: ответ антинормативной философии // Поль Рикёр: Человек-общество-

цивилизация / Под ред.: И. И. Блауберг, И. С. Вдовина. М.: Канон+, 2015. С. 249-257.

48. Мишкинене Ю. Б. Арендт и Хайдеггер: попытка сравнительного анализа фундаментальной онтологии человека и онтологии политики / МГУ им. М.

B. Ломоносова. Филос. фак. М., 1990.

49. Мотрошилова Н. В. Мартин Хайдеггер и Ханна Арендт: бытие - время -любовь. М.: Академический проект, Гаудеамус. 2013.

50. Павлов А. В. «Справедливое»: философский анализ права // Поль Рикёр в Москве / Под общ. ред.: И. И. Блауберг, А. В. Борисенкова, И. С. Вдовина, О. И. Мачульская. М.: Канон+, 2013. С. 256-262.

51. Пеллауэр Д. Нарративное время. Нарративное действие // Поль Рикёр в Москве / Под общ. ред.: И. И. Блауберг, А. В. Борисенкова, И. С. Вдовина, О. И. Мачульская. М.: Канон+, 2013. С. 295-310.

52. Петровская Е. В. Великая нарратология (Размышление о книге П. Рикёра Время и рассказ) // Поль Рикёр в Москве / Под общ. ред.: И. И. Блауберг, А. В. Борисенкова, И. С. Вдовина, О. И. Мачульская. М.: Канон+, 2013. С. 207-225.

53. Платон. Критон // Сочинения в 4-х томах. Т. 1. М.: Мысль, 1990.

54. Рикёр П. Время и рассказ. Т. 1. Интрига и исторический рассказ / Пер. с фр. Т.В. Славко. М.; СПб.: Университетская книга, 1998.

55. Рикёр П. Государство и насилие // Рикёр П. История и истина / Пер. с фр. И. С. Вдовина, А. И. Мачульская. СПб.: Алетейя, 2002. С. 271-287.

56. Рикёр П. История и истина / Пер. с фр. И. С. Вдовина, А. И. Мачульская. СПб.: Алетейя, 2002.

57. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / Пер. с фр. И.

C. Вдовиной. М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2002.

58. Рикёр П. Память, История, Забвение / Пер. с франц. И. И. Блауберг, И. С. Вдовина. М.: Издательство гуманитарной литературы, 2004.

59. Рикёр П. Справедливое / Пер. с фр. Б. Скуратова, П. Хицкого. М.: Гнозис, Логос, 2005.

60. Рикёр П. Модель текста: осмысленное действие как текст // Социологическое обозрение. Т. 7. № 1. 2008. С. 25-43.

61. Рикёр П. Я - сам как другой / Пер. с фр. Б. М. Скуратова. М.: Издательство гуманитарной литературы, 2008.

62. Рикёр П. Путь признания. Три очерка / Пер. с фр. И. И. Блауберг, И. С. Вдовиной. М.: РОССПЭН, 2010.

63. Рикёр П. Герменевтика и метод социальных наук // Поль Рикёр в Москве / Под общ. ред.: И. И. Блауберг, А. В. Борисенкова, И. С. Вдовина, О. И. Мачульская. М.: Канон+, 2013. С. 49-61.

64. Рикёр П. Мораль, Этика, Политика // Поль Рикёр в Москве / Под общ. ред.: И. И. Блауберг, А. В. Борисенкова, И. С. Вдовина, О. И. Мачульская. М.: Канон+, 2013. С. 75-90.

65. Рикёр П. Что меня занимает последние 30 лет // Поль Рикёр в Москве / Под общ. ред.: И. И. Блауберг, А. В. Борисенкова, И. С. Вдовина, О. И. Мачульская. М.: Канон+, 2013. С. 23-48.

66. Рикёр П. Философская антропология. Рукописи и выступления 3 / Пер. с фр. И. С. Вдовиной. М.: Издательство гуманитарной литературы, 2017.

67. Саликов А. Н. Способность суждения как политическая проблема в философии Ханны Арендт // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. № 6. 2008. С. 34-40.

68. Сморгунова В. Ю. Гносеологические проблемы политической философии: Гносеологический потенциал полититики: Ханна Арендт об истине и политике / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб. Образование, 1997.

69. Степанцов П. М. Теоретические стратегии исследования социального действия: каузальное объяснение vs понимание смысла // Социология власти. Т. 24. № 4. 2015. С. 15-50.

70. Трубина Е. Г. Идентичность в мире множественности: прозрения Ханны Адрендт // Вопросы философии. № 11. 1998. С. 116—130.

71. Фёдорова М. М. Французская политическая философия: от политической рациональности к парадоксам политического // Философские науки. № 5. 2011. С. 83-97.

72. Фёдорова М. М. Политическая феноменология П. Рикёра // Поль Рикёр: Человек-общество-цивилизация / Под ред.: И. И. Блауберг, И. С. Вдовина. М.: Канон+, 2015. С. 258-275.

73. Филиппов А. Ф. Действие как событие и текст: к социологическому осмыслению Поля Рикёра // Поль Рикёр в Москве / Под общ. ред.: И. И. Блауберг, А. В. Борисенкова, И. С. Вдовина, О. И. Мачульская. М.: Канон+, 2013. С. 277-294.

74. Филиппов А. Ф. Мышление и смерть: "Жизнь ума" в философской антропологии Ханны Арендт // Вопросы философии. № 11. 2013. С. 155168.

75. Филиппов А. Ф. Послесловие // Арендт Х. Жизнь ума. СПб.: Наука, 2013. С. 492-515.

76. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2001.

77. Хайдеггер M. Бытие и время СПб.: Наука, 2006.

78. Хевеши М. А. Толпа, массы, политика: Историко-философский очерк. М., 2001.

79. Хейфец М. Р. Ханна Арендт судит XX век. М., Иерусалим: ДААТ/ Знание, 2003.

80. Шестаг Т. Непреодоленный язык: теория поэзии Ханны Арендт // Новое литературное обозрение. № 67. 2004.

81. Шпигельберг Г. Феноменологическое движение. М.: Логос, 2002.

82. Шульга Е. Н. Герменевтика Поля Рикёра и современные проблемы эпистемологии // Поль Рикёр в Москве / Под общ. ред.: И. И. Блауберг, А. В. Борисенкова, И. С. Вдовина, О. И. Мачульская. М.: Канон+, 2013. С. 237-255.

83. Шульга Е. Н. Нарративная герменевтика Поля Рикёра // Поль Рикёр: Человек-общество-цивилизация / Под ред.: И. И. Блауберг, И. С.Вдовина. М.: Канон+, 2015. С. 219-234.

84. Эткинд А. М. Из измов в демократию: Айн Ранд и Ханна Арендт // Знамя. № 12. 2000. С. 161—181.

85. Юрлова М. Д. Политическая власть и проблема суждения в философии Ханны Арендт // Вестник Северного Арктического федерального университета. № 2. 2013. С. 68-72.

86. Ямпольская А. В. Вклад Левинаса в феноменологию и в деконструкцию феноменологии // Логос. №1. 2004. С. 88-105.

87. Ямпольская А. В. Прощение между даром и обменом: антипелагианская полемика Августина в контексте философии века // Артикульт. № 7 (3). 2012. С. 1-18.

88. Ямпольская А. В. Речевой акт как событие: Деррида между Остином и Арендт // Социологическое обозрение. Т. 13. № 2. 2014. С. 9-24.

89. Ямпольская А. В. За пределами события: Поль Рикёр о даре и прощении // Поль Рикёр: Человек-общество-цивилизация / Под ред.: И. И. Блауберг, И. С. Вдовина. М.: Канон +, 2015. С. 302-314.

90. Ямпольская А. В. Искусство феноменологии. М.: РИПОЛ классик, 2018.

91. Ямпольский М. Б. Сообщество одиночек: Арендт, Беньямин, Шолем, Кафка // Новое литературное обозрение. № 67. 2004 [электронный ресурс]. Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2004/67/iam4.html, свободный (дата обращения 15.04.2018).

92. Ямпольский М. Б. От бытия к инструментальности. Насилие входит в мир // Арендт Х. О насилии / Пер. с англ. Г. М. Дашевского. М.: Новое издательство, 2014. С. 116-145.

93. Abel O. Le vocabulaire de Paul Ricoeur. Paris: Ellipses Édition Marketing S.A., 2007.

94. Abel O. The Unsurpassable Dissensus: The Ethics of Forgiveness in Paul Ricoeur's Work // From Ricoeur to Action: The Socio-Political Significance of

Ricoeur's Thinking / ed. by T. Mei and D. Lewin. London, New York: Continuum, 2012. P. 211-229.

95. Anderson P. S. From Ricoeur to Life: 'Living Up to Death' with Spinoza, but also with Deleuze // From Ricoeur to Action: The Socio-Political Significance of Ricoeur's Thinking / ed. by T. Mei and D. Lewin. London, New York: Continuum, 2012. P. 19-33.

96. Arendt H. Understanding and Politics // Partisan Review. Vol. 20. No. 4. 1953. P. 92-377.

97. Arendt H. Between Past and Future. New York: The Viking press, 1961.

98. Arendt H. The Life of the Mind. New York: Harcourt, 1981.

99. Arendt H. The Concern with Politics in Recent European Political Thought // Arendt H. Essays in Understanding: 1930-1954 / ed. by J. Kohn. New York: Harcourt, Brace & Co, 1994. P. 428-446.

100. Arendt H. Understanding and Politics // Arendt H. Essays in Understanding: 1930-1954 / ed. by J. Kohn. New York: Harcourt, Brace & Co, 1994. P. 307 -327.

101. Arendt H. What is existential philosophy? // Arendt H. Essays in Understanding: 1930-1954 / ed. by J. Kohn. New York: Harcourt, Brace & Co, 1994. P. 163-187.

102. Arendt H. The Human Condition. Chicago: University of Chicago Press, 1998.

103. Arendt H. Responsibility and judgment. New York: Schocken books, 2003.

104. Benhabib S. Hannah Arendt and the Redemptive Power of Narrative // Social Research. Vol. 57. No. 1. 1990. P. 167-196.

105. Benhabib S. The Reluctant Modernism of Hannah Arendt. Rowman & Littlefield Publishers (Modernity and Political Thought). Lamham, Maryland: Rowman & Littlefield, 2003.

106. Bernstein R. J. Derrida: The Aporia of Forgiveness? // Constellations. Vol. 13. No. 3. 2006. P. 394-406.

107. Bernstein R. J. Hannah Arendt's Reflections on Violence and Power // Iris. Vol. 3. No. 5. April 2011. Р. 3-30.

108. Biskowski, L. J. Practical Foundations for Political Judgment: Arendt on action and world // The Journal of Politics. Vol. 55. No. 4. 1993. P. 867-887.

109. Bragantini A.. Identité personnelle et narration chez Paul Ricœur et Hannah Arendt // Lo Sguardo - rivista di filosofia. No. 12 (II). 2013. P. 135-149.

110. Brian G. Ricoeur's Hermeneutics of Religion: Rebirth of the Capable Self. Lanham, Maryland: Lexington Books, 2018.

111. Brunkhorst H. Equality and elitism in Arendt // The Cambridge companion to Hannah Arendt / ed. by D. Villa. Cambridge: Cambridge University Press, 2006. P. 178-198.

112. Busacchi V. Why the Reality is Not Totalisable: An Introduction to Paul Ricoeur's Philosophy of Action // International Journal of Humanities and Social Science. Vol. 7. No. 11. 2017. P. 20-25.

113. Butler J. Hannah Arendt's challenge to Adolf Eichmann // The Guardian [электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.theguardian.com/commentisfree/2011/aug/29/hannah-arendt-adolf-eichmann-banality-of-evil, свободный (дата обращения 15.04.2018).

114. Canovan M. Hannah Arendt: A Reinterpretation of Her Political Thought. Cambridge: Cambridge University Press, 1992.

115. Canovan M. Politics as Culture: Hannah Arendt and the Public Realm / Hannah Arendt: critical essays / ed. by L. Hinchman, S. Hinchman. New York: State University of New York Press, 1994. P. 179-210.

116. Comparan C. A. G. Arendt and Ricoeur on Ideology and Authority // Ricoeur Studies. Vol 5. No. 2. 2014. P. 64-80.

117. Dale-Ferguson D. Limiting Evil: The Value of Ideology for the Mitigation of Political Alienation in Ricoeur's Political Paradox // Ricoeur Studies. Vol. 5. No. 2. 2014. P. 48-63.

118. Davidson D. Actions, Reasons and Causes // The Journal of Philosophy. Vol. LX. No. 23. 1963. Р. 685- 700.

119. Davidson D. Essays on Actions and Events. Oxford: Clarendon Press, 1980.

120. Davidson S. The Long Road to Recognition: Paul Ricoeur and Bell Hooks on the Development of Self-Esteem // From Ricoeur to Action: The Socio-Political Significance of Ricoeur's Thinking / ed. by T. Mei and D. Lewin. London, New York: Continuum, 2012. P. 96-112.

121. Derrida J. Donner le temps. 1. La fausse monnaie. Paris: Galilée, 1991.

122. Derrida J. On Cosmopolitanism and Forgiveness. London: Taylor & Francis e-Library, 2005.

123. Dessingué A. Towards a Phenomenology of Memory and Forgetting // Ricœur Studies Vol. 2. No. 1. 2011. P. 168-178.

124. Deutscher M. Judgment after Arendt. Aldershot. England: Ashgate Publishing, 2007.

125. Dickinson C. Examining Canonical Representations: The "Exceptionalism" of Ricoeur's Hermeneutics and the Bid for an Ethical Canon // From Ricoeur to Action: The Socio-Political Significance of Ricoeur's Thinking / ed. by T. Mei and D. Lewin. London, New York: Continuum, 2012. P. 229-246.

126. Dickinson C. The Guises of Violence: Paul Ricoeur and Giorgio Agambnen on The Transition from Metaphor to Politics // Paul Ricoeur and the Task of Political Philosophy / ed. by G. Johnson, D. Silver. Lanham, Maryland: Lexington Books, 2012. P. 125-144.

127. Diprose R. Arendt and Nietzsche on responsibility and futurity // Philosophy & Social Criticism. 34(6). 2008. P. 617-642.

128. Disch L. Hannah Arendt and the Limits of Philosophy. Cornell: Cornell University Press, 1994.

129. Dunne J. Beyond sovereignty and deconstruction: the storied self / Paul Ricoeur: The Hermeneutics of Action / ed. by R. Kearney. London: SAGE Publications, 1996. P. 137-158.

130. Fiasse G. Paul Ricoeur et le pardon comme au-delà de l'action // Laval théologique et philosophique. Vol. 63.No. 2. 2007. P. 363-376.

131. Fisher D. Ricoeur's Atemwende: A Reading of 'Interlude: Tragic Action' in Oneself as Another // From Ricoeur to Action: The Socio-Political Significance of Ricoeur's Thinking / ed. by T. Mei, D. Lewin. London, New York: Continuum, 2012. P. 195-211.

132. Habermas J. Theory and Practice. Boston: Beacon Press, 1974.

133. Habermas J. Hannah Arendt's communications concept of Power // Social Research. Vol. 44. Issue 1. 1977. P. 3-24.

134. Henaff M. Labor, Social Justice and Recognitions: Around Paul Ricoeur // Paul Ricoeur and the Age of Hermeneutical Reason: Poetics, Praxis and Critique / ed. by R. Savage. London: Lexington Books, 2015. P. 21-34.

135. Hoscings G. D. The Capacity To Judge and The Contours of a Theory of Political Judgment // Paul Ricoeur and the Task of Political Philosophy / ed. by G. Johnson, D. Stiver. Lanham, Maryland: Lexington Books, 2013. P. 85-104.

136. Iakovou V. To Think Utopia With and Beyond Paul Ricoeur // From Ricoeur to Action: The Socio-Political Significance of Ricoeur's Thinking / ed. by T. Mei and D. Lewin. London, New York: Continuum, 2012. P. 113-136.

137. Joy M. Paul Ricoeur on life and death // Philosophy and Social Criticism. 37(2). 2011. P. 249-253.

138. Joy M. Evil and Forgiveness in Paul Ricoeur and Hannah Arendt // https://vimeo.com/125426284 [электронный рессурс]. Режим доступа: https://vimeo.com/125426284, свободный (дата обращения 15.04.2018).

139. Kampowski S. Arendt, Augustine and the New Beginning: The Action Theory and Moral Thought of Hannah Arendt in the Light of Her Dissertation on St. Augustine. Grand Rapids, Michigan: Eerdmans Publishing Company, 2008.

140. Kaplan D. Ricoeur's Critical Theory. New York: SUNY Press, 2003.

141. Kateb G. Hannah Arendt: Politics, Conscience, Evil. New Jersey: Rowman and Allanheld, 1984.

142. Kateb G. Arendt and Individualism // Social Research. Vol. 61. No. 4. 1994. P. 765-794.

143. Kateb G. Existential Values in Arendt's Treatment of Evil and Morality // Social research. Vol 74. No. 3. 2007. P. 811-854.

144. Kearney R. Narrative imagination: between ethics and poetics // Paul Ricoeur: The Hermeneutics of Action / ed. by R. Kearney. London: SAGE Publications, 1996. P. 173-190.

145. Keenan A. Promises, Promises: The Abyss of Freedom and the Loss of the Political in the Work of Hannah Arendt // Political Theory. Vol. 22, No. 2. 1994. P. 297-322.

146. Kelli J. Marx, Arendt and Habermas on Common Interest and Public Action: Reflections on the Modem Indian State // Discourse of Sociological Practice. Vol. 6. No. 2. 2004. P. 81-94.

147. Kemp P. Ricoeur between Heidegger and Levinas // Paul Ricoeur: The Hermeneutics of Action / ed. by R. Kearney. London: SAGE Publications, 1996. P. 41-62.

148. Kohn J. Thinking/Acting // Social Research. Vol. 57. No. 1. 1990. P. 106-134.

149. Kohn J. Freedom: The Priority of the Political // The Cambridge Companion to Hannah Arendt / ed. Dana Villa. New York: Cambridge University Press. 2000

150. Kristeva J. Hannah Arendt: Life is a Narrative. Toronto: University of Toronto Press, 2001.

151. Lauer C. States of Peace: Ricoeur on Recognition and the Gift // From Ricoeur to Action: The Socio-Political Significance of Ricoeur's Thinking / ed. by T. Mei and D. Lewin. London, New York: Continuum, 2012. P. 175-194.

152. Lemm V. Memory and Promise in Arendt and Nietzsche // Revista de ciencia política. Vol. 26. No. 2. 2006. P.161 - 173.

153. Lewin D. Ricoeur and the Capability of Modern Technology // From Ricoeur to Action: The Socio-Political Significance of Ricoeur's Thinking / ed. by T. Mei and D. Lewin. London, New York: Continuum, 2012. P. 54-74.

154. Marcelo G. Making Sense of the Social Hermeneutics and Social Philosophy // Ricoeur Studies. Vol. 3. No. 1. 2012. P. 67-85.

155. Marcelo G. The Conflict Between the Fundamental, the Universal, and the Historical: Ricoeur on Justice and Plurality // Philosophy Today. Vol. 58. Issue 4. 2014. P. 645-664.

156. Markell P. Arendt's Work: On the Architecture of The Human Condition // College Literature. Vol. 38. No. 1. 2011. P. 15-44.

157. Meretoja H. Narrative and Human Existence: Ontology, Epistemology, and Ethic // New Literary History. Vol. 45. No. 1. 2014. P. 89-109.

158. Misztal B. A. Forgiveness and the construction of new conditions for a common life // Contemporary Social Science. Vol. 6. No. 1. 2011. P. 39-53.

159. Nathan Van Camp. Neither beginning, nor end - the anarcho-atelic event of natality // Minerva - An Internet Journal of Philosophy. 16 (2012). P. 102-115.

160. Passerin d'Entreves M. The political philosophy of Hannah Arendt. New York: Routledge, 1994.

161. Pellauer D. Looking for the Just // Ricoeur Studies Vol. 3. No. 1. 2012. P. 132143.

162. Pellauer D. Narrated action Grounds Narrative Identity // Paul Ricoeur and the Age of Hermeneutical Reason: Poetics, Praxis and Critique / ed. by R. Savage. London: Lexington Books, 2015. P. 69-84.

163. Pettigrove G. Hannah Arendt and Collective Forgiving // Journal of Social Philosophy. Vol. 37. No. 4. 2006. P. 483-500.

164. Pickard S. Theological foundation for collaborative ministry. Farnham, England: Routledge, 2009.

165. Piercey R. Ricoeur's Account of Tradition and the Gadamer-Habermas Debate // Human Studies. No. 27. 2004. P. 259-280.

166. Pitkin H. Justice: On Relating Private to Public // Political Theory. No. 9. 1981. P. 327-352.

167. Pucci E. History and the question of identity: Kant, Arendt, Ricoeur // P. Ricoeur: The Hermeneutics of Action / ed. by R. Kearney. London: SAGE Publications, 1996. P. 125-136.

168. Purcell S. The Course of Racial Recognition: A Ricoeurian Approach to Critical Rate Theory // From Ricoeur to Action: The Socio-Political Significance of Ricoeur's Thinking / ed. by T. Mei and D. Lewin. London, New York: Continuum, 2012. P. 75-96.

169. Rasmussen D. Rethinking Subjectivity: Narrative Identity and the Self // Paul Ricoeur: The Hermeneutics of Action / ed. by R. Kearney. London: SAGE Publications, 1996. P. 159-172.

170. Reagan Ch. E. Paul Ricœur: His Life and Work. Chicago: University of Chicago Press, 1996.

171. Ricoeur P. La sémantique de l'action. Paris: CNRS, 1977.

172. Ricoeur P. Action, Story and History: On Re-reading The Human Condition // Salmagundi. No. 60. 1983. P. 60-72.

173. Ricoeur P. Temps et Récit. T. 1. Paris: Seuil, 1983.

174. Ricoeur P. Lectures on Ideology and Utopia. New York: Columbia University Press, 1986.

175. Ricoeur P. Pouvoir et violonce // Ricoeur P. Lectures 1. Autour du politique. Paris: Seuil, 1991. P. 20-42.

176. Ricoeur P. Approches de la personne // Ricoeur P. Lectures 2. La contree des Philosophes. Paris: Seuil, 1992. P. 203-221.

177. Ricoeur P. Oneself as Another. Chicago: University of Chicago Press, 1992.

178. Ricoeur P. Hermeneutics and the Critique of Ideology // From text to action Essays in Hermeneutics, II. London: Northwestern University Press, 2008. P. 263-299.

179. Ricoeur P. Imagination in Discourse and in Action // From text to action Essays in Hermeneutics, II. London: Northwestern University Press, 2008. P. 164-183.

180. Ricoeur P. Phenomenology and Hermeneutics // From text to action Essays in Hermeneutics, II. London: Northwestern University Press, 2008. P. 23-50.

181. Ricoeur P. The Hermeneutical Function of Distanciation // From text to action Essays in Hermeneutics, II. London: Northwestern University Press, 2008. P. 72-85.

182. Ricoeur P. The Model of the Text: Meaningful Action Considered as a Text // From text to action Essays in Hermeneutics, II. London: Northwestern University Press, 2008. P. 140-163.

183. Ricoeur P. The task of Hermeneutics // From text to action Essays in Hermeneutics, II. London: Northwestern University Press, 2008. P. 51-71.

184. Ricoeur P. From Philosophy to Politics // http://www.hannaharendt.net/index.php/han/article/viewFile/258/381 [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hannaharendt.net/index.php/han/article/viewFile/258/381, свободный (дата обращения 15.04.2018).

185. Savage R. Introduction: Paul Ricoeur and the Age of Hermeneutical Reason // Paul Ricoeur and the Age of Hermeneutical Reason: Poetics, Praxis and Critique / ed. by R. Savage. London: Lexington Books, 2015. P. 1-20.

186. Simms K. Paul Ricoeur. London, UK and New York: Routledge, 2003.

187. Speight A. Arendt on Narrative Theory and Practice // College Literature. 38(1). 2011. P. 117-130.

188. Steele M. Arendt versus Ellison on Little Rock: The Role of Language in Political Judgment // Constellations. Vol. 2. No. 2. 2002. P. 184-206.

189. Tamboukou M. 'Portraits of Moments' : Visual and Textual Entanglements in Narrative Research // Current Narratives. No. 3. 2011. P. 3-13.

190. Taminiaux J. Phenomenology and the problem of action // Philosophy Social Criticism. No. 11. 1986. P. 207-219.

191. Taylor G. Ricoeur versus Ricoeur? Between the Universal and the Contextual // From Ricoeur to Action: The Socio-Political Significance of Ricoeur's Thinking / ed. by T. Mei and D. Lewin. London, New York: Continuum, 2012. P. 136-155.

192. Tchir T. Daimon Appearances and the Heideggerian Influence in Arendt's Account of Political Action // Action and Appearance: Ethics and the Politics of Writing in Hannah Arendt / ed. by A. Yeatman, C. Barbour, P. Hansen, M. Zolkos. New York: Continuum, 2011. P. 53-68.

193. Tomkinsom F. From Metaphor to the Life-World: Ricoeur's Metaphoric Subjectivity // From Ricoeur to Action: The Socio-Political Significance of Ricoeur's Thinking / ed. by T. Mei and D. Lewin. London, New York: Continuum, 2012. P. 33-54.

194. Treanor B. Turn Around and Step Forward: Environmentalism, Activism and the Social Imaginary // From Ricoeur to Action: The Socio-Political Significance of Ricoeur's Thinking / ed. by T. Mei and D. Lewin. London, New York: Continuum, 2012. P. 155-175.

195. Vasterling V. Cognitive Theory and Phenomenology in Arendt's and Nussbaum's Work on Narrative // Human Studies. Vol. 30. No. 2. 2007. P. 7995.

196. Vasterling V. The hermeneutic phenomenological approach to plurality: Arendt, Habermas and Gadamer // Phenomenological Perspectives on Plurality. Vol. 12. Leiden: BRILL, 2014. P. 158-174.

197. Villa D. Politics, philosophy, terror: essays on the thought of Hannah Arendt. Princeton. New Jersey: Princeton University Press, 1999.

198. Wellmer A. Hannah Arendt on Judgment: Unwritten Doctrine of Reason // Hannah Arendt: twenty years later. Cambridge, MA: The MIT Press, 1997. P. 33-52.

199. White H. Guilty of History? The Longue Durée of Paul Ricoeur // History and Theory. Vol. 46. 2007. P. 233-251.

200. Yarbrough J., Stern P. Vita activa and Vita contemplativa: reflections on Hannah Arendt's political thought in The Live of Mind // The review of politics. No. 4. 1981. P. 323-354.

201. Young-Bruelh E. Reflections on Hannah Arendt's The Life of the Mind // Political Theory. Vol. 10. No. 2. 1982. P. 277-305.

Публикации автора по теме диссертации Работы, опубликованные автором в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки России:

1. Сидорова М. А. Даймонион как метафора действующего и мыслящего Кто в философии Х. Арендт // Вопросы философии. № 12. 2015. С. 93-101.

2. Сидорова М. А. Понятия времени в философии Х. Арендт: от жизни деятельной к жизни ума // Вестник Московского Университета. Сер. 7. Философия. № 2. 2015. С. 3-18.

3. Сидорова М. А. Прощение как опыт возможного: подходы Х. Арендт и П. Рикёра // Социологическое обозрение. Т. 15. № 2. 2016. С. 192-207.

4. Сидорова, М. А. Роль понятий теории действия Х. Арендт в концепции «человека могущего» П. Рикёра // Вестник Пермского университета. Философия. Социология. Психология. № 3. 2016. С. 47-54.

Иные публикации по теме кандидатской диссертации:

5. Сидорова М. А. Вопросы войны и революции в философии политического Х. Арендт // Этика войны и мира: история и перспективы исследования / Под общ. ред.: Б. Н. Кашников, А. Д. Куманьков. СПб.: Алетейя, 2016. С. 39-48.

6. Сидорова, М. А. Понятие действия в феноменологии этико-морального субъекта П. Рикёра // Философия. Язык. Культура / Под ред.: В. В. Горбатов, А. В. Марей. № 6. СПб.: Алетейя, 2015. С. 112-123.

7. Сидорова, М. А. Особенности применения терминологии времени Августина в философии Х. Арендт // Философия. Язык. Культура / Отв. ред.: В. В. Горбатов. № 5. СПб.: Алетейя, 2014. С. 45-52.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.