Проблема "внутреннего человека" в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Ренов, Денис Михайлович
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 172
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Ренов, Денис Михайлович
Введение.
Глава 1. Роль романтической традиции в становлении психологической прозы Лермонтова.
1.1.0 некоторых художественных достижениях романтизма.
1.2 Психологические искания Лермонтова в ранних неоконченных романах «Вадим» и «Княгиня Лиговская».
Глава 2. «Княжна Мери» как личный документ.
1.1. Специфика дневниковой формы.
1.2. Дуэль и сложность психологических мотивировок.
1.3 Роль любовной ситуации в раскрытии внутреннего мира Печорина.
Глава 3. Приметы времени в сознании Печорина.
1.1. Роль иронии в создании образа героя времени.
1.2. Мотив судьбы или свобода воли и необходимость в сознании Печорина.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Роман М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" в контексте французской романтической прозы первой трети XIX века2002 год, кандидат филологических наук Штырова, Алима Николаевна
Становление романного героя в творчестве М. Ю. Лермонтова, 1836-1841 гг.2000 год, кандидат филологических наук Квон Дон Чжин
Формирование художественного психологизма в прозе М.Ю. Лермонтова1983 год, кандидат филологических наук Зайцева, Ирина Аркадьевна
Лермонтов и Байрон: к вопросу о типологии романтического героя2003 год, кандидат филологических наук Семенова, Мария Леонидовна
Журнал "Маяк": духовная оппозиция журналистике 1840-х годов и романтизму М.Ю. Лермонтова2005 год, доктор филологических наук Мехтиев, Бургун Гейбатович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема "внутреннего человека" в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"»
Герой нашего времени» - уникальное явление не только русской литературы, но и всего мирового литературного процесса. Это «одна из самых удивительных книг во всей мировой литературе» (И.Андроников). Наряду с «Евгением Онегиным» А.С.Пушкина, «Мертвыми душами» Н.В.Гоголя лермонтовское произведение находится у истоков нового русского романа. «Эти произведения - те «три кита», на которых стоит вся последующая русская романистика второй половины Х1Х-го столетия, принесшая нашей отечественной словесности мировую славу»'.
Как всякое подлинно классическое произведение, «Герой нашего времени» живет интенсивной художественной жизнью, постоянно обновляясь в сознании новых поколений. Белинский глубоко справедливо (как доказало время) сказал о «Герое нашего времени»: «Вот книга, которой суждено никогда не стереться, потому что, при самом рождении, она была вспрыснута живою водою поэзии»2.
Одна из видных исследовательниц лермонтовского творчества, Э.Г.Герштейн, подводя итог своим многолетним научным изысканиям, приходит к выводу: «Роман Лермонтова -самое загадочное произведение русской литературы. До сих пор нет установившегося мнения об этой маленькой книге.» Далее она дает перечень до сих пор не решенных более или менее однозначно вопросов: «Что такое образ Печорина? Национальный тип или привнесенный с Запада? Ограничивается ли его значение короткой переходной эпохой - 30-х годов Х1Х-го века? Или он сохраняет свое влияние на литературу и жизнь следующих поколений? Положительное или отрицательное
1 Удодов Б.Т. Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». М.,1989. С.З
2 Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13-ти т. М., 1954. Т.8. С.555 поколений? Положительное или отрицательное начало русской жизни воплощено в этом образе? А само произведение - самобытное или подражательное? Каким художественным стилем и методом написан роман - романтическим или реалистическим? И можно ли вообще называть «Героя нашего времени» романом? Можно ли так назвать собрание повестей?.» Вывод, к которому приходит исследовательница, звучит следующим образом: «Ни на один из перечисленных вопросов твердого ответа в литературоведении нет. Споры ведутся до сих пор.»3 С тех пор прошло уже тридцать лет, но положение мало изменилось.
С момента своего выхода в свет лермонтовский роман является объектом постоянной полемики, и самые жаркие дискуссии разгораются, как только речь заходит о центральном персонаже. Устами главного героя Лермонтов предвосхитил баталии, развернувшиеся в критике вокруг фигуры Печорина: «Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле. Одни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец. И то и другое будет ложно». Но исследователи порой забывают об этих словах. Их суждениям нередко присущи те самые категоричность и одномерность, которых опасался Печорин. У лермонтовского героя с самого начала появились яростные противники и не менее яростные заступники.
Печорин не имеет в себе ничего существенного, относительно к чистой русской жизни, которая из своего прошедшего не могла извергнуть такого характера, - писал С.П.Шевырев. -Печорин есть один только призрак, отброшенный на нас Западом, тень его недуга, мелькающая в фантазии наших поэтов.»4
3 Герштейн Э.Г, «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова. М.,1976. С.5
4 «Москвитянин», №2,1841, С.536
На защиту Печорина встал Белинский, развернутая статья которого представляет, по справедливому замечанию Д.Е.Тамарченко, апологию героя. «. Он просто отказывается признать в Печорине те отрицательные черты, о которых сам герой романа рассказывает в своем дневнике».5 Тенденции, обозначенные двумя приведенными точками зрения, во многом продолжают существовать и по сей день. Смеем утверждать, что адекватная интерпретация образа центрального персонажа имеет первостепенное значение в постижении художественного целого лермонтовского романа. Поскольку основные споры ведутся вокруг личности Печорина, его духовного мира и противоречий характера, трактовка фигуры главного героя оказывается теснейшим образом связаной с проблемой «внутреннего человека».
Герой нашего времени» стоит у истоков русской психологической прозы. Как известно, по существу, это первый психологический роман в русской литературе. В качестве такового он очень обстоятельно исследован в отечественном литературоведении. В этом аспекте к нему обращались такие известные исследователи, как В.В.Виноградов, Э.Г.Герштейн, А.И.Журавлева, Е.Н.Михайлова, В.И.Коровин, Б.Т.Удодов, М.М.Уманская, Б.М.Эйхенбаум и др. Ими был сделан ряд ценных наблюдений над лермонтовским художественным решением проблемы «внутреннего человека». Однако сама проблема настолько сложна, а художественный мир романа столь многогранен, что они еще не могут считаться исчерпанными.
Имеющая давнюю историю, проблема «внутреннего человека» получила новое звучание в литературе конца 18-го - начала 19-го века с ее острым осознанием переходности эпохи. Осо
5 Тамарченко Д.Е. Из истории русского классического романа. М.-Л., 1968. С.68 бый интерес она вызывала у романтиков, объявивших духовный мир человека величайшей ценностью.
Говоря о «внутреннем человеке» в «Герое нашего времени», исследователи чаще сосредотачиваются на изображении сложного противоречивого мира героя, «истории души» Печорина. Между тем, проблема «внутреннего человека», особенно в лермонтовской постановке и в связи с романтической традицией, на наш взгляд, имеет еще ряд аспектов.
Романтики понимали внутренний мир человека как подлинную вселенную, прекрасную, беспредельную и таинственную. «Внутренняя Вселенная», которая еще великолепнее и достойнее восхищения, нежели внешняя, нуждается в ином небе, нежели то, которое простирается над нами, и в ином, более возвышенном мире, нежели тот, который обогреваем лучами солнца», -писал Жан-Поль6.
Рассуждая о «внутреннем человеке», романтики прежде всего имели ввиду жизнь духа, находящуюся в сложном процессе движения и борьбы противоречивых тенденций.
В трактате «Гений христианства» французский романтик Шатобриан писал: «В христианстве - от Моисея до Иисуса Христа, от апостолов до поздних отцов церкви - все являет нам внутреннего человека (выделено мн. - Д.Р.), все стремится рассеять мрак, которым он окутан.»4 Достоинство христианской религии Шатобриан видел в том, что она стимулирует индивида к самопознанию, побуждает его обратить взор внутрь себя. Понятие внутреннего человека связано с христианской идеей самосовершенствования, которая невозможна без постоянного само
6Цит. по: Эткинд. Е.Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. М., 1998. С.11
4 Шатобриан. Ф.Р. де. Гений христианства. // Эстетика раннего французского романтизма. М., 1982. С.112 наблюдения, моральной оценки собственных поступков и мыслей, отчета перед своей совестью в содеянном.
Представления о «внутреннем человеке» включали в себя неизбежность и необходимость самосозерцания, самопознания, самоанализа, устремленность мысли к центру «Я». Вместе с тем «внутренний человек» для романтиков - это сознание, ощущающее и воспринимающее внешний мир, и потому синтетическое в своей основе.7
В силу того, что большая часть лермонтовского романа представляет собой дневник главного героя, в романе чрезвычайно важен образ воспринимающего сознания. Мир увиден глазами Печорина, другие персонажи проведены сквозь призму его восприятия. В лермонтоведении на это указывали И.А.Зайцева, С.Н.Никитин, Б.Т.Качурин, А.М.Шнеерсон. И все же данный аспект романа представляется не вполне исследованным. Кроме того, рассматривая дневник Печорина, исследователи чаще полностью доверяют его анализу и самоанализу, объективности его оценок в отношении окружающих и себя самого. Однако дневник Печорина - это сложнейшее явление, в котором присутствует как строгий анализ событий, так и отражение духовных процессов, которые еще не вполне осознанны героем. Эти процессы обуславливают «многослойность» повествования и, на наш взгляд, еще не достаточно раскрыты в имеющихся работах.
Применительно к «Герою нашего времени» проблема «внутреннего человека» была поставлена еще Белинским. «В основной идее романа г. Лермонтова лежит важный современный вопрос (выделено мн. - Д.Р.) о внутреннем человеке», - писал
7 См. об этом: Шеллинг. Система трансцендентального идеализма. // Шеллинг. Соч. в 2-х т. М.,1987. Т.1. С.276-277 о критик в своем кратком отзыве . Чрезвычайно важным представляется то, что данная проблема оказывается для Белинского глубоко актуальной, порожденной временем. Именно поэтому, считал критик, «Герой нашего времени» не мог оставить равнодушным современного читателя. В современном отечественном литературоведении понятие «внутренний человек» не имеет строго закрепленного за ним значения. Так, данный термин встречается в известной монографии Б.Т.Удодова. Исследователь пишет: «Лермонтов настойчиво идет ко все более глубокому постижению социальной обусловленности психологических типов. Его интересуют законы, по которым «внутренний человек» с его богатейшими общечеловеческими задатками и возможностями целостного существа превращается в «частичного», «обрубленного». и ограниченного «внешнего человека»9. Таким образом, Б.Т.Удодов понимает под «внешним человеком» исторически и социально обусловленный компонент человеческой личности. «Внутренний» же человек - духовный потенциал, изначально присущий индивиду. Его можно либо развить в определенном направлении, либо погубить. Данный термин используется и в монументальном исследовании Л.Я.Гинзбург «О психологической прозе». Содержание его значения здесь близко понятию «внутренний мир» человека (подробнее об этом говорится в первой главе нашей работы). Е.Г.Эткинд в специальной монографии «Внутренний человек» и внешняя речь» обращается к данному понятию, «имея в виду многообразие и сложность процессов, протекающих в душе». В изображении «внутреннего человека» исследователь отводит очень большую роль романтическому искусству. «Универ
8 Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: в 13-ти т. М.,1954. т.4. С.146
Удодов Б.Т. Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». М.,1989. С.49 сум, обнаруженный (романтиками - Д.Р.) внутри, оказался не менее грандиозным, чем уже известная, воспетая поэтами и воодушевившая иудео-христианскую религию Вселенная». Эткинд обращает внимание на то, что, обладая собственной бесконечностью, «Внутренний Универсум» «соприкасается и с бесконечностью внешней»10.
Эти сложные процессы и связи отразились в лермонтовском романе. Как известно, являясь неповторимой индивидуальностью, Печорин показан и как человек исторический, как герой своего времени. Историческое в романе прежде всего выступает в своем духовном выражении, определяя некоторые черты сознания героя. Поэтому, говоря о «внутреннем человеке» в романе, представляется необходимым учитывать такие грани его духовного мира, которые определены временем. К подобным историческим приметам сознания Печорина, на наш взгляд, в особенности относится его ироничность, а также сосредоточенность на проблеме свободы воли и необходимости, которые чаще рассматривались в философском аспекте, нежели как черты сознания героя. Таким образом, роман Лермонтова, по-видимому, содержит целый ряд еще открытых вопросов, что и обуславливает актуальность обращения, к нему.
Цель диссертационного исследования заключается в том, чтобы, учитывая и обобщая имеющиеся в науке суждения о психологизме лермонтовского романа, дать свое понимание проблемы «внутреннего человека» в «Герое нашего времени» и специально рассмотреть те ее грани, которые до сих пор не привлекали достаточного внимания исследователей.
В связи с этим в работе ставятся задачи:
10Эткинд Е.Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. М.,1998. с.12
1.Дальнейшее выяснение и уточнение роли романтической литературы в формировании лермонтовского психологизма.
2.Анализ дневника Печорина как личного документа, создающего субъективно окрашенную картину мира, выявление роли «психологической призмы».
3.Рассмотрение «многослойности» дневника Печорина, выявления психологического подтекста.
4.Анализ многогранности, сложности психологических мотивировок поступков.
5.Рассмотрение психологической роли иронии и фатализма героя как характерных черт его сознания.
Научная новизна работы определяется сложностью, дискус-сионностью поставленных в ней вопросов. Целый ряд аспектов лермонтовского романа до сих пор вызывает противоречивые, порой резко контрастные суждения исследователей. В диссертации делается попытка пересмотреть ряд устоявшихся концепций, связанных с проблемой «внутреннего человека» в «Герое нашего времени», и предложить новое решение некоторых ее аспектов.
В диссертации использованы традиционные историко-литературные и сравнительно-типологические способы анализа. При этом поставленные задачи диктуют необходимость детального «вчитывания» в текст, в связи с чем анализ порой соприкасается с эстетическим и психологическим комментарием к роману. В связи с поставленной целью главным предметом внимания оказывается дневник Печорина, т.е. главы «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист».
Теоретико-методологической основой диссертации явились работы таких лермонтоведов, как В.В.Виноградов, Э.Г.Герштейн, И.А.Зайцева, Е.Н.Михайлова, Б.Т.Удодов,
М.М.Уманская, У.Р.Фохт, Б.М.Эйхенбаум, а также труды исследователей истории и теории романтизма: Н.Я.Берковского, Н.Я.Дьяконовой, В.В.Ванслова, Л.Я.Гинзбург, Н.А.Гуляева, В.М.Жирмунского, Л.А.Капитановой, И.В.Карташовой, Ю.В.Манна и др.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Байронический след в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"2012 год, кандидат филологических наук Кондратенкова, Екатерина Александровна
Духовно-смысловые связи повестей романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"2000 год, кандидат филологических наук Москвин, Георгий Владимирович
Поэтика диалога и проблемы общения в прозе А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова2011 год, доктор филологических наук Юхнова, Ирина Сергеевна
Творчество М.Ю. Лермонтова в контексте русского духовного самосознания2010 год, доктор филологических наук Горланов, Геннадий Елизарович
"Последний Колонна" В.К. Кюхельбекера: реализация замысла романа в письмах2007 год, кандидат филологических наук Шер, Елена Юрьевна
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Ренов, Денис Михайлович
Заключение
Проведенный в работе анализ позволяет прийти к следующим выводам. Проблема «внутреннего человека», восходящая еще к «Исповеди» Августина Блаженного, приобрела особое значение в философии и художественном творчестве романтиков, увидевших бесконечную сложность, неисчерпаемость «вселенной» человеческого духа (романтическая философия Шеллинга, Гегеля, Новалиса, Фр. Шлегеля).
Эта устремленность к постижению глубин человеческого духа обусловила глубокий психологизм, к которому стремились как западноевропейские, так и русские романтики. Своей вершины развитие данной тенденции достигло в романе Лермонтова «Герой нашего времени», впитавшем в себя художественный опыт, плодотворные эстетические находки, сделанные предшественниками - философами и писателями - и, вместе с тем, существенно развившем и преобразовавшим их в соответствии с новыми творческими задачами, которые ставил перед собой русский писатель.
Романтизм обратился к изображению новых сфер внутреннего мира человека: кульминационным и переломным моментам душевной жизни, смутным, «неоформившимся» чувствам, находящимся в сфере подсознания (романтическое «предчувствие», «томление»), выяснению истинных мотивов, движущих его поведением, соотношению в сознании эмоционального и рационального начал.
Однако в романтических способах изображения внутренней жизни отчетливо обнаруживаются две тенденции. С одной стороны, это стремление измерить всю глубину человеческой души, проникнуть в самые потаенные уголки внутреннего мира и максимально точно, адекватно выразить процессы, происходящие в нем (французский аналитический роман, представленный именами Сенанкура, Шатобриана, Констана, Мюссе). В то же время, романтики опасались вернуться к холодным, рациональным построениям классицизма, с которыми так отчаянно боролись. Примечательно, что две эти тенденции - зачастую парадоксальным образом - «переплетались» в творчестве писателей. Исследование специфики их соотношения в произведениях конкретного автора представляет собой принципиальную важность для уяснения своеобразия его подхода к изображению внутреннего мира человека.
В зависимости от общего движения романтизма менялись способы изображения человека. По мнению исследователей (Н.Я.Берковский, И.В.Карташова) проблема человеческого характера ранними романтиками осмыслялась преимущественно в философском, «трансцендентальном» аспекте. Они «берегли» своих персонажей, в особенности положительных, от резкой характерности, что опять же связано с их философскими воззрениями. Человек, в котором заключены бесконечные возможности, не должен останавливаться на чем-либо конкретном, застывшем, ибо это «выхолащивает», сужает потенциальное (причем бесконечное) - богатство его внутреннего мира. Фиксированный, вполне исследованный, определенный и предсказуемый характер стесняет личность, приводит к некоему отвердению, загоняя в определенные рамки. Духовный мир личности чаще всего представал вне воздействий конкретной жизни, связь между переживаниями героя и социальной действительностью была ослаблена. Ранние романтики, скорее, не стремились показать ярко выраженную индивидуальность, гораздо большее внимание обращая на общие закономерности человеческой психологии.
Рассуждая о «внутреннем человеке», романтики прежде всего имели ввиду жизнь духа, находящуюся в сложном процессе движения и борьбы противоречивых тенденций. Представления о «внутреннем человеке» включали в себя неизбежность и необходимость самосозерцания, самопознания, самоанализа, устремленность мысли к центру «Я». Вместе с тем «внутренний человек» для романтиков - это сознание, ощущающее и воспринимающее внешний мир, и потому синтетическое в своей основе.
В позднем романтизме, наряду с углублением трагичности мировосприятия, наблюдается стремление к большей индивидуализации героя. В ряде произведений уже намечаются связи между личностью и окружающим миром, взятом не в его социальном, а в историческом содержании. Представители своего поколения, «сыновья» и герои века появляются в произведениях Байрона, Нодье, Констана, Мюссе, Ж. Санд. С этими процессами связан и роман Лермонтова «Герой нашего времени».
Интерес к «внутреннему человеку» и все более углубляющееся внимание к этой проблеме выразились в интенсивном развитии автобиографических жанров. Ими оказались личный дневник, записки, журнал, исповедь-воспоминание.
Проведенный в работе анализ (диахронический аспект), показывает, что способы воплощения человеческой психологии, использованные Лермонтовым в его первом крупном прозаическом опыте, были весьма распространенными в литературе 30-х годов XIX века. Автор «Вадима» следовал уже сложившейся традиции. Главным средством раскрытия внутреннего мира героя является исповедь. Значение диалогической речи в изображении процесса духовной жизни невелико. Заметную роль играет авторская интроспекция, а также отражение внутренних переживаний через внешнее проявление.
В «Княгине Лиговской» автор ставит перед собой иную задачу. От внутренней стороны человеческой жизни он переходит к изображению ее внешней стороны, то есть к описанию поступков и событий. Лермонтов отказывается от роли всезнающего повествователя и занимает позицию наблюдателя, очевидца. Главную роль играет событие, действие, основной психологической характеристикой героев становится их поведение - речь и поступки. Процесс интонационного обогащения языка, то есть процесс превращения интонации в средство раскрытия внутреннего состояния, здесь только начинается. Часто, как будто не полагаясь на выразительность речи, Лермонтов сопровождает высказывание поясняющими ремарками.
Вместе с тем, в ранней прозе Лермонтова отмечаются психологические находки, впоследствии развитые и усложненные в романе «Герой нашего времени». Само понятие «внутренний человек» в романе включает в себя и приметы, порожденные временем, которые становятся чертами сознания и определяют неповторимый облик героя. Лермонтов в своем романе продолжает, развивает и углубляет психологические открытия романтиков. Он синтезирует различные тенденции романтического способа изображения внутреннего человека.
Изучая своеобразие избранной Лермонтовым формы повествования, нам представилось чрезвычайно важным то, что все, о чем узнает читатель во второй части романа, дано сквозь призму восприятия главного героя. Оценки, даваемые Печориным людям и событиям, позволяют судить о скрытых наклонностях, предпочтениях, запросах. В главе «Княжна Мери» обнаруживается намеренное снижение Печориным образа Грушницко-го, что изначально продиктовано неприязненным отношением к нему со стороны главного героя. Комические черты, намеренно подчеркнутые и преувеличенные автором дневника, становятся ведущими в изображении этого персонажа. Сопоставление характеристик Грушницкого и Вернера позволяет выявить те требования, которые лермонтовский герой предъявляет к окружающим - утверждение яркой, неповторимой индивидуальности, отрицание стертости, шаблона, тривиальности. В записи о дуэли, как представляется, главный герой смог подняться над собственными антипатиями и показать соперника подлинно трагическим лицом.
Своеобразие дневниковой формы сказалось также на изображении Веры. В документах автобиографического жанра выбор материала, степень освещенности чего или кого-либо зависит от воли субъекта, ведущего повествование, в данном случае Печорина. Неясность в изображении Веры продиктована тем, что в дневнике опущена предыстория их отношений.
Анализ, проведенный во втором параграфе второй главы, показал, что Лермонтов мыслил человеческое поведение полиде-терминированным. Мотивы действия персонажей не статичны. Лермонтов использует ситуационную мотивацию, то есть демонстрирует влияние внешних условий на деятельность человека, при этом внутренняя и ситуационная мотивации не изолированы друг от друга. Распространенное мнение о том, что Печорин всегда действует предельно расчетливо и, принимая решение, скрупулезно обдумывает каждый свой поступок, нам представляется неоправданным. Лермонтовский герой далеко не всегда может разобраться в мотивах собственных действий. Чаще он совершает поступки, заранее их не обдумывая, по крайней мере, до конца. Анализ сцены дуэли и предшествующих ей событий позволил утверждать, что ее трагический исход не входил в намерения Печорина, который действовал, стремительно реагируя на динамику самой ситуации. В романе Лермонтовым развивается столь излюбленная романтиками идея о бесконечной сложности человеческой души, которая оказывается загадкой для самой себя. Это в полной мере относится даже к такому строгому аналитику, как Печорин.
Концептуальным представляется значение любовной истории (отношения к двум женщинам) для изображения «внутреннего человека» в романе. Взаимоотношения Печорина с княжной и Верой нельзя рассматривать изолированно друг от друга. Крайне важным является фиксация психологических нюансов, свидетельствующих об изменении отношения героя к обеим женщинам. Открытия, весьма близкие к толстовской диалектике души, Лермонтов делает именно в изображении любовной коллизии.
Сложность лермонтовского психологизма связана с объединением двух тенденций - аналитической и поэтики невыразимого, что подтверждается путем сопоставления «Героя нашего времени» с французским «аналитическим» или исповедальным романом. При всей неоднократно указанной близости к последнему, произведение Лермонтова отличается большей «много-слойностью» изображения духовного мира личности, присутствием психологического подтекста.
Рассмотрение граней печоринского сознания, которые, характеризуя его индивидуальный духовный мир, вместе с тем были навеяны временем, позволило сделать вывод, что таковыми являются ироничность мышления главного героя, а также соотношении в его сознании свободы и необходимости, которые обусловили сильное звучание в романе мотивов судьбы и рока.
В своем глобальном философском и психологическом значении лермонтовская ирония оказывается связанной с иронией романтиков Ироническое сознание Печорина в его связи с романтической иронией раскрывается уже в первой главе журнала. Ирония Печорина в «Тамани» - это в первую очередь самоирония, но она нисколько не обесценивает значительность переживаний героя. По нашему мнению, печоринские описания «водяного» общества весьма далеки от обличительной сатиры светских повестей 30-х годов. Иронические замечания, пожалуй, в большей степени характеризуют его внутренний мир, чем внешнюю действительность. В большей степени ирония героя сосредоточена на Грушницком. Здесь она выступает как средство дискредитации противника.
В «Княжне Мери» с наибольшей глубиной выражается своеобразие восходящего к романтизму иронического мышления. Важным оказывается эпизод погони Печорина за Верой. Ирония Печорина здесь демонстрирует подлинную свободу духа человека, способного подняться над собой, встать в какой-то момент выше собственного «Я». Об исторической обусловленности иронии Печорина, которая являлась типологической чертой целого поколения, свидетельствует близость сознания Печорина и путешествующего офицера, от лица которого ведется повествование в главах «Бэла» и «Максим Максимыч». Сочетание в
Бэле» жанров путевого очерка и авантюрной новеллы, иронически обыгрывается повествователем.
Наблюдения, сделанные во втором параграфе 3-й главы, показали, что термин «судьба» в главе «Фаталист» употребляется именно в метафизическом смысле, как неподдающаяся познанию внешняя сила, влияющая своими действиями на ход человеческой жизни.
Высказывания Печорина, касающиеся этой силы, делятся на две группы. Часть из них допускает возможность человеческого волеизъявления, признавая право индивида самому решать свою участь, другие - превращают людей в слепых исполнителей чужих замыслов. Таким образом, к началу событий, описываемых в финальной главе романа, твердого, однозначного мнения относительно роли судьбы в жизни каждого человека у героя не было.
Вопреки попыткам многих исследователей зачислить лермонтовского героя в ряды сторонников или противников предопределения, сам Печорин, «имея правило ничего не отвергать решительно и ничему не вверяться слепо», твердой позиции по интересующему его вопросу так и не выработал. Скептицизм и сомнение, являясь характерной приметой человека переходной эпохи, какой была эпоха 30-40-х годов Х1Х-го века, в романе Лермонтова становятся ярчайшей особенностью самосознания героя.
Как было показано в диссертации, в последнем романе М.Ю. Лермонтова осуществляется сложнейший синтез тенденций, рожденных в романтизме, и вместе с тем, эти тенденции поднимаются уже на принципиально новый философско-эстетический уровень. Тонкое, чрезвычайно усложненное изображение духовного мира личности в романе «Герой нашего времени» непосредственно предваряет расцвет психологизма в творчестве Достоевского и Толстого, в сущности, прокладывает ему дорогу.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Ренов, Денис Михайлович, 2006 год
1. Байрон Д.Г. Дневники. Письма. М., 1963.
2. Батюшков К.Н. Опыты в стихах и прозе. М., 1977.
3. Бестужев-Марлинский А.А. Соч. в 2-х т. М.,1981.
4. Вяземский П.А. Эстетика и литературная критика. М.,1984.
5. Гегель. Лекции по эстетике // Сочинения. Т. 12. М.,1938.
6. Герцен А.И. Былое и думы. М.,2001.
7. Герцен А.И. Кто виноват? М.,1969.
8. Жуковский В.А. Баллады. Наль и Дамаянти. Рустем и Зораб. Дневники. Письма. Воспоминания современников. М., 1987.
9. Жуковский В. А. Поли. собр. соч.: В 12-ти т. Спб.,1902.
10. Констан Б. Адольф. Пер. Э. Липецкой. // Французская романтическая повесть. Л., 1982.
11. Кюхельбекер В. К. Сочинения. М., 1987.
12. Лермонтов М.Ю. Собр. соч. В 6 т. М.-Л., 19541957.
13. Литературная теория немецкого романтизма. Л.,1934.
14. Литературные манифесты западноевропейских романтиков М., 1980.
15. Мюссе А. де. Избранные произведения: В 2 т. М.,1957.
16. Погодин М.П. Повести. Драма. М.,1984
17. Погорельский А. Избранное. М.,1985.
18. Пушкин A.C. Собр. соч.: В Ют. М., 1975.
19. Рылеев К.Ф. Собр. соч. и переписка. СПб., 1905.
20. Сенанкур Э. П. де. Оберман. Пер. К. Хенкина. М., 1963.
21. Французская новелла XIX века. M.;JI., 1959.
22. Шеллинг Ф. В. И. Система трансцендентального идеализма. // Соч: В 2 тт. М, 1981.
23. Шлегель Фр. Эстетика. Философия. Критика. М., 1983 .
24. Эстетика немецкого романтизма. М., 1987.
25. Эстетика раннего французского романтизма. М.,1982.
26. Научно-критическая литература
27. Абрамович Г.Л. Критические мотивы в творчестве Лермонтова // М.Ю.Лермонтов. М.,1941.
28. Айхенвальд Ю. М.Ю. Лермонтов. // Лермонтов М.Ю. Иллюстрированное полное собр. соч. М.Ю. Лермонтова. / Ред. В.В. Каллаша. М., 1914-1915. Т. 6.
29. Айхенвальд Ю.И. Заметки о «Герое нашего времени» // М.Ю.Лермонтов. Стихотворения и поэмы. Герой нашего времени. М.,1998.
30. Андроников И.Л. Лермонтов. Исследования, статьи, рассказы. М.,1952.
31. Аникин A.A. Одна цитата: Тайна печоринского дневника.// Литература в школе. 2001, №8.
32. Анненкова Е.И. «Дума» М.Ю. Лермонтова в литературно-философском контексте 1830-х гг. // Литература в школе. 1997. № 6.
33. Анненский И. Юмор Лермонтова // Анненский И. Книги отражений. М.,1979.
34. Аринштейн Л.М. Неизвестная статья А.И. Герцена и М. Мейзербург о Лермонтове. // Лермонтов: Исследования и материалы. Л., 1979.
35. Архипов В. Л. М.Ю. Лермонтов: Поэзия познания и действия М., 1965.
36. Асмус В. Вопросы теории и истории эстетики. М., 1969.
37. Асмус В. Круг идей Лермонтова. // Литературное наследство. Т. 43-44. М., 1941.
38. Афанасьев В. Размышления над поэмой Лермонтова «Демон». // Литературная учеба. 2000. №3.
39. Баженова A.A. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. // История эстетической мысли. Т.З. М., 1986.
40. Бакинский В. Лермонтов и его герои. // Литературный современник. 1939, №9.
41. Батюшков Ф. Западные литературы накануне XIX века. М., 1924.
42. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.,1975.
43. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.
44. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
45. Белинский. В.Г. Поли. собр. соч.: В 13т. М., 1953-1959.
46. Вельская Е.А. Роман Шатобриана «Рене» (о характере исторической и эстетической интерпретации). // Литературные традиции в зарубежной литературе Х1Х-ХХ вв. Пермь, 1983.
47. Бенькович М. Из истории русского философского романа. Кишинев, 1989.
48. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.
49. Бойко М.Н. Самосознание искусства: самосознание человека. Очерки русской эстетической мысли второй половины XIX века. М., 1997.
50. Бочаров С.Г. Психологическое раскрытие характера в русской классической литературе и творчество Горького. // Социалистический реализм и классическое наследие. М., 1960.
51. Бочаров С.Г. Характеры и обстоятельства // Теория литературы. В 3-х т. Т.1. М.,1962.
52. Бочарова А.К. Фатализм Печорина // Творчество М.Ю. Лермонтова. Пенза, 1965.
53. Бродский Н.Л. М.Ю. Лермонтов: Биография. М.,1945.
54. Бронштейн Н. Доктор Майер // Литературное наследство. Т.45-46. М.,1948.
55. Вайнштейн О.Б. Индивидуальный стиль в романтической поэтике. // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.
56. Вайнштейн О.Б. Язык романтической мысли. М.,1994.
57. Вакенродер В.-Г. и русская литература первой трети XIX века. Сб. ст. Под. ред. Карташовой И.В.Тверь, 1995.
58. Ваислов В.В. Гармонический человек в мечтаниях романтиков // Гармонический человек. М.,1965.
59. Ванслов В.В. О традициях и новаторстве в искусстве // Проблема наследия в теории искусства. М.,1984.
60. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М.,1966
61. Вацуро В.А. Лермонтов и Марлинский // Творчество М.Ю. Лермонтова. 150 лет со дня рождения. 1814 1964. М.,1964
62. Великая Французская революция и русская литература. Л., 1990.
63. Великовский С.И. Э. де Сенанкур и его «Обер-ман». // Сенанкур Э. П. де. Оберман. Пер. К. Хенкина. М., 1963.
64. Венгеров С.А. Эпоха Белинского. Общий очерк. СПб., 1910.
65. Виноградов А. История молодого человека. // Шатобриан Ф.Р. Рене, Констан Б. Адольф. М., 1932.
66. Виноградов Б.С. Образ повествователя в романе Лермонтова «Герой нашего времени» // Литература в школе. 1956 г. №1.
67. Виноградов В.В. Стиль прозы Лермонтова. // Литературное наследство. Т. 43-44. М., 1941.
68. Виноградов В.В. Язык и стиль русских писателей. М.,1990.
69. Виноградов И. Философский роман Лермонтова // Новый мир. 1964 г. №10.
70. Виноградов К.И. По живому следу. М., 1987.
71. Влащенко В. Почему Печорин не умеет плавать? // Вопросы литературы. Июль-август. 2004.
72. Волк С.С. Исторические взгляды декабристов. M.-Jl.,1958.
73. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М., 1978.
74. Вольперт Л.И. Пушкин и психологическая традиция во французской литературе к. XVIII первой трети XIXbb. Тарту, 1989.
75. Габитова Р. Человек в философии романтизма. // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1995.
76. Габитова P.M. Философия немецкого романтизма. М.,1978.
77. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. М.,1970.
78. Гайм Р. Романтическая школа М., 1891.
79. Галахов А.Д. Лермонтов. // Русский вестник. Т. 16, 1858. Авг. Кн.2.
80. Галкин А. Об одном символе в романе Лермонтова «Герой нашего времени». // Вопросы литературы, 1991. №8.
81. Герштейн Э.Г. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. М.,1976.
82. Гиллельсон М.И. П.А. Вяземский: Жизнь и творчество. Л., 1969.
83. Гинзбург Л. О литературном герое. Л., 1979.
84. Гинзбург Л.Я. Литература в поисках реальности. Л., 1987.
85. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л.,1971.
86. Гинзбург Л.Я. О романтизме // Французская романтическая проза. Л., 1982.
87. Гинзбург Л.Я. Творческий путь Лермонтова. Л.,1940.
88. Глухов В. «Герой нашего времени» и «Евгений Онегин» (К вопросу о творческом методе) // Творчество М.Ю. Лермонтова. 150 лет со дня рождения. 1814 1964. М.,1964.
89. Горбачева Н.Б. Мотивы французской революции в незаконченном романе Лермонтова «Вадим». // Вестн. МГУ. Сер. 9. Филолог. 1989. №5.
90. Грехнев В.А. О психологических принципах «Княгини Лиговской» М.Ю. Лермонтова. // Рус. лит. 1975. № 1.
91. Грешных В.И. Мистерия духа. Калининград,2001.
92. Григорьев А. Лермонтов и его направление: Крайние грани развития отрицательного взгляда. // Собр. соч. А. Григорьева. М., 1915.
93. Григорьян К.Н. Лермонтов и его роман «Герой нашего времени». Л., 1975.
94. Григорьян К.Н. Лермонтов и романтизм. М.;Л.,1964.
95. Григорьян К.Н. О современных тенденциях в изучении романа Лермонтова «Герой нашего времени» // Русская литература. 1973. №1.
96. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М.,1965.
97. Гуляев H.A. Системность в романтизме и его основа. // Миропонимание и творчество романтиков. Калинин, 1986.
98. Гуляев H.A., Карташова И.В. Введение в теорию романтизма. Калинин, 1991.
99. Гуляев H.A., Карташова И.В. Некоторые элементы романтического эстетического сознания в современных зарубежных исследованиях // Художественное осмысление и действительность. М.,1988.
100. Гурвич И. Загадочен ли Печорин? // Вопр. лит., 1983, № 2.
101. Гуревич A.M. Романтизм в русской литературе. М., 1980.
102. Русская повесть XIX-го века. Сб. ст. JL, 1973.
103. Дашкевич Н.П. Статьи по новой русской литературе. СПб., 1914.
104. Дементьев Э.Г. Ранний французский романтизм. Вологда, 1988.
105. Дмитриев A.C. Проблемы иенского романтизма. М.1975.
106. Долинина Н. Печорин и наше время. J1., 1970.
107. Дурылин С.Н. Как работал Лермонтов. М.-Л.,1934.
108. Дурылин С.Н. Роман Лермонтова «Герой нашего времени». М., 1941.
109. Дьяконова Н.Я. Из наблюдений над журналом Печорина // Русская литература. 1969 г. №4.
110. Евзирихина В.А. Мастерство Лермонтова в «Герое нашего времени» («Тамань») // М.Ю.Лермонтов. Материалы и сообщения VI Всесоюзной Лермонтовской конференции. Ставрополь, 1965.
111. Евлахов А. Надорванная душа. М., 1915.
112. Есин А.Б. Психологизм русской классической прозы. М., 1988.
113. Елистратова А.А. Дневники и письма Байрона// Байрон Д.Г. Дневники. Письма. М., 1963.
114. Емельянова Т.П. Тип личности эпохи романтизма: взгляд с позиций исторической психологии // Романтизм: Грани и судьбы. Тверь, 1998.
115. Ермилова Л. Как построен «Герой нашего времени». // Литературная Россия. 1964. №40.
116. Ефимов А.И. История русского литературного языка. М., 1961.
117. Жук А. «Герой нашего времени» и проза Герцена 30-40-х годов // Филолог, науки. 1968. № 6.
118. Журавлева А.И. Лермонтов и Достоевский // Известия АН. Серия литературы и языка. 1964. Т.23. Вып.5.
119. Журавлева А.И. Лермонтов и философская лирика 30-х годов // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. 1964. №3.
120. Журавлева А.И., Турбин В.Н. Творчество М.Ю. Лермонтова. Семинарий для заочников. М., 1967.
121. Журавлева А.И. К пониманию идейного смысла «Родины» // Литература в школе. 1969. №1.
122. Журавлева А.И. Поэтическая проза Лермонтова. // Русская речь. 1974. №5.
123. Журавлева А.И. «Белеет парус одинокой.» // Русская речь. 1975. №3.
124. Журавлева А.И. Лермонтов. Путь к герою времени: Лирика, драма, роман // Театр. 1989. №11.
125. Журавлева А.И. Лермонтов в русской литературе. Проблемы поэтики. М., 2002.
126. Журавлева А.И. Печорин и печоринство в 18401850-е гг. Жизнь литературного образа в истории // Вестник МГУ. Филология. №6.
127. Журавлева А.И. Гамлетовский элемент в «Герое нашего времени» // Русская речь. 1994. №4.
128. Журавлева А.И. Сопряжение реальности с тайной в прозе Лермонтова («Тамань», «Фаталист», «Штосс») // Тар-ханский вестник. 2000.
129. Забабурова Н.В. Французский психологический роман: Эпоха просвещения и романтизма. Ростов-на-Дону , 1992.
130. Забабурова Н.В. Французский философский роман XVIII века: Самосознание жанра. // XVIII век: Литература в контексте культуры. М., 1999.
131. Зайцева И.А. Особенности художественного психологизма в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // Филологические науки. 1982. №2.
132. Зайцева И.А. Формирование художественного психологизма в прозе Лермонтова. Дисс. канд. филолог, наук. М.,1983.
133. Замотин И.И. М.Ю. Лермонтов: Мотивы идеального строительства жизни. Варшава, 1914.
134. Заславский И.Я. М.Ю.Лермонтов и современность. Киев, 1963.
135. Зотов С.Н. Постмодернизм Лермонтова. // Лермонтов: Проблемы изучения и преподавания. Ставрополь, 1996.
136. К истории русского романтизма. М., 1973.
137. Канунова Ф.З. Повесть как литературный жанр. // Проблемы метода и жара. Вып. 3, Томск, 1976.
138. Канунова Ф.З. Эстетика русской романтической повести. Томск, 1973.
139. Капитанова Л.А. Повествовательная структура русской романтической повести (20-30гг. Х1Хв.). Псков, 1997.
140. Карельский A.B. От героя к человеку (развитие реалистического психологизма в европейском реализме 3060гг. XIX в.). // Вопр. лит. 1983. №9.
141. Карташова И.В. Взгляд на романтизм в канун XXI в. // Романтизм и его исторические судьбы. Тверь, 1998. 4.1.
142. Карташова И.В. Изучение романтизма в отечественном литературоведении. Гуляевская школа. // Романтизм: Грани и судьбы. Тверь, 1998.
143. Карташова И.В. Итоги изучения проблем романтизма в отечественном литературоведении. // Литературоведение накануне ХХ1в. М., 1998.
144. Карташова И.В. Лермонтов и Мюссе. // Романтизм: Грани и судьбы. Тверь, 1999.
145. Карташова И.В. М.Ю. Лермонтов. // Русский романтизм. Под ред. проф. H.A. Гуляева. М., 1974.
146. Карташова И.В. О некоторых загадках романтизма. // Мир романтизма. Тверь, 2000.
147. Карташова И.В. Об одном направлении литературного процесса эпохи романтизма. // Мотивы и сюжеты русской литературы: От Жуковского до Чехова. Томск, 1997.
148. Карташова И.В. Об эстетических и художественных открытиях раннего романтизма. // Романтизм: эстетика и творчество. Тверь, 1994.
149. Карташова И.В. Этюды о романтизме. Тверь,2001.
150. Касторский C.B. Герой нашего времени // М.Ю.Лермонтов. Сборник статей. М.,1941.
151. Качурин М.Г., Шнеерсон М.А. Изучение языка писателей. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1961.
152. Кийко E.H. «Герой нашего времени» и психологическая традиция во французской литературе. // Лермонтовский сборник. Л., 1985.
153. Клюева В.Н. О языке романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // Русский язык в школе. 1962 г. №2.
154. Ключевский. Грусть. // Лермонтов М.Ю. Иллюстрированное полное собр. соч. М.Ю. Лермонтова. / Ред. В.В. Каллаша. М., 1914-1915. Т. 6.
155. Концепции человека в русской литературе. Воронеж, 1982.
156. Копытцева Н.М. «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова. Поэтика психологического романа. Дис. . канд. филолог, наук. Л.,1977.
157. Копытцева Н.М. Проблема сюжета в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». // Филолог, науки. 1985, №4.
158. Коськина Е. В. Внутренний человек в русской языковой картине мира: образно-ассоциативный и прагмасти-листический потенциал семантических категорий «пространство», «субъект», «объект», «инструмент». Дисс. канд. фи-лол. наук. Омск, 2004
159. Корнилов И. О своеобразии социально-исторического аспекта в «Герое нашего времени» // Лермонтов. Проблемы изучения и преподавания. Ставрополь, 1996.
160. Коровин В.Н. Творческий путь Лермонтова. М.,1973.
161. Котляревский Н. М.Ю. Лермонтов. Личность поэта и его произведения. Спб.,1915.
162. Котляревский Н. Мировая скорбь в конце прошлого и в начале нашего века. СПБ., 1898.
163. Крупышев A.M. Малые жанры в создании сюжета романа и системе образа главного героя. // Вестн. Костромского ГУ им. Некрасова. Кострома, 1999. №9.
164. Купреянова E.H. Национальное своеобразие и мировое значение русского классического романа. // Мировое значение русской литературы XIXb. М., 1987.
165. Ладыгин М.Б. Романтический роман. М., 1981.
166. Ларионова Е.О. История одного примечания // Русская речь. 1995. №6.
167. Левин В.И. «Фаталист». Эпилог или приложение // Искусство слова. М., 1973.
168. Левин В.И. Об истинном смысле монолога Печорина // Творчество М.Ю. Лермонтова. 150 лет со дня рождения. 1814-1964. М., 1964.
169. Левин В.И. Проблема героя и позиция автора в романе «Герой нашего времени» // Лермонтов и литература народов Советского Союза. Ереван, 1974.
170. Левина И.Н. Печорин: попытка самоопределения // Лермонтов. Проблемы изучения и преподавания. Ставрополь,1996.
171. Лермонтов М. 10. Его жизнь и сочинения. М.,1912.
172. Лермонтов: Исследования и материалы. Воронеж,1964.
173. Лермонтов. Исследования и материалы. Л.,1964.
174. Лермонтов. Исследования и материалы. Л.,1972.
175. Лермонтов: Исследования и материалы. Л., 1979.
176. Лермонтов. Pro et contra. M., 2002
177. Лермонтовская энциклопедия. M., 1981.
178. Леушева С. Лермонтов и Л. Толстой// Творчество М.Ю. Лермонтова. 150 лет со дня рождения. 1814-1964. М., 1964.
179. Леушева С. Традиции Лермонтова в творчестве Толстого // Литература в школе. 1964. №5.
180. Липич В.В. Роман Лермонтова «Герой нашего времени» в контексте русской и западноевропейской литератур первой трети Х1Х-го века. Дис. . канд. филолог, наук. М.,1991.
181. Лисенкова H.A. Мотивационная сфера романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». (Повесть «Княжна Мери») // Творчество М.Ю. Лермонтова. Пенза, 1965.
182. Локс К. Проза Лермонтова // Литературная учеба. 1938. №8.
183. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. М.,1988.
184. Лотман Ю.М. Проблема Востока и Запада в творчестве позднего Лермонтова. // Лермонтовский сборник. Л., 1985.
185. М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М., 1989.
186. Маймин Е.А. О русском романтизме. М., 1975.
187. Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. М.-Л.,1964.
188. Манн Ю.В. В поисках живой души. М.,1984.
189. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. М.,1995.
190. Манн Ю.В. Завершение романтической традиции // Лермонтов и литература народов СССР. Ереван, 1974.
191. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М.,1976.
192. Мануйлов В.А. Лермонтов М.Ю. Жизнь и творчество. М.,1958.
193. Мануйлов В.А. Лермонтов. // История русской литературы. В 10 т. М., 1955. Т.7.
194. Мануйлов В.А. Можно ли назвать Печорина сознательным поборником зла? // Проблемы теории и истории литературы. Сб. ст. М., 1971.
195. Мануйлов В.А. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Комментарий. Л., 1975.
196. Маркович В.М. «Герой нашего времени» и становление реализма в романе. // Рус. лит. 1967. № 4.
197. Маркович В.М. «Герой нашего времени» и становление реализма в русском романе // Изв. АН. Каз. ССР. Сер. Общ. Наук. 1963. Вып.5.
198. Маркович В.М. «Исповедь» Печорина и ее читатели // Литературная учеба. 1984. №5.
199. Маркович В.М. Проблема личности в романе Лермонтова «Герой нашего времени» // Изв. АН. Каз. ССР. Сер. общ. наук. 1963. вып. 5.
200. Мезенцев П.А. История русской литературы XIX века. Первая половина. М., 1963.
201. Маркович Я. «Исповедь» Печорина и ее читатели. // Лит. учеба, 1984. №5.
202. Маслов М.М. Персонажи говорят своим языком // Литературная учеба. 1940. №7.
203. Мережковский Д. М.Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества. // Лит. обозрение, 1989. №10.
204. Метелева Г.Н. «Неистовство» 1830- х гг. и его связь с традициями европейского романтизма. // Традиции и взаимодействия в зарубежных литературах. Пермь, 1996.
205. Мильчина В.А. Эпопея человеческого сознания. // Шатобриан Ф.Р. де. Замогильные записки. Пер. О. Гринбенг и В. Мильчиной. М., 1995.
206. Милявская Н.К. Русская религиозная философия XX века. Об идее самопознания в творчестве Лермонтова. // М.Ю. Лермонтов: Проблемы изучения и преподавания. Ставрополь, 1997.
207. Мироненко Л.А. Богатство и сложность литературного процесса. // Вестн. МГУ. Сер. 9. Филолог. 1984, №5.
208. Мироненко JI.А. Жанрово-стилевые искания во французской романтической прозе. Автореф. дисс. . докт. филол. наук. Киев, 2000.
209. Мироненко Л.А. Особенности индивидуальной романтической системы А. де Мюссе. Герой и жанр в творчестве 33-35гг. Дисс. канд. филол. наук. Донецк, 1975.
210. Михайлова E.H. Проза Лермонтова. М., 1957.
211. Михайловский Н.К. Герой безвременья. // Лермонтов М.Ю. Иллюстрированное полное собр. соч. М.Ю. Лермонтова. / Ред. В.В. Каллаша. М., 1914-1915. Т.6.
212. Москвин Г.В. Духовно-смысловые связи повестей романа Лермонтова «Герой нашего времени». Дис. . канд. филолог, наук. М.,2000.
213. Москвин Г.В. Библейские реминисценции в повести «Княжна Мери» // Вестник МГУ. Сер.9. Филолог. №3.
214. Мотивы и сюжеты русской литературы. Томск,1997.
215. Мотовилова Н.М. Нодье в русской журналистике пушкинской эпохи. // Язык и литература. Сб. ст. Л., 1930. Т.5.
216. Найдич В.В. Этюды о Лермонтове. СПБ., 1994.
217. Нейман Б.В. Женские образы в романе Лермонтова «Герой нашего времени» // Литература в школе. 1961 г. №1.
218. Недзвецкий В.А. «Герой нашего времени»: становление жанра и смысла // Изв. АН. Сер. яз. и лит. М.,1997. Т.56. №4.
219. Недзвецкий В.А. «Захватить все» (менталитет героя русского классического романа 19-го века). // Русская литература. 1991. №6.
220. Недзвецкий В. А. Русский социально-универсальный роман XIX в.: становление и жанровая эволюция. М.,1997.
221. Нетбай И. Кто такой Печорин? Что такое Печорин? // Вопросы литературы. Июль-август. 1999.
222. Никитин Н.И. Образ Печорина в композиции «Героя нашего времени» // Литература в школе. 1941 г. №4.
223. Одиноков В.Г. Художественная системность русского классического романа. Новосибирск, 1976.
224. Осмоловский О.Н. Достоевский и русский психологический роман XIX в. Дисс. . докт. филол. наук. Орел, 1999.
225. Осьмаков Н.В. «Герой нашего времени» Лермонтова в историко-функциональном аспекте // Литература народов Советского Союза. Ереван, 1974.
226. Овсяннико-Куликовский Д.Н. Лермонтов. СПБ.,1914.
227. Попов A.B. «Герой нашего времени»: Материалы к изучению романа М.Ю.Лермонтова // Литературно-методический сборник. Ставрополь, 1963.
228. Принципы психологизма в советской литературе. Л., 1970.
229. Проблема мировоззрения и мастерства Лермонтова. Иркутск, 1973.
230. Пронина В.А. Ирония и игровой образ в «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова // Природа художественного целого и литературный процесс. Кемерово, 1980.
231. Прохоров Гр. М.Ю. Лермонтов и его значение в истории русской литературе. ПГ., 1915.
232. Рез З.Я. Лермонтов в школе. Л., 1964.
233. Решетова К.А. Изображение и психологический анализ в прозе Лермонтова. Дисс. . канд. филол. наук. М., 1981.
234. Родзевич С.И. Предшественники Печорина во французской литературе. Киев, 1913.
235. Родзевич С.И. Лермонтов как романист. Киев,1914.
236. Роднянская И. Демон ускользающий. // Вопр. лит., 1981, №5.
237. Русский роман 40 60-х гг. XIX в. Сб. ст. Казань, 1980.
238. Рубанович А.Л. Эстетический идеал Лермонтова. Иркутск, 1968.
239. Русский романтизм. Под ред. Гуляева H.A. М.,1974.
240. Савинков C.B. Творческая логика Лермонтова. Воронеж,2004.
241. Сальников А.Н. Лермонтов, его мысли и взгляды. СПб., 1889.
242. Сасаки Т. Свобода и уединение у Печорина. // Мир романтизма. Вып. 5 (29). Тверь, 2001.
243. Сахаров В.М. Под сенью дружных муз. М.,1984.
244. Сацюк И.Г. Система мотивировок в прозе Лермонтова. // Филологические науки. 1987, №3.
245. Серман И.З. Михаил Лермонтов. Жизнь в литературе. 1836 1841. М.,2003.
246. Сиповский В.В. Очерки из истории романа. Т. 1. Вып. 2. СПб., 1910.
247. Смирнов A.A. Границы пушкинского романтизма. // Университетский Пушкинский сборник. Отв. ред. В.Б. Катаев. М., 1999.
248. Смирнов A.A. Романтическая трактовка пантеистической традиции в лирике Лермонтова. Перевод-переложение стихотворения Гете «Ночная песнь странника». // Мир романтизма. Отв. ред. И.В. Карташова. Т. 9 (33). Тверь, 2003.
249. Смирнов A.A. Поэтизация легенды в романтической лирике A.C. Пушкина. // Пушкин и Тургенев. Отв. ред. В.М. Маркович. СПб.; Орел. 1998.
250. Соколов А.Н. М.Ю.Лермонтов. М.,1952.
251. Соколов Л. Побежденный демон. Киев, 1914.
252. Соллертинский E.H. Пейзаж в прозе Лермонтова. // Творчество М.Ю. Лермонтова. 150 лет со дня рождения. 1814-1964. М., 1964.
253. Соллертинский Е.Е. Русский реалистический роман первой половины XIX века. Проблемы жанра. Вологда, 1973.
254. Соловьев А.Э. Истоки и смысл романтической иронии // Вопросы философии. 1984. №12.
255. Соловьева H.A. XIX век: Романтическое сознание эпохи. // Вестник МГУ. Сер. 9. Филолог. М., 2001.
256. Спасович В. Байронизм Лермонтова. // Лермонтов М.Ю. Иллюстрированное полное собр. Соч. М.Ю. Лермонтова. / Ред. В.В. Каллаша. М., 1914-1915. Т.6.
257. Стороженко Н.И. М.Ю. Лермонтов. // Лермонтов М.Ю. Иллюстрированное полное собр. соч. М.Ю. Лермонтова. / Ред. В.В. Каллаша. М., 1914-1915. Т.6.
258. Страхов И.В. Психологический анализ в литературном творчестве. Саратов, 1973.
259. Тамарченко Д.Е. Свободный роман М.Ю. Лермонтова // Из истории русского классического романа. М.-Л., 1961.
260. Творчество Лермонтова: 150 лет со дня рождения. М., 1964.
261. Титов A.A. Лермонтов и «герои начала века». // Рус. лит. 1964, №4.
262. Титов A.A. Художественная природа образа Печорина // Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. М.,1941.
263. Тойнбин И.М. К проблематике новеллы Лермонтова «Фаталист» // Ученые записки Курского педагогического института. 1959. Вып. 9.
264. Томашевский Б.В. Проза Лермонтова и западноевропейская литературная традиция // Литературное наследство. Т. 43-44. М., 1941.
265. Трапезникова Н. Эволюция романтизма в романе (проблема взаимосвязи направлений во французской литературе 60-80гг. Х1Хв.). Казань, 1980.
266. Тураев С., Усок И. Роль романтизма в становлении критического реализма. // Развитие реализма в русской литературе. Т.1. М., 1972.
267. Тураев C.B. Концепция личности в литературе романтизма. // Контекст 1977: Литературные теоретические исследования. М., 1977.
268. Турбин В. Пушкин. Гоголь. Лермонтов. М., 1978.
269. М.Ю.Лермонтов Исследования и материалы. Л.,1979.
270. Удодов Б.Т. М.Ю. Лермонтов: Художественная индивидуальность и творческие процессы. Воронеж, 1973.
271. Удодов Б.Т. Психологизм романа Лермонтова «Герой нашего времени». // Вопросы поэтики литературы и фольклора. Воронеж, 1976.
272. Удодов Б.Т. «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» «Герой нашего времени» и проблемы полифонического романа. // Вестн. Воронежского гос. ун-та. Сер. 1. Гумани-тарн. науки. Воронеж, 1998. Вып. 2.
273. Удодов Б.Т. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». М.,1989.
274. Уманская М.М. «Роман судьбы» или «роман воли»? // Русская литература. 1967 г. №1.
275. Уманская М.М. Лермонтов и романтизм его времени. Ярославль, 1975.
276. Уразаева Т.Т «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова и исповедально-мемуарные опыты Стендаля. // От Карамзина до Чехова. Томск, 1993.
277. Уразаева Т.Т. «Герой нашего времени» и развитие исповедальной традиции в русской литературе. // Проблемы литературных жанров. Томск, 1987.
278. Уразаева Т.Т. «Журнал Печорина»: К проблеме исповедального повествования. // Проблемы метода и жанра. Вып. 13. Томск, 1986.
279. Уразаева Т.Т. Лермонтов: История души человеческой. Томск, 1995.
280. Уразаева Т.Т. Философско-эстетические проблемы художественного развития М.Ю. Лермонтова. // Автореф. дисс. . докт. филолог, наук. Екатеринбург, 1995.
281. Федоров А. Творчество Лермонтова и западные литературы. // Литературное наследство. М., 1941. Т. 43-44.
282. Федоров A.B. Лермонтов и литература его времени. Л.,1967.
283. Фишер В.М. Поэтика Лермонтова // Венок М.Ю.Лермонтову. М.-Пг., 1914.
284. Фохт У.Р. Лермонтов: логика творчества. М,,1975
285. Фридлендер Г. Лермонтов и русская повествовательная проза // Русская литература. 1965 г. №1.
286. Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма. Л.,1971.
287. Фридлендер Г.М. Русская и французская литературы XIX века. // Рус. лит. 1989. №1.
288. Фрич Е.В. Личность автора в дневниках начала Х1Хв. (На путях к психологизма Л. Толстого) // Проблема автора в художественной литературе. Ижевск, 1974.
289. Цейтлин А.Г. Мастерство Тургенева-романиста. М.,1958.
290. Черный К.Г. Лермонтов и его роман // М.Ю.Лермонтов, Герой нашего времени. Ставрополь, 1947.
291. Чернышевский Н Г. Литературная критика: В 2 т. М., 1981.
292. Шаталов С.Е. Новые пути познания литературой человека и общества. // Мировое значение русской литературы XIXb. М., 1987.
293. Шевырев С.П. Стихотворения М. Лермонтова. // Москвитянин. 1841. Ч. 2. № 1.
294. Шкловский В. Заметки о прозе русских писателей. М., 1953.
295. Шнейдер Н.С. Три романа-исповеди: их авторы и герои. // Chateaubriand. Rene. Constant. Adolphe. Musset. La Confession d'un enfant du siècle. Moscow, 1973.
296. Шувалов C.B. М.Ю. Лермонтов: Жизнь и творчество. M., 1895.
297. Щеблыкин И.П. Лермонтов. Жизнь и творчество. Саратов, 1990.
298. Щеблыкин И.П. М.Ю. Лермонтов: Очерк жизни и литературного творчества. М., 2000.
299. Щемелева Л.М. Типы философского и психологического сознания в русской лирике Х1Хв. Дисс. . канд. филол. наук. М., 1975.
300. Эйхенбаум Б.М. Литературная позиция Лермонтова // Литературное наследство. Т. 43-44. М., 1941.
301. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. М.;Л.,1961.
302. Эйхенбаум Б.М. Лермонтов. Опыт историко-литературной оценки. Л., 1924.
303. Эйхенбаум Б. Литературная позиция Лермонтова. // Литературное наследство. М., 1941. Т. 43-44.
304. Эйхенбаум Б. О литературе. М., 1987.
305. Эйхенбаум Б. О прозе. Л., 1969.
306. Эйхенбаум Б. О смысловой основе «Героя нашего времени». // Рус. лит. 1959. № 3.
307. Эсалнек А.Я. Типология романа М., 1991.
308. Эткинд. Е.Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. М., 1998.
309. Янушкевич A.C. Этапы и проблемы творческой эволюции В.А. Жуковского. Томск, 1985
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.